Общество 
15.04.2018

Смогут ли татары вернуть свой первый перевод Корана на родной язык?

Труд Мусы Бигеева — это не только достояние татарского народа, но и жемчужина в короне российского и даже мирового ислама

Загадочно исчез в далеких 40-х годах прошлого века перевод Корана, выполненный знаменитым мусульманским ученым Мусой Бигеевым. Айдар Хайрутдинов, старший научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ, надеется, что перевод все-таки сохранился — вероятно, в архивах турецких спецслужб. И его можно оттуда вызволить...

Айдар Хайрутдинов Айдар Хайрутдинов

ТЕМА КОРАНА БЫЛА ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ В ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ МУСЫ БИГЕЕВА

Изучением жизненного пути и научно-богословского наследия выдающегося татарского богослова, общественного деятеля и религиозного мыслителя Мусы Ярулловича Бигеева (1875–1949) я занимаюсь с 1994 года. В 2004 году мною была защищена кандидатская диссертация, подготовленная на материалах его наследия.

При первом же приближении к исследованию стало понятным, что тема Корана была одной из ведущих в творческой биографии Бигеева. Вершиной «коранического» вектора в его научной деятельности стал, на мой взгляд, выполненный им перевод Корана на татарский язык, который был закончен в 1912 году. И прежде, чем перейти к этой теме, нужно подробнее остановиться на том, как Муса Яруллович шел к этой грандиозной и, возможно, главной работе в своей жизни.

Интерес к Корану проходил красной нитью через всю его жизнь. Уже первые известные нам труды ученого явились результатом его корановедческих исследований. Так, в 1905 году в Санкт-Петербурге вышла книга Бигеева «История Корана и его сводов» («Тарих аль-Куран ва-ль-масахиф»), которую в 1907 году перепечатали в одном из ведущих исламских периодических изданий Египта (это было нетрудно, ведь автор написал ее на арабском языке). За этой публикацией последовал целый ряд его работ по различным аспектам коранической науки. В целом на сегодняшний день известны названия более 20 книг Бигеева, посвященных кораническим исследованиям.

Особо стоит сказать о степени знания Мусой Ярулловичем Корана. Прежде всего он был Коран-хафизом, то есть буквально «хранителем Корана». Этот титул означает, что он знал Коран наизусть. Более того, Бигеев владел в общей сложности 10 стилями рецитации Корана. Знание Корана в такой степени вообще было редким явлением. Мало кто знает даже 7 канонических стилей рецитации. Поэтому стоит ли удивляться тому, что Бигеев преподавал эту дисциплину в самой Мекке?

КАЗАНЬ ЕЩЕ В XIX ВЕКЕ СТАЛА ПЕРВЫМ В МИРЕ ЦЕНТРОМ МАССОВОГО ТИПОГРАФСКОГО ИЗДАНИЯ КОРАНА

Благодаря своим глубоким познаниям в корановедении Бигеев в 1909 году, будучи в Казани, поднял вопрос о наличии графических искажений в так называемых казанских изданиях Корана. Как известно, именно Казани было суждено еще в XIX веке стать первым в мире центром массового типографского издания Корана. Сперва среди казанских мусульман поднялась волна возмущения: как так, какой-то выскочка посмел заявить, что, мол, нашел в Коране ошибки? Однако дело закончилось тем, что Бигеев доказал свою правоту местным религиозным авторитетам, поэтому они были вынуждены создать специальную комиссию, которая все перепроверила и приняла рекомендательную резолюцию о необходимости исправления ошибок. Резолюция была разослана по основным центрам типографского тиражирования Корана, которые тогда существовали в исламском мире.

Я не буду подробно останавливаться на методологии переводческой работы с Кораном, которой следовал Бигеев, скажу только, что уровень его знаний и компетенций полностью соответствовал всем требованиям, которые предъявлялись в исламском богословии к религиозным ученым, занимавшимся комментированием, разъяснением Священного Писания. И не могу не добавить, что Муса Яруллович приложил руку к появлению на свет самого известного перевода Корана на русский язык, выполненного выдающимся российским и советским арабистом Игнатием Крачковским. Бигеев и Крачковский не только жили в одном городе, но и дружили. Крачковский консультировался с Бигеевым по вопросам, связанным с переводом Корана.

В 1912 году перевод Корана на татарский язык был закончен, Бигеев приехал в Казань, чтобы решить вопрос с его изданием. Была достигнута договоренность с издательством «Умид», объявлены тираж издания, количество страниц. Появился анонс на обложке книги Мусы Бигеева «Озын көнләрдә рузә» («Пост в долгие дни»), изданной в казанском издательстве «Умид» в 1911 году. Естественно, информация о готовящемся издании перевода Корана «пошла» в национальную прессу, став достоянием общественности. И тут в дело вмешались «ревнители правоверия» — часть недалеких умом мулл, которые напирали на то, что перевод Корана на татарский язык исказит его смысл, а следовательно, чтение его ввергнет мусульман в заблуждение и погубит их. На самом же деле они почувствовали угрозу своему монопольному «бизнесу» по разъяснению смыслов Корана рядовым мусульманам. В прессе опять поднялась полемическая шумиха, как это было в 1909 году. Эта группа «ревнителей правоверия» накатала жалобу в духовное управление самому муфтию, после чего тот своим ферманом, то есть запретительным циркуляром, направленным в адрес всех татарских издательств, закрыл этот вопрос, не позволив появиться на свет первому в истории переводу Корана на татарский язык.

Однако рукопись, а возможно, и сигнальный экземпляр перевода Корана остались у его автора. Как выясняется, на протяжении всей своей оставшейся жизни Бигеев держал их при себе.


«НЕ ТАТАРСКИЙ И НЕ БИГЕЕВА»

Здесь я хотел бы сделать небольшое отступление. В 2010 году в Казани был издан репринт перевода Корана, преподнесенного как перевод Бигеева. Дело в том, что некоторые исследователи еще с советских времен знали от младшей дочери Бигеева, Фатимы-ханум, о наличии у нее некоего перевода Корана. Она его называла «әтиемнең Коръәне» («Коран моего папы»). Как показали последующие события, фраза Фатимы-ханум «Коран моего папы» была неверно истолкована как тот самый перевод Корана, выполненный Бигеевым.

Появление этого издания вызвало большую радость: наконец-то народ обрел перевод Корана, выполненный выдающимся и, не постесняюсь этого эпитета, великим мусульманским ученым. Событие вызвало большой резонанс и, по меткому определению одного из моих коллег, стало находкой века.

В мои руки данное издание попало почти сразу же после его появления, и я намеревался активно пользоваться им в своей работе, однако сразу же после близкого знакомства с данным переводом я испытал недоумение: он показался мне написанным впопыхах, возможно, даже небрежно. Я имею в виду небрежность переводчика по отношению к самому Корану: в этом переводе часто встречался метод объединения нескольких аятов, например, аяты 5–9 или 25–31. Такой поверхностный подход совершенно не соответствовал тем методологическим принципам перевода Корана, которые Бигеев излагал в своих трудах. Обнаружилось также, что собственно сам перевод не соответствует бигеевским переводам отдельных аятов Корана, в огромном количестве встречающимся в его трудах. Пришлось отложить этот перевод, но недоумение и вопросы у меня остались.

Ситуация прояснилась неожиданно. Не углубляясь в детали, скажу, что однажды один из журналов, включенных в реестр ВАК, прислал мне статью на так называемое слепое рецензирование. Автор статьи убедительно доказывал, что изданный в Казани в 2010 году «бигеевский перевод» Корана на самом деле таковым не является. Я написал положительную рецензию, поскольку был согласен с точкой зрения автора и его доводами. Речь идет о статье Ильшата Саетова под названием «Не татарский и не Бигеева: история одного османского перевода Корана». Интересующиеся могут ознакомиться с материалом на страницах журнала «Ислам в современном мире» (том 13, №1 (2017), с. 59–70).

В завершение же в феврале текущего года на международной конференции «Болгарские чтения – 2018» Саетов представил аудитории томик перевода Корана турецкого автора Сулеймана Тевфика аль-Хусейни (1861–1939), изданного в 1926 году в Стамбуле. Показанное издание было абсолютно идентично (за исключением формата) тому самому «бигеевскому переводу» Корана 2010 года.

БИГЕЕВ ПЕРЕДАЛ ПРАВА НА ПЕЧАТЬ СВОЕГО ПЕРЕВОДА КОРАНА ДЖАМАЛЮ КУТАЮ

Вернемся теперь к судьбе бигеевского перевода Корана. Есть надежда, что он все-таки сохранился. Например, известен факт, что 10 ноября 1948 года, то есть менее чем за год до своей кончины и за месяц до своего отправления из Стамбула в Каир, Муса Яруллович передал права на печать своего перевода Корана владельцу газет «Миллет» и «Хакка Догру» Джамалю Кутаю. В газете «Миллет» даже было опубликовано рекламное объявление о том, что абонентам газеты будет подарен перевод Корана, выполненный великим ученым Мусой Джаруллахом (Бигеевым). Из писем Гаяза Исхаки известно, что на закате своей жизни Бигеев жил в крайней нужде. Конечно, его старались поддерживать друзья, но он часто отказывался принимать подарки, в особенности деньги. Их Мусе Ярулловичу удавалось вручить лишь в виде долга. При этом Бигеев, который к тому времени уже крайне ослаб, постоянно порывался то уехать в Финляндию, то посетить еще не виденные им города Ближнего Востока и даже Мексики. Поэтому можно предположить, что, запланировав отъезд, он решил финансовые проблемы за счет продажи прав на издание своего перевода Корана.

Здесь стоит упомянуть о сообщении Саетова о том, что Кутаю не удалось получить от Бигеева рукопись перевода, поскольку тот отбыл в Каир и вскоре умер. Кутай считал, что рукопись перевода хранилась в библиотеке каирского исламского университета аль-Азхар, куда ее передал сам Бигеев. Более того, Кутай якобы много раз обращался в аль-Азхар, пытаясь получить рукопись, и даже привлек к этому делу министра образования Турции, однако безрезультатно.

Данная версия сомнительна, поскольку Кутай вряд ли согласился бы на незавершенную сделку, видя удручающее физическое состояние Бигеева. И уж тем более он не стал бы публиковать рекламное объявление о подарке своим подписчикам изданного им бигеевского перевода Корана. С другой стороны, и сам Бигеев не стал бы вводить в заблуждение своего покупателя, продавая ему рукопись, которой он не имел бы на руках или же которую намеревался увезти с собой. К тому же все свои работы, а это несколько сундуков с книгами и рукописями, включая рукопись перевода Корана, Бигеев всегда возил с собой.

ПОЧЕМУ ТУРЕЦКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ ВДРУГ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ БИГЕЕВСКИМ ПЕРЕВОДОМ КОРАНА?

Предложу свою версию того, что произошло на самом деле. Бигеев продал и передал рукопись Кутаю и, заранее купив билет на пароход, стал собираться в дорогу. Кутай на радостях разместил в своей газете объявление о готовящемся издании бигеевского перевода Корана. Но вскоре, по всей видимости, к нему нагрянули сотрудники турецких спецслужб. Они забрали у него рукопись перевода и велели ему молчать. В такой ситуации Кутаю не оставалось ничего иного, кроме проведения своеобразной информационной «операции прикрытия», поскольку слово не воробей и народ уже ждал перевод Корана, выполненный знаменитым ученым. Операция прикрытия заключалась в том, что напуганный Кутай был вынужден заявить, что рукопись перевода Бигеев увез с собой и передал в аль-Азхар. А для большей убедительности владелец газет совершил ряд поездок в Каир.

Возникает вопрос: почему турецкие спецслужбы вдруг заинтересовались бигеевским переводом Корана? Попытаюсь дать ответ. Начну с того, что Бигеев всегда был заметной и даже знаковой фигурой в османском, а затем и турецком интеллектуальном и религиозном пространстве. Его книги в свое время не раз становились причиной полемических баталий на страницах османской прессы. После прихода к власти команды Ататюрка Бигеев без посредников выходил на представителей турецкого правительства, пытаясь получить аудиенцию у самого Мустафы Кемаля. Осуществить это у него не получилось, однако ему удалось передать в турецкий парламент специально подготовленное им обращение к парламентариям, в котором он излагал свое видение будущего Турции. В этом обращении он призывал политическое руководство Турции сохранять и развивать ислам. Однако мы теперь знаем, что такие предложения входили в непримиримое противоречие с истинными целями правящей в то время турецкой верхушки.

Здесь следует отметить, что в то время в окружении Ататюрка были видные татарские общественные деятели Юсуф Акчура (1876–1935), Садри Максуди (1878–1957) и другие, с которыми Бигеев не только был хорошо знаком, но и дружил. Этих интеллектуалов, создавших феномен под названием «татарская модель турецкой государственности», Мустафа Кемаль Ататюрк собрал вокруг себя сознательно. Он намеревался использовать их богатый политический опыт и знания в процессе строительства новой Турции. Было ли обращение Бигеева в турецкий парламент зачитано или нет, пока не известно. Интересно другое: текст самого документа до сих пор не обнаружен. Причем попытки найти его в архивах парламента на данный момент не увенчались успехом. А где еще может находиться документ, переданный одному из членов турецкого правительства, если не в анналах спецслужб?

Я сознательно не останавливаюсь на других подробностях «турецкого» фактора в биографии Бигеева, но один момент все-таки следует упомянуть. В предпоследний год жизни Бигеева, а именно в 1948 году, его друзья предприняли попытку оформить ему турецкое гражданство, однако это начинание было омрачено шокирующей выходкой Абдулбари Баттала (1880–1969), который в одной из турецких газет вылил ушат грязи на Бигеева. Помимо прочих словесных гадостей, этот странный тип назвал Бигеева большевистским агентом и политическим авантюристом. И это писал человек, которому в далеком 1921 году Бигеев в буквальном смысле спас жизнь. Муса Яруллович тогда тайно переправил своего преследуемого большевиками товарища в Финляндию. По воспоминаниям Исхаки, узнав об этой выходке, Бигеев потерял сон, аппетит и проплакал несколько дней и ночей.

Возможно, этих обвинений было достаточно для того, чтобы в очередной раз привлечь внимание турецких спецслужб к фигуре Бигеева. А тут еще «подоспел» анонс о публикации его перевода Корана. Боясь политических последствий, турецкие спецслужбы, возможно, решили пресечь публикацию его перевода Корана. Все-таки не будем забывать, что в кемалистской Турции проводилась серьезная политика секуляризации, поэтому власть не была заинтересована в появлении каких-либо факторов, способных повлиять на рост религиозного сознания масс. К тому же отношения с Советским Союзом у Турции в 1948 году были уже далеко не те, что имели место в 20-х годах. А тут вдруг «большевистский агент» с Кораном...

ПОМОГУТ ДВА ПРЕЗИДЕНТА

Основываясь на вышесказанном, я полагаю, что выполненный им перевод Корана хранится в стенах турецких спецслужб.

Как же его оттуда вызволить? Я считаю, что в современных реалиях это вполне осуществимо. Для этого следует официально обратиться к президенту Турции Реджепу Эрдогану. Например, это мог бы сделать президент Татарстана Рустам Нургалеевич Минниханов во время личной встречи с ним.

Поэтому я обратился к директору Института истории им. Марджани Рафаэлю Хакимову с предложением попросить помощи в этом деле у президента РТ, направив в адрес последнего специальное письмо от имени Института истории им. Марджани. Рафаэль Сибгатович, конечно же, отлично представляет себе масштаб и значимость Мусы Бигеева не только для татарского мира, но и для России в целом. Поэтому полагаю, что мое обращение перерастет в полезное дело. В конце концов, бигеевский перевод Корана — это не только достояние татарского народа, но и жемчужина в короне российского и даже мирового ислама.

Айдар Хайрутдинов,
старший научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (97) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.04.2018 09:26

Предки современного татарского народа приняли мусульманскую религию ещё в 922 году. Ислам - это религия мира и добра!

  • Анонимно
    15.04.2018 09:07

    Свою религию надо
    Не арабскую

  • Анонимно
    15.04.2018 09:26

    Предки современного татарского народа приняли мусульманскую религию ещё в 922 году. Ислам - это религия мира и добра!

    • Анонимно
      15.04.2018 10:01

      «Ислам - это религия мира и добра!»

      Да, каждый день в мировых новостях это видим - то в одной стране добро происходит, то в другой.

      • Анонимно
        15.04.2018 10:29

        Ислам предки татар приняли в Золотой орде при хане Узбеке
        Не надо нас с булгаро-чувашами путать

        • Анонимно
          17.04.2018 12:08

          Хан Узбек объявил ислам гос. религией, идеологией З. Орды.
          До этого мусульманское население уже было в З. Орде (Хорезм, Поволжье).

      • Анонимно
        15.04.2018 11:23

        Так иудеи с христианами "добро" творят не реже, а даже чаще. Только в СМИ их конфессиональная принадлежность почему-то не подчеркивается. С чего бы это?

      • Анонимно
        16.04.2018 00:21

        Вот американцы свою религию добра тамагавками устанавливают.
        Вот так надо?
        Какая там религия в США основная?
        Или в Англии или во Франции?

    • Анонимно
      15.04.2018 10:03

      Первый перевод Корана, наверное, у булгар был. Иначе, как бы они с исламом ознакомились?
      Значит надо издавать Коран на булгарском языке - и изучать его тоже на булгарском языке.

      • Анонимно
        15.04.2018 10:59

        Поэма Кул Гали - Кыйсса-и Йосыф по сути это и есть поэтический тафсир 12 суры Курана - Йусуф.

        Изучайте.

      • Анонимно
        17.04.2018 12:10

        10.05. От булгар ничего не сохранилось.
        Сегодняшний ислам у татар - наследие З. Орды.

        • Анонимно
          17.04.2018 13:17

          Булгария была улусом Золотой Орды, об этом прямо говорится в народном эпосе "Идегей".

          • Анонимно
            17.04.2018 14:18

            К правлению Улусом Булгар булгары не допущены.

          • Анонимно
            17.04.2018 14:21

            Батый хан свою первую ставку назвал Булгаром по названию региона.
            Улус назывался Булгаром по названию ставки Батый хана, а не по национальности местного населения.

            • Анонимно
              18.04.2018 18:34

              А как ДО прихода Батый хана называлось государство - разве не Волжская Булгария?

              И разве не булгары пришли в Среднее Поволжье из Причерноморских степей после смерти хана Кубрата?

              Вы ещё НЕ дочитали, что было ДО Батый хана?

    • Анонимно
      17.04.2018 14:17

      9.26. Предки татар до 922 года (тюрки - кипчаки, булгары...) не были мирными и добрыми?

      Кайсы мулла башыгызны катырды бу фикер белән?!

  • Анонимно
    15.04.2018 09:48

    Спасибо за репортаж!

  • Анонимно
    15.04.2018 10:02

    Очень интересное исследование. Надеюсь Рустам ]нургалеевич прочитает и обратился с просьбой вернуть Коран к Эрдогану

  • Анонимно
    15.04.2018 11:04

    Повтор краткий.Только козопасовы подпевалы, могут заявлять, что ислам не наша религия.После падения Казани, именно ислам помог татарам сохранить себя как народ, язык и культуру.Те кто предланают вернуть перевод Корана на булгарском, просто невежественны.У болгар не было своей письменности до ислама, именно изучение Корана позволило начать изложение болгарских слов на арабской графике. До сих пор идут споры, кто такие чуваши, прямые потомки волжсаих болгар описанных Фадланом, или одно из племен не принявших ислам, сохранивших язычество, а потом ставших христианами.

    • Анонимно
      15.04.2018 11:48

      Государство Булгария была, а письменности не было. Ну-ну. Вот в этом все исламисты.

    • Анонимно
      15.04.2018 12:53

      Пока не предали своего Бога Тэнгри владели половиной мира
      А сейчас судорожно стараемся сохранить свой язык на крохотном клочке земли

      И что и кого спас?

    • Анонимно
      15.04.2018 14:24

      //После падения Казани, именно ислам помог татарам сохранить себя как народ, язык и культуру//

      А что чувашам и якутам помогло сохранить себя, как народ, язык и культуру - православие?

    • Анонимно
      15.04.2018 17:27

      Как не было своей письменности? У тюрков была своя древнетюркская т.н. руническая письменность, которая использовалась в том числе на территории Волжской Булгарии. Есть соответствующие археологические находки, в том числе керамика и оружие с надписями древнетюркскими рунами.

      • Анонимно
        16.04.2018 00:27

        Но письменная литература и книжные знания у предков татар появились только с принятием Ислама. Каменные тексты это из другой оперы.

    • Анонимно
      17.04.2018 12:16

      11.04. Татар сохранил не ислам, а нац. система образования, находившаяся под исламом до 1917 года. 97% детей татар обучались в мектебе и медресе при мечетях.

      Без нац. системы образования национальности не бывает. Образование - это формирование новых поколений нации.

    • Анонимно
      17.04.2018 12:18

      Нац. систему образования мечетям больше не вернут.

      Надо создавать современную, конкурентоспособную светскую систему нац. татарского образования. Без этого пропадём.

    • Анонимно
      17.04.2018 12:21

      Хәзер дә мәдрәсәләр бар бит?

      Хәзерге мәдрәсәләр тиз генә муллалар әзерли торган ПТУ гына, ә татар милли башлангыч һәм урта белем ала торган уку йортлары түгел.

      • Анонимно
        17.04.2018 13:23

        А (Булгарская) Татарская исламская академия для чего?

    • Анонимно
      17.04.2018 12:25

      Исламнан 1917 елдан соң татар мәгариф функциясен тартып алдылар һәм 90-нчы елларда кире кайтармадылар.

      Ә татар һаман ислам безне саклады һәм саклаячак дип йөри. Ялгышасыз, милләттәшләр.

    • Анонимно
      17.04.2018 12:27

      Ислам тышкы моһитның бер өлеше буларак бераз татарны ассимиляциядән саклый гына, әммә татарда милли аң формалаштырмый.

  • Анонимно
    15.04.2018 12:55

    А чуваши марийцы удмурты и много других как сохранились без арабской религии?

    • Анонимно
      15.04.2018 18:49

      Ну и как они там сегодня сохраняются?Еще пару поколений выдержат?
      Если бы не СССР уже никаких мари и чувашей бы не было.Только политика Советов смогла на какое то время остановить ассимиляцию. После распада СССР уже через поколение инородцев стало намного меньше.Поэтому татар пока спасает именно отличие по вере.

      • Анонимно
        15.04.2018 19:32

        1000 лет назад до принятия арабской веры татар было больше чем русских
        И территории были почти все татарские
        Теперь русских 140 миллионов
        Татар 7
        На крохотном клочке земли
        Так тебе помогла твоя арабская вера?

        • Анонимно
          15.04.2018 19:47

          Ответ прост!Просто моя вера не позволяет кого то принуждать менять веру.Ну а твоя как относится к этому вопросу?Лука канашевич,новокрещенские конторы,ильминские,тысячи сожженных мечетей и т.п.
          Не помню чьи слова,но.... Когда приходят немцы,они пытаются забрать землю.Когда приходят русские, они забирают душу.

          • Анонимно
            15.04.2018 20:08

            А тысячи предательски убитых чигизидов ханом Узбеком?

          • Анонимно
            15.04.2018 20:11

            Канашевичи это из твоих, семитских религий
            Это вы по сути внутри одной религии разбираетесь
            Моя религия тенгринианство и она не омрачена предательством веры отцов

  • Анонимно
    15.04.2018 13:02

    Ну и на какой грфике существовала письменность государства Булгапия? Может руны какие то царапали на березовой коре.

    • Анонимно
      15.04.2018 17:53

      Кстати в музее Хельсинки хранится сабельная полоса с большим текстом написанным древнетюркским руническим письмом. Сабельная полоса была найдена на территории Татарстана возле аула Имән Кискә еще в 19 веке и выкуплена финнами находившимися тогда составе Российской империи и скупавшими все что касалось тюркских древностей, т.к. считали тогда себя также родственным к тюркам народом. Можео было счесть эту находку случайно попавшей вещью, однако там в надписи указано что сабля принадлежит беку селения Имән Кискә, т.е. мпстного происхождения.
      Кроме того есть масса керамики с древнетюркскими надписями.

      • Анонимно
        16.04.2018 00:30

        Я живу в Хельсинки, никаких таких сабельных полос в здешних музеях нет, врать не надо.

      • Анонимно
        16.04.2018 01:10

        Надо искать кузницу, где была выкована та сабля.

  • Буре
    15.04.2018 13:04

    Оскорбить человека много ума не надо
    Аргументированно ответить знаний не хватает?

    • Анонимно
      15.04.2018 15:05

      Еще раз спрашиваю 13.04. Если судя по твоему комменту имеешь достаточно ума, знаний и аргументов, чтобы судить о других не имеющих ,по твоему мнению, таковых, то просвети и расскажи в чем оскорбление и что ты лично знаешь по этому вопрсу.В противном случае, если трусливо отмолчишься, буду считать, что этой триады у тебя нет.

      • Анонимно
        17.04.2018 12:34

        15.05. Не обижайтесь, тем более анонимно. Зрите в корень.

  • Анонимно
    15.04.2018 13:10

    Господин Ну ну.11.48.Так откройте секрет, на какой графике писались документы булгар, если таковые были? Пока впечатление, что до принятия ислама, они были бесписьменными.Затесы на деревьях и другие тамги, это не пиьменность.

    • Оптимист
      15.04.2018 13:50

      Была письменность
      Изучайте вопрос
      Самая ранняя письменность была у тюрков
      Намного позже у арабов появилась

  • Анонимно
    15.04.2018 13:10

    Интересная история, пожелаем успехов))

  • Анонимно
    15.04.2018 14:24

    Итак у тюрков письменность появилась намного раньше чем у арабов, утверждает господин 13.10 .Судя по его оптимистческому комменту,хорошо изучивший этот вопрос.Сообщите пжл -ста какая графика была у них, чем и на чем писали и где хранятся эти памятники древнетюркской культуры? Прям открытие мирового значения ,поделитесь с нами , несведущими своими знаниями, только коротко.

  • Анонимно
    15.04.2018 15:47

    Господин топ оптимист. Впечатление, что ты не просто невежественен но и труслив. Только так можно оценить твой блудливый ответ.На вопрос коротко назвать факты, последовало менторское - сейчас все доступно,изучайте. Очевидно отстучать гадотсь в адрес спрашивающего, намного легче чем показать свое полное невежество.

  • Анонимно
    15.04.2018 15:55

    Оптимист ,эфэнде впечаленип, что по невежеству накосячили с тем,что у тюрок грамотность намного раньше, чем у арабов появилась, а теперь оскорбляя оппонента трусоиво прячетесь от ответа.

    • Оптимист
      15.04.2018 17:10

      Наберите в поисковике тюрская письменность)))

      Ну что вы такой беспомощный

      Или вам надо что бы я скопировал и тут выложил?

  • Анонимно
    15.04.2018 16:02

    У любого народа переход с языческой религии в единобожие-это очень большой скачок в развитии. Это происходит, когда народ осознает, что для дальнейшего развития и самосохранения важнее прежде всего нравственность, а единобожие оно дает возможность осознать и соблюдать нравственные законы. А язычество оно больше всего для исполнения желании. Народу с языческим представлением о мире не удается достичь большого уровня развития, выживать в тяжелых периодах истории. Пока народ не потерял нравственные ориентиры, имевшие своим истоком единобожие, он имеет будущее.

    • Анонимно
      15.04.2018 16:44

      «Пока народ не потерял нравственные ориентиры, имевшие своим истоком единобожие, он имеет будущее»

      Вряд ли будущее любого народа именно в религии.

      • Анонимно
        15.04.2018 17:46

        16.44. Пробовали ведь заменить религию, ее квази подобием, созданием культа вождей которые никогда ни в чем не ошибались, вначале такими были обьявлены Ленин и Троцкий, потом второго разжаловали и на смену поставили Сталина, и даже мощи первого сохранились в мавзолее. Откуда сменщика ,выведенного из числа вождей и убитого в Мексике Троцкого, и помещенного рядом с Лениным, Сталина тоже выселили.Конечно все это ударило по квази религии.Но пришедший в 1991 г. на смену дикий капитализм оказался намного хуже по морали и старого строя и советского.Поэтому решили вернуть основы религии , дающей эламенты нравственых норм. Атеизм, даже научный , который преподавали в вузах, тоже был тупиковым. Так вот и живем.То, что общество ыспешно сохраняет основы религии и она не мешает его прогрессу мы видим на примере ряда развитых стран.

        • Анонимно
          15.04.2018 18:12

          В Голландии и Германии за последние 10 лет СОТНИ кирх (церквей) продано под магазины и кафе.
          Цивилизованные нации перестают ходить в церкви. Уровень религиозности населения - минимальный.

          В Японии, Китае, Тайване, Сингапуре, Корее - тоже самое. Религия стремительно уходит.

          Пока только ислам движется в обратном направлении - мечети множатся и множатся. Зато в исламском мире не появляются ни прорывные изобретения, ни множатся нобелевские лауреаты.

          • Анонимно
            15.04.2018 19:48

            Повторите написание частиц ни и не.

            • Анонимно
              15.04.2018 22:38

              Отстаньте от людей со своей грамматикой, смешно ей богу.

          • Анонимно
            15.04.2018 22:37

            Можно подумать в христианстве изобретения и лауреаты появляются. Чушь пишете, религия вообще не для этого.

      • Анонимно
        15.04.2018 18:38

        Тенгринианство и есть настоящее единобожие

    • Анонимно
      17.04.2018 12:36

      Объявление ислама гос. идеологией стало одной из причин распада Золотой Орды. Вот вам прогресс.

  • Анонимно
    15.04.2018 16:35

    Господин топ оптимист.Читая твое словоблудие, еще раз вижу, что ты трусливо ушел от ответа на простой вопрос оппонента , откуда у тебя сведения, что грамотность у тюрок появилась намного раньше чем у арабов. Демонстрация своего невежства, и твое хамство в адрес оппонента не аргумент.Надеюсь мою корректную реплику пропустят, ибо двойные стандарты никого не красят . Советую, больше читать и меньше стучать на клаве по любому поводу , не имея представления о предмете обсуждения.

    • Оптимист
      15.04.2018 17:21

      Древнетю́ркское руни́ческое письмо́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. н. э.

      История татар и тюрков не с арабов начинается а гораздо раньше


      А вы меня срезали
      Прямо по Шукшину
      Молодец

      • Анонимно
        15.04.2018 19:35

        Господин топ оптимист.Вы сами себя срезали, без моего вмешатеоьства. Нет ни одного произведения написанного руническими письменами, ими можно считать и наскальные знаки, которыми усыпана не только Азия но и Европа.Тоже самое у русских, прото письменность существовала, включая довольно развитую глаголицу, но , настоящая русская письменность и литература началалась с кириллицы. Что касается истории, то опять занялись шулерскими подтасовками, никто не утверждал что история началась с арабов, речь шла о татарской письменности которой мы пользовались более 1000 лет и в 1922 г. собирались отметить этот юбилей, но ультра ррреволюционные элементы начали активно внедрять латиницу, как графику мировой революции, что было дальше, читайте, отложив на время стук по клаве .

        • Анонимно
          15.04.2018 19:53

          сформировалось арабское письмо, как и арабский классический язык, в VIII в. н. э. Становление их было обусловлено образованием арабского халифата и расцветом арабской литературы.
          Тюркское получается раньше арабского

        • Анонимно
          15.04.2018 22:44

          А что вы так болезненно реагируете на существование древнетюркской письменности? Да была, вам привели доказательство. Вам не нравится -ваши проблемы. Только перестаньте хамить здесь культурным людям и разговаривать с ними на "ты", вам тут никто ничем не обязан.

          • Анонимно
            16.04.2018 09:30

            22.44.Очевидно вы из тех кто верит всяким фейкам, то,что пишет господин топ оптимист, не доказательство,а версии нахватанные из разных баек.Если кроме стучания на клаве, можете еще и читать, посмотрите 7 томник История татар изданный институтом имени Марджани, он научный но еаписан вполне понятным языком, выдающимися ычеными, а не интернет планктоном..Но сомневабсь, что он вам под силу, судя по уровню коммента.

            • Анонимно
              16.04.2018 13:52

              Ну да
              Хакимов выдающийся ученый))

              • Анонимно
                17.04.2018 10:01

                13.57.Хакиов действительно ученый, почитайте его книги,но в авторском коллективе7 томнике он собрал наиболее видных специалистов, включая европейских.

  • Анонимно
    15.04.2018 16:59

    Тут в одном комменте, быьо ложное утверждение, что пока тюрки и в данном случае татары ,были язычниками- тенгрианцами,они половину планеты потрясали.Мы хорошо помним, чем заканчивалась судьба потрясателей, в частности гуннов.Именно ислам, помог сохранить себя татарам как нарои и своя язык.После гибели казанского государства ставилась задача полной руссификации татар ,через христианизацию.Первой осознала вредность для России такого курса Екатерина Великая , давшая укорот миссионерам, закрывшая миссионерское гнездовище- новокрещенскую контоу в Свияжске, и даже встретившаяся с татарами паломниками в Болгаре, написавшая после этого Вольтеру, что моральные догматы ислама не протворечат христианству. Кстати это была первая и последняя встреча российского монарха с рядовыми мусульманами в таком формате, в священном для них месте.Отсюда и добрый след оставленный императрицей в народном сознании татар.

    • Анонимно
      15.04.2018 18:06

      При Екатерине после подавления пугачевского восстания во многих татарских селениях побывали русские карательные войска. Перед приходом карателей жителям предписывалось самим оборудовать места для будущих пыток и казни из их же числа: плахи, колья для отрубленных голов, виселицы и проч.
      Казнено если не ошибаюсь около 20 тысяч татар. Вот такая "добрая" "әби патша". Мусульманское духовенство было взято ею на контроль и должно было всячески выражать свою лояльность и распространять в народе хвалу императрице.

      • Анонимно
        15.04.2018 19:12

        18.06. Укажите источник своего фейка, о том, что татары должны были сами оборудовать в деревнях плахи, места для пыток и казней и откуда,около 20 тысяч казненных татар? Бунташные русские деревни, тоже занимались созданием инфраструктуры для репрессий или только татарсаие? То, что в сознании татар Екатерина осталась со знаком плюс бесспорно, и это не муллы внушили.Долгое время хорошие дороги и другие сооружения назывались екатеринскими даж те которые не имели отрошения к ней, у Салавата, кажется даже песня была, о екатерининских дорогах.Пушкин точно определил свойство русского бунта,а, что проделывали пугачевцы,с захваченными семьями дворян и представителями, других сословий, не примкнувшими к ним, в том, числе с мальчиками и особенно девочками, на ночь лучше не читать.Бунт был кровавый и жестокий, и реакция властей соответствующая, как и в других странах.История и особенно войн и мятежей, никогда не бывает одноцветной, где одна сторона ангелы во плоти, а другая исчадия ада.

        • Анонимно
          15.04.2018 22:49

          Советую Вам настоящую историю почитать. И про жестокости насильственной христианизации Руси в том числе. Вот там и правда на ночь лучше не читать

          • Анонимно
            16.04.2018 09:39

            22.49.Вместо указания источника, своих конкретных Фейков и просто вранья, о татарах которые строили для себя плахи и виселицы и количестве казненных, отболтались привычным для всех лжецоа указанием, что мол это есть в настоящей истории.

  • Анонимно
    15.04.2018 17:40

    В доисламское время на территории Татарстана широко использовалась древнетюркская письменность. На сайте Академии наук РТ выложена трехтомная грамматика татарского языка, одна из глав посвящена истории письменности и обзору археологических находок с древнетюркской письменностью.

  • Анонимно
    15.04.2018 18:40

    Хочу обратить внимание на то, что приближается (случится в 2021 году) 700- летний юбилей татарского золотордынского поэта Сайфи Сараи, первым в истории человечества написавшем о вращении Земли вокруг Солнца как о непреложном факте. Однако копия рукописи переданная известным тюркологом Э.Наджипом казанским ученым утеряна. Оригинал же по прежнему хранится в Узбекистане, может удастся сделать еще копию?
    Это не менее важно чем розыск Корана в переводе Бигиева.

    • Анонимно
      15.04.2018 20:09

      18.40. Первыми в истории человечества писали об этом и до него , но то , сделал это золотоордынский поэт, конечно интересно.Об известном тюркологе, конечно, большое преувеличение, но вы то имеете доступ к материалам, вот и напишите популярную статью, или хотя бы биографическую справку о поэте провидце.Думаю и БО, имеющий сотни тысяч читателей или бумажное издание , охотно возьмут такой материал.

      • Анонимно
        15.04.2018 21:37

        18.40. Прошу извинения, если вы имели в виду Наджипа Э. 1899 - 1991, то он действительно был известный востоковед,по моему татарин, живший в Узбекистане ,специалист по уйгурам.Первы раз слышу, что он передавал труды Сараи казанцам, и те их, или утеряли или держат в заначке.Поэтому еще раз прошу вас дать и о Сараи и о Наджипе, которого, судя по всему, знали, короткую популярныю статейку в сми.Уверен, что возьмут, тем боле если были лично знакомы с Наджипом и возможно есть его фото.

      • Анонимно
        16.04.2018 07:06

        Коперник жил на 150 лет позже.
        Бируни высказывался в этом вопросе весьма неоднозначно. Считать его сторонником гелиоцентризма безосновательно. Взгляды древних ученых якобы гелиоцентристов не более чем домыслы и смутные легенды.

  • Буре
    15.04.2018 19:27

    Была тюркская письменность
    Пришли арабы-отняли и навязали свою

    Пришли русские-отняли арабскую и навязали свою

    Придут китайцы отнимут и навяжут свою

    Три кита на которых стоит крепкий народ имеющий будущее

    Свои


    Язык
    Религия
    Письменность
    Тогда есть будущее

    А у нас
    Религия арабская
    Письменность русская
    Язык татарский

    Лебедь рак и щука
    Каждый тащит в свою сторону

    О каком развитии народа вообще может идти речь?

    • Анонимно
      15.04.2018 19:55

      Согласен
      Язык бы свой сохранить, это последнее что у нас осталось

    • Анонимно
      15.04.2018 22:55

      Вы не правы. Наши предки (татар) добровольно приняли ислам из самых благих намерений для своего народа и их выбор надо уважать и чтить. Не занимайтесь кощунством. Тем более возврат к тенгрианству объективно невозможен, любой умный человек это понимает.

      • Анонимно
        16.04.2018 13:55

        Вы не правы
        Добровольно веру отцов никто не меняет
        Вы почитайте сколько простых людей и Чингизидов убил хан узбек при принятии арабской религии

  • Анонимно
    15.04.2018 19:52

    Господин хвостатый 19.27. Вы от постоянного, и по любой причине, стука на клаве, читать еще не разучились? Если умеете, то почитайте, как все это было, хотя бы в 7 томе Истории татар , изданном институтом имени Марджани.Не знаю как в продаже, но в библиотеках она есть. Успеха!

  • Анонимно
    15.04.2018 20:55

    Татар спасёт ислам

  • Анонимно
    15.04.2018 21:05

    Сейчас только удалось внимательно прочитать статью. Как интересно! Как много татары потеряли. что не удалось издать перевод Корана именно такого человека! Татары не знают цену тому, какими людьми их Наградило Всевышнее.
    Тут кто написал комментарии, вообще они эту статью прочитали? Что-то не похоже. А ведь Коран вдохновляло самого Пушкина.

    • Анонимно
      15.04.2018 23:05

      Согласен. До сих пор адекватных переводов Корана на русский, не то что на татарский. Сплошь искажения Слов Бога. Надо найти перевод Бигиева, обязательно.

      • Анонимно
        16.04.2018 09:24

        Адекватных переводов Корана и быть не может, Ислам этого и не признает, надо всегда читать оригинал. А для этого необходимо знать арабский язык, лишних знаний не бывает. Я вам приведу пример из другой религии, где двинулись по пути переводов и исказили божье слово, причем, в колоссальных масштабах. Как известно, "Евангелие" переведено на русский язык с греческого. Так вот, специалисты насчитали 4 тысячи смысловых искажений, в сравнении с греческим оригиналом. К примеру, в греческом оригинале написано "омовение господне", на русский перевели "крещение господне"; в греческом оригинале "Иоанн-омовитель", а на русском - "Иоанн-креститель" и т.д. и т.п. Повторяю, таких искажений аж 4 тысячи! Ислам не признает переводы Корана аутентичными текстами, в этом заключен огромный и глубокий смысл.

        • Анонимно
          16.04.2018 16:17

          То есть обращаться к Богу на языке, которого не понимаешь? Простите, но тогда молитва становится просто пустым ритуалом!

  • Анонимно
    16.04.2018 08:48

    Очень интересная статья. Чувствуется научный подход, при этом с элементами философии. Желаю успехов. Ислам, в чистом проявлении, спасет Татарстан.

  • Анонимно
    16.04.2018 10:24

    Одно дело пытаться осмыслить то, что написано в Коране, а другое молиться- душой принять то, что написано Коране. Осмыслить без перевода не получится, а молиться на арабском надо. Нам не понять все тайны Всевышнего, но точно известно, что определенный порядок слов, слова каким-то образом влияют на человека, это даже научно доказано, и с этой точки зрения Коран для души должен быть на арабском языке. Но многим людям легче вначале осмыслить, а потом прийти душой, не из-за этого ли еще многие люди и понимают важность намаза и уразы, и хотят встать на намаз, держать уразу, но у многих так и не получается это осуществить.
    А когда Коран перевел такой человек, как Муса Бигиев, уже сразу какое-то доверие появляется, он был вообще удивительный человек, в самом деле жемчужина татарской нации.

  • Анонимно
    16.04.2018 11:12

    Бу кулъязма табылып, бастырылып чыгарылса, ул бит татар телен егылган хәленнән торгызыр иде, күпме кеше шуны укыр өчен татар телен өйрәнер иде. Йөрәгем белән ышанам бу тәрҗемәдә дөреслек бар икәненә.

  • Анонимно
    21.04.2018 17:39

    Я татарин, мусульманин. Я не понимаю что Вы так упёрлись в татарский язык особенно мусульмане(еще оправдывают это аятами священного корана утверждая что язык это аманат(вверенное тебе для сохранения и оберегания ВСЕВЫШНЕМ АЛЛАХОМ)хотя все понимают что под словом язык имеется ввиду часть тела которым можно просто наговорить : обидных слов,сплетней, лжи и все то что считается порицаемым в исламе то что может привести тебя(себя) в ад ) КОРОЧЕ говоря братья и сестры после смерти у ВАС никто не спросит на каком языке вы разговаривали!!!!! И спроса за татарский ТОЖЕ не будет А вот с имамов и муфтиев за татарский язык МОЖЕТ И будет(ВСЕ ПОВИЛЕНИЮ АЛЛАХА) потому как му должны общаться между собой на том языке на котором понимают ВСЕ(а в мечетях не все прихожане татары) и этот язык русский ,как бы вам этого не хотелось !!!!!!! А ВЫ уважаемые встав перед АЛЛАХОМ скажете что вы нарушили приказ АЛЛАХА потому что меня ДУМ РТ заставило((( МНЕ кажется что это не правильный ПУТЬ хотя ВСЕВЫШНИЙ знает лучше!!!!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль