Общество 
7.04.2018

Митрополит Феофан: «Голгофа, через которую сейчас проходит Россия, обернется очищением»

Воскресение — это тот вектор, который Спаситель задал для нашей временной жизни

Адам жил 930 лет, а Ной 950, но даже тысяча лет жизни бессмысленна, если в ней нет ни одной минуты покаяния, считает митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. В своем материале, написанном специально для «БИЗНЕС Online» в канун Воскресения Христова, владыка рассказывает, что Пасха в России нередко бывает пополам со слезами, и рассуждает, есть ли смысл поститься, если «внутри все кипит», и почему минуты и секунды ближе к вечности, нежели века и тысячелетия.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан рассказывает, почему минуты и секунды ближе к вечности, нежели века и тысячелетия

«ЕДВА РОДИВШИСЬ, МЫ НАЧИНАЕМ УМИРАТЬ. НО ЕСЛИ СМЕРТЬ – КОНЕЦ ВСЕМУ, ТО ТЩЕТНА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ»

Пасху, или Светлое Христово Воскресение, в русской культуре традиционно считают одним из самых широко празднуемых в нашей стране религиозных праздников, возводя ее в ранг едва ли не общенационального торжества. Это во многом справедливо, но при этом забывают, что Пасха – сверхнациональна и что она ни в коей мере не может быть праздником какого-то одного народа или государства. Христос начинал свое пророческое служение в Галилее, за что он и получил прозвище Галилеянина, но ведь никому в голову не придет именовать его за это галилейским философом или пророком. Потому что Христос приходил ко всем людям, ко всему человечеству, и все его деяния имеют общемировое значение. Недаром почти каждому – и верующему, и не верующему – хорошо известны слова апостола Павла: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». То есть в христианстве нет ни национального, ни социального различия – Спаситель не являлся какой-то отдельной общественной группе, он – не Бог какого-то племени или замкнутой касты. Наоборот, через него нам открываются двери в бесконечное.

Особенность славянского народа в том, что он с какой-то поразительной открытостью воспринял весть о Христе в целом. А поскольку Воскресение Христово является кульминацией православной веры, ее наивысшим звучанием, то именно Пасха стала для нас самым любимым христианским праздником. Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». Ведь в чем суть христианства? В том, чего прежде на земле никогда не было – в соединении Бога и человека (отсюда термины, так широко распространенные в религиозной философии, – Богочеловек и богочеловечество). В этом соединении, сплетении человеческого и божественного – не просто акт прощения падшего, «ветхого Адама». Это невозможно, хотя Бог может все. Но и человек должен пройти весь путь искупления, чтобы очиститься. Однако человек не мог этого сделать самостоятельно, его природа была повреждена грехом, и на протяжении целых тысячелетий он не мог справиться с самим собой. Сколько было отступлений и падений в мировой истории, и как далека она была и остается от своего истока – того истока, где берут начало райские реки и где у сада Едемского был поставлен херувим с пламенным мечом. Современным людям это кажется далекой сказкой, но о всемирном потопе, посланном в наказание за отступничество, свидетельствует не только Библия, но и шумерские сказания, и легенды многих других народов, и научные свидетельства. Тогда Бог не пощадил человечество, но дал шанс одному из многих, Ною с его семейством, стать прародителем новых людей. То время для нас невнятно и подернуто сеткой дождя, который шел 40 дней и ночей. Но оттуда в будущее прокладывается тропинка искупления, которая постепенно приводит человека к временам Христа и к его Воскресению.

Если бы потомки Ноя не знали больше духовных падений, то и не было бы никакой необходимости Сыну приходить на землю. Но мы знаем эти этапы ветхозаветной истории: избрание народа еврейского, потом плен египетский, освобождение из плена и все новые и новые падения. И так постоянно – от одной бездны к другой. Так стало ясно, что самостоятельно человек просто не в силах выйти из порочного круга поврежденности. Тогда Бог отправляет к людям своего Сына, который воплощается в человечестве.

«Воскресение – это тот вектор, который Спаситель задал для нашей временной жизни»

Когда Адам был изгнан из райского сада, все двери назад стали для него наглухо закрыты. Но чудо Христова рождения как раз заключается в том, что оно дает потомкам Адама надежду на возвращение. Христос принимает на себя человеческую природу и тем самым как бы излечивает ее, просветляет идущей от него силой – и через распятие на кресте, и через последующее Воскресение.

Воскресение – это тот вектор, который Спаситель задал для нашей временной жизни. Ведь, едва родившись, мы начинаем умирать, и каждый наш новый день – это еще один рубеж, пройденный на пути к смерти. Никто не избежал этого, и если смерть – это конец всему, значит, тщетна не только вера наша, но и вся человеческая история. Однако Христос на личном примере показал, что через Воскресение человек приобретает бессмертие.

«ЗНАЕТЕ, НА КАМЧАТКЕ И САХАЛИНЕ ИНОГДА НАТЯГИВАЮТ ВЕРЕВКИ, ЧТОБЫ НЕ СБИТЬСЯ С ПУТИ. ТАКЖЕ И ЗАКОН – ЭТО НИТЬ В РУКАХ»

Адам и Ева до своего изгнания из рая были бессмертны, а будучи уже на земле, жили по современным меркам очень долго, как и многие их потомки. Библия рассказывает, что «всего дней жизни Адамовой было 930 лет», его сын Сиф жил 912 лет, а Ной прожил едва ли не дольше всех – 950 лет. Но затем, как рассказывает Ветхий Завет, Бог сократил дни человеческой жизни до 120 лет, и это и есть тот максимальный ресурс нашей жизнеспособности, который подтверждается в том числе наукой. В реальности же люди в большинстве своем живут много меньше отмеренного им по этой шкале, что лишний раз свидетельствует о нашей поврежденной природе.

«Чем больше человек вглядывается в себя, тем больше понимает свою греховность. Когда мы смотрим на мир обычными глазами, мы ведь многого не видим»

В связи с этим мне часто приходилось слышать: «Человеческая жизнь так коротка – разве этого хватит, чтобы обрести спасение?» Тем не менее не забудем, что иногда для этого достаточно одного мгновения. Об этом нам свидетельствует пример разбойника, который вместе с Христом был распят на Голгофе. Он всю жизнь провел в нарушении норм не только божеских, но и человеческих, и именно за это был приговорен к смерти – самой позорной по тем временам (в Древнем Риме такая смерть считалась наказанием для рабов). В предании этот человек получил имя Благочестивого разбойника, нередко можно увидеть иконы с его изображением. Но как же так – ведь человек, распятый по правую руку от Христа, ничем, казалось бы, не заслужил спасения? Однако для того чтобы искупить свою жизнь и раскаяться, Благочестивому разбойнику хватило нескольких мгновений. Он одергивал своего товарища, который хулил Христа, будучи распятым по левую руку от него: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» При этом он поверил, что Христос – не просто человек, а Бог, о чем говорит его фраза, обращенная к Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» На что Христос, как известно, ответил ему: «Ныне же будешь со мной в раю!» Так Благочестивый разбойник стал первым человеком, который проделал путь, недоступный прежде даже ветхому Адаму. Но если бы с ним не случилось этого чуда преображения на Голгофе, даже тысяча лет жизни не могли бы ничем ему помочь в деле духовного возрождения.

А сколько церковь знает случаев, когда перед лицом опасности, во время Великой Отечественной войны, люди обращались к Богу с молитвой, и Господь оставлял их живыми! После этого они преображались и чаще всего посвящали себя служению Создателю. В отношениях Бога и человека время не так важно, а для вечности достаточно одного мига. Наверное, потому, что время линейно, оно имеет свое начало и конец, а вечность сжата в точку, так что секунды и минуты ближе к бесконечности, чем века и тысячелетия.

Говорят, что Закон дан Богом человеку для того, чтобы он мог понять – самостоятельно всех его требований он никогда не сможет исполнить. Чем больше человек вглядывается в себя, тем больше понимает свою греховность. Когда мы смотрим на мир обычными глазами, мы ведь многого не видим. Но бытие настолько многослойно и разнообразно, что для того, чтобы по-настоящему заглянуть в него, обычных глаз недостаточно. К примеру, если мы возьмем микроскоп, мы убедимся: чего только не летает вокруг нас в собственном нашем доме! Так и в душе человеческой: чего только там нет, о чем мы даже не подозреваем! Конечно, трудно сказать о ком-то, что он полностью, от А до Я, исполнил нравственный закон. Всегда если не в его поступках, то в его душе найдутся мельчайшие частицы, которые нарушают заданную Законом гармонию. На шее у грешного человека – даже не камень, а мешок с песком, поскольку грех слагается из мельчайших песчинок дел и мыслей. Поэтому без любви Божией Закон невозможно исполнить, и мешок с песком неизбежно утянет нас ко дну.

Закон без Любви и Благодати вообще может быть страшен. Скажем, фарисеи и книжники, которые распяли Христа, были по внешней форме Закона самыми точными его исполнителями. Сделало ли это их праведниками? Нет – наоборот, они стали богоубийцами. Поэтому бессмысленна форма, не наполненная Любовью. Когда православные верующие стремятся соблюдать все посты и при этом ссорятся с близкими и соседями, гневаются, – это всего лишь следование форме. Да, внешнюю форму ты исполнил, а внутри – все кипит! Поэтому Закон – это просто некая направляющая наших действий. Знаете, на Камчатке и Сахалине в зимнее время иногда натягивают веревки для того, чтобы не сбиться с пути? Также и Закон – это нить в руках, которая может вывести нас из лабиринта. Но Бог не управляет нами вручную, он не надевает на нас узду, чтобы направлять, куда ехать. Бог лишь дает нам возможность.  

В истории России Пасха всегда поддерживала дух народа в самые тяжелые для него времена. Возьмем Смутное время или Раскол – там Пасха пополам со слезами. Нашествию Наполеона и его «двунадесяти языков» тоже предшествовало майское Светлое Воскресение (в 1812 году Пасха пришлась на 4 мая). Первая мировая война, Вторая – каждая эпоха накладывала свой отпечаток на осмысление Пасхи. Каждому православному христианину понятно, что к Голгофе Христа привели наши грехи. И точно также к Голгофе России 1917 года привели грехи тех, кто жил тогда в Российской империи. Но без Голгофы не бывает Воскресения. И я глубоко уверен: та Голгофа, через которую сейчас проходит Россия, обернется для нас очищением. Мы воскреснем – я в это твердо верю.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (54) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.04.2018 11:29

Так мы щас на Голгофе??? А власть говорит, что все хорошо.....

  • Анонимно
    7.04.2018 11:25

    Когда русские придут к своей родной дохристианской культуре?

    Может это и будет, как говорит Феофан, Очищение?

    • Анонимно
      7.04.2018 11:55

      (11.25) А можно без провокаций опять? Про русских людей беспокоишься? Язычество опять протаскивать...Вся наша русская культура - это христианская культура. И трогать ее никаким язычникам поганым не позволим.. Тысячу лет предки наши жили этой верой, жизни за нее отдавали.. И вся культура наша - это глубокая христианская культура. Никакой другой культуры у нас нет. А то, что Вы начитались бездарных книжонок про язычество, в которых нет и сотой доли правды, поскольку нет никаких научных основ, это только Ваши проблемы. Тащить только их на страницы популярного паблика не стоит

      • Анонимно
        7.04.2018 13:22

        Не надо ограничивать русский народ тысячелетний историей
        Отрезать огромный пласт истории и культуры оставляя лишь малую часть

        • Анонимно
          7.04.2018 13:31

          Да какие там 1000 лет христианства.
          Лет 250 ещё назад благополучно жил народ в родноверии.
          Да и сейчас Масленицу празднуем.
          Христианство весьма условное.

          • Анонимно
            7.04.2018 16:18

            Масленицу празднуете с бОльшим размахом чем Пасху?

            • Анонимно
              7.04.2018 16:49

              Пасха не христианский праздник.
              Христианский праздник- Воскресенье Христа.

              • Анонимно
                8.04.2018 13:17

                Пасха еврейское слово.

                • Анонимно
                  8.04.2018 14:28

                  Голгофакогда будет у Европейцев, Американцев и очищения тоже назрела у них а наш народ настрадался и наочищался.

        • Анонимно
          7.04.2018 17:11

          (13.22) Что Вы знаете про то что было до Христианства на Руси? Приведите источники своих знаний. Их нет.. Все что Вы и вам подобные знают - это не знания, а фейки, написанные в том числе для того чтобы разделить русское общество, основу которого всегда составляло православие..

    • Анонимно
      7.04.2018 12:22

      русскому народу подходит язычество. посмотрите сколько взяли оттуда в православии, например крестный ход

      • Анонимно
        7.04.2018 22:44

        Откуда столько язычников? Да нет их в таком количестве как это может показаться по здешним комментариям.. Те же самые диванные "боевые" либеральные тролли.. Главная задача - сделать побольнее той территории на которой существуют, во славу будущей родины (желательно как можно западнее от России) , на которую надеются , отрабатывая как под копиркой свои излияния и зловония.. Теперь вот про язычество..

      • Сейчас эпоха игры и никаких Голгоф не будет. А вот игра в Голгофу возможна. В любой день все может переиграться и эти черные пророчества исчезнут, но также в любой день они могут вернуться. Такова эпоха культуры катастрофы.

        • С дополнением.
          Сейчас эпоха игры и никаких Голгоф не будет. А вот игра в Голгофу возможна. В любой день все может переиграться и эти черные пророчества исчезнут, но также в любой день они могут вернуться. Такова эпоха культуры катастрофы. И эта катастрофа касается всего Мира!

    • Анонимно
      7.04.2018 12:45

      Очищение- это когда всё живое на этой земле погибнет. И начнётся жизнь заново. К тому всё идёт,

    • Голгофа - неудачное сравнение. Голгофа - это уже не преодоление, которое порождает радость и ценности. Очищение и радость возникает после преодолимых препятствий и барьеров.
      Видимо интервьюер хотел отметить необходимость очищающей Жертвы и Крови. Тогда это Ужас!

  • Анонимно
    7.04.2018 11:29

    Так мы щас на Голгофе??? А власть говорит, что все хорошо.....

  • Анонимно
    7.04.2018 11:40

    Страны цивилизованного мира, где главным приоритетом является защита интересов каждого гражданина ни через какие Голгофы не проходят!!!

    • Анонимно
      7.04.2018 12:25

      11:40
      Подобные "истины", прописанные на красных полотнищах, окружали меня большую часть жизни.
      Замполитовское творчество!
      Проходили…

    • Анонимно
      7.04.2018 12:35

      Неправда. Все западные страны прошли через осознание, покаяние и искупление. Одного покаяния недостатчно.
      Если Голгофа - санкции к отдельно взятым резидентам кипрских и других офшоров, то ни осознание, ни ни покаяние, ни искупление нам не грозит, а грозит только дальнейшее обнищвние народа, который будет компенсировать им из потери.

  • Анонимно
    7.04.2018 11:47

    Если продолжать дальше такое же безобразное отношение к населению страны то «Голгофа, через которую сейчас проходит Россия», обернется не очищением, а ещё более катастрофичным снижением численности коренных жителей!

  • Анонимно
    7.04.2018 12:01

    Господа священнослужители!
    Начните свое очищение с собственной борьбы со стяжательством (особенно касается принявших постриг, которым типо все мирское безразлично), а на вашем примере, глядишь, и народ подтянется.

    • Анонимно
      7.04.2018 14:58

      Есть замечательная поговорка у мусульман: живи так, как говорит мулла, а не как живет мулла. Какое вам дело до чужого стяжательства, обжорства и др. пороков? На себя смотрите, себя совершенствуйте)))

      • Анонимно
        7.04.2018 20:52

        Нет такой поговорки у татар.

        Было бы нелогично жить как говорит мулла, который живет не так, как говорит.

        • Анонимно
          7.04.2018 23:06

          Аха, давайте к конкретному мулле еще привяжите высказывани))) чтоб тупо до полного логического конца довести. Умейте мыслить тоньше, доверяйте книгам, а не интерпретации людей. Если поймёте мысль конечно)))

        • Анонимно
          7.04.2018 23:36

          Это казахская пословица, точнее она звучит так: делай как учит мулла, и не делай того, что мулла делает. Суть та же- какое вам дело до других, они сами будут отвечать за свои поступки. Или зависть спокойно жить не дает?

  • Анонимно
    7.04.2018 12:08

    в корпусе ветхого завета упомянутом в статье есть книга ионы в этой книге рассказывается что всевышний послал пророка иону в один город нееврейский что бы призвать жителей раскаяться ибо жители были весьма грешны иначе он перевернет город после некоторых приключений иона прибыл в этот город и начал призывать людей раскаяться и когда его привели к царю он призвал царя раскаяться и принудить к раскаянию людей что царь и сделал и всевышний не стал разрушать город ибо люди перевернули свою душу раскаялись так и с россией люди грешили злодействовали не будем работать будем веселиться пить гулять разбойничать пели все мы бабы стервы ой ой ой кто у нас не первый тот второй считалось что лучше быть бандитом и женщиной старейшей профессией чем отцом и мужем и матерью и женой нарушали все заповеди божьи не прелюбодействуй не убий не кради и многое другое и поэтому нужно раскаяние всего общества раскаяние того поколения которое грешило иначе общество будет перевернуто как перевернулто было в 1917г и 1991гг но вместо этого в обществе занимались поиском плохих людей которые вынудили людей это делать то поколение ушло из активной жизни поэтому мне кажется уже ничего не поможет повторению и всероссийского потопа и каким был 1991г и огня с неба каким был 1917г

  • Анонимно
    7.04.2018 12:23

    Каждому православному христианину понятно, что к Голгофе Христа привели наши грехи ...
    Но ведь наши грехи случились спустя 2000 лет после того, как Иисуса привели к Голгофе.
    Товарищ ничего не перепутал ?

  • Анонимно
    7.04.2018 12:26

    "... даже тысяча лет жизни бессмысленна, если в ней нет ни одной минуты покаяния."

    Так в чем же должен каяться человек? Или он должен согрешить обязательно, чтобы покаяться.
    А.Поц.

    • Анонимно
      7.04.2018 13:26

      Христос за нас все грехи отмолил уже. Нас призывают грешить, а то жизнь будет бессмысленна, да?))

  • Анонимно
    7.04.2018 12:28

    Вспомнил слова Васисуалия Лоханкина

  • Анонимно
    7.04.2018 12:38

    Попробую за Вас расставить знаки препинания - .........., ,,,,,,,, , -----, :::, ;
    Вроде всё.

  • Анонимно
    7.04.2018 12:42

    На Голгофе было сначала мощное кровопускание (терновый венец,ноги,сбитые в кровь,ободранные плечи и руки от тяжёлого креста,били плетьми,камнями закидывали,а в конце,ещё и римские воины бок пронзили копьём),потом смерть и только лишь потом перерождение и вознесение - именно в такой последовательности (согласно библии).
    Так,что не всё так гладко,не всё так просто и безболезненно,на самом-то деле...

  • Анонимно
    7.04.2018 12:51

    История России -одна сплошная Голгофа...

    • Анонимно
      7.04.2018 13:28

      У каждого своя Голгофа, однако.

    • Сейчас эпоха игры и никаких Голгоф не будет. А вот игра в Голгофу возможна. В любой день все может переиграться и эти черные пророчества исчезнут, но также в любой день они могут вернуться. Такова эпоха культуры катастрофы.

  • ravrr
    7.04.2018 13:50

    >обернется очищением

    Для очищения, государство должно и от религии всех видов подальше отойти (обложив их всех налогами), и при этом поближе подойти к образованию, науке, промышленности, здравоохранению, экономике. Вот когда ограниченные ресурсы начнут тратиться на по-настоящему важные вещи, вот тогда, может быть, очищение и произойдёт.

  • Анонимно
    7.04.2018 15:11

    Пусть они идут на свою Голгофу сами, а нас, простых людей, оставят в покое и дадут, наконец, жить по-человечески. Мы хотим жить, развиваться, растить детей, мечтать и созидать. Это все нормально в нормальном обществе, где ценится труд людей, физический и интеллектуальный, где нет рвачей, временщиков и удащливых... В общем, Бог им судья!

  • Анонимно
    7.04.2018 15:32

    "Голгофа" сильный фильм.2014 г.
    рекомендую.
    есть о чём подумать.
    имхо.

  • Анонимно
    7.04.2018 15:36

    В Раифском монастыре на входе интересная памятная доска, обратите внимание, когда там будете.

    • Анонимно
      7.04.2018 16:59

      Да. Один из символов человеческого тщеславия.
      А вот Шамов больницу построил. Правда теперь удащливые прихватизировали больницу.

      • Анонимно
        8.04.2018 15:49

        А на чьей земле он его построил? На земле удащливых. Так что все по закону.
        А.П.

  • Анонимно
    7.04.2018 19:38

    Ислам, христианство, традиционные религии все существуют - значит они угодны создателю. Эксперимент не в том кого больше станет или кто лучше, а в единении и осознание своего назначения. Мое мнение. Я любому хорошему празднику рад. С Благовещением!

    • Анонимно
      7.04.2018 23:10

      Хоть один разумный коммент в теме. Спасибо, разумный и грамотный человек!)

  • Анонимно
    7.04.2018 21:02

    "Отче наш": "... и не введи нас в искушение ...". Так что люди ни за что не в ответе. Как там, в канцелярии захотят, так люди и согрешат. Марионетки, а не люди.

  • Анонимно
    7.04.2018 23:04

    Меня так забавляет читать эти цитаты из ветхого завета, который, вообще-то был отвергнут христианским пророком, назвавшимся сыном божьим. Ну, вы его знаете, наверное.
    Давайте рассмотрим про Ноя, точнее про потоп. Я даже не буду затрагивать тот факт, что сухопутные животные, живущие на островах и полуостровах, испытывали определенные трудности с тем, чтобы прибыть на ковчег. Как и то, что всю эту живность надо было чем-то кормить и куда-то убирать их отходы, которые они постоянно производили. Короче, места и рабских рук нужно было больше.
    Я затрону тему рыб. Я уверен, что вы, в отличии от авторов древне-иудейских текстов (хотя потоп это калька от Шумер) знаете, что пресноводные рыбы должны жить только в пресной воде. В солёной они дохнут, как и наоборот - обитатели морей и океанов не приемлют реки и озёра. Так вот, очевидно, что во время потопа от рек и озёр ничего не осталось и всё превратилось в огромнейший океан. А соответственно, пресное рыбьё передохнуть. Теорема опровергнута. Вот такие дела, малята.

    • Анонимно
      8.04.2018 14:13

      Смешно. Но как вам такой расклад: в природе не было кошек персидской породы, а теперь вон сколько, даже по помойкам бегают))) все течет, все изменяется, клыки перерождаются, к температуре, влажности и солёности адаптируются.... А рыбы- они вообще к мутациям восприимчивы, вон пираньи в Волге уже попадаются . но ваш хозяйственный подход к ковчегу очень симпатичен)))

  • Анонимно
    8.04.2018 00:22

    Данная проповедь более, чем нужно, соответствует определению, данному Эйнштейном, - о Библии.

    Фома

  • Рашид
    8.04.2018 01:50

    Хочется поздравить своих православных друзей с их праздником, и пожелать смирения.
    Все федеральные каналы Москвы уже третий день чешут на злободневную тему со всеми историческими раскладами. Тогда как про исламские праздники подаётся в основном статистическая информация, подобно новостям откуда то из-за границы о чужих гражданах.

  • Анонимно
    8.04.2018 06:50

    голгофу проходят в разных жизненных условиях,большинство не пройдут(.

  • Анонимно
    8.04.2018 08:54

    Русь святая, храни веру православную!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль