Шаляпинский фестиваль-2018 
4.02.2018

Повторение пройденного на Шаляпинском фестивале

XXXVI международный оперный фест открылся в Казани премьерой «Набукко» в формате «концерта в костюмах»

После сбора гостей под дивные вальсы Штрауса в немеркнущем исполнении квартета Захара Штейнберга «старейший в России оперный фестиваль» открылся новейшей постановкой оперы Верди «Набукко». Режиссер Ефим Майзель поставил ее как «концерт в костюмах», а художник Виктор Герасименко оформил ширмами на колесиках и кучей туалетов бело-голубой гаммы. О странной премьере, преподносимой руководством Шаляпинского фестиваля с оттенком сенсационности, размышляет музыкальный критик «БИЗНЕС Online» Елена Черемных.

Уныние, нагоняемое «инженерным решением» сценографа Виктора Герасменко

НА ТОМ ЖЕ МЕСТЕ?

В позапрошлом году на XXXIV Шаляпинском фестивале той же оперой того же автора дирижировал тот же, что и ныне, Стефано Романи. Крепкий профессионал как тогда, так и сейчас, маэстро Романи контролирует оркестр, слышит хор и солистов, не дает провалиться традиционным в конце каждого из четырех оперных актов ансамблям. В этом году в день фестивального открытия исполнительница одной из двух главных женских партий Зоя Церерина (Абигайль) дала жару партнерам, и, если б не технические вопросы и не глуховатость нижней части ее вокального диапазона, самоотверженную солистку казанской оперной сцены можно было бы объявить героем дня.

Приятной неожиданностью в первый день премьеры стал и роскошный тенор из Мариинского театра Александр Трофимов (Исмаил). Трофимов и Церерина и сделали старт Шаляпинского фестиваля чем-то похожим не только на «концерт в костюмах». Второй состав казанского «Набукко» оперировал более опытными певцами. Оксана Крамарева (Абигайль) и Сергей Ковнир (Захария), помня предыдущую казанскую постановку «Набукко» (с тех пор, как итало-французский режиссер Дени Криеф поставил ее в Казани в 2003 году, спектакль здесь прокатывали на протяжении почти полутора десятков лет), решили не дразнить «концертных» намерений нового режиссера.

Все, что положено, солисты спели с положенных мест в предложенной им эстетике очень костюмированного топтания на авансцене, вбегания и выбегания в щели декораций, заламывания рук, потрясания мечом или закалывания себя кинжалом.

Солисты спели с положенных мест в предложенной им эстетике вбегания и выбегания в щели декораций, заламывания рук или закалывания себя кинжалом

КУДА ДЕТЬ ХОР?

«Набукко» — самая хоровая опера Верди. По массиву хоровых номеров она превосходит и «Риголетто», и «Травиату», и «Аиду», которые были написаны позже. Собственно, в избытке хора одна из главных сложностей «Набукко». К тому же на материале этой плывущей хоровым айсбергом партитуры итальянский композитор Джузеппе Верди в 1842 году придумал и впервые свинтил главные параметры всех своих будущих опер. От любовного треугольника (Фенена — Измаил — Абигайль— это же будущие Аида — Радамес — Амнерис) и вальсового ритма лирических разборок между героями (тот же прием используется в «Травиате», «Риголетто», «Трубадуре») до трагических сцен-монологов (от иерусалимского первосвященника Захарии рукой подать до плененного эфиопского царя Амонасро в «Аиде», а от самого Набукко, молитвенно присягающего иудейскому богу ради спасения дочери, — полметра до Жермона из «Травиаты», мучимого страхом за будущее дочери, ради которой он и заставляет Виолетту Валери бросить Альфреда). Про марш из Триумфа во втором акте «Аиды» и говорить нечего: марш из «Набукко» — его непосредственный генетический родственник.

С понимания всех этих моментов и может быть начата (или не начата) осмысленная (или неосмысленная) работа режиссера и сценографа. Со многочисленным исполнительским составом «Набукко» нынешние режиссер и сценограф свели работу к подробному таймингу положений на сцене и входов-выходов в кулисы/из-за кулис. Хоровые массы двигались встречными и расходящимися потоками. Поднимали руки и отступали-наступали красивыми кордебалетными рядами. Сидели и лежали на авансцене. Стояли спиной и лицом к публике. В зависимости от темпа сцены и подвижности внедренного к хористам миманса иногда в боковых проемах декораций образовывались пробки. Просачиваться в опере — дело трудное

В свое время ходила молва о режиссере по имени Тимофей Левчук (он вошел в советский кинематографический словарь, куда не включили другого режиссера — Андрея Тарковского), который обычно адресовал своему оператору такую фразу: «Актер работает, а ты наезжаешь — отъезжаешь, наезжаешь — отъезжаешь». В новой постановке «Набукко» наезжают и отъезжают именуемые декорацией ширмы на колесиках. Какое количество раз за всю оперу это происходит, никто не сосчитает. Но уныние, нагоняемое «инженерным решением» сценографа Виктора Герасменко, к концу спектакля заставляет зрителей поверить в окончание оперы, между прочим, еще до того, как звучит последняя сцена.

Остается водить зрачком, как на футбольном поле, маркируя иудеев и ассирийцев по окрасу нарядов

ЗАЧЕМ ВЕРДИ НАЗВАЛ СВОЮ ОПЕРУ «НАБУККО»?

Даже не пересказывая либретто (его легко найти в интернете), можно догадаться, что иудеи, которых завоевывают и берут в плен войска вавилонского царя Навуходоносора II (Набукко), не могут располагаться на одном сценическом уровне с завоевателями. Слово «уровень» надо понимать буквально. В оперной режиссуре об «уровнях» думают всегда, потому что опера всегда иерархична. В ней есть главные герои и герои второго положения, есть изменяющиеся драматургические коллизии, и тогда в конце возвышается (буквально!) тот, кто в начале по сюжету находился в приниженном (буквально!) положении.

Уровни в оперных постановках работают в силу того же правила, которое и в кинематографе заставляет режиссеров помещать сильного героя в верхнюю часть кадра, а героя, ситуативно ему проигрывающего, — в нижнюю. У самых разных режиссеров — от Сергея Эйзенштейна до Альфреда Хичкока и от Рене Клера до Кристофера Нолана — это правило работает. Ефим Майзель размещает всех до кучи не только на одном сценическом пространстве, он смешивает их на ступенях близ трона, занимаемого то Набукко, то Фененой, то Абигайль. Пояснить режиссерскими методами, что тут и по каким причинам происходит, автор концепции «концерта в костюмах» не смог. Захваченных порой не отличить от захватчиков, а пленных — от тех, кто наделен властью. Остается водить зрачком, как на футбольном поле, маркируя иудеев и ассирийцев по окрасу нарядов: иудеи — в белом, ассирийцы — в лазоревом.

Отчего-то это опера все же называется «Набукко» (а не «Абигайль» и не «Захария», к примеру). Дело в том, что именно герой по имени Набукко в силу ряда запутанных обстоятельств перерождается из, как сказали бы в детском саду, «плохого дяди» в «хорошего дядю». В конце оперы Набукко клянется вернуть разрушенному им иерусалимскому Храму реликвии и святыни, из чего следует, что вавилонский царь, претерпев, духовно переродился. Набукко у Майзеля ничего не претерпел: вышел в лиловом платье — в нем же и ушел. Как и откуда вышел — отдельный разговор.

Первое появление завоевателя Набукко какое-то прямо даже неловкое: из-за левой кулисы его спешно выносят на носилках четыре ассирийских мужчины. Потом победивший царь долго поет что-то угрожающее в кромешную тьму, облитый лишь вертикальным лучом софита. Чтобы понять, как в статичной опере «Набукко» может быть оформлен захват ассирийцами Иерусалима, предлагаем взглянуть на постановку«Набукко» на сцене Teatro Regio (Парма, Италия). Режиссер-постановщик — Даниэле Аббадо, дирижер — Микеле Мариотти, Набукко — Лео Нуччи (фрагмент 32:33–36:47).

В Казани ровно в этом эпизоде понять, к кому обращается Набукко, невозможно, потому что стоящие за его спиной ассирийцы и сидящие перед ним на полу иудеи просто-напросто скрыты темнотой. Любопытно, что в конце второго акта, когда Набукко у трона провозглашает себя Богом, ступенью выше него стоит хоровая линия пленных иудеек, необъяснимым образом довершающая собою вертикаль власти.

«VA PENSIERO...»

Самый замыленный фрагмент этой оперы — так называемый Хор пленных иудеев («Va pensiero...») — авторы прежней казанской постановки «Набукко» самым неожиданным образом заставили звучать из кулис, а не со сцены,на которую же в это время опускали ажурный занавес с диковинными изображениями птиц и растений. Становилось ясно, почему в хоре есть и такие слова: «О, моя родина, такая красивая и потерянная для меня...» В постановке Майзеля «Va pensiero...» пленные иудеи поют, валяясь табором на авансцене. На руках у них красивые бутафорские цепи от дизайнера Герасименко.

У казанского «Набукко» и не было другого пути остаться в живых, кроме как превратиться в «концерт в костюмах»

Вообще труд Герасименко очень сложно поддается оцениванию. Если декоративный узор с шестиконечными звездами как-то отдаленно рифмуется с Храмом Соломона, то второй и третий акт идут в одной «картинке». Там, где должна произойти смена «кадра», у него все склеивается, запутывает зрителя. Поди пойми, почему ассирийка Абигайль находит свое «Свидетельство о рождении» в том же помещении, где плененный Захария просит левитов (служителей Храма) нести «священные книги». Посмотрите, к примеру, фрагменты постановки Teatro Regio (Парма, Италия), где никаких непонятностей с содержанием этих эпизодов не возникает. Вот в такой обстановке поет Абигайль (Димитра Феодоссиу) (фрагмент 46:26–48:14). А вот в такой — вслед за вышеозначенной сценой — появляется Захария (Риккардо Занеллато) (фрагмент 55:51–57:38).

В Казани мысль постановщиков «летит на крыльях» (как и в первой строке хора «Va pensiero...»), порой словно бы не соображая, где ей приземлиться. Вот Набукко, захваченный в плен коварной приемной дочерью Абигайль, томится в неволе и после скорбной арии-клятвы восклицает: «Проклятые двери не открываются!» А двери вдруг... открываются! После финального спасения любимой царем и народом Фенены хор выстраивается линией из кулисы в кулису и поет с квартетом солистов (включая Набукко) акапелльный эпизод. Спиной отодвигаясь вглубь сцены и глядя прямо на публику, Набукко вдруг произносит: «А! Кого я вижу?» Это адресовано выползающей ему в спину коварной Абигайль — во время хора она мало кому в зале видимая закололась где-то там у задника и теперь шла раненная молить о прощении.

Утопленные в массовке солисты героически пели ансамбли, которые за 15 лет проката предыдущего «Набукко» у них выучились достаточно хорошо. Оркестр тоже. Слава Богу, и темпы брал хорошие, и партитуру играл, давно сроднившись с нею. Солисты, вкладывая каждый свое, отыгрывались в ролевом диапазоне, вероятно, изумившем бы самого Верди. Иерусалимскому первосвященнику Захарии режиссер придумал повадку Досифея — главы раскольников из «Хованщины» Мусоргского. Набукко после обрушившегося на него «гнева Божия» в конце второго акта — ни дать ни взять Борис Годунов в сцене помешательства («И мальчики кровавые в глазах...»). Именно этот рисунок и отыграли оба исполнителя заглавной партии — Борис Стаценко (лучше) и Геннадий Ващенко (хуже). 

«Набукко» — самая хоровая опера Верди

ГРОМ ПАЗУЗУ РАЗДАВАЙСЯ!

Непослушание «концертному» режиму эксплуатации выказал только Пазузу — вавилонский идол с человеческим телом, львиными ногами, орлиными крыльями и звериной головой. Он возвышался за переходящим, простите, из рук в руки троном Набукко — Фенены — Абигайль. В первый вечер в положенном месте финала Пазузу беззвучно разрушился, а во второй вечер разрушился со скрипом и какой-то хтонической жутью из динамиков. С одной стороны, получилось даже эффектно, с другой — подсказало, что исполнению вердиевской оперы Набукко в Казани традиционно помогают средства микрофонного усиления, вообще-то сильно искажающие представления о природных качествах оперных голосов и прочих положенных опере естественных источниках звука. Стало быть, у казанского «Набукко» и не было другого пути остаться в живых, кроме как превратиться в «концерт в костюмах».

Фото: elitat.ru

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии

Прокуратуры не нужно, я думаю, что им есть, чем заняться. А вот собрать серьезную комиссию из профессиональных критиков, которая бы дала оценку театру - это давно назрело. Чтобы оценили отсутствие в репертуаре детских опер и балетов, количество самих спектаклей - меньше 100 за сезон. Чтобы дали оценку многомесячному чесу театра по Голландии. Действительно, ли там они куют славу Татарстана или просто решают вопросы финансового обогащения директора Мухаметзянова и его друзей. Чтобы дали оценку взаимодействию театра с местной консерваторией и хореографическим училищем, которые должны поставлять кадры в театр. Вот это все, действительно, назрело.

  • Анонимно
    4.02.2018 09:17

    Ну бабы - всегда мужикам "мозг выносили", даже царям...

  • Анонимно
    4.02.2018 11:13

    автор слишком критичен! мы были на спектакле и нам очень понравилось!

    • Анонимно
      4.02.2018 11:27

      Как попали-то, билетов же не достать?

    • Анонимно
      4.02.2018 12:11

      Если прочитать и принять на веру все написанное данным автором, касаемо событий в ТАГТОБ, то вызовет удивление, что директор театра и руководители постановок до сих пор пребывают на свободе.

    • Анонимно
      4.02.2018 13:46

      Вам понравились костюмы?) аффар жжёт так, что камень от камня не оставил постановки.

  • Анонимно
    4.02.2018 11:58

    Удивительное дело: репертуар не меняется чуть ли не десятилетиями, а билетов не достать?!

    • Анонимно
      4.02.2018 13:30

      Дык, если конкретную оперу раз в десять лет показывать, то будет и "билетов не достать", и "репертуар не меняется десятилетиями"...

      • Анонимно
        4.02.2018 17:23

        Не понял. Одну и ту же оперу с одними и теми же исполнителями кажут уже лет 15 (Это я как раз про "Набукко"). Сначала в Шаляпинский, а в апреле уже и так просто.

        • Анонимно
          4.02.2018 18:02

          Дык, когда "кажут" не в фестиваль, а просто так, то цены одни - самые дорогие билеты по 850 рублей.

          А когда "кажут" в фестиваль, то цены и по 3 с половиной тысяч бывают. Почувствуйте разницу...

    • Анонимно
      4.02.2018 13:46

      Мафия потому что. И монополия. Знаете такие слова?

  • Анонимно
    4.02.2018 13:23

    Невооружённым глазом видно, что Елена Черемных не ровно дышит в сторону оперного театра. Слишком уж критикует. Всё ей не так. Иногда создаётся впечатление, что выпендривается. Может ей лучше в консультанты к постановщикам - посмотрим, что она сможет исправить.
    Нам конечно, как ей, трудно сравнивать, ихних опер мы не слышали. Может они и лучше, но можно ж как-то полегче.

    • Анонимно
      5.02.2018 11:15

      А вот известнейшему композитору Алексею Рыбникову в отличии от Черемных постановка понравилась. Конечно, о вкусах не спорят, но мнению Рыбникова все-таки доверия больше.

      • При всем уважении к Рыбникова, если ты живёшь в президентском люксе и договариваешься о своей постановке в театре, то тебе вряд ли здесь может что-то не понравиться в принципе.

        • Анонимно
          6.02.2018 09:58

          А где по-вашему должен останавливаться в Казани композитор уровня Рыбникова? Может быть, Мацуев, когда приезжает в Казань, останавливается в общежитии? Или Юлиан Макаров бронирует комнату в трущобе, переделанной под хостел?

          • Я бы Юлиана Макарова вообще не звал - скучнейший пафосный болтун

            • Анонимно
              7.02.2018 00:48

              Так ведь приглашающие Макарова не о публике думают, а о том, что их позовут в его программу на канале "Культура". На публику им по большому счету наплевать.

      • Анонимно
        5.02.2018 12:04

        А почему мнению Рыбникова доверия больше?

        • Анонимно
          6.02.2018 06:11

          Потому что он, во-первых, профессиональный композитор; во-вторых, автор культовых рок-опер, которые ставились в лучших театрах страны; в-третьих, музыкальный критик тоже пишет отзывы не на голом энтузиазме.

  • Анонимно
    4.02.2018 13:45

    Браво Елена Черемных! Очень грамотно и познавательно вы разложили премьеру Набукко в казанском Оперном театре. Спасибо, что для сравнения дали ссылку на итальянский аналог.
    Умный и грамотный человек, даже далекий от оперы, все поймёт. И про замыслы Верди, которые так и не научились читать ииреализовывать в Казани. Про премьеру, за которую к школе искусств поставили бы троечку слабенькую. Очень познавательна ваша ремарка про верхний и нижний кадр, не знал. Воспользуюсь теперь знанием при просмотре фильмов.

  • Анонимно
    4.02.2018 13:53

    БО проведите пожалуста расследование журналистское - почему никак не достать билетов ни на оперный, ни на балетный фестиваль Казани?
    Из года в год одно и ...

    • Анонимно
      4.02.2018 15:26

      Тот же вопрос и у меня. Зал огромный, на бюджете. В Камаловский, Качаловский и другие можно попасть без проблем, здесь все время дефицит...

      • Анонимно
        4.02.2018 18:38

        Почему и я, и мои родители из года в год спокойно покупают билеты? Какое вам расследование то? Приходите покупать билеты не в день спектакля а пораньше. Насчет другихтеатров- каяалвский то по уровню еще хуже, про остальные молчу. Поэтому и нет такого спроса. Мой мовет- начните ходить в оперный не еа фестивали а в другое время. Как правильно написали выше- плюс минус одно и тоже. Да еще и агади не будет! Вообще сказка:)

        • Анонимно
          5.02.2018 01:49

          по уровню хуже оперного только тинчуринский

          • Анонимно
            5.02.2018 14:59

            Да перестаньте! Шикарные костюмы, декорации! В конце 80-х - начале 90-х артисты выступали в штопаных-перештопаных замызганных выцветших костюмах! А сейчас красота какая! А голоса! Жаль, конечно, что из года в год на фестиваль одни и те же исполнители приезжают, разнообразия нет, новых лиц, голосов. Но в целом - грех жаловаться, театралы!)

        • Анонимно
          5.02.2018 08:15

          Минусуют те, кто каждую неделю в качаловский ходят?

        • Анонимно
          5.02.2018 08:19

          Билеты на фестиваль купить, конечно же, можно - зал-то обычно полон. Весь вопрос - где купить? В кассе предлагают высокие места типа боковых лож на ярусах. Брали-брали такие, знаем-знаем, что ТАМ плохо видно. Больше не хоЦЦа!

          • Анонимно
            5.02.2018 10:18

            В кассу кидают как правило билеты поплоше, а основную часть реализуют тетеньки-уполномоченные, многие из которых работают в театре чуть не с советских времен. Поэтому у них уже своя клиентура годами наработанная сложилась. Купить приличный билет можно если имеешь заветный телефончик и можешь заказать "Мариванне" заветные места.

            • Анонимно
              7.02.2018 09:17

              Телефончики официальных распространителей билетов есть на сайте театра.

              А иметь надо телефончики "МариваанноФФ", которые продают билетики в театр на Авито. Там всегда точно билеты есть.

        • Анонимно
          7.02.2018 09:28

          Захотелось чегой-то в театр в апреле... На балет...

          5-ого февраля был первый день продажи билетов на апрель. Касса театра работает с 10 утра. И между 10 и 11 часами утра я уже была около кассы, несмотря на ужасную метель, бушевавшую в городе. Билетов в партер практически не было. Экран высветил пару-тройку штук по углам зала. И в основном - высокие ярусы НЕ первые ряды.

          После моих возмущенных речей, после моих маханий руками кассир милостиво согласилась поискать билетик - ну как же!!! первый день продажи!!! первый час открытой продажи!!!

          После 10 минут поиска пара билетов была найдена якобы специально ДЛЯ МЕНЯ. И выкуплена мною!

          Чудны дела твои, Господи...

      • Анонимно
        5.02.2018 01:47

        если камаловский и качаловский начнут ставить по 4 спектакля в месяц, то и туда не попадете

  • Анонимно
    4.02.2018 13:59

    Ничего удивительного в этом нет.

    • Анонимно
      4.02.2018 16:55

      Мафия стейт, как говорят американцы. На лицо иллюстрация термина

  • Анонимно
    4.02.2018 14:39

    Штейнбергу неплохо разучить ради уважения к зрителям хотя бы несколько новых произведений... играть десятилетие одно и тоже ....
    Репертуар театра и фестиваля наизусть выучили все казанцы... е пора ли поменять директора... Вдохнуть творчество в театр.... Екатеринбург, Уфа, Краснодар, Самара - почитайте репертуар театра : мы ни опер , ни балета такого в Казани не видели и с таким директором и не увидим...

    • Анонимно
      4.02.2018 16:06

      Пермь забыли...

      • Анонимно
        4.02.2018 16:57

        Согласен, нужна ротация. Последняя постановка Верди судя по рецензии авторитетного критика разочаровала. Практически мы имеем вместо искусства профанацию и мелкий бизнес за счёт бюджета. Ро- та- ция! Господин, министр культуры Сибгатуллин, вы слышите?

        • Анонимно
          5.02.2018 10:29

          Никакой ротации! Наш театр один из немногих в мире верен классической традиции и не оскверняет свою сцену всякими "детьми розенталя".

    • Анонимно
      5.02.2018 08:22

      Не надо Захару Штейнбергу разучивать ничего нового. У него и так прекрасный репертуар. Знакомые, узнаваемые мелодии... Душа радуется, когда в фойе перед спектаклем играет наш известный квартет. Молодцы! Так держать!

      • Анонимно
        5.02.2018 10:22

        Ну вот - пиплу нравится. Не надо нового, хотим старого. Мировоззрение называется.

    • Анонимно
      5.02.2018 10:20

      В театре консервативная репертуарная политика и на сцене и в фойе)) Вы разве до сих пор не поняли?

      • Анонимно
        5.02.2018 14:06

        Дык, нам как раз ЭТО и нДравиЦЦа... и на сцене, и в фойе...

        Ещё было БЫ спектаклей побольше... А сейчас наши артисты всё больше по гастролям мотаются - зарубежных зрителей ублажают... Свои побоку...

  • Анонимно
    4.02.2018 17:11

    Самому надо ходить в театр, а не судить по рецензии критика. Не читал....).

  • Анонимно
    4.02.2018 17:18

    Руки прочь от нашего театра! Не хотите, не ходите и не орите, что билетов не достать. Шаляпинский фестиваль не может менять репертуар, только исполнителей. Это фестиваль опер, в которых пел Шаляпин. Ну и бонусы- Порги и Бесс в этом году! Да, они будут каждый год, одни и те же, но исполнители разные, поэтому и ходят люди с удовольствием послушать новые голоса.

  • Анонимно
    4.02.2018 17:56

    "Не хотите,не ходите и не орите"
    это точно работник оперного театра-их стиль!И театр это не ваш,а наш!Давно там порядок нужно навести!

    • Анонимно
      4.02.2018 18:07

      Присоединяюсь - давно ТАМ порядок надо навести. Прямо хочется федеральную прокуратуру пригласить с проверкой!

      • Прокуратуры не нужно, я думаю, что им есть, чем заняться. А вот собрать серьезную комиссию из профессиональных критиков, которая бы дала оценку театру - это давно назрело. Чтобы оценили отсутствие в репертуаре детских опер и балетов, количество самих спектаклей - меньше 100 за сезон. Чтобы дали оценку многомесячному чесу театра по Голландии. Действительно, ли там они куют славу Татарстана или просто решают вопросы финансового обогащения директора Мухаметзянова и его друзей. Чтобы дали оценку взаимодействию театра с местной консерваторией и хореографическим училищем, которые должны поставлять кадры в театр. Вот это все, действительно, назрело.

        • Анонимно
          5.02.2018 08:43

          Собрать комиссию из профессиональных критиков?

          Можно ещё флэшмоб устроить перед театром. Кое-кто проникнется гимнастическими построениями и танцами народа перед входом в театр и будет строить театральную жизнь по другому)))

          Тут власть и закон надо привлекать!!!

        • Анонимно
          6.02.2018 06:09

          Если сравнивать постановки ТГОиБ и, например, Мариинского, то большой разницы нет. Другое дело, что в Мариинском театре репертуар гораздо разнообразнее. Но есть откровенно убогие постановки, например, "Фауст". А если еще и играет второй состав оркестра, пока Гергиев с основным составом на гастролях, то казанский театр во всяком случае выглядит не хуже.

  • Анонимно
    4.02.2018 18:28

    Спектакль был великолепным! Пели выше всяческих похвал! Мы не дилетанты и можем ответственно сказать, что премьера была отменной. Хотя, если раньше хотелось исполнителей из других театров, о сейчас есть свои великолепные голоса. Хочется, чтобы что то в репертуаре было и в исполнении только своей труппы. Вот так меняются времена.

    • Анонимно
      4.02.2018 18:40

      Когда даже в анонимном комментарии поддерживаешь себя кличем, "мы - не дилетанты", то значит сам в этом сильно сомневаешься))

  • Анонимно
    4.02.2018 20:09

    Почитал. Прискорбно все. Критикесса вполне убедительна, с аргументами которым не поспоришь. Квакеры из комментариев, подхалимствующие театру, нет, не убедительны.

  • Анонимно
    4.02.2018 22:00

    Блестящая рецензия! Браво! Человек в теме, приятно читать.

  • Анонимно
    4.02.2018 22:56

    Радуйтесь , что в Казани есть театр с классическим репертуаром и профессиональными музыкантами , критику спектакля считаю не профессиональной, эта ирония уместна только на базаре .

    • Анонимно
      5.02.2018 10:26

      В переводе читается - хавайте чего вам дают и не выступайте. А вот критику считать непрофессиональной надо аргументированно.

  • Анонимно
    5.02.2018 02:28

    не, в оперном реально совсем мало спектаклей -5-6 в месяц, конечно, билеты вмиг улетают.Сравнить с Камала и Качалова, где спектакли каждый день + малая сцена...И то на новые постановки за 2 месяца хорошие места раскупают...В оперном 2,5 спектакля и те по большим праздникам...Почему в будни нет спектаклей? Чем они всю неделю занимаются?

    • Анонимно
      5.02.2018 08:29

      Как это чем занимаются? Да подготовкой фестиваля татарской эстрады занимаются по полгода всем коллективом театра! Скоро будет не Театр оперы и балеты, а Дом татарской эстрады!

    • Анонимно
      5.02.2018 11:20

      Нельзя сравнивать театр музыкальный и драматический. В драматическом можно сделать самоокупаемые спектакли, когда все расходы компенсируются сборами и тогда - чем больше спектаклей - тем больше прибыль. Балет и опера в России никогда не смогут окупить себя: слишком дорогое это удовольствие. Каждый спектакль приносит убыток, требующий государственной компенсации. Именно поэтому оперная и балетная труппы вынуждены по очереди гастролировать длительное время,
      чтобы заработать, чтобы компенсировать казанские убытки.
      Если хотите спектакли каждый день - просите у Госсовета, Минкульта и Президента РТ увеличения дотаций. Можно, конечно, разогнать оркестр и все спектакли прокатывать под фонограмму. Хотите?

      • Вы не правы. Достаточно посмотреть на афиши театров, уровень которых сопоставим с Казанью, - Челябинск, Уфа, Астрахань. Вы увидите, что спектаклей идёт больше, чем 7-8 в месяц. И, кстати, билеты дешевле. Я уж не говорю про Екатеринбург или Пермь, от которых мы уже отстали на световые годы. Так мало спектаклей, как в Казани, фактически нет ни в одном оперном театре страны! Хотя с бюджетом у театра им. Джалиля все прекрасно.

      • Анонимно
        5.02.2018 14:08

        Как же работают театры оперы и балета в других городах? И без гастролей!

      • Анонимно
        6.02.2018 08:00

        "Разгон" надо начинать не с оркестра, а с головы, как у той рыбы, которая начинает тухнуть с головы...

      • Анонимно
        6.02.2018 08:12

        Ответьте, кто знает!

        Какие цены были на детские новогодние спектакли? Где на сцене были НЕ профессиональные артисты балета, а учащиеся балетного училища... Где на спектаклях НЕ играл оркестр театра, а была фонограмма... Что было сделано для детей?

  • Анонимно
    5.02.2018 06:29

    Нет, Айрат, вы ошибаетесь. Шаляпинский фестиваль- это, в первую очередь, оперы, в которых пел Шаляпин. А остальные как дополнение. Здесь шумят только те, кто не ходит туда. Это и понятно, гайд- парк- место для шума и гама, для приколов и желчи. Почему вы, 5 лет назад пели оды в честь театра, были информационным спонсором, а как случился какой то конфуз с директором, начались ежегодные " подобные" репортажи?

    • Нет, это не фестиваль опер Шаляпина. Если бы это было так, то в афише было бы не две русские оперы. Где Жизнь за царя, Руслан и Людмила, Псковитянка - там Шаляпин исполнял свои титульные партии? А нет их, потому что русские оперы тяжелее продать зрителю в Голландии. Так что Шаляпин тут почти не причем. Что в Голландии лучше продается, то в Казани и ставят, а Шаляпиным только прикрываются.

      Теперь про "пять лет назад". Вообще, газета, как вы понимаете, развивается. Пять лет назад у нас было 30 тыс читателей ежедневно, сегодня - 120 тыс. Пять лет назад культура в БО была постольку-поскольку. Была одна дама, которая облизывала с ног до головы местных культурных деятелей, но это никто особого внимания не обращал, тем более, что тексты и не читал почти никто. Теперь эта дама облизывает тех же деятелей в другом СМИ - дай ей бог здоровья.

      Мы же пошли дальше, поняли, что в Казани нет профессионалов, способных писать о том же драматическом, оперном театре или балете. Теперь у нас это делают лучшие российские критики. Елена Черемных - член жюри Золотой маски-2018, Дмитрий Ренанский - редактор Кольты, журналист Коммерсанта и т.д. У меня к авторам только одна просьба: не пишите снисходительно, пишите как есть, исходя не из провинциального статуса театра, а из вашего представления о том, что такое мировой уровень.

      А на Шаляпинский я не пойду. Я видел все эти спектакли, видел практически всех этих певцов в этих спектаклях. Сколько можно в тысячный раз одно и то же показывать публике? И с новым Набукко все очевидно. Достаточно посмотреть на анонсирующее фото, где Сергей Ковнир изображен с накладной картонной бородой и таким же картонным кинжалом. Смотреть на это сил больше нет. Как бы хорошо Ковнир не пел. А поет он прекрасно.

      • Анонимно
        5.02.2018 10:36

        Любите театр! Идите театр! Слушайте в десятый раз одну и ту же оперу! Может быть, в этот десятый раз в вашей душе возникнет резонанс созвучный божественной музыке и вы поймете, что ангел осенил вас своим крылом.

  • Анонимно
    5.02.2018 11:48

    Чтобы в десятый раз человек захотел пойти в театр на оперу, она должна быть соответствующим образом поставлена. А послушать в десятый ( а хоть и в двадцатый) раз оперу можно и дома, - живем в эпоху CD, youtube и iTunes, если вы заметили.))).

    • Анонимно
      5.02.2018 14:15

      И захочет ли человек в десятый раз пойти в театр на оперу на 2-3 ярус? Где видимость ограниченная? Сидеть весь спектакль в позе буквы"ЗЮ"? Или стоять весь спектакль в проходе? Тут и одного раза с избытком хватит. Чтобы потом долго говорить себе: "НЕ любите ли вы оперу так, как НЕ люблю её я..."

      Послушать же оперу, НЕ ВИДЯ сцены, можно и дома...

  • Получился почти анекдот.

    - Где деньги, Зин?

    - Слушайте в десятый раз одну и ту же оперу! Может быть, в этот десятый раз в вашей душе возникнет резонанс созвучный божественной музыке и вы поймете, что ангел осенил вас своим крылом.

    • Анонимно
      5.02.2018 12:10

      Правила поведения за столом

      Уважьте пальцы пирогом,
      в солонку курицу макая,
      но умоляю об одном —
      не трожьте музыку руками!

      Нашарьте огурец со дна
      и стан справасидящей дамы,
      даже под током провода —
      но музыку нельзя руками.

      Она с душою наравне.
      Берите трешницы с рублями,
      но даже вымытыми не
      хватайте музыку руками.

      И прогрессист и супостат,
      мы материалисты с вами,
      но музыка — иной субстант,
      где не губами, а устами…

      Руками ешьте даже суп,
      но с музыкой — беда такая!
      Чтоб вам не оторвало рук,
      не трожьте музыку руками.
      (А.Вознесенский)


    • OlegBelg
      5.02.2018 12:12

      У Нигматуллина хорошо получались репортажи из зала суда. Может вернуть его в суд?

  • Анонимно
    5.02.2018 12:44

    В СD и дальше продолжайте слушать. Каждому свое, сказал заяц, облизывая. А я люблю живую музыку!

    • Анонимно
      5.02.2018 14:17

      Вот и я говорю, надо продавать билеты на стулья в фойе, в буфете, в туалете. Там хорошо слышно живую музыку, хотя сцены ни черта не видно, как и с некоторых мест в зале. Любители найдутся и на такие места...

      • Анонимно
        5.02.2018 15:04

        Всегда беру билеты на второй ярус пятый ряд. За 50, иногда за 100 рублей. Смотрю стоя. Не замечаю, как проходят два-три часа спектакля. Спасибо театру.

        • Анонимно
          5.02.2018 16:54

          Всему своё время. Я бы тоже постояла, но мои ноги и позвоночник ПРОТИВ. Если все же взять и постоять, то потом таблетки-мази-примочки-натирки обходятся гораздо дороже 50-100 рублей.

  • Анонимно
    13.02.2018 20:39

    всё правильно у автора статьи! но у всех сторон свои интересы))) это-жизнь!)))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль