Общество 
1.12.2017

«Мы возрождаем традиции – премии не за счет государства, а за счет попечителей»

$75 тыс. в память Николаю Лобачевскому уезжают в Америку, а Ильшат Гафуров готовится чествовать Льва Толстого

Сегодня в КФУ в день 225-летия Лобачевского открыли дом-музей его памяти и вручили премию за достижение в области математики его же имени. Вместо Рустама Минниханова, срочно вылетевшего в Москву, награждать американского ученого Ричарда Шейна доверили Фариду Мухаметшину и Валерию Сорокину. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, почему так ценна премия представителю США и кого Ильшат Гафуров хочет одарить в честь автора «Войны и мира».

Началось празднование 225-летия великого математика Николая Лобачевского с открытия дома-музея Началось празднование 225-летия великого математика Николая Лобачевского с открытия дома-музея Фото: kpfu.ru

«Я ЗНАЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ МАТЕМАТИКОВ, КОТОРЫЕ РЕДКО ЕЗДЯТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ В АМЕРИКУ, А ТУТ ПОВОД ЛИШНИЙ РАЗ ПООБЩАТЬСЯ С НИМИ»

Сегодня в КФУ начали праздновать 225-летие русского математика, «великого строителя Казанского университета» Николая Лобачевского. В честь памятной даты в Казани открыли новый музей и вручили первую премию им. Лобачевского, которая досталась ученому из США.

Торжества стартовали с открытия дома-музея ученого. Расположился он на территории исторического ансамбля Казанского университета, в здании постройки конца XVIII века. В ректорском доме на втором этаже разместилась квартира ректора университета, в которой он проживал вместе с семей с 1827-го по 1845 год. 

Первыми порог переступили спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, нынешний ректор КФУ Ильшат Гафуров и почетные гости, среди которых были потомки второго сына Николая Лобачевского – Елена Николаевна Лобачевская, ее племянница Ирина Сергеевна из Санкт-Петербурга, а также представитель другой семейной ветви ученого – Дмитрий Ламбрианиди из Новороссийска. Никто из них с наукой не связан, но приглашение в Казань их очень порадовало.

Первыми порог этого дома приступили спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, нынешний ректор Ильшат Гафуров и почетные гости, среди которых были потомки второго сына Николая Лобачевского Первыми порог дома-музея переступили спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, нынешний ректор КФУ Ильшат Гафуров и почетные гости, среди которых были потомки второго сына Николая Лобачевского Фото: Олег Платонов

В музее есть необычные современные решения – здесь можно проводить и открытые лекции, но есть и подлинные артефакты: это стол, который математики университета называли не иначе как именем Лобачевского, а также единственные в России часы, в 1832 году заказанные в Питере для астрономической обсерватории, которые до сих пор в рабочем состоянии. Мухаметшин оставил первую запись в книге почетных гостей, после чего вся процессия двинулась в Императорский зал, где должна была состояться церемония награждения возрожденной премией и медалью им. Лобачевского.

Фарид Мухаметшин оставил первую запись в книге почетных гостей музея Фарид Мухаметшин оставил первую запись в книге почетных гостей музея Фото: Олег Платонов

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Гафуров, сами лауреаты не могут подать заявку на свою работу. Нужно, чтобы само экспертное сообщество оценило и заявило работу на конкурс. Для его проведения ученым советом КФУ в декабре 2016 года было создано международное жюри, состоящее из ведущих российских и зарубежных ученых. Работа велась в несколько этапов: нужно было выбрать сначала из 20 кандидатов, потом из 13, в итоге в августе этого года стало известно имя победителя. Им стал профессор Калифорнийского университета США Ричард Шейн, автор ряда работ в области теории относительности, которые произвели большое впечатление на мировое научное сообщество. Достаточно сказать, что его работа уже несколько раз удостаивалась в этом году различных международных премий, что сам ученый считает чистой случайностью.

Ричард Шейн: «Это большая честь для меня, что мою работу признали, и я надеюсь, что это мой не первый визит в Россию» Ричард Шейн: «Это большая честь для меня, что мою работу признали, и я надеюсь, что это мой не последний визит в Россию» Фото: kpfu.ru

«Получение признания в молодом возрасте может быть негативным явлением для ученого, — признался Шейн, общаясь с журналистами. — Поскольку это оказывает давление на тебя, что ты должен быть великим. Получать награды в более зрелом возрасте гораздо лучше, поскольку ты лучше понимаешь, что является важным в жизни».

Американец приехал в Татарстан вместе с женой Дорис, они успели ознакомиться с исторической частью города, которая им очень понравилась.

«Это большая честь для меня, что мою работу признали, и я надеюсь, что это не последний мой визит в Россию, за которым последует дальнейшее сотрудничество, — говорит Шейн. — Я знаю много математиков, которые работают в России и которые не так часто путешествуют в США. А тут повод лишний раз пообщаться с ними».

Валерий Сорокин (слева) устроил собравшимся презентацию своей работы в контексте того, как труды Лобачевского соотносятся с новой эрой математики Награждать американского ученого Ричарда Шейна доверили Фариду Мухаметшину и Валерию Сорокину (на фото слева)
Фото: kpfu.ru

«ПЕРВАЯ ПРЕМИЯ БЫЛА ЗА СЧЕТ ДИВИДЕНДОВ ОТ ВКЛАДА. МЫ ХОТИМ СДЕЛАТЬ ТАК ЖЕ»

Изначально почетную награду должен был вручать лично президент Татарстана Рустам Минниханов, но он в экстренном порядке уехал в Москву на совещание с министром образования РФ Ольгой Васильевой. В итоге награду вручал Мухаметшин, который рассказал гостям об  интеграции науки, экономики и производства в Татарстане, ректор вуза и один из попечителей университета гендиректор «Связьинвестнефтехима», выпускник мехмата КГУ 1986 года Валерий Сорокин. Сам ученый устроил собравшимся презентацию своей работы в контексте того, как труды Лобачевского соотносятся с новой эрой математики.

По словам Гафурова, медаль и премия им. Лобачевского будут вручаться одновременно, с периодичностью в два года. Экспертная  комиссия будет отбирать претендентов на них достойнейших ученых со всего мира.

«Мы, по сути, возрождаем традиции, которые присутствовали в физико-математическом обществе, когда премия вручается не за счет государственных ресурсов, а за счет попечителей, — сказал ректор. — В то время деньги клали в банк, и первая премия была вручена в размере 500 рублей за счет дивидендов от вклада. Точно такую же процедуру собираемся делать и мы. Эта премия также была собрана с попечителей».

«Мы, по сути, возрождаем традиции, которые присутствовали в физико-математическом обществе, когда премия вручается не за счет государственных ресурсов, а за счет попечителей»Фото: kpfu.ru

Кто конкретно внес деньги, так и осталось секретом, но участие Сорокина выглядело прозрачным намеком. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о размере вознаграждения, Гафуров отметил, что оно может быть разным.

«Но нынешняя, в 75 тысяч долларов, за всю ее историю самая крупная. Мы специально пересчитали по покупательской способности. В советское время премия была 2 тысячи рублей до деноминации в 50-х годах, в наших деньгах это около миллиона рублей.  А первая премия — это примерно 2 миллиона 600 тысяч рублей», — отметил ректор.

По мнению Гафурова, премия им. Лобачевского достаточно престижна в области математики.

«Сейчас, думаю, все будет нормально. Главное, чтобы кандидаты были достойными»Фото: kpfu.ru

«Сейчас, думаю, все будет нормально. Главное, чтобы кандидаты были достойными».

За Годом Лобачевского следует Год Льва Толстого, празднование которого в республике уже утвердил Минниханов. Сейчас в КФУ создана рабочая комиссия по формированию программы, и, по мнению Гафурова, в конце года также может состояться награждение достойных. Причем ректор хочет, чтобы было учреждено сразу две премии: отдельно в области лингвистики и литературы.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (73) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.12.2017 15:22

75 тысяч долларов сша отдали математику из сша... От вуза который финансируется из бюджета, который наполняется за счет налогов нищающего населения... Это та страна, которую мы заслужили...

  • Анонимно
    1.12.2017 15:22

    75 тысяч долларов сша отдали математику из сша... От вуза который финансируется из бюджета, который наполняется за счет налогов нищающего населения... Это та страна, которую мы заслужили...

    • Анонимно
      1.12.2017 15:32

      комбайнеру 100 рублей ,а математику,не производившему ни грамма зерна-ВСЁ!))-УГРА ТОВАРИЩИ,ГРЕВОЛЮЦИЯ ИДЁТ ПРАГРАВИЛЬНЫМ ПУТЁМ!))

      • Анонимно
        1.12.2017 20:33

        Это вообще дурная традиция казанского университета - иностранцам платить. Чуть ли не со дня основания повелась. Наприглашали немцев в свое время в профессора. Мартин Бартельс один чего бюджету университета стоил. На те деньжища - не то что детский садик построить, деревеньку крепостных прикупить можно было. Еле его потом Магнитский сплавил из Казани. В общем, не самые лучшие традиции ректор Гафуров возрождает

        • Анонимно
          1.12.2017 21:12

          Этот Бартельс вообще математику в Казани на негосударственном языке преподавал. На своем немецком. Русского потому что не разумел. Один Лобачевский похоже его и понимал

      • Анонимно
        1.12.2017 20:51

        Боже! Да лучше бы Гафуров на эти деньги университетскую церковь построил или мечеть

        • Анонимно
          1.12.2017 21:10

          А вот это - правильно. Церкви казанскому университету очень не хватает. Духовности не хватает. И преподавателям и студентам. Смиренности... И вообще, вместо того, чтобы народные деньги разбазаривать - премии всякие американцам раздавать, могли бы кафедру теологии открыть в КФУ. А то и факультет отдельный. Митрополит Казанский Феофан, между тем, с подобным предложением уже выходил на руководство вуза. Да все без толку(((

    • Анонимно
      1.12.2017 15:40

      Что за мода говорить от всех. Это видение той страны которую заслужили именно вы.
      А вот у меня другое мнение.

      • Анонимно
        1.12.2017 16:11

        Поделитесь им, пожалуйста

        • Анонимно
          1.12.2017 16:27

          В области науки премии должны присуждвться вне зависимости от гражданства. Кфу молодцы, я поддерживаю их решение.

          • Анонимно
            1.12.2017 16:50

            Вопрос не в гражданстве, пусть хоть из африки будет. Вопрос в том, что реагиональный вуз, с нихкими зарпалатами преподавателей, с низким уровнем преподавания, не стимулирует своих студентов, своих профессоров, а ради показухи и дешевых понтов пытается показать свою крутость раздавая премии американцам, которые не бедствуют и только посмеиваются.
            Над своей школой надо работать и своим гранты раздавать!

            • Karim
              1.12.2017 19:57

              Работа над своей школой как раз и происходит. Математики университета ведут диалог с учеными как Шейн и членами международного совета. Молодые математики университета общаются на равных. И это тоже работа все в том же направлении. Будут и свои лауреаты, только возможно они еще немного молоды... ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

    • Анонимно
      1.12.2017 16:02

      Эти 75000$ окупятся тысячи раз

    • Перестаньте.
      Понты дороже денег, это все у нас знают. Особенно, когда понты твои собственные, а деньги - чужие.

      • Karim
        2.12.2017 09:17

        Не «понты», а грамотный пиар. Ведущие математики мира узнали, что есть премия, узнали про КФУ. Работал международный экспертный совет, в котором кстати, были тоже ведущие математики. В течение года Лобачевского систематически читались публичные лекции в КФУ известных ученых, то есть шел системный образовательный процесс, что называется вживую. Очень здорово, что КФУ смог убедить попечителей, о том, что это важно, как для университета, так и для Татарстана. Ну, и судя, по тому как тут возбудились и начали считать не свои деньги, можно сказать пиар сработал на все 100%. Потому что раздай в качестве стипендий студентам или премию преподавателям получилось бы по чайной ложке, которую через неделю все забыли. А тут, какие страсти-мордасти, уж точно не забудут!!! При каждом удобном случае будут хаять в коментах по КФУ, то есть пиарить и дальше. Все очень грамотно, в общем, продуманно, по университетски

        • Анонимно
          2.12.2017 12:21

          Не совсем согласен с Вами. Представьте, что вы объявили премию за лучшую работу по математике среди татарстанцев и предложили премию в 15 тысяч долларов за первое место и две премии по 10 тысяч долларов. И назвали эту премию именем Лобачевского. Вы бы подняли престиж работы математиков у себя тут, поощрили бы их деньгами, а ведь в чистой математике не так много денег можно заработать. А тут может машину бы купил товарищ-математик. Дарите ведь лучшему комбайнеру машину. Или вместо денег годовую стипендию для стажировки, например, в Принстоне. Это было бы полезным делом. А так, думаю, мало кто свяжет Лобачевского с КФУ, это дела давно минувших лет. А тут реальная помощь казанским математикам. Да и реальная борьба, а экспертами могут быть при оплате, да кто угодно. Надо ведь развивать математику, а не заниматься пиаром.

          Б.

        • Анонимно
          2.12.2017 12:40

          Да и воспринималось бы присуждение такой премии в иные времена может быть не так трагично. Страна катиться к очередному витку бедности, экономику трясет и знобит, власти готовятся к войне с Западом, тут все зажимают, плевок в сторону татар и республики со стороны Москвы.

          Б.

    • Анонимно
      1.12.2017 16:23

      Логично же, доллары США уехали в США.

      26%

    • Анонимно
      1.12.2017 16:48

      А сколько дет.садов могли построить в Казани на эти 75тыс$ !?! Хотя для нас самое главное это похвастать хоть чем,но только не городским благополучием в реале? булдырдыки...

      • Анонимно
        1.12.2017 17:13

        75000$ это более 2500 государственных стипендий!Можно было добавить стипендию по новый год студентам.

      • Анонимно
        1.12.2017 20:17

        Какие детские сады? Хрущевку однокомнатную на эти деньги можно приобрести.

    • Анонимно
      1.12.2017 17:50

      Деньги на премию выделены не из бюджета КФУ - написано ж.

    • Анонимно
      1.12.2017 19:47

      Дикие, провинциальные люди. Да у нас фудболеру залетному или хоккеисту-легионеру столько в месяц выплачивают. Устроили истерику.

    • Анонимно
      1.12.2017 19:51

      Надо чтобы премию Лобачевского присуждала местная Академия наук. Между собой. Между татарстанскими математиками. Тогда и обидно никому не будет.

      • Анонимно
        1.12.2017 20:48

        академики никому не дадут ее. они кпждый раз ее между собой делить будут.

    • Анонимно
      2.12.2017 08:40

      оч. странно и почему эту премию не присудили какой нибудь оч. нуждающейся в деньгах и славе внущке авылдашей?

  • Анонимно
    1.12.2017 15:22

    Что-то мне подсказывает, что попечители тоже связаны или принадлежат государству.

    • Анонимно
      1.12.2017 16:10

      Связьнефтехим - который "спонсор" - держатель гос активов и само собой деньги фактически государственные.

  • Анонимно
    1.12.2017 15:23

    А попечители откуда берут деньги ? Из тумбочки

  • Анонимно
    1.12.2017 15:27

    наши доморощенные элиты все лезут из кожи вон, чтобы доказать, что наше государство относится к ряду цивилизованных. нет, господа, не удачные попытки. В цивилизованных государствах при зарплатах в 200долларов, не раздают премии в 75 000 $. И что это за перерасчет суммы премии по сравнению с 50-ми годами прошлого века?????????? пересчитайте пенсии и зарплаты в аналогичной пропорции, плиз!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    • Анонимно
      1.12.2017 15:44

      Наше государство относится к числу цивилизованных и для этого никому из кожи лесть не надо.
      В какой стране премия,например,в области математики, привязана к средней зп?

      • Анонимно
        1.12.2017 15:59

        В цивилизованном государстве, народ получает достойную зарплату, пенсию и пособия, нам еще до цивилизованного государства 100 лет дороги. Побежденная и ограбленная Германия живет лучше победителей и кормит беженцев.

      • Анонимно
        2.12.2017 14:14

        15:44. ваше государство цивилизованное??!! Вам хорошо, я бы тоже хотел в швейцарии жить)))))))))))))

  • Анонимно
    1.12.2017 15:29

    Наши местные математики ущинь богатые. Поможем бедным из других стран!

    • Анонимно
      1.12.2017 15:45

      Математиков надо премировать потому что они бедные или потому что они талантливые?

  • Анонимно
    1.12.2017 15:37

    Да, уж! Нет уже необходимости в таких премиях. Зачем? Пусть Москва там продвигает. У министерства образования в Москве есть на это деньги. А эти деньги было бы неплохо и на создание своих национальных школ использовать, может и свои математики бы появились.

    Б.

    • Анонимно
      1.12.2017 15:58

      Скоро КФУ занесут в книгу рекордов Гиннесса как единственный университет в мире, возглавляемый бывшим главой районной администрации, учредившим рекордное количество премий во всех отраслях знаний!

  • Анонимно
    1.12.2017 15:40

    они нас значит санкциями, а мы их премиями замордуем..

    • Анонимно
      1.12.2017 18:23

      Да, простимулируем рост инфляции сша вбросом их же валюты

  • Анонимно
    1.12.2017 15:42

    интересно, а налог он этот американский математик заплатит? И где, здесь или в Америке? ну вот хорошо, еще Штатам налоги будут наверное

  • Анонимно
    1.12.2017 15:45

    А наши ученые в шарашках должны работать! Это не страна, а какой-то позор.

  • Анонимно
    1.12.2017 15:50

    "К людям надо помяхше..А на вопросы смотреть ширше!" Правильно дали.

  • Анонимно
    1.12.2017 15:52

    Это позор, когда в кризис деньгами бюджетными раскидываются.
    На свою науку жалко?

    • Анонимно
      2.12.2017 04:10

      На какую свою науку денег жалко? На татарскую математику??? Математика по определению не бывает своей или чужой. Национальные и классовые законы в математике не действуют. Они универсальны. И законами этими пользуется все человечество (ну может быть за исключением особо рьяных комментаторов БО, на них то и физика не действует).

  • Анонимно
    1.12.2017 15:53

    Эти попечители что в спорте, что в науке, все куда-то не туда, все мимо поддержки своих кадров!

  • Анонимно
    1.12.2017 15:57

    За счёт какого источника 75 тыс баксов отдали???

  • Анонимно
    1.12.2017 16:02

    Сколько можно изображать из себя благородного. Уходить пора пока не поздно.

  • Анонимно
    1.12.2017 16:04

    Лучше бы разделили эти деньги студентам-отличникам. Думаю, Лобачевский, как многолетний ректор университета, поддержал БЫ именно этот вариант. А не подарок заморскому ученому.

  • Анонимно
    1.12.2017 16:11

    Эти иностранцы тоже постыдились бы подобные премии брать: видят же, что присуждает вуз, в котором их коллегам платят копейки, а самих лауреатов используют в определенных целях. Небедным иностранцам следовало бы сказать: отдайте эти деньги своим российским больным детям, малообеспеченным ученым и студентам, снизьте плату за учебу, уменьшите тарифы населению в конце концов

  • Анонимно
    1.12.2017 16:13

    Если бы этот выдаватель премий знал цену деньгам,знал бы как они достаются честным путем он дал бы этому немцу не более 70 доларов, и пояснил бы ему, что остальные деньги будут вручены таким-же математикам,но у нас,здесь, в России,в нашем Университете. Когда ректор не соответствует ни по одному критерию занимаемой должности о чем может идти речь? Наделал себе научных званий-и шнец и жнец и на дуде игрец! КФУ становится испорченной конфеткой в очень красивой и дорогой обертке.

  • Анонимно
    1.12.2017 16:21

    Сейчас становление этой страны хорошо показано в фильме " Хождение по мукам". Весь цвет народа уничтожили, зато окурки теперь в тамбуре поезда прямо на пол можно бросать, потому что свобода! Теперь терпите, культурный слой столетиями будет накапливаться. И не надо страну ругать. Она не хуже других. Кто из тех что на фото сделал больше награжденного для республики?

  • ПанАлекс
    1.12.2017 16:25

    АААА! Вот для чего срочно выплатили дивиденды акционерам Татнефти! Значит СИНХ получил дивиденды по 29% акций, принадлежащим Минземимуществу Татарстана и произвел "взаимозачет" по выплате 75 тыс. долларов "победителю". (ну и не забудем строительство ЭКСПО)
    Так что фактически это бюджетные деньги, потраченные без конкурсов и тендеров! Ау Счетная палата!

  • Анонимно
    1.12.2017 16:37

    Какой позор все это! Наш сегодняшний Университет и Лобачесвкий! Ночь и день! Тоже можно сказать и в отношении КФУ и Льва Толстого! Земля и небо! Страшный сон, короче!

    • Анонимно
      1.12.2017 16:50

      Когда-то я наивно надеялся, что Гафуров будет не вреднее Магницкого, но оказалось, что по степени разрушительной энергии он хуже даже Троцкого!

  • Анонимно
    1.12.2017 17:13

    Полагаю премию вручили самому заслуженному учёному? Это важно. Самого Лобачевского учил немец Бартельс, первым признал его открытие и оценил по достоинству немецкий математик Гаусс! А российские учёные, кстати тоже сильные математики в лице Остраградского "издевались" над его неевклидской геометрией. Поэтому происхождение награждённого не имеет значения, он трудится на благо мировой науки. Поздравляем!!!
    Вопрос не из области математики:
    почему КФУ не нашел возможность привести в порядок, отреставрировать памятник на могиле Лобачевского хотя бы к 225-летию выдающегося учёного? На памятнике на могиле брата Лобачевского - Алексея Ивановича на мраморной плите допущена ошибка. По всей видимости, плитку на памятнике установили гораздо позже и ошибочно написали Александр Иванович Лобачевский 1795-1870). Достоверно известно, что Александр, 1790-го г.р., старший брат Николая, погиб в 1807-м году, в возрасте 17 лет, а Алексей, 1795-го г.р. умер в 1870-м году.

  • Анонимно
    1.12.2017 20:08

    Налетело воронье, развонялись диванные мыслители. Боже мой, какая нищета духа, низкая зависть и едкая желчь. Что вы тут разухарились и что Вы понимаете в продвижении в научном сообществе и цивилизационном мире. Вам бы все обхаять и облаять. Позор комментаторам. Не уважаете ни собственный университет ни мобственную республику. Дикость!

    • Анонимно
      2.12.2017 01:08

      Ну да, раньше за репетиторство с гарантией поступления давали реальный срок. а теперь назначают зав. кафедрами.

      • Анонимно
        2.12.2017 10:30

        Даже страшно представить, за какие свершения назначают ректором?

  • Анонимно
    1.12.2017 21:01

    Если есть достижения в науке премия должна быть отдана по заслугам. Неважно американцу или русскому. Молодцы КФУ.

  • Анонимно
    1.12.2017 23:09

    Вообще то лучше было бы если эти замечательные ученые работали на нашу страну. Но на это к сожалению денег не хватит, так как Россию многие власть имеющие ее давно уже своей не считают и деньги сюда не вкладывают. В общем получается - в сырьевой колонии США, математик получил хорошее вознаграждение, так как денег у господ теперь много.

  • Анонимно
    2.12.2017 01:49

    А татарским филологам и историкам такие премии платят

  • Анонимно
    2.12.2017 11:33

    Импортозамещение господа).

  • Анонимно
    2.12.2017 11:52

    Для университета все эти события, безусловно, положительны. Но где на фотографиях и на передних планах ученые университета, которые являются первыми лицами этого мероприятия, почему за них в основном говорят люди, которые давно забыли даже школьную математику. Раньше, в советское время, к ученым, к людям уважения было намного больше. И почему ректор не выполняет майских указов нашего президента, выплачивая преподавателям университета нищенскую зарплату.

    • Анонимно
      2.12.2017 14:15

      Нет, майские указы он выполнит в срок: сократит всех, кого посчитает нужным, то есть наиболее умных и способных, оставит лояльных бездельников и неучей со степенями, им-то и поднимет в разы, чтобы показать, как он читает указы... Уже сейчас так и происходит, уважаемый 11:52...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen