Политика 
6.12.2017

Признанием Иерусалима как столицы Израиля Трамп взорвет геополитическую бомбу

Американский президент опять идет ва-банк — на этот раз на Ближнем Востоке. Что это значит?

«Исламский мир взорвется антиамериканскими демонстрациями — и это еще самое мягкое из последствий решения, которое, похоже, окончательно принято Соединенными Штатами», — констатирует Петр Акопов. По его мнению, это не что иное, как отвлекающая операция, предназначенная переключить фокус американских СМИ с «русского следа» на проблемы Ближнего Востока. Можно не сомневаться, что не только СМИ, но и политики всего мира наживку с радостью заглотят. Но не утащит ли добыча в воду и самого рыбака?..

.
Фото: Ilia Yefimovich / Stringer / gettyimages.com

КРАСНАЯ ЛИНИЯ

Желая развить внутриполитический успех (принятие сенатом налоговой реформы), отвлечь внимание как от расследования «русских связей», так и от невозможности найти «достойный» ответ на испытание корейцами межконтинентальной ракеты, Белый дом решил переключить фокус мировых СМИ с дальневосточного кризиса на ближневосточный. Причем так, что мало никому не покажется. Дональд Трамп заявил, что готов признать Иерусалим столицей Израиля. В разговоре по телефону с президентом Палестины Махмудом Аббасом он информировал того о своем намерении перенести американское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Так сообщает Reuters со ссылкой на официального представителя главы палестинской администрации — отмечая, что в ответ Абасс предупредил Трампа, что такой шаг будет иметь опасные последствия.

Во вторник же Трамп поговорил еще и с израильским премьером и иорданским королем. О максимально негативной реакции Трампа предупреждали еще до того, как он объявил о своем решении.

США должны понимать серьезные последствия в случае признания президентом Трампом Иерусалима столицей Израиля, заявила во вторник днем глава европейской дипломатии Федерика Могерини. А турецкий президент Эрдоган утром во вторник говорил то, что должен был сказать человек, претендующий на то, чтобы стать новым халифом, то есть лидером всего исламского мира:

«Иерусалим — это красная линия для мусульман. Подобное решение будет тяжелым ударом для всего человечества. Мы не оставим это. У Америки больше проблем нет, только это осталось? Мы будем бороться до последнего. Может даже дойти до разрыва дипотношений с Израилем. Я еще раз предупреждаю Америку, чтобы она не делала шаги, которые еще больше углубят кризис в регионе».

Хотя данное заявление можно рассматривать и в контексте все более обостряющихся отношений Турции с США, Западом и НАТО в целом, все же тема Иерусалима настолько взрывоопасна, что в случае обострения сама по себе способна затмить любой другой кризис.

Как известно, ни одна страна в мире не признает Иерусалим столицей Израиля. Дело в том, что восточная часть этого города была захвачена еврейским государством в ходе войны 1967 года и незаконно присоединена к западной, входившей в его состав с момента образования страны в 1948 году. Вопрос о статусе Иерусалима является главным препятствием на пути даже не палестино-израильского, а арабо-израильского урегулирования.

Ведь именно там находятся главные святыни трех религий — христианства, мусульманства и иудаизма. Храмовая гора с ее мечетью Аль-Акса является для мусульман всего мира третьей по значимости святыней после Мекки и Медины. Но для иудеев важна Стена плача, которая представляет собой одну из сторон этой самой Храмовой горы, на которой, по их преданию, должен быть возрожден иудейский Храм. Израиль категорически отказывается обсуждать отказ от своего контроля за Стеной и старым городом — а палестинцы, как и весь исламский мир, да и резолюции ООН, требуют от Израиля прекратить оккупацию Восточного Иерусалима.

Дональд Трамп, будучи еще только кандидатом в президенты США, обещал перенести американское посольство в Иерусалим — но, как и в случае с намерением «поладить с Путиным», пока что не сдержал своего слова. Но если выстраивать отношения с Россией президенту США изо всех сил мешает объединенная коалиция из Конгресса, политического истеблишмента, «глубинного государства» и американских медиа, то в случае с Иерусалимом никаких противоречий между Белым домом и истеблишментом нет.

За признание Иерусалима столицей Израиля и перенос посольства американский парламент проголосовал еще в 1995 году, но все эти годы все американские президенты раз в полгода откладывали выполнение этого закона. Летом это сделал и Трамп, выразивший желание примирить палестинцев и израильтян. 4 декабря подошел новый срок отложить его в очередной раз, но вдруг 1 декабря появились сообщения, что Трамп может объявить о признании.

А в понедельник заместитель пресс-секретаря Белого дома заявил, что Трамп собирается выполнить свое предвыборное обещание — «президент ясно дал понять, что в данном случае речь идет не о том, произойдет ли это, а о том, когда это произойдет».

Тогда же источники Reuters в администрации США сообщили, что Трамп объявит о признании Иерусалима столицей Израиля, однако вновь отложит перенос в город американского посольства из Тель-Авива. Половинчатое решение будет не менее взрывоопасным — реакция в исламском мире, от Марокко до Индонезии, будет очень громкой.

Поэтому неудивительно, что, по данным Reuters, против переноса дипмиссии высказались госсекретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны Джеймс Мэттис, которые считают, что такой шаг может поставить под удар американских дипломатов и военнослужащих на Ближнем Востоке и в странах с преимущественно мусульманским населением. А советник президента по национальной безопасности Роберт Макмастер сказал, что «не уверен, какое решение он (Трамп) примет, мы предложили ему ряд вариантов»:

«Есть варианты, включающие перенос посольства на определенном этапе в будущем, что, как я думаю, может быть использовано в качестве импульса на пути к мирному соглашению и решению, которое устроит как израильтян, так и палестинцев».

ПИРРОВА ПОБЕДА?

Признание статуса Иерусалима можно было бы назвать большой победой израильского лобби в США, если бы не было так похоже на пиррову победу. Потому что оно не только обвалит отношения Израиля с их единственным партнером среди исламских стран и одной из ключевых стран региона — Турцией, но и существенно ослабит и так находящиеся на историческом минимуме позиции США в регионе.

«Этот шаг, если он будет предпринят, станет коренным поворотом, ничем не оправданным, в позиции США как нейтрального игрока, и переходом на другую сторону», — так говорили накануне решения Трампа в саудовском МИДе:

«Этот шаг будет иметь крайне серьезные последствия, осложнит палестино-израильский конфликт и затормозит оперативные меры по оживлению мирного процесса. Это спровоцирует чувства мусульман по всему миру ввиду центральной позиции Иерусалима и чрезвычайной его важности».

А Лига арабских государств уже заявила, что такое решение Вашингтона станет агрессией против всех арабских стран, «нарушением прав палестинского народа, вызовом для мусульман и христиан всего мира».

Расчет Трампа на выгоду от признания статуса Иерусалима зыбок — открытием этой темы он не добьется ни отвлечения внимания от дальневосточного корейского тупика, ни устойчивой поддержки произраильского лобби в «вашингтонском болоте».

Как показывает продолжение истории с расследованием «русского следа», забота об интересах Израиля уже стоила Трампу очень дорого — ведь темой, о которой говорил его бывший помощник Флинн с российским послом Кисляком, был как раз вопрос о невыгодной для Тель-Авива резолюции ООН. В декабре прошлого года зять Трампа Джаред Кушнер просил Флинна обсудить возможность переноса голосования по этой резолюции. Генерал выполнил просьбу, а потом, когда ФБР стало допрашивать его о содержании разговора с послом, забыл упомянуть только одну эту тему.

В итоге Флинна обвинили в том, что он солгал на допросе, и скоро ему будет вынесен приговор за это. Примечательно, что за все те девять месяцев, что длится скандал вокруг разговора Флинна и Кисляка, не было ни одной утечки насчет того, что же именно скрыл (или в самом деле просто забыл) от ФБР генерал. Ни Израиль, ни израильское лобби в Вашингтоне не стали ни выгораживать Флинна, ни объяснять, что речь вообще шла не об американо-российских отношениях.

Но кроме внутриамериканского у истории с признанием Иерусалима есть и гораздо более важное внешнеполитическое, международное измерение — реакция в мире на этот в прямом смысле слова провокационный шаг США будет более чем жесткой. Исламский мир взорвется антиамериканскими демонстрациями — и это будет лишь видимая часть того обвала, что вызовет сегодняшнее решение Трампа.

Петр Акопов
«Взгляд», 5.12.2017

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.12.2017 17:02

Вранье.
Татары-мусульмане, в отличие от некоторых, никогда не устраивали и не участвовали в еврейских погромах. Так что, товарищ Сухов, не там вы ищите антисемитов.

  • Анонимно
    6.12.2017 09:38

    Все предсказуемо . Ещё в ходе его выборной компании ряд экспертов прогнозировали подобные действия в случае его победы.

  • Анонимно
    6.12.2017 09:45

    К сожалению Акопов, видимо, не в теме. Переключать Трамп ничего не будет ни с кого на кого. Он выполняет свою предвыборную программу. Те пункты, которые споткнулись на первых шагах его президентства, в итоге всё равно начали продвигаться. Например: Стену с Мексикой строит, Иерусалим признает, запретил въезд в США из нескольких мусульманских стран как и обещал. И так далее...

  • Анонимно
    6.12.2017 10:31

    Уверенность в ненаказуемости и безответственность Трампа - основаны на не им заработанной экономической мощи США. Как оценивать такие действия? Политик он или нет, кому он служит - своей стране, миру или только себе?

  • Анонимно
    6.12.2017 10:33

    Трамп и Путин в этом похожи. Они совершают действия, противоречащие традиционным взглядам

  • Анонимно
    6.12.2017 11:24

    >>взорвется антиамериканскими демонстрациями

    Как раз это США и не страшит. Если бы заявили о чём то посерьёзнее - тогда да...

  • Анонимно
    6.12.2017 12:15

    Главное как отнесутся к ноу хау Трампа другие страны.Возможно американское посольство останется единственным в Иерусалиме, а Россия точно переводить туда не будет. Да и самому Израилю это доставит больше репутационных потерь, чем выгод, да сил на охрану американского посольтва много уйдет.

  • мотоцикл
    6.12.2017 12:37

    а вам какое дело,поручили черную работу там сделать так и делайте(.

  • Анонимно
    6.12.2017 12:40

    Трамп сделает США супермаргиналом в этом международном вопросе и поставит свою страну в один ряд с Коста-Рикой и Салвадором. В принципе его уровень интеллекта этому и соответствует.

  • Анонимно
    6.12.2017 13:00

    иерусалим занимает центральное место в жизни еврейского народа пусть отсохнет моя правая рука если я забуду тебя иерусалим если ты не станешь ценром моей жизни поется в одной известной израильской песне согласно библии столицей еврейского государства иерусалим сделал царь давид более 3тысяч лет назад и он продолжал оставаться им почти что 2 тысячи лет и сейчас евреи восстановили этот статус но могло быть иначе если бы арабы в своей безумной ненависти к израилю не решили уничтожить его развязали несколько войн на уничтожение и не потеряли контроль над восточным иерусалимом правда формально власть над храмовой горой принадлежит мусульманскому вакху и евреям без разрешения подниматься туда не разрешается

    • Анонимно
      6.12.2017 18:09

      Арабы и евреи это как татары и мишары

      • Анонимно
        6.12.2017 18:33

        я что то не слышал что бы мишаре призывали уничтожать татар а арабы только этим и занимаются и арабские женщины благословляют своих сыновей на террор против евреев

        • Анонимно
          6.12.2017 20:46

          После того, как коренных жителей это местности, которые жили там веками изгнали почти полностью, то что вы хотите?

          • Анонимно
            7.12.2017 05:38

            коренные жители техъ мест которые там жили тысячилетиями это евреи а арабы пришлые люди которые хотели говоря языком россии крышевать евреев когда те возвращались из изгнания и поэтому со всего арабского мира потянулись лихие люди не получилось евреи дали им от ворот поворот

      • Анонимно
        6.12.2017 20:44

        Да, тот ты ещё знаток. Мишары -это и есть татары. В татарский этнос входят булгары, типтяры, часть ногайского народа и все эти народы составляют современных татар. А арабы и евреи это, как русские и украинцы

  • Анонимно
    6.12.2017 13:13

    Этим шагом, Трамп обьединил враждующе между собой исламистстские группировки и создал предпосылки для нового 11 сентября.И смертников и спонсоров новых терактов более чем достаточно. Правы были президенты проявлявшие осторожность.Послвица гласит ,не трогай лихо пока оно тихо,а на Ближнев Востоке оно постоянно шевелится.








  • У нас на работе был кладовщик татарин из Менделеевска. Во время обеда всё пытался нам ислам впаривать и во всё всегда винил евреев. Хотел бы спросить мусульман читающих БО, это вас этому в мечетях учат, там преподносят то, что виноваты во всём евреи?

    • Анонимно
      6.12.2017 15:26

      Ерунду пишете, я татарка, у меня сын по отцу еврей, я теперь должна сына во всем обвинять?

    • Анонимно
      6.12.2017 17:02

      Вранье.
      Татары-мусульмане, в отличие от некоторых, никогда не устраивали и не участвовали в еврейских погромах. Так что, товарищ Сухов, не там вы ищите антисемитов.

      • Анонимно
        6.12.2017 20:47

        Ни один мусульманский народ никогда не участвовал в погромах евреев. Те же арабы горячий народ, но кроме слов никогда не был замечен в погромах, эти нации живут бок о бок уже тысячелетия.

        • Анонимно
          7.12.2017 05:41

          со знанием истории у вас плоховато погромы евреев арабами начались в 1929г когда по призыву иерусалимского шейха арабская чернь устроила большой погром евреи начали создавать отряды самообороны началась война между арабами и евреями которая продолжается до сих пор

    • Анонимно
      6.12.2017 20:47

      А вы спросите у кладовщика? Он вас скажет.

  • Анонимно
    6.12.2017 15:08

    У Гоподина Сухова галлюцинации. В комментах по этому посту не вижу ничего, ни юдофобского, ни антимусульманского и даже антихристианского.Хотя Иерусалим тесно связан с тремя мировыми религиям, жалко, что Будда там не побывал, но тогда с транспортом было плохо.Поэтому суховский вопрос, задан или по невежеству или гапоновский.

  • Анонимно
    6.12.2017 16:22

    Не торопитесь, товарищи комментаторы, приклеивать ярлыки Трампу.
    Еще не известно, какое, на самом деле он примет решение.

    • Анонимно
      6.12.2017 22:41

      Господин скептик -комментюк.Трамп признал Иерусалим столицей Израиля. Тебе теперь известно его решение .

  • Анонимно
    6.12.2017 16:46

    а в городе хайфа в израиле есть еще центральный храм бахаистов что ж теперь и хайфу отнять у израиля а стамбул у турок ибо в стамбуле находится всемирный центр православной религии

    • Анонимно
      6.12.2017 17:23

      А кто-то вообще говорил, чтобы что-то у кого-то отнять?

      • Анонимно
        6.12.2017 20:48

        Правильно! Надо вернуть Палестину коренному населению!

        • Анонимно
          7.12.2017 10:52

          согласно положению ислама аллах всесильный он создал этот мир и управляет им и ничего без его ведома не происходит он создает государства и он разрушает их за грехи людей поэтому израиль современный создал аллах зачем то есть великая его тайна знатоки ислама поправьте меня если я неправ

  • Анонимно
    6.12.2017 18:38

    Почти все золото мира находится в США, все финансовые потоки в руках еврейских миллиардеров и они правят миром, если скажут Трамп еще не то подпишет, если нет уберут.

  • Анонимно
    7.12.2017 03:25

    Этот шаг Трампа не решает, а порождает новые проблемы. Считмю, что конечно Иерусалим историческая столица евреев со времен, когда арабов, как нации в помине не было. Но многое с тех времен изменилось и даже президенты штатов не решались открыыть в нем посольтво, понимая, что это обьединит исламистских радикалов, а они в отличие от амерканцев , смерти не боятся. Впечатлене, что этот шаг Трампа полититическая
    авантюра, призванная посеять хаос и отвлечь внимание от провалов своей внешней политики.


  • Анонимно
    7.12.2017 04:00

    Трамп олицетворепие черномырдинской нетленки - хотел как лучше......получилось как всегда. И так у него во всем...

  • Анонимно
    7.12.2017 12:00

    Просто он хочет переключить внимание мировой общественности от своих провалов во внутренней и особенно внешней политике от Сирии до Кореи.Даже олимпийцы штатов боятся ехать в Южную Корею.А переезд посольства не состоится, это был просто жест, что он собирается выполнить один из пунктов предвыборных обещаний. Он прагматик и новое 11 сентября, или еще более масштабный акт террора в США ему не нужен и без этого проблем хватает, как ни у одного его предшественника.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen