Политика 
14.11.2017

Олег Морозов: «То, что договор не был продлен, не взрывает Российскую Федерацию»

Сенатор от Татарстана заверил, что решение языковой проблемы уже близко, и допустил, что название поста президента будет «трансформировано»

О договоре Москвы и Казани, который не был ни продлен, ни вылился в новый текст; о том, как должна именоваться должность президента Татарстана и об изучении в школах РТ двух государственных языков говорили сегодня на церемонии открытия «ПолитЗавода» «Единой России» в IT-парке молодые люди, рвущиеся в политические лидеры. Вместе с ними VIP-ораторов, в числе которых был и спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Фото: Сергей Елагин

«НА МОЕ ИМЯ ОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ В ЭТОМ «ПОЛИТЗАВОДЕ»?»

Полный зал молодых людей, рвущихся в лидеры, мечтающих взлететь в своей карьере на лифте «ПолитЗавода», создавал сегодня в IT-парке особую атмосферу — слегка напряженную, но полную нескрываемых надежд на будущее. «ПолитЗавод» — это такая образовательная площадка для тех, кому от 18 до 35 лет и кто твердо намерен проявить себя в политической и общественной деятельности. Создали ее в татарстанском отделении партии «Единая Россия» несколько лет назад, и в этом году уже был побит рекорд — на участие в проекте подали 906 заявок из всех районов Татарстана и даже из 17 субъектов Российской Федерации: Чувашии, Саратовской и Самарской областей, Марий Эл... Молодые люди, собравшиеся в IT-парке задолго до объявленного времени, разглядывали креативное убранство фойе и зала, активно знакомились друг с другом, фотографировали на свои телефоны все и всех подряд.

Ну а собственно церемония открытия началась с того, что в КВН назвали бы разминкой. Тут была и блиц-учеба — как встречать гостей бурными аплодисментами, и конкурс на лучшие фото из IT-парка, и пост про «ПолитЗавод» в «Инстаграме», и молниеносные ответы на вопрос ведущих: «А как вы попали на наш „ПолитЗавод“»? К слову, ответы отлично характеризуют веселую молодежную аудиторию: «Утром встал, умылся, оделся, приехал сюда и попал через дверь», «на автобусе попал, по дороге, которая ведет в Казань»...

Так что хорошо разогретая аудитория, действительно, бурными аплодисментами встретила своих гостей — спикера Госсовета РТ, секретаря татарстанского отделения партии «Единая Россия» Фарида Мухаметшина, члена Совета Федерации от Татарстана Олега Морозова и других. Понятно, что тут же на них нацелились камеры мобильников со всех сторон зала.

Фото: Сергей Елагин

Выступая перед такой активной аудиторией, Фарид Хайруллович с удовольствием говорил про те самые лифты в карьере, про то, что участники прошлых сезонов уже работают помощниками депутатов Госдумы России и членов Совета Федерации. Похвалил «заводчан»: «Что важно — мне кажется, у молодежи есть понимание того, что такие встречи, дебаты, активное позиционирование себя расширяют кругозор. Появляются новые знакомства, появляются новые мысли у молодых людей по отношению к тем или иным проблемам развития нашего государства на современном этапе, по решению проблем внутри самой республики, в которой мы с вами живем, по решению проблем местного характера — вы приехали отовсюду, не только столичные молодые люди собрались... С другой стороны, встречи с вами нас, практикующих управленцев, руководителей республики, представителей министерств и ведомств, очень подпитывают. Мы видим, что волнует молодежь, что ее беспокоит, на что обратить внимание в молодежной политике, как уберечь нашу молодежь от каких-то последствий тех изменений, происходящих в обществе, которые многим не нравятся, большинству населения не нравятся».


А затем Мухаметшин еще минут 20 потратил на любимую в этом сезоне татарстанского парламента тему — 25-летие Конституции. 

Про историю принятия основного закона РТ зал выслушал вполне благосклонно. Но, похоже, больше впечатлила будущих лидеров креативная просьба спикера: «На мое имя оставьте предложения — что бы вы хотели сделать лучше в этом „ПолитЗаводе“? Что нам надо сделать так, чтобы здесь было интереснее, больше был охват? Если предложения будут, мы готовы их рассмотреть».

Фото: gossov.tatarstan.ru

ТРИ ВОПРОСА В ОДНОМ ФЛАКОНЕ: ДОГОВОР. ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА, СУДЬБА ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

Первую в новом сезоне лекцию прочитал для участников «ПолитЗавода» Морозов. Он говорил о гражданском обществе, о взаимодействии народа и власти, вспомнил трудные моменты в истории новой России. Это и октябрь 1993-го, когда танки вошли в Москву и расстреляли Белый дом, в котором находился российский парламент; и 2005 год, когда из-за монетизации льгот «бабахнула, зашаталась страна»... Немалую часть лекции оратор посвятил международной обстановке в мире, где рухнули старые правила и еще не написаны новые.

Ответил сенатор и на вопросы из зала. Надо сказать, что первый же вопрос был, как говорится, в яблочко, о самом обсуждаемом сегодня в Татарстане: о договоре Москвы и Казани, о том, останется ли в республике пост президента, и что будет с татарским языком.

«Татарстан ставил вопрос о пролонгации действующего договора, — сразу напомнил Олег Викторович. — Он был заключен, как вы помните (правда, эти молодые люди помнят?прим. ред.) был заключен на 10 лет. И в самом договоре была записана следующая формула: что договор либо продлевается, либо изменяется федеральным законом. Но в итоге договор не был ни продлен, ни вылился в новый текст. То, что договор не был продлен, то, что не был заключен какой-то новый договор, — это не является чем-то, что взрывает современную Российскую Федерацию и взрывает отношения между Москвой и Казанью, между федеральным центром и Казанью. Потому что смысл договора — я прошу это услышать — в том, чтобы разграничить те полномочия и компетенции между федеральным центром и Татарстаном, которые не разграничены другим способом. За 10 лет, пока существовал договор 2007 года, было принято огромное количество федеральных законов, которые как раз и разграничивают то, что не было раньше разграничено... Подавляющее большинство полномочий сегодня разграничено. Поэтому суть той проблемы, которая сегодня есть, — это вопрос о том, что конкретно Татарстан и федеральный центр должны разграничить через договор? Какой текст можно предложить? Если я правильно понимаю, сейчас такого текста не существует. Его не предложили ни татарстанская сторона, ни сторона федеральная. Поэтому и была высказана очень правильная, на мой взгляд, очень точная мысль президентом Республики Татарстан — в своем послании он сказал, что сегодня не форма важна, а содержание. Вот если у нас есть какие-то содержательные вопросы к отношениям между Татарстаном и Москвой, давайте их решать... Но сейчас этот вопрос в таком животрепещущем виде не стоит».

Про пост президента Республики Татарстан Морозов сказал: «Никто не ставит под вопрос существование президентской формы организации власти в Республике Татарстан. Речь идет только о том, как должна именоваться эта должность. У нас пока установилось название этой должности — „президент“. Мне кажется, что решение вполне можно найти — либо сохранить это название, либо его как-то трансформировать. Опять же, этот вопрос, на мой взгляд, не тот, который может как-то резко изменить суть нашей Федерации, суть способа организации власти в Республике Татарстан».

Ну и в ответ на вопрос о языке Морозов заметил: «Если я не ошибаюсь, мы находимся сейчас в ситуации, когда мы близки к решению». И высказал свое мнение: «Будучи этническим русским, я являюсь сторонником того, чтобы все учащиеся, независимо от того, кто он — русский, татарин, чуваш, если он живет в Татарстане, а в Республике Татарстан два государственных языка, — то должен в каком-то объеме изучать татарский язык, обязательно. До какого класса — давайте обсуждать, в каком объеме — давайте обсуждать <...> Русский язык в школах Республики Татарстан должен изучаться, преподаваться ровно в тех же стандартах, в каких он преподается в других регионах, не должно быть каких-то отклонений от стандарта».


Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЭТО МОЛОДЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАВТРА БУДУТ УПРАВЛЯТЬ МИРОМ, УПРАВЛЯТЬ СТРАНОЙ»

В кулуарах первой сессии «ПолитЗавода» его гости дали небольшую пресс-конференцию.

Фарид Мухаметшин  председатель Госсовета РТ:

— Я почувствовал зал сегодня — кивали головой молодые люди, [соглашаясь с тем] что такие встречи нужны. Встречаются люди совсем небезразличные, подготовленные, имеющие свое мнение, умеющие и способные говорить, убеждать, комментировать свои позиции, что очень важно. У нас много умных людей, которые не могут писать, — извините, у нас немало людей, которые не могут и высказать так, чтобы его аргументы могли услышать и принять. Вот это искусство как раз нарабатывается на «ПолитЗаводе». И открываются новые возможности для целого ряда молодых людей. Уже многие из них стали помощниками депутатов Государственной Думы, помощниками членов Совета Федерации, депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, многие возглавили такие «ПолитЗаводы», их деятельность в муниципальных образованиях, городах и районах Республики Татарстан. Они чувствуют, что это к качествам молодого человека добавляет креатива и конкурентоспособности.

Олег Морозов  член Совета Федерации РФ от Татарстана:

— Фарид Хайруллович в переводе на житейский язык сказал [участникам «ПолитЗавода»]: «Вы вступаете в большую жизнь, и завтра в ваши руки перейдут муниципалитеты, районы, города, республика в целом, страна в целом». Вот понимание того, что это молодые люди, которые завтра будут управлять миром, управлять страной, — это понимание должно у них быть. Они должны понимать, с какой сложной материей они будут иметь завтра дело. И слово «завтра» — это не фигура речи, это, действительно, расстояние протянутой руки. И нам с Фаридом Хайрулловичем абсолютно небезразлично, кто будет завтра, говоря таким бытовым языком, рулить всей этой большой страной, нашей республикой, нашими предприятиями... нашей жизнью. И дать им этот старт, дать им какие-то навыки, что-то показать из того, что мы умеем, — это очень важно.

Андрей Кондратьев  руководитель исполкома татарстанского отделения «Единой России»:

— Мы очень довольны [прежними] участниками это проекта. И в этом году они не просто не остановились, но и продолжают движение вперед, они сейчас наставники, они продолжают участвовать в проекте, реализовывают себя в повседневной жизни, в муниципальных районах, в общественных организациях. Проект уже стал важным элементом молодежной политики. Руководство нашей республики дает такую возможность. Ведь самый главный тезис проекта — возможность, предоставление возможности. Воспользуется этим человек, не воспользуется — это уже его дело. Но республика предоставляет молодому поколению возможность самореализоваться в политике. Это уже здорово!

*  *  *

Сегодня и в последующие дни на «ПолитЗаводе» проходят собеседования с участниками проекта, после чего 20 ноября будет сформирован список тех, кто пройдет на очный этап. С ноября по апрель запланированы обучающие семинары от ведущих общественных деятелей, решение политических кейсов. Также на протяжении всего проекта будет действовать открытая политическая дискуссионная площадка «Политические Бои».

По итогам конкурсных отборов в финал проекта пройдут 100 человек, а победители будут определены на «молодежных праймериз».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (141) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.11.2017 18:37

Будущее принадлежит детям. Фамилии детей известны.

  • Анонимно
    14.11.2017 18:26

    Ничем они управлять не будут.Очередное молодое поколение которое "сломают об колено" бывшие потомки правящего класса и бывшие "коммунисты".Были у нас когда то 60 десятники,семидесятники,восьмидесятники.Большинство из них как обычно.Молодость это молодость.Молодежь верит.Верили до них,верят и сейчас.

    • Анонимно
      14.11.2017 19:00

      1. Сенатору от РТ сдать экзамен на знание татарского языка. В соответствии с Законом Татарстана. Если не знает - освободить от должности.
      2. «То, что договор не был продлен, не взрывает Российскую Федерацию». Просим сенатора продлить мысль дальше. Например, и скорее всего так и скажет скоро: Отсутствие названия "Президент РТ" никаких критических влияний на существование республики не окажет. Или: запрет преподавания татарского языка окажет благотворное влияние на состояние толерантности в республике.

      Вот так и сливают и сольют всё что можно...Коммунисты-ленинцы...

      • Анонимно
        14.11.2017 19:21

        Коммунисты-ленинцы говорить умеют, только они оказались беспринципными, вступали то в одну партию, то в другую, куда ветер подул. "Без булдырабыз!" этому яркий пример.

      • Моисей
        14.11.2017 21:44

        Морозов призывает всех учить татарский
        Он сам его знает?

        • Анонимно
          14.11.2017 23:01

          МОИСЕЙ. Вот Вы назвались Моисеем, а Вы иврит знаете? И разве не прав Морозов в данном случае говоря о том. что житель Татарстана... — должен в каком-то объеме изучать татарский язык, обязательно. До какого класса — давайте обсуждать, в каком объеме — давайте обсуждать. Но в том то и дело, что нашлись некие сограждане которые вдруг пустились в крик "караул, не все жители Республики знают татарский язык!" .. всё, всё пропало, шеф!.." Ну хоть на смех нашу республику - Татарстан перед остальными жителями страны не выставляйте? (Камский)

      • Анонимно
        15.11.2017 00:57

        Сенатор не простой, ему язык нужен федеральный. Можно лишь порадоваться, что у РТ есть такой сенатор-политик, такого масштаба, не зависимо от должности сенатора.

    • Анонимно
      14.11.2017 20:47

      Когда плохо вспоминают о народе! Сразу молодежь вспомнили разводят знаешь татарский поедешь на лифте не знаешь пойдешь пишком))))

  • Анонимно
    14.11.2017 18:37

    Будущее принадлежит детям. Фамилии детей известны.

    • Анонимно
      14.11.2017 19:31

      Эти дети, подрастая, не хотят тут жить...То ли бояться, то ли там уже все родители подготовили для красивой и счастливой жизни.

      • Анонимно
        14.11.2017 21:50

        Одна из проблем страны, детям политиков зачастую нет места в политическом будущем страны, нередко и просто в стране. Что мы (они) делаем не так?

    • Анонимно
      14.11.2017 20:42

      Поверьте,у этих "детей" будущего,тем более,счастливого нет и и быть не может:сменится власть в стране и мало кто будет завидовать их участи.

      • ПутчДемона
        14.11.2017 21:07

        Кстати заметили? Этих "детей" уже стали открыто называть принцами!

        • Анонимно
          14.11.2017 22:01

          Им же хуже:ещё сильнее злят и раздражают людей такими "титулами",а злить Народ в такое сложное и тяжёлое время,как сейчас - это не самое умное и здравое,что нужно и можно делать.

      • Анонимно
        15.11.2017 00:32

        Ну, будем заботиться о них как о "тяжелом наследии царского режима" :)

    • Анонимно
      14.11.2017 21:00

      Не политзаводы надо строить в Республике, а производственные заводы и завлекать молодежь, не в политику, а в производство, вы себе свои нагретые места продлили до 70 лет греть, а потом передать своим детям, совесть то у вас хоть маленько есть? А этот Морозов всю жизнь кормится в Республике, что же за все это время ничего путного не предложил. Нахлебники, только о себе и думаете, все что можно растащили.

  • Өчтелле 1
    14.11.2017 18:42

    (Перевод на русском смотрите ниже)
    Урыс балаларын мәктәптә татарча укырга мәҗбүр итәргә тыршып көч (һәм вакыт, һәм акча) түгүдән бигрәк, үзебезгә унынчы-унберенче сыйныфларда да татарча уку (ә хәзерге ФГОС рөхсәт иткәнчә тугызынчы сыйныфка кадәр генә түгел!) һәм ЕГЭ'ны татарча бирү хокукы өчен көрәшергә кирәк. Ә митингларның конкрет таләпләре булганда гына мәгънәсе бар...

    Вместо того чтобы тратить силы (и время, и деньги) в попытке заставить русских детей учить татарский в школе, мы должны бороться за право обучаться на татарском языке и в десятом-одиннадцатом классах (а не только до девятого класса, как разрешено по нынешнему ФГОСу) и за право сдавать ЕГЭ на татарском языке. А в демонстрациях есть смысл только если они имеют конкретные требования...

    • Өчтелле 1
      14.11.2017 19:01

      (Перевод на русском смотрите ниже)
      ЕГЭ'га карата максималь рәвештә конкрет таләп: татар мәктәбен тәмамлаучылар өчен ЕГЭ битләренең (ягъни биремнәренең, җавап вариантларының һәм җавап бирү бланкының) ике телдә дә язылган булуы. Рус теле ЕГЭ'сы хакында күбрәк фикер алышу кирәк, әмма, минемчә, аны ничек бар шулай калдыру мәслихәт.

      Максимально конкретное требование касательно ЕГЭ: чтобы для детей, оканчивающих татарскую школу, страницы ЕГЭ (т.е. его задания, варианты ответов и бланк ответов) были продублированы на двух языках. ЕГЭ по русскому требует большего обсуждения, но, на мой взгляд, его не следует менять.

      • Өчтелле 1
        14.11.2017 19:10

        ... татар балалары өчен рус теле ЕГЭ'сының аерым бер версиясе кирәк түгелдер мәгънәсендә.

        ... в том смысле, что, наверное, не следует вводить специальную версию ЕГЭ по русскому языку для татарских детей.

        • Анонимно
          14.11.2017 19:19

          ЕДИНЫЙ Государственный Экзамен, понимаете? ЕДИНЫЙ. Не может он быть на каком то другом языке.

          • Анонимно
            14.11.2017 20:56

            На самом деле это правильное и разумное решение. Задания никто не меняет. Русский без изменений. А задания по другим предметам переводить на все государственные данного субъекта РФ: в Татарстане на 2 языка, где-то на 7. От того на каком языке задание написано, умение решать математические задачи не зависит.
            А как они дальше учиться будут: ну камерунцы же как-то учатся и ничего, хорошие спецы получаются.

            • Өчтелле 1
              14.11.2017 23:04

              (Перевод на русском смотрите ниже)
              Бу ике- я күптелле ЕГЭ формаларын хәстәрләүне аерым бер регионга бәйләргә кирәкмидер минемчә, моны федераль үзәк эшләргә тиештер. Ике сәбәптән. Беренчесе: татар (я X) мәктәпләре Татарстаннан (я X'станнан) тышта да була ала. Икенчесе: җирле хакимиятләргә ЕГЭ үткәргәндә хәрәмләшүгә бер мөмкинлек (я шундый гаепләүләргә җирлек) тудырмау. Процедура бик гади булачак минемчә — ЕГЭ'лар башланыр алдыннан (берничә ай алдан) мәктәп мөдирләре чыгарылыш класста ничә укучы бар икәнен һәм алар өчен ЕГЭ материаллары нинди тел(ләр)дә булырга тиеш икәнен хәбәр итә, һәм имтихан үтәчәк үзәккә тиешле санда һәм тиешле телләрдә федераль үзәк әзерләгән имтихан материаллары килә.

              Я думаю, что не стоит привязывать подготовку дву- или многоязычных форм ЕГЭ к конкретному региону. По двум причинам. Первая: татарский (X'ские) школы могут быть за пределами республики Татарстан (республики X). Вторая: не давать местным властям возможность подтасовывать результаты (или повод обвинять их в этом). Процедура, на мой взгляд, будет простая — директора школ заранее (за несколько месяцев) сообщают, сколько учеников в выпускном классе, и на каком языке или каких языках должны быть экзаменационные материалы для них, и в экзаменационный центр отправляется запрошенное число экзаменационных материалов на запрошенных языках, подготовленные федеральным центром.

              • Өчтелле 1
                14.11.2017 23:33

                Тәрҗемә ителгән имтихан формаларының, параллель рәвештә, ике- я күптелле (рус + башка тел я телләр) булуын теләвем исә тәрҗемәчеләр хата җибәреп, имтихан бирүче балага зыян сала алмасыннар өчен.

                Что касается моего желания видеть переведенные экзаменационные материалы параллельно сразу на двух или больше языках (на русском + на других) — это для того, чтобы переводчики не могли напортачить и ставить детей, сдающих экзамен, в невыгодное положение.

                • Анонимно
                  15.11.2017 10:44

                  В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена:

                  - учредителя;

                  - изменение состава соучредителей;

                  - изменение наименования (названия);

                  - изменение языка;

                  - изменение формы периодического распространения массовой информации;

                  - изменение территории распространения продукции СМИ

                  допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.

            • Анонимно
              15.11.2017 10:43

              Почему переводить только на государственные языки? Вот сколько живет в Татарстане национальностей - на столько языков и переводить! Почему только для СЕБЯ-любимых выбиваете льготные условия?

              • Анонимно
                15.11.2017 11:49

                Предлагаешь строить школы,для каждой народности и национальности?Татары могут пойти на такой шаг,даже с удовольствием.Только надо установить количество учеников,чтобы школы были менее затратными. Русские,Москва пойдёт на такой шаг?

            • Анонимно
              15.11.2017 22:31

              Согласен с вами. Каким образом, европейцы могли воспользоваться знаниями Шумерской цивилизации, не зная языка- первоистиочника? По логике вещей, такое могло произойти, только в одном случае: или они знали язык или у них были пособия по изучению языка Шумер. Третьего не дано и никто не докажет, что это было иначе.

          • Анонимно
            14.11.2017 22:13

            В Едином государстве люди разные, языки разные. И каждый имеет право на получение образования на родном языке. Форма экзамена должна быть единой, но язык может быть разным. Имхо.

        • Анонимно
          14.11.2017 19:26

          ЕГЭ по русскому, для нацшкол должно быть заменено экзаменом и точка. Не может быть ЕГЭ по русскому одинаково в многонациональной стране, т.к. разные учебные планы.

          • Анонимно
            14.11.2017 19:50

            тогда пусть выпускники нац.школ не претендуют на поступление в вузы. а на каком основании их туда без ЕГЭ принимать?

            • Анонимно
              14.11.2017 20:04

              А на каком основании это ЕГЭ должно быть для всех одинаково, если даже ФГОСы разные по часам русского языка. В ваших словах веет дискриминацией по национальному признаку.

            • Анонимно
              14.11.2017 20:08

              По Конституции РФ высшее образование тоже может быть и на национальном языке. Зачем тогда ЕГЭ по русскому для нерусских с требованием знаний как для русских? Что за навязывание языков, все языки равны по Конституции РФ и равноправны или вы плевать хотели на Основной закон, как некоторые.

            • Анонимно
              14.11.2017 21:32

              Не демонстрируйте свое невежество столь явно.
              Простотответьте на вопрос, как поступает в вуз выпускник прошлогода.
              Ответ — он сдает ЕГЭ заново.

              Теперь понятно?

              • Анонимно
                15.11.2017 22:55

                Стесняюсь спросить, а как же люди окончившие ВУЗ, которых на просторах интернета, которых можно легко определить по соответствующей терминологии, тем не менее, в комментариях допускают такие нелепые ошибки, что диву даешься?

            • Анонимно
              15.11.2017 22:43

              Тогда будет происходить утечка мозгов и эти по вашему изгои, поедут получать высшее образование за рубежом. Иноград в таком случае можно будет закрыть и не будет никаких инноваций в области нанотехнологий. Афера Медведева со Сколково, так и не родившись, приказала долго жить и никто за это не ответил, а деньги благополучно разграбили.

          • Өчтелле 1
            14.11.2017 22:09

            (Перевод на русском ниже)
            Рус теле ЕГЭ'сы бөтен милләт кешеләре өчен дә бер була ала, (һәм, минем уйлавымча, булырга тиеш), ә вузлар инде, үзләре белгәнчә, һәр белгечлек өчен төрле минималь балл таләбе куя алалар -- әйтик, журналист булырга җыенган кеше өчен рус теле ЕГЭ'сы буенча таләпләр химик булырга җыенган кешегә караганда катгыйрак булырга тиештер (бу бүген дә шулайдыр мөгаен). Ә рус телен белү хакында стандарт, федераль үзәк таныган сертификат булмаса, 19:50'дәге комментарийдагы кебек (минемчә гадел) сораулар туачак.

            ЕГЭ по русскому может (и, на мой взгляд, должен) быть одинаковым для людей всех национальностей, но вузы могут для каждой специальности, как они посчитают нужным, устанавливать свои требования по минимальным баллам -- скажем, требования к результатам ЕГЭ по русскому языку для человека, желающего поступить на факультет журналистики, должны быть выше, чем для человека, желающего стать химиком (наверно, так оно и есть на сегодняшний день). А если нет стандартного, признаваемого федеральным центром сертификата о знаниях русского языка, возникнут (на мой взгляд, справедливые) вопросы как в комментарии в 19:50.

            • это давно так
              прежде чем предлагать, надо хотя бы погуглить

              • Өчтелле 1
                15.11.2017 02:07

                (Версия на русском ниже)
                Ул очракта, татар мәктәбен тәмамлаучылар өчен рус теленнән аерым бер имтихан таләп итүчеләргә аерым имтихан түгел (бу ирешерлек максат түгел дип уйлыйм), ә вузга алу процедурасында ташламалар таләп итү (рус теленә бәйле мәсьәләдә) максатка ярашлырак булыр иде минемчә, гәрчә шәхсән мин, берничә сәбәптән, андый ташламаларга каршы булсам да.

                В таком случае, я думаю, что людям, требующим специальный экзамен по русскому языку для выпускников татарских школ, целесообразней было бы требовать не специальный экзамен (кажется мне недостижимой целью), а послаблений в процедуре приема в вуз (по части требований к русскому языку), хотя лично я против таких послаблений по ряду причин.

            • Анонимно
              15.11.2017 10:45

              В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена:

              - учредителя;

              - изменение состава соучредителей;

              - изменение наименования (названия);

              - изменение языка;

              - изменение формы периодического распространения массовой информации;

              - изменение территории распространения продукции СМИ

              допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.

      • Анонимно
        15.11.2017 18:48

        Вы просто мои мысли читаете:)) Думала ровно об этом же:) Кстати, это и технически достаточно несложно.

  • Анонимно
    14.11.2017 18:50

    Уважаемый депутат Морозов, Вы видимо не в курсе, так вот я Вам подскажу - языковой вопрос в Татарстане уже решился (благодаря президенту Путину В.В. за что ему огромное спасибо) и решился так как должен был решиться еще 25 лет назад. Теперь каждый выбирает сам какой ему язык учить в качестве "родного". В этом выражается принцип равных возможностей и равенства всех наций. Мой ребенок начал вторую четверть и у него в расписании нет ни одного урока татарского языка, а раньше было аж 6 уроков в неделю. Пока я не вижу необходимости в татарском. Если когда-нибудь увижу, то мы его быстро выучим и главным драйвером будет желание его выучить, а не принудительное преподавание.

    • Анонимно
      14.11.2017 19:13

      В Татарстане пришли к тому, что школы заставляют нарушать закон республики.
      Есть закон Татарстана о равном изучении по часам языков русского и татарского. Есть ФГОС, используя который пытаются удалить из школ обязательное изучение татарского языка. Но ФГОС разрабатывает орган исполнительной власти Министерство Образования и значит это не может быть законом. Любые документы от органов исполнительной власти должны соответствовать законам, и республиканским в том числе. Разрабатывая ФГОС, работники МинОбра должны были учесть законы республик по изучению языков в школах. Не должен документ исполнительной власти противоречить законам и их нельзя ставить выше законов. Исполнительная власть потому и называется исполнительной, что должна исполнять законы и работать в соответствии с законами. Школы же в первую очередь должны руководствоваться законом республики и только затем документом от МинОбра. Закон должен быть выше любого документа от любого органа исполнительной власти. Если бы ФГОС разрабатывался ГосДумой, законадательным органом, тогда бы ФГОС должны были ставить выше законов республик. А в нынешней ситуации республиканский закон должен быть выше ФГОС и значит школы обязаны исполнять именно закон республики по изучению языков.

      • Анонимно
        14.11.2017 19:25

        Законы со временем устаревают и перестают соответсвовать реалиям текущего времени, поэтому законы редактируют со временем. Тот закон, на который Вы ссылаетесь, в каком году был принят?

        • Анонимно
          15.11.2017 08:41

          ФГОС не закон. В июле вынесен новый проект на обсуждение

      • ПанАлекс
        14.11.2017 19:34

        Не обманывайте граждан! "Изучение в равных обЪемах" это право и возможность, а не обязанность! Так что в законодательстве Татарстана не прописано обязательное изучение татязыка!
        А даже в известном решении КС по языку есть четкая увязка "если не противоречит ФГОС". То есть, если положение о равенстве преподавания противоречит ФГОС (что правда уже 8 лет), то преподавание в равных объемах противоречит Конституции РФ.

        • Анонимно
          14.11.2017 19:43

          Это ФГОС противоречит закону, как документ, принимаемый органом исполнительной власти. Обоснуйте, на основании какого закона с точностью до пункта документ органа исполнительной власти может быть выше закона. И в какой развитой стране такие правила также действуют?

          • Анонимно
            14.11.2017 21:01

            ФГОС принят по закону и органом, который и должен это делать. Это республиканские законы должны соответствовать российским, а не наоборот.

            • Анонимно
              14.11.2017 21:24

              У нас федерация, субъекты составляют федерацию, а не федерация субъекты, поэтому законы субъектов тоже нужно учитывать.

              • Анонимно
                14.11.2017 21:54

                Но ведь и субъект должен соблюдать законы федерации?

                • Анонимно
                  15.11.2017 11:24

                  А если законы федерации примет новый закон о отмене национального языка?

            • Анонимно
              14.11.2017 23:57

              Республиканские законы должны соответствовать российским законам, но только ФГОС это не закон, а документ Министерства Образования, то есть фактически Инструкция для образовательных учреждений.

              • Анонимно
                15.11.2017 00:26

                Министерство Образования это ведомство и значит его документы являются ведомственными. Ни один законодательный орган не обязан при разработке законов учитывать какие-то там ведомственные документы. Наоборот, это ведомства должны издавать документы в соответствии с законами федерации и республик. Иного не найдёте ни в одной приличной стране.

              • Анонимно
                15.11.2017 00:48

                Стандарт - это не инструкция, а только так и никак иначе

        • Бардак Обамы
          14.11.2017 19:47

          И где написано в конституции о преподавании в равных объёмах?

          • Анонимно
            14.11.2017 20:08

            КС уже было озвучено, что изучение в школах в равных объёмах двух гос. языков республики не противоречит Конституции.

        • Анонимно
          14.11.2017 19:56

          Господа, есть Закон о языках Республики Татарстан, в статье 9 сказано, что преподаются во всех образовательных учреждениях в равном объеме. Читайте внимательно.

          • Анонимно
            14.11.2017 21:02

            Читайте пожалуйста законы Российской Федерации, а потом уже местные законы.

        • Анонимно
          14.11.2017 20:03

          Покажите сылку в решении Конституционного Суда,где указано,что если положение о равенстве преподавания противоречит ФГОС,то преподавание в равных объёмах противоречит Конституции РФ.Пантелеев вы опять мутите воду.

        • Это позор, Вы и Вам подобные. Чего Вы добиваетесь? Доказать свою правоту?! Хорошо, добились - герои! Что дальше?
          Какое ещё предмет Вам мешает и должен быть добровольным?
          Что получили в результате?? Отказались от возможности БЕСПЛАТНО изучать дополнительный язык в школе. Это что за достижение?
          Пусть Вы будете 1000 раз права в толкование конституции, законодательства и фгосов, хотя это большой вопрос.
          Но итого - Вы просто разрешили своему ребёнку не посещать несколько уроков в неделю. Если для Вас это успех, то сочувствую Вам и Вашим детям!

          • Анонимно
            15.11.2017 00:48

            Что значит не посещать - ради татарского вообще-то вытеснили положенные детям часы русского, литературы, а в некоторых школах и математики.
            Все это вернули на место в нашем случае (у нас 2 план обучения).
            Уроков столько же, просто вместо татарского другие, НАМ более нужные. Кому нужнее татарский - будут учить его.

            При третьем плане повезло меньше - вернули только часть, т.к. там 3 часа "родного языка", на которых с русскими детьми занимаются те же учителя татарского, просто уже не татарским).

            А кому нужен бесплатный дополнительный язык - с 5 класса есть и такой учебный план, многие школы за пределами РТ и его выбирают (немецкий как второй идет, китайский, испанский). Не каждый день конечно - 2 урока в неделю - у кого лингвистический интерес есть, тоже неплохой план.

            И еще раз повторяю - татарский тоже все желающие учат, никуда не делся.

            • Анонимно
              15.11.2017 23:17

              А скажите пожалуйста, товарищи русские, если у вас с отменой татарского языка и прибавлением часов для русского, вы можете уверенно сказать, что сможете набрать 100 баллов при сдаче ЕГЭ. По России, уже третий год, мы ничего не знаем о результатах ЕГЭ. Отчего это происходит, то ли успешно сдают, то ли по другой причине?

          • Анонимно
            15.11.2017 08:46

            Больше времени будем тратить на предметы, которые действительно пригодятся в жизни. А татарский будем изучать добровольно - в тех объемах, которые нужны. Поддержим материально и морально тех родителей, кто хочет, чтобы их дети добровольно изучали татарский язык по углубленной программе

      • Анонимно
        14.11.2017 21:01

        Конституция РФ имеет главенствующее значение над ВСЕМИ другими законодательными актами, принятыми на територии РФ, в т.ч и над конституцией РТ. А в конституции РФ написано то же, что Путин сказал. Так что ФГОС тут вообще не самое главное...

        • Анонимно
          14.11.2017 23:54

          Давайте статью и пункт из Конституции, чтобы не быть голословным. Если только сможете найти в Конституции "гарантию добровольности" изучения гос. языка республики. Не найдёте, скорее всего, а президента могли всего лишь ввести в заблуждение недобросовестные советники.

    • Анонимно
      14.11.2017 19:20

      Что за школа? Номер, город подскажите.

    • Анонимно
      14.11.2017 19:24

      Когда ты захочешь, а кто тебя учить-то будет?

    • Бардак Обамы
      14.11.2017 19:45

      Вы просто злорадствуете)

      • Анонимно
        14.11.2017 22:35

        Нет никакого злорадства. У нас аналогично, благодаря прокуратуре получилось сделать детям нормальное расписание, за что, конечно им спасибо большое!

        Все часы как положено вернули - и русский, и чтение, и математику. В вариативную часть правда школа могла бы информатику или английский взять, а она взяла 2 часа на "родной язык". Но я пока на переходном этапе и на это согласна - хотя ведет "родной русский" учитель татарского и там 19 человек, а в это время 6 человек на татарском (т.е. ради них брали в вариативку "родной", но дальше будут наверняка детей на классы делить и будет всем удобно - и много татарского для желающих, и отсутствие тем, кому не надо.

        • Анонимно
          15.11.2017 08:48

          Это очень хорошо, что предмет "русский как родной" ведут учителя татарского - это говорит о толерантности населения и гибкости руководства республики

          • Анонимно
            15.11.2017 11:12

            это говорит лишь о том, что ставший ненужными учителей не могут в одночасье выкинуть на улицу. в третьей четверти посмотрим сколько реально останутся

    • Анонимно
      15.11.2017 23:04

      Быстро выучите? За 11 лет многие не могут выучить русский язык, хотя они являются, по умолчанию, носителями русского языка. Я вот татарин, знающий, только обиходно-бытовой татарский язык - такую глупость никогда не скажу.

  • Анонимно
    14.11.2017 18:57

    Идеологи стараются, чтобы молодёжь не превратилась в навальнят.

    • Анонимно
      14.11.2017 19:58

      А они все равно превращаются, сидя на таких заседаниях в навальнят, видя обман вокруг.

  • Анонимно
    14.11.2017 19:00

    Зачем нужен полизавод? Статистика говорит о том, что если более 5% наседения политизировано, то жди очередной революции, тем более что собрали здесь молодых.

    • Анонимно
      14.11.2017 19:13

      Всё в одном русле. Власть старается создать инкубаторы для будущей трансформации. И собирание в казармы будущих губернаторов, с лежанием под БТР-ом на фитнессовском коврике и прыгание в ручей, из той же песни.

      Вспомните конец 80-х : создание "научно-технических центров" ВЛКСМ.От науки и техники там не было ничего, кроме финансового и политического направлений. Эти Центры и стали потом основой создания олигархата и резервом правящего класса.

  • Анонимно
    14.11.2017 19:26

    ЕР просыпается когда все почти решено. Где отсиживались? Теперь констатируют, что и так известно.

  • Анонимно
    14.11.2017 19:32

    у нас в 4 классе тоже нет уроков татарского с 2 четверти. г. Казань, шк.139

  • ПанАлекс
    14.11.2017 19:35

    А кого представляет Морозов? Чьи интересы он блюдет?

  • Анонимно
    14.11.2017 19:41

    Все хотят управлять - никто не хочет в цех или в поле. Растят поколение нахлебников, а кто же их кормить-то будет? Вот о чем говорить надо.

  • Анонимно
    14.11.2017 19:50

    Друзья !!
    Уважаемый Морозов представитель от Татарстана.
    Он был зам главы администрации Президента РФ и многое знает и в том числе об истории его ухода из Администрации Президента РФ.
    И он наверняка знает о том что я перечислю.
    1.То что Татарстан заимел в результате развала СССР не нравилось
    "СТРАТЕГАМ" в Москве,
    2.Однако ВЛАСТЬ была вынуждена терпеть
    из -за не стабильности положения после развала.
    3.Однако задним числом всегда считалось что подождите и всё встанет на свои места.
    Нестабильность прошла пришла уверенность.
    Значит пришло время и Договор не пролонгировать.
    4.Так же "Старатегам" не нравилась некая самостоятельная политика в организации образования в Татарстане.
    И здесь всё должно встать на свои места.
    Теперь идёт тихая рутинная работа становления всего и вся на свои МЕСТА.
    У меня вопрос к Морозову???
    Почему не пролонгация Договора прошла открыто с разъяснениями для Татарстанского населения и т.д.???
    Почему всё это прошло не ПРОЗРАЧНО???
    Под усиленной ОТВЛЕКАЮЩЕЙ риторикой про положение на ДОНБАССЕ и Украине и напряжённые отношения с США.
    Мы строим ВЕЛИКУЮ ФЕДЕРАТИВНУЮ Россию и отношения с народами должны быть честными.
    СССР разваливали из-за экономики и обвинений в нечестной статистике и УЗУРПАЦИИ ВЛАСТИ ОДНОЙ ПАРТИИ и ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ !!!
    А ныне МЫ Россияне что имеем??
    С уважением
    Простой человек

    • Анонимно
      14.11.2017 20:09

      "Все те вопросы, которые были поставлены, мы их все соберем в одном месте" (с) В.С. Черномырдин

      • Анонимно
        15.11.2017 10:00

        Черномырдин написал и умер от рака.Его Советы не проходят,не жизнеспособны.Ведут к смерти.

    • Анонимно
      14.11.2017 20:12

      "Татарстан заимел в результате развала СССР"?
      Получили все отдельные ТАТАРСТАНЦЫ ( см список Форбс ). А насчет остальных - спросите у них самих.

    • Не курю
      14.11.2017 20:41

      За 25 лет вы пока построли плакаты-"Великий булгар"

  • Анонимно
    14.11.2017 20:31

    Начала читать обрадовались,- ух, какой то Политзавод новый открыли, наконец то, новые рабочие места. Читаю дальше и самой смешно стало!!! Сама над собой смеялась, размечталась о производстве !

    • Анонимно
      14.11.2017 22:24

      Успокойтесь! Это ВПШ советской эпохи(не забыли, как расшифровывается?). Руководители ЕР просто переименовали. Простым людям туда вход воспрещен! ИльЯз.

  • OlegBelg
    14.11.2017 20:35

    "Как уберечь нашу молодежь от каких-то последствий тех изменений, происходящих в обществе, которые многим не нравятся, большинству населения не нравятся". Золотые слова. Похвальная самокритика. Как уберечь молодежь от карьеризма, служебного цинизма, от успешности как сочетания власти и денег. Большинству населения не нравится ложь и воровство, пронизывающие всё наше общество. Жаль, если эти порочные ценности старое поколение управленцев передаст новому поколению.

  • Анонимно
    14.11.2017 20:41

    Это все чужое, чуждое, не наше на нашей земле!

  • Анонимно
    14.11.2017 20:42

    Ну как? Как ? Как можно так учить детей каждый день в течении 11 лет, чтобы они НИЧЕГО не знали по Тат языку? Если что, своих детей двое, школу закончили .

  • Анонимно
    14.11.2017 20:44

    Жду "трансформации" очень красивого слова "СЕНАТОР". В отсутствие самого СЕНАТА это очень актуально.

  • ПутчДемона
    14.11.2017 20:55

    Отвлекают молодежь от трезвого осмысления окружающей действительности! Полит завод через цензурную селекцию к сожалению станет площадкой для выращивания послушных и вечно обязанных, преданных "удачливым" руководителей-чиновников среднего и ниже ранга в политструктуре и элитах РТ. Не удивлюсь если они еще мавзолеи начнут строить своим хозяевам!

  • ПутчДемона
    14.11.2017 21:05

    Была оперативная пауза. 25 лет. Сейчас все пришло в движение. Пока непонятно кто на кого наступает. Партизан-националистов видимо тоже берегли все это время. Вопрос в другом - не было бы косяков и придраться было бы не к чему!

  • Анонимно
    14.11.2017 21:18

    Они свой образно говоря комсомол выращивают.Понимаете.

  • Анонимно
    14.11.2017 21:40

    Как быстро вы продали все, за что боролись. Однако, судя по быстроте "продажи", "боролись" вы тоже в кавычках. Лицемеры.

  • Низами
    14.11.2017 21:51

    Чем-то мне этот "ПолитЗавод" напомнил кадры из какого-то фантастического фильма, где на некоем конвейере одни "человеки" вкладывают в черепную коробку других "человеков" определенную порцию (запрограммированного на определенные действия) мозга...

  • Моисей
    14.11.2017 21:52

    Не надо их к молодежи подпускать
    Ничему хорошему не научат

  • Анонимно
    14.11.2017 23:01

    если Морозов выражает позицию властей России, в части татарского языка в частности, и русский язык действительно будет преподаваться в таком же объеме, как и в России, но при этом не будет перегрузки учащихся, и никакой из общеобязательных предметов не будет сокращен, то преподавание обязательного татарского я думаю в небольшом объеме- это правильное решение. они не смогут продавить больше 1-2 часов в неделю. это я думаю будет в каждом регионе какой-то свой предмет, москвоведение например в Москве, культура края или язык. в общем 1- 2 часа возможно надо оставить для каждого региона, и если для Татарстана это будет язык, я не против. ну и конечно без излишнего закошмаривания

    • Анонимно
      15.11.2017 00:59

      А Москва тут при чем)).
      До вас так и не дошло, что учебных планов несколько? и если даже вдруг сделают еще 1 (а может и не 1), то выбор все равно - за школами. На школы никто не имеет право давить. И в любом плане есть еще и вариативная часть, куда школа ставит те предметы, которые соответсвуют ее профилю (где-то английского, где-то математики больше).
      Москвоведение думаю прекрасно усваивается на экскурсиях, которых там предостаточно).

  • Анонимно
    14.11.2017 23:39

    Нашим где 1-2 часа,они и 4-5 засунут.

    • Анонимно
      15.11.2017 00:24

      Непременно засунут. Поскольку из доверия вышли, то русские должны требовать факультативность и добровольность.

  • Это жалкая попытка сохранить хорошую мину при плохой игре. Дело даже не в договоре и название должности президента республики. Проблема в отказе от федерации и излишне централизованной модели в сторону Москвы. Для России подобные перегибы ничем хорошим, как правило, не заканчивается.
    Мне как гражданину Татарстан и России не нравится отказ от федеративной модели государства и безудержный крен в сторону абсолютной унитарной полуимператорской страны. Федерация позволяет невилировать перегибы и ошибки центра и создавать здоровую конкуренцию.

    • Анонимно
      15.11.2017 04:24

      .... Вы путаете федерацию с конфедерацией, отсюда и Ваши заявления о равенстве языков. РТ не учит технические науки по учебникам на татарском языке и делопроизводство гос. органов республики ведётся на русском языке от сельских советов до Госсовета.

      • Анонимно
        15.11.2017 08:43

        Не путаю, ибо учился этом и являюсь профессиональным юристом. В отличии от многих, которые толкуют конституцию и предметы ведения в федеративном государстве между просмотром ток-Шоу и ужином.
        В России сегодня очевиден перекос в сторону унитаризма, что крайне негативно скажется на атмосфере в стране.

      • Анонимно
        15.11.2017 23:34

        Осмелюсь вас спросить, а откуда взялись большинство знаний: гуманитарных и технических?

    • Анонимно
      15.11.2017 12:57

      Скоро московские богачи все большие важные предприятия себе заберут.

      • Бигер
        15.11.2017 20:57

        Именно к этому и идет. У тутошнего большинства- изжога к местным баям. Вот поэтому у них есть наивная мечта, что москвичи им сделают здесь всё красиво...

    • Анонимно
      15.11.2017 23:30

      Еще Бунин, в свое время говорил что государство - это насилие, а от себя бы добавил к сказанному что империя, во сто крат - худшее насилие. Самым худшим вариантом, была советская империя, при которой делали самых худших из известных рабов, но при этом рабы, не осознавали, что они рабы.

  • Анонимно
    15.11.2017 04:57

    Если отсутствие договора, по чьему-то мнению, не разрушает федерацию, то возникает вопрос: а наличие такого договора укрепляет ли федерацию? Что касается федерализма, то по личному опыту в области правоприменения скажу: уж лучше пусть печатают большинство законов в Москве, чем еще параллельно в каждом из 80 субъектов, так как ни работать ни жить спокойно будет просто невозможно. Не известно, когда существующие правовые завалы разгребут, поэтому тут некоторая дисциплина не помешает.

    • Анонимно
      15.11.2017 23:43

      Вы сильно утрируете ситуацию. В США имеется 50 штатов- государств и каждый штат, кроме основного закона, имеет и свои законы. Наприм: один штат разрешает ношение личного огнестрельного оружия, а другой - нет. Разве США не федерация?

  • Азат Д
    15.11.2017 06:31


    Что там с выполнением майских указов Путина? Или это опять наши поняли - "он Татарстан не имел ввиду"?

  • Анонимно
    15.11.2017 07:46

    Как сказал Александр 3 в фильме Матильда-"Россию надо держать в кулаке" .... ничего с тех пор не изменилось.

  • Анонимно
    15.11.2017 07:51

    Короче заслуженно получили по щам !))) Знай своё место !

  • Анонимно
    15.11.2017 07:54

    СУДЕБНЫЙ СТРЯПЧИЙ абсолютно верно сказал.

  • Анонимно
    15.11.2017 08:01

    Вся наша "здоровая конкуренция на местах" - это источник порождения кланов и их "нездорового" обогащения. Смотреть противно на парад богатства горстки удащливых на фоне бесконечного обнищания тех, кто не смог родиться в "хороших районах Республики"

  • Анонимно
    15.11.2017 08:10

    Уже надоело - любая новость в комментариях скатывается к обсуждению обязательности/добровольности изучения татарского языка! Успокоились бы уже что-ли!
    Перестали уже учить "по обязаловке". Кто захотел - учат, а комментаторы всё пишут и пишут, всё пишут и пишут...
    Видимо нет детей школьного возраста и не в курсе они текущих событий. Уже и главного виновника нашли - Энгеля Наваповича. Ввёл он в заблуждение руководство республики )))
    А знатоки Конституции всё никак не уймутся. У них только один выход - открыть свою собственную школу.

    • Анонимно
      15.11.2017 09:57

      Татарстан нужен Москве,как дойная корова.Без слов,телодвижений по возмущению.Татары,как им кажется,должны им работать,потому что они имеют Кремль,отстроенные итальянцами.

      • Анонимно
        15.11.2017 13:02

        Не Татарстан нужен Москве, а Москва Татарстану. И деньги на Универсиаду, ЧМ мы получаем уже из тех денег, которые отправляем туда с начала президентства Р.Н. Другого выхода нет. Не будем платить Москве, пришлют назначенца из числа выгодных Кремлю. Все, что Республика получает от федерального центра, это лишь малая часть того, что мы платим Москве. Так сказать небольшие возвраты налогов получаем. Думаете некий суверенитет Республике даётся бесплатно? Никак нет. Уже давно львиная доля доходов Республики отправляется в Москву.

        • Анонимно
          15.11.2017 14:00

          Не Татарстан нужен Москве, а Москва Татарстану.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/363818

          Текст изложен,что Татары молятся Москве.

        • Анонимно
          16.11.2017 00:05

          И это в то время, когда в Татарстане обкатывают новые проекты и инновации, а почему, да потому что больше негде - разворуют. Примеров много, взять хотя бы Сколково или космодром Восточный, где разворовали десятками миллиардов рублей. Сколько можно по страненайти полковников с 9-ю миллиардами рублей, не говоря уже о генералах свадебных, коих у нас не мерено, а второй человек в государстве, говорит: "денег нет, но вы держитесь". А денег- то, оказывается много. Хватило бы и на медицину, и на образование, и на социальные нужды.

      • Анонимно
        15.11.2017 20:48

        нефть что ли ? что бы её продать надо обогатить .. а в татарстане она увы очень плохая ..

  • Анонимно
    15.11.2017 11:40

    Да,значить постепенно и пост ПРЕЗИДЕНТА не будет ,и будет наверно ГУБЕРНАТОР? Интересно народ пойдет голосовать?

    • Анонимно
      15.11.2017 11:48

      А куда же он денется! Или Вам 90-е снятся, когда всё было шито белыми нитками и "народ" провалил выборы, не явившись на них. Но через очень короткое время итоги голосования был традиционными - около 100 %

  • Анонимно
    15.11.2017 11:45

    Как люди и их мысли ,слова меняются.

  • Анонимно
    15.11.2017 11:54

    Не надо устраивать "государство" со "своими законами" в государстве которая уже есть. Даже в любом суде выносят вердикт от имени суда РФ. Не уж то это ничего не говорит? Или в регионах есть свои законы, суды.

    • Анонимно
      15.11.2017 12:25

      Полностью согласен. Власти РТ чересчур уже заигрались. Образовали эдакое ханство в России, и забыли, что есть и сверху командоры. Не понятно, почему раздор из за татарского начали. Чётко сказали же, кто хочет - изучает, кто не хочет - не изучает. А тут уже какую то национальную трагедию сделали, как будто этим татар истребляют. Заигрались!!!!

  • Анонимно
    15.11.2017 12:22

    А что с Татарстаном?

  • Анонимно
    15.11.2017 16:10

    Не нужно из-под палки заставлять учить татарский язык, сделайте его добровольным и привлекательным для изучения-сами люди потянутся.
    При всем уважении к языку и татарской культуре мы не против татарского языка! Мы за до-бро-воль-ность его изучения. Насильно учим уже много лет, а толку никакого. К принципу добровольности не нужно примешивать политику! Простые татары и русские давно уже живут вместе и дружно, перемешались уже многие благодаря добровольным смешанным бракам-и это здорово! Простые люди-за добровольность!

    • Анонимно
      15.11.2017 17:08

      Абсолютно согласна с этим комментарием!

    • Анонимно
      15.11.2017 21:41

      Золотые слова! Единственно правильные слова, которые поддержать большинство здравомыслящих родителей

  • Анонимно
    15.11.2017 20:24

    В Хакасии че твориться,все долгах,работы нет,все предприятия обанкротились. А губернатор вновь назначенный сказал ищите деньги в лесу т.е. собирайте ягоды и грибы. вот скоро и у нас так будет. И все будем вспоминать 2017 год.

  • Анонимно
    15.11.2017 21:04

    В Москве хорошо живут.А регионах как? Почему в Москве всем пенсионерам дополнительно доплачивают? Уже в Москве живущие с регионов начали прописать своих родителей пенсионеров.Москва что тоже отдельная государство?

    • Бигер
      15.11.2017 21:42

      В Москве "хорошо живут", потому что в ней живут "эффективные менеджеры", которым дано право распределять всё благосостояние РФ... Для самих же москвичей их страна заканчивается за МКАДом.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже