Интернет-конференция 
12.12.2017

Ким Миннуллин: «Руководители высокого ранга обязаны знать оба государственных языка»

Почему за четверть века так и не удалось сделать татарский язык востребованным?

Ким Миннуллин был первым человеком, которого взяли в правительство республики конкретно заниматься вопросом языков, и он занимался этим 10 лет. О том, почему не удалось сделать татарский язык необходимым в повседневной жизни, директор Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова АН РТ рассуждает в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».

«Сам я из татарской деревни, жена – из Казани, у нас два сына и две внучки, и мы целенаправленно, дополнительно работаем над тем, чтобы родной язык в семье сохранялся» Фото: Сергей Елагин

«ВНУЧКИ У НАС МГНОВЕННО ПЕРЕХОДЯТ НА РУССКИЙ ЯЗЫК!»

Ким Мугаллимович, судя по вашей биографии, вы родились и определенное время жили в Башкирии. Что помогло вам сохранить свой родной язык? Об этом спрашивает наш читатель Никулин.

– Татарский язык в Башкортостане в то время чувствовал себя гораздо спокойнее. В тех деревнях, где компактно проживало татарское население, обучали на татарском языке. 

– Для сохранения и развития языка среда для его применения – это важно?

– Это очень важно! Сам я из татарской деревни, жена – из Казани, у нас два сына и две внучки, и мы целенаправленно, дополнительно работаем над тем, чтобы родной язык в семье сохранялся. А без этого у юного поколения за несколько месяцев ничего не останется!

– Семья в сохранении родного языка играет все-таки первостепенную роль?

– Семья, конечно, занимает очень важное место. Вот говорят, что с русским языком проблемы, а как быть другим языкам, когда везде – и в телевизоре, и на улице, на транспорте – везде звучит только русский язык? Мы говорим о государственном языке, но ведь закон не регулирует межличностные отношения. И как быть за пределами работы? Мои сыновья росли в конце 80-90-х годов, и мы в то время особо не ощущали атмосферы утраты языка и давления одноязычия. Наши дети выросли двуязычными без каких-либо усилий с нашей стороны. Но сегодня ситуация совсем другая.

– И какая сегодня ситуация?

– Сегодня невозможно удержать уже то состояние, которое было 20 лет назад. Внучки у нас мгновенно переходят на русский язык! 

– Почему?

– Наверное, информационный поток гораздо больше идет на русском языке – это и телевидение, и телефоны, и среда общения за пределами квартиры. Я конкретно не анализировал ситуацию, но сегодня гораздо сложнее удерживать людей на разговорном татарском.

– Но ведь уже более 20 лет татарский язык является обязательным для изучения в школе! А вы говорите, что ситуация с языком изменилась в худшую сторону именно в это время. Что же нужно для того, чтобы татарский язык сохранить?

– Это ведь не только у нас, проблема родного языка наблюдается по всему миру. У народов бывших союзных республик, которые приобрели государственность в начале 90-х годов, происходит то же самое. Несмотря на то что они уже более 25 лет живут самостоятельно, ситуация с родным языком там не очень простая. Наверное, это общая тенденция глобализации. В то же время сказывается проживание в нашей единой стране и, как результат, влияние русского языка.

Я был первым человеком, которого взяли в правительство республики конкретно заниматься вопросом языков. В 1992 году был принят закон РФ «О языках народов РФ», через два года – программа развития языков, а в 1996 году было решено в аппарате кабинета министров РТ ввести должность ведущего референта отдела культуры и искусства, который курировал бы вопросы языковой политики, реализации закона «О языках» на уровне правительства. Я благодарен бывшему вице-премьеру Ильгизу Калимулловичу Хайруллину, который поверил в меня и принял на эту работу. Он в то время говорил, что не совсем еще представляет, как мы будем заниматься реализацией закона «О языках» и госпрограммы. Закон и программа были, но не было механизма их реализации, не было инфраструктуры, не было конкретных людей, которые занимались бы этими вопросами. Но это было уже начало выстраивания определенной системы языковой политики. Я с первых дней был сторонником государственного подхода к вопросу реализации закона «О языках» и 10 лет занимался этим и сегодня придерживаюсь такой точки зрения, что государство должно брать на себя обязательства в поиске решений этих вопросов.


«ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК? ЭТО ЯЗЫК ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

– Как реализовывался закон «О языках» на практике? Назовите пять основных позиций.

– Это же не на пустом месте было сделано! Был закон СССР «О языках», где были указаны конкретные меры, потом был закон РСФСР «О языках» и постановление о порядке введения закона в действие. Затем было принято решение о разработке концепции государственной программы по сохранению языков народов РСФСР. После этого было решено в трехмесячный срок создать на федеральном уровне Институт языков народов РСФСР, разработать языковые квалификационные требования, создать службы языковых переводов по всей стране. Вот это и есть выстраивание языковой политики государства.

– То есть в современной России в языковой политике все шло последовательно?

– Началось выстраивание этого механизма, были приняты соответствующие документы. Это еще не говорит о том, что этими вопросами конкретно занимались, но понимание путей решения «языкового вопроса» было. Например, в квалификационных требованиях работников сферы услуг – в торговле, здравоохранении, бытовом обслуживании – были указаны определенные параметры по знанию языков. Нормативная база развивалась именно таким образом, это не выдумки Татарстана. В 1993 году во исполнение решения Верховного Совета и постановления правительства РФ в республике начали принимать соответствующие нормативные акты, например, постановление о первоочередных мерах. Если есть закон, его надо выполнять.

Что такое государственный язык? Это язык государственного управления. Хотим мы или не хотим – есть закон! Государство через свои учреждения, через госслужащих общается со своими гражданами. Это и язык документов, решений, распоряжений, указов. В том числе это язык обучения, язык средств массовой информации, всей информационной базы.

– Документооборот должен быть на двух государственных языках – русском и татарском?

– В том числе.

– Что мы имеем на сегодняшний день по этой позиции?

– В 90-е годы мы что-то сумели сделать. При правительстве во главе с премьер-министром был создан комитет по реализации закона «О языках». В его состав входили три комиссии: терминологической, топонимической и языковой службы.  Они занимались координацией вопросов по разработке и изданию различных словарей, работой по наименованию и переименованию географических объектов, оформлением вывесок, этикеток и ярлыков выпускаемой продукции и т. д.

– Все-таки хотелось бы уточнить насчет двуязычного документооборота – почему не удалось этого достичь?

– Документооборот – это самое сложное направление, самый сложный этап реализации закона, потому что в законе нет конкретики в части обязательности двух языков. Там написано: «На одном из государственных языков». Подобные противоречия в законодательстве о языках имеются.

– Но ведь не запрещается ведение документов на двух языках?

– Не запрещается. Но я считаю, что надо начинать с более легких и менее затратных направлений. В свое время я не смог найти примеров ведения документов на двух языках в других странах.

– В чем сложность реализации этого положения?

– Например, как вести документы на двух языках: они должны быть в двух экземплярах – отдельно на русском и татарском языках – или эти тексты должны быть на одном листе? И кто должен заниматься этими вопросами? Я не говорю, что это невозможно реализовать, но к этому надо идти пошагово. На мой взгляд, делопроизводство и судопроизводство чисто технически сложнее выполнить, потому что потребуются дополнительные специалисты – переводчики и филологи.

– То есть все упирается в кадры и деньги?

– Еще должен быть выработан механизм документооборота по стране – от сельских поселений, муниципалитетов до федеральных органов власти. Этот вопрос должен решаться последовательно, постепенно. И какие-то подготовительные шаги предприняты, например, уже много лет законодательные акты, принимаемые Государственным Советом РТ, и нормативно-правовые документы правительства РТ находят свое отражение на обоих государственных языках республики. Печатаются они в газетах «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан». Кроме этого, на татарский язык переводятся также тексты законов федерального значения. Другое дело, что все эти документы постоянно дорабатываются и дополняются, что усложняет их своевременный перевод. Определенная часть переписки организаций также ведется на двух языках.

– По поводу названий улиц и разных вывесок на двух языках тоже было много разговоров, а проблема остается. Разве это сложно сделать?

– Со второй половины 90-х годов были приняты и постановление, и примерное положение для районов и городов по использованию географических названий на двух языках. Нами был подготовлен и законопроект, и решение о создании межведомственной комиссии при министерстве культуры. То есть работа постепенно шла, были попытки создания определенной инфраструктуры, выработки механизма реализации.

«С одной стороны, мы хотим, чтобы все было правильно переведено и оформлено. С другой стороны, в республике нет специальных структурных подразделений по языковой политике»Фото: «БИЗНЕС Online»

«РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНА «О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РФ» ОСТАЛАСЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ»

– Но чего все-таки не хватило?

– Наверное, не хватило понимания. В целом по России реализация закона «О языках народов РФ» осталась без внимания, федеральная программа по языкам до сих пор не разработана. Я был сторонником того, чтобы в аппарате правительства РТ создали отдел по развитию языков. Отдел, который создан в 1999 году, был единственным специализированным структурным подразделением в России.

– Что можно считать заслугой этого отдела?

– Отдел курировал и координировал реализацию закона «О языках». Все министры, все главы администраций, руководители различных структур, ректоры вузов отчитывались о выполнении законодательства о языках. Мы как представители аппарата правительства РТ работали напрямую со всеми министерствами и ведомствами. Такая планомерная и последовательная деятельность, на мой взгляд, дала для республики достаточно ценный опыт и положительный результат. 

– Что все-таки тормозило процесс перевода вывесок на два языка?

– Когда мы пытались разработать конкретное положение по данному направлению, проект документа мы не смогли согласовать, поскольку он вошел в противоречие с существующей нормативной базой – законом «О коммерческой деятельности» и т. д. Но 30 сентября 2017 года вышло постановление правительства РТ об идентичности текстов вывесок на татарском и русском языках («Об обеспечении соответствия текстов вывесок с наименованиями исполнительных органов государственной власти РТ, подведомственных им учреждений, государственных унитарных предприятий РТ правилам орфографии и пунктуации, идентичности текстов вывесок на татарском и русском языках» – прим. ред.). То есть мы, потеряв столько времени, все-таки вышли на нужный путь в данном вопросе. Данным постановлением экспертиза вывесок поручена нашему институту. Сегодня мы практически ежедневно получаем письма со всей республики. Уже более 200 обращений пришло, а в каждом письме – по нескольку десятков текстов вывесок...

– Правительство РТ поручило ИЯЛИ АН РТ проверить идентичность текстов вывесок на государственных языках. Должна ли данным вопросом заниматься академия? Как организована работа по проверке текстов? (Евгений Гришин)

– С одной стороны, мы хотим, чтобы все было правильно переведено и оформлено. С другой стороны, в республике нет специальных структурных подразделений по языковой политике. На первый взгляд, такого рода прикладная работа не характерна для Академии наук. Но с другой стороны, и в этом вопросе необходим научный подход и экспертная работа. Зачастую простой перевод оборачивается поиском ответов на вопросы научно-теоретического характера, так как долгое время мы не развивали двуязычие – нет традиций, готовых клише и решений. Полученный опыт в дальнейшем анализируется, обобщается и формируется в качестве методических рекомендаций. Здесь для нас есть и пища для размышлений. 

– Как организована работа – только по письмам?

– Сегодня уже выработан определенный механизм. В системе «Народный контроль» в течение последних пяти лет мы являемся модераторами в категории «Ошибки в названиях и надписях», и все письма подобного плана поступают нам. Мы проверяем идентичность надписи на двух языках, но если замечаем ошибки в русской части, то предупреждаем об этом. Также уже несколько лет работаем с министерством культуры РТ по части памятных и мемориальных досок. Министерство обязывает делать надписи на двух языках и без нашей экспертной оценки надпись не принимает.

На сайте АН РТ мы открыли специальный раздел по этому вопросу, подготовили методические рекомендации, основанные на нашем опыте. Думаю, экспертизой надписей наш институт в будущем в таком масштабе заниматься не будет, мы сегодня постараемся поставить эту работу на определенные рельсы, а потом будем совершенствовать наши методические рекомендации для специалистов муниципалитетов. Нам хотелось бы, чтобы в городах и районах была сформирована соответствующая группа специалистов, а мы с ними готовы работать и через семинары, и через дистанционное обучение.

Но поскольку нет механизма постоянного контроля на местах, то ошибки могут прокрасться и после нашей экспертизы текста – во время изготовления этих вывесок. Вот, например, со СМИ работает «Татмедиа», по всем другим направлениям есть министерства и комитеты, а по вопросу языка такой структуры нет. Целесообразно выстроить механизм реализации языковой политики, создав для этого определенные структуры, ведь здесь много вопросов и кроме внешней атрибутики. 

«Лично я не вижу никакого ущемления, если руководителей высокого ранга, которых в республике порядка 20 - 30 человек, обязать знать оба государственных языка»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА – ЭТО ДАЛЕКО НЕ ТОЛЬКО ОБРАЗОВАНИЕ»

– В кабинете министров РТ сохранился отдел по языковой политике, в котором вы работали?

– Отдел сохранился, но сегодня координация в вопросах реализации государственной программы по языкам, как я понимаю, перешла в министерство образования и науки РТ. Но я считаю это решение неверным, потому что языковая политика – это далеко не только образование. У работников министерства и своих вопросов предостаточно, а «языковая проблема» ох как сложна и многогранна! Мы в свое время пытались идти дальше – предлагали создать некий комитет по языковому строительству, который регулярно и на профессиональном уровне занимался бы и координацией, и надзором в этом вопросе. Но такая структура не была создана.

– Почему не создали?

– Наверное, посчитали, что и так достаточно. Но в конце 90-х — начале нулевых к нам приезжали практически со всех регионов России и интересовались механизмом выстраивания языковой политики. Мы пытались выстроить какой-то общий механизм, эти попытки поддерживались, были и госпрограмма, финансирование. Татарстан в этом вопросе был лидером, мы работали с издательствами и средствами массовой информации. Но по истечении определенного времени в Российской Федерации вопрос языков отошел на второй план, другие национальные республики не потянули, потому что этот вопрос очень серьезный, требующий наличия достаточно большого и исторического, и кадрового, и финансового потенциала.  

– Почему не ввели языковые квалификационные требования?

– Наверное, посчитали, что это преждевременно. Лично я не вижу никакого ущемления, если руководителей высокого ранга, которых в республике порядка 20 - 30 человек, обязать знать оба государственных языка. Ведь эти люди представляют не только направление своей деятельности, но и эту территорию – Татарстан – в других регионах России и за рубежом. Человек должен продвигать хороший имидж этой земли, поэтому должен знать и ее историю, и культуру, и язык. Кроме того, руководители встречаются с населением, а если министр не может общаться на родном для человека языке, трудно поведать ему свою боль.


– А когда наступит для этого время?

– В проектах всех документов служащие были разделены на категории, двуязычие должно было вводиться как бы поэтапно. Конечно, были разные мнения, например, говорили, что нельзя требовать знания двух государственных языков, пока обучение не прошли. 

– Так это же верно! Как требовать, если сначала людям не дать возможность изучить язык?!

– В организациях и на предприятиях организовывали курсы татарского языка. Но что касается нормативных документов, то даже не могу сказать, в каких кабинетах они застревали.

– Наверное, здравый смысл восторжествовал? Отбирать кадры по знанию двух государственных языков – это сузить возможности поиска квалифицированных специалистов.

– Это как сказать! Например, в торговле: не так уж сложно добиться, чтобы все продавцы знали несколько ходовых слов и выражений на татарском языке. Есть же средние профессиональные учебные заведения. Можно было бы организовать курсы по республиканской программе. 

– На мой взгляд, правильно сделали, что притормозили эти языковые требования: сначала надо дать возможность изучать язык с детского сада, в школах, а уж потом требования предъявлять.

– А я так не считаю! Были же люди, которые уже знали татарский язык, и надо было постепенно вводить эти условия в организациях и на предприятиях. Кто-то должен был сказать, чтобы не оставляли этот вопрос без внимания. Я не говорю, что надо было какие-то резкие движения делать, но раз у нас два государственных языка, то государство должно было последовательно, планомерно искать пути решения этих вопросов. Останавливаться – это неправильно!

Если одной из задач института является «участие в создании и совершенствовании школьных и вузовских программ, учебников и пособий», чувствуете ли вы свою ответственность за сложившуюся ситуацию с татарским языком, т. к. одной из причин называют несовершенство методики преподавания татарского языка, учебников? (Лариса)

– Я согласен с тем, что должно постоянно идти совершенствование методики и учебников. Координирует эти вопросы министерство образования и науки, и, возможно, с их стороны были определенные упущения. С другой стороны, нельзя всех учителей татарского языка грести под одну гребенку и говорить, что все они толком ничего не сделали. Есть сотни учителей, которые добросовестно и с хорошими результатами выполняют свою работу.

– Я с вами согласна – очень многое зависит от конкретного преподавателя, и так по всем предметам.

– За 25 лет была проведена большая работа по совершенствованию методики и учебников татарского языка.

«За 25 лет была проведена большая работа по совершенствованию методики и учебников татарского языка»

«Я ЕЩЕ 20 ЛЕТ НАЗАД БЫЛ СОГЛАСЕН С ТЕМ, ЧТО НАДО ОБУЧАТЬ РАЗГОВОРНОМУ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ»

– Кому было поручено разработать методику преподавания татарского языка в школах?

– Все это координируется министерством образования и науки РТ. Это однозначно! Но в СССР был выстроен механизм: при министерстве образования РСФСР работал Институт национальных школ, а здесь функционировал татарский филиал – в здании министерства образования. Татарский филиал работал в контакте с кафедрами татарского языка и литературы Казанского университета и Казанского педагогического института, а также с Институтом повышения квалификации при минобразе. То есть был выстроен четкий, ясный механизм, и все работало по всей стране. После известных событий 90-х годов этих филиалов в национальных республиках не стало, хотя в Москве институт сохранился.

– Разве не ИЯЛИ подхватил эстафетную палочку по разработке методики преподавания татарского языка?

– ИЯЛИ занимается фундаментальной наукой, мы готовим и выпускаем фундаментальные исследования истории и современного состояния татарского языка и литературы. К разработке методики преподавания татарского языка мы никогда не имели прямого отношения. После упразднения филиалов Института национальных школ Москва сама продолжала работать в этом направлении для регионов, но этого было мало. Чуть позже там создали издательство «Просвещение», которое выпускало всю учебно-методическую литературу. У них в составе были специалисты-методисты. В Татарстане в 1992 году было создано издательство «Магариф», и в какой-то части министерство образования начало с ним работать. 

– Издательство издаст учебники и методики, но их надо сначала разработать! Кто разрабатывал-то?

– Министерство образования создавало группы разработчиков, авторов книг, давало им задание. Оно по сей день этим занимается.

– То есть методики разрабатывали не институты, а «группа товарищей»?

– Да, группы отобранных товарищей, педагогов, которые выполняли государственный заказ по заданию министерства образования. В 2010 году издательство «Магариф» было закрыто, и стало еще сложнее. Кроме того, после создания КФУ педагогический университет вошел в его состав, и количество кафедр татарского языка и литературы сократилось. 

– В ИЯЛИ не обращались ни на каком этапе? Например, дать экспертную оценку разработанной методике?

– В последние год-два в связи с сокращением кафедр татарского языка встал вопрос о том, что и наш академический институт должен заниматься этими вопросами. В 2016 году мы создали небольшой отдел по национальному образованию и приступили к этой работе, хотя и раньше некоторые наши специалисты участвовали в подготовке учебников.

– Как поделены функции между ИЯЛИ и министерством образования в этом вопросе? Только экспертом выступаете или сами тоже разрабатываете методики и учебники?

– Мы пока еще не вышли на какие-то конкретные проекты, касающиеся методических пособий или учебников, но уже подключились и к экспертным оценкам, и к координации, и к выработке концептуальных основ этого дела. 

– Министр образования и науки РТ говорит (интернет-конференция состоялась 10 ноября 2017 года – прим. ред.), что разработана новая методика преподавания татарского языка. Когда она начнет внедряться в учебный процесс?

– Разработка методики, координация организационных вопросов идут. В этой части я поддерживаю министра, его стремления правильные, они дадут результат в понимании вопроса и выработке механизма. Не считаю нужным углубляться в вопросы разработки методики, поскольку не являюсь специалистом в этой области. В ИЯЛИ это направление курирует мой заместитель по науке.

– Наши читатели спрашивают: «Почему не разработать современную методику преподавания в школах не грамматики, а разговорного татарского языка?»

– Я был с этим согласен еще 20 лет назад! Это вопрос не новый, не сегодня возникший. И раньше в Татарстане создавались методики, основанные на коммуникационном принципе. Новая методика и учебники «Сәлам!» составлены в этом направлении.

Нажмите, чтобы увеличить

– Методика обучения умеющих говорить на татарском языке и всех остальных должна быть разная?

– Изначально были разными и методики, и учебники. Постановлением правительства РТ от 1993 года было принято решение о выпуске аж трех разных букварей татарского языка. То есть уже на первых порах понимание этого момента было, но, наверное, выработка методик и совершенствование шла медленнее, чем требовалось. В первые годы преподавания татарского языка как государственного преподаватель немецкого языка Казанского ветеринарного института Игорь Львович Литвинов, хорошо владеющий татарским языком, разработал школьный учебник татарского языка, где в приоритете был именно разговорный язык. И сегодня можно найти немало учителей, которые придерживались методики Игоря Львовича. В сообществе специалистов языка довольно бурно обсуждались все эти вещи.

– Вы высказывали свое мнение относительно того, что надо обучать в школах разговорному языку?

– Я не только высказывал, но и искал пути влияния на тогдашнего министра образования через вице-премьера РТ Ильгиза Калимулловича Хайруллина.

– И не удалось убедить его?

– Что-то, наверное, удалось. Какое-то время параллельно издавались разные учебники татарского языка, они использовались в школах. Какие-то учебники разрабатывались на основе учебника Литвинова. Работа шла, не останавливаясь, поэтому нельзя огульно критиковать все и вся.


«
НЕ СО ВСЕМИ АРГУМЕНТАМИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ДРОБИЖЕВОЙ Я МОГУ СОГЛАСИТЬСЯ»

Руководитель центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Михайловна Дробижева на нашей интернет-конференции сказала: «Сделайте татарский язык привлекательным, тогда проблем с его изучением не будет». А как сделать татарский язык привлекательным для тех, кто его не знает?

– Не со всеми аргументами и предложениями Дробижевой я могу согласиться. Например, с тем, что она решение этого вопроса пускает на самотек – мол, со временем люди поймут, что язык нужен, захотят его изучать. И я не совсем понимаю эту терминологию: что значит сделать язык «привлекательным»? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что из себя представляет эта «привлекательность». Это где-то и на психологическом уровне, и на эмоциональном.

С научной точки зрения, привлекательность – это способность объекта или субъекта привлечь к себе внимание. Для этого надо обладать какими-то особыми качествами, свойствами. Чем же может привлечь внимание язык? Наверное, уровнем своего развития и богатства. На сегодня татарский язык является одним из наиболее развитых и универсальных языков мира, с богатой историей и традицией. А когда говорят, что татарский язык надо сделать привлекательным, то тем самым они отрицают факт его привлекательности. С этим я согласиться не могу. Я использовал бы другую терминологию, например, можно говорить об интересе к языку, о востребованности языка, о мотивации.

– Думаю, говоря о привлекательности языка, Леокадия Михайловна и имела это в виду – его полезность, востребованность в жизни.

– Татарский язык достаточно привлекательный – и богатый, и универсальный. Мало таких языков, используя которые можно понять и другие тюркские языки. Как утверждают специалисты, на тюркских языках сегодня в мире разговаривают более 180 миллионов человек.

– Но ведь не все об этом знают! Может, надо объяснять, насколько знание татарского языка полезно? 

– Тогда речь идет об интересе к языку, его популяризации.

– Кто этим должен заниматься? Государственные средства массовой информации?

– Время от времени появляются интересные передачи и на ТНВ, и где-то еще, касающиеся языковой ситуации. Когда была принята последняя программа по развитию языков, количество передач этого направления увеличилось. Но это только одно направление, а востребованность татарского языка может осуществляться и через профессиональную деятельность. Какими-то методами надо прививать понимание того, что человек для работы на определенных должностях, в определенных сферах деятельности должен знать оба государственных языка. Другой блок вопросов связан с системой образования, с популяризацией языка через СМИ, через игры в детских садах. Но, к сожалению, мы сначала активно беремся за дело, а потом интерес к нему затухает. Ведь все эти вопросы во второй половине 90-х годов поднимались.

Я считаю, что государство должно регулировать вопросы сосуществования двух государственных языков. И постоянно должны совершенствоваться механизмы регулирования. Сколько уже лет мы говорим о технических средствах обеспечения двуязычия?! В республике тысячи залов заседаний, а разве они обеспечены переводом? Поэтому начинаем с приветствия на татарском языке, а потом вынужденно переходим на русский... И много таких примеров, где можно постепенно решать вопрос, не затрагивая какие-то личностные моменты.

Я уже говорил о комитете по реализации закона о языках, который раньше существовал. В городах и районах при администрациях также функционировали общественные комитеты и комиссии, которые прорабатывали языковые вопросы на своем уровне.

КТО ДОЛЖЕН КУРИРОВАТЬ ВОПРОСЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ?

– Считаете, надо вернуть эту структуру?

– А как же не вернуть?! Через электронную сеть мы критикуем друг друга, говорим об этом, а они могли бы стать площадкой для обмена мнением, во всех муниципалитетах работали бы комиссии по реализации закона о языках – пожалуйста, общайся, выноси все больные вопросы на обсуждение с участием представителей органов исполнительной власти!

– Но это должна быть государственная структура, вы считаете?

– Самое минимальное – эти структуры должны быть при администрациях в муниципалитетах. Если кто-то придумает более эффективную форму, я с удовольствием приму.

– А на уровне республики, может быть, ваш институт наделить такими функциями, чтобы не плодить дополнительные госструктуры?

– Наш институт может быть наделен функциями эксперта в каких-то отдельных вопросах. Не более того! Потому что ИЯЛИ не орган исполнительной власти, а научное учреждение. А структура может быть и на общественных началах, например, каким был совет по реализации закона о языках, но подконтрольная органам государственной власти. Тогда уже будет другой эффект.

– Может, все проще: министр образования и науки, который к тому же еще и вице-премьер, просто не справляется со своими обязанностями? Вы же сказали, что именно это министерство стало координирующим центром по языковой политике.

– Справляется не справляется – так ставить вопрос неправильно, потому что вопросы языковой политики не ограничиваются системой образования.

– Но он же вице-премьер, то есть ему даны большие полномочия!

– Я согласен в той части, что у него есть полномочия. Но рядом с ним должны быть специалисты, которые профессионально занимаются вопросами языковой политики. 

– Мог же он создать в министерстве небольшой аппарат для реализации еще одной функции – по языковой политике?

– Я абсолютно согласен с вами! Это хорошее предложение, я благодарен вам за него. Это один из вариантов на данном этапе – хотя бы каким-то образом активизировать это направление. 

Нажмите, чтобы увеличить

«ОЧЕРЕДЕЙ ИЗ ЖЕЛАЮЩИХ РАБОТАТЬ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ Я НЕ ВИЖУ...»

Каким образом осуществляется деятельность ИЯЛИ: какой у вас штат, какой годовой бюджет вам определен, в каких конкурсах на госзаказ участвуете, как и перед кем отчитываетесь, как определяется эффективность выполненного госзаказа? (Нуруллин К. М.)

– ИЯЛИ – это старейший исследовательский институт академического направления. В свое время наш институт дал жизнь Институту энциклопедии, который был создан на базе отдела энциклопедии, а в 1996 году – Институту истории, который объединил пять наших отделов. С тех пор базовый институт имеет название Институт языка, литературы и искусства. То есть институт остается многопрофильным – это филологическая наука в широком плане и искусствоведение. Всего у нас около 75 штатных единиц научных сотрудников, годовой бюджет – порядка 40 миллионов рублей. Подобные институты в том или ином формате существуют практически во всех национальных республиках России.

Надо сказать, что из сложного периода 90-х годов, когда были и финансовые проблемы, наша республика вышла с большим багажом, с развитием – и количественным, и качественным – в сфере науки. Благодаря пониманию и мудрости наших руководителей мы преобразовали имеющиеся и создали новые институты, чтобы каждое направление работало самостоятельно.

– Есть ли преемственность в научных кадрах, идет ли в науку молодежь?

– Смену поколений мы практически прошли. Когда я возглавил институт в 2006 году, был самым молодым доктором наук, а мне было 47 лет. В то время институт подошел к тому рубежу, когда практически все заведующие отделами были в возрасте порядка 70 лет. Я понял, что через три-четыре года я как руководитель института подойду к сложному этапу его развития... Была проделана большая работа, и сегодня средний возраст докторов наук – 62 года, кандидатов наук − 43, а среди заведующих отделами и в руководстве института я оказался практически самым старшим. У нас есть даже 30-летние заведующие отделами.

Обновление кадров у нас произошло, но вопросов еще много, потому что недостаточно квалифицированных кадров среднего возраста. У нас в республике для реализации проектов больших преград я не вижу, но вот кадровые вопросы всегда для меня были сложными, потому что наши сотрудники должны обладать очень хорошими знаниями в области современного татарского языка, его истории, в том числе уметь работать со  старотатарскими письменными текстами на арабской графике, а также в определенной степени владеть другими тюркскими, восточными и западноевропейскими языками. И плюс к тому – академическая наука требует большой самоотдачи. Отбор кадров очень жесткий. И очередей из желающих работать в академическом институте я не вижу...  

Нажмите, чтобы увеличить

– Хотелось бы прочувствовать отдачу от работы института...

– В ИЯЛИ три языковых отдела, в каждом из которых работают по 6 - 7 сотрудников, это не так много. Отдел лексикографии занимается разработкой словарей, отдел общей лингвистики – изучением исторического литературного языка с его 1000-летней историей, сегодняшним состоянием лингвистики. Отдел лексикологии и диалектологии ведет работу в рамках научного направления «Сравнительно-историческое исследование татарского языка и его диалектов». Отдел литературоведения готовит 8-томник истории татарской литературы. Отдел текстологии готовит многотомники по истории литературы, например, к 130-летию со дня рождения Габдуллы Тукая вышел 6-томник академического издания, где собраны все его творения. Сегодня идет работа над созданием 15-томного собрания сочинений Галимджана Ибрагимова. Отдел народного творчества продолжает работу над созданием 25-томника татарского фольклора. В советское время вышло 12 томов, и сегодня мы готовим еще 13. Параллельно на русском языке впервые издаем в 15 томах татарское народное творчество. Есть отдел театра и музыки, отдел изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также центр письменного и музыкального наследия с богатейшим архивным фондом, где хранятся более 50 тысяч единиц архивных материалов: более 7 тысяч рукописных, около 3 тысяч старопечатных книг, записи экспедиционных материалов, исторические документы, более 200 фондов деятелей культуры и искусства.

Вы более 10 лет работаете директором института. Назовите 10 проектов, являющихся достоянием гуманитарной науки. (Фатих)

– Научные фундаментальные труды, крупные проекты порой готовятся десятилетиями. Есть проекты, которые были начаты еще до того, как я возглавил ИЯЛИ, но ряд проектов был начат при мне. Например, год назад мы завершили первую персональную 900-страничную энциклопедию Тукая на татарском языке. Издали собрание сочинений Гаяза Исхаки в 15 томах, за которое специалисты получили государственную премию РТ по науке и технике. Трудность в работе заключалась в том, что после 1918 года Исхаки жил за пределами нашей страны и все его наследие сохранилось там.

Новое направление в работе института – это история татарского литературного языка в трех томах. Впервые готовим академическую лексикологию в четырех томах. Готовим также 8-томное издание истории татарской литературы, работа идет над пятым томом. В советское время история татарской литературы издавалась, но современное издание – это другой уровень и иная идеология. Каждый том – по 600 страниц. Этим изданием интересуются во многих тюркских странах. Как я уже сказал, работаем и над изданием многотомника по народному творчеству. Также идет обновление толкового словаря, который был издан в конце 70-х – начале 80-х годов в трех томах. Мы сегодня готовим 6 томов, каждый из которых по 800 - 900 страниц. Скоро выходит третий том.


«СОЗДАЕМ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ ФОНД»

На вашем сайте я читал о научных проектах, но не нашел их в электронном виде. Сегодня многие пользуются электронными словарями, хорошо было бы если бы и ваши труды были доступны в электронном виде. (Фатих)

– Все, что сегодня нами делается, особенно по «языковому вопросу», разрабатывается в двух вариантах – в бумажном и электронном. В республике разработана и утверждена дорожная карта по подготовке словарей в рамках реализации закона о языках, и наш институт является основным исполнителем этой работы, получая на это дополнительное финансирование. Мы создаем многофункциональный полилингвальный электронный лексикографический фонд. Параллельно ведем работу по оцифровке тех словарей, которые были изданы до сегодняшнего дня. 

– Что-то уже можно увидеть в электронном виде?

– На днях мы открываем специальную электронную площадку в Академии наук РТ, презентацию планируем провести в первой декаде декабря. На этот сайт будет выкладываться все, что касается языковых проектов, в том числе все словари.       

– Еще какие-то новые проекты есть в работе института?

– Хотелось бы еще отметить проект «Духовное наследие: поиски и открытия», три выпуска которого уже вышли – посвященные Габдулле Тукаю, Фатиху Амирхану, Галимджану Ибрагимову. Сегодня к изданию готовятся четвертый и пятый тома. Эти архивные материалы в основном печатаются впервые или же возвращают читателю ценные материалы дореволюционной периодики.

– Труды института где можно найти? В библиотеках?

– Да, по возможности мы снабжаем библиотеки. В продаже их практически нет, а электронный вариант мы выкладываем на сайте института.  

– Сегодня – время технологий, а терминов на татарском языке не хватает. В этом направлении работа ведется?

– В дорожную карту по лексикографии мы заложили создание словарей неологизмов и специальной терминологии. Будет два варианта – на бумажном носителе и в электронном виде. Бумажный вариант будет дополняться примерно раз в пять лет, а электронный – ежегодно. К 2020 году будет завершена работа по всем тем направлениям, которые предусмотрены государственной программой по языкам. 

– Многие современные термины имеют иностранное происхождение. Наверное, не все можно перевести на татарский язык? Вообще, есть смысл в переводе?

– Конечно, вопрос правильный. Есть международная терминология, которая применяется и в русском языке, и в татарском. Термины или адаптируются татарскому правописанию, или остаются в первоначальном виде. В каждом конкретном случае принимается отдельное решение. Ведь еще многое зависит от того, приживется или нет термин на татарском языке, поэтому сразу в словарь мы не включаем.

Сегодня огромная работа ведется по созданию электронного корпуса татарского языка для лексикографов: берем все СМИ на татарском языке, все изданные книги, и специальная программа создает фонд новых терминов. На основе этой базы специалисты нажатием одной кнопки могут узнать применение определенного слова. Это важно для составления словарей. В 2007 году мы издали двухтомник татарско-русского словаря, а сегодня готовим двухтомный русско-татарский словарь. К концу 2017 года, думаю, будет готов электронный вариант, а к концу 2018-го – бумажный.

– «БИЗНЕС Online» читаете?

– Обязательно! В основном очень заинтересованно читаю вашу газету. Постепенно отвыкаю от телевизора, в том числе благодаря и «БИЗНЕС Online».

Ким Мугаллимович, спасибо за содержательный разговор. Успехов вам!

Миннуллин Ким Мугаллимович родился 4 января 1959 года в деревне Шамметово Илишевского района Башкирской АССР. Окончил филологический факультет Казанского государственного университета по специальности «татарский язык и литература» (1985). Доктор филологических наук, член корреспондент АН РТ.

1985 - 1988 – заместитель секретаря комитета ВЛКСМ на КПО «ТАСМА». 
1988 - 1996 – младший научный сотрудник, затем научный сотрудник Института языка, литературы и истории им. Ибрагимова АН РТ. 
1996 – секретарь комитета по реализации закона РТ «О языках народов Республики Татарстан» при кабинете министров РТ. 
1996 - 1999 – ведущий референт отдела культуры и искусства аппарата кабинета министров РТ, главный референт секретариата заместителя премьер-министра РТ. 
1999 - 2007 – начальник отдела культуры и развития языков народов РТ аппарата кабинета министров РТ. 
С 2006 – директор Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова Академии наук РТ.

Автор ряда монографий и научных статей по татарской песенной поэзии и проблемам национально-языковых отношений.

 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (117) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.12.2017 08:29

"Лично я не вижу никакого ущемления, если руководителей высокого ранга, которых в республике порядка 20 — 30 человек, обязать знать оба государственных языка."
Всё понятно,русскоязычным ничего не светит при этом. Особенно кто не родом из РТ.

  • Анонимно
    12.12.2017 08:08

    это безусловно, но и нижнего ранга

    • Буре
      12.12.2017 08:34

      Что вы головы ломаете?
      Если отменить обязательный экзамен по русскому он сразу же станет таким же невостребованным как татарский
      Так?
      Так

      • Анонимно
        12.12.2017 09:08

        Нет не так.
        В Казахстане нет обязательного экзамена по русскому языку, на Украине нет обязательного экзамена по русскому, но при этом в этих странах русский язык востребован и на нем говорят практически все.

        • Анонимно
          12.12.2017 09:28

          Ну так поднимайте вопрос об отмене обязательного ЕГЭ по русскому языку - ваше чадо которое мучается от школьных нагрузок будет только рад - им все нужно делать добровольным!

          • Анонимно
            12.12.2017 09:43

            Поднимать не собираюсь, так как русский язык действительно необходим во всех сферах жизни и трудовой деятельности.

            • Анонимно
              12.12.2017 18:04

              так что русский привлекательный.

            • Анонимно
              12.12.2017 22:39

              Так же как и английский. Поэтому любой порядочный и грамотный руководитель высокого уровня должен обязательно знать два языка, РУССКИЙ и АНГЛИЙСКИЙ.

        • Буре
          12.12.2017 09:28

          И мы все говорим по русски
          И все научились говорить по русски гораздо раньше чем в школу пошли

        • Анонимно
          12.12.2017 09:56

          Есть понятие инерция, вот теперь и в Казахстане и на Украине инерционное движение использования русского языка замедляется и движение прекратится и язык будет просто не использоваться. Пока живо поколение умеющее говорить на русском инерция будет продолжена, а вырастает новое поколение не говорящая на русском и их число будет с каждым годом нарастать. Вот и всё объяснение, если уж говорить о глобализации то человечество заговорит на английском и китайском скорее всего даже в России. А востребованность языка родного, чем больше будут его гнобить, тем сильнее он станет и население будет на нем говорить, вот и проблема с востребованностью решена.

          • Анонимно
            12.12.2017 12:29

            !!!!

            Верно. Согласно данным Фонда "Русский мир" число русскоязычных в мире уменьшилось на 50 миллионов за последние 25 лет.

          • Анонимно
            12.12.2017 15:54

            Но казахские дети очень чисто по-русски говорят - в Турции на отдыхе такие семьи часто попадаются - прислушайтесь.
            Это, конечно, понятно - при 5 уроках русского в неделю (у наших детей только с этой четверти столько стало), но все равно удивляет всегда, как они в анимации участвуют - речь чистая, без акцента

          • Анонимно
            12.12.2017 16:18

            Это отдельные страны, совсем неуместный пример.

          • Анонимно
            12.12.2017 17:25

            Отделение Украины и Казахстана от России незаконно. Везде есть и должен использоваться только один государственный язык русский.

            • Анонимно
              14.12.2017 10:43

              Отделение Украины и Казахстана от России незаконно. Везде есть и должен использоваться только один государственный язык русский.
              Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/366647
              В свое время будет новое объединение, я уверен.

        • Анонимно
          12.12.2017 17:44

          если Вы не знаете ситуацию в Казахстане, не надо об этом грворить

          • Анонимно
            12.12.2017 18:31

            Татарам тоже не сладко пришлось в Казахстане в своё время. Русских долой- татары Домой, такой лозунг был. Так что нечего о плохом хорошо говорить!

      • Анонимно
        12.12.2017 19:43

        А как ваши дети будут читать элементарный договор ( скажем, трудовой), инструкцию по технике безопасности, должностную инструкцию, не говоря о их составлении.
        Или везде переводчики будут по каждому национальному языку?

  • Анонимно
    12.12.2017 08:27

    Н-да. Интервью, по сути, оправдательное. А ведь нас не интересует, почему не сделали то или это. Конечный результат, увы, отрицательный. Ни методик, ни политической воли, ничего не сделано для продвижения Татарского языка.... ничего. Теперь рассказывать о том, как все получилось, нам не нужно.

    • ПутчДемона
      12.12.2017 11:03

      Все интервью после принятия решения несут извинительно-оправдательный характер. Но сейчас уже никого не интересует почему все при кормушке получали зарплату и не добились успешных изменений. Вопрос надо ставить так: либо предлагай конкретные практические улучшения, либо вставай и уходи. Чтобы ещё через 10 лет снова не слушать одни и те же оправдания. В принципе надо устраивать конкурс на эффективную программу развития татарского языка, а не погружаться снова в этот вялотекущий котел пенсионеров и неэффективных менеджеров от образования.

      • 11.03. А кто перед кем извиняется и оправдывается? А какие успешные изменения должны быть? Что-то УСПЕХ во всех стратах России не наблюдается. Недавно космический корабль упал и затонул в океане. УСПЕХ? На русском или на фене ботаем?

    • Анонимно
      12.12.2017 12:14

      Вы совершенно правы. Как говорила героиня фильма "Москва слезам не верит", "Меня не интересует, почему "нет". Меня интересует, что вы сделали для того, чтобы было "да". За столько лет и - ничего. Отдел языковой политики для чего был нужен? Для создания рабочих мест? И ещё одна цитата из этого же фильма: "Преодоление этих трудностей - это и есть ваша работа. За это вам и платят заработную плату".

  • Анонимно
    12.12.2017 08:27

    Пора прекратить уже дискуссию о языках! Все решено, решено правильно, со 100% голосованием! Вам делать нечего что-ли? Занимайтесь улучшением благосостояния народа, вот туда направьте Вашу энергию! Болтологию уже надо закончить! БЛАГОПОЛУЧИЕ НАРОДА! ВОТ ГЛАВНОЕ!

    • Анонимно
      12.12.2017 08:48

      Благополучие Татарского Народа подразумевает и благополучие татарского языка!

      А вы о каком народе говорите???

      • Анонимно
        12.12.2017 09:12

        О многонациональном народе Татарстана, а не только о татарах.

        • Анонимно
          12.12.2017 14:06

          /О многонациональном народе Татарстана,/
          Благополучие многонационального народа Татарстана зависит и от,конкретно, благополучия татаского народа.

          • Анонимно
            12.12.2017 16:03

            Благополучие татарского народа никак не может зависеть от того, что в часы родного языка мой ребенок с этой четверти начал посещать свой настоящий родной язык. Для татарских детей не изменилось ничего абсолютно.

            Вернее косвенно конечно это даст о себе знать - семьи будут более счастливы, имея то расписание, которое они считают нужным для своих детей - т.е. повысится и работоспособность, и в целом карма города.. Но не сразу же это почувствуется))

      • Анонимно
        12.12.2017 14:16

        Благополучие всех, кто живет в Татарстане! Мозгами шевелите немножко!

  • Анонимно
    12.12.2017 08:28

    См статью выше, только 7% интересует эта тема, а если не муссировать через месяц вообще все забудут. Но видимо кому то не имется, кто-то упорно хочет выдавить из кисы последние капли, ну угомонитесь уже у людей другие проблемы и планы на свою жизнь.

  • Анонимно
    12.12.2017 08:29

    "Лично я не вижу никакого ущемления, если руководителей высокого ранга, которых в республике порядка 20 — 30 человек, обязать знать оба государственных языка."
    Всё понятно,русскоязычным ничего не светит при этом. Особенно кто не родом из РТ.

    • Анонимно
      12.12.2017 08:50

      Так и не хочется учить татарский язык, а кормушка привлекает... Есть такой телеведущий: Дмитрий Второв - русский, взял и выучил - свободно разговаривает. Никто не говорит чтобы владели на 100%, хотя бы понимали когда к ним обратится бабушка из деревни с какой нибудь просьбой.

      • Анонимно
        12.12.2017 09:56

        Меня лично никакая кормушка не привлекает,а просто хочется,чтобы в руководстве были профессионалы. Профессионалы в своей области.

        • Анонимно
          12.12.2017 13:44

          Давайте тогда требования к гражданству и знанию русского языка упраздним - англоязычные профессионалы потянутся.

        • Анонимно
          13.12.2017 21:57

          Профессионал Гайдар и Чубайс,показали вам,как надо обогощаться.Ты,опоздал.Всё поделено.

      • Анонимно
        12.12.2017 11:03

        Далась вам эта бабушка из деревни с какой-нибудь просьбой... Да мы столько бабушек не наберем, чтобы к каждому приставить по бабушке с просьбой. Да и просьб у бабушек столько не наберется!

        Поступающих на госслужбу надо подвергать ЭКЗАМЕНАМ на знание двух языков. Потому что человек говорит, что он знает ДВА языка. А на деле не знает ни одного, или знает на уровне придомовой скамейки - сплетни травить. Поэтому некоторые двуязычные на своей госслужбе не умеют ни прочитать и понять документы-обращения, ни составить и написать документ-ответное письмо. Вот и мучаются сами с собой.

        Зато всем БЛА-БЛА, что двуязычные...

        • Анонимно
          12.12.2017 12:58

          Учителей татарского языка-в переводчики,и все довольны: учителя, что работают; бабушки,что могут спросить у министра (а часто такое,интересно?); профессионалы в руководстве,независимо от знания/незнания языка.

    • Анонимно
      12.12.2017 08:50

      А почему кто не родом не из РТ оказались не нужны в своем регионе?

      • Анонимно
        12.12.2017 09:34

        Мы все в одной стране, а регионы это просто территории на карте.

        • Анонимно
          12.12.2017 10:24

          Целое-это совокупность элементов,определённым образом структурированное.Если по твоему,что ты лезешь на нашу территорию,кто тебя звал?

    • Анонимно
      12.12.2017 09:13

      Он не видит, потому что закрывает на эту проблему глаза, также как закрывали до отмены обязательности изучения татарского.

    • Анонимно
      12.12.2017 10:19

      так они и хотят продолжить свою клановость, что бы не дай бог появился не свой. Весь этот дутый вопрос с языком и был в этом

  • Анонимно
    12.12.2017 08:43

    Даже Автор статьи больше знает механизмов по сохранению языка. А этот чиновник просто сидел на месте... теплом месте...

  • Анонимно
    12.12.2017 08:45

    "- Правительство РТ поручило ИЯЛИ АН РТ проверить идентичность текстов вывесок на государственных языках. Должна ли данным вопросом заниматься академия? Как организована работа по проверке текстов? (Евгений Гришин И ЧТО ЖЕ ОТВЕЧАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ ИНСТИТУТА ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ АН РТ?!!! --- "в республике нет специальных структурных подразделений по языковой политике. На первый взгляд, такого рода прикладная работа не характерна для Академии наук..., Здесь для нас есть и пища для размышлений. " ИЛИ ВОТ ЕЩЁ ОДИН УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ --- " Если одной из задач института является «участие в создании и совершенствовании школьных и вузовских программ, учебников и пособий», чувствуете ли вы свою ответственность за сложившуюся ситуацию с татарским языком, т.к. одной из причин называют несовершенство методики преподавания татарского языка, учебников? (Лариса)" ОТВЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ ИНСТИТУТА ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ РТ --- "Координирует эти вопросы министерство образования и науки, и, возможно, с их стороны были определенные упущения..." ТАКИМ ОБРАЗОМ ЭТОТ ЧУДЕСНЫЙ ИНСТИТУТ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАКИМИ ОСТРЫМИ ПРОБЛЕМАМИ, ИМ НАДО ПОДУМАТЬ, ПОРАССУЖДАТЬ, ПИЩА ДЛЯ УМА ИМ НУЖНА!!! А МОЖЕТ УЖЕ ПОРА ПЕРЕСМОТРЕТЬ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭТОГО ЗАВЕДЕНИЯ, ЕСЛИ ОНИ ВСЁ СБРАСЫВАЮТ НА МИНОБР РТ?

    • Анонимно
      12.12.2017 12:11

      увы, этот институт никак не участвует в решении серьезных вопросов. Команда бездарная!

      • Анонимно
        12.12.2017 16:25

        Если такая команда то их надо расформировать

        • Анонимно
          12.12.2017 23:32

          Я бы всю академию наук РТ расформировала все равно ничего не делают, а красиво пилят бюджет.

      • Анонимно
        13.12.2017 10:25

        Вообще чем занимается этот институт. Годовой бюджет 40 млн. Их с институтом истории объединить надо. Миннуллин там пусть нач отдела будет

    • Анонимно
      12.12.2017 22:14

      А почему бы ИЛЯЛИ не принять опыт соседнего Башкортстана? Там уже 15 лет тому назад все вывески привели в порядок, а организовала и руководила всем процессом Фирдаус Гильмутдинова- Ваша коллега. Там нашлись и специалисты и инициативные люди. Во всех муниципальных органах были созданы комиссии по выполнению "Закона о языках". Комиссии обошли все учреждения: фотографировали вывески, потребовали образцы фирменных бланков, оттиски печатей и т. д. У кого были ошибки, направляли к специалистам ИЛЯЛИ. На устранение ошибок дали месяц другой. Все это организованно, бесплатно. Операция называлась "Грамотный город". Кто хочет делать ищет пути решения, кто не хочет причины. А то "Без булдырабыз!"

  • Анонимно
    12.12.2017 08:48

    Объективная реальность-ГЛОБАЛИЗАЦИЯ!
    Может обратно по пещерам разойтись?
    А руководитель,в первую очередь, должен быть ПРОФЕССИОНАЛОМ, а вовсе не лингвистом.

  • Анонимно
    12.12.2017 08:55

    На радиочастотах тоже надо пропагандировать и изучать татарский язык. Пока едешь до работы, глядишь и выучил несколько слов.

    • Анонимно
      12.12.2017 15:50

      ..На радиочастотах тоже надо пропагандировать и изучать татарский язык.."
      Пропагандировать-то можно.
      Только кто же эти программы слушать-то будет?

      • Анонимно
        12.12.2017 19:12

        Пол часа утром и вечером, а слушать будут те, кто хочет выучить татарский язык. Только в одном вы правы, хозяева радиостанций не захотят жертвовать для изучения татарского языка своей прибылью. Ну нет среди них патриотов РТ.

    • Анонимно
      12.12.2017 21:27

      Хорошая идея. Короткие аудиоуроки.

  • Анонимно
    12.12.2017 09:13

    Вообще в мире есть примеры того, что бы академия наук занималась вопросами вывесок га ларьках и машазинах? Для этого обязательно быть академиком? Где тут открытия, новизна знаний и т.п.? Хотя надо полагать, что наши академики видимо уже несколько Нобелевских премий получили и их знания настолько огромны, что можно отдохнуть и заняться вывесками.

    • Анонимно
      12.12.2017 09:46

      Какова "академия", таковы и "научные" задания.

      • Анонимно
        12.12.2017 12:38

        Таковы и сами академики. Что для науки сделал Ким Миннуллин, доктор филологических наук, академик? Какое открытие он сделал, чтобы получить такую высокую научную степень? Отвечаю: ничего! Такого ученого научный мир вообще не знает. Его индекс Хирша равен 3-м. Индекс средней руки ассистента без научной степени в любом вузе России. Вот какие доктора руководят наукой в Татарстане. А, забыл сказать, он же еще и родной брат Роберта Миннуллина. Это уже повыше любого научного показателя.

        • Анонимно
          12.12.2017 14:30

          А под его руководством сколько его родных и близких работает. Он как Брежнев, тихоря только работает , но не для татарского народа, а для себя только "пашет". Вот и поэтому мы потихоньку по теряем свой язык. Здесь не Москва, не Путин , а вот такие чиновники виноваты

        • Анонимно
          12.12.2017 15:45

          Знаю Кима довольно давно. Однозначно, положительный человек и профессионал своего дела. Где бы он ни работал - выкладывается на все 100, работает на результат. О нем всегда хорошие отзывы, причем и за пределами нашей республики. А такие комментария как здесь - это нормально для бездельников. Бездельники не любят правильных людей. Как говорится собаки лают, караван идет. Дальнейших успехов, Ким, а на этих поменьше обращай внимания.

          • Анонимно
            12.12.2017 17:45

            конкретные результаты его работы можете озвучить ?

            • Анонимно
              12.12.2017 19:00

              Язым әле,бергә укыган идек Казан дәүләт университенда,кергән идем янына,секретаре каршы алды,юк ул диеп борып җибәрде.Аны май баскан миен.

          • Анонимно
            13.12.2017 00:39

            Отзывы хорошие, а результата нет! Но ты не стоит обращать на это внимания. Главное оставаться правильным человеком, а бездельники они и есть бездельники. Что с них возьмёшь, главное чтобы налоги платили. А то не будет денег для финансирования языковых программ для бездельников.

        • Анонимно
          12.12.2017 23:44

          Ким Миннуллин очень умный человек, хороший оратор. Он уже давно понял что в первую очередь нужно думать о своем благополучии и благополучии родных. Столько лет заниматься исполнением программы закона о языках не каждому дано.Главное с братом повезло, протолкнул Кабмин, Директор,Академик.

  • Анонимно
    12.12.2017 09:42

    Так много умных людей! Почему меня за 10 лет так и не научили татарскому?

  • Анонимно
    12.12.2017 09:46

    КИМ,дускай,Ульян өлкәсендәге Димитровград шәһәрендәге,Татар мәктәбен акыллы төзөгез.Андагы карикатураны күргәнем юк.Яки,Татар мәктәбе исемен йөртә,директорны алыгыз Татар автономиясе белән берлектә.Ярый,урындагы манкортлар акча эшли,тик Татарстан исемен,нишләп сатып яталар.Анда татарча укыту юк,гомумән.Аны,ПИСНЕС,дияр идем.Татар телен хурлыкка тешермә,акча бүген ар,иртәгә юк.Э,Татарлар кала.

  • Анонимно
    12.12.2017 09:48

    а вам что важнее знание татарского или профессионализм претендента ?

  • Анонимно
    12.12.2017 09:54

    Оба языка! Как это важно! А то смотрю половина правительства РТ -удащливые, два слова по русски связать не могут! На госслужбе знать нужно оба языка и татарский и русский!

    • Анонимно
      12.12.2017 16:10

      А татарский для чего? Ответы на обращения точно не министр лично пишет (если вдруг старушка из Актаныша что спросит), а работа должна вестись на государственном языке страны - это же государственная должность, не сувенирская лавка..

  • 1. Проблема здесь нисколько не в изучении или не изучении татарского языка. Проблема в том, что идеологи Русского мира вообще татар и Татарстан не хотят осознавать, зачастую сознательно, эти субъекты, как нечто иное, а лишь только как некое приложение к Русскому миру, к русским в частности, истории и идеологии. Допустим, только лишь, опять же, как неким вплетением в русскую историю и культуру, государственность и доктрину дальнейшего развития.
    2. То есть русские и русскоязычные Татарстан вообще не определяют и не хотят воспринимать Татарстан, как некую национальную территорию татар, а самих татар коренным народом.
    3. Они считают, что территория Татарстана - это исторически исконная земля русских.
    4. Да и не только Татарстан - любые национальные территории. А аборигенов на них видят в той же ипостаси, как аборигенов Австралии или Америки.
    5. И когда русские и русскоязычные встречают к этому сопротивление, то сильно удивляются этому, считая, что позиция их по этно конструкции нашей страны вопрос давно решённый, аксиома, и не может быть подвергнут сомнению.
    6. И я вот говорю: Россия с 1991 г. - это Новая страна, где никто никому ничего не должен и не обязан. И все гармонические взаимоотношения должны выстраиваться не по прошлому, а на основе солидарности и дружбы. А никак не иначе.
    7. И самим русским, нужно на территории России определится со своей национальной территорией и застолбить её. С этого момента многие недоразумения исчерпают себя в большей степени.

    • Иными словами, идеологи Русского Мира ( а там самих русских даже меньше чем иных представителей, которые и не имеют никаких исторических корней и национальных территорий в России), самими русскими прикрываясь как ширмой, на основании того, что последних больше в количественном плане, политико-социальный и географический БРЕНД "РОССИЯ" ХОТЯТ ЗАСТОЛБИТЬ ЗА СОБОЙ. БРЕНД "РОССИЯ", на самом деле, если даже взглянуть с коммерческой точки зрения ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ.
      Хотя, по логике, им должны обладать три цивилизации: славяне (которые названы русскими), татары ( существующих в нынешних границах РФ) и (аналогично татарам), финно-угры.
      Потому как история нашей страны ( в границах бывшего РСФСР и нынешних) насчитывает более 5 тыс. лет, где самим русским отведен незначительный лишь отрезок времени.
      А у нас, историю, хотят пропихнуть и пропихивают лишь с летоисчесления славянской цивилизации: князь Владимир, Рюрики, Романовы. Хотя даже при том, что указанные исторические персонажи не были ни славянами, ни русскими.
      Вот и надо начинать заново излагать историю. По крайней мере с киммерийцев. С наших прямых предков. Затем скифы, гунны, ордынцы и т.д.
      ДАВАЙТЕ ПОПЫТАЕМСЯ ВНАЧАЛЕ ЧЕСТНО РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ ПРО СЕБЯ. Хотя, думаю, многим и не понравится.

      • Анонимно
        12.12.2017 16:21

        "И я вот говорю: Россия с 1991 г. - это Новая страна, где никто никому ничего не должен и не обязан. И все гармонические взаимоотношения должны выстраиваться не по прошлому, а на основе солидарности и дружбы. А никак не иначе."

        Ох, Гадель-Гадель...
        И в следующем же посте вашем про исторические экскурсы в прошлое)))

        Ну не всем логика дана, но тогда и зачем тогда так много писать?)))
        И давайте не по прошлому выстраивать, а по насущной необходимости, вот в школах уже подвижка хорошая, так что оптимистичнее давайте - все хорошо будет!)

    • Анонимно
      12.12.2017 11:37

      Уважаемый, да вы демагог! Татарстан- для татар, Башкирия - для башкир....... Кто займется великим переселением в России? Что-то не видно желающих татар переезжать в Татарстан из других регионов страны. И будет еще меньше, уверяю вас - никто в здравом уме не поедет в неспокойный регион!

      • 11.37.
        Вы, золотой мой, ни так восприняли прочитанное. Разве я говорю об очередном Великом переселении народов? Зачем татарам, дружно и компактно проживающими, допустим в Сибири или Оренбуржье, цыганским табором переезжать на ПМЖ в Татарстан? Они и так там прекрасно проживают на своей исконной земле.
        Я говорю, что провоприемкии всей российской цивилизации и БРЕНДА России, помимо русских славян, являются ещё и ТАТАРЫ, И ФИННО-УГРЫ. РАЗВЕ ВЫ НЕ СОГЛАСНЫ?

  • Анонимно
    12.12.2017 11:37

    Прочитал.
    Очень гладко и ни о чём.

    Похоже, единственной реальной деятельностью будет вывески на ларьки утверждать. Кстати, это платная услуга?

  • Анонимно
    12.12.2017 11:45

    ...мда, ишь ты, видите - ли, зам. премьера, не знал, как реализовать закон о гос. языке, не знал, а прилип в кресло, не знал, так надо было в отставку!!!
    Из-за безхребетных партийных лакеев, сегодня страдают Татарстанцы, которых в течении 27 лет за нос водили со своим суверенитетом, когда хапали своим праправнукам национальное достояние СССР....
    Вот Вам один из авторов, наряду с Рафаэлем Хакимовым, сегодняшних проблем татарского народа Татарстана!

  • Анонимно
    12.12.2017 13:12

    /...берем все СМИ на татарском языке, все изданные книги, и специальная программа создает фонд новых терминов./
    А людям можно вносить свои предложения и как?

  • М.К.
    12.12.2017 13:29

    В любом случае надо иметь большой массив людей профессионально владеющих татарским языком, чтобы в удобный момент было легко всё восстановить в полном объёме.

    • Анонимно
      12.12.2017 20:38

      Что восстановить-то? Нельзя все время смотреть в прошлое! Надо смотреть в будущее! Напишите хорошие книги на татарском, поставьте хорошие пьесы, создайте хорошие песни! Чтобы молодежь к языку потянулась!

      • Анонимно
        12.12.2017 22:05

        У нас всё есть,хорошие книги,фильмы,пьесы,артисты с песнями.Есть Татарский мир.Он не бьёт в барабаны,а живёт трудом,сромно,но основательно.

  • Анонимно
    12.12.2017 13:44

    В бывших союзных ситуация совсем другая, в Украине идет возрождение практически с нуля, в Азии и Кавказе проблем нет, только у беллоруссов и казах была схожая с татарами проблема, но они пока суверенные государства и быстрое вымирание как нам им не грозит

  • Анонимно
    12.12.2017 14:41

    К сожалению, татароязычная среда в Казани это уже из области пожеланий.... сохранить бы ее в татарских райцентрах Сабах и тд.. Не будет полноценного обучения на татарском языке, язык останется на уровне фольклера и бытового разговора.

    • Анонимно
      13.12.2017 14:13

      14.41 Ну надо же , беда какая, русские дети татарский язык будут учить по желанию. Что делать будем, шеф, все, пропала татароязычная среда! А самим татарам создавать и поддерживать свой язык и культуру слабо?

  • Анонимно
    12.12.2017 16:03

    "Лично я не вижу никакого ущемления, если руководителей высокого ранга, которых в республике порядка 20 — 30 человек, обязать знать оба государственных языка."
    Вопрос автору - когда, у кого и при каких обстоятельствах этот долг образовался? Или это ваши очередные ничем не мотивированные хотелки?

  • Анонимно
    12.12.2017 16:08

    Все бюджетники и работники сферы услуги должны знать, на бытовом уровне по меньшей мере.

    • Анонимно
      12.12.2017 18:53

      А если зарплата из бюджета РФ?

      • Анонимно
        12.12.2017 19:20

        А если Бюджет РФ,от продажи нефти,которая не принадлежит Москве?То как?

        • Анонимно
          12.12.2017 20:06

          А что, нефть принадлежит исключительно РТ? А, может, тогда Альметьевскому району, почему остальные районы претендуют?

    • Анонимно
      12.12.2017 21:09

      это кому должны и по какому закону?

  • Анонимно
    12.12.2017 16:22

    Мужичок бойко отчитывается о "успехах" своих личных и возглавляемой им конторы почти за 20 лет "плодотворного" труда.
    А язык сегодня менее востребован, чем прежде.
    А деньги-то где, Зин????

    • Анонимно
      12.12.2017 23:40

      Деньги на развитие языка в академии, но только там как раз с приходом финансов забыли о татарском языке.

  • Анонимно
    12.12.2017 16:28

    Наглядный пример трусливого государственного чиновника, ответственного за выполнение Закона о языках ... Мямлит, что надо не спеша, последовательно и т.д. и т.п., а в итоге, скоро на государственном татарском языке некому будет говорить. Хорошо устроился этот господин. Создает видимость бурной деятельности, а на практике пшик... Гнать его в шею с этой должности. Все что нужно делать для развития татарского языка просто и понятно. Просто нужно не боятся и работать, как это делают русские националисты. Карабай

    • Анонимно
      12.12.2017 17:20

      Нет Плана обучения Татарскому,даже в Кружковой форме,факультативно.

    • Анонимно
      13.12.2017 13:40

      В 80- ти дотационных регионах, руководители ничего не боятся и " работают" не щадя своих сил и получают дотации, которые не достаются простому народу. И при этом ссылаются на отсутствие муниципальных денег, что грозит недофинасированием: медучреждения, школы и на прочие социальные нужды.

  • Анонимно
    12.12.2017 17:20

    Это товарищь подводит идеологическую базу под существующий этнический перекос в руководящих кадрах. Дескать ,кроме этнического,должен ещё существовать языковой фильтр. А кто будет проверять качество знаний в 2х языках соискателя это 10 -ый вопрос. Нам на этих должностях не свои не нужны.

    • Анонимно
      12.12.2017 18:23

      Как по всей Российской Федерации,в управленческих Кадрах будет баланс,то есть,Татары будут управленцами,тогда и предьявишь обвинения к Татарстану.Пока Баланс есть,в РФ русские,в Татарстане-татары.

  • Анонимно
    12.12.2017 17:42

    Спасибо за труд и терпения автору статьи. Вы показали уровень мышления доктора филологических наук, бывшего чиновника кабмина. Вот такие у нас национальные кадры, большие шишки. Вот поэтому и нация у нас в таком плачевном состоянии

  • Анонимно
    12.12.2017 18:11

    Язык без власти умрет. А Мао Дзедун говорил: "Винтовка рождает власть". А винтовок нет. Вот и весь вопрос. А винтовки у нас отобрали в 1552 году. Надо бороться без винтовок, борьба характеров и упорства. Знаю, что мой коммент не пропустят, потому что очень правдивый. Но газете нужна другая правда, московская правда.

    • Анонимно
      12.12.2017 18:40

      Если у тебя винтовка,то у твоего врага окажется гранатомёт.При перестрелке,он тебя убьёт.Пиши,твоя цель не достигнута.В компьютерные игры поиграй,поймёшь.Учиться надо,Укырга,белем алырга кирэк.Вэт,шунда акыл иясе булачаксың.Әлегә,сүз буткасы кайнатып ятасың,ам авыз.

      • Анонимно
        13.12.2017 13:08

        Про винтовку, он образно сказал и сейчас купить современное оружие, не составит больщого труда. Вспомните про Чечню. У них было современное российское оружие, которое продавали наши же военные, которых не было в действующих армейских подразделений. Россия - непредсказуема.

  • Анонимно
    12.12.2017 18:30

    Руководители должны соответствовать занимаемой должности, быть профессионалами своего дела.Знание языков нужно только министру образования.

    • Анонимно
      12.12.2017 23:42

      Где вы видели соответствие занимаемой должности? Кого сняли тут же пристроили.

  • Анонимно
    12.12.2017 18:55

    Что только ни придумают бюрократы-бездельники чтоб оправдать своё существование.Вспомнил начало девяностых.Работал в фирме которая выпускала отделочные материалы.Вдруг строгая бумага.Этикетки должны быть на двух языках.И адрес куда надо обратиться чтоб тебе эти переводы сделали.Пришли ознакомились с ценником и поняли что работать нам несколько месяцев бесплатно.А напротив нас сидит директор кондитерской фабрика Заря и плачет.У него надо перевести 5000 наименований продукции.Ну вот и нет теперь кондитерской фабрики.Ну а мы пошли в издательство и там нам знакомые перевели этикетки.Ну а потом начала работать академия и начали слова диковинные изобретать за такие которых самые настоящие татары никогда в жизни не слышали.И мучаются теперь родители не зная как домашнее задание выполнить.И можно конечно понять человека который безбедно протирал штаны десять лет но и можно понять его внучку которая как чуть так на русский переходит.Глобализация за окном.Да и капитализм.И очень странно будет выглядеть тот капиталист который будет принимать на работу людей не по деловым качествам а на основании проверки знания языков.

    • Анонимно
      12.12.2017 19:38

      Татар теле --мэжбури (обязательный) в Татарстане!!!

      • Анонимно
        14.12.2017 10:25

        Ну тогда сам Татарстан необязателен. Дал татарам дедушка Ленин границы на нашу голову. Слишком дофига проблем создалось.

    • Анонимно
      12.12.2017 20:08

      Я просто в восхищении от Вашего комментария! До какой степени грамотно, и с примерами из собственной практики. Лучше, по-моему, написать просто невозможно. Спасибо Вам!

  • Анонимно
    12.12.2017 19:57

    Как же достали с обсуждением этого вопроса. Мы живем в России, и Татарстан это Россия, а не другое государство. И это не просто безобидное изучать или не изучать, в Казани невозможно устроиться на должность ( гор дума, суд, администрация и т.д.) если у тебя фамилия не татарская! Люди вынуждкны своих детей, в которых ты вкладываешь большие надежды отправлять в другие города, Москва, Питер, заграница, что бы все таки он добился своих высот! Так как там не смотрят какая у тебя фамилия, или отчество. И зачем там ему Татарский язык! Нужно уже закрыть эту тему, надеюсь недалёко то время, что мои дети будут занимать руководящие посты с русской фамилией! И без родственников( из деревень)

    • Анонимно
      12.12.2017 23:16

      Да ладно? А че пол России в в Масквабаде делает?Тоже от татарского бежит?И где вы видели эффективных руководителей по стране,если 80 регионов дотационных?То есть сами себя прокормить не могут? И если вашему ребенку не хочется жить вместе с татарами ,то пусть и не учит татарский.Я лично не хочу руководителя который априори не уважает меня и мой народ.Все просто.
      И не надо писать про деревню.Те,кто родом оттуда помнят кто они и зачем они на этой земле.В отличии от людей без корней и памяти.
      Дожили ...Теперь быть родом из деревни оказывается Фууу. Вон оно как.И вы детей своих в том же духе воспитываете?

  • Анонимно
    12.12.2017 22:30

    Казан каласы усэ,чэчэк ата,без бик
    шатбыз кала белэн горурланабыз!

  • Анонимно
    13.12.2017 01:21

    Кто получает хорошее воспитание дома, имеет достойное настоящее высшее образование, не лентяй, умеет вести себя достойно, ведёт здоровый образ жизни , независимо от национальности в Татарстане могут работать в руководящих должностях. Самое главное-знания нужны в каждой профессии. В своих неудачах не надо винить других: власть, чиновников, татар. У нас все равны.

  • Анонимно
    13.12.2017 05:30

    Вообщем неизвестно чем занимаетсяданный институт. Тёплое место ? Сколько разговоров шло про татарский, они в стороне.

  • Анонимно
    13.12.2017 12:44

    До 1917 года, несмотря на царизм и русизм, у татар были и свой татарский базис и своя татарская надстройка (если говорить языком философии). Было компактное проживание в татарской части Казани и в татарских деревнях. За советские годы компактное проживание в Казани было ликвидировано, вследствие урбанизации многие сельчане переселились в города. Большевиками был уничтожен самостоятельный татарский базис (экономика). Сейчас татарская надстройка оказалась без своего базиса (базис только русский и русскоязычный). поэтому она еще по инерции еще несколько продержится, а потом исчезнет навсегда, дело только во времени. Надстройка без базиса не может существовать в принципе. Ведь главной мотивацией для изучения татарского языка было бы наличие татарского базиса, то есть необходимость использования татарского языка в экономике и администрации. Упрощенно говоря, с одной стороны, миска супа, которую татарин должен заработать в русскоязычном базисе, с другой стороны посещение татарского театра в татароязычной надстройке. Хочет, не хочет, татарин для своего выживания из-за этой миски супа вынужден ассимилироваться, потому что миска супа для выживания важнее татарского театра. Надстройка (а язык -
    это часть надстройки) зависит намного больше от базиса, чем наоборот Наша татарская надстройка не имеет своего национального базиса. А евреи , например, создали свой национальный базис в форме государства Израиль.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/366647

  • Анонимно
    13.12.2017 15:32

    Татарский язык не только сохранить, а развивать ещё надо! А то все и руководство и власти разговаривают на ломаном языке. Начинают говорить сначала по-русский, а заканчивают по - татарский. Свой язык, культуру, родную литературу развивать надо, я так считаю.

  • Анонимно
    13.12.2017 20:34

    ВОТ из-за таких болтунов комсомольцев и получили мы провал. Года 2 назад он тоже болтал по ТВ, что у нас отличные учебники, методики по татарскому языку. Гнать в шею всех этих блатных болтунов, иначе из позора татары не выйдут. А то нашли одного козла отпущения - министра и зама. А эти десятки лет отвечавшие за татарский язык опять чистенькие, опять лапшу на уши вешают. Закиров

    • Анонимно
      14.12.2017 08:36

      Эх, вы знали бы как он работал в кабмине?!какими методами?!всему свое время, но пока нельзя...

  • Анонимно
    16.12.2017 00:22

    Вопрос стоял о государственных языках в Татарстане. Их два и потому все гос. служащие обязаны знать их. А детей перестаньте мучить. Для чиновников организовать обучение с последующим экзаменом в стиле ЕГЭ. Кто хочет стать чиновником, тот ещё в школе начнёт заниматься языками.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль