Общество 
8.04.2018

Киров в Казани: очень беден, ничего не получает, на что живет – неизвестно

Большевистский вождь Сергей Киров окончил Казанское соединенное промышленное училище. Часть 2-я

Сергей Миронович Костриков, более известный под партийным псевдонимом Киров, три года (1901–1904) учился в Казани на механика. Это были годы нужды и тяжких испытаний. Угроза исключения из училища за неуплату висела над Костриковым в течение всех лет его учебы. И все эти три года он был одним из первых учеников. «БИЗНЕС Online» рассказывает о казанском периоде жизни одного из наиболее популярных большевистских вождей.

Сережа Костриков Сережа Костриков

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 98% ИНЖЕНЕРОВ И ТЕХНИКОВ БЫЛИ ИНОСТРАНЦЫ

«У платформы, пыхтя, остановился пассажирский поезд, – так начинается очерк о Сергее Кирове в книге Валентина Белокопытова и Николая Шевченко „Их именами названы улицы Казани“. – Из общего вагона вышел паренек лет пятнадцати. Это был Сергей Костриков. „Как-то меня примет Казань, да и возьмут ли еще? – думал Сергей. – А может быть, придется возвращаться обратно в Уржум? (Родина Кирова, уездный город Вятской губернии в 190 км от ее столицы, современного Кирова, с населением около 4,5 тыс. человек в начале XX века, сегодня – административный центр Уржумского района Кировской области – прим. ред.)“. В кармане его поношенного пиджака лежало письмо от уржумского благотворительного общества в Казанское механико-техническое училище, в котором выражалась просьба о приеме способного, серьезного и „сознательно относящегося к своим обязанностям“ бывшего ученика Уржумского училища, приютского воспитанника. <...> Поступить в Казанское промышленное училище было нелегко. Сюда съезжалась молодежь со всех концов России».

На заводах и фабриках в то время сильно ощущался недостаток технической подготовки и общего образования у помощников инженеров и мастеров. «На промышленных предприятиях Российской империи к 1890 году работали всего 2% русских от общего числа руководителей заводского дела (инженеров и техников), остальной процент составляли иностранцы», – такие цифры приводит издание «Казанское промышленное училище. 18901917. Исторический очерк», выпущенное КНИТУ-КХТИ.

14 июня 1890 года император Александр III утвердил указ об учреждении в шести местностях России промышленных училищ разных типов, в том числе Соединенного промышленного в Казани. Городская дума предложила осуществить строительство зданий на участке, выделенном напротив Родионовского института благородных девиц, в конце Грузинской улицы (ныне улица Карла Маркса, 72). Торжественное открытие училища состоялось 10 сентября 1897 года.

Здание промышленного училища Здание промышленного училища

«ОБРАЗОВАНИЕ ЗДЕСЬ ПОЛУЧАЛИ ОТМЕННОЕ»

«Почему Соединенное? Потому что оно состояло из среднего технического и еще трех низших училищ, – рассказывает корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Ольга Князева, начальник музея КНИТУ, кандидат исторических наук. – Образование здесь получали отменное». Окончившие полный курс среднего училища работали по всей России не только помощниками инженеров и лаборантами, но даже в качестве самостоятельных руководителей небольших и средних предприятий, вплоть до заместителей директоров крупных заводов. В три низших технических училища (химико-техническое, механико-техническое и строительно-техническое) принимались молодые люди в возрасте до 17,5 лет, окончившие курс городских и уездных училищ и выдержавшие соответствующие испытания. Одно из низших училищ и окончил Киров.

Здания училища были большие, кирпичные и занимали чуть ли не целый квартал. Добротные корпуса соединялись специальными коридорами (это был целый образовательный комплекс), отапливались голландскими печами, была и своя электростанция – свет везде был электрическим. Надо отдать должное известному архитектору Константину Олешкевичу, в дальнейшем работавшему преподавателем в училище: здания, построенные под его руководством, вот уже более ста лет верой и правдой служат многим поколениям казанских химиков, механиков и строителей. Объемы и интерьеры аудиторий, лабораторий, коридоров, мастерских и других вышеперечисленных помещений не производили впечатления «училищных». По тем временам это была явно «университетская» архитектура. При проектировании этих зданий явно имелась в виду перспектива включения училища в состав Казанского университета на правах технического отделения.

Слесарные мастерские Слесарные мастерские

«СОЧУВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЖЕЙ»

В своей речи на торжественном открытии Промышленного училища 10 сентября 1897 года помощник попечителя Казанского учебного округа Стешков указал на «сочувственное отношение государственных мужей к возникающему в России новому типу учебных заведений, на которые правительство возлагает большие надежды».

«Технологию, как сейчас некоторые пытаются доказать, здесь не преподавали, – продолжает Ольга Князева. – Технология, теория преподавалась в то время в Казанском университете. Я рассказываю студентам, что начало технологического образования в нашем регионе было, конечно, связано с открытием  Императорского Казанского университета, его кафедры технологии и наук, относящихся к торговле и фабрикам (1804). Но вскоре стало понятно, что одними руководителями промышленных предприятий, которых и готовил Казанский университет, нельзя обойтись для развития промышленности. Нужны были специалисты, которые бы непосредственно рабочим объясняли технологию изготовления того или иного продукта».

Училище явилось первенцем среднего химического профессионального образования не только в Казани, но и в России (аналогичное московское училище было открыто лишь через год – в 1898 году). Казанское промышленное училище дало 17 выпусков, подготовило 1145 специалистов. На его базе и соответствующих отделений и факультетов Императорского Казанского университета ныне действуют пять вузов (Казанский государственный технологический университет, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казанский государственный технический университет, Казанская сельскохозяйственная академия и Ивановский государственный энергетический университет) и несколько средних специальных учебных заведений (техникумов и лицеев).

Практические занятия проходили в механических и технико-химических мастерских, химических лабораториях (была даже своя фотолаборатория) и на собственных небольших учебных заводах. Лаборатории и мастерские были оборудованы по последнему слову науки и техники, что вызывало белую зависть университетских ученых. Профессор химии Императорского Казанского университета Алексей Альбицкий в Ломоносовском сборнике 1901 года отмечал: «С грустью должен сознаться, что химическая лаборатория Казанского промышленного училища значительно превосходит университетскую по своим удобствам».

Изделия, выполненные учениками среднего химико-технического училища Изделия, выполненные учениками среднего химико-технического училища

ЗДЕСЬ В 1899 ГОДУ ИЗОБРЕЛИ ЦВЕТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Сильным был и состав педагогов. Достаточно сказать, например, что в стенах училища впервые в мире преподаватель механических наук и черчения Александр Полумордвинов (1874–1942) передал цветное изображение на расстоянии без проводов в 1899 году, тем самым закрепив за Россией честь изобретения цветного телевидения. Но училище не имело достаточного опыта и чрезмерно загружало подростков. Количество недельных уроков у учеников доходило до 47 часов, то есть по 8 ежедневно, правда, с двухчасовым обеденным перерывом. И еще часа три на домашнее задание. Многие не выдерживали перенапряжения, покидали училище или манкировали занятиями, выражаясь по-тогдашнему, и расплачивались встрепками, двойками, карцером, второгодничеством. Но порядки в училище начали потихоньку меняться. Видя, как пагубна перегрузка учащихся и как им, детям мелких чиновников, ремесленников, крестьян, не хватает общего развития, преподаватели отважились на смелые нововведения. Уроки укоротили, удлинили перемены. Позади главного корпуса залили каток. Создали оркестр, хор и танцевальные кружки.

Сергей Костриков, принятый в механико-техническое училище, поначалу тоже очень уставал, но о манкировках не помышлял. В книге «Казанское промышленное училище. 1890–1917. Исторический очерк» опубликованы воспоминания о Кострикове его преподавателя П. И. Жакова: «Будучи от природы одаренным юношей, Сергей отличался трудолюбием, добросовестным отношением к учебе и любознательностью. Несмотря на плохие бытовые условия и жизнь впроголодь, не терял бодрости духа, был жизнерадостным юношей, и не только выполнял все задания по программе и учился хорошо, но и находил время для расширения своего кругозора и чтения литературы».

«ОН СПАЛ НА СУНДУКЕ В КУХНЕ СЪЕМНОЙ КВАРТИРЫ»

Сергей получал стипендию из Уржума всего 60 рублей в год, по 5 рублей в месяц. Спал на сундуке в кухне съемной квартиры, здесь же по ночам делал домашнее задание, пока хозяйка не запретила – керосин для лампы надо было экономить. Жил фактически впроголодь. С десятком квартирантов – преимущественно выходцами из уржумской гимназии – так толком и не сошелся.

Сережа молчаливо голодал, пока не свалила его «перемежающаяся лихорадка» – малярия. Тогда оказалось, что у него ничего нет ни на лекарства, ни на еду. Ему выдали десять рублей из частных пожертвований. «Другой факт, который сохранился в памяти, – продолжает Жаков. – В ноябре 1903 года я организовал экскурсию на завод. Ученики должны были собраться на вокзале. Когда я пришел, мне бросилось в глаза болезненное состояние Сергея Кострикова, я посоветовал ему отправиться домой, но он все же поехал. При возвращении в Казань Сергей настолько ослабел, что его пришлось с вокзала отправить на квартиру на барабусе (название извозчика в Казани тех лет, от татарского „поехали!“ – прим. ред.). Дорóгой от товарища, жившего с ним на одной квартире, я узнал о тяжелых условиях существования Сергея и предложил приходить обедать ко мне. Он принял это предложение, и в течение целого года мы виделись с ним ежедневно. Со стороны товарищей Сергей пользовался полной симпатией и уважением. Он никогда им не отказывал в своей помощи, и даже известен случай, когда Сергей, будучи сам во всем нуждающимся, оказал материальную помощь одному из учеников, продав сконструированный и изготовленный им маленький электромотор».

«ОН НЕ МОГ ВЫВОРАЧИВАТЬ ПУСТЫЕ КАРМАНЫ ПЕРЕД БЛАГОТВОРИТЕЛЯМИ»

 «Всю стипендию Сережа отдавал квартирохозяйке, – читаем в биографическом романе Семена Синельникова о Кирове из серии „Жизнь замечательных людей“. – Иногда он, кажется, помогал рабочим сцены в городском театре, но если это и верно, то получал гроши. <...>  Меж тем уржумское земство не откликалось. Жить было не на что. Вместе с холодами пришел голод».

Его уржумские купцы-покровители полагались на училищных благотворителей. Те действительно кое-что делали, основав Общество вспомоществования нуждающимся ученикам. Однако Сережа не мог выворачивать душу наизнанку, плакаться на безденежье, потом еще выворачивать пустые карманы перед обследователями-благотворителями. В дни полнейшего безденежья он убегал из дома гораздо раньше своих соучеников, чтобы не объедать их за завтраком. Получая по почте или с оказией посылочки из Уржума, не мог не угощать товарищей, соскучившихся по домашним пирогам и коржикам. Всего, что пекли для него на неделю, на две, квартирантам хватало на один зуб. Сам же Сережа оставался ни с чем, а преподаватели и не подозревали, что он бедствует. Один из них, Павел Волков, став московским профессором, вспоминал, что как раз из-за щедрости Кострикова считал его зажиточным пареньком.

О том, как бедствует сам Костриков, инспектор училища Алексей Широков и понятия не имел. Но именно по его просьбе педагогический совет дал Сереже пособие. Позднее, обнаружив, что его безденежье во время болезни не было случайностью, преподаватели свели Сережу с Обществом вспомоществования. Он написал коротенькое прошение. В музее КНИТУ (до 1992 года – Казанский химико-технологический институт – прим. ред.) есть копия этого прошения к руководству училища, в котором ввиду бедности он просит хоть какой-то разовой денежной поддержки. А от унизительных объяснений, от обследований его избавили. Жаков, представитель училища в правлении Общества вспомоществования, узнав, что стипендия Сережи идет в уплату за квартиру, исчерпывающе вывел на прошении:«Очень беден, ничего не получает. На что живет – неизвестно». Общество постановило выдавать Кострикову по пяти рублей в течение трех месяцев. С тех пор его поддерживали пособиями.

Но Сережа никому не жаловался. Учился он день ото дня лучше. Переводные экзамены сдал блестяще. Из 40 первоклассников 17 отсеялись или остались на второй год, а среди остальных самым примерным был Костриков. Когда он после первых летних каникул вернулся в Казань, на торжественном акте, посвященном началу учебного года, объявили: он, Костриков, единственный в своем классе, накануне удостоен награды первой степени. Вслед за этим губернская газета «Волжский вестник» назвала его в числе 8 самых лучших из 300 питомцев училища. Ему ничего не стоило отправить домой, в Уржум, вырезку из казанской газеты, что, вероятно, позволило бы выпросить для него у купцов десятку-другую. Но он от всех утаил газетную корреспонденцию с лестным упоминанием о нем. Корреспонденция эта была обнаружена совсем недавно.

«НЕ УДАРЬСЯ ОН В ПОЛИТИКУ, СТАЛ БЫ КЛАССНЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ»

В. Спасский, студент Казанского университета, близко знавший в те годы Сергея, писал о нем: «У Кострикова были золотые руки... Не было такой вещи, такого механизма, который он, взявшись, не починил бы или не сделал. Иногда много вечеров подряд просиживал он, добиваясь своего, и добивался-таки. Особенно Сережа любил математику, физику и химию – в этой области у него были замечательные способности».

Многие историки и исследователи тех лет считают, что если бы Киров не «ударился в политику», из него вышел бы первоклассный специалист, руководитель производства, а может быть, и ученый. Но еще в Уржуме, на первых летних каникулах, он выполняет свое первое революционное задание – как механик организует подпольную типографию, печатает и раскидывает по городу листовки. Он знакомится с политическими ссыльными, проникается к ним симпатией, они снабжают его крамольной литературой. Именно тогда он задумывается над своим политическим псевдонимом.

«Вновь и вновь повторял он подвиги героев этой литературы в легко воспламеняющемся воображении, – пишет Семен Синельников, автор романа о Кирове из серии „Жизнь замечательных людей“. – Раздумья тех долгих дней и летучих ночей с неотвратимой определенностью начертали Сергею его будущее революционера. Зная, что, подобно большинству революционеров, не сможет обойтись без подпольной клички, он, видимо, искал и условно выбрал ее. По словам бывших соучеников, Сергею с детства сильнее всех в истории нравилось короткое и звучное имя древнеперсидского царя и полководца Кира. И поэтому, вероятно, не могли не остановить внимания юноши ни добывавший для повстанцев оружие Киро, герой романа Вазова „Под игом“, ни учитель-патриот Бачо-Киро в романе Ежа „На рассвете“. Но только в апреле 1912 года северокавказская кадетская газета „Терек“ Владикавказа, сотрудником которой он был, опубликовала статью „Поперек дороги“, впервые подписанную „С. Киров“. Под этим псевдонимом он и вошел в историю СССР».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.04.2018 10:19

Да, Казанское соединенное промышленное училище это уникальное учебно-производственное учреждение, созданное гением члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, профессора Императорского Казанского университета Александра Михайловича Зайцева.
В училище работало около 10 учебных заводов, на которых учащиеся выпускали промышленные товары - электродвигатели, электромагниты, гончарные архитектурные изделия, тонны химической продукции и др.

Именно профессор А.М.Зайцев, автор именной реакции и именных синтезов, был инициаторов, вдохновителем и руководителем создания 1-го в России среднего химико-технического учебного заведения.
А.М.Зайцев был и председателем Строительной комиссии, без согласия которой "ни один кирпич" не мог быть положен в стены здания училища, "ни один элемент лепнины" не мог появиться на "загадочном" фризе Актового зала.

Промышленное училище было первым светским учебным заведение, построенным на Арском поле.

До него на Арском поле размещались лишь Родионовский институт благородных девиц и знаменитая Казанская духовная Академия.
Затем вокруг Казанского промышленного училища были выстроены здания Казанской художественной школы, Бактериологического института, Новых клиник Императорского Казанского университета, Казанских высших женских курсов, Казанского ветеринарного института и др.
Это был настоящий студенческий городок, кампус - было построено даже великолепное здание Общежития для студентов Казанского университета.

По всей видимости это был гениальный замысел профессора А.М.Зайцева - создать в Казани особый "научный", "образовательный", "студенческий" район, а в дальнейшем объединить все учебные и научные заведения - и технические, и гуманитарные, и научные - в единый мощный научно-образовательно-культурный комплекс.

Но смерть профессора А.М.Зайцева в 1910 году помешала этим планам.
Последовали трагические события 1917 - 1922 гг.
Затем был взят курс на узкую специализацию учебных заведений и на базе бывшего Казанского соединенного промышленного училища и Казанского университета были созданы КХТИ, КФЭИ, КИСИ, КАИ, Казанский энергетический институт и другие вузы.
Интересно, что первая в Казани кафедра авиации была создана в 1928 г. в Казанском индустриальном техникуме повышенного типа (преобразованного из Казанского политехнического института, который в свою очередь был создан на базе высшего Казанского промышленного училища, кафедра Авиации размещалась в историческом здании - ныне корпус "Б" КНИТУ-КХТИ).

Но волею случая мечта профессора А.М.Зайцева об объединении ВСЕХ учебных заведений в единое целое осуществилась на очень короткое время.

В сентябре 1918 года Казань вместе с войсками КОМУЧа и чехов покинули и многие ученые и педагоги.
И в начале 1918 года все высшие учебные заведения были объединены в ОДИН Казанский Социалистический Университет (в состав "социалистического университета" вошлио и высшее (уже к тому времени) Казанское промышленное училище.
Но через полгода Казанский Социалистический Университет распался на отдельные вузы и началась бесконечная их реорганизация.
Но это уже другая история.

Много тайн еще хранит история Казанского соединенного промышленного училища.
Например - "была и своя электростанция – свет везде был электрическим".
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/378175

Да, везде было электричество - кроме знаменитой химической лаборатории, там было ТОЛЬКО газовое освещение.
Хотя провести электрическое освещение не составляло никакого труда.
Почему не провели - загадка.

Спасибо БО и авторам за интересную статью.

  • Анонимно
    8.04.2018 09:29

    Это Киров сказал примерно 100 лет назад. И теперь тоже самое , мы не знаем , на что живет Казань и РТ в целом.

  • Анонимно
    8.04.2018 09:30

    Да,уж лудше бы занимался наукой.Вот такие личности и ввергли Россию в эпоху хаоса.

    • Анонимно
      8.04.2018 10:20

      Кстати, под его руководством промышленность Ленинграда успешно развивалась: первый промышленный радиопрёмник, фотоаппарат и т.д.
      Организация полярных экспедиций, в т.ч. "челюскинцев", к 1 декабря 1934 добился отмены талонов на продукты и многое другое.
      Кстати, Сталин высоко ценил Кирова и предвидя покушение на него приглашал на работу в Москву.
      Киров, имевший наработанные связи в силовых структурах Ленинграда, недооценил возможности 5-ой колонны и 1 декабря 1934 был убит, после чего все свидетели были ликвидированы.

      • Анонимно
        8.04.2018 11:09

        //под его руководством промышленность Ленинграда успешно развивалась//

        Без "его руководства" промышленность Санкт-Петербурга ещё быстрее развивалась, а рабочие жили не в пример благополучнее рабочих советских времён.

        Н. С. Хрущев вспоминал, что до 1917 г.,работая слесарем на донецкой шахте, он материально жил лучше, чем в 1930–е гг., когда был высокопоставленным партийным чиновником в Москве «… работая простым слесарем, зарабатывал 45 руб. при ценах на черный хлеб в 2 коп., на белый – 4 копейки, фунт сала – 22 коп., яйцо стоило копейку, ботинки, самые лучшие «Скороходовские» — 7 руб. Чего уж тут сравнивать. Когда я вел партработу в Москве, то и половины этого не имел, хотя занимал довольно высокое место». Затем Хрущев с горечью признается, что в 1930–е гг. «другие люди были обеспечены еще хуже, чем я». Понятно, что простые рабочие и служащие получали намного меньше секретаря Московского горкома партии.

        Но, может быть, Н. С. Хрущев принадлежал к высококвалифицированной рабочей аристократии и его уровень жизни резко отличался от большинства рабочих? К 1917 г. Хрущеву было только 22 года и получить такую квалификацию он просто не успел. В 1909 г. современник, требуя прибавить зарплату молодым ученым, сообщает – «только плохой слесарь получает 50 р. в месяц – жалованье кандидата в профессора, – а хороший слесарь получает 80 – 90 руб. в месяц». Следовательно, молодой Н. С. Хрущев получал не как представитель рабочей аристократии, а как «плохой слесарь». Его уровень жизни был типичным.

        • Анонимно
          8.04.2018 11:56

          "Н.С. Хрущёв" - неоднозначная личность и его свидетельства не внушают доверия.

          ЛЕВ ТОЛСТОЙ объехав десятки деревень: «Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить.
          Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", -- говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи"...
          Я попросил разменять мне три рубля. Во всей деревне не нашлось и рубля денег... Точно так же же у богатых, составляющих везде около 20%, много овса и других ресурсов, но кроме того в этой деревне живут безземельные солдатские дети. Целая слободка этих жителей не имеет земли и всегда бедствует, теперь же находится при дорогом хлебе и при скупой подаче милостыни в страшной, ужасающей нищете...

          Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побором... Муж этой женщины ушел с весны и не воротился. Таковы приблизительно многие из этих семей...

          Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа. Прежде всего он - и это знает всякий мужик - он
          1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом.
          2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.
          3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.
          4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.
          5) от чиновников, угнетающих народ.
          6) от податей.
          7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.

          Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже... На лучших землях не родилось почти ничего, только воротились семена. Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она не съедобна.
          Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют.»

          • Анонимно
            8.04.2018 13:59

            При чём тут 1891г.? Это почти 30 лет до революции, в то время, как Россия развивалась с самыми большими темпами экономического роста в мире - и была уже на 5-м месте по экономическому развитию в мире. Сейчас на 5-м месте находится Франция. Если бы не большевики, которые не смогли победить на выборах, и которые решили захватить власть без всяких выборов - сейчас мы жили, как минимум, не хуже, чем Франция.

            • Анонимно
              9.04.2018 00:56

              ..."и была уже на 5-м месте по экономическому развитию в мире". - и в каком году?

            • Вы где это вычитали? Вспомните поражение России в Русско-Японской войне 1905 года. Россия была отсталой аграрной страной. Стабильно раз в 3-5 лет случался голод. Население недоедало, умирало с голоду, а страна продалжала экспортировать зерно, так как нужна была валюта. Вы про это экономическое развитие говорите?

      • Анонимно
        8.04.2018 11:50

        Его убили по приказу Сталина.

      • Анонимно
        8.04.2018 11:52

        Для этого надо было все разрушать и кучу людей убивать?

  • Анонимно
    8.04.2018 09:41

    Спасибо за статью!

  • Анонимно
    8.04.2018 10:19

    Да, Казанское соединенное промышленное училище это уникальное учебно-производственное учреждение, созданное гением члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, профессора Императорского Казанского университета Александра Михайловича Зайцева.
    В училище работало около 10 учебных заводов, на которых учащиеся выпускали промышленные товары - электродвигатели, электромагниты, гончарные архитектурные изделия, тонны химической продукции и др.

    Именно профессор А.М.Зайцев, автор именной реакции и именных синтезов, был инициаторов, вдохновителем и руководителем создания 1-го в России среднего химико-технического учебного заведения.
    А.М.Зайцев был и председателем Строительной комиссии, без согласия которой "ни один кирпич" не мог быть положен в стены здания училища, "ни один элемент лепнины" не мог появиться на "загадочном" фризе Актового зала.

    Промышленное училище было первым светским учебным заведение, построенным на Арском поле.

    До него на Арском поле размещались лишь Родионовский институт благородных девиц и знаменитая Казанская духовная Академия.
    Затем вокруг Казанского промышленного училища были выстроены здания Казанской художественной школы, Бактериологического института, Новых клиник Императорского Казанского университета, Казанских высших женских курсов, Казанского ветеринарного института и др.
    Это был настоящий студенческий городок, кампус - было построено даже великолепное здание Общежития для студентов Казанского университета.

    По всей видимости это был гениальный замысел профессора А.М.Зайцева - создать в Казани особый "научный", "образовательный", "студенческий" район, а в дальнейшем объединить все учебные и научные заведения - и технические, и гуманитарные, и научные - в единый мощный научно-образовательно-культурный комплекс.

    Но смерть профессора А.М.Зайцева в 1910 году помешала этим планам.
    Последовали трагические события 1917 - 1922 гг.
    Затем был взят курс на узкую специализацию учебных заведений и на базе бывшего Казанского соединенного промышленного училища и Казанского университета были созданы КХТИ, КФЭИ, КИСИ, КАИ, Казанский энергетический институт и другие вузы.
    Интересно, что первая в Казани кафедра авиации была создана в 1928 г. в Казанском индустриальном техникуме повышенного типа (преобразованного из Казанского политехнического института, который в свою очередь был создан на базе высшего Казанского промышленного училища, кафедра Авиации размещалась в историческом здании - ныне корпус "Б" КНИТУ-КХТИ).

    Но волею случая мечта профессора А.М.Зайцева об объединении ВСЕХ учебных заведений в единое целое осуществилась на очень короткое время.

    В сентябре 1918 года Казань вместе с войсками КОМУЧа и чехов покинули и многие ученые и педагоги.
    И в начале 1918 года все высшие учебные заведения были объединены в ОДИН Казанский Социалистический Университет (в состав "социалистического университета" вошлио и высшее (уже к тому времени) Казанское промышленное училище.
    Но через полгода Казанский Социалистический Университет распался на отдельные вузы и началась бесконечная их реорганизация.
    Но это уже другая история.

    Много тайн еще хранит история Казанского соединенного промышленного училища.
    Например - "была и своя электростанция – свет везде был электрическим".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/378175

    Да, везде было электричество - кроме знаменитой химической лаборатории, там было ТОЛЬКО газовое освещение.
    Хотя провести электрическое освещение не составляло никакого труда.
    Почему не провели - загадка.

    Спасибо БО и авторам за интересную статью.

  • Друзья мои товарищи!
    Ну что Казань это ВЕЛИКИЙ город.
    За что не возьмись так это Казань.
    Это и первая ХИМИЯ России Бутлерова это Казань
    Это и Геометрия Лобачевского это Казань
    Это и Цветное телевидение Полумордивонова это Казань.
    И дажееее Киров любимец Питера учился в Казани.
    А про Великого Ленина все всё знают тоже.
    Если бы Иван Грозный не сжёг все АРХИВЫ и документацию на арабском языке вовремя взятия Казани ...........
    ТО Казань это была бы и Парижом и Лондоном и Берлином и Римом всей Европы вместе взятыми!
    Ну что правда за что не возьмись то то что ВСЁ ОТКРЫТО НАУЧНОГО в России то это в Казани.
    И не буду я слушать НАЦИОНАЛОВ завистников Украинских КРОВЕЙ МАСКИРУЮЩИХСЯ под Русских людей засевших в Москве с 16 века.
    и сидящих до сих пор в ВЫСШИХ СФЕРАХ.
    Казань это древний имперский город столица ЗОЛОТОЙ ОРДЫ.
    И всё всё всё великое пришло или ПОВЗАИМТСВОВАННО Москвой и Петербургом из Величия Истории прошлого Казани.
    Просветитель Татарского народа.

  • Азат Д
    8.04.2018 10:46


    Какое шикарное здание ремесленного училища при царе построили.

  • Анонимно
    8.04.2018 11:53

    Позор уголовной семейке Дьяаоновых.
    Опозорили столетнюю историю.

  • Анонимно
    8.04.2018 12:25

    Дальнейших успехов КНИТУ - КХТИ!

  • Анонимно
    8.04.2018 13:31

    какой негодяй переименовал улицу кирова?

    • Анонимно
      8.04.2018 13:55

      Какой негодяй убрал имя Кирова их названия КХТИ????

      • Анонимно
        9.04.2018 00:09

        Вы прочитали статью, и за то, что Киров голодал в Казани в студенчестве, он достоин дать имя улице? И заодно университету?

  • Анонимно
    8.04.2018 15:57

    Имя КХТИ отменили 1992году при Сергее Дъяконове.

  • Анонимно
    8.04.2018 17:28

    Интересно написано, спасибо! Дам сыну почитать

  • Анонимно
    8.04.2018 22:13

    Какой негодяй хочет переименовать кировскую дамбы на другое название???????

  • Анонимно
    9.04.2018 00:59

    После этой статьи поменял свое мнение о Кирове.

  • Анонимно
    9.04.2018 10:23

    Да, революционеры масштаба Кирова были людьми неординарными. Сила воли, щедрость, поразительные способности и такая же целеустремленность..С каким мужеством переносил голод и лишения ради того, чтобы учиться.. .Так выковывались вожди..

  • Анонимно
    9.04.2018 12:04

    Напротив этого училища в начале XX века было построено частично на средства купцов-благотворителей трехэтажное здание коммерческого училища ( сейчас - сельхозинститут ).

  • Анонимно
    23.07.2018 11:20

    Молодцы, хорошая статья.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen