Интернет-конференция 
7.02.2018

Татьяна Ларионова: «Обсуждается реализация абсолютно нового проекта»

Завершив восстановление Болгара и Свияжска, Минтимер Шаймиев может заняться возрождением Шелкового пути в 53 регионах России. Часть 1-я

В 2018 году завершается федеральная программа «Культурное наследие Татарстана — остров-град Свияжск и древний Болгар». С 2010 года там построено, воссоздано, отреставрировано, законсервировано 86 объектов. Весь Болгар, Успенский собор и монастырь Свияжска внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО. О сделанном и запланированном в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» рассказала зампредседателя Госсовета РТ, исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова.

Татьяна Ларионова — зампредседателя Госсовета РТ, исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова — зампредседателя Госсовета РТ, исполнительный директор фонда «Возрождение» Фото: Сергей Елагин

В БОЛГАРАХ И СВИЯЖСКЕ СОЗДАНО ПО 43 ОБЪЕКТА

— Татьяна Петровна, в 2018 году завершается федеральная программа «Культурное наследие Татарстана — остров-град Свияжск и древний Болгар». Значит ли это, что финансирование из федерального и республиканского бюджетов прекратится? Сможет ли фонд существовать без этих вливаний? И вообще, будет ли существовать фонд? Об этом спрашивает наш читатель Богданов.

— Действительно, 2018-й у нас — последний бюджетный год. Давайте вспомним то время, когда Минтимер Шарипович Шаймиев принял для себя решение оставить пост президента республики. В конце 2009 года состоялась его встреча с Владимиром Владимировичем Путиным, когда Минтимер Шарипович сказал не только то, что он хотел бы передать президентство в руки другого кандидата, но и то, чем он сам хотел бы заняться. Он сказал, что его душа всегда болела за Болгар и Свияжск, но руки не доходили, поэтому он хотел бы сосредоточиться на возрождении этих двух жемчужин — православия и мусульманства. Путин поддержал эту инициативу, и они договорились о том, что возрождение Болгара и Свияжска, где памятники в основном федерального значения, будет производиться на паритетной основе. Ежегодно выделяется по 400 миллионов рублей из федерального и республиканского бюджетов.

Минтимер Шарипович сказал, что его душа всегда болела за Болгар и Свияжск, но руки не доходили, поэтому он хотел бы сосредоточиться на возрождении этих двух жемчужин — православия и мусульманства «Минтимер Шарипович сказал, что его душа всегда болела за Болгар и Свияжск, но руки не доходили, поэтому он хотел бы сосредоточиться на возрождении этих двух жемчужин — православия и мусульманства» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

— То есть на два проекта 800 миллионов рублей ежегодно?

— Да, хотя надо сказать, что федеральный бюджет иногда сокращает финансирование на 10–20 миллионов. Под бюджетные средства ежегодно утверждается программа, которая согласовывается с министерством культуры РФ и утверждается правительством нашей республики.

В 2009 году была достигнута договоренность на четыре года действия программы, но когда это время прошло, стало понятно, что памятников много и их состояние требует дальнейшей работы. И уже Рустам Нургалиевич Минниханов как действующий президент РТ обратился к Путину, и он опять поддержал нас. Комплексный проект был пролонгирован, и 2018 год — последний год его действия. На сегодня в Болгаре и Свияжске построены, воссозданы, отреставрированы, законсервированы по 43 объекта. Но надо учесть, что уже законсервированные объекты требуют ежегодной дополнительной работы и, соответственно, финансирования. 

— Это было принципиально — сделать одинаковое количество объектов?

— Мы на паритетных началах распределяем финансирование на Болгар и Свияжск, и паритет выдерживаем даже в количественных параметрах. Это принципиально, потому что Болгар и Свияжск одинаково важны для нашего населения. Важно, что кроме строительных и реставрационных работ фонд финансировал и работу по археологии и музеефикации, приобретению и реставрации музейных экспонатов. Например, в Болгаре отреставрировано около 9,1 тысячи предметов. Сегодня в фонде музеев Свияжска находится более 35,5 тысячи предметов, значительная часть из них приобреталась либо реставрировалась на средства комплексного проекта.

— Финансирует ли фонд инфраструктурные проекты — причалы, дороги и прочее? (Бурмистров)

— Частично фонд финансировал и инфраструктурные проекты, например дорогу к Свияжску, мост через Секерку. В то же время берегоукрепительные работы, дорожное строительство, строительство жилья и водозабора были произведены по различным целевым программам республиканского уровня. Есть работы, которые по просьбе фонда «Возрождение» финансировались инвесторами напрямую, например газификация в Болгаре и Свияжске. И есть объекты, где было смешанное финансирование, — набережная в Болгаре, к примеру. Само ее строительство финансировали инвесторы и министерство строительства, берегоукрепление — по республиканской целевой программе, дноуглубительные работы — за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Посадку сосен произвело министерство лесного хозяйства РТ, оказав благотворительную помощь. Экспозицию под открытым небом, посвященную истории тюрко-татарской письменности, создали на деньги благотворителей и средства комплексного проекта. И так далее... А вот скоординировать всю эту работу, найти специалистов, объединить источники финансирования — это работа фонда «Возрождение». Надо сказать, набережные и в Свияжске, и в Болгаре получились разными, но обе просто замечательные, сегодня это одно из самых любимых мест у туристов.

В Свияжске главной задачей будет завершение работ по открытию музея реставрации дерева. Это будет единственный такой музей в России «В Свияжске главной задачей будет завершение работ по открытию музея реставрации дерева. Это будет единственный такой музей в России» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

ЧТО БУДЕТ СДЕЛАНО В 2018 ГОДУ

— На чем фонд сосредоточится в 2018 году?

— 2018 год будет для нас годом завершения начатых работ, мы практически не начинаем новые объекты. В Свияжске главной задачей будет завершение работ по открытию музея реставрации дерева. Это будет единственный такой музей в России. В мировой практике такие примеры есть, но только единичные. Технология сохранения дерева, которое долгое время находилось в мокром слое Свияжска, очень сложная, поэтому наши ученые привлекали и международных экспертов. Думаю, этот музей будет уникальным во всех отношениях. Защитное сооружение уже построено, все общестроительные работы завершены, сегодня проводится работа по созданию собственно музея.

— Когда планируете открыть этот музей?

— Не обещаю сделать это к 1 июня, но постараемся открыть музей в течение летнего туристического сезона.

— Идея создать музей дерева была изначально?

— Нет, она возникала в ходе археологических работ. На территории, прилегающей к зданию речного вокзала Свияжска, в нижней части острова, в 2013 году был проведен раскоп и в «мокром» археологическом слое были обнаружены остатки зданий и улиц XVI–XVIII веков хорошей сохранности. Тогда уже был поставлен вопрос о создании в этой зоне «археологического парка» с музеефикацией обнаруженных построек.

Конечно, это нужно показать людям, тем более что в данном случае мы демонстрируем тему гражданской архитектуры Свияжска того времени, которая не сохранилась. Многогранность Свияжска удивительна: это и православный дух острова XVI–XIX веков со всем его многообразием, это и история гражданской войны, и ГУЛАГ, и советский период. Неслучайно открытый музей Гражданской войны пользуется сегодня наибольшей популярностью. Свияжск — это место, история которого во многом характеризует общую историю Российского государства.

— Какой-то еще объект будет завершен в Свияжске в этом году?

— Еще один очень значимый проект — возвращение в Свияжск некоторых из икон, находящихся долгие годы в Музее изобразительных искусств РТ.

— Иконы будут возвращены в храмы острова или в музей?

— В специально созданный музей, где кроме икон будут и другие атрибуты, связанные с православием. Здесь будут предусмотрены все необходимые условия для сохранности подлинников свияжских икон, которые имеют универсальную ценность. Думаю, новый музей тоже привлечет большое количество людей.

— Наверное, РПЦ хотела вернуть эти иконы в храмы? Разногласия у вас были?

— Сейчас эти иконы являются государственной собственностью, к тому же их хранение в самом соборе невозможно из-за климатических условий. И тот факт, что они вернутся ближе к своим родным местам, церковью также поддерживается. Тем более этот вопрос мы решаем по рекомендации ИКОМОС (международный совет по сохранению памятников и достопримечательных местприм. ред.). Причем это всемирная практика. Раньше мы не могли это сделать, потому что в Свияжске не было условий для сохранности этих икон, а сегодня все условия созданы. Музей икон, скорее всего, мы откроем во второй половине 2018 года.

Сегодня в Болгарах действует целый ряд музеев: один из самых уникальных в России – музей болгарской цивилизации, музей хлеба, музей «Дом лекаря» «Сегодня в Болгарах действует целый ряд музеев: один из самых уникальных в России — музей болгарской цивилизации, музей хлеба, музей „Дом лекаря“» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

До 2009 года на острове не было ни одного музея, а сегодня это и музей истории Свияжска, и музей Гражданской войны, и музей художника Геннадия Архиреева, и выставочный зал «Старая водонапорная башня», и художественная галерея, где представлены не только картины, посвященные Свияжску, но и несколько подлинных картин на религиозные темы, написанных на листах линолеума. Они находились в соборе «Всех скорбящих радость» и в ходе реставрации были продублированы в самом храме в виде настенной живописи. Это раритет!

— Что будет сделано в 2018 году в Болгарах?

— В этом году мы создадим 8 небольших музеев на улице Назаровых. Значительная часть жителей этой улицы переселены в новые дома в поселке Приволжский. Часть отселенных домов мы отреставрировали и открываем в них музеи. Если говорить о музеефикации Болгара в целом, то в 2010 году все экспонаты были представлены в здании Успенской церкви, которая находится на территории городища, а сегодня здесь действует целый ряд музеев: один из самых уникальных в России — музей болгарской цивилизации, музей хлеба, музей «Дом лекаря». Все отреставрированные объекты стали музейными площадками под открытым небом. Музеефикация является одним из основных направлений работы фонда в части выполнения комплексного проекта по Болгару и Свияжску.

— Какие музеи откроются на улице Назаровых?

— С 2017 года здесь работают музеи «Дворянство Спасского уезда» и «Болгарское чаепитие». В 2018 году заработают музей «Волжская Атлантида», Музей воинской славы и музей Абдуллы Алиша, который родился на территории Спасского уезда. Будем создавать и художественную галерею. Тематика отдельных музеев находится на стадии согласования, но реставрация зданий уже идет.

На Соборной мечети не будет больше никаких работ, потому что все объекты, особенно в Болгарах, должны сохранить свою аутентичность «На Соборной мечети не будет больше никаких работ, потому что все объекты, особенно в Болгаре, должны сохранить свою аутентичность» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

— Будет ли полностью восстановлена в Болгаре Соборная мечеть или так и останется на уровне законсервированных руин? (Ильдар)

— На Соборной мечети не будет больше никаких работ, потому что все объекты, особенно в Болгаре, должны сохранить свою аутентичность. Они пришли к нам из XIII–XV веков, мы их законсервировали, и это как раз то, что нам надлежало сделать.  

— Почему до сих пор Успенская церковь на территории Болгарского заповедника не функционирует как церковь, а используется под музей? Храм должен быть храмом. (Сергей Строганов)

— Как церковь она уже давно не используется, более того — на въезде в Болгарское городище есть действующая церковь, поэтому нет необходимости открывать здесь еще одну. А в стенах отреставрированной Успенской церкви мы создали музей, связанный с православием Спасского уезда, в составе которого было и Болгарское городище. Этот музей очень посещаем туристами.

«Когда в 2010 году Минтимер Шарипович пригласил меня на должность исполнительного директора фонда, ключевыми были его слова: «Я всю жизнь честно работал и для меня очень важно, чтобы свою репутацию ответственного руководителя я сохранил» «Когда в 2010 году Минтимер Шарипович пригласил меня на должность исполнительного директора фонда, ключевыми были его слова: „Я всю жизнь честно работал, и для меня очень важно, чтобы свою репутацию ответственного руководителя я сохранил“» Фото: prav.tatarstan.ru

МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ: «ФОНД ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ БЕЗУКОРИЗНЕННО!»

— На сайте фонда «Возрождение» не могу найти отчета о поступлении и расходовании средств фонда с момента его создания и по сей день. А есть ли вообще подобные ежегодные отчеты в публичном поле? (Антихайп, Рустем Идрисов)

— Во-первых, мы очень четко выполняем все свои законодательные обязательства. Отчет о своей финансовой деятельности представляем в налоговый орган. Нас ежегодно проверяет аудиторская организация, и аудиторские заключения, согласно требованиям законодательства, предоставляются в статистический орган. Во-вторых, на ежегодном заседании попечительского совета фонда с участием СМИ мы подробно отчитываемся о своей финансовой деятельности. Кроме того, в 2012 году нас проверила Счетная палата РФ, после чего на заседании коллегии Счетной палаты нашему фонду было вручено благодарственное письмо за эффективную работу. Как мне сказали сами сотрудники палаты, это уникальный случай.

Мы выполняем и пункт 3.2 статьи 32 ФЗ-7 от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», который гласит: «Некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети интернет или представлять СМИ для опубликования отчеты о своей деятельности». Ежегодно наш отчет о расходовании денежных средств размещается на официальном сайте нашего фонда. Поэтому те, у кого возникают вопросы, пусть внимательно смотрят, анализируют, а если что-то непонятно, пусть звонят нам — мы дадим разъяснения.

Когда в 2010 году Минтимер Шарипович пригласил меня на должность исполнительного директора фонда, ключевыми были его слова: «Я всю жизнь честно работал, и для меня очень важно, чтобы свою репутацию ответственного руководителя я сохранил. Фонд должен работать безукоризненно!» Поэтому была выбрана схема, по которой фонд работает через соответствующие государственные структуры, координируя их усилия. На мой взгляд, эту задачу мы выполняем.   


— Сколько человек работают в аппарате фонда «Возрождение»?

— Исполнительный директор, главный бухгалтер, юрист, по одному специалисту на Болгар и Свияжск, один специалист по связи с ЮНЕСКО и секретарь.

— Шесть человек. Как можно решать глобальные задачи таким небольшим количеством?

— Это возможно только благодаря гению Минтимера Шариповича! Посмотрите, какую схему он сразу же предложил для работы фонда, исходя из источников финансирования. Заказчиком по строительству объектов у нас являются государственное бюджетное учреждение «Главное инвестиционно-строительное управление РТ» и министерство культуры РТ. Проектирует все объекты ГКУ «Татинвестгражданпроект», имеющее большой опыт и прекрасных специалистов. Что немаловажно, проектирование ряда объектов институт выполнил безвозмездно. На объектах Болгара и Свияжска работают организации, имеющие необходимый опыт и квалификацию.

— Деньги из бюджетов в фонд поступают ритмично, без задержек?

— Некоторым может показаться, что раз выделено 400 миллионов рублей, они в январе нам поступают. Это совсем не так! Мы получаем деньги только по факту выполненных работ.

— А как же финансировать текущие работы?

— Утверждается проект, сметы расходов по бюджетным расценкам (независимо от того, из каких источников финансируется объект), определяется график выполнения работ. Далее по факту выполненных работ документы передаются в органы казначейства на проверку. И по результатам проверки средства направляются подрядной организации.

— Объекты необычные, сложные, а вы финансируете по бюджетному варианту... Подрядчики не стонут? 

— Стонут. Но все-таки на таких объектах подрядчики работают с душой, они у нас все замечательные, а главное — ответственные. Наверное, это и непросто, но система работает. Главная задача фонда «Возрождение» — координирующая. Мы координируем усилия абсолютно всех заинтересованных сторон.

Минтимер Шарипович, понимая значение наследия в Болгарах и Свияжске, с самого начала поставил задачу включения объектов в список ЮНЕСКО «Минтимер Шарипович, понимая значение наследия в Болгаре и Свияжске, с самого начала поставил задачу включения объектов в список ЮНЕСКО» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

САМОЙ СТАРШЕЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНИЦЕ БЫЛО 103 ГОДА, САМОЙ МЛАДШЕЙ — ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ

— Два больших источника поступления средств в фонд — это федеральный и республиканский бюджеты. А какие еще источники есть?

— Это инвесторы (благотворители) на крупные объекты. И просто благотворители. В первый год, когда мы только взялись за эту тему, благотворители откликнулись — и целые трудовые коллективы перечисляли заработную плату одного дня, и компании брали шефство над объектом. Например, Братский корпус мужского монастыря в Свияжске. Здание, простоявшее долгое время без крыши, находилось в таком плохом состоянии, что легче было его снести и построить новый, чем восстановить. Но Минтимер Шарипович, понимая значение наследия в Болгаре и Свияжске, с самого начала поставил задачу включения объектов в список ЮНЕСКО. Исходя из этого, мы понимали, что разрушение братского корпуса и воссоздание на его месте нового здания будет неправомерным. Поэтому мы реставрировали сохранившееся здание и воссоздавали недостающие фрагменты. В этом деле огромную материальную помощь оказал КАМАЗ и его гендиректор Сергей Когогин, который родился в Зеленодольском районе (именно в этом районе расположен Свияжск). И в итоге получился уникальный результат. Приведу пример и по Болгару: Сетевая компания и Акибанк обратились к нам с инициативой, что на месте принятия ислама должен быть особый Коран и для его размещения должно быть необычное помещение в виде особого знака. И памятный знак в честь принятия ислама, и самый большой в мире печатный Коран созданы по инициативе и на средства этих организаций.

Благотворительные поступления в фонд — дело добровольное. Мы с благодарностью принимаем абсолютно все пожертвования, независимо от их размера. Новым всплеском для добровольных поступлений был период, когда президент РТ подписал указ о строительстве Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери.

Болгарская исламская академия Болгарская исламская академия Фото: shaimiev.tatarstan.ru

— Можно привести какие-то особенные примеры благотворителей?

— Самая старшая благотворительница в наш фонд — 103-летняя жительница Спасского района Бибивасима Садыковна Хайрутдинова, которая откликнулась в 2010 году, в первый же год работы фонда. Когда к ней пришла почтальон с пенсией, она попросила часть денег перевести в фонд «Возрождение». Бибивасима апа так сказала: «Я всю жизнь ходила к Малому минарету, для меня это было важно. Сейчас, в силу своего здоровья, уже не могу там молиться, но знаю, что его будут реставрировать. Пусть мои деньги там тоже будут. Пусть мои внуки и правнуки тоже туда идут и пусть знают, что их бабушка имела к этому какое-то отношение и по жизни, и сейчас». К сожалению, Бибивасимы Садыковны уже нет в живых, но ее пример показателен.

Есть примеры, когда от имени только что родившихся детей делали взносы в фонд «Возрождение». А родилась эта традиция так: одна молодая бабушка, радуясь рождению первой внучки, сделала взнос в наш фонд от имени только что родившейся девочки. Об этом узнал Минтимер Шарипович и рассказал на одном из совещаний. И этому примеру теперь следуют другие жители нашей республики. К примеру, у гендиректора POZIS Радика Шавкятовича Хасанова после этого четыре внука родились, и все стали благотворителями в первый же год своей жизни. Дети входят в эту жизнь с добрым поступком, пусть это и сделано руками бабушек-дедушек или родителей. Конечно же, им потом об этом расскажут и покажут. Уверена, что они будут гордиться своей сопричастностью к истории нашей страны.

Всем, кто жертвует свои средства в фонд «Возрождение», хочу выразить слова благодарности и искренней признательности за поддержку, доброту и щедрость. Вы подаете добрый пример и вдохновляете на благое дело других. Ваш пример пробуждает в людях самые прекрасные качества и учит испытывать радость от участия в добрых делах, потому что они творятся от души — для души.

— Вам не кажется, что фонд «Возрождение» мало рекламируется? С другой стороны, может ли такой фонд агрессивно рекламироваться?

— Многие фонды рекламируются, обращаются за помощью — это мировая практика. Но мы сразу осознанно отказались от излишней рекламы. Мы не хотим, чтобы были какие-то перегибы.

— Но такие случаи все-таки есть, о чем пишут наши читатели: «Странно было видеть среди „благотворителей“ бюджетные организации, например филиалы пенсионного фонда в разных районах республики» (Зиганшин Н.И.); «В фонд „Возрождение“ принуждали бюджетников (в частности, учителей) перечислять деньги. Добровольно-принудительная благотворительность?» (Николай Игнатьев)

— Мы понимаем, что руководитель любой организации может обратиться к своим сотрудникам, и коллектив, как правило, принимает решение о перечислении в фонд однодневного заработка. Мы также понимаем, что среди этих людей могут быть те, которые это сделали только в силу того, что им сказали «надо», а вот душевный порыв от того, что он сделал доброе дело, может быть, появился не у каждого. И мы не хотим, чтобы так было.

«Вообще к вопросам, особенно которые связаны с финансированием, Минтимер Шарипович относится очень требовательно» «Вообще к вопросам, особенно которые связаны с финансированием, Минтимер Шарипович относится очень требовательно» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

В вопросе пожертвований прежде всего сказывается принципиальность Минтимера Шариповича. Вообще, к вопросам, особенно которые связаны с финансированием, он относится очень требовательно: чтобы эти средства были направлены строго по назначению и пожертвования совершались без какого-либо нажима на население. Он всегда говорит: «Средства на благотворительность всегда должны идти от души и для души этого человека». Поэтому мы не рекламируем фонд «Возрождение», не призываем в него жертвовать. Больше скажу: иногда к нам поступают обращения граждан о том, что их средства были перечислены в фонд ошибочно, и мы при предоставлении документа, подтверждающего платеж, незамедлительно возвращаем средства заявителю.

Расскажу еще об одной нестандартной форме работы. На начальном этапе на фонд вышел Рифкат Нургалиевич Минниханов, в то время возглавлявший ГИБДД по РТ, и предложил сдачу от штрафов, которую люди не забирают, перечислять в фонд «Возрождение». Это совсем небольшие деньги — 5–10 рублей с человека. Но почему бы и нет? И мы с программистами разработали такую схему, которая и сейчас работает. Мы предлагаем несколько вариантов, куда человек хочет направить свою сдачу: фонд «Возрождение», фонд «Ак Барс Созидание», еще несколько благотворительных фондов, а также «получить наличными». Фонд до сих пор имеет такие поступления. Но только с согласия самого человека.


Как частному лицу можно пожертвовать на строительство собора Казанской иконы Божией Матери и на другие объекты, курируемые фондом «Возрождение»? (Ирина Антонова)

— Это можно сделать в любом отделении любого банка. На сайте фонда «Возрождение» есть все реквизиты.

— А через интернет, например через портал госуслуг, это можно сделать?

— Да, тоже можно. Я всех приглашаю обязательно посетить Болгар и Свияжск, чтобы своими глазами увидеть, что сделано там за последние годы.

«Не забывайте, что у нас еще есть Собор Казанской иконы Божьей Матери, работы на котором мы 2018-ым годом не завершим, поэтому, конечно, фонд продолжит свою работу» «Не забывайте, что у нас еще есть собор Казанской иконы Божией Матери, работы на котором мы 2018 годом не завершим, поэтому, конечно, фонд продолжит свою работу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СПЕЦИАЛИСТЫ КФУ ПРЕДЛОЖИЛИ ТЕМУ ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

— Когда завершится бюджетное финансирование, разве фонд «Возрождение» прекратит свое существование?

— Мы об этом не говорим, потому что еще есть огромный объем работы, который нужно выполнить. Но фонд создавался для того, чтобы возродить культурное наследие Болгара и Свияжска. Мы эту задачу практически выполнили. Нам есть что представить населению как результат работы фонда «Возрождение»! Не забывайте, что у нас еще есть собор Казанской иконы Божией Матери, работы на котором мы 2018 годом не завершим, поэтому, конечно, фонд продолжит свою работу. Кроме того, решение этого вопроса не в полномочиях исполнительного директора фонда. У нас есть председатель попечительского совета — Минтимер Шарипович Шаймиев, есть президент республики — Рустам Нургалиевич Минниханов.

— Возрождение объектов культурного наследия будет распространяться только на Болгар и Свияжск или будет расширение на другие, я бы сказал, что даже более значимые, объекты по типу городище Биляр? (Ильдар)

— Вопросы и про Биляр, и про Шелковый путь звучат достаточно часто, но мы пока эти вопросы не рассматриваем. У нас же есть попечительский совет. Помимо того, что мы работаем по документам, принятым министерством культуры и правительством РФ, Госдумой и аналогичными госорганами Татарстана, для нас очень важен наш попечительский совет. Именно он определяет основные направления работы, окончательно утверждает все программы и ежегодный отчет исполнительного директора фонда. На заседании попечительского совета будущее нашего фонда пока не рассматривалось — надо достойно решить то, что еще не сделано! Подчеркну, говорить об этом сейчас по меньшей мере несвоевременно. Главное — выполнить свою работу честно, достойно, основательно, чтобы выполненная работа принесла удовлетворение и жителям республики, и тем, кто занимался этой работой. Тем более что и Болгар, и Свияжск нам удалось внести в список ЮНЕСКО.

К пятилетию фонда мы издали книгу, в которой по каждому воссозданному и отреставрированному объекту дали разворот: было в 2010 году, стало через пять лет. И становится понятно, насколько колоссальная работа проведена. Мы эту книгу опубликуем на сайте фонда «Возрождение» и продолжим фотолетопись за последующие годы.

— Про Биляр хочу все-таки уточнить. Если бы была возможность, у фонда было бы желание заняться этим объектом?

— Такое желание было, оно даже рассматривалось нами, но не в контексте Болгара и Свияжска. Дело в том, что на сегодня у нас сформирована работоспособная команда специалистов, которая знает все принципы, подходы, правила по воссозданию культурного наследия. В России нет равных нашим специалистам! Это прежде всего Рамиль Валеев, Айрат Ситдиков, Рамиль Хайрутдинов, Фарида Забирова, Светлана Персова, Ирина Кузьмина. Сегодня многие регионы обращаются к нам за опытом, хотят заключить договора с нашими учеными из КФУ и Казанского архитектурно-строительного университета. Не хотелось бы эту команду терять! Этим обеспокоен и Минтимер Шарипович. Поэтому обсуждается возможность реализации абсолютно нового проекта.

Специалисты КФУ предложили тему Шелкового пути. Коридоры этого пути проходят практически через 53 региона страны, включая и Татарстан. К примеру, «Ногайский коридор» затрагивает и Казань, и Болгар, и Свияжск. Поскольку эти объекты уже вошли в список ЮНЕСКО, то они значительно поддерживают значимость этого коридора. Но здесь же и Биляр, и Елабуга, Арский район. Вообще, этот коридор очень интересен. Мы предложили министерству культуры РФ рассмотреть наш научный потенциал с точки зрения создания новой российской программы по принципу Болгара и Свияжска, но связанного с Шелковым путем. Эта программа могла бы носить общероссийский характер. В случае принятия такой программы мы могли бы рассматривать и Биляр, и целый ряд других историко-культурных памятников. Но это предложение пока не нашло поддержки в министерстве культуры РФ. Найдет или нет, каковы дальнейшие перспективы — мы сказать, к сожалению, не можем. Я не исключаю, что Биляр когда-нибудь может стать объектом республиканской программы, но это не в ближайшие три-пять лет, потому что этот уникальный памятник требует детальных проектных, изыскательских работ, и, конечно, финансирования.

Окончание следует

Ларионова Татьяна Петровна родилась 2 июля 1955 года в Казани. Окончила Казанский государственный университет по специальности «русский язык и литература», Казанский государственный медицинский институт по специальности «социальный работник». Кандидат социологических наук.

1972–1983 — старшая пионервожатая казанской средней школы №82, организатор внеклассной и внешкольной работы. 
1983–1991 — инструктор, заместитель заведующего, заведующая отделом пропаганды и агитации, второй секретарь Приволжского райкома партии Казани. 
1991–2001 — заведующая отделом изучения и реализации проблем молодежи и социальной защиты, начальник отдела социальной защиты малоимущих слоев населения, начальник управления социальной защиты населения в администрации Казани.
2001–2006 — начальник управления социальной защиты министерства социальной защиты РТ в Казани.
2006–2010 — государственный советник при президенте РТ по социальным вопросам.
2010–2014 — помощник президента РТ по социальным вопросам.
С марта 2010 — исполнительный директор некоммерческой организации «Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ». 
С октября 2014 — депутат Государственного Совета РТ пятого созыва, заместитель председателя Госсовета РТ, руководитель объединения женщин-депутатов «Мәрхәмәт Милосердие».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (132) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.02.2018 08:23

Да может хватит уже? Эти деньги можно пустить на лечение больных детей, иначе смс-ками собираем и бабулькам, которые стоят на рынке, стараясь что то продать. Вчера купил пять штук чеснока на разъезде Восстания за 100рублей только из жалости к старенькой женщине, которая в такую метель стояла и торговала.

  • ПанАлекс
    7.02.2018 08:17

    Бюджетники напряглись в ожидании очередного "добровольно-принудительного" взноса дневной з/п в Фонд. Интересно, а сама Ларионова жертвует из своей з/п и доходов? А Шаймиев из своей 300 тыс. пенсии?

    • Анонимно
      7.02.2018 09:04

      Булгар это чувашская история
      Татарская история это золотая орда

      • Анонимно
        7.02.2018 10:15

        Чувашская история - это язычество и христианство. Руки прочь от мусульманской Булгарии!

        • Анонимно
          7.02.2018 11:02

          Все мечети времен золотой орды
          Не раньше
          Булгария не была мусульманской
          Ислам приняли в Золотой Орде, при хане Узбеке
          Изучайте историю

          • Анонимно
            7.02.2018 13:47

            Во всяком случае, современный ислам у татар - это, в основном, наследие З.Орды.

          • Анонимно
            7.02.2018 20:20

            В данном
            случае историю написали победители. Исторический факт таков, что в 922 году именно в Болгаре произошло принятие ислама тюркоязычными булгарами и их близкими родичами -
            кипчаками. Язык булгар того периода
            - ярко выраженного
            кипчакского типа. Язык чувашей - потомок более древнего тюркского архаичного языка, восходящего к хунну. Вот почему в чувашском имеется огромный пласт монголизмов , отсутствующих в других тюркских языках. Мэнге Тау

            • Анонимно
              7.02.2018 20:44

              Мэнге Тау а при чем тут татары?

              • Анонимно
                7.02.2018 21:53

                Булгары предки татар

                • Анонимно
                  7.02.2018 22:11

                  Татары были раньше булгар
                  Какие еще предки?
                  А кто тогда завоевал и разрушил Булгарию?

                  • М.К.
                    8.02.2018 01:48

                    А в чем вопрос?
                    Вот французы завоевали саксов - и те и другие стали англичанами.
                    Испанцы завоевали ацтеков - и те и другие стали мексиканцами.
                    Франки завоевали римлян - и те и другие стали французами

                  • Анонимно
                    8.02.2018 04:59

                    Вы что уж какие вопросы задаёте. Булгары предки татар. Татарами изначально обобщенно называли все воинственные кочующие народы. Во время монгольского нашествия Волжская Булгария была разрушена. Булгары частично ушли, бОльшая оставшаяся часть булгар позже сформировала новое государство (Казанское ханство). Татарами же булгар стали называть после распада Золотой Орды. Вернее, татарами продолжали обобщенно называть многие народы бывшей территории Орды, но другие народы (казахи, киргизы и др.) вернули свое прежнее название, а булгары - не смогли в силу ряда причин. Поэтому предки татар булгары (которые конечно смешивались и с другими народами как естественный путь формирования любой нации).

                    • Анонимно
                      8.02.2018 08:23

                      А почему тогда чуваши говорят на булгарском а татары на кипчакском?

                      • Анонимно
                        8.02.2018 11:16

                        потому, что это разные народы

                        • Анонимно
                          8.02.2018 12:29

                          Булгары и татары - тюркские народы.
                          Булгары вышли из Тюркского каганата в 7 веке, половцы-кипчаки - 10 веке, татары - 13 веке.
                          Название этноса - по последнему компоненту, язык - половецкий.

                  • Анонимно
                    8.02.2018 12:04

                    После завоевания и создания З.Орды этноним татар с 13 века распространился на другие тюркские народы: булгар, половцев-кипчаков и др.

                    • Анонимно
                      8.02.2018 12:51

                      В 13 веке уже не было В.Б
                      Мы совсем историю не знаете?))))

                      • Анонимно
                        8.02.2018 14:44

                        Да нет, как раз знаем мы историю, и факт разрушения В.Булгарии в 13в никак не опровергает факта о том, что булгары предки татар.

                  • Анонимно
                    8.02.2018 16:34

                    были тюрки. Предки и чуваш, и татар, и башкир

                • Анонимно
                  8.02.2018 12:02

                  Булгары - одни из предков казанских татар. Этого компонента нет у астраханских, сибирских, ногайских, крымских татар.

                  Надо меньше говорить о том, что разъединяет современных татар.

            • Анонимно
              8.02.2018 11:15

              Откуда татары в 922году?

        • Анонимно
          7.02.2018 11:03

          Татарская история - это язычество и мусульманство. Руки прочь от тенгринианской Булгарии!

          • Анонимно
            7.02.2018 13:48

            11.03. Достали со своим "руки прочь!". Других слов не знаете. Приведите аргументы, мысли.

        • Анонимно
          7.02.2018 13:45

          Речь не о религии, а о городище и арх. памятниках.
          Все строения в Булгарском городище принадлежат к ордынскому периоду.

          • Анонимно
            8.02.2018 05:10

            И что? Многострадальный Булгар разрушали не один раз, в период роды его после разрушения восстановили, вот и все объяснение. Булгар с 10 века фигурирует в разнообразных древних описаниях.

      • Анонимно
        7.02.2018 10:24

        История чуваш только Булгария. А история татар это история Булгарии, печенегов, половцев, татар Центральной Азии, Золотой орды!

        • Анонимно
          7.02.2018 11:05

          Спорщики)
          Читайте про зюрейскую даругу, все встанет на свои места

        • Анонимно
          7.02.2018 13:51

          Чуваши - тоже тюрки. Через булгарский компонент чуваши и татары - родственники.
          Нормальное явление среди соседних народов.

      • Анонимно
        7.02.2018 12:29

        Хватит уже реплики пустые кидать на тему чей Булгар, ученые историки в любом случае поумнее вас будут и давно разобрались уже чей он. Кому-то своих памятников не хватает или что?

      • Анонимно
        7.02.2018 13:14

        Освети,хоть одну Былину про Булгар в изложении Чувашского Эпоса.Пусто.

        • Анонимно
          7.02.2018 14:48

          Освети,хоть одну Былину про Булгар в изложении Татарского Эпоса.Пусто.

          Кул Гали писал не на булгарском а на чагатайском
          Т.е он из средней азии

          • Анонимно
            7.02.2018 22:06

            Что за бред? Кул Гали родился в Волжской Булгарии и писал на старотатарском - тюркском арабской росписью.

        • Анонимно
          7.02.2018 22:09

          Верно. Зато сказания предка татар из Булгарии Кул Гали всем известны.

          • Анонимно
            8.02.2018 08:25

            Кул Гали из Средней Азии
            К татарам отношения не имеет
            Читайте больше

            • Анонимно
              8.02.2018 14:33

              Ага, с каких это пор приставка "читайте больше" стала доказательством.

      • Анонимно
        7.02.2018 13:19

        первое упоминание чувашей относится к 1521 году

        • Анонимно
          7.02.2018 14:50

          В 1521 3 миллиона с Марса спустились?
          Они тут всегда и были
          Только звались булгарами

          • Анонимно
            7.02.2018 15:00

            Кто же вас просил чувашами назваться - марсиане? Остались бы и дальше булгарами. И что обозначает слово"чуваши" ?

            • Анонимно
              7.02.2018 15:19

              Этническая группа булгар назывались суазами, от которых пошли чуваши.

            • Анонимно
              7.02.2018 19:26

              Такто татары паралельнл с булгарами упоминаютя
              Значит были татары отдельно и булгары отдельно

              • Анонимно
                7.02.2018 20:28

                В арабских летописях про Булгарию, сувары , вместе с булгарами упоминаются. То есть были отдельно сувары, и отдельно булгары. Про чуваш там вообще ни слова.

                • Анонимно
                  7.02.2018 20:51

                  Про татар тоже)))

                  Почему то чуваши говорят на булгарском а татары на кипчакском

                  • Анонимно
                    7.02.2018 22:18

                    Потому что
                    татарами современных татар стали позже после Орды называть, а до этого предки татар везде упоминаются как булгары. Стыдно уже такие вопросы задавать.

                    • Анонимно
                      8.02.2018 08:26

                      Потому что
                      татарами современных татар стали позже после Орды называть, а до этого предки татар везде упоминаются как булгары. Стыдно уже такие вопросы задавать.

                      По моему вы совсем запутались)))))

                      • Анонимно
                        8.02.2018 16:27

                        Напротив, все логично объяснил, в нескольких комментариях выше.

                    • Анонимно
                      8.02.2018 12:40

                      Читайте Постановление ЦК ВКП(б) от 9.8.1944г. - Партия решила назвать татар булгарами. Чтобы история З.Орды исчезла.

                  • Анонимно
                    8.02.2018 11:27

                    Чуваши говорят на хазарском.

                    • Анонимно
                      8.02.2018 12:56

                      Чуваши говорят на булгарском

                      Это факт признаный всей мировой наукой

                      Татары говорят на кипчакском

                      Это аксиомы

                      От них и отталкивайтесь в своих рассуждениях

                    • Анонимно
                      8.02.2018 12:57

                      Правильно

                      Читайте про хазарский язык

                      Он предок булгарского

                      Булгарский предок чувашского

                • Анонимно
                  8.02.2018 12:36

                  Арабские записи - 10 века, а чуваши сформировались в 16 веке. Как арабы могли о них писать?

            • Анонимно
              7.02.2018 20:47

              Что значит слово татары?
              Или слово русские?

          • Анонимно
            7.02.2018 15:20

            Назывались булгарами-суазами.

        • Анонимно
          7.02.2018 14:57

          13.19. Булгары-суазы не желая принимать ислам переселились на правый берег Волги и смешавшись с древними марийцами появились на этнической карте в 16 веке как новый народ - чуваши.
          Вы правы на счёт 1521 года.

      • Анонимно
        7.02.2018 13:43

        Город Булгар - первая столица З.Орды в Поволжье.

        • Анонимно
          7.02.2018 14:51

          Построенный на месте сожженного и разграбленного Булгара-столицы Волжской Булгарии

          • Анонимно
            7.02.2018 15:21

            14.51. Столицей Булгарии был г. Биляр.

          • Анонимно
            7.02.2018 15:25

            На месте г. Булгар был торговый пункт-пристань, жечь там было нечего.
            Батый хану понравилось место и он там обосновал свою ставку назвав новый населённый пункт Булгаром по названию завоеванного государства. До этого этот торговый городок назывался по другому.

            • Анонимно
              7.02.2018 22:21

              Вы уж так откровенно свое невежество не демонстрируйте), какие-то байки перессказываете)

          • Анонимно
            8.02.2018 15:04

            Столицей Волжской Булгарии был Биляр до монгольского завоевания и разрушения, Булгар был в то время главным городом торгового значения (через него шли торговые пути). После разрушения В.Булгарии монголами Булгар был через некоторое время восстановлен и стал центром Золотой Орды и просуществовал до 15века и снова был разрушен уже окончательно (на этот раз князьями).

        • Анонимно
          7.02.2018 17:48

          Что за бред?

      • Анонимно
        8.02.2018 15:34

        Булгар это чувашская история
        Татарская история это золотая орда
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/371916
        - надо заняться восстановлением Сарай Бату (Берке) и других достопримечательностей.

    • Моисей
      7.02.2018 09:14

      А может на эти деньги Оренбургский тракт сделаем лучше?
      От Казани до Альметьевска
      Пользы больше будет
      Автобан
      Как в Европе
      Новый шелковый путь

      Как Илон Маск вперед будем смотреть
      Нет?

    • Анонимно
      7.02.2018 12:55

      И если подсчитать сколько не до получают Татарстанцы как зарплаты так и пенсий-то точно можно и назвать их тоже СПОНСОРАМИ и вписать в ФОНД ВОЗРОЖДЕНИЕ....автоматически в ИСТОРИЮ...

  • Анонимно
    7.02.2018 08:23

    Да может хватит уже? Эти деньги можно пустить на лечение больных детей, иначе смс-ками собираем и бабулькам, которые стоят на рынке, стараясь что то продать. Вчера купил пять штук чеснока на разъезде Восстания за 100рублей только из жалости к старенькой женщине, которая в такую метель стояла и торговала.

    • Анонимно
      7.02.2018 11:40

      Вот мода пошла - лучше бы туда пустили, лучше бы сюда! Доходов на все достаточно у государства. Наша страна не нищая. Это люди в ней бедные. Так выгодно нашему правительству. И все!

    • Анонимно
      7.02.2018 12:24

      На лечение больных детей полно других денег, которые можно пустить, футболисты с хоккеистами могли бы поскромнее жить к примеру, а ценные исторические объекты мирового уровня здесь ни при чем, не хлебом едины...

    • Анонимно
      7.02.2018 17:51

      Да может хватит уже ныть и быть вечно всем недовольным? При чем тут бабульки, если люди жертвуют конкретно на объект ? Это же не значит , что не надо бабулькам помогать.. Или Вы себе их в качестве бюджетных представляете каким то образом? Купили 5 штучек чеснока бабульки и теперь на весь мир об этом рассказываете как о каком то геройстве. Так просто грешно делать..

      • Анонимно
        8.02.2018 12:33

        Грех вообще воровать. Нашли тех кто оставил надпись против площади тысячелетия?

  • Анонимно
    7.02.2018 08:27

    Шелковый путь -это в основном тюрко-мусульманский путь

    Поэтому вероятно, что министерство культуры РФ не поддержит

    • Анонимно
      7.02.2018 08:42

      По территории Стана Татар шел Чайный путь, а не Шелковый. Туда везли медь и серебро, от туда чай и проч. 2000лет до н.э. уже был активно задействован. Разрушил его Чингис хан и последующие, пришедшие за ним власти. Вполне возможно, "заказан" был Чингис хану другими перевозчиками. Путь был многобюджетным.

      • Анонимно
        7.02.2018 13:53

        Основной торговой артерией З.Орды была "Великий Волжский путь".

        • Анонимно
          8.02.2018 08:04

          Вообще то.Великий Шелковый путь проходил намного южнее ,ближе в Астрахани...

    • Анонимно
      7.02.2018 09:28

      "Российский чайный путь» начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более, чем 150 городов трех стран.
      Общую линию можно прочертить от Уханя до Пекина, далее до Хух-Хото, Урги (ныне Улан-Батора), Дархана, Троицкосавска (ныне Кяхты). Кяхта некогда была главным торговым центром чайного пути, не зря его называли «Российской столицей чая». От Кяхты маршрут следовал до Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) и далее до Красноярска, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад.

      • Анонимно
        7.02.2018 11:30

        Плохо знаете историю.))) От Кяхты чайный путь никогда не шёл до Верхнеудинска (Улан-Удэ). А проходил через хребет Хамар-Дабан по так называемому Удунгинскому тракту (в 140 -150 км. южнее Улан-Удэ) с выходом в район ныне города Бабушкин (ст. Мысовая) , на берегу Байкала. Откуда переправлялся до района Иркутска.

  • Анонимно
    7.02.2018 08:28

    "То есть на два проекта 800 миллионов рублей ежегодно?"

    Здесь требуется не вопросительный знак, а восклицательный ))

    • Анонимно
      7.02.2018 09:39

      Да, пенсионеры не могут получить достойное лечение ,в больницах все платно,вручили нам корочки- Звание Ветеранов труда и радуйтесь.

    • Анонимно
      8.02.2018 20:16

      Если таиф выделит 2миллиарда и татавтодор 1 миллиард можно такие шелковые пути сделать, товары сами появятся.

  • Анонимно
    7.02.2018 08:59

    Елабуга вообще никакого отношения к Шелковому пути не имеет

    • Анонимно
      7.02.2018 09:44

      Елабуга стоит на трассе Казань - Уфа.В Казани есть улица Сибирский тракт, а в Елабуге еще сохранился участок Сибирского тракта в том виде, в каком его пыталась восстановить Екатерина. Это звенья одной цепи. Ювелирная работа, нужно заметить, камешек в камешку.

      • Анонимно
        7.02.2018 10:54

        в Елабуге не сохранился никакой участок Сибирского тракта, не врите, и Сибирский тракт вообще идет мимо города и в город не заходит, там за городом какой то фрагмент небольшой брусчатки сохранился, сделанный неизвестно кем и когда, и имеет ли он отношение к Сибирскому тракту еще большой вопрос. Не надо выдавать желаемое за действительное

        • Анонимно
          7.02.2018 11:21

          Зюрейская даруга там проходила

          • Анонимно
            8.02.2018 07:32

            Видимо, это северный отрезок "Русского чайного пути".

        • Анонимно
          7.02.2018 11:31

          за городом фрагмент дороги из бута 1970-х гг, за Елабугой.

          • Анонимно
            8.02.2018 07:40

            Этот участок упирается прямо в отель Хаят, что характерно)) т.е отель построили у обочины Русского чайного пути. Все логично.

        • Анонимно
          7.02.2018 13:17

          "На плане представлен участок дороги от села Лекарево в сторону Елабуги, и эта дорога изображена значительно шире, чем дороги местного значения. Подчеркнуто, что дорога была большая, а значит, по значению имела определенную важность и, безусловно, являлась почтовой дорогой. Данный план пока что является самым старым документом, по которому можно предположить, что почтовые дороги, ведущие в Елабугу, были в 18 веке и потому имеют полное право называться «екатерининскими».
          Почтовые дороги на пустом месте, как известно, не возводятся.

        • Анонимно
          8.02.2018 07:37

          Не надо, не выдавайте. Елабуга была логистическим центром: соль, зерно. Дороги там были не только наземные, еще и речные. Много чего стерто было за годы суверенитета.

  • Анонимно
    7.02.2018 09:35

    новоделы в Болгаре - это беда!

    • Анонимно
      8.02.2018 06:47

      Вот именно. Я был поражен, когда увидел, что башню сююмбики оказывается заштукатурили и нарисовали кирпичики. Кому мешала старая кладка? Вы думаете ценность кремля от этого возрасла?

  • Анонимно
    7.02.2018 09:37

    Финансы вряд ли жестко контролируются, т к на археологические раскопки деньги льются рекой, а должен быть ручеек. По фактической работе...

  • Анонимно
    7.02.2018 09:55

    Бабай сделал великое дело.Дело молодёжи продолжить начатое возрождение истории.

  • Анонимно
    7.02.2018 10:32

    Какой истории? Истории новодельного Татрстана? Вот мол какой был, а какой стал!)

    • Анонимно
      7.02.2018 13:22

      наша история - это не только Татарстан. Булгар не должен быть заброшен. Не нужно идти по пути Египта.

      • Анонимно
        7.02.2018 13:40

        Это можно сказать о любом старинном объекте на территории нашей страны.
        Помимо Булгар много достойных исторических мест.

  • Анонимно
    7.02.2018 11:07

    Возрождение Болгара это не только реставрация памятников, кстати находившихся в ужасном состоянии из-за отношения наших недавних предков, но и развитие его как тур.центра - и это все сделано! Кто был там 10 лет назад сегодня очень удивится и в лучшем смысле!

    • Анонимно
      7.02.2018 18:27

      Конечно, удивится! Столько новодела! Поэтому лучше в Булгар не ездить, чтобы не расстраиваться!

  • Анонимно
    7.02.2018 11:16

    Хватит ворчать . Памятники истории остались на месте . Но условия для туристов тоже должны быть созданы . ХХI век идет .

  • Анонимно
    7.02.2018 11:29

    Всем больным сирым и убогим не поможешь!!! К сожалению((( а вот возрождение мировой истории с великой культурой это благое дело!!! И дело каждого гражданина уважающего свою историю историю родины и предков!!! Мы не должны считать чужие деньги!!!!!

    • Анонимно
      7.02.2018 12:03

      Надо сделать чтобы больных сирых и убогих не было,или было как можно меньше.Тогда и о душе можно подумать.

  • Анонимно
    7.02.2018 11:53

    Сначала даруги - как завещал Чингиз хан - потом ямы с отелями - потом будем посмотреть.... какие специалисты есть в этой стране.

    • Анонимно
      7.02.2018 13:57

      11.53. Завещание Чингисхана выполнено - все дороги в России с ямами.

  • Анонимно
    7.02.2018 12:28

    Одно дело - в своей вотчине возрождать что-то, когда в руках неограниченный админресурс, и совсе другое дело - в других регионах, где твое слово веса, в общем-то, и не имеет от слова "совсем".

  • Анонимно
    7.02.2018 12:29

    Значимый проект! Семин тоже отошел от все прежних дел и увлекся приобретением-реставрацией исторических зданий и конечно землей под ними. Все они после реставрации будут работать как бутик-отели бизнесмена.

  • Nikolai M
    7.02.2018 12:35

    Не знаю как вы, но лично я, в Свияжске работ на 2,8 млрд рублей
    не увидел!

  • Анонимно
    7.02.2018 14:16

    Молодцы! Такие большие и важные дела делаете. Спасибо! Здоровья всем, кто это делает!

  • Анонимно
    7.02.2018 15:38

    Биляр был более значимый центр цивилизации ,по крайней мере не меньше, да и пора возрождать музеи и в других городах РТ. И люди лучше жертвовали бы на ближнии к ним исторические объекты чем на 53 скажем объекта шелкового пути до Китая.

    • Анонимно
      7.02.2018 16:43

      Зачем подсказыватьОни сейчас и Биляр будут возрождать,лишь у власти остаться.

      • Анонимно
        7.02.2018 18:39

        Биляр ни в коем случае нельзя отдавать "инвесторам". Он должен быть историческим и природным заповедником.

    • Анонимно
      7.02.2018 18:28

      НЕ трогайте Биляр! Оставьте эту жемчужину потомкам!

      • Анонимно
        8.02.2018 12:18

        И засекретить или консервировать. С нынешним мышлением там делать нечего

  • Анонимно
    7.02.2018 17:44

    Собираемые таким образом средства,направить на развитие культуры у детей,начиная с детского сада.
    Мракобесие-в топку.

  • Анонимно
    7.02.2018 18:20

    А фонд этот может на свои $ шелковый путь построить?без привлеченич бюджетных денег и финансовые ресурсы строительных компаний

  • Анонимно
    7.02.2018 18:28

    Огромное дело сделано Фондом возрождение в Болгарах последние восемь лет. Даже во время социализма когда власть запрещала посещать верующим эти места наши бабушки пешком на попутках сюда добирались и молились. То что народ поддержал идею возражения показывает их многомиллионное участие всех возрастов. Как сказал Бабай от души и для души. Я лично горжусь что это сделано в Татарстане. Не надо всегда видеть негативное не то все жизнь можно проныть. Надо научиться видеть светлое тогда и жизнь будет прекрасна.

  • Анонимно
    7.02.2018 18:32

    Вот езжу по России и вижу Кремль в Ростове Великом, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском не вошли в список ЮНЕСКО, а у нас Свияжск, Булгар и Казанский Кремль там!

    • Анонимно
      8.02.2018 12:17

      Давайте уж честно. Новодел Булгар - случайно. История и достойна Юнеско и Кремль . Без бахвальства. Уже противно

  • Анонимно
    7.02.2018 19:19

    18:32
    Это говорит о лоббистских способностях МШШ, и только.
    Дух времени, благоговение не зависят от включения в списки.

    • Анонимно
      7.02.2018 20:33

      А давайте вы не будете судить о "духе времени и благоговении " исходя только из своих ощущений. Что мешало губернаторам областей позаботится о включении их соборов и Кремля в список ЮНЕСКО?

      • Анонимно
        7.02.2018 20:56

        20:33
        Вы не поняли.
        Святость места не определяется его включением в список или невключением.
        О "духе святости и благоговении"—только исходя из своих ощущений, нравственного закона, который внутри каждого.

        А уж губернаторы, главы, да, пусть суетятся!

  • Анонимно
    7.02.2018 20:00

    Хорошо что есть такая возможность, ведь я Болгар и Свияжск хорошо сделали

  • Анонимно
    7.02.2018 20:06

    Была в г.Болгар на экскурсии, очень красиво. Молодцы.

    • Анонимно
      8.02.2018 07:12

      Да можно было и поближе к Казани построить и назвать Болгаром. Далеко ехать.

  • Анонимно
    7.02.2018 22:10

    Спасибо Фонду за восстановление наших святынь . Теперь уж точно они для потомков сохранятся .

  • Анонимно
    8.02.2018 12:01

    На собираемые народные деньги должна быть отчетность. Купцы много строили, лишнюю копейку не тратили. Утверждали на Попечительских советах и сметы и их выполнение. А главное что важнее для города и людей школа , водопровод, приют или больница. Устанавливали первоочередность

  • Анонимно
    8.02.2018 20:09

    Что стало с Шамовской больницей, гостиница, как люди жить там будут, за все годы существования сколько там людей умерло в палатах? Там такая аура, не дай бог.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль