Общество 
25.11.2017

Исмагил Шангареев: об исторической памяти и национализме

Национализм татар — это попытка сохранить то немногое, что наработано в процессе последних после распада Советского Союза десятилетий

«Историческая память и национализм — понятия близкие в пространстве культуры. Вообще, в моем понимании национализм — это прежде всего культурно-историческая идентификация личности. Надеюсь, мой читатель (а я не раз мог убедиться по комментариям к моим статьям, что он есть), простит мне научные термины. Трудно без них говорить о таких явлениях, как национализм, определения которого могут составить отдельную статью».

Исмагил ШангареевФото из личного архива автора

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И НАЦИОНАЛИЗМ

Историческая память несет в себе «созидательный национализм», заставляющий человека мыслить не только в категориях сегодняшнего дня, но и постоянно сверять свою жизнь с тем, что уходит в глубь времен, туда, где наши предки любили, сражались, слагали песни.

Создатель Объединенных Арабских Эмиратов Заид бин Султан аль-Наханьян подчеркивал: «Мы всегда стремимся сохранить наше арабское наследие. Это традиции, которые мы любим, переданные через столетия нашими предками. Они начертаны в наших сердцах».

Интересно отметить, что внешняя национальная идентификация в Арабских Эмиратах – это одежда и сдержанная манера поведения в публичных местах. Подчеркивая свою национальную самобытность, эмиратцы открыты для всего мира, практически все говорят на языке межнационального общения (английском) и не терпят межнациональных проблем (в ОАЭ их в принципе нет).

Национализм, наполненный светом исторической памяти, позволяет им в полной мере использовать потенциал традиционной культуры, создавать национальные конструкции общественной жизни, где находится место всем нациям этого мира. При этом никто не чувствует себя ущемленным, все трудятся на общее благо этого поразительного цивилизационного пространства, где Восток и Запад давно – нечто единое, продуктивное и разумное. Предвижу недоверие моих читателей, их саркастические замечания, что, мол, то «революции не признает», то придумывает какие-то сказки про Арабские Эмираты. Что делать – «каждый выбирает для себя», во что ему верить и как относиться к тем или иным фактам. Я говорю о том, что знаю по собственному жизненному опыту.

Вывод из сказанного выше: я, российский татарин Исмагил Шангареев, мечтаю о том, чтобы татары обрели свой путь национальной идентификации в составе Российской Федерации, который бы позволял им в полной мере сохранить историческую память, свои обычаи и традиции, свой язык и веру. Противоречит ли это целям федерального центра? Думаю, нисколько. Есть ли сложности в решении этой задачи?

В последние годы четко обозначились две проблемы: 1) непродление договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан; 2) снижение роли татарского языка как необязательного к обучению в школах Республики Татарстан.

Преодоление подобных сложностей – задача непростая, и хочу особо отметить, что решение ее лежит где-то посередине между двумя видами национализма.


«ПРАВИЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ» ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА

Национализм федерального центра ищет все способы максимально унифицировать этногенез в Российской Федерации, насколько это возможно, снизить градус самоопределения наций, в котором многим слышится продолжение известной фразы «вплоть до отделения».

Президент Российской Федерации Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов на итоговой пленарной сессии XI заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи, заявил, что самый большой националист в России – он сам, при этом отметив, что «правильный национализм» – это выстраивание действий и политики таким образом, чтобы это пошло на благо народа.

Выстраивая стратегию «правильного национализма», Путин писал: «Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке». Отметив центробежные тенденции, возникшие как следствие развала СССР, Путин очень точно указал, откуда они взялись: «Продекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с «союзным центром» запустили процесс строительства «национальных государств», причем даже внутри самой Российской Федерации. «Союзный центр», в свою очередь, пытаясь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономиями, обещая им повышение «национально-государственного статуса». Сейчас участники этих процессов перекладывают вину друг на друга. Но очевидно одно – их действия в равной степени и неизбежно вели к развалу и сепаратизму. И у них не нашлось ни мужества, ни ответственности, ни политической воли, чтобы последовательно и настойчиво отстаивать территориальную целостность Родины».

Устойчивость конструкции любого федеративного государства – это предупреждение сепаратизма, создание условий, когда он в принципе невозможен. В этой связи позволю себе выразить мнение, что и проблема с договором о разграничении полномочий, и вопрос с татарским языком никак не укладываются в смыслы «правильного национализма». Почему, спросите вы? Ведь вроде все правильно, борьба с идеей нарастания федерализации налицо. Нет, господа. Здесь иная ловушка – ловушка нарастания сепаратизма, который работает одинаково эффективно как в условиях, когда говорят: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить» (Борис Ельцин). Или когда, наоборот, начинают этот самый суверенитет вырывать вместе с родным языком. 

НАЦИОНАЛИЗМ ТАТАРСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В XXI ВЕКЕ

Национализм татар – это попытка сохранить то немногое, что наработано в процессе последних после распада Советского Союза десятилетий – прежде всего сохранить новые тенденции в искусстве. Я уже писал ранее про уникальный спектакль «Алиф» как пример татарского возрождения в XXI веке.

Не будет лишним напомнить, что татары пережили немало разрывов поколений, когда переход с арабской графики на латиницу (при потере 8 букв) практически перечеркнул восприятие литературы, истории, философии. Всего 8 букв, а какой провал в исторической памяти, какой разрыв в понимании своего собственного языка. Поэзия Габдуллы Тукая на основе арабской графики относится к бесспорным шедеврам всемирной литературы, и те же его стихи на латинице и кириллице читаются как блеклые подстрочники.

Образ Тукая – это не случайный выбор талантливых создателей спектакля «Алиф», а историческая закономерность. Выдающийся аварский поэт Расул Гамзатов писал: «У нас была должность – огнедержатель, когда в горах не было электричества, не было свеч. Огнедержателем своего народа можно назвать и Тукая. Это – огонь любви, это – огонь таланта, это – огонь непримиримости… Этот огонь он завещал нам. И мы пронесем его через годы, века. Имя его дорого нам. Жизнь его – как молния. Судьба его нам дорога, потому что эта судьба сплетена с судьбой народа».

Спектакль «Алиф» – это продолжение «огнедержания», вопреки всему, что стоит на пути исторической памяти прошлого и высокой духовности настоящего. Три акта этого театрального действа поражают своей исключительной цельностью и глубиной осмысления того, что Тукай вкладывал в понятие «родной язык».

По замыслу авторов, в первой части арабский алфавит пишется посредством танца, звучат названия букв. Во второй части три девушки исполняют вокальные композиции: одна – исчезнувшие буквы татарского алфавита, прописанные в стихотворении Тукая «Родной язык», вторая – слова стихотворения, третья – строчки. В третьей части первые две объединятся, то есть стихотворение Тукая будет исполняться в три голоса. Авторы стремятся посредством синтеза форм возродить преданные забвению слои культуры через язык музыки и танца.

Спектакль «Алиф» в богатой театральной жизни современной России – как сигнал к обновлению национальных культур. Не повторение того, что ставится в Москве и Петербурге, а создание своего, нового, неповторимого. Молодежь всегда первой чувствует ветра обновления, откликаясь глубокими и яркими произведениями, подчеркивающими национальную самобытность народа, обращаясь к собственным корням. Назовите их националистами, и вы не ошибетесь, ибо идеалы нации они предпочитают идеалам глобализма.

НАЦИОНАЛИЗМ И ВЕРА

Молодежь вновь проходит дороги творческих исканий своих предков, которые в конце XIX – начале ХХ веков создавали шедевры татарской литературы, трудились над тем, чтобы сделать татарскую культуру открытой для всех народов Евразии, но прежде всего для России. В этой статье я бы хотел вспомнить о такой противоречивой фигуре татарского просвещения, как Гаяз Исхаки.

Среди богатого наследия Исхаки есть драма «Зулейка», где с особой силой и болью раскрывается проблема верности своим корням, но главное – своей религии. Исхаки рисует страшную судьбу женщины насильно оторванной от своей семьи, от родной земли. Разлученная со своей семьей, насильно выданная замуж за «пьющего и бьющего» крестьянина, Зулейка убивает своего мучителя и потом 20 лет проводит на каторге. Она проходит через все это с иман (верой) в Бога в своем сердце.

Драматический сюжет Исхаки взял, естественно, из жизни, при этом до Октябрьского переворота 1917 года «советовал татарским родителям отдавать детей в русские школы, потому что считал, что уровень образования там выше, сам активно переводил на татарский произведения Гоголя и других русских классиков». Его Зулейка – это крик души, убежденность в том, что национальное и религиозное – это нечто близкое и даже единое. Как хорошо сказано у его современника Сергея Есенина:

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положите меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Вчитайтесь в эти слова – «в русской рубашке» и «под иконами». Так же мыслил Исхаки, создавая свои образы, где национальное неразрывно связано с духовным. При этом его национализм – это не замкнутое явление татарской культуры. Как верно было отмечено, «выдающиеся татарские националисты начала ХХ века умели смотреть на проблему широко, отделять политику от культурно-цивилизационного запроса».

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Замечательно, что сегодня татарская молодежь ищет ответы на вопросы современности во времени Тукая, в поэзии Тукая, создавая такие шедевры сценического искусства, как спектакль «Алиф». Я убежден, что это не только вдумчивый взгляд в прошлое, но духовное конструирование будущего, яркое и достойное проявление татарского национализма, стремление к своим корням, истокам своей культуры, языка, веры.

Исхаки когда-то поставил точку, закончив свой роман «Зулейка». Но сегодня молодая писательница Гузель Яхина создает роман «Зулейха открывает глаза», в котором возрождается не только тема, но духовные смыслы. Хочу заметить, что речь идет не о повторении, а возрождении, о синтезе идей, для которых нет прошлого и настоящего. Не может не радовать, что создается сценарий фильма по книге Яхиной, и роль Зулейхи предложена Чулпан Хаматовой. Вот он – один из векторов развития татарского духа от Исхаки к Яхиной и Хаматовой. Не повторение, а продолжение. Вот что сегодня мы должны беречь, что считать наиважнейшим в выборе приоритетов развития в Татарстане. Мы уже поняли, что экономика должна стоять впереди политики. Теперь предстоит понять, что культура должна быть приоритетом в создании будущего.

В этом главный смысл национализма, который я считаю неотъемлемой частью своего мировоззрения, моего понимания того, как творческий потенциал каждой отдельной нации создает общечеловеческие основы развития и взаимопонимания народов в XXI веке.

Исмагил Калямович Шангареев – публицист, общественный деятель

Блог Исмагила Шангареева

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.11.2017 07:25

    Национализм малых народов и этнического меньшинства нельзя сопоставлять с шовинизмом и расизмом больших народов, ассимилиующих коренное население. Сегодня власть РФ все больше превращается в ретрансляторя и исполнителя идеологии монархических и православных политолигархов, притесняя национальные меньшинства. ВВП ошибается, полагая, что это благо народа. Скорее это беда народа, вспомните уроки XX века. Многонациональная страна должна сохранить свое лицо, свои народы. Иначе это другая страна или никакая.
    РС

    • Анонимно
      26.11.2017 17:59

      Неуклюжее оправдание национализма - вам можно, выжедети.

  • Анонимно
    25.11.2017 19:23

    Национа́л-социали́зм (нем. Nationalsozialismus), более известный как нацизм — официальная политическая идеология в Третьем рейхе

  • Анонимно
    25.11.2017 19:22

    Национализм не национальная идентификация, а форма агрессивного противопоставления!

    • Анонимно
      25.11.2017 22:15

      19.22. Формой агрессивного противопоставления является -нацизм.

  • Анонимно
    25.11.2017 18:12

    "...я – российский татарин Исмагил Шангареев мечтаю о том, чтобы татары обрели свой путь национальной идентификации в составе Российской Федерации, который бы позволял им в полной мере сохранить историческую память, свои обычаи и традиции, свой язык и веру."

    Вы не первый. Обратитесь к работам Гали Рашитовича Еникеева.

  • Анонимно
    25.11.2017 15:31

    Татарский диктант прошел по всему миру, татары еще долго будут жить. В РФ как раз-таки у татар с самоидентификацией нет проблем!

    • Анонимно
      25.11.2017 17:34

      Чем больше жмут, тем прочнее самоидентификация.

      • Анонимно
        26.11.2017 15:28

        Хорошая самоорганизация произошла.

  • Анонимно
    25.11.2017 14:44

    В не ту степь понесло на сей раз Шангареева.
    Яхина и Хаматова-никак не образцы настоящего национализма и патриотизма.

  • Анонимно
    25.11.2017 14:40

    Татарами для начала надо определиться КТО ОНИ ? А то они когда выгодно то булгары, то татары, тенгрианцы, то мусульмане, ....

    • Анонимно
      25.11.2017 21:12

      А почему вас так интересует, кто такие татары? Татары давно уже про себя все решили, что мы -потомки и булгар, и татар, и финно-угров, и мусульмане, и тенгрианцы , и кряшены. Вы подросток что ли, для которого существует только черное и белое?

      • Анонимно
        26.11.2017 13:04

        Просто четкие, не размазанные цвета, дают лучшую фокусировку на возможностях.
        Если вы остаетесь ни то ни се, с вами и разговаривать будут с этих позиций. Как только появится четкий образ могучего единого рода, объединяющего всех и в то же время являющийся истоком истинной силы (культуры, Веры, традиций, образа мышления и т. д.), с этих позиций нам уже ничего не будет страшно. Потому то мы тогда сможем запустить необратимый процесс объединения и саморазвития.
        А до этого, нас будут разъединять и шинковать по секторам/группам - религия, язык, государство, территории, история, культура (традиции, обычаи) и т. д.
        Предлагается перестать быть слепыми котятами и тыкаться в поисках лучшего, а стать осознанными людьми, стремящимся к общей цели - возрождение величия могучего рода и его ценностей.

    • Анонимно
      25.11.2017 15:14

      Я об этом тоже и говорю - проблемы будут до тех пор, пока татары не признают (само идентифицируют) себя не отдельной нацией с исламской религией и навязанной в связи с этим арабистикой, а просто потомками единого великого рода. Как и русские кстати. С единой ведической культурой (не путать с религиями - наши предки почитали, но не поклонялись в раболепии), с едиными культурными кодами (письменность, образный язык, обычаи, Вера и так далее).
      Потому что это самоосознание несет в себе такую мощь, такую энергию, что уже никакие заговоры против нас и любые козни не будут иметь никакой силы и влияния на нас, понимаете? Просто приняв ЭТО, мы все могли бы направить все свои ресурсы и энергию на саморазвитие (людей, территорий, инфраструктуры), на возрождение силы ведической культуры по всему миру, которая несла бы в себе только добро.

  • Анонимно
    25.11.2017 13:59

    Хорошо учить издалека. Но плохо: ибо беспредметно.

  • Анонимно
    25.11.2017 12:18

    Как обычно, автор делает умозаключения в верном направлении, а потом подводит под вывод, удобный лишь узкой группе.
    Если Вы начинаете говорить об усекании культурного кода через сокращение букв алфавита (что верно), то почему же Вы боитесь копнуть глубже - ведь наши предки писали руникой ДО нашествия религий (и с ними чужеродной письменности). И это был столь мощный культурный код, что если его понять, то сознание поменяется тут же. Ведь это был и не алфавит вовсе и не грамматика, а многомерные иероглифы-образы, применяемые и толковавшиеся в зависимости ОТ КОНТЕКСТА! Именно такой образный тип мышления используют гении во времена открытий (Эйнштейн, Менделеев, Пушкин, Тесла и так далее).
    Вот туда нужно обращать свой взор - на истоки, на первопричину, а не притягивать за уши к нужному заранее результату.

  • Анонимно
    25.11.2017 11:48

    Сейчас строит демократию и капитализм руководители, депутаты , министры, публицисты, мэры, губернаторы 1940-50-60-70-80 годов рождения. Им 2040 году будет от 100 лет по 60 лет, а 2050 году от 110 лет по 70 лет. Уже больше половины не будет , а кто останется они будут в старческом возрасте и т. д. 2040-50 году начинает подрасти новые руководители, министры, депутаты, мэры, губернаторы, и новое взрослое население России , Татарстана и т.д. это 1990-2000-2010-2020-2030 годов рождения и неизвестно как они будут строить свое настоящее в будущем. Но это уже будет другая история.

  • Анонимно
    25.11.2017 11:00

    Поразительно! Автор считает национализм культурой! Дожили. Это не культура и не традиции. Не пытайтесь оправдать национализм. Мой дед воевал против фашистом, а теперь в своей стране я читаю, что оказывается национализм это хорошо. Какой ужас.

    • Анонимно
      25.11.2017 21:08

      11.00. Вы путаете "национализм" и "нацизм". Нацизм как раз равен фашизму, когда объявляется превосходство одной нации, а остальные считаются недолюдьми. А национализм- это интерес к своему народу, языку, культуре. Сохранение и развитие своего народа. Заметьте- ни слова о второсортности других народов и ни слова, о ненужности их языков и культуры.

      • Анонимно
        27.11.2017 13:40

        а вы путаете национализм и патриотизм.

    • ПанАлекс
      25.11.2017 13:41

      Не путайте нацизм и национализм. Разница в том, что разумный национализм - это развитие собственного народа, его культуры за счет собственных сил и ресурсов, не в ущерб другим народам и культурам. Нацизм же предлагает возвышение своего народа, за счет других народов, вплоть до их уничтожения, или хотя бы принудительной ассимиляции.
      Я верю что автор желает процветание своего народа. Но, "любя Татарстан и его народ" издалека, из ОАЭ, он применяет кастовый подход, причисляя себя и своих детей, к "элите", которой присвоил право решать за всех татар и все население Татарстана. Но жизнь рядовых татар, их благосостояние, культура и развитие его не интересует. Он живет в параллельной вселенной жизнью "элиты" и видит мнимое процветание и развитие там где его нет, и не замечает ухудшение жизни большинства татар и татарстанцев из за беспредела той самой "правящей элиты"!
      Поэтому он бесполезно тратит то ли свои деньги, то ли каких других арабских спонсоров на публикации, включая БО...

      • Анонимно
        27.11.2017 20:16

        Он думает о своём народе, он пишет, ему не всё равно.

      • Анонимно
        25.11.2017 14:32

        Национализм=нацизм. Одно - почва, второе - цветочек на этой почве.

        • Анонимно
          25.11.2017 18:28

          А патриотизм?

          • Анонимно
            26.11.2017 08:53

            Патриотизм- гордыня за то место где родился, или живешь. Государственный строй зачастую ловко использует навязанное чувство патриотизма в своих целях.

    • Анонимно
      25.11.2017 12:19

      Не путайте понятия национализма и нацизма. Национализм- это стремление сохранить лучшие характерные традиции предков: язык, культуру, обычаи. Нацизм- это признание права угнетения других народов и создания благоприятных условий для развития своего народа на основе убеждения в превосходстве своей нации.

    • Анонимно
      25.11.2017 11:52

      Вы имеете ввиду крайние формы национализма? Национализм умеренный - это другое дело

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль