Выборы-2018 
25.03.2018

Олег Матвейчев: «Грудинин находится в положении крысы, загнанной в угол»

Известный политтехнолог о том, кем могут заменить Медведева и почему Татарстану «не стоит быть эгоистом в большой семье»

«Павел Грудинин может сбежать на Запад, а может попытаться опять ставку повысить — пойти на выборы губернатора Подмосковья», — считает политтехнолог Олег Матвейчев, известный своей прокремлевской позицией. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему Зюганов и Жириновский гробят свои партии, разгонит ли Путин нынешнее правительство ради обещанного рывка и кто из губернаторов в списке на увольнение.

Олег Матвейчев Олег Матвейчев: «Формирование региональной идентичности может плохо сыграть для Татарстана. Не нужно в большой семье быть эгоистом. Надо спокойно шагать в строю» Фото: ©Владимир Трефилов, РИА «Новости»

«ПРОЕКТ «ПАВЕЛ ГРУДИНИН» БЫЛ НАЦЕЛЕН НА ПОНИЖЕНИЕ РЕЙТИНГА ПУТИНА»

— Олег Анатольевич, в воскресенье с огромным отрывом на выборах президента победил Владимир Путин. На ваш взгляд, в чем была особенность нынешней президентской кампании, отличалась ли она чем-то от предыдущих?

— Нынешняя кампания прошла в условиях беспрецедентного давления на Россию с внешней стороны. Вспомним хотя бы ситуацию с Олимпиадой, покушение на Скрипаля, жесткие заявления из западных уст. Кроме того, как вы помните, в предыдущую президентскую кампанию не было санкций, которые действуют сейчас.

Также на внутриполитическую ситуацию оказывалось как минимум три способа давления. Первый — это нагнетание общего протестного фона — в основном через фейковые и манипуляционные вещи. Например, постоянные публикации, призывающие забирать деньги из Сбербанка, новости про 600 погибших «вагнеровцев», про отданные китайцам территории на Дальнем Востоке и так далее — все это фейки, которые плодятся в сети. Там же много манипуляционного контента с всевозможными некорректными цифрами и сравнениями: типа пенсия в Швейцарии — столько-то франков, а в России — столько-то. Доколе будем терпеть? Или про зарплаты чиновников и депутатов. При этом, заметьте, если даже всю Госдуму лишить зарплаты, то за год мы сэкономим столько денег, что сможем построить 1,5 девятиэтажных дома. Не думаю, что от этого Россия сразу обогатится. Тем не менее людей раздражают. Подобный контент за последнее время увеличился минимум в 10 раз. Если раньше у роликов с подобным содержанием просмотров было 50 тысяч, то сейчас по 500 тысяч нагоняется. Таким образом идет давление на протестную повестку.

— А кто давит? Если с внешним фактором все понятно, то кто давит внутри?

— Все связано между собой. Подобную информацию публикуют паблики, которые принадлежат Михаилу Ходорковскому, «МБХ медиа». С кем связан, например, «Ёшкин крот»? С какой-нибудь оппозиционной структурой, которая, очевидно, неплохо финансируется. Не проходит ни дня, чтобы у меня в ленте не появились сотни роликов «Ёшкина крота».

Поэтому одновременно идет давление Запада и оппозиции. Вообще, наша оппозиция — это филиал Запада. Ясно, что ни Вагит Алекперов, ни Виктор Вексельберг не будут вкладывать в это деньги, потому оппозиция берет их из внешних источников.

Далее. Второй способ давления идет по линии Алексея Навального, который снимает фильмы, расследования и так далее, а они тоже держатся на фейках или манипулятивном контенте, некорректных сравнениях, передергиваниях и преувеличениях. Все это было нацелено на снижение явки на выборах

— Как мы видим по результатам выборов, кампания по бойкоту не удалась.

— Да, но если бы кампания бойкота вообще не велась, то государству и штабу Путина не нужно было бы тратить огромные силы и средства на то, чтобы противостоять ей, ведь запустили огромное количество проектов, нацеленных на увеличение явки: проголосуй за «Комфортную городскую среду», всякие школьные референдумы, всевозможные проекты медийного характера «Сделай селфи» и прочее. Одним словом, делалось многое, то есть было отвлечено огромное количество сил и средств, чтобы доказать населению нужность явки на выборы. При этом во время прошлой президентской кампании, в 2012 году, никто за явку так не боролся.

«Заранее было понятно, что эти выборы будут получать оценку и интерпретацию на Западе»
Фото: «БИЗНЕС Online»

— Зачем властям была нужна высокая явка, когда у нас после выборов в Госдуму говорили, что невысокая явка — это норма для всего мира?

— Заранее было понятно, что эти выборы будут получать оценку и интерпретацию на Западе. Мы же специально провели реформу в ЦИКе, допустили на выборы небывалое число наблюдателей, установили камеры, чтобы доказать, что фальсификаций нет, показать легитимность. Если бы мы не готовились к провокациям, как было на выборах в Госдуму в 2012 году, то мы бы стали жертвой, нас бы просто растоптали огромным количеством фейковых роликов с избирательных участков.

Им легче было бы сказать, что Путин нелегитимен и не имеет поддержки, а санкции имеют успех, если бы на выборы пришли 55 процентоа избирателей. Тогда бы сказали, что те 45 процентов, которые не пришли, выступают против Крыма, против Путина, не верят голосованию. А когда этих процентов не 40, а 33, то уже гораздо сложнее такое утверждать.

Наконец, третий способ давления, который возник спонтанно, — это Павел Грудинин. Данный проект был нацелен на понижение рейтинга Путина. Не все же хотят слушать Навального, есть люди с гражданской позицией, который говорят: «Нет, я пойду проголосую против». Но они не знают, за кого голосовать. А тут возникает человек, за которого можно отдать голос. Поэтому моментально куча людей начали работать на Грудинина, даже тот же Запад. Газета The Washington Post за него агитировала, Макфол за него агитировал, у Ходорковского в пабликах был один сплошной Грудинин. Они понимали, что помогали Грудинину быть тараном против Путина. Так что, сам того не ожидая, Павел Николаевич получил поддержку разогретых протестом людей, которых к тому же снабжали фейковыми новостями. Я даже знаю много либералов, которые признавались, что проголосуют за Грудинина, хотя ненавидят Советский Союз, Сталина и коммунизм.

Так что по всем трем фронтам шла борьба за делегитимацию выборов, снижение явки и рейтинга Путина. В этом смысле выборы были конкурентны. Даже за Зюганова на прошлых выборах 2012 года никто так не боролся, а тут Грудинин выскочил, как черт из табакерки, и стал для некоторых надеждой на то, что можно свергнуть «кровавый режим».

«Грудинин хорошо жил с Борисом Громовым, совершал свои всевозможные махинации с землей и накопил огромное количество скелетов в шкафу в виде счетов, вилл и прочего»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВСЯ ЖИЗНЬ ГРУДИНИНА — ЧЕРЕДА ОШИБОК»

— Вы в своем блоге ЖЖ посвятили Грудинину отдельный пост — 21 тезис о нем. Ваш вывод: «Грудинин не хочет в президенты, пошел он для того, чтобы защитить свой бизнес, Грудинин мог потерять свободу и потерять свои доходы, заграничную недвижимость и счета, боялся, что за ним придут налоговики. Поэтому Грудинин нашел себе „крышу“ в виде КПРФ, Зюганова, Ходорковского, американского правительства, азербайдажанских и бывших российских олигархов у всех антипутинских сил. Сейчас он пытается договориться о том, чтоб его прекратили уголовно преследовать, и он готов свернуть свою кампанию в обмен на пост губернатора Подмосковья. Кремль на этот шантаж не идет». По вашему мнению, что ждет Грудинина после выборов, у него есть дальнейшие планы и амбиции?

— Грудинин находится в положении крысы, загнанной в угол. Он был в нем и раньше, оно лишь усугублялось с годами. Грудинин прекрасно себя чувствовал все 90-е годы, хорошо жил с Борисом Громовым, совершал свои всевозможные махинации с землей и накопил огромное количество скелетов в шкафу в виде счетов, вилл и прочего. А дальше случилось непоправимое. Оказалось, что губернатором Подмосковья избрали Андрея Воробьева, а тот забрал у Павла Николаевича возможность пользоваться землей, переводя ее из сельхозназначения в земли для коммерческого использования. Так накрылся весь бизнес Грудинина. А дальше стало еще хуже: начали подбираться к старым делам, налоговым и прочим преступлениям. Тогда Грудинин понял, что у него земля горит под ногами, он начал бегать то к Жириновскому, то к Зюганову и решил, что найдет себе спасение в политике. Тем более если пойдет ва-банк — на президентские выборы. «Как же меня потом, целого кандидата в президенты, за которого проголосовали миллионы россиян, посадят или репрессируют?» — думал он. 

На самом деле ничего бы страшного с Грудининым не случилось: начались бы налоговые проверки, он бы оспаривал, доказывал и, может, даже решил бы свои проблемы. Но раз уж он сунулся на выборы, то все эти скелеты посыпались. Теперь власть не может сама себя дискредитировать. Во время кампании она говорила: «Грудинин весь в счетах, налогах, нарушениях, обманул пайщиков». А Грудинин на это отвечал: «Это ложь, всего лишь предвыборная пропаганда». А теперь, после выборов, если с Грудининым ничего не случится, никто ничего из сказанного не докажет, то кто тогда окажется прав? Конечно, Грудинин. Получится, что власть всего лишь занималась пропагандой, так как все осталось так, как было. Поэтому для власти сейчас дело чести — доказать, что этот человек как минимум подозревается в преступлениях, и разобраться в историях с продажами земли, паями, законностью накопления и получения доходов и счетов, которые Грудинин открывал. Наконец, разобраться с его депутатским мандатом, поскольку он должен был предоставлять в комиссию свои декларации, когда избрался депутатом в Видном, а теперь получается, что представил недостоверные данные. Вывод — надо лишить его за это мандата. В итоге к персоне Грудинина возникло много вопросов, которые он же сам инициировал.

Теперь еще возникли проблемы с его ЗАО «Совхоз имени Ленина». Теперь может быть реанимировано старое уголовное дело, которое Грудинин как-то закрыл, пользуясь связями в громовской администрации. Вполне можно доказать, что ЗАО было создано незаконно, были все признаки, например фальшивые подписи людей, которые в этом не участвовали. Уже есть данные почерковедческой экспертизы, я сам их видел. В итоге может оказаться, что все сделки Грудинина по земле и недвижимости незаконны, а значит, и торговые центры «Вегас», IKEA, «Леруа Мерлен» и прочие приобрели землю незаконно. Для юристов тут работы непочатый край — года на два или три хватит, чтобы разобраться в офшорных цепочках.

Как поведет себя в этой ситуации Грудинин, я не знаю. Он может сбежать на Запад и попросить политическое убежище, а может попытаться опять ставку повысить — пойти на выборы губернатора Подмосковья, предлагая, чтобы от него отстали с налогами, а за это он согласится проиграть. Но никто с ним в эти игрушки играть не будет. У него и так сейчас огромное количество финансовых проблем. Думаю, к нему сейчас приходит тот же Араз Агаларов, который у него купил земли, построил на них торговые центры, и говорит: «Слушай, Паша, а зачем мне все это надо было? Я тебе еще деньги платил, а сейчас оказывается, что ты непонятно чем владеешь. Ты сам влез и меня вовлек». Думаю, другие люди будут предъявлять похожие претензии. Как Грудинин попытается эти проблемы решить? Где-то будет платить отступные, где-то паи будет возвращать людям. Но так просто дело не кончится, о нем так просто уже не забудут. Правоохранительная машина как каток: медленная, но неминуемая. Если есть иски в судах, то в них будут разбираться. Я же считаю, что надо стопроцентно доводить все дела до конца и выводить на чистую воду Грудинина. Если он окажется преступником, то надо его засудить.

— То есть вы считаете, что это была ошибка Грудинина — лезть в большую политику?

— Да, ошибка, как и вся его жизнь — череда ошибок. Человек, на мой взгляд, совершал массу всевозможных деяний, носящих признаки преступлений, при этом рассчитывал, что весь в орденах и в окружении внуков уйдет в почете и славе. Такого нет и не будет никогда.

— Как думаете, почему коммунисты решили выдвигать не кого-то из своих рядов, а именно Грудинина, который к партии не имел отношения?

— Тут две проблемы. Зюганов приходил в администрацию президента и говорил: «Дайте мне второе место гарантированно, чтобы Жириновский меня не обогнал». Ему ответили: «Ты дурак, что ли, Зюганов? Какое тебе второе место? Мы боремся за отсутствие фальсификаций, за легитимность, чистоту. Как народ проголосует, так и будет. Если займешь третье место, то так тому и быть. Мы не можем с тобой о таких вещах договариваться, у нас народ решает на выборах». Тогда Зюганов понял, что фокус не прокатит. Кроме того, на какие деньги коммунисты проводили бы избирательную кампанию? Любая кампания федерального масштаба требует сотен миллионов рублей. Думаю, что нынешняя кампания Грудинина обошлась примерно в миллиард рублей. Из какого кармана Зюганов достанет такие деньги? Он всегда брал то у Ходорковского, то у Вороненкова, то у Левченко из Новосибирска и связанных с ним структур. Естественно, на такую кампанию нужны были деньги, вот и появился богатый бизнесмен, который был готов за это заплатить.

«Не было интриги, было понятно, что Жириновский займет третье место с отрывом от Грудинина. Жириновский был в ударе на прошлых думских выборах, но сейчас креатива не хватило»
Фото: kremlin.ru

«ЗЮГАНОВ ЯВЛЯЕТСЯ ТОРМОЗОМ РАЗВИТИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В РОССИИ И ЛЕВЫХ СИЛ ВООБЩЕ»

— Поговорим о других кандидатах. На ваш взгляд, кто ярче всех проявил себя в предвыборной гонке? Смогли ли кандидаты показать товар лицом?

— Видно, кто себя проявил по результатам выборов. Ярче всех был Путин. Все его действия и акции имели большой резонанс в обществе, одно послание с демонстрацией ракет чего стоило. Потом были и «Лидеры России», и встречи с сельхозпроизводителями, и поездка в академгородок, и много всего, что работает на разные категории населения. Каждый раз это был резонанс как внутри страны, так и в мире.

Что касается остальных, то понятно, что проявил себя Грудинин, пусть нагло, цинично, со всеми популистскими вещами. Не ему, олигарху, за народное счастье выступать. Но наглость и триумф популизма он продемонстрировал. В-третьих, это, конечно, Ксения Собчак, она мастер провокаций, хайпа и всего на свете. Мы видим, что она продемонстрировала все свои умения, делала массу эпатажных высказываний на протяжении всей кампании, плескала из стакана водой. При этом слабы были Жириновский, Бабурин, Титов, Сурайкин, так что недаром они оказались в аутсайдерах.

— Тем не менее главная интрига была все равно в том, кто займет второе место — Грудинин или Жириновский.

— Не было этой интриги, было понятно, что Жириновский займет третье место с отрывом от Грудинина. Жириновский был в ударе на прошлых думских выборах, но сейчас явно сдал, постарел, креатива не хватило.

— Вам не кажется, что сложившаяся политическая система себя изжила? Я имею в виду «официальную оппозицию», лидеры которой постепенно сходят с дистанции и уже поднадоели избирателям. При этом потенциальных преемников они также не предлагают. Ждет ли нас переформатирование этой системы? И где новички, та молодая поросль, которая придет на смену старожилам нашей политики?

— Мы старожилам запретить ничего не можем. Да, Сергей Миронов адекватно себя оценил и не захотел участвовать в выборах. А вот Григорий Явлинский оценил себя неадекватно и решил участвовать. Бориса Титова скорее можно отнести к молодой поросли, поскольку он в первый раз участвовал в выборах президента. То же самое касается Собчак и Максима Сурайкина.

Что касается партий, которые вы называете «официальной оппозицией», давайте посмотрим на все страны мира. В Америке много столетий существует две партии, причем никто не говорит, что система себя изжила, и не предлагает создать 10 новых партий.

— Я говорю не об этом. У нас много разных партий. Но, согласитесь, лидеры думских партий все-таки надоели всем, они уже в довольно почтенном возрасте.

— Это их проблемы, которые они должны решить с собой наедине. Например, Зюганов является тормозом развития Коммунистической партии в России и левых сил вообще, но он должен каждый раз для себя решать проблему: я за партию или за себя любимого. Он каждый раз решает в пользу себя любимого, ему плевать, что коммунистическое движение в России разрушится до основания, когда он умрет. Аналогичная ситуация с Жириновским. Он бы мог как-то переформатировать партию, воспитать наследников, но не делает этого. Получается, что эти люди сделали партии заложниками своего собственного эго.

Но мы же не можем принять закон о недопуске Зюганова и Жириновского к выборам, не можем ограничить людей в правах. Так что это зависит от них самих. Найдут они себе смену, захотят, чтобы их детища в виде этих партий жили и процветали, — хорошо. Если нет, то угробят себя вместе с ними. Это объективный процесс, который от них и зависит.

— Но если они угробят свои партии вместе с собой, то некая политическая трансформация в любом случае неизбежна. Им на смену придут новые? Не может же остаться одна партия?

— Наверное, не может. Вопрос опять же в том, как все будет происходить. У нас в 2021 году выборы в Госдуму, они могут опять подумать: «Вот еще выборы в Госдуму я проведу, проведу партию и уж тогда пять лет отсижу депутатом, а там мне будет больше 80 лет. Вот тогда уйду на пенсию». В итоге поведут партии на выборы, наберут минимальный процент, но в Думу все равно попадут. Так они партии и угрохают. Если же поведут себя иначе и уйдут сейчас, новую смену подготовят и выведут этих людей на арену, сделают лидерами к 2021 году, то мы увидим обновленные движения. Новые партии у нас периодически тоже могут возникать. Если окажется, что обломки старых китов некому будет подобрать, то их вполне может подобрать новая политическая сила.

«ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, ЧТО ТРИ-ЧЕТЫРЕ ГУБЕРНАТОРА ПО ВЕСНЕ МОГУТ УЙТИ»

— Как я понимаю, у данной «официальной оппозиции» с молодежью дела не так хорошо идут. В этом деле больше преуспели «Единая Россия» и Путин. Предвыборный год запомнится небывалым количеством встреч президента с молодежью. Как думаете, это уже заделы на будущее, подготовка почвы для смены?

— С молодежью администрация президента все время работает, вспомните всевозможные «селигеры», молодежные движения. Да, сейчас Путин много встречался с молодежью, провели конкурс «Лидеры России». Безусловно, нужно кадровое обновление, государство должно интегрировать молодежь, в том числе в государственные, общественные структуры, чтобы молодежь не маргинализировалась и не представляла из себя отдельного класса, который противостоит всему обществу. Поэтому, безусловно, ответственные политики занимаются молодым поколением.

Естественно, молодежное крыло есть у Жириновского, либералов и коммунистов. Все так или иначе молодежь дергают. Особой проблемы с молодежью я у нас в стране не вижу. Если брать Запад, то там проблем в этом плане гораздо больше. В некоторых странах безработица среди молодежи доходит до 75 процентов, а средний возраст среди политиков и топ-менеджеров во всех западных странах выше на 5–10 лет, чем в России. Вот там настоящая геронтократия, молодежь полностью отключена от всех элитных вещей, она полностью отдана сфере развлечений, где секс, наркотики и рок-н-ролл.

— Вы вспомнили «Лидеров России»: буквально за неделю до выборов стало известно, что 45 участников конкурса получили высокие посты во властных структурах. О чем это говорит? После победы Путина грядет тотальное обновление госаппарата?

— Оно перманентно и так происходит. Я бы даже сказал, что у нас текучесть кадров в госаппарате очень большая, поэтому обновление будет происходить неослабевающими, а может, даже усиленными темпами. Все это делается для той же задачи — интеграции молодежи в жизнь страны, государства и общества. Поэтому конкурсы «Лидеры России» будут проводиться каждый год, возможно, как и другие конкурсы. Система кадровых лифтов для молодежи, безусловно, будет существовать, она никуда не денется и после выборов.

— В таком случае какая роль будет отведена проверенным кадрам, таким как Дмитрий Медведев, Сергей Шойгу, Сергей Лавров?

— Место будет и для них. Если люди будут в силах работать качественно и эффективно, безусловно, они останутся. Нет смысла менять кого-то ради замены. Но есть какое-то количество чиновников и депутатов, которые по возрасту уйдут на пенсию в ближайшие годы. Вы же сами говорили про Жириновского и Зюганова, а там же есть еще Кашин, Мельников и прочие. Конечно, будет происходить обновление. Есть кому уйти. Также есть в госаппарате просто неэффективные люди, которые тоже уступят место более эффективным, перейдут на другую ступеньку или вовсе уйдут. Это нормальный естественный процесс замены. Думаете, все безработными станут? Вряд ли такое случится, никто не собирается людей поражать в правах из-за возраста.

— В таком случае грядет ли новая перетряска губернаторского корпуса? В последнее время заговорили, что после выборов пройдет новая волна отставок глав регионов.

— Вполне может быть, что трех-четырех губернаторов отставят. Но у нас каждый год по десятку губернаторов увольняют. За последние 20 лет не было и года, когда по тем или иным причинам они не уходили бы: кто-то — в связи с утратой доверия, кто-то — из-за коррупции, кто-то просто уходит от дел. У нас идет постоянное обновление губернаторского корпуса. Нет такого, что одни сплошные старики в регионах сидят. Возьмите любой, за исключением нескольких, в том числе Татарстана, они пережили по 3–4–5–6 и больше губернаторов с момента начала новой России.

— В таком случае кого вы считаете очевидным кандидатом на вылет?

— Очевидно, что это Аман Тулеев, у него большие проблемы со здоровьем: год назад перенес тяжелые операции и сейчас год еле-еле протянул. Какое сейчас у него состояние здоровья, непонятно, но оно в любой момент может его подвести. Есть большие вопросы по владимирскому губернатору Светлане Орловой. Плюс на кого-то посмотрели в ходе выборов. И там, где оказался низкий результат, это будет синонимом не того, что люди плохо работали, а того, что там назрело большое количество социально-экономических проблем. Соответственно, такие люди попадут на заметку под увольнение. Поэтому, я думаю, вполне возможно, что три-четыре человека по весне могут уйти, а на следующий год — еще десяток, и это нормальный процесс ротации губернаторского корпуса.

«ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНА СМЕНА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА»

— Многие ваши коллеги считают, что главная интрига выборов крылась в том, кто войдет в состав нового правительства и как новый кабмин будет реализовывать задачи, озвученные президентом в его нашумевшем послании. На ваш взгляд, справится ли правительство в нынешнем составе с этим или его придется кардинально поменять?

— У нас Владимир Владимирович славен тем, что мы за годы его правления к нему привыкли, уже знаем, чего от него можно ожидать, а чего нельзя. Он не сторонник резких революций. Безусловно, правительство уйдет в отставку, в нем появятся новые люди, возможно, сменится и премьер. Конечно, не будет того, что абсолютно всех выгонят, возможно, на 30 процентов правительство будет обновлено так же, как на 20 процентов обновятся администрация президента и руководство еще каких-то структур.

При этом, конечно, нужно сказать, что каждый срок Путина был не похож на другой, каждый раз предпринимались какие-то реформы и ставились масштабные задачи. В 2012–2013 годах была проведена масштабная политическая реформа, связанная и с партиями, и с выборами губернаторов, и со многими другими вещами. Поэтому реформы — как политические, так и экономические — будут происходить. Это будет новый этап в развитии страны, и следующие 6 лет, безусловно, пройдут под знаком каких-то реформ. В начале творческого пути Путина были учреждены полпредства, в этот раз, может, что-то с ними произойдет, сейчас трудно загадывать. Возможно, поменяют структуру правительства, запустят проектный метод в работе. Но то, что, скажем, 2018–2019 годы будут не похожи на 2016–2017-й, абсолютно очевидно, но не до такой степени, чтобы все перекопать, провести революцию и начать с чистого листа.

— Отвечая на вопрос, вы допустили смену премьер-министра. Думаете, у Дмитрия Медведева слабые позиции?

— Вполне возможна смена премьер-министра, это не исключается. Правительству уже поставлены масштабные задачи, связанные с экономическим ростом, который должен двигаться к 6 процентам в год, а это в два-три раза круче, чем правительство выдает сейчас. Соответственно, возникает вопрос: это правительство и этот премьер могут из себя еще что-то выжать или уже пришла пора поставить того, у кого в этом смысле больше шансов? Поэтому интрига премьера — это 50 на 50. Конечно, Медведев — один из ближайших соратников Путина, но таких много. Поэтому может случиться замена.

— А вы кого видите еще на этом посту?

— Могут быть разные люди, например Сергей Собянин, Сергей Чемезов, может, кто-то из атомной отрасли, даже Эльвира Набиуллина. Есть разные кандидатуры, которые называют. А может, кто-то из молодых возникнет. Может, совсем не известная фигура. Возьмут и назначат генерального конструктора, который ракеты сделал и запустил, показал себя. А теперь скажут: «Давай, мужик, делай теперь на уровне всей экономики».

— Как думаете, сейчас уже можно рассуждать о выборах 2024 года? Вы готовы назвать кандидата от партии власти, который пойдет на выборы? Это будет представитель старой гвардии или кто-то неизвестный нам?

— Скорее всего, пока неизвестный или из тех, кого мы видим, но не стоящий в первых рядах. Люди, которых мы видим на первом плане, возрастные или чуть-чуть младше Путина. Я не думаю, что это будет кто-то из тех, кто все эти годы занимал посты. Наверное, это будет человек, который, возможно, известен в узких кругах и занимает уже какой-то пост, ведь нельзя взять человека с улицы, он должен иметь опыт работы в разных должностях. Таких людей довольно много, их, может, человек 50. Думаю, президенту виднее, кого из них он благословит и поддержит.

— Что будет меняться в региональной политике? В последнее время и губернаторы, и Алексей Кудрин, и некоторые члены правительства говорили о том, что надо передавать регионам больше полномочий. Будут ли укрупняться регионы, ведь об этом тоже ходили слухи?

— Если говорить о простом перераспределении средств и полномочий в регионы, то это мы уже проходили в 1990-е годы. До сих пор от этого оправиться не можем. Государству сделана серьезная прививка. Поэтому никто не скажет, что все налоги отдаем, живите как хотите. Ничего хорошего от этого не будет, все тянут одеяло на себя, страна от этого разваливается. Мы видели, как многие похозяйствовали в регионах в 1990-е и 2000-е и долгов нахватали.

Если говорить об укрупнении регионов, то политически это тоже нецелесообразно. За многие годы сформировалась определенная региональная идентичность. Не будет никогда нижегородец ощущать себя приволжцем, тем более татарстанец или башкортостанец. Поэтому политическое объединение смысла не имеет, а вот экономическая интеграция и создание экономических межрегиональных кластеров — это перспективно и целесообразно. Поэтому межрегиональное сотрудничество и органы, которые будут его координировать, вполне можно создать.

— То есть Татарстан зря надеется на то, что прав и денег у регионов будет больше?

— Совершенно зря надеется. Это вредно для РТ — развивать подобные идеи, воспитывать эти надежды в собственном народе, потому что формирование региональной идентичности может плохо сыграть для самого Татарстана прежде всего. Не нужно в большой семье быть эгоистом, стараться быть самой большой ложкой, стянуть себе большой кусок. Надо спокойно шагать в строю. У Татарстана и так вполне себе привилегированное положение, и так республика по многим показателям опережает абсолютное большинство регионов России. Сколько еще можно тут спекулировать и играть? А попытки воспитания татарского национализма для самого же Татарстана и его руководства могут вылиться в проблемы. Не дай бог, начнутся националистические выступления, а это ударит по руководству, стабильности республики и инвестиционной привлекательности. Поэтому баловаться такими вещами ни в коем случае нельзя.

Матвейчев Олег Анатольевич родился 1 февраля 1970 года в Новокузнецке Кемеровской области. В 1987 году поступил в Уральский государственный университет, который окончил с отличием в 1993 году. В 1993 году поступил в аспирантуру Института философии и права уральского отделения РАН, во время учебы работал в вузах и школах Екатеринбурга преподавателем. В 1995 году защитил диссертацию по философии политики и права Гегеля.

С 1996 года — научный сотрудник Института философии и права уральского отделения РАН в Екатеринбурге. С этого же времени принимал активное участие в предвыборных кампаниях в качестве политолога и политического консультанта, а также работал по информационному сопровождению сторон в конфликтах собственников.

Автор книг, «культовых» для политического консультирования: «Что такое политический консалтинг?», «Проблемы манипуляции», «Уши машут ослом. Современное социальное программирование», «Предвыборная кампания. Практика против теории», «Уши машут ослом. Сумма политтехнологий».

С 1999 года живет в Москве, учредитель нескольких фондов, информационных агентств.

С 2006 года сотрудник администрации президента РФ. Консультант, затем советник управления президента РФ по внутренней политике.

Сотрудник предвыборного штаба Дмитрия Медведева (2008)

В 2010 году заместитель губернатора Вологодской области по связям с федеральными органами власти.

В 2011–2012 годах заместитель губернатора Волгоградской области по информационной политике.

Профессор Высшей школы экономики.

Автор более 100 научных публикаций и 12 монографий.

Входит в 100 самых популярных блогеров ЖЖ. По данным компании «Бренд-аналитик», по итогам за декабрь 2015 года блог Олега Матвейчева занял 6-е место по цитируемости среди всех ресурсов рунета.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.03.2018 10:02

А по мне, совершенно примитивный взгляд продемонстрировал политолог, смешал всё в какую-то непонятную кучу, приправил малодоказуемыми домыслами, в итоге получился уровень обычного кухонного трепа.

  • 1. Даже если США "заасфальтирует" Россию своей экспансионистской экономической политикой , то "дерево" России пробьет этот асфальт и он будет разрушен. Россия не Ливия или Иран.
    2. Президент, конечно, сманипулировал на критичности международного положения России. Но долго играть на этом , если экономическое положение россиян будет страдать, не придется.
    3. Россияне верят, что аффилированные олигархи-миллиардеры с вывезенными капиталами зарубеж, являются карманными и в любое время могут быть отменены Президентом РФ или наказаны. Но только время может показать, что это так.
    4. До сих , пор в России не работают самодостаточные механизмы хозяйствования. Россия продолжает быть понтово-сайдинговой, заправленной пальмовым масло, импортными комплектующими и "пятерочками" в которых россияне покупают свой паек на "пятнашку" . Пятнашко-пятерочная Россия пока держится , так как США с ценами на нефть подмахнули.

  • Анонимно
    25.03.2018 09:19

    Отношусь к такого рода политологам спокойно. Они просто хотят хорошо кушать. Вы заметили, что они меняются на федеральной информационной поляне каждые 2-4 года? Это фишка такая: засветиться, застолбиться. А потом куда? Правильно - на синекуру типа декана какого нибудь университета, завкафедрой. И спокойствовать на бюджетной, хорошей зарплате.))) Не век же биться в общественной конторке, вымогая гранты и спонсоров.))) Пенсия должна быть спокойной, размеренной, и студенты может слушать будут , а не спать....
    Как в "Белом солнце пустыни"- " что нужно хорошему человеку..."

    • Анонимно
      25.03.2018 10:02

      А по мне, совершенно примитивный взгляд продемонстрировал политолог, смешал всё в какую-то непонятную кучу, приправил малодоказуемыми домыслами, в итоге получился уровень обычного кухонного трепа.

      • Анонимно
        25.03.2018 10:56

        Задача у них такая. Он ведь не политтехнолог, а обычный пропагандист, такие раньше ездили по деревням и читали лекции от общества "Знания", рассказывая, как скоро они будут жить при коммунизме.
        А.Поц.

        • Анонимно
          26.03.2018 12:41

          обычный пдпевало а расскажи правду его попросту выметут и все эти пропагандоны для ввп туалетная бумага но они думают если будут лить помои тогда получат что то какую то хрень написал что П Н Г сбежит за границу из за чего ему бежать когда всё у него в хозяйстве проверено только из этого можно сделать вывод что он сплетник

  • Анонимно
    25.03.2018 09:30

    Матвейчук сказал схему разрушения хозяйства грудинина.

  • Анонимно
    25.03.2018 09:35

    Грудинин как и КПРФ, ЛДПР это проект Кремля. То что оппозицию финансирует Запад всем известно, но нет у нас оппозиции или она уничтожается. То что для поддержки президента аккумулируется финансы всем известно, также известно что происходит с теми кто не вносит свою лепту в этот фонд (Улюкаев). Смотрящий тоже ясен кто в этом фонде.

  • Анонимно
    25.03.2018 09:44

    Тоже мне политтехнолог. Все на верху бояться Грудинина. Как будто депутаты министры сенаторы губернаторы мэры самые честные люди. Да Грудинин око них самый святой человек.

  • Анонимно
    25.03.2018 09:53

    Фильмы Нвального являются фейками и манипуляцией? О-о-о а я и не знал, спасибо просветил, пойду прсмотрю еще раз, поищу фейки !

    • Анонимно
      25.03.2018 17:03

      Фейками являются ежедневно появляющиеся № СМИ новостные заголовки о росте зарплат народа, доходов населе6ия страны, небывалом росте потребления

  • Анонимно
    25.03.2018 09:54

    В свое еще время (2010 г.), был известен такой факт об "изречениях "
    О. Матвейчева: //«Такое сказать или подумать можно только в состоянии невменяемости. Разберемся», — написал в своем блоге председатель Государственной думы, глава высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов.//
    Как "видим", не разобрались.
    И зачем вниманию общественности РТ предлагать высказывания
    "невменяемых"? У нас своих "пуришкевичей" хватает!
    Созерцатель
    Модератор, надеюсь, что меня поправят в комментах, - если не прав.

    • Анонимно
      25.03.2018 17:35

      Юрий из Москвы! О. Матвейчев мне своими публичными комментариями нравится "здравым рационализмом"! Такие персоны и сделали Великую Америку! Но они же недооценили угрозы "черного расизма" белым англосаксам! Примечательно как О. Матвейчев восхваляет власть В.В. Путина, закрывая глаза на его огромные ошибки, часть из которых привела к тому, что Россия в западном мире квалифицирована как опасная СТРАНА-ИЗГОЙ! А ошибки внутри страны, которые привели к таким местным судебным решениям как решение в 2009 г. объявить писателя Л. Толстого "политическим экстремистом" и "богохульником" РПЦ! И сколько теперь в России такого "запрещенного"! К счастью, РТ пока не совсем впал в происламское средневековье и признается право женщинам не закрывать на улицах свое лицо! УВАЖАЕМЫЕ ТАТАРЫ БЕРИТЕ ПРИМЕР В ЭКОНОМИКЕ И КУЛЬТУРЕ С СИНГАПУРА, А НЕ С САЙДОВСКОЙ АРАВИИ!

  • Анонимно
    25.03.2018 09:58

    Рупор АП, а не политолог.

  • Анонимно
    25.03.2018 10:07

    Я думаю, что преемник Путина и должен быть премьер-министра назначен, чтобы народ привык к нему, а если он ещё и задачи, поставленные Путиным выполнить сможет, то 95% на выборах гарантировано будет. Я надеюсь Путин понимает, что это не Набиуллина, которую политолог тут тоже перечислил.
    Если оставит Медведева - это фиаско!

  • Анонимно
    25.03.2018 10:08

    Мурат Сиразин!
    Прочитал этого политолога и скажу так! Прям соловей застоя и провокатор отменный! Да Грудинина и других буйных хозяйственников мочили , но мало и надо добиться того чтобы он уехал за границу или пошел в губернаторы,а лучше еще покопаться в шкафу и поискать других скелетов ,но так чтобы его и таких как он добить! Будет Медведев премьером? 50 на 50,но можно друга Чемезова,кто с ним на этаже жил когда они служили в ГДР!Даже эльвиру Набиуллину готов сделать премьером! Значит мозгов у человека совсем нет ! Ну ладно Юрист премьер,что по жизни тоже глупо,а тут вообще Бухгалтер будет!И самая дурь в его высказываниях это Ошибка Зюганова по выдвижению Грудинина! Ну кто бы голосовал за комуняк сегодня? А грудини был олицетворением социапдемократических идей в оюществе! Все хотят справедливости,равенства возможностей и лидером был не только теоретик который как Явлинский знает что делать,но никогда даже 3 курицами не руководил как поговаривал Рахимов! Грудинин конечео наверно не идеал и с женами запутался и с детьми и со счетами,но то что он пережил девяностын,нулевые и не встал на колени перед бандитами и оборотнями кто в теме меня поймет! А то что его не выбрали виноват народ! Живем очень плохо,но суррогаты в магазинах есть и полки ломятся,пенсии даже на спирт разведенный хватает ,что продают соседки шинкарки в нашем селе,работы нет и не надо что нибудь сопрем ,вырастим в огороде при помощи граблей или на помойке найдем,но главное как шарахнем ракетой с ядерным двигателем по дому Трампа будет знать как санкциями нас стращать и наших послов с работы выгонять!

  • Анонимно
    25.03.2018 10:32

    Татарин Злой
    Это же надо, за несколько лет так деградировать...
    В своё время прочитал его книгу «Суверенитет духа». Не во всем согласен с автором, но книга написана хорошим языком, интересно и познавательно. А что за человек предстал в этом интервью? Кроме как «человек-агитпроп» ничего в голову не приходит. Поток слов и ни одного факта, ни одного доказательства. Якобы Грудинин пошёл в президенты, чтобы спастись от уголовного дела! Бред чистейшей воды!. Зная наши суды, ему достаточно было прийти в суд с чемоданом зелени и все дела очень быстро развалились бы. Про Грудинина и его совхоз я слышал уже лет 10 назад и он всегда очень резко выступал против ублюдочной экономической политики нашего государства, где жиреют банки, финансовые спекулянты и крупные монополии, а реальное производство убивается грабительскими процентами.
    А тут треп пустопорожний: олигарх, счета, махинации. Даже если это и было, то он просто младенец по сравнению даже с Собчак и Титовым, я уж не говорю о друзьях того, Чьё Имя Нельзя Называть.
    Ну и предложение Татарстану вместе шагать в одном строю сильно удивляет. Почему он не отправляет в этот пресловутый «единый строй» Москву и Питер, где прописаны все крупнейшие налогоплательщики страны (а налог на прибыль платится по месту регистрации)? Почему всю плитку, которой каждый год перестилают Москву, не распределить равномерно по всей стране? Почему мы должны дышать выбросами нефтехимии и сероводородом со скважин, а НДС и НДПИ идут в федеральный бюджет и никоим образом не возмещаются в виде компенсаций за испорченную экологию?
    Я конечно понимаю Вас, господин Матвейчев. Вас отлучили от кормушки АП, Вам хочется вернуться туда, где тепло и сытно, но нельзя так неуважать себя и так грубо льстить власти и оправдывать всё, что она творит. Тоньше работать нужно, в АП таких дуболомов уже не берут, начинают использовать более тонкие методы...

    • Анонимно
      26.03.2018 13:36

      Сравнивать книги и интервью не совсем корректно. Когда пишешь книгу - пытаешься сделать лучше, сильнее, ярче. Иногда несколько десятков раз одну и ту же главу переписываешь. Книга - это то наследие, которое ты оставляешь потомкам. А интервью - это всего лишь работа, что ему выгодно было в данный момент сказать, то он и выдал журналистам. И неважно что он наговорил, ибо это все пыль, никто уже не вспомнит об интервью, оно затеряется в скором времени среди сотен тысяч подобных...

  • Анонимно
    25.03.2018 10:46

    Измельчал Матвейчев. А я всегда с интересом читал его книги, отмечая прекрасный легкий слог и неистощимое остроумие.
    Если посчитать KPI (это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов) Правительства, неисполнение 10 из 11 майских указов, как утверждает КПРФ, то федеральному центру стоит поучится у Татарстана, как развиваться, имея даже скудные ресурсы... Всю помощь федерального центра заключается том, чтобы стянуть финансовые ресурсы у регионов и потом выдать их в кредит под %. Не хочу ругаться, но в недалеком будущем про эту эпоху напишут много интересного, про наказание невиновных и награждение непричастных. Вспомни образ губернатора из своей книги с татуировкой "не буди!" на веках. Фейками как раз занимается феодальный федеральный центр, проводящий политику ограбления регионов. Уши машут ослом под диктовку повелительного наклонения истории? В демократической стране всякие саркози являют пример, что будет с коррупционерами, но наш смекалистый народ быстро перевесит портреты и переобуется в воздухе. Историю пишут не только Мединские, но и Ключевские и Салтыковы-Щедрины. Не надо переворачивать, перечитай статью 19 конституции РФ, а потом рассказывай про происки заграницы...
    М.С.

    • Анонимно
      25.03.2018 13:05

      Татарин Злой
      Если бы Матвейчев был настоящим философом, то отстранение от кормушки АП, а в последующем и изгнание из Новгородской области (если не ошибаюсь) принял бы с философским спокойствием, благо след в истории своими книгами оставил неплохой. Но тяга к комфорту убила неглупого человека как личность.
      Искренне жаль, еще одним порядочным человеком стало меньше...

  • Анонимно
    25.03.2018 11:36

    одна фраза шагать строем все раставила на свои места. а так дядя нос по ветру держит, знает на чем зарабатывать ближайшие 6 лет. к слову германия проиграла войну, большенство мужского населения было перемолото на восточном фронте нашими доблестными дедами, заводы вывезены в счет репараций в СССР. почему они живут лучше нас? за 18 лет правления можно было новую страну построить.а так сидим как в осажденной крепости.

    • Анонимно
      25.03.2018 12:20

      Мурат Сиразин!
      Вчера показали Фильм про Путина на Вести 24 и почему Германия процветает! Там все партократы и сотрудники штази застрелились или приносят пользу обществу ,работая мусорщикам! А у нас бывшие партократы снова идеологи ,только теперь не институты атеизма и марксизма ленинизма открывают,а исламские академии и перед телекамерами на ифтарах бывшие коммунисты намаз читают и все заводы детишкам и внукам отдали,а те думают только о гонках,о футболе и как с Салаватом по петь и шашлыки в Корстоне поесть и как на Казанской рублевке построить дворцы выше чем у отцов бывших секретарей Татарского обкома КПСС !

      • Анонимно
        26.03.2018 07:32

        учи историю. партийная принадлежность и личностные качества человека не одно и то же. по твоему сейчас в партиях все сплошь белые и пушистые?
        Карьеризм, приспособленчество, лицемерие, и т.д. вот основные качества по которым нельзя допускать до власти людей. Когда людям вешают лапшу на уши что якобы надо не допускать к власти бывших коммунистов, или еще кого то то посмотри внимательно, а эти "предлагальщики" сами то соответствуют по личным качествам? может они еще хлеще интриганы

  • Анонимно
    25.03.2018 12:12

    РФ являеться мостом между востоком и западом, по мосту нельзя хотить строем возникает резонанс и мост рухнет. опыт СССР показал где все ходили строем и он развалился.

  • Анонимно
    25.03.2018 12:42

    Да не можем мы нарастить производительность труда по очень многим причинам.Просто нереально.Правительство это понимает.А политологи нет. Нет оснований для подьема экономики.

  • Анонимно
    25.03.2018 13:04

    Кому как, а Грудинин мне нравится, т.к. долгое время работал в с/х. хотя потом бросил работу, нервы не выдержали. Решил забыть всё, но оказывается ничего не забывается. Душой болел и болеет за село , поэтому каждое свободное время приезжаю в родное место , там у меня живут друзья. Они не пяницы , держут скот в своих паях земли многолетка для скота. Я им постараюсь помогать чем могу. Такие ребята есть в каждой деревне пока. Вот к ним надо приезжать министру с/х его замам , помам бездельникам, изучать на месте все проблемы и потом думать как решать. На выборах была небольшая надежда на Грудинина, но итог известен, значит ничего не будет меняться.

  • Когда читал Матвейчева - чуть не вырвало. Поел что ли что-то с утра нето? Явно отрава.

  • Анонимно
    25.03.2018 15:20

    Согласен - политолог несет пургу. Сделали вид, что у Путина нет достойных оппонентов или последователей. И это большая беда выборов. В России и нет достойных умных людей? Вот Вам и весь разрекламированный резерв. Плохо, уважаемые господа.

  • Анонимно
    25.03.2018 16:10

    профессор высшей школы экономики и этим все сказано.

  • Анонимно
    25.03.2018 16:43

    Там же много манипуляционного контента с всевозможными некорректными цифрами и сравнениями: типа пенсия в Швейцарии — столько-то франков, а в России — столько-то.

    По млушаейте "уважаемый" вы сходите с утра и вечером на помойке и посмотрите как пенсионеры в контейнерах ковыряются повсеместно!

    Чудик!

  • Анонимно
    25.03.2018 17:00

    "Большая семья" - смешно, очень смешно.

  • Анонимно
    25.03.2018 17:05

    Грудинин построил школу и садики чтобы сохранить своё хозяйство. Никто его трогать за это не будет! А этот политолог оказывается так себе политолог

    • Анонимно
      26.03.2018 14:52

      Школа Грудинана признана ЮНЕСКО лучшуй в Европе! А кто-нибудь еще построил такую школу? Ведь у руля стоящих возможности по-больше! Грудинин производит доплаты к пенсиям пенсионерам и совхозные овощи-фрукты круглый год им бесплатно. В любой поликлинике сейчас все анализы платные. А у Грудинина в совхозе медицина бесплатна!

  • Анонимно
    25.03.2018 17:18

    Это Москве не стоит быть эгоистом в большой семье, но так, конечно, ни один политолог не скажет. Все политологи хотят жить в сытой и комфортной москве.

  • Анонимно
    25.03.2018 22:36

    Если власти начнут давить Грудинина,как пререкает этот господин,то она еще хуже,чем думалось.

  • Анонимно
    26.03.2018 00:42

    Как загнанная в угол крыса ведёт себя совсем другой человек.
    Совсем даже не Грудинин.

    А этому политологу - спасибо за подсказку.
    Как он мог ещё сообщить нам своё понимание ситуации?

  • Анонимно
    26.03.2018 15:05

    А что украл Грудинин?Зачем ему бежать на запад?Не надо выдавать желаемое за действительное.Может сам матвейчев крыса?

  • Анонимно
    26.03.2018 16:55

    "Совершал массу всевозможных деяний, носящих признаки преступлений". - Почему такие голословные обвинения? Как, Киселев: лишь бы грязью Грудинина облить. А фактов то конкретных неееееет! Это называется КЛЕВЕТА! Уважаемые клеветники! Чем больше вы поливаете грязью Грудинина, тем больше у него появляется сторонников. Люди не идиоты. Они проверяют информацию клеветников, убеждаются, что это ложь и ЕЩЁ БОЛЬШЕ становится сторонников у Грудинина.

  • Анонимно
    26.03.2018 17:52

    Типичный политолог - водолей! налил воды и не о чем!

  • Анонимно
    26.03.2018 22:08

    Вы же философ и политик! Как можно писать такие глупости и повторять вранье, которое всеми уже давно опровергнуто! В том числе и ЦИК. Почитаешь ваши рассуждения и начинаешь понимать, почему у нас в руководстве областей такой кабак. Потому что там сидят такие "политики" и "философы".

  • Анонимно
    27.03.2018 12:28

    Что за бред я только что прочитал, успокойтесь уже хватит поливать грязью Грудинина! Поразвелось всяких политтехнологов.

  • Анонимно
    2.04.2018 16:25

    Полностью согласен с анализом как компании, так и личностей. Но по моему слегка мягкий. Я бы высказался круче на счёт личностей. Автор - толковый аналитик, и по всей видимости обладает дополнительной информацией, недоступной для всех.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль