Энергетика 
3.11.2017

На стадии «ветромониторинга»: догонит ли Татарстан Ульяновскую область?

Татарстан получил шанс практически на халяву понастроить себе ветряных генераторов, но пока у соседей получается лучше

Минпромторг Татарстана накануне заказал тендер на 23 млн рублей тому, кто может провести в республике «ветромониторинг» — основополагающий этап при создании системы ветроэлектростанций. Как выяснил «БИЗНЕС Online», Татарстану есть смысл рискнуть: «банкет» проводится на деньги всех российских потребителей электроэнергии. При этом стоит поторопиться — квоты на ветроэнергетику могут заполучить и другие регионы, а в стране наметился лидер: в Ульяновске первые ветряки уже достраивают.

Площадки под строительство ветряных электростанций будут искать в Камско-Устьинском, Спасском и Рыбно-Слободском районах РТ Площадки под строительство ветряных электростанций будут искать в Камско-Устьинском, Спасском и Рыбно-Слободском районах РТ Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

ЧУБАЙС РЕКОМЕНДУЕТ

1 ноября минпромторг Татарстана заказал проведение ветромониторинга, следует из информации на сайте госзакупок. Начальная цена контракта — 23,3 млн рублей, которые выделят из бюджета РТ. Площадки под строительство ВЭС будут искать в Камско-Устьинском, Спасском и Рыбно-Слободском районах РТ. Там установят метеомачты для ветроизмерений. На них уйдет не менее 12 месяцев, а в целом на работы по ветромониторингу отводится 18 месяцев со дня заключения контракта.

Подрядчик должен выполнить предварительную оценку ветроэнергетического потенциала местности, собрав и проанализировав многолетние метеоданные. При этом площадки не должны быть близко к жилым домам — их должен разделять минимум 1 км, а также к аэродромам — здесь требуется дистанция в 30 километров. Скорость ветра на высоте 100 м должна быть не менее 7 метров в секунду. Отмечается, что предпочтительны площадки с ровным рельефом, имеющие доступ к хорошим дорогам, связанным с объектами водной транспортировки.

О ветроэнергетике в Татарстане поговаривают давно, а в стратегии развития ТЭК РТ до 2030 года (принята в 2015 году) указано, что можно рассмотреть целесообразность строительства в республике 50 ветроэлектростанций (ВЭС). 14 ВЭС (одна станция состоит из нескольких ветроустановок) прогнозировались в Альметьевском районе, 9 — в Бугульминском, 9 — в Зеленодольском, 10 — в Тетюшском, 8 — в Верхнеуслонском. Отмечалось, что наибольшим промышленным ветропотенциалом обладают Альметьевский (73,8 млн кВт*ч), Бугульминский (59,4 млн кВт*ч), Зеленодольский (59,1 млн кВт*ч), Тетюшский (57,0 млн кВт*ч), Верхнеуслонский (50,4 млн кВт*ч) районы.

В январе 2017 года кабмин РТ создал рабочую группу по проработке вопроса. А в июле  президент РТ Рустам Минниханов после  встречи с главой «Роснано» Анатолием Чубайсом рассказал о проведении исследований в области ветроэнергетики. Тогда Чубайс настоятельно рекомендовал правительству РТ обратить внимание на ветроэнергетику, которая, по его словам, набирает обороты в стране. «Это сфера с по-настоящему масштабными инвестициями», — завлекал шеф «Роснано». А министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов тогда отметил, что проект позволит загрузить мощности машиностроительных предприятий республики, на которых может быть размещен заказ по выпуску ветрогенерирующих установок.

Анатолий Чубайс (второй слева) настоятельно рекомендовал правительству РТ обратить внимание на ветроэнергетику, которая, по его словам, набирает обороты в стране Анатолий Чубайс (второй слева) настоятельно рекомендовал правительству РТ обратить внимание на ветроэнергетику, которая, по его словам, набирает обороты в стране Фото: president.tatarstan.ru

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ВЕТЕР?

И Чубайс не особо преувеличивает — во всяком случае, по части оборотов. В России наблюдается если не бум «зеленой генерации», то большой интерес к теме. Но связан он исключительно с тем, что с 2015 года государство, несмотря на сопротивление большой энергетики, включило возобновляемые источники электроэнергии в программу ДПМ (договора на предоставление мощности). Договоры для возобновляемой энергетики гарантируют возмещение в течение 15 лет затрат — их оплатят потребители на оптовом рынке. Квоты на ВИЭ (возобновляемые источники энергии) распределяются через ежегодный конкурс на несколько лет вперед. За систему поддержки через зеленые ДПМ придется заплатить: надбавка к цене промышленного потребителя составит 0,5–6,1%.

Самый крупный компонент программы развития ВИЭ с использованием механизма ДПМ — ветровая энергетика. Из целевого объема примерно 5,5 ГВт мощностей, которые планируют запустить в России по этой схеме до 2024 года, на нее приходится 60%, то есть 3,4 тыс. МВт, остальное — солнце и малая гидроэнергетика. В мировых масштабах 3,4 ГВт — мизер. Только в 2016-м в мире было введено ветряных электростанций на 50 ГВт, всего же на них ежегодно производится 450 гигаватт. 30% мощностей приходится на Китай, 18% — на США, 10% — на Германию. Последняя покрывает за счет ветроэнергетики 16% потребностей в электроэнергии, Китай — 1,3%.

Минпромторг РТ заказал проведение ветромониторинга: подрядчик должен выполнить предварительную оценку ветроэнергетического потенциала местности, собрав и проанализировав многолетние метеоданные Минпромторг РТ заказал проведение ветромониторинга: подрядчик должен выполнить предварительную оценку ветроэнергетического потенциала местности, собрав и проанализировав многолетние метеоданные Фото: ©Игорь Агеенко, РИА «Новости»

Средняя стоимость крупной ветровой станции (по оценкам российских экспертов) — $1 тыс. на 1 КВт установленной мощности, что сопоставимо со стоимостью строительства автономной газотурбинной электростанции «под ключ». Но сюда не включаются затраты на интеграцию с энергосистемами и создание мощностей по аккумуляции энергии. Себестоимость одного киловатта ветра — 5–6 евроцентов, или 2,3 рубля. Это самая эффективная цена, которой смогли добиться владельцы крупных ветропарков, например в США. Срок эксплуатации одной турбины — не менее 25 лет. Для сравнения: стоимость энергии гидроэлектростанции в России — менее 1 рубля за киловатт. Поэтому пока на большинстве рынков ветровая энергия неконкурентоспособна — она живет за счет льготных тарифов. Тем не менее затраты в альтернативной энергетике снижаются как за счет удешевления стоимости оборудования и обслуживания, так и благодаря отсутствию привязки к ценам на топливо. Поэтому Германия в 2017 году взамен ранее существовавшего в стране «зеленого тарифа» перешла на систему аукционов — конкурентные торги, на которых производители энергии из возобновляемых источников соревнуются за право развивать свои проекты, предлагая наименьшую цену за киловатт-час. Внедрение данного механизма означает переход от государственного регулирования к рынку. Реалии функционирования российского и западных рынков электроэнергетики в достаточной степени отличаются, поэтому в России затраты решили через механизм ДПМ переложить на всех потребителей. Согласно условиям контрактов ДПМ ВИЭ инвестору в течение 15 лет после ввода генерирующего объекта в эксплуатацию возмещаются капитальные и операционные затраты и гарантируется доходность в размере 12% годовых. В контексте постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, а также роста цен на топливо (в том числе и на газ) возможность заключения контракта с заранее фиксированными параметрами является существенным аргументом при принятии решения о реализации таких проектов.

Серьезное движение по ВИЭ в России началось только в прошлом году, с приходом новых серьезных игроков. Так, «Росатом» решил построить порядка 610 МВт мощностей ВИЭ. Еще один «крупняк» — подразделение энергетической компании «Фортум» «Фортум Энергия». Оно получило квоты на строительство мощностей на 1,4 гигаватт. «Фортум» и «Роснано» создали инвестиционный фонд развития ветроэнергетики, который будет инвестировать в строительство ветропарков, локализацию производства ветроустановок, а также в венчурные ВИЭ-проекты. В планах партнеров — запуск в ближайшие 5 лет 26 ветропарков. Обе компании намерены вложить в эти проекты 30 млрд рублей, а суммарные инвестиции могут достичь 100 миллиардов. При этом сами ветроустановки — иностранные, хотя производство и предполагается локализовать в России. В процессе конкурса величина предельных капитальных затрат на сооружение станций была сильно снижена (в основном иностранными компаниями), примерно на 30%, и по ряду объектов вышла на среднемировой уровень, примерно 85,6 тыс. рублей за 1 кВт установленной мощности.

Квота в 236 МВт досталась Ульяновску по праву: он сумел заинтересовать «Фортум», в частности, прекрасно решив все оргвопросы, включая выделение земли и ветроизмерения Квота в 236 МВт досталась Ульяновску по праву: он сумел заинтересовать «Фортум», в частности, прекрасно решив все оргвопросы, включая выделение земли и ветроизмерения Фото: rawi.ru

РОДИНА ИЛЬИЧА — СТОЛИЦА ВЕТРОЭНЕРГЕТИКИ

Для размещения ветропарков выбрано 5 регионов: Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская и Ульяновская области, а также Татарстан. Отметим, что если РТ выделен «лимит» в 100 МВт, то ульяновцам — 236 мегаватт. Ожидается, что в соседней области построят 7 ветропарков. Первый, с 14 ветрогенераторами, сдадут к концу этого года. А к 1 декабря 2020-го первые два ветропарка должны начать поставку электроэнергии. Словом, в гонке за лидерство в ветроэнергетике безоговорочно лидирует Ульяновская область. А 22 сентября на заседании президиума Госсовета Чубайс назвал Ульяновск столицей российской ветроэнергетики. Подчеркнув, что она в ближайшие годы будет активно развиваться, он отметил, что Ульяновск создал в этой области очень сильный задел: начал создание первого в России оптового ветропарка, открыл в Ульяновском государственном техническом университете кафедру «Ветроэнергетические системы и комплексы», а также готовится изготавливать лопасти для ветряков.

Упомянутая квота в 236 МВт досталась Ульяновску по праву: он сумел заинтересовать «Фортум», в частности, прекрасно решив все оргвопросы, включая выделение земли и ветроизмерения. В результате до конца года «Фортум» завершит строительство первого ветропарка (мощность — 35 МВт, стоимость – 65 млн евро). В районе села Красный Яр заработают 14 ветроэнергетических установок (высота — 88 м, диаметр «вентилятора» — 54 м) — их монтаж заканчивается на днях. Почему именно там? Важнейшая характеристика, определяющая энергетическую ценность ветра, — его средняя годовая скорость. В районе Красного Яра она составляет 6,5–7,5 метров в секунду, это хороший показатель. Ветрогенератор начинает вырабатывать электроэнергию при 3 м/с и отключается при превышении 25 метров в секунду. Максимальная мощность достигается при 15 метров в секунду.

Евгений Николаев заверил, что его компания «Русский ветер» проводит анализ метеоданных с лета, однако уклонился от ответа на вопрос о конкретных местах измерений Евгений Николаев заверил, что его компания «Русский ветер» проводит анализ метеоданных с лета, однако уклонился от ответа на вопрос о конкретных местах измерений Фото: pravdapfo.ru

Ветряки — китайские, от Dongfang Electric Wind Company Limited («Восточный ветер»). Отметим, что китайские турбины DF2.5MW-110 успешно эксплуатируются в шведском ветропарке BlaikenWind. А вообще, по условиям программы ДПМ, необходимое условие — локализация производства значительной части оборудования в России. Поэтому Ульяновская область подписала первое в России соглашение о производстве компонентов для ветростанций. Партнер — датская компания Vestas Wind Systems A/S. Она намерена вложить в проект 1 млрд рублей. Предприятие заработает в 2019 году, уровень локализации планируется довести до 65%. По словам ульяновского губернатора Сергея Морозова, к 2024 году 30% всего энергопотребления Ульяновской области будет обеспечиваться за счет ветра.

Как видим, ульяновский ветроэнергетический кластер формируется на всех парах. В Татарстане пока только объявлен конкурс на ветроизмерения. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в министерстве промышленности и торговли РТ, чтобы определить районы для размещения ветростанций, минпромторг, ОАО «Сетевая компания», филиал АО «СО ЕЭС» РДУ Татарстана и ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ» проанализировали метеорологические данные и информацию о состоянии электросетевого комплекса. Любопытно, но генеральный директор ООО «Русский ветер» Евгений Николаев заверил «БИЗНЕС Online», что его компания (вместе с турецкой «Гуриш» она заявляла о намерениях по созданию в РТ ветропарков) ведет такие работы с лета. Однако он уклонился от ответа на вопрос о конкретных местах измерений.

Также минпромторгом РТ создана рабочая группа по локализации производства ветроэнергетического оборудования (к слову, тот же «Русский ветер» подумывает о размещении производства в «Алабуге»). Есть подвижки и по кадровым вопросам. В 2017 году в КГЭУ открыта кафедра «Возобновляемые источники энергии», там будут обучать по профилю «Проектирование и эксплуатация энергоустановок на возобновляемых источниках энергии». Уже набрана первая группа магистров. И все перечисленное — только начало. Далее потребуются согласование введения новых мощностей с «Сетевой компанией», локализация производства ветряков, подготовка кадров, решение проблем с эмиссией ветроэнергетики в электросеть, разработка нормативной базы для малой распределенной генерации и так далее. Но как бы то ни было, двигаться в этом направлении надо — квота ведь выделена, в противном случае ее могут отдать другому региону.

Ветроскептики утверждают, что ветряная энергетика Татарстану не нужна, но такие решения актуальны в локальных точках, куда трудно доставлять топливный ресурс «Ветроскептики» утверждают, что ветряная энергетика Татарстану не нужна, но такие решения актуальны в локальных точках, куда трудно доставлять топливный ресурс Фото: pravdapfo.ru

ДОЛОЙ СТЕРЕОТИПЫ

«Ветроскептики» утверждают, что ветряная энергетика Татарстану не нужна — дескать, дешевой такая энергия никогда не будет, она всегда в несколько раз дороже выработки на тепловой станции. Но, признают они, такие решения актуальны в локальных точках, куда трудно доставлять топливный ресурс.

Как рассказали «БИЗНЕС Online» в минпромторге РТ, стереотип об убыточности возобновляемой энергетики весьма распространен и связан он с недостаточной информированностью о развитии мировой ветроэнергетики. «Если вы обратите внимание на обзоры, публикуемые ведущими западными экспертными организациями, то сможете отследить тенденцию постоянного сокращения стоимости энергии, производимой из возобновляемых источников энергии», — отметили в министерстве. Так, согласно отчету международной некоммерческой ассоциации REN21, наземные ветростанции — одни из самых конкурентоспособных источников энергии. Средняя приведенная стоимость  электроэнергии, производимой такими станциями, в 2015 году составила 6 центов за кВт*ч (меньше, чем стоимость солнечной и геотермальной энергии — 8 центов). Средневзвешенные инвестиционные затраты на строительство наземных ветропарков с 1983 по 2015 год сократились с $4 766 за кВт до $1 550 за кВт (более чем в три раза). Затраты в альтернативной энергетике снижаются как за счет удешевления стоимости оборудования и обслуживания, так и благодаря отсутствию привязки к ценам на топливо, отметили в министерстве.

Также противникам «ветра» можно возразить, что факт остается фактом — федеральная программа ДПМ запущена, и за эксперименты по возобновляемой энергии придется платить всем россиянам. В таком случае почему бы не «потренироваться на кошечках», то есть на ветряках, за федеральный счет? Ульяновцы это явно просчитали. И Татарстану в рамках общемировой тенденции можно создать ветроэнергетику. В общем, необходимо двигаться навстречу неизбежной новой эре с ее «зеленой энергетикой».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (100) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.11.2017 08:37

Что-то в тексте не правильно написано. Себестоимость 5-6 евроцента или 2,3 руб. (5 евроцентов х 67,68= 3,38 руб.) уже выше отпускной цены. Где Чубайс там жульничество.

  • Анонимно
    3.11.2017 08:11

    Опять трата бюджетных средств. Нет в Татарстане мест с постоянным сильном ветре. Это тоже самое что в москвк или питере ставить солнечные панели- прикольно , но бесполезно

    • на счет сильного ветра в республике бы поспорил. На полях на берегу Волги еще как дует

      • Анонимно
        3.11.2017 10:56

        Сразу видно, что из дербышек с отпечатком интеллекта. Учиться лучше надо и интересоваться исследованиями. В прошлогоднем диссере, который защищали а МГУ, была карта ветров Татарии с целью развития ветроэнргетики и пичальбида дербышкам. Нету нужного ветра. Хотя согласен поспорить. ставлю тыщу баксов на то что рентабельного ветра нет. Понимаю, дербышки район не богатый, больше совесть не позволяет у вас забрать денег

        • Да, возможно с отпечатком, и на том спасибо. Что же Вы так к дербышкам прицепились? Вас там случайно не били? Извините, но не верю я, что во всем большом Татарстане нет места с хорошим "обдувом". Диссертацию одного человека нельзя считать за абсолют, т.к. все месте не оббегаешь, да и человеческий фактор...

          • Rinat_16rus
            3.11.2017 13:45

            Да не спорьте вы, нет предмета спора. Да, есть места с сильным ветром, но речь идет о том, каким потенциалом ветроэнергетики обладает та или иная территория, грубо говоря, сколько с нее можно снять и это будет экономически оправдано. А это, насколько я помню, специально смотрели несколько раз, вывод был однозначен - нет у нас такого потенциала. От того, что в одном месте сильно дует или в 100, 200 - ветроэнергетике как отрасли этого недостаточно, затраты на строительство такого сегмента энергетики и включении его в существующую сеть себя не оправдают

            • Анонимно
              3.11.2017 16:54

              Есть такое место недалёко от Казани. Верхний Услон и Печищи. Вы выходные гляньте сколько там парапланеристов летает. Даже когда полный штиль, там всегда есть или восходящие или нисходящие потоки. От Захваткино пустое заброшенное поле. Строй-не хочу, как говорится. Там легко 30—40 ветряков уместить можно. И сбыт организовать, рядом Казань и распредузел Буинских электросетей. Держите нос по ветру!!!

              • Анонимно
                3.11.2017 17:15

                и какая там скорость ветра в среднем за год? метров 5-8? еще небось и порывистый?

            • Анонимно
              3.11.2017 19:05

              Согласно условиям контрактов ДПМ ВИЭ инвестору в течение 15 лет после ввода генерирующего объекта в эксплуатацию возмещаются капитальные и операционные
              затраты и гарантируется доходность в размере 12% годовых. .... При этом сами ветроустановки — иностранные! Всё!!! Весь интерес чисто в "цифирях" как бюджетные деньги выбрать. РОСНАНО (Чубайс) уже в теме. Хотя где тут в ветроэнергетике это самое НАНО я лично не понимаю. Надеются делать нано-ветряки, которые случайным ветром удует и их, что естественно, не найдут; - они же нано. (Камский)

              • Анонимно
                4.11.2017 01:45

                В Кукморском районе на холмах ветер хороший, и люди на холмах нн живут. Странно, что забыли про этот район.

            • Анонимно
              3.11.2017 20:48

              На днях Минпром торг объявили на ветромониторинг на 23 млн.

    • Анонимно
      3.11.2017 09:29

      Не согласен, поселок Джалиль на юго-востоке РТ - столица ветров!

    • Анонимно
      3.11.2017 09:31

      Азат Д

      В акватории Куйбышевского водохранилища нет ветров?

      • Анонимно
        3.11.2017 14:54

        почему Вы не читаете то что комментируете ?
        "Максимальная мощность достигается при 15 метров в секунду."
        это и есть скорость при которой имеет смысл строить и такого ветра должно быть около > 85%

        теперь давайте Ваши выкладки

        • Анонимно
          3.11.2017 21:07

          Татарин Злой
          25 метров в секунду- это уже ураган. Вы оттте сказать, что где-то дуют ветра в 2/3 урагана на постоянной основе?
          Может матчасть подучите?

    • Анонимно
      3.11.2017 09:50

      Комментатор озвучил информацию будучи не вкурсе где и как дует. Что ульяновская область находится на другом берегу Океяна))). Она рядом (географию меструю учите). Заметьте 30 % электроэнергии Ульяновская область хочет зарабатывать уже. и будет .....Как так Татарстан не впереди планеты всей)))). Как налог поднять мы первые ....как собрать деньгу мы первые.) а новые разработать технологии как в всегда позади. остальи минимум на 10 лет по развитию этой отрасли

      • Анонимно
        3.11.2017 10:04

        Не может же Татарстан быть во всех вопросах лидером..
        И Ульяновск не разработал новые технологии, а только выделил оперативно земли для Фортум.

        • Анонимно
          3.11.2017 10:09

          Азат Д

          А в Нижнем Новгороде, фунционирует канатная дорога, и не как развлечание, а как часть транспортной симтемы. А у нас различные шоу.

          • Анонимно
            3.11.2017 10:38

            В Казани нет острой необходимости в канатной дороге, а в Нижнем есть. Поэтому там построили канатную дорогу, а в Казани 5 маршрут трамвая и продолжают строить метро.

            • Анонимно
              3.11.2017 11:17

              логика простая метро и трамвай большая стройка где стройка (астройка бюджетная) там и сметы все время пересчитываются и моржа увеличивается .....

            • Man_16rus
              3.11.2017 12:03

              Какой из трамваев илеттв Услон?
              Или может метро?

              • Анонимно
                3.11.2017 12:42

                Кто в здравом смысле будет строить метро в Услон...

                • Анонимно
                  3.11.2017 13:17

                  Также можно сравнивать ВСМ в казань в здравом смысле кто будет строить ? Просто распил бюджета

                  • Анонимно
                    3.11.2017 13:34

                    Решили свою глупость прикрыть ВСМ?..
                    ВСМ нужная вещь и со временем будет построена.
                    Метро в Услон глупость высшей пробы..
                    Бог любит троицу -попробуйте еще раз выставить себя )..

      • Анонимно
        3.11.2017 10:39

        Какие новые технологии в ветряной энергетике? Проснитесь но это технологии прошлого века. В россии новые технологии создаются только в сфере вооружений, а как показала практика монетизировать их у нас не умели и не умеют

      • Анонимно
        3.11.2017 12:49

        Татарстан первый по федеральным субсидиям, грантам с нулевым результатам, построили и не работает, убыточно, напримери все технопарки, химграды, it парки и т.д. но никогда он не первый, если делается что-то хорошее, полезное, работающее

        • Анонимно
          3.11.2017 13:20

          Татарстан один из лидеров по:
          1. Производству молока, мяса и птицы, пшеницы.
          2.ВВП Татарстана за 2016 и 9 месяцев 2017 г., выше среднего по стране.
          3. ОЭЗ Алабуга признана 3 раз подряд лучшей ОЭЗ в Европе и одной из лучших в мире.
          4. Казань - единственный город где за постсоветское время построена линия метро и строительство продолжается.
          Надеюсь эти общеизвестные факты доставят вам удовольствие)..

          • Азат Д
            3.11.2017 16:20


            1. По отчётам минсельхоза?
            2 Выше в среднем, с учетом что нефть есть. Без нее думаю на уровне Кавказских республик будем
            2 Сколько уплаченных налогов и сколько на неё потратили?
            4. Метро строили в долг, до сих пор расплатится на можем и не известно когда расплатимся.

    • Анонимно
      3.11.2017 10:22

      Не бюджетных, за счет потребителя, тоесть нас с вами.
      При этом непонятно кому это нужно кроме распильщика Чубайса. Себестоимость киловата высокая. Потребителей это зачем, увеличить себестоимость собственного производства? Бред вообщем полный. Во всем мире ветроэнергетика также как и солнечная живет на дотации

  • Анонимно
    3.11.2017 08:20

    Ну, а почему бы нет? Дарёному коню, как говорится, в зубы не смотрят.

  • Анонимно
    3.11.2017 08:37

    Что-то в тексте не правильно написано. Себестоимость 5-6 евроцента или 2,3 руб. (5 евроцентов х 67,68= 3,38 руб.) уже выше отпускной цены. Где Чубайс там жульничество.

    • Анонимно
      3.11.2017 10:17

      Нужно что-то поделить или украсть, приглашайте в консультанты Чубайса.

  • Анонимно
    3.11.2017 09:15

    я удивлен, что ульяновцы обошли РТ по многим видам инноваций, один только индустриальный парк чего стоит! Муратов-куратор и его проекты перед ним просто пшик

    • Анонимно
      3.11.2017 10:25

      В целом ветроэнергетика уже давно не инновационная отрасль, в развитых странах уже десятилетиями строят. А в России это инновации) Вообщем как всегда запрыгиваем в уходящий поезд

      • Анонимно
        3.11.2017 10:48

        ЧЕКА
        Вопрос не в отсталости. а в потребности и выгодности.
        В Европе сильное развитие ветряков получило в Голландии, Дании, Германии и Великобритании- в государствах где нефть и газ дороги, АЭС закрыли и ветра практически круглогодично дуют ..
        Россия же вырабатывает более дешевые источники включая гидро- и атомную энергетику..

  • Мне нравится, что мы стремимся к возобновляемым альтернативным источникам энергии. За ними будущее, хватит уже сидеть на ресурсах, которые вот-вот закончатся, так еще и вредны.

    • Анонимно
      3.11.2017 10:35

      Интеллигент вы хоть понимаете, что за каждой инновацией должно быть экономическое обоснование? Смысл развивать солнечную энергетику в РФ, если себестоимость энергии будет кратно выше чем на тех же ГЭС? Тоже самое с ветряками. Далее какова будет себестоимость условного камаза произведенного на предприятии использующем такую дорогую энергию и останется ли этот камаз конкурентоспособен с тем же мазом? Да и такой лоббист как Чубайс, я во всем что он делал для страны, только деструктив и ущерб вижу. В частности в роснано. Организация создавалась для развития инноваций, а он ветряки впаривает, которые уже не одно десятилетие инновацией не являются, ну или электромопед за 8 тысяч баксов, в то время когда индийская mahindra&mahindra электро-кар за этиже деньги выпускает на рынок. Смешно до слез)

      • Как вам такое, что это не ограниченный ресурс? Газ, нефть они закончатся, а эти будут еще стоят и производить энергию. Кроме этого, очень важно заметить, что кроме экономического обоснования есть и экологическое. Давно уже пора человечеству подумать над тем, что будет после нас

  • Анонимно
    3.11.2017 09:34

    Азат Д

    Ещё один главный вопрос, кто производитель оборудования. Если здесь, например разработают в Иннополисе и произведут в Новой Туре, это одно, а если из-за границы, то другое.

  • Анонимно
    3.11.2017 09:35

    Азат Д

    Интересно, в инновационном городе Иннополисе, как электричество получают?

    • Анонимно
      4.11.2017 06:29

      В Иннополисе всегда сильный ветер. Мы спросили местных жителей, когда были позапрошлой осенью там на экскурсии: "Как вам здесь живется?" Ответ был в одно слово: "Дует!"

  • Анонимно
    3.11.2017 09:52

    Лукавство, о всесилии альтернативных источников энергии.
    Чтобы построить эти ветряки, надо добыть нефть, построить заводы по переаботке ее в солярку и бензин, надо выплавить железо для вышек, добыв его из под земли, выплавка, как правило, с применением традиционного угля, кокса, антрацита.
    Про то, как получить алюминий и медь вообще молчу.

    Т.е. надо напрячь традиционные источники энергии, дабы чуточку поиграть в альтернативные источники.

    • Анонимно
      3.11.2017 10:14

      ЧЕКА
      Но последующие 25 лет ветряки вырабатывают энергию из ветра и экономят кучу нефти и газа..

      • Анонимно
        3.11.2017 10:26

        Азат Д

        Плюсанул вам.

      • Анонимно
        3.11.2017 10:45

        Да вы что?! А потребление нефти и газа в мировом масштабе на дистанции постоянно растет) Даже за последние 10 кризисных лет с вяло растущим мировым ВВП)

      • Анонимно
        3.11.2017 11:49

        Поразмышляв, отнес бы альтернативные источники энергии, к дополняющим традиционные, в весьма узкой нишей использования.

        Ветровые, солнечные, и прочие вполне могут быть востребованы в удаленных точках, фермах, временных поселках, в отдаленных регионах туда, куда тянуть и завозить классическую энергетику будет еще дороже. Возможно Север, необжитые районы Сибири

        Это проистекает из врожденного недостатка альтернативных источников - непостоянство, солнце день, ночь, пасмурно, высота Солнца над горизонтом разная зимой и летом. Ветровики, тоже, утром есть ветер, в обед тихо, вечером весть, ночью слабо. Т.е энергию надо аккумулировать. Для небольших объемов, вроде, запитать несколько энергосберегающих лампочек на ферме, пару насосов в скважине, еще для чего то, вполне хватит ветряка, или фотоэлементов, с накоплением и стабилизацией современными аккумуляторами.

        кстати, киньте ссылку со сравнительным КПД, альтернативных источников энергии.

        По традиционным, порядок цифр такой:
        - 92-95% КПД гидроэлектростанции
        - 80% КПД Атомные
        - 34% КПД тепловых, без учета вырабатываемого тепла.







        • Rinat_16rus
          3.11.2017 13:51

          Установки с горизонтальной осью вращения коэффициент использования ветра до 42%. Имеет значение также мощность установки и скорость ветра, маломощные установки малоэффективны, а мощные - дороги :-( и ветер хорошо бы с большой скоростью... "Гугл знает все!"(С) :-)

        • Анонимно
          3.11.2017 15:18

          Азат Д

          Скорее всего как гидроэлектро, так как они похоже.

    • Анонимно
      3.11.2017 10:17

      Азат Д

      А нефтяные вышки из воздуха делают?
      Плавят металл в том числе индукционным способом.
      Для производства аллюминия, как раз надо много эл энергии, не зря эти комбинаты стоят рядом с ГЭС.
      Вот изобретут емкий компактный источник хранения эл энергии, от ДВС откажутся.
      Сейчас уже дешевле в двигательной энергии электричество, чем бензин. Доработают технологии и инфраструктуру, откажутся от ДВС, кроме специфических случаев, где нет ЛЭП. Как показывает практика, к этому и идет.

      • Анонимно
        3.11.2017 10:29

        Плавить металл можно и лазером.
        Кто то из известных политиков предлагал сбивать сосульки на крышах лазерами. :)))
        Вопрос всегда в масштабах, КПД, себестоимости в промышленных объемах.

        • Анонимно
          3.11.2017 10:59

          Азат Д

          Так плавят амюминий электричеством, и функционируют индукционные печи.

    • понятно, что для производства этого нужны ресурсы и затраты. Но это окупится, также как и инвестиции. ..

  • Анонимно
    3.11.2017 10:15

    В свое время в начале 90-х один предпринематель открыл производство ВЭС в Уфе. Если вкладываться в ветроэнергетику, то надо и вкладываться в производство. В любом случае, основным покупателем ВЭС должен быть Дальний Восток(вместо того чтобы жечь д.т. в в поселках на берегу моря, дешевле там поставить ВЭС(ветры там дуют постоянно)).

    • Анонимно
      3.11.2017 11:29

      Там проблемный климат для ветряков. Сильный ветер при высокой влажности (из-за моря по соседству) и отрицательных температурах приводит к обледенению. Обледеневшие лопасти перегружают и разбивают подшипники.

  • Анонимно
    3.11.2017 10:18

    Есть такая технология, которая производит энергию от разницы температур. Закапывается в землю какой-то блок и другой блок ставится на поверхность. При разнице температур 4 градуса такое устройство может обеспечивать частный дом энергией. Только вот выгоды государству от этого никакой.

    • Анонимно
      3.11.2017 10:25

      называется сиё устройство термопара, чтобы получить хоть какой то значительный энергоресурс, Вам придется очень сильно потратиться. Очень.

    • Анонимно
      3.11.2017 10:40

      И окупаемость у такого способа добывания энергии не самая высокая. Хорошо применять там, где с сетями проблема.

      • Анонимно
        3.11.2017 11:22

        Давай. Расскажите про окупаемость. Дом скажем на 10-15квт

    • Анонимно
      3.11.2017 11:38

      Эффект Зеебека зависит от материалов и разности температур, при разнице в 100 градусов, термопара медь-константан выдает около 4мВ. Полупроводники "покруче", но стоят дороже и, в любом случае, максимально достигнутый КПД (при современном уровне развития технологий и материалов) пока в районе 8%.

    • Анонимно
      3.11.2017 17:13

      Стройте для себя сами, при чем тут государство?

  • Анонимно
    3.11.2017 10:26

    эту бы технологию добычи энергии,соединить с технологией промышленного хранения оной..
    тогда заживём..

  • Анонимно
    3.11.2017 10:40

    Али

    Р. Зиганшин построит быстро.

  • Я считаю что раз дармовые ветряки нам дают,то и правительство Татарстана должно раздать их действующим фермерам! Чтобы они могли снизить свои затраты на производство натуральной продукции! А создавать всякие станции это деньги на ветер я считаю,так как пока ветряк дороже тепловой энергии будет очередное воровство для удащливых,кому доверят тырить электроэнергию! У меня есть один крестьянин знакомый у него китайская солнечная батарея! Света у него и у соседей вообще нет и он составил график работы батареи! Час работает насос и он качает воду из колодца по всем бочкам и все соседи с ведрами запасаются
    на день,потом час работает станок деревообрабатывающий,Потом переработка овощей,а ночью освещение,телевизор и комп! ,Вот у меня тоже мощности не позволяют загрузить все производство и я днем делаю молочку,а ночью тушенку ! Днем обогрев птичников идет за счет солнца,а ночью когда появляется избыток электричество на спины птицы идет инфрокрасное излучение! Будет ветряк и я смогу например инвалидам поставлять продукцию со скидкой большой!

    • Анонимно
      3.11.2017 11:17

      как даром, так фермерам)) Хороший подход - Российский)) поэтому у нас СХ в одном месте.

      • А почему прокуроры сидят в Кабинетах.,под попами машины,оружие и патроны бесплатное синие кителя тоже и так же гаишники и еще им зарплаты государство платит,а те кто обеспечивают продовольственную безопасность страны без отпусков.выходных больничных и даже сапоги и спецовки за свой счет покупают! Поэтому у нас сельское хозяйство в Ж.... в отличие от Запада ,где субсидии составляют не менее 60% от выручки А прокуроры кашмарят учителей татарского языка!

    • Анонимно
      3.11.2017 11:24

      У вас же сумасшедшая рентабельность и практически список форбс. Зачем вам бесплатное чтото?

    • Анонимно
      3.11.2017 11:33

      Вы со своей логикой и ограничением мышления дальше своего преусадебного хозяйства не ушли. Кругозор ограничен участком.

      • Твоя бы корова молчала анонимщик с большим кругозором!

        • Почему нужно раздать ветряки фермерам семейным? В случае катаклизмов в России и блокады западом когда танкера с пальмой заблокируют американцы,а мегафермы все закроются если агробароны как 100 лет назад помещики и капиталлисты с обороткой сбежали в свои дворцы и импортный скот весь
          сразу сдохнет.Так будет и сейчас,а крестьян как сто лет назад нет и все в деревне ждут только на заваленке пенсию,чтобы купить спиртягу и суррогатную колбасу ввиде закуски! И кормить страну будут только крестьяне кто
          как мамонты еще есть в деревнях ввиде семейных фермеров,у которых денег нет ни на что и в том числе на электроэнергию!

  • Анонимно
    3.11.2017 11:02

    Азат Д

    Альтернативная энергетика, не вырабатывает лишнего тепла в экосистему и нет выбросов газов и мелких частиц.
    Это забота об экологии, нет лишних расходов, как например хотят 15 млрд. потратить на востановление экостстемы Волги. Не говоря уж о здоровье людей.
    Надо смотреть комплексно на ситуацию.

  • Анонимно
    3.11.2017 11:12

    Очень удобно прицепляться к средним ценам выработки в америке. Тогда уж дайте среднюю цену выработки и ТЭЦ по америке. А то я сразу вижу лобби ГЭС и ТЭЦ по статье.
    Что касается приведенной цены менее 1 рубля по ТЭЦ, так это еще без учета скорее всего экологического ущерба и вообще огромной доли бюджета, которая выделяется в т.ч. для мониторинга и устранения экологических угроз от ГЭС например. Так что ветряная энергия по сути дешевле ТЭЦ и ГЭС вместе взятых, просто расходы размыты. Да и влияние на экологию минимально.

  • Анонимно
    3.11.2017 11:20

    Ветряная энергия дешевле тепловой, если учитывать все затраты. Строительство ТЭЦ и ГЭС это миллиарды которые окупаются по 40 лет, а то и вовсе не окупаются. Плюс экологический ущерб, которое между прочим тоже государство финансирует.

    • Вы правы! Сегодня ветряки например для фермеров сдерживает только первоначальная стоимость и монтаж самого ветряка,а затем дармовое электричество! Думаю если не раздадут семейным фермерам ветряки,то как обычно все разворуют удащливые!

  • Анонимно
    3.11.2017 11:24

    Так понятно же почему Татарстан проснулся только через 10 лет. Лобби тепловой энергетики работает. Зачем ТЭЦ и ГЭС нужен ВЭС?

  • ПанАлекс
    3.11.2017 11:56

    Если в ЕС, Японии и США такая энергетика субсидируется за счет эмиссионных денег, то в РФ ее за счет налогов бюджета и потребителей. То есть, как и в случае с постоянным повышением цен на ГСМ, искусственно снижает конкурентоспособность российской экономики! То есть вред для государства и населения налицо.

  • Анонимно
    3.11.2017 12:20

    Помню лет десять назад уже говорили что ветряки в Татарстане не окупаются, нет постоянных ветров. Хотя напротив центра волейбола в Казани кто то поставил себе в огород это устройство, у него спросить бы что да как.

  • Анонимно
    3.11.2017 12:21

    23 ляма чтобы намочить палец и найти где дует силнее)

  • ravrr
    3.11.2017 13:02

    "«Это сфера с по-настоящему масштабными инвестициями», — завлекал шеф «Роснано»."

    Тут наверно опечатка? Он возможно хотел сказать не сфера, а афера?

  • ravrr
    3.11.2017 13:05

    Ветряки — китайские, от Dongfang Electric Wind Company Limited («Восточный ветер»).

    Я бы еще понял зачем это, если бы ветряки были российские. Так нет же. Ну, налогоплательщик - самый богатый субъект страны, оплатит, не впервой ему.

  • Анонимно
    3.11.2017 13:32

    Да никогда у нас не будет европейского уровня. Не та страна.

  • Анонимно
    3.11.2017 13:44

    По коррупции в высших эшелонах, действительно, Татарстан на территории России на первом месте. Так вот Ульяновск Вам еще очень далеко до татарстана и до наших чиновников и властей. Ура! Хоть в чем то мы на первом месте..

  • Анонимно
    3.11.2017 14:06

    в 12 веке Голландию монахи модернизировали ветряными мельницами - так начинался прогресс в Европе, появилось множество попутных факторов, начиная с качества муки.... Батый до них не добрался и не научил правильно думать - теперь снова вся Азия оживилась - но мешает обледенение.... а у них этого конечно нет ( но физику участь у нас плохо - а законы и тут и там одинаковые) - на самом деле голландцы поливают коньяком лопасти и увеличивают срок эксплуатации... и кайф...

  • Анонимно
    3.11.2017 17:23

    На прошлых выходных 28-29 октября по Германии прокатились штормовые ветры, которые создали уникальную ситуацию в энергетике. Сильный ветер раскрутил ветроэлектростанции, которые выдали такую большую мощность, что для потребителей стоимость электроэнергии стала отрицательной. Пика ветер достиг в субботу 28 октября. Это привело к выработке рекордной мощности 39,4 тыс. МВт, что сравнимо с работой 40 ядерных реакторов. Огромный избыток энергии нарушил баланс спроса и предложения. В итоге, компаниям-производителям энергии надо было либо останавливать ветряки и другие мощности генерации, либо делать энергию бесплатной или даже доплачивать за поглощение избытков потребителями. В конечном счете, цена опустилась до -€0,5.
    А Путин юморил предлагая им дрова из Сибири, когда они приняли решение о закрытии всех АЭС.

    • Анонимно
      3.11.2017 17:39

      ЧЕКА
      Если Германия будет жить в условиях постоянного штормового ветра, то электричество у них действительно будет дешевое, но это будет единственный плюс)..

  • Анонимно
    3.11.2017 17:40

    На сегодня кВт с ВЭС дороже кВт с ТЭС. Я понимаю, что тем компаниям которые сами производят ветрогенераторы, модернезируют их - им нужны такие станции для опробывания собственных решений, опробации новых идей.. А нам они зачем? Купить китайские машины и установить их у себя для чего? чтобы производить дорогую э/э?

    • Анонимно
      3.11.2017 18:42

      не все живут в городах, и даже в посёлках. Тащить ЛЭП или трубу на хутор вообще не вариант. Или генератор, или солнечн.батарея, или ветряк!

      • Азат Д
        3.11.2017 19:11


        Лучше солнечная батарея.
        Покупал 100вт за 4300р, оптом ещё дешевле. Думаю киловат, будет стоить столько, сколько за присоединение в городе просят электросети.
        Сложность пока, в хранении эл. энергии, в буферизации выработки и потребления.

      • Анонимно
        3.11.2017 21:47

        Хутор так хутор. Лошадь, дрова,керосиновые лампы.

  • Экономист
    3.11.2017 18:59

    При мониторинге следует использовать ВЭУ разного типа, но ясно, что пропеллерные с горизонтальной осью самые отстойные... Будущее, если оно есть у ветроэнергетики, за вертикальнолопастными, у которых вся высота установки является рабочей... Нормальный бизнес для Татарстана не китайские ВЭС покупать, а по всему миру продавать ВЭУ казанского производства... Компрессормаш вам в помощь...

  • Анонимно
    3.11.2017 19:28

    это очень большая афера граждане. Как результат тотальной профанации. Я знаю что модератор не даст появиться моему коменту, но я скажу, что в любой цивилизованной стране сначала появляется программа развития, а потом проекты и т.д.
    Откуда взялись эти 6 центов за кВт*ч? Тогда как, например, солнечная энергия вырабатываемая в Европе стоит более 30 цент за кВт*ч! Это ложный путь в энергетике. Более актуальным направлением является энергетика на основе биомасс, в первую очередь на основе переработки отходов животноводства. Или на основе утилизации ТБО и пищевых отходов.
    И о каком федеральном счете речь идет? Деньги за потребляемую энергию возьмут в конце с карманов потребителей

    • Анонимно
      3.11.2017 19:56

      Я вот тоже хотел подметить - что эта китайская установка и последующую дорогущую эсплуатацию оплачивать будут не марсиане - а жители республики..

  • Анонимно
    3.11.2017 22:15

    Очередная профанация с подачи Чубайса. Вспомните, какое из его начинаний было оправдано и реализовано? Нет таких. Разделили сферы энергетики- в результате было одно Татэнерго и филиалы по Республике. Теперь ТРИ конторы генерация (сегодняшнее Татэнерго), Татэнергосбыт и Сетевая, в каждой контора как была встаром Татэнерго, утроение штата.
    Теперь Чубайс удумал оплатить из бюджета ветрогенерацию, а когда она себя не оправдает, окажется что именно этих денег не хватило на модернизацию имеющихся электростанций, вот тогда и наступит та самая энергетическая катастрофа, которую предрекает Чубайс.

    • Анонимно
      3.11.2017 23:21

      Но чушь то не пишите. В 90 годах дожили до того что денег в стране не было не то что на обновление стареющих мощностей, но даже на эксплуатацию.. Стране грозил энергетический коллапс. Все энерго активы принадлежали государству, а денег у последнего не стало.. Энергетика была единой и неделимой. а значит - неподъёмной. Вот и нарезал Чубайс энергетику на кусочки и роздал кусочки собственникам, обязав их содержать их. В итоге энергетику сохранили, получили в неё инвестиции, модернизировали и успешно сегодня эксплуатируем..

      • Анонимно
        4.11.2017 08:03

        гумбред ( гуманитарный бред). какой средний срок службы оборудования на эс? катастрофу с ГЭС забыли? цена э/э сколько стало? и т. д. сказки про любимую игру мифическую конкуренцию, рынок только не надо...

        • Анонимно
          4.11.2017 09:12

          Оптовый рынок э/э в России реально работает, дорогие предложения от генераторов остаются не у дел.. Цена за кВт в России - одна из самых низких в мире, резервов мощности на сегодня предостаточно, катастрофа ГЭС была только одна, а могло случится и сто, если бы денег не нашли.. Срок службы оборудования тэс - такой же как во всём мире, и даже больше..)).. Вас что не устраивает..?

      • Анонимно
        4.11.2017 10:50

        Зато сейчас почти все ТГК И ОГК принадлежат не гражданам России со счётами в офшорах. Идёт постоянное перекрестное кредитование между ними, на ведение текущей деятельности, реконструкция только там, где договора ДПМ. Это я Вам как акционер 40 предприятий генерации России говорю.

        • Анонимно
          4.11.2017 10:57

          Возможно, этот вариант лучший из того, что могло быть..

  • Анонимно
    4.11.2017 07:52

    В соседней Башкирии такие мельницы уже лет 15-20 назад появились и стоят до сих пор.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже