Общество 
7.12.2017

Камиль Самигуллин о платках в школах: «Иншалла, не запретят, у нас ведь еще Чечня есть!»

Муфтий РТ о том, как гонения стали «волшебным пинком» изучать татарский, Олимпиаде и биткоинах

Накануне глава ДУМ РТ собрал журналистов, пишущих на темы ислама, как было сказано, «просто так, без всякого повода». Он рассказал об открытии бесплатных курсов татарского в мечетях, а также порассуждал, почему татарам нельзя есть «варенье», как за чашкой чая можно решить языковой вопрос и почему современная молодежь «превратилась в курицу». О том, что волнует лидера татарстанских мусульман, узнал и корреспондент «БИЗНЕС Online».

Встреча Камиля Самигуллина с журналистами, пишущими на темы ислама, стала подведением итогов уходящего года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ДЕСЯТИ МЕЧЕТЯХ

Встреча муфтия Татарстана с журналистами с подведением итогов года прошла накануне в одном из учебных классов Галеевской мечети. Выбор именно учебной аудитории был, видимо, не случайным. Дело в том, что здесь, возможно, сразу по окончании празднования Нового года, начнется необычный эксперимент ДУМ РТ. В то время, как из школ «изгнали» обязательный татарский язык, в ряде мечетей республики откроются бесплатные курсы по его изучению — на абсолютно добровольной основе. Это следовало из ответа на первый вопрос, который был задан Камилю Самигуллину. Руководитель ДУМ рассказал о проекте «Без татарлар» («Мы — татары»): «Идея в том, чтобы семейная пара или человек, который не говорит по-татарски, но хочет научиться, имели возможность прийти. Пока мы в десяти мечетях это проводим. Уроки будут состоять из двух частей: во-первых, разговорный татарский язык, потому что нет цели сделать из ученика филолога — нужно, чтобы человек мог вести простой диалог на татарском языке; во-вторых, будут изучаться основы ислама».

Собственно, вторую дисциплину будет преподавать имам мечети, а татарский язык — его знатоки. Один из журналистов в ответ горько пошутил: «Это, наверное, будут сокращенные учителя татарского языка...» Но, очевидно, не все — пока понадобятся лишь 10 специалистов. Если в тестовом режиме все пройдет хорошо, то опыт должны подхватить и остальные мечети, коих в Татарстане более полутора тысяч. В ДУМ РТ решили эти курсы сделать трехмесячными, ведь не каждый сможет регулярно заниматься в течение, скажем, года. «Для того, чтобы говорить, достаточно знать 100 слов. Пусть по одному слову в день, за три месяца это 90, практически 100 слов», — сказал лидер татарстанских мусульман. 

Следующий год республиканский муфтият планирует объявить годом Шигабутдина Марджани — великого просветителя, богослова мирового уровня, ярого поборника всего татарского, сказал председатель ДУМ РТ: «Марджани не запрещал изучать русский язык, но не любил, когда в татарскую речь вставляли русские слова. Он говорил: „Мин рус тугел, миңа татарча сөйләгез“ („Я — не русский, говорите мне по-татарски“)». Говорят, был такой случай, когда человек предложил Шигабутдину хазрату отведать варенье, на что получил отповедь: мол, надо говорить «мурабба» или «кайнатма», то есть использовать татарские слова. Марджани также ругался, если в магазинах не было табличек на татарском языке или они висели незаметно внизу, в татарских фамилиях он никогда не использовал окончаний «-ин», «-ов», использовал только мусульманское летоисчисление по хиджре...

Возвращаясь к сегодняшнему дню, муфтия Татарстана спросили о том, что же теперь будет с татарским языком в школах. «Подождем, посмотрим, время показало, что у нас живут разумные люди, которые могут договариваться. Любой вопрос можно решить за чашкой чая», — таков был ответ хозяина встречи. Есть такая пословица, что нет худа без добра. По мнению Самигуллина, ситуация вокруг изучения родного языка была «волшебным пинком, чтобы начать говорить на татарском». Из дальнего края овального стола раздался по-татарски вопрос: «После нападок на татарский язык не начнется ли атака на ислам?» Глава ДУМ РТ поспешил успокоить журналистов, пишущих на темы ислама, дескать, Аллах сам хранит свою религию так же, как он сохранил священный Коран. Между тем к «языковой проблеме» в дальнейшем участники встречи возвращались еще не раз...  

На вопрос о судьбе татарского языка муфтий ответил: «Подождем, посмотрим, время показало, что у нас живут разумные люди, которые могут договариваться. Любой вопрос можно решить за чашкой чая»

«ТО МЯСО, КОТОРОЕ ЕСТ ЧЕЛОВЕК, ВЛИЯЕТ НА ЕГО ХАРАКТЕР»

Кстати, на столе у журналистов стояли тарелки с символами татарской кухни: эчпочмак, чак-чак, кош теле (или на русский манер «хворост»). Что также было весьма символично, ведь человек есть то, что он ест. Такую черту подмечают даже арабы. Как поведал журналистам Камиль хазрат, с одним из таких шейхов он разговаривал, будучи в хадже, и тот ему сказал буквально следующее: «То мясо, которое ест человек, влияет на его характер. Татары любят конину и барана, баран дает мягкость, а лошадь — достоинство. А наша молодежь превратилась в курицу, потому что курицу в основном и ест».

Надо есть не только конину и баранину, но и брать пример с двоюродных братьев арабов — евреев, считает муфтий Татарстана. Иудеев главный мусульманин республики привел всем в пример — они возродили свой язык (иврит), который был потерян в течение многих веков: «Один раввин начал сначала разговаривать со своей семьей, потом этот язык стал государственным языком государства Израиль». Хазрату часто приходится бывать в Израиле и, встречая там бывших российских граждан, которые сейчас не только разговаривают, но и думают на иврите, он сделал вывод, что освоить татарский может любой. Все зависит от наличия желания.

Самигуллин повторил недавний тезис президента Татарстана Рустама Минниханова о том, что нужно разговаривать на родном языке и не стесняться этого, даже если произносишь что-то с ошибками. А те, кто слушает, не должны смеяться над желающим вернуть в свою жизнь родную речь. Печально вздохнув, муфтий призвал брать пример с чеченцев: «Если в автобусе едет 40 человек, а 38 из них чеченцы, они, не стесняясь, будут говорить на своем языке. А татары при таком же количестве людей непременно перейдут на русский, мол, те двое ведь не понимают». Сам Камиль хазрат в детстве родной речью практически не владел, говорил на татарском лишь на каникулах во время общения с бабушкой и дедушкой, в школе изучал марийский, сейчас же, кроме родного, восстановить который было ох как нелегко, разговаривает по-арабски и по-турецки. Закругляясь с темой языка, муфтий вспомнил свою последнюю встречу с генеральным  консулом Турции в Казани Турханом Дильмачем, выучившего, между прочим, язык Тукая. Тот успокоил мусульманского деятеля, заверив, что татарский язык не исчезнет. «Но татарин, который не знает родного языка, теряет свою национальную идентичность», — заметил Дильмач, то есть это трагедия для самого человека. «Нация существовала вместе с религией. Ни от одного слова мы не откажемся», — заключил лидер мусульман Татарстана.

«БИТКОИН НЕ МОЖЕТ НАЗЫВАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ»

На встрече прозвучала и обеспокоенность отставкой министра образования и науки Татарстана Энгеля Фаттахова, которого за принципиальную позицию по отношению к татарскому языку называли «Энгель-хранитель». Ведь кроме любви к родной речи Фаттахов был и противником запрета на платки в школах. Именно благодаря ему в республике не повторились в татарских селах события наподобие Белозерья в Мордовии, где представители местного минобра рьяно боролись с хиджабами учителей и учеников. Самигуллин считает, что уход «Энгеля-хранителя» со своего поста не станет причиной борьбы с «национальной одеждой женщин». Муфтий произнес полную тайного смысла фразу: «Иншалла, не запретят, у нас ведь еще Чечня есть». Платки и длинные платья можно будет надевать по крайней мере в новой татарской школе, об открытии которой мечтают в ДУМ РТ, — возможно, она будет располагаться в здании бывшего медресе «Музафария» в Казани. Ее площадь в 800 кв. м позволит попасть туда всем желающим.

Спросили Самигуллина об исламских финансах, и муфтий высказал свою позицию по биткоинам: исламские ученые еще не делали заявлений по поводу криптовалюты, но с позиции шариата биткоин нельзя считать деньгами. «Он не может называться деньгами, так как ничем не подкреплен», — заметил хозяин встречи. Попросили Камиля Искандеровича прокомментировать и запрет участия сборной России на зимних Олимпийских играх – 2018. Муфтий, сам не чурающийся занятий спортом, был этому весьма огорчен: «Обидно за спортсменов. Кто-то же готовился к этому четыре года, кто-то всю жизнь. И для них это событие. Вот мы видим, что снова политика вмешалась и в спорт». На вопрос можно ли нашим участвовать под нейтральным флагом, председатель ДУМ РТ дипломатично ответил, что выходить под нейтральным флагом или нет — дело каждого.

...Пишущая братия все сыпала и сыпала вопросами даже после того, как ведущая встречи, пресс-секретарь муфтията Резеда Закирова, объявила о ее завершении. «Спас» председателя духовного управления мусульман Татарстана азан — призыв на молитву, Камиль хазрат ушел совершать вечерний намаз.

Фото: dumrt.ru

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.12.2017 09:21

Результатом именно волшебного пинка, о чем предвещали несколько раз в комментариях, стала ОТМЕНА ОБЯЗАЛОВКИ в отношении изучения татарского языка, а не мифического роста изучающих этот язык. Называйте вещи своими именами и НЕ пытайтесь выдать белое за черное и наоборот )

  • Анонимно
    12.12.2017 12:14

    Про биткоины насмешило. Счета в банках, реквизиты - тоже не считать деньгами? В современном мире живём, 21 век на дворе, а не средневековье. Сами пользуетесь благами общества: интернет, сотовая связь.

  • Анонимно
    9.12.2017 11:44

    Муфтий Самигулин хочет сказать, нужно возродить язык, культуру, образ мыслей, возможно сельский уклад жизни и быта, авыл, село, животноводство, совместное житие и промыслы, архаику. Укрепить здоровье нации, по Гумелеву превратиться в супер этнос, а не в субэтнос. (по Гумелеву алкашей и наркоманов). Дальше поэзия, язык любви, колыбельной, философии, религии, эзотерики. И далее уже космический уровень. Здесь можно и остановиться.

  • Анонимно
    8.12.2017 21:32

    26. (28). Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом Он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены.28. (30). И вот, сказал Господь твой ангелам: "Я установлю на земле наместника". Они сказали: "Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!"60. (63). И вот, Мы взяли договор с вас и воздвигли над вами гору: "Возьмите то, что Мы даровали вам, с силой и помните то, что там, — может быть, вы будете богобоязненны!"
    Коран

    Перевод смыслов

    И.Ю.Крачковский

  • Анонимно
    8.12.2017 10:59

    Все хорошо, все правильно, все красиво - как мы все этого хотели. Татарстан будет жить и процветать во благо будущего нашего поколения - ради Всевышнего Аллаха. Все остальное преодолимо. Если проблемы можно решить за деньги - то это не проблемы а расходы. Желаем нашему муфтию всех благ и плодотворной работы на 2 сроке. Мы надеемся на порядочность и честность со стороны Дум РТ по отношению к собственному народу. Мы таким хотели бы запомнить нынешнего муфтия Камиля хазрата. Всех благ и да простит на Аллах и убережёт от лжи и лицемерия и наставит всех на прямой путь - путь служению Аллаху!

  • Анонимно
    8.12.2017 08:31

    Все это хорошо но! При каждой церкви открываются гимназии . При каких мечетях есть специализированные медресе? С обучением арабского, татарского, письменности, колеграфии. Где обещанные кадры? Мы говорим о большом и высоком в то же время упускаем самое главное - работа на местах с народом. Да нам нужны ученые, писатели и так далее, но элементарное обучение основам Ислама должно же быть.

    • Анонимно
      8.12.2017 09:26

      Дорогой мой 08.51!!
      Вы пишите в Каждой ЦЕРКВИ РПЦ открываются ГИМНАЗИИ!!
      Так Вы спросите у них КАКОВЫ ИСТОЧНИКИ финансирования???
      Предположу БЮДЖЕТНОЕ!!!
      А "Ислам" это НАРОДНАЯ религия в России.
      И Субсидирование из БЮДЖЕТА не предусмотрено.
      Всё исходит от СБОРА от верующего населения.
      Всё строится НАРОДНОЕ ИСТИННО НАРОДНОЕ, а не ПОКАЗУШНОЕ.
      Поэтому прежде чем ЗАДАВАТЬ ГЛУПЫЕ или не ГЛУПЫЕ ВОПРОСЫ надо ХОРОШЕНЬКО ПОДУМАТЬ.
      С уважением
      Простой человек

      • Анонимно
        8.12.2017 13:19

        ///Всё исходит от СБОРА от верующего населения./////

        Основная часть денег поступает от Арабских спонсоров. Перестаньте еще раз смешить людей. Что то не слышно от муфтията , сколько средств поступило от народа и куда она ушла.Где вы слышали отчет ,если от НАРОДА??

        • Анонимно
          8.12.2017 14:22

          Дорогой ЛЮБИМЫЙ мой БРАТ
          ОППОНЕНТ 13.19!!
          Жонглировать СЛОВЕСНО ПОНЯТИЙНЫМИ категориями это искусство
          Византийцев ГРЕЧЕСКИХ.
          И наши последователи из РПЦ научились от них хорошо этому искусству.
          А по нашему это будет звучать так..
          "Я ЕМУУУ про ФОМУ а ОООН мне про ЕРЁМУ"
          Причём здесь АРАБЫ??
          Мы ведём ДИСПУТ ПРО РОЛЬ ГОСУДАРСТВА от которого по ЗАКОНУ отделена ЦЕРКОВЬ!!!!!
          А что по факту имеем
          в ОТДЕЛЬНЫХ случаях????
          ГРУБЕЙШЕЕ Нарушение Российской КОНСТИТУЦИИИ!!!!
          С уважением
          Простой человек

          • Анонимно
            8.12.2017 15:22

            автор от 14 22 Наводить тень на плетень и пускать в глаза дым ,это от Арабских спонсоров.

          • Анонимно
            8.12.2017 15:02

            14 22 Про то, что я вам брат. Читая ваши фразы ,без начала и без окончания . Я вам хочу сказать словами героя фильма ; Брат;. И во вторых ,/////Вы совершите некие ТАИНСТВА.
            1.За ТАИНСТВО крещения ребёнка столько.....
            2.За ТАИНСТВО нового дома столько.....
            3.За ТАИНСТВО новой машины или БИЗНЕСА столько//////// А что в Мечетях не идет принудительный сбор денег от трудящихся по установленной сумме во время праздников ????

            • Анонимно
              8.12.2017 15:24

              Оооо мой ЛЮБИМИЙШИЙ НЕЖНЕЙШИЙ БРАТ 15.02!!!
              Вы выступаете здесь в качестве кого???
              Если в качестве защитника ЗАКОНА???
              Так давайте будем по выполнению ЗАКОНА и КОНСТИТУЦИИ РФ дискутировать.
              А то у меня складывается впечатление что у Вас
              ОПРАВДАТЬ НЕКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ не получится.
              Вы виноваты так как нарушаете ЗАКОНЫ РОССИИ.
              А переводить ДИСПУТ в ПЛОСКОСТЬ из области
              "Ты ДУРАК нет ты сам ДУРАК"
              Это некрасиво!!
              Это яяяя понимаю по ВИЗАНТИЙСКИ !!!
              Вы и Ваша подзащитная организация ВИНОВНЫ!!!!!
              Так как нарушаете ЗАКОНЫ РФ!!!
              С уважением
              Простой человек

              • Анонимно
                8.12.2017 16:33

                15-24 А вы какие структуры или частные лица представляете в стадии обвинения? Может за вами кто то стоит? Тогда откройте карты, или ,нет. Откройте личико Гюльчатай!

              • Анонимно
                8.12.2017 15:40

                И по какой статье ,как вы говорите; Подзащитная организация ; ВИНОВАТА ? Под какую статью в УК его хотите подвести. А вот ваши обвинения попадают под 127 статью У К (клевета)

      • Анонимно
        8.12.2017 12:08

        "Предположения" ваши при себе держите. Не знаете точно - зачем предполагать, смуту вносить.

        • Анонимно
          8.12.2017 13:54

          Дорогой мой 12.08!!
          Предположения это осторожное слово.
          Иначе если выражусь
          СМОТРИТЕЛЬ не пропустит в МЕЧЕТЬ
          (на страницы БО) лучшего интернет СМИ Татарстана.
          Есть 100% основания говорить что СУБСИДИРУЕТСЯ со стороны государства.
          1) Под видом РЕСТАВРАЦИИ,
          2) Под видом востановления памятников СТАРИНЫ.
          3)Под видом """"ДОБРОВОЛЬНЫХ""" ВЗНОСОВ при выделении
          ЗЕМЕЛЬНЫХ участков ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ при строительстве
          ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ
          Если надо могу перечислить около 10 СКРЫТЫХ видов ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ под нужды РПЦ.
          Так что ЗНАЙТЕ человек имеет огромный УММММ
          а если ещё наделён властью так БЕРЕГИСЬ
          ДОРОГОЙ мой!!!
          Только вооот не надо ПРИТВОРЯТСЯ что это Вам не известно!!
          Хотя Греки из Византии всегда умели НАВЕСТИ ТЕНЬ НА ПЛЕТЕНЬ.
          Запудрить МОЗГИ ВЕРУЮЩИХ.
          С уважением
          Простой человек



          • Анонимно
            8.12.2017 14:18

            13-54 ///3)Под видом """"ДОБРОВОЛЬНЫХ""" ВЗНОСОВ при выделении
            ЗЕМЕЛЬНЫХ участков ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ при строительстве
            ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ)))))
            Это с каких пор Торговые Центры стали Храмом?? У нас в Татарстане они есть.Хозяин татарин. Но там не видно батюшку с кадилом.

            • Анонимно
              8.12.2017 14:42

              Оооо мой ЛЮБИМЫЙ автор 14.18!!
              А Вы подойдите и спросите у него
              СКОЛЬКО ОН КСТАТИ ТАТАРИН перечислил в фонд РПЦ прежде чем получить ЗЕМЛЮ????
              И ПОЛУЧИЛ ЛИ он БОЛЬШУЮ
              ГРАМОТУ примерно
              40см х60 см. с благодарностью от Митрополита или Патриарха с подписью.
              Это практикуется везде по России!!
              С уважением
              Простой человек

      • Анонимно
        8.12.2017 09:48

        Кадры решают все! Какое бы не было финансирование, если у людей нет желание свой народ поднимать то ничего не получиться. Статистику приведите сколько выпустили студентов с Исламских вузов или медресе и сколько трудоустроили. Где конкретика? Финансирование будет тогда когда будет конкретная работа а не показуха!

  • Анонимно
    7.12.2017 22:03


    7.12.2017 21:24
    Ничего никому мясо не даёт в смысле поведения, и организму не привносит ничего лишнего в физиологии,кроме сытости и полезных микро-элеменов в них содержащихся, также, как и съедобная растительная пища! Вообще, для престарелых людей белое куриное мясо исключительно полезно! Вера не мясе, а в душе, а душу необходимо наполнять знаниями, между прочим об это говорил и пророк!

  • Анонимно
    7.12.2017 20:48

    Такой бред несёт.слишуом он молод.что в очередной раз доказывает что в Татарстане все назначения через аул.

  • Анонимно
    7.12.2017 20:30

    Слова - улетучатся звуком. А на деле- пешком никто из них не ходит и в однушке не живет.

  • Анонимно
    7.12.2017 20:23

    Муфтий: "То мясо, которое ест человек, влияет на его характер. Татары любят конину и барана, баран дает мягкость, а лошадь — достоинство."

    Видно человек конину переел! А как муфтий, наверняка в курсе, что мусульманам не рекомендуется есть конину!? Категорического запрета, правда нет, но всё же , "махрук", однако!
    Между прочим, вкусная "вещь"! Потребляют в пищу , в основном тюркские народы и некоторые европейские , по медицинским показателям конина превосходное мясо, особенно для мужчин!

    • Анонимно
      7.12.2017 21:24

      Вы про куриц забыли - прекрасное диетическое, белое, мягкое, вкусное мясо.

      Если баран дает человеку мягкость, а лошадь - достоинство, то чего дает человеку курица? Кудахтанье без меры и смысла, чего некоторые и делают - больше нечего)))

  • Анонимно
    7.12.2017 19:54

    В целом. как муфтий, его речь правильная, что же касается еды и одежды, это спорно! Муфтия кормят прихожане и можно только порадоваться, что он ест конину и баранину, но судя его речам , мало!)))

    • Анонимно
      8.12.2017 08:22

      Дорогие мои комментёры Татарстанцы
      19.34,19.14,16.11,19.51 и прочая прочая!!!
      Беда Ваша в том что Вы не видите дальше своего ГОРИЗОНТА.
      А Ваш горизонт это виды наживы и НАЖИВА.
      И большая БЕДА Ваша ещё в том что Вы СЛИШКОМ ГРАМОТНЫ!!!
      Но грамотность тоже ОДНОБОКАЯ заключающаяся в том
      что СЧИТАТЬ чужие ДЕНЬГИ.
      Мечтательная КОМСОМОЛЬСКАЯ ЧЕСТНАЯ 20-30 гг молодёжь вот с кого Вы должны брать пример.
      Те люди СТРОИЛИ СТРАНУ СССР и одновременно боролись с проклятым прошлым.
      А У вас НЫТЬЁ,НЫТЬЁ и считать считать чужие доходы.
      Вы не знаете принципов своих.
      Уважение к старшим,любовь к своему народу,языку,культуре,нежность по отношению к женщинам.
      Эхххххх Ваше ВОСПИТАНИЕ страдает.
      Вы не Татары, Вы .........................
      Вы никогда не найдёте хорошее место в жизни,пока не перевоспитаетесь.
      Речи Уважаемого Муфтия надо воспринимать как напутствие а не воспоминания о ГРЕХОВНЫХ делах Ваших ДРУЗЕЙ,
      ШАЙТАНОВ которые пристроились в МЕЧЕТЯХ.
      в качестве служителей.
      С уважением
      Простой человек

      • Анонимно
        8.12.2017 10:44

        Этот комментарий мне напоминает кадр из фильма : Не грози Южному централу, где пастырь на богу служение начал петь народу: не спрашивайте от куда у пастыря новый линкольн - алелуя.Мы все любим тебя - алелуя.Считали, считаем и будем считать - это наши налоги - а вы фанатик лукавите, так как при ССР была структурированная работа и за хищения гос имущество сажали а у вас все заканчивается тихими увольнениями и перестановками. Если так уж заботишься о народе, языке и культуре то мним шаравары езжай в татарскую деревню и просвещай и наставляй а то от жиру беситесь ученые .

        • Анонимно
          8.12.2017 14:06

          Дорогой момоммоо ЛЮБИМЫЙ автор 10.44!!
          Откуда такая у Вас злость?
          Вы наверное верующий??
          Скорее из наших ЛЮБИМЫХ БРАТЬЕВ
          Православных,,,
          Сходите в РПЦ Церковь там Вас в "СТРУКТУРИРОВАННОЙ"
          организации УСПОКОЯТ !!
          Но!!! прежде по "КВИТАНЦИИ"
          Вы совершите некие ТАИНСТВА.
          1.За ТАИНСТВО крещения ребёнка столько.....
          2.За ТАИНСТВО нового дома столько.....
          3.За ТАИНСТВО новой машины или БИЗНЕСА столько ..........
          И так далее по счёту............
          Все эти БЛАГОСТНЫЕ дела проводятся для ВАШИХ интересов,ремонт строительство новых красивых ПОЗОЛОЧЕННЫХ КУПОЛАМИ ХРАМОВ.
          Выполнения ПРОГРАММНОЙ ГОС.задачи
          "К КАЖДОМУ дому ХРАМ"
          Бог Вам помощь.
          С уважением
          Просто человек

  • Анонимно
    7.12.2017 19:14

    Имам главной мечети Казани, два года в аренду площади мечети сдавал, пока в Бизнес Он лайн не написали, и до сих пор не отстранен от службы в ней. Аренду! Выгоду! Не за свое! Мошеннически! Налогов не платил! Со студентов (веган кафе) и с музея себе в карман собирал.
    Значит все коллеги с этим согласны?)

  • Анонимно
    7.12.2017 16:11

    Но, уважаемый К. Самигуллин забывает, что общеобразовательная школа, это светское заведение. В специальных, то не вопрос, но не в общих

  • Анонимно
    7.12.2017 15:01

    Друзья мои Татарстанцы ВЫ!!!
    Поддерживаю,поддерживаю движуху в Исламских кругах в смысле
    ТОТАЛЬНЫХ выступлений в СМИ!!
    Уважаемый Муфтий это пример всем мусульманам России.
    Мусульмане берите пример и больше больше заявляйтесь в СМИ России и Запада.
    Каждое выступление Уважаемого Муфтия это откровение,это открытие
    ВОЛШЕБНОЙ МЫСЛИ МИРНОГО ИСЛАМА.
    Подрастает поколение молодых ИСЛАМОВЕДОВ и они должны прогрессировать.
    Показывать пример СТАРЫМ мудрым.
    Изучением РОДНОГО ТАТАРСКОГО языка должна так же озаботиться ДУМ ТАТАРСТАНА, для этого надо открывать больше ВЫСШИХ ЗАВЕДЕНИЙ на ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ.
    Я уже писал на БО про БОЛГАРСКУЮ академию которая должна выпускать ИМАМОВ тире ПРОГРАММИСТОВ,то есть специалистов в программном обеспечении России.
    Например ...
    Приходит "АБИ" в Мечеть и она решает свои жизненные вопросы и в то же время она сможет обратиться к Имаму за помощью в
    IT технологиях,так как в РЕГИОНАХ РОССИИ имеется большая востребованность в этой зоне интересов населения,например в Татарской ДЕРЕВНЕ!!
    Другие будут смеяться, ан нет Мулла это тот который должен и обязан думать о НУЖДАХ НАСЕЛЕНИЯ даже в таком смысле.
    Мулла это и психолог это и ОТЕЦ родной и МАТЬ родная!!
    Вот каких ценностей должны достигнуть ИСЛАМСКИЕ проповедники.
    Этому должны ГОТОВИТЬ в БОЛГАРСКОЙ АКАДЕМИИ.
    ВЫПУСКНИК БОА должен быть на уровне ДОКТОРА НАУК!!!!
    Ислам нуждается во внедрении НАУКИ в свои МЫСЛИ и ДЕЛА!!
    Я со своей стороны ПОДДЕРЖИВАЮ Уважаемого МУФТИЯ!!
    С уважением
    Простой человек

    • Анонимно
      8.12.2017 13:45

      !5 -01 ((((Мулла это и психолог это и ОТЕЦ родной и МАТЬ родная!!))))))))) ОН никогда не был ни отцом и не мать. Вы еще и скажете и он повар и агроном и акушер. Если бы был отцом и матерью ,то открывал бы БЕСПЛАТНЫЕ столовые при Мечети.И накормил бездомных и старушек. А с проповедью в Мечети может у вас в Москве они сытые. А у нас еще нет .

    • Анонимно
      8.12.2017 10:04

      Мулла - Имам хранитель дома Аллаха а не клоун. Он чтит законы Аллаха и проводит обряды связанные с ретуальным богослужением. АйТи технологии что они дают? Прогресс не в инновациях сынок и не в криактиве - а в том понимание жизненного бытия в твоей голове. Познай сначала Аллаха - тогда и познаешь себя и сможешь помочь людям.

      • Анонимно
        9.12.2017 12:12

        10.04 Как Вы правы." Мулла - хранитель дома Аллаха, а не клоун". А мысли о клоунаде появились после фото с головой К.Самигуллина на блюде, появившейся в Интернете. Криминала, конечно, нет, человек как угодно может забавлять своих детей. Но для хазрята наличие такого пиара в Инете недопустимо так же, как вмешиваться в политику. Аллах всегда выше и мудрее, чего мы вправе ожидать и от его служителей. Нет, хазрятом все-таки должен быть пожилой ( от слова - поживший) человек , с большим жизненным опытом , поэтому мудрый, все понимающий и терпимый.

    • Анонимно
      8.12.2017 08:25

      Уважаемый простой человек! вы несёте чистой воды охинею. Ваш прогресс- это бизнес и постоянное субсидирование и вкладывание в вас деньги. Пока это делается вы « типо» работаете - как только это прикатиться вы моментально разбежитесь. Во главе всего должна стоять идея - принципы а у вас и ваших колег с шароварами их нет и не будет, так как вышли не из народа и не народ вас поставил и интересы вы представляете те - которые вам скажут. Православные и иудеи в этом плане более самодостаточные, независимые и структурированные. А у вас при всём финансирование, инвестирование - вы как были сами за себя так ими и остаётесь. Ваша задача это хапнуть, распилить а там хоть .... вас не интересует Ислам и народ - вас интересует только деньги.

      • Анонимно
        8.12.2017 09:17

        Дорогой мой любимый автор 08.25!!!
        Вы глубоко глубоко ошибаетесь.
        Ваш комментарий говорит об этом.
        1.Бизнес это "дело" в переводе.
        Любое дело на благо народа это бизнес.
        В СССР всё делалось для народа,строились заводы электростанции и это тоже БИЗНЕС!!!
        2"ИДЕЮ" что бы иметь надо её выработать в страданиях или в РАБОТЕ, то есть в Бизнесе!!
        Ныне нет в России "ИДЕИ"!!!
        Ну какая ИДЕЯ у "РПЦ" или у "ВЕК" ???
        Эти ценности проповедуются уже как тысячелетие.
        И кстати для Вашего КРУГОЗОРА они ЦЕННОСТИ одни и те же у всех КОНФЕССИЙ!!
        А Ислам это самая самая ........... КОНФЕССИЯ в РОССИИ со времён ЦАРИЗМА.
        Даже в СССР РПЦ имел ВЫСШИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ и их было НЕСКОЛЬКО, то есть СТРУКТУРА подготовки КАДРОВ была СОХРАНЕНА!, не смотря на разрушение отдельных Храмов РПЦ,!!
        А Исламские высшие заведения и в том числе почти ВСЕ на 98% мечетей были разрушены и не были восстановлены.
        То есть СТРУКТУРА подготовки кадров отсутствовала!!
        То есть ИСЛАМ пострадал от Революции 17 года больше ВСЕХ!!
        Ныне в новой России идёт процесс ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСЛАМА.
        И Вы хотите что бы в НОВОЙ РОССИИ сразу за 25 лет появились ИМАМЫ которые представляются в Вашем понимании "ХОРОШИМИ"
        А НЕДРУГИ, а КОНКУРЕНТЫ которые имеют своих людей во ВЛАСТИ и которые не ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в подъёме ИСЛАМА в России на должный КОНКУРЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ!!!!
        Если Вы умны Вы наверное поняли мою МЫСЛЬ!!!
        Возьмите ВЫСШУЮ ВЛАСТЬ она вся в ПРАВОСЛАВИИ!!
        И она ХОДИТ в ХРАМ РПЦ.
        Она не ходит в МЕЧЕТЬ.
        Значит из этого можно сделать вывод.....
        Какой????
        При этом КАКИЕ храмы будут процветать???
        К Вам вопрос???
        Вы же УМНЫЙ человек!!!
        3.А мышление Ваших доводов "ХАПНУТЬ""РАСПИЛИТЬ"
        Это из области УТИЛИТАРНОГО мышления.
        Это МЫШЛЕНИЕ из структур ОБХСС.
        Хотя может Вы работник ОБХСС и поэтому так мыслите.
        Бросайте Вы это,ныне другие ЦЕННОСТИ.
        Ценности которые выбрали народы в 1991 году когда все пошли за ГОРБАЧЁВЫМ и Ельциным.
        С уважением
        Простой человек


        • Анонимно
          8.12.2017 09:58

          С 1991 года в течении 25 лет в отсутствии гос финансировании мечетей было построено в 2 раза больше чем сейчас, кадров было выпущено в 10 раз больше чем сейчас и они работают на местах. Высшее руководство РТ ходят в мечети. Таиф и Тат нефть и Апарат президента финансируют Дум РТ. А так же фонд Исламского развития и за эти деньги а не на общественных началах как вы лукавите - надо не работать а похать днём и ночью. А не заниматься самопиарством что не присуще мусульманину так как это Рия - показуха.

    • Анонимно
      7.12.2017 19:51

      И этот "отец родной", имам Мансур, например, денег слупит с подрастающей молодежи?!)) Сдаст в аренду под веган кафе, имущество мечети и государства, в угоду своему животу!))
      ...видимо, русская была молодёжь)))

      • Анонимно
        8.12.2017 10:50

        Ненадо с темы съезжать и на Мансура переваливать. Он работает и заробатывает - что желаю и другим. Плохо или хорошо - Аллаху судить а не Вам. Встаньте на его место и попробуйте сами. Болтать только мастера конкуренты в шароварах)))))

    • Анонимно
      7.12.2017 18:52

      В Казане 95% татар не ходят в мечети.Ученый ваш с Булгарской академии за 20.000 рублей в мечети сидеть не будет. Нужны просто имамы.

    • Анонимно
      7.12.2017 18:48

      Уважаемый а перечислить можете кто из журналистов и какие сми там вообще присутствовали? А есть ли вообще свобода слова в Татарстане ? Это очень актуально так как одного из хазратов убрали по причине того, что он у себя на страничке разместил свое мнение, при этом не согласовав свое мнение на своей страничке с выше стоящем руководством? Почему первый бывший зам муфтия идет против той доктрины - которую он сам же и выстраивал? И в частности критикует самого муфтия и его зама по учебному отделу. На эти вопросы мог ли бы ответить?

  • Анонимно
    7.12.2017 13:53

    Скажите, когда татарский был обязательным в школе вы эпос " Идигей" изучали?

  • Анонимно
    7.12.2017 13:44

    Этика, этикет, протокол, наконец. Чувствуется незнание и неумение применять это на практике в обществе.

  • Анонимно
    7.12.2017 13:03

    Вы политическое наследие кого? Монгольской империи, Халифата или Каганата?
    Северный Кавказ был когда то союзником Золотой Орды до ее распада, нынче это другой этнос-член иного политонима.

    • Анонимно
      7.12.2017 16:51

      Северный Кавказ не может быть этносом. Это географическое понятие, а не этническое. Вы столько красивых слов набросали в кучу.
      И все же часть народов Северного Кавказа - ногайцы, кумыки, карачаевцы и балкарцы - неотъемлемая часть и очень близкая татарам часть тюркской цивилизации.

      • Анонимно
        7.12.2017 18:14

        Вопрос о политической преемственности. Уж коли не хотите себя видеть в Российской государственности.
        Северный кавказ имеется ввиду все народы, все этносы. Нынче они не входят в единую территорию со Станом Татар.

  • Если молодёжь превратилась в курицу, потому что она она есть курятину, то логически, те кто ест баранину, превратились в баранов. ))

    • Анонимно
      7.12.2017 14:16

      Да ну, не верю я вам.
      Я предполагаю что белки содержащиеся в мясе расщепляются до аминокислот и заново выстраиваются в белки свойственные человеческому организму и усваиваются.

    • Анонимно
      7.12.2017 13:21

      А если ест свинину?

  • Анонимно
    7.12.2017 12:31

    Особенно насмешила цитата что если в автобусе 28 татар и двое русских то все перейдут на русский)))) это в каком выдуманном Татарстане живет это проповедник????

    • Анонимно
      7.12.2017 13:05

      В обществе принято договариваться о языке общения. Автобус - пример вольный, не корректный, говорит об общественной недоразвитости того, кто привел этот пример.

  • Анонимно
    7.12.2017 12:25

    Ну а про курицу, так это вопрос к ценам и зарплате.

    • Анонимно
      7.12.2017 12:58

      Это продукция - регулирует рынок. Советские времена давно прошли.

  • Анонимно
    7.12.2017 12:15

    Эти курсы, как сказано будут проходить совместно с учением ислама. А по отдельности можно ли будет посещать? Да и вообще, сам факт того что в мечети, уже говорит о том, что только верующим мусульманам будет это доступно, в если православный человек захочет посетить, ему как быть? Обязательно для всех было, а добровольно получается нет?

    • Согласен, если я атеист и не приемлю любую религию, делающую людей безответственными, то смогу ли я посещать эти курсы?

      • Анонимно
        7.12.2017 13:28

        Ну так выступите с инициативой идите в церковь и просите у них курсы татарского.нутя лично думаю если вы и в мечеть придёте с желанием учить язык вас никто от туда не выгонит, поэтому давайте не будем искать предлоги, оправдания итд.

        • А вот почему: Финансирование государственной программы РТ «Сохранение идентичного татарского народа (2014-2019 гг.) увеличат на 24,2 млн рублей. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РТ Алексей Песошин.

          Так, в 2017 году финансирование увеличится с 26 до 36 млн рублей. В следующем году на госпрограмму выделят 42 млн рублей вместо 33 млн рублей, а в 2019 году планируют потратить 31 млн рублей вместо планируемых 25,9 млн рублей.

  • Как Самигуллин мог в школе изучать марийский язык? В Марийской АССР не было обязательного марийского языка, но при каждой школе был национальный класс, где дополнительным уроком был родной марийский язык и литература. Не поверю, чтоб татарин в Марийской АССР учился в национальном классе. Если честно сказать, то татары в Марийке относятся высокомерно к марийцам, так же как и к удмуртам в Удмуртии.

    • Анонимно
      7.12.2017 13:49

      Да, т.н татары - высокомерно относятся к мещеря, кряшен. А о существовании таких народов как кипчаки, кимаки, болгары, хазары, монголы, славяне не любят вспоминать и вовсе.

      • Анонимно
        9.12.2017 12:01

        К мишарам действительно отношение негативное. Непонятно почему

    • Анонимно
      7.12.2017 12:57

      Что за ерунда? Какое может быть высокомерие? Уважение, вы хотели сказать наверное.

      • Как можно уважать или не уважать какую-то нацию? А высокомерно себя вести с представителями конкретной нации, очень даже можно.

  • Анонимно
    7.12.2017 11:36

    Не было бы так смешно, если не было бы так печально. Это я о последних событиях в целом...

  • Анонимно
    7.12.2017 11:23

    «Помогите себе сами — и вам поможет Бог!»

    • Анонимно
      7.12.2017 15:56

      А обратная последовательность действий не предусмотрена?))

  • Анонимно
    7.12.2017 10:29

    Если брать пример с двоюродных братьев арабов — евреев, то надо возрождать и изучать старо татарский язык который был веками, где есть основа и суть нации, а не урезанный советский новодел , поэтому он и считается невостребованным и не интересным. Какой смысл переводить вековое наследие на современный лад, (как-то читал что есть в наших библиотеках большое количество дореволюционной литературы и это все надо перевести), проще было бы и интереснее изучать в старом первоначальном варианте, и интереснее н такие курсы ходить семьями да и так называемая цепочка наследия не прервется.

    • Анонимно
      7.12.2017 18:05

      у евреев и арабов есть свой язык и своя письменность. У татар есть кыпчакский язык и ни пойми какая письменность - не то арабская, не то булгарская, не то кириллическая.

    • Анонимно
      7.12.2017 16:16

      Вроде стихи Тукая,тоже на до революционном языке.

      • Анонимно
        7.12.2017 16:52

        Да, на элитарном старотатарском литературном языке.

    • Анонимно
      7.12.2017 10:38

      Поддерживаю Ваше мнение.
      Да, элитарный старотатарский литературный язык мне было бы интересно подтянуть.

      • Анонимно
        7.12.2017 13:23

        Сложился поволжский тюркский литературный язык и создавалась на нём литература: Сайф Сараи, Сараи Ахмад Ход­жа, Сараи Гулистани Махмуд и др.
        Литературный татарский язык сформировался на основе среднего диалекта, при заметном участии мишарского диалекта.
        При чем тут элитарность? Подобная категорийность языкам не свойственна.

  • Анонимно
    7.12.2017 10:17

    пора передавать функционал ВКТ ДУМу

  • Анонимно
    7.12.2017 09:52

    А пусть откроют онлайн-курсы, про 100 слов идея хорошая. Я бы присоединилась. Да и вообще, подборка курсов татарского по Казани была бы не лишняя. БО, сделайте материал ))

    • Анонимно
      7.12.2017 13:08

      У них в Телеграм есть канал по изучению татарского. Кроме их канала есть и другие.

    • Анонимно
      7.12.2017 11:55

      Онлайн курсы уже есть. АнаТеле называется

  • КОНТРУДАР
    7.12.2017 09:36

    Курсы в 10 мечетях на весь Татарстан. М-да.

    • Анонимно
      7.12.2017 10:03

      Уважаемый, а что вы хотите???Создание таких курсов это вообще то прямая обязанность ВКТ, а не ДУМ.Это просто добрая инициатива.Вот посмотрим с нашей любовью к татарскому сколько человек ещё будет ходить на эти курсы.Разве дело в кол-ве?!вечно недовольный люди.

  • Анонимно
    7.12.2017 09:27

    Полагаю, что за криптовалютой будущее и мне очень импонирует ответ уважаемого Муфтия в котором он не стал впадать в крайности и «обличать» биткойн как это делают некоторые люди во власти. Время покажет кто был прав, успехов Муфтию в его делах!

  • Анонимно
    7.12.2017 09:21

    Результатом именно волшебного пинка, о чем предвещали несколько раз в комментариях, стала ОТМЕНА ОБЯЗАЛОВКИ в отношении изучения татарского языка, а не мифического роста изучающих этот язык. Называйте вещи своими именами и НЕ пытайтесь выдать белое за черное и наоборот )

  • Анонимно
    7.12.2017 09:20

    воспитанный человек тем и отличается от невоспитанного, что всегда говорит на языке, который понятен всем членам коллектива. Если один человек не понимает того, о чём говорят окружающие, вменяемые люди переходят на этот язык. Оказывается, это не для всех очевидно.

    • Анонимно
      7.12.2017 14:49

      Не пропагандируйте глупости. Более того -идиотизм.
      По вашему если вы оказались в моем окружении, то я при разговоре с детьми и близкими должен переходить на язык окружающих? Вот из-за такой дури татары и лишают себя татарского.
      Есть определенные ситуации, когда желательно переходить на язык понятный всем.
      Как должны разговаривать татары, если в их семью приходит жить человек другой национальности? Переходить на язык этой невестки или зятя? А может быть все -таки этой невестке или зятю срочно выучить язык той семьи или сообщества правильнее. Или бывает русские переселяются в татарские деревни, что вся деревня собравшаяся в клубе должна говорить на русском?
      В Коране говорится, что если в каком-либо месте находятся трое, то двое должны разговаривать так, чтобы слышно было третьему. Смысл этого такой, что, да в тех случаях когда трое, надо разговаривать на языке понятном третьему. Но это когда трое, потому что третий в этом случае может заподозрить двоих в недобрых замыслах по отношению к нему. Но, как быть когда, двое не знают языка третьего. В этом случае надо пытаться после разговора между собой этих двух, донести до третьего суть разговора.
      При большем количестве этого делать не надо. Как быть военнослужащим одной национальности, например, из Чечни? Им оказавшимся в окружении людей другой национальности переходить на русский язык при разговоре между собой.
      Лечитесь!!! А татарам не надо заниматься псевдотолерантностью, т.е. самоуничтожением.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        7.12.2017 15:38

        Умные и воспитанные люди всегда найдут способ понять друг друга)))

    • Анонимно
      7.12.2017 11:53

      А может не понимающий язык задумается, что большинство говорит на татарском, и что его надо выучить

    • Анонимно
      7.12.2017 10:30

      У вас весьма субъективное понятие вменяемости. В данном случае меньшинство должно подстраиваться под большинство, делать наоборот это не иметь лика и духа. А воспитанность это и есть понимать язык, распространенный на территории твоего проживания, обратное же есть невежество тупаслык димэктер.

      • Анонимно
        8.12.2017 09:10

        Совершенно верно. Я бы добавил, надо лечить мозги пораженные идей кривого мессианства.
        Рим Дашкин

      • Анонимно
        7.12.2017 11:21

        Опять игра слов. Большинство - меньшинство - отрыжка тоталитаризма. Древние мудрецы не оставили цитат о большинстве -меньшинстве, хотя много думали о смысле жизни, отношениях мужчины и женщины, детях, счастье. Видимо, вне тоталитаризма это было не актуально, просто жили человеки. Большевики и меньшевики, споря и дискутируя, дружно привели страну к трагедии гражданской войны.

    • Анонимно
      7.12.2017 10:13

      Весь мировой коллектив говорит на английском, включая Индию с её 1.4 млрд.
      И?

      Кто воспитан?

      • Вам о другом говорят. А вы глупости пишите. Если я нахожусь в коллективе, где не все понимают русский, но все знают английский, то я говорю на английском и не считаю это зазорным. Так как я хочу в первую очередь, чтоб меня услышали и поняли, а не тешить своё ущербное самолюбие, что русский язык кто-то не понимает из присутствующих.

        • Анонимно
          7.12.2017 15:06

          Речь шла о пассажирах автобуса, а это другая ситуация. И разговаривать в автобусе татары между собой по-русски совершенно не обязаны, пусть их даже будет 2 из 40 человек. К сожалению, у татар эта псевдотолерантность доходит до смешного.
          В нашем многонациональном коллективе, таких глупостей нет. Турок говорит с турком на своем языке, к моему коллеге чеченцу заходят чеченцы из других подразделений или отделов и тоже говорят на чеченском, узбеки между собой говорят на узбекском, кыргызы на кыргызском, когда приходит кто-то из татар я разговариваю на татарском. Никого это не напрягает. В том числе и русских. По-крайней мере никто этого не высказывал. Может быть это иностранная компания, не знаю.
          Разговаривать же на понятном для всех языке нужно, когда обсуждается общая для всех тема. Здесь просто по-другому не возможно.
          Бывает, что нет понятного для всех языка, тогда понявший переводит другому.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            7.12.2017 20:44

            Дашкин хватит сказки рассказывать.

          • М.К.
            7.12.2017 17:31

            В иностранной компании начальники иностранные, и они трактуют эту ситуацию по своему.
            В неиностранной компании ситуация будет несколько иная:
            1. на вас напишут донос
            2. Вас принудят использовать язык межнационального общения.

            Кстати, по п.1 - не удивлюсь, если донос напишет кто-то из проржавевших.

      • Анонимно
        7.12.2017 11:12

        Большинство населения мира английским не владеют.

  • Анонимно
    7.12.2017 09:04

    Наше счастье , что татарский народ рожает много таких достойных сыновей!

  • Анонимно
    7.12.2017 08:57

    "Волшебный пинок" должен стать причиной осознания ведения неправильной внутренней политики.

    Почему мы на бездарный и отвратительно играющий Рубин тратим 3 млрд руб и деньги растворяются непонятно куда, а на ДУМ РТ 70 млн руб в год, хотя мест в мечетях не хватает особенно на Квартале, а в Советском районе Казани ее вообще нет.

    Справедливо будет поменять бюджет Рубина и ДУМ РТ, появится языковая среда общения для татар, деньги не расворятся, как в Рубине, а на века будут на виду всех в виде мечетей и медресе.

    • Анонимно
      8.12.2017 10:28

      Рубин - дум рт это кто? Мечети медресе это кто? Кто за кем стоит тот того и инвестирует.

    • Анонимно
      7.12.2017 22:30

      В Советском районе Казани полно мечетей: "Медина" на ул. Курчатова, "Гаиля" в Азино-1, "Динислам" в Азино-2, есть мечети Дербышках, Царицыно, Карьере, Киндерях, Константиновке, Самосырово - всё это Советский район Казани

    • Анонимно
      7.12.2017 16:40

      Вообще-то согласно Конституции религиозные объединения от государства отделены. Или вы полагаете, что государство должно выделять ДУМ средства из бюджета?

      • М.К.
        7.12.2017 17:17

        Нет, ни в коем случае.
        Государство должно выделять деньги только на РПЦ, потому что это религия титульного населения.

    • Сколько вы платите подоходного налога в год? "Белая" ли у вас заработная плата? Что бы поумерить свои хотелки и тратить на постройку мечетей такие деньги, может вы отчитаетесь, сколько сами внесли в эту общую копилку?

    • Анонимно
      7.12.2017 09:10

      70 млн аппарат ДУМ РТ тратит в месяц

  • NIYAZ
    7.12.2017 08:47

    Не теми делами занят муфтий. Позаботился бы лучше 1) о закрытых мечетях, 2) халяль питании, 3) об уменьшение количества прихожан из числа местного населения, 4) музей Марджани достойный открыл бы.

    Много распыляется и пиарится только.

    • Анонимно
      7.12.2017 14:07

      Что хочет сказать Камиль Самигуллин, намекая на Чечню? К чему он призывает? Мысли хазрята должны быть обращены к Всевышнему, а не к суетным мирским делам. Именно с этим я обращаюсь к Вам, показывайте своей пастве пример достойного, выдержанного и миролюбивого поведения истинного служителя Аллаху, который всегда выше и мудрее политики . Бисьмилляхи рахман рахим.. Внучка муллы.

      • Анонимно
        7.12.2017 15:31

        Муфтий намекает на языковую культуру в РФ. Разговаривать в общественных местах только на языке, который понятен всем - это ложная вежливость насаждающаяся только в России.
        Подслушивать, понимать разговор чужих беседующих не обязательно.
        В других странах такое требование абсолютно отсутствует.
        Даже в Москве ныне никто не делает замечания: "Говорите по-русски!". Это, наоборот,
        считается не приличным.

        • Анонимно
          7.12.2017 22:56

          «Если трое людей находятся вместе, то двое не должны переговариваться в тайне от третьего до тех пор, пока они не смешаются с людьми. В противном случае они могут обидеть его». Этот хадис передали аль-Бухари (6290) и Муслим (2184)

          • Анонимно
            8.12.2017 09:17

            Да, извините, ошибся. И спасибо за поправку.
            Рим Дашкин

        • Анонимно
          7.12.2017 16:03

          15.31 Так никто и не заставляет говорить по -русски так же, как нет и не может быть запрета на татарский язык. Наоборот, огромное количество комментаторов не просто просят, а прямо умоляют развивать национальную татарскую культуру, говорить на своем родном языке, но не заставлять это делать русских детей. Захотят - выучат татарский и будут разговаривать с удовольствием, а принуждение вызывает только отторжение.

    • Анонимно
      7.12.2017 10:35

      А что вам позволило сделать вывод, что он этим не занимается? Количество практикующей молодежи из местного населения вроде как из года в год увеличивается. Для кого-то это пиар, а для кого-то работа с прессой, чтобы делать доступным свою точку зрения. Не только ж оппонентам свое мнение по повестке выражать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль