Общество 
3.03.2018

Рустам Батыр: «Марджани был последователем идейного вдохновителя мирового ваххабизма?»

Год 200-летия со дня рождения великого мыслителя должен стать годом правды, развенчания стереотипов и решения исторических загадок

Мусульманское сообщество России проводит 2018 год под знаменем Шигабутдина Марджани, напоминает автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр. Началась эстафета различных мероприятий, посвященных великому татарскому мыслителю и богослову. Этот год должен стать и временем решения задач и исторических ребусов, связанных с Марджани, считает известный мусульманский и общественный деятель. Одну из них он озвучивает в своем новом материале на страницах «БИЗНЕС Оnline».

«До сегодняшнего дня ученики не написали о Марджани такого произведения, какого он заслуживает в соответствии со своей славой».

Ризаэтдин Фахретдин, 1914 год

Этот год мусульманское сообщество России проводит под знаменем Шигабутдина Марджани, 200-летие со дня рождения которого мы нынче отмечаем

«МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ГАЛОЧКИ – ЭТО У НАС ЛЮБЯТ И УМЕЮТ»

Этот год мусульманское сообщество России проводит под знаменем Шигабутдина Марджани, 200-летие со дня рождения которого мы нынче отмечаем. Началась эстафета различных мероприятий, посвященных великому татарскому мыслителю и богослову. Нередко эти мероприятия проводятся формально, для галочки – это у нас любят и умеют.  Хотя по-настоящему дань памяти мы отдадим тогда, когда хотя бы просто опубликуем все его труды, а еще лучше – вместе с переводами и научным анализом. Да и воплотить наконец-то в жизнь слова Ризаэтдина Фахретдина, вынесенные в эпиграф к статье и сказанные им более 100 лет назад, было бы уже великим делом. Но сегодня мы начнем с малого.

На мой взгляд, год Марджани должен стать прежде всего годом правды, развенчания стереотипов и решения исторических загадок, связанных с личностью нашего прославленного соотечественника.

Одну из таких загадок, если хотите, исторических ребусов, нам подбросил известный знаток ислама, российский академик Василий Бартольд (1860–1930), отчасти современник Марджани. В статье под названием «Ислам и современная культура» он писал: «Труды Ибн-Таймии позволяют прогрессистам доказывать, что мусульманин и без европейского влияния может критически относиться к официальной религии, и потому приобрели большую популярность среди прогрессистов различных стран. Русских мусульман впервые ознакомил с трудами Ибн-Таймии ученый Марджани (1818–1889), родоначальник прогрессивного течения среди татар; в 1911 году Ризаэтдин Фахретдин, редактор оренбургского прогрессивного журнала „Шура“, посвятил Ибн-Таймии особое исследование».

Итак, по Бартольду, Марджани – проводник влияния Ибн-Таймии (умер 1328 году) среди российских мусульман. Как известно, Ибн-Таймия в общественном сознании прочно связан с идеологией ваххабизма/салафизма и даже исламского терроризма. Ваххабиты/салафиты всего мира считают его своим непререкаемым авторитетом. И если верить Бартольду, то получается, что мы в этом году отмечаем юбилей одного из последователей идейного вдохновителя ваххабизма. Неужели это правда?

Давайте разбираться.

Началась эстафета различных мероприятий, посвященных великому татарскому мыслителю и богослову

«МОГЛО ЛИ БЫТЬ ТАК, ЧТО ПОДОБНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ – СЛЕДСТВИЕ ВЛИЯНИЕ ИБН-ТАЙМИИ НА МАРДЖАНИ?»

Прежде всего надо все же провести грань между учением самого Иб-Таймии и тем, что нередко подается под его именем. Дистанция между ним и современными ваххабитами, апеллирующими к нему, примерно такая же, как между Фридрихом Ницше и немецким фашизмом, учением Маркса и сталинскими лагерями. Связь вроде бы эта декларируется, но насколько оправданно – большой вопрос.

Марджани и Ибн-Таймию как выдающихся мыслителей ислама роднит многое. Их обоих справедливо считают мусульманскими реформаторами (хотя этот термин нужно применять условно к мусульманским реалиям). Они оба выступали против мазхабического фанатизма и всевозможных новшеств, привнесенных в богословие ислама и его религиозную практику в среднике века. Они оба питали неприязнь к схоластическим упражнениям поздних мутакаллимов, которые заплетали догматику в такие кружева мыслей, что от изначального простого и всем понятного учения ислама не оставалось и следа.

Они оба прекрасно владели первоисточниками и потому смело вставали на позиции, которые невежественной толпе мусульманских улемов казались частенько еретическими и богохульными. Так, в частности, они оба – кто более открыто, кто менее – выступали против человеконенавистнического учения о вечности адских мук и провозглашали тезис об извечности мира, за что, естественно, обвинялись во всех смертных грехах и вероотступничестве.

Могло ли быть так, что подобные параллели не просто совпадение, а следствие влияния Ибн-Таймии на Марджани? Если верить Бартольду, то именно так и получается.

«По-настоящему дань памяти мы отдадим тогда, когда хотя бы просто опубликуем все его труды, а еще лучше – вместе с переводами и научным анализом»

«РАСТВОРИВ» ИБН-ТАЙМИЮ В ЧЕРЕДЕ ДРУГИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ИСЛАМА, ФАХРЕТДИН МЕНЬШЕ ПОДПАДАЛ ПОД ПОДОЗРЕНИЕ»

Здесь многое сходится. Среди татарских религиозных деятелей, живших после Марджани, взглядами Ибн-Таймии восхищаются многие известные личности. Например, это делает Галимжан Баруди, в течение 6 лет бывший учеником/последователем Шигаба хазрата, влияние которого на формирование взглядов создателя джадидского медресе «Мухаммадия» и будущего всероссийского муфтия оказалось решающим. Возможно, именно вследствие него Галимджан хазрат в 1911 году писал Фахретдину об Ибн-Таймие на удивление теплые слова: «Возможно, в прежние времена я был из России единственным обладателем хорошего мнения про Ибн-Таймию. Смею предположить, что в последнее время в этом моим товарищем являетесь и Вы. Путь Ибн-Таймии в своей сути прекрасен. С 1872 года я пользовался его трудами, вначале через произведения любимого мной Кануджи, а после и напрямую, из книг самого хазрата. По моему мнению, приведенные его противниками претензии к нему в большинстве своем не имеют основы. Он был человеком с сильным сердцем и знаниями и в каждом своем слове и направлении был храбр и смел».

Кстати, сам Фахретдин, как уже было отмечено, посвятил Ибн-Таймии отдельную работу из серии великих богословов ислама. Некоторые специалисты полагают, что сама эта серия была задумана им лишь для того, чтобы сделать возможным публикацию данной работы. Ведь если была бы написана только она, это могло бы вызвать вопросы у консервативной  мусульманской публики. А так, «растворив» Ибн-Таймию в череде других мыслителей ислама, Фахретдин меньше подпадал под подозрение.

Данную работу Фахретдин вспоминает в самом начале своей статьи, посвященной Марджани и опубликованной в известном сборнике статей, изданных к 100-летию великого татарского ученого. Он в буквальном смысле слова начинает свой разговор  о Марджани с упоминания Ибн-Таймии: «В работе „Ибн-Таймия“, ставшей 5-й частью серии „Знаменитые люди“, я написал слова следующего содержания: „Сегодня среди мусульман России, среди людей, имеющих отношение к Марджани, есть уважаемые учителя, имамы, издатели, богачи, живущие на широкую ногу, образованные и щедрые купцы, но при этом до сих пор не было ни одной серьезной инициативы издать все произведения Марджани“». Прошло 100 лет, а воз, как говорится, и ныне там. Но речь уже не об этом. Из слов Фахретдина мы видим, что в его сознании Марджани и Ибн-Таймия тесно связаны.

Фахретдин не был прямым учеником Марджани. Он лишь однажды, по собственному признанию, бегло виделся с ним в юности, но с трудами дамеллы был хорошо знаком и находился под их влиянием. «Наше вероубеждение, принципы и мысли, позаимствованные нами у людей, с которых мы в то время брали пример, пережили своего рода землетрясение», – писал он о своих впечатлениях после прочтения «Назурат аль-хакк» Марджани.

Так неужели почтительное отношение к Ибн-Таймие со стороны Фахретдина и особенно Баруди – это тоже результат влияния известного татарского просветителя?

«Может оказаться так, что Марджани все же был идейным учеником вдохновителя мирового ваххабизма Ибн-Таймии. И вот здесь начнется совершенно новая история в осмыслении нашего национального наследия...»

МАРДЖАНИ – «ИСЛАМСКИЙ ЛЮТЕР»

В «Вафият аль-асляф» Марджани делает небольшую заметку об Ибн-Таймии. В ней (сужу по переводу) он не высказывает какого-либо осуждения его «еретических» воззрений, которые называет всего лишь «необычными идеями», преподносит ученого гонимым за убеждения и дает ему сразу несколько положительных характеристик. Как явствует из этого текста, Марджани был знаком с некоторым трудами Ибн-Таймии, которые он, правда, не называет.

Кто знает, возможно, Марджани проникся взглядами Ибн-Таймии, а возможно, получив от его работ первоначальный импульс, пришел к схожим суждениям уже самостоятельно. Сам Марджани об этом, кажется, никогда не высказывался. Данное обстоятельство некоторых исследователей вынуждает даже полагать, что эти два исламских мыслителя существовали в параллельных реальностях. Так, современный немецкий ученый Михаэль Кемпер в своей фундаментальной работе, посвященной татаро-башкирским/булгарским богословам и основанной на привлечении огромного массива письменных источников, говоря о Марджани, пишет: «Примечательно, что труды, например, Ибн-Таймии, переживавшие в XVIII–XIX веках настоящий ренессанс в арабском мире и имевшие исключительно важное значение для реформационного движения, „булгарскими“ авторами никогда даже не упоминаются. Это подчеркивает самостоятельность реформаторского дискурса в Поволжье и Приуралье».

В схожем ключе высказывался в свое время и Хади Атласи. В статье «Кем был Марджани?» он писал: «Хотя в исламе и появлялись Ибн-Таймия, Ибн-аль-Каййим и другие обновители религии, но они остались незамеченными, как слова, обращенные к глухому, или как жесты, показанные незрячему. Притом что для придания ему динамики у всего исламского мира была потребность в „мусульманском Лютере“, но он почему-то не появлялся». И тут же добавляет: «По безграничной милости Аллаха во второй половине XIII века [по хиджре] среди северных мусульман появился „исламский Лютер“. Это был наш уважаемый Марджани».

На основании этих суждений следует предположить, что Бартольд, хоть и был корифеем науки, но в отношении Марджани, возможно, допустил ошибку, и, стало быть, наш великий соотечественник не был проводником идей Ибн-Таймии. Хотя кто знает. Бартольд – серьезный ученый и словами не разбрасывался. Да и реальная жизнь порой содержит в себе намного больше сюрпризов, чем мы можем даже себе представить. Словом, для специалистов тут есть над чем поработать. И может оказаться так, что Марджани все же был идейным учеником вдохновителя мирового ваххабизма Ибн-Таймии. И вот здесь начнется совершенно новая история в осмыслении нашего национального наследия...

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.03.2018 11:23

Рустам, нэрсэ булды сезгэ??? ничек кеше шулай 180 градуска узгэрэ ала??? Сез бит Абу Ханифанын трактатларын укыган, китап итеп чыгарган кеше. Ничек шулай юлдан яздыгыз сез, кемгэ сатылдыгыз?
килэчэк очен, баларыгыз очен туктагыз бу ересьне язудан, белеме булмаучылар сезнен сузлэрне чын итеп кабул итергэ дэ момкин бит.
Жэллим сезне, кызганам. Аллах туры юлга кире кайтарса икэн сезне!

  • Анонимно
    3.03.2018 09:38

    Марджани - наше все. Он - ваххабит. Тогда кто мы?

  • Анонимно
    3.03.2018 09:41

    Конечно, Рустам хазрат этой статьей преследует свои цели - в любом мероприятии нашего ДУМ найти огрехи, показать с нелецеприятной стороны.
    Но я благодарен ему за поднятые темы, в частности, трудов Ибн Таймии и вообще запрета мусульманской литературы. Этот список содержит не одну сотню наименований, в том числе произведений всемирно признанных мусульманских ученых. И здесь абсолютно все наши муфтии показали свою беззубость и конформизм. А список этот растет как снежный ком, недавно один суд пытался запретить даже отдельные аяты Корана. Но вопрос был решен Кадыровым, но не нашими муфтиями. Уверен, они бы и это проглотили...
    Мистер Х

    • Анонимно
      3.03.2018 20:37

      А вы что не помните, какой активной антисалафитской деятельностью занимался Батров, будучи тогда заммуфтием? Составление списка литературы, который он назвал "списком белой и черной литературы", в черном списке которого как раз и значились труды Ибна Теймии и других ученых-салафитов. Тогда, отчитываясь, он заявил о том, что "у нас сейчас нет "черного списка" - остался лишь только "белый". Вот потому-то и не переводились трудый Марджани. А сейчас в тренде "саляфия" - вот вам и перемены и перекрашивания (превращение черного в белый). Я не удивлюсь, если следующим муфтием поставят саляфита (суфия поменяют на салафита). А Батров и здесь будет на коне (на белом, конечно).

  • Анонимно
    3.03.2018 10:14

    Это в честь него устраивали соревнования по японской борьбе????

  • Татары славны великими просветителями, но они вторичны. Первичны Учёные, создающие новые знания и открытия, которых среди татар исторически и практически не было никогда, увы!

    • Анонимно
      3.03.2018 22:41

      Увы, но кто мог допустить татар до того, чтобы они могли получать образование и заниматься наукой? Их даже до кузнечных дел не допускали после завоевания Иваном Грозным Казани, выселили так, чтобы они могли селиться вблизи больших судоходных рек. А вы про то, чтобы они делали открытия в науке. Не могу понять вот таких "товарищей". С одной стороны ругают американцев, которые по сути против татар ничего кроме пользы пока не сделали. А с другой вздыхать и произносить "увы", полагая, что это татары не способны что-то в науке сделать. Тут вот еще один богослов пытается то ли объявить тех, кто что-то там внес хотя бы в богословие, врагом народа, то ли просто уж сам запутался в терминах и определениях.

      Б.

      • Анонимно
        3.03.2018 22:58

        Не стыдно обвинять Ивана Грозного только потому что вы его не любите? В России первый университет появился только в 18 веке, а университет в Казани в 1804 году, так что Иван Грозный (16 век) не виноват что у вас не было науки и возможности ею заниматься.
        Кстати, в Марокко университет появился в 9 веке - так что все претензии Казанскому хану и всем правителям кто был до него. Может просто все были кочевниками и торговцами, а наукой было не престижно заниматься и надо было семью прокормить.

        • Анонимно
          3.03.2018 23:17

          А что русские до Петра 1 в науке сделали? Да и Петр то пригласил в столицу науку делать немцев. Так ведь в Казани был своеобразный университет - Кул Шариф и библиотека была, которую как раз Иван Грозный и уничтожил, чтобы похоронить все сведения и летописи Казанского ханства.

          Б.

        • Анонимно
          3.03.2018 23:19

          У татар, конечно же, были учёные, но это мало где пропагандируется:
          1) Братья Таджетдин и Хасан ибн Йунус ал-Булгари. Таджетдин ал-Булгари написал сочинение “Лучшие лекарства от отравления”, а его брат Хасан по просьбе известного врача Бадр-ад-дина Махмуда ибн Усмана в 1220-21 гг. переписал его. 2) Трактат по фармакологии “О простых лекарствах” написал Бурхан-ад-дин Ибрагим ибн Йусуф Булгари, имя которого было известно в мусульманских странах.
          3) Всему Востоку было известно имя целителя Ходжы Булгари в Газни. Он был усыновлен поэтом Хакимом Санаи. Поэт же построил на его могиле надгробие, воспел его талант врача в стихах. И в наши дни мусульмане Афганистана приходят к могиле булгарского лекаря и к источнику с его именем, надеясь избавиться от недугов. В 1971 г. на его могиле был воздвигнут мавзолей из белого мрамора.
          4) В XI в. жил Бурхан-ад-дин ал-Булгари. Он известен своими трудами по фармакологии, риторике и богословию. 5) Широкое распространение на Востоке получили труды булгарского ученого Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини-Сувари, богослова и писателя, выходца из г.Сувара, жившего в городе Саксине. Он написал на персидском языке труд дидактического характера под названием “Свет лучей - правдивость тайн”, затем перевел его на арабский язык, назвав “Радующий больные души”. Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари посвятил все свои сочинения своему учителю Абу-л-Аля Хамиду ал-Булгари, у которого учился в медресе.

          Так что у татар ученые были, есть и будут, Иншалла. И да, нам есть за что ненавидеть ивана грозного!
          Мистер Х

          • Анонимно
            4.03.2018 10:17

            Замечательные люди, но единичные! Они могли создать в лучшем случае кружок по интересам, остальное придумали вы сами для придания веса самим себе. Не ясно где они учились, вероятно в Узбекистане или Турции, так как нет сведений о системе подготовки или научной школе на постоянной основе, и как следствие отсутствие постоянного научного центра.

            • Анонимно
              4.03.2018 12:47

              1. Не хочу выставлять Вас в смешном положении, но в 11-13 веках не было ни Узбекистана, ни Турции. Учите матчасть.
              2. Ученики у них естественно были и у ученых Казанского ханства тоже. Но когда ваш народ подвергается геноциду сначала при монгольском завоевании, а потом при грозном - глупо ожидать научных прорывов.
              3. Тот факт, что нам известно об этих ученых только из арабских и персидских источников, говорит об их известности и признанности в странах Востока, являвшихся признанными лидерами в медецине и фармакологии в тот период.
              Мистер Х

              • Анонимно
                4.03.2018 14:25

                Еще раз напомню Мистеру Х, что все письменные документы были уничтожены после взятия Казани. Часть была вывезена Грозным, а часть просто спалили. Так что про то, что нам известно из арабских и персидских источников опять таки не наша вина.

                Б.

          • Анонимно
            4.03.2018 10:23

            Какой они создали орден или членами какого были? Что то не слышно о последователям или принадлежности к какой либо школе. Создаётся впечатление что это было просто мнение обычного грамотного жителя и именно грамотность на фоне безграмотности создало миф о их величии. В противном случае были бы ученики и другие учёные в тоже самое время.

    • Анонимно
      4.03.2018 07:02

      Наверно, это потому, что всегда предпочитали входить в конфедерации племен, в которых отсутствовало регулярное образование.

  • Анонимно
    3.03.2018 11:23

    Рустам, нэрсэ булды сезгэ??? ничек кеше шулай 180 градуска узгэрэ ала??? Сез бит Абу Ханифанын трактатларын укыган, китап итеп чыгарган кеше. Ничек шулай юлдан яздыгыз сез, кемгэ сатылдыгыз?
    килэчэк очен, баларыгыз очен туктагыз бу ересьне язудан, белеме булмаучылар сезнен сузлэрне чын итеп кабул итергэ дэ момкин бит.
    Жэллим сезне, кызганам. Аллах туры юлга кире кайтарса икэн сезне!

    • Анонимно
      3.03.2018 14:58

      Рөстәм чыгырыннан чыкты. Нинди максат белән эшли микән ул моны?

  • Анонимно
    3.03.2018 12:49

    Мой совет этому Батрову. Не через Бартольда "изучай" Марджани, а по его оригинальным трудам. Для этого надо учить языки и богословие.

  • Анонимно
    3.03.2018 14:11

    //ученый Марджани//


    Где можно почитать учёные труды этого "учёного", чтобы самому оценить его "величие"?

    • Анонимно
      3.03.2018 19:51

      вы уже оценили, не надо вам уже. не читал, не знаю.. живите в своем мирке.

      • Анонимно
        3.03.2018 21:00

        Как раз хочу сам почитать - и оценить. Здесь "восхищаются" тем, что никто не читал у него, так как эти "труды" до сих пор предпочитают не переводить - чтобы читатели не усомнились в его "величии". Типа, "не читали - но восхищаемся".

        Вполне допускаю, что труды этого "учёного" тянут на Нобелевскую премию - только дайте это самим людям увидеть.

        • Анонимно
          3.03.2018 22:43

          Не вам кого-то оценивать. Для этого надо бы хотя бы иной язык кроме русского выучить.

          Б.

          • Анонимно
            4.03.2018 07:10

            Так и татары не могут почитать его "труды", так как они написаны арабицей.

    • Анонимно
      4.03.2018 16:29

      Читайте: http://kitaphane.tatarstan.ru/mardzhani.htm

  • Анонимно
    3.03.2018 14:50

    А ведь прав Батров. Марджани осуждал даже проведение поминок в 3, 7 день и т.д. Это написано в его труде "Ал-барк ал-вамид". Поэтому этот труд не издают и не переводят как и другие его книги.

    • Анонимно
      3.03.2018 17:35

      Если в Исламе нет-3;7;40 дней,что должен сказать Марджани?Должен сказать таджикские суфий накшбанди так делают,нам тоже надо?

  • Анонимно
    3.03.2018 17:04

    Почти 100 лет мы носились как с писаной торбой с трудами классиков марксизма.Но жизнь не стоит на месте и теперь никто всерьёз не будет их изучать кроме узкого круга специалистов.Так и тут.Какие такие истины можно почерпнуть из того что написано 800-150 лет назад.Поэтому может и хорошо что это не переводят иначе ведь и просак можно попасть увидав что король то голый.А так есть в честь кого турниры хотя бы проводить.

  • Анонимно
    3.03.2018 18:48

    Еще недавно был отмечен Год Марджани (тогда Батров был Заммуфтия). Тогда Марджани был представлен в качестве суфия-этномусульманина ("традиционала"). В советское время его представляли в качестве джадидиста-просветителя (даже светский институт назвали его именем). Как только не спекулируют его именем!? Также спекулируют и именем Абу Ханифа (Батров даже защитил диссертацию по его биографии и трудам (где он также причислил Абу Ханифа к суфиям). Если сравнить Абу Ханифа, Марджани с Батровым - то ведь последний окажется вовсе на противоположной стороне от первых двух (ведь Абу Ханифа и Марджани были суннитами "ахля Коран валь хадис" (но только не хадисоцентристами и не коранитами (коим причисляет себя Батров). И Абу Ханифа и Марджани были последовательными саляфами. А кораниты и саляфы - это антиподы. Как это можно понимать - то переметнулся в одну сторону, то переметнулся в другую?! И все так быстро (за короткое время), что даже не успеваешь "догнать". Причем, все эти резкие, частые и молнионосные переброски (крутые виражи) носят какой-то непредсказуемый и противоречивый характер.

    • Анонимно
      4.03.2018 10:55

      Батров, к сожалению, до сих пор ни
      какой диссертации не защитил. Начиная с этого и все остальные ваши предложения не верны. Он никогда и нигде не причислял себя к коранитам. Сунниты это не "ахля Коран валь хадис", а "ахли Сунна валь джамаа". И Абу Ханифа и Марждани были последовательными рационалистами опиравшимися на Коран, достоверную сунну и разум. Ну и в заключении Батров последовательно отстаивал и отстаивает именно рационалистический вектор развития ислама, а не метается из стороны в сторону, как вы тут по незнанию об этом, как впрочем и обо всём другом, написали.

      • Анонимно
        4.03.2018 13:13

        От коранитов-мурджитов и "ахля райя" (субъективно толкующих (интертрепирующих) Коран) другого ответа я не ждал.
        "Ахля сунна валь джамага" и есть "ахля Коран валь хадис" (то бишь, суннизм). А кто игнорирует хадисы (коранит) - тот антисуннит или же "анти ахля сунна валь джамага). На ложном пути. Выруливайте скорее, держитесь прямоты!

        • Анонимно
          4.03.2018 15:12

          Не ждали, что укажут на ваши ошибки! Ну так вот вам точный перевод на русский язык термина "ахли Сунна валь джамаа" - "первобытно общинные люди" ! Развивайтесь!

          • Анонимно
            4.03.2018 18:28

            какие глубокие познания в области арабского языка и ислама.. с такими знаниями вам только в БИА.

  • Анонимно
    4.03.2018 00:43

    Что то не вызывают уважения ни проповедники Ислама, ни агитаторы татарского языка. И те, и другие находятся у котла и нипочем им жизнь простых мусульман татар. Освободите и освободитесь от противоречий в вере и языке, они нужны вам для диспутов и диссертаций. Народу нужна вера как опора, язык для общения, чтобы понять этот мир и быть понятой везде. Не загоняйте татар за занавес истории и лесные дебри противоречий ислама.

    • Анонимно
      4.03.2018 15:05

      Признать архивный факт и Шигабуддина Марджани заблучшим последователем ибн Таймии не получится, уж слишком высокий авторитет Марджани среди татарской интеллигенции. Опираясь на авторитет Шигабуддина Марджани также не можем оправдать лживое учение ибн Таймии, уж слишком много пагубных последствий этого учения. Выход есть, это уничтожить архив, и не переводить труды Шигабуддина Марджани, и ни кто не будет знать, что он ваххабит, а народ будет гордиться, что он великий сын народа. Или все таки признать правду и сказать, что он не такой уж великий, а поддался влиянию ваххабизма.

      • Анонимно
        4.03.2018 22:10

        в чем суть претензий в Марджани? Ну в чем он не прав?
        Или Вы просто предлагаете повесить ярлык ваххабита?

  • Анонимно
    4.03.2018 23:19

    Когда бы я ещё прочитал и биографию, и автобиографию своего земляка Маржани. Преклоняю голову перед судьбой этого человека. В 4 года остался сиротой, потерял мать. Похоронил трех жен, семерых своих детей. Это личная сторона его жизни. Просто уму не постижимо, что имея архив его трудов, до сих пор не приступить к их переводу. Да, он был знаком с трудами Ибн Таймии в такой же степени, сколько с трудами множества ученых того времени. Но это не является основанием осуждать его взгляды, высказывания и уничтожать его архив трудов. Это можно обьяснить только ленью и бизнес ориентированностью современных последователей ислама. И ещё очень важный аспект - им абсолютно неведомо понятие Философия.

  • Анонимно
    5.03.2018 15:31

    Много трудов наши ученых не переводятся, т.к. это будет идти вразрез текущим "ценностям". Не будет даже поминок, которые наши имамы так любят. Изучайте арабский, и читайте оригиналы. Ваш взгляд на многое поменяется. А жить так, как говорят и считать что это истина, это легко, но это тупик!
    Не будьте невеждами, учитесь!

  • Анонимно
    16.03.2018 10:48

    Был бы Марджани из другой нации, мы бы его быстро вывели на чистую воду. Все его труды пропитаны идеологией Ибн Таймии. Нам не важно содержание его трудов, а важно то, что у нас есть возможность гордиться своим великим учёным, автором многих книг. Про поминки - это правильно, в Исламе нет поминок: 3, 7, 40, но вот гакыйда - отрицающая тавассуль - это полностью ваххабитская. Хорошо, что труды Марджани не переведены на русский и татарский языки, и без него, и так наши "мусульмане" зомбированы влиянием прежних, ваххабитских муфтиев, в такой степени, что всё ещё не могут отрезветь, очнуться и прийти в вменяемое состояние.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль