Старая элита 
10.03.2018

Рауф Сабиров: «Он потерял на фронте свою татарскую голову и нечаянно прихватил русскую»

К молодому парню из Мамадыша прислушивался Ленин, а Сталин его уничтожил

«БИЗНЕС Online» продолжает рассказ о руководителях республики советского времени. С 1921 по 1924 год председателем президиума ТатЦИКа (то есть главой Татарской автономной республики) был Рауф Ахметович Сабиров. На этом посту он не раз обращался к Ленину по различным вопросам — к его предложениям прислушивались, даже выносили на Политбюро. Тем не менее успешного главу Татреспублики это не спасло, а даже приблизило к расстрелу...

Рауф Сабиров Рауф Сабиров Фото с сайта, посвященного 90-летию ТАССР

«С НИМ ПОПРОСТУ ПОСТУПИЛИ ПО-ИЕЗУИТСКИ»

Его репрессировали дважды. «В первый раз с ним попросту поступили по-иезуитски, – отметил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ известный казанский историк Булат Султанбеков. – Перевели в Москву как бы на повышение, а затем подвергли репрессиям, но позже все-таки выпустили. Во второй раз, через несколько лет, дело закончилось расстрелом».

В 27 лет молоденького паренька из глухого тогда татарского селения Мамадыш выбрали членом бюро Татарского обкома РКП(б) и поставили председателем президиума ТатЦИКа, то есть главой Татарской автономной республики. Спустя три года его с повышением перевели в Москву и назначили заместителем заведующего национальным отделом ВЦИК СССР. Того самого отдела, который стал выполнять функции недавно упраздненного Наркомнаца (Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР – государственный орган по осуществлению национальной политики Советской республики, действовал с октября 1917 года по апрель 1924 года. Был упразднен 9 апреля 1924 года в связи с образованием союзного государства, а функции переданы ВЦИКу – прим. ред.).

А в 1929 году Сабирова исключили из партии и арестовали. Через два года тюремного и лагерного заключения его выпустили на волю. К руководящей работе, конечно, больше не допускали. Сабиров стал работать рядовым рабочим-фрезеровщиком московского автозавода «ЗиС». На новом поприще он добился немалых успехов и вскоре стал одним из лучших фрезеровщиков цеха механосборки. Его поставили наладчиком сложных станков, затем бригадиром. Выбрали в профком завода, где он занимался организацией соцсоревнования.

Талантливый рабочий с парламентским прошлым мечтал получить высшее техническое образование и полностью посвятить себя развитию автомобильного производства. Но в 1937 году его снова арестовали и после пыток и изнурительных допросов 30 декабря того же года расстреляли.

«Имя Рауфа Сабирова на многие десятилетия исчезло из истории Татарстана именно „без следа“, – читаем на сайте, посвященном 90-летию ТАССР. – Будто и не было никогда такого человека! Лишь в начале 90-х годов прошлого века информацию о нем извлек из мрака забвения и обнародовал известный историк-публицист Булат Султанбеков».

В ПОЛЬЗУ КОГО ОН «ШПИОНИЛ» – СЛЕДОВАТЕЛИ ТАК И НЕ ПРИДУМАЛИ

Профессор истории Султанбеков разыскал в архивах КГБ дело по обвинению Сабирова в том, что тот «являлся активным участником антисоветской, татарской, националистической, шпионской, террористической организации, по заданию которой организовывал шпионско-террористические группы и занимался шпионской деятельностью». Вот только в пользу какой именно страны Сабиров «занимался шпионской деятельностью», следователи так и не придумали. Да и якобы созданных им «террористических групп» в природе не существовало.

Султанбекову довелось поработать в этих прежде совершенно закрытых архивах и ознакомиться с пунктами обвинения Сабирова. При исключении из партии его «уличили» в том, что он якобы скрыл свое чуждое социальное происхождение и в анкетах указывал, что является по социальному положению рабочим. Но вроде бы на самом деле происходил из семьи муллы.

Да, его отец – Ахмет Сабиров – действительно был азанче. Но что такое азанче? Это самое низшее звено в религиозной иерархии. Его обязанности заключались в том, чтобы несколько раз в день подниматься на минарет сельской мечети и произносить азан – призыв правоверных к молитве. Вообще, его отец был простым крестьянином и жил своим трудом.

Следователь раскопал и то, что Сабиров одно время учился в медресе, духовном учебном заведении. Но других у татар тогда вообще не было! К тому же Рауф не соглашался с мертвой схоластикой своих духовных наставников, за что и был исключен из медресе (на этой почве у него даже произошла ссора с отцом).

Рауф Сабиров рано оставил семью и, уехав из родной деревни, работал чернорабочим в Нижнем Новгороде, откатчиком вагонеток, бурильщиком на соляных копях Екатеринослава... Даже по меркам того времени его трудно было упрекнуть в «неправильных» происхождении и классовой принадлежности. Однако Сабирова обвинили еще и в буржуазном национализме. В качестве доказательства приводился тот факт, что он был участником Второго мусульманского военного съезда, ратовавшего за создание татарской государственности.

В годы Первой мировой войны Сабиров был призван в армию в 1915-м, воевал на германском фронте. В начале 1918 года солдатский комитет 170-й пехотной дивизии выбрал его делегатом этого съезда и направил в Казань. Но и тут убежденный интернационалист Сабиров, хотя и не был еще членом партии, полностью поддерживал позицию большевиков и вместе с ними покинул съезд. Это о таких, как он, татарские газеты того времени писали, что «они потеряли на фронте свою татарскую голову и нечаянно прихватили русскую голову».

ТОГО, КТО ПРИБЛИЗИТСЯ К АМБАРУ, ЖДАЛ АРЕСТ

Обратно на фронт он уже не вернулся. «Полный советскими идеями, Сабиров приехал в родные края, в Мамадыш, – пишет в очерке о своем земляке Гуляндам Давыдова, научный сотрудник районного музея. – Он сразу вливается в строительство новой жизни, вступает в большевистскую партию. В кантоне начинает работать мусульманский комитет по народному образованию, и Сабиров становится его членом. В 1918–1921 годах он – учитель татарских педагогических курсов.

В апреле 1919 года Рауфа Сабирова избирают председателем Мамадышского исполнительного комитета. В этой должности он находится до июня 1921 года. Это – самые трудные для Мамадыша годы. Шла Гражданская война, близко к этим местам придвинулась армия Колчака. Многие были мобилизованы на борьбу с ним.

1920–1921 годы – самое голодное время для молодой Татарской республики, в Мамадышском кантоне (административно-территориальная единица в РСФСР, существовавшая в 1920–1941 годах. В Башкирской, Дагестанской, Киргизской, Татарской АССР и Марийской АО кантоны были, по сути, аналогами уездов – прим. ред.) тоже свирепствовал голод. Люди умирали прямо на улице. Особенно в трудном положении были семьи с маленькими детьми. Закрывались детсады, школы, к тому же распространялись инфекционные болезни – холера, тиф. Люди не подчинялись приказам исполнительного комитета, который призвал объединиться и всем вместе бороться с голодом. Шел массовый убой и продажа лошадей. Нужно было срочно остановить это явление.

В такой трудной обстановке Рауф Сабиров работал председателем Мамадышского исполнительного комитета. Все силы он мобилизовал на борьбу с голодом, нищетой, разрухой, болезнями. Главным лозунгом того времени были слова: „Трудовой фронт – главный фронт“. Сельские жители семьями прибывали в город, начались кражи. Заводские рабочие оставляли свои места и уезжали в поисках „лучшей жизни“ в другие губернии. В некоторых деревнях произошли вооруженные восстания и голодные бунты.

В 1920 году в Мамадыше вводится военное положение. Согласно нему люди, гуляющие после часа ночи, должны быть арестованы и преданы суду. Также нельзя было устраивать какие бы то ни было сборища, как в самом Мамадыше, так и в пределах кантона, особенно – вблизи амбаров. Замеченные тоже арестовывались.

Рауф Сабиров выдержал это испытание, вывел кантон из голодного положения. Его заметили и в Центральном исполнительном комитете Татреспублики. В июне 1921 года наш земляк избирается председателем Президиума ТатЦИК. Тогда ему было всего 27 лет!»

ВРЕМЯ САБИРОВА – ВРЕМЯ ПОДЪЕМА

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, определившую конструкцию советской власти. Согласно основному закону страны разделения властей на законодательную и исполнительную не предусматривалось: она обязывала Совнарком, то есть правительство РСФСР, представлять на «рассмотрение и утверждение» ВЦИК решения, «имеющие крупное общеполитическое значение», с правом «непосредственно» осуществлять мероприятия, требующие «неотложного выполнения». С другой стороны, Конституция РСФСР уполномочивала ВЦИК рассматривать «проекты декретов и иных предложений» СНК и отдельных ведомств и выпускать собственные декреты. Центральная «конструкция» была повторена и на местах. То есть главные органы Советской власти руководили и управляли страной и республикой не в качестве «свадебных генералов», а на вполне законном основании, и фигура председателя ТатЦИК пока еще не превратилась в декоративную. В начале 1920-х годов кровавое колесо репрессий еще не набрало оборотов.

Так что Сабиров был реальным главой Татреспублики. По работе на посту председателя ТатЦИКа к нему трудно было предъявить какие-либо претензии – при нем республика успешно преодолевала последствия страшного голода 1921 года, последствий братоубийственной разрушительной Гражданской войны.

Встало на ноги сельское хозяйство, новая экономическая политика постепенно стала давать ощутимые результаты. (Новая экономическая политика, НЭП, была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны, которая привела Россию к экономическому упадку. Проводилась в 1920-е годы в Советской России – прим. ред.). Открывались прежде закрытые предприятия, строились новые фабрики и заводы. На руководящие посты выдвигались талантливые национальные кадры. Современные исследователи единодушно признают, что период пребывания Сабирова на посту председателя ТатЦИКа – время подъема народного хозяйства и культуры республики.

Сабиров был не только хорошим организатором и руководителем, но и подающим надежды публицистом. В 1923 году вышла из печати его брошюра «Деревни Татреспублики после голода». В ней автор подробно описал катастрофические последствия голода в республике. Вымирали целые селения, пустели уезды и волости. Доходило до фактов людоедства. Сабиров прямо писал, что к этому привела политика военного коммунизма, и настаивал на скорейшем внедрении НЭПа.

Он не раз обращался к Ленину по различным вопросам – и каждый раз к его предложениям прислушивались, даже выносили поднятые темы на Политбюро. Вот почему с ним решили расправиться иезуитским способом, о котором говорилось в начале публикации: сначала перевели в Москву как бы на повышение, а затем подвергли репрессиям.

ТАКОГО «ВЕЛИКИЙ ВОЖДЬ И УЧИТЕЛЬ» НЕ ЗАБЫВАЛ И НЕ ПРОЩАЛ

«Предъявленные ему обвинения в шпионаже и террористической деятельности были шаблонными и означали лишь то, что жертва террора обречена на высшую меру наказания, – продолжает рассказ Булат Султанбеков. – Настоящая же причина преследований заключалась в том, что в июне 1923 года Сабиров был участником знаменитого Четвертого совещания ЦК РКП(б), где основное внимание было уделено „делу Султан-Галиева“ (Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев (1892–1940) – видный татарский революционер и политический деятель, репрессирован, расстрелян, реабилитирован посмертно в 1990 году – прим. ред.). Выступая на этом совещании, Рауф Сабиров не поддержал обвинений против Султан-Галиева, выдвинутых Сталиным, и заявил, что нет никаких оснований обвинять этого человека ни в национализме, ни в шовинизме. Такого „великий вождь и учитель“ не забывал и не прощал никому».

К тому же Сабиров был лично известен главному сталинскому палачу Ежову (Николай Иванович Ежов (1895–1940) – генеральный комиссар госбезопасности, один из главных организаторов массовых репрессий 1937–1938 годов, также известных как «Большой террор». В 1940 году расстрелян по обвинению в подготовке антисоветского государственного переворота – прим. ред.), вместе с которым в 1921 году работал в Татарском обкоме РКП(б).

Уже после ареста, в 1930 году, Сабиров первым среди десятков арестованных признал все выдвинутые против него обвинения и согласился «сотрудничать со следствием». Таким образом, он не только официально признал себя «врагом народа», но и, по словам своих товарищей, подвел под монастырь многих других. Впрочем, те, кто хоть немного представляет себе практиковавшиеся в то время методику следствия и технику допросов, хорошо понимают: «специалисты» ОГПУ и НКВД умели выбить из своей жертвы нужные им признания...

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.03.2018 13:57

молодцы БО! хорошая статья, побольше бы таких!

  • Анонимно
    10.03.2018 08:55

    Как много стало таких татар живущих с чужой головой и промытыми мозгами.

    Сьездите к родным старшим в деревню, пообщайтесь, прикоснитесь к истокам - может найдете себя .


    Запланируйте Наурыз- тюркский Новый год- в родной деревне.

    Будьте родными друг другу и взаимоуважаемыми.

    • М.К.
      10.03.2018 16:40

      Татарский новый год 25 декабря, называется Раштуа.
      К православному рождеству не имеет отношения.

      • Анонимно
        10.03.2018 18:01

        Тюркский праздник, татары тюрки
        Значит не должны забывать свои корни и праздник Наурыз он тюрко-татарский.

        Возможно татары-
        крящены, татары- католики и татары-протестанты и празднуют рождество - раштуа.
        Мир всем

        • М.К.
          11.03.2018 15:46

          Роэдество это рождество. А Раштуа это Раштуа, разные праздники, в разное время, разный смысл.

          Навруз это персидский праздник, заимствованный теми тюркскими народами, что живут на периферии иранского культурного ареала.

  • Анонимно
    10.03.2018 10:54

    Молодцы БО ! Хорошая статья !

  • Анонимно
    10.03.2018 13:57

    молодцы БО! хорошая статья, побольше бы таких!

  • Анонимно
    10.03.2018 18:50

    Какие были люди, вывели Республику из разрухи!

  • Анонимно
    10.03.2018 18:52

    Да, забыли мы тех, чьим трудом и жизнью основано наше благополучие сегодня. Особенно, об этом должны помнить, кто делил общественное в 90- е годы, ничего не создав.

  • Анонимно
    10.03.2018 19:19

    Спасибо энтузиасту истории республики Михаилу Бирину, который по ценности своих публикаций давно опередил всех историков республики, труды которых как и остаются в распоряжении узкого круга специалистов.

  • Анонимно
    10.03.2018 22:20

    Через сто лет узнаем, за что сажают нынешних у власти.

  • Анонимно
    11.03.2018 04:47

    В кремлевской библиотеке Ленина, находится книга Сабирова ,подаренная им Крупской, о положении татарской деревни после голода. Не исключено, что с ней знакомился и Ленин, всегда проявлявший особый интерес к Татарии.

  • Анонимно
    11.03.2018 08:10

    Спасибо большое! Он родился и вырос в деревне Айдарово Тюлячинского района. У меня много материалов про него. Это мой двоюродный дядя. Я обратился в Госсовет РТ об увековечении его памяти.

  • Анонимно
    11.03.2018 10:49

    Думаю, что его имя заслужила одна из улиц Казани. Ведь дали имена Мусина, Усманова, Табеева,Батыева, людей достойных но работавших в гораздо безопасные времена . И даже Саид- Галиева, обидевшись на татарстанских коммунистов ,снявших его с должности предсовнаркома, писавшего на них наветы Ленину и даже заявил, что не видит разницы между Тульской губернией и Татарией и вообще пора мелким республикам,к которым он причислял и Башкирию с Татарией, самораспустится и стать губерниями.И это не застольный разговор под градусом
    , а официальное выступление опублкованное в сборнике документов.

  • Анонимно
    11.03.2018 12:16

    А может, Сабирова сняли за вилочное восстании в Татарии в конце 20-х годов?

    • Анонимно
      11.03.2018 12:56

      Грамотей 12.16. До того как стебом баловаться матчасть учи.Тогда узнаешь, когда было вилочное восстание.

      • Анонимно
        11.03.2018 13:18

        Сердитому знайке 12.56 . Так расскажите про вилочное восстание. И насчет стеба Вы не правы. Просто в 1928 году стали мулл репрессировать, мой дед чудом спасся (за выкуп). Вот хотелось побольше узнать о том времени

        • Анонимно
          11.03.2018 14:08

          Любопытному незнайке 13.18. БО не учебник, книг о этом времени много, и читать надо самому, советую 7 том истории татар или мемуары Фасеева, Вспоминая пршедшее, юность его прошла в этих местах.Успехов в изучении матчасти. А деду твоему в 28 просто повезло, в 37 вряд ли бы так легко отделался, если конечно дожил.

          • Анонимно
            11.03.2018 19:46

            14.08. Ну уж увольте , татарских националистических деятелей, расплодившихся в Татарстане еще с 90-х годов и их историю татар читать не буду. Судя по всяким небылицам в духе пантюркизма, они и здесь наврут. Буду искать свидетельства очевидцев. Может, где-нибудь проскользнут., кроме мемуаров Фасеева

            • М.К.
              11.03.2018 20:41

              Дух пантюркизма?!
              Где?!
              Вы хоть знаете, что такое "пантюркизм"?

              • Анонимно
                11.03.2018 23:03

                20.41 Это когда татары - всё, всегда и везде, не так ли? Простите за примитивизм толкования, но по сути ведь так?

              • Анонимно
                11.03.2018 23:31

                20.41. Не приставайте к этому типу, он не читатель, а писатель, точнее стучатель на клаве. Где то услышал слово пантюркизм и размахивает им, не имея представления, о нем и то,что завершающую книгу 7 томника, писал коллектив из видных ученых ,не только Казани, но и Москвы и двух европейских стран.

  • Анонимно
    11.03.2018 12:27

    Аннтиреспубликанское настроение обиженного Саид -Галиева имеет предисторию. После снятия с поста он обратился к Ленину с письмом в котором в числе вопросов был и ,провокационный, необходимо ли существование мелких автономных республик в Российской федераци, и в частности Татарии и надолго ли они нужны. На,что получил короткий , напоминавший отповедь ответ - Еще надолго.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль