Общество 

«Жрецы в чалмах как огня боятся этого вопроса»

Рустам Батыр
2018-01-13 08:10

Каждый, кто брал в руки книгу об основах ислама, прекрасно знает, что существуют 6 столпов веры — вера в Бога, Его ангелов, Его писания, Его посланников, Судный день и предопределение, указывает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Но так ли все просто? Оказывается, предопределение в списке таковых не упоминается ни в Коране, ни в самых авторитетных изводах хадиса. Оно было позже присоединено к столпам веры, и здесь автор «БИЗНЕС Online» видит «заговор жрецов» ислама.

.

«ЛИЧНО Я ОЧЕНЬ СИЛЬНО СОМНЕВАЮСЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ СВОБОДА ВОЛИ»

Давайте договоримся сразу: лично я очень сильно сомневаюсь, что у человека есть свобода воли. По крайней мере, абсолютная. Мне представляется, что человек – это биологическая машина, которую, словно куклу, дергают за сложные ниточки детерминации его генетика, подсознание и целое множество иных факторов, связанных, например, с социализацией и цементирующих диапазон его воли до ничтожного нуля. Можно сказать и более поэтично: человек – часть Вселенского потока, капля, растворенная в Океане. И все же концепция свободы воли – это лишь парадная ширма, которая призвана украсить прискорбный факт нашего пребывания в тюрьме безволия и создать иллюзию, будто у нас есть точка отсчета для существующих социальных правил и в целом социальной действительности.

Впрочем, ваш покорный слуга уважает веру тех, кто признает свободу воли и отрицает предопределение. Признаться честно, и я сам иной раз впадаю в этот богословский грех гордыни и онтологического самоутверждения, ведь концепция свободы воли не что иное, как эгоцентричная попытка обособления от всеприсутствия Бога, так сказать, стремление застолбить себя перед Ним. И, надо признать, у такого взгляда на мир тоже есть свои аргументы. На самом деле этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Не случайно он относится к вечным вопросам философии/богословия, и потому имаму аш-Шафии (как, впрочем, и другим авторитетам ислама) возводят такие слова: «Погружаться в вопрос предопределения – это как смотреть на солнце: чем больше смотришь, тем больше слепнешь». Поэтому сегодня мы не будем детально рассматривать этот вечный вопрос с содержательной точки зрения, но попытаемся на его примере осмыслить причины деформации исламской догматики, случившейся в Средние века, и тем самым вскрыть глубинный корень застоя в мусульманском мире, длящегося по сей день.

Каждый, кто переступал порог воскресной школы или брал в руки книгу об основах ислама, прекрасно знает, что в нашей религии существуют 6 столпов веры. Это вера в Бога, Его ангелов, Его писания, Его посланников, Судный День и предопределение. А теперь зададимся фундаментальным вопросом, которого «жрецы в чалмах» боятся как огня: на чем, собственно, основан этот перечень основных догматов исламской веры?

«ПРОРОК, ПЕРЕЧИСЛЯЯ СТОЛПЫ ВЕРЫ, СНОВА НЕ УПОМИНАЕТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ...»

Давайте для начала обратимся к Св. Корану, хотя в последнее время апеллирование к Слову Бога в среде некоторых поклонников Сунны стало приравниваться к еретичеству и мусульманскому сектантству. Но великий Абу-Ханифа да и все здравые богословы ислама всегда учили первым делом обращаться к Священному писанию. Мы с вами последуем их путем.

Итак, какой список основных положений веры сообщает нам Господь? В полном виде он приводится в Коране только дважды. Процитируем данные аяты полностью, выделив полужирным шрифтом интересующие нас места. «О вы, которые уверовали! Веруйте в Бога и Его посланника, и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Бога и Его ангелов, и Его писание, и Его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением» (4:136). «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие в том, кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на [освобождение] рабов, и выстаивал молитву, и давал милостыню, – и исполнял свои договоры после их заключения, и был стоек в несчастии, бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные» (2:177). 

Обратите внимание: в обоих аятах перечень основных положений веры состоит не из 6, как учат нас в воскресной школе, а только из 5 пунктов, причем в обоих местах ничего не сказано об одном и том же – о предопределении. Есть ли в Коране упоминание о еще каких-либо положениях веры? Конечно! И очень много! Но именно эти пять догматов Всевышний определяет в качестве обязательного минимума, признание которых позволяет верующему, как Он Сам говорит, быть богобоязненным. Так Коран бросает вызов жрецам на протяжении всей истории человечества, порабощавшим сознание людей маскируемым под разными соусами учением о всевластном колесе Сансары! Коран высвобождает человека из этих древних кандалов разума!

Впрочем, давайте не будем раздражать апологетов Сунны цитированием Корана и обратимся к хадисам тоже. Столпы веры оговариваются в них через знаменитое предание, получившее название хадиса Джибриля/Гавриила. Данный хадис закладывает фундамент всего суннитского ислама, обозначая предмет трех его главных дисциплин: вероучительной догматики, канонического права и духовной этики. Кстати, терминология именно этого хадиса была положена за основу поддержанной ДУМ РТ «грозненской фетвы», пытавшейся ответить на вопрос «Кто такие сунниты?» и определить границы исламской «ортодоксии».

Согласно данному хадису, однажды архангел Джибриль/Гавриил явился Пророку, окруженному своими учениками, в облике незнакомца и задал ему несколько вопросов. Один из них звучал так: «Что есть вера?» Отвечая на него, Пророк перечислил все главные положения исламского вероучения, которые впоследствии будут названы в исламской традиции «столпами веры». Когда таинственный гость ушел, Пророк поведал своим сподвижникам, не понимавшим, что в облике человека к ним явился ангел, что «это был Джибриль/Гавриил, который приходил научить вас вашей же религии».

Чему же научил нас Джибриль/Гавриил через Пророка в части вероучения? Смотрим данное предание в  самом авторитетном сборнике хадисов «Сахих аль-Бухари». В нем в качестве ответа ангелу перечисляются уже известные нам из Корана все те же пять столпов: вера в Бога, ангелов, книги, писания и Судный день (воскрешение). Предопределения снова нет. Открываем второй по значимости сборник хадисов «Сахих Муслим». И что же мы видим там? То же самое. Пророк, перечисляя столпы веры, снова не упоминает предопределение. Но Муслим приводит и вторую версию хадиса. И вот здесь предопределение наконец-то появляется.

Сборники аль-Бухари и Муслима – самые главные своды преданий о Пророке, которые в среде ортодоксальных суннитских хадисоведов почтительно именуются сахих, т. е. достоверными. При этом, согласно ним, самым авторитетной версией хадиса является та, в которой тексты аль-Бухари и Муслима совпадают. Затем по авторитетности идет хадис, встречаемый только у аль-Бухари, т. е. без дублирования у Муслима. Затем та версия хадиса, которая встречаются только у Муслима без аль-Бухари. Что это значит применительно к нашей теме? Это значит, что предопределение в списке столпов веры не упоминается не только в Коране, но и в «первостепенном» и «второстепенном» по авторитетности изводах хадиса. Он наличествует только начиная с, так сказать, «третьестепенной» его версии.

«ЗАГОВОР ЖРЕЦОВ ИСЛАМА»

В конечном итоге предопределение было присоединено к списку столпов веры и сегодня преподносится в качестве такового рядовым мусульманам.

За этой трансформацией стоит уже упомянутый «заговор жрецов» ислама. Все ведущие сборники хадисов были составлены примерно спустя два столетия и более после смерти Пророка. К тому времени власть династии аббасидов окончательно укрепилась на просторах Ближнего Востока, и они, подобно правителям всех времен и народов, были, как никто другой, заинтересованы в сохранении статуса-кво. А что может заставить массы смириться и принять существующее положение вещей как неизбежную данность? Все верно – убежденность в предопределении всего сущего. Кстати, аль-Бухари, сборник которого, как мы видели, в хадисе Джибриля не упоминает предопределение, был не в милости у власть предержащих и потакавших им во всем суннитских богословов того времени. Имама четырежды (!) изгоняли из родного города за его научно-религиозные принципы и убеждения, и в конечном итоге он так и умер в изгнании, преследуемый эмиром Бухары Халидом Зухри. «Верный» ученик прославленного хадисоведа Муслим прекрасно усвоил урок жизни: он не только не включил в свой сборник ни одного – только вдумайтесь – ни одного (!) – хадиса от своего учителя, но и неожиданным образом стал встречать среди своих рассказчиков такие версии хадисов, в т. ч. хадиса Джибриля, которые прекрасно устраивали власть имущих. Так, в том числе с его подачи в исламском мире стала закрепляться идея предопределения в качестве главнейшего столпа мусульманского мировоззрения.

Именно присутствие подобных мотивов в картине мира, как ничто другое, сдерживает пробуждение народа к справедливости и самоосвобождению от гнета тиранов. Все от Бога: и хорошее, и плохое. Все так, как и должно быть. В конечном итоге это вкупе с другими факторами парализует не только политическую динамику мусульманской цивилизации, но и цементирует в своей вязкой среде потенциальные прорывы и в других отраслях культуры. Так наступает затухание исламского мира, его погружение в интеллектуальный сон, проблески пробуждения от которого мы сегодня отчасти наблюдаем, правда, преимущественно на периферии. Кстати, данный мотив является также одной из причин, почему в России повелось, что некоторые чиновники делают ставку исключительно на мусульманских традиционалистов/кадимитов. Они полагают, что удел России – азиатчина и не верят в творческий потенциал многонационального российского народа, отводя ему всего лишь роль послушного электорального быдла. Поэтому им нужны такие исламские пастыри, которые вместо того чтобы вдохновлять общество на новые свершения, будут усыплять всякую «лишнюю» активность населения, т. е. фактически душить в зачатке исторические перспективы нашего государства.

В Коране есть аяты, их можно истолковать в духе предопределения (например 54:49), в которое, мы, конечно же, верим. Но оно, как мы видели, не включено в коранический перечень главных постулатов веры. В чем разница? Во-первых, в том, что непризнание одного из столпов догматики дает одиозным богословам основание объявлять человека неверным и по законам исламского средневековья, также составленным в противоречии с Кораном и даже Сунной Пророка, убивать как вероотступника. А если тот или иной пункт веры будет отнесен лишь к второстепенным вопросам богословия, то за его отрицание, по крайней мере теоретически, человека сложно лишать жизни, оставаясь в поле богословской легитимности даже средневековых факихов. Так власть, грозно дышащая в затылок своим услужливым улемам, расширила список столпов веры и тем самым запустила процесс трансформации исламского менталитета, приведшего к его вырождению и как следствие историческому поражению мусульманских стран и их превращению в колонии и придаток Запада. Если бы халифы тогда могли увидеть результаты своих усилий в историческо-цивилизационном масштабе, как это можем сделать мы, ретроспективно связывая их богословские инициативы с межцивилизационной геополитикой, то они бы поняли, что рубят сук, на котором сами же сидят, точнее, могли бы сидеть их праправнуки. 

Во-вторых, Коран таким образом оставляет человеку пространство для интеллектуального поиска и выбора. Да, с одной стороны, одни аяты нам говорят о тотальном предопределении, всеведении и абсолютной власти Бога. Но, с другой стороны, есть аяты, которые помещают человека в центр персональной ответственности и постулируют его автономность (например 99:7-8). Эти два взаимоисключающих смысловых полюса создают фундаментальное противоречие между принципами монизма и дуальности. Это противоречие, подобно коэну, взрывает сознание человека прочь от повседневной банальности и позволяет ему видеть всю колоссальную сложность и многомерность мира, который не укладывается ни в какие простые формулы.

«МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПОДХОДОВ В ВОПРОСЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ, РАВНО КАК И МНОГИХ ДРУГИХ ВОПРОСОВ ИСЛАМА, ПИТАЕТ НЕВЕРОЯТНУЮ СИЛУ НАШЕЙ РЕЛИГИИ»

Точно так же Господь оставляет открытым и вопрос о начале бытия. С одной стороны, в Коране говорится, что «Он – Творец всякой вещи» (39:62). И у нас, естественно, возникает соблазн полагать, что Бог творит все из ничего и тем самым постулирует начальность Вселенной. Но как только мы начинаем обращаться к конкретным примерам, вдруг обнаруживается, что, согласно Корану, любая конкретная вещь была создана из чего-то ей предшествующего: человек – из глины (например 38:71), джинны – из огня (55:15), небеса – из дыма (41:11-12) (хадисы продолжают эту линию: Ева – из ребра Адама, Святохранимая Скрижаль – из белой жемчужины и т. д.). В итоге получается, что у нас нет ни одного примера, когда Бог создал что-то непосредственно из ничего. Вот почему одни исламские мыслители стали верить, что у Вселенной есть начало, другие стали полагать, что начало есть лишь у конкретных вещей, но не у всей Вселенной в целом, которая, стало быть, в своей совокупности вечна. Кстати, Шихабутдин Марджани относился ко второму лагерю, хотя в среде кадимитов он был вынужден формулировать свои взгляды в завуалированно-обтекаемой форме.

Вопрос о дуальности/монизме Бога/мира и вечности/начальности Вселенной – это не те интеллектуальные шахматы, которые можно анатомировать, а потом собрать обратно в простые шашки. Господь не зря нам не дает здесь готового решения, склонив чашу концептуальных весов в ту или иную сторону, ибо это не только ограничит наше мышление, но и радикально сузит многоплановую парадоксальность бытия, подобно утрате бесконечных квантовых возможностей в момент коллапса волновой функции. Поэтому предопределение и не упоминается в Коране в списке основных постулатов веры, а оставлено среди, так сказать, факультативных концепций наряду со своими контрконцепциями. Но вместо того чтобы доверять Богу, который ясно нам сказал: «Мы в этом Писании ничего не упустили» (6:38), некоторые наши горе-богословы решили, что религию Бога надо подредактировать по своему усмотрению. И мы до сих пор расплачиваемся за их приписки.

Множественность подходов в вопросе предопределения, равно как и многих других вопросов ислама, питает невероятную силу нашей религии. Не случайно благословенный Пророк вслед за Кораном учил, что в «плюрализме мнений (ихтиляф) уммы сокрыта милость Божья». Вот почему Коран не отсекает ни одно из возможных решений этого вечного вопроса богословия, т. е. он приучает нас избегать крайностей. Именно на этот принцип срединности ориентировался имам аль-Ашари, который в своей теории стяжания (касб) деяний, ставшей классической, попытался примирить два противоположных подхода: взгляды фаталистов (джабаритов) и волюнтаристов (кадаритов). И наша задача, если мы хотим вывести исламскую цивилизацию из тупика, состоит в том же: не подавлять разность подходов, душа своих оппонентов такфиром и страхом убийства, а признавать всех их частью богатейшей мозаики ислама, которая и составляет его подлинную красоту.

Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.01.2018 09:31

Речь идёт о столпах веры, а не о столпах религии. Учите матчасть.

  • Анонимно
    13.01.2018 09:11

    Пять столпо́в исла́ма (араб. أركان الإسلام خمسة‎‎) — основные предписания шариата, образующие основу ислама и обязательные для всех верующих мусульман. К пяти столпам ислама относятся: шахада, намаз, ураза, закят и хадж.

    1 Свидетельство
    2 Молитва
    3 Милостыня
    4 Пост
    5 Паломничество

    О каких шести столпах Ислама рассуждает псевдоисламский деятель Батров????

    Или это намеренное введение в заблуждение - лож и обман?

    • Анонимно
      13.01.2018 09:31

      Речь идёт о столпах веры, а не о столпах религии. Учите матчасть.

      • Анонимно
        14.01.2018 07:19


        Вера в Аллаха.
        Вера в Его ангелов.
        Вера в Его Книги.
        Вера в Его посланников и пророков.
        Вера в Судный день.
        Вера в предопределение, в то, что все хорошее и плохое происходит по Воле Всевышнего.

        Если человек не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера не считается действительной.
        ...................................................................................
        Религия
        Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов...
        ...........................................................................
        Ве́ра — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры
        ...............................................................................
        Органично вера вхожа в понятие религии!
        Получается, если человек не признает предопределение, практически он не признаёт и все вышестоящие пункты!?

    • Анонимно
      13.01.2018 10:55

      Даже как-то неудобно за Вас.
      Как говорится: учите матчасть

      • Анонимно
        16.01.2018 20:51

        Если сам удобно, знающему "матчасть", где логика?!
        Исус. по исламской интерпретации , почитаемый пророк! Он так сказать заявил себя сыном Господа, не рабом,коим и должен слыть, это уже сразу у мусульман должно вызвать возражение, ну, ладно, "проехали".Дальше , его подвергают "казни", по мусульманским разъяснениям , его , как бы подменяют другим человеком, а он незаметно убывает в известные пределы, спрашивается , зачем Господу заниматься хитростями , когда ничего ни стоит с самого начала пресечь процедуру и тем более, подставлять другого человека, а если внешностью на него похожего или создали иллюзию, что именно его казнили, тогда , это всё равно, что его казнили и зачем нужны такие фокусы?! Это несуразица с мусульманской стороны, но с христианской , ещё хлеще, как можно толпе расправиться со своим сыном , который, как бы Он и есть, это же какое отношение у верующих может быть к Нему, хоть , как ни объясняй, но логика определённо "хромает"! Рустам Батров, определённо молодец, человек должен задумываться , слепая вера рождает фанатизм, а это тупость!
        Лично , верующий, полагаю сам то по своему разобрался, но интересно мнение знатоков , специалистов по рел."матчасти"!?

    • Анонимно
      13.01.2018 10:56

      Существуют 6 столпов ВЕРЫ — вера в Бога, Его ангелов, Его писания, Его посланников, Судный День и предопределение

      Пять столпов ИСЛАМа - основные предписания, образующие основу ислама и обязательные для всех верующих мусульман. К пяти столпам ислама относятся: шахада, намаз, ураза, закят и хадж.

    • Анонимно
      13.01.2018 17:03

      Вот так форма (столпы ислама) для кого то важнее столпов веры ! Как вы можете называть себя верующим?

      • Анонимно
        13.01.2018 20:38

        Тебя не спросили как он может называть себя верующим.

        • Анонимно
          14.01.2018 01:04

          Ну да, кто то верит в Бога, кто-то в слова важных имамов!)

  • Анонимно
    13.01.2018 09:32

    Очень щепетильную тему затронул Батыр, очень смело , но и толку не будет , массы есть массы

  • Анонимно
    13.01.2018 10:14

    Все, что говорит Батров в сущности верно, кроме одного. Сегодня наши муллы вряд ли могут быть орудием в руках власти просто по одной простой причине: их уже давно никто всерьез не воспринимает. У нас ведь далеко не традиционалистское общество.

    • Анонимно
      13.01.2018 11:19

      Правильно и сегодня даже прошла мода в аулах мул приглашать на праздники и неверит наш народ бывшим парторгам.

    • Анонимно
      13.01.2018 16:57

      У нас полная свобода действий. Но Всевышний, как создатель всего знает что, где, когда и т.д. произойдёт. Как самый понятный пример можно привести программиста, который знает что будет делать его программа. Хотя с Аллахом ничего и никого не возможно сравнить. Он Причист от недостатков

  • Анонимно
    13.01.2018 10:30

    Очень сложные вопросы обозначены в статье.
    Могу на них дать ответы. Возможно и автор их услышит.
    1. Как взаимодействую свобода выбора и предопределения, которые обозначены в Священных писаниях?
    Ответ. Думаю, что Всевышний предопределил самые основные моменты (я бы назвал - "контрольные точки").
    Контрольные точки никто не сможет изменить, а вот, как кто до них будет идти это уже другой вопрос, это уже свобода выбора.
    Есть такие слова в одной песне: "мы идем разными дорогами на один вокзал..." Т. е. вокзал он стоит, где стоит, а какой дорогой, кто поедет это уже дело каждого.

    Вот еще такой пример, что казалось бы, если попытка (!) казни Иисуса Мессии (Иса Масих, мир ему) была как бы предопределена, то почему тогда Всевышний удивляется над этими грешниками, у которых возникли такие мысли.
    Скорее всего, Всевышний так и так хотел вознести Иисуса Мессию (Иса Масих, мир ему) на Небеса, как это было с Енохом (Идрисом, мир ему), и чтобы по завершении пророческой миссии Иисуса (мир ему) оставить огромное Знамение человечеству.
    Сатан (шайтан) видимо это понял, и подговорил грешников попытаться сделать всё по-другому. Грешники свою дорогу выбрали. Им только лишь почудилось, что они могли казнить Иисуса (мир ему).
    Всевышний вознес Иисуса Мессию (Иса Масих, мир ему) на Небеса.

    Или история с пророком Иосифом (Йосеф, Юсуф, мир ему), когда его братья скинули в колодец, и он после попал в Египет и стал там Правителем. Казалось бы не бывает худа без добра. Если Всевышний определил стать тогда пророку Юсуфу (мир ему) правителем Египта, то он всё равно бы им стал. Может понравился бы он дочери фараона или еще как-то. Для Всевышнего нет ничего невозможного. Но только тогда просто братья Иосифа сделали свой выбор, хотя потом, конечно, и раскаялись. Это хорошо, что Всевышний дал возможность им раскаяться, а в других случаях может быть и по-другому.

    Поэтому всегда у вас есть выбор, всегда думайте, но контрольные точки, которые уже определил Всевышнеий, вы изменить не сможете. Вы можете либо быть благочестивым, либо опозориться во всех мирах, но изменять решения Всевышнего никто не сможет, как бы вы не старались.

    2. Есть ли что-то что создано Творцом из ничего?
    Ответ. Свет создан из ничего, огонь создан из ничего, земля создана из ничего.
    Создатель Всемогущий, Свят он и Велик, Господь Миров, Хвала Ему.

    Т.Р.Ф.

    • Nizhgar
      13.01.2018 21:02

      Ну, уважаемый, начали за здравие, кончили за упокой. Первый пункт был хорош, но во втором Вы или устали или ещё что. Как уж огонь создан из ничего? Учебник химии откройте. А так, коммент ваш хорош. Респект.

      • Анонимно
        13.01.2018 22:23

        Джинны созданы из огня, который, в свою очередь, создан без результатов горения других элементов.
        Но это уже тонкие материи.

      • Анонимно
        13.01.2018 22:26

        Вакуум. По идее он мог и не быть ни в каком виде.

      • Анонимно
        14.01.2018 11:15

        Смотря что считать огнём. Непосредственно пламя от горения дров в печке, разожжёных человеком? Огонь не может существовать вне некоторых условий. Это окислительная реакция, в которой участвуют целлюлоза, содержащая углерод и водород, и кислорода, содержащегося в воздухе. Напомнить как растения накапливают эту энергию при помощи хлорофилла? А откуда взялись эти кислород и углерод? Не в результате гигантской термоядерной реакции, который происходит вот уже 7 миллиардов лет, и которую мы зовём звездой по имени Солнце? А откуда взялась материя? Может предположим, что Творец создал материю, способную участвовать в окислительной реакции? А теперь к вопросу о том "ничего" из которого оно было сделано. Покажите мне то нечто, существующее во Вселенной, что породило Большой Взрыв, породивший собственно эту Вселенную.

        • Анонимно
          14.01.2018 18:26

          Покажите мне то нечто, существующее во Вселенной, что породило Большой Взрыв, породивший собственно эту Вселенную.
          Ничего, это пусто, пустота, но система измерения остаётся.А, чего измерять то?! Теоретически, нужно полагать , что присутствовала глобальная ночь и холод, он концентрировался в точку, порождало движение, а это уже энергия, электричество, возникновения мельчайших частиц. Перепад температур, вода, лёд , кислород.Максимальное сжатие. взрыв, газы, реакция, из простейшего связывается сложное, звёзды , планеты, гравитация! Закон сохранения энергии и всегда, движение.Однотонное движение порождает память, отсюда возникновение Вселенского Разума! Порядок!

  • Анонимно
    13.01.2018 10:43

    молодец! открывает глаза.

  • Анонимно
    13.01.2018 10:46

    Наша жизнь она двойственна - пример - в человеке есть левое и правое, и при этом это целое. Есть муж и жена - и есть дети(продолжение жизни). Одно без другого не бывает. Так и с судьбой - есть предопределение, а есть свободная воля и все вместе это ваша судьба, ваш путь к Богу.(в конечном итоге, любой человек умрет и предстанет перед Всевышним, даже атеисты - над ними подкалывать не буду - в исламе строго запрещено). Не зная даже особо ислам и его основы - все это простые вещи, и они лежат прямо перед вами. Есть закон диалектики - единство и борьба противоположностей. Далее, по исламу есть возможность изменить предопределение - хотя бы ночью Лейатель Кадр - молитесь, спрашивайте - кто вам мешает это сделать? Даже обыкновенном намазе, даже в своих просьбах к Всевышнему - все это можно сделать. Так в чем проблема с предопределением? Кто-то из мулл сказал ошибочно - ну все всех их к ногтю вместе с хадисами? Вы в своем уме? Среди мулл, как и среди других социальных(профессиональных) групп много неучей, тогда если Пушкин по математике полный ноль, я что должен отвергать и его поэзию? Нет предопределения - ума у вас нет(субъективное мнение), или вопрос провакации(?), а предопределение есть. У каждого есть своя миссия, своя цель в жизни. С одной стороны - он одинаков для всех (Всевышний), а другой совершенно разный - его место в жизни, кто сапожник, кто инженер, кто руководитель, кто Мама (святыня), а кто Болгатыр. У вас есть возможность изменить это - но, вы не хотите этого, я так понимаю. Тогда будьте готовы и отвечать перед Всевышним - которому вы верите ли? Т.к. люди, отвергающие хадисы(мол, часть хадисов ложь, что вполне может быть) , являются ли они мусульманами? Мое субъективное мнение - нет. Без сомнения, вы часть людей сможете склонить к своим сказочкам, ну... Всевышний если дает разрешение на то, чтобы они сбились с прямого пути, значит есть на это причины, они это заслуживают, в любом случае, Аллаh лучше знает.

    • Анонимно
      14.01.2018 01:16

      Уважаемый, есть логика, как дар Всевышнего!
      И есть прямое указание Всевышнего, от том, что он сохранит Коран!
      И это факт и по сей день, с которым никто не поспорит!
      Но при этом сам ислам подвергся делению на десятки течений и это тоже факт!
      Так что же тут не логичного в том, что есть сомнения в хадисах написанных спустя столетия после смерти Пророка?! Где и от кого мы получали гарантию верности хадисов? От Аллаха? Нет!
      От пророка Мухаммада (с.а.в.) - тоже нет!
      Так почему же нам отказано в праве сомневаться в словах записанных спустя столетия?
      Если логика от Всевышнего, то почему мы не можем ее применять в этом случае? Кто скажет что логика от иблиса?

      • Анонимно
        15.01.2018 07:28

        А это же нетрудно узнать по инструкции, Корану!

      • Анонимно
        16.01.2018 23:50

        Если логика от Всевышнего, то почему мы не можем ее применять в этом случае? Кто скажет что логика от иблиса?
        Логика заключается в счёте! То есть человек ,расчётливый! Логика от Всевышнего считание Его знаков, если не получается, хватает веры, упование на Всевышнего! Логика от Иблиса, это стяжательство , разврат, короче, всевозможные , безудержные животные страсти!
        Коран. 39. (39). о тех, которые передают послания Аллаха и боятся Его и не боятся никого, кроме Аллаха. Довольно счетчика в лице Аллаха!

  • Анонимно
    13.01.2018 11:16

    Модно стало нынче видеть кругом заговоры... Рустам хазрат, для заговора нужна хоть какая-то консолидация и консенсус. Вы видите это в среде мусульман? Сплошная чересполосица, когда каждый трактует нормы как ему выгодно и следует религии так, как ему удобно. Достаточно мифотворчества. Нет заговоров. Есть банальное потокание своим страстям. И в чиновничей среде ДУМ и в среде простых мусульман. Вот в этом вопросе, как раз, единодушие полное.

    • Анонимно
      13.01.2018 12:07

      Не будьте буквалистами. Заговор - это просто метафора

  • Анонимно
    13.01.2018 13:01

    Батров, отправьте свою статью ученым, зачем простолюдинов запутываете?
    Уверяю, ваши домыслы разобьют в пух и прах не жрецы, а великие умы.

    • Анонимно
      13.01.2018 19:23

      "Простолюдины" как вы пишите тоже хотят узнать мнения таких как Батров. БО спасибо за статью, интересно было прочитать.

    • Nizhgar
      13.01.2018 21:03

      Приведите пример "великого ума современности"?:)

      • Анонимно
        14.01.2018 10:32

        Камиль хазрат Самигуллин - наш Муфтий.
        Мы мусульмане Татарстана знаем, что он умный и высокообразованный мусульманин.

    • Анонимно
      14.01.2018 01:21

      Вообще-то Батров и сам ученый. Почитайте его биографию. Если вам он не нравится как ученый, то это не значит, что он таковым не является.
      К тому же, вы вероятно путаете ученого с клерикалом-догматиком зазубрившим ряд книг.
      Ученый, это человек в постоянном поиске, который должен сомневаться там, где есть повод для сомнений. если же он перестанет делать это, то перестанет быть ученным.

  • Анонимно
    13.01.2018 14:15

    Батров молодец,свободно мыслящий демократ богослов.Если в основу Корана заложена свободомыслие.Если она будет сочетатся свободой действия человека; он уже не раб власти.Ему открыта дорога на интелектуальное развитие в рамках Ислама.А это неустраивает земных авторитетов.

    • Анонимно
      13.01.2018 22:20

      Если, если... Ислам напротив поощряет изучение наук, кто тебе с этим Батровым тут помешал?

      • Анонимно
        14.01.2018 01:22

        Так Батров об этом и говорит, но не всем это нравится, правда?

  • Анонимно
    13.01.2018 14:39

    Запутать простолюдинов легче, чем спорить с учеными. Если ты Батров, силен, то твое место не здесь, а рядом с учеными. Докажи им свою правоту, может они поймут.

    • Анонимно
      13.01.2018 16:13

      //.... то твое место не здесь, а рядом с учеными. Докажи им свою правоту, может они поймут//

      А если "ученые" не свободны в мышлении, в смысле
      самоограничения из-за приверженности к определенным
      концепциям? Самое главное, а судьи-то, кто?
      Да,еще: в мышлении "простолюдина" нет, а есть только "человек"!
      А Батров, - пусть продолжает работать и удивлять (в хорошем смысле слова).
      И маленький вопрос: у Вас свое, - пастырское стадо?
      Фома (Неверующий

    • Анонимно
      13.01.2018 18:30

      Что значит "простолюдинов". У нас теперь, согласно теории о простолюдинах есть особая каста магов, которая только может размышлять о вопросах личной веры человека? Ушли уже от этого. Способность мусульман думать, размышлять, разбираться открывает путь к Богу любому человеку.

  • Анонимно
    13.01.2018 18:02

    Очень важная тема!
    Судьба человека (язмыш) - в чьих руках?
    Человек раб или свободен?
    Я, не думаю, что бог создал человека рабом.
    Я и себя считаю свободным человеком и других уважаю за независимость.

    • Анонимно
      14.01.2018 01:29

      Тут я бы поспорил!)
      Раб Божий, это не совсем то, что мы подразумеваем (Спартак, Изаура, дядюшка Джо и прочее). Скорее это зависимость от кого-то или чего-то.
      Мы часто говорим про одних людей, что они рабы своей привычки (алкоголики, наркоманы), про других, что они рабы денег, или страстей...
      Поэтому быть рабом Господа (то есть признавать зависимость от его требований, для обретения счастья в этом и ином мире), это лучшее рабство!)
      Вот как-то так.

  • Анонимно
    13.01.2018 18:37

    Важные вопросы поднимает человек! Есть уверенность,что никто больше ничего об этом не скажет. Местное ДУМ способно лишь на общие шаблонные отговорки,вроде "ай-яй-яй, неправильно говорит Батров".Что говорит, как правильно... На это у них нет ответа

  • Анонимно
    13.01.2018 18:48

    Воля есть у каждого.Другое дело она подавляется мягкой или грубой силой.И это Батыр на мой взгляд прекрасно понимает.Что такое после распада СССР воля государства это по большому счету воля олигархата.Если я со своей волей выступлю против воли олигархата то олигархат или прогонит меня с работы или посадит в тюрьму или уничтожит или мне дадут возможность уехать из страны.Свою волю народ показал в октябре 1917 года и далее оказав поддержку одной из партий которая образно говоря изменила не только страну но и целый мир причем в лучшую сторону.А "жрецы в чалмах" боятся на мой взгляд только одного это народной революции.Впрочем фсе это уже було в Истории как в нашей так и мировой.

    • Анонимно
      15.01.2018 08:03

      Свою волю народ показал в октябре 1917 года и далее оказав поддержку одной из партий которая образно говоря изменила не только страну но и целый мир причем в лучшую сторону
      Воля народа в подлинном смысле, анархия! Это и Стенька Разин , Пугачёв и батька Махно! Поддержку оказал не весь народ, рабочий класс, который и проводил продразвёрстки и восполнял новую "интеллигенцию", учась в "рабфаках"! Сложно ответить на вопрос в какую именно сторону изменилось человечество, но ясно, противостояние неимоверно усилилось, фашизм, как крайняя негативная психо-система возникла и вошла во власть, как следствие тоже, этой революции! История начала развиваться "зигза-образно", не поступательно! В Российской империи власть поменялась из либеральной в категоричную, нетерпимую к инакомыслию, отсюда и проистекает и ...37 год и даже современные проблемы, отголоски той эпохи, проникнутые в сознание и в поведение, решать не задумываясь об "экологии", "Лес рубят , щепки летят!"
      А мусульманам опять же имеется инструкция по строительству исламского "Коммунизма"! Стать подлинным наместником Аллаhа на планете, без всякого насилия над природой и себе подобными, для этого нужно понять веру, вбирать знания и уметь разглядеть Знаки , обращаться и слушать и меньше распространяться , это личное, вот когда все станут такими , то наступит озарение! Между прочим об этом говорил и В.Ленин, что Коммунизм наступит тогда, когда люди станут сознательными, то есть со знаниями ! А в слове "знание" легко просчитывается, уметь распознавать знаки! Когда люди прямо на ходу научаться распознавать правду и ложь в друг друге, то врать станет бессмысленно, воровать , тем более, а этому и учит ислам, но как ещё далеко до этого! Вот и не нужно никаких насильственный переворотов, одна ложь порождает другую, дело в само совершенствовании , а так , "шило на мыло менять .-время терять!"

  • Анонимно
    13.01.2018 20:14

    Автор явно противоречит самому себе:

    1. Приводит хадис Пророка (мир ему) «в плюрализме мнений (ихтиляф) уммы сокрыта милость Божья».
    Будучи коранитом (отвергающим хадисы) приводит в качестве довода данный хадис (причем, хадис-мурсаль - отослаанный, не заслуживающий доверия). Хадис, противоречащий Корану «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь.!..» (Коран (3: 103) и другим созвучным данному предписанию аятам (3:105; 6:153; 42:14; 49:10). Хадис, противоречащий также известным и достоверным трем хадисам Пророка (мир ему), в которых он выражает свою тревогу и опасение (но никак не радость и благодарность как к некоей «милости»!) по поводу разделения своей уммы в будущем на 73 группы (фирка): «Я попросил у своего Господа три вещи. Он дал мне две, но в одной (из них) отказал. Я попросил, чтобы мой Господь не позволил моей умме быть сокрушенной голодом – Он дал мне это (удовлетворил мою просьбу). Я попросил, чтобы Он не позволил моей умме быть сокрушенной наводнением – Он дал мне это. Я попросил, чтобы Он не позволил моим людям сражаться друг с другом (не позволил быть в разногласии и вражде). Он отклонил эту просьбу» (Муслим); «Раскололись иудеи на 71 фирка (секту). И раскололись христиане на 72 фирка. И расколется моя умма на 73 фирка (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббан и Аль Хаким)»; «Впадете вы после меня в великие разногласия!» (Абдур-Разакъ (20818), ат-Табарани в «Аль-Кабире» (3/146), Хафиз аль-Хайсами в «Маджму’у-ззауаид» 5/7).

    2. Последняя пафосная фраза автора (называющего себя коранитом) "богатейшей мозаики ислама, которая и составляет его подлинную красоту" также противоречит Корану (приведенным выше аятам).
    спрашивается, зачем навязывать неискушенной (далекой от ислама) публике противоречивую позицию?

    • Анонимно
      14.01.2018 01:34

      Не думаю, что Батров отрицает хадисы совсем, это не логично. Но сомневается в достоверности части из них. Причем объясняет почему!
      А вы как можете доказать достоверность всех хадисов, если по ним столетиями споры шли и будут идти?

      • Анонимно
        14.01.2018 16:35

        Вы не поняли суть его противоречия - он ведь ссылается на отосланный хадис (хадис-мурсаль), не разобравшись в его достоверности, а приводит он этот недостоверный хадисит в противовес Корану (для отвергания коранического аята). Спрашивается - зачем коранит (коим является Батров) использует для аннулирования коранического аята отосланный хадис? Как коранит (не доверяющий хадисам и очень осторожно обращающийся с ними) может использовать хадис-мурсаль против Корана? Противоречие в том, что коранит одновременно выступает в двух противоположных ролях - коранита и антикоранита. Читайте внимательно его тект!!!

  • Анонимно
    13.01.2018 20:45

    К сожалению, Батров не прислушивается к советам. Существует такое свойство у человека - отвергать чужое. Когда вы "переучиваете" людей, то они уже априори не согласны с вами, они найдут 10 000 доводов против вас. Нужно быть терпеливым, а благой исход от Всевышнего.

    Что касается свободы воли. Свобода воли - эта метафизический вопрос. Нет возможно ни доказать, ни опровергнуть опытным путем. И нет смысла догадываться, ибо не угадаешь.

    А что говорится в Исламе? Есть те которые говорят что она есть, и те, кто говорит, что нет. И те и другие не правы. Не правы и матуридиты, и ашариты в том числе. И их доводы легко разбиваются двумя пальцами (положенными в рот).

    Есть ли польза или вред от наличия или отсутствия свободы воли? Автор пишет, что тезис о вере в предопределение это тормоз на пути прогресса. Вольнодумство хорошо, когда любовные романы пишешь, а когда претендуешь на истинность утверждения - это ловить в тёмной комнате черного кота, которого нет. Вообще, умный муслим, понимая, что его постигло нечто, знает, что его Господь так решил и ищет в этом только плюсы. Кстати сказать, вера в предопределение никогда не было тормозом для ответа на тиранию.

    То Батров обвиняет учеников имама Абу Ханифы в неискренности и корыстолюбии, то имама Муслима. То есть бьет в основу. "Хитрый ход" - , могли бы сказать и мы,:"Бьет в основу". Но можем ли мы так сказать, не имея ясного довода? Нет. Это удел проходимцев. Мы не можем заглянуть в сердце Батрова и не знаем что там.

    Лично я, очень рад, что есть такие люди как он. Такие люди заставляют народ думать. Я надеюсь, что те, кто читал его статью, еще раз прочитали благословенные аяты, и вспомнили имена наших имамов, которые терпели бедствия, болезни, нищету и угнетения, полагаясь только на Всевышнего и прошли свой путь с честью. Да возвысит их Аллах в лучшей жизни. И пусть наставит тех кто сошел с прямого пути. Амин.

    • Анонимно
      15.01.2018 08:57

      Поддерживаю. Почти ни с чем не согласен из Батровских мыслей но нравится что он взбудоражил всех.

  • Анонимно
    13.01.2018 21:26

    МОЛОДЕЦ! оказывается, есть еще в обществе умные, образованные и главное со своей точкой зрения татары. 1 на миллион наверное.....

    • Анонимно
      14.01.2018 01:07

      Пересчитай, может и удивишься и убедишься, что еще не все
      пропало в этом подлунном мире!

      Фома (Неверующий)

  • Анонимно
    13.01.2018 21:44

    У человека есть не только воля, но и разум, чувства, намерения, характер, темперамент, речь, воображение. А также тело, имущество. А также наука, мораль, право, искусство. У верующего человека все это подчиняется ВОЛЕ Всевышнего (реализуется в рамках Его предписаний и запретов). Такова Воля всевышнего - подчиняй все свое наличное (вышеперечисленное) и всего себя Ему. Нужно жить в рамках дозволенного - этому учит нас Коран и сунна. Поэтому всякая философия опасна, как отсебятина, противоречащая Корану (и , конечно же - сунне).

    • Анонимно
      14.01.2018 01:38

      Так Вы сейчас больше туманной философии развели в своем посте!)

    • Анонимно
      14.01.2018 09:53

      Да , имущество есть . Только оно в залоге у банка...

  • Анонимно
    13.01.2018 22:17

    Насколько я знаю, Ислам призывает к изучению наук, автор почему то упускает этот момент, когда говорит о цементации всяких научных прорывов. Должно быть он не в курсе того, что учёный мир состоит и из мусульман в том числе...

    • Анонимно
      14.01.2018 09:38

      "Ислам призывает к изучению наук",а в РПЦ космические ракеты аодой окопляют,но они всё равно падают.Не лепится "святой обряд",к НАУКЕ.

  • Фидарис
    14.01.2018 01:01

    Первое. Рустам, перечитайте еще раз первый абзац своей статьи и попытайтесь в логике написанного, описать то, что и как "цементировало вашу личную волю до нулевого уровня"?

    Или все это вы не про себя, а про нас - темных, сирых и убогих?!

    Второе. Почему вы сознательно не раскрывая сущностный смысл "предопределения", не приводя даже дефиницию или хотя бы объяснив свое понимание термина, вдруг начинаете на его примере осмысливать исламскую догматику и прочее? Вот, например, Шамиль-хазрат Аляутдинов, говоря о предопределении, предлагает иметь ввиду или понимать его. как часть всезнания Творца.

    Третье. С чего это вы решили, что исламские ученые (по вашему: "жрецы в чалмах") боятся вашего "фундаментального вопроса"?
    Вы, рассуждая вокруг этого "вопроса", приводите аяты из Корана и при этом сокрушаетесь, что там нет слов о предопределении. Но, даже я, можно сказать, абсолютный невежда в вопросах исламского вероубеждения, могу вам указать на десяток переводов аятов, где прямо или косвенно говорится о предопределении и всезнании Творца.
    Что получается?... Получается - для вас одни аяты Корана важнее других, что ли? или вас может убедить только определенная последовательность изложения и построения аятов, так что ли?

    Четвертое.Удивляют ваши примитивные попытки экстраполяции средневековых социальных отношений на современность. Оказывается, ошибочная вера в предопределенность, как столпа Веры, со стороны "традиционалистского" духовенства , как тогда, так и сегодня могут "фактически удушить в зачатке исторические перспективы нашего государства." Ну, Рустам афанде, нельзя так ....Ваши оппоненты из числа российского исламского духовенства молчат, и правильно делают. Так же к диалогу не призывают.

    Пятое. Вот вы пишите: "Господь не зря нам не дает здесь готового решения, склонив чашу концептуальных весов в ту или иную сторону, ибо это не только ограничит наше мышление, но и радикально сузит многоплановую парадоксальность бытия... Поэтому предопределение и не упоминается в Коране в списке основных постулатов веры, а оставлено среди, так сказать, факультативных концепций наряду со своими контрконцепциями"
    Я думаю все-таки, Коран как концепция - это предписанное решение во всей его полноте, а вовсе не набор философских "тезисов" и "антитезисов" из которых надо синтезировать решения. Я говорю - не буквально готовое решение (не во всем), а концепция, как готовое предписанное решение.
    А последнее предложение в приведенной выдержке из вашей статьи просто шокирует, если понимать предопределенность через всезнание Творца.

    Шестое. Нам всем время от времени надо рефлексировать и смотреть на себя со стороны на предмет анализа предопределенности и свободы воли в нашей собственной жизни. Тут я с вами соглашусь.

    Седьмое. Не обижайтесь на резкость моего дилетантского выпада по поводу вашей статьи. Я искренне хочу вам добра.

  • Анонимно
    14.01.2018 01:38

    Вопрос предопределения в исламе на самом деле сложный вопрос. Ведь будущее видеть мы не можем, а соответственно узнать что будет если поступим так или иначе не можем. В любом случае этот вопрос надо изучать лишь при очень сильном имане, иначе шайтан увлечет в такую глушь что можно даже лишиться веры. В исламе очень важно в вопросах веры интересоваться у опытных богословов, причем если есть возможность обсуждать с разными людьми. А на счет хадисов я скажу так, изучение их это сложный труд, их очень много и людей которые недостаточно глубоко знают ислам пускать на хадисы это плохой путь. Ведь для каждого хадиса есть предыстория, то есть надо изучать в совокупности факторов и времени. Также и аяты корана, их надо изучать совместно с описанием для каждой ситуации. Надежда лишь на свои узкие знания в религии и ведут в заблуждение людей, ведь знания в исламе очень глубоки, многие отдав всю свою жизнь постигают лишь малую часть. А некоторые люди не изучив исламские науки и не став улемом причем подтвержденным со стороны всех главных знатоков ислама в мире (не защитившись) не может свободно рассуждать на любые темы под видом истинного ученого. Ведь ученым в исламе стать довольно сложно, это требует очень многих лет и подтверждения коллег. А так получается любой кто немного изучил вопросы веры начинает говорить с правом человека, который является истинным ученым.

  • Анонимно
    14.01.2018 01:40

    Именно об этом противоречии и пишет автор, намекая на развал передовой мусульманской науки после распада Кордовского халифата, когда стали гайки закручивать правители через подконтрольных им имамов.

  • Анонимно
    14.01.2018 07:43

    Молодец. Столько комментариев собрал... НА МОЙ ВЗГЛЯ,ВЫ ВСЕ МОЛОДЦЫ. Россия страна думающая и с очень большим потенциалом в любой сфере бытия , и богословие одна из них. Хорошая статья , но меня напрягает некоторая жёсткость и категоричность изложения + возможность обидеть современных хазратов среди которых много искренних и самоотверженных людей.

  • Анонимно
    15.01.2018 10:14

    . А что может заставить массы смириться и принять существующее положение вещей как неизбежную данность? Все верно – убежденность в предопределении всего сущего. (Р. Батыр)
    На это можно ответить словами— английского поэта Альфреда Теннисона (1809—1892):

    "Бороться и искать, найти и не сдаваться !"
    В жизни человека всяко бывает ,дом построил , он обвалился , машину купил, она сломалась! Неудачи?! Человек от отчаяния может руки опустить , а если верит в предопределение, спокойнее к этому отнесётся: дом перестроит, машину наладит! Есть закономерность цепочки происходящих событий. Попадаешь в ситуацию , а она такая, что стечение обстоятельств и вся картина происходящих действий рисуют такой сценарий с закономерным результатом его исхода, финал не может быть неожиданным , он складывается из цепочек определённых действий в целое звено усилий достижения заданной ими цели, а это уже , как предопределение, куда стремился , то и получил, но если произошёл срыв и результат вышел отрицательным, то и неожиданности и ошибки тоже надо учитывать , а если мимо прошёл , то это твоя вина и эта реакция занесена в предопределение закономерности процесса.То есть , если "хромают" знания , слаба вера, то получаем испытания , они предопределены ими , а если всё у человека "схвачено", то получаем награду и оно предопределено нашими усилиями и знаниями! Другое дело, что не существует множество вариантов разрешения проблем и как к ним подходишь, выбираешь вариант и какими способами пытаешься решить , так и конец задачи будет заранее предопределён, если человек не отклоняется от цели, намерений и специфики своих действий ! Это предопределение! Например можно доказать , что вторая мировая война ,это продолжение первой! Но , если бы Николаю II пытались это доказать, он всё равно не остановился бы, хотя вроде Г.Распутин предрекал будущие события, но это не подействовало, а в итоге , сами знаете, что случилось! Есть закономерности происходящих событий, они и продиктованы личностью от которого они зависят и целом рядом наличия , окружения и общего состояния дел и обстановки! Можно предугадать, что будет , а если знаешь, то и ситуацию можно изменить в благожелательный процесс , это вариант , но и его будущее можно просчитать ! Вариантов немного и они все предопределены , а выбор за человеком, это и есть свобода! Он ограничена в выборе, но в мире всё ограничено, всему есть пределы!
    Есть пределы допустимости , выход за который несёт в себе расплату, она настигает человека мгновенно или по истечении какого то времени ,в зависимости от его желания реабилитировать себя или продолжить начатое!

  • Анонимно
    17.01.2018 15:22

    Что означает слово "изводы"?

    • Анонимно
      21.01.2018 18:27

      К чему ,это слово?! В христианстве, это наверное связано с экзорцизмом ?!
      Да , где то спрашивали, как должен быть расположен полумесяц на мечети и на кладбище, разницы не усмотрели, а вообще то , на храме концами направо, соответственно на памятниках , налево! Так?!

  • Анонимно
    19.01.2018 09:13

    Самигуллина нужно сменить Батровым. Новое реалити-шоу получится: "Муфтият". Толку никакого, но зато прикольно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль