Общество 
16.12.2017

Айрат Файзрахманов: «Почему же татары оказались менее достойны своей истории революции?»

К вопросу о продвижении исторических и культурных брендов: как в Татарстане «пропустили» важные юбилеи 2017 года

В Баку этим летом отмечали 100-летие первого всероссийского съезда мусульман России, рассказывала недавно на научно-практической конференции в КФУ участница форума из Азербайджана. Татарстан же дружно пропустил не только эту серьезную дату, но и 100-летний юбилей своей первой национально-культурной автономии, констатирует кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов. Автор «БИЗНЕС Online» объясняет, чем можно быть полезно продвижение «татарских сюжетов» в российскую историю и массовую культуру.

Организаторы первого всероссийского съезда мусульман в 1917 году, в том числе татарские религиозные деятели, взяли на себя смелость сформировать свое видение того, как решить рабочий, аграрный, военный, образовательный вопрос, проблему государственного устройства страны «Организаторы первого всероссийского съезда мусульман в 1917 году взяли на себя смелость сформировать свое видение того, как решить рабочий, аграрный, военный, образовательный вопросы, проблему государственного устройства страны»

«ПРАЗДНОВАЛИ 100-ЛЕТИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО СЪЕЗДА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ, А НЕ В РОССИИ»

«В этом году было 100-летие первого всероссийского съезда мусульман России. Мы в Баку отмечали, поскольку это событие имеет важное значение в жизни мусульман, в том числе тюрко-татарского народа, вообще бывшего СССР», — эти слова прозвучали из уст представителя делегации Азербайджана, специально приехавшей в декабре в Казань на конференцию, посвященную 130-летию историка Газиза Губайдуллина. Фигура Губайдуллина символична — он объединяет в себе и участие в мусульманском национальном движении в 1917 - 1918 годы, и написание крупных исследований по истории Татарстана, Азербайджана и Узбекистана. По сути, он первый татарский историк-концептуалист, «сконструировавший» национальную историю татар практически в том виде, как мы знаем ее теперь.

В отличие от Азербайджана, Татарстан и татары, к сожалению, дружно пропустили не только столетие всероссийских мусульманских съездов, но и столетие своей первой национально-культурной автономии. О мусульманских съездах написано много интересных статей и книг, но знание о них продолжают оставаться уделом узкого круга научной и национальной общественности.

Вместе с тем в 2017 году был целый ряд крупных форумов, которые могли бы пройти под знаком этого юбилея. Большой майский форум татарских религиозных деятелей тему мусульманских съездов практически пропустил. А ведь именно 100 лет назад, в мае 1917 года, на московском мусульманском съезде впервые был избран муфтий (им стал Галимджан Баруди), на этом фундаменте демократической культуры было реорганизовано Духовное управление. Организаторы съезда в 1917 году, в том числе татарские религиозные деятели, взяли на себя смелость сформировать свое видение того, как решить рабочий, аграрный, военный, образовательный вопрос, проблему государственного устройства страны. Кроме того, впервые среди мусульман мира именно на этом съезде было заявлено об уравнивании в правах женщин и мужчин. В этом величие I Всероссийского мусульманского съезда. Наконец, было сформировано Милли Шуро — Национальный совет. Представители татарского народа оказались одними из главных организаторов и лидеров российских мусульманских съездов. Они мыслили глобальными категориями — общемусульманским возрождением, освобождением Востока, равноправием народов. Однако праздновали 100-летие всероссийского мусульманского съезда в Азербайджане, а не в России.

В 1917 году татарские политики и татарские религиозные деятели «замахнулись» на то, чтобы сконструировать единую политическую нацию мусульман России. Это могло бы стать моделью политической перестройки всего мусульманского мира, который переживал на тот момент слом старой имперской системы. Интеллектуальные и финансовые ресурсы, духовный авторитет, компетенции татарских элит позволяли думать и предпринимать в 1917 году конкретные действия для этого. И хотя такая феноменальная попытка провалилась, вплоть до начала 1920-х годов в отечественной политической риторике категория «мусульмане» означала не только конфессиональную принадлежность, но и особую этнополитическую общность. Конечно же, такой амбициозный внепартийный проект представлял опасность для большинства политических сил революционной России, для большевистской идеологии, но не для единства страны.

Газиз Губайдуллин (в центре во втором ряду) — первый татарский историк-концептуалист, «сконструировавший» национальную историю татар практически в том виде, как мы знаем ее теперь Газиз Губайдуллин (в центре во втором ряду) — первый татарский историк-концептуалист, «сконструировавший» национальную историю татар практически в том виде, как мы знаем ее теперь

«В СОСЕДНЕМ БАШКОРТОСТАНЕ К СОБЫТИЯМ 1917 ГОДА ОТНОСЯТСЯ С ГОРАЗДО БОЛЬШИМ ТРЕПЕТОМ»

Всемирный конгресс татар в этом году проходил именно в те дни, когда 100 лет назад в Казани на совместном заседании трех всероссийских мусульманских съездов была объявлена Национально-культурная автономия мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, — по сути, была принята ее конституция. И это событие стало истоком государственности Татарстана и татарского народа. Но сформированная всемирным конгрессом татар современная «Милли шура» даже не особо потрудилась объяснить с высоких трибун, откуда взялось такое название. О столетии автономии не было сказано почти ни одного слова.

К слову, в соседнем Башкортостане к событиям 1917 года относятся с гораздо бо́льшим трепетом. Для башкирского народа это важнейшая точка национального возрождения: ровно 100 лет назад они смогли создать свою территориальную автономию. Благодаря башкирскому телевидению и исторической документалистике они смогли сделать из этих событий целый культ, символ своей государственности. Для татар 1917 год также стал рубежным для формирования органов национального самоуправления, элементов автономии, кристаллизации национального самосознания, реализации чаяний национальной интеллигенции. Почему же татары оказались менее достойны своей истории революции?

Такой юбилей событий, круто изменивших судьбу народа, бывает только раз. Такого повода, как в этом году, — осмыслить бурное общественно-политическое наследие, понять, где истоки наших крутых изменений, — может больше не быть.

100 лет назад, в мае 1917 года, на московском мусульманском съезде впервые был избран муфтий — им стал Галимджан Баруди 100 лет назад, в мае 1917 года, на московском мусульманском съезде впервые был избран муфтий — им стал Галимджан Баруди

«СОЗДАНИЕ «ФЕНОМЕНА РУССКОЯЗЫЧНЫХ ТАТАР» НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ МЕХАНИЗМОМ ВЫЖИВАНИЯ НАЦИИ»

Надо вспомнить, что в дни форума татарских религиозных деятелей произошло перезахоронение останков казанских ханов Махмуд хана и Мухаммед-Амина. Событие тоже прошло довольно тихо, в то время как многим казалось, что это должна была быть похоронная процессия при большом стечении народа, с лафетами и пышной церемонией. К сожалению, всенародным событием назвать его нельзя. Время и место широко не анонсировалось. Получалось так: вроде бы наши ханы, но мы о них громко не говорим. Хотя что тут такого? Логичным бы выглядело на церемонии перезахоронения и присутствие представителей других народов, ведь Казанское ханство — это многоэтничное государство, это часть истории народов Поволжья, часть истории Татарстана и России. Подавать эту историю как сугубо внутреннее дело самих татар означает воспроизводить парадигму противостояния разных коллективных памятей. Перезахоронение останков казанских ханов, должно было иметь не только важное этическое значение, но и еще раз подчеркнуть глубокие исторические корни татарстанской государственности.

Историческая память народов бывшего Казанского ханства о государственности сохранялась через века, чтобы, наконец, после революции 1917 года на этой основе сформировались национальные республики в составе Российской Федерации. Вот только возникает риторический вопрос: должна ли государственность татар быть интегрирована в российскую историю или она будет продолжать оставаться ее антагонистом?

Если мы взглянем на пример Великобритании, то здесь история Шотландии и Уэльса тесно интегрирована в общебританскую историю. Британская история буквально пронизана их символами и культурой. И это при том, что английский язык и культура являются безусловной доминантой современного мира: казалось бы, можно было бы не замечать свои «малые» народы. Валлийцы пытаются удержать свой язык, активно лоббируют свою историю, используют символы своей культуры для создания из них общебританских символов культуры: например, ритуал инвеституры наследника британского престола (принца Уэльского) в замке Карнарвон в Уэльсе; образ короля Артура, сражающегося во главе кельтов против англосаксов, образ уэльского дракона и так далее. Шотландцы практически не владеют своим исконным языком, но романтизировали архаичные образы своей культуры, смогли навязать свой дискурс, с помощью экзотизации создали новую англофонную культуру и успешно продают ее образы, знакомые нам через голливудские фильмы. При этом здесь региональная идентичность превалирует над этнической.

В этом смысле создание «феномена русскоязычных татар» не может служить механизмом выживания нации. Мы не продвинули свои исторические и культурные бренды настолько, чтобы они были популярны на мировом уровне и являлись общепризнанными российскими символами. Пока татарской истории недоступны качество и эстетика турецкого телесериала «Великолепный век». Из-за отсутствия притягательной «упаковки» исторических и культурных символов языковая ассимиляция через одно-два поколения ведет и к коллективному забыванию своей этничности.

В дни форума татарских религиозных деятелей произошло перезахоронение останков казанских ханов Махмуд хана и Мухаммед-Амина В дни форума татарских религиозных деятелей произошло перезахоронение останков казанских ханов Махмуд хана и Мухаммед-Амина

О «ТАТАРСКИХ СЮЖЕТАХ»

Если замахиваться на то, что татары — государствообразующий этнос, а Россия — наследник Золотой Орды и татарских ханств (и об этом должны знать все россияне), то на церемонии перезахоронения татарских ханов должен был бы присутствовать не больше и не меньше, чем сам президент Российской Федерации. Пока же мы видим обратное: очернение династии Чингизидов в российских фильмах, в то время как в Англии снимаются телесериалы про валлийскую династию Тюдоров. В вышедшем недавно на экраны фильме «Легенда о Коловрате» образ Бату-хана способен вызвать у зрителя только отвращение, уловка с переименованием татар в «ордынцев» не удалась. И это при том, что такие фильмы поддерживаются министерством культуры Российской Федерации.

Пока складывается так, что Россия в коллективном порядке и активно «забывает татарский след» в истории становления многих своих городов. Астрахань (Хаджи-Тархан), Саратов (Увек) и прочие начинают свою точку отсчета не с момента основания, а с момента присоединения города к московскому царству. Иначе получается «неудобная история».

Татарстан очень хорошо умеет лоббировать свои экономические интересы, активно участвует в федеральных целевых программах. Однако Татарстан за долгие годы не смог добиться федеральных денег на крупные кинопроекты, которые бы «перевернули» отношение к татарской истории в России. Реальность такова, что национальным республикам Российской Федерации придется доказывать свое право на существование. Именно деятельное продвижение «татарских сюжетов» в российскую историю и массовую культуру могли бы стать хорошим подспорьем для такого доказательства.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.12.2017 09:59

интересно почему на перезахоронение останков ханов не собрали народ а сделали все по-тихому. Я бы пошел вместе с народом, это наша история, наши предки!

  • Анонимно
    16.12.2017 09:43

    Ну как не затронуть русскоязычных татар, которые не пригодны для "механизма" выживания нации. Прекрасный стиль. Непонятно чего хочет автор. Митингов на исторические темы? В Казани в этом году прошло очень много мерпроиятий: Газиза Губайдуллинв вспомнили, революцию 1917 года со всех углов рассмотрели, ханов торжественно захоронили. Чего еще надо?

    • Анонимно
      16.12.2017 15:26

      // Чего еще надо?// - Чтобы задавать подобные вопросы,
      нужно осознанно принадлежать к татарской нации.
      Если осознание отсутствует, - проходите мимо, - не ваша "тема"!
      Созерцатель
      P.S. Да, еще: более органично Вам было бы задать вопрос в виде "Чаво надо?".

      • Анонимно
        16.12.2017 19:51

        Нахамил все же, не удержался. У татар, имеющих сознание еще должно быть и воспитание

        • Анонимно
          17.12.2017 09:53

          Татарский народ более, чем достаточно, и терпелив и деликатен. В то же время, не позволит никому нарушать личное пространство каждого, - осознающего себя татарином!
          Созерцатель

  • Анонимно
    16.12.2017 09:59

    интересно почему на перезахоронение останков ханов не собрали народ а сделали все по-тихому. Я бы пошел вместе с народом, это наша история, наши предки!

    • Анонимно
      16.12.2017 11:53

      С исторической точки зрения да. Но преклонение перед ханами и баями - нет.
      - Достало уже, т.к. до сих пор это средневековье в народе пествуется. Глядя на нынешних баев и их культуру, хочется бежать от этого зоопарка. Так и останемся в прошлом под экономическим и политическим давлением развитых стран, которым удалось выйти на эффективные рельсы благодаря эффективному политическому устройство - демос кратос.

      • Анонимно
        16.12.2017 21:03

        а кого из ханов вы знаете? Чев
        российских царей и мифических Рюриков знает каждый, а властителей Золотой Орды (этоо же часть истории России) знают очень мало людей

    • vlad
      16.12.2017 14:07

      Потому что мутная история.Те останки скорее всего никакого отношения к большинству современных татар не имеют.Это из серии тысячелетия Казани,по современной подделке чешской монетке,возраст которой выдуман,ввиду отсутствия точных научных методов датировки .

      • Анонимно
        16.12.2017 19:20

        не смешите мои тапочки. где в широкой истории есть научные методы ? официальная
        история - это сплошная муть. либо вы это понимаете, либо вы "по Лаврову", или провокатор.

  • Анонимно
    16.12.2017 10:26

    Сперва татарам надо татарами стать
    Осознано татарами
    Остальное приложится

    • Анонимно
      16.12.2017 12:47

      Да пока тмтары лишь обьект (предмет) политики с которым манипулируют как хотят.

      У татар нет еще субьектности (воли и прав что то заявлять и делать с другими субьектами ли обьектами) потому что нет осознаня себя как единого целого и нет элиты от народа ставящего интересы народа во главу угла

  • Анонимно
    16.12.2017 13:26

    Боюсь, что получив деньги от минкульта РФ, местные баи традиционно расхитят бюджет. А на выходе выйдет убогий фильм.

  • Анонимно
    16.12.2017 14:10

    Русскоязычный или обрусевший татарин(ры)...совсем не значит,что у него отсутствует национальная память или не знание традиций...важно,чтобы у него был выбор,чтобы он мог знать не только то, что ему навязывают однобоко,образование ФГОС, федеральные сми..но и то, что происходило и происходит СЕГОДНЯ в истории народа(дов) на самом деле.Если власть не преступна,то ей незачем что-то скрывать от своего населения...не правда ли?...но почему то многие архивы в России...до сих пор засекречены...аж до 17века...

  • Анонимно
    16.12.2017 14:15

    Кто такой хан? По сегодняшним меркам-генерал армии.

  • Анонимно
    16.12.2017 17:49

    Автор задался вопросом, вот только ответа не дал на свой же вопрос. Прочтите статьи Д . Исхаковым. Он то дал ответ. К сожалению, при нынешнем руководстве РТ, все так и будет.

    • Istorik
      16.12.2017 19:10

      ответ очевиден: нужна государственная политика памяти - прежде всего качественная документалистика, сценарии для художественных фильмов с историческими сюжетами и продвижение их на рынке кино, освещение в СМИ, официальные мероприятия, обращение к истории в выступлениях руководителей, интересно оформленные исторические книги на полках магазинах, исторические названия в топонимике города и мн.др

      • Анонимно
        16.12.2017 19:54

        Зачем повторять словесные клише, ушедшего конгресса. Нужно это, нужно то. Государство должно сделать так, должно сделать эдак. Товарищ историк приступайте к конкретной работе сами. Сделайте хотя бы что-то. Напишите наконец книгу

        • Istorik
          16.12.2017 21:00

          делаем по мере возможностей - проводим публичные лекции, пишу в СМИ. Но ресурса моего, ресурса энтузиастов недостаточно.
          Даже в Башкортостане политика памяти более продумана. Примеры других я обрисовал.
          А материал для книги есть, надеюсь выйдет скоро

  • Анонимно
    16.12.2017 18:54

    что мешает товарищу автору заняться созданием "притягательной упаковки" истории? Слабо написать киносценарий по татарской истории? Слабо написать интересную книжку? Критиковать - все мастера, а воз и ныне там.

  • Анонимно
    17.12.2017 06:04

    Что может сделать власть Татарстана? Для начала убрать с руководства Милли Шура нынешнего председателя. Это абсолютно зависимый человек, который показал себя в истории с сохранением татарского языка в школах. Энгель-хранитель готовый кандидат на эту должность, полагаю не подведёт народ. К сожалению у Москвы своё однобокое описание истории России. Это описание возникло не сегодня. В СССР мы изучали историю Руси и нам вещали о монголо-татарском иге. Поэтому надеятся что Москва будет спонсировать в произведениях искусства, другую, отличную от официальной трактовку истории , наивно.

  • Анонимно
    17.12.2017 11:14

    Предлогаю создать благотворительный фонд по сбору финансовых средств в целях снятия многосерийного фильма по книгам Нурихана Фаттаха, "сызгыра торган уклар" и "итиль суы ака торур", И снять эти фильмы с привлечением западных киномотографов, с элементами экшена и спецэффнктов

  • Анонимно
    26.12.2017 15:42

    интересно, а в Казанском Кремле об этом задумываются?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль