Общество 
28.02.2018

«Раньше охота была для пропитания, теперь это отдых»: в Татарстане появится сафари-парк

На коллегии недавно созданного госкомитета по биоресурсам радовались разгрому «ракокартеля» и тому, как расплодились лоси и косули

Сегодня на коллегии госкомитета РТ по биологическим ресурсам премьер-министр республики Алексей Песошин призвал коллег обратить пристальное внимание на незаконную торговлю браконьерской рыбой вдоль автомобильных дорог. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на мероприятии и выяснил, какой штраф теперь грозит за незаконно убитого лося, что полезного появится для охотников в мобильном телефоне и где в Татарстане развернется первый сафари-парк.

... По словам Алексея Песошина, создание комитета по биоресурсам пошло Татарстану только на пользу, но нужно усилить работу по браконьерству

«СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА СОСТАВЛЯЕТ 12300 РУБЛЕЙ, ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ ПОДОБРАТЬ НЕВОЗМОЖНО»

Сегодня на Казанской ярмарке прошло первое заседание итоговой коллегии государственного комитета РТ по биологическим ресурсам. В 2017 году полномочия в области управления особо охраняемыми природными территориями перешли от минлесхоза к управлению по охране использования объектов животного мира при кабмине РТ. А само управление преобразовали в госкомитет по биологическим  ресурсам. Как особо отметил на коллегии премьер-министр РТ Алексей Песошин, это было сделано для повышения эффективности: теперь госструктура отвечает не только за животный мир, но и за целые рекреационные зоны в совокупности. 

Глава нового ведомства Федор Батков сразу начал свой доклад с проблем, хотя в целом ситуация вырисовывалась положительная. По его данным, в Татарстане свою деятельность осуществляют 66 охотничьих хозяйств, которые за пять лет инвестировали в свои хозяйства 900 миллионов рублей, а также создали более 400 рабочих мест. Однако средняя зарплата в этих хозяйствах составляет всего 12,3 тыс. рублей, хотя она и выросла на 20% по сравнению с 2016 годом. По его словам, встречаются и зарплаты по полторы-две тысячи рублей в месяц и, естественно, при таких условиях труда подобрать высококвалифицированных специалистов невозможно.

Всего охотничьи угодья в Татарстане занимают 6 млн 309 тыс. гектаров. Но при условии 18,4% лесистости территории Татарстана, высокой антропогенной нагрузки, наличия нескольких зоогеографических зон и большой акватории водных угодий это способствует, с одной стороны, большому биологическому разнообразию, с другой — низкому качеству угодий республики и, как следствие, неидеальным условиям для существования объектов животного мира. Самые ценные угодья располагаются в Мамадышском, Альметьевском, Заинском, Мензелинском и Лениногорском районах. Наименее ценные — в Балтасинском, Атнинском, Дрожжановском, Менделеевском.

— Сейчас в республике наметился рост численности лосей и косуль, — утверждает Батков. — На протяжении последних лет мы уделяли особое внимание косуле. Ее численность в республике никогда не превышала отметку в 2,4 тысячи особей. Проведенные мероприятия по биотехнии и охране дали ощутимый результат, и сегодня численность составила уже 3,4 тысячи особей. Также удалось восстановить и численность лосей, подорванную промысловой охотой в 90-е годы прошлого столетия.

Тем не менее отдельные охотопользователи не выдают разрешения на охоту в своих хозяйствах, а используют предоставленную территорию только в своих интересах.

— Уважаемые охотпользователи, не забывайтесь, что животный мир — это государственная собственность, и он передан во временное пользование в том числе и для предоставления услуг населению в части охоты, — предупредил Батков. — Мы посоветуемся с прокуратурой и проработаем вопрос о принятии мер...

Глава госкомитета отметил, что без разведения дичи сегодня невозможно обеспечить интенсивное воспроизводство охотничьих ресурсов. В прошлом году в леса были выпущены три группы алтайских маралов — 50 голов, которых перевезли из Свияжского опытного хозяйства. Также выпущены 11 оленей ООО «КФХ „Дикая Ферма“». Кроме того, в лесах Татарстана в естественной среде обитают уже около 100 оленей.

В прошлом году ООО «Марал» в Алексеевском районе начало работу по выпуску диких уток. Уже построен мощный комплекс с инкубаторами на 20 тыс. яиц, а 10 тыс. уток выпущены в дикую природу.


«НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЛОВЯТ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ПРОМЫСЕЛ РАКОВ, А ЧЕРЕЗ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ЕГО ОТЕЦ СТАНОВИТСЯ ДИРЕКТОРОМ РЫБЗАВОДА»

Всего в ушедшем году в ходе надзорных мероприятий было выявлено 730 правонарушений, а сумма наложенных штрафов составила свыше 1 млн рублей. Однако, по словам Баткова, можно было бы сработать и лучше.

— В 2017 году в службу судебных приставов направлен 31 материал для принудительного взыскания. Однако из 10 имеющихся материалов в службу судебных приставов по Тукаевскому району ни один не направлен. Та же ситуация в Елабуге, только там речь идет о трех материалах... Налицо ненадлежащее исполнение своих обязанностей начальниками отделов, — сказал Батков. И тут он обратился к своему коллеге — начальнику отдела госконтроля надзора и охраны биологических ресурсов по РТ средневолжского территориального управления Росрыболовства Марселю Зиатдинову, чтобы он принял необходимые меры.  

Одной из главных проблем и фронтом работы комитета является браконьерство. Однако и тут наблюдается снижение показателей. В 2017 году было совершено 21 уголовное преступление по фактам браконьерства, в 2016 — 30. 

За незаконную добычу лося в Черемшанском районе один браконьер был приговорен к 3,5 годам лишения свободы условно с конфискацией снегохода, также им возмещен нанесенный природе ущерб в размере 200 тыс. рублей. По мнению Баткова, увеличение штрафов с 18 февраля этого года заставит сильно призадуматься браконьеров, которые выходят на промысел. К примеру, если вы подстрелите самку лося и вас поймают, то раскошелиться придется уже на 400 тыс. рублей, а если это случится в природоохранной зоне, то и вовсе на 560 тысяч.

А вот показатели выявленного рыбного браконьерства по Татарстану выросли. На 23% — по составлению административных правонарушений, а количество возбужденных уголовных дел возросло практически в 2,5 раза. Батков похвастался, что в работе по ликвидации незаконных браконьерских станов тоже есть значительные изменения. На сегодняшний день из выявленных в 2016–2017 годах на основании принятых судебных решений 40% уже ликвидировано.

Начальник отдела госконтроля, надзора и водных биоресурсов по РТ Марсель Самигуллин поддержал коллегу, отметив, что за прошедший год было составлено 1330 протоколов за нарушение правил рыболовства, 2688 протоколов административного правонарушения, и это рост по его ведомству на 29%. Количество взысканных штрафов выросло на 2 миллиона и составило 10 миллионов 195 тысяч.

Самигуллин недоумевал: как такое может быть, когда несовершеннолетнего сына на тот момент замдиректора рыбзавода в Актанышском районе ловят за незаконным промыслом раков, а его отец — Денис Хасанов — через какое-то время становится директором этого предприятия? Упомянул Самигуллин и крупную поимку браконьеров, которая отлавливала раков в нижнекамском водохранилище.  Было обнаружено более 35 тыс. раков — 22 тыс. удалось выпустить в водоем. Если бы эту партию удалось реализовать, то незаконный доход мог бы составить 20 млн рублей.

... В этом году планируется запустить удобное мобильное приложение для охотников, где будет собрана вся актуальная и необходимая информация

«РАНЬШЕ ЭТИМ ЗАНИМАЛИСЬ ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ, СЕЙЧАС  ЭТО ОТДЫХ»

Прозвучали на коллегии и приятные моменты. К примеру, Батков пообещал в этом году запустить удобное мобильное приложение для охотников, где будет собрана вся актуальная и необходимая информация. А Ильшат Шакиров, директор КФХ «Дикая ферма», пообещал и вовсе у себя в Рыбно-Слободском районе устроить сафари-парк и предложить охотникам более комфортные условия для своего отдыха. За три года в предприятие по предоставлению услуг экотуризма было вложено более 60 млн из 150 необходимых. 

— Сегодняшний портрет охотника сильно отличается от тех реалий, которые были 100 лет назад. Раньше эта деятельность была все же больше для пропитания, сегодня это отдых. То есть нужна инфраструктура. Мировой тренд показывает, что 7 процентов туристов сегодня предпочитают экотуризм. И до 2030 года таких будет уже 20 процентов, — говорил Шакиров.

По словам Шакирова, так как в КФХ разводят пятнистых оленей и маралов, было принято решение сделать настоящий сафари-парк на 400 гектарах. Сегодня популяция насчитывает уже около 120 голов и ежегодно планируется по 30 животных выпускать в природу. Примерно такой же прирост популяции планируется в неволе.

По словам Песошина, создание комитета по биоресурсам пошло Татарстану только на пользу.  И первое значительное достижение  — создание в короткое время  заказника нерестилища стерлядей в устье Меши. Оно ставит препятствие перед варварскими методами ловли рыбы в виде багрения. Для охраны территории от варварских методов ловли рыбы путем багров необходимо наладить четкое межведомственное  взаимоотношение, создать рейдовые группы из числа сотрудников МВЛД, рыбоохраны, ГИМС и муниципалитетов, сказал премьер. Песошин уточнил, что эти группы должны работать вместе с организованными федерациями рыболовов-любителей.

Чиновник утверждает, что инспекторский состав комитета оснащен автомобилями повышенной проходимости, снегоходами, судоходной техникой. На базе центра допобразования государственной сельхозакадемии РТ работники проходят курсы профпереподготовки, с получением диплома биолога-охотоведа. Процент сотрудников, получивших профильное образование, составляет сегодня 60%.

— Но тем не менее нужно усилить работу по браконьерству, — говорит премьер-министр. — Активнее подавать иски о принудительной ликвидации незаконных охотничьих и рыбацких станов. Также следует обратить внимание сотрудников МВД и других заинтересованных ведомств на незаконную торговлю рыбой вдоль дорог и на активизацию оптовых скупщиков, как это было недавно в Спасском районе. И я хочу отметить, это не только работа самих муниципалитетов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (58) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.02.2018 18:12

человек, убывающей животных ради удовольствия - это моральный урод.

  • Анонимно
    28.02.2018 18:12

    человек, убывающей животных ради удовольствия - это моральный урод.

    • Анонимно
      28.02.2018 18:21

      Поддерживаю. Хочешь пострелять, удовлетворить зов инстинктов ради забавы? Есть пейнтбол, лазертаг, тир, стрельбище. Диких зверушек убивать последнее дело. Возможно допускать только санитарный отстрел.

      • Анонимно
        28.02.2018 18:34

        "Раньше эта деятельность была все же больше для пропитания, сегодня это отдых." Можно отдохнуть в забойном цеху мясокомбината.

        • Моисей
          28.02.2018 19:08

          Вы еще безалкогольное пиво и резиновую женщину предложите
          Колбасу, яйца , мясо все едите?
          Так что не лицемерьте

          • Анонимно
            28.02.2018 22:50

            Охотник это тот же убийца. Охотиться я понимаю когда есть нечего. А тут... когда полки в магазинах ломятся от еды... развлечение
            убийц!

            • Анонимно
              1.03.2018 06:04

              Человек по своей сущности хищник и на охоте заранее не известно ещё кто кого- волк или медведь тебя или ты его

              • Анонимно
                1.03.2018 10:59

                Про мозги вспомнить нужно. Человек то должен быть разумным!

            • Анонимно
              5.03.2018 14:57

              Сам ешь эту химию

    • Анонимно
      28.02.2018 18:31

      В дикой природе у животного или птицы, кроме охотников, масса естественных врагов, от которых эти животные гибнут гораздо в большем количестве, нежели от оружия человека. При этом охота очень не простое ремесло, и чтобы добыть дичь, стоит немало потрудиться. Если абстрагироваться, то по сути деятельность птицефермы, рыбохозяйства, мясокомбината, в первую очередь направлена на убийство животных . Тем не менее глубокомудрые диванные аналитики осуждая убийство животных на охоте, ничуть не стесняясь , с удовольствием поедают и рыбку , и курочку и бычка, убиенных не ими, а чужими руками. Мэнге Тау

      • Анонимно
        28.02.2018 18:44

        А вы на чём сидя анализируете? Вас как называть - "кресельный аналитик", "стульчатый"? Не у всех охотников тяжкий труд - видели, как больших начальников на охоту возят? На них дичь со всего леса гонят, а они её косят, особо не утруждаясь.

        • Анонимно
          28.02.2018 19:26

          Не важно, на чем. Сходите один раз на весеннюю охоту на гуся, вырыйте сами в полузамерзшей земле скрадокметр глубиной, замаскируйте его, протащите с собой полкилометра мешок с профилями и чучелами в 3 утра на следующее утро расставьте их. И заняв позицию, ожидайте налетов. А их может и не быть. Но важен Сам процесс. Что касается больших начальников, с Вами абсолютно согласен, но это не ОХОТНИКИ, это развлекающиеся дядьки, к настоящим охотеикам не имеющим ничего общего. Что касается львов, то да, в сытом состоянии лев не убивает дичь, но легко убивает близких но менее сильных родичей - леопардов , леопарды в свою очередь гепардов, те - сервалов и каракалов. Пищевая конкуренция. Мэнге Тау

          • Анонимно
            1.03.2018 07:39

            Какие проблемы? Хочешь гуся идёшь и покупаешь. Признайтесь честно, просто получаете кайф от убийства и все... вам важен сам процесс убийства. Бог Вам судья.

      • Анонимно
        28.02.2018 18:51

        Убивать ради отдыха, забавы - аморально. Даже лев в сытом состоянии не охотится. Охотой, рыбалкой можно заниматься для собственного пропитания и для кормления своей семьи. Вот эту последнюю категорию - рыбаков с тремя крючками на леске вместо одного, добывающих рыбу на ужин, и наказывают на месте вымогая наличные.

      • Анонимно
        28.02.2018 21:10

        Не путайте домашних животных и диких. Дикие животные живут сами по себе, никто их не кормит, помещения для них не строит. Никто не имеет права их убивать!

        • Анонимно
          28.02.2018 22:42

          Если диких животных не подкармливать, они не выживут зимой. Для этого, в первую очередь, создаются охотобщества.

          • Анонимно
            1.03.2018 12:37

            Подкармливать, чтобы потом убить? Вы нормальный или нет?

            • Анонимно
              1.03.2018 15:26

              а птицефабрика как работает, дорогой мой!?

              или теленочка которого хозяин вскормил из бутылочки с соской потом собственноручно режет?

              а на охоте убивают незнакомых животных, между прочим

              где этичнее ситуация7

    • mad big
      28.02.2018 19:51

      Попробуйте кабанов не стрелять лет пяток! Фермеры первые взвоют.

      • Анонимно
        28.02.2018 20:24

        Если площадь лесов постепенно увеличить в два раза, то кабаны, возможно, уйдут в лес. Хотя зверь умный, полакомиться любит. )

        • mad big
          28.02.2018 21:56

          Да не пойдет он в лес, когда поле с халявной жратвой под боком. И в кукурузе до последнего сидит, пока комбайн не выгонит.

    • Анонимно
      28.02.2018 20:46

      28.02.2018 18:12: Я охотник с достаточно большим стажем. По твоему, я моральный урод. Похоже, я это услышал от анонимного вегетарианца, не высовывающего нос из города. Рыбаки, владельцы животноводческих ферм, все владельцы меховых изделий и кожаных курток - похоже, тоже уроды. Думай, что пишешь! Головой думай, а не ..

      • mad big
        28.02.2018 21:09

        Бесполезно спорить! Забей.

      • Анонимно
        28.02.2018 21:12

        Не путай выращивание скота для еды, с отстрелом для забавы. На мясокомбинате не бегают по полю за мычащими коровами с карабинами. Ты варвар из средневековья.

        • Анонимно
          28.02.2018 23:41

          Трудно что-то объяснить людям, которые считают, что охота - это бегать с ружьем по полю за коровой. И считают себя вправе разбрасываться оскорблениями. Охота - это часть нашей культуры, и отрицать это глупо.

          • Анонимно
            1.03.2018 09:39

            Пора уже отказаться от этой части культуры, если мы и в самом деле мним себя культурными. Раньше в психушки ездили ради развлечения - тоже считалось, наверное, что это часть культуры. Однако же всё-таки сообразили, что так делать не стоит. Так же и от охоты нужно отказаться.

          • Анонимно
            1.03.2018 10:57

            Замени ружье фоторужьем и на охоту. Это значительно интереснее. Через год встречаешь тоже животное (живое!) но взрослее.

            • Анонимно
              1.03.2018 15:27

              замени курицу которой обедаешь на фото и ешь хлеб, а лучше землю, растения тоже живые!

      • Анонимно
        28.02.2018 22:47

        главное - намерение. ваша душа знает почему вы охотник . и если за наслаждением(за забавой) пришли убивать - все, вы конченый человек. долго объяснять - желания нет.

  • Анонимно
    28.02.2018 18:33

    Без программы восстановления лесов до 30% от всей поверхности суши о серьёзных подвижках в охотничьем деле говорить не приходиться. Какой там рост косуль при убыли леса? На территории нашей республики самый большой в Поволжье водный бассейн и, таким образом, созданы самые благоприятные условия для восстановления лесов. Программу необходимо разработать и принять до 2020 года и реализовать в 25-30 лет. С появлением больших массивов леса, а также создании естественного лесного каркаса получим мощное развитие как лесного, так и сельского хозяйства. Так в чём тут трудности и кто препятствует?
    ------------------------------------------------
    Мораторий на вырубку, как бы не хотелось, обязателен. И без надуманных санитарных и т.п. губительных для леса причин.

  • Анонимно
    28.02.2018 18:35

    У НИХ это хороший отдых, а нам бы семью прокормить, образование дать детям, и уже не до такого отдыха-денег не хватит.

    • Анонимно
      28.02.2018 19:27

      Полностью согласен. Это для зажравшихся, дети которых уже в Лондоне поживают отдых, а для сельского населения, где работы нет, это и пропитание и возможность обеспечить семью.

      • Анонимно
        1.03.2018 15:33

        путевка на утку/гуся/зайца/бобра стоит не так дорого, покупай и вперед, топчись по полям за одним зайцем по 20 км в снегу

        28%

  • Анонимно
    28.02.2018 18:39

    что ж сказки то сказываете )
    как ходили ща мясом так и ходят ...ха мясом...на охоту
    какой отдых окститесь)
    по 5-10 км ходить с килограммамЕ груза на себе интересный такой отдых)))
    отжых)))

  • Анонимно
    28.02.2018 18:41

    мужчина отличается от ребёнка стоимостью своих игрушек...

  • OlegBelg
    28.02.2018 18:43

    Может быть, комитет по биоресурсам начнет информировать население о содержании вредных веществ в рыбе, выловленной в открытых водоемах, не только по двум веществам, как предусмотрено в СанПиН, а по 10-15 вредных веществ, имеющихся в реках. По утверждению некоторых экспертов употреблять в пищу рыбу, выловленную в реках Татарстана, нельзя.

  • Анонимно
    28.02.2018 18:57

    то есть есть милесхоз, минсельхоз, минэкологии, росрыболовство, служба егерей, прокурорский надзор и прочие...
    а тут еще создан госкомитет по биоресурсам???

    • mad big
      28.02.2018 19:56

      Я уже вчера писал, что бракам плевать с высокой колокольни на эти постановления и комитеты. Будет очередной пшик.

  • Анонимно
    28.02.2018 19:22

    Охота - зло. Это прошлый век уже.

  • Анонимно
    28.02.2018 19:30

    35 000 раков = ущерб 20 000 000 рублей. 1 рак = 571 рубль ущерба? Это какие раки должны быть? По килограмму?

    • Анонимно
      1.03.2018 06:45

      уважаемый, экологический ущерб не измеряется в весовой категории., это ущерб природе уничтожением одной особи, а не цена рака в пивбаре.

    • Анонимно
      1.03.2018 07:39

      По 5 за кг., но вчера.
      Сегодня по 3 за кг, но маленькие.

  • Анонимно
    28.02.2018 21:37

    Одно дело на лыжах с ружьем по лесу за зайчиком месяц бегать будешь. Совсем другое на снегоходах уничтожать все что видишь. Может оно и к лучшему, но зверушек жалко.

  • Анонимно
    28.02.2018 23:37

    Пос Берсут. Браконьеры ежедневно средь бела дня напротив причала ставят и снимают сети. Никому дела нет.
    На рыбе живут целыми кланами, строят новые домища без тени стеснения - потому что процветает коррумпированная Безнаказанность !

    • mad big
      1.03.2018 05:56

      Берсут - это отдельная тема! Это ЗАПОВЕДНИК браков.

    • Анонимно
      1.03.2018 18:28

      На трассе М-7 в Мамадышском районе рынок браконьерской рыбы, с левой стороны и с правой стороны дороги. Рыбная мафия.Ни каких документов на рыбу (накладных, ветеринарных справок) подтверждающих, что рыба выловлена рыбхозами по квотам нет.

  • Анонимно
    1.03.2018 05:51

    Мудрые аналитики от дивана, любящие спорт и занимающиеся им путем просмотра матчей сидя дома и в барах - по ТВ, отслужившие срочную в виртуальных баталиях "world of tanks", с аппетитом поедающих ветчинку и икорку добытую ими в тяжёлых походах в Бахетле , при этом не разу не побывав ни на охоте и на рыбалке, называют охотников " моральными уродами". Пришвин и Хэмингуэй по их мнению также являются таковыми. Мэнге Тау

  • Анонимно
    1.03.2018 07:00

    В понимании непосвященного обывателя, имеющего представление об охоте и охотниках только из известной кинокомедии, не существует разницы между охотником-любителем и браконьером-правонарушителем. Имея очень солидный стаж работы в органах контроля за охотой и сам долгое время увлекавшийся охотой, ответственно заявляю: уровень культуры и законопослушания среди отечественных охотников-любителей крайне низкий, эффективность надзора тоже. Культурные охотничьи хозяйства , соблюдение правил и норм охотничьей этики по внутреннему убеждению, пока к сожалению - мечта, к которой надо стремиться. Но в общем, охотники обычные люди со своими достоинствами и недостатками, и делить их на хороших-плохих, неразумно.

  • Анонимно
    1.03.2018 07:29

    правильно нужно двигаться вперед сафари парк круто просто молодцы

  • Анонимно
    1.03.2018 09:37

    Пусть это псевдо-охотники идут на зверя с рогатиной. Вот тогда это будет охота. А то, что они делают - просто убийство. Они убийцы, которые нашли себе лёгкую добычу. Отвратительные люди.

    • Анонимно
      1.03.2018 15:29

      а ты зимой топись собранными ветками и питайся кореньями.
      а то ишь чего придумал, пользоваться благами бездушной цивилизации, отоплением и супермаркетами да кафе

      28%

  • Анонимно
    1.03.2018 10:50

    Можно еще признать спортом, когда охотник с простым ружьем на простых лыжах или пешком выслеживает дичь. Это его возвращает в первобытное состояние. Можно признать спортом рыбалку с простыми снастями. Но когда смотришь на современного терминатора диких существ, то страх берет: вездеходы и вертолеты, нарезное автоматическое оружие с навороченными оптическими прицелами, включая ночные, использование беспилотников, масса "помощников, загоняющих дичь, я не говорю уже про собак и т.п. У животных просто нет шансов выжить. Так что современно оснащенный охотник - это убийца. А жалобная история про охотника на гуся - это для интересно, но и все. Посмотрите как он одет и станет ясно, что комфорт превыше всего. А гусей все меньше и меньше.

  • Анонимно
    1.03.2018 11:31

    Федор Батков Вы все правильно говорите. НО !!! Обратите внимание на егеря в Свияжском охот хозяйстве. В особенности на ситуацию с ловлей рыбы в с.Соболеское. Вся Свияга сетями перегорожена. А дом егеря в 100 метрах от берега. Вот и думай.

  • mad big
    1.03.2018 18:17

    Там этот егерь и есть главный браконьер.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль