IT 
6.04.2018

Николай Никифоров: «Предстоят серьезные решения по WhatsApp, Viber, Facebook...»

Пока Роскомнадзор и ФСБ добиваются от Telegram того, чего нет, глава минсвязи РФ в Казани анонсировал запрет остальных мессенджеров

Роскомнадзор подал в суд иск о блокировке в России Telegram. Адвокаты мессенджера настаивают на незаконности и невыполнимости требований спецслужб. Министр связи Николай Никифоров заметил, что тема одного конкретного сервиса излишне подсвечена, а «вопросов гораздо больше». Эксперты «БИЗНЕС Online» уверены — ничего позитивного от блокировки ждать не стоит, но и особых проблем у компании и ее пользователей не возникнет — не факт, что Telegram вообще возможно задушить технически.

Сегодня Роскомнадзор потребовал заблокировать мессенджер Telegram в России. Исковое заявление ведомство направило в Таганский районный суд Москвы, так как Telegram отказался сотрудничать со спецслужбами Сегодня Роскомнадзор потребовал заблокировать мессенджер Telegram в России Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

«ТРЕБОВАНИЕ БЛОКИРОВКИ НЕОБОСНОВАННО»

Сегодня Роскомнадзор потребовал заблокировать мессенджер Telegram в России. Исковое заявление в суд ведомство направило, так как Telegram отказался сотрудничать со спецслужбами. «На основании ст. 15.4 федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ Роскомнадзором в пятницу, 6 апреля, подано исковое заявление в Таганский районный суд города Москвы с требованием об ограничении доступа на территории России к информационным ресурсам организатора распространения информации в сети Интернет Telegram Messenger Limited Liability Partnership. Исковое заявление подано в связи с выявлением ФСБ России неисполнения компанией Telegram Messenger Limited Liability Partnership обязанности организатора распространения информации, установленной п. 4.1 ст. 10.1 данного закона», — говорится в сообщении на сайте ведомства.

Юристы «Агоры», представляющие интересы Telegram, заявили, что иска Роскомнадзора «на руках нет», как и на сайте Таганского суда пока нет такого дела. «Что касается деталей и того, как будет развиваться ситуация, то я на данный момент ответить не могу. Мы пока только знаем, что подано исковое заявление. Ссылки на какие процессуальные нормы, какова просительная часть этого искового заявления Роскомнадзора — мы пока не знаем. После того как получим копию, будет понятно, что из себя представляет эта картина и как она предположительно будет развиваться, в том числе и по срокам», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» адвокат Рамиль Ахметгалиев. Павел Чиков в своем Telegram-канале утверждает, что позиция Telegram остается прежней: требования ФСБ открыть доступ к частной переписке пользователей незаконны, да и технически неисполнимы. «Следовательно, требование блокировки также необоснованно», — утверждают защитники мессенджера.

Telegram будет защищать свободу и неприкосновенность частной жизни»,— прокомментировал Павел Дуров Telegram будет защищать свободу и неприкосновенность частной жизни», — прокомментировал Павел Дуров Фото: TechCrunch, Викимедиа

«НИ У КОГО НЕТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧИТЬ ИЛИ ИЗГОТОВИТЬ ДУБЛИКАТЫ КЛЮЧЕЙ»

В среду, 4 апреля, истек срок 15-дневного ультиматума, который российские власти поставили Telegram. Мессенджер так и не передал ФСБ ключи для дешифровки переписки пользователей из России. Требование спецслужб возникло по результатам заседания Верховного суда, который 20 марта признал приказ ФСБ законным, а иск защитников мессенджера, соответственно, отклонил. «Угрозы заблокировать Telegram, если он не выдаст персональные данные пользователей, не принесут плода. Telegram будет защищать свободу и неприкосновенность частной жизни», — прокомментировал в «Твиттере» Павел Дуров.

Как утверждали юристы Telegram, выполнить требование спецслужб в принципе невозможно, так как мессенджер использует алгоритм сквозного шифрования, при котором ключи регулярно изменяются и генерируются на устройствах пользователей, а сообщения не хранятся на серверах. «Ни у кого, включая разработчика ПО и администратора сервиса, нет технической возможности получить или изготовить дубликаты этих ключей», — цитировал «Коммерсант» обращение юристов «Агоры» к спецдокладчику ООН по вопросам права на свободу слово Дэвиду Кайе, прося его повлиять на ситуацию с мессенджером в России. Также они подали жалобу в Европейский суд по правам человека. Если Telegram все же заблокируют, то, как утверждал юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов, появится новый повод для обращения. 

При этом в октябре прошлого года советник президента по развитию интернета Герман Клименко удивлялся упорству создателя Telegram, уверяя в эфире «России-24», что мессенджер сотрудничает с другими странами, в частности с Индонезией. «Павел Дуров сотрудничает с Индонезией, создает специальные команды, которые решения правительства Индонезии выполняют, а наши опять же нет», — утверждал он. Дуров моментально опроверг домыслы Клименко, заявив, что «уровень сотрудничества Telegram с властями не зависит от юрисдикции и везде строится на одних и тех же принципах». В отличие от своих российских коллег, индонезийские государственные службы не требовали от нас доступа к личной переписке, — написал он на своей странице «ВКонтакте». — Во всем мире, включая Россию, Telegram обрабатывает запросы на удаление публично доступного противоправного контента, содержащего пропаганду терроризма, детскую порнографию и т. д. Вместе с тем ни в одной стране мы не выдаем личные данные пользователей государственным органам».

«Только в минувшем году в России было предотвращено 25 терактов, совершено четыре. Все они координировались через глобальную сеть посредством мессенджеров, в том числе с территории Сирии и Ирака», — рассказал Александр Бортников «Только в минувшем году в России было предотвращено 25 терактов, совершено 4. Все они координировались через глобальную сеть посредством мессенджеров, в том числе с территории Сирии и Ирака», — рассказал Александр Бортников Фото: kremlin.ru

«НЕИЗВЕСТНО ДАЖЕ, СОБИРАЕТСЯ ЛИ СУД TELEGRAM ПРИВЛЕКАТЬ К УЧАСТИЮ В ДЕЛЕ»

Роскомнадзор мог бы заблокировать Telegram уже на основании решения об административном правонарушении, так как в октябре 2017 года суд оштрафовал сервис на 800 тыс. рублей за то, что тот отказался выдавать ключи для дешифровки сообщений пользователей. Между тем руководитель Роскомнадзора Александр Жаров пояснял «Коммерсанту», что его ведомство только на основании решения по административному правонарушению блокировать Telegram не собирается, а будет подавать в суд отдельный иск, что, собственно, сегодня и произошло. Чиков пояснил, что до 1 января этого года блокировка организатора распространения информации могла производиться по решению Роскомнадзора или по вступившему в силу решению суда. Таким образом, в России заблокировали онлайн-рацию Zello и Blackberry Messenger. Но с этого года в закон «Об информации» были внесены изменения, которые Роскомнадзор трактовал как обязанность обратиться в суд с иском о блокировке. «Поскольку это первый подобный прецедент, пока не ясно даже, в рамках КАС, ГПК или вообще отдельным порядком это будет происходить. Неизвестно даже, собирается ли суд Telegram привлекать к участию в деле», — рассуждает Чиков в своем Telegram-канале.

Спецслужбы уже не первый месяц объясняют свое желание получить ключи дешифровки Telegram борьбой с терроризмом. Так, в среду, 4 апреля, глава ФСБ Александр Бортников на Московской конференции по международной безопасности заявил, что террористы для координации используют именно мессенджеры. «Только в минувшем году в России было предотвращено 25 терактов, совершено 4. Все они координировались через глобальную сеть посредством мессенджеров, в том числе с территории Сирии и Ирака», — рассказал он.

Министр связи РФ Николай Никифоров, посетивший сегодня с визитом Казань, ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о возможной блокировке мессенджера. Министр посоветовал подождать решения суда и выразил уверенность, что после блокировки Telegram пользователи уйдут в другие мессенджеры. При этом Никифоров признался, что и сам пользуется сервисом Дурова. «Пользуюсь. Здесь вопрос не в жалко или не жалко, вопрос в соблюдении российского законодательства. И законодательство — это законы, приказы и в том числе решения судов. В данном случае предусмотрена такая процедура, что нужно решение суда. Поэтому давайте дождемся этого решения суда и будем все вместе исполнять российское законодательство», — ответил он. Кроме того, министр подчеркнул, что решению по Telegram уделено повышенное внимание, тогда как есть еще и другие сервисы, к которым тоже есть вопросы. «Всерьез стоит задумываться тем мессенджерам, которые еще даже не подали сведения для реестра организаторов распространения информации. Поэтому там вопросов на самом деле гораздо больше... Там гораздо более проблемная зона. Я думаю, что предстоят тоже достаточно серьезные решения по WhatsApp, Viber, Facebook. Я думаю, что здесь тоже нужно дождаться соответствующих решений и процедур», — считает Никифоров.

Тем временем в Кремле признались, что будут сожалеть о блокировке мессенджера, но «закон есть закон». «Будем искать альтернативу, которая наибольшим образом будет отвечать нашим потребностям», — цитирует пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова «Коммерсант». А вот Клименко и вовсе посоветовал переходить из Telegram в ICQ. «Мне нравится ICQ. Это полноценный мессенджер, совершенно ничем не уступающий Telegram с точки зрения обычного пользователя», — сказал он «Интерфаксу».

В России Telegram используют около 10 млн человек, тогда как во всем мире ежемесячная активная аудитория мессенджера превышает 200 млн человек. Так что наша страна дает сервису лишь 5% пользователей, которые в случае необходимости вполне могут обойти блокировку, используя VPN-сервисы. Вопрос лишь в том, все ли готовы и знают об этих способах. Клименко полагает, что после блокировки с сервисом останется меньшинство. «Доступа не будет у 80–90 процентов пользователей. Сильно зависит от того, как будет Telegram противодействовать», — полагает советник президента.


«НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ЧТО ВСЛЕД ЗА РОССИЕЙ БЛОКИРОВКА TELEGRAM НАЧНЕТСЯ ВО ВСЕМ МИРЕ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов прокомментировать, как будет развиваться процесс против Telegram и есть ли шанс у сервиса отбить иск Роскомнадзора.

Рамиль Ахметгалиев — член международной правозащитной ассоциации «Агора», адвокат мессенджера Telegram:

— Каковы последствия этого искового заявления для мира? На этот вопрос пока сложно ответить. Законодательство многих стран очень существенно отличается. Дело даже не столько в законодательства, а в подходах к регулированию рынка, связанного с деятельностью мессенджеров. Есть подходы радикальные и жесткие, как в Иране, а есть более-менее либеральные в Западной Европе. Разброс может быть разный. То, что за этой ситуацией следит весь мир, в том числе ее изучают, и то, что ситуация похожа на историю Apple в США, — это действительно факт. Правоохранительные органы и власти тех или иных стран оценивают эту ситуацию с разных позиций. Бесследно она не пройдет, это точно. Но в какую сторону и как это все повлияет — мы это уже увидим, посмотрим и более-менее через какое-то время можно будет прогнозировать. Это история не местечковая, не российская — это точно.

Дмитрий Мариничев российский предприниматель, член экспертного совета агентства стратегических инициатив и генерального совета «Деловой России», интернет-омбудсмен:

— В текущей ситуации, как в нулевые, если исполнять закон, то Telegram будет заблокирован. Единственное, что вселяет надежду на то, что все будет хорошо, —это реальная экспертная дискуссия и привлечение экспертного сообщества, чтобы рассмотреть всю проблематику и возможность исполнения Telegram возложенных на него требований с технологической точки зрения. Тогда, соответственно, это может инициировать движение в сторону внесения поправок в текущее законодательство, которые касаются распространения информации. Вот это такой был бы позитивный сценарий развития событий.

Да, конечно, я пользуюсь Telegram. Я вообще недоволен той ситуацией, что хотят заблокировать Telegram, потому что декларируемые цели по борьбе с терроризмом не совсем коррелируют с теми механизмами и требованиями, которые Telegram в данный момент предъявляются. Также не стоит забывать, что проблема Telegram сейчас локальна. Вступив в законную силу и начав тотально исполнять законодательство, заблокированными могут оказаться практически все популярные существующие мессенджеры. У большинства из них используется технология сквозного шифрования, которая вычисляется математической функцией. Примерно у всех одно и тоже. Соответственно никто из них не сможет исполнять закон. И эти требования приведут к тому, что они также перестанут функционировать на территории России. Ничего хорошего, положительного и позитивного от блокировки Telegram я вообще не вижу. Это такой комплексный случай, и подходить к этому нужно немного с другой стороны.

Будете или не будете обходить блокировку? Это вопрос того, с какой стороны яйцо разбивать — с острого или тупого конца. Проблема в том, что блокировка подразумевает сложности и со скачиванием приложения, и его работой. Нужно быть уже упертым гиком, чтобы продолжать использовать сервис в неопределенной с точки зрения стабильности работы, даже невзирая на тот технологический функционал, который есть у Telegram по защите от различного рода таких внешних вторжений. Это все равно не подразумевает того, что привычный для вас круг общения выпадет из каналов Telegram, когда вы не можете написать сообщения другу или родственнику. Они обыкновенные пользователи и не будут заморачиваться этими сложными механизмами для обхода блокировки.

Знаете, такие ситуации уже были в разных странах. Я пока не вижу причин для блокировки в странах Евросоюза или США, Австралии и тому подобное. Говорить о том, что это будет примером и достаточным условием для блокировки в других юрисдикциях, несколько странно. Например, те страны, где он вызывает раздражение, могут блокировку осуществить и самостоятельно. Нужно разделять претензии, которые предъявляют сервису, которые могут быть обоснованными или нет. Это не суть важно. Это уже проблема конкретно взятой страны, которая регулирует свое информационное пространство. Вопрос технологической блокировки тоже для каждой юрисдикции самостоятелен. Поэтому не нахожу таких перспектив, чтобы и другие страны начали тотально блокировать Telegram. Я вижу минусы: они политические, репутационные, технологические. Много всего отрицательного. Но я бы не связывал это с таким сценарием.

Евгений Минченко — президент «Минченко консалтинг»:

— Я считаю, что это ошибка по нескольким причинам. Пункт первый: сегодня монополистом, доминирующим игроком на мировом рынке является Facebook. Он отличается высоким уровнем политической цензуры, только что наш МИД возмущался, что заблокировали аккаунты российских СМИ. Очевидно, что есть спекуляции с политикой выдачи новостей. В этом смысле Telegram как нейтральный сервис, который не навязывает свою политическую позицию, был более предпочтителен. Так я считаю, что это ошибка. Был сервис с российским происхождением, который приобрел глобальное влияние. Зачем от него избавляться, совершенно непонятно. Не знаю, есть ли шансы у Telegram отбить этот иск.

Я активно пользуюсь Telegram. Если его закроют, будем искать что-то еще. Варианты какие — VPN. Клименко предложил перейти на ICQ? Ну пусть сам перейдет на «аську» и сам с собой переписывается в этом замечательном инструменте. Элементарно — к мессенджеру Facebook имеют доступ наши спецслужбы? Насколько я понимаю, нет. И таких сервисов огромное количество. Почему закрывают именно Telegram — хороший вопрос. С рациональной точки зрения это необъяснимо.

Анатолий Вассерман — публицист, политолог:

— Если заблокируют, то я об этом сильно пожалею, поскольку он очень комфортный. Каковы шансы на блокировку? Они зависят от того, что все-таки важнее — технический прогресс или устойчивость общества? Дело в том, что методика связи, используемая Telegram, такова, что в принципе не может исполнить требования Роскомнадзора. Он опирается на технологию шифрования открытым ключом, при которой ключи генерируют сами участники обмена и администрация Telegram не знает этих ключей, а потому не может их передать.

С учетом этой технологии вполне понятно, что даже если будет заблокирован сам Telegram, то очень скоро появится что-нибудь другое, опирающееся на ту же технологию. В интернете довольно много систем связи, опирающихся на ту же технологию, поэтому требование Роскомнадзора в стратегическом плане неосуществимо, и рано или поздно ему придется это признать.

Я не исключаю, что вслед за Россией блокировка Telegram начнется во всем мире. Могу, конечно, посочувствовать и Дурову, но совершенно уверен, что рано или поздно эта технология станет распространена настолько, что Роскомндаздору и аналогичным органам в других странах придется привыкать жить в таких условиях.

«TELEGRAM С ЭТОЙ ИСТОРИИ ПОИМЕЕТ ТОЛЬКО ПОЗИТИВ И ЧИСЛО ЕГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВОЗРАСТЕТ»

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:

— Жаль не жаль — это личная оценка. Я не хотел бы давать оценок. Что касается шансов, то здесь возникает вопрос относительно того, какие реальные цели преследует этот иск. В конце прошлого года тоже шла речь о закрытии Telegram, но до судебного иска не доходило. А вот количество пользователей Telegram из-за всей этой информационной истории во второй половине прошлого года существенно возросло. Очень может быть так, что Telegram с этой истории поимеет только позитив и число его пользователей возрастет. Подобного рода скандалы позиционируют Telegram как единственный неподконтрольный государству, надежный с точки зрения сохранения приватности ресурс.

Давайте сначала посмотрим, чем закончится история с Telegram. А что касается WhatsApp и других мессенджеров, которые не имеют отношения к России, — тут ситуация более реальная, но пока до них руки не дошли. У каждой страны свой интерес, свой путь, и на российский они особо не смотрят. Чужой опыт в других странах используют уж очень ограниченно.

Дмитрий Еремеев — основатель группы IТ-компаний Fix:

— Я не думаю, что позиция Павла (Дурова, основателя Telegram прим. ред.) как-то изменится. Я не думаю, что мессенджер у меня исчезнет, планирую пользоваться как раньше.

Во-первых, надо посмотреть, как будет блокировка реализована. Если они внесут сайт в реестр, я не думаю, что от этого что-то поменяется. Если Apple и App Google удалят из маркета страны — никаких сложностей нет, чтобы переключить маркет и установить приложение. Установленные приложения тоже вряд ли удалятся. Более того, нет единого сервера, к которому идет обращения, то есть, заблокировав какие-то IP, нарушить работу приложения очень сложно.

Я почти уверен, что проблем у компании в связи с возможной блокировкой не возникнет. Как я понимаю, у Telegram нет технической возможности предоставить данные — система так устроена. В секретных чатах ключи хранятся на самих устройствах — там нечего предоставлять. А в случае обычных чатов ключи распределены по разным серверам, и, чтобы собрать переписку, нужно собрать кучу-кучу разных серверов, с них все ключи собрать — это практически нереально.

А потом хотелось бы уточнить, все ли окей с другими мессенджерами? Меня немножко смущает в этом во всем, что Telegram основал выходец из России, разработчики тоже талантливые выходцы из России. При этом огромное количество мессенджеров, которые на территории России популярнее, чем Telegram, продолжают работать. Роскомнадзор так и не заблокировал Facebook, например. В этом случае, наверное, будет большой резонанс.

Если бы сейчас Павел сказал, да, давайте, сейчас я вам выдам все ключи, даже те, которых у меня нет, он бы лишился большей части аудитории. Так что я на 100% уверен, что если даже была бы техническая возможность предоставить что-то ФСБ, их вряд ли предоставят. Понятно, что такое позиционирование вызывает некоторое раздражение.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ:

— Всем моим знакомым жаль не будет, потому что мы в Telegram не участвуем, мы работаем в социальных сетях. Пусть закрывают! Там все слишком анонимно и используется для пропаганды наркотиков, детской порнографии, терроризма и даже пропаганды гомосексуализма среди подростков. В соцсетях такие группы легко убираются.

Telegram должен перестать быть анонимными, стать транспарентными или же должен исчезнуть. Нельзя, жизнь слишком опасная!

Это мы берем пример с других стран. Дело в том, что в Иране, Китае очень строгие правила на этот счет. И другим странам придется Telegram блокировать, потому что опасность терроризма растет. Здесь всегда противоречие между свободой и безопасностью.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (96) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.04.2018 16:17

По моему это все лоббируют сотовые операторы. Подгорает у них из за того что все звонят через вотсап или телеграмм, особенно за границей. Цены свои конские скиньте для начала....

  • Анонимно
    6.04.2018 16:09

    не выйдет. в каменном веке никифиров ажиет и беляев тоже

    • Анонимно
      6.04.2018 16:17

      Никифоров камикадзе просто)он знает,наступит момент,когда с Дуровым у него будет серьезный разговор,и вообще со всем приличным мировым цифровым сообществом,а с не идеологами Чебурнета

      • Оптимист
        6.04.2018 16:39

        Глупостями занимаются
        Лучше бы экономику поднимали

        • Анонимно
          6.04.2018 17:08

          Какая экономика,эти «умники» её и загубили.

        • Есть одна страна в мире, которой разрешено с помощью секретных служб нарушать тайну переписки и Дуров ей подчиниться, но не России. Нужно изучать истинные истоки Дурова, все они оттуда же откуда вылупился Цукерберг с Биллом Гейтсом и др. Россия в этих вопросах ( инфотехнлогий идр.) всегда будет вторична. Ключи от Интернета Россия никогда не получит.

    • Анонимно
      6.04.2018 16:47

      Владимир Беляев вчера только из пещеры вылез? Может подарим ему смартфон? Не участвует он в Телеграмме вот умора, доктор наук))))

      • Оптимист
        6.04.2018 16:55

        Понемного методично откусывают от нашей свободы
        Скоро ничего не останется

        • Анонимно
          6.04.2018 17:02

          суть не вэтом уних экономик ападает вот беда скоро скоро все это кончится

        • Оптимист
          6.04.2018 17:02

          На серьезной ноте. Сейчас у России есть уникальный шанс оказаться впереди всей планеты. Этим шансом надо пользоваться и тогда 21 век будет русским.

          Сценарий такой: РКН проигрывает в суде и самораспускается. Все блокировки отменяются, на официальном уровне вводится максимальная свобода обмена данных и интернет-слова.

          Россия становится меккой информационного мира: флагманом взамен рассыпающихся техногигантов Цукербрина и Твитора. Здесь расцветают айти-стартапы, нам рукоплещут все борцы против цензуры от Сноудена до Ассанжа, миллионы молодых американцев и европейцев смеются над смешными потугами сиэнэна, говорят по-русски, одеваются по-русски, мечтают стать россиянами. Лидер страны из национального авторитета превращается в мировой и входит в историю наравне с Махатмой Ганди и Черчиллем

          В следующую декаду мы входим с грандиозным моральным кредитом, этаким бастионом информационной свободы, первым пошедшим против диктата глобализма. Миллионы российских серверов становятся колыбелью новой цифровой цивилизации, которая покорит самые далекие звезды.

          Если ничего этого не происходит и пойдем по пути запрета всего и вся, то да - попадем в общемировой тренд. Никто не говорит, что в Великобритании или Германии с ее ультрацензурой дела обстоят лучше. Но у них это разбавляется развитой банковской системой, медициной и другими мелкими бонусами.

          А мы со своими запретами будем потихоньку загнивать, никому ненужные и забытые, страдающие от застоя во всех областях жизни, без глобального проекта который нужен такой большой стране.

          Не надо так, давайте лучше строить Сияющий Цифровой Град будущего.

      • Анонимно
        6.04.2018 19:19

        Не, смартфон у него есть. И доступ ВК тоже - страница там представляет из себя монструозную мешанину всего и вся. Это при том, что на кафедре у него когда я учился процветало, процветало полнейшее наплевательское отношение к предмету - историю менеджмента из раза в раз преподавали с самого начала четыре семестра.

        Когда спрашивали, почему так, начинались привычные бредни про то что вас на работе всему научат. Зато как кто-то пропускал платеж, первым публично на своих лекциях начинал зачитывать списки на отчисление.

  • Анонимно
    6.04.2018 16:17

    Я согласен на блокировку, ежели ФСБ даст гарантии что после блокировки не произойдёт не один теракт.

    • Анонимно
      6.04.2018 16:29

      Ага. А еще исчезнет коррупция. И Российские футболисты выиграют чемпионат мира.

  • Анонимно
    6.04.2018 16:17

    По моему это все лоббируют сотовые операторы. Подгорает у них из за того что все звонят через вотсап или телеграмм, особенно за границей. Цены свои конские скиньте для начала....

    • Анонимно
      6.04.2018 16:56

      А может быть это Усманов решил Аську раскрутить, а то там не осталось пользователей.

      • Анонимно
        6.04.2018 17:58

        Аська для нас слишком современна. Нужно возвращаться во времена IRC. А лучше - сразу к эхо-конференциям.

    • Анонимно
      6.04.2018 17:22

      А гугл отрубит все и будет никифоров нарочных с письмами посылать. Фельдегерем

      • Анонимно
        6.04.2018 17:31

        Так их (письма) на почте украдут

      • Анонимно
        6.04.2018 21:42

        Не нарочным, а квадрокоптером))) если долетит...на кремлевскую правда не попадет. Там инета нет.

    • Анонимно
      6.04.2018 17:41

      Я считаю что надо заблокировать телеграм допустим, а потом выкупить его долю в России. Остальным поставить ультиматум - или работаете как мы хотим или досвидули, нам и телеграма хватит)

      • Анонимно
        6.04.2018 21:32

        А я считаю, что надо выселять из страны тех, кто покушается на права и свободы её граждан

  • Анонимно
    6.04.2018 16:18

    Теперешнее отставание 15-20 лет. Кто то хочет, чтобы лет так 30 было. В эпоху неолита вообще ничего такого не было, кроме наскальной живописи, может вернуться к истокам своим тогда? Мэнге Тау

    • Анонимно
      6.04.2018 16:27

      Поневоле задумаешься на кого работает нынешняя власть в РФ- это даже не глупость а гораздо страшнее

      • Анонимно
        6.04.2018 19:54

        И думать нечего , со времен когда романовых на престол посадили, с тех пор и работают

  • Анонимно
    6.04.2018 16:20

    Предложение - ПРЕДЛАГАЮ ЗАПРЕТИТЬ ТОПОРЫ. Ведь преступники по всей стране и миру пользуются ими для убийства людей! Ведь именно по этим основаниям (аналогичным) запрещают Telegram, его владелец не передает ключи шифрования для доступа с содержанию переписки, а злоумышленники используют в нем переписку для подготовки злодеяний! Так и до прозрачных стен и дверей + запрета на замки, а точнее всем передать копии своих ключей от своих дверей в ФСБ, дойти до этого можно (внесут предписание строителям через нормативные документы), а вдруг в этих помещениях злодеи готовят плохое!? А они и готовят такое в съемных квартирах ведь (в СМИ показывают)...

  • Анонимно
    6.04.2018 16:23

    вообще то письмо ФСБ было о предоставлении доступа к переписке 6 лиц, обвиняемых в тероризме. по ним принято 6 судебный решений, поэтому ссылка на тайну переписки не подходит - решение суда выше. кстати так и в конституции написано. дуров полностью проигнорировал требование, за что и поплатился. так что виновато тут не ФСБ, а дураки пиарщики телеграма.

    • Анонимно
      6.04.2018 18:00

      Вам нужно почитать про асимметричное шифрование.

    • Анонимно
      6.04.2018 18:56

      Ну так суд сказал кого заблокировать - дуров заблокировал, ключи то им зачем?

      • Анонимно
        6.04.2018 23:38

        В интернете есть скан письма ФСБ, ознакомьтесь с формулировками. Там нет ни слова про заблокировать. Слабаками нужно было содержание. Совершенно обычный запрос, делается веером всем операторам

  • Анонимно
    6.04.2018 16:23

    А тем временем Медведев продвигает цифровую экономику !

  • Анонимно
    6.04.2018 16:28

    Вот ведь Татарстан! Одной рукой развиваем Иннополис, типа, приходите к нам стартапы, будем развивать, а другой закрываем все возможности свободно развиваться!

    • Анонимно
      6.04.2018 17:12

      Инополис это Dead City,так ничего и не создали бездельники.

    • Анонимно
      6.04.2018 19:01

      рассказать тебе правду об иннополисе? трехэтажные квартиры по 15 лямов? вот и выдыхай.

  • Анонимно
    6.04.2018 16:29

    Группировать граждан будут по предпочтениям,с последующим применением психических технологий.

  • Анонимно
    6.04.2018 16:29

    Ватсап блокируют? Это лобби сотовых операторов

  • Анонимно
    6.04.2018 16:34

    Владимир Беляев — "Пусть закрывают! Там все слишком анонимно и используется для пропаганды наркотиков, детской порнографии, терроризма и даже пропаганды гомосексуализма среди подростков"

    Ну как такое без улыбки читать. Вроде, серьезный человек, но разговоры скорее как у бабки у подъезда...


    • Анонимно
      6.04.2018 17:03

      Татарин Злой
      Беляев конкретно зашкварился! Хотя что можно ожидать от бывшего преподавателя научного коммунизма? Всю жизнь колеблется в соответствии с генеральной линией...

    • Анонимно
      6.04.2018 17:33

      Беляев отличный специалист по политологии и социологии, но не в вопросах коммуникаций.

  • Анонимно
    6.04.2018 16:37

    ватс ап зачем блокирповать то? нет лишних миллионов для владельцев сотовых компаний что ли? Совсем что ли? Весь мир пользуется мы и так нищие еще и это заберите у нас.

  • Анонимно
    6.04.2018 16:38

    Все человечество движется к прогрессу, у нас же наоборот к полному регрессу. Никифоров если все позакрываете, что ты говорить тогда будешь?

  • Анонимно
    6.04.2018 16:42

    Все равно чем заниматься, лишь бы к вечеру устать.

  • Анонимно
    6.04.2018 16:45

    просто никифоров хочет посильно помочь мошенникам. например ВКонтакте худшая соцсеть в плане взломостойкости. несмотря на предпринятые соцетью меры все по-прежнему, взламывают. сколько уже было у знакомых, мало что изменилось в сравнении с 2011-2012. Хотя тогда вообще ужас что творилось, взломы шли просто валом. Фейсбук нет, там сложнее (мой акк. ВК несколько раз взламывали, а ФБ ни разу)... товарищ Никифоров, идите пожалуйста лесом с вашими планами и предложениями - губить хорошее ради того чтоб взрастить плохое

  • Анонимно
    6.04.2018 16:46

    министр связи против связи дурдом

  • Анонимно
    6.04.2018 16:49

    Давно пора. Нет возможности предоставить нужную информацию, пусть закрывают.

  • Анонимно
    6.04.2018 16:50

    Ой лукавят насчет того, что не хранят сообщения и якобы ключи никуда не передаются и уничтожаются сразу... Тот кто хоть мало-мальский знаком с шифрованием и базами данных должен сразу задавать вопросы!

    1. Как сообщение может не храниться на где то, если передающий и принимающий общаются через посредника-сервера? И где сообщение (не важно шифрованное или не шифрованное) висит когда отправитель сообщение отправил, а получатель еще не в сети или отключен, а потом получает сообщение, при этом передающий уже тоже может быть отключен? Где сообщение обитает в промежутке?

    2. Даже если сообщение тут же удаляется из сервера, те кто знаком с архитектурой и работой баз данных знают, что данные из базы сразу никогда не удаляются, они только помечаются служебным маркером. Окончательное удаление происходит только тогда, когда база не работает и выполняется сервисное сжатие (очистка) - так по простому назовем.
    3. Шифрование. Если сообщение шифруется ключом, паролем, то для его расшифровки нужен такой же ключ или пароль! А как его должен расшифровать принимающий, если по словам Телеграмм, ключ никуда не передается? ))) Если сообщение можно расшифровать без исходного ключа, то получается, что его может любое устройство расшифровать!? Или же все таки передается? ))) Тогда ключ так же будет засвечен на сервере вместе с сообщением и перехвачен...

    Потому то и банки для клиентов передают ключи шифрования и электронные подписи исключительно лично в руки на съемных носителях!

    3. Несколько лет назад ФБР обращался к Телеграмм с аналогичным требованием, но удивительным образом телеграмм продолжил работать. А ведь там за океаном шутить не любят и как ФСБ по пол года не церемонятся как с ребенком, уговаривая.

    • Анонимно
      6.04.2018 17:03

      Видно как раз, что вы не работали тесно с шифрованием :)

      • Анонимно
        6.04.2018 17:39

        Понятное дело, что есть асимметричное шифрование с открытом ключом, но в случае телеграмма вся инициализация проходит через сервер, передача ключей тоже через сервер, и он же выдает параметры протокола шифрования!

        • Анонимно
          6.04.2018 18:09

          Вы говорите слова, смысла которых не понимаете. "Инициализация", "параметры протокола", ага.
          Я бы со стыда сгорел на вашем месте.

    • Анонимно
      6.04.2018 17:32

      Подучите матчасть, а уже потом пускайтесь в рассуждения...

      • Анонимно
        6.04.2018 17:52

        Мат часть как раз изучен и изложен максимально просто без терминологии. MTProto использует AES )))

        • Анонимно
          6.04.2018 18:21

          Вы максимально просто изложили чушь, не имеющую никакого отношения к действительности.
          Во-первых, уясните для себя, что в во всей современной криптографии применяется асимметричное шифрование.
          Во-вторых, уясните для себя, что весь смысл асимметричного шифрования состоит в том, что если сообщение шифруется ключом, то для его расшифровки нужен совсем другой ключ.

          • Анонимно
            6.04.2018 19:09

            AES асимметричная система?

            • Анонимно
              6.04.2018 20:28

              Василий, про "рукопожатие" когда-нибудь слышал? Почитай для общего развития.
              Симметричный ключ генерируется на конечных устройствах пользователей после рукопожатия асимметричными ключами.
              В открытом виде он никуда не передается и не хранится ни на каких серверах.

              • Анонимно
                6.04.2018 21:19

                Вы в этом на 146% уверены, что на серверах ничего не хранится? )))
                Нам то могут заливать всё что угодно, но всю кухню то не знаем...

                • Анонимно
                  6.04.2018 23:11

                  21:19
                  Про рукопожатие все же почитайте.

                  Это же элементарно, в общем-то. Симметричный ключ генерируется на одном из абонентских устройств, сервер его не знает.
                  Этот ключ сам шифруется двумя асимметричными ключами (закрытым одного и открытым другого) и передается в зашифрованном виде. Второй абонент его расшифровывает. Дальше оба абонента используют этот ключ какое-то время. Потом сгенерируют новый.
                  Ну пусть злоумышленник (ФБР, ЦРУ, да даже сервер самого Телеграма) перехватил передачу такого ключа. Он зашифрован асимметрично. Расшифровать может только абонент-получатель. Что делать-то с ним будете?

          • Анонимно
            6.04.2018 23:44

            Вы выпускник академии КГБ, пардон, ФСБ, факультета криптологии? А больше у нас нигде профессиональных криптологии не учат. Ну вопрос нахождения простых чисел до сих пор открыт...

      • Анонимно
        6.04.2018 23:42

        Вы анализировали исходники телеги??? ;)

    • Анонимно
      6.04.2018 17:44

      Познания у вас в крипте просто космические. Вы "доктор" шифровальных наук прямо! ))))

    • Анонимно
      6.04.2018 19:01

      сейчас тебе очень стыдно, у тебя уровень пользователя аськи

  • Анонимно
    6.04.2018 16:52

    У кого-то крепко подгорело из-за ряда криптоканалов...не телеграмм, так ещё куча мессенджеров, умеющих вести криптопереписку без центральных серверов. Их ни взломать, ни прочитать.

    В России с 2012 года почти в 9 раз сократились расходы на образование. И никому нет дела. Ну, правильно, зачем неучам телеграмм, там читать нужно.

  • Анонимно
    6.04.2018 17:07

    Прочитал статью. Сразу скачал телеграмм

  • Анонимно
    6.04.2018 17:15

    Страна дураков.

    • Анонимно
      6.04.2018 21:52

      Не дураков, а очень жадных до денег чиновников высшего звена. Лоббирование интересов. Печально, но это тупик

  • Анонимно
    6.04.2018 17:23

    Еще один клавиатурный стратег! Руки под айфон заточены!

  • Анонимно
    6.04.2018 17:32

    Еще деды говорили: "Вот заблокируют Телеграм, и встанет Россия с колен".

  • Анонимно
    6.04.2018 17:35

    Оборудование
    Программное обеспечение не российское.
    Да и операторы потыакта тоже.
    Вот когда все будет свое, тогда и можно будет за блокировать.

  • Анонимно
    6.04.2018 17:45

    Ват сап оставьте!!

  • Анонимно
    6.04.2018 18:10

    Друзья спокойствие. Никто ничего не заблокирует.пошумят,поголдят и получив трындюляй уйдут в отставку.
    Если населению отключить интернет или ограничить использование приложений то они выйдут на улицы...все выйдут !!! Не несколько сотен или тысяч а все те кто раньше сидел вечерами ночами в сети нервными выйдут на улицы.всех не перестреляешь и тюрьмы не увезёшь.

    Прежде чем в чём то ограничивать население надо подумать о последствиях

  • Анонимно
    6.04.2018 18:13

    У нас все руководители - гении. Все достойны Нобелевской премии

  • Анонимно
    6.04.2018 18:21

    Добро пожаловать в Советский союз

    • Анонимно
      6.04.2018 18:27

      Не будет совка,скоро само по себе все обрушится,трухля одна осталась.

  • Анонимно
    6.04.2018 18:27

    все потому, что за нынешнюю власть голосовали те, кто даже мобильным телефоном то нормально не умеет пользоваться...

  • Анонимно
    6.04.2018 18:32

    А если нехорошие люди будут использовать листочки бумаги и ручки для переписки, запретят их тоже?

  • Анонимно
    6.04.2018 18:54

    Если не заблокируем Телеграм сейчас, то завтра там будут базы НАТО. Сколько же чиновья, у которого подгорает.

    • Анонимно
      6.04.2018 21:29

      у них на все один ответ "Вы что хотите чтобы было как на Украине?!"

  • Анонимно
    6.04.2018 19:00

    Чиновник как-то слишком уж лихо что хотят, то воротят. За это Телеграм вполне может подать в международный суд и выиграть. Потерянную прибыль будет оплачивать бюджет РФ.

  • Анонимно
    6.04.2018 20:44

    Совсем проблемы не вижу!
    Для конфиденциального разговора есть куча иных способов, без Telegram.
    По запросу спецслужб, в соответствии с законом, оператор обязан предоставить всю необходимую информацию.
    Меня это не ущемляет, не ограничивает в правах.

    • Анонимно
      6.04.2018 23:20

      Кроме вас есть ещё 146 миллионов человек и Конституция РФ

      • Анонимно
        6.04.2018 23:47

        В которой именно это и написано. Что переписка является тайной до решения суда. Что и было в случае с телегой, и ещё в куче случаев, постам не было такого пиара.... Вот братьев магомедовых повязали недавно - а то что их несколько месяцев пасли по всем каналам - отчего вас это не возмущает???

  • Анонимно
    6.04.2018 20:50

    Не нужно это сотовым операторам, продвигают это организации типа ФСБ.

  • Анонимно
    6.04.2018 21:07

    "Министр связи против связи",- это сильно!

  • Анонимно
    6.04.2018 21:30

    Глупо блокировать то,что легко обойти.Страна маразма.

  • Анонимно
    6.04.2018 21:58

    Давайте лучше сразу отключим Интернет. Все по ИВС: нет Интернета, нет проблем.

    • Анонимно
      6.04.2018 23:10

      а я согласен... ибо нечего народ баламутить... лапти, Жития Святых или Коран на выбор, лучина, прялочка для самотканного холста, сверчок с мышкой за печкой и ляпота... щастье

  • Анонимно
    7.04.2018 08:03

    Когда наши говорят весь мир, надо иметь ввиду Беларусь, Армения, Венесуэла, Гондурас, некоторые страны Африки и средней Азии.

  • Анонимно
    7.04.2018 08:08

    Интересно мнение профессионалов: чем Телеграмм лучше Хентгаус (Hangouts) от Гугл?

  • Анонимно
    7.04.2018 11:19

    Вот что интересно - все только и готовы, что БОРОТЬСя с терроризмом, но почему никто из власть имущих не хочет бороться с ПРИЧИНАМИ, этот самый терроризм, порождающими??? Это явление найдет способы связи и без мессенджеров. Скорее всего, они тщательно маскируют свою преписку в любом случае. Так что - надо работать не над зеркалом, чтобы выглядеть лучше, а над собой.

  • Анонимно
    8.04.2018 17:54

    А не кажется ли Вам, уважаемые, что причина в том, что Павел Дуров наш, Россиянин. Что он не согласился продать её Американцам. А все знают, что такие предложения были. И теперь Американцы попросту лобируют Роскомнадзор. учат их, как своих уничтожать. Не поддерживать, а уничтожать. Дабы потом Россию Америке отдать? Посмотрите, сколько умов и талантов любыми уловками, любыми деньгами украли из России? Сколько предателей благоденствует за океаном? Нет в Америке своих Кулибиных, но подлых прощелыг вся страна кишит. Да и Роскомнадзору мешает Телеграмм, а великой Америке. Не покорен. Посмотрите на их ДОКТРИНЫ: всё и вся должны выть в США и нигде более. Подумайте, кто из чиновников- холуёв США уже получил гонорар. Потому и процесс организуют. Против Телеграмма? Нет, против вас, против нас. Это очередная Американская санкция, только руками Российских чиновников-депутатов и пр. предателей Россиян!
    Будьте внимательны, Россияне! Это против Вас Америка интригу плетёт!!! Нина

    • Анонимно
      8.04.2018 20:56

      Да-да, и коррупцию у нас они разводят, и в подъездах лично Трамп гадит, а до этого Обама. Смотрите дальше телевизор

    • Анонимно
      9.04.2018 14:26

      Дуров - не наш!
      И никогда нашим не станет.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль