Бизнес 
26.02.2018

«У Мурсекаевых явно есть имущество»: у руля банкротства «ВИМ-Авиа» – нефтяники Татарстана

Главный кредитор рухнувшей авиакомпании из Богатых Сабов охотится за ее имуществом, но есть ли там хоть шерсти клок?

Структура, близкая к «Татнефти», скупила долги «ВИМ-Авиа», в том числе у «Зенита», и поставила своего арбитражного управляющего вести банкротство авиакомпании. Удастся ли Татарстану вернуть хоть что-то из миллиардов, вложенных в бизнес сбежавшего за границу Рашида Мурсекаева? Эксперты «БИЗНЕС Online» констатируют: при авиабанкротствах кредиторы получают дырку от бублика, но есть резон поискать в личных закромах владельца.

. Структура, близкая к «Татнефти», на правах главного кредитора взяла под контроль крупнейшее банкротство авиакомпании прошлого года — крах «ВИМ-Авиа»
Фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»

БИЗНЕС МУРСЕКАЕВЫХ ПЕРЕХОДИТ ПОД КОНТРОЛЬ ЛЮДЕЙ «ТАТНЕФТИ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», структура, близкая к «Татнефти» на правах главного кредитора взяла под контроль крупнейшее банкротство авиакомпании прошлого года — крах «ВИМ-Авиа». Из судебной картотеки следует, что ряд долговых обязательств скупило ООО «РНГО». По данным «Контур.Фокуса», фирма занимается производством стальных труб, полых профилей и фитингов. 51% принадлежит Владимиру Полякову — это известный московский нефтетрейдер, участвующий в бизнесе «Татнефти». Остальные 49% через аффилированные структуры тоже принадлежат группе лиц, тесно связанных с «Татнефтью», среди которых, к примеру, главный инженер нефтедобывающей компании Наиль Ибрагимов, главный геолог Раис Хисамов, руководитель НГДУ «Лениногорскнефть» Рафаиль Нурмухаметов.

Так, РНГО выступает правопреемником банка «Зенит», контролируемого «Татнефтью», в судебном разбирательстве с «дочкой» «ВИМ-Авиа» — аэропортом «Братск» на 3 млрд рублей. «Зенит» здесь выступает третьим лицом, а РНГО упоминается в качестве правопреемника банка в судебных документах. Сброс проблемного долга на афиллированные структуры вполне логичен для банка, чтобы не создавать резервов. Не исключено, что РНГО также выступало и непосредственным поставщиком топлива для авиакомпании.

Дело началось еще в октябре прошлого года, а в ноябре заявление о взыскании аналогичной суммы поступило в отношении самой «ВИМ-Авиа». РНГО просило принять обеспечительные меры в отношении всего имущества должника, однако суд отказал.

У авиакомпании есть шесть банков-кредиторов, ведущий банк-кредитор — «Зенит»Фото: «БИЗНЕС Online»

РНГО же поспешило перехватить инициативу и в банкротстве «ВИМ-Авиа». 13 февраля в отношении авиакомпании ввели процедуру наблюдения. Причем авиакомпания еще пыталась бороться: изначальный истец, «Спектр-авиа», требовал всего 3 млн рублей, так что ответчик просил судью дать шанс закрыть долг в течение месяца. Однако там же и всплыло, что долг истца тоже перекупило РНГО, которое заняло жесткую позицию, потребовав ввести банкротство и свою кандидатуру арбитражного управляющего.

Любопытно, что вокруг арбитражного управляющего у кредиторов, пришедших на заседание, возникли разногласия. РНГО предложило москвичку Марию Булатову. Представитель авиакомпании тут же возразил, что у перевозчика есть сведения безопасности, содержащие государственную тайну, так что временный управляющий должен иметь разрешение на допуск к ним. Среди кредиторов оказалось агентство по страхованию вкладов (какой лопнувший банк-кредитор «ВИМ-Авиа»  он представлял, неизвестно), которое предложило свою кандидатуру и высказалось против Булатовой. «Она ведет огромное дело о банкротстве группы компаний „Жилищный капитал“ в Московской области. Там 1,5 тысячи дольщиков. У нее много судов по другим компаниям, потому что ГК состоит из 20 компаний. Она оспаривает сделки, ходит в суды. Как она будет успевать? Плюс у нее еще есть дело в Пермском крае. Как она давала согласие? Может быть, она не понимала?» — проявил осведомленность представитель АСВ в суде. Впрочем, перепалка ответчиков и кредиторов ни к чему не привела — суд согласился с кандидатурой РНГО Булатовой.

Почему татарстанских нефтяникам было так важно перехватить инициативу? Напомним, что «Татнефть» и ее банк «Зенит» фигурируют в истории с крахом зарегистрированной в Сабинском районе авиакомпании с самого начала, когда решалось, вылетят самолеты с туристами из-за рубежа или нет. «У авиакомпании есть 6 банков-кредиторов, ведущий банк-кредитор — „Зенит“. Общая кредиторская задолженность перед кредиторами составляет около 7 миллиардов рублей», — говорил глава Росавиации Александр Нерадько. По сведениям ТАСС, «ВИМ-Авиа» была должна «Зениту» 3,1 млрд рублей. В банке, согласно данным «Контур.Фокуса», заложено не менее 5% акций компании. Но и это не окончательная сумма возможных потерь компаний из Татарстана. «Татнефть» помогала авиакомпании не только деньгами «Зенита», но и собственным авиатопливом. Так, в злополучное для «ВИМ-Авиа» 25 сентября СМИ сообщили, что компания давала гарантии на оплату топлива за авиакомпанию аэропортам, а общий долг за топливо тогда превышал 500 млн рублей. Сама «Татнефть» подтверждала, что поставляла топливо, но суммы долга назвать отказалась.

Ни «Татнефть», ни «Зенит» на запрос «БИЗНЕС Online» по поводу банкротства авиакомпании не ответили.

. Уже сейчас понятно, что с авиакомпании, которая не может даже расплатиться со своими сотрудниками за несколько месяцев, взять будет практически нечего
Фото: «БИЗНЕС Online»

ОХОТА ЗА САМОЛЕТАМИ ИЛИ ИМУЩЕСТВОМ МУРСЕКАЕВЫХ?

Чего же ждать «Татнефти» от участия в банкротном процессе «ВИМ-Авиа»? Уже сейчас понятно, что с авиакомпании, которая не может даже расплатиться со своими сотрудниками за несколько месяцев, взять будет практически нечего. Татарстан, где в последние годы обанкротились две крупные авиакомпании — «Татарстан» и «Ак Барс Аэро», прекрасно помнит, что кредиторы в конечном итоге получили дырку от бублика — в «Татарстане» — 0,67% долга, в «Ак Барс Аэро» — менее 2%.

Единственный реальный интерес, в котором можно заподозрить «Татнефть», — это самолеты «ВИМ-Авиа». Ведь у нефтяников есть собственная авиакомпания — «ЮВТ-Аэро», которую нужно развивать. По состоянию на сентябрь 2017 года, парк «ВИМ-Авиа» насчитывал 23 воздушных судна: 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015–2017 годах), по четыре Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов — 19 лет. Самому старшему, Boeing 767-300 (бортовой номер VP-BVI), — 26,3 года. Самому младшему, Airbus A319-100 (бортовой номер VQ-BTK), — 9,5 лет.

Большая часть судов находится в лизинге (об этом свидетельствует и участие в судах ирландской лизинговой компании), на них претендовать не приходится — их придется вернуть лизингодателю, но у «ВИМ-Авиа» есть и собственные суда.

Тем не менее в самом «ЮВТ-Аэро», заинтересованной стороне, на имущество «ВИМ-Авиа» не рассчитывают. «Я не знаю, что там было с парком воздушных судов „ВИМ-Авиа“. Вряд ли там что-то можно забрать кредиторам, — говорит глава авиакомпании „ЮВТ-Аэро“ Петр Трубаев. — Взять хотя бы ситуацию с авиакомпанией „Татарстан“: они, конечно, смогли что-то раздать, в том числе нашей авиакомпании какие-то вещи продали, но это все мелочи». Трубаев назвал процедуру «крайне неприятной» как для учредителей, так и для самих кредиторов.

По сведениям председателя совета директоров ГК «Тулпар» Азата Хакима, у «ВИМ-Авиа» в собственности было четыре Boeing 757, но эти воздушные судна уже ничего не стоят из-за приличного возраста. «Я думаю, «Татнефть» мало что выиграет, овладев этими самолетами. Максимум — добавят себе головную боль. Ведь, выдернув эти самолеты, компании придется платить за стоянку, хранение и обслуживание. Вряд ли они будут рады такой покупке», — считает он.

Рашид Мурсекаев «Рашид Мурсекаев занимался не столько авиационным бизнесом, сколько финансовым, и мог достаточно эффективно использовать ту же авиакомпанию в своих финансовых интересах. Когда вся эта ситуация всплыла, оказалось, что у некоторых других авиакомпаний летают самолеты Мурсекаевых» Фото: скриншот

Редактор портала Avia.ru Роман Гусаров обращает внимание, что Мурсекаев был достаточно закрытым бизнесменом, поэтому об активах компании известно мало. «Насколько я знаю, у учредителей, четы Мурсекаевых, в личной собственности есть самолеты. Вряд ли они были оформлены на само юрлицо, то есть авиакомпанию, но есть предположения, что «ВИМ-Авиа» летала именно на них. И тогда при банкротстве кредиторы с юридического лица ничего взять не смогут», — говорит он. В СМИ проходила информация, что Мурсекаевы в 2004 году приобрели для компании у Condor (Германия) и American Trans Air (США) 16 пассажирских самолетов Boeing 757, выпущенных в 1990-х годах. Сумма сделки составила около $85 миллионов. «Забрать имущество учредителей можно будет только в том случае, если будет доказано следственными органами или другими, что банкротство было преднамеренным, умышленным и имел место вывод капитала. И вот тогда может быть возбуждено уголовное дело на учредителей и появится шанс истребовать деньги непосредственно у владельцев авиакомпании», — замечает Гусаров.

В целом же эксперт соглашается со своими коллегами, полагая, что, когда авиакомпания идет по пути банкротства, учредители все стоящие активы, если они и были, успевают вывести. «У авиакомпании очень ресурсоемкий бизнес, огромные обороты, большие заимствования. Авиакомпания имеет большую выручку, но при этом низкую маржу, мало активов. Оргтехника и офисные предметы — это ничто, они не могут удовлетворить кредиторов», — обращает внимание Гусаров.

Источник «БИЗНЕС Online» в авиационной отрасли добавляет, что участие «Татнефти» может быть вызвано двумя вариантами: либо она заинтересована в том, чтобы замять это банкротство и погасить скандал, либо, наоборот, хочет взять это дело в свои руки и доказать мошенничество Мурсекаева, наложив арест на его личное имущество. «У Мурсекаевых явно есть другое имущество и в России, и за границей. Он [Рашид Мурсекаев] занимался не столько авиационным бизнесом, сколько финансовым, и мог достаточно эффективно использовать ту же авиакомпанию в своих финансовых интересах. Когда вся эта ситуация всплыла, оказалось, что у некоторых других авиакомпаний летают самолеты Мурсекаевых. Так что, возможно, именно за этим имуществом гоняется «Татнефть», — рассказывает источник.

. Авиакомпания была зарегистрирована в Татарстане — за год до краха она сменила прописку с Москвы на поселок Богатые Сабы
Фото: «БИЗНЕС Online»

КРУШЕНИЕ АВИАКОМПАНИИ ИЗ САБОВ

Напомним, что первые новости о трудностях туристической авиакомпании «ВИМ-Авиа» из-за долгов перед аэропортами появились в сентябре 2017 года. На тот момент было задержано 19 рейсов более чем на 10 часов из-за долгов за топливо. Уже через два дня задержки рейсов составляли более 24 часов, а за границей остались брошены десятки тысяч российских туристов. Тревогу забили туроператоры — вызволять людей бросились «Аэрофлот» и другие авиакомпании.

Росавиация констатировала, что у «ВИМ-Авиа» отсутствовали ресурсы для работы, прекратилась заправка воздушных судов, регулярные рейсы авиакомпании были переведены из Домодедово в аэропорт Внуково. В связи с большой просроченной задолженностью перед лизинговыми компаниями суда находились под угрозой ареста. 26 сентября авиакомпании остановила чартерные перевозки.

В тот же день следственный комитет возбудил уголовное дело в связи с хищением денег пассажиров должностными лицами «ВИМ-Авиа». 28 сентября были задержаны генеральный директор Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. И тут же стало известно, что владельцы авиакомпании — чета Мурсекаевых, Рашид и Светлана (бизнес принадлежал им пополам) — сбежали за пределы страны. Позднее они были арестованы заочно в Московском горсуде. 30 октября у «ВИМ-Авиа» отозвали сертификат эксплуатанта.

Авиакомпания была зарегистрирована в Татарстане — за год до краха она сменила прописку с Москвы на поселок Богатые Сабы. Местные авиаторы говорят, что прекрасно знают чету Мурсекаевых. «Я хорошо знаю Рашида Мурсекаева. Он не из Татарстана, он из Барнаула, просто он этнический татарин. Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы», — говорил нам, к примеру, Хаким. По сведениям нашего источника в отрасли, Мурсекаев планировал развивать грузовые воздушные перевозки по направлению Китай — Европа через Казань и, соответственно, намеревался «подружиться» с казанским аэропортом. Чтобы наладить работу в Татарстане, он по совету своих бизнес-партнеров, крупных бизнесменов, зарегистрировал компанию в Сабах. Однако грузовой проект не пошел, а действующий начал испытывать трудности. Два основных направления работы «ВИМ-Авиа» — чартерная перевозка туристов и вахтовиков, первая из которых дала сбой. Компания развивалась стремительно, слишком динамично и в конечном итоге «подорвала силы».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.02.2018 08:35

"......чтобы замять это банкротство и погасить скандал...." необходимо смотреть кто в РТ заинтересован в этом.

  • Анонимно
    26.02.2018 08:24

    Опять Татнефть деньги акционеров профукала...

  • Анонимно
    26.02.2018 08:30

    Кстати, он объявился этот тип где-то или ещё прячется?

  • Анонимно
    26.02.2018 08:35

    "......чтобы замять это банкротство и погасить скандал...." необходимо смотреть кто в РТ заинтересован в этом.

  • Анонимно
    26.02.2018 09:01

    похоже, что цель действий татнефти - замять сандал, где могут появиться фамилии людей, связанных с действиями Мурсекаева.

  • Анонимно
    26.02.2018 09:05

    Если организация или ее собственник не аффилированны с банком, то никто в здравом уме без реальных залогов не будет кредитовать. Так что тут два варианта, либо менеджмент банков не далёкий, либо тот же менеджмент очень хорошо руки на откатах погрел. Хотя есть ещё третий вариант, всё могло произойти с лёгкой руки чиновника, имеющего влияние на Татнефть, деньги ведь не свои, можно не думать.

    • Анонимно
      26.02.2018 10:50

      Вполне возможно, что есть реальные залоги, которые интересны Татнефти. Отсюда и консолидация требований.

  • Анонимно
    26.02.2018 09:10

    предполагаю, что самолеты передадут ЮВТ Аэро. ведь они давно хотели о дальнемагистральных бортах. как раз Татнефть и помогае ЮВТ Аэро

    • Анонимно
      26.02.2018 09:39

      Да ,конечно,и Бугульму переименуют в Нью-Васюки ((:

      • Анонимно
        26.02.2018 09:48

        а комментатор то прав. скорее всего так и будет. самолеты, пилоты есть. вот и новые борта для ЮВТ Аэро

      • Анонимно
        26.02.2018 09:48

        базировка у ЮВТ в Казани, причем тут Бугульма?

      • Анонимно
        26.02.2018 09:54

        ага..и поставить А-330 на рейс Бугульма-Москва и можно всей Бугульмой начать путешествовать, разом всех жителей вывезти)

      • Анонимно
        27.02.2018 13:57

        Неужели, а когда?

    • Анонимно
      26.02.2018 09:41

      ну что вы такое говорите, Трубаев же говорит не нужны ему эти самолеты, если бы они ему были нужны, то он забрал бы почти новые "аэрбасы" у авиакомпании "Татарстан". У Трубаева не плохая интуиция, он понимает, что лучше спокойно летать на кукурузниках по направлению Бугульма-Москва, чем обделаться на "боингах" на каком-нибудь направлении Франкфурт-Казань.

      • Анонимно
        26.02.2018 11:00

        у Трубаева интуиция? Ну да ну да, летать на субсидируемых рейсах у него хорошая интуиция.

        • Анонимно
          26.02.2018 11:33

          А что плохо что ли? О загрузке не думаешь, экономике тем более, летай себе по всяким дырам пока деньги за это государств платит, а не захотят то на наш родной добренький минтранс всегда через татнефть надавить можно.

      • Анонимно
        26.02.2018 11:02

        не Вам рассказывать, что на "новых" аэрбасах авиакомпании Татарстан, много по России не налетаешь, в связи с тем что ЮВТ, не мог два года летать на зарубежных рейсах.

      • Анонимно
        26.02.2018 11:02

        где у Трубаева была интуиция в АБА?

        • Анонимно
          26.02.2018 11:29

          Да, компанию угробил, но место же свое сохранил, так что все же не плохая интуиция.

          • Анонимно
            26.02.2018 11:52

            это не интуиция, это просто связи

          • Анонимно
            26.02.2018 11:56

            интуиция, это когда ты создал новое направление и оно дает постоянную прибыль. или сделал экономию на запчастях или топливе. а то что сел из одной компании в другую это не интуиция, это бардак

      • Анонимно
        26.02.2018 11:19

        Почти новые эйрбасы?))))) дайте ювт рыночную конкуренцию и она закроется через пол года. Так же как и предыдущие а к татарстана.

        • Анонимно
          26.02.2018 12:06

          Это аэрофлот что ли на рыночных условиях летает? Если мы тарифы на Бугульма до рыночный поднимем, то боюсь там взвоют.

    • Анонимно
      26.02.2018 10:23

      молитесь чтобы B-757 ВИМ не попали в ЮВТ

  • Каждый раз удивляюсь, почему не работают механизмы текущего финансового контроля.

    А ежегодный аудит такой неэффективный.

    Наверное потому, что органы финконтроля не являются подотчетными обществу

    А деятельность высших органов финансового контроля не основывается на системе экономически обоснованных и понятных обществу показателей.

    • Анонимно
      26.02.2018 14:10

      Какой финконтроль? Кто в этой статье говорит про госденьги, где можно припомнить финконтроль?
      А уж про финконтроль там, где у акционеров нет предпринимательского чутья, говорить просто смешно. Финконтроль это не более чем термометр. А там, где им пользоваться не умеютт, он бесполезен.
      И термометром не лечат болезни.

      • Анонимно
        26.02.2018 15:17

        тут главное че нибудь откоментить.

        Есть такая работа, комментить ...

    • Анонимно
      27.02.2018 05:06

      Контроль и аудит в коммерческих организациях осуществляется в интересах собственников.

      В данном случае эти интересы состояли, как следует из статьи, в выводе активов и маскировке истинного положения компании с целью успешного получения кредитов в банках, услуг и топлива от контрагентов на условиях коммерческого кредита, сбора выручки за продажу билетов на рейсы, которые отсутствовала возможность выполнить.

      В таких условиях аудит и контроль внутри компании не могут и не будут работать.

  • Анонимно
    26.02.2018 11:31

    Мутные схемы проходили с приватизацией ак татарстан, всплывет все нехорошее еще, аукнется вам товарищи

  • Анонимно
    26.02.2018 11:56

    "51% принадлежит Владимиру Полякову — это известный московский нефтетрейдер, участвующий в бизнесе «Татнефти». Остальные 49% через аффилированные структуры тоже принадлежат группе лиц, тесно связанных с «Татнефтью», среди которых, к примеру, главный инженер нефтедобывающей компании Наиль Ибрагимов, главный геолог Раис Хисамов" - прошу дать юридическую оценку!

  • Анонимно
    26.02.2018 15:25

    Просто так на территории Сабинского района без разрешения хозяина и муха не сядет, а здесь целая авиакомпания в ауле, любят самолеты в этом районе. За счет Татнефти обанкротят и вперед.

  • Анонимно
    27.02.2018 02:06

    Трубаев вспоминает, как Ак Барс Аэро часть долгов от авиакомпании Татарстан досталась. Пусть лучше вспомнит как Ак Барс Аэро умудрилась на маленьких самолётах за три года долгов в несколько раз больше наделать, чем авиакомпания Татарстан за двадцать лет.

  • Анонимно
    28.02.2018 04:09

    Никто ничего не понял. Через компанию вывели деньги за рубеж. Она просто для этого и существовала. Годами.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen