Политика 
4.04.2018

«Получая миллиарды, почему бы не назвать Путина «дорогим другом»?»

Визит в бирюзовых тонах: Турция берет на вооружение С-400, а Путин и Эрдоган обнимаются на фоне конфронтации с Западом

Сегодня в Анкаре продолжится официальный визит Владимира Путина в Турецкую Республику, стартовавший вчера с закладки АЭС «Аккую», куда РФ уже вложила $22 млрд, и с заявлений об ускоренных поставках туркам С-400. О том, как турецкий оркестр играл «Калинку-малинку» для российских гостей, Эрдоган «уводил» у Путина девушку, а Москва обещала вложить еще больше денег в страну, входящую в НАТО, — в материале «БИЗНЕС Online».

Встреча Эрдогана и Путина была обставлена в бирюзовых тонах: начиная от безукоризненно бирюзовой дорожки, заканчивая такими же возвышенно бирюзовыми мундирами солдат и конных гвардейцевФото: kremlin.ru

«БЛАГОДАРЯ АЛЛАХУ МЫ ВСЕ ИДЕМ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ»

«Мой дорогой друг», «дорогой товарищ» — только в таких теплых и изысканно вежливых выражениях изъяснялись президенты двух стран, России и Турции, увидевшись накануне в Анкаре. На фоне перекошенных от ненависти физиономий Терезы Мэй и Бориса Джонсона Владимир Путин и Реджеп Эрдоган действительно смотрелись лучшими друзьями. Их встреча вечером 3 апреля была обставлена в бирюзовых тонах: начиная от безукоризненно бирюзовой дорожки, протянувшейся к президентскому дворцу в Анкаре и заканчивая такими же возвышенно бирюзовыми мундирами солдат и конных гвардейцев, сопровождавших путинский кортеж от аэропорта до порога резиденции «дорогого друга». В психологии бирюзовый цвет символизирует умиротворенность и открытость — так что не случайно эрдогановские пиарщики выбрали именно его для очередного исторического визита российского лидера в Турцию. Оркестр играл гимны двух стран с такой же размеренностью и мечтательностью, как будто это происходило где-то на танцплощадке, а не у дверей владыки бывшей Османской империи, и казалось, вот-вот сорвется на что-то более зажигательное. Поэтому никто и не удивился, когда-то тот же оркестр исполнил «Калинку-малинку», а Путин и Эрдоган начали делить девушек. Информагентства тут же раструбили, как глава Турции во время памятного фотографирования «увел» женщину, уже вставшую рядом с Путиным, чтобы не быть запечатленным для публики среди сплошных мужчин. Впрочем, Владимир Владимирович не возражал, поскольку по левую руку от него все же остались две представительницы прекрасного пола.

Чтобы российскому президенту было не так одиноко в Оттоманской Порте, с ним созвонился патриарх Константинопольский Варфоломей I, формальный глава всего православного мира, известный своими экуменическими взглядами, а также борьбой за охрану окружающей среды. В качестве «зеленого патриарха», как иногда кличет Варфоломея пресса, святейший превосходно вписывался в бирюзовые тона визита. Он поздравил Путина с победой на президентских выборах и с наступающими пасхальными праздниками, а Владимир Владимирович не остался в долгу и передал своему облаченному саном собеседнику «привет» и «наилучшие пожелания» от  патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Благодаря Аллаху мы все идем в светлое будущее», — эта фраза, прозвучавшая в переводе с турецкого на торжествах, задала настрой всем дальнейшим событиям. Прежде всего два «дорогих друга» отправились на церемонию старта строительных работ на АЭС «Аккую». Все, что требовалось, — это дать команду на заливку бетона в основание первого энергоблока, но обставлено все было как «историческое событие» всеобъемлющего значения. Тем более что российские инвестиции в этот проект должны составить $22 млрд, а запуск первого ряда намечен аккурат к столетию Турецкой Республики, то есть к 2023 году. При этом кроме российской стороны у «Аккую» нет в настоящее время никаких иных инвесторов, так что это очень щедрый подарок Кремля коллегам  из эрдогановского Аксарая (на языке бизнеса это называется моделью «строю–владею–эксплуатирую»).


Путин в своем выступлении без ложной скромности отметил, что 3 апреля была заложена основа «для атомной промышленности Турции в целом». «Россия — один из признанных лидеров в области мирного атома, — объяснил свою решимость российский президент. — При строительстве станции будут применяться наиболее передовые инженерные решения, экономически эффективные и надежные технологии — такие технологии, которые мы сами применяем для себя в России». В итоге, по экспертным оценкам, «АЭС даст порядка 10 процентов общей энергогенерации Турции».

Впрочем, российские инвесторы не будут одиноки в своем великодушном порыве, если к строительству станции удастся привлечь турецкий малый и средний бизнес. По информации главы российского государства, уже «более 350 турецких компаний подали заявки на включение в список потенциальных поставщиков». РФ тем временем поможет Турции подготовить специалистов в области атомной энергетики: в настоящее время около 220 турецких студентов обучаются в российских вузах, а 35 даже получили дипломы российского МИФИ и предложения о работе в проектной компании «Аккую».

Эрдоган в своей ответной речи рассказал о той особой радости, которую он испытывает, закладывая атомную электростанцию вместе с Путиным. И это далеко не все, что связывает его с российским президентом, потому что на свете есть также такие замечательные вещи, как С-400 и «Турецкий поток». «С 2003 до 2017 года в среднем турецкая экономика росла на 5,8 процента, — гордо заявил Эрдоган. — В 2017 году наша экономика выросла на 7,4 процента. В 2023 году, когда мы будем праздновать годовщину столетия со дня провозглашения нашей страны республикой, мы поставили перед собой задачу войти в первую десятку крупных мировых стран. А эта ситуация означает, что у нас возрастет потребность в энергетике».

Реактор, который планируется ввести в эксплуатацию в  2023 году, станет лишь первой ласточкой. Всего «Аккую» будет обладать четырьмя реакторами, каждый — мощностью 1200 мегаватт. Однако на 2023-й Эрдоган уже наметил пышную церемонию и поспешил пригласить на нее Путина. Это, разумеется, дало СМИ повод лишний раз посудачить о президентских амбициях обоих лидеров, намеренных оставаться у власти неопределенно долгое время.

На фоне перекошенных от ненависти физиономий Терезы Мэй и Бориса Джонсона Владимир Путин и Реджеп Эрдоган действительно смотрелись лучшими друзьямиФото: kremlin.ru

МОСКВА ЖДЕТ ОТ ЛОНДОНА ИЗВИНЕНИЙ, ТУРЦИЯ В УСКОРЕННОМ ПОРЯДКЕ ЗАКУПАЕТ С-400 И РАССЧИТЫВАЕТ НА «СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО» 

Путин прибыл в Анкару не один, а с очень представительной делегацией министров и помощников. Среди сосредоточенных в своей важности лиц, мелькающих за спиной у российского лидера, легко можно было заметить путинского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, главу МИД Сергея Лаврова, министра сельского хозяйства Александра Ткачева, председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера и прочих. Все они приняли участие в седьмом по счету заседании совета сотрудничества высшего уровня двух стран, которое состоялось сразу же после того, как рабочие, дождавшись окончания торжественных речей, все-таки залили бетон в основание «Аккую».

На совете Путин получил долгожданную возможность поговорить, насколько успешно и «по восходящей» развиваются отношения между Россией и Турцией. За минувший год товарооборот между нашими странами увеличился на 40,5% — до $22,1 миллиарда. «Встречные прямые инвестиции приближаются к 10 миллиардам долларов с каждой стороны, — доложил Владимир Владимирович. — Россия также является крупнейшим поставщиком природного газа для нужд турецкой экономики. Только в прошлом году поставлено 29 миллиардов кубометров газа. Успешно реализуется проект газопровода „Турецкий поток“, завершены работы по морскому участку. Важное направление нашей общей работы — туризм. В прошлом году Турцию посетили более 4,7 миллиона российских граждан, которых привлекают курорты и богатое культурно-историческое наследие Турции. Контактам между людьми будет способствовать проведение в следующем году „перекрестного“ года культуры и туризма».

Но особую страницу в своем партнерстве Москва и Анкара перевернут тогда, когда начнутся поставки в Турцию зенитно-ракетных систем С‑400 «Триумф». Пока что их решено перенести на июль 2019 года (изначально планировали на 2020 год, а сам контракт был подписан в сентябре 2017-го).

Всего переговоры за закрытыми дверями длились около полутора часов, после чего оба президента вышли к журналистам на итоговую пресс-конференцию. Российский президент начал свое выступление с того, что на ходу подсчитал, как же часто он встречает с Эрдоганом — восемь раз только за минувший год! И у этого есть свои ощутимые результаты: РФ уже стала третьим по объему экспортным рынком для турецкой продукции после Германии и КНР, запланировано создание «совместной инвестиционной платформы с участием российского фонда прямых инвестиций и турецкого суверенного фонда», по графику идут работы по сооружению газопровода «Турецкий поток», так что «вскоре начнется подготовка к реализации сухопутной части проекта».


Журналисты, как обычно, постарались испортить мажорное настроение обоих лидеров. Первый же вопрос был сформулирован так: «На фоне общей негативной и даже конфронтационной повестки дня в отношениях России и ряда стран видите ли вы какие‑либо факторы, которые могут негативно повлиять или даже сорвать реализацию этих планов?»

«Вы сказали о каких‑то негативных, даже провокационных факторах в международных делах, — пожал плечами Путин. — У нас таких факторов с Турцией нет».

Разумеется, был задан вопрос и о «деле Скрипаля» — обсуждалось ли оно на заседании совета? «Вскользь, — ответствовал невозмутимый президент РФ. —Господин президент (Эрдоганприм. ред.) поставил вопросы на этот счет, я изложил нашу позицию. Как вы знаете, я сам об этом инциденте узнал из средств массовой информации, уже неоднократно об этом говорил. Хочу только добавить, что, по данным международных экспертов, примерно в двадцати странах мира могут производиться подобные нервно-паралитические вещества, в двадцати странах мира. Скотланд‑Ярд, как известно, официально заявил, что ему нужно не менее двух месяцев для полноценного расследования».

Сослался Путин и на только что поступившую по каналам информагентств новость. «Как мне доложили, генеральный директор лаборатории в Портон-Дауне — это в восьми километрах от того места, где произошел инцидент, сообщил в интервью „Скай‑ньюс“, что сотрудникам его лаборатории не удалось установить страну происхождения этого нервно-паралитического вещества. Они не могут идентифицировать страну происхождения, в том числе не могут сказать, что это вещество было произведено в РФ», — с удовлетворением рассказал Путин.

Разумеется, новость из лаборатории в Портон-Дауне была с радостью встречена всей российской делегацией. Песков, вышедший к микрофонам вскоре после окончания официальной части пресс-конференции, поспешил заявить, что теперь Москва ждет извинений от Лондона. «Их теория не подтвердится в любом случае, потому что ее подтвердить невозможно, — уверенно декларировал путинский пресс-секретарь. — Министру иностранных дел Великобритании, который обвинял президента Путина, премьер-министру Великобритании как-то нужно будет смотреть в глаза своим коллегам по ЕС, которым они что-то рассказывали».

Сам Владимир Владимирович в своем выступлении отметил, что «вызывает удивление та скорость, с которой была раскручена антироссийская кампания». Разбором этой неприятной истории будет 4 апреля заниматься сессия исполкома международной организации по запрещению химического оружия, созванная по инициативе России.

Что касается С-400, то обсуждается не только ускоренная поставка этого грозного комплекса в Турцию, но и его совместное производство. Не исключено, что Москва и Анкара решат эти «исключительно коммерческие вопросы» на уровне хозяйствующих субъектов. «Каких бы то ни было военно-политических соображений на этот счет для нас не существует, ограничений нет», — резюмировал Путин.

Сегодня, 4 апреля, в Анкаре ожидается очередная (вторая по счету) трехсторонняя встреча глав России, Турции и Ирана, запланированная в контексте астанинского процесса по содействию сирийскому урегулированию. С этой целью в турецкой столице ждут Хасана Рухани, который, как говорят, уже на пути к своим коллегам по складывающейся все более явственно «антизападной коалиции».

На совете сотрудничества высшего уровня двух стран Путин получил долгожданную возможность поговорить, насколько успешно и «по восходящей» развиваются отношения между Россией и ТурциейФото: kremlin.ru

«ТУРКИ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ ОТ НАШИХ ОТНОШЕНИЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ РОССИЯ»

О том, почему Эрдоган устроил Путину такую подчеркнуто теплую и торжественную встречу, играет ли он в восточную дипломатию или действительно сжег мосты, связывающие его с НАТО, Вашингтоном и Брюсселем, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов: 

Шамиль Султанов  политолог, философ, руководитель аналитического центра «Россия — Исламский мир»:

— Это скорее восточная дипломатия, причем ключевые моменты здесь разыгрываются в треугольнике Анкара — Вашингтон — Москва. Там есть несколько вопросов, которые очень важны для Реджепа Эрдогана и которые зависят от его балансирования в рамках этих отношений. К примеру, курдский вопрос или вопрос, связанный с его давним оппонентом Фетхуллахом Гюленом и его экстрадицией. Не менее актуально — отношение к военной операции «Оливковая ветвь» в Африне . Или же сравнение С-400 с американским зенитно-ракетным комплексом Patriot. И чем мне нравится дипломатия Эрдогана — это как раз тем, что он очень тонко играет на этих противоречиях, причем козырной картой для него как раз является Путин.

Не исключено, что уже будущей осенью в Турции состоятся президентские выборы, то есть на год раньше запланированного срока (в 2019 годуприм. ред.). И для Эрдогана в этой ситуации очень важно добиться максимума от России. Некоторое время было заморожено строительство АЭС «Аккую» — сейчас оно торжественно разморожено. Какую-то часть этой стройки должны были взять на себя турки, но они — в лице частных строительных компаний — куда-то исчезли из проекта. Думаю, что они сделали это по указанию из Аксарая (дворца, из которого управляет турецкий президент) — чтобы Владимир Владимирович в очередной раз обратился с просьбой к Эрдогану помочь найти ему соинвесторов. А за каждую просьбу – так принято в дипломатии – нужно будет чем-то заплатить.

У Турции много претензий и вопросов к России. Скажем, турецкие бизнесмены до сих пор вынуждены ездить в РФ по визе — безвизовый обмен между нашими странами до сих не реализован. Есть проблемы и с поставками турецких сельхозпродуктов, которые до сих пор не вышли на уровень 2014 года. С одной стороны, мы обещаем с радостью пустить на наш рынок турецкие помидоры и пр., а с другой в РФ находятся люди (думаю, что из ткачевского окружения), которые под разными предлогами не хотят этого делать, привлекая для своих целей Росприроднадзор и желая таким образом уберечь от конкуренции отечественного производителя.

И все же у Эрдогана и Путина сейчас много общего. Турецкий лидер является изгоем для западного общественного мнения — соответственно, у российского президента тот же статус. Разумеется, в этой ситуации они должны обнимать друг друга. 4 апреля к ним присоединяется президент Ирана Хасан Рухани, и складывается полноценный треугольник, а в политике, как известно, властвуют и определяют повестку именно треугольники.

В конечном итоге турки должны получить от наших совместных отношений несколько больше, чем Россия. Другое дело, что Владимир Владимирович тоже в какой-то степени овладел этим искусством восточного коварства: он может многое пообещать, а потом подвесить свои обещания в воздухе. Правда, по «Аккую» наши возможности ограничены, мы уже вложили туда несколько миллиардов долларов, и для того, чтобы эти деньги не пропали, следует проект активизировать. К тому же Кремль нуждается в позитивной повестке — в том, чтобы показать всему миру, что несмотря на санкции и на «богопротивный Запад», в некоторых странах сотрудничество с РФ идет по нарастающей. Китай в этом контексте не очень подходит, там много проблем. Зато Турция наряду с Ираном — очень удобный показательный пример. В этом же ряду в той или иной степени — Египет, Монголия, Северная Корея.

Конечно, Путина и Эрдогана связывает не только политика, но и личные отношения. Однако то, что именно путинские спецслужбы уберегли в свое время Эрдогана от покушения в Мармарисе, — в известной степени легенда. Вернее, это больше напоминает театр — это так красиво было сыграно, что после Мармариса и неудавшегося госпереворота культ личности Эрдогана вышел на принципиально новый уровень. Вся эта операция позволила турецкому президенту провести чистки в армии и полностью поставить вооруженные силы под свой контроль. Если бы этого не было, вряд ли турецкие солдаты сейчас гибли бы в Африне (по информации курдов, в Африне по состоянию на январь погибли уже 203 турецких военнослужащихприм. ред.). В 2012–2013 годах генштаб Турции вряд ли позволил бы Эрдогану проводить такие операции. А сейчас они не пикнули даже. Но один факт здесь остается неизменным: именно Путин и Рухани поддержали Эрдогана в трудный момент, когда его власть находилась под вопросом.   

«ТУРЦИЯ С НАТО НИКОГДА НЕ ПОРВЕТ И НЕ СОБИРАЕТСЯ РВАТЬ»

Нердун Хаджиоглу  турецкий журналист, шеф-редактор корпункта газеты Hurriyet (Анкара) в Москве:

— Я хотел бы заметить, что «Аккую» — проект, который был принят до наших совместных кризисов в совместных отношениях, и в международном плане в последнее время. Поэтому я считаю, что на «Аккую» надо смотреть как на стратегический долгосрочный проект в отношениях между нашими двумя странами. Потому что Турция развивается индустриально, ей нужна энергия и эту энергию надо откуда-то брать. А «Аккую», когда она будет достроена, будет покрывать почти 40 процентов сложившихся сегодня потребностей Турции в энергетическом плане. Поэтому я не стал бы политизировать этот проект, считая его чисто экономическим и исходящим из реалий жизни. По конструкции и по стоимости он, видимо, все-таки дешевле японского или американского проектов. В свое время был тендер, и остановились на «Аккую». Поэтому тут не политика, а больше экономика в двусторонних отношениях. И тут лукавить нет смысла.

Останутся ли после этого связи Анкары с НАТО, с Вашингтоном неизменными? Говорить сейчас — все равно что гадать на кофейной гуще. Мы не знаем, что будет завтра и как сложится ситуация, но сам факт, что в отношениях между Турцией и Западом пробежала черная кошка, особенно после событий на севере Сирии, это факт.

Я бы назвал это (строительство атомной электростанции  — прим. ред.) разумной политикой. Обоюдной разумной политикой, потому что это дорога с двумя коридорами. Как Турция нуждается в России, так и Россия нуждается в Турции. Турция — региональная держава, для которой многое определяют отношения с соседями. И не только с Сирией, и с другими странами тоже. Поэтому такой тандем, чтобы хотя бы не вредить друг другу, — это прослеживается.

Саркис Цатурян — главный редактор ИА «Реалист»:

— Эрдогану выгодно сотрудничество с Россией в том плане, что мы выделяем порядка 20 миллиардов долларов на строительство блоков атомной электростанции «Аккую». Турция получает достаточно серьезное финансирование. Поэтому, получая деньги, почему бы не назвать Путина «дорогим другом»? Но если мы будем ориентироваться на стратегические аспекты взаимодействия, то станет понятно, что в Сирии наши с турками интересы диаметрально противоположны, потому что они хотят полностью контролировать север Сирии. Главная цель турков в Сирии — захват сирийского транспортного коридора. И судя по тому, что американцы им официально дали карт-бланш на захват Африна и теперь Анкара всерьез рассуждает о военной операции в районе Мамбиджа, пуповину с НАТО Эрдоган обрывать не может и не хочет. Поэтому здесь мы, конечно же, не можем рассчитывать на долговременное сотрудничество с Турцией, так как наша задача противоположная. Мы хотим, чтобы Сирия сохранилась как национальное государство — для того, чтобы через Сирию проходил транспортный коридор. Через север, с выходом на Латакию, где находится наша военная база. Задача Турции состоит в другом: контролировать этот транспортный коридор вместе с американцами, чтобы НАТО на правах  сильного диктовало свою волю Китаю и Евросоюзу. Я напомню, что у американцев 9 военных баз в Сирии: одна на юге, а остальные вдоль сирийско-турецкой границы. Поэтому, безусловно, с НАТО Эрдоган порвать не может. Есть завязка на американцев, на крупные европейские финансы, которые сегодня превалируют в Турции.

Эрдоган от этого никогда не уйдет, и у него вообще такой цели нет. Другой вопрос — зачем мы замораживаем десятки миллиардов долларов в Турции, когда у нас в стране нужно строить инфраструктуру, снижать тарифы по перевозкам, создавать новые рабочие места, новые производства. И здесь у меня возникает много вопросов.

Турция с НАТО никогда не порвет и не собирается рвать. Американцы с Турцией ведут закрытые консультации. И несмотря на риторику Анкары, ничего кардинально не изменится. Если Турция на каком-то этапе действительно захочет проводить в Сирии самостоятельную от американцев политику, Вашингтон просто отрежет ее от внешнего финансирования и введет санкции. И тогда Турция станет на колени, потому что в отличие от Ирана у нее нет энергетических ресурсов, и в этом плане она будет полностью зависеть от воли американцев и британцев.

«ДОЛГИЕ ГОДЫ У РОССИИ И ТУРЦИИ БЫЛИ ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ С ЗАПАДОМ, НО ЭТО НЕ МЕШАЛО НАМ ДРУЖИТЬ»

Икбаль Дюрре  политолог, кандидат исторических наук, эксперт по Ближнему Востоку:

— Не надо забывать, что мы соседи. Поэтому не обязательно называть наши отношения стратегическими или тактическими, мы естественные союзники, так как мы соседи. Но это абсолютно не означает, что Турция из-за отношений с Россией будет отказываться от своих стратегических отношений с НАТО, с США и с Европой. Это было бы неразумно, хотя бы с точки зрения товарооборота Турции с Западом. Этот товарооборот практически в 10 раз больше, чем с Россией. Потом, у Турции, как известно, большая армия в НАТО. А если Турция откажется от НАТО, кто будет эту армию кормить? И так далее, и тому подобное. Но при этом в данный период и у Турции, и у России не лучшие отношения с Западом. Конечно, это серьезный фактор, который нас особенно сближает. Но и без этого мы дружили. Долгие годы и у России, и у Турции были хорошие отношения с Западом, но это тоже нам не мешало дружить. И в те годы мы торговали даже лучше, чем сейчас.

Поэтому сказать, что только при плохих отношениях с Западом мы умеем дружить, — тоже несправедливо. Пример тому — наши отношения в 90-е годы.

А если говорить о перспективах, то я думаю, что экономические отношения будут продолжаться. Но если Турции придется сделать выбор, тогда надо с пониманием относиться к тому, что Турция в конечном итоге далеко уйти от политики НАТО или США в регионе априори не сможет. Но я надеюсь, что до этого не дойдет.

Семен Багдасаров  эксперт центра аналитических исследований, директор центра изучения стран Ближнего востока и Центральной Азии:

— Россия может относиться к Турции как к союзнику. Много раз, даже после известного примирения, были непонятные ситуации в Сирии, где Турция контролировала значительную часть территории. Еще надо дождаться окончательной постройки турецкого потока на территории Турции. И Россия, и Турция вынуждены дружить. Россия будет сейчас со всеми, с кем можно дружить. Отсюда и возникают и такие нюансы. Эрдоган — это умный человек, он умеет лавировать и добывать успех везде, где это можно сделать. Поэтому он так и обставляет эту встречу. Приехавшему человеку было очень приятно на фоне тех проблем, которые у России возникли с западом. Если поставки С-400 начнутся фактически, а не просто на стадии контракта, то на Западе не простят, и нам, конечно, будут вставлять палки в колеса. А Турция входит в систему НАТО, поэтому тут могут быть свои трудности. На территории Турции находится множество натовских объектов, которые никуда не уходят, они там находятся. Турция в принципе занимает стратегическое положение интересам НАТО и США. Поэтому отношения с турецкой стороной всегда были непростыми.

Елена Супонина  советник директора Российского института стратегических исследований, востоковед:

— В большой политике называть партнерами, друзьями в такой нестабильной и быстро меняющейся обстановке было бы слишком оптимистично. Но то, что сейчас Турция преодолевает прошлые разногласия и вновь стала для России важным партнером, это очевидный факт. Визит Путина ярко свидетельствует об этом. Есть реальные проекты, которые носят стратегический характер, — это и строительство атомной станции «Аккую», планы Турции пополнить свои арсеналы российскими комплексами противовоздушной обороны. Все это говорит о серьезности намерений Анкары. Но никогда не надо забывать, что эта страна имеет вторую по численности армию НАТО, являясь полноправным членом этого альянса. Так что здесь нет сверхзадачи выдернуть Турцию с этой оси. Россия продолжает налаживать партнерство с Турцией, понимая все особенности этой ситуации. Эрдоган не сжигает мосты с НАТО. Он, несмотря на частую критику в адрес западных партнеров, отнюдь не рвет свои отношения с Западом и не собирается этого делать. Россия также на это не рассчитывает — такой сверхзадачи у нее нет. Бесспорно, Эрдоган — это смелый политик, мужественный, что проявляется не только сейчас. Так было и на протяжении всей его карьеры. Он умеет мудро лавировать. И отношения с Россией Турции очень нужны. Эрдоган это понимает, действует в интересах своей страны.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (90) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.04.2018 14:54

22 млрд дол = 1,3 трлн руб наших денег, какой срок окупаемости этого проекта. Что можно построить на эти деньги в РФ?

  • Анонимно
    4.04.2018 13:15

    Надо привлечь Турцию в ЕАС.

  • Анонимно
    4.04.2018 13:16

    Татарстану нужно ещё усилить отношения с Турцией.

    • Анонимно
      4.04.2018 14:52

      Нас тюрков 500 миллионов!
      Вместе мы сила

    • Анонимно
      4.04.2018 14:54

      22 млрд дол = 1,3 трлн руб наших денег, какой срок окупаемости этого проекта. Что можно построить на эти деньги в РФ?

      • Анонимно
        4.04.2018 15:19

        14.54. Проект политический, без срока окупаемости.

        • Анонимно
          4.04.2018 19:10

          Татарин Злой
          А, панятна...
          Значица, как при Союзе будет. Потом власть поменяется, долги спишут.

  • Анонимно
    4.04.2018 13:18

    Руководство РТ молодцы: в период ухудшения отношений между Россией и Турцией они сохранили добрые, деловые отношения с Турцией.

    • Анонимно
      4.04.2018 13:46

      А если бы отношения не наладились?

      • Анонимно
        4.04.2018 14:11

        13.46.
        Начали бы обвинять Руководство РТ в пантюркизме. Такое уже было в истории России.

        • Анонимно
          4.04.2018 14:46

          14.11. Значит, всё-таки Путин - далеко не Сталин.

        • Анонимно
          4.04.2018 14:55

          Чувашия Татарстан Башкирия Оренбург Казахстан Азербаджан Турция

          Тюркский коридор

          Нас разьеденили условными границами

          Нас бояться со времен Чингисхана.

          • Анонимно
            4.04.2018 16:43

            Да, ладно. Стан Успехов находится в рамках Волжской Булгарии.

          • Анонимно
            4.04.2018 21:15

            Че та у Вас с географией слабовато, должно быть - Казахстан, Узбекистан, Киргызстан, Синьцзян-Уйгурский автономный округ ( бывший Восточный Туркестан), вот это настоящий тюркский корридор, а Вас че та все к теплым морям тянет, Вы наверное не татарин, а болгарин?

          • Анонимно
            5.04.2018 00:12

            Это кого такого "Нас боятся ..." По яснее не могли бы выразится? Кто это у нас такой страшный, отзовись? (Камский)

    • Анонимно
      4.04.2018 18:14

      ИсториЯ показывает что турки улыбаются в глаза, но держат за спиной руку с кастетом.

  • Анонимно
    4.04.2018 13:19

    Яшәсен төрек - татар дуслыгы!

  • Анонимно
    4.04.2018 13:42

    Интересный ЭЧПОЧМАК получается - Россия , Турция , Иран !

    • Анонимно
      4.04.2018 14:14

      13.42. Этот "өчпочмак" называется евразийством. Россия не может оставаться в геополитическом одиночестве.

  • Анонимно
    4.04.2018 13:44

    В психологии бирюзовый цвет символизирует умиротворенность и открытость – так что не случайно эрдогановские пиарщики выбрали именно его для очередного исторического визита российского лидера в Турцию.

    Ребята, но нужно же быть в теме. Это общетюркский цвет Вечно Голубого Неба. Он даже ярко представлен на флагах многих тюркских государств и автономий.

  • Анонимно
    4.04.2018 13:48

    Саркис Цатурян — главный редактор ИА Реалист

    Да уж, привлекать армян в качестве экспертов в российско-турецких отношениях? Что вы от них ждете, неужели беспристрастности?

  • Анонимно
    4.04.2018 13:49

    Похоже так и будет до конца своего последнего срока ездить наш только в Турцию. У остальных лидеров Запада "физиономии перекошены"...

  • Анонимно
    4.04.2018 13:50

    Турки не понимают,но считают доллары.Это их уничтожит,как Государство.Атомная станция,посзволит попасть туркам,в полную зависимость от Москвы,материально,технологически,технически,кадрово.Ну,в определённых условиях,АЭС превращается в ядерную бомбу стационарного типа.

    • Анонимно
      4.04.2018 14:27

      По плану в Синопе будут строить АЭС сами турки совместно с японцами и американцами, или с французами. Так что это сбалансирует строительство АЭС в Аккуе. Думаю, турки будут даже просто дублировать некие технологии строительства в Аккуе у себя в Синопе.
      А.П.

    • Анонимно
      4.04.2018 17:30



      Верно. А то не пришлось бы и им изучать родной язык факультативом.

  • Анонимно
    4.04.2018 13:51

    Несколько армян определяют тут как эксперты интересы России. И о каком транспортном коридоре с выходом на Латакию на севере Сирии идет речь? Думаю, речь идет о выходе Армении через Иран к берегу Средиземного моря. То, что сегодня Турция осуществляет в Сирии, она уже давно планировала и говорила. Речь шла о потоке мигрантов в Турции из Сирии. А их там 4 млн. человек. Причем самое интересное 500 тысяч даже уже за семь лет войны там и родились. Турции их надо куда то деть. И она уже давно предлагала создать районы безопасности в Сирии под охраной турецких ли или международных сил, где бы размещались беженцы. Но никто с турками не согласились. Вот и потоки мигрантов устремились в Европу. А американцы решили, что курды им больше союзники, чем турки. Кстати, больше с подачи Израиля. Замечу, что не все курды за РПК. Потому сегодня турки освободили часть Сирии и стали размещать там беженцев. А в Идлибе по плану, кстати, вполне возможно согласованный и с Россией, будут размещены арабы-сунниты. Манджиб тоже по большей части арабский город. И там уже проявляется недовольство курдами, захватившим город и американцами.

    Думаю, что Эрдоган ведет правильную и взвешенную политику. Он не хочет ссориться и с США, и с европейцами и с Россией, да и с Ираном тоже. Зачем это нужно, но отвечать на вызовы, которые происходят у них под боком, будут. И в этом отношении строительство АЭС, с вложением десятков миллиардов долларов, - это гарантия долгосрочных отношений с Россией. Также как и покупка С-400. Ведь у них есть классный аргумент. Греция купила С-300 и никто в НАТО на это не возражал. Да и Турция многократно просила США продать им систему ПВО, но они отказали им, давая взамен гарантию, что они сами будут защищать Турцию. Но вот недавние события показали, что это не так. С началом участия России в войне в Сирии они действительно развернули систему ПВО Патриот. Но через небольшое время вдруг приняли решение о сворачивании ее на границе с Сирией, оставив Турцию без этой системы. А затем как раз и последовали события со сбитым российским самолетом. Кто там дал команду и почему, сложно судить. Но российские самолеты в отсутствии ПВО Патриот стали залетать на территорию Турции. Это тоже факт.
    А.П.

    • Анонимно
      4.04.2018 15:52

      Кстати, Греция купила С-300 как раз для того, чтобы сбивать самолеты американского производства, так как другие системы ПВО американского производства не могут это сделать, там есть вшитые определители "свой-чужой". А Греция находится на ножах с Турцией, а у ней как раз на вооружении американские самолеты.

      Тоже пытается сделать и Турция по отношению к Греции, но вот тут сразу же и стали вставлять палки в колеса.

      Это для того, чтобы было понятно для чего Турции С-400.
      А.П.

      • Анонимно
        4.04.2018 16:02

        Не находится Греция на ножах с Турцией. Не придумывайте, они члены одного военно-политического альянса - НАТО.

        • Анонимно
          4.04.2018 16:22

          Да, находятся, но вот Кипр поделили, военные учения друг на против друга проводят, самолеты сопровождают друг у друга, залетать на чужую территорию нельзя, могут сбить. Кстати, вот только недавно турецкие военные суда блокировали итальянские нефтебуровые платформы для разведки газа на шельфе Кипра. Турция также не признает принадлежность несколько островов вблизи своего берега за Грецией, а она их считает своими.
          А.П.

    • Анонимно
      4.04.2018 16:13

      Эрдоган то как раз со всеми перессорился. Он раньше и Асада дорогим другом называл. А наши Эрдогана и используют по полной.

  • Анонимно
    4.04.2018 13:58

    Много чего про Эрдогана не знаем, но человек он привлекательный, природа не поскупилась. И если бы не случай с погибшим летчиком и долгие раздумья о покаянии и извинениях. .........и потом, прагматики не наш профиль))

    • Анонимно
      4.04.2018 14:10

      Вот напоминаю про Эрдогана.Его предки выходцы из Грузии.Христиане.

      • Анонимно
        4.04.2018 14:34

        Почему если выходцы с Грузии то обязательно христиане. С чего вы взяли?
        Просвещайтесь не много, хотя бы с википедии:

        Ислам является второй по величине и значению религией на территории современной Грузии со времён эпохи арабских завоеваний. По данным последней переписи населения 2002 г. ислам исповедовали 9,9 % населения страны (около 0,4 млн чел.) В некоторых регионах страны мусульмане составляют относительное или абсолютное большинство населения.

      • Анонимно
        4.04.2018 14:45

        Так для справки.
        Реджеп Тайип Эрдоган родился 26 февраля 1954 года в квартале Касымпаша стамбульского района Бейоглу в семье работника береговой охраны на черноморском побережье. Его семья с годовалым Реджепом перебралась из Стамбула в ил Ризе и вернулась обратно, когда Эрдогану было 13 лет. В августе 2003 года, во время своего визита в Грузию, Эрдоган якобы рассказал о своём аджарском происхождении и о том, что его семья мигрировала в Ризе из Батуми. Но в августе 2014 года Эрдоган в резкой форме опроверг в телевизионном интервью какое-либо своё аджарское или армянское происхождение.

        Потому и не надо рассказывать сказки. Кстати, аджарцы в большинстве своем мусульмане.
        А.П.

        • Анонимно
          4.04.2018 16:17

          А еще говорят что у него нет диплома о высшем образовании.

      • Анонимно
        4.04.2018 14:48

        14.10. Причём тут религия. Вера - личное дело каждого.

      • Анонимно
        4.04.2018 14:50

        14.10. Тогда Эрдогану легче будет понять православную Россию.

      • Анонимно
        4.04.2018 14:52

        14.10. Вполне возможно, среди турков есть отюреченные грузины - гөрҗиләр.

      • Анонимно
        4.04.2018 14:54

        Среди турков много отюреченных балканских, малоазийских и кавказских народов.

      • Анонимно
        4.04.2018 14:57

        Любой суперэтнос, имевший империю не может иметь генетическую чистоту.
        Турки - великий народ, они победили Византию, создали и управляли Османской империей.

  • Анонимно
    4.04.2018 14:13

    наш стратег Константинополь отжать хочет,а турок крым(.

  • Анонимно
    4.04.2018 14:17

    Почему мы строим в Турции атомную станцию полностью за счет нашего государства? В то время как своим гражданам только и делаем, что повышаем платежи и налоги?

    • Анонимно
      4.04.2018 14:30

      Не полностью, а наполовину. Но Россия будет оператором и продавцом электроэнергии с этой станции в Турции. Это очень выгодный с точки зрения коммерции долгосрочный проект.
      А.П.

      • Анонимно
        4.04.2018 14:37

        Это интересно в чем выгода? Строить АЭС в стране потенциального врага??

        • Анонимно
          4.04.2018 14:47

          Это у вас в голове кругом враги, продукт кислевых и соловьевых. А мир живет другой жизнью. В основном строят, производят и торгуют для взаимной выгоды.
          А.П.

        • Анонимно
          4.04.2018 14:50

          Турция нам брат
          Потенциальный враг это кто родные языки запрещает

        • Анонимно
          4.04.2018 14:52

          Кругом враги?
          Выключайте телевизор, наслаждайтесь весной что ли...

        • Анонимно
          4.04.2018 15:27

          14.37. С "потенциальным врагом" Вы отстали на 300 лет.

        • Анонимно
          4.04.2018 15:28

          Россия и Турция никогда напрямую не враждовали, их всё время сталкивала Европа в своих интересах.

      • Анонимно
        5.04.2018 10:31

        Выгодный для кого??? Строят на наши деньги, а выгоду между своими делят!!! Все лица в списке Forbes сменились с 2000 годов.

    • Анонимно
      4.04.2018 15:25

      14.17. Сейчас России очень нужен СОЮЗ с Турцией.

  • Анонимно
    4.04.2018 15:00

    14.30. Лучше вместе создать ЕАС. Тогда Константинополь и Крым будут общими. Россия сможет почувствовать себя преемницей Византии.

  • Анонимно
    4.04.2018 15:01

    Да уж,армяне и евреи определяют интересы России?! Чудны дела твои Господи.

  • Анонимно
    4.04.2018 15:07

    По радио вчера говорили, что полность за наш счет!

  • Анонимно
    4.04.2018 15:34

    «Получая миллиарды, почему бы не назвать Путина «дорогим другом»?»

    Обвинять в неискренности надо не Ердогана, а тех, кто продолжат говорить о каких-то партнерах и друзьях на Западе.

  • Анонимно
    4.04.2018 15:54

    Странные люди англичане! Их премьер говорит, что хим. вещество из России, начинает действовать, и вдруг ген. директор лаборатории выдает, что страна-производитель не определена! А у нас такое возможно?

    • Анонимно
      4.04.2018 16:04

      Премьер-министр говорит на основании не только анализа какое вещество было использовано, но другие сведения, полученные из других источников. А директор лаборатории говорит, что они только определяли, что за вещество было использовано, но откуда оно. Это уже тут российские СМИ начали путать. Директор лаборатории еще сказал, что у них и не было задания определить откуда оно. Тоже сказали и в ОЗХО. У них не было задачи определить страну происхождения этого вещества. А российские СМИ уже раструбили, что это вещество не российского происхождения.
      А.Поц.

    • Анонимно
      4.04.2018 16:08

      Ну схема стара как мир - доказательств причастности России у нас нет, но Россия должна доказать непричастность. А пока санкции и прочье и прочье.

  • Анонимно
    4.04.2018 15:57

    Ожидания благ от Трампа не оправдались, теперь все надежды на Эрдогана! А ведь ещё недавно ему грозили, что одними помидорами он не отделается...

  • Анонимно
    4.04.2018 16:20

    Азат Д

    Почему колючая проволока на заборе посольства Турции в Казани?

    • Анонимно
      4.04.2018 16:48

      Вы уже какой раз об этом спрашиваете? Во-первых. в Казани нет посольства Турции. Могли бы знать. И во-вторых, на границе могут устанавливать и не то. А это граница, для непонятлевых.
      А.Поц.

      • Анонимно
        4.04.2018 17:11

        Азат Д

        Если не посольство, то какая граница? А то в центре города, зона какая то. Как колония на промбазе.

        • Анонимно
          4.04.2018 17:29

          Дипломатические представительства тоже имеют соответствующий статус. Там за забором территория чужой страны. Не знали?
          А.Поц.

          • Анонимно
            4.04.2018 17:54

            Азат Д

            Так зачем в Казани, в центре города, турецкому представительству колючая проволока?

            • Анонимно
              4.04.2018 19:55

              В упор не увидел той проволоки. Но если где-то она есть, то от таких как Вы. Уверен в этом.
              А.Поц.

              • Анонимно
                4.04.2018 20:05

                Эту проволоку при предыдущем консуле натянули в конце прошлого года. Видимо боятся чего-то.

              • Азат Д
                4.04.2018 20:07


                Я там каждый день проезжаю, и на машине, и на автобусе.
                Вот колючка
                https://www.google.ru/maps/@55.7937855,49.1341975,3a,15y,337.48h,87.58t/data=!3m6!1e1!3m4!1stKcPZt5n7cWIvwBoC_XGMA!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru
                Это в 2015 году, а сейчас она по всей улице.
                "Но если где-то она есть..." - Вот, вы даже сомневаетесь, есть она там или нет, я я каждый день её вижу проезжаю. "... то от таких как Вы" - И от каких таких как я? можно по подробнее? Меня что, целая Турция боится? и почему?




                • Анонимно
                  4.04.2018 20:47

                  Потому как только у вас вопросы такие возникают. Почему кто-то там заборы установил, или кто-то решетки на окнах повесил. Вас это так сильно волнует? Значит у них есть на то основания. Значит боятся чего. Читая тут некоторые комментарии, и это не без основания.
                  А.Поц.

  • Анонимно
    4.04.2018 16:35

    ФОМА
    Была информация весьма критическая в отношении экономической составляющей строительства атомной станции. Инвестиции российские, содержание, обслуживание , включающее ликвидацию каких либо аварий, сбоев и их последствий-за счет России. Взамен российская сторона будет получать плату за поставляемую электроэнергию, стоимость которой будет определять турецкая сторона. Окупаемость -десятилетия, а может быть и убыточность, если тарифы не будут расти.

  • Анонимно
    4.04.2018 20:05

    правильно, они сбивают наших летчиков, финансируют ИГИЛ, а мы им за это атомную электростанцию строим! не слишком ли большая цена за то что тебе калину машинку сыграют и назовут другом??? В стране все производство на корячках, а мы все вбухиваем миллиарды в экономику наших вероятных противников! Сергей Т.

    • Анонимно
      4.04.2018 20:19

      18 марта большинство проголосовали за такое развитие

    • Анонимно
      4.04.2018 21:44

      А когда то СССР финансировал и содержал курдскую рабочую партию. Оджолан жил на ЦК-ской даче под Москвой.

    • Анонимно
      4.04.2018 21:54

      Боец Сергей! Вольно. Твое время еще придет. Отдыхай пока. Кашки можешь поесть! А можешь с противогазом потренироваться, побегать.
      А.П.

  • Анонимно
    4.04.2018 20:24

    заявил Эрдоган. — В 2017 году наша экономика выросла на 7,4 процента
    А в РФ на сколько упала?

  • Анонимно
    4.04.2018 23:55

    C400 нужны Турции, чтобы сдерживать американцев от внедрения демократии по сценарию Ливии или путем военного переворота, каких у Турции уже было несколько. Не сейчас, а когда-нибудь в долгосрочной перспективе. с независимой от них ПВО, стратегически возможности американцев значительно сужаются.

  • Азат Д
    5.04.2018 05:45


    Сын Эрдогана до сих пор с игил нефтью торгует?
    Мы то всё про них знаем, не в лесу живём, телевизор регулярно смотрим, в курсе происходящего.

  • Анонимно
    5.04.2018 18:02

    защибись!!они помидоры.а мы ресурсы!!дурдом

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль