Интернет-конференция 
11.01.2018

Михаил Делягин: «Собчак – представитель офшорной российской власти больше, чем Путин»

Известный политолог о том, готовится ли в стране госпереворот, удержится ли после выборов Медведев и зачем назначали Кириенко. Часть 1-я

«Для России новый срок Путина — это продолжение жизни. Кто еще сегодня может управлять данным террариумом единомышленников в виде российской элиты и данной территорией?» — так, полушутя, «оправдал» очередной срок действующего президента страны известный экономист и политолог, директор некоммерческой организации «Институт проблем глобализации» Михаил Делягин. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он подвел «беспросветные», с его точки зрения, итоги 2017 года в России.

Михаил Делягин Михаил Делягин Фото: «БИЗНЕС Online»

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ЗАХЛЕБЫВАЕТСЯ ОТ ДЕНЕГ»

Михаил Геннадьевич, какие экономические итоги 2017 года в России вы назвали бы главными? 

— Для меня как для экономиста главным событием 2017 года стало то, что, насколько я могу судить, макроэкономическая статистика Росстата перестала значить что бы то ни было. Конечно, это очень узкий взгляд, который не свойственен нормальному человеку, но для меня это ужасно. В ноябре прошлого года была проведена реформа статистики, после которой говорить о том, что она просто приукрашивает реальное положение дел, уже нельзя. В феврале она, например, показала промышленный спад из-за 20-процентного сокращения водоснабжения. Понятно, что таких сокращений просто не бывает. И когда нам после этой реформы начинают рассказывать про экономический рост (который даже официально остается в пределах статистической ошибки, но почему-то ему придается неадекватное значение), то понятно, что, скорее всего, его нет. Но происходит улучшение ситуации или ухудшение, на основе нынешней статистики уже нельзя узнать.

Бесспорно подорожание нефти на мировых рынках — и это не менее чем на полгода. То есть весь следующий год мы проживем в условиях ощутимого притока нефтедолларов. Но происходящее с ними — классическая картинка из середины нулевых годов. Федеральный бюджет захлебывается от денег. Его сверхдоходы по итогам первых 10 месяцев года — триллион с четвертью рублей, более 10 процентов от намеченного уровня. Семь с половиной триллионов неиспользуемых остатков средств валяются на счетах бюджета. К началу этого года они сократились до пяти с половиной, но выросли за 10 месяцев на два триллиона.

Слава богу, бюджетные деньги перестали выводиться за границу. Когда говорят: «Ой, у нас опять прирост вложений в американские госбумаги» — это резервы Банка России. Почему говорят, что вот-вот кончатся бюджетные фонды? Потому что в резервном фонде и фонде национального благосостояния, которые объединяют, осталось всего-навсего пять триллионов рублей. А 2,5 триллиона лежат в федеральном бюджете, в казначействе, и никак не оформляются.

Международные резервы — это валюта и золото как Банка России, так и правительства — 429 миллиардов долларов. А по международно признанному критерию Редди, для того чтобы обеспечить стабильность рубля — причем без ограничения финансовых спекуляций — достаточно резервов в размере суммы квартального импорта и годовых выплат по внешнему долгу. Это около 215 миллиардов. А другую половину международных резервов в любой момент можно направить на развитие, решение социальных проблем или, если захочется, иные задачи.

«ВЫБОРНЫЙ СЕЗОН, БОЮСЬ, БУДЕТ СЕЗОНОМ ПОПЫТКИ ГОСПЕРЕВОРОТА»

Какие политические итоги вы выделяете?

— У нас вновь окостенела и оформилась власть офшорной аристократии. Если после крымской весны можно было говорить, что есть поддерживаемый властями и при этом искренний патриотизм, что государство признает любовь граждан к Родине, пусть даже нетрадиционную и пугающую, как в истории с «Матильдой», что правящая тусовка уважает желание людей жить здесь и связать будущее своих детей именно с Россией, что политическая элита поддерживает воссоединение с Крымом на деле, а не только на словах... Боюсь, что связанные с этим надежды умерли. История с Олимпиадой показала очень четко: нами правит точно та же самая офшорная аристократия, что и во времена Бориса Николаевича Ельцина.

То есть она, по сути, выбросила белый флаг перед МОКом? Вы это хотите сказать?

— Да, это политическая капитуляция, и не перед МОКом, а перед Западом. Вот только Запад находится сейчас в таком состоянии, что пленных не берет — они ему не нужны. Была очень хорошая статья Александра Халдея о том, что президент Владимир Путин в этой ситуации, скорее всего, не принимал решения. Потому что если бы он не пустил спортсменов на Олимпиаду, то они плюнули бы и поехали сами. И это была бы демонстрация полного бессилия власти. Поэтому он просто сказал: дескать, ребята, хотите продать Родину — пожалуйста, это ваше решение, и вам за это ничего не будет. И это демонстрация того, что у нас офшорная аристократия взяла политический реванш. Не окончательно, потому что Крым отдать невозможно даже ей, но вот что будет в 2018 году с Донбассом, непонятно. Язык у товарища Стрелкова в связи с событиями 3,5-летней давности развязался не просто так. Это человек, который дуновение ветерка чувствует очень сильно. Не всегда правильно, но чувствует.  

Еще три месяца назад я говорил, что наше государство, решив реагировать на враждебность Запада, во внешней политике становится нормальным, а вся проблема — это либералы, которые продолжают рулить социально-экономической политикой. А сейчас видно: это уже не проблема, это снова содержание государственной власти. И с такой властью мы входим в выборный сезон, который, боюсь, будет сезоном попытки госпереворота.

— Все-таки будет такая попытка, считаете?

— Демонстрация слабости — приглашение к агрессии. В криминологии есть такое понятие, как виктимное поведение — поведение жертвы. Девушка может спокойно стоять в мини-юбке в вагоне с совершенно отмороженными мужиками и не сталкиваться ни с какими затруднениями, но стоит ей испугаться — все, дело швах. И дело не в мини-юбке — дело в том, как человек себя ведет, как он себя ощущает. То же и с российской бюрократией: она показывает, что в принципе не будет давать сдачи. В первый раз это было с законом о «списке Магнитского». Решающий — когда отобрали здание генконсульства в Сан-Франциско. Там была возможна масса самых разных ответов, вплоть до высылки новой порции американских дипломатов, но уже с поименным их указанием и сохранением только занятых выдачей виз — и так до тех пор, пока американцы не усвоили бы урок. Но нет, ничего подобного, мы не стали давать сдачи! Поэтому мы получили продолжение агрессии — пока по спортивной линии.

Я боюсь, что на Украине сегодняшняя свара между Порошенко и Саакашвили (а Саакашвили просто наемный менеджер, за ним стоят Тимошенко, Аваков и, главное, давно ставший прямым американским агентом Наливайченко) — это свара за то, кто будет воевать на Донбассе. Потому что Порошенко это совершенно неинтересно: он повоевал, ему не понравилось. Он вор, которого назначили бандитом. Значит, для организации войны киевским гауляйтером надо назначить бандита. И американцы сказали: разбирайтесь сами, кто им будет, но победителю придется сделать вот это. И под выборы, или, если нам повезет, то под чемпионат мира по футболу, но скорее под выборы, — боюсь, там будет, мягко выражаясь, очень сильное обострение, а то и хуже — настоящая война. Причем украинские нацисты, приведенные американцами к власти на Украине, на самом деле воевать будут с нами, а не с Донбассом. Если российская офшорная аристократия сдаст Донбасс, война просто перейдет на нашу территорию, как уже начиналось летом 2014 года, только и всего. Не сразу, но перейдет.


Помимо всех этих внешних обострений мы получим внутренний протест. Народ-то уже негодует люто, причем негодует и в госаппарате, и в промышленности, и в бизнесе. Мне прислали скан с сайта рекрутингового агентства, которое занимается поиском работников: в Челябинской области в ракетном центре имени Макеева ищут инженеров-конструкторов на зарплату 10–12 тысяч рублей. Теперь понятно, почему ракеты падают (не их, правда), но ситуация-то, похоже, общая. Причем оборонный комплекс буквально заливается деньгами, но они, видимо, не доходят до людей. То ли «распиливаются» на всех уровнях, в том числе через завышение цен, то ли уходят в зарплаты и премии, которые начальники выписывают сами себе. И такая ситуация отнюдь не только в оборонке. Даже в некоторых спецслужбах пару лет сокращали зарплату. Под выборы должны повысить, но эти сокращения никто не забудет.

Так что попытка госпереворота будет, хотя, скорее всего, и провальная. Но беда в том, что реакция на нее приведет не к стимулированию развития, а, наоборот, к его блокированию уже не только через либеральную социально-экономическую политику и удушение страны искусственно созданным денежным голодом, но и через административное завинчивание гаек, бессмысленное укрепление дисциплины ради самой дисциплины, а не каких-то содержательных результатов. А офшорную аристократию не тронут, потому что она умная: сама на улицы не пойдет, она будет туда детей выпихивать, как Навальный еще весной продемонстрировал.    

Главный политический и экономический итог 2017 года, по-моему, — беспросветность. Я не вижу признаков реального улучшения, не вижу его механизмов и причин, по которым государство может приложить для этого улучшения усилия. Сейчас идет замечательная волна: вот нам президент что-то пообещает! Но, простите, «майские указы» президента открыто, публично и цинично саботируются пять с половиной лет, а реакции с его стороны ноль. Я не понимаю почему. Но что может пообещать человек, обещания которого, даже закрепленные в законодательном акте (а указ у нас по статусу приравнен к закону), игнорируются пять с половиной лет? Что и кому можно пообещать в этой ситуации?

«Извините, если я не хочу учить язык народа, к которому не принадлежу, то это моё право» «Извините, если я не хочу учить язык народа, к которому не принадлежу, то это мое право» Фото: «БИЗНЕС Online»

МЕНЯТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НО В РАМКАХ КОНСТИТУЦИИ

— Пусть медленно и не в полном объеме, но все-таки майские указы как-то выполняются...

— Простите, но «выполнение не в полном объеме» — это и значит невыполнение. Если мальчик пообещал быть отличником, но «выполняет свои обещания не в полном объеме», а только на тройки, то это не значит, что он «не до конца отличник», — он просто троечник.

— Но в регионах на самом деле нет лишних денег на эти указы.

— Так все извращение-то заключается в чем? Либералы в правительстве Медведева провели «честный» размен — мы, федеральный центр, вам, регионам, говорим: забирайте обязанности, а деньги в обмен на это мы забираем у вас. Регионы недоумевают: а как же, на какие ж деньги нам выполнять свои обязанности? На что следует честный ответ: а мы вас сейчас с губернаторов снимем, чтобы языком не махал попусту. И на этом дискуссия заканчивается. Это же реальная была проблема найти губернаторов, потому что люди не соглашались работать на таких условиях. С одной стороны, он хозяин, а с другой — в Москве он раб, и отнюдь не божий. Потому что денег не дают и заработать региону не дают, а с него требуют.

Татарстан, кстати, сильно отличается от других регионов, потому что сохранил в 90-е годы экономику, а с 1995-го минимальный размер оплаты труда соответствует прожиточному минимуму. Москва — второй регион с гарантированным прожиточным минимумом, но он только в прошлом году до этого дошел. Второй на всю Россию! У большинства остальных-то совсем все плохо, потому что просто физически денег нет. Калининградский губернатор от отчаяния даже начал хамить журналистам, когда его спросили об обязательствах по малоимущим, а хакасский посоветовал своим муниципалитетам ягоды в лесу собирать, как Хакамада шахтерам 20 лет назад...


— Какая, по-вашему, перспектива Конституции
РФ: федерализм или унитаризм? (Назиф Мириханов)

— В такой большой стране, конечно, должен быть федерализм. Но, с другой стороны, когда у вас есть Костромская область и Ханты-Мансийский автономный округ, и у одних надо много забирать, а другим много отдавать, то этот федерализм будет весьма централизованным, потому что никто ничего добровольно отдавать не хочет. Другое дело, что он приобрел форму маразма: у регионов забирают все, а потом им по зернышку отдают в клювики, и развитие региона не имеет смысла, потому что всё равно всё заберут. И уже выросло поколение «эффективных менеджеров» в регионах, которые знают, что развивать нельзя, — лучше выпрашивать. Есть множество изменений к лучшему, но все равно в регионах перманентный бюджетный кризис. Начали с того, чтобы держать на контроле, но, как часто бывает, здравое начинание переросло в полное безумие. Безусловно, надо менять систему межбюджетных отношений. Но это можно делать и в рамках сегодняшней Конституции.

— Вы следили, как развивались события по «языковому вопросу»?

—Об этой проблеме из Татарстана мне пишут уже лет пять. Извините, если я не хочу учить язык народа, к которому не принадлежу, то это мое право.

— Но в Татарстане татарский язык по Конституции РТ имеет статус государственного...

— Статус государственного — это значит, что, придя в любое государственное учреждение на территории республики, я имею право общаться и на русском, и на татарском. То есть если я, живя в Татарстане, не знаю татарского языка, я не могу быть госслужащим, непосредственно ведущим прием граждан. И я должен это понимать. Но, если такая перспектива появится, я должен быть готов выучить татарский язык в авральном порядке. С одной стороны, хотите — учите, хотите — не учите. С другой стороны, любой госслужащий должен человеку из деревни объяснить на татарском языке все, что нужно. Значит, если вы хотите быть в Татарстане госслужащим, ведущим прием граждан, вы должны выучить татарский язык. А как иначе?


«
ДЛЯ РОССИИ НОВЫЙ СРОК ПУТИНА — ЭТО ПРОДОЛЖЕНИЕ ЖИЗНИ»

— Вы говорите, что все плохо в России, а почему рейтинг Путина по-прежнему такой высокий?

— Это рейтинг президента. А кто у нас есть еще? Зюганов и Жириновский? Явлинский? Ксюша Собчак? Искусство политика — это искусство представиться меньшим злом. И, конечно, люди по-прежнему очень благодарны за Крым: за то, что первый раз на памяти поколения государство сделало что-то правильное без внешнего принуждения. В самый пик поддержки, когда рейтинг президента Путина был 90 процентов, я в социальных сетях и на сайте провел опрос об отношении к социально-экономической политике Путина. И в этот момент, когда у него была максимальная политическая поддержка как президента, 61 процент заявил, что его социально-экономическую политику не поддерживает, а еще 18 процентов выбрали ответ, что это не его социально-экономическая политика. То есть 79 процентов были против его социально-экономической политики в то время, когда за него как президента 90 процентов были за. Все ведь понимают, что социально-экономическая политика — лишь часть его полномочий, и поскольку катастрофы нет, значит, в целом мы его поддерживаем. 

Путин все-таки «поддался на уговоры» электората и «согласился» участвовать в президентских выборах... Кто-то считает, что это грозит России крахом. Кто-то уверен, что Путин тем самым спасает страну. А вы как оцениваете этот «поступок»? (Андрей Федоров)

— Для России новый срок Путина — это продолжение жизни. Кто еще сегодня может управлять данным террариумом единомышленников в виде российской элиты и данной территорией? Могу себе представить на этом месте Юрия Юрьевича Болдырева, но его не пропустит элита, потому что он честный человек. С другой стороны, как честный человек он сразу наломает большое количество дров. Он очень честный человек! И его не пропустит родная коммунистическая партия никогда в жизни. Валентина Матвиенко может управлять, но это будет так: Путин отойдет в сторонку и будет контролировать ситуацию. Может быть, еще Собянин. Вот всё!

— Нет ощущения, что Путин все-таки колебался — идти или не идти на выборы?

— Наверное, у кого-то такие ощущения были, но для меня это просто режиссерская пауза. Я еще потянул бы... Но тот негатив, который случился с Олимпиадой, пришлось перекрывать позитивом. Допускаю, что Путин хотел сообщить о своем решении еще в Сочи на всемирном фестивале молодежи и студентов — это было бы круто: показал бы и свой глобальный масштаб, и независимость от Запада, и обреченность в будущее. Но организация фестиваля была такова, что связывать свое имя с этим кошмаром было нельзя.

 «СОБЧАК — ЭТО ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ ОФШОРНОЙ АРИСТОКРАТИИ»

— У Путина будут какие-то серьезные соперники на выборах? Или только фейковые типа Ксении Собчак?

— О тех, кто есть сегодня. Григорий Алексеевич Явлинский: если выбирать между ним и Ксюшей, я выбираю Ксюшу. Зюганов и Жириновский — двое из ларца, одинаковых с лица. Титов, от которого открестились даже российские предприниматели с формулировкой «нам таких не надо». Вот, наверное, и все.

— То есть Столыпинский клуб «слился»?

— Он не слился — он никогда не мог быть чем-то политически значимым. Это лоббистское объединение. То, что они продвинули своего руководителя в омбудсмены, свидетельствует о том, что они хорошие лоббисты. Но не более того.

— А насколько серьезна экономическая стратегия, которую им помогал делать Глазьев?

— Они убрали оттуда главное — ограничение финансовых спекуляций. Потому что они бизнесмены и хотят сами немножко финансово поспекулировать. Без ограничения финансовых спекуляций вы строите железную дорогу, а получаете обесценивание рубля: все деньги уходят на валютный рынок. В лучшем случае на фондовый. 

«Ксения Собчак прямым текстом выражает самые кровные интересы, самые сокровенные чаяния той тусовки, что правит и владеет Россией» «Ксения Собчак прямым текстом выражает самые кровные интересы, самые сокровенные чаяния той тусовки, что правит и владеет Россией» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Собчак — это чей вообще проект?

— Автор неважен: она выражает интересы российской либеральной элиты и, шире, офшорной аристократии. Вы посмотрите, что она излагала, когда говорила свободно, вне логики предвыборной агитации: русские (и не по крови, а по культуре, насколько я понимаю) — это быдло, генетическое отребье. «Я бы запретила эту страну», — сказал про Россию человек, собравшийся в президенты «этой страны».

Но мы это отношение, этот подход видим в каждодневной социально-экономической политике офшорной аристократии, да и шире — в ситуации с Олимпийскими играми и в целом в тех поддавках, к которым свелись отношения с Западом. Мы видим ровно это! Собчак — это плоть от плоти либеральной тусовки, офшорной аристократии. Она представитель российской власти больше, чем Путин. Более гармоничный, более естественный для этой офшорной власти, чем Путин. Он хоть Крым воссоединил, а она прямым текстом выражает самые кровные интересы, самые сокровенные чаяния той тусовки, что правит и владеет Россией. 

— А почему же вы отдаете предпочтение Собчак, а не Явлинскому?  

— Вы знаете, моя юность пришлась на 1991 год... Ксюша — это, по крайней мере, смешно. А господин Явлинский — это позор и ужас. Если забыть о конкретных Собчак и Явлинском, то, скажем так, есть образ импотента и есть образ проститутки. Образ проститутки как бы симпатичнее, он понятнее. Он негативный и трагичный, но не такой нелепый и бессмысленный, как образ импотента. Хотя, конечно, это слишком мужской взгляд.

«УЛЮКАЕВА ВЗЯЛИ КАК «МЛАДШЕНЬКОГО» ЧЛЕНА ЛИБЕРАЛЬНОГО КЛАНА»

Михаил Геннадьевич, суд над Улюкаевым — это показатель чего, сигнал кому? (Илья)

— Думаю, это внутренняя разборка. В тот момент, когда его арестовали, было ощущение подготовки нашими либералами чего-то вроде переворота.

— В случае победы Клинтон?

— Ведь тогда все ждали победы Клинтон. Все абсолютно! Когда я говорил, что это еще не предрешено, на меня показывали пальцем и громко смеялись. Думаю, в ожидании ее победы Сергея Борисовича Иванова из руководителя администрации президента сделали его спецпредставителем по трубопроводам (формально транспорту) и экологии: труба интересна нам, экология — Клинтон. Как я понимаю, под это же дело в администрацию президента был введен Кириенко, который знает, как надо с Клинтон вести дела, так как «Росатом» лоббировал через нее свои интересы в США.

Возможно, хотели, — я тогда эту гипотезу описывал в прессе — провести весной досрочные выборы президента: раз Клинтон захлебывалась в ненависти лично к Путину и требовала добиться его свержения в первые же месяцы своего президентства, для сглаживания конфликта можно было сделать его руководителем Госсовета с концентрацией всей власти на этом посту, а техническим президентом избрать кого-нибудь проверенного. Возможно, либеральный клан хотел воспользоваться этими выборами для попытки госпереворота, чтобы вернуть себе всю полноту реальной власти, как в 90-е.

И в рамках этой гипотезы Улюкаева взяли как «младшенького» члена либерального клана, потому что и другие — более серьезные — фамилии назывались по горячим следам. И на его примере показали всем, что нехорошо заниматься заговорами: раз помощника Гайдара арестовали (а для либералов это больше, чем апостол для христиан), значит, и другим стоит подумать.

Минэкономразвития РФ дало прогноз про 20 лет стагнации российской экономики, и очень быстро министр Алексей Улюкаев оказался за решеткой. Это связанные события? (Дронов)

— Нет. Если б за подобного рода околесицу «выдающихся» государственных деятелей наказывали, то у нас ни одного либерала на свободе уже давно не было бы.

— А как вам его прощальная речь о прозрении?

— У него хороший адвокат. Представьте себе человека, который сидит под домашним арестом, и вдруг ему открылась какая-то правда о реальной жизни в России... Извините, так не бывает. Он сидел дома в роскошном особняке или пентхаусе в одном из самых роскошных мест Москвы — жилищном комплексе «Золотые ключи 2», и встретить там обычных людей, которыми он вдруг так озаботился, нет никаких шансов. Его речь — это постановка для выжимания слез. Когда господин Улюкаев сказал, что любой может оказаться на его месте, то представьте себе слесаря, врача или учителя, которому дают взятку в два миллиона долларов. Вот так он и представляет себе реальную жизнь обычных людей... При этом, когда человек говорит, что пал жертвой провокации, то это означает его признание в том, что он все это взял. Да и, извините, любой взрослый человек может отличить, что у него в сумке — жидкость в бутылках или бумага, потому что жидкость-то булькает.

У всех наших руководителей есть определенная репутация — и у Сечина есть, и у Улюкаева. Я допускаю, что Улюкаев мог брать «борзыми щенками», то есть бутылками дорогого вина — это просто снижает цену взятки, но не меняет характера взятки. Ведь госслужащий не имеет права брать подарки даже дорогим вином. Там очень маленькая сумма, до которой подарки можно принимать. Я знаю это по моим знакомым госслужащим: когда мы с ними садимся обедать не в самом дорогом месте, они платят за себя строго сами.

«Кто еще сегодня может управлять данным террариумом единомышленников в виде российской элиты и данной территорией?»Фото: kremlin.ru

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕ ГОТОВИТСЯ К ПОПЫТКЕ ГОСПЕРЕВОРОТА

— Администрация президента хотела создать интригу — отсюда и Собчак, но не получилось?  

— У меня ощущение, что администрация не может понять, чего же она хочет. Это к вопросу о политической импотенции... 

— Вы считаете, что команда Кириенко послабее володинской?

— Она просто другая. Володинскую команду, как когда-то сурковскую, ощущали на себе все. Сурков играл сам с собой в созданные им сложные интеллектуальные игры и регулярно сам у себя выигрывал. И заигрался до такой степени, что, когда после Болотной площади решили собрать митинг в поддержку властей, на Манежной площади таджикские дворники кричали «Аллах акбар». Не потому, что исламисты, — они просто не знали, как будет «ура» на русском языке. После этого Суркова пришлось менять.

А у Володина все было четко, понятно и на самом деле оглушающе эффективно: мы не делаем лишних движений, мы решаем поставленные задачи в установлении российского суверенитета в сфере внутренней политики. Установили. Хотя, я думаю, можно было посадить намного меньше людей, как минимум в разы меньше. Все и так всё поняли. Но, что называется, у страха глаза велики и сроки тоже... Но было понятно, что, зачем и почему делает Володин. Он четко показал, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а чего нельзя. И обещаний, в том числе неформальных, не нарушал.

Кириенко, да и Вайно в администрации президента уже больше года — кто-нибудь понимает, чего хочет государство во внутренней политике? У нас тут и мальчик из Нового Уренгоя, и Ксюша Собчак, и «Матильда»... И не надо говорить, что они с госпожой Поклонской справиться не могут. Она очень системный и совершенно вменяемый человек, она правила игры понимает, но если до нее эти правила не довели, она начинает создавать их сама. Извините, что не запрещено, то разрешено! Я не вижу, чего хочет нынешняя администрация президента.

— С чем это связано?

— Может, я в какую-то не ту сторону смотрю. Может, они сами не знают, чего хотят. Они сейчас только затем, чтобы переизбрать Путина. Маленькая подробность: Путин переизберется и без них. И они это понимают. Они назначили молодых губернаторов, и один из них уже облажался — в Калининградской области. Но в целом замена кадров — это отлично. А дальше что? Жизнь не заканчивается 18 марта! А учитывая, что нам готовит Запад, цирк 19 марта только начинается. Но нет ни малейших признаков подготовки к попытке госпереворота. Ни малейшей, нигде! При том, что все всё понимают. Правда, на уровне исполнителей признаки подготовки есть, но мы видели в 2014 году на майдане, что исполнители инициативу не проявляют, если им не дают команду.  

— То есть нужна какая-то контригра, а ее и не видно?

— Я вижу контригру на уровне Путина, но я не вижу контригру на уровне администрации президента и МИДа. При том, что один человек не может собой подменить все государство.

«Если вы выступаете под нейтральным флагом, то показываете, что к России отношения не имеете» «Если вы выступаете под нейтральным флагом, то показываете, что к России отношения не имеете» Фото: kremlin.ru

«ВЕДЬ ЭТИ КЛОУНЫ ПРАВДА ПОЙДУТ НА ОЛИМПИАДУ!»

— Да, по той же Олимпиаде мы получили мощный удар — и внутренний, и внешний ...

— Мы только еще начинаем получать! Ведь эти клоуны правда пойдут на Олимпиаду!

— А что, надо было запретить?

— Оказать моральное давление. Путин мог бы сказать почти то же самое, но с одной крошечной поправкой: «Я бы лично не поехал, но вы решайте сами...» А на уровне спорткомитета сказать: «Дорогие друзья, хотите ехать — поезжайте, но только за свой счет. Вот под чьим флагом будете выступать, пусть они и финансируют вас. Если вы выступаете под нейтральным флагом, то показываете, что к России отношения не имеете. И любой из вас может принять любое гражданство». Свободный демократический выбор!

— Думаете, Путин не мог внушить Мутко провести эту внутреннюю политику?

— Я думаю, Путин не стал идти на обострение. Он испугался, что перед его выборами половина сборной примет иностранное гражданство.

— Даже так?

— А как иначе? Если спортсмены едут без флага России, они внутренне готовы принять иностранное гражданство. Если человек едет выступать под нейтральным флагом, значит, он не считает себя связанным со своей страной. В моем понимании.

— Почему так получилось? У них нет чувства патриотизма и понимания политического момента? 

— Так их воспитали. А как еще можно воспитать за 30 лет национального предательства? На самом деле справедливость — страшно жестокая вещь. Сейчас спортсмены (извините, уже не могу звать их «нашими»), в моем понимании, оказались перед выбором между социальным самоубийством и предательством Родины. И дети 30 лет национального предательства, кроме, по-моему, двух человек, выбрали то, что им ближе.

— И это есть предпосылки госпереворота в марте?

— В марте, апреле, мае, июне — как получится. Обычно это делают сразу после выборов. Начинается война на Донбассе. Если мы в нее не втягиваемся, начинают обстреливать наши приграничные города, как это было в 2014 году.


— И, самое главное, у них есть свой кандидат — Собчак...

— У них есть Ксюша, есть Навальный. На самом деле у них есть Касьянов и Кудрин, а эти просто расходный материал. Думаю, и Титов не откажется выступить под нейтральным флагом, в случае чего.

— Даже так?

— А почему нет? Он же бизнесмен. Ну доллар или биткоин на флаге нарисует, в крайнем случае.

«ПУТИН ВЕРИТ СТАТИСТИКЕ И ВПРАВДУ ДУМАЕТ, ЧТО ВСЕ В ПОРЯДКЕ»

— У Путина есть новая экономическая программа, он может предъявить ее до выборов?

— Что-то новенькое предъявит обязательно, но это все равно будет то же самое. Что, мы от политики разворовывания страны перейдем к ее созиданию? На операциональном языке: что, мы начнем ограничивать финансовые спекуляции? Не верю! Очень хочется ошибиться, но детский сад большинство из нас уже окончило.

Путин верит официальной экономической статистике и вправду думает, что все в порядке. А если все в порядке, то зачем что-то делать? Лучшее — враг хорошего... У него дикое количество других проблем — он занимается вопросами выживания! А все, что с выживанием не связано, он делегирует «эффективным менеджерам». Разве Чубайс не эффективный менеджер? Кудрин, Медведев, Шувалов, Набиуллина...

— Кудрин пишет экономическую программу для Путина?

— Кудрин не может написать, и тем более программу. Путин попытался сделать так, чтобы ему написали программу, он даже устроил баттл между Титовым и Кудриным. И с ужасом понял, что оба хуже! Решение «а теперь пусть это доработает правительство» — это называется «ребята, отвяжитесь от меня, я к этому аду не имею и не хочу иметь никакого отношения». Ну пойдет без программы, ничего страшного. Про «План Путина» мы до сих пор помним, но в чем он заключался, не помним, потому что его как целостного плана просто не было. Только обрывки лозунгов помним: «победа России», «родом из Чуйской долины»...

— Как вы думаете, у этих выборов какая будет повестка?

— За Путина, против проклятого Запада. За суверенитет, за независимость, за свободу, против вашингтонского «обкома». Лозунги, конечно, будут другие, это мои ощущения.

— Но по сути они такие. Под такие лозунги будет 70 процентов явки?

— От плана 70 на 70 (70 процентов за Путина при 70-процентной явке), по-моему, уже давно отказались, иначе была бы заметной активность администрации президента, шла бы хоть какая-то кампания. Но 52 процента будут в любом случае — просто деваться некуда. Я думаю, что 61–62 процента явки обеспечат. Да хоть нарисуют — что, кто-то против? 

— Нарисуют, потому что такая повестка не мотивирует идти на выборы...

— Зачем идти на выборы, когда все равно будет Путин? (Смеется.) Я бы за Болдырева проголосовал, но его не пустят, потому что он честный.


КОГО ОСТАВИТЬ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ?

— После выборов Путин поменяет правительство и премьера, как считаете?

— Ритуально правительство должно обновиться, даже если премьер останется. Я надеюсь, Колокольцев останется главой МВД. А если его уберут, то чтобы поставили не политического назначенца, а профессионала. Надеюсь, что останется Мединский во главе минкульта. При всех скандалах он единственный в нашей культуре понимает, что культура должна служить созданию общества, а не его уничтожению. Надеюсь, что останется министр образования Васильева. Ну Шойгу еще. Лавров смертельно устал, а менять его в МИДе некому: там, похоже, Козырев и сейчас живее всех живых.

— А Медведев? Его жалко терять?

— Нет. Жалко тех, кто его не потеряет. Но у него все будет хорошо, он еще всплакнет на наших похоронах! Человек искренний, сентиментальный...

— То есть мало шансов, что будет другой премьер и другой экономический курс?

— Если будет другой премьер, то Медведев возглавит Верховный суд РФ. Он все равно в путинском резерве. А если будет другой премьер, то будет либо Собянин, либо Матвиенко. Кудрин вряд ли — и не дай бог. И социально-экономическая политика, скорее всего, останется либеральной. Может еще Вайно, но он в интересе к экономике не замечен.

— Модернизацию нам вряд ли стоит ожидать в ближайшее время?

— При Собянине она может быть, хотя тоже не сразу. Вот он на самом деле может поставить всех на уши и сказать: «А теперь стройте или ложитесь...» Когда четверть бюджета Москвы направляется на инвестиции, это и есть формула развития. Но бюджет 2018 года не предусматривает никакой модернизации.

— Наверное, следующий премьер — это уже преемник Путина?

— Думаю, да, если добьется успеха.

Окончание следует

Делягин Михаил Геннадьевич родился 18 марта 1968 года в Москве. Окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова (1992). Действительный член РАЕН, доктор экономических наук (1998).

1986–1988 — служба в Советской Армии.

С июля 1990 по ноябрь 1993 — аналитик группы экспертов Бориса Ельцина, руководил аналитическим центром группы «Коминвест».

С мая 1994 — главный аналитик аналитического управления президента РФ.  

С октября 1996 — референт помощника президента РФ по экономике Сергея Игнатьева.

С марта 1997 — советник по экономической безопасности вице-премьера — министра внутренних дел Анатолия Куликова.

Июнь 1997 – август 1998 — советник первого вице-премьера Бориса Немцова.

Октябрь 1998 – май 1999 — советник первого вице-премьера Юрия Маслюкова.

Май – июль 1999 — заместитель руководителя секретариата первого вице-премьера Николая Аксененко.

С августа 1999 — советник председателя координационного совета избирательного блока «Отечество — Вся Россия» Евгения Примакова; с января 1999 — его помощник.

Март 2002 – август 2003 — помощник председателя правительства РФ Михаила Касьянова.

Март 2004 – июль 2006 — председатель программного комитета, председатель идеологического комитета партии «Родина».

С марта 2006 по настоящее время — научный директор ИПРОГ.

Сентябрь 2010 – апрель 2011 — председатель партии «Родина: здравый смысл».

С декабря 2011 по настоящее время — главный редактор журнала «Свободная мысль» (до 1991 — «Коммунист»).

С 2008 — член экспертного совета и постоянный автор международного аналитического журнала «Геополитика».

С 2013 — обозреватель на аналитическом интернет-канале «День-ТВ».

Советник руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме РФ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.01.2018 08:25

везде застой и откат назад как тухлая вода. видим как те же политики и эстрадные певцы десятилетиями стареют, но не уходят с экранов и со сцены. От души надоели, если честно

  • Анонимно
    11.01.2018 08:25

    везде застой и откат назад как тухлая вода. видим как те же политики и эстрадные певцы десятилетиями стареют, но не уходят с экранов и со сцены. От души надоели, если честно

    • Анонимно
      11.01.2018 08:54

      отличие певцов от политиков в том, что о певцов можно забыть выключив тв, а политиков хоть выключай, но они определяют как страна живет. надоели хуже горькой редьки

      • Анонимно
        11.01.2018 09:13

        да ничего они не определяют, всем давно уже плевать на этих "политиков" они в своем мире живут, мы в своем. и наши миры лишь изредка пересекаются. ну ляпнет чего то там путин или медведев, кому это интересно?

        • Анонимно
          11.01.2018 09:31

          09:13 вся власть, фсб, вся "элита", это часть вертикали власти Путина. Они определяют абсолютно ВСЕ в стране, не народ!

          • Анонимно
            11.01.2018 12:32

            Вы статью читали? Или так зомбировали либеральными сми, что уже ничего в голове своего не появляется. Везде Путин..

          • Анонимно
            11.01.2018 15:53

            А я благодарен Путину. Ведь это он назначил руководителем Республики очень крепкого хозяйственника. Представляете, если бы он назначил кого нибудь другого - это же страшно даже представить!

      • для этого и надо ходить на выборы. Вот такая своеобразная кнопка "переключить канал". Призывающие игнорировать выборы похожи на людей, которые насильно смотрят "Голубой огонек" по России 1 в новогоднюю ночь.

    • Анонимно
      11.01.2018 12:05

      "...а вся проблема — это либералы, которые продолжают рулить социально-экономической политикой..."
      Еще и еще раз, именно это надо осознать всем там наверху..То , что народ (якобы дремучий наш) осознал давно на подсознательном уровне и на собственном опыте - либералы наши и проводимая ими политика являются главным злом в стране, а не коррупция, про которую кричат именно сами эти либералы, чтобы отвести внимание от главного зла: от себя.. Путин должен понимать и верить народу, что его поддерживают только потому, что отделяют от этой либеральной тусовки и "аристократии" которая может существовать только по написанным не у нас в стране законам, с менталитетом предателей.. Что народ его поддержит если он беспощадно разгонит всю эту шайку из всех сфер экономики, политики, идеологии и пр. и не допустит их восстания или попыток переворотов.. На столе у Путина есть прекрасные альтернативные программы развития страны.. Нужна только решимость..

    • Умён, румян, весьма речист,
      Известен как экономист.

      На всех ток-шоу он горласт,
      И вешать ярлыки горазд.

      Привык отстаивать свой пруф,
      Нахмурив брови, щёки вздув.

      На либералов вечно зол,
      Валюту прячут под подол.

      Его любимый аргумент, -
      «У нас хороший президент.

      Элита дрянь, премьер нелеп,
      А виноват во всём Госдеп».

      Ну, что тут скажешь? Молодец!
      Он – патриот, а не делец.

      С такой фамилией подстать
      С колен Россию поднимать.

      • Анонимно
        11.01.2018 13:39

        Азат Д

        В 90-х в правительстве подмахивал, а сейчас ругает 90-е называя тех правителей либералами.

    • нужно признать, что если по ящику все те же Пугачева, Галкин и Кобзон, значит люди, смотрящие ящик, этого и хотят. Значит застой в головах, а не только в этих "героях". В Интернете же мы видим из "старой гвардии" только Маликова, который грамотно вошел в новую систему координат.

  • Анонимно
    11.01.2018 08:31

    В том что сказал Делягин правды на мой взгляд 50 на 50.Почти фсе что он сказал существенного многим давно известно.Я бы фсе что сказал Делягин выразил одной фразой что Ельцин образно говоря назначил гаранта и гарант его преемник.Это главное.Фсе остальное это следствие.

    • Анонимно
      11.01.2018 11:14

      А почему Всё через Ф? Фсе..
      Просто интересно.

      • Анонимно
        11.01.2018 12:10

        кнопка залипает

        • Анонимно
          11.01.2018 17:34

          Кич из олбанского где-то лет 10 назад. Подтянитесь... Надо меняться. Пишите ровно, но сольфеджио хромает

      • Анонимно
        11.01.2018 16:29

        Не только " ф", еще у него постоянно " образно говоря"))

    • Анонимно
      11.01.2018 11:47

      Вы реально думаете, что Всё пишется через Ф???
      Фаша философия такая же однобокая как фаше прафописание.

    • Анонимно
      11.01.2018 12:08

      Преемник давно изменился, а Вы так говорите, как-будто это восковая фигура. Человек эволюционировал в своих взглядах. Вы просто вспомните с чего Путин начинал, как говорил о своей роли (полностью повторял то, что например Прохоров говорил на прошлых выборах) и как поменялись его взгляды сейчас.

  • Анонимно
    11.01.2018 08:43

    Большинство узнаваемых эстрадных певцов впрочем как и политиков десятилетия образно говоря любуются сами собой.Хитов и шлягеров давно нет.Талантливых , тех кого реально любит публика они к выступлениям на ТВ почти не допускают.

  • Анонимно
    11.01.2018 09:21

    Перемен требуют наши сердца,
    Перемен требуют наши глаза.
    В нашем смехе и в наших слезах,
    И в пульсации вен -
    Перемен!
    Мы ждем перемен.

    • Анонимно
      11.01.2018 12:14

      Эти недоумки все про свое? Каких перемен Вы ждете. Ваши и так у власти. Или Вы статью не читали внимательно.. Все друзья навального , все его спонсоры, все кто его так оберегает, все на должностях и в офшорах.. Перемен действительно надо, но боюсь Вам и вам подобным они не понравятся.. Именно настоящих перемен, а не тех, когда спонсоры навального из тени выйдут во власть..Еще одного развала, как тот который организовали ваши переменщики в конце80-х начале 90-х страна уже не переживет..

    • Анонимно
      11.01.2018 12:22

      А офшорную аристократию не тронут, потому что она умная: сама на улицы не пойдет, она будет туда детей выпихивать, как Навальный еще весной продемонстрировал.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/369114

    • Анонимно
      11.01.2018 16:31

      " Не дай вам Бог жить в эпоху перемен" - примерно так гласит китайская мудрость.

      • Анонимно
        11.01.2018 17:51

        Этих ждущих перемен собрать бы на один остров необитаемый и понедельники им там отменить.. Чтобы веселее было в переменах жить..

    • Анонимно
      11.01.2018 17:53

      Перемен требуйте у своего директора школы. Почему вы все время , каждый день, сюда в БО это пишите? Как вам, уважаемые школьники, Бизнес онлайн может помочь с переменами? Может вахтер пьяный у вас и забывает звонок включать?

    • Анонимно
      11.01.2018 22:59

      У вас нет перемен? Прискорбно. Как же вы учитесь без перемен? Ну хоть каникулы вот были зимние у вас... На санках поди покатались? Жалко кричалкин не приехал в город. Или не жалко? Но перемены все таки требуйте. Скажите родителям, пожалуйтесь...

  • Анонимно
    11.01.2018 09:33

    Какого интересно числа написана эта статья Делягиным? Похоже до 20х чисел декабря . А то читаю, и удивляюсь, у него есть интересные интервью с новым кандидатом например!

  • Анонимно
    11.01.2018 09:48

    Делягин - это один из тех советников, которые способствовали развалу великой страны, экономическому обнищанию России. Для таких чем России хуже, тем лучше. А Ксюша одна из них. И образ проститутки , который представил Делягин, весьма справедлив. Будет "удовлетворять" того, кто платит. Каких перемен требуют офисных планктон. Перемен, который вновь приведет к хаосу. Этот планктон боится, что экономика и промышленность России окрепнет, а тогда ей нужны будут в основном специалисты, а не клавишники. Таких как Ксюша и рассматривать как претендента на пост Президента России нельзя. На пост президента Дом-2 - это и то много.

  • Проблема ведь действительно в Путине, как в нём в самом, как в личности, так и в его кадровой политике.
    Неужели не заметно, что Путин не может довести ни одного дела до конца?
    А) Не хочет, по принципу - поматросил, да и бросил,
    Б) Не может.
    За 18 лет так или иначе осуществлял реформы и в судебной системе, и в прокурорской, и в силовых структурах.
    Да, денежное содержание этих структур и в этих структурах сотрудников выросли до космических масштабов. Но, стесняюсь спросить: а где в России суд, прокуратура, правоохранительные органы? Их, по большому счёту, нет. Только лишь декорации, на уровне "потёмкинских деревень". Принципов правосудие и справедливости там не сыскать.
    Не в коня корм оказалось все денежные вливания.
    Суд, прокуратура и правоохранительные органы стали хуже, чем были. Неужели не заметно? Произвол, халтура, безнаказанность - основные движетели этих государственных структур.
    Итак во всём, во всех стратах жизни российского общества, где "ступала нога" нашего солнцеликого Владимира Владимировича.
    Надоело, честно говоря. Жизнь-то у всех одна.

    • Анонимно
      11.01.2018 16:38

      Стесняюсь спросить, а вы там что делали для укрепления правохранительной системы? Вы ругаете эту систему, а сами столько сил уже истратили, чтобы вновь в нее попасть.

  • Анонимно
    11.01.2018 10:09

    Делягин если кратко что нам рассказал мол что у нас государственно-олигархический капитализм. Но он у нас давно со времен Ельцина.Что нового изменилось в нем в последние десятилетия? В корне и сути ничего не изменилось. Новое только то что после ухода Ельцина несколько дотоле практически неизвестных семей которых и олигархами назвать то было сложно стали крупными олигархами федерального масштаба.

  • Анонимно
    11.01.2018 10:17

    8:54. "Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы,а государственный деятель- на следующие поколения". (У.Черчилль.) Классика.

  • Сейчас на всякого ленина в октябре натравят собчаков в марте...

  • Анонимно
    11.01.2018 10:37

    Да смысл что либо рассуждать, если в марте вновь будет тот же самый с 86% поддержкой?

    • Анонимно
      11.01.2018 17:44

      Не врем! С учётом волнений, рассуждений, собчак, грудинина, навального, обнищания и санкций не более 84%.

      • Анонимно
        11.01.2018 17:55

        Я думаю, что совокупный потенциал поклонников Собчак, Грудинина, Навального, и кто там еще (Титова и пр.) снизит рейтинг Путина . И он получит не 86% , а 80% .. Потому что наша оппозиция - это страшная штука.

  • Анонимно
    11.01.2018 11:18

    Заумный редкостно. Видел как он грудинина пытал про его программу. Тот тезисы, а этот в конкретику, типа дай по пунктам, дням, часам, конкретно где и как, когда и с кем... Так добить любого можно.
    Руководитель это не только дуб с инструкцией, а где-то политик, где-то нянька, где-то Сталин, где-то лётчик.

    • Анонимно
      11.01.2018 12:16

      Пытал. Ну и что. Грудинин плавал. Но у него нет антагонизма к Грудинину. Поэтому есть надежда.. Поэтому про него и не говорит пока ничего. Самому Грудинину нужно как то себя проявлять. Не так много тех кто совершенно точно против него. Это только опять наши либералы разве что

  • Анонимно
    11.01.2018 11:28

    Что то фамилию Грудинин старательно не упоминают.

    • Анонимно
      11.01.2018 11:55

      Просто так рекламировать кого попало? э-э-э...Это вряд ли... дядя Вася

  • Анонимно
    11.01.2018 12:35

    Собчак на определенном этапе Грудинину голоса отдаст и все, оба они два сапога пара.

  • Анонимно
    11.01.2018 13:14

    Всё это фейк и подстава: и Путин, и Ксюша, и Грудинин (директор совхоза, а откуда советское хозяйство и чьё?), и советник премьеров и вице-премьеров Делягин (насоветовал -пожинаем).
    О духовых прищепках чаще думать, и будет вам счастье!

  • Анонимно
    11.01.2018 14:18

    Делягин всех классифицировал и во многом верно, но спортсмены под нейтральным флагом - это тоже самое, что и наемники ЧВК и гибридные отпускники, которых как бы нет на фронтах... лишь фиксация модели. Идентифицировать себя они все равно смогут. А вот что касается Явлинского, ему не дали осуществить его план реформ, сделав ставку на модель Гайдара. Любой потенциальный новичок на высоком госпосту все равно будет опираться на действующую бюрократию и систему, поэтому не волнуюсь за якобы "импотенцию" Явлинского. Скажу сущностную вещь - при реформах скорее меняется риторика, форма, но не столько структура и содержание. Поэтому я не опасаюсь перемен. Президент - явление коллективное, - это рать или двор или свита, а он лишь символ. Результаты реформ ощущаются лишь в восприятии и кошельках граждан. А здесь у любого президента большие проблемы. Если Путин не предложит программу реформ сверху по созданию "государства благоденствия" и пересмотру межбюджетных отношений, я посмотрю на альтернативные программы и кандидатов. Я не голосую за аватарку, хотя это тоже символически важно, я проголосую за смену курса и понятные материальные пропорции и механизмы межбюджетного выравнивания "государства всеобщего благосостояния". А то, что я сейчас наблюдаю за последние много лет - это создание "государства всеобщего обнищания", но у действующей власти всегда есть возможность перехватывать повестку оппозиции, чтобы потом ничего всерьез не менять, а имитировать реформы. Но кампания только началась, пусть определятся с конфигурацией кандидатов.
    Максим Сайфутдинов

  • Анонимно
    11.01.2018 16:28

    так всё плохо ,или ещё ничего.

  • Вот, когда я слышу о систематическом призывам к реформам меня смех берёт.
    Ребята, какие реформы? Реформировать можно то, что есть. У нас же нет ничего, кроме "королевства кривых зеркал".
    Как в анекдоте - может просто нужно пепельницу вычистить, а не покупать из-за того, что она забита окурками новый Мерседес.
    Вот "по принципу нового Мерседеса", допустим, какие можно реформы проводить в судебной системе? Там просто:
    А) Некоторые не желает нормально работать - ибо ежедневную рутину, каждый день одно и тоже, не каждый "способен переваривать". Отсюда и брак в работе ( опостылело всё многим). Но это ещё не самое страшное.
    Б) Они действительно себя считают небожителями. Это уже на уровне психики. Серьёзно: многие судьи себя считают важнее и ставят выше Закона.
    В) Они действительно, когда "по просьбе Больших Людей" выносят не правосудные решения получают удовольствие не меньше, чем от занятием сексом, я думаю. Ибо только так судьи получают сигналы благодарности за нелёгкий в общем-то свой труд, предполагая тем самым, что они действительно "нужные люди", и их труд (хоть и не всем) категорически востребован и приносит пользу (пусть и сомнительного характера). То есть (считают), они, судьи, самые что ни на есть нужные и социально ВАЖНЫЕ персоны. Ведь судьи - это вообще социально оторванные люди. Опять же, ведь по существующей российской судебной этике на различные контакты даже бытового уровня у них фактически наложено табу.
    Г) Я даже уверен, что большинство судей взяток-то не берут. А делают (неправильно) свою работу зачастую задарма, из чувства благодарности за тем к ним от Значимых Людей или, как говорится, в других случаях, на перспективу, "на потом".
    Вот как и что тут можно реформировать? Может кто ответить по существу?

  • Анонимно
    11.01.2018 21:44

    Насчёт спортсменов не согласен, ехать нужно как минимум «чтобы другим меньше досталось», да и куда ещё спортсмену вымещать злость за такое отношение?

  • Анонимно
    12.01.2018 08:43

    Друзья мои !!1
    Удивительный человек этот товарищ Делягин Михаил!!
    Для того что бы мыслить САМОСТОЯТЕЛЬНО даааа и говорить на каждом углу,надо быть ФИНАНСОВО САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ,НЕЗАВИСИМЫМ!!
    Аааа незивисим ли тов. Делягин Михаил????
    У кого он работает??
    У кого он получает ЗАРПЛАТУ??
    И скажу своё мнение.
    То что наговорил корреспонденту Уважаемого БО тов Делягин
    надо ПОЛОВИНУ срезать или убрать а остаток ВОЗМОЖНО
    будет ПРАВДОЙ!!
    Одно можно сказать что РАССУЖДАЕТ и ничего плохого не говорит а просто рассуждает.
    А что за это тоже можно получать ЗАРПЛАТУ ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА который расположен в трёхкомнатном офисе в Москве.
    Никому верить нельзя!!
    Верьте только МНЕ!!
    С уважением
    Простой человек


Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль