Общество 
31.10.2017

Как Фарид Абдулганиев спасает Волгу: на мегапрограмму ищут 16 миллиардов рублей

Страна объявила войну за спасение главной реки: в республике будут строить и чинить очистные, а со дна поднимут сотню затонувших кораблей

Проект по оздоровлению Волги, который реализуют в РТ до 2025 года, презентовал сегодня Фарид Абдулганиев. Программа пока не принята, но уже отправлена в Москву на утверждение. Не дожидаясь федеральных денег, правительство за три года направило из бюджета республики на эти цели более 1 млрд рублей, но состояние главной реки все равно тяжелое. О том, почему не все суда будут подняты из речных глубин и какие предприятия лидируют по загрязнению, — в репортаже «БИЗНЕС Online».


«СБРОС ЗАГРЯЗНЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД В ВОЛГУ ДОЛЖЕН СНИЗИТЬСЯ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ НА 60 ПРОЦЕНТОВ»

Презентуя татарстанскую часть программы «Оздоровление Волги», министр экологии и природных ресурсов РТ Фарид Абдулганиев сегодня начал с напоминания азов школьного курса. Волга — одна из крупнейших рек на Земле и уж точно крупнейшая в Европе. Ее длина 3,5 тыс. км, из них по территории Татарстана река протекает на протяженности 200 километров. Поручение разработать проект сохранения Волги правительство РТ получило от президента РФ Владимира Путина, как и еще 14 субъектов РФ, которые, говоря языком главы «Изборского клуба» Александра Проханова, пришли на великий «волжский водопой». 

Сейчас уже сформирован паспорт приоритетного нацпроекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» (кратко — «Оздоровление Волги»), в рамках которого до 10 ноября регионам необходимо подготовить паспорта региональных проектов. «Минприроды России выбрало Татарстан в качестве пилотного региона по формированию и реализации проекта по оздоровление Волги», — заметил Абдулганиев. 

В республике на оздоровление реки заложено 15,9 млрд рублей, из которых 8,6 млрд рублей — из федерального бюджета, 6,1 млрд даст Татарстан, еще 1,2 млрд добавится из внебюджетных источниковФото: eco.tatarstan.ru

Наша республика справилась с задачей досрочно. В республике на оздоровление реки заложено 15,9 млрд рублей, из которых 8,6 млрд рублей — из федерального бюджета, 6,1 млрд даст Татарстан, еще 1,2 млрд добавится из внебюджетных источников. После брифинга Абдулганиев пояснил, что в дальнейшем сумма программы может быть увеличена. В пресс-службе минэкологии по запросу «БИЗНЕС Online» отказались сообщить детальные подробности программы, сославшись на то, что проект еще находится на стадии согласования.

Основной упор проекта по спасению Волги будет сделан на устранение источников загрязнения реки. Вот почему самой затратной частью программы станет реконструкция очистных сооружений (ОС). Минстрой РТ рекомендовал включить в программу 24 мероприятия по ремонту ОС, находящихся в плачевном состоянии, на общую сумму 11,5 млрд рублей (из них из федерального бюджета — 6,1 млрд рублей). 

«При условии реализации запланированных мероприятий объем сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты волжского бассейна должен снизиться не менее чем на 60 процентов, — заявил Абдулганиев на брифинге. — Коммунальное хозяйство остро нуждается в реконструкции и модернизации ОС канализации. Нас, как экологов, беспокоит, что во многих населенных пунктах ОС работает неудовлетворительно и [там] продолжают сбрасывать загрязненные сточные воды, создавая потенциальную опасность для здоровья населения».

Беды коммунальных очистных давно известны: многие из них были построены более 50 лет назад, морально устарели. Они либо вовсе не очищают сточные воды, либо делают это из рук вон плохо. К примеру, в Бавлах был подсчитан ущерб, нанесенный природе от деятельности ОС, на 313 млн рублей, ужасался министр. 

Экологов беспокоит, что во многих населенных пунктах ОС работает неудовлетворительно и продолжают сбрасывать загрязнённые сточные воды, создавая потенциальную опасность для здоровья населения Экологов беспокоит, что во многих населенных пунктах очистные сооружения работают неудовлетворительно и продолжают сбрасывать загрязненные сточные воды, создавая потенциальную опасность для здоровья населения Фото: eco.tatarstan.ru

Не дожидаясь федеральных денег, в Татарстане в этом году стартовала президентская программа по строительству новых ОС — в Рыбно-Слободском, Алексеевском, Новошишминском, Заинском, Арском районах, а также в Набережных Челнах. На капремонт ОС, которые сбрасывают стоки в Волгу, из бюджета РТ за последние три года было израсходовано всего 170 млн рублей (города Болгар, Тетюши, п. г. т. Васильево, Камское Устье и Верхний Услон). Серьезно работают по ремонту  ливневой канализации в Казани (потрачено 500 млн рублей).  «Всего из консолидированного бюджета РТ за последние три года на водоотведение, строительство и реконструкцию ОС было направлено более 1 миллиарда рублей», — рассказал Абдулганиев.

В числе главных загрязнителей великой матушки-реки оказались промышленные предприятияФото: eco.tatarstan.ru

В ПЕРЕЧНЕ САМЫХ ОПАСНЫХ — МУП «ВОДОКАНАЛ», «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ», «КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ»...

В числе главных загрязнителей великой матушки-реки оказались промышленные предприятия. Замруководителя Росприроднадзора по РТ Лилия Гайнутдинова, которая также присутствовала на брифинге, сообщила перечень заводов из Татарстана, занимающих лидирующие позиции по загрязнению рек и ее притоков. В число объектов первой категории (с высокой степенью риска) попали БОС и иловые поля МУП «Водоканал» в Казани, а также «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», ПАО «Челныводоканал», «КЗСК», «ЗВКС», «КМПО», «Танеко» и «Чистополь-Водоканал». Ко второй категории (со значительной степенью риска) отнесено пять предприятий: «Завод им. Серго», «Татэнерго», БОС в н. п. Крутушка и п. г. т. Васильево, а также ОЭЗ «Иннополис».

В третью категорию объектов (со средней степенью риска) попали «Буинск-Водоканал», Зеленодольский фанерный завод, Зеленодольский завод им. Горького, «Высокогорские коммунальные сети», Усадский спиртзавод, арский «Водоканал-Сервис». Кроме того, негативное влияние на Волгу оказывают ООО «Арский рыбхоз», «Бирюлинские коммунальные сети» и пестречинский «Теплострой».

В 2017 году ряд крупнейших предприятий РТ взяли на себя обязательство поэтапно исполнять природоохранные мероприятия на общую сумму свыше 6 млрд рублейФото: eco.tatarstan.ru

Но с частными предприятиями обычно работают в рамках их собственных инвестпрограмм. К примеру, в 2017 году ряд крупнейших предприятий РТ («Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», ТАИФ-НК, КАМАЗ, «Казаньоргсинтез») взяли на себя обязательство поэтапно исполнять природоохранные мероприятия на общую сумму свыше 6 млрд рублей. Вероятно, подобные соглашения будут подписаны и на предстоящие годы.

Абдулганиев привел конкретные положительные примеры — на КАПО им. Горбунова и «Камгэсэнергострой» строятся две станции по очистке поверхностных сточных вод. В Казани начаты работы по возведению насосной станции «Заречная» стоимостью 7,7 млрд рублей. На ТАИФ-НК в Нижнекамске запущен цех локальной очистки промышленных сточных вод.

В число объектов первой категории попали иловые поля МУП „Водоканал“ в Казани В число объектов с высокой степенью риска попали иловые поля МУП «Водоканал» в Казани Фото: eco.tatarstan.ru

«ДАЛЕКО НЕ ВСЕ СУДА ТРЕБУЮТ ПОДЪЕМА»

Но вернемся к программе по сохранению Волги. Итак, вторым по стоимости — 4,4 млрд рублей (из них 2,5 млрд из федерального бюджета) — станет ликвидация сразу двух объектов так называемого «прошлого экологического ущерба». Во-первых, это демонтаж бездействующих трубопроводов Озерного месторождения нефти в Нижнекамском водохранилище, во-вторых — рекультивация иловых полей МУП «Водоканал» в Казани — тех самых, что стоят в первых строках списка самых главных «грязнуль» на Волге.

Что еще записали татарстанские экологи в проект по спасению реки? Например, поднятие затопленных судов, а их покоится на дне Волги около 100.

«Далеко не все суда требуют подъема. Суда, которые рекомендуются к подъему, у нас есть, сейчас мы их заявляем в рамках федерального проекта „Оздоровление Волги“», — сообщил Абдулганиев. Он пояснил, что в прошлом году в Татарстане были проведены масштабные исследования — сведения о затонувших судах поступали как от речников, так и от населения, также их искали в исторических документах и прочих источниках. «Иногда мы имеем координаты судна, но его не можем найти, так как его занесло течением или илом», — делился министр. Он заверил, что сегодня все полевые исследования завершены.

Общий объем программы по очистке Волги до 2025 года составит 257 млрд рублейФото: eco.tatarstan.ru

«Еще одним вопросом загрязнения водных объектов остаются стоки, поступающие с застойных территорий, необорудованных полигонов, хаотичных свалок, сельскохозяйственных полей, животноводческих хозяйств и с атмосферными осадками. Все это влечет за собой бурное развитие сине-зеленых водорослей», — отметил Абдулганиев.

Здесь министр напомнил жаркое лето 2016 года, когда бурно разросшиеся сине-зеленые водоросли (выделяют много цианотоксинов в воду) привели к гибели рыбы и уток. Так вот, решить эту проблему министр предлагает изящно, в том числе путем аэрации водоемов. Как и на каких объектах это будет сделано конкретно, министр пока сообщать не стал, но заверил, что на одном из водоемов был проведен эксперимент, в результате которого при помощи одной только аэрации в течение лета «зеленый» водоем превратился в прозрачный! Разумеется, это будет сделано вкупе с традиционными мерами, такими как строительство ОС и облесение прибрежных зон кустарниками и деревьями, которые своей корневой системой будут удерживать стоки.

Напомним, что общий объем программы по очистке Волги до 2025 года составит 257 млрд рублей. Экологическая ситуация в Волжском бассейне остается «стабильно тяжелой», поскольку в воду ежегодно сбрасывается более 6 куб. км сточных вод, из которых 90% — неочищенные, ранее сообщал глава минприроды Сергей Донской. Было определено 200 крупнейших загрязнителей великой реки. В 15 регионах РФ, где будет реализовываться программа, запланированы следующие меры: установка автоматизированных систем по контролю за сточными водами, строительство или реконструкция самих объектов очистки, подъем затонувших судов, строительство новых рыборазводных заводов, сохранение нерестилищ на Нижней Волге, расчистка мелких рек, впадающих в Волгу, а также восстановление болот и экосистем.

Сергей Донской Ранее Сергей Донской сообщал, что экологическая ситуация в Волжском бассейне остается «стабильно тяжелой», поскольку в воду ежегодно сбрасывается более 6 куб. км сточных вод, из которых 90% — неочищенные Фото: prav.tatarstan.ru

«СТОКОВ ВСЕ БОЛЬШЕ, А ВОДЫ ВСЕ СТОЛЬКО ЖЕ. ЕЕ НЕ ХВАТАЕТ ДАЖЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНОЕ РАЗБАВЛЕНИЕ»

«БИЗНЕС Online» спросил мнения ученых и общественников, в чем, на их взгляд, главные экологические проблемы Волги и можно ли их решить за 15,9 млрд рублей.

Асия Горшкова, заведующая лабораторией гидрологии, кандидат географических наук ИПЭН АН РТ:

— Основная проблема — это поступление неочищенных сточных вод в реки. Поэтому решение одно — нужно снабжать очистными сооружениями все предприятия, в населенных пунктах хозбытовые истоки. Нужны именно эффективные очистные сооружения, а не такие, какие у нас сейчас есть. Стоков все больше, а воды все столько же. Ее не хватает даже на элементарное разбавление. Из этой проблемы уже вытекают все остальные косвенные проблемы: осушение, гибель рыбы и прочее. То есть эта система страдает, а естественным образом не очищается, потенциал очищения падает.

Честно говоря, у нас на 90 процентов предприятий вообще нет очистных сооружений. Есть такое «2-ТП водхоз», где есть отчитывающие предприятия. Там очень маленький перечень — наверное, всего одна десятая часть от того, что имеется вообще в Татарстане. В итоге все через эти малые реки сливается в Волгу. Конечно, много и прямых стоков. Особенно вот эти городские очистные сооружения, на мой взгляд, не функциональны. Судя по современным ценам на все эти очистные сооружения, этих 16 миллиардов рублей будет недостаточно. Хотя я не знаю, правильна ли эта себестоимость очистных сооружений. В принципе, мне кажется, если с умом взяться за дело, то можно и дешевле сделать. Только все ведь ждут бумажных постановлений, а надо же дело делать реальное.

Зуфар Юнусов, эксперт ОНФ, региональный координатор экологического проекта ОНФ «Генеральная уборка»:

— Вообще, проблем тут несколько. Во-первых, у нас большинство очистных сооружений, через которые вода после очистки сбрасывается в акваторию Куйбышевского водохранилища, по нормативам не соответствует ПДК рыбохозяйственных водоемов. То есть очистные сооружения работают не в полную мощность. Где-то, наоборот, идет больший объем, нежели тот, на который рассчитаны очистные сооружения. При этом сточная вода не соответствует по ПДК рыбохозяйственных водоемов. Это самая главная проблема, плюс это изношенность сетей.

Вторая проблема, как мне видится, заключается в том, что в водоохраной зоне реки Волги находятся иловые поля МУП «Водоканал». У нас есть решение Вахитовского суда, которое предписывает МУП «Водоканал» до декабря 2017 года прекратить размещение осадков очистных сооружений и провести рекультивацию иловых полей. Эта проблема до сих пор не решается. Недавно на совещании, которое организовывало управление Росприроднадзора по РТ, выступал первый заместитель гендиректора МУП «Водоканал» Салахов с презентацией инвестиционных проектов предприятия. Одним из проектов является строительство завода по переработке иловых осадков. Но, к сожалению, МУП «Водоканал» нацелен только на то, чтобы перерабатывать вновь обработанный осадок. Это означает, что проблема рекультивации иловых полей не решается. Но очень хорошо, что минэкологии в план сохранения реки Волги включает рекультивацию иловых полей. На данный момент мы пытаемся добиться того, чтобы эта проблема была решена, чтобы была применена технология, которая позволяет не просто обезвоживать осадок, но и полностью его утилизировать. К сожалению, МУП «Водоканал» заявляет, что они собираются только обезвоживать этот осадок и гранулировать и что этот гранулят будут использовать для пересыпки полигонов ТБО для рекультивации оврагов и карьеров. Если сейчас иловые осадки складируются в одном месте, на иловых полях около села Отары, то обезвоженный и гранулированный осадок будет раскидан практически по окраинам города Казани. А в этом осадке содержится большое количество тяжелых металлов. Это приведет к увеличению площади загрязнения. Мы уже больше года бьемся над этой проблемой и пока не можем никак переубедить муниципальные власти, чтобы они уделили внимание технологии утилизации. То, что они хотят сделать, проблемы не решит. Но мы поддерживаем любое хорошее начинание, в том числе этот план по сохранению реки Волги.

Думаю, что денег на этот план недостаточно. Но думаю, что минэкологии проанализировало все основные источники поступления загрязняющих веществ в Волгу и пытается меньшей кровью решить проблему, чтобы эти источники загрязнения ликвидировать за счет реконструкции очистных сооружений.

Юлия Файзрахманова, эколог-общественник:

— Они уже сверстали эту программу? Знаю, что был федеральный проект оздоровления Волги в минэкологии России, знаю эту программу, которую минэкологии Татарстана делало. К сожалению, нас к проекту сохранения Волги и охраняемой природной территории не привлекали. Насколько мне известно, основная содержательная часть федеральной программы связана с ограничениями сбросов, сливов в Волгу на всем ее течении. То есть речь идет в первую очередь о различных очистных сооружениях, спусков предприятий и прочем. Также туда можно было заложить и меры экореабилитации объектов, уже подвергшихся какому-то антропогенному воздействию. В этой части нужно восстановить Волгу от намыва, вернуть Казанке естественные берега. Это было бы очень кстати, но у меня есть сомнения по поводу того, что же нашло отражение в этой программе. Проблема спусков в воду — это, конечно, очень важно, особенно там, где нет очистных сооружений или где они находятся в удручающем состоянии. И, возможно, это даже первостепенная проблема, потому что там есть отравляющие тяжелые химические вещества. Это проблема Волги.

У нас в Татарстане (не знаю, как в других регионах) под прикрытием различных природоохранных программ почему-то, наоборот, причиняют значительный вред рекам. Например, та практика бетонирования берегов совершенно неправильна, и ее пытаются оправдать тем, что это уменьшает сброс. Действительно, часть резона в этом есть. Но снимая частичную нагрузку сброса, таким образом полностью уничтожают реки, убивают живую флору и фауну, причем на самых важных с точки зрения очистки воды участках — это мелководья, заросшие камышом. На тех участках, которые являются фактически легкими реки, а река является легкими для города — точно так же, как и леса. Убивая вот эту систему природной очистки, мелководья, делая из них либо глубокий канал, либо бетонный берег, фактически мешают оздоровлению рек. Вода начинает задыхаться. Люди будут чувствовать десятилетиями отрицательные последствия, если такое бетонирование будет проведено.

Это средства, которые мы можем освоить, это может быть выгодно. Но если мы говорим о современном развитии, об урбанистике, то устойчивое развитие предполагает сохранение природных сред в городах в больших объемах. Не нужно путать создание нормальных очистных сооружений и контроль за их деятельностью с таким тотальным бетонированием. Часто даже очень хорошие программы могут развить такую специфику, когда в угоду каким-то своим интересам природоохранные мероприятия, которые должны осуществляться, не проводятся, а те, которые есть под видом таких мероприятий, наносят больший вред. Мы, ученые с опытом последних 5 лет, опасаемся такой ситуации. Когда был Год водоохранных зон, никаких действий по восстановлению протоков, экореабилитации не было, и до сих пор не предпринято.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (107) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
31.10.2017 15:56

а причалы в боровом снесут ?

  • Анонимно
    31.10.2017 15:55

    Вместо того чтобы заниматься побережьем волги 2016 17 годах его служба для отчетности сносила ничтожные обьекты на болотах

  • Анонимно
    31.10.2017 15:56

    а причалы в боровом снесут ?

    • Анонимно
      31.10.2017 17:17

      вертолетные площадки снесут

      • Анонимно
        31.10.2017 20:55

        Что-то не верится, у Нафиса вертолетная площадка там вода уже черная, заросла, рядом не знаю кто, у песчаного берега построили коттеджи двухэтажные с туалетами и прочим мусором, причем мусор под каждой елью. Не верю, как кто-то ранее уже писал одним все, а другим Закон. У одних сносят без церемоний, а другим пишут письма в лес на лужайку, пальчиком грозят пока шум не затихнет и в бюджете не закончатся деньги на письма.

    • Анонимно
      31.10.2017 18:16

      Это то же самое если человек сам себе руку отпилит. Не будет этого. Сколько ни кивай на сингапур, а верховенства закона у нас не получается.

    • Анонимно
      31.10.2017 19:07

      Причалы в боровом сносить нельзя, всем давно должно быть известно, что они в своем роде берегоукрепительные сооружения. Если вы даже пойдете в суд с иском о сносе, ответчики -владельцы причалов принесут вам государственную экологическую экспертизу. Как образец, дело природоохранной прокуратуры к В.В. Мингазову по усадьбе на берегу Казанки.

      • Анонимно
        31.10.2017 22:34

        Справедливости ради, мингазов намыл песок около своего пирса. Теперь это не причал...

      • Анонимно
        1.11.2017 08:01

        Вы верите что прокуратура реально хотела Мингазова привлечь к ответственности? это просто показуха что нафиков работает...не более...его долги госкомпания покупает....а тут какая то подконтрольная той же удаще прокуратура думаете попрет против друзей удащи? прокуратура зависима от удащи...

    • Анонимно
      31.10.2017 20:35

      а динамо бежит, бежит

    • Анонимно
      1.11.2017 09:51

      когда в боровом был свободный доступ к берегу - это была свалка, такая же как и везде сейчас, где люди свободно подходят к берегу.

      • Анонимно
        1.11.2017 10:39

        Ок, а теперь удаща почистит берег и облагородит .. и никого туда не пустит. Маладеслар, доброе дело делают. - Этот дискурс для лохов уже не прокатит.

    • mad big
      1.11.2017 19:33

      На святое замахиваемся?

    • Анонимно
      2.11.2017 20:00

      Причалы ерунда. Нужно модернизировать очистные сооружения.

  • Анонимно
    31.10.2017 15:57

    Вместо выполнения указа президента его служба занималась составлением протоколов в сельчких районах на болотах

  • Анонимно
    31.10.2017 15:59

    Смех и только. Постоянная показуха и пустые намерения, с целью показать свою активную заботу о природе и народе. Доказали свою бездарность и некомпетентность, значить давно надо их менять на умных, ответственных и продвинутых.

    • Анонимно
      31.10.2017 16:06

      Умные они же могут начальнику возразить. А этих не для возражений ставили.

    • Анонимно
      31.10.2017 17:19

      Сначала был засыпали понастроили коттеджи теперь будут чистить странно конечно всё А деньги чей чей деньги

      • Анонимно
        31.10.2017 17:37

        каждый молодой и шибко грамотный министр и глава пытается за бюджетные средства свое имя увековечить! тратя без дарно сотни миллионов, при том каждый !! лодки велики пляжи, надоело.

    • Анонимно
      31.10.2017 18:30

      Войну они объявили... А раньше с теми, кто сбрасывает сточные воды и засоряет Волгу у них перемирие, что ли, было?))

    • Анонимно
      31.10.2017 20:19

      Там таких нет, к сожалению

  • Анонимно
    31.10.2017 15:59

    Каму тоже чистить будут?

    • Анонимно
      31.10.2017 17:13

      Каму не будут, для этого деньги потом выделят, когда распилят этот.

  • Анонимно
    31.10.2017 16:00

    а не засыпать Волгу пробовали ?

    • Анонимно
      31.10.2017 16:07

      Так засыпать это не самый худший вариант. Вода тухнет там, где нет движения. А засыпка воду с мелких зон выталкивает ближе к руслу.

      • Анонимно
        31.10.2017 16:45

        Мелкие зоны сами не возникают, а создаются намеренно, чтобы у их создателей потом появился повод "воду выталкивать поближе к руслу".

        • Анонимно
          31.10.2017 16:48

          Создатели этих мелких зон - это плотины времен СССР.

  • Анонимно
    31.10.2017 16:00

    Кто же решил? Тогда стране нужно снести все дома-харомы, которые построены почти по всему периметру водных ресурсов. Подойдя к водоемы одни дома чиновников и банкиров, властей и их родственников верить к этому сумошейстаию практически не ВОЗМОЖНО. Ведь кто пытается начать борьбу, это те же самые кто и построил у водоема. В Татарстане еще не родился такой вор, который бы сам добровольно сдал или утопил навороченные.... Я НЕ ВЕРЮ!

    • Анонимно
      31.10.2017 17:20

      придумывают себе работу выделяет деньги из бюджета и тратят вот здорово вот это жизнь

  • Анонимно
    31.10.2017 16:02

    Сейчас начнут осваивать эти 16 млрд.

    • Анонимно
      31.10.2017 16:29

      Вернее делить и присваивать! Одна показуха-в прошлом году инспектора ГСН РТ уволили за то, что он боролся с "Бризом" и со своим руководством за чистоту и сохранность Волги. И все правоохранительные органы об этом знали и газеты печатали, но человека просто задвинули. О чём ещё здесь говорить!

      • Анонимно
        31.10.2017 17:20

        одна только показуха ничего не делается только показуха

  • Анонимно
    31.10.2017 16:03

    министр кто по образованию эколог?
    скорее очередной супер удаща который может все и везде даже если нет профильного образования....и на всех должностях творится тоже самое...потом удивляются что страна регионы в в одном месте...и негодуют удащи что же народу не нравится то...наша страна как в анекдот..

    • Анонимно
      31.10.2017 19:07

      Эколог так то....

      • Анонимно
        1.11.2017 08:03

        Окончил Экологический лицей, Казанский финансово-экономический институт, Московскую школу управления "Сколково"

      • Анонимно
        1.11.2017 08:03

        Экологом и не пахнет...по биографии супер удаща....

  • Анонимно
    31.10.2017 16:06

    берега то не освободили от захватов

  • Анонимно
    31.10.2017 16:08

    Эх экологи,экологи! Не туда вы смотрите...Прошлись бы вдоль берега ,возле Зеленого бора к примеру,-сколько там хоромов понастроено, да заборами огорожено! Сколько бань там самопальных выстроено, непересчет! Вот куда надо взор то обращать свой праведный! Да только кто вас туды пустит-поезд то уже ушел,теперь это называется -частная собственность, куда посторонним вход воспрещен... И бог знает какие там клоаки спускаются в девственно чистые воды Волги. 100 Ваших кораблей на дне моря -это чистейшие жемчужины в отличие от тысяч и тысяч хоромин ежеминутно изрыгающих жидкие плоды жизнедеятельности-причем абсолютно безнаказанно и неконтролируемо. А заборов при этом становится все больше,пляжей для народа все меньше, и рыбку скоро не так- то просто будет половить, - частная собственность уже-низзя!
    Знакома ли эта проблема вам, дорогие вы наши экологи? Что ж вы про нее промолчали и ни гугу?

    • Анонимно
      31.10.2017 17:46

      При чём здесь экология, коттеджи урон Волге не приносят, этим прокуратура должна заниматься...

    • Анонимно
      1.11.2017 09:29

      Сразу видно вы не эколог. Хотя и я тоже. Но по крайней мере знаю, что от 100 домиков ущерб в сотни раз меньше, чем, например, от неработающих очистных сооружений или стоков предприятий.

  • Анонимно
    31.10.2017 16:08

    Очередной распил бюджета ))))

  • Анонимно
    31.10.2017 16:08

    Общая протяженность Волги 3530 км, по Татарстану 177км, какой смысл вбухать в реку 16 млрдю .рублей?

    • Анонимно
      31.10.2017 16:19

      Когда масло сливочное в руках держишь и кому-то отдаешь потом, что на руках остается?

  • Анонимно
    31.10.2017 16:12

    Удачи, Фарид Султанович!

  • Анонимно
    31.10.2017 16:14

    А осваивать будут те же компашки, приближенные к чинукам, которые сейчас пилят и не могут достигнуть пдк на заново построенных ими оск?) Ну успехов. Клоунада.

  • Анонимно
    31.10.2017 16:14

    Хотя бы выделили один траулер для сбора мусора по берегам волги для начала, это же так просто и не дорого. Великие дела начинаются с малого и честного желания что то улучшить

  • По некоторым данным на дне Волги лежат несколько тысяч затонувших кораблей,некоторые из них еще со времен ВОВ. Помимо ржавчины, на реку оказывают воздействие и остатки топлива,находящиеся в баках. Очистка русла-весьма затратное дело, требующее привлечения немалых людских ресурсов, выявления собственников данных судов и т.д.
    Но а в целом -мероприятия по очистке вод требуют комплексного подхода включая меры по недопущению самовольных построек в прибрежной зоне,замены устаревшего оборудования, применения экологических видов очистки стоков. Важно при этом вести повседневный контроль за уровнем загрязнения и ставить приоритетные задачи по устранению источников ядовитых сбросов.

    • Gulfiya Cabirovna
      31.10.2017 18:25

      Вы наверное чиновник? Так же хорошо говорите. Как Нагуманов о поддержке МСБ. Только вот как на благое дело кто то получит денег, особенно млрд. так сразу и осваивают по не назначению. Потому что не верю я вам, что вы волнуетесь за экологию, если за людей людей не считают. Сегодня статья с Чубайсов вышла в БО, денег надо ему, мало ему, пугает что народу скоро энергии не хватит. Как Вы думаете он за людей переживает? Извините конечно, может грубовато, но я думаю лучше не выделять на это млрд., потому что если выделить им столько, то от них дерьма будет больше, чем они смогут отчистить. Правильно пишут люди комментарии, берег пусть очищают в боровом. И не должно быть такого, что бы берег засыпали песком, чтобы незаконные постройки не сносить. Скоро так волгу засыпем! Я как представитель МСБ, очень больно смотреть как сносят на частной собственности, магазины предпринимателей. Потому что у малого, ну или людей снести можно а у вип персон нет.

      • вот и меня посчитали за чиновника). Все же дождитесь темы сноса у МСБ, А что касаемо выделения средств на чистку реки-тема уже заскорузлая,безотлагательная можно сказать.Недавно (летом) прошелся по пляжу Зел Бору, и чуть не наступил на осколок бутылки, а чуть далее лежал кусок доски с ржавым гвоздем, дальше острая колючая проволока... Все же многое зависит от нас самих.Но увы, каждому дорога тема касающаяся его лично. Во многом проблема,как мне видится в "смешных штрафах", выплатив которые можно и дальше строить сооружения,невзирая как говорится на лица. сравните:
        КоАП РФ Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

        1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, -
        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
        Штраф 500 руб! Это ВАм и ответ на многие вопросы..

        • Gulfiya Cabirovna
          31.10.2017 20:30

          А я вот каждый раз проезжая на 5 трамвае мост перед вет.академией, смотрю как в место того чтобы снесли вот короля молочного строения. Просто засыпали берег Казанки в центре Казани. И представляю вас там теперь идете такой, прогуливаетесь и больше переживаете что кто то разбил бутылку. Ну или доску увидели с гвоздем. Я же не говорю, что Вы плохой человек. Вы мыслите по другому. Но согласитесь, нужно начинать очищать не со стекла и досок а с крупных загрязнителей и захвативших территории. Так что они для меня со своими проектами, просящие особенно млрды, это как в банк прийти со своим бизнес планом и у кого прокатит, тот всё король, как молочной империи. И от него потом просто так не очистить берег, землю и т.д.

  • Анонимно
    31.10.2017 16:41

    зачем затонувшее поднимать?))) оно же металлическое и разлагаемое... денег девать некуда что ли?

  • Анонимно
    31.10.2017 16:44

    В т.н. трудовой деятельности приходилось вникать в вопросы и экологии. В свое время , под лозунгом " давай " принимались решения , которые вредили природе. Основные противоречия заключаются в мозгах у людей - нет экологического воспитания. Принцип " после меня хоть потоп " в силе.

  • Анонимно
    31.10.2017 16:45

    https://youtu.be/nT7XubP6Y0o

  • Дамир lobster
    31.10.2017 16:47

    Очередная сказка. Кинут как с ВСМ. Скажут: "нерентабельно".

  • эколог
    31.10.2017 17:09

    Реальное дело. Можно сделать по уму.
    1. Для биологической очистки хоз.бытовых стоков использовать современную технологию - мембранная с биореактором.
    2. Предусмотреть утилизацию ила.
    3. Производство очистных сооружений и/или компонентов организовать в РТ. Получить грант НИР по программе РФ.
    4. Отработать на практике технологии и документацию для тиражирования по РТ и РФ.
    5. Для работы организовать центр из специалистов с полномочиями и финансированием . Министерство (МЭПР РТ) в одиночку не справится.

    • Анонимно
      31.10.2017 21:57

      С финансированием, это ключевое слово

    • Анонимно
      1.11.2017 17:33

      И это будет еще одно Министерсво, рога и копыта, которое будет также эффективно осваивать бюджет и не решая ни одного важного вопроса.

  • Анонимно
    31.10.2017 17:12

    может гидростанции разберем? Волгоград, Саратов, Самара, ну и Чебоксары и Челны...

  • Анонимно
    31.10.2017 17:21

    Сколько шума пиар привлеченные правоохранительные органы другие службы по свободному доступу к береговой зоне. Не стыдно отписываться.еще вам 16 млр.выложи.позор.потерпевший от вашей отписки

  • Анонимно
    31.10.2017 17:28

    глупее идею не могли придумать. Лучше раздайте народу этих денег. Половину все равно вороуют у нас.

  • Анонимно
    31.10.2017 17:35

    Те кто были причастны в засыпках и прочих неблагонадежных делах — с них и спрос 16 млрд. По другому грош вам цена Минэкология РТ.

  • Анонимно
    31.10.2017 17:36

    у многих остатки прошлого советсткого в голове - чтобы было чисто вырубить камыш, залить бетон, дно углубить! выполнено!
    сама природа даёт нам возможность очиститься, надо читать про азотный цикл (например), тогда поймём, что основные загрязнения от города можно очистить. посмотреть что уже придумали до нас соседи (европа, азия).
    а предприятия с миллиардной выручкой просто заставить построить очистные и не в рамках "их собственных инвест-программ", рассчитанных до 2999года, а в ближайшей перспективе. кому надо - найдёт и технологию по-дешевле и введёт рекуперацию технической воды и так далее. я вот только не понял как у нас новейший IT-центр, город только что построенный с нуля в лидерах загрязнений? что, иннополис гадит прямиком с берега в воду?!

  • Анонимно
    31.10.2017 17:37

    Казанка то зелёная то синяя то желтая ,пахнет чем то ,стоки все сливают

  • Анонимно
    31.10.2017 17:39

    пусть Зиганшин и восстанавливает за свои кутарки

  • Анонимно
    31.10.2017 17:57

    Ознакомился с отчетами о проводимой работе по указанию президента в 2016..17 годах. Полное очковтирательство.трусость перед коррупцинерами захватчиками.принципиальность над бедолагами.

  • Анонимно
    31.10.2017 17:58

    Спаситель наш волги матушки

    • Анонимно
      31.10.2017 18:12

      заперли водицу в Волге - матушке - и уже 50 лет как миллионнолетний порядок нарушен - кто сделал? Где они? Природа осталась с нарушениями - а тех уж и след простыл.... может плотины порушим?

  • Анонимно
    31.10.2017 18:09

    Смех да и только, работу изображает.Нужна реальная эффективная программа по спасению экологии ,а её до конца даже учёные не знают.Только отрицательное воздействие человека повсеместно.

    • Анонимно
      31.10.2017 22:02

      Ну почему же не знают? Вот в 40х была разработана программа по по борьбе с засухами, были высажены миллионы гектаров лесов. Но, внезапно оказалось леса эти теперь мусор, и пусть зарубежный инвестор за "просто так" их вырубает. Экологию улучшает.

  • Анонимно
    31.10.2017 18:31

    А догадайтесь - кто подряд получит?))

  • Анонимно
    31.10.2017 18:46

    Отдайте полтора ярда в Альметьевск на очистные сооружения город без нормальных очистных,вот это будет польза!!!Если об экологи печетесь!!!

    • Анонимно
      2.11.2017 01:01

      На речку Степной Зай который день сливают уже канализационные стоки с Карабаша дышать не возможно!!!!Карабаш без очистных, Альметьевск без очистных в речку сливают стоки!!!!Лицемеры!!!

  • Анонимно
    31.10.2017 18:47

    А можно узнать об итогоам расходования денежных средств по 1500 руб по сообщения анонимным звонкам граждан. Там у вас все в порядке по бумагам.так ли.

  • Анонимно
    31.10.2017 18:50

    Сначала расходовали средства на насыпку искусственных островов. Согнали дачников с естественных островов. Хотели построить автодорогу по островам Волги и вдоль дороги коттеджи. И вдруг такой поворот государственной мысли на очистку. Немалую роль сыграли в этом повороте общественники. Прежде всего Биктимирова и Файзрахманова. А министр о борьбе общественников даже не вспомнил. Нет ничего в презентации и о предложении общественников создать особо охраняемую территорию в районе Займище-Октябрьское.

    • Анонимно
      31.10.2017 19:29

      Так "благодаря" этой общественнице Файзрахмановой сейчас все Горьковское шоссе и далее за городом, стоит в пробках. Давно бы уже дорога -дублер была бы построена, но она аж на фед. уровне вопила " Волгу засыпают!" Ну вот довопилась, сейчас жители Осиново и Салават Курпере в пробках маются.

      • Анонимно
        31.10.2017 19:43

        Если сначала Булак, потом Казанку, а потом и Волгу загнать в трубу, то представляете какая площадь освободится для дорог, для машин, для стоянок, для коттеджей..... Пробок точно не будет.

        • Анонимно
          31.10.2017 20:23

          Передернули? При чем тут Булак и Казанка? Про Булак и Казанку эта Файзрахманова в фед. СМИ не голосила. Она только насчет Волги на всю страну пиарилась. Вот пусть жители Осиново и Салават Купере и благодарят ту, из-за которой еще долго в пробках стоять будут.

          • Анонимно
            31.10.2017 20:39

            Островная дорога планировалась быть платной. По ней бы ездили редкие мерсы, которые радовались бы, что не встречаются со всяким нищебродом на копейках. Пробок на основной трассе меньше бы не стало.

      • Анонимно
        31.10.2017 20:18

        а кто обязан думать про дороги в городе? Вовсе не Файзрахманова - тут в городе целый табор служб и управления - но не думают про дублера - десятилетия прошли....

      • Анонимно
        31.10.2017 22:03

        А с чего вы взяли что Салават Купере вообще при нормальном развитии города мог появиться?

  • Оптимист
    31.10.2017 19:29

    С таким же успехом можно очищать воздух над Татарстаном
    Или защишать Татарстан от метеоритных дождей
    Тут хоть миллиард спиши, хоть 20 разницы никто не заметит

    Министру реальными делами нпдо заняться
    Программа минимум
    До 2025 года
    1. Вынести Оргсинтез за город
    2. Вынести пороховой далеко за город
    3. Добится закрытия самосыровской свалки и строительства мсз
    4. Построить наконец то очистные на ливневке
    Из 120 выпусков только на 3 очистные стоят
    Вся грязь казанская через ливневки попадает в Казанку, Волгу, Кабаны

    Вот чем надо заниматся, а не поиском затонувших кораблей

  • Анонимно
    31.10.2017 19:36

    Иннополис недавно построили. Свежие очистные сооружения или уже не справляются с количеством "наукоемких технологий" специалистов Иннополиса.)

  • Анонимно
    31.10.2017 19:52

    Очень жалко международный лагерь Волга,просто цинично украли у народа,я там с детьми отдыхал...Всё вокруг воруют и воруют ,вчера прошел по Большой Красной здание следственного комитета в гранит одевают,будет выглядеть как театр,а зачем никто деньги народные не бережет.

    • Анонимно
      31.10.2017 20:07

      надо брать пример с азиатов: глава крупнейшей корпорации сидит в спартанском кабинете, только стол, стул и компьютер. а у нас- все это - издержки капитализма по-российски. компенсаторная модель. бедное детство

    • Анонимно
      31.10.2017 20:09

      я там была. там что-то не очень было в начале 2000-х. запустение. а чем вам светлая поляна не угодила?

  • Анонимно
    31.10.2017 19:57

    а причал и бетонную набережную в ильинке снесут?

  • Анонимно
    31.10.2017 20:05

    В Старом Аракчино все сами испоганили, а теперь будут экстренно спасать. Еще и за федеральные деньги. Стопудово

    • Анонимно
      1.11.2017 12:53

      Напротив Волжской Гавани как топило так и топит, Трубу соединяющию с Волгой засыпал БРИЗ и все хорошо. Куда воде идущей с Юдино деваться? Про Лагерь Волга отдельная песня.....У детей отняли пляж. В саване карманов нет.

  • Анонимно
    31.10.2017 20:26

    К проекту очистки Волги необходимо привлечь страны Каспийского бассейна. Если не в качестве инвесторов, то хотя бы в качестве наблюдателей. Загрязняя Казанку и Волгу мы в какой-то степени загрязняем пляжи в Иране.

  • Анонимно
    31.10.2017 20:30

    Зачем вкладываться в очистные сооружения если ядовитый ил с их отстойников планируют сжигать в мусоросжигающем заводе и из золы делать плитку. Т.е с постройкой завода иловые поля быстро разгрузятся и новые поля не будут нужны.

  • Анонимно
    31.10.2017 20:38

    Через Волгу хотят отмывать бюджет?

  • Анонимно
    31.10.2017 20:40

    Новости позитивные, вот чем плохо, что очистные сооружения в нормальное состояние приводить будут? Про распилы и доляны это уде другая история. А само движение правильное.

    • Анонимно
      31.10.2017 20:59

      Новости позитивные. Но:
      1) На eco.tatarstan.ru (сайт министерства) не опубликован уже сформированный паспорт проекта «Сохранение и предотвращение загрязнение реки Волги»
      2) в созданную межведомственную рабочую группу по разработке и реализации регионального приоритетного проекта не приглашены общественники, прежде всего Юлия Файзрахманова и Неля Биктимирова.
      Пока всё.

      • Анонимно
        1.11.2017 00:33

        Ну здесь соглашусь, министр тоже больших симпатий не вызывает, как и все ведомство. Но, декларируемые направления неплохи. Никому до этого дела не было, города-миллионники, не очищая все сливали. Если хотя бы в этом порядок наведут, уже хорошо будет.

      • Анонимно
        2.11.2017 11:11

        общественники зачастую просто горлопаны и дилетанты.
        лучше пусть ученых привлекут а не их.

  • Анонимно
    31.10.2017 20:57

    В Чечне на федеральные деньги школы, больницы, садики детские строят, а нас все это закрывают и строят парки вкладывая миллионы. А на большее не способны. Все гребут только для себя.

  • Анонимно
    31.10.2017 21:36

    «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги»
    Так называется проект. На сайте министерства даже написали в названии проекта "загрязнение" - с окончанием не на "я", а на "е"
    Судя по названию проект включает две цели: 1) сохранение загрязнения; 2) предотвращение загрязнения. Т.е. заранее предполагается, что чище Волга не будет.

  • Анонимно
    31.10.2017 21:47

    У нас в стране есть разработки по очистке сточных вод и утилизации отходов бытового назначения,строительных и промышленных отходов,просто надо ко всем проблемам рачительно и по хозяйски подойти и не подпускать к народным деньгам нечистоплотных чиновников и разного рода проходимцев,строго спрашивать за расход государственных денег, в том числе с первого лица региона.

  • Анонимно
    31.10.2017 21:59

    Оштрафуйте всех кто построил хоромы возле водоемов, и вот вам не только 16миллиардов а в два раза больше....

  • Общий настрой у граждан не "сильно позитивный" и это о многом говорит. Люди не верят, а значит не поддерживают. Экология без широкой поддержки не возможна.
    Предлагаю министру сделать из этого публичный и социальный проект, чтобы каждый из нас мог видеть детальный план и предметный отчёт по каждому мельчайшему отрезку.

  • Анонимно
    1.11.2017 14:07

    На водной поверхности не возможно контролировать расходы. Всё уже отобрали, осталось только Волга. Элементарно...

  • roomstroy_ru
    1.11.2017 16:14

    Проблема спусков в воду — это, конечно, очень важно, особенно там, где нет очистных сооружений или где они находятся в удручающем состоянии.

  • Анонимно
    2.11.2017 10:29

    Вы еще вспомните про водоохранную зону которая районами отведена под программы Благоустройства благодаря Фишман а в реалии попали на федеральные земли водный реестр и будущие проверки природоохранной прокуратуры?

  • Анонимно
    2.11.2017 19:58

    Надо модернизировать очистные сооружения. Это самое главное.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже