Общество 
25.11.2017

«Бери территорию под рекреацию, только умеренную – не надо ее «залюбливать» до смерти»

«Хранительница Лебяжьего» Нафиса Мингазова о тревоге за судьбу земель КАЗа в пойме Казанки рядом с «наследством» империи Маннафа Сагдиева

Сегодня в ЦСК «Смена» состоится экспертный диалог экоактивистов — они обсудят роль природно-экологического каркаса в устойчивом развитии города. В фокусе — ценнейшие природные территории Казанки. Эколог и профессор КФУ Нафиса Мингазова рассказала «БИЗНЕС Online», о каких территориях идет речь, и объяснила, почему долину древних рек, большая часть которой сегодня официально относится к землям КАЗ им. Горбунова, ни в коем случае нельзя пускать под застройку.

Первичные исследования, проведенные Нафисой Мингазовой и ее коллегами, показали, что территория  между КАЗ им. Горбунова и железной дорогой в Ново-Савиновском районе представляет собой настоящее природное богатство Фото: Лилиана Набиуллина

«ЗДЕСЬ ОКОЛО СОТНИ ОЗЕР — ВСЕ ОНИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ИМЕЮТ ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА»

Своим беспокойством о судьбе природной территории между КАЗ им. Горбунова и железной дорогой в Ново-Савиновском районе с «БИЗНЕС Online» поделилась известный эколог и профессор КФУ Нафиса Мингазова. Первичные исследования, проведенные Мингазовой и ее коллегами, показали, что эта территория представляет собой настоящее природное богатство. Это долина пяти рек и погребенных русел, на базе которых образовалось около сотни старичных озер. Территорию нужно сохранять и выделять в качестве заказника или природного парка, убеждены ученые, но беспокойство внушает предусмотренная новым генпланом дорога и планы собственников, в руках которых каким-то образом оказалась эта земля.

Провести первичные исследования территории, общая площадь которой достигает 800 га, экологов попросила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Часть этой территории находится в собственности КАЗа — и сейчас у завода, по словам главного архитектора, имеется желание развивать эти территории именно как рекреационные зоны. Но в первичном варианте генплана, разработанного для Казани НииПи генплана Москвы в 2016 году, в планах значится «реорганизация свободных земель КАЗа». Одна из целей — размещение новых производственных объектов и жилого сектора на 450 тыс. кв. метров. Вдобавок генпланом здесь предусмотрено строительство дорог, что, по мнению Мингазовой, неизбежно внесет разлад в сложившуюся экосистему места.

«Из-за того что сейчас по генплану очень много новых предложений, нас пригласили в ГлавАПУ — обсудить судьбу этой территории. После этого мы вместе с Сергеем Мухачевым (член президиума татарстанского республиканского совета всероссийского общества охраны природыприм. ред.) выехали на место, поездили по этой территории, побывали на ключевых точках. И то, что мы увидели, привело нас к глубочайшему убеждению, что эта долина представляет собой величайшую ценность», — рассказала профессор КФУ. Территория представляет собой долину четырех современных рек: Казанки, Киндерки, Ноксы и Сухой реки, а также долину погребенных русел древних рек. Условно назовем ее пятой рекой. Эти реки когда-то текли другими рукавами, у них были другие пути. Все они оставили здесь свои следы: в виде понижения рельефа местности, оврагов и водных объектов. На месте долин образовалось около сотни старичных озер. Некоторые из них сегодня даже не обозначены на карте. «Эта территория не была у нас в муниципальном контракте, поскольку относилась к землям авиационного завода. И вот сейчас она выявлена. Это чудом сохранившееся в условиях завода природное наследие. Это сокровище, которое надо беречь», — убеждена Мингазова.

Воды озер на разных стадиях солености: есть почти пресные, со слабой минерализацией. Есть солоноватые озера. «Это долина с сульфатными выходами вод, сульфатными отложениями — соответственно, все они могут потенциально иметь лечебные свойства. В илы ноги опустить — они лечить будут», — объясняет эколог. Сульфатные илы используются в медицинской промышленности и имеют высокую стоимость.

Территорию нужно сохранять и выделять в качестве заказника или природного парка, убеждены ученые, но беспокойство внушает предусмотренная новым генпланом дорога и планы собственников, в руках которых каким-то образом оказалась эта земля Фото предоставлено Нафисой Мингазовой

«РЕКОМЕНДУЕМ СДЕЛАТЬ ТАМ ЛАНДШАФТНЫЙ ЗАКАЗНИК «ДРЕВНИЕ РЕКИ»

Кроме того, активисты обнаружили на этой территории множество пойменных лесов (среди них — и старовозрастные), суходольные и низинные луга. «Вот здесь есть искусственный водоем, а на самом деле это карьер, в который зашла река Казанка, — показывает карты и фотографии Мингазова. — Там образовался потрясающе красивый водный объект, на котором мы видели пару лебедей-краснокнижников. Вероятно, они здесь гнездились. Хищных птиц очень много поднималось, пока ездили. Буквально из-под колес взлетела стоя куропаток». Все это привело экспертов к пониманию того, что на этой территории возможно лишь рекреационное вмешательство, да и то не везде.

«В искусственном карьере и так все купаются. Там уже стихийно возник пляж, куда приходят с садов (на левом берегу располагаются садоводческие товарищества прим. ред.). — На обычной машине там проехать весьма сложно, и именно это данную территорию спасало. А проектировщики генплана нас очень уверенно убеждают, что „надо связать вот этот район с этим районом, этот — с этим“. Никто особо не берет в голову, что это потрясающее природное наследие, которое должно быть заповедано, по сути. Просто заповедано целиком и полностью — со всеми его низинами, лугами», — убеждена Мингазова.

Территория представляет собой долину четырех современных рек: Казанки, Киндерки, Ноксы и Сухой реки, а также долину погребенных русел древних рек (нажмите, чтобы увеличить)Фото: Лилиана Набиуллина

Свое заключение по этой территории экологи отправили в ГлавАПУ Казани, указав, что рекомендуют придать этому месту статус особо охраняемой природной территории с сохранением ландшафта. «Мы написали, что рекомендуем сделать там ландшафтный заказник „Древние реки“. Рядом уже есть заказник „Голубые озера“, и мы рекомендуем, чтобы вся эта долина тоже была заказником. И будет большая беда, если нас не услышат. Если будут говорить „давайте найдем ценные территории и неценные — ценные „обведем“, а неценные пустим под застройку“. Потому что строительство многоэтажного дома поблизости от природного объекта всегда выливается в то, что дальше появляются стоянки, зоны отдыха... А здесь у нас не река Волга с ее просторами — это долина малых рек. Большой водоем после засыпок и застройки еще может как-то реабилитироваться, а маленький просто исчезает, и все», — делится тревогой эколог. 

По мнению Мингазовой, долина древних рек может стать зоной спокойного отдыха: здесь можно купаться, ходить за грибами, отдыхать. Можно продумать велосипедные дорожки. Главное — не закатывать их в бетон. И уж если придется делать дорогу, то строить ее на эстакадах, дабы не нарушать ландшафтного разнообразия этой земли. «У  нас столько идет программ — порой рекреационные территории на пустом месте создаем, а здесь ничего придумывать не надо. Бери территорию под рекреацию, только умеренную — не надо ее „залюбливать“ до смерти, насыщать точками проката спортинвентаря, запускать все виды воздушных сообщений», — просит Мингазова.

Один из владельцев хорошо представляет себе природную ценность этой территории и уже готов рассматривать вопрос строительства на ней экопоселения Фото предоставлено Нафисой Мингазовой

«ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ, ДОРОГИ НЕИЗБЕЖНЫ»

Прокомментировать ситуацию мы попросили главного архитектора Казани Прокофьеву. Она согласна, что это действительно ценная территория. «Значительная часть земель КАЗа лежит в зоне моего личного профессионального интереса. Я всегда, еще со студенческих лет, считала, что вся эта территория Казанки — это и наш потенциал, и наше богатство», — пояснила главный архитектор. По ее словам, у завода сегодня есть желание развивать эту территорию именно как рекреационную, но мешают многочисленные ограничения. Практически вся свободная земля по нормам является санитарно-защитной зоной, что автоматически ставит под запрет любые строительные планы. «Мы инициировали разработку концепции развития этой территории, но на сегодняшний день нет окончательного решения по санзонам. Они [завод] говорят, что до сих пор продолжают что-то делать с этими зонами — то ли расширять, то ли сужать их. Но однозначно при любом раскладе мы будем добиваться того, чтобы эта территория была открытой для всех», — рассказала Прокофьева.

Проекта дороги на эту территорию пока нет, но обойтись без нее действительно не удастся, отметила главный архитектор. По ее словам, дорога в генплан заложена именно для обеспечения доступности ее территории, ее функционирования. «Любая природная территория в рамках города должна принадлежать людям, и если мы хотим иметь возможность пользоваться этой территорией, то дороги неизбежны. И все остальные вещи, которые нужны для функционирования этой территории, тоже неизбежны. Мы хотим, чтобы там возникали какие-то точки притяжения. Пусть это будет природный парк», — резюмировала Прокофьева.

К этой обширной территории прилегают еще два участка, о судьбе которых наша газета писала несколько месяцев назад. Больший по площади участок (кадастровый номер 16:16:212204:31) — почти 167 га, — согласно публичной кадастровой карте, расположен восточнее поселка Кадышево. Он относится к землям населенных пунктов, разрешенный вид использования — для сельскохозяйственного производства, имеет кадастровую стоимость 859 млн рублей. Из открытых источников можно выяснить, что участок площадью в 167 га не что иное, как «наследство» рухнувшей империи Маннафа Сагдиева. Второй участок площадью почти 50 га расположен на территории Казани и находится в собственности публично-правовых образований (т. е. государства). Его кадастровая стоимость — 258 млн рублей, разрешенный вид использования — также для сельскохозяйственного производства. Его освоением планирует заняться ООО с говорящим названием «Зеленые технологии».

«Не знаю, как это произошло, но эти две территории с водными объектами уже в частной собственности», — отмечает в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Мингазова. Один из владельцев, по словам эколога, хорошо представляет себе природную ценность этой территории и уже готов рассматривать вопрос строительства на ней экопоселения. Если и строить что-то на этой территории, то дома из естественных материалов, способствующие сохранению естественной среды, утверждает эколог.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.11.2017 12:38

Выдающимся и незабываемым примером реализации такой зоны в городе является Мюнхен. Многокилометровые освещенные пешеходные и велосипедные дорожки среди обустроенных лесов, озер, рек.

  • Анонимно
    25.11.2017 12:33

    Что? Где там какие лечебные озера да еще в таком количестве?

    • Анонимно
      25.11.2017 18:58

      если договориться с заводом, то и получим доступ к этим природным сокровищам. Думаю, что не просто так же начали анализ проводить этой зоны, значит, не хотят вредить природе.

    • Анонимно
      27.11.2017 10:18

      Маннаф у населения по 5 т. р паевые земли скупил

    • Анонимно
      27.11.2017 12:06

      Залюбливать до смерти - это по Фишман,конечно. Но то,что предлагается тут - пока больше утопия.

  • Анонимно
    25.11.2017 12:35

    Откуда такая любовь к Казанки? Чего тогда тут пишут в комментариях ,чтобы уже не мучились и засыпали ее?)

    • Анонимно
      25.11.2017 17:57

      А что по-вашему там сделают, рекреационную зону? Скорее новый жилой квартал. Ну, а для этого надо осушить и разравнять... Если будет роща, то произвести санитарную вырубку, разравнять и построить жилой квартал. В общем, вариантов много, но результат будет тот же самый — среди пустыни дома из бетона, железа и стекла. Удивлюсь, если не так.

      • Анонимно
        25.11.2017 18:59

        В статье говориться о том, что можно выделить особо ценные участки земли и не трогать их. А на остальной земле что-то строить. Посмотрим, к чему придут.

        • Анонимно
          25.11.2017 19:17

          пока не трогать. жк берег в свое время стоял прямо у воды

          • Анонимно
            25.11.2017 21:39

            Должны разобраться, раз это придают огласки и проводят исследования

    • Анонимно
      27.11.2017 12:04

      Засыпать нельзя. Любой водоем в городе - изюминка.

      • Анонимно
        27.11.2017 20:15

        Далеко не любой и это же не прям в центре города. Сейчас там нет ничего привлекательного. Но завод планирует что-то изменить и развивать эту местность.

  • Анонимно
    25.11.2017 12:36

    считаю, что эту территорию не надо "загрязнять" экопоселениями!

    • Анонимно
      25.11.2017 12:41

      Завод может решить по-другому. Хорошо, что провели проверку специалисты, вопрос подняли. Значит не все равно и готовы прислушаться.

  • Анонимно
    25.11.2017 12:38

    Выдающимся и незабываемым примером реализации такой зоны в городе является Мюнхен. Многокилометровые освещенные пешеходные и велосипедные дорожки среди обустроенных лесов, озер, рек.

    • Анонимно
      25.11.2017 13:10

      Метшина официально надо командировать изучить эту тему в Мюнхене. Если подобное будет реализовано в Казани, Казань станет одним из лучших городов в мире.

      • Анонимно
        28.11.2017 02:44

        Если реализовать, выйдет и вправду очень неплохо.
        Одним из лучших городов Азии можно стать запросто.

    • Анонимно
      25.11.2017 14:58

      согласен.в мюнхене для пешехода рай.можно посмотреть на опыт волгограда у нас в россии.

      • Анонимно
        25.11.2017 15:45

        Волгоград - один из худших по благоустройству городов РФ.

      • Анонимно
        25.11.2017 17:57

        Надо же, комментаторы в Мюнхене вдруг все успели побывать

        • Анонимно
          26.11.2017 01:33

          Несколько знакомых еще в нулевых уехали в Германию, в том числе и в Мюнхен.
          Народу много, очень. Машину припарковать проблемно. Очень комфортно передвигаться по делам на общественном транспорте и велосипеде.
          Единственный минус- в последнее время много мигрантов из ближнего востока, которые ни работать не хотят, ни специальности не имеют. Хотят только пособие получать.

  • Анонимно
    25.11.2017 12:40

    Интересный материал. Посмотрим чем закончится. А дорогу туда в любом случае нужно строить, как это делают во всем мире, чтобы обеспечить доступ горожан. Заказник будет там хороший.

  • Анонимно
    25.11.2017 12:48

    кто примеривается к общенародному достоянию?

  • Анонимно
    25.11.2017 13:27

    Там экологичного уже мало ,в казанку фекалии льют все посёлки вплоть до Арска,вода цвет меняет постоянно

  • Анонимно
    25.11.2017 14:39

    романтики - изучите что с речками происходит и что в них льют например на дистанции 30-40 км вверх по течению.... и что внизу собирается в итоге... сто лет назад не было такого обилия посторонних стоков. А все в пойме и собирается.

  • Анонимно
    25.11.2017 15:38

    Одна Мингазова спасает Казанку , другой Мингазов гадит реку , сбрасывает в Арске отходы свои , потом строит архитектурный ансамбль на берегу этой самой обгаженной реки.

  • Моисей
    25.11.2017 16:31

    Эти места надо сохранять в первозданном виде
    И еще госпоже Мингазовой надо обратить внимание на территорию от Казань арены до Миллениума
    Москвичи хотят застроить ее вертолетными ангарами
    Нельзя этого допустить

  • Анонимно
    25.11.2017 17:58

    Природу желательно сберечь. Может завод пойдет на компромисс и с экологами сделают что-то. Иначе бы и не просили проверку сделать, а начали бы застройку как вздумается

    • Анонимно
      25.11.2017 18:45

      Ну, это не завод же просил. Это город, в лице главного архитектора. респект, Татьяна Георгиевна!

      • Анонимно
        27.11.2017 20:17

        Но территория же принадлежит заводу с давних лет, так что последнее решение за ними, наверное. Но правильно, что обсуждают. А не просто строят что приспичило.

  • Анонимно
    25.11.2017 20:34

    Какой «понимающий» собственник..))) верх лицемерия просто - «экологичные» дома в заповеднике, как красиво.. обычно за этим стоит распил и продажа земли, ну не писали бы такой уж бред, или под распил основа мягко и готовится? Ещё можно там экологичный мегамаркет построить, экологичные производства полимеров, и так далее

    • Анонимно
      28.11.2017 02:47

      Не понимаю, что вам не нравится?
      Жилье тоже надо строить, тем более экологичное

  • Анонимно
    25.11.2017 21:16

    Присваивать природным памятникам категории вмешательства. Чтобы хоть что-то осталось не тронутым

  • Анонимно
    25.11.2017 23:44

    Не вериться что вот так из благородных побуждений зашевелились, скорее всего как обычно, кому что продать. Сейчас заберут у завода,а потом в частные руки.

    • Анонимно
      27.11.2017 20:18

      Можете не верить и каркать тут, как обычно. Я считаю, что ситуацию исполком проконтролирует.

  • Istorik
    26.11.2017 13:02

    с экологическим сознанием в Казани очень туго. Люди живут проблемами дом-работа-дом, а по выходным - Торговый центр или на малую родину к родителям. Что происходит в Казани с природными территориями не видят, а ведь сколько за последние годы уничтожено зеленых территорий.
    Засыпка ни к чему хорошем не приведет. Тем более в таком промышленном городе, как Казань

    • Анонимно
      26.11.2017 15:11

      Я вообще в шоке от того, как местное население относится к природе! А ведь это ваша Родина, господа, что ж вы так ее ненавидите? Леса вырубаете, реки засыпаете и при этом что-то пытаетесь вещать про национальное сознание, язык, культуру... Где она, культура? Вижу только непомерную алчность...

      • Анонимно
        27.11.2017 12:07

        Есть такое. Все это десятилетитями воспитывается. Пока же все больше потребительское отношение.

  • Анонимно
    26.11.2017 21:29

    Здесь необходимы и проверки и заключения органов прокуратуры. Как в частных руках оказались такие огромные городские земли? Люди не могут получить 5 соток далеко за городом для строительства дома. "Низзя", а тут- сотни гектаров!..

  • Анонимно
    26.11.2017 22:45

    сплавлялся лета 2 назад на лодке от крутушки до Кировской дамбы - изумительные места, мозгами понимаешь что в черте города, но кое-где не видно и не слышно людей, река, повороты, камыши, деревья. Изумительно, в марийку можно не ездить. Но уже в районе перед ЖД мостом всё застроено впритык к воде, маленькие а-ля мингазовские домики

  • Анонимно
    27.11.2017 00:46

    Эхх, наврядли все на самом деле за природу делается. У всех всегда есть своя заинтересованность, как ЗА природу, так и ПРОТИВ. А Казанка - уже давно "золотая жила" для многих. Что на этот раз будет?

    • Анонимно
      28.11.2017 02:46

      Но ведь то, что делалось, делается и будет делаться - как раз-таки ЗА природу, и это очень хорошо.
      Казанку привели в порядок, тоже не может не радовать

  • Анонимно
    29.11.2017 21:02

    А сама эколог и авторы статьи как себе представляют эко -поселение? цитирую, почти дословно , это дома из природных материалов, которые ""способствуют сохранению природной среды ". Прямо до слез))). И всего то. То есть, деревянный туалет с дыркой сохраняет природную среду, а централизованная канализация и очистные -свят, свят..
    Как удобно, прикрываясь лозунгами охраны природы, писать любую чушь. Если, как предлагается природозащитниками, не делать дорог, мест притяжения, то в скором времени и те 1,5 "грибника " туда не придут, т.к. все будет продолжать заболачиваться и заростать.
    А вот реальных проблем авторы статьи так и не подняли. По их мнению дороги и дома с центральной канализацией, которые явно не на озерах расположатся, навредят природе, а скотомогильник, расположенный среди ста целебных озер нормально.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль