10.11.2017

Фарид Мухаметшин: «Татары – ушлый же народ. Видит, что ЕГЭ на русском, – что мучиться?»

Спикер Госсовета РТ рассказал, почему Москва оставила Татарстану должность президента, и заявил, что ФГОС приняты с превышением полномочий

«Я стал более востребованным, потому что знаю татарский язык», — агитировал за родное слово перед челнинским активом спикер Госсовета РТ. Фарид Мухаметшин лично распорядился, чтобы на встречу, посвященную юбилею Конституции Татарстана, пустили оппозицию автограда, огорчил челнинцев тем, что им не светит новое здание театра, и рассказал, как целых 2,5 года изучал литературный татарский язык. В лекцию внимательно вслушивался корреспондент «БИЗНЕС Online».

В начале встречи собравшимся продемонстрировали короткий фильм о событиях 1992 года, когда как раз Конституция РТ была принята В начале встречи собравшимся продемонстрировали короткий фильм о событиях 1992 года, когда Конституция РТ как раз и была принята

«В ЗАЛ ПУСТИМ. ВЫ ТАМ ПОСИДИТЕ НА ГАЛЕРКЕ ТИХОНЬКО»

Языковой вопрос, институт президентства и взаимоотношения с федеральным центром стали сегодня основными темами встречи председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. Изначально же она была посвящена 25-летию Конституции Татарстана. Но началось все с небольшого курьеза: в зал школы №41, где проводилось мероприятие, полиция не пустила несколько человек, объяснив это тем, что на лекцию проходят по приглашениям. Однако такое развитие событий не устроило желающих пройти. «По какому праву вы меня не пускаете? Я хочу задать свои вопросы представителю государства», — возмущался мужчина. «Вы тут криминал покрываете, одни мы воюем», — высказывала недовольство известная в Челнах коммунистка Людмила Цыбаркова. Но пройти им все же не разрешили, хотя и выпроваживать из здания не стали. Вопрос решился, когда прибыл Мухаметшин в сопровождении мэра автограда Наиля Магдеева. Цыбаркова, едва увидев высокого гостя, сразу кинулась к нему: «Фарид Хайруллович, нас в зал не пропускают!» Спикер парламента разрулил вопрос мгновенно: «Почему не пропускают? Надо пропустить, — но тут же оговорил условие. — Но только если вы тихонько посидите на галерке. Если возникнут вопросы, зададите. Один». «А слово дадите?» — не унималась коммунистка. «Слова не дам, один вопрос зададите, умный, —  категорично ответил спикер ГоссоветаРТ. — Я к вам три часа ехал, а вы тут еще митинговать будете. Вон с мэром митингуйте». «Да он нас не слушает...» — продолжила было Цыбаркова. Магдеев, услышав это, посмотрел на нее с нескрываемым удивлением, и коммунистка тут же добавила: «На самом деле мэр у нас хороший, многое сделал». На этом вопрос решился — оппозиция прошла в зал.

Спикер заметил, что сам он татарский в школе не изучал. Мухаметшин выучил язык сам, что стоило ему 2,5 лет упорных занятий

В начале встречи собравшимся продемонстрировали короткий фильм о событиях 1992 года, когда Конституция РТ как раз и была принята. Напомнили о знаменитой фразе Бориса Ельцина «Берите суверенитета, сколько проглотите», о том, как проводился референдум о самоопределении республики, как подписывался договор о взаимном делегировании полномочий между Москвой и Казанью, а также о том, как в то время президент РФ подводил итог событиям: «Многие спрашивают: „Как это так, что Татарстану власть дали?“ Мы дали ему то, что ему полагается. Договор с республикой — это крупный шаг на пути развития федерализма».

Лекция о Конституции по большому счету больше напоминала вечер воспоминаний Мухаметшина. Выйдя к трибуне, он сразу признался: «Волнуюсь, потому что тема лекции очень сложная и не такая интересная, как, например, разговоры о том, что в президенты выдвигаются то Собчак, то Гордон. А тема сложная, потому что мы на год раньше приняли Конституцию, чем Российская Федерация. Впервые мы ее писали сами. Раньше же нам только присылали Конституцию из Москвы. Все под копирку, оставляли только строчку для названия региона — Башкирия, Татария, Удмуртия».

Мухаметшин напомнил, что в 1991 году был проведен референдум по вопросу сохранения СССР. И 82% тогда проголосовали за единое государство. Мухаметшин напомнил, что в 1991 году был проведен референдум по вопросу сохранения СССР и 82% тогда проголосовали за единое государство Фото: «БИЗНЕС Online»

Мухаметшин напомнил, что в 1991 году был проведен референдум по вопросу сохранения СССР и 82% тогда проголосовали за единое государство. «А потом три руководителя собрались в Беловежской пуще и сделали то, что сделали, — Советского Союза не стало. Это величайшая трагедия XX века». Что касается республиканского референдума о самоопределении, то, как вспомнил спикер парламента, его результаты оспаривались в Верховном суде. «Нас упрекали в том, что мы предпринимаем попытки выйти из Российской Федерации, — рассказывает лектор, — такие призывы тоже были. Но куда выйти? Нет, мы говорили о повышении статуса республики с одновременным повышением ее ответственности, мы говорили о снятии с федерального центра ряда вопросов, чтобы там занимались более глобальными задачами. Пусть границы охраняют, выше всех в космос летают, деньги печатают. Мы же не будем свои татарстанские деньги печатать».

Мухаметшин также вспомнил, что было целых три варианта Конституции. При голосовании в Верховном Совете ТАССР победил тот, что подготовила команда Минтимера Шаймиева. Но и его потом принимали долго и упорно, обсуждали каждую из 126 статей, заседали два дня. В конце концов основной документ республики был принят при одном голосе против и при одном воздержавшемся.

«Я СТАЛ БОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ, ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК»

От воспоминаний Мухаметшин перешел к вопросам, в которых Татарстан расходится с федеральным центром. Главный на сегодня — изучение татарского языка в школах. Корень проблемы, по мнению спикера парламента, в федеральных стандартах и ЕГЭ. «Много вопросов, связанных с языковой политикой, особенно в последнее время их стали очень часто поднимать, — констатировал факт выступающий. — В Конституции России расписано так, что право на изучение языков — это право субъектов. Но каждый гражданин имеет право сохранять свой родной язык и пользоваться им. Мы в своей Конституции указали, что у нас два государственных языка — русский и татарский. Через это и русских, и татар успокоили, что не будет забыт татарский язык, как это было в советские времена. Приняв закон „Об образовании“, мы определили, что преподавание будет в равных объемах. Это было правильное решение». Мухаметшин также вспомнил одно из заседаний в совете Европы, в котором он проработал 15 лет. Там эксперты озвучили данные, что ежегодно в мире теряются языки малых народов. «Ну какой народ согласится с тем, что его родной язык может быть потерян?! Нет языка — нет народа», — добавил спикер.

Затем он напомнил о 2012 годе, когда были приняты федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). «Мы считаем, что они были приняты министерством образования с превышением полномочий, — высказал Мухаметшин свое мнение. — Там о государственных языках субъектов не говорится. И мы продолжали преподавать оба языка в равных объемах. Это отбивало у многих интерес к изучению татарского языка. Хотя многие при опросах говорили, что были бы рады, если бы их дети изучили язык нашей республики. Но он нужен обиходный, разговорный. Зачем ему синтаксис, фонетика, грамматика? Они только отбивают желание учить язык из-за его сложности».

Языковой вопрос, институт президентства и взаимоотношения с федеральным центром стали сегодня основными темами встречи 

Еще одной причиной нынешней шумихи вокруг татарского языка стал ЕГЭ, который сдается только на русском языке. «Татары — ушлый же народ. Он видит, что ЕГЭ на русском надо сдавать, — что ему мучиться, татарский еще учить? Ему нужно выучить на русском языке литературу, физику или химию так, чтобы получить не 100, так 70 баллов, поступить в институт. Мы же все практичные люди. Но этот процесс стали политизировать, его „взвинтили“, мы стали вопрос глубоко изучать. А когда Владимир Путин в Марийской Республике сказал, что недопустимо сокращение объемов изучения русского языка, подключилась прокуратура. Невиновных директоров школ стали вызывать, грозить им... А при чем тут директор? Он делает то, что предписано законом республики и нормативными документами министерства образования». Как бы то ни было, Мухаметшин констатировал факт, что сейчас ведется переговорный процесс с федеральным центром по языковому вопросу. По его словам, в Москве есть понимание, что национальные языки должны преподаваться, хотя объемы и методики должны быть пересмотрены. «В любом случае татарский язык как государственный мы отменять не будем, — сказал председатель Госсовета РТ. — Найдем такое решение, при котором никто ущемлен не будет».

К слову, спикер заметил, что сам он татарский в школе не изучал. Мухаметшин выучил язык сам, что стоило ему 2,5 лет упорных занятий. В итоге, как считает докладчик, это пошло ему только на пользу. «Мне это позволило сейчас спокойно разговаривать с носителями татарского языка, — рассказывает Фарид Хайруллович. — Я конкурентнее стал. Каждый раз мне поручают вести конгресс татар. Я говорю: „С какой стати? Есть же у нас ваш челнинец, татарин, вице-премьер Шайхразиев (Василь Шайхразиев — экс-мэр Набережных Челновприм. ред.)“. Но нет, просят меня. То есть я стал более востребованным, потому что знаю татарский язык».

Фарид Мухаметшин: «В Конституции России расписано так, что право на изучение языков — это право субъектов. Мы в своей Конституции указали, что у нас два государственных языка — русский и татарский» Фото: «БИЗНЕС Online»

Лектор сообщил, что за 25 лет в Конституцию РТ было внесено 17 изменений. Этот факт он оценил плохо. Хотя нашу республику оправдывает то, что Конституция РФ была принята позже и изменения вносились, чтобы привести документы в соответствие. Но две поправки, не без гордости напомнил Мухаметшин, в Татарстане вносить отказались. Первый — это отмена всенародных выборов глав регионов. «Многие согласились с этим и надеялись, что мы тоже отдадим честь и послушаемся. Но мы на это сказали нет. Мы сказали, что строим демократическую республику, а демократия в том и заключается, что народ должен участвовать в выборах главы своего субъекта. Почему мы лишаем его такой возможности? Кое-как, путем переговоров, бесконечных поездок в Москву, с нами согласились и заморозили эту норму. А потом и в России поняли, что надо все-таки выборы глав проводить».

Еще одной болезненной точкой соприкосновения между Москвой и Казанью до недавнего времени было название главы нашей республики. «Госдума с превышением полномочий принимает решение о том, что в стране должен быть только один президент, а в республиках их быть не должно. Как называть — это ваша проблема. Хотя в российской Конституции указано, что мы сами создаем свои органы власти и называем их так, как решит парламент республики. Мы опять не согласились. Зачем нас через колено ломать, если это нарушает российскую Конституцию? Мы не выполнили этого указания, мы оставили название „президент“, как это и прописано в Конституции. И федеральный законодатель вынужден был для Татарстана сделать исключение. Я сказал, что иначе мы можем обратиться в Конституционный суд. И как это будет выглядеть, если Конституционный суд скажет, что эта норма применена с превышением полномочий?»


«9,5 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ «СЛИЗНУЛИ» С НАШЕГО БЮДЖЕТА»

Когда же дело дошло до вопросов из зала, то оказалось, что людей больше интересует не Конституция как документ и уж тем более не ее юбилей, они больше спрашивали о проблемах насущных. Выделим из них наиболее интересные. Например, директор Органного зала Лидия Решетняк затронула тему «с бородой» — отсутствия в городе специализированного здания для театров. «В нашем городе есть три театра — русский драматический, татарский драматический и театр кукол, — сказала она. — Они пользуются популярностью, показателем является то, что билеты на представление зачастую нельзя достать. Но проблема в том, что все они находятся в приспособленных помещениях: школе, бывшем горкоме партии и бывшем Интерклубе. Есть ли в республике планы исправить ситуацию в полумиллионном городе?»

«Ну вот — я вам про Конституцию, а вы мне: „Дайте денег“, — с улыбкой ответил Мухаметшин, но продолжил уже серьезно. — Мы эту ситуацию знаем. И у нас был план по решению проблемы. Более того, мы этот план почти поставили на рельсы. Но сегодня я вам ничего обещать не могу, потому что совершенно неожиданно для регионов-доноров увеличилась налоговая нагрузка — 1 процент на прибыль, 1 процент на добычу полезных ископаемых и 1 процент с акцизов на алкоголь. 9,5 миллиардов рублей „слизнули“ с нашего бюджета в федеральный центр. Как только немного полегчает, мы к вопросу театров в Челнах вернемся».

Когда же дело дошло до вопросов из зала, то оказалось, что людей больше интересует не Конституция как документ, и уж тем более не ее юбилей. Люди больше спрашивали о проблемах насущных Когда же дело дошло до вопросов из зала, то оказалось, что людей больше интересует не Конституция как документ и уж тем более не ее юбилей, они больше спрашивали о проблемах насущных

Примерно в таком же ключе выступила заведующая детским садом №117 «Уенчык» Лариса Гаврилова. «Благодаря в том числе и помощи правительства республики у нас в городе решен вопрос с местами в детских садах для детей с 3 до 7 лет, — начала челнинка. — Но дело в том, что декретный отпуск женщинам оплачивают до полутора лет. И детей у нас от полутора лет до трех больше 7 тысяч. Планируется ли в Челнах продолжить строительство детских садов?» «Я порадовался, что в этой школе в текущем году открыто 13 первых классов — до буквы Н. Это ж надо — такая рождаемость! По детским садам у нас есть республиканская программа. Будем изучать и решать по Челнам [этот вопрос], но наравне со всеми», — сказал Фарид Хайруллович.

Вышеупомянутая Цыбаркова тоже добралась до микрофона и задала свой вопрос. «Почему наши якобы независимые суды не могут выносить справедливые решения? Потому что они все-таки зависят от кого-то. Нам так и сказали в суде, что рады бы вынести хорошее решение, но не могут», — посетовала коммунистка. Далее она пояснила, что речь идет о несправедливых, по ее мнению, тарифах ЖКХ, которые взимаются с квадратного метра за якобы неоказанные услуги. «Хорошим или плохим решение суда быть не должно, — высказал свое мнение председатель Госсовета РТ, — оно должно быть вынесено справедливо, по закону. Кому-то оно хорошо, кому-то плохо. Но каждый имеет право обжаловать решение в вышестоящей инстанции. Я, по Конституции, не могу вмешиваться в деятельность независимых судов. Телефонного права у нас нет». «Вопрос тарифов — это вопросы исполнительного комитета и республиканского комитета по тарифам, — дополнил от себя Магдеев. — А антимонопольная служба и прокуратура эти моменты постоянно контролируют, проводят проверки. Кроме того, есть решения судов, которые в таких вопросах ставят определенную точку».

На этом встреча была закончена. У челнинцев было еще много вопросов к спикеру республиканского парламента, но Мухаметшин и так уже сильно выбился из графика, пришлось даже отменить экскурсию по самой большой школе Набережных Челнов и пресс-подход. Магдеев же, видя желание собравшихся и дальше обсуждать проблемы, призвал их принимать участие во встречах мэра с населением, которые он проводит несколько раз в год.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (218) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.11.2017 18:12

Этим высшие чинуши, вообще обнаглели, не зная совести и границ дозволенности, живут очень богато за счёт бедного народа, есть все льготы и привилегия, а ещё ездят по региону чистую " воду" мутят и "воздух отравляют" своими двойными стандартами, ложью и ненужной и пустой принципиальностью о языке. Довольно, гнать шум из нечего, в Татарстане должны действовать только Законы РФ и равноправие.

  • Анонимно
    10.11.2017 17:54

    Меня зовут Светлана, я из города Иваново. «Единая Россия» очень много сделала достижений: они подняли экономик… экономику, мы стали более лучшие… одеваться, и не было того что щас — это очень большие достижения! В сельском хозяйстве очень хорошо. (Гладин: Что именно в сельском хозяйстве они сделали?) Стало больше… земель за-а… много, ну… я не знаю даже как сказать… засеивать больше земель… а-а-а вот, овощи там, рожь — вот это всё. Что ещё сказать… Так как у нас страна многонациональная, у нас в Москве очень много людей, которые очень помогают нам… с других городов… (вопрос Гладина: Вы считаете это достижение «Единой России»?) Да, это большое достижение! Очень хорошее даже! Видите ну… да… Видите ну у нас в Иванове очень хорошая стала медицина… а… что ещё… благоустройство в городах хорошее… с жильём… никаких проблем. Люди подмогают очень хорошо

    • 1. А тем временем, СМИ пытаются оценить высказывания Президента страны, его пресс-секретаря и главы Татарстана по проблеме языкового конфликта. И у всех в устах неопределённость. А в это время русскоязычные родители Татарстана, в лице Комитета по защите прав русскоязычных родителей и учащихся Татарстана, снова обратились к Путину, дескать, руководство Татарстана саботирует поручения Президента РФ.


      2. Центр выжидает, надеясь на то, что руководство Татарстана в связи с языковым конфликтом, либо само себе забьёт гол в свои же ворота, либо ждёт момента, когда кто-то оступится в политическом поведении.


      3. Поэтому эта тихая пауза в языковом конфликте Татарстана — особая борьба умов! Хотя власти Татарстана заявили, что вопрос об изучении татарского языка в школах удалось согласовать с Москвой. По словам Президента Татарстана найден компромисс: татарский останется обязательным для учеников начальных и средних классов. Центр же никаких конкретных заявлений по разрешению проблем языкового конфликта не делал.


      4. Сторонники добровольного изучения татарского в это верить отказываются.

    • Анонимно
      10.11.2017 22:39

      Светлана из Иванова,вы на другой планете живёте или вас попросили так написать???А может вы не понимаете,о чём говорите….???

      • Анонимно
        11.11.2017 00:41

        Вы не знаете Свету из Иванова? Посмотрите сюжет на youtube "Света из Иваново" от 6 декабря 2011.

      • Анонимно
        11.11.2017 06:38

        Ржу. Наберите в Ютубе - "Света из Иваново". Может поймёте.

      • Анонимно
        11.11.2017 09:04

        Ну уж не знать Свету с Иванова..., это ж как читать не уметь.

    • Анонимно
      11.11.2017 10:37

      А что хорошего-то в сельском хозяйстве есть? Что Единая Россия сделала? Вы в какой-нибудь деревне хоть раз бывали? Что деревни умирают не знаете? Какое сельское хозяйство?

  • Анонимно
    10.11.2017 17:56

    А Конституция РТ Как была принята?

  • Анонимно
    10.11.2017 17:59

    Ну сколько можно из пустого в порожнее! Хаос уже в школах творится , нет учебных планов, расписаний! не знают каким предметом нагрузить детей вместо татарского. Вы уже определитесь, там, наверху!!! Иначе скоро родители восстанут

    • Анонимно
      10.11.2017 19:21

      Уже определились. Слушать Путина надо внимательнее!

      • Анонимно
        11.11.2017 08:35

        Слушать и делать так как он говорит. А не разводить двоевластие. Соблюдайте субординацию.

    • Анонимно
      11.11.2017 00:53

      Выход - несколько (хотя бы 2) учебных планов для каждой школы.
      Но в принципе и сейчас перемены ОЧЕНЬ радуют.
      Да, 2 часа якобы "родного русского", а на самом деле непонятно чего в исполнении учителя татарского (некоторые стараются в общем-то, рассказывают что-то интересное, но некоторые про национальности детям впаривают), пока другая подгруппа на татарском.
      Но зато вернули наконец часы русского, даже час математики появилась возможность добавить, так что это уже почти счастье.
      На следующий учебный год деток с татарским надеюсь сформируют в отдельный класс, и у нас, без него, будет возможность уже по плану без "родного" учиться, т.к. русского в 1 и 2 планах достаточно - в вариативную часть брать другие предметы.

    • Анонимно
      11.11.2017 09:31

      Повторяющейся демагогия из года в год! Нужна аттестация кадровой верхушки.

      • Анонимно
        12.11.2017 18:37

        Татарский язык знаю не хуже , чем Фарид Хайруллович. Но, востребованным не стал, пришлось уходить на пенсию.
        Говорить можно, что захочешь, но не правду.

        • Анонимно
          12.11.2017 21:49

          Многие (вернее сказать, все) живущие в Москве тоже знают русский, но не все стали, как вы говорите, востребованными.

    • Анонимно
      11.11.2017 09:51

      Родители живут дружно и уважают друг друга не первый век. Ума большого не надо: класс обучать в группах как на английском с 2 учителями. Один учитель учит родному русскому. Другой учитель - родному татарскому. Если надо можно и марийский, и чувашский, и эрзя и все, что нужно детям. Ко всеобщему удовольствию. Учение в радость. Проще простого. Без палок, циничного шантажа и липовых 30%. Подарите людям счастье, уважаемые избранники народа. Продемонстрируйте свою культуру и Вас будут уважать. И любить.

      • Анонимно
        12.11.2017 21:56

        Тогда уж с 3 учителями: третий учит английскому языку, мы ведь европейская страна, и должны знать "международный европейский" язык

  • Анонимно
    10.11.2017 17:59

    Всем известно, что сей оратор сам татарского языка не знал. Так подучили его для должности.

    Никто татарский язык в РТ не зажимает. Не надо передергивать.

    Речь идет ТОЛЬКО о том, что русских детей насильно заставляют изучать не нужный им язык. И это недопустимо. Путин так сказал. Как отрезал, так и сказал...

    • Анонимно
      10.11.2017 19:16

      Ваших детей никто не заставляет учить татарский язык,они учат обязательный государственный язык,как и положено в демократической республике Татарстан.

      • ПутчДемона
        11.11.2017 09:23

        Государственный (официальный) язык - это язык на котором гарантируется предоставление государственных услуг. И все! Так как татарский - это второй (местный) госязык, то его изучение по логике не должно быть обязательным. Изучая общий госязык страны (русский) каждый гражданин уже сможет получить весь спектр услуг. Татарский же госязык по существу работы госмеханизма является сервисным, направленным на улучшение комфорта получения госуслуг примерно половиной населения нашего субъекта. Правильно кто-то писал ранее: если 14 госязыков в субъекте, что все 14 надо обязательно изучать как госязыки? Обязательность эта местными элитами высасывается из-пальца. На лету новые правила придумывают.

      • Анонимно
        11.11.2017 11:15

        Переписываюсь с одним парнем насчёт грузоперевозки. Уточняю время. Он пишет :"кокраз выду". Идёт языковая дебилизация молодёжи. Читайте объявления на авито например. Ужас. Представляю письмо Путину от Хуснуллина "кокраз здам стадеон". Где бы он был с такими письмами? Вот и надо бороться не между собой, а за языки, русским за свой, татарам за свой. Но последнее годы перекос был боролись татары, но за счёт русского. Это не правильно. И конституция тут не причём.

    • Анонимно
      10.11.2017 21:21

      Будьте последовательными и сделайте все языки добровольными.

  • Конституции США не 300 лет, и к ней было сделано 27 поправок, последняя - в 1992 году.

    • Голос Разума
      10.11.2017 18:23

      Наверное, это все, что нужно знать о компетенции руководителя органа законодательной власти республики. Цена остальных его слов - соответствующая.

    • Моисей
      10.11.2017 18:43

      А англичане вообще без конституции живут

      • Да и без законов тоже: если по сути разобраться, там всем заправляет одна семья-грибница на сложной, намеренно запутанной сети закрытых клубов, а также приближенная к ним обслуга - жестко иерархизированная система из юристов, послушных телефонному праву и умело изображающих игру в справедливость. Они на суд-то как актеры одеваются - все эти парики-мантии, тишина как в театре, длинные утомительные монологи.

        • Анонимно
          11.11.2017 01:29

          Но почему-то российские олигархи в Лондон едут судиться, а не в (Басманный) суд Москвы :)

        • Анонимно
          11.11.2017 01:30

          Надеюсь это сарказм был.

    • Liko
      10.11.2017 22:41

      Ну положим не 300, а 230 и что это меняет? За последние лет 50 было принято 2 поправки. А после второй мировой войны всего порядка 5-6. Ну и, самое главное, там вроде Конституцию чтут, а не подтираются на каждом шагу и не меняют под Президентов.

  • Анонимно
    10.11.2017 18:09

    это референдум в 1992 году был проведения с превышением полномочий, а не ФГОСЫ приняты

    • Анонимно
      10.11.2017 18:44

      Источником власти является народ.

      • Анонимно
        10.11.2017 19:17

        Никогда у российского народа не было прав и власти,наверное и не будет.

      • Анонимно
        11.11.2017 08:38

        Правильно, народ. Все мы граждане Российской Федерации, нет ни одного гражданина РТ. Для чего государству РТ без граждан конституция, язык и президент?

      • ПутчДемона
        11.11.2017 09:24

        Источником власти является элита, забалтывающая народ.

    • Аглиуллина
      10.11.2017 19:27

      референдум проведен с превышением полномочий? Как это понимать? Референдум - это те же самые выборы, но народ голосует не за кандидатов, а за пункты Конституции

      • Анонимно
        10.11.2017 20:20

        это не выборы. и не каждый имеет право назначать референдум. и тем более не каждый может обеспечить его объективное проведение

        • Анонимно
          10.11.2017 23:11

          Уже не знают за что зацепиться,то татарский язык им мешает,то Референдум не такой был,то инспектор ГИБДД не герой ,потому что татарин.Смеётся тот ,кто смеётся последним.

          • Анонимно
            11.11.2017 04:27

            Инспектор - просто молодец и натуральный герой а нашем обществе, не передергивайте.

          • Анонимно
            11.11.2017 04:29

            Мне все равно, кто он по национальности, он молодец.

        • Анонимно
          10.11.2017 23:48

          А почему бы не провести референдум?

          • Анонимно
            11.11.2017 00:01

            Провести референдум можно. Вопрос в том, кто и как его результаты подсчитывать будет.

            • Анонимно
              11.11.2017 07:36

              Был на выборах в РТ. Видел и знаю точно, что 99% выбирут татарский

        • Анонимно
          12.11.2017 22:03

          Кстати, когда у нас в последний раз в стране проходил референдум?

    • Анонимно
      10.11.2017 23:07

      ФГОС приняты с превышением полномочий,Артеменко это было указано.

  • Анонимно
    10.11.2017 18:12

    Этим высшие чинуши, вообще обнаглели, не зная совести и границ дозволенности, живут очень богато за счёт бедного народа, есть все льготы и привилегия, а ещё ездят по региону чистую " воду" мутят и "воздух отравляют" своими двойными стандартами, ложью и ненужной и пустой принципиальностью о языке. Довольно, гнать шум из нечего, в Татарстане должны действовать только Законы РФ и равноправие.

    • Анонимно
      10.11.2017 19:18

      Татарстан живет своей прекрасной Конституций.

    • Аглиуллина
      10.11.2017 19:28

      Вы предлагаете из федерации превратить страну в страну с монархией?

      • Анонимно
        10.11.2017 21:17

        Вы еще тут? Вернее не так...Вы еще не поумнели? Если нет, тогда это случится рано или позно. Откройте глаза и уши , оглядитесь и поймете, чье бездействие и некомпетентность привели к этой ситуации. Немного помогу Вам-кто обескровил деревню, кто сверхбогател эти годы...? Дальше уж сами...Или Вы не в Татарстане живете? А может и не в России? Больно глаза у Вас залиты ненавистью к русским и России...

        • Анонимно
          10.11.2017 21:59

          Причем тут это ? Все в кучу у Вас! И вести себя научитесь для начала, это кстати только показатель вашего недалекого ума, и кому где быть и что делать вас не касается.

        • Анонимно
          11.11.2017 00:07

          Понимаю, что все идеализируют свою национальность, но как можно живя в России, говорить что исключительно только в Татарстане сверхбогатые чиновники и их родственники и опустевшие деревни. И почему за всё это должен отвечать татарский язык?

          • Анонимно
            11.11.2017 10:48

            только потому, что мы как раз в татарстане живем. зачем думать о других регионах?

      • Анонимно
        11.11.2017 17:55

        И будем жить хуже чем соседние регионы.

        • Анонимно
          11.11.2017 19:29

          К сожалению, да! Но не из за языка , то что на рсепублику навалили непосильную нагрузку в виде универсиады, ЧМ по водным видам , ЧМ 18 по футболу, word skils19, все эти мероприятия сами по себе прибыль не приносят , можно сказать что вообще никогда не окупятся. Вспомните Бразилию в предверьии проведения о.и

          , и ЧМ по футболу , там народ быстро просек ,что к чему . Так вот за все " крутые" мероприятия кто то (регион)должен чем то поплатиться , даже " сыр в мышеловке , и тот не бесплатный , куплен за деньги". И поэтому , что то в замен заберут, договор уже не продлили , не известно во что дальше всё вылется!

    • Анонимно
      11.11.2017 00:09

      Законы РФ и равноправие. Самому-то не смешно?

  • Анонимно
    10.11.2017 18:15

    Зачем специально нагнетать,никто не запрещает!Речь идет о добровольности изучения национальных языков теми для кого они родным не являются!И Путин и его пресс-секретарь об этом четко сказали.Наши чиновники русский язык не понимают?Тогда увеличить надо русский в школах!

    • Анонимно
      10.11.2017 19:19

      Не будет ваших желаний,будут работать законы Татарстана,а не ваши хотелки.

      • Анонимно
        10.11.2017 19:51

        Дружок, рискуешь своими громкими речами... Без Федеральных программ Татарстан обычный регион России...

        • Анонимно
          10.11.2017 22:08

          Умник, РТ очень серьезный регион донор, который отдает в разы больше, чем получает. Никакие федеральные дотации нас не кормят, наоборот мы кормим вместе с другими 11 регионами федеральный центр, который пилит и распределяет все ресурсы по своим. САниторать БИН банк, пожалуйста. Список можно продолжить.

        • Анонимно
          10.11.2017 23:32

          Ошибаетесь уважаемый. Татарстан сильный состоятельный регион, который кормит федеральный центр. Федеральный центр должен быть благодарен Татарстану и не ущемлять его права

        • Анонимно
          11.11.2017 10:24

          Правильно, без особых зон и госзаказов можно экономически стать как Кировская область. ВСМ уже накрылась ...

          • Анонимно
            11.11.2017 10:39

            ВСМ пойдет через Пермь. Так, как сейчас ходят поезда Пекин-Москва.

            • Анонимно
              11.11.2017 17:37

              Через Пермь лучше чем через Казань. Пора местной элите осознать, что отмена ВСМ через Казань - реакция на её поведение

        • Анонимно
          11.11.2017 12:34

          Этим дедушкам и продедушкам давно пора отдыхать у себя на фазенде.

    • Анонимно
      10.11.2017 23:30

      Раз на то пошло, тогда и русский для других наций нужно сделать добровольным, так как он родным не является. Насчет увеличть русский в школах, куда еще увеличивать! Его и так много!

      • RG_2x2=4
        11.11.2017 08:47

        Русский зачем столько часов, действительно? Нет, ну честно. Дети и так перегружены. Татарского 2 и русского 2 часа в неделю, в субботу дети дома.

        • Анонимно
          11.11.2017 17:48

          Татарского - 0 часов. Русского тогда - 4 часа. Суббота - дома

    • Анонимно
      10.11.2017 23:49

      Это не национальный язык, а государственный. Это большая разница

      • Анонимно
        11.11.2017 01:41

        И мы о том же!

      • Анонимно
        11.11.2017 07:43

        В Татарстане и татарский государственный язык

      • Анонимно
        11.11.2017 07:59

        Татарский язык государственный. Пункт 2 статьи 68 конституции рф читай! И чти свою конституцию, россиянин

        • Анонимно
          11.11.2017 12:29

          суверенитет россии распространяется на всю территорию РФ, а конституции субъектов не могут противоречить конституции рф.
          вам понятно?

          • Анонимно
            11.11.2017 18:47

            А он и не противоречит -- см. решение конституционного суда РФ от 2004 года от рождества Христова.

          • Анонимно
            11.11.2017 22:42

            Уважаемый! Ты плохо знаешь конституцию рф. Изучай потом поговорим.

          • Анонимно
            11.11.2017 22:49

            В каком месте конституция РТ противоречить конституции рф.

      • Анонимно
        11.11.2017 08:18

        Так вот и татарский тоже государственный! Вы это не улавливаете!?

    • Анонимно
      11.11.2017 01:39

      Что сказал Путин: "Заставлять людей учить неродной для них язык недопустимо, как недопустимо и снижать уровень преподавания русского языка."

      Русский не является для нас родным. Давайте и русский добровольным сделаем тогда. И ЕГЭ позволим сдавать на родном языке.

      • Анонимно
        11.11.2017 11:38

        А давайте при приеме на любую работу проверять знание русского языка - не бла-бла на скамейке, мол, раз могу сплетничать, то знаю, а знание литературного русского языка.

        Можно начать с госструктур - чиновники должны уметь читать на русском языке, писать документы на русском языке, чтобы они были всем понятны, и не имели непонятных толкований.

    • Анонимно
      11.11.2017 18:46

      Включая русский! Что, как говорил Жеглов, ошибочка вышла?

  • Анонимно
    10.11.2017 18:16

    ФАРИТ ХАЙРУЛЛОВИЧ, из жизни ушел рупор татарского народа Туфан Миннуллин, из Госсовета ушел Фандас Сафиуллин, если не станет Вас, Шаймиева и Минниханова, то защищать Конституцию РТ будет некому.
    Пора Вам кадры обновить, привести в депутаты молодежь, которая пела: "И туган тел, и матур тел" на Баумана и возле Госсовета, таких как Гольназ Саффарова, Марат Сиражи, Лэйлэ Дэулэтова, Булат и Диле Нигматуллины, Салават Миннеханов и др.

    • Моисей
      10.11.2017 18:45

      Не из тех семей они, что бы их к власти приводить
      У Мухаметшиных свои родственники есть

    • Анонимно
      10.11.2017 23:19

      Пора давно молодых креативных татар выдвигать в Гос.Совет Республики.Нужны национально ориентированные депутаты,защищающие интересы Республики Татарстан,а не свои кошельки.

      • Анонимно
        11.11.2017 10:57

        Да, выдвигать нужно. А кто будет продвигать? Конечно же, бывшие и настоящие правители!

  • Анонимно
    10.11.2017 18:16

    Я к вам три часа ехал, а вы тут еще митинговать будете. Вон с мэром митингуйте

    До Челнов за 3 часа без нарушения правил ПДД доехать невозможно.

    • Анонимно
      10.11.2017 19:21

      С правилами в спокойном режиме все доезжают за 2,5 часа.

  • Если конституции США 300 лет, то я - папа римский.

    • Давлет
      10.11.2017 19:53

      Ув.Дм.Пузырев!Прежде чем писать комментарий,потрудитесь полистать в интернете ,погуглите...Много интересного узнаете про конституцию США...

      • Анонимно
        11.11.2017 12:30

        300 лет назад такого государства как США даже в проекте не было.
        где вас только учили

  • Анонимно
    10.11.2017 18:40

    Сейчас не раскачать Национальный вопрос в угоду сохранения своего капитала который благодаря искреннему патриотизму татарского народа в те годы верхушка поимела через суверенитет . Надо было в Детские сады, школы , в университеты вкладываться что бы была нация продвинутая и искренне любящую свою республику ! Вам пример молодой Кадыров .. но Вам им не быть ..так как нет искренней веры любви к своей родине и народу. Поэтому Кадыров может взять трубку и поговорить со своей мамой при президенте ... мотивируя что это святое .. а Тогдашний президент Медведев ждёт когда просто "глава " Чечни справится о здоровье своей матери.. какая разница как его называют главное он может а Вы нет.
    Так что как говорит Кадыров Аллах дал.. а в Татарстане Аллах взял получится.. Честно говоря не жалко .. пусть забирает.. Для республики была возможность по-настоящему вырасти .. с тем богатством и свободой которая была в годы суверенитета ...
    Может Кадыров Вам поможет .хотя против "Аллаха" он не пойдёт . своих Кадыровых вы не воспитали !
    Что сеяли то и пожинайте !

    • Анонимно
      10.11.2017 23:14

      Да, до Кадырова им, как до луны раком. В практически монореспублике, где чеченцев порядка 90%, обучение на русском по стандартам, второй госудрственный чеченский 1 час в неделю ДОБОРВОЛЬНО!!!

    • Анонимно
      11.11.2017 12:32

      разница только в том, что чечня - это практически моноэтнический регион

    • ПутчДемона
      11.11.2017 15:58

      Да! К сожалению суверенитет уместился в паре-тройке карманов!

  • Анонимно
    10.11.2017 18:44

    А к чему весь этот пафос от Мухаметшина?

  • Анонимно
    10.11.2017 18:45

    Добрый вечер Татарстанцы!!
    Вы знаете то что устроили с ЯЗЫКАМИ, думаю это
    даже на пользу именно ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ.
    В переговорах всё равно найдут решение.
    Однако какая РЕКЛАМА, КАКАЯ раскрутка.
    До этого никто не обращал внимание и Татары интиллегенты только напоминали что нельзя терять язык уговаривали что его надо изучать
    Что надо ЧТО ТО делать.
    А ныне когда все ОЗАБОТИЛИСЬ все ПОНЯЛИ что за ЯЗЫК надо БОРОТЬСЯ.
    И когда вопрос решится как говорил Уважаемый Мухаметшин тогда
    будет более серьёзное отношение.
    Этот ШУМНЫЙ вопрос был как ВСТРЯСКА, для Татарского народа.
    Я бы только добавил и попросил БЫЫЫЫЫЫЫ
    РУКОВОДСТВО ТАТАРСТАНА
    наладить ПЕЧАТАНИЕ КНИГ ТАТАРСКИХ КЛАССИКОВ на ТАТАРСКОМ языке по РАЗУМНОЙ ЦЕНЕ, ХОРОШИМИ БОЛЬШИМИ ТИРАЖАМИ!!!
    Как то я был на ВДНХ в Москве и там была выставка продажа книг.
    Были там и ДВА ТАТАРСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВА.
    Я пришёл набрать книг Татарских классиков.
    Однако!!! я Вам скажу ЦЕНЫ БЫЛИ очень ДОРОГИЕ и при том КНИГИ ТАТАРСКИХ КЛАССИКОВ были в НЕ КОМПЛЕКТЕ.
    Ну что же Вы делаете я спрашиваю МЕНЕДЖЕРОВ ТАТАР, надо ПОПУЛИЗИРОВАТЬ КЛАССИКОВ которых даже МЫ Татары в СССР и не знали а Вы ставите такие НЕДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ!!!!
    Они ВИНОВАТО КАЧАЛИ ГОЛОВОЙ , ЖАЛКО УЛЫБАЛИСЬ и МОЛЧАЛИ.
    И это ХОРОШО что Уважаемый Мухаметшин разговаривает на Татарском ЯЗЫКЕ!!!
    Браво!!
    Но вот ещё я бы напомнил СЛОВА Уважаемого Мухаметшина после ОТРИЦАТЕЛЬНОГО решения КОНСТИТУЦИОННОГО суда в Москве ,когда он вышел и СКАЗАЛ что "МЫ ПОДОЖДЁМ"!!!
    Это была реакция на решение суда в том что ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК и алфавит оставить на КИРИЛЛИЦЕ!!
    Так вот Уважаемый Фарид Хайруллович!!
    Когда придёт ВРЕМЯ перейти на ЛАТИНСКИЙ
    Татарскому ЯЗЫКУ????
    Пришло время или ещё НЕТТТТТТТТ????
    Уважаемые братья Казахи уже перешли!!!
    С уважением
    Простой человк




    • Анонимно
      11.11.2017 08:42

      Передайте Вашим хозяевам, что каждый американский ребенок обязан изучать язык кечуа, майя и ацтеков, из уважения к земле, на которой живут.

      • Анонимно
        11.11.2017 19:38

        Ну глупец! Ацтеки и мая в США нет и не б ы л о ни когда , географию почитайте , прежде чем на весь инет пургу мести!

        • Анонимно
          12.11.2017 08:03

          Хорошо, тогда пусть все изучают язык Айдахо в штате Айдахо.

  • Анонимно
    10.11.2017 18:47

    Татары не ужились с тремя китайскими династиями, их не устраивает уже третья политико-экономическая модель России....призадумаешься, тут.

    • Анонимно
      11.11.2017 08:27

      Призадумайтесь - мы и китайцев пережили, и вас с вашими моделями переживем

    • Анонимно
      12.11.2017 23:44

      При чём тут это? Мы европейская страна, и нужно больше вводить уроков английского языка. Весь современный мир умеет говорить на нём, только мы застряли со своими рассуждениями непонятно в каком веке

  • Давлет
    10.11.2017 19:13

    Смотрю,голос прорезался у спикера,а когда надо было высказать свою точку зрения по вопросам языка,суверенитета и самостоятельности,сохранения федератизма, его не видно и не слышно было...

  • Анонимно
    10.11.2017 19:23

    Тов. Мухаметшин прекрасно бы справился с переводом речей и изречений В.В.Путина на татарский язык

    • Анонимно
      14.11.2017 00:04

      Вряд ли. Только незнанием русского можно объяснить обращение к татарскому народу, как ушлому ( синоним) изворотливый, пройдоха)

  • Анонимно
    10.11.2017 19:33

    Понятно стало, что налоги поднимают дополнительно. Вот тоже надо бастовать по этому поводу. А то про языки сразу балаган развели..

  • Анонимно
    10.11.2017 19:41

    Ребята, у меня уже ребенок 7 лет, первоклассница смеется над ситуацией, говорит задолбали. То соглашения разные между родителями и школой по поводу татарского приносит и нам объясняет что писать надо, то тат.яз. в дневнике на род.яз переписывает.

  • Анонимно
    10.11.2017 19:48

    Татарстан это Прибалтика эпохи СССР,с ним шутить нельзя.

    • Анонимно
      10.11.2017 23:07

      Татария -неполных 4 млн. человек, из них половина нетатар. Территориально в центре России. О чем вы? То, что здесь бардак, видят все. Меры принимаются...

      • Анонимно
        11.11.2017 06:20

        Ошибаетесь.
        По сравнению с жругими бардаками у нас порядок

      • Анонимно
        11.11.2017 08:31

        Бардак в России,но не как не в Татарстане.А меры это всего лишь формальности.

  • Анонимно
    10.11.2017 19:49

    Единственный эффективный способ серьезно подрубить национализм в Татарстане - это немедленно распустить местный парламент, а затем провести выборы и привести к власти сбалансированный национальный состав Госсовета.

    При этом необходимо сократить ГС вдвое: до 50 депутаских мест. Только так федеральный центр сможет вернуть себе возможность полноценно управлять полиэтническим регионом в центре России.

    Полумеры здесь всё равно не помогут...

  • Анонимно
    10.11.2017 19:50

    Значит, как говорит Мухаметшин, татарский язык для татар - это мучения! Родной язык - мучения? типа, мы сами мучаемся со своим родным татарским языком, так и вы, русские, давайте мучайтесь с нами за компанию. А мы понаблюдаем за вашими мучениями и нам радость будет - прогнули русских!

  • Анонимно
    10.11.2017 19:52

    Задолбали с этим. Звонят родственники из других регионов. Эта языковая свистопляска необъяснимое для них действо.
    Спрашивают почему запрещают татарам язык их учить? Мы объясняем, что все могут учить , ограничения нет. А дальше происходящее объяснять просто не в силах. Как объяснить что группа поэтов, музыкантов, блогеры, депутаты, спикеры и прочие ассамблеи и конгрессы, министры в приёмной в Москве.. шаманят учить их язык Васе!? Я не смог объяснить..

    • Анонимно
      10.11.2017 23:30

      Даже ваши родственники поняли,какую свистопляску устроили вы с татарским языком!!!Объяснить не можете,потому что все видят несправедливое отношение к татарскому языку.

      • Анонимно
        11.11.2017 08:23

        Чудная, самая справедливая, не политизироаанная математика. Магия простых чисел. Появился комментарий. Кому-то нравится появилось +1, нашёлся противник, нажал кнопку "минус" и +1 превратилось в 0. Нашлось 2 противника появилось - 1.И так далее. У явно сторонников добровольного изучения татарского плюсов десятки, а то и сотни, у их оппонентов десятки и сотни минусов. Вас же миллионы! 70% с ваших слов татар в рт! Почему плюсуют вам мало? Почему верхний комментарий на сегодняшний день +147 есть. Неужели ещё 147 активных противников данного комментария нет? вывод математический. Вас таких непонятливых мало, много равнодушных. Мало согласных с вами . Вы единичные. Это лучше всяких референдумов говорит , которые кстати подделать , как любые выборы.,можно.

      • Анонимно
        12.11.2017 08:07

        В чем несправедливость? Татарский никто не отменял. Пусть желающие учат.

  • Анонимно
    10.11.2017 19:52

    Не надо про свой татарский народ говорить, что он ушлый. Надо гордиться стойкостью татар. Если они что-то делали ушлого, то только для выживания народа.

    • Анонимно
      10.11.2017 20:16

      Для него народ ушлый. С которым надо держать ухо востро. А то вдруг чего то захотят. Ишь, чего ещё.

  • ПанАлекс
    10.11.2017 20:13

    Как безграмотно "наезжает" Мухаметшин на Минобр РФ! Он бы сначала в своих законах и конституции разобрался! Ведь ни в коституции РТ ни в законах РТ нет пункта, что государственный татарский ДОЛЖЕН обучатся во всех учебных заведениях в обязательном порядке!
    Интересно, а в своей "лекции" по конституции РТ он хотя бы раз упомянул о своем, с руководством РТ пренебрежительном отношении к этой самой конституции? Напомню о крайне неуважительном отношении к конституции РТ руководства РТ, когда в 9е при смене должности Мухаметшина с председателя Верховного Совета РТ на главу правительства РТ, тут же конституцию "исправили" (вторым лицом после президента РТ стал не глава парламента, а глава правительства). А когда на посту главы правительства РТ дело не задалось (это целая история как Минниханов спасал Татнефть, доведенную до банкротства, и исправлял ошибки бездарей в том правительстве), то Мухаметшина "перекинули" обратно на должность главы парламента РТ, и, тут же поменяли конституцию, как перчатки.
    Ну почему у этих "господ" такое неуважение к конституции и законам - ведь они же их пишут и переписывают!

  • Анонимно
    10.11.2017 20:14

    Простите дорогие читатели, меня иногда интересует, состав акционеров "Татнефти" и кому сколько процентов принадлежит....вот это интересно...там все патриоты?

    • Анонимно
      10.11.2017 23:37

      А в Роснефти вас не интересует состав акционеров и кому сколько процентов принадлежит?Почему только Татнефть вас интересует?

    • Анонимно
      10.11.2017 23:56

      А меня интересует какой долей промышленности РТ владеют американцы как соучредители Татаро-американского инвестиционного фонда (ТАИФ)

    • Анонимно
      11.11.2017 18:18

      А БАШЬНЕФТИ сколько?

  • Анонимно
    10.11.2017 20:20

    как обычно: все хорошее в РТ от нас, все плохое от федералов. центр деньги стал больше забирать- эти деньги , в частности, пойдут на оборонный заказ на военные заводы республики, повышение пенсий, зарплаты бюджетникам и т.п. где гарантия ,что эти 9,5 ярда не будут потрачены на очередной иннополис

    • Давлет
      10.11.2017 21:06

      Да правильно говорите-деньги пойдут на повышение з/плат,пенсий...Но только не жителям республики,которые потом и своим здоровьем добывают эти деньги-кто работает ,тот не ест-вот как получается в этой стране...

  • Анонимно
    10.11.2017 20:23

    Татары трудятся, некогда им комментарии писать и плюсовать- минусовая.....вы здесь все кто?что сами сделали хорошего в жизни? А туда же, о конституциях рассуждаете

  • Азат Д
    10.11.2017 20:32


    "Надо пропустить, — но тут же оговорил условие. — Но только если вы тихонько посидите на галерке. Если возникнут вопросы, зададите. Один». «А слово дадите?» — не унималась коммунистка. «Слова не дам, один вопрос зададите, умный, — категорично ответил спикер ГоссоветаРТ." - примерно так, Москва с Татарстаном разговаривает. А наши почему то обижаются?

  • Анонимно
    10.11.2017 20:34

    Характерный пример. Детки и внуки матерых националистов почему-то не едут в татарскую деревню преподавать язык своего народа. Общеизвестно, что у целого ряда татарских литераторов внуки учатся и живут на Западе.

    Допустим, дед - известный татарский драматург, а внуки в Германии живут. И возвращаться не собираются. И врать не надо простакам. Собрался - и поехал в Арск преподавать татарский язык! Близко от Казани, практически татарский город. Не в Германию ехать, а туда, к национальным истокам!

    • Анонимно
      11.11.2017 06:22

      Если юы не забирали налоги - Арск был бы как Германия

      • Анонимно
        11.11.2017 11:57

        Да уж! Арск - центр мировой промышленности!!!

        А если БЫ трубу перекрыли, а налоги БЫ оставляли, куда БЫ нефть девали?

  • Анонимно
    10.11.2017 20:52

    Народ устал от сказок и обнищал. Кому и сколько принадлежит из бывших партработников пусть лучше расскажет.

  • Анонимно
    10.11.2017 20:55

    Многие заплюсованные комментарии оставлены сторонниками отмены обязательности изучения татарского языка. Но господа, как нам татарам без языка сохранить свою идентичность, основываясь только на принципах добровольности (изуитское слово и понятие, вспомните анекдот про слона, который сможет съесть вагон бананов...). Во-первых: в классах РТ кроме татар и русских есть представители других национальностей и они тоже имеют право на изучение родного языка, но как это сделать в рамках реальных образовательных нормативов и отсутствия финансирования (многие плюсовые сторонники мне ответят - это ваши проблемы....). Во-вторых: случится невероятное, русский язык из обязательного предмета перейдет в разряд "добровольных" и вот тут многие русскоязычные могут расколоться на два лагеря - хорошо учить и учить так себе (последние будут превалировать в сельской округе). За проблему русского языка заступился Путин, а кто заступится за нас, не желающих сгинуть в топке истории...? Если мы сейчас пойдем по линии развития - это ваши проблемы, то думаю через некоторое время, Татарстан из экономически успешной и относительно толерантной Республики, превратится в обычный захолустный регион, раздираемый национальной враждой. Я этого не хочу! А, вы???

    • Анонимно
      10.11.2017 23:35

      Толерантность в татарии - это когда 25 лет насильно заставляют учить неродной, объясняя, что неважно, татарин ты или нет, но родным языком для тебя назначен кем-то татарский? Или когда во всех структурах руководящий состав на 99,9% -татары? Снимите розовые очки.
      Соберитесь с мужеством и признайте, что не можете без нетатар сохранить свой язык и культуру. Давайте думать, как это сделать, но без насилия. Умные люди понимают, что нынешними методами татарский язык не сохранить, лишь порождается, мягко говоря, неприязнь к нему. А дальше - больше. Эта неприязнь переродится в ненависть. В школы начинают приходить дети тех детей, над кем начали проводить эксперименты с "мудрой национальной политикой". Как вы думаете, будут они обучать своих уже детей "любимому" татарскому языку?

  • Анонимно
    10.11.2017 21:01

    Мухаметшин: "Владимир Путин в Марийской Республике сказал, что недопустимо сокращение объемов изучения русского языка".
    Но умолчал Фарид Хайруллович про то, что Путин еще там сказал о принудительном изучении неродного языка. Случайно ли? Нет. Видимо нечего ему сказать родителям , детей которых замучили дурными методиками от которых толку ноль. Он как бы не замечает 25-ти летней еженедельной шестичасовой пытки русских детей и не признает ничьих ошибок и недоработок. Все у нас делалось правильно по мнению Мухаметшина. Ничего по существу проблемы людям сказано не было. Заболтал тему.

  • Анонимно
    10.11.2017 21:04

    Уважаемый Фарид Хайруллович! Предложение для улучшения жизни людей. В Татарстане в сельской местности много дорог без твёрдого покрытия. Примите, пожалуйста, закон регулирующий движение транспорта по грунтовым дорогам весной и осенью в период распутицы. Рэхмэт сезгэ.

  • Анонимно
    10.11.2017 22:08

    В казанской школе №90 уволили учительницу 3В класса Анастасию Матиборскую. В классе 26 учащихся, 18 из которых написали заявление на отказ от татарского языка. Директор школы №90 Гульсина Закирзянова уволила Матиборскую со словами "не смогла обеспечить необходимое количество на изучение татарского языка". Учительствовать в классе теперь будет та самая учительница татарского языка, от услуг которой отказались 18 учеников. Официальную причину увольнения Закирзянова обозначила, как изменения в штатном расписании в связи с изменениями в учебном плане школы. Как и положено, директор предоставила Матиборской вакансию - возможность преподавать в своём же классе рисование, музыку и русский язык.
    Ну, что сказать. Обещание руководства РТ, что ни один учитель татарского языка не будет уволен, - в действии. Теперь будут увольнять русских учителей.
    БО, пропусти, пожалуйста, комментарий! Эта информация открытая.

    • Анонимно
      11.11.2017 00:05

      В суд надо подавать. К тому же учитель начальных классов и учитель татарского языка - это две разных специальности. А родители как прореагировали?

      • Анонимно
        11.11.2017 10:18

        Родители написали заявление директору, с требованием вернуть Анастасию Матиборскую на работу в класс. Что характерно, подписали петицию как раз те 18 родителей, который отказались от татарского языка.
        Конечно, правильно будет подать в суд. К тому же, Матиборская закончила училище в 2016 году. А оставленная вместо неё учительница татарского окончила училище в 2017 году. Поэтому оправдание, что у учитель татарского языка больше опыта, уже не прокатит.

    • Анонимно
      11.11.2017 08:36

      Молодец директор! И очень мне лично радостно, что мы хотя бы такие признаки национального родства проявляем!!!! А то съедим друг друга совсем, как некоторые соседние народы!

    • Анонимно
      11.11.2017 12:13

      Бедные детишки, о них директор не подумала((( пишите в прокуратуру.

    • Анонимно
      11.11.2017 18:26

      Значить плохо учила.

  • Дядя Митя
    10.11.2017 22:35

    Власти РТ четко разделили народ на "своих" и "чужих" по языковому принципу.

    • Анонимно
      11.11.2017 08:35

      Не власти затеяли это,а родители двоечников.

      • Анонимно
        12.11.2017 12:43

        Отнюдь не двоечников, а заботящихся о качественном образовании и о будущем своих детец

    • Анонимно
      11.11.2017 08:58

      Но, заметьте, из одной категории перейти во вторую достаточно просто!

  • Анонимно
    10.11.2017 23:00

    Путин на саммите не встретился с Трампом,обиделся наверное...А тут еще "местные" с языками "мутят", как бы совсем не осерчал,он может...

  • Анонимно
    10.11.2017 23:17

    "Татары ушлые". По себе что-ль судил? Негативный оттенок несет это слово, говорящий ведь действительно русский не понимает...

    • Анонимно
      14.11.2017 00:11

      Это он сделал комплимент. Помните, как старик Хоттабыч, высвобожденный из кувшина, обращался к Вольке "О бесценный из бесценнейших Болван!"

  • Анонимно
    10.11.2017 23:21

    Дорогой автор 22.08!!
    Вы тут привели пример.
    Однако как это всё началось.
    Всё началось с ЖАЛОБ некоторых родителей из русского мира.
    Мы не знаем кто их этому надоумил может это из ЦЕНТРА а может это они сами.
    Однако весь этот сыр бор можно было избежать и не обижать Татар.
    Как Вы скажете??
    А так !!!
    Собраться в полном составе и составить делегацию и обратиться в ГОССОВЕТ.
    С просьбой провести встречу.
    В этой встрече надо было привести доводы и факты и договариваться с ГОССОВЕТОМ.
    Однако как ВЫ поступили, нехорошо ведь по отношению к Татарскому населению.
    Всё таки Вы живёте в Татарстане и должны по идее УВАЖАТЬ ЯЗЫК КУЛЬТУРУ Татарского населения.
    Все эти вопросы я уверен можно было решать на месте не выходя на Президента РФ,
    Однако Ваш лидер видимо немного не подумав начал РАЗРОЗНЕННУЮ КОМПАНИЮ.
    Вот теперь получили РОЗНЬ, республика разделена и у Татарского населения остаётся горький осадок.
    Мы уважаем Русский народ и учим Русский язык.
    А почему некоторые из Вашего окружения не уважают Татарский народ???
    Это ВОПРОС!!!
    С уважением
    Простой человек

    • Анонимно
      11.11.2017 00:35

      первые жалобы начались 10 лет назад.Однако как ВЫ поступили, нехорошо ведь по отношению к НЕТатарскому населению.

    • Дядя Митя
      11.11.2017 00:39

      Если бы действительно уважали права людей, то дали бы им возможность добровольного выбора. К сожалению, уважения в этом смысле, "0".

    • Анонимно
      11.11.2017 01:11

      Началось всё с того, что 25 лет назад начали выдавливать русский язык из школы.
      Нечего на зеркало пенять, когда ....

    • Анонимно
      11.11.2017 01:13

      Товарищ, признайтесь, что вы учили русский язык из-за необходимости. Любовь к языку здесь ни при чем.

    • Анонимно
      11.11.2017 01:27

      "..С просьбой провести встречу.
      В этой встрече надо было привести доводы и факты и договариваться с ГОССОВЕТОМ..."
      Этот так называемый "ГОССОВЕТ" завален за много лет жалобами на перегибы с изучением русского языка. Реакций от него - о. Мало того, издевательские отписки типа изучение русского строго соответствует ФГОС и законам татарии. Люди стали писать Путину. Имеют право.

    • Анонимно
      11.11.2017 01:29

      Простой человек, вы совсем нас за идиотов принимаете???
      Да обращений в минобраз местный было много тысяч! Это уже не 1, и даже не 5 лет проблема остро стоит!
      Дочь в 2008 в первый класс пошла, уже тогда под письмом прямо на школьном дворе подписи родители более страших учеников собирали в сентябре..

      Нац. состав госсовета и всех министерств таков, что нас считали и продолжают считать чужими и не имеющими прав. Приходили пустые отписки лишь в ответ.
      Естественно далее пошли требования уже в Москву!
      И сдаваться мы не собираемся, т.к. все фаттаховские телодвижения лишь подтверждают, что он не осознал ничего - продолжает подставлять директоров, вынуждать их нарушать закон, врет о достигнутых договоренностях.. а значит, татарский только добровольно.

    • Анонимно
      11.11.2017 01:34

      Клоун, что еще сказать...

    • Анонимно
      11.11.2017 04:38

      Вы не простой человек, вы простейший)

    • ПутчДемона
      11.11.2017 09:54

      К сожалению даже начальный период этого школьно-языкового конфликта показал - власти не настроены на справедливое разрешение вопросов: Энгель сказал "у нас все по-закону". Соврал. А вы еще хотите чтобы, на заявления родительского комитета он расшаркался и начал перемены в образовании. Задача чиновников: чтобы народ сильно не волновался и вышестоящие элиты не предъявляли претензий. Для народа у них все по закону. А потом депутаты обижаются - как это народ (лейтенантик) не уважает их законы.

  • Анонимно
    10.11.2017 23:37

    Мы, простые татары, очень радуемся, что власти Татарстана дали возможность русским 9. -10 часов русского языка. Но просим дайте им ещё столько же. Пусть учатся, не потеряют свой язык среди безграмотных татар, которые и два слова то связать не могут.
    Дайте им 20 часов рус. Нам не жалко.

    • Анонимно
      11.11.2017 01:38

      Аналогично!
      Только не пойте про то, что вам татарский учить не дают))) Учителя высвободились - берите себе 20 часов этих уроков.

      А у нас сейчас, как и положено в начальной школе - и мы в детстве по этой программе учились: каждый день чтение, письмо, математика и лишь 4-й урок типа изо или труда. А было 2 чтения всего в неделю! И 3 русских было - меньше, чем в Казахстане(((
      Конечно, на 2 часа русского родного поставили учителя татарского и риторику) но к переходным этапам надо относиться снисходительно.
      Все будет хорошо..

    • Анонимно
      11.11.2017 02:17

      В точку! :D

    • Анонимно
      11.11.2017 02:19

      Это требование достойно того, чтобы его оформить как петицию на change.org! Уверен что все татары под ним подпишутся :)

    • Анонимно
      11.11.2017 05:37

      Поддерживаю!и столько же литературы еще

    • Анонимно
      11.11.2017 07:09

      Поправочка. Дали эту возможность НЕ власти Татарстана,
      власти Татарстана лишали 25 лет такой возможности

    • Анонимно
      11.11.2017 07:43

      Спасибо большое за понимание! В благодарность просим дать вам столько же татарского - чтоб никто не посмел отнять у вас родной язык с тонкостями правописания и грамматики!

    • Анонимно
      11.11.2017 09:08

      Спасибо,Удащливый.

    • Анонимно
      11.11.2017 11:16

      Что за чушь вы написали?

  • Анонимно
    10.11.2017 23:58

    Надо все нормальные школы сделать с изучением татарского и предоставить альтернативы из других школ без татарского- пусть и выбирают в какую школу идти

    • Анонимно
      11.11.2017 10:21

      Не возражаю, но не стОи забывать, что большинство нормальных учителей не владеют татарским языком, и, следовательно, уже через год самыми успешными, и успевающими школами станут школы без татарского языка.

    • Анонимно
      12.11.2017 00:31

      70% родителей в Казани, согласно опроса проведённого в школах Казани, высказались за добровольное изучение татарского языка в школах, что ещё надо. С мнением народа надо считаться. Есть постановление прокуратуры и его надо исполнять.

  • Анонимно
    11.11.2017 00:31

    если ты захочешь стать Российским чиновником, знание русского языка тебе будет необходимо.представьте набиуллину , не знающую профессионального русского языка.у нас житель любого региона может заявить свою кандидатуру при определенных условиях даже на самый высший пост,и поэтому язык России изучается всеми в равных обьемах. видимо некоторые в силу своей неполноценности и представить себе не могут потолок выше должности арского почтальона .(Почтальон из арска- без обид))

    • Анонимно
      11.11.2017 10:59

      У нас то же самое - любой гражданин со знанием татарского может заявить свою кандидатуру на любой пост.

      • Анонимно
        12.11.2017 00:24

        Знание татарского языка не должно быть мерилом того быть человеку у власти в республике или не быть, занимать ему какой либо пост или не занимать. Каждый россиянин, даже с другого региона, вправе занять любую должность в республике.

  • Анонимно
    11.11.2017 01:10

    Татары - не ушлый народ, а просто народ с низкой пассионарностью. Пассионарность татар раз в 10 меньше, чем например у башкир. Например в Уфе все башкиры отдают своих детей на башкирские гимназии, а у татар даже в чисто татарских районах детей отдают в русские школы. В чисто башкирском районе - в Бурзянском небашкирских школ нет, а в чисто татарском Актаныше например не могут набрать учеников на единственную татарскую гимназию. Дети татарской интеллегенции говорят на русском, у башкир - такое невозможно. Не говоря о киргизах, чеченцах и прочих. В этом есть и часть вины наших руководителей. В 90-е годы в Башкирии вдруг обнаружили, что в руководящем составе, среди интеллегенции башкир меньшинство и поставили цель: сделать так, что башкир там было большинство и бросили клич: "башкорттарым укыу кэрэк, укыу кэрэк (Башкиры мои, надо учиться, надо учиться). И составили целую сеть башкирских гимназий, начали отправить учиться этнических башкир на самые престижные вузы России и других государств сотнями и ежегодно, в вузы принимали в основном этнических башкир (например доля этнических башкир в медицинском составляла 90 %-в в 90-е), для всех вузов и техникумов установили для башкир квоту. И таким образом добились, что во всех руководящих постах работали в основном этнические башкиры. Там говорили: "Закончил башкирскую гимназию - значит твое будущее обемпечено (т.е сразу примут в вуз, потом трудоустроят на высоких должностях, даже русские (не говоря уже о татарах) старались заканчивать башкирские гимназии), закончил башкирскую гимназию им Р.Гарипова (самая эоитнная гиназия Башкирии, дети всей элиты учатся там) - считай, ты в элите Башкирии. А у нас ничего подобного не было, вместо того, чтоб подготовить национальные кадры, наши строили спорткомплексы, бегали да прыгали как обезьяны, пинали мяч и т.д. И продолжают делать то же самое и сейчас. Кстати, слово ушлый от татарского ушлы.

    • Анонимно
      11.11.2017 21:31

      Как то совсем не к месту упомянули чеченцев и башкир . У первых вышеперечисленных не так всё просто , пока Путин поддерживает Кадырова там будет всё нормуль, но чеченцы это не тот народ которому будут указывать как им жить и чему учить в школах, это тот народ , из немногих, которые будут всегда отстаивать свои интересы, им проще, они находятся в дружеском окружении таких же национальных республик, которые всегда будут на их стороне , там же прекрасно отдают себе отчёт, если не поможешь соседнему народу , завтра с тобой также поступят ,поэтому на северном Кавказе такие фокусы которые пытаются прокачать с Татарстаном там не проканают , Москва обэтом прекрасно знает и не рискует. Башкиры это вообще всё наоборот , за счёт татар пытаются себе сделать зашибись. Почему за счёт татар ,спросите вы, все просто: из марийцев, удмуртов и тем более русских , башкир точно ,как ни старайся- не получиться ,слишком уже большая разница в языках и культуре , а вот татары для этой задачи как раз подходят, язык - на 3 буквы (не матерных) отличается , культура почти такая же , но татары ,как выразился один из блогеров,слишком пассионарный, им " барырыр", что бодай, что орыж, тем более в своё время Москва , тот же Путин , на все происходящее в башкорстане с татарском населением как то не реагировали , хотя уже давно вопросы ставились, почему более 300тыс татар при переписи населения записали башкирами против их воли и многие вопросы , в том числе и по поводу языка. В своё время центр на эти проблемы ни как не реагировал, делал вид ,что всё в порядке , а как в Татарстане так сразу зашевелились , что это, был, двойные стандарты?

      • Анонимно
        12.11.2017 10:25

        Теперь и на башкир переключились.
        Одно радует, что не только русские, оказывается, в неудащах татар виноваты.

      • Анонимно
        14.11.2017 00:29

        Переписывали во все времена. Знаю деревню, которая числилась в 19 веке, как вотяцкая (удмуртская). Во времена Нуриева ещё переписали, как татарскую, во времена Рахимова она стала башкирской.

    • Анонимно
      12.11.2017 08:34

      Татары - народ практичный. А результатом деятельности пассионарной этнической элиты является полное разорение деревни. Мужики уезжают работать вахтовым методом, кто в Москву, кто на Север. Уровень подготовки этнических башкир не подлежит обсуждению... Так, "табиб-онколог" новой генерации вместо того, чтобы отправить меня на обследование посоветовала молиться

    • Анонимно
      14.11.2017 00:25

      Квоты на обучение башкиры получали ещё с 30 годов. А толку
      ?

  • Анонимно
    11.11.2017 03:25

    " Владимир Путин в Марийской Республике сказал, что недопустимо сокращение объемов изучения русского языка, подключилась прокуратура. Невиновных директоров школ стали вызывать, грозить им... А при чем тут директор? Он делает то, что предписано законом республики и нормативными документами министерства образования».
    Ну тогда именно вы господин Мухаметшин и ваши коллеги виноваты что 25 лет русский язык преподавался в неполном объёме, собственно с этого всё и началось, именно вы и госсовет виноваты что отказывались от предложений русскоязычных родителей привести в соответствие объём преподавания русского языка и отказывались от сокращения преподавания татарского . А теперь когда прижало вы вдруг стали сговорчивые и теперь уже сами настаиваете именно на том что вам уже давно предлагали! Будь вы тогда более прозорливей в государственных делах и сразу тогда отреагировали бы то и не было бы такого бардака что сейчас творится в школах Татарстана.

  • Анонимно
    11.11.2017 07:48

    Ничего доброго и умного чинуша не сказал, да еще и слова Путина В.В. передернул с точностью до наоборот. Такой занятой, что с людьми и говорить нечего, говорите с мэром.
    Татарам же надо помнить, все, что построено в регионе построено не татарами и русскими живущими в регионе, а всей страной. Такие города как Челны и Нижнекамск КАМАЗ и нефтехимия, авиационные заводы, автопром, автомобильные и железные дороги и т.д. и т.п.. Центр вложил в регион безумные деньги, а долги надо отдавать. Во всяком случае порядочные люди так поступают, без причитаний и завываний. А то налоги повысили, деньги забрали. А когда давали немерянно никто не выл и не отказывался, да и про соседей не вспоминал. За все надо платить. В том числе и за ущемление права русскоязычных на занятия русским языком, никто надеюсь не будет отрицать, что такая попытка была сделана. Но не пролезло. Теперь попытка насильственно заставить учить татарский, глупость за глупостью. Ну а объяснять упоротым, что это глупость и вызовет обязательное отторжение и сопротивление, бесполезно.

    • Анонимно
      15.11.2017 13:36

      Смена идей происходит не в результате борьбы, а в результате смены носителей. Не помню, кто это сказал. Нынешние руководители не думают, что произойдёт, когда подрастет поколение, принудительно обучавшееся татарскому языку и осознавшее, как их обделили. Тогда татарский язык точнобудет утрачен. Эффект бумеранга.

  • Анонимно
    11.11.2017 08:57

    Татары верните коммунистов

  • Анонимно
    11.11.2017 10:39

    Ажиотаж вокруг ЕГЭ, пусть частично, создан искусственно. Отдельные недобросовестные люди продолжают его подогревать. И это делается не в интересах школьников ...
    Имеет место также недопонимание вопроса отдельными родителями. Если у ребёнка-школьника нет на определённом уровне способностей и таланта, как этого хотелось бы родителям, то они - способности и талант не прибавятся в результате только получения школьного образования на русском языке. Более того, пребывание ребёнка в среде, в которой он уступает сверстникам на языковом уровне, может создать для него дополнительную нагрузку.

    • Анонимно
      11.11.2017 11:36

      После того , что произошло , многие Татарстанские чиновники обязаны подать в отставку . А ск РФ необходимо провести проверку на что же именно уходило по 160 млн в год на протяжение 25 лет , которые выделялись на поддержку языка. Могли бы каждому жителю по 100 тыс в год раздавать . Народ спасибо сказал бы на всех языках и наречиях

  • Анонимно
    11.11.2017 11:37

    до них до сих пор не доходит, что народ давно уже разбирается в их извращенном вранье

  • ПутчДемона
    11.11.2017 16:01

    Уже и разбирается, но поделать все равно ничего не может.

  • Анонимно
    11.11.2017 17:52

    ЕГЭ надо отменить и тогда никто не будет требовать проводтить его на татарском языке. Жили же мы в советское время без этого экзамена и образование было не хуже чем сейчас

    • Анонимно
      11.11.2017 20:05

      "..образование было не хуже чем сейчас.." Абсолютно верно.
      И даже гораздо лучше было. Стыдоба, когда даже по ЦТ диктор говорит на русском, будто он чиновник из татарии. А уж эти склонения числительных!

      • Анонимно
        12.11.2017 08:50

        Стыдоба, это когда граждане страны с богатейшими ресурсами не умеют ничего делать. Мы ничего не можем противопоставить китайской (германской все равно китайской) бытовой технике. Школьники пишут турецкими авторучками. Одеваем турецкий ширпотреб. России нужны не филологи, а инженерные кадры, которые страна разучилась готовить. Стыдоба - это когда наши лучшие инженерные кадры, бегут из страны, потому, что получают нищенскую зарплату.

    • Анонимно
      15.11.2017 13:41

      ЕГЭ несовершенен, но это все-таки шанс без больших материальных затрат, получить доступ к избранной специальности. В советское время было добровольное изучение национальных языков. Образование было на порядок эффективнее

  • Анонимно
    11.11.2017 21:52

    Учите татарский язык и будете знать его и разговаривать на нем, как говорил Иван четвертый, о чем писал Карамзин.

    • Анонимно
      11.11.2017 22:28

      Спасибо, благодетель..
      Вернулся с командировки с Кары (граница ЯНАО и респ. Коми). Общался с ненцем. Он приезжал в вагон-городок на своей упряжке, рыбой торговал. Купил у него немного нельмы и муксуна.Прекрасно говорит на русском, я даже удивился. Татарский не котируется...
      Так что и даром не нать, и за деньги не нать..

    • Анонимно
      13.11.2017 11:41

      Действительно, благодетель.
      Разъяснил наконец-то, что если хочешь знать язык и говорить на нем, его, оказывается, надо изучать.

  • Анонимно
    11.11.2017 23:31

    Я побывал во многих районах Башкортстана.Муртаза Губайдуллович очень многое сделал для своего народа.В этом его сила!
    Безгә--татарларга заяга үткән еллар өчен тагын үкенәсе генә кала түгелме...

  • Анонимно
    12.11.2017 08:41

    Три с половиной миллиона русскоязычных татар реализовавших свои способности за пределами Татарстана тоже о многом говорит. Причём это люди с высоким общеобразовательным уровнем. В московских НИИ татары по численности где-то на третьем месте.

    • Анонимно
      12.11.2017 11:53

      Что инженеры с высоким образовательным уровнем...

      Даже татарские сладкоголосые красавицы-певицы и те уехали из Татарстана! И поют они в Европе почему-то НЕ на татарском языке!

  • Ayaz
    12.11.2017 23:26

    А ведь проблема с языком решается просто и логично как было в годы моей учебы в школе: вот татарская школа где все от а до я на ТАТАРСКОМ и русский ОБЯЗАТЕЛЕН и в достаточном объеме, а вот русская школа - все на РУССКОМ, а татарский по желанию если уважаешь НАРОД на земле которого живешь-точка. Хотелось бы узнать мнения на такой расклад. Спасибо.

  • Анонимно
    13.11.2017 00:20

    Надо было после принятия ФГОС урезать 1 час татарского и отдать учителям русского.Не понятно никто не вспоминает про экономические проблемы в РТ.А по ведь отняли еще по 1%.Почти 700 млрд отдаем наверх.Что остается районам,да и Казани.

  • Анонимно
    13.11.2017 09:55

    «Я стал более востребованным, потому что знаю татарский язык»- это уже не смешно... Да в госсовете рт есть депутаты( и уже не первый срок), которые занимают свои посты исключительно из-за наличия родственных связей.

    • Анонимно
      13.11.2017 15:03

      Во всех госструктурах надо срочно вводить проверки на знание ДВУХ языков - русского и татарского. Устроить экзамены типа ЕГЭ.

      По русскому языку можно взять за образец задания со школьного ЕГЭ по русскому языку.

      А для экзамена на знание татарского языка перевести задания ЕГЭ на татарский язык - вы же говорите, что перевести их на татарский - пара пустяков.

      Без проверок что получается - человек всем говорит, что он ДВУязычный, а на деле не знает ни русского, ни татарского.

      ПРОВЕРКИ знания ДВУХ языков необходимы во всех госструктурах!!! Причем срочно!!!

    • Анонимно
      15.11.2017 13:26

      Печально, что спикер вместо того, чтобы отдать все силы решению социально-экономических вопросов, потратил их на зубрежку татарского языка. Материя первична, язык вторичен. Надо заботиться о носителях языка. Создавать рабочие места, улучшать условия труда. Спикер занимается неконструктивной деятельностью.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже