Культура 
9.12.2017

От «крафтового Минниханова» до пособия «Как управлять рабами»

«Тут есть книжки, год выпуска у которых стоит 2018-й»: в Казани открылся зимний книжный фестиваль «Смены»

Весь уик-энд в центре современной культуры «Смена» можно будет купить книги более 50 российских издательств по ценам «от производителя». А сам зимний книжный фестиваль, как и его летний аналог, превращаются в яркое городское событие для столицы Татарстана. «БИЗНЕС Online» побывал на открытии и выяснил, как блокчейн оказался в топах и здесь, почему иногда проще продавать самодельные блокноты, чем художественную литературу, и почему 1% издателей может быть важнее оставшихся 99.

Весь уик-энд в «Смене» можно будет купить книги более 50 российских издательств по ценам «от производителя»

 «СЕБЕ МОЖНО КУПИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ КНИГУ, А ДЕТКИ ВСЕ-ТАКИ ВИЗУАЛЫ»

Сказать, что зимняя книжная ярмарка «Смены» набрала обороты — значит не сказать ничего. Несмотря на то, что и пространства в центре современной культуры в последнее время стало больше, протолкнуться между рядами сегодня было сложновато, хотя сама ярмарка только-только открылась в 14:00. На первом этаже расположилась детская и искусствоведческая литература. На втором — лекторий и продолжение ярмарки. Третий этаж отдан под детские мастер-классы для детей, юных посетителей наблюдалось также большое количество. Традиционная встреча с книгами в «Смене» поистине стала важным городским и семейным мероприятием. Забавный факт. Многие покупатели настолько привыкли к безналичному расчету, что в кошельке наличности у многих не оказалось. Естественно, терминалы на книжной ярмарке не предусмотрены, но все же выход был найден через онлайн-переводы одного из самых известных российских банков.

«Здесь своими глазами можно увидеть то, что мы ищем в интернете, — говорит Екатерина Калинина, пришедшая на ярмарку с двумя дочками 11 и 9 лет. — Мы щепетильно следим за новинками как детской, так и подростковой литературы. Себе можно купить электронную книгу, а детки все-таки визуалы». Девушка открыла для себя книжный фест «Смены» летом на «Черном озере», ее подкупил не только широкий выбор, но и цены: «В прошлый раз у нас прямо из под носа увели одну книжку, представляете, сегодня бывает и такое. И потом в одном из сетевых магазинов мы так и не смогли со всеми скидками купить ее по такой же цене».  

Третий этаж отдан под детские мастер-классы Фото: vk.com/smena_kazan

Выбор детской литературы действительно огромный, причем как художественной, так и познавательной. Есть даже научные комиксы. Огромным вниманием пользовалась большущая книжка-трансформер «Анатомия — анатомический атлас». На каждой странице изображена определенная часть человеческого тела, но ее можно приподнять, и тогда рисунок предстает в виде строения данной части организма. И все это описано в популярной легкодоступной форме. Есть, конечно, и раздел, посвященный половому созреванию: «Пусть мой ребенок лучше все это изучает и узнает из такой вот литературы, чем в подворотне», — говорит Ольга, купившая книжку своему 10-летнему сыну.

«Пусть мой ребенок лучше все это изучает и узнает из такой вот литературы, чем в подворотне»

«Мы на рынке уже 12 лет, начинали как издательство деловой и бизнес-литературы, — призналась Мария Шалуева, менеджер по продажам столичного издательства „Манн, Иванов и Фербер“. — Чуть позже появилось направление „МИФ детства“, „МИФ творчества“, и довольно много у нас книг по саморазвитию. Мы не издаем художественную литературу в принципе. В фестивале в „Смене“ участвуем традиционно. Мне кажется, здесь очень наша аудитория, нас знают, любят. Люди приходят, спрашивают конкретные книги, ориентируются в наших новинках. Книжек покупают на фестивале много. А те, кто сейчас ничего не приобрел, с ними очень приятно общаться, подсказывать, потому что мы разговариваем на одном языке». 

Многие издатели или представители издательств действительно делали упор на том, что для них важен не столько коммерческий успех уик-энда в Казани, сколько общение с читателями и потенциальными покупателями. Именно тут можно прочувствовать читательские тренды. Хотя  Михаил Кулюкин, директор московского издательства «Этерна», вывел для себя довольно простую формулу покупательского интереса: «Хорошие книжки продаются, плохие — нет».

«Хорошие книжки продаются, плохие — нет»

«МАЛЕНЬКИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА НЕ ОГРАНИЧЕНЫ КОММЕРЧЕСКИМИ РАМКАМИ, В ЭТОМ ИХ И ПРЕЛЕСТЬ»

На выставке можно увидеть и весьма неожиданные вещи. К примеру, блокноты из крафт-бумаги с довольно необычными рисунками. К примеру, с профилем Рустама Минниханова и надписью «Алга, Татарстан» или надписью на актуальную тему «Keep calm hем алга инде». «Я начинал дело со своих книжек, — говорит скетчбукер Вадим Гершанов. — Просто книжки не очень берут, поэтому появилась идея издавать новую форму, но без содержания, чтобы люди могли их наполнять своим содержанием. На блокнотах я придумываю и пишу то, чего нам не хватает — мотивации. Чтобы усилить какие-то тренды, нам нужны мотивы, и вот на блокнотах написано то, что, прочитав, люди захотят жить активно. Ну мне, по крайней мере, так кажется». По словам Гершанова, в Смене» его товар идет довольно бойко.

Подобные книжные фестивали как кровь нужны небольшим частным издателям, за счет чего они, по сути, и выживают. «Рынок таких маленьких издательств в России небольшой и не составляет, наверное, даже 1 процента от общего рынка, — говорит Николай Охотин, представитель небольшой дистрибьютерской компании „Медленные книги“. — Но он крайне важен с точки зрения содержания. Этот 1 процент по содержанию может превосходить остальные 99 процентов или по крайней мере равняется им. И очень важно если его не продвигать, то хотя бы сохранять на этом же уровне». На стенде у Охотина можно найти много интересного. К примеру, «Диалоги с Сокуровым», инициатива издания которых принадлежит петербургской «Открытой библиотеке» (общественно-культурный проект), которая организовывает встречи с интересными людьми.

Литературный журнал «Носорог» — филологическо-художественный журнал — тоже абсолютно частная инициатива. Это круг молодых критиков-филологов, которые просто печатают отрывки из современной художественной прозы и критику на нее. Или книжка историка из Казани Ильи Герасимова, который сейчас проживает в Америке. Он один из основоположников новой школы подхода к истории... «Прелесть этих издательств в том, что они не очень ограничены какими-то коммерческими рамками, — говорит Охотин. — Они не очень гонятся за прибылью, тем самым вольны печатать то, что им хочется. Конечно, среди них встречается большое количество графоманов, но есть и люди с хорошими идеями, знаниями в определенных областях. И они могут позволить себе выпустить, немного, но крайне интересных книжек. Это, безусловно, преимущество маленьких издательств».

«ЛЮДЕЙ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ИНТЕРЕСУЕТ НЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, А НУЖНАЯ»

Сложно поверить, но на ярмарке можно было увидеть тех, кто покупал книжки целыми сумками. Например, Олег Волостнов учится в магистратуре на архитектора в КГАСУ: «Тут представлены все издательства, которые выпускают литературу, относящуюся к нашему исследованию. К примеру, мы тут купили две книги, которые были изданы только два дня назад». За новой литературой приходит и профессор кафедры конфликтологии КНИТУ-КХТИ Владимир Ловчев. «Тут есть книжки, год выпуска у которых стоит 2018-й, — говорит он. — При этом в „Смене“ есть художественная литература, которая в большие магазины так и не доходит».   

Однако на ярмарке были и разочарованные. Дело в том, что за некоторыми книжками велась настоящая охота. А учитывая, что издательства привозили все же небольшой тираж, некоторые экземпляры заканчивались очень быстро, и люди откровенно расстраивались, когда узнавали, что они уже опоздали. «Я заметила, что в последнее время людей часто интересует не художественная литература, а нужная», — говорит Наталья Дмитриева, руководитель по маркетингу и продвижению издательства «Олимп бизнес». Она, что называется, на себе привезла несколько книжек, которые вышли только вчера, и ей очень хотелось поделиться новинками с читателями. «Литература у нас в основном переводная, зарубежная, но, похоже, наступил момент, когда и российский бизнес дошел до той ступени, где должен грамотно оформляться и подаваться. И поэтому мы начали привлекать российских авторов», — Дмитриева продемонстрировала недавно вышедшее «Консультирование первых лиц» Михаила Иванова и «64 истории российских успешных стартапов» Елены Николаевой. Самые топовые продажи по ее издательству — это «Блокчейн — новая схема в экономики» и «Как управлять рабами» Марка Сидония.

К слову, зимняя книжная ярмарка продлится весь уик-энд, и публику, помимо широчайшего выбора книг, ждет еще множество научно-популярных лекций, с расписанием которых можно познакомиться на сайте феста. Завтра он будет работать в ЦСК «Смена» с 12 до 20 часов вечера.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (9) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.12.2017 18:54

    Надо будет обязательно заглянуть

  • Если книгу не выложили в Интернет, значит, она никому не нужна.
    Если книгу выложили в Интернет, зачем мне нужна ее бумажная копия?

    • Анонимно
      9.12.2017 20:16

      Эмиль, бумажная вкуснее...

    • adelbaews
      9.12.2017 20:25

      чтоб потом в очках не ходить)

    • Анонимно
      10.12.2017 12:20

      В писательских и околописательских кругах, имеющих традиционный взгляд на профессию писатель, считается, что если книга издана в печати, то автор состоялся как писатель. Если нет, и автор публикуется исключительно в интернете, то он не состоявшийся автор. Почему так происходит, на то две причины, либо его книга не подходит ни под один формат издательства, так сказать, не в тренде (подобное происходит и с нашей эстрадой), либо он графоман, от творчества которого только хочется плакать. еще один небольшой нюанс, поскольку издательства при работе с авторами преследуют исключительно коммерческие цели, то публикация в печати не всегда означает то, что автор не графоман, а самый что ни на есть настоящий писатель, способный на свежесть идей и оригинальную подачу текста. Главное, попасть в тренд (серию) и коммерческий интерес со стороны издательства. Да, ниже комментатор написал, что бумажная версия "вкуснее", и он прав, обе версии книги не сравнить

  • Анонимно
    9.12.2017 20:02

    Интересны названия книг, которые быстро закончились))

  • Анонимно
    10.12.2017 00:38

    По мне в бумажном варианте читать можно научную, специальную литературу, где много иллюстраций, карт, таблиц, ссылок и альбомы, где главное это картинки. Художественную лучше читать на электронных носителях, я уж не говорю про удобство хранения!

    • Анонимно
      10.12.2017 21:43

      Да, когда техническую информацию читаешь, 20 вкладок открывать приходиться (это если на десктопе) на планшете такое не получается. Только когда распечатаешь в формате А3, развесишь на стенде, голове работать проще.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen