Машиностроение 
27.02.2018

«Мы с Николя Мором договорились»: Когогин взял под контроль главного поставщика АвтоВАЗа

КАМАЗу «сгрузили» ОАТ: 12 промплощадок в пяти регионах, 12 тыс. работников, продукции на 19 млрд — что с этим делать, еще думают

КАМАЗ на пару с «Ремдизелем» консолидировал 100% крупнейшего российского автокомпонентного холдинга «ОАТ», входящего в «Ростех». Челнинцы заинтересовались в первую очередь его площадкой в Димитровграде. Здесь КАМАЗ построит новый автокомпонентный парк наподобие КИП «Мастера», о чем уже в январе объявлял ульяновский губернатор Сергей Морозов. «Мы первыми страдаем от того, что в России нет качественных автокомпонентов», — объясняют на автогиганте. Однако стратегия развития холдинга еще в работе.

КАМАЗ на пару с «Ремдизелем» консолидировал 100% крупнейшего российского автокомпонентного холдинга «ОАТ», входящего в «Ростех» Фото: prav.tatarstan.ru

КАМАЗ ПОШЕЛ НА ШОПИНГ К «РОСТЕХУ»

ПАО «КАМАЗ» и его близкий партнер АО «Ремдизель» стали 100-процентными владельцами промышленной площадки «Ростеха» — тольяттинского АО «Объединенные автомобильные технологии» («ОАТ»). Об этом «БИЗНЕС Online» стало известно из сообщений корпоративной информации, а также информированного источника с самого завода. О том, что 20 февраля КАМАЗ приобрел 49% голосующих акций ОАТа, вчера сообщил сам покупатель. Остальные же 51% в рамках той же сделки ушли «Ремдизелю», который, как известно, был выведен в отдельное юрлицо как предприятие оборонной промышленности ради облегчения сотрудничества с иностранными партнерами. Так что, можно сказать, ОАТ обрели единого нового владельца.

До этого 100% акций ОАТа принадлежало «Ростехнологиям», а точнее, ее «внучке» — ООО «ПХ-Автокомпоненты». Между ними есть еще «дочка» «Ростеха» — ООО «РТ-Авто», чьим генеральным директором, кстати, с 2010 года уже является Сергей Когогин. Словом, к тольяттинскому предприятию КАМАЗ и раньше имел отношение, которое теперь закрепил.

ОАТ — это крупнейший российский холдинг по производству автокомпонентов и крупнейший поставщик АвтоВАЗа. Впрочем, его продукцию закупает целый ряд автопроизводителей, в том числе ГАЗ, БелАЗ, УАЗ, Nissan и сам же КАМАЗ. Основной вид деятельности ОАТа — управление холдинг-компаниями. Под управлением группы находятся 12 предприятий в 5 регионах России: Ульяновской, Владимирской, Самарской, Рязанской и Пензенской областях. Они выпускают более 4 тыс. наименований деталей: светотехнику, амортизаторы, штампо-сварные узлы, тормозные системы — более 500 млн автокомпонентов на общую сумму более 19 млрд рублей в год. В холдинге работают 12 тыс. сотрудников.

ОАТ — это крупнейший российский холдинг по производству автокомпонентов и крупнейший поставщик АвтоВАЗа

Что же приобрел КАМАЗ? У АО «Объединенные автомобильные технологии» есть «дочка» — ООО «ОАТ», которая, в свою очередь, и выступает учредителем ответвляющихся фирм и промплощадок. Само ООО «ОАТ», по данным на 2016 год, прибыльно: при балансе в 457 млн рублей его выручка составляла 29,1 млн, а чистая прибыль — 91,7 млн рублей. Крупнейшие площадки имеют годовую выручку в несколько миллиардов рублей. Так, димитровградское ООО «ДААЗ Штамп» в 2016 году получило выручку в 2,6 млрд рублей и чистый убыток в 518,3 млн рублей. ООО «Димитровградский завод автокомпонентов» — 2,1 млрд выручки, но 94 млн рублей убытка. Димитровградское же ООО «Автоград» с балансом в 2,3 млрд рублей в 2016 году заработало 2,4 млрд рублей выручки и получило 149 млн рублей убытка. Рязанское ООО «СААЗ Комплект» в 2016 году получило выручку в 2 млрд рублей и чистый убыток в 81,4 млн рублей. И так далее.

«МЫ ПЕРВЫМИ СТРАДАЕМ ОТ ТОГО, ЧТО В РОССИИ НЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ АВТОКОМПОНЕНТОВ»

Цель покупки актива руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в беседе с «БИЗНЕС Online» обозначил ни много ни мало как «возрождение автокомпонентной отрасли в России». «О нашем желании купить акции ОАТ было известно давно, ФАС одобрила сделку еще в прошлом году, и поэтому руководство Ульяновской области вышло на нас с соглашением о создании индустриального парка в Димитровграде», — напомнил он. Действительно, о намерении КАМАЗа стать хозяином ОАТа и строительстве димитровградского аналога КИП «Мастер» было широко объявлено в Ульяновске в начале этого года. Специально под грядущую сделку было заключено соглашение о создании индустриального парка по подобию камазовского КИП «Мастер» на базе одного из подразделений ОАТа — Димитровградского автоагрегатного завода.

Цель покупки актива КАМАЗ обозначил ни много ни мало как «возрождение автокомпонентной отрасли в России» Фото: vk.com/oat.group

«Проект будет реализован в три этапа, на первом мы будем развивать территорию площадью 27 тысяч квадратных метров, это даст нам возможность привлечь крупные компании. Со своей стороны мы будем вкладывать средства в развитие инфраструктуры, необходимой для инвесторов», — заявил в январе губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. В финансировании создания индустриального парка будут участвовать КИП «Мастер» и администрация Ульяновской области, также планируется получение грантов от федерального правительства.

По словам Афанасьева, у КАМАЗа пока есть конкретные планы на площадку Димитровграда, а остальным еще подбирают стратегию развития. «Принципиально индустриальный парк и развитие ОАТа — это два разных направления. Что будет с другими предприятиями „Объединенных автомобильных технологий“ — это уже вопрос стратегии развития ОАТа в целом. Разработкой стратегии мы займемся и представим ее позже, пока можно определенно сказать, что речь идет о развитии российской отрасли автокомпонентов», — рассказал он «БИЗНЕС Online».

«Мы первыми страдаем от того, что в России нет качественных автокомпонентов, которые бы удовлетворяли наших потребителей. Никто не хочет покупать автомобиль, у которого, условно говоря, течет радиатор или ненадежен любой другой компонент. Весь негатив от потребителей ложится на КАМАЗ, поэтому мы вынуждены покупать зарубежные аналоги, за что нас снова критикуют. Мы заинтересованы в том, чтобы в России появились хорошие отраслевые производители, и рассчитываем, что в рамках развития этой компании, в рамках импортозамещения компоненты удешевятся», — говорит Афанасьев.

Получить комментарии от ОАТа нам не удалось. Официальный сайт группы «ОАТ» находится в разработке. По контактному телефону никто на звонок журналиста не ответил.

Сергей Когогин: «Мы с Николя Мором (справа) договорились, что мы эту проблему с АвтоВАЗом будем решать вместе. И актив мы решили забрать для того, чтобы создать площадку для развития производства автокомпонентов»Фото: ulgov.ru

КАМАЗ И АВТОВАЗ ДОГОВОРИЛИСЬ

Изначально ОАТ как главный поставщик автокомпонентов АвтоВАЗа, конечно, представлял интерес для самого АвтоВАЗа, однако забрать себе площадку тольяттинский автогигант не спешил, а впоследствии от этой идеи и вовсе отказался. О том, что АвтоВАЗ может стать совладельцем ряда предприятий группы «ОАТ», сообщалось в 2015 году, но затем переговоры были приостановлены. В июне 2016 года президент АвтоВАЗа Николя Мор говорил журналистам, что ОАТ остается для АвтоВАЗа поставщиком «номер один», но смена собственников ОАТа в краткосрочной перспективе не планируется.

Позже Сергей Когогин сообщил, что КАМАЗ намерен создать индустриальный парк на базе предприятий ОАТа. «Цель какая — с моей точки зрения, для нашей отрасли самой главной проблемой становится производство автокомпонентов», — говорил он (цитата по «Интерфаксу», дата и обстоятельства высказывания не приводятся). По словам Когогина, КАМАЗ пытался консолидировать автопроизводителей «на решение этой задачи». «В конце концов, мы с Николя Мором договорились, что мы эту проблему с АвтоВАЗом будем решать вместе. И актив, который находился в „Ростехе“, мы решили его забрать для того, чтобы создать площадку для развития производства автокомпонентов», — пояснял глава КАМАЗа.

Таким образом, КАМАЗ продолжает наращивать активы по направлению автокомпонентов. Напомним, что предыдущей крупной сделкой КАМАЗа была планомерная консолидация активов Тутаевского моторного завода с 2015 года: в скором времени он получит контроль над 68% акций предприятия. «Тутаевский завод сегодня работает по нашему заданию, и впервые за много лет по итогам 2017 года ТМЗ показал рост выручки и порядка 200 миллионов прибыли. Улучшение налицо», — констатировал Афанасьев.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.02.2018 14:49

Руководителей, которые предприятия себе прихватили полстраны. А гений вечно субсидии просит!

  • Анонимно
    27.02.2018 13:29

    Тутаевских моторы 2017 года на тракторах "Кировец" летят.

  • Анонимно
    27.02.2018 14:13

    Гений Когогина и это вытащит ,не сомневайтесь.Таких руководителей в стране по пальцам пересчитать.

    • Анонимно
      27.02.2018 14:49

      Руководителей, которые предприятия себе прихватили полстраны. А гений вечно субсидии просит!

      • Анонимно
        27.02.2018 15:58

        Субсидии в рублях, а это валюта обеспеченная металлоломом и то через 3-5 цикла производства на импортном оборудовании. Его сила, что может затащить, иностранцев на производства, т.е., кто в конечном итоге всегда имел и создовал технологии от атомной бомбы до реактивного двигателя (фау-2 и т.д)

    • Анонимно
      27.02.2018 19:43

      Чем он с 2012 года занимается, в части конкурентной продукции???? Модара (Венгрия) мосты, моторы и кпп (немцы), сам мердесес строит завод кабин и вся продукция от немцем ну и китай дешевая продукция от них. Так где где все? какие руководители. Вы откуда???

      • Анонимно
        27.02.2018 21:48

        Мадары сто лет как нет. Мосты свои и Даймлер, коробка локализована в Челнах на СП. В Китае сейчас делают компоненты все мировые лидеры. Кстати и айфон там же.

  • Анонимно
    27.02.2018 14:49

    Эти статьи очень далеки от народа.

  • Анонимно
    27.02.2018 15:28

    Когогина в Правительство России надо назначить. Молодец.

  • Анонимно
    27.02.2018 16:25

    Когогин реально сильный мужик!!! Без капли лести говорю, таких мало в России!

  • Анонимно
    27.02.2018 16:57

    Сравните, с какой декларацией пришли на камаз супруги. и какие декларации сейчас. Есть смысл хорошо работать. Рады. Всем бы так везло.

  • Анонимно
    27.02.2018 17:33

    Молодцы.

  • Анонимно
    27.02.2018 19:04

    Да, "уважаемые" комментаторы "УРЯЯЯ КОГОГИНУ". Может быть вы вспомните, что при уря директоре были фактически уничтожены целые подразделения автогиганта?
    Например:
    РИЗ (ремонтноинструментальный завод)
    ДГМ (департамент главного механика)
    ДГЭ (департамент главного энэргетика)
    КИСМ (КАМАЗ ИНСТРУМЕНТСПЕЦ МАШ)
    и так далее....
    Что имеем на выходе - 5490 у которого 99,9% комплектующих покупных? Или сами заводы, которые арендуют площади у КИПмастера?

    • Анонимно
      27.02.2018 19:43

      в Заинске КАМАЗавтотехнику ликвидировали, под предлогом передачи изготовления запасных частей для КАМАЗА на аутсерсинг. Остатки завода-колесное производство продали немцам. а сейчас сами хотят автокомпонентами заняться для АвтоВаза.

    • Анонимно
      27.02.2018 21:50

      РИЗ и КИСМ одно и тоже. ДГЭ никуда не делся - КАМАЗЭНЕРГО. Кто из мировых лидеров автопрома делает все комплектующие у себя? Назови!

    • SPQRRR
      28.02.2018 21:58

      Ни одна из запчастей 5490 не является покупной, предприятия закрывшиеся закрылись по своей не рентабельности, не нужно КамАЗу столько заводов, когда кругом автоматизация. КамАЗом чтобы вы знали почти на четверть владеет Daimler AG - это Мерседес, чтоб вы понимали. Именно поэтому КамАЗ делает Мерседесы, каждая деталь делается в Челнах. А не покупается.

  • Анонимно
    27.02.2018 19:26

    ну теперь можно у мерседеса еще одну кабину купить, позапрошлогоднюю например

  • Анонимно
    28.02.2018 00:15

    Две вырезки и все становится на свои места «ОАТ остается для АвтоВАЗа поставщиком «номер один»» и «Мы первыми страдаем от того, что в России нет качественных автокомпонентов»

    Качества нет, все компоненты от оат, мы покупаем оат.

    Именно от участия ростеха и нет качества.

  • Анонимно
    28.02.2018 12:43

    Как интересно. Дочка с 29,1 млн. выручки имеет 91,7 млн. прибыли. Очевидно прибыль не от "основной" деятельности.
    А 4 внучки имеют 518,3+94+149+81,4=842,7 млн. убытка.
    Любопытная консолидация финансовых результатов.
    Наш "Левиафан" имеет большой опыт "приватизации" vs. "национализации" активов и пассивов.

  • Анонимно
    28.02.2018 15:04

    Кто то из правительства задавался вопросом. А на КАМАЗе комплектующие нельзя изготовлять?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль