Общество 
5.02.2018

Atlas Global махнул крылом: почему прекращены полеты из Бегишево в Стамбул?

В 2018 году в Закамье, как ожидается, будут работать 5–6 тыс. граждан Турции, а летать им не на чем

Компания Atlas Global ликвидировала свой первый регулярный международный рейс из Бегишево. Без удобного и недорогого перевозчика остались турецкие резиденты ОЭЗ «Алабуга», владельцы турецкой недвижимости, туристы и «челноки». В преддверии всплеска спроса на стамбульское направление аэропорт и турецкие бизнесмены, работающие в Закамье, срочно ищут замену лоукостеру. «БИЗНЕС Online» выяснял, почему Челны и Нижнекамск лишились единственного регулярного рейса за рубеж.

Падение пассажиропотока вызвано объективными причинами — основная часть турок-гастарбайтеров уехали из Закамья, так что последние полгода рейсом Бегишево — Стамбул летали в основном местные пассажиры Падение пассажиропотока вызвано объективными причинами — основная часть турок-гастарбайтеров уехали из Закамья, так что последние полгода рейсом Бегишево — Стамбул летали в основном местные пассажиры Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ САМОЛЕТ ЗАПРАВЛЯЛИ ВОДОЙ, ПОЛЕТ 5 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ СТОИТЬ НЕ МОЖЕТ»

Авиакомпания Atlas Global приняла решение отменить регулярные рейсы из аэропорта Бегишево в Стамбул. В летний сезон пассажиры вылетали ее рейсами в Турцию трижды в неделю, а в зимний сезон — дважды. Однако с января самолеты перевозчика больше не заходят в воздушную гавань Закамья. В Бегишево это был единственный зарубежный рейс в зимнем расписании, да и летом через нижнекамский аэропорт за границу летают только чартеры. Как пояснил «БИЗНЕС Online» турецкий предприниматель, представляющий интересы Atlas Global в Татарстане, Толга Акынджы, на отмененные рейсы было продано 150 билетов, возврат пассажирам был сделан согласно международным правилам. Связана отмена полетов с двумя причинами. Первая — сокращение авиапарка компании на 30%. В целом авиапарк перевозчика включал в себя 28 самолетов Airbus, но у 9 самолетов закончился срок аренды, что заставило компанию пересмотреть приоритеты и оставить лишь те направления в своем расписании, где загрузка больше. Нижнекамский аэропорт из этого списка выпал. Кстати, как и самарский.

Не исключает господин Акынджы и финансовых проблем. «Видимо, они есть, раз Atlas Global не смог заменить одни арендованные самолеты другими. Авиабизнес, на самом деле, не самый прибыльный, вопреки расхожему мнению. Самолеты стоят больших денег, когда они поднимаются в воздух, но еще больших денег они стоят, когда находятся на земле. Конкурентов у компании много, на сегодняшний день можно по смешным ценам летать из Москвы в Анталию — чуть ли не за 5 тысяч рублей туда и обратно. Эту цену ничем не объяснить! Даже если бы самолет заправляли водой вместо топлива, полет 5 тысяч не может стоить! Надо, конечно, хорошую финансовую подушку иметь, но не каждая авиакомпания может себе это позволить. „Аэрофлот“, Turkish airlines — те компании, финансирование которых идет через государство, — там все понятно. А частные авиакомпании имеют проблемы», — поделился наболевшим господин Акынджы.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» турецкий предприниматель, представляющий интересы Atlas Global в Татарстане Толга Акынджы (на фото), на отмененные рейсы было продано 150 билетов, возврат пассажирам был сделан согласно международным правилам Сергей Романцов: «Если раньше из Бегишево пассажир мог по одному билету улететь только в Лондон, то сегодня и в эти города. Реально окно в Европу прорублено» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, у компании возникли проблемы со спросом. Представитель Atlas Global рассказал, что средняя загрузка бортов составляла 60–65%. Падение пассажиропотока вызвано объективными причинами — основная часть турок-гастарбайтеров уехали из Закамья, так что последние полгода рейсом Бегишево — Стамбул летали в основном местные пассажиры. «В 2015–2016 году 70–75 процентов пассажиров составляли турецкие рабочие, которые приехали на ТАИФ (на возведение КГПТО прим. ред.), оставшаяся часть — это местное население, у кого есть в Анталии недвижимость, и так называемые челноки, — объяснил Толга Акынджы. — Процентов 10–15 от пассажиропотока составляли те, кто использовал наш рейс как транзитный для дальнейшей пересадки в Стамбуле в путешествиях в Дубаи, Европу. В 17-м году из-за окончания строек пассажирский профиль поменялся — до 80 процентов пассажиров составляли местные. Были даже рейсы, на которых ни одного турка не было. Количество турецких граждан, которые постоянно проживают в Челнах, Елабуге и Нижнекамске, очень маленькое. А во время стройки до 2,5 тысяч одновременно находились на территории Закамья».

Источник в дипломатических кругах Турции подтвердил «БИЗНЕС Online», что сокращение полетной программы связано с финансовыми проблемами самой авиакомпании, однако добавил, что ведутся переговоры с другими авиакомпаниями, которые инициируют турецкие предприниматели ОЭЗ «Алабуга».

В январе перед самым закрытием полетов Бегишево отметило бы 4-летие рейса В январе перед самым закрытием полетов Бегишево отметило бы 4-летие рейса Фото: «БИЗНЕС Online»

В публикации турецкого портала airlinehaber.com от 19 января 2018 года упоминается о том, что председатель правления Atlas Gobal Мурат Эрсой вообще продал компанию. По всей видимости, слухи о продаже стали распространяться после того, как в авиакомпании сократили 30 бортпроводников. Правда, сам Эрсой эти слухи в публикации категорически опроверг, сообщив, что в настоящее время компания просто находится в стадии реформ. О них Эрсой рассказал Reuters: «Atlas Global имеет оборот в 450 миллионов долларов, с 2018 года мы не можем расти более чем на 10 процентов в год. На данный момент наша цель — омолодить флот», — цитирует издание слова председателя правления.

В декабре в авиакомпании поменялся исполнительный директор. Орхана Коскуна, который занимал эту должность с 2008 года, сменил Сермед Темизкан. При этом турецкий перевозчик не дал никаких комментариев по поводу причин кадровых перестановок, сообщив лишь, что предыдущий исполнительный директор останется в Atlas Global в качестве «генерального координатора».

В аэропорту «БИЗНЕС Online» подтвердили, что ситуация с отменой рейсов связана с внутренней политикой авиакомпании, которая сделала ставку на туристические перевозки. Отменив рейсы в Стамбул, Atlas Global тут же заявила гораздо более масштабную программу регулярных, но сезонных рейсов в Анталию: с 29 апреля и по 14 октября турецкая авиакомпания планирует выполнять полеты на Анталийское побережье из Бегишево с частотой четыре рейса в неделю.

Рекорд по пассажиропотоку был поставлен в первый год — было перевезено 26409 человек, и с тех пор каждый год статистика падала на 2 тысячи пассажиров Рекорд по пассажиропотоку был поставлен в первый год — были перевезены 26409 человек, и с тех пор каждый год статистика падала на 2 тыс. пассажиров Фото: «БИЗНЕС Online»

4-ЗВЕЗДОЧНЫЙ ЛОУКОСТЕР С ОТЛИЧНЫМ СЕРВИСОМ

Atlas Global — авиаперевозчик с головной базой в стамбульском аэропорту «Ататюрк», до 31 марта 2015 года осуществлял регулярные и чартерные перевозки под названием Atlasjet Airlines («Атласджет»). Самолетный парк Atlas Global по состоянию на осень 2017 года насчитывал воздушные суда фирм «Эйрбас» (23 машины) и «Боинг» (1). Совокупное число обслуживаемых в регулярном формате (без учета чартеров) направлений — около 60. Российскими пунктами назначения перевозчика являются Казань, Тюмень, Москва, Калининград, Самара, Челябинск, Краснодар и Нижний Новгород. Полеты из перечисленных городов осуществляются в Анталью, Стамбул и Даламан. Компания позиционирует себя как лоукостер.

«Atlas Global в нашей стране является одной из ведущих авиакомпаний, — отмечает все тот же airlinehaber.com. — Исследовательская компания Skytrax удостоила авиаперевозчика титула „4-звездочной авиакомпании“ и премии „За отличный сервис“ среди 500 предприятий. В 2017 году Atlas Global перевез 4,5 млн пассажиров, а на 2018 году была поставлена цель в 6,5 миллионов». К слову, количество доставленных авиакомпанией в Турцию и обратно россиян перевалило за 1 млн человек.

В ноябре турецкий перевозчик заявил о расширении своего присутствия в России в 2018 году. Новым российским направлением в маршрутной сети компании должен был стать Екатеринбург, Уфа, кроме того, число полетов в Москву планировалось увеличить. Запустить соответствующую полетную программу авиапредприятие планировало и из Нижнекамска, но только чартерами и не в Стамбул, а в Анталию на отпускной период.

В целом авиапарк перевозчика включал в себя 28 самолетов Airbus, но у 9 самолетов закончился срок аренды, что заставило компанию пересмотреть приоритеты и оставить лишь те направления в своем расписании, где загрузка больше В целом авиапарк перевозчика включал в себя 28 самолетов Airbus, но у 9 из них закончился срок аренды, что заставило компанию пересмотреть приоритеты и оставить лишь те направления в своем расписании, где загрузка больше

С Татарстаном Atlas Global связывают давние партнерские отношения. Отметим, что еще в августе прошлого года президент Татарстана Рустам Минниханов встречался с Эрсоем в рамках 86-й Измирской международной торговой выставки. Стороны обсудили перспективы наращивания сотрудничества в сфере туризма, транспорта и авиасообщения. «Татарстан является наиважнейшим для нас стратегическим партнером, — заявил тогда Эрсой. — Мы намерены развивать сотрудничество с вами и готовы обсуждать наши инвестпроекты».

Перевозчик осуществляет прямые рейсы из Антальи в Казань в летнее время, а рейс из Стамбула в Бегишево вообще стал для авиакомпании первым регулярным международным рейсом. В январе перед самым закрытием полетов Бегишево отметило бы 4-летие рейса. Прямой пассажиропоток в 2017 году составил 18 407 пассажиров, трансферный (с вылетами через Москву) — более 7 098 пассажиров. Рекорд по пассажиропотоку был поставлен в первый год —  были перевезены 26409 человек, и с тех пор каждый год статистика падала на 2 тыс. пассажиров.

В августе 2015-го генеральный директор ОАО «Международный аэропорт „Бегишево“» Сергей Романцов  рассказывал «БИЗНЕС Online» о том, что аэропорт возлагает немалые надежды на программу турецкой авиакомпании. «В течение июля компания открыла рейсы из Стамбула в Дюссельдорф, Кельн, Париж, Амстердам, — рассказывал Романцов. — Соответственно, турецкий перевозчик сделал стыковки под рейсы из Нижнекамска. То есть если раньше из Бегишево пассажир мог по одному билету улететь только в Лондон, то сегодня и в эти города. Реально окно в Европу прорублено». В целом интерес Atlas Global к Бегишево Романцов объяснял большим количеством турецких предприятий в Закамье, а также тем, что к аэропорту тяготеют порядка 1–1,2 млн человек.

Сейчас пассажиры, желающие отправиться в Стамбул, летают через Казань бортами авиакомпании Turkish airlines или через Москву „Аэрофлотом“ Сейчас пассажиры, желающие отправиться в Стамбул, летают через Казань бортами авиакомпании Turkish airlines или через Москву «Аэрофлотом» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ЗАКАМЬЕ 5–6 ТЫСЯЧ ТУРКОВ БУДУТ РАБОТАТЬ — КАЖДЫЙ ДЕНЬ БУДЕТ НУЖЕН ВЫЛЕТ ИЗ БЕГИШЕВО»

Сейчас пассажиры, желающие отправиться в Стамбул, летают через Казань бортами авиакомпании Turkish airlines или через Москву «Аэрофлотом». «Есть, конечно, неудобства: надо теперь ночью выезжать, чтобы 200–250 километров проехать до Казани. Хочется, чтоб поближе было», — рассуждает Акынджы.

Наиболее же пострадавшей стороной выглядят сотрудники турецких предприятий, расположенных в ОЭЗ «Алабуга». На сегодня там действуют 6 заводов, а общий объем турецких инвестиций в промышленные проекты в татарстанской ОЭЗ превышает $1 миллиард. Директор департамента по корпоративным вопросам ОЭЗ «Алабуга» Михаил Миронов считает, что прямой рейс из Бегишево в Стамбул был важным преимуществом, способствовавшим инвестиционной привлекательности, особенно для турецких инвесторов. «Сам я летал этим рейсом несколько раз — и по личным делам, и по работе. Очень удобно. Рейс туда и обратно мог обойтись в 11 тысяч. Правда, я тогда покупал билеты заранее. Но это на самом деле очень хорошая цена. Это дешевле, чем «Аэрофлотом» через Москву добираться, и намного дешевле, чем турецкими авиалиниями из Казани. Резиденты ОЭЗ этим рейсом летали. И честно говоря, не было ощущения, что самолет летит полупустой, то есть загрузка была приличной в обоих направлениях. Сейчас, правда, все заводы построены, пуско-наладка завершена, и иностранные специалисты вернулись на родину. На ОЭЗ сейчас работает меньше 100 турецких граждан, так что поток действительно сократился. Но сервис у авиакомпании был хороший, хоть и позиционировали они себя как лоукостер — полноценное питание, полноценное место для багажа. И по времени было очень удобно — вылет был ночью, но утром ты уже в Стамбуле, и можно было все выходные там провести, а в ночь на понедельник вернуться. Так что жаль, что они прерывают полеты. Но надеюсь, что они еще вернутся. Ведь была же ситуация с Finnair, который уходил и возвращался в Казань. Если будет спрос, предложение появится», — уверен Миронов.

Как подтвердили «БИЗНЕС Online» в Бегишево, сейчас ведутся переговоры с тремя авиаперевозчиками, которые проявили интерес к этому маршруту Как подтвердили «БИЗНЕС Online» в Бегишево, сейчас ведутся переговоры с тремя авиаперевозчиками, которые проявили интерес к этому маршруту Фото: «БИЗНЕС Online»

В челнинской компании «Санрайз Сити», где на строительстве второй очереди жилого комплекса также задействованы турки, признались, что определенное неудобство из-за отмены вылетов есть, но количество граждан Турции в компании не очень большое, потому каких-то серьезных трудностей они не испытывают. «Раз в полгода обычно летают, — сообщили в компании. — Летаем через Казань. Разница между ценой небольшая. Зависит от времени приобретения — чем раньше купишь, тем дешевле билет. Иногда можно и из Казани дешевле улететь, чем из Челнов».

Акынджы, по всей видимости, считающий делом чести отстоять рейс в Стамбул, лично занимается переговорами с авиакомпаниями, которые могут заполнить пустой воздушный коридор. Тем более что в ближайшей перспективе спрос на этот рейс должен резко повыситься. «Один контракт подписан Нижнекамском на строительство энергетического комплекса — стройка начинается в апреле (речь, вероятно, о строительстве новой ТЭС — контракт на 26 млрд рублей ТАИФ подписал с Siemens — прим. ред.). Есть еще несколько проектов, в том числе строительство на базе „Нижнекамскнефтехима“ комплекса по выпуску этилена. Мы ожидаем в 2018–2019 году, что в Закамье около 5–6 тысяч турков одновременно будут работать в Нижнекамске. Тогда каждый день будет нужен вылет из Бегишево. Мы очень тесно работаем с аэропортом, потому что это наши общие интересы. Надеюсь, с апреля возобновим рейсы в Стамбул».

Как подтвердили «БИЗНЕС Online» в Бегишево, сейчас ведутся переговоры с тремя авиаперевозчиками, которые проявили интерес к этому маршруту. Среди претендентов есть и российская авиакомпания. Аэропорт не исключает и вероятности того, что Atlas Global все же возобновит рейсы, но уже с летнего расписания. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.02.2018 09:06

Жаль, отличный рейс был!

  • Анонимно
    5.02.2018 08:27

    Просто не сезон.

  • Анонимно
    5.02.2018 09:06

    Жаль, отличный рейс был!

  • Анонимно
    5.02.2018 09:24

    Как-то специально приезжали в Бегишево из Казани, взяв билеты на этот рейс. Так как было дешевле, чем из казанского аэропорта + более удобное на тот момент для нас время. Жаль, что отменили,

  • Здесь зарабатывают, пусть здесь и тратят.

  • Анонимно
    5.02.2018 10:07

    Рейс существовал пока на КГПТО ТАИФ-НК работали турки. Теперь они уехали, а кто будет строить другие объекты компании - неизвестно. Челноки и Кастамону не в счёт.

    • Анонимно
      5.02.2018 11:10

      Анализ загрузки рейса что ли провел? Данные по пассажирам есть?

  • Анонимно
    5.02.2018 10:27

    Чем стыковка на рейсы в Европу через Стамбул была удобнее чем через Москву?

    • Анонимно
      5.02.2018 10:58

      Тем, что можно погулять по Стамбулу в промежутке между рейсами. Метро в центр города идет прямо из здания аэропорта Ататюрк. Именно метро, а не аэроэкспресс, как в Москве. Плюс довольно долгое время это было выгоднее по деньгами.

    • Анонимно
      5.02.2018 10:59

      Ценой, через Стамбул часто выходит дешевле

      • Анонимно
        5.02.2018 11:22

        Как может дешевле, если Москва крупный хаб и расстояние до него меньше. Карту посмотрите. Помню когда они рейс анонсировали, по цене выходило дороже. Поэтому ссылки на полеты через Стамбул непонятны. Посмотреть Стамбул в урезанном формате за день, это нелепо. Смысла в этом нет

        • Анонимно
          5.02.2018 11:52

          А вот так может, московская жадность не знает пределов.

        • Анонимно
          5.02.2018 12:00

          Самолет из Казани прилетает в Стамбул в 6 утра. Улететь можно вечером, дня вполне хватит, чтобы погулять в Султанахмете или Бейоглу. Я несколько раз летал так в Европу. И учитывайте, что тем, у кого длинная стыковка, турки дают бесплатные экскурсии по городу, включающие 1-2 посещения ресторана.

        • Анонимно
          5.02.2018 12:02

          Сейчас прямой рейс из Казани в Стамбул стал очень дорогой. Дешевле через Москву. Но еще дешевле через Баку азербайджанскими авиалиниями.

          • Анонимно
            5.02.2018 12:55

            Говорят, из Бегишево вместо Атласа полетит Pegasus, у них билет из Самары до Стамбула три тысячи стоит

            • Анонимно
              5.02.2018 14:25

              Из Самары все билеты дешевле, чем из Казани. Собирались дня на 4 в Стамбул слетать, из Казани - 95 тыс на двоих, из Самары - 17 тыс на эти же даты также прямой перелет.

        • Анонимно
          5.02.2018 13:55

          а я Вам отвечу, в сентябре летал в Прагу, через Стамбул туркишами из Казани, и обратно, на троих вышло на 20 тыс дешевле, чем Нижнекамск-Москва-Прага! Бонусом была экскурсия по Стамбулу с завтраком и обедом от Туркиш эйрлайнз. От нацпера таких предложений ни разу не видел!

  • Анонимно
    5.02.2018 13:55

    Недавно летали из Самары в Стамбул атласом! Отличная авиакомпания за такие деньги! Сервис отличный, самолёты явно старые - но не дребезжат. И прилёт в Ататюрк значительно удобнее, чем у Пегасуса в Сабиху.

    • Анонимно
      5.02.2018 15:25

      Сабиха нормальный аэропорт, автобусы ходят и часто, в Ататюрке очередь на входе на пол часа минимум, потом на паспортном контроле ещё на часок, к тому же он просто огромный, учтите и планируйте время! это вам не Казанский порт в который даже регулярный транспорт не ходит и за 15 минут можно весь контроль пройти

  • Анонимно
    5.02.2018 14:51

    Лечу турецкими авиалиниями в Рим через Стамбул, дешевле, чем через Москву.

  • Анонимно
    5.02.2018 16:55

    Жаль, летали этими самолетами, очень дешево, и ребята в офисе молодцы, помогали всегда, жаль, очень жаль ((((

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль