Общество 

«Зачем татарам нужна Ксения Собчак?»

Руслан Айсин
2017-10-28 08:00

«Информационно, организационно и концептуально на стороне татарского языка выступил не ВКТ, а неформальные объединения новой генерации татарской интеллигенции», — размышляет политолог Руслан Айсин. Это показатель того, как на место ВКТ в национальное общественно-просветительское и интеллектуальное пространство врываются новые динамичные силы, считает автор «БИЗНЕС Online», уверенный, что татарский мир проходит сейчас через необходимые кризис и боль.

Руслан Айсин Руслан Айсин Фото: Ирина Ерохина

«ЯЗЫКОВАЯ ПРОБЛЕМА СТАЛА ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПОВЕСТКОЙ, ПРИЧЕМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ»

Очевидно, что общество выходит из состояния долгой спячки, вызванной периодом нефтяного благосостояния и естественным спадом после фазы активности. Ничто так не убаюкивает и не вводит в обывательскую негу, как мнимый комфорт. Он полностью покрывает и растворяет, словно в кислоте, любой позыв к активности за пределами конформистски очерченного круга. Такова общая заданность антропологического фактора. Человек провозгласил себя социальным животным, и часто, загнанный в стойло внешнего комфорта, он и ведет себя соответствующим образом.

Но что же выводит человека из состояния неги? Кризис и боль. Боль — это то, что заставляет человека мучительно искать смысл. Смысл всегда связан с критическим отношением к реальности. В этом пафос человеческого величия, его мотивирующий алгоритм выхода из сумрака к свету. Слово «пафос» же переводится с греческого не только как «страсть», но и как «страдание».

В этом разрезе мы и предлагаем взглянуть на те события, которые захлестнули сейчас Татарстан и весь татарский мир. Для людей, вовлеченных в аналитический процесс, не секрет, что мы находимся в ситуации кризиса, входящего в острую фазу. Он показал исчерпанность того пути, по которому мы — уверенно вначале, неуверенно затем — шли эти годы.

И вот грянула языковая проблема. Об ее истоках и причинах много и со смаком пишут разные публицисты и аналитики, хорошие и не очень. Она стала доминирующей повесткой, причем политической. Из сугубо образовательной, узко специальной, она разрослась до размеров федерального масштаба, попутно зацепив президентскую избирательную кампанию. Мы тут говорим об обращении инициативной группы татар к Ксении Собчак с просьбой поднять тему татарского языка. Дочь ныне покойного мэра Санкт-Петербурга, кто не в курсе, объявила о выдвижении на пост главы государства. И кто мог еще полгода назад предположить, что татары увидят в «блондинке в шоколаде», «светской львице» и экс-телеведущей пошлейшей и скандальной передачи «Дом-2» свою потенциальную союзницу? И смех, и грех, как говорится... 

Проблема преподавания татарского языка в школе, которая, по большому счету, не была таковой до известного заявления Владимира Путина летом текущего года в Йошкар-Оле, реанимировала стихшую общественную активность. Иное дело, что она, как мы описали выше, пришла через боль, через оглушительный звон будильника у уха крепко спавшего. Кризис вызвал к жизни дремавшие силы. А история не любит пассивных, она ведет за собой устремленных.

Ильдус Нафиков Ильдус Нафиков / Фото: tatarstan.ru

«ПРОКУРАТУРА СОЗНАТЕЛЬНО ПОЛИТИЗИРОВАЛА ЯЗЫКОВУЮ ТЕМУ И ПОРОДИЛА НАПРЯЖЕНИЕ»

Кстати, президент Рустам Минниханов на исторической, без преувеличения, сессии Государственного Совета РТ, сказал, что прокуратура сознательно политизировала языковую тему и породила национальное напряжение. «Хватит терроризировать школы», — отчитал он прокурора республики Илдуса Нафикова.

Интересно, что целый ряд специалистов в духе популярной конспирологии считают, что за проблематизацией лингвистической темы стоят структуры, связанные с чуть ли не с «генералом нефтяного лобби» Игорем Сечиным, которые затеяли целую многоходовку, и расшатывание межнационального баланса в республике — это лишь первый шаг. Делается это очень просто — через провоцирование межэтнического конфликта. На сей раз выбран язык в качестве затравки. Дальнейший ход «провокаторов-кукловодов» читается легко: подрывают позиции региональной власти и Минниханова, подогревают тему конфликта через федеральные СМИ и Telegram-каналы, поддерживают наиболее радикальных противников правительства. Это известная технология, когда агрессивное меньшинство диктует волю большинству и подается оно как требование всего общества. Об этом, кстати, на сессии Госсовета тоже было сказано.

За всей этой политической игрой стоит одна цель — убрать Минниханова и его команду, ликвидировать проект «Татарстан» и растащить по-хищнически ее авуары: ТАИФ и «Татнефть» как главный приз. Стоит лишний раз напомнить, что та же «Татнефть» — единственная крупная нефтяная компания, принадлежащая субъекту федерации, а не крупному олигархическому синдикату (Чечня и ее собственность не в счет. И активы там пожиже, и Рамзан Кадыров равновеликий по влиянию с Сечиным). Безусловно, как в 90-е в России во всем был «виноват Чубайс», так сегодня — Игорь Иванович. Однако для конспирологии имеются и объективные предпосылки. Как известно, «Роснефть» делает все, чтобы стяжать лавры монополиста в этой ключевой для экономики области, что стало особенно выпукло видно после «отжатия» «Башнефти» у «Системы». 

Мы начали с темы кризиса и общественного пробуждения неспроста. «Дух божий действует в истории»,—  говорил Гегель. «Бог правит миром, содержание его правления, воплощение его плана — это мировая история», — считает величайший философ. Нам кажется, что это какие-то внешние проявления давят на нас и выступают застрельщиками и причиной преобразований. В действительности это историческая предопределенность.

Все случайности не случайны. Кризис показывает, обнажает во всей полноте проблему, но в то же самое время он закладывает потенциал к его преодолению. Языковая проблематика вернула в центр общественного обсуждения фактор политической субъектности Татарстана и запустила процесс поиска новой модели национального самоопределения.

Фактически одним своим ярким и жестким выступлением на сессии Госсовета президент Минниханов сделал заявку на региональное лидерство. Эта была речь политического деятеля. Чувствуете, это дыхание эпохи политически сильного Татарстана времен Минтимера Шаймиева врывается в вялый ход истории.

«НА МЕСТО ВКТ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВРЫВАЮТСЯ НОВЫЕ ДИНАМИЧНЫЕ СИЛЫ»

Нельзя обойти стороной ситуацию, сложившуюся вокруг «Милли Шура» и всемирного конгресса татар (ВКТ). Бесспорно, околоофициальное национальное движение находится на нижней точке своей траектории. Информационно, организационно и концептуально на стороне татарского языка в этом споре выступили неформальные объединения новой генерации татарской интеллигенции, которые провели такую кампанию поддержки, что многие до сих пор пишут о миллионных вливаниях со стороны каких-то анонимов (ох уж эта конспирология) в проект. На самом деле, это яркий показатель того, как на место ВКТ в национальное общественно-просветительское и интеллектуальное пространство буквально врываются новые динамичные силы. Тут нет ничего удивительного, это веяние времени. На место старых приходят новые. Все по Гегелю.

Достаточно посмотреть, как поздно ВКТ выступил с заявлением по языку. Когда все уже стояли на ушах и тема даже вошла в федеральную повестку, когда волна критики напирала — вот тогда конгресс и сказал свое слово. При том, что в момент выхода заявления руководство аппарата ВКТ находилось в Уфе на... конкурсе «Татар кызы». Получилась очень двойственная ситуация в духе театра абсурда... Нас могут попрекнуть за необъективность и сослаться на то, что, по сути, ВКТ — не автономная организация, а лишь «приводной ремень» аппарата президента РТ. Но разве это не проявление кризиса?

Об этом мы писали в серии статей накануне всемирного курултая татар в августе месяце. Тогда же мы призывали ВКТ создать юридическую службу для отстаивания интересов татарского мира. Когда начались буквальные наезды прокуратуры на директоров школ с требованием изменить учебные планы — все вспомнили о том, что адвокатов и юристов-то у нас и нет. Юридическая служба министерства образования РТ не справлялась с таким наплывом просьб о помощи. Те же самые активисты татарской интеллигенции находили адвокатов и взяли на себя это бремя защиты учителей.

Говорили мы и о важности объединения народов Поволжья и Урала, где главную роль должен играть ВКТ. И вновь мимо кассы: вместо конгресса обязанность организатора и идеолога взял на себя недавно образованный совет интеллигенции татарского народа, который и создал координационный совет этих народов.

Ринат Закиров Ринат Закиров Фото: Сергей Елагин

«ЗАВИСИМОСТЬ КОНГРЕССА ТАТАР ОТ ВЛАСТИ УСИЛЕНА ЕЩЕ БОЛЬШЕ»

Тот факт, что необходимы системные преобразования и перезагрузка, признавало даже руководство ВКТ. Ее итогом стало создание «Милли Шура». Название символичное. Но название не означает реального наполнения. Изменения оказались косметическими. А проблемы еще более усугубились. Кстати, ровно сто лет назад татары политически оформились под крылом «Милли Шура», чтобы восстановить свою государственность. И, между прочим, почему ВКТ и «Милли Шура» не проведут круглый стол или конференцию, приуроченную к этому важному событию в истории татар, да и всей страны? Это ведь тоже кризис исторического сознания. К слову, историческое самосознание и язык — базисные сущности, формирующие национальную идентичность. Мы не знаем, как фундаментально ВКТ планирует сохранять эти два аспекта. Где дорожная карта? Где think tank при ВКТ?

Трехглавая система «Милли Шура» (глава «Милли Шура» — ВКТ — федеральная национально-культурная автономия татар) так и не явила urbi et orbi свое видение стратегии развития татарского народа. До нас лишь доходят отголоски их подковерного противостояния, воспроизводящие, к нашему большому сожалению, сюжет басни Крылова о раке, лебеде и щуке, тянущих арбу каждый в свою сторону.

Многое не ясно в организационной структуре «Милли Шура». Почему глава всемирного конгресса татар Ринат Закиров — лицо, назначаемое главой «Милли Шура», а не избираемое? Значит, его представительный статус равен одному росчерку пера Василя Шайхразиева о низложении. В чем тогда представительность ВКТ? Выходит, что зависимость конгресса татар от власти усилена еще больше, что усиливает паралич одновременно и конгресса, и власти...  Есть юридические коллизии с уставом и полномочиями исполнительных органов ВКТ.

Как говорится, рвется всегда там, где тонко. Процесс, как говорил один небезызвестный лидер в 80-е года, пошел... 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
Моисей
28.10.2017 09:11

Татарам не Собчак нужна
Всем нерусским коренным народам нужна своя политическая партия
Места в Госдуме
Нас 40миллионов
Мы должны участвовать в формировании законов и внутренней политики

  • Моисей
    28.10.2017 09:11

    Татарам не Собчак нужна
    Всем нерусским коренным народам нужна своя политическая партия
    Места в Госдуме
    Нас 40миллионов
    Мы должны участвовать в формировании законов и внутренней политики

    • Анонимно
      28.10.2017 09:33

      Ссылку про 40 миллионов можете оставить? Или просто сотрясаете воздух. Википедия говорит про 27 млн., среди которых татар 5,5 млн. Комментатор, повышайте свою значимость умом и трудом, а не придуманными цифрами.

      • Анонимно
        28.10.2017 09:56

        27 миллионов это мало разве. При достаточной мотивации хватит на чтобы весь мир перевернуть, а уж права свои защитить тем более хватит. Да и с каждым годом растет количество. Нац.большинство более чем на треть из пенсионеров состоит. А детей в России только 65% русских и 35% нерусских. Через 30 лет это поколение будет политикой заправлять.

        • Анонимно
          28.10.2017 12:10

          Вы в открытую дверь бьётесь.))) Ещё 17 лет назад в Госдуму прошло Движение коренных народов России "Рефах". Ведущая роль была там у мусульман. Весомо были представлены буддисты (тувинцы, буряты, калмыки) - даже газета издавалась "Буддистская газета".

          • Буре
            28.10.2017 18:54

            Если будет на мусульманской основе ничего не выйдет
            Религию в создание партии не надо вмешивать

        • Анонимно
          29.10.2017 09:02

          Да хоть половина.
          Эти 35 % стремятся стать русскими в культурно-языковом плане.
          Вы их движение не застопорите.
          Россия может даже пожелтеть или почернеть. Но это будет Россия русская по языку, русская по культуре.

      • Анонимно
        29.10.2017 09:33

        Татар к мире около 40миллионов человек.В это число находят и татары Индии и Пакистана,Ирана и Афганистана.Но их почему то не считают.В РФ татар около 12миллионов.

      • Анонимно
        30.10.2017 23:32

        /Википедия говорит про.../
        А Википедия это авторитет?

    • Анонимно
      28.10.2017 09:36

      Можно назваться партией федералистов, с соответствующей программой - демократия, свобода, местное самоуправление, равенство наций и самое главное защита конституционного строя. Я бы в такую хоть сиюминутно вступил. Давайте группу вконтакте создадим и начнем поиск 100 единомышленников в каждом регионе.

      • Анонимно
        28.10.2017 10:20

        Идея хорошая, в программу ещё добавить сохранение идентичности народов
        Рим Дашкин

      • Анонимно
        28.10.2017 20:39

        Собчак такую партию вам не создаст, а другим не позволят. Демократия не того уровня.
        Шалтай-балтайских 25 летних партий и лидеров- пенсионеров хватает(ЖиЗюМиЯ). А конкурентов у ЕР нет и не будет, как не было у КПСС.

    • Анонимно
      28.10.2017 09:59

      На Украине была партия регионов, которая отстаивала интересы регионов и национальности

      • Анонимно
        28.10.2017 10:40

        Что это за партия регионов, отстаивавшая интересы регионов и национальностей, но не отстаивавшая интересы крымских татар? Не вводите в заблуждение.

    • Анонимно
      28.10.2017 12:10

      Вы будто слова Буре повторяете)

    • Анонимно
      28.10.2017 18:36

      обращение по данному вопросу к собчак-это игра затеенная промосковскими деятелями,иначе быть не может- никто адекватный этой кукле не мог обращаться-имея мозги

  • Анонимно
    28.10.2017 09:17

    Руслан спасибо, объективно.

  • Анонимно
    28.10.2017 09:19

    Всевышний Аллах дал народам языки (см. Коран, сура "Комнаты"). Язык - это дар Божий и испытание Божье (благодарит ли народ своим языком Создателя или нет). Татары (большинство) отвернулись от Создателя и Его религии - вот расплачиваются за то, что их язык не поминает Бога. У многих татар дети - национальные нигилисты. "И туган тел, и матур тел - әткәи-әнкәмнен теле! Аллаһны искә алмыйсаң - булырсын Янгын (Җәһәннәм) көле... ". Вот причина расплаты за безбожный язык. В Коране сказано: "Хорошее слово подобно красивому, цветущему дереву, а плохое слово - высохшему и прогнившему дереву". Наше слово (безбожное, не поминающее Аллаха) уже подобно высохшему и гниющему дереву.

  • Анонимно
    28.10.2017 09:33

    Императрица Ксения 1. С моралью Екатерины 2.

    Может перерождение?

  • Анонимно
    28.10.2017 09:33

    Отличная статья!

  • Анонимно
    28.10.2017 09:48

    Надо партию защищающую интересы всех народов, справедливое распределение ресурсов между регионами (доходы от природных ресурсов должны оставатся в республиках). Все национальные регионы поддержат, урал, сибирь поддержат. Только реги оны иждевенцы будут против такого распределения.

    • Анонимно
      28.10.2017 10:05

      Где НДС взимается - там и должен оставаться.

      Ндс - это деньги граждан региона за покупку.

      • Анонимно
        28.10.2017 11:15

        Регионы иждивенцы, это кто. Где живут люди иждивенцы. Где живут люди-лентяи, которых кормят люди-работяги из регионов, где по независящим от людей-работяг причинам есть полезные ископаемые. Я вам напомню, регионами донорами у нас в России являются все регионы где есть хоть какое то приемлемое количество полезных ископаемых. Или вы считаете что мы здесь лучше и больше работаем чем человек на аналогичной должности в Удмуртии. Или мы здесь работаем по 16, 18 часов ?
        Ответьте, мне. Чем вы себя считаете лучше, чем простой работяга, живущий и работающий в регионе где нет нет нефти, газа, и руды.
        Я сам с Альметьевска, работаю в Татнефти 17 лет. Работал по всему юго-востоку. Это намек. В Казани тоже нет нефти, газа, и руды. А есть запросы и "удащливые". Так что по умерьте свой пыл

        • Анонимно
          28.10.2017 14:53

          Вам , мнимому работяге из Альметьевска, сто раз писали, что Казань из заработанных 135 млрд, себе оставляет всего 10 млрд. Кто кого кормит , надеюсь уяснили. Арифметикой владеете?

    • Анонимно
      28.10.2017 12:06

      Как раз таки доходы от ресурсов должны идти всем регионам, а не тем, кому повезло. А вот добавочная стоимость (доходы от труда и интеллектуальной деятельности) оставаться регионам. То есть от продажи металла - всем, а от собранного из металла камаза - уже самому региону

      • Анонимно
        28.10.2017 14:37

        А экологию кто будет расхлебывать?

        Почему скважина в деревне Татарстана портит экологию и дает онкологию татарам или другим деревням рядом со скважиной

        А прибыль всему миру?

        • Анонимно
          28.10.2017 19:09

          Ну это же считается все и компенсируется. Шахтеры - не рабы, они добровольно свое дело делают.

  • Анонимно
    28.10.2017 09:57

    Убожество -надеятся на поддержку татарского языка от Собчак. С её взглядами и установками на народ как на генетическое отребье это и получите в подарок.

  • ПанАлекс
    28.10.2017 10:15

    Интересно, а чем этот "политолог" зарабатывает на жизнь?
    Если он не знает, что Татарстан давно уже не владеет Татнефтью. Конечно он акционер - но контролирующий менее 30%. А кто же контролирует хотя бы 67% видимо не знает (я тоже не знаю - могу только предполагать, тем более что почерк по отсутствию владельца точно такой же как и у хозяина ТАИФа).
    А если и обсуждать, почему Путин + Сечин могут убрать Минниханова, то это точно не для захвата того, что и так Татарстан не контролирует. Просто РМН часто контактирует с "либеральной" частью верхушки РФ. а ВВП на Валдае намекнул что с этой частью ему не по пути...

    • Анонимно
      28.10.2017 10:27

      По Роснефте и Газпрому дайте раскладку пожалуйста.

      Лукойл - интересно тоже насколько государственный?

      • ПанАлекс
        28.10.2017 10:55

        До конца прошлого года в Вики висела инфа, что 49% Газпрома принадлежит "Вангарду", но потом по ее "просьбе" это убрали (все таки с 01 октября 2016 Вангард получило от правительства США контроль за интернетом всего мира).
        Пока основными акционерами Газпрома и Роснефти числится РФ. Но если внимательнее посмотреть на последние санкции, касающиеся в том числе нефтегаза, то там есть примечательный пункт, что санкциям могут быть подвержены компании с долей гос-ва более 30%. То есть Татнефть уже точно не подвергнется санкциям. А вот чтобы Газпрому продолжить "Северный поток" или многолетние контракты с Европой придется срочно продавать 21% акций. Аналогично с Роснефтью...

        • Анонимно
          28.10.2017 11:15

          И что хорошего вы видете в этом?

          • Анонимно
            28.10.2017 21:01

            Виднее с верхушки центральной пирамиды и она становится выше и выще. К ним и вопрос. Расходы же растут.

          • ПанАлекс
            28.10.2017 23:49

            Да ничего! Просто почти все что негативного происходит внутри и вне России это отголоски борьбы за последние контрольные пакеты крупнейших как бы госкорпораций: американских глобокомпаний со своими служащими "либералами" и большей части олигархата с Путиным и его "друзьями".
            Нам же от этого только хуже при любом исходе...

  • Анонимно
    28.10.2017 10:20

    "ВКТ — не автономная организация, а лишь «приводной ремень» аппарата президента РТ". Ощинь точна сказана. И вся эта возня с флешмобами, обращениями, письмами - показатель провала национальной политики в Татарстане и свидетельство полной несостоятельности управления АП РТ по внутренней политике.

  • Анонимно
    28.10.2017 10:47

    Мне как юристу с многолетним стажем пришла только одна идея, как спасти Таиф и Татнефть.Нужно все акции безплатно передать трудовым коллективам обществ.Тогда никто и никогда не сможет их забрать.И народ сам горой встанет за президента РТ и парламент.И сделать народные предприятия..

    • Анонимно
      28.10.2017 10:53

      Вы, батенька, мечтатель!

    • Анонимно
      28.10.2017 10:57

      За бутылку водки как ваучеры часть точно продадут.

      А потом борьба начнется юристов скупивших ваучеры и безграмотных владельцев.

      Кстати почитайте интервью ряда миллиардеров - так и были скуплены многие предприятия России - просто выкупали какую то часть раздробленных акций за копейки вводили управляющих и до свидания мелким акционерам, которых на порог не пускали.

    • Анонимно
      28.10.2017 12:13

      Поддерживаю!

    • Анонимно
      28.10.2017 14:55

      С чего это только трудовым коллективам? Чем вы лучше олигархов будете?

    • ПанАлекс
      28.10.2017 16:23

      То есть отобрать их у американских акционеров и местных олигархов и передать коллективу? Давно считаю что большинство компаний в России должны перевести в форму "народных предприятий". Но этого не допустит нынешняя власть и нынешний строй. Все таки, когда сталинская экономика показывала рост в 20% ВВП, главным драйверами этого роста были аналоги "народных предприятий", что составляли 40% экономики, и "сдельная оплата" - что в госпредприятиях что в "народных"...

    • Анонимно
      28.10.2017 18:40

      нужно на их базе создать НАРОДНЫЕ предприятия-по хорошему,без революций и без кровопролития.

    • Анонимно
      28.10.2017 21:11

      Мы не Китай, это их образ жизни. У нас это уже проходили с ваучерами, результат известен и это наш образ жизни. Даже Собчак тут не поможет.

  • Анонимно
    28.10.2017 11:27

    А акции и не продавть пока не встанем с колени не надо будет их продавть что бы выжить самому и семье....

    • Анонимно
      28.10.2017 21:18

      А ваучеры зачем продали? Голод не тетка, тем более организовать его не проблема как табачный или другой при полных складах. Бегом продадите.

  • Анонимно
    28.10.2017 12:39

    Если Шайхразиев - милли Шура ВКТ и ее лидер, тогда какова его программа? Кто и где выражает его мнение? Кто его назначил и зачем? 100 лет назад у милли шуры было Милли идарэ - нац управление, исполнительный орган. Теперь это исполком ВКТ? А кто в него входит кроме Закирова? Накосячили в самый неудобный момент.

  • ravrr
    28.10.2017 13:20

    >Проблема преподавания татарского языка в школе, которая, по большому счету, не была таковой до известного заявления Владимира Путина

    Проблема преподавания была уже 20 лет назад, когда несмотря на 5 уроков в неделю, язык не выучил никто, из тех учеников, кто его не знал. Как и многие другие проблемы она ретушировалась и тщательно скрывалась.

    • Анонимно
      30.10.2017 15:18

      Проблему преподавания родного языка создали сами руководство и министерство образования. А именно превратив детей в русских уже в детсадах, отпала необходимость дальнейшего образования на родном: на татарском, башкирском, чувашском
      , и т.п.

  • Анонимно
    28.10.2017 14:45

    Все судорожные движения направлены для сохранения Таифа и остальных природных богатств для миллионеров.

    • Анонимно
      28.10.2017 15:06

      А Вы хотите отдать китайцам и катарцам как роснефть?
      И еще медаль за это получить?

      • ravrr
        28.10.2017 16:25

        >А Вы хотите отдать китайцам и катарцам как роснефть?

        Напомни, в чём разница между гражданством различных буржуев?

  • Анонимно
    28.10.2017 16:02

    Не только для миллионеров конечно, и для республики тоже. Пора уже это понять. Не от хорошей же жизни они взяли эту обузу на свои руки. Другой вопрос на счет языка, скоро по моему и русский язык будет невостребованным как и татарский. Живем же в мире где больше ценится молчание золотое и ложь.

    • Анонимно
      28.10.2017 21:45

      Верно. Но ложь нужна только вначале, чтоб разбогатеть. Чем ты богаче, тем молчаливей можешь быть, а тебя понимают с пол слова или по жесту.
      Энглиш( для шика) и язык жестов, они универсальны во всем мире. И Собчак тут не при чем, если только полюбит чак-чак.

  • Анонимно
    28.10.2017 19:40

    Татарский язык в мире будет больше востребован, так как тюркское население в мире увеличивается без ограничений.

    • Анонимно
      28.10.2017 22:48

      Татарский изолировался от тюркских языков. тем более что они перешли или переходят на латиницу. Английский язык - будущее.

  • Анонимно
    28.10.2017 21:21

    За 3 месяца работы Шуры ничего не изменилось в работе организации. ничего! Сайт бедный, оперативность равна нулю. Шайхразиев бессилен?

  • Гарифулла
    28.10.2017 22:41

    Если так называемая элита сама не будет показывать пример сохранения и развития родного языка, народ не поверит в них

  • Анонимно
    29.10.2017 07:59

    Нет востребованности языка, его применение необязательно, то и изучать его никто не будет. Вот ошибка руковрдства республики. Кто поинтересовался, почему 20 лет не дал результатов. Не владеют хотя бы разговорным, это было видно невооруженным глазом. Аналитики не было. ВКТ и Миобр боролся только за преподавание любой ценой, не понимая, что это половинчатое решение, и оно приведет к тому, что имеем. Область применения не создана. Методика и стандарты также вне всякого здравого смысла. В ВКТ нет своих аналитиков.

  • Анонимно
    30.10.2017 23:36

    Ничего не делалось для татар кроме сабантуев. Вредительство.

  • Анонимно
    3.11.2017 13:14

    Статья для размышляющих!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль