Общество 
13.04.2018

«Здоровье и дети – ценности, которые перебивают все»: почему экология – тема протестов №1?

Евгений Минченко выпустил доклад о том, что делать с новой волной народного гнева на местах. В качестве примеров — вкладчики ТФБ и МСЗ в Казани

Риски протестов в РФ связаны с плохой экологией, замалчиванием истинного количества обманутых дольщиков и вкладчиков, а также с техногенными катастрофами, подобными пожару в кемеровской «Зимней вишне», предупреждают авторы доклада, опубликованного сегодня за подписью аналитиков «Минченко консалтинг». О том, почему сразу после президентских выборов страна утонула в стихийных выступлениях и как «плохие чиновники» снижают рейтинг Путина, — в материале «БИЗНЕС Online».

Евгений Минченко Евгений Минченко выпустил доклад о том, что делать с новой волной народного гнева на местах Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВЫСОКА ВЕРОЯТНОСТЬ КОНФЛИКТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГРУПП С МЕСТНЫМИ ЭЛИТНЫМИ ИГРОКАМИ»

Сразу после завершения большого федерального электорального цикла 2016–2018 годов власть столкнулась с целым рядом протестных выступлений — к такому выводу приходят авторы доклада, выпущенного сегодня коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг». Ранее политолог Евгений Минченко и его команда аналитиков прославились целой серией докладов под общим брендом «Политбюро 2.0» — об устройстве российской политической элиты, ее уровнях и эшелонах, а также об интригах и рисках, связанных с той или иной влиятельной фигурой. Однако новый документ, подготовленный под шапкой холдинга, нарушает эту традицию: вместо анализа тихих «дворцовых заговоров» и тайн элитных групп в доклад властно вторгается улица с ее стихийными митингами. Причем не та улица, что мобилизована Алексеем Навальным в рамках иезуитской игры тех же элитных групп между собой, а та, что знать не хочет ни о каких интригах и играх, а хочет только одного — правды и справедливости.  

Такая ситуация, cудя по всему, возникла во многом непредвиденно — и для власти, и для аналитиков. Понятие «большого электорального цикла», о котором пишут авторы доклада, включало в себя минувшие за эти два года парламентские и президентские выборы. Последние, как известно, завершились в марте с очень комплиментарным результатом для Кремля и лично для Владимира Путина, получившего 76,69% голосов. Но не успели отзвучать фанфары всероссийского триумфа, как один за другим в только что присягнувшей на верность президенту стране стали вспыхивать точки протеста, самые заметные — в Волоколамске и Кемерове. Причем во всех случаях за спиной у протестующих невозможно было рассмотреть какую-нибудь манипулирующую ими силу — митингующие организовывались самостоятельно. Вот этому феномену и посвящен новый доклад Минченко, который носит название «Источники и риски протестной активности в 2018 году».

«С известной долей вероятности можно утверждать, что в этом и следующем году для власти ключевыми будут именно риски протестных выступлений, не связанных с электоральными процедурами», — пишут авторы документа. То есть риска провалиться на каких-нибудь выборах, будь это кампания по избранию мэра Москвы и еще что-нибудь в этом роде, аналитики для власти пока не усматривают. Уличный протест действует в одном мире, а высокий рейтинг Путина живет в другом, и «все еще хорошо транслируется в рейтинг партии власти „Единая Россия“ и в рейтинг партийных и президентских назначенцев», замечают Минченко и Ко. К тому же «система электоральных фильтров, позволяющая ограничить активность наиболее радикальных критиков власти, по-прежнему сильна», а все без исключения оппозиционные партии испытывают сильнейший идеологический и технологический кризис, что и показали выборы марта 2018 года. Таким образом, протест логично выплескивается в стихийные формы и начинает заявлять о себе, невзирая на «законы Яровой» и антиэкстремистское законодательство.

 Уличный протест действует в одном мире, а высокий рейтинг Путина живет в другом Фото: kremlin.ru

«В какой-то момент локальные протесты могут стать критичными для федеральной власти, поскольку постоянная апелляция к Владимиру Путину имеет ограниченную масштабируемость, — полагают авторы доклада. — Президент не в состоянии „затыкать“ все возникающие проблемы. А значимое снижение рейтингов муниципальных и региональных властей будет стратегически ослаблять в конечном итоге именно Путина и негативно отражаться на легитимности власти в целом. При росте числа протестов коррекция рейтинга одобрения президента неизбежна. В этом контексте мотивации сплотиться внутри осажденной крепости будет недостаточно для удержания ситуации под контролем».

Какие же стихийные движения, наполненные пафосом протеста и вспыхивающие в локальных точках страны, видят аналитики «Минченко консалтинг»? Это прежде всего экологические протесты, на второй и третьей ступенях — протесты обманутых дольщиков и обманутых вкладчиков и, наконец, протесты, вызванные чрезвычайными ситуациями и техногенными катастрофами. В то же время аналитики не исключают и возникновения других проблемных тем, которые могут появиться из-за ряда факторов, спровоцированных самим правительством. Во-первых, высока вероятность проведения непопулярных социальных реформ, а именно рост фискального бремени и косвенных поборов с населения, возможное повышение пенсионного возраста, пересмотр существующей системы льгот и т. д. «Особенно критичными такие риски станут в ситуации, когда вместе с ростом фискального давления на граждан будут реализовываться масштабные программы поддержки крупного бизнеса, пострадавшего от санкций со стороны США и ЕС», — считают аналитики. Во-вторых, к этому могут привести дополнительные ограничения для населения, как то: платная парковка, автоматические системы сбора штрафов, платные дороги и т. д.). И, наконец, свое влияние на негативные тренды может оказать экспансия федеральных элитных групп на уже сложившиеся региональные рынки или создание новых рыночных площадок. В качестве наиболее конфликтных сфер авторы доклада указывают сбор и переработку мусора, ЖКХ, жилищное строительство, инфраструктурные объекты, новые предприятия, создающие дополнительную экологическую нагрузку, и т. д.). «Высока вероятность конфликта с местными элитными игроками», — заключают вступительную часть эксперты.

В Татарстане активно заявляет о себе движение против строительства мусоросжигающего завода Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗДОРОВЬЕ И ДЕТИ — ДВЕ БАЗОВЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ», ПОЭТОМУ ТАК МНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОТЕСТОВ

Риском номер один «Минченко консалтинг» провозглашает экологию. Волоколамск и охватившие его этой весной протесты против мусорного полигона «Ядрово» — это лишь вершина айсберга. Горячие экологические точки можно при желании найти на карте практически любого российского региона. В том же Татарстане активно заявляет о себе движение против строительства мусоросжигающего завода, констатируют авторы доклада. Однако едва ли не самая острая ситуация складывается сегодня в Красноярском крае, столицу которого недаром все чаще называют городом «черного неба» из-за регулярного загрязнения атмосферного воздуха. Здешняя инициативная группа регулярно проводит митинги, хотя власть уже заявила, что контролирует выбросы 28 красноярских заводов. В Кемеровской области возмущение вызывает разработка угольных месторождений открытым способом. В Новосибирской области продолжаются протесты против строительства мусоросортировочных заводов и полигонов ТБО. В Башкортостане действия общественников еще с 2012 года связаны с незаконным строительством, а затем и с деятельностью деревоперерабатывающего завода. Похожие экологические проблемы есть в Свердловской  (сбросы отходов производства в реку Ивдель), Воронежской, Волгоградской, Саратовской, Ростовской, Тамбовской и Липецкой областях, а также в республиках Якутия и Кабардино-Балкария.

Почему карта «экологических восстаний» настолько обширна? Потому что экология сама по себе — «очень широкая категория» и к ней можно причислить множество тем для протеста: проблемы с вывозом мусора, промышленные выбросы, качество атмосферного воздуха, качество питьевой воды, радиационную безопасность, строительство любого нового промышленного объекта, оказывающего серьезное воздействие на окружающую среду, и многое другое. Но самое главное, что «экологическая проблематика оказывает сильное эмоциональное воздействие», напоминают авторы доклада. «Здоровье и дети — две базовые универсальные ценности, которые легко перебивают апелляции к любым другим ценностям — экономического развития, создания новых рабочих мест, целей государственной политики и т. д.»

К тому же экологическая тема считается наиболее «отработанной» и привычной для протестного движения. Здесь уже хорошо научились работать и самоорганизовываться в условиях многоканальности, используя интернет, соцсети, мессенджеры и даже телевидение. «Символика экологического протеста легко считывается публикой любого социального происхождения и медиапотребления, — пишут эксперты. — Экологический протест не требует централизованного лидерства, по крайней мере, наличие единого лидера не является обязательным условием для успешного протеста. В этой связи традиционная работа с активистами затруднена, список ситуативных лидеров постоянно обновляется, даже в рамках одного локального протеста».

Ну и последнее. «Экологическая тема удобна для манипулирования ситуацией извне, — справедливо замечают аналитики „Минченко консалтинг“. — Речь может идти о вмешательстве других государств, политических оппонентов, конкурентов по бизнесу или бизнес-интересантов из других отраслей». К примеру, в Петербурге еще несколько лет назад были очень распространены схемы по троллингу застройщиков с участием зеленых, которые организованно протестовали против того или иного участника местного строительного рынка, пока несчастный застройщик не догадывался решить вопрос с «нужными людьми».

Акции протеста и пикеты обманутых дольщиков давно стали обыденностью для всей большой страны Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧИСЛЕННОСТЬ ОБМАНУТЫХ ДОЛЬЩИКОВ СКОРЕЕ ЗАНИЖАЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАТИСТИКОЙ, В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ В 10 ИЛИ 20 РАЗ»

Риск номер два — обманутые дольщики. В прошлом году минстрой РФ насчитал в стране таковых более 36 тысяч. Однако есть основания сомневаться в данных официальной статистики. Как отмечают авторы документа, «численность обманутых дольщиков скорее занижается официальной региональной статистикой, в некоторых случаях речь идет о двух или трехкратном занижении. В отдельных случаях речь может идти о кратном занижении числа граждан в данной категории: в 10 раз или 20 раз». Обычно это связано с вполне понятным страхом чиновников огласить настоящий масштаб проблемы или даже быть привлеченными к дисциплинарной и политической ответственности. Поэтому группа Минченко использовала в своей работе альтернативные экспертные оценки, дающие возможность «более адекватно оценить протестный потенциал аудитории дольщиков».

Так, по официальным данным, в Краснодарском крае насчитывается всего 941 обманутый дольщик, а по неофициальным — до 20 тыс. человек. В Московской области минстрой зафиксировал 2239 обманутых дольщиков, при этом альтернативные эксперты называют цифру в 18,5 тыс. человек. И такая разница в данных наблюдается во многих регионах: в Москве против «официальных» 4435 — 12 тысяч человек, в Новосибирской области против 1036 — 5–6 тыс. человек, в Челябинской против 2411 — 6 тыс. человек, в Самарской области 3 392 против около 3 тыс.человек и т. д. Поэтому «проблема недооценена», приходят к выводу авторы доклада. Хотя долевое строительство по-прежнему превалирует в отечественной строительной сфере: в 2017 году около 80% возводимого в России жилья финансировались по этой схеме.

«Федеральным законодательством не был убран главный недостаток долевого строительства — высокие риски для дольщика, который часто оказывался один на один с недобросовестным застройщиком, не имел возможности оказать влияние на срыв сроков сдачи объекта в эксплуатацию, — констатируют авторы документа. — Новый механизм обязательного страхования, введенный несколько лет назад по образцу автомобильного ОСАГО, оказался несостоятельным. Предполагалось, что введение обязательного страхования договоров долевого участия (ДДУ) снизит риски, ведь при нарушении застройщиком своих обязательств дольщик теперь мог рассчитывать на страховую выплату. Однако механизм не заработал. Крупные страховые компании, дорожащие брендом и репутацией, на рынок не вышли, а мелкие игроки просто уходят от обязательств или сами банкротятся. Печальная статистика такова: объем сборов по ДДУ с 2014 года составил 27,5 млрд рублей, сумма выплат — ноль. Банкротства застройщиков, разумеется, были, но из-за затяжных судебных разбирательств дольщики компенсаций не получили. В ноябре 2017 года ЦБ отозвал лицензию у крупнейшего оператора этого вида страхования».

Поэтому акции протеста и пикеты обманутых дольщиков давно стали обыденностью для всей большой страны. При этом существует возможность политизации протестных акций дольщиков, тем более что с ними активно работают активисты ЛДПР и КПРФ. К примеру, в Санкт-Петербурге и Краснодаре уже прозвучали лозунги с требованием отставки губернаторов, а в июле 2017 года всероссийская акция обманутых дольщиков собрала 2 тыс. участников в 19 городах России.

Нельзя сказать, что власти — местные и федеральные — не пытаются решать проблему. Законодательство в этой сфере уже претерпело существенную модернизацию в пользу дольщиков. Однако реальная помощь пострадавшим от мошенников на строительном рынке оказывается очень медленно и дозированно. Так, в феврале 2018 года было заявлено о восстановлении прав всего 6 тыс. дольщиков. «Нетрудно подсчитать, что при сохранении текущих темпов на решение проблемы в российском масштабе уйдет не менее 5 лет, — замечают эксперты „Минченко консалтинг“. — Если же реестр [обманутых дольщиков] будет пополняться, то темпы могут оказаться меньше заявленных 20% в год, а процесс растянется на 10 и более лет».

Самый масштабный протест среди банковских вкладчиков в 2017 году был связан с активностью вкладчиков Татфондбанка Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОБМАНУТЫЕ ВКЛАДЧИКИ ТАТФОНДБАНКА ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САМОРГАНИЗАЦИИ»

Риск номер три — обманутые вкладчики, чему способствует «укрупнение игроков финансового рынка и снижение стабильности финансовой ситуации в целом». Тем более что от сокращения количества банков выигрывают преимущественно крупные госбанки и те, что «ориентированы на обслуживание корпоративных интересов крупных элитных игроков (членов Политбюро 2.0)».

Самый масштабный протест в этой сфере в 2017 году был связан с активностью вкладчиков Татфондбанка. «Протестующие продемонстрировали высокий уровень самоорганизации, координируя свою деятельность через мессенджеры и социальные сети, — комплиментарно отзываются о татарстанских активистах московские аналитики. — Скорость прохождения сигнала была очень высокой: несколько сот людей окружили здание правительства Республики Татарстан в течение получаса после публикации призыва в группе в Telegram. Серьезную роль в раскачивании протеста сыграла вирусная рассылка через мессенджер WhatsApp». Здесь у Минченко, заметим, есть небольшая путаница в деталях: первоначально обманутые вкладчики собрались на встречу в Торгово-промышленной палате, где власти выделили им помещение. Здание расположено очень близко от Дома правительства, поэтому обсуждение в камерной обстановке так легко перетекло в несанкционированный митинг на площади Свободы.

Риск номер четыре — техногенные катастрофы и чрезвычайные ситуации. Они наименее предсказуемы, как показала трагедия в кемеровском торговом комплексе «Зимняя вишня». Хотя и здесь возможна профилактика, если учесть, что причины, вызвавшие пожар в Кемерове, во многом были структурными. Власть не спешит ставить безопасность в общественных и технологических пространствах на первое место, не вкладывает достаточно денег в поддержку ветшающей советской инфраструктуры и вольно обращается с бюджетными средствами, выделяемыми на предотвращение катастроф и чрезвычайных ситуаций. К тому же законодательство, регулирующее жизнь таких хозяйствующих субъектов как торговые центры и сетевые гипермаркеты, очень противоречиво и допускает «выполнение одних требований в ущерб другим». Поэтому полностью избежать техногенных катастроф в ближайшее время не удастся (этого, как известно, не добилась пока ни одна страна), и власть должна просто научиться на них реагировать.


Между тем пример Кемерова показывает, что чиновники в условиях ЧП допускают одну ошибку за другой.  «Даже вновь назначаемые врио губернаторов в подавляющем большинстве не имеют публичного политического опыта и в ряде случае не способны справиться с такими кризисами, — считают авторы доклада. — Так, вице-губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев после трагического пожара в Кемерове прибег к противоречивым способам справиться с кризисной коммуникацией. В один и тот же день сначала обвинил человека в попытках пиариться на трагедии, а потом встал на колени и попросил прощения у протестующих». К другим типовым реакциям чиновников на протест можно отнести обвинения в адрес активных участников митингов «в том, что за ними стоят какие-то темные (не столь важно, внутренние или внешние) силы, в игре которых они не более чем марионетки». Это неэффективно и способствует озлоблению протестующих, добавляют докладчики. Также негативные результаты может повлечь «мобилизация силового ресурса на вычленение лидеров протеста». Более логично — финансовые вливания в решение проблемы и включение лидеров протестов в форматы решения проблем. «Также стоит отметить такие методы, как подключение к диалогу региональных Общественных палат (как в Московской области), использование парламентской площадки (в Москве по вопросу реновации), организации экскурсий на объекты — предполагаемые источники экологических рисков (Московская область, Красноярский край)», — отмечается в докладе.

Система непрямых выборов или полная отмена выборности на муниципальном уровне в большинстве регионов является «серьезным ограничителем эффективности системы коммуникации», считают аналитики. «Люди, попавшие во власть таким путем, как правило, не являются сильными коммуникаторами, не обладают собственным ядром поддержки, не обладают кредитом доверия со стороны граждан. Зачастую жители их даже не идентифицируют как власть или народных представителей».

По существу, во время ЧП и техногенных катастроф поневоле сталкиваются лицом к лицу два мира, бесконечно далекие друг от друга. «Складывается впечатление, что правящий класс не знает структуры населения и своего электората: регулярно воспроизводится марксистско-ленинская матрица про общество, состоящее из рабочих, крестьян и прослойки интеллигенции, — констатируют эксперты. — Деление социальных групп в современной России значительно сложнее. Место наиболее массовых профессий давно уже занимают работники сферы торговли и водители. Вряд ли, например, региональные депутаты, которые объявляют „войну торговым сетям“, понимают, что тем самым объявляют войну одной из самых многочисленных категорий экономически активного населения».

Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОЦЕНТЫ НА ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРОВ И «ЕДИНОЙ РОССИИ» НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДОСТОВЕРНЫМ ИНДИКАТОРОМ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ»

Так повелось, что со времен Политбюро 2.0 главный читатель Минченко сидит в Кремле, поэтому основные месседжи, выводы и пожелания доклада устремлены именно к этому адресату. К чести докладчиков, они нисколько не приукрашивают картину, а, наоборот, рисуют ее правдивыми и порой резкими мазками. «Проценты на выборах губернаторов и партии «Единая Россия» не являются достоверным индикатором поддержки местных властей», — свидетельствуют они. К тому же практически «все депутаты от партии власти и вообще все чиновники» обладают низким социальным капиталом. Единственное исключение — сам Владимир Путин. «В критической ситуации группы активистов хотят внимания президента и готовы поверить только ему, — декларируют авторы документа. — В то же время стоит отметить, что даже в тех регионах, где за последний год произошло личное вмешательство президента в решение экологических проблем, протестные акции продолжились, хоть и с меньшим накалом (Челябинск, Красноярск), а в Московской области получили новое дыхание, перекинувшись в другие муниципалитеты».

Впрочем, для федерального центра «ручной режим» управления конфликтами в регионах имеет свои плюсы. Он позволяет Москве сохранять за собой роль верховного арбитра. «Однако бесконечно перекладывать ответственность на собственных назначенцев сложно, — поправляют сами себя эксперты. — Это технология с ограниченным сроком годности».

Если власть хочет минимизировать риски от протестной активности в 2018 году, ей необходимо сделать несколько шагов, в том числе навстречу собственному народу. Холдинг «Минченко консалтинг» не скупится в этом случае на советы. Во-первых, он рекомендует чиновникам объективно изучить ситуацию по всем перечисленным рискам и получить на руки достоверную статистику.  Во-вторых, он предлагает осуществить диагностику внутриэлитных расколов на федеральном и региональном уровнях, которые могут стать катализаторами протестов.

В-третьих, следует учитывать новую информационную реальность, в которой «социальные сети и мессенджеры становятся не только распространителями информации, но и точками самоорганизации протестных групп». Но это не значит, что политика цензурирования социальных сетей и запрета мессенджеров приведет к ограничению протестной активности, пишут авторы доклада.  «На место одной платформы, попавшей под запрет, просто придет другая. Поэтому необходимо активно работать с альтернативным информационным пространством и с лидерами мнений в нем». Выход в том, чтобы обучать представителей власти оперативному коммуникативному реагированию, внушать им готовность принять протест и сделать шаги к пониманию мотивов протестующих. В экологической сфере хорошо бы позаботиться о создании «независимого, пользующегося доверием экологического движения без политической окраски». И наконец «наличие заранее разработанных антикризисных планов и антикризисных команд» поможет хотя бы «на время перехватить управление информационными потоками при возникновении проблемных ситуаций», резюмируют аналитики «Минченко консалтинг».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (110) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.04.2018 08:13

что бы уменьшит мусор надо сделать 1. все напитки молоко пиво минводу все жидкости как в СССР выпускать только стеклянный таре. и что бы все бутылки принимали обратно. 2. все цыпучие продукты упаковать в бумажные пакеты. 3. сделать прием макулатуры пакетов пэт батылок дорогими а не принимать по рублю. итд.

  • Анонимно
    13.04.2018 08:03

    Азат Д

    Долой - МСЗ без раздельного сбора мусора, без общественного контроля.
    Долой - дизельные канцерогенные коптилки.

    • Оптимист
      13.04.2018 08:33

      Я сомневаюсь что тема протестов экология

      Логичней с точки зрения экологии протестовать против оргсинтеза и порохового

      За развитие общественного транспорта в том числе и газомоторного
      400 тысяч автомобилей в городе

      Это как 1000 мсз

      Против свалок тоже никто не пртестует
      Хотя вреда от них гораздо больше чем от мсз

      Избирательные у нас протесты

      Направляемые умелой рукой)))

      Теми кто не хочет закрытия свалок

      • Анонимно
        13.04.2018 08:44

        Мы протестуем не против мсз
        Мы не идиоты и понимаем что он необходим
        Понимаем
        Но не стройте его у нас в Осиново!

        • Анонимно
          13.04.2018 08:48

          Люди протестуют не против мсз а против неизвестности

          Активно запускаются слухи о вреде мсз

          • Анонимно
            13.04.2018 09:05

            да да, видимо в Вашем розовом мире пони выделяют бабочки

            • Анонимно
              13.04.2018 09:20

              Если для того что бы закрыть свалки необходим мсз то пусть он будет
              Но только не в Салават Купере
              И что бы фильтры чаще меняли!

              • Анонимно
                13.04.2018 11:01

                Надо просто назвать не мусоросжигающий завод, а мусороуничтожающий.

                Мусоросжигание ассоциируется с дымящей вонючей мусоркой.

        • Каждый его подальше пнуть хочет и это понятно...

          • Анонимно
            13.04.2018 08:58

            Слишком далеко тоже нельзя
            Тарифы наверно вырастут
            Где минэкономики?
            Почему молчит?

          • Анонимно
            13.04.2018 09:02

            Азат Д

            Не каждый.
            В Петровском гадо строить.

        • Оптимист
          13.04.2018 08:53

          Минэкологии и минэкономики почему молчат?
          В открытом доступе должна быть информация
          Сравнительный анализ по экологии от мсз и свалок
          Анализ тарифов и логистики например

          Молчание этих министерст разогревает протесты

          • Анонимно
            13.04.2018 09:01

            Пусть приходят и обьясняют нам что вредней мсз или свалка!
            Уже не знаем чему верить

        • Анонимно
          13.04.2018 08:55

          Но это самое удобное место с точки зрения логистики - есть свободное место (достаточно большое и удаленное от жил.зон), удобные подъездные пути, недалеко большая зеленая зона и др.

          • Анонимно
            13.04.2018 11:16

            Ну конечно, 800 метров до жилых домов, плюс к тому там есть птицефабрика, теплицы Майский, ну и а придачу не так далеко Раифский источник.

          • Анонимно
            13.04.2018 13:16

            Пускай они эту логистику засунут ..
            Население оперирует совсем иными категориями вещей.

          • Анонимно
            13.04.2018 13:18

            Верно. Самосырово идеальное место доя мсз, с точки зрения логистики все отлажено.

        • Анонимно
          13.04.2018 08:58

          бузатеры

        • Анонимно
          13.04.2018 09:27

          Мы тоже понимаем, что МСЗ нужен. Поэтому стройте там где уже экология не позволяет проживать - в Осиново!

      • Анонимно
        13.04.2018 08:56

        Азат Д

        Больше, меньше, ниочем.
        Почему не обсуждается строительство МСЗ на трассе в Боровое? А проховой и Оргсинтез, в прошлом тысячелетии построили.

        • Анонимно
          13.04.2018 11:14

          помимо утилизации мусора МСЗ будет давать дешевое тепло и электроэнергию в котором нуждается тот район. В Боровом нет таких потребителей тепла и энергии...Прекращайте нести чушь

          • Анонимно
            13.04.2018 11:25

            Разберитесь сначала в теме. Тепло и энергия, наоборот, будут стоить дороже, чем обычно. Мы будем вынуждены выкупать его по завышенной цене.

            • Анонимно
              13.04.2018 18:45

              его будут покупать пром.предприятия (как и во всем мире), а потребители энергии как раз в авиастрое.

          • Анонимно
            13.04.2018 13:27

            Азат Д

            Вы не в теме, там эл энергия дороже будет.

      • Аглиуллина
        13.04.2018 10:40

        Если честно, мне почему-то кажется, что этот протест против заводов активно спонсируется теми, кто держит свалки. У них же такие прибыли теряются.

        • Анонимно
          13.04.2018 11:04

          НЕ переживай зольный шлак тоже надо будет складировать. Ваши домыслы неуместны.

        • Анонимно
          13.04.2018 12:22

          Чушь не городите, Салаватград осиново , столько народу живет там, и давайте печку туда воткнем с выбросами, там же не элита живет

        • Анонимно
          13.04.2018 12:56

          Ну посмотрите вы на фото даже, кто из этих несчастных проплачен: женщина в платке или в вязаной шапочке с цветами?! Против МСЗ в первую очередь те, кто будут жить в "зоне поражения" - бюджетники и молодежь малоимущая

        • Крупнейший мусорный игрок рынка (вывоз и складирование) принадлежит РТ-ИНВЕСТ, который и является инвестором МЗС. Делайте выводы, мадам.

      • Анонимно
        13.04.2018 11:58

        Азат Д

        "За развитие общественного транспорта в том числе и газомоторного
        400 тысяч автомобилей в городе

        Это как 1000 мсз"

        Вот, во всем мире электромобили развиваются, а в Казани даже для них инфраструктуры нет.

    • Раздельный мусор обязателен, да. Ну так он у нас вводится и как будем его разделять, это уже наш а ответственность. Долой "коптилки", а свалки оставим?

      • Оптимист
        13.04.2018 09:15

        Чтобы обеспечить селективный вывоз мусора, за каждым баком с разными видами отходов на контейнерную площадку около жилых и нежилых зданий должны будут приезжать разные машины, а не одна, как сейчас. Спецтранспорту, который возит отходы, это только на руку, но вот остальных горожан вряд ли порадует такая перспектива хотя бы из–за резко возросших транспортных расходов.

    • Аглиуллина
      13.04.2018 10:40

      Так вперед и с песней! Проводите просветительские работы о полезности раздельного сбора мусора, предлагайте варианты как это ввести побыстрее и побюджетнее.
      Я вот, например, не знаю, как уговорить моего соседа не выкидывать мусор из окна, а складывать в одну кучу и относить в контейнер.

    • Анонимно
      13.04.2018 14:17

      Сжигать мусор -это легко и быстро, чем научить население раздельному сбору мусора и его переработке. Поэтому, наши безответственные власти будут проталкивать М С З! Всеми способами. Народ -против МСЗ! Сжигать полиэтилен-и загрязнять атмосферу - это преступление!

      • Анонимно
        13.04.2018 15:27

        В Боровом надо строить. И разделять научатся и очистные будут исправно работать. Пусть илита хоть чем то жертвует.

  • Мюллер)))
    13.04.2018 08:12

    В стране где нет внятной адекватной оппозиции, независомого суда и реальной независимой законодательной власти все эти протесты так и останутся просьбами к доброму царю а не требованием коренным образом менять прогнившую систему.

    • Буре
      13.04.2018 08:38

      Кто нибудь может мне обьяснить почему в Подмосковье против свалок протестуют а у нас за свалки
      Непонятно мне

      • Анонимно
        13.04.2018 08:46

        Не нужно перегибать. Никто за свалки не протестует. Протест идёт против строительства МСЗ в районе проживания большого количества народу. Как бы это банально не звучало, но стройте МСЗ вблизи Борматюшино!

        • Анонимно
          13.04.2018 14:50

          Протест против МСЗ автоматически предполагает поддержку СВАЛКИ..

          МСЗ в Борматюшино нельзя строить по закону (природоохранная зона), там нет инфратсруктуры для МСЗ и доставка мусора в Борматюшино будет раза в 3 дороже чем к Оргсинтезу.

          Поэтому когда предлагаете , то отталкивайтесь от экономики и здравого смысла, а не от личной вредности.

          • Анонимно
            13.04.2018 15:50

            ВОТ только глупости не надо тиражировать! Казанку засыпать - можно! Это первая природоохранная зона
            , но засыпали и застроили! Нарушение всех параметров! Кто увидел? ВСЕ - СЛЕПЫ! В Бор матюшино река застроена! Нарушение! Кто не разобрался?! Можно и нужно там строить! Фильтры пусть чаще меняют . Дорого? Нет ничего дороже здоровья людей! Пусть форбс кошелется. Народное сырье использует? Надо возвращать!

            • Анонимно
              13.04.2018 17:12

              Вас не МСЗ и народ волнует, вам главное нагадить жителям Борового.
              Так вариантов много - можете стекла в поселке на дорогах разбрасывать , фонари на улицах разбивать.

        • Анонимно
          13.04.2018 18:49

          а за что вы протестуете??? за свалки конечно! вы хотите построить МСЗ в глухой зоне? а оплату доставки вы потянете? я например нет! и сумма которая сейчас в моей платежке меня устраивает. не хочу платить за вывоз мусора 1-1,5тыс в месяц

          • Анонимно
            13.04.2018 20:16

            А что значит -вы? У нас что правительства нет? А кто должен о народе думать? ХВАТИТ ДУРИТЬ ПЛАТЕЖКОЙ! У нас и так народ за все платит! И до недавнего хромой рубин - игрушку богатых и за больных детей. А что делают те кто используют недра? Боровое не глухая зона! Пусть тянут коммуникации! И скидываются! Боятся обеднеть?

      • разные организаторы, разные интересы

      • Анонимно
        13.04.2018 08:56

        Различный интеллектуальный уровень.

      • Nizhgar
        13.04.2018 09:00

        Буре, вы смотрели протесты против МСЗ? Кто там выступает за свалки? У вас логика хромает: раз против МСЗ, значит за свалки. Бред же. Люди протестуют против сжигания и ЗА переработку. К тому времени, когда, по планам, будет построен МСЗ, можно много чего успеть по переработке.

        • Анонимно
          13.04.2018 09:29

          Что за таинственная "переработка", о которой Вы все говорите произнося это слово как шаманское заклинание.

          Перед сжиганием тоже будет "переработка" - разделение отходов.

          А Ваша "переработка" что из себя представляет?

          • Оптимист
            13.04.2018 09:41

            Прежде чем говорить о переработке

            Состав ТБО: бумага и картон — 35 %, пищевые отходы — 41 %, пластмассы — 3 %, стекло — 8 %, металлы — 4 %, текстиль и другое — 9 %[5]. В среднем перерабатывается 10 % — 15 % мусора. Твёрдые бытовые отходы подвергаются переработке только на 3 % — 4 %, промышленные на 35 %. В основном мусор свозится на свалки — их в России около 11 тысяч.

          • Анонимно
            13.04.2018 11:56

            метал плавить, бумагу снова в дело, био - биоперерабатывать, стекло с полиэтиленом закапывать - негниет и воду не портит.

      • Анонимно
        13.04.2018 09:10

        Кто за свалки ?Вы в своем уме????Вы думаете , МСЗ чистый кислород будет выделять?! Сомневаюсь, что этот "красивый"и экологически "чистый" завод будет таким . А хотя нет , по бумажке так оно и будет !Только не на деле . За раздельный сбор мусора и переработку

      • Аглиуллина
        13.04.2018 10:37

        Видимо нравится смотреть, как горят свалки, как мусор везде летает и т.д. Помнится, год назад они против МПЗ тоже выступали, типа "не нужно нам мусор перерабатывать и сжигать".

        • Анонимно
          13.04.2018 12:25

          А вы что думаете , что на этой коптилке все будет соблюдаться, и фильтры меняться будут и прочее

          • Анонимно
            13.04.2018 16:13

            Да, так и будет. И не коптилка это, а высокотехнологический процесс.

    • Почему растет количество и масштаб стихийных экологических протестов?
      - Все просто. Роста уровня жизни по стране можно не ждать в обозримой перспективе, поэтому люди пытаются сохранить имеющееся качество жизни, где здоровая и безопасная среда является основополагающим фактором.
      В борьбу за экологию включаются все протестные группы, т.к. отчетливо видно как в контраст с патриотическими лозунгами властей (в том числе и местными) уничтожается природная гармония родного края и растут экологические угрозы для жизни людей.

      • Буре
        13.04.2018 15:35

        Ерунда
        Почему тогда против оргсинтеза не бастуют?
        Людей дергают за ниточки манипуляторы

        Кому как выгодно
        В мск против свалок
        В Казани за свалки

        • Анонимно
          13.04.2018 16:02

          Оргсинтез вчера построили? И главное теперь в частных руках! А это нормально? Узаконить смогли? А почему с МСЗ проблему продавливают исключительно в интересах илиты и против народа?

        • В этом случае есть лишь одна манипулирующая сторона располагающая всеми видами ресурсов, кроме общественной поддержки, ибо кредит доверия обоснованно =0.

  • Анонимно
    13.04.2018 08:13

    что бы уменьшит мусор надо сделать 1. все напитки молоко пиво минводу все жидкости как в СССР выпускать только стеклянный таре. и что бы все бутылки принимали обратно. 2. все цыпучие продукты упаковать в бумажные пакеты. 3. сделать прием макулатуры пакетов пэт батылок дорогими а не принимать по рублю. итд.

    • Анонимно
      13.04.2018 08:39

      чтобы обеспечить логистику, переработку всего вторсырья, сделать НДФЛ не 13%, а 23%. Потому что переработанное сырье минимум на 30% дороже исходного. Нужно рациональное решение. И оно единственное и правильное.

      Учёные из Нидерландов представили последние разработки в сфере переработки отходов — улучшенную технологию, которая без предварительной сортировки, в рамках одной системы, разделяет и очищает все отходы, которые туда поступают, до первоначального сырья. Система полностью перерабатывает все виды отходов (медицинские, бытовые, технические) в закрытом цикле, без остатка. Сырьё полностью очищается от примесей (вредных веществ, красителей и т. д.), пакуется и может быть использовано вторично. При этом система экологически нейтральна.

      • Аглиуллина
        13.04.2018 10:42

        Сейчас набегут)))) Начнут рассказывать истории про то, что в Нидерландах из-за такого обращения с отходами возросли случаи рака яичек пуделей кудрявых. И что в Европе это возможно, а вот у наааааааааас...

        • Анонимно
          13.04.2018 15:42

          Да ты же умная. Должна знать что никто толком даже в Нижнекамске не проводил обследований, а мер тамошний, говорит о состоянии людей как лучшем по региону. Кто бы верил ему. Так разве отписку, т.е. отчет написать как надо, а наверху приняли и забыли. Так что у наааааааааас этого неееееееее меееееееееньше

    • Анонимно
      13.04.2018 08:53

      Если деньги будут возвращаться и тратиться на благоустройство, то жители будут сортировать отходы, но возвращённые деньги должны использоваться только целевым образом, а не на аппарат управляющей компании

    • Анонимно
      13.04.2018 11:57

      Во-первых, представьте насколько вырастет цена за продукты, продаваемые в стекл. таре. Во-вторых, ритм жизни по сравнению с советским периодом значительно ускорился, качество жизни тоже изменилось. Кто в настоящее время захочет возиться с стеклотарой. Это пережиток прошлого

  • Анонимно
    13.04.2018 08:28

    Вот как будет с МСЗ.
    Наша "Элита" встретится с инвестором, будет такой диалог:

    Э: Нам нужно решить проблему с мусором, а проблемы с народом не нужны.
    И: Мы построим МСЗ, деньги выделили, Вам понравится
    Э: Жаль конечно, что по тихому не получилось... Теперь Вы должны Их убедить, что завод безопасен, иначе придется искать другое место для завода
    И: Привлечем наших экспертов, выясним что Их беспокоит и по каждому вопросу наши говоруны представят убедительный ответ. Бумаги, международные экспертизы - не вопрос. А строить в другом месте - не выгодно. Вам в том числе...
    Э: Вы уж посторайтесь в субботу, из-за Интернета рейтинг портится, ни к чему это перед ЧМ

    • Анонимно
      13.04.2018 10:14

      Ответ и решение практически прозвучали.
      Понятна конечно позиция президента пресмыкающегося перед Царем. Он же не может отказать его друзьям. Решили стороить на деньги (на государственные, т.е. от налогов, с пенсионного фонда, другие фонды и т.д.), т.н. инвестор своих кровнозаработанных денег не вложит в этот проект. Экономика России уже давно живет за счет субсидий, грантов и другой присоски.
      Такие строительства были и раньше вспомним Иннополис, Москва обещала деньги дать, наши чиновники забегали как белки в колесе доказывая что он нам необходим, хотя были другие места как IT парк, и другие места где могли свободно работать разработчики программного обеспечения. Помню, глава В.Услонского района выступал перед парламентом что надо создать город Елезаветино, потом москвичи сказали что надо город создать с чистой историей, наши чинуши под козырек и про педалировали решение по строительству. То же самое было по АГРОПАРКУ, собирали фермеров и пытались им доказать что без АГРОПАРКА им не жить, (хотя многие фермеры откровенно недоумевали как будут работать в Бугульме или Бавлах и ездить продавать свою продукцию. Агропарк построили, деньги проворовали, достраивали работники МСХ и приближенных структур. Просто на работу туда ходили.
      То же самое АММОНИЙ завод построили и терперь насильно заставляют покупать удобрения которые при нынешних ценах на зерно является просто розорительным роскошем для сельхозпроизводителя.
      САМОЕ СТРАШНОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО ПО СТРОИТЕЛСТВУ МСЗ. Это озвучил Песощин. ПРезидент одернул и сказал встретится и обсудить с населением, но маховик уже запущен. И решение проблемы спускается все ниже и ниже по рангам исполнителей, хотя проблему надо было обсуждать на уровне правительства, хотя бы вице примера, а не на уровне главы ЖКХ г. Казани. Учитывая что завод будет строится на территории другого муниципального образования. Глава которого все еще не верить во все происходящее и предпочитает преподностить как сон.
      Интересна активность депутата Хадеева, по лоббированию процесса строительства. Как бывший работник МСХиП, он как никто другой знает, что там находятся крупнейшие агропромышленные предприятия республики обеспечивающие продовольственную безопасность не только Татарстана, но и России. ООО ТК Майский и ООО Пестречинка, водозаборы этих организаций находится в 600 метрах от места предпологаемого строительства.

    • Анонимно
      13.04.2018 11:44

      Э: Вот раньше хорошо было, без ватсапа,телеграма и сетей и ютубов всяких. Любого бузотера можно было успокоить. Сейчас народ шум поднимает... Главная проблема - требуют раздельный сбор...
      И: Да не проблема. Скажите что сбор будет. Расставте урны. Сделайте штрафы. А мы скажем, что без сбора мусор принимать не будем. Скажем, что людей наймем для сортировки.
      Э: В нашей действительности этож невозможно...
      И: Ваша задача - расставить урны. А уж сколько они простоят... Никакого контроля за раздельным сбором ведь не будет? И ответственных не будет... И на завод из бузотеров никто не попадет... И выбросы, днем конечно, будут в пределах нормы. Ну те выбросы, которые принято измерять, весь спектр вредных выществ не измериш конечно... Главное убедить построить там, где и Нам и Вам финансово удобно... А как пострим - заработает Наше с Вами соглашение - недозагрузка завода компенсируется деньгами из бюджета. Ктож будет за уменьшение бюджета выступать - правильно, никто...

  • Анонимно
    13.04.2018 08:32

    Азат Д

    Вот заострили тему экологии на МСЗ, но ведь уже замылено, и не обращают внимание, что в городе общественный пранспорт сжигает в день больше ста тонн солярки, причем в даигателях с прямотоком, так как катализаторы повыбивали и они чадят.

    • Анонимно
      13.04.2018 08:48

      иди катайся на шкоде, у дизеля в принципе не может быть прямотока и катализаторов, привычных по бензиновому двигателю. Дизель работает на низких температурах и с большим количеством воздуха - ему катализатор как собаке пятая нога.... их катализаторы тупые болванки, которые даже если забиваются, проще промыть керосином, чем выбивать.

      Дизель выпускает сажу. По сути - взвесь угля. А вот из-за пористости угля - могут быть серьезные загрязнения - он впитывает в себя все то, что происходит в камере сгорания. А чадит он по ряду внутренних причин - главная из которых - двигателю нужен ремонт и настройка топливной арматуры, потому что скорее всего либо топливный насос пошел вразнос, либо турбина... тут довольно дорогстоящие ремонты, поэтому и кладут на них - пока полностью не выйдут из строя.

      Но, ты не поверишь. Потому что ты тролль с выбитым катализатором.

      • Анонимно
        13.04.2018 13:31

        Азат Д

        И? Даже если так, то что он коптит недогоревшим топливом, от этого не легче.
        От дизелей, причем исправных, Европа не зря отказывается. Как и от МСЗ.

      • Анонимно
        13.04.2018 18:54

        взвешенные вещества от недосгоревшего топлива накапливают на себе кучу гадосьи и приводятк росту заболеваний и рак легких тоже недалеко. в первую очередь страдают дети изза низкого роста.

    • Анонимно
      13.04.2018 09:10

      Азат! Двойка тебе! Откуда прямоток у дизелей?

  • Анонимно
    13.04.2018 08:34

    Азот Д

    Я живу в Радужном и тепло приветствую строительство МСЗ в Осиново. Это превратит депрессивный район проживания в процветающий и привлекательный микрорайон. Потому что такая мощная инфраструктура принесет дороги, развязки, освещение и полный контроль за районообразующими предприятиями. Так как каждый вечер непонятно чем пахнет с курятника и теплиц. А контроль за МСЗ позволит попутно решить и эти две, довольно острые, проблемы.

    Я адекватный горожанин и я за МСЗ.

    • Nizhgar
      13.04.2018 08:46

      Ну и бредятина. Если уж троллите и подписываетесь чужим именем - делайте это менее топорно.

    • Анонимно
      13.04.2018 08:47

      Нет в России контроля ни в чем! И в МСЗ должного контроля НЕ БУДЕТ! Где вы живете? О чем Вы думаете? Коррупция кругом и кумовство. Как можно доверять чиновникам, получающим зарплату 15-20 000 руб, что они не возьмут взятку и не закроют глаза на выявленные нарушения? НЕТ доверия органам власти - отсюда все протесты граждан!

    • Анонимно
      13.04.2018 08:48

      Пусть лучше курятниками и теплицами пахнет - это намного безопаснее, чем выхлопы от несортируемого и сжигаемого мусора.

      • Анонимно
        13.04.2018 09:08

        А оргсинтез и тэц 3?
        От них же вреда в 1000 раз больше чем от мсз

    • Анонимно
      13.04.2018 09:01

      Азат Д! Оценка адекватности производится в другом месте и другими людьми. Они в белых халатах ходят и ещё у них ключи в кармане от всех дверей в отделении. Кстати, ваша позиция по МСЗ характеризует вас и ваше состояние.

    • Анонимно
      13.04.2018 09:06

      Такое впечатление, что вы, Азат Д, до сих пор живёте на аэродроме в мятых погонах вечного старлея и дежурного с засаленной красной повязкой на рукаве из которой хоть суп вари. Тепло, светло и мухи не кусают. Жизнь удалась в общем!

    • Анонимно
      13.04.2018 09:15

      Вы в своём уме? Какие запахи от теплиц?

      • Анонимно
        13.04.2018 10:22

        Азот Д

        Фосфатные удобрения, азоты, амиачные,... в земле ничего путного не несут району! Дачи вокруг теплиц пустые, потому что там ничего не растет!

    • Азат Д
      13.04.2018 21:23


      Самое то в Боровом строить, глушь, не развязок, и птицефабрика недалеко.

  • Анонимно
    13.04.2018 09:08

    Надо усилить работу и по переработке промотходов (авторезина, медицина. оргтехника...).

    • Анонимно
      13.04.2018 09:42

      Начинайте.

    • Анонимно
      13.04.2018 10:16

      Знал одного человека который в Узбекистане перерабатывал автошины, но здесь его не поняли в МИНЭкологии

  • Анонимно
    13.04.2018 10:15

    Мсз нужно определенным людям из ближайшего окружения, чтобы набить карманы. Сначала при строительстве мсз, а потом на сборах денег с населения на его содержание. В стране кризис, а привычка жить шикарно за счет народа никуда не делась

  • Анонимно
    13.04.2018 10:19

    Главное набить пошире карманы . Никто не будет менять фильтры и следить за безопасностью завода.. А купленные эксперты подтвердят, что он абсолютно безвреден. И при любом превышении выбросов будут говорить, что все в пределах нормы.

  • Анонимно
    13.04.2018 10:26

    В том несчастном бедном районе итак Оргсинтеза хватает опасного, так ещё и завод теперь этот...

    • Анонимно
      13.04.2018 16:35

      Т.е онкология от Оргсинтеза допустима для вас. Ну а если МСЗ то все песец. Жарите)))(аплодирую стоя)

      • Анонимно
        13.04.2018 19:09

        Оргсинтез вчера построили? Где данные по состоянию здоровья населения? Обследования? Кто следил ?А МСЗ это не знакомый монстр и что от него ждать никто не знает А как построят, с какими нарушениями - тем более, зная наших точно. Адмирала и пр. достаточно. А с ННХК, кот построен еще во времена СССР и то сколько выбросов и никто не реагирует.

  • Анонимно
    13.04.2018 12:37

    Азат Д

    Без опубликования в общем доступе проекта, бизнес плана, все эти слушанья не конструктивны.

  • Анонимно
    13.04.2018 13:25

    Только сортировочные заводы .В США только сортировка МСЗ лет 30 вне закона.

    • Анонимно
      13.04.2018 15:28


      Уверен что вы не идиот и не глупый болтун - подтвердите свое утверждение назвав хотя бы один город в США где нет ни свалки и нет МСЗ..

  • Анонимно
    13.04.2018 14:07

    Азат Д

    В Москве есть МСЗ? Где нибудь в Чертаново или Выхино?

  • Анонимно
    13.04.2018 14:54

    ПРотивиники МСЗ - приведите пример в каком крупном городе мира нет МСЗ и свалки, а вопрос мусора решается исключительно за счет раздельного сбора мусора.

    • Анонимно
      13.04.2018 15:45

      Азат Д

      Вот поэтому, в Казани нужен раздельный сбор мусор и переработка вторсырья, а остатки на свалку. И отказ от дизельного общественного транспорта как в Европе.

      • Анонимно
        13.04.2018 16:41

        Так начни с себя! Сортируй уже, сколько можно одно и тоже писать. Как попугай заладил раздельный сбор, раздельный сбор. Дальше что????

  • Анонимно
    13.04.2018 16:38

    EVN. Завод расположен в Южном административном округе, в промзоне «Бирюлево»

  • Анонимно
    13.04.2018 16:49

    Где и когда забастовка против МСЗ?

  • Анонимно
    14.04.2018 06:18

    Я с интересом наблюдаю за дискуссий по МСЗ. По-моему, если объект перенести в Боровое Матюшино, подавляющее большинство проголосует за строительство.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen