Культура 
24.02.2018

Рашид Калимуллин: «Помимо «Смерти Сталина», на совете мы смотрели «Матильду»...»

Председатель союза композиторов РТ о своем юбилейном концерте, первом менеджерском опыте и якутской премьере

Сегодня на сцене ГБКЗ им. Сайдашева в сопровождении Государственного симфонического оркестра РТ состоится юбилейный концерт композитора Рашида Калимуллина, на котором обещают разнообразие жанров — от жгучего танго до симфонических сказок. Накануне этого события он дал интервью «БИЗНЕС Online», в котором рассказал об изменениях в союзах композиторов РТ и РФ, своем первом менеджерском опыте и отношении к «Смерти Сталина».

Рашид Калимуллин Рашид Калимуллин: «Смерть Сталина» было тяжело смотреть. После дискуссии мы еще долго разговаривали, и я предложил Никите Михалкову снять реальную историю об этом событии» Фото: Ирина Ерохина

«КОМПОЗИТОР ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПИСАТЬ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ»

— Рашид Фагимович, 24 февраля на сцене ГБКЗ имени Сайдашева ваш юбилейный концерт завершит III фестиваль татарской академической музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Как шла подготовка к нему, как составлялась программа? По какому принципу отбирались произведения?

— Мое 60-летие было в прошлом году, и я как председатель союза композиторов Татарстана решил уделить внимание не себе, а сосредоточиться на других юбилярах. К примеру, состоялось 80-летие Рината Еникеева и Леонида  Любовского, 50-летие Ильхама Байтиряка. Я решил зажать свой юбилейный концерт. Тем более что было много работы в Москве. И вдруг неожиданно, в конце прошлого года я узнал, что Государственный  симфонический оркестр РТ под руководством Александра Сладковского хочет включить в программу фестиваля «Мирас» мой юбилейный вечер. Эту инициативу поддержало и министерство культуры РТ. Для меня это стало настоящим подарком. И, конечно, я постарался, чтобы программа была насыщенной и интересной. В этот вечер прозвучат новые сочинения, которые я написал в Москве: Увертюра для симфонического оркестра, «Татарская сюита», «Симфонические сказки», «Симфонические танцы», «Симфонические фрески» и два концерта: для фортепиано с оркестром (солист — лауреат конкурса им. Чайковского Федор Амиров) и для скрипки с оркестром (премьера, солист — молодой, но уже выдающийся скрипач, лауреат Первой премии конкурса им. Чайковского Гайк Казазян, в Татарстане с ним сотрудничает ГСО РТ и наш оперный театр). Все это написано доступным музыкальным языком, понятным для широкого слушателя. Я считаю, что композитор должен уметь писать музыку в разных жанрах и направлениях.


«ТАКОЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ, КОГДА МЕСТНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ СОЧИНЯЮТ МУЗЫКУ, КОТОРУЮ НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ»

— А что происходит в союзе композиторов Татарстана?

— Он сегодня является одной из ведущих региональных организаций в России. За последнее время у нас появилось ряд талантливых композиторов. Это и Эльмир Низамов, и Елена Анисимова, недавно в союз мы приняли Алсу Сунгатуллину, Лейсан Абдуллину, Ильяса Камала и Ильдара Камалова. Ильхам Байтиряк и Ринат Хакимов показали новые интересные симфонические произведения. При поддержке министерства культуры и правительства РТ появилось 6 компакт-дисков с новыми записями татарских композиторов-современников. Мы проводим множество творческих встреч, выезжаем в районы Татарстана, встречаемся с детьми в музыкальных школах. В общем, делаем праздники музыки и культуры.

Сейчас мы работаем над новым проектом — подготовкой и изданием учебно-методической литературы для воспитателей и музыкальных работников дошкольных образовательных учреждений. Мы хотим разработать целый комплекс пособий для обучения детей музыке с самого раннего возраста на материале произведений татарских композиторов. Надеюсь, нас поддержит правительство и министерство культуры РТ. С Фаридом Мухаметшиным мы уже разговаривали на эту тему, он нас поддержал.

— Осенью на сцене Якутского театра оперы и балета имени Сивцева состоялась премьера балета «Дети Белого Солнца», музыку к которому написали вы. Расскажите об этом любопытном опыте в вашей карьере.

— Директор национального театра танца имени Зверева – Кыыл Уола Алексеев Александр Иванович приезжал в Москву, мы общались, и он предложил поработать над новым увлекательным проектом. Когда я узнал, что ставить его будет известный балетмейстер Георгий Ковтун, я согласился. До этого мне приходилось с ним работать в нашем театре оперы и балета, он настоящий мастер и профессионал своего дела. Тем более что в Якутии работала питерская постановочная команда, включая художника по костюмам. Перед тем как сочинять, я искал традиционную якутскую музыку, и для меня это было интересно. Они тоже тюрки и вобрали в себя образцы культуры других близлежащих народов. Насколько я знаю, спектакль «Дети Белого солнца» произвел фурор среди зрителей и его назвали лучшим спектаклем Якутии прошедшего 2017 года. Теперь театр планирует вывозить этот спектакль на зарубежные гастроли и фестивали. Якуты вообще молодцы, что поднимают все национальное: традиции тюрков, танцы, музыку, они сумели сохранить и развить тюркские инструменты (там даже есть мастера по древним музыкальным инструментам). В Татарстане с этим дело обстоит куда хуже.


«В СТУДЕНЧЕСТВЕ Я НЕ ЧУРАЛСЯ НИКАКОЙ РАБОТЫ»

— Вы являетесь членом общественного совета министерства культуры России и были в числе тех экспертов, кто был на закрытом показе фильма «Смерть Сталина». В социальных сетях тут же вас стали обвинять, что вы подписали некую петицию о запрете этой картины в прокате...

— Да, мне приходится по долгу службы присутствовать на закрытых просмотрах фильмов, которые могут вызвать определенный резонанс. К примеру, помимо «Смерти Сталина», на совете мы смотрели «Матильду»... Мне интересно: все те, кто обвиняет меня в «Фейсбуке» во всех смертных грехах, в каком обществе они  хотят жить и под кого мы должны подстроиться? Или мы не должны иметь своего мнения? Я могу иметь свое мнение как член общественного совета. Там собираются множество известных людей, возникают бурные дискуссии.

Только тогда, когда просматриваешь такие фильмы, начинаешь осознавать свою ответственность перед страной и обществом. Обычно обвиняют те, кто не несет такой ответственности и довольно легкомысленно относятся к слову «демократия».

Наша основная проблема в том, что многие не знают, что происходило на самом деле и как развивалось то или иное событие. Есть архивы, их нужно изучить и сделать документальный или художественный фильм, основанный на правде. Насчет того, что многие говорят, что события, показанные в фильме «Смерть Сталина» — это просто ирония, могу сказать, что кто-то ее понимает, а кто-то воспринимает всерьез. Перед советом не стояла задача запретить. У нас сегодня нет той цензуры, которая была в Советском Союзе. Но, с другой стороны, картину было тяжело смотреть. После дискуссии мы еще долго разговаривали, и я предложил Никите Михалкову снять реальную историю об этом событии.

Мы знаем, кто нам мешает строить нормальное общество. Может, быть кому-то не нравятся успехи нашей страны, не нравится, что мы не хотим быть слугами другого государства. Мы имеем свое лицо, свою национальную идентичность, в том числе и промахи бывают. Мы никому не диктуем свои правила. Это сводится не к тому, поднял я руку или нет. Просто я защищаю будущее нашей страны.

— Ну и последний вопрос. Судя по вашей работе в союзах композиторов Татарстана и России, вы хороший организатор. Как вы получили свой первый опыт?

— Я вообще не чурался никакой работы, даже будучи студентом. Это было в начале 80-х, тогда мы и сторожами, и дворниками работали, и вагоны разгружали на Круглом поле. Я работал в легендарном магазине «Миру мир» «ночным директором». Это так должность называлась, а, по сути, был охранником-грузчиком. Всю ночь привозили товар — молоко, кефир. Это сейчас они в пакетах, а тогда молочные продукты разливали в бутылки и сортировали по тяжеленным ящикам. А складское помещение было маленькое, приходилось штабелями весь этот груз наверх поднимать. Адская работа.

Однажды так случилось, что, обучаясь на втором курсе консерватории, я остался без какой-либо работы, а в то время у меня уже были маленькие дети, Казань я знал плохо и как-то, проходя мимо 128-й школы, подумал, почему бы мне не устроиться туда. Оделся понаряднее, галстук натянул, прихожу к директору и говорю: «Я у вас буду работать». Он, конечно, оторопел от моей наглости и сказал, что в школе нет никаких вакансий. Я ответил, что ничего страшного, мне не надо вакансии, и предложил преподавать уроки ритмики, для этого родители детей должны были сдавать по рублю в месяц (получалось 120 рублей каждый месяц —  неплохая зарплата для того времени). Получив согласие, я побежал в институт культуры и нашел студентку, которая согласилась вместе со мной работать в школе. Мы вели уроки ритмики, она была хореографом, я — аккомпаниатором. Так несколько лет мы работали бок о бок и вели уроки с 1-го по 3-й класс. Работа была очень интересной, уроки нравились и детям, и родителям. Именно это я и считаю началом своей организаторской работы. Интересно, что после того как прошло много лет и я стал известным, директор школы пригласила меня на юбилей этой школы, и мы с юмором и теплотой вспоминали эту историю.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.02.2018 10:22

    Простите ипташ, но одно дело иметь свое мнение при просмотре фильма, но другое дело запрещать его смотреть другим. Это мы проходили. Видимо, совки так и не исчезли из нашей жизни, наоборот, они заматерели, стали чувствовать себя верховными правителями этой земли, разбогатели и опять потянуло на старое - не пущать, запрещать и т.д.

    Б.

    • Анонимно
      25.02.2018 19:28

      Сейчас когда слушаешь наших деятелей искусства с их постоянными претензиями, что в СССР запрещали им создавать как хочется и все контролировали, то просто хочется задать один вопрос: при контроле и цензуре "совками" были созданы мировые шедевры, которые знал и смотрел весь мир. Сейчас вас никто не контролирует и что вы создали??!! Одну только мракобесию на Россию для иностранных фестивалей, где им бросят как кость какой-нибудь приз по договоренности и больше эти фильмы нигде и не смотрят. Вот вам и совки, ответ ясен, боролись за воспитание и чистый разум своих граждан как и все страны и правильно делали. Давайте ради интереса понаблюдаем- на каких международных фестивалях дадут призы последним российским фильмам, которые нашим обществом сейчас признаны патриотическими, начиная с Салют-7 и другими. Думаю, что мы их за границей и не увидим даже.

      • Анонимно
        25.02.2018 20:50

        Может назовете несколько мировых шедевров, которые смотрел весь мир. Интересно все таки.

        • Анонимно
          26.02.2018 18:26

          Ответ простой. Если вы не знаете достижения советской культуры - называть не имеет смысла, это просто ваша беда. Могу только посоветовать читать Википедию на эту тему.

  • Анонимно
    24.02.2018 13:13

    Рашид Калимуллин - молодец! Он долгие годы руководит Союзом композиторов. И в том, что наши композиторы не ушли совсем на дно, как, увы, случилось с писателями, есть и его заслуга. И старинное здание он сумел сохранить, не раз выбивал деньги на его реставрацию.

  • Анонимно
    24.02.2018 13:19

    Мурат Сиразин!
    Я тоже помню как в актовом зале Молодежного центра в 70 годы проходили просмотры фильмов идеологически неверных и я тогда на первом курсе КИСИ был идеологом в комитете комсомола и нас приглашали на просмотр запрещенных фильмов из Обкома КПСС! И мы смотрели тогда фильм Сокурова на 50% с элементами эротики и неприкрытого секса! Помню когда выходил из зала и смотрел на сидения ,где сидели известные партократки понимал что им очень очень фильм понравился,но народу его не показали почему то!

  • Анонимно
    24.02.2018 15:38

    Надо просто понять, что Россия - это не страна третьего мира и не помойка для разных "культурных отбросов" которым является фильм "Смерть Сталина". Это не искусство, это просто какое-то мерзкое, оскорбительное и извращенное изображение на экране нашей эпохи, которая спасла мир от фашизма и сделала СССР мощной державой, одной способной противостоять очередной на мировой арене фашисткой стране- США. Он бесятся, что наши лидеры оказались сильнее их и потому хоть так, пакостно мелко, но хотят плюнуть в нашу жизнь. Закупать и показывать такие фильмы- это все равно что свой дом мазать дерьмом, не уважать себя и любая страна оскорбилась бы, если ее показали бы в таком придуманном извращении! А мы еще гордимся просмотром этого "фильма" и делимся впечатлениями!!

    • Анонимно
      24.02.2018 16:37

      Так позвольте уж нам самим тут решать, что это - "культурные отбросы или помойка". С чего это некоторые взяли на себя такую функцию - разрешать или запрещать что-то. Умнее считаете себя, чем остальные. Не разберутся без вашей подсказки. Так пишите рецензии, критикуйте, объясняйте свою позицию. Или слабо? Ума на это не хватает?

      Б.

  • Анонимно
    24.02.2018 20:54

    Да прав Калимуллин! Эльмир Низамов очень переспективный композитор

  • Анонимно
    25.02.2018 09:37

    Что-то он про Эльмиру Галимову забыл ... Это она поднимает и развивает этномузыкальные традиции, собирая их по крупицам в экспедициях, в архивах, творит музыку на истинно национальных традициях.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль