Общество 
26.01.2018

Татьяна Ларионова о фонде «Возрождение»: «Почему бы не поставить точку?»

В 2018 году программы по возрождению Болгара и Свияжска завершаются, строительство Казанского собора тоже на финишной прямой

«Я думаю, что этот год будет таким хорошим, где-то даже и завершающим, аккордным», — строит планы исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» она рассказала, что будет после того, как иссякнет бюджетное финансирование (400 млн рублей в год), возьмется ли фонд за новые проекты и в каком виде предстанет Казанский собор к 4 ноября.

Владимир Путин вместе с Шаймиевым договорились, что финансирование объектов будет производиться на паритетных условиях: и федеральным, и республиканским бюджетом В 2009 году Владимир Путин и Минтимер Шаймиев договорились, что финансирование возрождения Болгар и Свияжска будет производиться на паритетных условиях Фото: shaimiev.tatarstan.ru

О ЧЕМ МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ ДОГОВОРИЛСЯ С ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ

Текущий год станет последним в деле возрождения Болгара и Свияжска. В 2018 году заканчивается реализация программы по двум этим историческим объектам, начавшаяся ровно 8 лет назад. Об этом на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказала исполнительный директор республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана, вице-спикер Госсовета РТ Татьяна Ларионова.

«Действительно 2018-й — последний бюджетный год», — заявила Татьяна Петровна. Она напомнила, как создавалась эта программа, принесшая республике Болгар и Свияжск в том уникальном виде, в котором мы можем видеть их сегодня. Все началось в конце 2009 года, когда первый президент РТ Минтимер Шаймиев заявил руководству страны о своем намерении отойти от дел, уступив свое кресло «молодому, энергичному и перспективному» Рустаму Минниханову. Тогда же Минтимер Шарипович, напомнила Ларионова, сообщил, что хотел бы заняться вопросами возрождения Болгара и Свияжска. Руководство страны его в этом поддержало, и Владимир Путин вместе с Шаймиевым договорились, что финансирование объектов будет производиться на паритетных условиях: и федеральным, и республиканским бюджетом. «По-моему, вся республика знает, что ежегодно выделяется по 400 миллионов и федеральным, и республиканским бюджетом, — пояснила Татьяна Петровна. — Я должна сказать, что федеральный бюджет иногда несколько сокращает финансирование, но это бывает не так много — скажем, 10–20 миллионов, не более того». 

Под выделяемые деньги ежегодно утверждается программа, которая в обязательном порядке согласуется с минкультуры России и утверждается правительством РТ. Первоначально договоренность с руководством страны была достигнута на 4 года реализации программы по возрождению Болгара и Свияжска, но позднее она была продлена до 2018 года, и вот настал последний год действия документа. За все эти 8 лет в Болгаре и Свияжске было построено, отреставрировано и законсервировано по 43 объекта. Кроме того, стоит добавить, что Болгар и Успенский собор, а также Успенский монастырь Свияжска получили статус объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а значит, международную защиту.


«ЭТО БУДЕТ ТАКИМ ХОРОШИМ, ГДЕ-ТО ДАЖЕ И ЗАВЕРШАЮЩИМ, АККОРДОМ...»

«В связи с этим 2018-й для нас будет годом завершения начатых работ. Мы практически не берем на этот год каких-то новых объектов», — отметила исполнительный директор фонда «Возрождение». Начатые работы планируется завершить на нескольких объектах как в Болгаре, так и в Свияжске. Так, например, в Свияжске откроется музей по реставрации дерева и музей возвращенных свияжских икон. В Болгаре же начнет работу музейный квартал. 

Музей по реставрации дерева станет единственным в своем роде в России. «Под водой были обнаружены целые остатки строений, улиц в Свияжске. Их нужно показать людям», — пояснила Ларионова. Кроме того, планируется возвращение на остров-град икон, которые находятся в запасниках музея изобразительных искусств, — ожидается, что на острове будет открыт отдельный музей. То есть это не возвращение икон церкви. «Особых разногласий с церковью нет. Понятно, что желание вернуть иконы в храмы есть. Но, поскольку сейчас эти иконы являются государственной собственностью, они являются собственностью музея, то, что они вернутся ближе к своим исконным родным корням, — это и для церкви положительный момент. В целом данный вопрос мы решаем по рекомендациям ЮНЕСКО, это практика всемирная, — рассказала Татьяна Петровна. — Почему это не было сделано раньше? В Свияжске не было условий для сохранности этих икон. Они, учитывая большой срок своей истории, требуют особенных условий температуры, влажности. Они требуют и особых условий безопасности. Сейчас все эти условия мы можем обеспечить. При проектировании данного музея мы этим вопросам уделяли самое пристальное внимание».

Ожидается, что музей дерева будет открыт уже в течение основного туристического сезона — не 1 июня, но точно в летний период. Музей свияжских икон появится во всей красе во второй половине года — «одновременно непросто выполнять эти работы».

Вместе с тем по традиции не останется обделенным и Болгар. Там в этом завершающем году будет создано сразу несколько небольших музеев по улице Назаровых. Местные жители нескольких старых жилых домов были переселены с территории, прилегающей к городищу, в другие дома в поселке Приволжском. Освободившиеся помещения, представляющие исторический интерес, были отреставрированы, теперь в них разместят музеи. Некоторые из них функционируют уже с прошлого года. До конца года в домах на улице Назаровых можно будет посетить сразу 8 новых музеев. Среди них, например, музей дворянства Спасского уезда, музей болгарского чаепития, музей Волжской Атлантиды, музей воинской славы, музей Абдуллы Алиша, художественная галерея и др. Тематика остальных музеев пока еще находится на стадии согласования.

. В Болгаре в этом году будет создано сразу несколько небольших музеев. Среди них, например, музей болгарского чаепития, Волжской Атлантиды, воинской славы, Абдуллы Алиша Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ ФОНД СОЗДАВАЛСЯ ДЛЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ, ТО ПОЧЕМУ БЫ, СКАЖЕМ, И НЕ ПОСТАВИТЬ ТОЧКУ?»

В ходе интернет-конференции исполнительный директор не исключила возможности того, что после программы, под которую фонд «Возрождение» был создан, он может быть свернут. Это объясняется просто: уставные цели, прописанные в учредительных документах фонда, достигнуты.

«Мы пока об этом не объявляем, потому что есть еще огромные работы, которые нужно выполнить, — оговорилась Ларионова. — Но в принципе фонд создавался для того, чтобы возродить культурное наследие в Болгаре и Свияжске. Мы эту задачу практически выполнили. Нам есть о чем говорить, что представить населению как результат работы фонда. Если фонд создавался для этих целей, то почему бы, скажем, и не поставить точку? Я не исключаю... Пока не могу ответить на этот вопрос однозначно, тем более что у нас есть еще собор Казанской иконы Божией Матери, который мы, безусловно, в 2018 году не завершим. Мы здесь продолжим, конечно, свои работы. Но каких-то других задач перед фондом пока не ставится. Вообще, это вопрос прежде всего председателя попечительского совета фонда „Возрождение“ Минтимера Шариповича Шаймиева и президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова».

Так что, когда спрашивают относительно возрождения Биляра, Шелкового пути, эти вопросы в рамках работы фонда «Возрождение» пока не рассматриваются, но на повестке дня они есть. В частности, ученые КФУ предложили поднять вопросы, связанные с Шелковым путем. По словам Ларионовой, многие коридоры этого древнего торгового тракта проходят практически через 53 региона страны, включая Татарстан.

«Есть проект „Ногайский коридор“, который затрагивает и Казань, и Болгар, и Свияжск. Если объекты уже вошли в список ЮНЕСКО, то они только поддерживают значимость этого коридора. Но здесь же и Биляр, и та же Елабуга, Арский район. Вообще, этот коридор очень интересен. Мы предложили министерству культуры РФ рассмотреть наш научный потенциал с точки зрения создания новой российской программы по принципу Болгара и Свияжска, но связанного с Шелковым путем. Безусловно, данная программа могла бы быть общероссийской. Вот если бы она была бы принята, то могли бы здесь рассматривать и Биляр, и Елабугу, и целый ряд наших других муниципальных образований. Но это предложение пока не нашло поддержки в минкультуры РФ. Найдет или нет, каковы дальнейшие перспективы, мы сказать, к сожалению, с уверенностью не можем», — отметила Ларионова.

Говоря о возрождении Биляра, она отметила, что такое желание действительно есть, но реализовано это будет точно «не в контексте Болгара или Свияжска». Решение может быть либо найдено в рамках вышеуказанного федерального проекта по Шелковому пути, либо реализовано как отдельный республиканский проект. Вряд ли это получится в ближайшие три-пять лет — здесь необходимы значительные финансовые ресурсы.

«Каких-то других задач перед фондом пока не ставится»Фото: prav.tatarstan.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ: ОТ 57 ТЫСЯЧ ПОСЕТИТЕЛЕЙ В 2010-М К МИЛЛИОНУ ТУРИСТОВ ЗА 2017 ГОД

Глядя на озвученные Ларионовой данные турпотока, можно с уверенностью сказать, что за 8 лет фондом проделана колоссальная работа. Один из показателей — рост турпотока. На момент начала действия программы Болгар в 2010 году посетили около 50 тыс. туристов. Через несколько лет, в 2013 году, эта цифра выросла до 192 тыс. туристов, в 2015 году число туристов составило более 350 тыс., а в 2017 году — уже 540,9 тысячи. «У нас международный турист появился в Болгаре. Если брать итоги последнего года, то Болгар посетили люди примерно из 100 городов России. Их количество возрастает. В позапрошлом году были туристы из 21 страны мира, в этом году — уже из 30 стран», — отметила Татьяна Петровна.

По Свияжску цифры также поражают воображение: в 2010 году остров-град посетили 7 тыс. туристов, а в 2017-м их число уже составляло более 491 тысячи. При этом по географии они были из 62 городов России и 46 зарубежных стран.

«По сути, это результат той работы, которую провел фонд вместе со всеми заинтересованными сторонами, нашими союзниками, помощниками, друзьями и коллегами. Вот он, результат. Это заслуга в том числе и включения в список ЮНЕСКО. Те туристы, которые приезжают из зарубежных стран, преимущественно едут только на объекты всемирного культурного наследия», — подчеркнула Ларионова. 

По ее словам, обычно международные туристы приезжают в Болгар и Свияжск семьями или поодиночке, неорганизованно. Сегодня в музеях-заповедниках предоставляются услуги экскурсоводов на французском, английском, китайском языках. Есть аудиогиды с переводом на французский, английский, китайский, а в Болгаре — еще и арабский, татарский языки. Не так давно на каждом из объектов установили турникеты: их задача — вести подсчет числа туристов, а не ограничить доступ к достопримечательностям, подчеркнула Ларионова. 

Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери «Мы имеем огромное желание к 4 ноября текущего года завершить все работы по внешнему фасаду собора. То есть это будет уже полностью завершенный фасад, с куполами» Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВЫЙ СОБОР ПОД КРЕМЛЕМ В СПИСОК ЮНЕСКО НЕ ПОПАДЕТ

Однако с завершением программы по Болгару и Свияжску работы для фонда «Возрождение» еще предостаточно. Например, это относится к возрождаемому собору Казанской иконы Божией Матери. Напомним, 4 ноября 2015 года Минниханов подписал указ «О строительстве Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери». С того момента вот уже два с лишним года ведутся серьезные как изыскательские, так и строительные работы практически под стенами Казанского кремля.

«Этот объект тоже под пристальным вниманием фонда, при этом мы, конечно же, не ставим перед собой задачу включения его в последующем в список ЮНЕСКО. Он никогда не был в списке ЮНЕСКО! Мы этот объект должны воссоздать с точки зрения сохранения всемирной универсальной ценности Казанского кремля. Собор входит в его буферную зону. То есть он не должен оказать отрицательное влияние на объект всемирного культурного наследия — Казанский кремль, должен со всех точек поддерживать историческую значимость Кремля, но не спорить с ним архитектурно. Это задача тоже непростая», — рассказала Татьяна Петровна.

Перед началом работ по воссозданию собора фондом «Возрождение» было проведено специальное исследование, результаты которого направили в ЮНЕСКО на согласование. Там результаты этого исследования одобрили, а руководство Татарстана учло все риски, чтобы сохранить международный статус и универсальные ценности Казанского кремля.

На сегодняшний день собор вырос до отметки в 38 м, вес здания составит 124 тыс. тонн (по сути, одна шестая знаменитого небоскреба Empire State Building). В принципе, осталось немного — достичь отметки в 45 м по проекту за счет установки главки и креста. Все основные общестроительные работы, в том числе и по пещерному храму, уже практически завершены. 

Болгарская исламская академия Болгарская исламская академия Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы имеем огромное желание к 4 ноября текущего года — а это дата подписания указа президента нашей республики по воссозданию данного собора и Болгарской академии — завершить все работы по внешнему фасаду. То есть это будет уже полностью завершенный фасад, с куполами. Он будет с подсветкой, заказали уже все внешние настенные иконы», — поделилась Ларионова последними новостями по возрождению собора Казанской иконы Божией Матери. Всех деталей отделки она раскрывать, впрочем, не стала. После завершения фасадных работ намерены приступить к внутренним работам.

Будет ли колокольня? Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, как известно, не раз заявлял, что возрождение собора ему видится в первоначальном облике. Ларионова, однако, снова обратилась к уставу фонда «Возрождение» — по поручению президента РТ фонд воссоздает сам собор. И точка. «Да, у нашего владыки есть желание отреставрировать и другие здания, сооружения, которые входят в комплекс Богородицкого монастыря, в том числе воссоздать колокольню, — заметила она. — Но это вопрос не сегодняшнего дня, это не вопрос фонда „Возрождение“. Если на то будет дальше воля патриарха, нашего владыки, президента РТ, чтобы как-то помогать епархии, то фонд, безусловно, поможет, прежде всего с точки зрения согласования этого вопроса с ЮНЕСКО. Колокольня будет выше собора, она может быть и не поддержана ЮНЕСКО», — пояснила Татьяна Петровна.

Митрополит Феофан, как известно, не раз заявлял, что возрождение собора ему видится в первоначальном виде Митрополит Феофан, как известно, не раз заявлял, что возрождение собора ему видится в первоначальном облике Фото: «БИЗНЕС Online»

Дома по соседству от Богородицкого монастыря никто расселять не собирается, успокоила она жителей. Дома не мешают. Хотя были вопросы по поводу переноса части забора или установки мусорных баков, но все это решается с исполкомом Казани в рабочем порядке. Для местных жителей поводов для беспокойства нет. «Пока пусть живут спокойно. Дальше я не знаю. Но это не вопросы фонда, это не в нашей компетенции», — отметила она. 

Разговор продолжался более трех часов. Ларионова скрупулезно ответила на все поступившие вопросы читателей. Рассказала несколько живых историй «Возрождения», развеяла мифы об «обязательных пожертвованиях» для бюджетников, объяснила, почему не удалось включить в список ЮНЕСКО целиком остров-град Свияжск, а также прошлась по скандальной истории о свияжском бизнесе. Полная стенограмма интернет-конференции будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (199) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.01.2018 11:08

Нет денег?
Посмотрите, как Фишман лихо трясет бюджет на парки, даже намека нет на "трудные времена" в ее планах.

  • Анонимно
    26.01.2018 11:08

    Нет денег?
    Посмотрите, как Фишман лихо трясет бюджет на парки, даже намека нет на "трудные времена" в ее планах.

    • Анонимно
      26.01.2018 11:40

      Не сравнивайте парки для всех людей и какие-то религиозные заведения.

      • Анонимно
        26.01.2018 12:35

        Это объекты культурного наследия, а не религиозные заведения! А показателем популярности Болгар и Свияжска является возросшие туристические потоки!

        • Анонимно
          26.01.2018 12:41

          Это новодел, построенный силами гастарбайтеров, потому что так дешевле.

          • Анонимно
            26.01.2018 12:56

            Булгар вообще чувашская история
            Это никого не смущает?

            • Меня нет. Почему меня это должно смущать? Что чуваши не граждане РФ? Или вы считаете, что на территории Татарстана дожны сохраняться и вкладывать деньги только в то, что имеет отношение к татарам? Я так не считаю. Татарстан это исконная земля марийцев (черемис), удмуртов, чуваш.

            • Анонимно
              26.01.2018 13:55

              Татары и есть волжские болгары, доказано с культурной, религиозной, и генетической точки зрения!

            • Анонимно
              27.01.2018 11:55

              Речь идёт о принятии ислама на терр. РТ.

          • Анонимно
            26.01.2018 13:38

            А как еще вести воссоздание, чтобы оно не было новоделом? Может расскажите? От того что там будут не гастарбайтеры (и про каких гастарбайтеров кстати Вы говорите) или материалы будут немного другими это станет староделом.. ? Такова судьба всех воссоздаваемых объектов, Сначала они новоделы, потому что сделаны вновь..Потом , со временем, становятся староделами..

            • Ну тогда "новоделы" не надо выдавать за "староделы". Одно дело отремонтировать здание, а другое - полная реконструкция.

              • Анонимно
                26.01.2018 14:11

                это к Забировой-Перосовй

              • Анонимно
                26.01.2018 16:33

                А какой объект выдают за стародел? Вы про что? Например в восооздаваемом соборе сохранили все, что археологи раскопали в 2016г. Все до единого кирпичика от старых стен Пещерного храма, даже штукатурку не трогали - сохранили с остатками росписи. Это тоже новодел?

              • Анонимно
                28.01.2018 19:02

                Ну да, конечно, зачем что-то делать пусть всё, что осталось превратится в пыль, зарастет бурьяном. Зато не новодел!!! Приведете правнука вот, мол, видишь холмик – это Волжская Болгария! А да, с боку в поле еще экспозицию разложить на земле не забудьте. Как вам перспектива? Поэтому лично я говорю спасибо и Шаймиеву, и фонду «Возрождения» за работу в Болгаре!!!

              • Анонимно
                28.01.2018 19:37

                Ну да, конечно, зачем что-то делать пусть всё, что осталось превратится в пыль, зарастет бурьяном. Зато не новодел!!! Приведете правнука вот, мол, видишь холмик – это Волжская Болгария! А да, с боку в поле еще экспозицию разложить на земле не забудьте. Как вам перспектива? Поэтому лично я говорю спасибо и Шаймиеву, и фонду «Возрождения» за работу в Болгаре!!!

          • Анонимно
            27.01.2018 09:11

            У немцев есть более точное определение - Ersatzneubau ( эрзац, суррогат, замещение новым зданием).

      • Анонимно
        26.01.2018 13:35

        (Какие то религиозные заведения?) А они не для народа? Сами по себе? Вы посмотрите сколько там людей и сравните с парками. Еще не известно где больше.. Если Вы атеизмом страдаете, то не проецируйте это на весь народ..

        • Анонимно
          27.01.2018 11:57

          Атеизм - это свобода от догматизма и зашоренности.

          • Анонимно
            27.01.2018 14:26

            Атеизм - это болезнь. Она достаточно часто вылечивается к концу жизни.. Особенно бесполезной и невнятной.. Но нужны для этого сильнодействующие лекарства в виде жизненного опыта и открытости головного мозга к восприятию мира не только в его примитивно видимой части..

        • Анонимно
          27.01.2018 12:01

          Многие атеисты являются монотеистами, т.е. верят в наличие Создателя, но не доверяют учениям всяких людей, названных пророками.

        • Анонимно
          27.01.2018 12:02

          Авраамические религии учат: человек греховен и может ошибиться, а пророки были людьми.

        • Анонимно
          27.01.2018 12:03

          А ещё Библия говорит: не создавайте кумиров. Этого требовали и пророки при своей жизни.

        • Анонимно
          27.01.2018 12:05

          Власть всегда заигрывает с Боженькой, потому что религии твердят: Власть - от Бога!

        • Анонимно
          27.01.2018 12:07

          А народу религии говорят: терпите, я вас испытываю нищетой и неприятностями - на том свете вам будет хорошо.
          А некоторых Бог на этом свете испытывает богатством и наслаждениями.

    • Анонимно
      26.01.2018 11:44

      Они то могут еще долго осваивать бюджет, а бюджету надо ли это? И так уже 6-7 лет возрождают. Также вопрос к трассе М-7 Казань-Н. Челны тоже 8-9 лет ковыряются. Как долго будут еще осваивать сладкий пирог?

      • Анонимно
        26.01.2018 12:29

        тут два варианта: либо пока пирог не кончится, либе если он "испортится".

      • Анонимно
        26.01.2018 17:05

        Поддерживаю, а как на храм выделить бюджет, так нет денег))) Ах как славно все распределяется в республике. Других историй ведь нет кроме этой. Про "щелкоый путь" вообще отдельная история, побоялись что кормушка закроется? Давайте откреом новую)))

    • Анонимно
      26.01.2018 12:05

      Внимательно статью прочитайте! Срок действия программы заканчивается, рассчитанной на 8 лет! При чем тут "трясти бюджет"

    • Анонимно
      26.01.2018 12:14

      Она же москвичка

    • Анонимно
      26.01.2018 14:00

      она же не себе в карман трясет. и хорошо, что парки в городе будут.

  • Анонимно
    26.01.2018 11:11

    Чет, вспомнился Христос, который попер торговцев из храма, не предложив альтернативы где торговать...

    • Анонимно
      26.01.2018 12:06

      За все эти 8 лет в Болгаре и Свияжске было построено, отреставрировано и законсервировано по 43 объекта.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/370716
      Денешки закончились,но вдруг появился во весь свой рост вопрос- а хто все ето хозяйство будет теперь содержать,платить зарплаты,реставрировать,приумножать?
      Денешек то потребуется еще больше!
      И что ? теперь все ето хозяйство будет медленно угасать,приходить в негодность а потом в забвение? Денешки то на содержание нужны немалые?

      • Анонимно
        26.01.2018 12:16

        Всем миром будут строить.

        • Анонимно
          26.01.2018 12:29

          Всем миром это кто?

          • Анонимно
            26.01.2018 12:50

            Когда выделяется 800 млн руб ежегодно из бюджетов РФ и РТ, то "всем миром" - это для видимости участия народа в возрождении.

      • Анонимно
        26.01.2018 12:38

        автору 12.06 .
        Объекты Болгара и Свияжска находятся в республиканской или федеральной собственности и переданы в оперативное управление музеям -заповедникам!

    • Анонимно
      26.01.2018 13:39

      Вы о чём так не к месту и всуе?

  • Анонимно
    26.01.2018 11:25

    Намек всем понятен.

  • Анонимно
    26.01.2018 11:31

    пир во время чумы. чтоб тратит деньги социальные проекты.

  • Анонимно
    26.01.2018 11:32

    Ну известно как. Перечисление дневной зарплаты бюджетников в этот фонд. Всегда же так финансировали, нет?

  • Анонимно
    26.01.2018 11:33

    Фонд Возрождение, если хочет может поставить точку.
    А татарам предстоит воссоздать мечети Нур Али и Ханский Дворец в комплексе с мечетью на самых лучших местах города Казан, это наша история, мы обязаны воссоздать ее.

    • Анонимно
      26.01.2018 13:45

      Так творение К. Тона то бишь губернаторский дворец чем Вам не ханский ? Стоит на том же месте, работает там "хан", на современный лад "президент". В чем проблема ? Любуйтесь !

    • Анонимно
      26.01.2018 15:51

      Самое лучшее место сейчас - на Квартале. Надо рядом с Ривьерой построить - на берегу.

    • Анонимно
      27.01.2018 12:10

      Надо заявлять и о светском значении г. Булгара - первая столица Золотой Орды в Поволжье. Туристов будет больше.

      • Анонимно
        27.01.2018 15:00

        Это что же получается, город Булгар интересен только как столица Золотой Орды?

        А как столица домонгольской Волжской Булгарии уже НЕ ИНТЕРЕСЕН?

        И что было раньше в истории - Волжская Булгария или Золотая Орда?

        • Анонимно
          27.01.2018 15:52

          Столицей домонгольской Булгарии был город Биляр

        • Анонимно
          28.01.2018 15:24

          Раньше были неанлертальцы. Чем рнаьше, тем больше сказок и легенд.

        • Анонимно
          28.01.2018 15:33

          Исход булгар из Тюркского каганата - 7 век, образование Золотой Орды - 13 век.
          Ордынцы моложе булгар на на 600 лет, они наши отцы. Противороставлять разные эпохи - глупость.

          Это равносильно тому, что современный 21 век противопоставлять с 15 веку. Никто же этого не делает.

    • Анонимно
      27.01.2018 12:11

      Религиозный туризм всегда меньше по численности туристов.

      • Анонимно
        27.01.2018 14:30

        (Религиозный туризм всегда меньше по численности туристов)
        Ага, Вы это в Лурде скажите или в Фатиме..

    • Анонимно
      27.01.2018 12:22

      Чем больше верующих, тем меньше бунта.

    • Анонимно
      27.01.2018 12:22

      Туристы - это не верующие, это - любознательные.

      • Анонимно
        27.01.2018 14:31

        Туристы разные бывают, бывает даже чисто религиозный туризм.. И это не паломники, а именно туризм.. Много чего бывает и есть..

    • Анонимно
      27.01.2018 12:23

      Многие туристы христианского происхождения принципиально не едут на мусульманские объекты.

      • Анонимно
        27.01.2018 14:32

        Это какие же многие православные не едут? И куда? Может быть в Булгар не едут? едут. И мусульмане также ездят на святые для христиан места..

    • Анонимно
      27.01.2018 12:24

      Булгар надо преподносить как первую столицу Золотой Орды в Поволжье.

      • Анонимно
        27.01.2018 12:53

        Больше всего в Булгаре понравилась страусиная ферма и вожак страусов - бесподобный Апполон. Много фоток до сих пор веселят.

      • Анонимно
        27.01.2018 15:03

        Ващще-то, Булгар - это столица домонгольской Волжской Булгарии. Орда была позже.

        Орда разрушила город Булгар. И ещё много других городов Волжской Булгарии...

        • Анонимно
          27.01.2018 15:57

          Столицей домонгольской Булгарии был Великий город - город Биляр. Булгар тогда был маленькой деревушкой. Возвышение Булгара началось после того как Батый уничтожил Биляр (стер с лица земли в буквальном смысле) и организовал свою ставку в Булгаре

        • Анонимно
          28.01.2018 15:38

          Столицей Булгарского государства был
          г. Биляр.
          Булгарское городище - ставка Батый хана, первая стрлица З.Орды в Поволжье. Все памятники возрождённого Булгара относятся к ордынскому периоду.

          • Анонимно
            29.01.2018 01:09

            На столицу Болгар не тянет. Это просто улус Золотой орды, удаленная провинция

    • Анонимно
      27.01.2018 12:25

      Клерикализация туризма - вчерашний день.

  • Анонимно
    26.01.2018 11:34

    Четвёртый год подряд падают доходы россиян, это у простого рабочего класса падает, а не у бабая , не щиновников. а когда нет денег семью кормить и.т.п то не до Булгар и не до Свияжска....

    • Анонимно
      26.01.2018 12:05

      Интересно до них дошло что народ обнищал?

      • Анонимно
        26.01.2018 12:46

        не принято у них считать деньги в чужом кармане, они считает только в своем.
        Вот и не замечают...

    • Анонимно
      26.01.2018 13:31

      В Булгар ездила 2 раза, ещё до строительства новоделов. Желания на них смотреть нет.

      • Анонимно
        26.01.2018 16:35

        В Булгаре все пристойно сделано и смотреть, и приезжать заново хочется..

        • Анонимно
          27.01.2018 12:27

          В Булгаре очень не хватает современных достойных туалетов. Стыдно за туалеты типа сортир.

        • Анонимно
          27.01.2018 12:30

          Любой объект начинается с туалета - это аксиома цивилизации. В Татарстане почему-то не так.

  • Анонимно
    26.01.2018 11:37

    народ видимо собираются кормить тем,что дедушка Ленин назвал опиумом

    • Анонимно
      26.01.2018 12:06

      вот дедушка встанет и всех приведет в свой совхоз в Москве - смотрите как надо!

  • Анонимно
    26.01.2018 11:56

    Думаю, что главной причиной земной смерти Христа был этот наезд, только не на торгашей, а менял, тогдашних банкиров Ему много сходиьо с рук, и по утопление свиней в гадаринском озере, нанесшее ущерб животноводству, и превращение воды в вино и даже хождение по воде яко по суху .Но покушение на банкиров -олигархов, то биш менял, ему не простил и наняли стукача Иуду. Дальше все помните ,что случилось.Так и с теперешними олигархами, если попробуете затронуть их богатства, нажитые непосильным трудом в начале 90-х.,через залоговые аукционы и скупку ваучеров.

    • Анонимно
      26.01.2018 12:08

      Фридман лично купался в Иордани - ему помогло - уехал в Мальтийский Орден, но в Казани оставил свой банк и персонал...

    • Анонимно
      27.01.2018 05:57

      Иисус спас людей (евреев). В свиней вселились бесы и направили их в море. Это подстроил Сатана, чтоб нарушить веру хозяев свиней в Сына Божьего. Если бы Иисус не защитил тех людей от бесов, их бы то-же утопили. А свиней разводить -грех.

  • Анонимно
    26.01.2018 12:19

    Уважаемые, если есть кто-то, кто заботится не о животе своем, а о душе, и жертвует на благое дело, то не надо это осуждать хотя бы, если уж сами не способны на это. Советую всем - встаньте с диванов и посетите Свияжск и Болгар. С детьми и внуками, у кого есть. Чтобы знали историю, наши общие корни. Казанец

    • Анонимно
      26.01.2018 12:44

      к истории все это относить нельзя,это большой бизнес проект по давлению на вашу личность с корыстными мотивами.

      • Анонимно
        26.01.2018 13:42

        У Вас какой- то странный поток сознания. Какого давления с какими корыстными мотивами, родимый?

  • Чувствуется концы в воду хотят спрятать и поэтому закрываются! А куда Хранительницу заныкали за 30 миллионов Евро?

    • Анонимно
      28.01.2018 18:00

      Фон, ЗАО Тан, Сувар, банк Акбар, Таиф, Юкос... Сергей Петрович Шашурин утверждает, что это все - его незаконно рожденные дети. СИСТЕМА взяла деньги без его ведома с Ассоциации "Тан" , где на балансе находятся все деньги СССР. В Свияжск и Болгары также вложены деньги оттуда.

  • Анонимно
    26.01.2018 12:50

    В Булгарах не был поэтому опишу впечатления о посещении Свияжска.Дорога отличная.имеется стоянка.И на этом сервис внизу кончается.Остальное всё милости просим в кусты.Приехал с внуками и женой у которой ноги болят и пришлось её оставить внизу.Наверху не лучше.Церкви отличные и никакого сервиса.Нет.Туалет платный нашли и на том спасибо.А вот единственный ресторан постоянно закрыт на спецобслуживание.Ну а остальных ждёт наш ненавязчивый сервис в виде очереди за мороженным или лепёшками с сыром.Ну почему нельзя поставить нормальное кафе-мороженое или хотя бы Макдонелдс.Ну и пара кафешек для обслуживания простых посетителей будет не лишней так же как и детская площадка.А так получается одноразовый туризм.По второму разу немного людей приедут.Покрутились в очередях и поехали обедать в кафешки на трассе.И крепко подумаешь в следующий раз стоит ли тащиться почти за 100 км.Кстати почему и внизу нельзя поставить туалет и кафе.Там ведь кроме туристов ещё куча отдыхающих по берегам .Да и лодочная станция будет нелишней.Почему нельзя организовать катание вокруг острова.С одной стороны дамбы сел на катер а с другой стороны вылез.Тогда наверно и деньги дополнительные появятся для продолжения реконструкции и клянчить не придётся.

    • Анонимно
      26.01.2018 14:02

      Зачем мучиться, придумывать что-то для людей.И так сойдёт.

    • Анонимно
      26.01.2018 15:16

      Можно при желании новый аттракцион внедрить-каждому нырнувшему возле Свияжска в специально огороженной заводи улыбнется удача-хоть одну, но найдет старинную амфору, или старинную монету с изображением хана Батыя , и. оказывается. далеко-далеко назад здесь жили греки а потом и войско Хана Батыя!! особо удачливые могут найти тысячелетнюю позолоченную монету с изображением Казанского Кремля!

    • Анонимно
      26.01.2018 16:32

      Какие общественные туалеты , такая и страна. Почему никому не пришло в голову начать с туалетов... Извините, бесплатно даже в кусты нельзя сходить - все "заминировано"...
      https://youtu.be/VItyCRIA9dU

      • Анонимно
        26.01.2018 20:51

        Не было никогда в древнем Свияжске общественных туалетов и кафе, реконструировать нечего наверное))))

      • Анонимно
        26.01.2018 22:34

        Скоро и там кассовый аппарат будет.

      • Анонимно
        27.01.2018 13:19

        Космонавты в памперсах летят, вы что, хуже космонавтов.

    • Анонимно
      27.01.2018 12:34

      Кафе в Свияжске с советским сервисом. Обслуживающий персонал не обучен к современной работе с туристами.

    • Анонимно
      27.01.2018 18:40

      Внизу у лестницы есть туалет.

  • Анонимно
    26.01.2018 12:54

    //Колокольня будет выше собора, она может быть и не поддержана ЮНЕСКО»,//
    Колокольня была? - была! Восстанавливайте! И не надо ссылаться на международные хотелки...
    По их желаниям России давно бы уже не было...

    • Анонимно
      26.01.2018 13:06

      их желания сбылись - Россия падает и ищет дно... Кремль постоянно стучит и проверяет... Орешкин найдет нам кончину...

  • Анонимно
    26.01.2018 13:01

    Кроме того, Болгар - вымышленное место, историческая интрига. Многие об этом знают. На самом деле это должен был быть Биляр, но по известным причинам принято другое решение. И не страшно принимать такие решения, тем более в отношении святынь

    • Анонимно
      26.01.2018 13:05

      а вот это только нефтяники поняли - Тахаутдинов Шафагат мудрый... историю уважает...

    • Анонимно
      26.01.2018 13:16

      Биляр надо оставить в покое и сделать заповедную зону. Сейчас не то чинуки начнут осваиват бюджет, т.е. пилить и возводить новодел. История на этом закончится

      • Анонимно
        26.01.2018 13:29

        Биляру только хорошо, что вспомнят сокровенную историю - наша суть - в тех местах... наша память и наше будущее - спасибо Татнефти за работу - все корректно.

        • Анонимно
          27.01.2018 00:23

          Татнефть еще не надо пиарить. Народное достояние у кучки и суют и суют куда ни попадя. Спасибо исключительно людям. Не умеют таифы и татнефти работать тихо и корректно

          • Анонимно
            27.01.2018 17:01

            Вам больше нравится, когда компании , подобные Татнефти и ТАИФу тихо и корректно выводят деньги за границу, ни копейки не вкладывая в свой регион? Да, видимо, вы в восторге только от таких компаний. Главное, ведь, по-вашему - всё тихо и корректно, без пиара.

    • Анонимно
      27.01.2018 12:36

      Ибн Фадлана встречали вблизи Биляра.

  • Анонимно
    26.01.2018 14:01

    Большое сделали дело! Надо привести в порядок все исторические поселения- Чистополь, Тетюши, Биляр и другие!

    • Анонимно
      26.01.2018 16:19

      Полностью с Вами согласен.

      • Анонимно
        26.01.2018 19:14

        Я тоже согласен. Востановите татарский Кашан, Джукетау (Чистополь), Чаллы, Алат, Зюри, Тятеш!

    • Анонимно
      26.01.2018 19:07

      Окстись! Пусть хоть что-то останется в первозданном виде.

    • Анонимно
      27.01.2018 18:20

      руки прочь от Чистая! Там интеллект нужен, а не экскаватор и отмывальщики-археологи!

  • Анонимно
    26.01.2018 14:15

    Если все завершается,нужно Возрождение расформировать,всем сказать огромное спасибо и на заслуженный отдых.

  • Анонимно
    26.01.2018 14:28

    Ошибка на вывеске академии: На английском не Bulgarian Islamic academy, а Bulgar Islamic academy. Не понимаю зачем совершенную Болгарию сюда подтаскивать, и в русском и татарском должно быть Булгар, но никак не Болгарская.

    • Анонимно
      26.01.2018 19:09

      А вы говорите надо татарский язык защищать.

    • Анонимно
      27.01.2018 12:40

      Название Болгар в русском языке приводит к запутыванию слушателей с современной Болгарией.
      Даже в речи Путина этот момент резал ухо.

      • Анонимно
        27.01.2018 16:21

        НЕ страшно. И БУлгар и БОлгар, и ударение бегает. НЕТ единого мнения

        • Анонимно
          28.01.2018 15:43

          Дунайская Болгария англ. буквами пишетя тоже Bulgar.
          Чтобы не путатаь с дунайскими булгарами надо писать ТЮРКО-БУЛГАРЫ.

  • Анонимно
    26.01.2018 14:33

    Все правильно. В булгаре один новодел, а в Свияжска не хватает сервиса.

    • Анонимно
      27.01.2018 12:41

      Сервиса, прежде всего туалетов, не хватает и в Булгаре.

  • Анонимно
    26.01.2018 14:33

    Вся работа проделанная Фондом Возрождения в Свияжске и Болгаре вызывает большое уважение. Были восстановлены памятники, мавзолеи,церкви. Появились новые рабочие места,повысился туристический поток.Одним словом есть что посмотреть и узнать историю отдельно взятого периода уголка нашей нашей страны.

    • Анонимно
      26.01.2018 16:31

      Большое дело сделали! Необходимо продолжать начатое.

  • Анонимно
    26.01.2018 14:40

    Создать фонд возражения сел,деревень,колхозов надо.

    • Анонимно
      26.01.2018 19:18

      Фонд возрождения образования и науки создайте для начала. Чтобы возрождать, надо знать и понимать - что и как возрождать. Голодных учителей и ученых поддержите для начала!

      • Анонимно
        26.01.2018 19:31

        Каких голодных учителей. Учителя давно уже не голодные и зарплаты их в разы больше того что получают например ИТР на многих заводах. не говоря уже про зарплаты московских учителей.. Привыкли как мантру повторять про учителей и врачей, как самых обездоленных. Это и раньше то не так было. Целые пласты населения забывали за громкими мантрами про учителей и врачей..

        • Анонимно
          26.01.2018 20:06

          Про зарплату учителей вы откуда знаете, в газете прочитали?

      • Анонимно
        26.01.2018 20:25

        Действующий фонд ОАО"Образование" куда то далеко задвинули, что про него ничего не слышно. Хотелось бы тоже порадоваться за патриотов своей профессии- учителей, но радоваться к сожалению нечему.

      • Анонимно
        27.01.2018 18:01

        А его не надо создавать, он уже создан , еще в 90-е - это фонд ”Образование”. При поддержке первых лиц, он позиционируя себя как “фонд науки и интеллигенции” привлек тогда к фонду огромное количество бюджетников Республики Татарстан, работников культуры, образования и предприятий. Люди, отдав в фонд свои ваучеры, получили от председателя этого фонда Алексея Семина ничего не стоящие акции. Вот и все. Фонд, теперь уже ОАО Фонд "Образование" существует и сейчас. Деятельность его неизвестна, но прикрывается по прежнему своими обманутыми акционерами.

      • Анонимно
        28.01.2018 14:05

        ЧИФ-ы "Образование"(А.Семин), "Золотой колос"(Р.Губайдуллин), "Доверие"(Р.Мусин), так же, как и позже фонд"Возрождение" созданы при покровительстве первых лиц РТ. По сравнению с другими фондами РТ им был приоритет во всех направлениях, только задачи у них были разные. Первые три фонда выудили ваучеры у своих акционеров и практически сразу после этого делая вид, что безуспешно работают, обрубили все концы с акционерами в плане дивидендов, сославшись на всеобщую неразбериху по стране в то время.
        Деятельность этих трех фондов не закончена до сих пор. На сегодня, фонды уже с другими наемными директорами продолжают существовать, с ежегодным постоянством указывая в отчетах, что операционная деятельность практически не велась, не забыв при этом манипулировать списком своих акционеров. Все бывшие полугосударственные ЧИФы преобразовались в полностью частные компании. Теперь никто не может оказывать на них практически никакого влияния.
        Не смотря на унылый финал этих фондов, карьера их организаторов только росла:
        - В 1994-м году А. Семин, Р.Мусин и Р.Губайдуллин совместно на базе трех cвоих ЧИФ-в организовали Акционерный инвестиционный коммерческий банк под наименованием ТФБ, стали его учредителями.
        Впоследствии Роберт Мусин стал министром финансов РТ, Ринат Губайдуллин министром экономики РТ, а Алексей Семин председателем Комитета Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
        Эта «троица» входила в команду молодых реформаторов будущего президента РТ Рустама Минниханова.
        В конце 2009 года первый президент РТ Минтимер Шаймиев организовал Фонд «Возрождение» чтобы возродить культурное наследие в Болгаре и Свияжске. Руководство страны поддержало этот проект .
        По сути:
        - У каждого из этих фондов была ОПРЕДЕЛЁННАЯ ЗАДАЧА и их руководители её выполнили:

        - Вложенные в фонды "Образование", "Доверие" и "Золотой колос" ваучеры не обеспечили своим акционерам счастливое будущее, они работают теперь на других хозяев.

        - За все эти 8 лет фондом "Возрождение"проделана колоссальная работа:
        В Болгаре и Свияжске было построено, отреставрировано и законсервировано по 43 объекта. Болгар и Успенский собор, а также Успенский монастырь Свияжска получили статус объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а значит, международную защиту.
        РЕЗУЛЬТАТЫ: ОТ 57 ТЫСЯЧ ПОСЕТИТЕЛЕЙ В 2010-М К МИЛЛИОНУ ТУРИСТОВ ЗА 2017 ГОД!

    • Анонимно
      26.01.2018 19:40

      Ну да и систему мелиорации возродить, а то бабай про нее забыл.

    • Анонимно
      27.01.2018 08:39

      По столу деревянному постучать и все будет нормально.

  • Анонимно
    26.01.2018 14:56

    Болгар и Свияжск - достояние не только Татарстана но и всей России. Реставрация была проведена на соответствующем уровне - состояние памятников того требовало. Создана отличная система музеев и туристическая инфраструктура - "носить не сносить". Спасибо Фонду, спасибо Шаймиеву.

  • Анонимно
    26.01.2018 15:57

    Очень много сделано в Болгарах фондом возрождение. Что было раньше и что сейчас даже сравнить не возможно. Огромный поток туристов. Радоваться надо и гордиться что это у нас в республике делается.

  • Анонимно
    26.01.2018 16:04

    Так радует, что у нас в России, Татарстане есть много исторических мест, очень люблю Болгар! Много сделано Фондом "Возрождения"- это удивительный проект! Много будут еще обсуждать, ругать, но все равно это огромный вклад! Надо отдать должное это труд многих людей, и как радует - сколько туристов приезжают, интерес проявляется и другими регионами! "Болгар" или "Булгар" как отстаивают его разные мнения - это звучит гордо! Спасибо!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:14

    Так радует что столько новых объектов разработано у нас в Татарстане!
    Фонд "Возрождение" по проекту возрождения Болгар и Свияжска, открыл эти объекты для многих туристов, интересуются и другие регионы. Люблю приезжать в Болгар! Это огромный труд! Спасибо всем! Болгар или Булгар, как его озвучивают разные мнения - звучит гордо!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:19

    Считаю, что фонд делает достойное дело- возрождает историю!!!!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:22

    Объекты в Болгаре и другие проекты фонда "Возрождение" - одни из самых знаковых и нужных! Хорошо, что есть люди, готовые в них инвестировать! Я двумя руками ЗА!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:25

    Это объекты культурного наследия, а не религиозные заведения! Они нужны для наших детей!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:25

    Проектам в Болгаре, Свияжске - быть! Это наследие, которое мы оставим потомкам!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:26

    Низкий поклон тем, кто не дает нам быть Иванами не помнящими рода своего. Пусть дети наши и внуки знают историю. Спасибо строителям, которые создают такую красоту.

  • Анонимно
    26.01.2018 16:27

    Здоровья и успехов первому Президенту РТ за доброе дело)))

  • Анонимно
    26.01.2018 16:29

    Большое спасибо Шаймиеву МШ начал огромную работу по восстановлению исторической справедливости, восстановление святынь в Булгарах,Свияжска,Казани.Наши дети ,внуки и правнуки будут гордиться нашей республикой,все эти восстановленные и вновь построенные объекты останутся навека.Люди не пишите гадости ,все что делается это нас и будущих поколений,надо жить с чистой и светлой душой.

  • Анонимно
    26.01.2018 16:29

    Сто лет растаскивали и разрушали. Наконец - то государство вмялось за восстановление, а люди которые этим занимаются ежедневно, истинные интузиасты и труженики. Это великое дело на благо всего народа и будущего поколения Татарстана и России.

  • Анонимно
    26.01.2018 16:30

    истинную ценность имеет то, что памятник, который еще вчера был в руинах, сегодня восстановлен, туда можно прийти самому, привести ребенка, вместе вспомнить о своих корнях. А новострои привлекут туристический поток, откроют новые рабочие места, это развитие Республики. Считаю, что Фонд делает большое дело. Удивлена негативным комментариям «диванных» критиков, хочется спросить: «А что сделали именно вы, чтобы наша (в том числе и ваша) жизнь стала лучше?»

  • Анонимно
    26.01.2018 16:30

    Проект направлен на сохранение истории! Поддерживаю его и считаю очень нужныи для последующих поколений!!!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:30

    Полностью поддерживаю Правительство РТ за то, учредило Фонд "Возрождения". Надо восстанавливать памятники истории и архитектуры. И если для этого нужно продлить работу Фонда, то значит надо!
    Нужно помнить и знать свою историю, историю своей Малой Родины. У человека, который не знает, не помнит и не чтит свое прошлое - нет будущего!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:31

    Сто лет растаскивали и разрушали. Наконец - то государство вмялось за восстановление, а люди которые этим занимаются ежедневно, истинные интузиасты и труженики. Это великое дело на благо всего народа и будущего поколения Татарстана и России.

  • Анонимно
    26.01.2018 16:31

    Болгар и Свияжск - достояние республики! Спасибо фонду Возрождение и Шаймиеву!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:33

    Очень красивые и великллепные объекты построили дали новую жизнь городам Болгар и Свияжск. Много проделано сложной работы. Всем участникам и Фонду Возраждения большое спасибо за проделанную работу и созданную красоту

  • Анонимно
    26.01.2018 16:33

    Красиво там! Есть куда съездить есть что посмотреть и показать!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:35

    Соглашусь с тем, что вся проведенная работа, как в Свияжске, так и Болгарах проведена на достойном, должном уровне! Честь и уважение всем, кто принял участие в этой работе. В Болгарах очень понравилось!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:35

    Возрождение объектов истории и культуры важно как для нас так и для наших детей и внуков! Это наша культура и история и мы обязаны их беречь и сохранять! А Болгар и Свияжск признаны не только в стране но и ЮНЕСКО! Этим надо гордиться, поддерживать и сохранять как и другие исторические памятники

  • Анонимно
    26.01.2018 16:37

    Необходимо возраждать культурные наследия. Это нужно нашим детям, внукам и правнукам!

  • Анонимно
    26.01.2018 16:37

    Были с семьей и в Свияжске и в Болгаре, радует, что в нашем регионе есть такие достопримечательности. Все на уровне, благодаря работе, проведенной фондом возрождения. Молодцы!

    • Анонимно
      26.01.2018 23:30

      Поставить ТОЧКУ может быть надо, если Фонд ВОЗРОЖДЕНИЕ была формирован для реставрации Свияжских монастырей и церквей, строительства собора Казанской божьей матери и реставрации фундаментов некоторых соружений, строительстаа Ак мечети в Великом Булгаре, который в дорожных указателях почему то назван га татарсеос, если перевести Святой Болгар, хотя татары, помнящие свой род и свою историю знают, что город назывался ШАХРИ БОЛГАР или же БОЕК БОЛГАР!!!! Почему то, кому то нужно было таким образом исказить сущность, ведь БОЛГАР- он изге Боек БОЛГАР или изге ШАХРИ БОЛГАР только может быть!!@ Татарским историкам т деятелчм вмяким типа ВКТ опять 1:0!!!!
      А ВОЗРАЖДАТЬ ЕЩЕ ОГО-ГО СКОЛЬКО НУЖНО ЗАБЫТОГО ТАТАРСКОГО НАСЛЕДИЯ!!!!
      БОЕК БИЛЯР, ЖУКАТАУ, ОШЕЛЬ, ШАМСУАР, ЧАЛЛЫ, СИНБЕР, САРЫ ТАУ, САРЫ СУ, КАБАНСКУЮ РЕЗЕДЕНЦИЮ ХАНОВ, ГДЕ БУЛГАРСКОЕ КЛАДБИЩЕ,ПОЧЕМУ ТО ОЬДАННОЕ ОБРАТНО РПЦ.... Кстати, как этл понимать, на мусульманском кладбище(бывший ТатНИИСХ, опять церковь !!!???Татаровп так тллько крепчают опять????
      Мы помним табличку на Кремлевской стене: собакам и татараи вход зппрещен!!!
      Возраждать так что еще лет на 50 хватит работы!!!! В том же Свияжске вместо Антихриста Троцкого, не нашли даже место татарскому, которое было до Великого Ивана Грозного!!!

      • Анонимно
        27.01.2018 02:08

        Остапа понесло. Всё записал в единую историю татар - и чувашский Биляр и русский Свияжск и все стоянки чингизидов...

        • Анонимно
          27.01.2018 09:27

          Наши ханы чингизиды в Казани лежат! Что ты на это скажешь?ЗО не только государство татар, казахов, узбеков, но и осколок монгольской империи. Можно даже просто посмотреть на чьи ханства распалась орда и все станет ясно кто чей потомок. Я не отрицаю Булгарский компонент, но мы как народ сформировались в ЗО.

          • Анонимно
            27.01.2018 12:47

            У большинства современных татар: западных (мишар), астраханских, сибирских, ногайских, крымских нет булгарского компонента.

          • Анонимно
            27.01.2018 12:52

            Если казанские татары стали связующей группой всех татар РФ (с 1920 г.), то они не должны особо выпячивать булгарский компонент, который отдаляет их от других групп.
            Демонстрируйте больше общности.

        • Анонимно
          27.01.2018 17:04

          Для вас будет открытием, но до прихода русских в Свияжск он был населен татарами.

          • Анонимно
            27.01.2018 18:46

            Откуда такие сведения?

            • Анонимно
              27.01.2018 20:14

              Все что было на правом берегу Волги не было татарским вообще-то, не жили там татары. Они жили на левом берегу, где сейчас Казань и находится.

  • Анонимно
    26.01.2018 16:50

    бабаю спасибо долгих лет жизни

  • Анонимно
    26.01.2018 16:53

    Спасибо фонду Возрождение!!!! История не забывается, памятники восстанавливаются!

  • Анонимно
    26.01.2018 17:06

    Слав богу что за это Святое дело взялся Шаймиев! Результаты просто поражают! За такое короткое время удалось столько сделать!

  • Анонимно
    26.01.2018 17:08

    История не должна забываться! Памятники не должны исчезать! Спасибо фонду!!!

  • Анонимно
    26.01.2018 17:11

    Какая то чушь в голову лезет: - А вот, если бы к фонду"Образование" также с понятием отнеслись... Это был бы наверно единственный в мире фонд, где его акционеры - простые учителя, как минимум долларовые миллионеры.

  • Анонимно
    26.01.2018 17:24

    Огромное спасибо за Болгар! Это большая возможность сохранить нашу историю и передать ее потомкам.

  • Анонимно
    26.01.2018 17:30

    Кто бы и что бы, кто-то не делал, всегда найдутся критики, которые захотят увидеть во всем крамолу и найти какой либо негатив! Радоваться надо, что нашли силы и возможности возрождать историю! Все останется потомкам! Я посмотреть есть на что, особенно в Болгар. Одна только Белая мечеть чего стоит?

  • Анонимно
    26.01.2018 17:44

    Спасибо Минтимеру Шариповичу за богоугодные дела . Скорейшего ему выздоровления !!!

  • Анонимно
    26.01.2018 17:54

    "Фонд Возрождения" - уникальный проект. Проведена огромная работа, которая надеемся принесет в будущем свои "плоды".

  • Анонимно
    26.01.2018 18:50

    Обязательно нужно возрождать такие объекты, как Болгар и Свияжск.

  • Анонимно
    26.01.2018 19:33

    Ларионова проделала и продолжает делать огромную работу. Почему в комментариях так мало благодарностей , обычных человеческих благодарностей человеку. Делает богоугодные дела и делает их честно. Спасибо. И Фонду еще рановато закрываться..

    • Анонимно
      27.01.2018 00:43

      Мы все работаем в нечеловеческих условиях. На двух работах, чтобы прокормить семью, растить детей. Заплатить за самые высокие выплаты по региону. Для всестороннего развитие дополнительные занятия школьникам. При этом имея высшее образование и дополнительное, будучи способнее своего шефа, исполнять малейшее требование, чтобы не сократил при удобном случае. За выживание в этих условиях кто скажет спасибо

    • Анонимно
      27.01.2018 18:32

      да уж! Она ведь крупный специалист, историк, археолог!

  • Анонимно
    27.01.2018 02:52

    Японцы про свою Фудзияму говорят, что кто не был на Фудзиме, тот дурак, а кто ходил туда дважды - дважды дурак. И Свияжск, и Болгар из этой же оперы.

  • Анонимно
    27.01.2018 08:42

    Работа Фонда может быть оценена на отлично - за 8 лет сделано столько на что раньше потребовалось бы 20-300 лет!

  • Анонимно
    27.01.2018 11:35

    Спасибо большое Минтимеру Шариповичу и в его лице всем тем, кто принял участие в возрождении Болгарских и Свияжских памятников, в строительстве новых объектов. Это нужно нам и нашим детям!

  • Анонимно
    27.01.2018 11:41

    Спасибо М.М. Шаймиеву и руководству республики за такие программы как возраждение памятников культурного наследия. Помним о своей культуре, предках. Так же организация новых рабочих мест, развитие туристической отрасли.

  • Анонимно
    27.01.2018 14:21

    Информативная статья. Здорово что такая работа ведется. Все молодцы.

  • Анонимно
    27.01.2018 16:29

    Полнейшая глупость утверждать, что Колокольня исторический вид будет портить. Колокольня - неотъемлемая часть исторического ландшафта под кремлем - она есть на дореволюционных фотографиях и гравюрах. Исторический вид портит Дворец земледельцев. Складывается мнение, что этот дворец построили для того, чтобы специально разрушить исторический вид. Получается, что то, что разрушает исторический вид, строить можно, а то, что этот вид реконструирует - строить нельзя. Двойной стандарт. Мечеть строится на Федосеевской под монастырем - она что не разрушает исторический вид? 100% разрушает, но об этом молчок.

  • Анонимно
    27.01.2018 19:06

    Были с семьей в Свияжске перед новым годом, но огромных толп народа там не приметили. Еду мы, правда, брали с собой, не надеясь на общепит и правильно сделали, потому что все, что нам встретилось, было закрыто, туалет мы тоже не нашли. Зато я магнитика два купила на конном дворе. Фигуры снежно-ледяные тоже понравились, особенно три богатыря. Но вопрос у меня другой - кто сделал проезд в стене Успенского монастыря, испортив весь его вид?

  • Анонимно
    27.01.2018 19:14

    Поезжайте куда-нибудь из РТ и посмотрите на действительно старинные сохраненные объекты, а не на новоделы. Потому что наши стыдно показывать образованным людям! Ездила в новогодние праздники по городам Золотого кольца, вот где старина! Там тоже, наверное, по-вашему, здания 12 века надо было снести и новые построить, точно такие же, но со стоянками под землей. Вот бы туристы повалили их смотреть!

    • Анонимно
      29.01.2018 11:48

      Старина - а Вы видели как в Ярославле церкви покрасили ? А я наблюдал - целиком в розово-красный цвет да еще полоски раствора прорисовали!

  • Анонимно
    27.01.2018 19:20

    Когда путешествуешь по нашей стране, иногда слышишь, что вот наш, скажем, так объект, много лет находится в очереди на то, чтобы его приняли под защиту ЮНЕСКО. А у нас раз - и три объекта там! Удача да и только.

  • Анонимно
    27.01.2018 20:02

    В Храме Всех скорбящих Радость, насколько я помню, роспись наверху в пределах была другой. Ее не отреставрировали и просто нарисовали заново.

  • Анонимно
    27.01.2018 20:22

    А что вам сейчас нравится в Булгаре? Вот раньше там была степь, а среди нее древние здания и развалины. Казалось, что вот сейчас откуда-то издалека прямо к тебе прискачут вооруженные всадники. Вот был восторг! А малый минарет! Когда на него поднимаешься, буквально на века назад переносишься. Или когда приплываешь по Волге, как сказка, как чудное видение, тебя встречает на горе белый древний город.

  • Анонимно
    28.01.2018 06:08

    Как всегда много стеба и фейков, а работа проделана огромная.Кто
    то злопыхатыльствует по глупоси, а у одного старого придурка все, что связано с деятельностью Шаймивева и его команды вызывает приступ истерики и клеветы. Считаю материал очень нужным и весьма информативным.Спасибо госпоже ,или товарищу, это уж кто как привык, Ларионовой за сделанное в составе шаймиевской команды.

  • Анонимно
    28.01.2018 06:47

    То, что сделано в Болгаре и Свияжске не имеет себе равных в поволжье, да и в России таких комплексов мало, разве, что золоое кольцо с памятниками средневековья.Надо бы обратить внимание и на загадочную башню в Елабуге, около которой для привлечения туристов, поставили новодельную, конную фигуру какого то хана. До сих пор не встречал серьезной работы, подкрепленной раскопками, для чего и кем сооружен этот уникальный артефакт раннего средневековья.

  • Анонимно
    28.01.2018 10:23

    Мы были в Болгаре на зимние каникулы. Всё очень понравилось. Великолепный, современный музей болгарской цивилизации, где потрясающие экспозиции, замечательно всё оборудовано, оригинально и очень удобно для просмотра. Само городище с сохранившимися памятниками 14 века тоже поражает своим величием и красотой. Представляю как здесь красиво в летнее время. Обязательно приедем летом. Отличная работа Фонда и руководства РТ. Есть чем гордиться.

  • Анонимно
    28.01.2018 12:32

    Я пенсионер, летом на теплоходе с экскурсией побывал в Болгаре. До этого был здесь лет 20 назад. Вся наша группа были потрясены, восхищены трудом реставраторов, археологов и всех, кто причастен к созданию этого уникального музея-заповедника. Просто браво! Фонд Возрождение поработал на славу!

  • Анонимно
    28.01.2018 14:24

    Возрождение Болгара прошло успешно!!!!

  • Анонимно
    28.01.2018 15:55

    Мы с семьёй этим летом побывали в Болгаре и Свияжске. Посещение этих мест оставило только положительные эмоции. Есть что посмотреть, всё очень достойно! Узнали много новых исторических фактов. Экскурсоводы и персонал музеев доброжелательные и отзывчивые. Очень рады и горды, что у нас в Татарстане есть такие значимые и всемирно известные объекты культурного наследия!

  • Анонимно
    28.01.2018 16:19

    Молодцы! Создали прекрасные туристические объекты мирового уровня. А критиковать легче всего, особенно критиковать то что никогда не видел и никогда там не был.

  • Анонимно
    28.01.2018 16:21

    Прошлым летом посетили Болгар. Красота! Всё понравилось. Думаю деньги потрачены не зря.

  • Анонимно
    28.01.2018 16:45

    Болгар впечатляет. Великолепный памятник национальной культуры. Замечательная экспозиция в музеях, подобраны артефакты различных этапов истории, красивая набережная, уникальный Коран, Черная палата, Малый минарет, Белая мечеть. Всё просто супер! Не стыдно перед иностранцами. Непременно приедем сюда ещё не один раз с детьми и внуками.

  • Анонимно
    28.01.2018 17:26

    Были в Болгарах,все очень понравилось!Спасибо фонду "Возрождение"!!!

  • Анонимно
    29.01.2018 09:17

    Если хотите ставить точку, то не надо было фонд называть "Возрождением". В РТ больше возрождать нечего? Лучше бы назвали "фонд для привлечения турья в свияжск и болгар" сокращенно "ФПТСБ", тогда бы и прекращали работу.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль