IT 
6.03.2018

В Казани разрабатывается система управления полным жизненным циклом изделий для МО РФ

Комплекс средств обеспечивает сбор и обработку результатов работы на всех этапах жизненного цикла изделий: от разработки до утилизации

Информация о состоянии изделия «за всю его жизнь», от замысла до применения, обрабатывается в системе «Управление полным жизненным циклом». Она разрабатывается в Казани для решения задач крупных (государственных) заказчиков, подразделений министерства обороны. Руководитель направления Владимир Ганевич рассказал «БИЗНЕС Online» о задачах, решаемых системой, и ее особенностях.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАКАЗЧИКОВ НА ВСЕХ СТАДИЯХ ЖИЗНИ ИЗДЕЛИЯ

– Владимир Викторович, расскажите, что собой представляет система «Управление полным жизненным циклом».

– Разрабатываемая система управления полным жизненным циклом (ПЖЦ) позволяет создать законченную и взаимоувязанную информационную картину об изделии путем сбора и обобщения данных на всех его стадиях жизненного цикла. Основная ценность решения – в сборе и обобщении информации (по изделиям), принципиально разных категориях применения, когда возможно, например, проследить связь между значением ТТХ конкретного образца и требованием, заложенным еще на этапе НИРа.

Во-первых, система предназначена для обобщения информации по изделиям в течение продолжительного периода времени, когда только стадия научных исследований может занимать 3–5 лет, а непосредственно эксплуатация может длиться десятилетиями. Во-вторых, отслеживается производимая номенклатура по комплектующим от всех предприятий – участников проектов жизненного цикла изделий, в том числе территориально удаленных друг от друга. И наконец, это хранение истории всех изменений, проводимых в изделии с момента изготовления опытного образца и модернизации при эксплуатации.

– Для каких задач нужна система?

– Комплекс решает задачи реализации качественно нового подхода к управлению всеми процессами жизненного цикла изделий: военного и специального назначения. Осуществляется централизованный сбор и обработка информации от всех участников процесса для поддержки принятия управленческих решений. Организуется информационное взаимодействие территориально удаленных друг от друга участников: конструкторские бюро, производственные предприятия (изготовители), эксплуатирующие и ремонтные организации, представительства заказчика и т. д. Осуществляются контроль на отдельных этапах ЖЦ за ходом выполнения работ и анализ достигнутых результатов. Наконец, решается задача организации и распределения доступа к информации для участников, а также защита информации от несанкционированного доступа.

Чтобы увеличить, нажмите

– Для кого ООО «НПО ВС» разработало систему?

– Мы в основном специализируемся на изделиях для военной промышленности. Планируемое целевое использование системы предназначено для заказчиков военной и специальной продукции, а также предприятий промышленности, которые производят и ремонтируют эти изделия.

– Почему вообще возникла необходимость в ее создании?

– В 2012 году в послании президента России – «майских указах» – было сказано о необходимости перехода на контракты ПЖЦ по основным и перспективным видам вооружения, военной и специальной техники. Было создано несколько рабочих групп при МО РФ, которые начали проработку данного задания.

В результате было выделено несколько пилотных проектов, в трех из которых мы принимали и принимаем участие. Два из них связаны с изделиями автомобильной техники и бронетанковой техники, где основными исполнителями были разработчики изделий – КАМАЗ и «Уралвагонзавод». Учитывая наш задел в области автоматизации предприятий промышленности, где мы решали подобные проблемы, выбор заказчика пал на нашу компанию.

В ходе разработки мы исходили из потребностей обеспечения управления процессами на трех основных этапах: разработка, изготовление и эксплуатация изделия.

На одном «пилоте» целью был «охват» всех этапов жизненного цикла. Разрабатываемое решение включает широкий спектр: управление проектами, документооборот, системы планирования эксплуатации и другое. Работа еще не закончена, выполнены только этапы эскизного и технического проектирования системы.

На двух пилотных проектах мы полностью реализовали поставленные задачи управления снабжением, эксплуатацией образцов изделий. Решение развернуто на более чем 10 объектах заказчика. Министерству обороны в данном случае требовалось получить систему, которая следила бы не просто за текущим состоянием конкретных образцов изделий, а за всем, что с этим связано: от ввода в эксплуатацию и обеспечения запчастями группы изделий до модернизации ранее изготовленной техники.

АВТОМАТИЗАЦИЯ «ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ» И «ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

– Сколько решений в итоге вы создали?

– Для стадий разработки и эксплуатации мы делали, по сути, два разных решения, работающих совместно. На стадии разработки изделия решением пользуются предприятия промышленности и службы минобороны, ответственные за контроль исполнения государственного заказа. Им необходимо контролировать, как все идет, сколько это «должно» и «будет» стоить.

На всех стадиях разработки система должна была обеспечить «защищенный» доступ к разработанной документации. Для решения этой задачи был заложен функционал взаимодействия с информационными системами предприятий промышленности для сбора, хранения и своевременного внесения изменений в документацию от разработчиков, включая документы по эксплуатации и ремонту изделий. Представьте себе объем файлов, который должен быть доступен на протяжении одного цикла разработки, равный 3–15 годам!

Система должна стать решением верхнего уровня по сбору информации и систематизации. Она не подменяет системы на предприятиях, а дополняет их, агрегирует и систематизирует информацию в интересах головного заказчика.

На стадии эксплуатации изделия пользователями системы являются реальные «эксплуатанты» (войсковые части) и органы военного управления, ответственные за управление техническим обеспечением. По сути, система должна помогать четко знать, что и где лежит, какая статистика отказов, какая группа техники чаще страдает тем или иным «недугом». Систематизацию нужно было обеспечить в электронном виде, а так как войсковых частей большое количество, надо было решать различные вопросы взаимодействия.

В области управления процессами эксплуатации мы в течение двух лет в интересах министерства обороны реализовывали проект, который на нескольких десятках крупных объектов обеспечивает всю совокупность учета и управления техническим обеспечением.

По системе эксплуатации также был инициирован государственный контракт по автоматизации задач в интересах управления начальника инженерных войск (УНИВ ВС РФ) и главного автобронетанкового управления (ГАБТУ МО РФ). Было автоматизировано 14 объектов по двум направлениям (видам) технического обеспечения, поставлено «под контроль» несколько десятков тысяч единиц техники.

– Из чего состоит система управления ПЖЦ?

– Она состоит из следующих основных блоков: управление проектами на этапах жизненного цикла — на стадии разработки, на стадии серийного производства, эксплуатации; управление интегрированной логистической поддержкой при техническом обеспечении изделий; управление процессами электронного документооборота; информационное взаимодействие между участниками ПЖЦ; управление доступом; учебно-тренировочные модули.

– В чем особенность решения для войсковых частей?

– Особенности работы были такие: с одной стороны, мы автоматизировали «низовые», подчиненные части – работали «в поле» для обеспечения учета. С другой – автоматизировали центральные органы военного управления, где обрабатывается только документация. Если на нижнем уровне нам нужно было бегать с терминалами сбора данных, считывать различные бирки, метки с техники, то на верхнем – работа только с бумагами. Применялись различные методы, в том числе с штрихкодами. Обычно бывает так называемый одномерный штрихкод, по которому можно быстро найти документ в системе, а мы добавили возможность работы с еще одним кодом. Допустим, из другого объекта (с которым нет связи) пришел бумажный документ. Как тогда вводить документ в систему? А на другой стороне документа есть двухмерный штрихкод. Он считывается на месте и автоматически попадает в систему, при этом экономится время, снижается количество ошибок ручного ввода.

Это попытка, с одной стороны, систематизировать все, с другой – поддержать эксплуатантов на местах, с третьей – дотошно собирать всю доступную информацию, а также дать контроль «верхним» уровням управления. Наконец, повышается дисциплина ведения учета, так как при бумажной технологии вы можете проверить что-то, только приехав на место, а при автоматизации достаточно сформировать отчет. В заключение хотелось бы сказать, что работа с такими большими объемами данных потребовала применения новых информационных технологий в области «больших данных». Сейчас модули системы эксплуатируются реальными пользователями, и мы с ними очень тесно сотрудничаем и поддерживаем их во всех возникающих вопросах.

16+

На правах рекламы

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль