Культура 
22.10.2017

Пустая тарелка: заслуживает ли внимания выставка фарфора в «Эрмитаж-Казань»?

Почему главный музей страны 12 лет выставляет в столице РТ малоинтересное прикладное искусство

Вместо «вкусного блюда» в Казань привезли только посуду. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на новой выставке в кремле и не увидел в ней ничего, кроме формальной попытки сотрудничества двух музеев.

ФАРФОР — ДАЛЕКО НЕ ГЛАВНОЕ В «ЭРМИТАЖЕ»

Если вы были в «Эрмитаже», то знаете — увидеть все запланированное за несколько часов невозможно. Чтобы рассмотреть каждый экспонат (учитывая филиалы музея), вам потребуется 11 лет. Чем-то приходится жертвовать. Давайте начистоту: вряд ли вы пробегали мимо Главного штаба с импрессионистами, Леонардо, Каналетто, Айвазовского и Брюллова. В основном на второй план уходят гобелены, ювелирные украшения, декоративно-прикладное искусство, и, конечно же, фарфор.

Нет, изделия из фарфора, фаянса и прочих дорогих материалов — определенно великое и прекрасное искусство. Но до безобразия скучное и неактуальное. Современный музей — это, в идеальном его виде, интерактив, доступный и понятный массам. В фарфоре, прямо скажем, разбираются единицы, что вполне логично: искусство его росписи далеко от русской культуры с ее пестрой хохломой и залихватской гжелью. Недаром лучшие образцы фарфора пришли из интровертного Востока — создание подобных произведений требует не меньшего терпения и вдумчивости, чем его лицезрение. Европейский фарфор априори вторичен и менее ценен. Российский, спродюссированный, как и многие великие достижения Запада, Петром I, уже копия второго порядка — симулякр. В России фарфор — это тетя Галя, прикасающаяся к прекрасному только во время просмотра шоу «Голос» и вздыхающая над каждой тарелочкой: «Ммм! Какая красота!»

Как и в любом направлении искусства, здесь присутствуют признанные шедевры. Но на выставке в Казани это всего две вазы XVIII века. Зато открытие экспозиции подавалось с помпой. Третью столицу России, похоже, до сих пор принимают за рядовую провинцию и пытаются удивить тем, что давно наскучило петербуржцам и туристам.

ФАРФОР — НЕ ИСКУССТВО В ЕГО ОБЫВАТЕЛЬСКОМ ПОНИМАНИИ

Несмотря на все вышесказанное, традиция росписи на фарфоре в России богатая. Связана она прежде всего с Императорским фарфоровым заводом, нынешняя инкарнация которого тесно взаимодействует с «Эрмитажем». Но экспонаты тех самых елизаветинских времен вы на выставке не увидите, как и шедевров десятка последующих десятилетий. Выставка «Под прозрачным льдом глазури» посвящена фарфору XX и XXI века. Посидите минутку и поразмышляйте, с чем у вас ассоциируется искусство данной эпохи. Ну как, вклинился фарфор хотя бы в двадцатый ряд ассоциаций?

Немалая часть экспонатов приходится на советскую эпоху — время, в котором искусство превращалось в конвейер. Фарфор всегда был искусством тиражным, в XX века это его свойство было возведено в квадрат и умножено на изрядную долю агитпропа. Отсюда и довольно простенькая посуда с сюжетами классических литературных произведений, кубистическими мотивами и анималистикой. Из этой простоты тем не менее возникает главное достоинство выставки — грамотная музейная экспозиция: залы разделены по тематикам, а путь по выставке потрясающе логичен. Просмотр начинается с образов Петербурга, плавно перетекая в искусство и его великих авторов, третий и четвертый залы посвящен основным тематикам росписи фарфора (цветы и анималистика), а пятый — фарфор для быта. В нем и кроется главный парадокс — это искусство, являясь массовым и востребованным, остается элитарным и непонятным, что по цене, что по оценке. Музейные экспонаты здесь — реклама, с которой делаются копии на продажу. Выставка все больше напоминает модный показ.

Подчас фарфор здесь выглядит как сувенир. Тарелки с сюжетами из классической литературы, фигурки театральных персонажей, вазы с видами Петербурга — как те же магнитики, но за баснословные суммы или вовсе бесценные. Соседствуя с подлинным искусством вроде современной росписи «„Эрмитаж“ вчера, сегодня, завтра», экспонаты вводят в недоумение. Пиком же торжества массовой культуры становится инсталляция из совершенно обычных чашек с принтами — символами Санкт-Петербурга (корюшка, белые ночи, Чижик-пыжик и так далее). При всей логике и подчеркнутом своеобразии русского фарфора (при всем написанном выше он остается уникальным хотя бы благодаря материалам, из которых произведен, — основные ингредиенты разнятся составом из-за географии происхождения), выставка сама не может определиться, о чем она. И как это понимать рядовому жителю Казани, купившемуся на рекламу?

ФАРФОР — НЕ СОБЫТИЕ ДЛЯ КАЗАНИ

Третья столица России музеями откровенно не балует. Смотреть здесь, по большому счету, нечего. Филиал «Эрмитажа» вполне мог бы стать жемчужиной — хотя бы потому, что он один такой в России. Но взаимодействовать со своим старшим братом у него получается не очень здорово, жителям города приходится напрячься, чтобы вспомнить хоть одну яркую выставку. Правда в том, что их не было. Обычно казанцам на ум приходят «Сокровища Золотой Орды» — первая выставка с момента открытия филиала «Эрмитажа» (на Западе это вполне бы сошло за расизм).

Вывод из всего этого простой: один из богатейших музеев мира не торопится делиться с провинцией. Восприятие Казани как рядовой провинции — крайне спорное видение со стороны Петербурга. Но оно вполне очевидно, поскольку доказывается действиями: ничем более-менее узнаваемым «Эрмитаж» делиться не хочет. Парадокс в том, что на это согласна «Третьяковка» — выставка художников «Серебряного века» с врубелевской «Царевной-лебедь» стала настоящим бумом, люди фотографировались даже со стендом на улице. Казанцы вполне восприимчивы к большому искусству, а картина великого художника никуда за все время не пропала. Чего же боится «Эрмитаж»?

На прощупывание почвы это тоже не походит. Сотрудничество музеев не сдвинулось с мертвой точки: уже 12 лет в Казани выставляют малоинтересное прикладное искусство. Открытия проходят с помпой, но самой интересной их составляющей остаются спикеры — слушать Минтимера Шаймиева и Михаила Пиотровского на фоне лент в разы приятнее, чем экскурсоводов на фоне бесценной посуды. Пока Россию покоряют оригинальные экспозиции современного искусства и медиа-выставки, Казань делает праздник из запылившихся сокровищ «Эрмитажа».

Соседство с Государственным музеем изобразительных искусств делает выставку даже более неуместной, чем находящаяся в том же зале экспозиция любимого художника российской эстрады — Никаса Сафронова. Этажи с гениальным Николаем Фешиным пустуют, пока публика покупается на громкие вывески, скрывающие за собой пустоту. Скромная пятизальная экспозиция обойдется вам в 200 рублей — приличная сумма для музеев провинции. Ровно столько же вы сможете потратить на билеты в ГМИИ и филиал Русского музея в сумме.

Северная столица жадничает угощать братьев деликатесами, но горазда дразнить пустой посудой. Тоже искусство, тоже хватает ценителей, но крайне скромно на фоне богатейшей коллекции «Эрмитажа». Если и есть смысл в сотрудничестве, то он состоит в том, чтобы возвращать современных людей в классические музеи. Пока же они пустуют. Торжественное открытие временной выставки с громкими именами и толпами журналистов больше походит на формальный отчет, чем на маркетинговую стратегию.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.10.2017 11:59

Полная чушь. Высокое искусство как и литература, кинематограф, поэзия, музыкальное творчество, живопись, фотография (и до бесконечности) оно прекрасно сврей субьективностью. Музейная культура (вещи, артефакты, даже говоря о картинах) она предполагает знакомство с историей цивилизации, наследием не только через уники, но и дух истории, атрибуты культуры, даже средой и повседневностью. Укорять Эрмитаж в том, что она не делится "сокровищами" смешно. Во-первых, Эрмитаж это не картинная галерея, это МУЗЕЙ. И каждый раз мы видим разные грани коллекций великого музея показанные тематически, через "вещи". Ну хотелось бы Вам увидеть в Казани работы Леонардо да Винчи, понятное стремление - но зачем все сводить к знакомству с одной пусть знаменитой, но уже растиражированной картиной. Выставки Эрмитажа, как и многих других музеев знакомят нас со всем многообразием культуры

  • Анонимно
    22.10.2017 11:59

    Полная чушь. Высокое искусство как и литература, кинематограф, поэзия, музыкальное творчество, живопись, фотография (и до бесконечности) оно прекрасно сврей субьективностью. Музейная культура (вещи, артефакты, даже говоря о картинах) она предполагает знакомство с историей цивилизации, наследием не только через уники, но и дух истории, атрибуты культуры, даже средой и повседневностью. Укорять Эрмитаж в том, что она не делится "сокровищами" смешно. Во-первых, Эрмитаж это не картинная галерея, это МУЗЕЙ. И каждый раз мы видим разные грани коллекций великого музея показанные тематически, через "вещи". Ну хотелось бы Вам увидеть в Казани работы Леонардо да Винчи, понятное стремление - но зачем все сводить к знакомству с одной пусть знаменитой, но уже растиражированной картиной. Выставки Эрмитажа, как и многих других музеев знакомят нас со всем многообразием культуры

  • Анонимно
    22.10.2017 12:03

    Согласен, скучная выставка. Пиотровский почему - то не хочет привозить сюда свои шедевры. Видно, наши экономят на страховке

    • Анонимно
      22.10.2017 12:18

      Обывательское суждение. Ну что в Вашем понимании "шедевры" и что должен привезти в Казань Пиотровский. Тогда давайте порассуждаем здесь на страницах БО о каких выставках должна идти речь, составим некий шорт-лист и проголосуем за то чтобы в первую очередь не руководство музея и минкульта, а казанцы определяли тематику выставок. Что же нам надо увидеть такого без чего нам всем так "скучно")). Кстати, я серьезно. Только не предлагайте все время Золотую Орду и кочевников. Таких выставок было уже немало и тоже народ не ахти как ликовал.

      • Азат Д
        22.10.2017 13:11


        Кому надо, пусть в Питер сгоняют, и посмотрят всё, заодно атмосферный живой 300 летний город.

        • Анонимно
          22.10.2017 20:35

          Сырой, серый, абсолютно депрессивный город. В питер хорошо приезжать только для того, чтобы переехать в Финляндию.

  • Анонимно
    22.10.2017 12:29

    Ну, Николай, это ваше личное мнение. Логично будет узнать реакцию г-на Пиотровского на эту критику. Почему он везёт в Казань пустую посуду из ДПИ без, понимаешь, культурных деликатесов?

  • Азат Д
    22.10.2017 13:10


    В тарелки очпочмаки могли положить, в в кружки кефир налить, инде.

  • Анонимно
    22.10.2017 13:31

    Защитникам Пиотровского- примером может стать Третьяковка, поразившая Казань своей выставкою и привезёнными шедеврами.

    • Анонимно
      23.10.2017 11:36

      20 картин и самых лучших были из Музея изобразительных искусств РТ

  • Анонимно
    22.10.2017 16:16

    Вот не вижу ничего плохого, что Эрмитаж организовал в Казани выставку фарфора. Всегда любила рассматривать красивую посуду и статуэтки, какого бы времени изготовления они не были. Так что, не надо судить только по себе и по своему вкусу. .

    • Анонимно
      22.10.2017 17:44

      Это обывательски- мещанские хотелки, тарелочки- марелочки.

  • Анонимно
    22.10.2017 17:39

    С большим интересом схожу на выставку фарфора

    • Анонимно
      23.10.2017 09:38

      Была. Есть смысл посмотреть только один зал. Остальное - современная посредственность с претензией. На фото в статье посетители фотографируют стенды. Нам сказали - запрещено, авторское право.

  • Анонимно
    22.10.2017 19:52

    Фарфор это не только высокое искусство - это еще и высочайшие технология - высокие технологии, хай-тек.

    • Анонимно
      22.10.2017 20:17

      Расскажите китайцам поставившим это на поток.

      • Анонимно
        22.10.2017 21:10

        Ну да, конечно же.

        Разные ай-фоны, ай-пады и прочие гад-жеты, поставленные "на поток" никоим образом не являются высокими технологиями - так ширпотреб.

        Кто это Вам так "прошил" мозги?

  • Анонимно
    22.10.2017 21:28

    Лет двадцать назад смотрела в залах музея Горького выставку фарфора из хранилища нашего Национального музея.Там были представлены экспонаты не хуже сегодняшних.Если бы нашему музею дали бы возможность (и такие залы) выставляться....

  • Анонимно
    22.10.2017 22:57

    Уважаемый господин Самофалов! А почему Вы не упоминаете про выставку импрессионистов , которая произвела, как Вы выражаетесь, бум, причем больший чем выставка из Третьяковки. Или Вы не польстили данную выставку своим присутствием и критикой? Научитесь быть объективным. И не выставлять свое мнение как окончательное и не требующее возражений.

    • Анонимно
      23.10.2017 09:56

      Так Самофалов на других выставках скорее всего не бывал. Обратите внимание на другие его статьи. Все о футболе, да о футболе...

  • Анонимно
    22.10.2017 23:11

    АНОНИМНО
    22.10.2017 13:31
    Ответ знатоку по шедеврам из Третьяковки. Из 81 экспоната, представленных на выставке, 20 было из нашего родного ИЗО.

  • Анонимно
    23.10.2017 03:58

    В музее завода изготавливавшего, в Советское время, изделия из фарфора, я смог увидеть супер изделия. Изготовленные в России разными мастерами, которыми пользовались вельможи и партийные руководители. Это необыкновенно красивый, настоящий художественный шедевр из тонкого фарфора, к сожалению, в музее даже близко ничего такого нет, жаль. А такое большое красивое здание, столько работников, огромный штат обслуживания, а смотреть нечего. Если бы были на самоокупаемости давно бы разорились.

  • Анонимно
    23.10.2017 06:30

    Эрмитаж показал фантастические шедевры и раритеты, до сих пор берегу каталоги выставок "Кочевники Евразии - на пути
    к империи", "Сокровища Золотой орды", "Полцарства за коня", Древние Олимпиады, Французские импрессионисты , др. Статью о фарфоре написал неошариков и малограмотный товарищь. Сейчас таких становится все больше, к сожалению.

  • Анонимно
    23.10.2017 16:30

    Странная статья... За 12 лет существования своего представительства в Казани (кстати оно первое, но не единственное в России. Эрмитаж-Выборг живет уже восьмой год) Государственный Эрмитаж показывал свои шедевры. Напр., "Эпоху историзма"с мебелью, с разнообразным ДПИ, скульптурой и живописью, или" Искусство Испании", "Франции 17-18 веков", "Импрессионисты", грандиозное "Художественное оружие" из своего собрания. Совершенно точно знаю, что подобной выставки не было нигде в мире. В Казани было показано оружие из Эрмитажного арсенала от Древнего мира до ценнейшей коллекции Николая I. В нашу провинцию не побоялся привезти свои экспонаты ни Лувр, ни музей Виктории и Альберта.
    Знакомый автору М. Врубель сказал:"Лучшее искусство - русский фарфор". Печально, что Самофалов увидел в залах лишь пустую тарелку, а не первые виноградовские вещи для Елизаветы Петровны.

  • Анонимно
    29.10.2017 11:24

    Прежде чем сравнивать выставки эрмитажного центра в Казани с выставкой из Третьяковки (и тем более писать о музеях Казани) сравните рекламу двух выставок. Бум Третьяковки обеспечила "недешевая" (я так думаю) реклама. Весь город утопал в афишах выставки. Люди о ней узнавали и шли на нее. Вот он бум! У эрмитажных выставок, выставок из Русского музея, проектов казанских музеев - нет такой рекламы и не было. Поэтому как можно сравнивать эти проекты? Нужно быть объективнее! А на выставку обязательно схожу, чтобы сложилось свое мнение.

  • Анонимно
    29.10.2017 13:42

    Более чем странная статья. Автор пытается навязать нам своё видение, но похоже почти не разбирается в предмете. Да и с памятью у него плохо - не помнит предыдущих выставок Эрмитажа. Посмотрев экспозицию выставки, замечу - удачно подобранную по составу, перед срителем предстаёт всё многообразие русского императорского фарфора. Автор статьи увидел только два на его взгляд уникальных экспоната из почти 600-т выставленных. Что же, жаль автора статьи. Жаль что он "не заметил" ни уникальной столешницы Красовского, ни уникальных предметов XIX века, ни советского агитфарфора, ни многого другого, что поражало и поражает истинных знатоков и ценителей русского и советского фарфора. Заметил же пустую тарелку и кружки художника Флоренского. Жаль Самофалова - видимо он представитель той части общества России, которое предпочитает питаться из Макдональса из одноразовой посуды. Не зря писал велий М. Врубель: "Лучшее искусство - русский фарфор". А до искусства, до его понимания надо дорасти.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже