Общество 
3.12.2017

«Мусульмане в силу своей пассионарности и дальше будут оставаться на повестке дня»

Известный переводчик Корана Эльмир Кулиев об уровне российских теологов, татарских корнях и ощущении приближения апокалипсиса

Общим местом является сегодня тот факт, что исламское сообщество испытывает определенный дефицит интеллектуалов, поэтому особо ценны те люди, которые работают в смысловом поле, расшифровывают духовный дискурс. Одним из них считается Эльмир Кулиев, который посетил Казань по приглашению КФУ в качестве эксперта и лектора. Мы воспользовались моментом и позвали его в редакцию «БИЗНЕС Online». Мусульманской публике он известен как автор одного из тафсиров Корана на русском языке и как богослов.

Эльмир Кулиев Эльмир Кулиев известен как богослов и автор одного из тафсиров Корана на русском языке Фото: Оксана Черкасова

«МОЛОДЫЕ МУСУЛЬМАНЕ ОТЧУЖДАЮТСЯ ОТ ОБЩЕСТВА, В КОТОРОМ ОНИ НУЖДАЮТСЯ И КОТОРОЕ НУЖДАЕТСЯ В НИХ»

— Эльмир, вы несколько дней провели в Казани. По какому поводу приехали в столицу Татарстана?

— Это рабочая поездка для участия в школе мусульманских лидеров «Махалля», организованной ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования при Казанском федеральном университете. Вот уже несколько лет на этой уникальной площадке студенты и молодые теологи обсуждают свои проблемы и перенимают опыт специалистов со стажем. В этом году школа лидеров собрала более 60 слушателей из разных регионов России. В качестве спикеров были приглашены известные религиозные и общественные деятели: Али Вячеслав Полосин, Тауфик Ибрагим, Абдуррауф Забиров, Мухаммад Салахутдин, меня вот пригласили. То есть собрались представители разных школ, которых объединяет глубокое понимание нынешних российских реалий. Радует, что дебаты прошли в доброжелательной атмосфере. Никто не пытался доказать исключительность своего взгляда на ислам, хотя порой дискуссии приобретали нелицеприятный характер.

— А как вы оцениваете общий интеллектуальный уровень татарстанской уммы?

— Общаясь с коллегами из России, я сам часто задаю им этот вопрос. К моему удивлению, многие недооценивают потенциал российских мусульман. Обычно сетуют на низкий уровень подготовки мусульманских теологов в России, но ведь это всего лишь одна сторона вопроса. Наше огромное преимущество — культурная и интеллектуальная среда, в которой мусульмане вырастают деятельными, свободными от предрассудков, открытыми к диалогу. Поэтому я считаю, что потенциал мусульман в России велик, но не реализуется полностью.

Есть проблемы, не позволяющие верующим реализовать себя и приносить пользу. Следствием этого становится их обособление, молодые мусульмане отчуждаются от общества, в котором они нуждаются и которое нуждается в них. Самостоятельно преодолеть такие проблемы мусульмане не в состоянии, они нуждаются в поддержке государства. Признаем, что вместо этого государство занято проблемами другого порядка, такими как борьба с терроризмом и обеспечение безопасности граждан. Однако причины религиозно мотивированного экстремизма кроются не только в самой религии. Есть широкий спектр социально-экономических факторов, которые выдавливают людей на незаконное поле деятельности, и некоторые начинают обосновывать свой выбор какими-то религиозными тезисами. Говоря иными словами, не религиозный экстремизм есть порождение особой формы интерпретации религиозных текстов, а скорее наоборот.

— Нет ли у вас ощущения, что государство не понимает проблем мусульман, а пытается решать свои проблемы силовым путем, что тоже мешает взаимопониманию?

— Это проблема не только российского государства, а всего современного мира. Мира постмодерна, в котором общая картина разбита, как мозаика, на множество фрагментов, каждый фрагмент рассматривается в отдельности. Для того чтобы разобраться в сути вещей, нужно увидеть картину целиком, в обсуждения такого рода нужно вовлекать экспертов, которые помогут чиновникам взглянуть на проблему шире. Такой диалог с властью необходим и самим верующим. Он поможет им увидеть их собственные проблемы со стороны — это очень важно.

Я знаю это по собственному опыту. На протяжении более 10 лет я изучал ислам изнутри, был знаком с жизнью мусульманских общин, психологией и проблемами верующих. Потом меня пригласили на работу в государственный комитет по работе с религиозными объединениями Азербайджанской Республики. За четыре года работы в этой структуре под руководством профессора Рафика Алиева я открыл для себя много нового. Только взглянув на проблему с разных сторон, можно понять, почему позиции государства и религиозных общин порой так разнятся. Поэтому диалог между властями и представителями религиозных конфессий необходим, в нем заинтересованы обе стороны.

— Известно, что Азербайджан — это страна по большей части шиитская. Но часто приходится слышать, что в последнее время все больше молодых людей переходят в суннизм. Так ли это?

— Ну если говорить об Азербайджане, это прежде всего светская страна. Полагаю, формулировка «шиитская страна» здесь неприменима, дело не только в принципах государственного устройства. Само население достаточно светское, градус религиозности в Азербайджане невелик. Вместе с тем этнических шиитских семей, безусловно, больше — раза в два больше, чем суннитов. Если же рассматривать этнических турок, то среди них идентифицирующих себя как шиитов в процентном отношении еще больше. Другое дело, что шиизм в Азербайджане не имеет такой же политической окраски, как, например, в Иране. Шииты и сунниты в нашей стране веками живут бок о бок, между нами не возникают конфликты на религиозной почве. Конечно, отдельные попытки сыграть на этих различиях случаются, но они пресекаются властями, а самое главное, общество однозначно осуждает их.

«БАБУШКА У МЕНЯ РОДОМ ИЗ ТАТАРСТАНА»

— Хорошо, мы перешли к теме Азербайджана — и хотелось бы услышать: где вы родились, как прошло ваше становление, кто ваши родители?

— Родился я в замечательном, интернациональном, космополитическом городе Баку в 1975 году, то есть застал самый расцвет социалистического государства и его быстрый упадок. Понятное дело, в то время я еще ходил в школу и был проникнут до мозга костей духом социализма. Потом был подъем национально-освободительного движения, я не принимал в нем активного участия, но хорошо помню Кровавый январь 1990 года, когда в Баку были введены подразделения Советской армии. Мир менялся на наших глазах. Распад Советского Союза, война в Персидском заливе, война в Карабахе и тысячи беженцев из Армении и оккупированных районов Азербайджана. Наверное, тогда мало кто понимал, что именно происходит. Осознание значимости тех событий пришло позже.

В университетские годы у меня появился живой интерес к религии, которая в те годы воспринималась совсем иначе, не так, как сегодня. Трудно сказать, как бы сложилось мое знакомство с исламом, произойди это в середине нынешнего десятилетия.

— То есть вы считаете, что если бы вас перенесли теоретически в другой исторический период, то все было бы по-другому?

— Трудно сказать. В те времена ислам в сознании азербайджанцев ассоциировался только с самым чистым и светлым. Люди могли не практиковать ислам в повседневной жизни, но к верующим всегда относились с глубочайшим уважением, а если кому-то посчастливилось побывать в хадже, совершить паломничество в Мекку, то это был чуть ли не святой в глазах обычных людей, не каждый решался поздороваться с ним за руку. Знаете, это был не просто пиетет к личности, нет, это было отношение к религии вообще, поскольку для азербайджанцев ислам олицетворял духовность в ее высочайшем проявлении. Это то, чего сегодня, к сожалению, нет. Мы растеряли это за прошедшие годы.

— Ваши родители были из интеллигенции, насколько я знаю.

— Мама была преподавателем, отец — инженер. Типичная советская семья. В те времена таким происхождением гордились. Между прочим, бабушка у меня родом из Татарстана, из села Урта Балтай Апастовского района. В Казани у нас много родственников. В Омске есть родственники, тоже родом из Татарстана.

«КОРАН — ЭТО ИСТОЧНИК МУДРОСТИ И КЛАДЕЗЬ БЛАГОЧЕСТИЯ»

— Много известных деятелей культуры, системы образования вышли оттуда. Среди татар, которые сейчас проживают в Китае, которые уехали во время и после революции, тоже есть выходцы из Апастово — я знаю их лично. Видимо, это какая-то особая земля. Скажите, а когда вы осознали, что ваш путь будет связан с исламом? Что побудило вас погрузиться в изучение духовного и интеллектуального наследия ислама?

— Наверное, какие-то психологические и личностные факторы сыграли свою роль. Я люблю доводить начатое до конца, педантично отношусь к работе и многим другим вещам. В начале 90-х, когда я начал интересоваться исламом, у нас ведь не было религиозной литературы. Помню, как я приобрел Коран с переводом Гордия Саблукова. Это было репринтное издание в двух томах, я потратил на него почти половину стипендии.

— Это ведь перевод конца XIX века?

— Да, там еще твердые знаки в конце слов. В издании был и арабский текст Корана, набранный в дореволюционной России, кажется, тоже в Казани. Перевод очень необычный, местами непонятный, но я до сих пор отношусь к нему с особым благоговением, поскольку в моей жизни он сыграл важную роль. Через него я узнал ислам и полюбил Коран. В то же время хотелось большего, а не было. Хотелось глубже понять значения аятов. В каком-то смысле я считаю себя счастливым человеком, потому что мой путь в исламе с самого начала был связан с Кораном. Многие знакомятся с исламом через религиозно-правовую или идеологическую канву, которая уводит их в другое русло. Коранический путь, на мой взгляд, одухотвореннее, ведь Коран — это источник мудрости и кладезь благочестия. В этой книге каждый, независимо от интересов и интеллектуального уровня, может найти для себя важные ответы. Над ней можно размышлять не днями или неделями, а целую жизнь.

— А как вы изучили арабский язык, кто был вашим учителем?

— В этом отношении я благодарен студентам-арабам, в первую очередь моему близкому другу из Палестины, который первым начал обучать меня арабскому письму. Мы с ним в одной группе учились, а потом он женился на девушке из Азербайджана. Сейчас они живут в Секторе Газа. Последние несколько лет мы не имеем возможности видеться с ними, но общаемся виртуально.

Были и другие студенты, был замечательный борец из Афганистана по имени Ахмед. Он был беженцем и некоторое время прожил в Азербайджане, а потом уехал, кажется, в Канаду. Я изучал арабский язык по учебникам, а к ним обращался, когда у меня появлялись вопросы. Нужно ведь было и не запускать занятия в медицинском университете. Потом познакомился с замечательным арабистом Амиршахом Амирахмедовым, который обучил меня бесценным секретам переводческой деятельности. Его профессиональное отношение к арабскому языку и переводам остается для меня своего рода эталоном, на который можно равняться. Амиршах-муаллим скончался в 2008 году. Последние годы своей жизни он работал над переводом Корана на азербайджанский язык. К сожалению, он не успел завершить его, но ту часть, которую он перевел, мы сумели издать спустя четыре или пять лет после его смерти.

— Вы завершили его труд?

— Нет, я лишь посодействовал изданию книги. Ни на одном из известных мне языков нет ничего похожего на этот перевод Корана. Автор постарался передать не только смысл, но и ритм арабского текста. Это требовало не просто знания арабского языка и штудирования тафсиров, но и недюжинного литературного таланта. Да, мне было на кого равняться, а Амиршах-муаллим приветствовал мой интерес к переводу Корана.

Я работал над своим переводом 7 лет, и мы часто обсуждали методологию перевода и отдельные места в тексте. В России мой перевод Корана был издан в 2004 году, и с тех пор я не прекращаю работать над его совершенствованием. Мы сознательно не вносим изменения в новые издания, кроме исправления орфографических и типографских ошибок. Я надеюсь довершить начатую работу и предложить читателям и исследователям уже новый труд. Сейчас мы уже на финишной прямой, осталось всего ничего.

«ПЕРЕВОДНОЙ ТЕКСТ, КОТОРЫЙ КАЖЕТСЯ КОРЯВЫМ, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШИМ ИЗ ИМЕЮЩИХСЯ»

— С какими трудностями вы сталкивались в процессе перевода Корана и работы с источниками?

— Конечно, трудности были и есть. У коранического текста столько граней, что рассматривать его можно под разными углами. Это ведь не обычная арабская речь, арабы так не говорят. Сам Коран претендует на то, что это слово Божье, не похожее на речь людей. Отсюда и трудности при его переводе. Как подойти к сакральному тексту, который, с одной стороны, неразрывно связан со средой, в которой происходило его сложение, а с другой стороны, служит источником для всех религиозно-правовых и идеологических течений, сформировавшихся позже? Как передать особенности коранического слога и не растерять хотя бы основные смыслы его аятов? Очень трудно. Поэтому любой перевод Корана нужно рассматривать всего лишь как тафсир, авторский комментарий к кораническому тексту.

При этом я выделяю четыре вида переводов Корана. Что интересно, примеры каждого из них есть на русском языке. Есть подстрочник, или буквальный перевод, как у академика Крачковского. Есть смысловой перевод, как у профессора Османова. На мой взгляд, это один из лучших переводов Корана на русском языке. Есть комментированный перевод с многочисленными интерполяциями, уточняющими и раскрывающими смыслы аятов. Этим путем пошел современный богослов Абу Адель. Наконец, есть перевод-тафсир — и к этой категории я отношу перевод «Мунтахаба». Что самое главное, чем больше комментариев ты включаешь в текст, тем проще решить поставленную задачу. А значит, написать тафсир к Корану проще, чем выполнить смысловой перевод. Почему? Потому что комментатор имеет возможность выбирать, на каком слове или выражении остановиться, а что оставить без внимания. При подготовке смыслового перевода ты не можешь позволить себе такую вольность и должен передать смысл каждого слова или харфа. Ты не можешь сказать: я перевел одну часть аята, а другую часть просто опустил. С тафсирами все намного проще, поэтому у нас до сих пор нет ни одного тафсира, в котором разъяснялись бы каждое слово и каждый оборот в Коране.

— И будет ли?

— А вот от переводчика этого ждут. Кроме того, ждут ясного, легко читаемого текста. У большинства нет понимания того, что некоторые акценты, расставленные в Коране, можно передать на русском языке, только исказив привычную для нас речь. Некоторые удивляются: мол, по-русски так не говорят. Но ведь и по-арабски люди так не говорят. Я вспоминаю нашу переписку c русским писателем Александром Викторовичем Летенко, который последние несколько недель своей жизни делился со мной своими замечаниями к переводу Корана. Можно сказать, он занимался литературной обработкой нашего перевода.

— Он в художественном смысле вам помог?

— Да. Это был человек, влюбленный в русский язык. Он не имел глубоких познаний в области ислама, но своими советами помог мне избавиться от востоковедческого формализма. За два дня до смерти после продолжительной и интересной переписки Александр Викторович признался, что не все можно сгладить и выправить в переводе Корана, не замахиваясь на текст оригинала, что, естественно, непозволительно. Для меня эта оценка специалиста, ознакомившегося не только с переводным текстом, но и с моими доводами и разъяснениями, имела огромное значение.

Потому что переводной текст, который кажется корявым, нерусским, если так можно выразиться, в действительности может быть лучшим из имеющихся в нашем распоряжении вариантов. Автор перевода при этом должен пользоваться известным доверием у читателя, чтобы тот понимал, что автор осознанно выбрал не лучший с точки зрения стилистики оборот и вложил в него смыслы, открывающиеся при вдумчивом чтении.

«ВПРАВЕ ЛИ МЫ ВТОРГАТЬСЯ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТЕКСТ, ПОДВЕРГАЯ ЕГО РЕВИЗИИ?»

— Переводчиков Корана часто упрекают в том, что они не передают мелодичности исходного текста. Вам, наверное, тоже приходилось сталкиваться с этим.

— Передать красоту аятов Корана в переводе трудно, особенно когда сталкиваешься с тропами и риторическими фигурами. Хорошо, если удается точно передать смысл аята, оттенив этимологические значения слов. Нередко при этом приходится жертвовать красотой текста. Вообще, работая над переводом Корана, меньше всего думаешь о том, как его может воспринять неподготовленный читатель. Ведь ты сам приходишь к тому или иному пониманию текста, подолгу размышляя над лексико-семантическими значениями слов, изучая обстоятельства ниспослания аятов и комментарии богословов. Коран не книга для чтения перед сном и не художественная литература. Ты можешь прочесть всего один аят и остановиться, потратить несколько часов на размышления над ним. Собственно говоря, именно это и требуется от людей верующих. В самом Коране по этому поводу говорится: «Неужели вы не размышляете над Кораном? Или у вас на сердцах запоры?»

— Мы не можем не затронуть, возможно, не очень приятную тему запрета вашего перевода Корана. Мы плохо осведомлены о подробностях того дела, по-моему, это было в 2013 году. Как вы отстаивали свою правоту?

— Я и тогда считал, и сейчас считаю, что это был правовой казус, который нужно было преодолеть. И слава богу, что вопрос разрешился быстро. К оценке религиозной литературы нужно относиться более профессионально. Нельзя изучать книги на предмет наличия в них фраз, которые могут быть неправильно восприняты людьми с больной психикой. Если же мы говорим о классической богословской литературе, то нужно понимать, что она выступает продуктом своей эпохи. Это часть традиции, духовного или правового наследия. Богословы изучают эти труды, но это не значит, что они живут по средневековым правовым лекалам. Разве можно считать упоминание об арабских завоеваниях или крестовых походах разжиганием межрелигиозной вражды? Или оценивать упоминания о разных видах налогов в Средние века как попытку изменить действующую систему налогообложения?

— Вообще, вправе ли мы судить ту эпоху с высоты нашей эпохи?

— И вправе ли мы вторгаться в классический текст, подвергая его ревизии? Другое дело, что мы нуждаемся в современной литературе, в которой внимание акцентировано на духовных потребностях и проблемах нынешних мусульман. Ведь классические тафсиры, сборники хадисов и комментарии к ним написаны для специалистов, изучающих богословие. Они могут использоваться в качестве дополнительной литературы в исламских медресе и институтах. Без них невозможно вырастить грамотных специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Однако они не могут служить путеводителем по исламу для тех, кто не имеет религиозного образования, и тем более для тех, кто был воспитан в другой культурной традиции.

«НЕКОТОРЫЕ АВТОРЫ РАССМАТРИВАЮТ НАЧАЛО XVI ВЕКА КАК КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ ИСЛАМСКОЙ МЫСЛИ»

— Вы человек разносторонний. Я знаю, что вы увлекаетесь историей исламской цивилизации. Прежде чем поговорить об этом, я хотел бы услышать от вас имена трех авторитетов, которых вы хотели бы отметить в интеллектуальном плане.

— Я бы отметил имамов Абу Ханифу, аш-Шафии и аль-Газали. Эти яркие личности оказали огромное влияние на развитие исламской мысли. Впрочем, этот список можно продолжить.

— А из тех, кто ближе к современности, кого бы вы назвали?

— Прошлый век был благодатным в этом отношении. Во многих мусульманских странах были влиятельные мыслители, к которым прислушивались даже политики: в Алжире — Абдульхамид Ибн Бадис, в Тунисе — Мухаммед Тахир ибн Ашур, в Египте — Мухаммед Мустафа аль-Мараги, в Сирии — Джамаладдин аль-Касими. К сожалению, сегодня мы не можем похвалиться богословами такого масштаба, и причина этого в глубоком социально-политико-культурном кризисе, охватившем все сферы жизни в исламском мире. Вот почему я говорю, что мусульмане на постсоветском пространстве или в Европе находятся в более выигрышном положении, чем наши единоверцы, живущие в традиционных мусульманских странах. Посмотрите, что происходит сегодня на мусульманских интеллектуальных площадках России: в течение одного месяца в Москве прошли «Барудиевские чтения», в Уфе — «Фахретдиновские чтения». Знаковым событием можно считать нынешние дебаты в рамках школы лидеров. А приведите мне аналоги в мусульманском мире: где такое происходит?

— Для развития научной и общественной мысли необходимы условия, которые создаются государством. Это ведь справедливо и по отношению к исламскому миру?

— Вполне справедливо. Взгляните на историю, скажем, Османской Турции, вы найдете много подтверждений этому. Какое огромное политическое, культурное, научное наследие оставили после себя османы! Сегодня оцифрованы книжные фонды многих османских библиотек. Это труды по ботанике, медицине, оружейному делу, географии, математике, логике — пласт знаний широчайший.

Некоторые авторы рассматривают начало XVI века как конец классической исламской мысли, а ведь на это и последующее столетия приходится самый расцвет османов. Они создали самое передовое государство того времени, и многие исламские принципы нашли практическое воплощение в его государственном устройстве, налоговой системе, образовательной системе, системе вакфов. Этот период можно было бы назвать триумфом исламской мысли. Да, любой триумф в этом мире недолговечен, и позднее османы не сумели найти ответы на вызовы времени. С началом эпохи Просвещения отставание Османского государства от ведущих европейских держав постоянно росло, однако они до конца удерживали политическое лидерство в исламском мире. Сегодня эта ниша пустует, и мы видим, как это отражается на политических процессах в исламском регионе.

«СЕГОДНЯ ИСЛАМСКИЙ МИР ИМЕЕТ ГЛЫБУ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ, НА КОТОРЫХ ИСКУСНО ИГРАЮТ ВНЕШНИЕ СИЛЫ»

— Несмотря на это, ислам уверенно остается на пассионарной волне. Известный футуролог Жак Аттали в своей книге пишет, что выход ислама на авансцену мировой политики был настолько иррационален, что предсказать его было невозможно. Как вы думаете, смогут ли мусульмане воспользоваться ситуацией и взять свою судьбу в свои руки?

— Полагаю, что для преодоления нынешнего кризиса мусульманам необходимо самим трансформироваться. Это процесс болезненный, и мы знаем, насколько кровавым и длительным он был в Европе. Вспомните Тридцатилетнюю войну «всех против всех». Причем в тот период вмешательство османов или марокканцев во внутренние дела европейских государств было ничтожным. Сегодня исламский мир имеет глыбу внутренних противоречий, на которых искусно играют внешние силы.

Тем не менее я считаю, что мусульмане в силу своей пассионарности и дальше будут оставаться на повестке дня. Возможно, центр геополитических коллизий будет перенесен в другую точку мира, но идейный потенциал ислама обязательно будет востребован. Его актуальность растет с каждым годом, потому что именно ислам выталкивает человека из виртуального мира, в который нас погружают интернет, Голливуд, массовая культура, в мир здоровых, естественных человеческих отношений. Сегодня мы говорим о вызове, брошенном нам техноцентричной цивилизацией. Не только мусульманам, а человеку вообще. Это касается и православных, и католиков, и буддистов, и всех остальных. Возможно, это повод задуматься и объединить усилия там, где люди доброй воли должны поддерживать друг друга, независимо от этнических или конфессиональных различий.

— Действительно, западная цивилизация «разобрала» человека на какие-то пиксели, он перестал быть духовной величиной. Но это проект постмодернистский. Что же касается людей верующих, то они заинтересованы в сохранении проекта человека во всей его полноте.

— Чем не повод объединить усилия вместо того, чтобы враждовать? Вообще, сознательные мусульмане и христиане должны научиться делать шаги навстречу друг другу. В начале коранической суры «Римляне» мы читаем о том, как при жизни пророка Мухаммеда мусульмане возрадовались победе византийцев над персами. Византийцы, исповедовавшие христианство, были ближе к мусульманам, чем персы-язычники. Если мы можем радоваться успехам друг друга, почему мы не можем объединить усилия в такой непростой момент, когда всем нам навязывается новая модель мироустройства, в основу которой положено не благополучие человека, а технический прогресс?

— Вы сейчас живете в Стамбуле. Скажите, как турецкое общество пережило кризис в российско-турецких отношениях.

— По большому счету после инцидента со сбитым самолетом отношение к россиянам не изменилось. Не было ни антироссийской истерии в социальных сетях, ни проявлений враждебности по отношению к русскоговорящему населению. Не скажу, что турки доброжелательны ко всем подряд. Но к русским (так в Турции называют всех россиян) они питают особую симпатию. Трудно даже сказать, с чем это связано, ведь исторически отношения между Османской и Российской империями складывались непросто. И тревожно видеть, как определенные силы готовы использовать любые казусы для того, чтобы снова столкнуть Турцию и Россию или хотя бы помешать их стратегическому партнерству.

— В свете этого нет ли у вас ощущения приближения конца времен, о котором говорят все священные писания?

— Полагаю, ощущение близости апокалипсиса никогда не покидало людей верующих. Настолько каждое последующее поколение пугает предыдущее своими жизненными установками и ценностными ориентирами. Но к чему рассуждать об этом, если каждый из нас своими поступками может отдалить этот самый конец времен?! В одном из хадисов говорится, что если в твоих руках отросток, то посади его, даже если наступит Судный день. То есть не трать силы на бесполезные переживания, а просто посади свое деревце, сделай доброе дело.

— Напоследок я собирался спросить, чего же все-таки не хватает современному миру. Но, кажется, я уже получил ответ. Нам не хватает того самого доброго деревца, которое нужно посадить.

Эльмир Кулиев (родился 6 октября 1975 года в Баку, Азербайджанская ССР, СССР) — азербайджанский философ-религиовед (доктор философии).

В 1990 году окончил с золотой медалью школу №102 города Баку.

В 1996 году с отличием окончил стоматологический факультет Азербайджанского медицинского университета. Во время учебы в университете, общаясь со студентами из Палестины, познакомился с основами исламской религии и философии.

В декабре 2006 года получил ученую степень кандидата философских наук в Бакинском государственном университете.

В 2002 году завершил работу над переводом смыслов Священного Корана на русский язык, который оценивается специалистами как один из лучших на сегодняшний день смысловых переводов Корана на русский язык и выдержал несколько повторных изданий в различных странах мира.

В 2002–2006 годах работал в государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями. В сферу его интересов входили особенности государственно-конфессиональных отношений и взаимовлияние религиозных и политических процессов.

С марта 2006 года занимает должность директора департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа (Азербайджан), а также является членом редакционной коллегии журнала «Кавказ и глобализация» (Швеция).

Автор 9 книг, в их числе: «Смысловой перевод Священного Корана на русский язык», «Пророчества о приближении конца света», «На пути к Корану», «Комментарии к сборнику хадисов „Булюг аль-марам“» (в трех томах), «Коран и глобализация: в поисках гуманистических идеалов», «Сладость веры», соавтор книги «Уроки благословенного месяца» (совместно с Рауфом Абаскулиевым), соавтор пособия для преподавателей «Исламоведение» и пособия для вузов «Корановедение».

Автор более 50 монографий, статей и переводов теологической литературы с арабского, азербайджанского и английского языков, автор свыше 60 научных статей и переводов теологической литературы по коранистике, философии религии, социологии религии, исламскому праву и глобалистике. Автор ряда учебных пособий для школ России, Казахстана и других стран.

13 апреля 2009 года решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края была признана экстремистской брошюра «Закят. Его место в исламе. Пост в Рамадане, его значение для мусульман» (авторы Э. Кулиев и Д. Бадави в редакции имам-хатыба города Владивостока Абу Ахмада Абдуллаха ибн Джамиля).

21 марта 2012 года Ленинский районный суд города Оренбурга вынес решение о признании экстремистскими 65 материалов об исламе, в том числе и книги Кулиева «На пути к Корану» (2008 года издания, издательство UMMAH). Эта же книга Кулиева (2003 года издания, издательство «Абилов, Зейналов и сыновья») была занесена в федеральный список экстремистских материалов решением Куйбышевского районного суда города Омска от 12 июня 2012 года и определением Куйбышевского районного суда города Омска от 10 августа 2012 года.

17 сентября 2013 года Октябрьский районный суд Новороссийска признал экстремистской книгу Кулиева «Смысловой перевод Священного Корана на русский язык».

17 декабря 2013 года Краснодарский краевой суд удовлетворил апелляционную жалобу Кулиева и вынес решение, которым отказал в признании экстремистской «Смыслового перевода Священного Корана на русский язык».

В 2007 году награжден медалью совета муфтиев России «За духовное единение».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (71) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.12.2017 09:51

А Вы вообще кого знаете, кроме Пугачевой и Киркорова?

  • Анонимно
    3.12.2017 09:18

    Какие научные открытия предоставил миру мусульманский мир за последние 10 веков?

    • Анонимно
      3.12.2017 09:36

      Все от Аллаха, поэтому все открытия, научные разработки и их продукты все от Него.
      Поэтому не за 10 веков, а за весь период существования человечества мы благодарим за все созданное людьми по воле Аллаха.

      • Анонимно
        3.12.2017 10:20

        Всё от Человека и только от Человека!

        • Анонимно
          3.12.2017 12:04

          Как Вы заблуждаетесь. Вы даже не можете выбрать свою дату рождения и смерти, а осуждаете Создателя.

    • Анонимно
      3.12.2017 11:30

      Книга короля медицины Ибн Сины (980-1037) «Аль-Канон» считалась основой медицины не только в исламском мире, но и в Европе. Лучшим доказательством этого является то, что эта книга, считавшаяся «медицинской Библией», в течение 600 лет служила учебным пособием в европейских университетах. Ибн Сина (Авиценна) был примером для европейцев также и в том, что является автором изобретений в 29 областях науки, включая медицину.
      * Рази (864-925) — врач, равный по глубине знаний Ибн Сине. По предположению некоторых исследователей, он впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка.
      * Воспитатель и учитель Фатеха Султана Мехмета — Ахшамсаддин (1389- 1459) выявил существование микробов (Некоторые исследователи связывают открытие микробов с именем Ибн Сины).
      * Камбур Весим (ум. 1761) обнаружил микроб туберкулеза.
      * Ибрагим Джессар (ум. 1009) еще 1000 лет тому назад указал на причины заболеваемости проказой и предложил методы её лечения, Ибн Хатиб (1313-1374) сделал научное предположение об инфекционном характере холеры.
      * Мусульманские врачи в течение многих столетий были на передовых рубежах науки в области исследования глазных болезней. Ибн Рушд (1126-1198) был первым, кто изучил функции ретины — глазной ткани. Научный труд «Тезкира» знаменитого врача по глазным болезням Али бин Исы в течение многих столетий был единственным источником информации в этой области.
      * Ученый-мусульманин по имени Аммар еще 9 веков тому назад использовал только ему известный способ хирургической операции на глазу.

    • Анонимно
      3.12.2017 11:31

      Невозможно отрицать успехи мусульман и в области математики. Этими достижениями восхищаются и современные европейские ученые. К примеру, знаменитый западный ученый проф. Жак Рислер сказал: «Учителями математики нашего Возрождения были мусульмане».
      Французский ученый проф. Э.Ф. Гаутье восторженно произнес: «Европейская культура обогатилась не только алгеброй, но и другими разделами математики за счет достижений мусульманских ученых; воистину, современная западная математическая наука — не что иное, как продолжение исламской математики».
      * Основоположник алгебры Хорезми (780-850) впервые использовал цифру ноль. Он написал первую книгу по алгебре под названием «Аль-Джабр вал-Мугабиле». Слово «Аль-Джабр» из названия книги, подвергшись изменению в произношении западных ученых, стало звучать как «Алгебра».
      * Беттани (858-929) — один из тех ученых-мусульман, который стал примером для Европы в области математики. По мнению Жака Рислера, именно Беттани фактически заложил основы тригонометрии.
      * Понятие о синусе также открыто мусульманами. Мусульмане называли «синус» словом «сейб». На Западе это слово подвергшись изменению, приняло звучание «синус».
      * Абул-Вафа (940-998) внес в тригонометрию понятие о тангенсе, котангенсе и косекансе. Насреддин Туси (1201-1274) был автором первого серьезного труда по тригонометрии. Открытие переменных формул в тригонометрии принадлежит Ибн Юнусу (ум. 1009).
      * Формулу бинома, которая приписывается Ньютону, внёс в алгебру Омар Хайям (ум. 1123)
      * Дифференциальное исчисление было открыто задолго до Ньютона Сабитом бин Гурра (ум. 901). Впервые геометрическую алгебру ввёл не Декарт, как многие думают, а мусульманский ученый Сабит бин Гурра.

      • Анонимно
        3.12.2017 16:24

        Вы ещё не написали, что слово алгоритм происходит от слова Аль - Хорезми

      • Анонимно
        3.12.2017 21:59

        Вернне они все ученные были арабами или с востока.Причем здесь муссульмане? Сперва ученый.

    • Анонимно
      3.12.2017 11:33

      Астрономия — еще одна из областей науки, которая интересовала мусульманских учёных. Почти во всех крупных городах исламских государств существовали обсерватории. В них мусульманские ученые столетиями проводили научные исследования, открывали многие тайны науки, которые стали источником вдохновения для таких западных ученых, как Джордано Бруно (1546-1601), Коперник (1473-1543), Галилей (1564-1642). Бывший профессор Исламского института в Париже Жак Рислер сказал следующее о влиянии мусульман на Возрождение Запада: «Мусульманские астрономы оказали на наше Возрождение такое же влияние, как и учёные-математики».
      * Мусульмане усовершенствовали, даже можно сказать заново создали астролябию (устурлаб) — инструмент для определения месторасположения звезд, измерения расстояния между ними. Зеркали (1029-1087) изобрел самую точную и удобную для того периода астролябию.
      * Мусульманские ученые задолго до европейцев высказали мысль о шарообразной форме Земли, а также о ее вращательном движении. Ещё Бируни доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. В результате исследований, которые он проводил в Индии близ города Нандана, Бируни смог вычислить площадь поверхности Земли. Примененный при этом метод именуется в Европе «правилом Бируни».
      * Ещё в IХ-Х веках братья Муса вычислили длину Земной окружности.
      * Труды Фергани в области астрономии на протяжении 700 лет использовались в Европе в качестве учебного пособия. Фергани также открыл существование пятен на Солнце.
      * По мнению Лаланда, «Саби джадваллери» — таблицы по астрономии Беттани, признанного одним из 20 всемирно известных астрономов, были приняты в Европе за основу вплоть до эпохи Коперника (1473- 1543). Беттани также удалось вычислить солнечный год, причем его данные почти полностью совпадают с современными (с погрешностью всего в 24 секунды).
      * Будучи правителем, Улуг бек (1394-1499) посвятил себя науке. Он построил в Самарканде большую обсерваторию, прославился как великий астроном своей эпохи.
      * Али Гушчи (ум. 1474), названный «Птолемеем своей эпохи», вычислил кривизну эклиптики, причем, названное им число незначительно отличается от современных данных (23030’13»; современные данные 23027′). Фергани был первым ученым, который вычислил точное значение кривизны эклиптики.
      * Битруджи (XIII век), опровергнув теорию движения планет по окружности вокруг внешнего центра, открыл дорогу Копернику.

    • Анонимно
      3.12.2017 11:34

      Джабир бин Афлаф (XII век) намного раньше европейцев нашел угол азимута, по которому измеряется яркость и место расположения звезд. Германский астроном Режинтан тем же методом пришел к подобным результатам 300 лет спустя.
      Физика
      * Ахмед бин Муса в своем произведении «Удивительные системы» начертил план около 1000 приборов с системой автоматической регулировки.
      * Абул-Изз Исмаил аль-Джазари (ум. 1206) в своем произведении «Китабул-Хиял» («Книга грез») заложил основы кибернетики.
      * Основоположник оптики Ибн Хейсам (965-1051) своим научным трудом «Книга изображений» дал толчок деятельности таких ученых, как Роджер Бэкон (1214-1294), Кеплер (1571-1630) и Леонардо да Винчи (1452-1519). В мире науки книга считалась фундаментальной в течение 600 лет. Механизм отражения света в сферических зеркалах назван его именем — «проблема Аль-Хазина» (так звали Ибна Хейсами в Европе).
      * Фараби (870-950) дал толкование физической природы звука.
      * Ибни Гераре (ум.1100) впервые сконструировал токарный станок.
      * Ахмед Челеби (XVII век) по прозвищу «Хазарфянн», привязав к спине орлиные крылья, впервые удачно осуществил полет, от башни Галата в Стамбуле до Доганлар в Ускюдаре. Лагари Хасан Челеби, живший во времена Мурада IV, прославился тем, что изобрел аппарат по типу ракеты и осуществил на нем успешный полет.
      * Ученый-мусульманин по имени Ибни Фирнанас в 880 году впервые сконструировал аппарат наподобие аэроплана. Для своей конструкции он использовал плотную ткань и перья птиц. Ему удалось довольно долго парить в воздухе и плавно приземлиться. На Западе же братья Орвилла Райт смогли осуществить первый полет на аэроплане только в 1903 году.

    • Анонимно
      3.12.2017 11:36

      Принято считать, что закон притяжения Земли открыл Ньютон, хотя исламских ученых, начиная от Рази и Бируни до Хазини, интересовал закон притяжения Земли. Профессор Исмаил Хегги Измирли и Ахмед Гюркан своими исследованиями доказали, что Рази и Бируни высказывали мысль о законе притяжения Земли. Эти исследования показали, что исламские ученые задолго до Ньютона открыли закон притяжения Земли, сформулировали теории в этой области.
      * Ибн Юнус задолго до Галилея (1564-1642) пользовался часами с маятником.
      * Хазини в своем труде «Мизанул-Хикмет» даёт понятие о весах, а также показал найденные им удельные веса многих веществ.
      * Бируни с большой точностью нашел удельный вес 18 веществ (некоторые результаты сравнимы с современными данными), определил вязкость воды.
      * Хазини определил плотность воздуха намного раньше Торичелли (1608-1647), исследовал зависимость между плотностью воздуха и скоростью ветра.
      * Джабир бин Хайян (721-805), именуемый «отцом химии», впервые высказал мысль об огромной энергии, скрытой внутри атома, о возможности его расщепления, о том, что при этом образуется сила, которая может разрушить Багдад.
      * Ученик Насреддина Туси — Гутбеддин Ширази на 300 лет раньше Декарта дал верное объяснение такому природному явлению, как радуга («алаимус-сяма»).
      * Проф. Абдуссалам (1926-1979) удостоен Нобелевской премии за теорию единых слабых электромагнитных полей, хотя исследования в этой области были начаты, но не завершены ещё Эйнштейном (1879- 1955).

    • Анонимно
      3.12.2017 11:37

      Химия
      * Когда речь заходит о химии, прежде всего вспоминается Джабир бин Хайян. Его достижения в области химии превосходят Пристли (1733- 1804) и Лавуазьена (1743-1794). Джордано причислял его к дюжине гениев мира. В созданной Джабиром несколько веков тому назад специальной лаборатории ему удалось в результате научных опытов определить многие кислоты. И это далеко не единственное его открытие и изобретение.
      * Рази, завоевавший славу не только врача, но и химика, выделил сернистую кислоту и чистый спирт.
      * Мусульманский ученый по имени Башир определил фосфор, намного опередив европейца Бранта.
      * Именно мусульмане впервые использовали порох и пушку. Пневматическая пушка является изобретением Фатеха Султана Мехмета (1432-1481).

      • Анонимно
        3.12.2017 11:45

        Все перечисленное, считается просто переложением науки и культуры Византии.
        После этого периода расцвета на культуре Византии и Персии, застой и деградация на сотни лет. Ничего.
        А в 20 и 21 совсем пусто.

        • Анонимно
          3.12.2017 12:38

          Это все открытия сделаны на рубеже появления ислама, когда оставались старые доисламские школы и их последователи. После этого периода, ничего нет.

        • Анонимно
          3.12.2017 14:38

          Если эти открытия были всего лишь приложением (допустим к персидской науке) - то тогда назовите мне достижения науки в доисламской персии (сасанидском Иране, насколько я понимаю).

        • Анонимно
          3.12.2017 20:01

          "А в 20 и 21 совсем пусто" - наглое вранье!
          Нобелевские лауреаты пойдут?
          1. Мухаммад Юнус. Экономист, банкир и общественный деятель из Бангладеш. Учрежденная им микрофинансовая организация Garmeen Bank занимается микрокредитованием малоимущих без залогов и поручительств. Удостоен Нобелевской премии за усилия по искоренению бедности.
          2. Мохаммад Абдус Салам. Пакистанский физик-теоретик. Сделал ряд крупных открытий в теоретической и практической физике. Получил премию совместно с Ли Глэшоу (Lee Glashow) и Стивеном Вайнбергом (Steven Weinberg).
          3. Ахмед Зевейл. Обладатель Нобелевской премии по химии 1999 года. Первый мусульманский химик и первый арабский ученый, получивший Нобелевскую премию. Известен как «отец фемтохимии».
          4. Азиз Санджар. Турецкий ученый, лауреат Нобелевской премии по химии 2015 года за «исследование механизмов восстановления ДНК».
          А еще куча обладателей других премий в области естественно-математических наук.
          Не говоря уже о постоянных победителях математических олимпиад!

        • Анонимно
          4.12.2017 21:31

          /Все перечисленное, считается просто переложением науки и культуры Византии./
          Забыли ещё про индийские цифры сказать.

      • Анонимно
        3.12.2017 16:28

        Где гарантии, что все это не украдено в Александрийских библиотеках

        • Анонимно
          3.12.2017 18:07

          Железный аргумент: где гарантия что это не было украдено)). В таком случае: а где гарантия что аристотель не украл все из тайных архивов древней Атлантиды

        • Анонимно
          4.12.2017 21:34

          /Где гарантии, что все это не украдено в Александрийских библиотеках/
          Есть гарантия, что европейский ренесанс украден у ислама.

    • Азат Д
      3.12.2017 12:32


      Разрядное, арабское, исчисление.
      Если вы технически грамотны, знаете как работает цифровая техника, то поймете это достижение.

    • Анонимно
      3.12.2017 15:17

      По части географических открытий европоцентрисские заявления не выдерживают никакой критики.

      Например, во всех школьных учебниках написано, что:

      Острова Зеленого Мыса (Кабу Верди) впервые открыли португальские мореплаватели в 1460 году. Хотя это не так. Эти острова были отмечены на картах известного путешественника Мухаммада аль-Идриси, еще в 12 веке.

      Остров Мадагаскар - в 1500 году португальцами. Хотя известно что арабские мореплаватели бывали там еще в 7 веке.

      Коморские острова - в 1598 году голландцами. Хотя тоже известно что они открыты арабскими и персидскими мореплавателями в 7 веке.

      Сейшельские острова - в 1502 году португальцами. Хотя на самом деле арабскими мореплавателями в 9 веке.

      Мальдивские острова - в 1558 году португальцами. Хотя в 6 веке персидскими и арабскими мореплавателями.

      Филиппинские острова - в 1521 году испанцами. Хотя в 14 веке арабскими мореплавателями.

      Таким же образом обстоят дела с открытиями островов Суматра, Ява, Калимантан и т.д.

      Кстати, основной причиной перехода автохтонных племён Филиппинских островов, островов Суматра, Ява, Калимантан, и других островов нынешней Малайзии и Индонезии в исламскую веру было честность мусульманских купцов в торговле с ними.

      Все перечисленные острова были открыты гораздо раньше мусульманами.

    • Анонимно
      3.12.2017 16:52

      Основоположник социологии как науки и экономической теории - Ибн Хальдун.

    • Анонимно
      7.12.2017 13:29

      Прогугли, если хватит ума: "Научные открытия, совершённые мусульманами". А так, в принципе слова: цифра, ноль, алгебра, химия, медицина и т.д.- арабско-мусульманского происхождения. Первый в мире университет, первую в мире бесплатную больницу построили мусульмане.

  • Анонимно
    3.12.2017 09:30

    Очередное самовосхваление.

  • Анонимно
    3.12.2017 09:33

    Где он известный,первый раз слышу.

    • Анонимно
      3.12.2017 09:51

      А Вы вообще кого знаете, кроме Пугачевой и Киркорова?

    • Анонимно
      3.12.2017 10:01

      Ну Боже ты мой.Ну раз вы не в теме...ну промолчите и пройдите мимо.

  • Анонимно
    3.12.2017 10:03

    Каким прибором можно измерить пассионарность?!

  • Анонимно
    3.12.2017 10:11

    Странно, 21 век на дворе.
    Где то на Марс доставляют марсоходы, где-то Вояджер-1 летит к звездам. А мы все дальше и дальше от этого мира.

    • Анонимно
      3.12.2017 10:46

      Однажды один человек подошел к шейху, объясняющему ученикам хадис и сказал: - Люди уже высадились на Луну, а вы до сих пор изучаете хадисы Бухари. Шейх ответил: - Что же удивительного в том, что одни творения достигли других? Мы же здесь занимаемся постижением самого Творца. Но из нас в убытке тот, кто не достиг Луны и не постиг Её Создателя!

      • Анонимно
        3.12.2017 11:41

        "Софи́зм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») — можно подразделить на

        - Сложное рассуждение, иногда намеренно запутанное с целью показать умственное превосходство или ввести в заблуждение
        - Нестандартная задача, как правило, имеющая несколько решений;
        - Приём обучения и метод исследования, введённый древнегреческими софистами; широко практиковался в средневековых университетах (sophismata), послужил прообразом современных сборников задач и упражнений;
        - Ошибочное рассуждение, неправильный аргумент. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу."
        (из Википедии)

        Очень хорош последний пункт.

        И да, в космос, и на Луну, попали атеисты.

        • Анонимно
          3.12.2017 16:16

          Может ли всемогущий Бог создать камень, который он не сможет поднять?

          • Анонимно
            3.12.2017 17:17

            Бог много чего не делает, что может возникнуть в воспаленном сознании человека.

          • Анонимно
            3.12.2017 19:04

            Даже на такой глупый вопрос ответ в исламе уже давно есть.

        • Анонимно
          3.12.2017 18:39

          Я бы не была так уверена в атеизме американцев, побывавших на Луне. Американцы все же считаются верующей нацией.

    • Анонимно
      3.12.2017 11:19

      Западный мир уходит от нас семимильными шагами. Они прошли религиозные периоды своей жизни в определённое время. Они зафиксировали свои этнические и религиозные обряды и обычаи. И прекрасно сосуществуют в этом порядке. Они рождаются в современных условиях, они провожают в последний путь в достойных, своих, этнических и религиозных условиях.

      Лишь мы бродим в неизвестности. Вы посмотрите на места упокоения - стыдно видеть эти погосты. Вы посмотрите на праздники - одни лубочные картинки, с полнейшим непониманием своей этничности....

  • Анонимно
    3.12.2017 10:40

    Не встречались такие, чтобы жертвовали личным комфортом среди мусульман.

  • Анонимно
    3.12.2017 10:45

    Пассионарность- состояние за гранью гармоничного. Развивайтесь гармонично и все будет в норме.

  • Мусульмане к сожалению не пассионарии,а деградаторы общества!

    • Анонимно
      3.12.2017 11:19

      Когда с экрана тв слышишь: В ВБ правил хан, понимаешь, правдивой истории будем ждать долго.
      В Волжской Булгарии правил эмир, это была самая северная часть халифата или территория сопряженная политикой и экономикой с халифатом.
      Исторические деграданты, точно.

      • Анонимно
        3.12.2017 12:35

        Знать бы точно, от какого хана историки " плящут" . Если от Узбека, то Казань тут, вообще, ни при чем.

  • Анонимно
    3.12.2017 11:05

    Мусльман 1,5 млрд. чел. Как можно идентифицировать себя с этой вселенной ( арабский мир, Индонезия, Малайзия, пол-Африки...) и ещё гордиться этой "единой" уммой?
    Татар үзе турында кайгыртырга тиеш. Намазларыбыз татар телендә булсын.

  • Анонимно
    3.12.2017 11:25

    Не знаю как в Азербайджане, в Прикамье и Поволье есть все для гармоничного развития.
    Устраняйте несоответствия и живите в удовольствие.

  • Анонимно
    3.12.2017 11:38

    Что действительно чувствуется в мусульманском мире- перегрев: конфликт имущественных интересов. Боритесь с завистью.

    • Анонимно
      4.12.2017 21:40

      /Что действительно чувствуется в мусульманском мире- перегрев: конфликт имущественных интересов. Боритесь с завистью./
      У мужчины ощущение себя таковым сильно связано с материальным положением. При наличии темперамента, восточного мачизма это может приводить к тяжёлым формам продажности и коррумпированности.

  • Анонимно
    3.12.2017 11:57

    Мусульманский мир развивался прекрасно, гармонично, быстро на наследии пророка и Корана, действительно были авангардом человечества - Багдадский халифат, потом - Османская империя. Что пошло нет так? Откуда началось загнивание? Почему сегодня мусульманские страны капитально отстали от Европы и США? Ответ нужно искать внутри себя, в искажениях веры, неправильном прочтении Корана, его интерпретации.
    Все- таки европейцы отбросили шелуху католицизма, Лютер вернул христианам чистоты послания Иисуса. Такая же работа нужна и мусултманам, видимо.

    • Анонимно
      3.12.2017 12:23

      Просто, наступила фаза инерции. Лучшие погибли в борьбе за место под солнцем на поствизантифском, перстдском пространсве. Механической рождаемостью мало чего добьешься. Нужно развитие, обучение, образование.

    • Анонимно
      3.12.2017 19:34

      Европейцы отбросили шелуху веры в Бога и соревнуются в любви к материальному миру. В мир загробный они не верят И обустраивают мир дольний, а мусульмане обустраивают мир Вечный, загробный

  • Анонимно
    3.12.2017 12:14

    Автор говорит: "Не скажу, что турки доброжелательны ко всем подряд. Но к русским (так в Турции называют всех россиян) они питают особую симпатию"
    Это откровенное вранье. Турки прекрасно разделяют представителей мусульманских, а в особенности тюркских народов России от русских. Даже те кто побывал только в Анталье или Стамбуле это подтвердят.

    • Анонимно
      3.12.2017 14:01

      Именно после поездки в Анталью убедилась, что к русским относятся очень хорошо.

  • Анонимно
    3.12.2017 12:41

    Собственность в исламе является одной из пяти основных ценностей, которые подлежат защите.
    А учение Христа отвергает богатство и право собственности.
    Татарское открытие о двусмысленности текста заповеди любви к ближнему полностью срывает с капитализма покров религиозного оправдания. Именно поэтому западная элита размывает христианскую идентичность в своих странах и осуществляет исламизации западного общества.
    Сегодня российская элита стоит перед дилеммой: отказаться от собственности или принять ислам.



  • Анонимно
    3.12.2017 15:21

    Правильно говорит Кулиев. Нужно свои кадры воспитывать, свои богословские труды писать, а потом уже решать, что делать с переводами зарубежных авторов. В библиотечные фонды или в институты их складывать? А пока нет альтернативы запреты не решат эту проблему.

  • Почему мусульманские страны отстали от Европы.

    Согласна с исследователем Мансуром Ибрагимовым:
    Все дело в доступности информации для населения.

    На мусульманском Востоке, где были сделаны многие открытия, для того, чтобы переписать научный труд было необходимо разрешение Совета улемов.
    Это привело к тому, что научная информация оставалась доступной весьма ограниченному числу людей.

    Между тем в Европе, изобретение печатного станка сделало возможным печатание книг для любого, кто имел возможность их купить. Книгопечатание стало нормальным бизнесом и мало что ему мешало. Информация ушла в массы и знания стали распространяться с небывалой для своего времени скоростью.

    К слову сказать, самомнение некоторых правителей современного мира, которые считают, что они или их чиновники лучше знают, что следует читать гражданину, а чего – нет из той же категории, когда ограничивается скорость и свобода информации.

    Попытки ограничить доступ к интернету исходя из идеологических или иных побуждений – тоже тупиковый путь.

  • Дополнительным тормозом развития науки и технологий на Востоке стало то, что религия обрела небывалую силу, став инструментом управления.
    У каждого правителя был духовный наставник, который решал, что есть богоугодное дело, а что нет.
    При всем том, что Коран поощрял изучение наук, этому не следовали или, чтобы не поколебать свою власть – запрещали все, что сами не понимали.

    В итоге многое стало считаться греховным и запретным – вспомним хотя бы гонения на Авиценну.

  • Преимуществом Европы стала большая, чем на Востоке независимость буржуазии от государей, что позволило ей стать двигателем прогресса.

    На Востоке этого не получилось. Все было заорганизовано, инакомыслие наказывалось жестко.
    Креативность предполагает готовность нарушать установленные правила и разрушать привычные стереотипы, не принимает поклонения авторитетам. И, западная система толерантная к такому поведению оказалась в выигрыше.

    Религиозный пресс догматиков, чрезвычайная централизованность власти на Востоке, заорганизованность жизни, отсутствие свободы выражения мысли, воспитание в беспрекословном послушании к старшим, страх совершить ошибку, страх инакомыслия привели к тому, что Восток стал отставать от Запада в научном, технологическом и техническом отношениях.
    Мансур Ибрагимов

  • Единым строем, на одних аплодисментах к прогрессу не придешь. Шагая в ногу можно было выигрывать сражения в средние века, однако с каждым годом в выигрыше оказываются там, где каждый думает и действует по-своему, никто не шикает на непохожих и не забивает тех, кто выделяется из общей массы. Больше всего от ограничения свободы информации выигрывают коррупционеры и мошенники разных мастей, те же религиозные фанатики, запрещающие даже телевидение.
    Разве прогрессивное государство должно идти по этому пути?
    Мансур Ибрагимов

  • Анонимно
    3.12.2017 18:25

    Братья-мусульмане, братья-иудеи, братья-христиане, братья-язычники, не пора ли прекратить брань и междоусобицу?

    Все мы братья и сестры.

  • qdinar
    3.12.2017 19:10

    также стоит обратить внимание на то, что депутат госсовета рт римма ратникова плакала или почти плакала при интервью: https://www.idelreal.org/a/28814956.html , и что несколько директоров, которые собирались обратиться в суд с адвокатом русланом нагиевым, отошли от этих планов ( , см. в protatarstan.ru/атар-теле-чыгу-юлы-бармы/ на татарском).

    пока юридически обязательность уроков татарского в татарстане не изменилась. кажется, стоит только директорам пойти в суд и суды отменят представления прокуратур. вот, кстати, кажется, про срок обжалования:

    Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. - http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_176147/2f5aa04da27c7bf6acfe37bf09ff8fda2d86f306/

  • Анонимно
    3.12.2017 19:10

    Женщина!
    Вот сейчас мы находимся в 21 веке с огромным грузом экологических проблем, самая грозная из которых может сделать непригодным для жизни всю Европу очень скоро. К этому стремилась Европа? Она это может получить. Вторая проблема-моральное растление. Третья проблема- миграция-результат колонизации, подавления других. К этому стремилась Европа?
    А между тем страны Ближнего и Среднего Востока, арабская Африка пережили ренессанс, пережили и тяжелые времена. Но у них есть будущее, с перепадами. Но там не было и не будет мировых войн с беспощадным истреблением в газовых камерах, присущим европейским конкистадорам, фашистам, иезуитам и другим шайтанам.

  • Анонимно
    3.12.2017 19:59

    Кулиеву очень благодарен его перевод КОРАНА прочитал сорок раз от корки до корки , начинал САБЛУКОВА , потом ПОРОХОВА, БЕТСИ ШИДФАР, КРАЧКОВСКИЙ. Друзья читайте ТОРУ,ПСАЛТЫРЬ, ЕВАНГЕЛИЕ И КОНЕЧНО КОРАН и вы непременно поймете как надо правильно жить. И за что были погублены древние цивилизации, по останкам которых вы ходите по земле. КОРАН руководство для жизни для всех людей на земле, ГОСПОДЬ МИРОВ сотворил нас и наших прародителей а кто сотворил неужели не даст руководства к жизни. МОЛОДЕЖЬ читайте ПИСАНИЕ, не следуйте по стопам САТАНЫ он предлагает совершать мерзости и вводит в заблуждение а вы думаете что так и должно быть. ГОСПОДЬ МИРОВ не помощник тем кто не соблюдает его ограничения их ждут превратности судьбы. Почему мусульмане читают намаз В НАМАЗЕ мы просим АЛЛАХА ЧТОБ ОН НАС ВЕЛ ПРЯМЫМ ПУТЕМ, что такое прямой путь отказаться от всего ЧТО ПРИЧИНЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ И ОБЩЕСТВУ ВРЕД. ЧИТАЙТЕ, РАЗМЫШЛЯЙТЕ СРАВНИВАЙТЕ.

  • Анонимно
    3.12.2017 21:26

    — Вы сейчас живете в Стамбуле...
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/365758
    родился 6 октября 1975 года
    Стамбул, философ в 42 года.
    Болтун.

  • Анонимно
    3.12.2017 22:13

    Аллах ведет нас прямым путем, то есть по середине.Жто и есть путь сердца и Разума.Идти по середине значит обнимать и плохое и хорошее, видя их в целостности.По сути это учение о двойственности мира, о Виле жизни.То есть вид добро и зло мы сводим из к единому.Это и есть прямой путь Разума- раз ума- единого ума.Это и есть главный смыслоыой ряд Корана.Да само слово Аллах это соединение верха- неба и низа - земли.Х придыхание.Аллах это то к чему мы все возвращаемся: в Дин- первоначальное состояние бытия.Алладин- вот тот волшебник, кто таорит нащ двойственный мир.Что тут сказать.Не убавить и не прибавить.Остальное домыслы людей, в том числе и ученых.По сути это бытие, то что есть.Весь лейптмотив Корана это соеДИНение мужского и женского начал в единое.

  • Анонимно
    4.12.2017 01:09

    Нужен мировой единый
    Мусульманский Центр(мне так
    кажется).

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль