Общество 
25.01.2018

Назир Киреев о записке Мантурова Путину: «Дениса Валентиновича сильно подставили...»

В Татарстане полагают, что президента РФ дезинформируют о Ту-324 — стратегически важном авиационном проекте

Как выяснил «БИЗНЕС Online», в апреле 2017 года на встрече с Владимиром Путиным президент РТ Рустам Минниханов передал ему письмо о необходимости серийного производства регионального самолета Ту-324. Теперь становится понятным, почему летом в федеральной прессе ни с того ни с сего появилась информация о якобы несостоятельности проекта. В преддверии визита президента РФ на Казанский авиазавод мы предложили советнику премьер-министра РТ Назиру Кирееву прояснить эту странную историю.

Назир Киреев (на фото справа): «Мы конечно с нетерпением ждем приезда президента России, потому что уже есть что показать» Назир Киреев (на фото справа): «Мы, конечно, с нетерпением ждем приезда президента России, потому что уже есть что показать»

«ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ОЦЕНИЛ ПРОЕКТ КАК «НУЖНЫЙ»

— Назир Талипович, увы, за последние годы мы так привыкли к тяжелому положению Казанского авиазавода, что возникают сомнения: а есть ли чем хвалиться сегодня перед Владимиром Путиным?

— Мы, конечно, с нетерпением ждем приезда президента России, потому что уже есть что показать. Например, восстановлены сложнейшие установки, обеспечивающие сварку титанового центроплана — основы конструкции Ту-160. Успели спроектировать и построить новые корпуса. Заводчане планируют продемонстрировать полет нового ракетоносца, построенного на основе одного из четырех заделов, отстоять которые смогла республика.

— Надо было именно отстаивать?

— Дело в том, что в некоторых департаментах правительства, где мне пришлось визировать постановление о мерах оперативной помощи заводу, оставшемуся после принятия Борисом Николаевичем Ельциным решения о прекращении закупок Ту-22М3 и Ту-160 почти без большей части товарной продукции, требовали исключить пункт о сохранении заделов по Ту-160. Обосновывали тем, что ни одно министерство или ведомство не ставит этот вопрос, а также тем, что президент страны тему Ту-160 своим указом совсем недавно закрыл. «А ты ведешь дело к тому, чтобы в документе правительства она сохранялась», — говорили мне. Пункт удалось отстоять, помогли специалисты в департаменте оборонной промышленности. Впоследствии, сотрудничая с минобороны и получая от него финансирование, один задел построили и передали в Дальнюю авиацию в 2000 году, второй — в 2008-м. Сейчас должен взлететь третий ракетоносец.

Ту-324 Ту-324

— Насколько понимаю, с визитом Путина КАЗ связывает надежды и по гражданскому авиастроению...

— Надеемся, что во время визита Владимира Владимировича удастся найти решение по ближнемагистральному самолету Ту-334. Он очень нужен государственным авиакомпаниям для замены почти исчерпавших установленный ресурс самолетов советской постройки (всего около 50 машин), ждут его и коммерческие авиакомпании.

Кроме того, в прошлом году Рустам Нургалиевич по согласованию с министром промышленности России Денисом Валентиновичем Мантуровым обратился к Владимиру Владимировичу с письмом о необходимости завершения подготовки производства и начала выпуска регионального самолета Ту-324, разработанного на средства республики. Президент России оценил проект как «нужный» и попросил представить соответствующие предложения.

Ту-324 необходим для восстановления авиасообщения между регионами, а также для того, чтобы подготовить кадры для выполнения важнейшего задания — восстановления выпуска Ту-160. Людей сегодня не хватает, а принятые с улицы работники не могут быть сразу допущены к ответственным работам на Ту-160. Они могут пройти практику и набрать опыт при освоении и выпуске самолета Ту-324.

«...ПРЕДСТАВИВ ИСКАЖЕННУЮ И БЕЗГРАМОТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ»

— В свете информации об обращении президента Татарстана к Путину интересно выглядит летний «слив» в одно из федеральных изданий о том, что Мантуров докладной запиской уведомил президента России о нецелесообразности  продолжения работ над Ту-324. Аргументы следующие: документация по проекту готова лишь на 40 процентов, двигатель Аи-22 не подходит для гражданского самолета, конструкторские решения не соответствуют новым сертификационным требованиям, на завершение освоения самолета потребуется более 40 миллиардов рублей, а спрос до 2034 года — всего 56 самолетов.

— С недоумением прочитал то сообщение... Напомню, 12 мая 2016 года на совещании у президента России (ставившего задачу о создании самолета на 50 - 60 мест ввиду того, что «людям часто приходится летать в соседний регион через Москву») Денис Валентинович сам назвал Ту-324 в качестве самолета для решения проблемы восстановления регионального авиасообщения и пояснил, что «до сих пор не запускали его ввиду того, что отдали все ресурсы на «МС-21». А в целом, если изложенное в печати соответствует содержанию записки министра, то Дениса Валентиновича сильно подставили, представив ему искаженную и... безграмотную информацию.

Начнем с того, что порядок проектирования авиационной техники строго регламентирован, начиная от формирования технического задания на планер, его агрегаты, бортовое оборудование и на сам порядок их изготовления. Эскизный проект утверждается государственной комиссией, и только после этого конструкторы приступают к рабочему проектированию. На таких документах по Ту-324 стоят подписи руководителей авиационного департамента министерства, Государственного НИИ гражданской авиации, заказчиков и разработчиков. Само техническое задание на Ту-324 утверждено руководителем федерального агентства воздушного транспорта.

И, конечно, у Ту-324 не мог появиться двигатель, параметры которого не соответствовали бы требованиям применения на гражданских самолетах. Специалисты «Туполева» ответственно отнеслись к выбору. К тому же двигатель разрабатывался на собственные (и немалые) средства КМПО и запорожских предприятий. Они  не могли вкладываться в проект, который заведомо не имел перспективы по использованию на Ту-324.

Аи-22 обеспечивает Ту-324 высокую топливную экономичность (23,6 грамма на пассажирокилометр) и по этому показателю он на 30% лучше, чем у заявлявшейся гораздо позже модификации «Суперджета» на 60 пассажиров «Аи-22 обеспечивает Ту-324 высокую топливную экономичность (23,6 грамма на пассажирокилометр), и по этому показателю он на 30 процентов лучше, чем у заявлявшейся гораздо позже модификации «Суперджета» на 60 пассажиров»

Для сведения, Аи-22 обеспечивает Ту-324 высокую топливную экономичность (23,6 грамма на пассажирокилометр), и по этому показателю он на 30 процентов лучше, чем у заявлявшейся гораздо позже модификации «Суперджета» на 60 пассажиров. Похоже, составители информации для министра спутали его с двигателем (тоже имеющим обозначение «Аи») для истребителя Як-130, который действительно нельзя использовать на гражданском самолете.

— Но, согласно публикации, в записке министра непригодность Аи-22 удостоверена специалистами Центрального института авиационного двигателестроения...

— У меня есть справка ЦИАМ, на которую ссылаются в записке. Там нет ни слова о непригодности Аи-22 для пассажирских самолетов. Наоборот, утверждается, что он предназначен для Ту-324, что два опытных двигателя наработали на стенде свыше тысячи часов. И далее: «Двигатель находится на этапе доводки, необходимо еще провести требуемый комплекс работ». Затем: «для завершения отработки и сертификации изделия» нужна такая-то сумма. Кстати, в справке приведены ключевые характеристики  самолетов и двигателей, из которых следует, что Ту-324 с двигателем Аи-22 имеет самые лучшие показатели по топливной экономичности.

— А как с вопросом по документации на Ту-324, которой имеется всего 40 процентов от потребной?

— Полный  комплект, согласно регламенту, включает документацию на стенды, испытания, техническое обслуживание, управление самолетом и так далее. Она разрабатывается поэтапно. Сегодня  есть главное для продолжения проекта — полный комплект  рабочей  документации на строительство самого самолета. На заводе  разработано 36 тысяч технологических процессов, передано в производство 11 тысяч, по ним изготовлено около тысячи  единиц деталей планера и оснастки.

40 МЛРД РУБЛЕЙ НА ФОНЕ «СУПЕРДЖЕТА»

— Как насчет требуемых аж 40 миллиардов рублей при сбыте всего лишь в 56 самолетов до 2034 года?

— Цифрой в 40 миллиардов (а мы заявляли много меньше) в условиях напряженного бюджета, конечно, можно напугать многих, в том числе и наверху, что, вероятно, и было целью авторов материалов для министра.

Но, во-первых, речь идет о важнейшей государственной задаче — восстановлении авиационного сообщения, объединяющего регионы России. На ее громадной территории, в значительной части лишенной развитых наземных коммуникаций, авиасообщение — единственный вид передвижения. Его не стало потому, что в стране прекращено серийное производство гражданских самолетов по всему (задумайтесь об этом!) модельному ряду — для  местных, региональных, магистральных и дальних линий. Штучно выпускается ближнемагистральный «Суперджет», который допущен к эксплуатации на менее 5 процентов российских аэропортов, расположенных в своем большинстве лишь в центральных регионах. На его разработку и освоение, по разным источникам, затрачено от 4,5 до 7 миллиардов долларов, а в 2016 году только на покрытие убытков от его производства из бюджета вложено 100 (!) миллиардов рублей. Что такое на этом фоне 40 миллиардов рублей?! Тем более выделять их надо не одномоментно, а на протяжении пяти лет —  в среднем по 8 миллиардов.

Теперь о востребованности Ту-324. В записке министра (согласно информации СМИ) самолет может быть востребован в количестве 56 единиц в течение... 17 лет.  Сообщаю: с начала этого десятилетия российские авиакомпании завезли (купили, взяли в лизинг) около 100 зарубежных аналогов Ту-324. Но ведь семейство Ту-324 состоит из базового самолета на 50 мест и с дальностью 2,5 тысячи километров, модификации на 72 пассажира и с дальностью 3,5 тысячи километров и административного вместимостью до 20 пассажиров и с дальностью 7,8 тысячи километров.

С учетом того, что в России провозглашен  курс на развитие авиационного сообщения, мы прогнозируем только в нашей стране выход на сбыт самолетов семейства до 50 единиц в год. Презентации проекта на МАКСе и за рубежом выявили большую заинтересованность в семействе. Мы связываем это не только с его прекрасными летно-техническими характеристиками и возможностью эксплуатации в любой части мира, но и с тем, что авиакомпаниям выгодно эксплуатировать самолеты разной размерности, имеющие общие систему управления, техническую базу и кадры обслуживания.

— Также утверждается, что на реализацию проекта потребуется 8 лет.

— Если решение о завершении подготовки производства и освоению выпуска Ту-324 примут сейчас, то к 2020 году построим самолеты для заводских и сертификационных испытаний, в 2020-м-2022-м они будут проведены, и с 2023 года машина начнет поставляться авиакомпаниям. В процессе освоения  будут внесены уже запланированные доработки планера и некоторых комплектующих. Претерпит модернизацию двигатель, в котором будут использованы уже выпускаемый в России газогенератор Аи-222-25 и улучшенная ступень вентилятора, что даст Ту-324 дополнительные преимущества по топливной эффективности. Мы уложимся в обозначенные сроки, потому что делаем ставку на профессионалов и вообще работаем быстрее, чем кто-то.

— Из рассказанного вами следует, что президенту России поступила искаженная информация по проекту, который он до этого одобрил. Что делать дальше? 

— Случившееся не изменяет нашего твердого убеждения в том, что Денис Валентинович искренне считал самолет Ту-324, созданный по инициативе и на средства Татарстана, нужным стране. Полагаю, теперь минпромторгу России надо с привлечением  нас, заказчиков проекта, владеющих всей информацией по нему, составить объективную докладную записку и заменить ею ранее поданную президенту России. Результатом станет самолет для решения проблемы авиационного сообщения между регионами страны. Ту-324 — самый продвинутый проект для этого, других просто нет. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.01.2018 10:19

Летал недавно на Эмбраере-190. Всё понять не мог, что за самолет, знаю Боинг и Аэробус, ну Бомбардир есть. Но что это за Эмбраер? Оказался бразильский самолет. Даже Бразилия выпускает свои самолеты, которые летают в России. А Россия то бухнет в проект Суперджет миллиарды, то в МС-21, а толку ноль.

  • Анонимно
    25.01.2018 09:16

    суперджет провалился видать со стольже разрекламированном мс21 дело идет к тому же под этот шумок хотят протолкнуть и ту 324 неплохая мысль только вопрос где найдут работников на завод

    • Анонимно
      25.01.2018 10:33

      Наконец начинают понимать что на одних манегерах самолеты и химию не сделаешь, инженеры нужны.

    • Анонимно
      25.01.2018 10:35

      По Суперджету сразу говорили что это распил денег,фюзеляж разработан совместно с Боингом, движок французский, авионика тоже иностранная, наши только металл и сборка, а на Ту вся разработка наша (кроме движка украинского), соответственно и модернизацию проводить можно самостоятельно, без разрешения Дяди Сэма (Боинг запретил делать на Суперджете пассажировместимость более 100 человек, чтобы конкуренции с их самолётами не было)

      • Анонимно
        25.01.2018 14:25

        Тут или Крым или двигатели украинские- выбирайте

        • Анонимно
          25.01.2018 17:44

          Я думаю что производство могут полностью в Казани освоить (он на половину и так там изготавливался), а украинцы будут роялти получать, от чего они точно не откажутся. Не стоит забывать что заказчиком и плательщиком была Республика Татарстан, так что возможно что правообладателем она же и является, а не украинцы.

          • Анонимно
            25.01.2018 22:43

            все перечертить, пересчитать - и самим выдать чертежи... в чем проблемы?

  • Анонимно
    25.01.2018 09:27

    Тем временем "идиоты" в Южной Америке разбирают Суперджеты на запчасти, чтобы поддерживать остальные свои самолеты.

    • Анонимно
      25.01.2018 10:19

      Летал недавно на Эмбраере-190. Всё понять не мог, что за самолет, знаю Боинг и Аэробус, ну Бомбардир есть. Но что это за Эмбраер? Оказался бразильский самолет. Даже Бразилия выпускает свои самолеты, которые летают в России. А Россия то бухнет в проект Суперджет миллиарды, то в МС-21, а толку ноль.

      • Анонимно
        25.01.2018 14:39

        Почему толку нет? Суперджет может и убыточный и идет тяжело, но в принципе есть и чему-то его развитие учит. А вот отсутствие даже такой хромульки дает спокойствие кладбища.

        • Анонимно
          25.01.2018 15:44

          Если сравнить сколько денег вбухали в проект Суперджет и результат, то будет 0,0000001, а это то же самое, что и ноль.

    • Анонимно
      25.01.2018 10:42

      Идиоты не те кто разбирают, а те кто продать продали, а сервис наладить не смогли. На сервисе буржуины маржу больше имеют чем от продажи самолёта.

      • Анонимно
        25.01.2018 12:00

        Это беда ВСЕХ производств России. Например, вакуумные насосы, востребованная продукция, а казанский Вакууммаш делает единичные заказы, потому что спросом не пользуются из-за отсутствия сервисного обслуживания. Знаю предприятия, купившие там оборудование, но после первой же поломки перешедшие на зарубежную технику с классным сервисным обслуживанием.

  • Анонимно
    25.01.2018 09:48

    Зарплату работягам на 22 прибавят значит !!! Это хорошая новость значит !!!

  • Анонимно
    25.01.2018 10:38

    Есть в России прекрасные проекты и Ту-324 и Ту-414 и Ту-334 да только "воровайки" (цитирую Матвиенко) не дают возможности развитию отечественного авиапрома и доводят их до состояния "не востребованности". Но самолеты Туполева были, есть и остануться лучшие в мире по аэродинамике и надежности, а начинку современную (БРЭО) в них всегда можно поставить. На заводах авиапрома "кости есть", а мясо (рабочие) нарастить можно - нужны воля и желание работать. МС-21 в плане Ту-204-300 1:1 и черное крыло добавит только проблем!
    Заслуженный конструктор России А.И. Игнатов

    • Анонимно
      27.01.2018 16:28

      Нужно добавить Ту-204-300 и указать "нерадивым руководителям в ОАК на восстановление "устаревшего" Ту-160. Прислушйтесь к голосу народа и используйте свой потенциал для восстановления авиапрома, а не хороните его по заказу Запада.

  • Анонимно
    25.01.2018 11:00

    Ту-324 - самый продвинутый проект

    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/370554

    Загляните, оказывается, очень интересно.

  • Анонимно
    25.01.2018 11:50

    Слишком Вы добрый, Владимир Владимирович. Иосиф Виссарионович уже давно бы расстрелял Мантурова, Погосяна и других деятелей российской промышленности. Зато наши граждане строили бы и летали бы на наших самолетах - ТУ334, ТУ324, ТУ204, ИЛ114, ИЛ96. Но увы... Все бездарно потеряно. Миллиарды долларов вбуханы в ответочную сборку суперждетов, которые неконкурентны, дорогостоящи и полностью зависят от поставок иностранных комплектующих. Где Вы, Владимир Владимироаич, были все это время?

  • Анонимно
    25.01.2018 11:57

    Татарин Злой
    Вот у меня вопрос. На БО постоянно тусуются, во главе с незабвенным Паном, «доброжелатели» Татарстана соответствующим лексиконом: удаща, татарские баи, местечковая элита и прочее.
    Но тут мы видим парадоксальную картину- удащливые баи спасают стратегов Ту-160, за свой счёт разрабатывают Ту-334 (который нетатарские неудащливые небаи в Москве хоронят, как конкурента СС Джета), затем опять за счёт РТ разрабатывают Ту-324 (вместо того, чтобы тупо распилить эти деньги), который опять хоронят духоскрепные товарищи из Нерезиновой.
    И соответственно назревает вопрос: а кто, собственно, РЕАЛЬНО пытается разрушить страну? Тот, кого постоянно обвиняют в сепаратизме, попытке развала страны, кого прессуют со всех сторон (история с 200 рублями самая безобидная история), но при этом пытается спасти авиазавод, который принадлежит федералам, или тот, кто под пропагандистский шум о вставании с колен, защиты русского языка (делая, из лояльного к России народа, если не врага, то точно не союзника), и прочего, о чем мы каждодневно слышим из каждого утюга, одновременно убивает свою авиационную промышленность и передовые разработки?
    Так кто по настоящему РУССКИЙ?

    • Анонимно
      25.01.2018 12:27

      Задай себе вопрос: выгодно ли это нашим баям? Ответ очевиден.

      • Анонимно
        25.01.2018 12:48

        Татарин Злой
        Что выгодно? Конкретнее?

      • Анонимно
        25.01.2018 14:16

        подождите. вы говорите выгода - лично мне по ... почему самолеты наши выпускают - главное пусть выпускают. а ваши домыслы - детский садик.

  • Анонимно
    25.01.2018 12:03

    Только весь затык с рабочими. Старые кадры уже на пенсии, у нынешних опыта большого нет, а молодежь вообще не хочет руками работать - там же тяжёлый физический труд, не престижно.

  • Анонимно
    25.01.2018 12:09

    Ну вообще класс, готовить кадры для производства военной технике на производстве гражданской. Да ещё на производстве гражданских самолётов. В этом все отношение властей к своему народу.

  • Анонимно
    25.01.2018 12:42

    получается - развитие авиации страны тонет в бумажках в Москве - главные - те кто справки составляет: грамотно или не грамотно, но не просто так... это проблема 25 лет не решаемая - кто же пишет справки не в Казани ( в не создает чертежи и технологии) - кто это?

    • Анонимно
      26.01.2018 01:21

      Я что то недопонимаю: если бы у нас в стране была социалистическая, плановая экономика, то можно было бы строить планы, вносить предложения по развитию в стране гражданской авиации и вложению средств из госказны. Но ведь у нас капиталистическая, рыночная экономика. Авиазаводы давно приватизированы и государство может (даже обязано) давать заказы на оборонную технику. Гражданская авиация - дело частное. Ведь никто не требует в тех же США от государства вкладывать в частную компанию "Боинг" средства на развитие гражданских самолётов. Если мы хотим не отставать от запада, то нужно предложить нашим олигархам вложиться в авиазаводы и построить новые пассажирские самолёты. А что, разве это не так?

  • Анонимно
    25.01.2018 12:47

    Али.

    Очень надеюсь на решение В. В. Путина по данному вопросу
    Удачи нам.

  • Анонимно
    25.01.2018 13:17

    У сильной независимой России должна быть своя промышленность, свои заводы. Без производства невозможно обеспечить независимость страны.Разумеется что бюрократам в министерствах выгодно покупать самолеты "за откаты". Помнится раньше из Казани вовсе районные центры летали самолеты "кукурузники", да и малая авиация постоянно работала в сельском хозяйстве. Интересно-а сейчас наверное уже не существует такого понятия "малая авиация"?

    • Анонимно
      25.01.2018 16:20

      тост из старого советского фильма есть желание купить барана нет возможности купить барана есть возможность купить козу нет желания покупать козу так выпьем за то чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями это к вашему посту что независимой россии должна быть своя промышленность свои заводы

    • Анонимно
      26.01.2018 22:44

      в 80м году летал с братом в Азнакаево на похороны нашего дяди - в Бугульму билетов не было -полетели через Казань летели на ТУ-134 сразу пересели на ЯК-40 до Челнов буквально отКазани летели минут 20 правда потом на автобусе добрались до Азнакаево -приехали к вечеру-немного не успели-но в то время такое авиасообщение было мощное-чтоб это восстановить потребуется десятилетия-летели тогда мы из Сургута

  • Анонимно
    25.01.2018 14:15

    неправильно все это, когда решение вопроса исключительно зависит от одного человека, хоть и самого главного в стране. не стратегии. вот и занимаемся местечковыми интересами...

  • Анонимно
    25.01.2018 16:39

    Записку Путину похоже делали люди (либо протеже этих людей), которые очень не хотят восстановления гражданского самолетостроения в России! И ниточки могут тянутся за океан...

    • Анонимно
      25.01.2018 18:19

      Эта дискуссия на БО прошла аж ещё в 2009-2010 гг.
      Как видно, ничего не изменилось с тех пор.
      Антироссийская авиационная мафия в правительстве, в надзорных органах и в лоббистских коммерческих структурах продолжают свою разрушительную деятельность..

      • Анонимно
        25.01.2018 22:45

        поэтому пора на выборы - и все менять и всех гонять - пора давать нашу власть правильному Президенту и для дела.

  • Анонимно
    25.01.2018 17:40

    Как вообще могла появиться записка с таким количеством погрешностей?

  • Анонимно
    26.01.2018 15:22

    Малыш Мантуров при чем здесь? ТУ 204 в Ульяновске - 100 модификаций создало КБ. Зачем? На заводе огромный задел. Зачем? Совковые подходы на бестолковую трату средств. А Министр Мантуров - за продовольственную карту в России. Такой вот министр. И он не один. Мне стыдно писать о том уровне компетенций, который достигнут на высших должностях.

  • Анонимно
    26.01.2018 20:03

    Как вообще могла появиться записка с таким количеством погрешностей?
    ___________________________
    А как ее могли принять в аппарате Президента РФ и показать Самому абсолютно не проверив?
    Тем более, если за месяц до ее поступления у Самого был руководитель республики с этим вопросом, не замеченный до этого в каких-либо ложных заходах?
    Как мог Мантуров получив такую справку от подчиненных не позвонить сюда в Казань и сообщить: вот ведь какая картина получается... Так принято в любом обществе...

  • Анонимно
    28.01.2018 23:08

    А может ли кто-нибудь донести непосредственно Путину (или Пескову) эту публикацию, затрагивающую, в том числе его честь и достоинство, его деловое реноме?
    Он как-то оценивает продукт (Ту-324), поручает дать в свете его оценки предложения, а в ответ его работник приносит некую муть, полностью построенную на лжи.
    И эта муть принимается...
    Казалось бы, его канцелярия должна была разобраться - кто из пришедших (первый или второй) принес правильную информацию Президенту. Вот эту публикацию и надо бы донести до президента, или хотя бы до его канцелярии. Кто может это сделать? Отзовитесь!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen