Общество 
15.04.2018

«Мы готовим детей к позавчерашнему миру»

Психолог Людмила Петрановская о школе и родителях, безнадежно отставших от жизни

Стараясь подготовить к будущему наших детей, мы пытаемся прививать им те же взгляды и нормы, какие были у наших предков, замечает Петрановская. Вот и получается, что готовим мы их к давно ушедшему миру. А ведь изменения в нашей цивилизации произошли грандиозные: никогда в истории не было, чтобы дети разбирались хоть в чем-то то лучше, чем взрослые. Сейчас это норма. Детей надо учить коммуникации, кооперации, креативности и критическому мышлению — только это даст им шансы преуспеть в жизни.

Людмила Петрановская Людмила Петрановская Фото: ©Анар Мовсумов, РИА «Новости»

95% ТОГО, ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ, НЕАКТУАЛЬНО

Есть такое выражение: генералы всегда готовятся к прошлой войне. К родителям и педагогам это относится еще больше. Родители воспитывают детей в сегодняшнем дне. Когда мы думаем о том, чтобы было хорошо нашим детям, мы смотрим вокруг, анализируем окружающую действительность и из этого делаем выводы о том, чему их учить, чему не учить, куда направлять. Но при этом мы редко думаем, что к тому времени, как наши дети вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним.

Но даже родителям тут даст очень много очков вперед школа, которая уже сегодня готовит детей к позавчерашнему дню. Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, на что там тратятся их время и силы, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее. Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про то, что время — идет, а жизнь — меняется.

По прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий. Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12-15% обычных, базовых профессий, которые сейчас есть вокруг нас. Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда уже точно все ваши дети вырастут.

Современный мир отличается огромной скоростью изменений. Все помнят, когда у вас появился первый личный компьютер? А первый мобильный телефон? И в нашем зале уже есть люди, которые не помнят, как этого не было, не представляют, как могло не быть.

Вы никогда не задавали себе вопрос, почему часто действия многих остросюжетных сериалов происходят не в современном мире, а хотя бы в 80-е годы? Очень просто: если мы представим себе, что у героев есть мобильные телефоны, задача остросюжетности усложняется на порядок. Режиссеры просто переносят действие в те времена, когда нет мобильных телефонов. И сразу полно движухи: этот потерялся, этот ищет его, этот не знает, где он, этот не сказал, этот не понял.

А что делать сейчас, если у всех мобильники? Нужно придумать какую-то искусственную ситуацию, что, например, герой попал в какую-то зону, где нет сигнала или его заглушили инопланетяне. И так в десяти фильмах подряд.

Мобильный телефон — это не просто какая-то техническая штучка — она меняет нашу жизнь, наши отношения, например, с детьми, которые теперь растут в ситуации непрерывного контроля. Раньше ваши родители знали, что вы делаете целый день?  А сейчас кто из вас готов смириться с тем, что вы до вечера не будете знать, где находится ваш ребенок, что он делает, надел ли шапочку, покушал ли?

Мамочка пишет в WhatsApp: «Ты шапочку надел?» Он отвечает: «Надел». Она снова пишет: «Сделай селфи и скинь».

ДЕТИ ВО МНОГОМ РАЗБИРАЮТСЯ ЛУЧШЕ ВЗРОСЛЫХ

Насколько сильно меняет жизнь интернет? Во всех смыслах, начиная от возможности удаленной работы, заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнает наш ребенок.

Некоторые спрашивают психологов: «С какого возраста можно разрешить ребенку завести страницу в соцсетях?» Ребята, он у вас забыл спросить! Он за минуту на перемене с телефона одноклассника все заведет, везде зайдет, куда захочет, а вы даже не будете знать.

Да и вообще ребенок в этом разбирается лучше вас.

Это тоже очень интересное новое явление — у нас сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые. Никогда в истории человечества такого не было, а сейчас это норма.

И в ситуации таких быстрых изменений, такой непредсказуемости, такой многозначности взрослые нервничают, они не знают, что будет дальше. Не случайно сейчас так популярны футурологи, которые пытаются понять, что же будет дальше. Когда родители нервничают, они начинают давить на детей, требуя от них соответствия будущему, о котором мы не знаем.

Мне кажется, это особенность нашего времени: с одной стороны, мы понимаем, что не можем предугадать будущее, с другой стороны, мы переживаем. Но переживать из-за будущего невозможно, потому что невозможно переживать из-за того, чего не знаешь!

Поэтому мы переживаем из-за того, что можем себе представить. Как он сдаст ЕГЭ, усваивает ли те 95% ненужного материала школьной программы, выучил ли он это, запомнил ли другое. Беспокойство находится в очень древних слоях мозга, это такая инстинктивная программа, реакция на стресс, а сверху надстроен умный кортикальный мозг, который не любит когнитивного диссонанса, когда мы беспокоимся непонятно из-за чего. Мозг немедленно начинает искать причину, подгонять задачку под ответ. И — вот оно, надо беспокоиться из-за ЕГЭ. Хоть какая-то логика.

ЕСТЬ МНОГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОВЕРСТАТЬ СВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Я сейчас очень много общаюсь с людьми из России, которые переехали в Европу с детьми и ходят в местные школы. Обе стороны обалдевают друг от друга.

Говорят, швейцарское министерство образования проводит специальное совещание, где обсуждает, что делать с русскими мамами. Им дали название «мама-вертолет». Это мама, которая, как квадрокоптер, нависает над ребенком и следит за ним, беспокоится.

При этом моя молодая коллега, которая уехала в Европу несколько лет назад, говорит, что там вообще другое отношение к образованию: сразу после школы в университеты идут либо ярко выраженные интеллектуалы-ботаники, которые будут заниматься исследованиями, либо дети богатеньких родителей, у которых это вариант продления детства.

Все остальные предпочитают сначала поработать и осмотреться какое-то время или, работая на низкоквалифицированных работах, поездить по миру. Побывать в качестве ассистентов и помощников в разных сферах, потом идут в какой-то бакалавриат. После его окончания год или несколько лет работают, а потом идут в магистратуру, иногда по другой специальности.

На первом курсе бакалавриата сидят рядом бывшие школьники и те, кому 30, и те, кому 50. И это нормально. У человека раньше не было возможности, или он еще не понимал, что это его.

Но мы держимся упорно: если детка не поступила после школы в университет — жизнь не удалась, я плохая мать, вообще все ужасно, катастрофа, «дворником будет!».

Прогнозы сейчас говорят о том, что дети, рожденные в новом веке, после 2000 года, с большой вероятностью будут жить 100-120 лет, если ничего не случится катастрофического. А вы им выносите мозг из-за контрольной по химии.

Иногда просто, может, поговорить с ребенком о том, что ему жить 120 лет, чтобы он не планировал прыгнуть с крыши из-за плохого экзамена или несчастной любви? Может, поговорить с ним о том, что впереди у него еще долгая жизнь, и все это еще 10 раз изменится, и, если он захочет выучить химию (вдруг она ему понадобится), это возможно.

Посмотрите, какое сейчас огромное количество возможностей доверстать свое образование, если в свое время вы его не получили. И это модель, к которой мы будем двигаться. Мы будем учиться не раз и на всю жизнь, а в течение всей жизни учиться и переучиваться много раз.

МЫ ПЫТАЕМСЯ ПРИВИВАТЬ ДЕТЯМ ВЗГЛЯДЫ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ

Еще пример. Как много внимания мы уделяем иностранным языкам. Действительно, в современном мире без английского никуда. Плохое знание языка нашу науку очень сильно тормозит, потому что у нас среднестатистический соискатель кандидатской степени иногда не может прочитать современные статьи.

Но, судя по всему, нас отделяет пять, максимум десять лет от очень хорошо работающего синхронного google-переводчика, после чего все эти часы и годы, потраченные на английский язык, будут просто не нужны. Да, google-переводчик не позволит вам никогда читать Шекспира в подлиннике, наслаждаясь, но какой процент вроде бы знающих английский сейчас это делает?  А кто-то все равно будет, почему нет.

Экзотические хобби у людей всегда останутся. Через 15-20 лет экзотическим хобби станет умение водить автомобиль, так же как сейчас кому-то нравится, и он на лошадке умеет кататься. Люди ищут специальные места, где этому учат и берут за это деньги немаленькие, и катаются для удовольствия. А когда-то было ненормально, чтобы люди не умели скакать на лошади.

В этой ситуации мы занимаемся тем, что по-прежнему переживаем за детей и пытаемся прививать им те же взгляды, те же представления о том, что правильно, что лучше, что хуже, какие были у наших родителей, у наших предков.

Когда у вас слишком крутая лестница, вы инстинктивно хватаетесь за перила. Когда происходит слишком быстрый темп изменений, люди инстинктивно хватаются за ностальгию и думают: «Вот как хорошо было раньше». Слышали ностальгические: «Вот раньше в советской школе хорошо учили», «А вот раньше там дети слушались родителей», «А вот раньше дети уважали», «А вот раньше дети книжки читали»? Психологически это очень понятно.

Другой вопрос: ты ностальгируй — не ностальгируй, а линия времени идет в одном направлении. Конечно, может быть, у нас случится всемирная религиозная фундаментальная революция и мы все будем ходить в паранджах , или случится ядерная война, и мы будем силками ловить кроликов двухголовых и разжигать от солнца костер, но это уже совсем форс-мажор. Но мы все-таки надеемся на лучший вариант, что у всех хватит мозгов до такого не довести.

ИДЕЯ №1: ХОРОШО ИМЕТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ НАДЕЖНУЮ ПРОФЕССИЮ

Конечно, есть профессии, которые, наверное, точно не исчезнут. Какие-то врачи все равно будут, но это будут врачи, которые, скорее всего, будут очень мало похожи на сегодняшних. И чтобы таким стать, человеку надо будет переучиваться примерно полностью.

Когда я заканчивала школу и уже тогда хотела поступать на психфак, мне говорили: «А кем ты будешь работать? Ты понимаешь, что психолог — это только работа в клубе тех, кому за 30». Нужно начать с того, что «для тех, кому за 30» — это уже смешно. Тогда был специальный клуб для неликвида, тех, кто не нашел себе пару до 30 лет, и вот только с помощью психолога и специально организованных танцулек они имели шанс на создание семьи. Сейчас народ в 30 лет только чешет затылки: «Жениться — не жениться, выходить замуж — не выходить, или еще подождать», не раньше. Не говоря уже о том, что психологи стали очень востребованы.

Но они же не придумывали, это так и было. У меня были друзья-филологи: жена училась на отделении классической филологии, изучала древнегреческий и латынь, а муж учился на отделении славянской филологии и изучал языки братских народов (это было в советские времена). И пока они учились, было очевидно, что у мужа верный кусок хлеба в руках, потому что переводы разных коммунистических писателей шли, приезжали делегации, это был постоянный объем работы. А она учится какому-то непонятному женскому рукоделию, какой-то дурацкой латыни, которая никому не нужна. Потом случилась перестройка, муж остался без работы, а она была нарасхват, потому что все стали открывать классические гимназии, все желали учить детей латыни.

ИДЕЯ №2: НУЖНО КОПИТЬ ДЕНЬГИ

Следующее убеждение, доставшееся нам от бабушек, но его мы исповедуем сами и пытаемся внушить детям —  нужно откладывать на «черный день», вообще копить деньги. Но что такое в современном мире «копить деньги»? Как? Помните у Агаты Кристи: он ей оставил сколько-то фунтов, она их положила в банк под проценты, жила на них в своем миленьком сельском домике с двумя спаленками и с маленьким садиком возле него, и пила чай у Тиффани иногда.

В современном мире это невозможно, все ставки уже давно отрицательные, а копить и откладывать деньги можно только на какую-то очень короткую перспективу. Дальше что с ними делать? Надо их куда-то вкладывать, а куда — нужно знать. Просто так принести в банк, положить и успокоиться невозможно, в чулок положить еще глупее. Хотя не знаю, что глупее: может, в ситуации банковского кризиса в чулок умнее. Но стратегия «копи деньги и будет тебе счастье» больше не работает.

При этом часто мы приучаем детей к бережливости, к чему-то такому, что тоже часто сегодня нерелевантно. В современном мире чаще просто поменять какую-то вещь, чем трястись над тем, чтобы ее не порвать и не испачкать. Это объективнее и правильнее со всех сторон. С экономией, в том числе и денег, времени и прочего, не считая нервов.

В книжке «SelfMama» я писала лайфхак для работающей мамы. Если у вашего ребенка в школе есть форма, купите в три раза больше одежды, чем ему нужно объективно. Таким образом вы сэкономите свое время и не будете вынуждены стирать и сушить феном эту форму в ночи, в воскресенье или субботу, если вы работали.

У людей шок: как это так? что сказала бы моя бабушка, если бы я купила в три раза больше одежды, чем нужно моему ребенку? Хорошо, садимся, пересчитываем. Сколько стоит лишняя юбка или лишний жилет для вашего ребенка? Сколько стоит ваш рабочий час? Часто это люди, у которых рабочий час стоит больше, чем стоит юбка, но при этом бабушка не велела.

ИДЕЯ №3: НУЖНО КОПИТЬ ЗНАНИЯ И ВО ВСЕМ РАЗБИРАТЬСЯ

Я говорила про «копить деньги», а теперь буду про «копить знания». Человек должен все знать. Ребенок должен все прочитать. «100 книг, которые обязательно должен прочесть ваш ребенок», «100 фильмов, которые обязательно посмотреть». Музеи по списку обязательно, то обязательно, это обязательно. А представление о том, что важно накопить знания, нерелевантно вообще в современности.

Объем информации такой, что накопить его невозможно, при этом доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла. Абсолютно нерелевантно. Школа полностью сидит на этом — накопить знания. Широкая образованность, эрудиция 50 лет назад давали конкурентное преимущество, а сейчас единственное, где вы можете это применить — пойти играть в игру в телевизоре.

На самом деле в современном мире — все об этом говорят — гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию и фейк. Где этому учат? Человек сам научится в интернете. Не в школе, не у родителей. Кто-то научится, а кто-то нет.

ИДЕЯ №4: НУЖНО ВСЕ ДЕЛАТЬ ХОРОШО, КАЧЕСТВЕННО

Нужно все делать хорошо, не спустя рукава, не тяп-ляп, качественно. Мой дедушка говорил: «Нельзя ничего делать тяп-ляп». Нерелевантно. Если в современном мире вы попытаетесь все делать хорошо, вы не долго протянете, честно вам скажу. Задача в современном мире, наоборот, прямо противоположная — уметь ловко и быстро определять, что мы делаем максимально хорошо, что мы делаем приемлемо, а что мы делаем тяп-ляп.

Вот этому как раз школа учит хорошо, потому что задают так много, что сделать все невозможно. Если родители не выносят детям мозг со своей стороны и не требуют этого безумия, чтобы рефераты по москвоведению были написаны на 5 баллов самостоятельно после изучения литературы.

Кто постарше — помните типичный объем домашних заданий, например, в начальной школе? Три примера и одно упражнение. Вы посмотрите, что сейчас задают! Эта ситуация учит детей как раз делать выбор, но важна позиция родителей: стоят ли они, нависают, что все нужно делать хорошо, а потом жалуются, что ребенок 5-6 часов сидит за уроками, с неврозом, с истерикой.

Или они говорят ребенку, что в этой ситуации все сделать невозможно, давай, ориентируйся, разбирайся, что можно сократить, а что нужно сделать качественно, давай я тебе помогу. Необходимая компетенция в современном мире — ранжировать задачи: что нужно делать на совесть, что нужно делать на уровне «сойдет», что нужно делать, лишь бы отвязались.

ИДЕЯ №5: НУЖНО СТАРАТЬСЯ, ЧТОБЫ УСЕРДИЕМ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА

Еще одна важная истина, которую считали незыблемой наши бабушки и дедушки, что все хорошее дается тяжелым трудом, ты должен стараться и усердием добьешься результата.

Что мы видим вокруг? Вокруг мы видим успешных людей, многие из них очень много работают. Можно ли их работу назвать словами «усердие», «трудом добиваются»?

Они работают, как подорванные, потому что это их прет, им нравится, они в своем потоке. А кто-то вообще случайно добивается успеха, а кто-то добивается успеха явно не в соответствии с усилиями.

Почему владелец Facebook стал очень богатым человеком, а владельцы других систем, которые, может, даже были получше, оказались купленными Facebook? Достаточно случайно, был удачный момент, как-то так сложилось. Дети же не дураки, они видят, что в современном мире усердность вовсе не равна успеху, а мы продолжаем требовать от них усидчивости и усердности как главных качеств.

ИДЕЯ №6: ВВЕРХ ПО КАРЬЕРНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Карьера в современном мире все меньше носит вертикальный характер, характер в иерархиях. То, что было всегда — шаг за шагом, ступенька за ступенькой: побыл рабочим, потом бригадиром, потом начальником цеха и так далее. Ты должен попасть в крупную иерархию, в крупную корпорацию, в какую-то крупную структуру, и там ступенечка за ступенечкой карабкаться выше. И если ты не попадаешь в эту иерархию, то у тебя особых шансов нет.

Что мы видим в современном мире, благодаря связности? Снова появилась горизонтальная карьера. Когда в последний раз она была? Средневековье, город мастеров, ты не делаешь карьеру в корпорациях, ты просто лучше всех делаешь горшки или плетешь коврики, про тебя идет слава, что так, как ты, не делает никто.

И ты делаешь свою горизонтальную карьеру, ты не становишься начальником всех горшечников, ты просто делаешь самые крутые горшки, и к тебе приезжают со всех окрестных городов, твои горшки растут в цене, и ты максимум берешь людей в подмастерье, они делают что-то похожее, но все равно не такое же, как ты. Вот это горизонтальная карьера. Современный мир делает это очень возможным.

У меня был очень пожилой родственник, которому на момент перестройки было за 70 лет. Он всю жизнь работал в каком-то маленьком отделе в таможенной службе СССР и колупал там какое-то морское таможенное право. Когда железный занавес упал, выяснилось, что таких специалистов нет вообще.

После чего все ведомства и министерства валялись у него в ногах, его буквально были готовы носить на руках из квартиры в машину, а потом в кабинет поднимать, чтобы только он не ушел на пенсию. Так случилось, что на несколько лет он оказался единственным специалистом в России вообще в какой-то области этого самого права. Сидел человек тихо всю жизнь на маленькой министерской должности, и вдруг в одночасье, в силу не зависящих от него процессов, оказался гипервостребованным специалистом.

Концепция карьеры в современном мире не про то, что ты обязательно принадлежишь к чему-то большому и внутри этой структуры карабкаешься, а в том, что ты знаешь что-то особое и уникальное. Ты можешь быть специалистом по вышиванию крестиком методом древних шумеров — от балды сейчас говорю — и в принципе людей, которых интересует вышивание крестиком методом древних шумеров, на всей земле, может быть 500 человек среди 7,5 миллиарда.

Раньше у тебя не было ни единого шанса этим зарабатывать, ты должен был работать где-то, а своими крестиками с шумерами заниматься по ночам у себя на кухне. Сейчас, если ты окажешься мастером, который обалдеть как вышивает крестиком по-шумерски, благодаря связности и интернету ты сможешь этим зарабатывать: будешь для этих 500 человек проводить вебинары, мастер-классы, они будут к тебе ездить за консультацией, покупать твои изделия.

Я помню одну совершенно потрясающую консультацию, которая у меня была с мамой шестнадцатилетнего мальчика. Она очень сердилась на него, что он прогуливает школу, не делает уроки, плевать хотел на ЕГЭ и так далее. В общем, пришла с таким текстом, что он у меня такой лентяй, он ничего не делает, вообще не знаю, как он будет жить, какой-то кошмар.

Я начала выяснять, а что он делает, когда не делает уроки, слово за слово выясняется, что мальчик сочиняет музыку для компьютерных игр, зарабатывает примерно три тысячи евро в месяц, востребован в Австралии, в Канаде, где-то еще. И почему-то он не хочет в школу ходить и недостаточно усердно читает роман «Война и мир».

ЕСЛИ МЫ ТРЕБУЕМ ОТ РЕБЕНКА ВСЕ ДЕЛАТЬ КАЧЕСТВЕННО, У НЕГО НЕ БУДЕТ ШАНСА СТАТЬ В ЧЕМ-ТО ЛУЧШИМ

Это только то, что мне навскидку пришло в голову. Я думаю, что если вы подумаете, то вспомните примеры незыблемых истин, которые мы внедряем в голову детей, а они уже не соответствуют реальному положению дел. У нас просто не хватает скорости анализа и критичности мышления, чтобы это успевать сообразить. Нам проще по инерции где-то двигаться. В принципе, в этом ничего страшного нет, все родители такие, мы тут с вами не оригиналы, если мы не проявляем излишнего усердия.

Но проблема современных родителей, что они часто относятся к этому делу с неимоверным усердием, они так прессуют детей для того, чтобы подготовить их к миру — я напоминаю, к тому миру, который в момент взрослости их детей станет позавчерашним, — они настолько не могут смириться с тем, что их ребенок не будет знать английского в семь лет, не будет читать в пять, не будет еще что-то.

Сейчас чего только нет, и у многих детей такой образ жизни, что в пять лет у ребенка нет времени, чтобы играть. С одного занятия он идет на другое, с другого на третье. При этом если ребенок сам чем-то занимается, это часто не вызывает у родителей никакого уважения: «Это его глупость, ладно, немножко поиграй, между уроками и занятиями по дополнительному английскому».

Хотя опять, мы понимаем, что у него есть шансы как раз сделать карьеру за счет того, что ему интересно. И опять же, ребенку нужно уважение к тому, что ему интересно, в чем он станет настоящим мастером. Это как раз вопрос выбора: что делать качественно, а что тяп-ляп. Если мы требуем от ребенка все делать качественно, то у него не будет шанса стать в чем-то лучшим, а в современном мире именно это залог успеха, а не равномерное «все как следует».

В итоге давление родителей и школы (конечно, тут школа родителям еще фору даст) приводит к тому, что дети приходят к чувству, что у них отобрали пульт управления их жизнью, и они сами не решают за себя ничего, их только туда-сюда, туда-сюда. Считается, что это все очень развивающая среда, но у детей иногда нет свободного времени просто полежать, просто почитать, просто поболтать с друзьями. Просто посмотреть на облака и на погоду.

Почему-то считается очень круто, когда у человека нет на это времени, когда у него нет времени просто подумать, просто поразмышлять, просто почувствовать, погрустить глядя на дождь, например. Невозможно, потому что у него через пять минут то, а еще через десять это, а еще нужно сделать задание на завтра по этому, этому и этому.

КОГДА РЕБЕНОК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПЕШКОЙ, ОН УСТРАИВАЕТ ПАССИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ 

В результате, как только ребенок обнаруживает для себя — а это обычно происходит в подростковом возрасте — что он может просто сказать «нет» и ему ничего не сделают, он ровно это и делает. Как только он обнаруживает для себя метод итальянской забастовки «лягу на диван и не встану с него» — он ровно это и делает. Как только он обнаруживает для себя возможности, например, запереться в комнате и сказать, что он боится выходить — он ровно это и делает.

Сейчас появилось целое стихийное бедствие таких «новых обломовых». В Японии их называют «затворниками». Молодые люди запираются в комнате, никуда не ходят и ничего не делают, не учатся, не работают, не общаются ни с кем, в лучшем случае сидят в компьютере, а иногда просто спят.

Молодой человек не учится, не работает, ничего не делает. Нельзя даже сказать, что он прогуливает школу потому, что он тусит с друзьями. Нет, он и с друзьями не тусит, он вообще ничего не делает.

Почти каждый раз, когда у родителей спрашиваешь, что было раньше, там  в анамнезе история бурного раннего развития, когда ребенка таскали, учили, втискивали в его голову и то, и сё, пятое-десятое. И столько было ожиданий, такой способный мальчик, такая подающая надежду девочка, такой интересный ребенок, нужно ему побольше дать, потому что у него столько талантов, все их надо развить.

И ребенок годами живет в этом состоянии, когда у него забран пульт управления, он чувствует себя какой-то пешкой, которую переставляют. В какой-то момент он становится подростком, у него происходит кризис идентичности и он понимает, что единственный его способ вернуть свою субъектность, вернуть себе свое управление — это просто забастовка. Знаете, как протестующие сторонники ненасилия садятся на асфальт, сцепляются между собой руками и предоставляют полиции их растаскивать. Они не дерутся, не убегают, а вот так вот, пассивным сопротивлением выражают свою волю. Так же ребенок.

КАКИЕ КАЧЕСТВА БУДУТ НУЖНЫ ДЕТЯМ В БУДУЩЕМ? 

При этом весь современный мир требует прямо противоположного — вовлеченности, увлеченности, живости. Специалисты выделяют четыре компетенции, которые будут наиболее нужны детям в том мире, который наступает и уже наступил частично. Их называют четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Я сейчас медленно назову еще раз, а вы про каждое подумайте, как с ними обходится наша сегодняшняя школа.

Коммуникация. Что происходит, когда у нас дети общаются на уроке, учим ли мы их разнообразным способам общения? Я как-то проводила тренинг с учителями, и там были молодые ребята, не изовравшиеся полностью. И когда мы с ними делали такое упражнение — каким мы хотим видеть ребенка на уроке, они прямо сказали «немым и парализованным». Завуч или директор никогда вам такого не скажет, они скажут: «Мы хотим, чтобы у детей развивалась личность, чтобы они были активными гражданами». «Петров, рот закрой и сядь». Какая коммуникация?

Многие родители с претензией говорят: «Да он в школу ходит, чтобы тусить и общаться». Господи, хоть кто-то в школу ходит, чтобы учиться тому, чему правда надо учиться! Дети вообще очень изобретательны, им можно создать абсолютно не подходящую для обучения атмосферу, они все равно найдут, как там поучиться. Они очень любят учиться.

Кооперация — способность согласованно действовать вместе с другими людьми, добиваясь синергии ресурсов. Учит наша школа этому? Много вы знаете примеров, когда в школе есть работа по группам? Представьте себе, что подготовка к какой-нибудь контрольной или зачету была бы такой: мы бы сделали группу детей и сказали: «Вы, пятеро, будете группой, ваша задача к завтрашнему дню — представить решение этих задач». И эти пять детей идут к кому-то домой или где-то в уютном уголке школы садятся и начинают совместно работать над решением этих задач. При этом дети разные, у них разный уровень подготовки, разный уровень знаний.

Знаете, что наши учителя говорят, когда им предлагаешь такое? «А как я узнаю, что он не списал? А как я узнаю, что это он сам решил, а не вот этот ему решил?» Слушайте, взрослые так и делают. Если вы посмотрите, как организована работа в вашей фирме, в вашем отделе, в вашей небольшой компании, где бы вы ни работали, там так и есть: перед группой ставится задача, группа идет, распределяет, один придумывает, другой аккуратно записывает, третий критикует. Четвертый всех подбадривает и рассказывает, какие мы молодцы. А пятый кофе приносит, и это тоже нужно.

И взрослым мы почему-то позволяем так работать. Хотя понятно, почему: взрослые работают за деньги, и если мы не будем использовать эффективные методы работы, то разоримся, а это эффективный метод работы. Кооперация предусматривает распределение обязанностей в связи с ключевыми компетенциями, особенностями, и согласованность действий. Когда все идут строем и ими командует кто-то один — это не кооперация.

Учит у нас школа кооперации? Да для них это крамола, пойдите предложите такую какую-нибудь форму работы. Сразу идет то, что я вам сказала: «А как мы узнаем, а как мы уличим, что он на самом деле сам не решил?» Да, он сам не решил, но он создавал атмосферу. И когда другой решил и ему объяснил — он понял лучше, чем когда учитель говорил.

Креативность. Креативность мы в детях поощряем? Ну, да, когда мы задали тему: «Сейчас все рисуем Новый год», то ребенок, конечно, «выбирает»: он на елочке нарисует сосульки или шарики. Это креативность у нас. Насколько мы готовы к тому, что ребенок имеет право нарисовать что-то совсем другое? Например, нарисовать одного себя, сидящего на стуле, и сказать: «Это мой Новый год, потому что мне на Новый год будет грустно и одиноко». Учитель к школьному психологу отправит сразу же, немедленно наказание последует за такую креативность.

Что мы скажем, если ребенок сделает по-другому, если он какую-то другую форму выберет, чтобы показать свою мысль? На самом деле поощряется имитация креативности, в узких рамках, «тут узорчик можно чуть по-другому нарисовать». Реальная креативность — это взлом рамок, это взлом шаблонов, это «сделать так, как никто до меня не делал». Да вы что! Если ребенок напишет сочинение так, как никто до него не писал, он не получит ничего хорошего.

И наконец, критическое мышление. Развиваем мы в детях критическое мышление? Упаси Боже, если бы у них появилось критическое мышление, то они бы встали и ушли из этой школы в тот же день. И это не только про детей, но и про взрослых. Людьми без критического мышления управлять просто, поэтому все направлено на то, чтобы оно не случилось, а если случится где-то, то надо скорее затоптать.

САМЫЕ ЦЕННЫЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ МОГУТ ДАТЬ ДЕТЯМ 

Смотрите, странная ситуация, даже если мы знаем, куда рулить, то рулим прямо в противоположную сторону. Бог с ней, со школой, школа — это отдельная наша боль. Давайте подумаем про себя как про родителей. Если мы понимаем все то, о чем мы говорили только что, как вам кажется, чем главным нужно снарядить ребенка в этот мир?

Помните, Д’Артаньяна мама собирала, папа ему дал коня, сказал «дерись со всеми, кто не успеет убежать», мама облила слезами, дала ему кусок хлеба в узелочке. Какой узелочек мы должны были бы собрать своим детям после того, о чем мы с вами говорили? Как вам кажется, что самое ценное мы можем им дать?

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Вообще понимание о том, что ценности есть. Мы живем в мире постмодерна, где количество этой неопределенности, непредсказуемости, двусмысленности таково, что кажется, и ценностей никаких не осталось, добра и зла нет, никакого «хорошо и плохо» нет. И многие дети сейчас растут в этом, действительно, невнятном для них ценностном бульоне, когда непонятно, что хорошо, потому что сами взрослые дезориентированы. Мы сами иногда не очень понимаем, где у нас какие ценности. Не уверены, что имеем право иметь ценности и говорить о них. Что другие имеют право иметь ценности.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И ДОВЕРИЕ К САМОМУ СЕБЕ

Уверенность в себе, опора на себя, то, что называют self.  Мне даже ближе выражение «доверие себе», умение чувствовать, что нужно именно тебе, не бояться это признать, не бояться это сказать, не бояться этого добиваться. Именно у того человека, у которого есть доверие к себе, который чувствует, что нужно именно ему, есть гораздо больше шансов сделать ту самую горизонтальную карьеру, найти такое свое вышивание крестиком, в котором он будет лучше всех.

К сожалению, то, о чем мы до этого говорили — «отбирание пульта управления» — больше всего бьет по доверию к себе. Мы очень беспокоимся о детях, мы очень нервничаем, мы хотим тут подстелить соломку, тут предупредить, тут ему сказать, чтобы сюда не ходил, в результате мы, конечно, это доверие к себе катастрофически подрываем.

В целом, если вы посмотрите на свою жизнь и жизнь взрослых людей вокруг, увидите, что ничто не дает такое конкурентное преимущество, как психологическая стабильность и психологическое здоровье. Это гораздо важнее, чем какие-то успехи. Помните, как все умилялись на Юлю Липницкую, когда она на олимпиаде крутилась и прыгала? Результат — у девочки анорексия, девочка ушла из спорта. Ее жизнь не закончилась, слава Тебе Господи, большой спорт не самый прекрасный способ провести свою жизнь и молодость, еще найдет себя. Но сколько было вложено, сколько часов, сколько усилий, сколько стараний. Если нет психологического благополучия, все это бессмысленно. Вы можете сколько угодно вкладывать в человека образование, но если он у вас с депрессией сляжет на диван, где будет это ваше образование? Вы можете выносить ему мозг своими репетиторами, оценками и результатами. Но если он не будет уверен в себе, если его будут мучить неврозы, депрессия, то и смысл в этом всем?

Психологическое здоровье, психологическое благополучие, психологическая устойчивость — то, что обозначается английским словом resilience, то есть способность выдерживать стресс, выдерживать изменения, восстанавливаться после этого — это самое важное качество человека в таком быстро меняющемся мире. Гораздо более важное, чем количество знаний или успешность в той или иной области.

К сожалению, мы, чтобы сейчас добиться успешности, по этой resilience просто бьем и бьем, потому что хотим, чтобы прямо сейчас ребенок сделал то, что нам нужно, и показал те результаты, которые нам нужны.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Если мы выпускаем ребенка в мир такой неопределенности и непредсказуемости, из этого автоматически следует, что он будет совершать ошибки. Это просто вшитая опция, в этом мире невозможно не совершать ошибки. И здесь нам нужно очень сильно работать над своим собственным отношением к ошибке как к беде, как к вине, как к чудовищному происшествию. Это проблема нашей культуры, что мы относимся к ошибке как к беде и к вине, не думая о том, что, собственно говоря, ошибка — это просто показатель того, что человек учится чему-то новому.

Думали когда-то об этом? Если вы делаете что-то без единой ошибки, о чем это говорит? Что вы уже умеете это делать. Когда вы делаете утром яичницу, вы, скорее всего, не совершаете никакой ошибки, потому что это автоматическое действие, которое вы сделали. Результатом его не является ваше обучение, результатом его является яичница, которую вы съели. Вы ничему не научились в результате, вы не для этого ее делали.

Если человек что-то делает без ошибок, значит, он в это время ничему не учится. Если он что-то делает с ошибками, значит, осваивает новую деятельность. Пока мы не начнем относиться к ошибке как к точке роста, как к неминуемой составляющей ситуации обучения и развития, будем гнобить детей за ошибки, будем расстраиваться и разрушаться от их ошибок.

Я не имею в виду ошибку орфографическую, хотя многие и из-за этого ухитряются разрушаться. Говорю про ошибку с выбором института, ошибку с выбором профессии, ошибку с выбором на что забить, а что делать. Люди будут ошибаться, это естественно, и нужна огромная родительская поддержка, чтобы ребенок знал, что после любой ошибки он может сделать выводы и продолжать. Что никакая ошибка не будет основанием для того, чтобы мы сказали: «Ты меня разочаровал, ты разбил мне сердце, я несчастлив в своем родительстве».

СВОБОДА ВЫБОРА, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Свобода выбора и самостоятельность — это вообще самое сложное, потому что мы видим, что современная цивилизация атакует свободу выбора. Мы видим, что нам нужно все больше безопасности. Мобильные телефоны — это еще цветочки, потом будут чипы при рождении вживлять, чтобы точно знать, где ребенок находится, и в случае чего остановить его от нежелательных действий.

В этой ситуации мы каким-то образом должны прививать ребенку любовь к свободе, страсть к свободе и умение пользоваться своей свободой. Это сложная задача, мы иногда даже сами не знаем, как нам со своей свободой быть и как нам ее отстоять, и уж тем более как у ребенка выработать вкус к свободе.

«Матрицу» помните? Мы когда-то увидели и сказали «Ах!» А поговорите об этом с современными детьми, у них интересный на это взгляд. Они уже привыкли, что все самые интересные события происходят в виртуальной реальности, что жизнь — это скукота, это реферат по москвоведению, а движуха, интерес, страсть — это все виртуальная реальность, это игры, сериалы, это фильмы, это где-то там.

Людмила Петрановская

«Православие и мир», 11.2017

Благотворительная лекция Людмилы Петрановской прошла в поддержку фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Запись лекции выложена по согласию автора и за пожертвования, которые можно сделать на сайте фонда: otkazniki.ru

Петрановская Людмила Владимировна — психолог и педагог, автор многочисленных просветительских книг для детей и родителей, основатель Института развития семейного устройства — общественной организации, обучающей будущих приемных родителей.

Родилась в 1967 году в Ташкенте.

Окончила филологический факультет Ташкентского университета, в 1998 году — Институт психоанализа.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.04.2018 10:03

У Людмилы Петрановской есть очень хорошая статья "Травмы поколениий". Очень помогает осмыслить многое. А вот эта статья она более спорная, не так легко в жизни все по полочкам разложить, особенно если ты сам родитель. В этой статье многое "знать да делать наоборот" почему-то. Лично я не верю в разумность современного мира и больше верю в разумность понимании мира людьми-мыслителями, жившими до эпохи интернета и мобильников, чисто физически даже у них было больше условий понять, прочувствовать этот мир более глубоко. Такое ощущение, что современный мир- это избыток тела и удовольствии, дефицит души и ума.

  • Оптимист
    15.04.2018 09:32

    Спасибо БО
    Познавательно

    • Анонимно
      15.04.2018 12:01

      Вот и примерный ответ каким должно быть Татарское образование.
      На татарском и даже других языках.

      Для создания у ребенка образа Татарина в котором ему кофмортно и эффективно жить.

      С уважением Айдар

      • Анонимно
        15.04.2018 17:58

        Вот и примерный ответ каким должно быть Татарское образование.
        На татарском и даже других языках.

        Для создания у ребенка образа Татарина в котором ему кофмортно и эффективно жить.

        С уважением Айдар
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/378959

        Алар очен ярар. Ялкаулар очен .
        Безнен балаларга шунды тярбия кирякми, Алла сакласын.
        Бу ильдя безнен балаларга бер кемдя булышмас, шуна кюря безнен баларга ялкау булырга ярамы.

  • Анонимно
    15.04.2018 09:57

    Странная агитация( смешанные чувства от статьи. Но скорее отрицательные.

    • Анонимно
      15.04.2018 12:07

      Какое-то вредительство будет - следовать ее советам.

    • Анонимно
      15.04.2018 21:21

      Согласна. Очень напирает на необходимость критического мышления. Но виртуальная реальность, фильмы, игры, сериалы его не способны выработать.
      Лихо все загнула

      • Анонимно
        15.04.2018 23:55

        Разве она пишет о необходимости виртуальности??
        Наоборот, что детям не хватает возможности почувствовать запах ветра, вкус дождя, побегать с друзьями.
        Их из подъезда пакуют в машину и везут в школу, из школы к репетитору, оттуда в музыкальную школу, потом домой и за уроки..

        И про высшее образование все так. Единственная страна в мире, где такой культ этого, и не поступить в институт равно быть неудачником (родителем неудачника соответственно). Учеба (а точнее просиживание штанов) ради корочки в 90% случаев...

        P.S. Я , если что, не из маргиналов и также как и все россияне)) радею за образование и сама в прошлом олимпиадница и медалистка.. Музыкалку с красным дипломом закончила, хотя ненавидела ее ужасно последние года 4 учебы... Только ради мамы. Фортепиано подарила соседям и не прикасаюсь к нотам никогда.

        Очень согласна с Петрановской!
        Поддержать ребенка в стремлении стать поваром, позволить ездить на курсы кулинарии, а не информатики - стыдно у нас почему-то(((
        А на самом деле позволить ребенку быть счастливым - важнее, чем подружке похвастаться его табелем.

  • Анонимно
    15.04.2018 10:03

    У Людмилы Петрановской есть очень хорошая статья "Травмы поколениий". Очень помогает осмыслить многое. А вот эта статья она более спорная, не так легко в жизни все по полочкам разложить, особенно если ты сам родитель. В этой статье многое "знать да делать наоборот" почему-то. Лично я не верю в разумность современного мира и больше верю в разумность понимании мира людьми-мыслителями, жившими до эпохи интернета и мобильников, чисто физически даже у них было больше условий понять, прочувствовать этот мир более глубоко. Такое ощущение, что современный мир- это избыток тела и удовольствии, дефицит души и ума.

    • Анонимно
      15.04.2018 12:15

      Проблемы "клипового" поверхностного типа мышления возникающего в эпоху гаджетов и Интернета, о чём кстати говорят многие детские психологи, Петрановская обходит стороной.

      • Анонимно
        15.04.2018 19:12

        Даже можно сказать, наоборот, пропагандирует использование гаджетов малолетними...

        • Анонимно
          16.04.2018 11:57

          Просто она приняла эти изменения и правильно говорит - время идет только вперед. Значит, надо учиться нормально жить в мире интернета и гаджетов, а не вздыхать о том, что прошло и раньше без интернета было лучше. Впрочем - добро пожаловать в Северную Корею, нет мобил, нет интернета - хотите такой жизни? Сейчас запретить и отменить всё это техническое развитие, развитие виртуального мира возможно только с помощью введения культа личности, расстрелов и страха в обществе. Оно нам надо? Так давайте учиться приспосабливаться к окружающей реальности, а не стонать о прошлом, которого не вернешь.

        • ДД
          16.04.2018 13:38

          Нет никакой пропаганды. Он просто отмечает, что при запрете пользоваться чем-либо дома ребёнок просто попросит у друзей, и не факт, что там он не увидит какую-нибудь пакость, которую на своём гаджете хотя бы можно отфильтровать через специальные программы.

  • Подписываюсь под каждым словом.
    Как это донести до масс?

    • Анонимно
      15.04.2018 12:59

      Александр,это не донесете до масс.Многим ученикам,мешают именно родители,нависающие над своими чадами,сдувающими пылинку с детей.Воспитыващих своих детей к ненависти к татарскому языку,какой из этого ученик выйдет,правильно националист,ненавидящий другие языки.

    • Анонимно
      16.04.2018 09:46

      под каким каждым?
      статья набор штампов. во многом направленных как раз на доверчивые массы.
      никаких позавчерашних быть не может для нормального человека.
      все что нужно знать о психологии человека и социума СКАЗАЛИ еще древние греки и римляне. Потом в средние века это было обкатано итальянских пОлисах.

      насчет компов совсем смешно. любой, повторяю ЛЮБОЙ человек, любого ВРЕМЕНИ хорошо усвоивший МАТЕМАТИКУ и ЯЗЫК (лучше два) осилит ваш интернент и прочие соц сети меньше чем за неделю . и перестанет замечать изменения в жизни

      ВСЕ остальное это просто развод на деньги

  • Анонимно
    15.04.2018 10:31

    у не свободного народа,ничего хорошего не рождается(.

  • Анонимно
    15.04.2018 11:25

    Дайте детям больше самостоятельности. Не переставляйте им ноги.

  • Анонимно
    15.04.2018 11:26

    Во многом продвинутая статья ,много умного можро почерпнуть, всех нельзя одинаково учить, несовершенные программы обучения в школах и вузах. Учат не всегда тому что может пригодиться в жизни. Рабочих мест становиться все меньше чтобы найти применения своим способностям. Раньше были десятки предприятий предлагающих десятки профессий даже в малых городах.

  • Анонимно
    15.04.2018 12:03

    Это будет как в анекдоте(?): у студентки энерго -института-академии-университета спрашивают -откуда берётся электричество? отвечает-ну конечно из розетки!
    Раньше наши родители говорили за какие то наши шалости-провинности- На улицу не пойдёшь! Вот эта сильная мера воздействия была! А сейчас детей на улице почти и не видать. Много ли видим зимой во дворах снеговиков, городков снежных? У детей НЕТ ДЕТСТВА! Как и нет (ну почти) бесплатных кружков-секций.
    Использование детишками гаджетов-гадостей точнее. Знакомые умилялись, как их сын-внук крутит смартфон. Им говорили- вроде рановато. Ответ- не мешайте ребёнку развиваться, не травмируйте психику отбирая гад(ость)жет! И всё- почти- как хотели родители- развилось. но только косоглазие и близорукость. Конечно после этого вынужденно отобрали гад(ость)жет. Только непонятно было -травмировали они психику али нет. Вот многие из нас, которые пользуются общ.транспортом видели- едут бабушка-мама с внуком. Внук уткнулся в гад(ость)жет, вместо того, чтоб смотреть вокруг- изучать окружающий мир. Зато они, то бишь бабушка-мама с внуком-сыном не видят стоящих рядом пожилых людей, чтобы не уступать место.
    Что касается исчезающих профессий- да исчезают. Например-бурлаки, приказчики, половые. Правда только названиями- приказчик стал манагером, половой- официантом. Почтальоны исчезнут- стараниями руководителей Роспочты -их заменят дроны- в окно прямо будут влетать, чтобы не пугать консерьежек и уборщиц в подъездах-парадных.

    • Анонимно
      15.04.2018 14:21

      А еще, дети, которых возят из школы домой на авто, очень долго не умеют пользоваться общественным транспортом и не знают, как доехать домой ;))

  • Анонимно
    15.04.2018 12:37

    Все правильно!

  • Анонимно
    15.04.2018 12:44

    Статья странная, с многочисленными спорными утверждениями, я бы даже добавил - нерелевантными (можно уж еще раз?) С какими-то плоскими примерами. Получилось что-то типа методички для современных социопатов.

    Была раньше, а может и сейчас еще существует, такая любопытная должность - учитель-методист. Вот и здесь получилось нечто подобное: "учить хорошо, а учить КАК учить - еще лучше".
    Ничего конкретного и личного ))

    • Анонимно
      16.04.2018 09:42

      Согласен, очень странная. Переносить западный подход в обучении на российскую землю, по крайней мере, глупо. Извините, но у нас без корочки дворником то не возьмут, а она о магистратуре в 50 лет. О какой горизонтальной карьере вообще идет речь? Карьеры в гаражной экономике по определению быть не может. Какие города мастеров? С точки зрения государства это все преступники, не уплачивающие налоги. В РФ карьера возможна в ресурсодобывающих отраслях и на госслужбе (в основном в силовом блоке). Все. Никакой конкурентноспособной экономики нет, поэтому нормальных рыночных компаний нет. Тут человек человеку волк, там человек человеку друг, поэтому придерживаться подобных взглядов здесь, по меньшей мере, глупо. Приводить примеры про учителя латыни и чиновника по морскому праву вообще бессовестно. Подобных персонажей, вытянувших счастливый билетик, единицы, основная масса прозябала и прозябает на своих рабочих местах, получая фактически пособие по безработице и выполняя тяп-ляп свою функцию.

  • Анонимно
    15.04.2018 13:22

    Имеющий уши да услышит.

  • Анонимно
    15.04.2018 13:59

    Отличная статья. Именно мои переживания и мысли оформлены в тезисы. Мир действительно меняется и он действительно неопределенный. Надо дать свободу тем кто будет жить и формировать этот мир.

    • Анонимно
      15.04.2018 14:41

      Значит, сейчас у вас нет свободы?

    • Анонимно
      15.04.2018 21:24

      Они не будут формировать мир! Они на это не будут способны, если принять все рекомендации мадам психолога

      • Анонимно
        16.04.2018 10:47

        Будут, будут формировать. Останутся лет через 30 одни, без нас, со своими гаджетами и виртуальными реальностями и сформируют так, как им нравится

    • Анонимно
      16.04.2018 09:49

      Кто вам даст что-то формировать? Что тут поменялось за последние 50 лет? Может появились какие-то отрасли экономики кроме нефти и газа? Страна продает сырье и распределяет вырученные деньги между своими жителями, которые работают тяп-ляп. 100-120 лет жизни это актуально для западных стран. В РФ предел 70 лет, для дальнейшего увеличения продолжительности жизни нужны современная медицина, которую на денег от сырья уже не хватит.

  • Анонимно
    15.04.2018 14:11

    Бред сивой кобылы.Учить не надо качества не надо,горизонтальные связи типа ты мне - я тебе.И найди свой способ заработка в виде вышивания крестиком.Автор статьи нашла.Теперь морочит людям голову своими лекциями и статьями и не плохо на этом живёт.И не надо приводить примеры гибнущей европейской цивилизации когда студентом можно быть до седых волос .Всё самое лучшее человек делает в своей жизни до 40-45 лет.И карьеру и открытия и изобретения.А всё это можно сделать только усердием в получении знаний.А у автора главная мысль - зачем учиться если завтра всё устареет.Помню раньше приезжали с тренингами из столицы проходимцы и заставляли зал креативно орать - я буду бизнесменом и заработаю миллион.Очень похоже что эта статья из той же оперы.

  • Анонимно
    15.04.2018 14:26

    отнимают детство у детей, хотят сделать уже взрослым в 12 лет но природу необманешь, программа детей настолько сложна что многие просто бросают это дело учеба уже в школе. Советское образование это лучшее образование в мире и это оброзавание давало осознанно ребенку выбирать свое направление в жизни .

    • Анонимно
      16.04.2018 09:53

      программа детей - НЕ сложная а проста перегруженная массой не нужных предметов и фактов в них

      Советское образование это лучшее образование в мире
      это очень большое заблуждение. Оно было самое массовое и только. Общественные науки отсутствовали как класс вместо них выдавали кучу ЛЖИ склеенной отвратительнейшей демагогией.

      программы по естественным наукам типа физики, химии, биологии географии не логичны и перегружены для школ.

      более менее была математики да и то до середины 70х

      • Анонимно
        16.04.2018 10:21

        Единственная положительная черта советского, да и российского образования это его доступность. Если есть голова на плечах и желание учиться, тут можно получить бесплатно отличное образование, за которое там придется отвалить кучу бабла. Но по сути его не дают, а человек сам его получает.

  • Анонимно
    15.04.2018 14:54

    Очень перекликается с Лобковским.
    Это тот тип информации, которого всем нам не хватает.
    Мы ломаем детей и ломаем себя. Забывая про свои желания. Про желания и стремления детей. Забывая про настоящую мотивацию.
    Послушав и почитав Лобковского я многое переосмыслил в своей жизни. По крайней мере, перестал контролировать детей и требовать лишнего.

    БО спасибо.
    Искренне

  • Анонимно
    15.04.2018 14:59

    В статье есть подмены. Убирают ножку табурета, подставляют полено и креативно говорят: это кресло.
    Времена всегда одинаковы. Люди всегда одинаковы.
    От человека требуется стать Человеком, духовно развиваться и эволюционировать.

    Автора знаю по другим откликам, у нее есть другие статьи и книги. Может, там есть полезное, не спорю. Но конкретно в этой статье, под видом помощи у читателя наоборот, выбивается психологическая опора.

    Есть еще один новоявленный гуру-психолог на букву Л. Он тоже под видом несения добра в массы рядом с вроде бы правильными вещами переформатирует сознание читателя в сторону расчеловечивания.

    Надо понимать, что психология постмодернизма, индивидуализма, пропаганды неопределенности и отсутствия ценностей - это тоже оружие гибридной войны против нашей страны. Кто в теме - тот поймет. Кто не в теме - интуитивно чувствует, что его пытаются обмануть и внедрить в его сознание чуждые установки.

    Потребитель с гаджетом в руке, умерший точно после выхода на пенсию - вот их идеал. Не психологов, а тех, кто за ними стоит, оплачивает и заказывает им темы опусов. Оно вам надо?

  • Анонимно
    15.04.2018 15:53

    УСЫ ГРУДИНИНА
    Ещё в Риме Сенека-младший говорил: "Мы учимся не для жизни, а для школы". Прошли века, а песня всё та же. Но человечество как-то выжило.
    Интересно, а кто те "специалисты", которые советуют развивать "четыре К"? Не те, ли, кому приказано готовить человека-функцию, "служебного человека"? Так этому уже название дали - "трансгуманизм". Был такой Александр Нариньяни - директор НИИ искусственного интеллекта в Новосибирске. Он всерьез говорил, что эволюция продолжается, и формируется вместо Гомо Сапиенс - е-ГОМО (подобно е-мейл). Его эмбрионы уже ходят по нашим улицам - с гаджетами.
    Согласен с коллегой - автор нашла свой "кружок шумерской вышивки". Кто хочет - вступайте. Кино, ТВ, тоже "переворачивали мир" и ускоряли. Теперь вот новый жупел - "цифровая экономика"
    "Люди, читающие книги, всегда будут управлять людьми, смотрящими телевизор"

    • Анонимно
      15.04.2018 17:28

      Абсолютно с Вами согласен, уважаемый. Одной своей последней фразой Вы перевернули все доводы, приведенные в данной статье. Как указано в статье, коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление - вот качества, которые надо прививать детям. Критическое мышление возникает из собственного жизненного опыта, а в статье - в результате отказа от школы. Лишь человек, который хотя бы что-то читал в своей жизни, проживая жизнь, осознает пережитое и может выразить свою точку зрения, возможно, отличную от прочитанного ранее. Если исходить из интересов ребенка и выдавать это за "критическое мышление", то получится, что его выбор сведется к играм в гаджеты. И в том, что ему нравится больше всего (играх), он будет реализовываться: проявлять креативность, кооперироваться и общаться со своими сверстниками, друзьями по интересам, чтобы решать "сверхважные" задачи - выступать в кланах в онлайн-играх и побеждать другие кланы. И всё, такой ребенок будет потерян, он проживет свою жизнь в виртуальной реальности. Вот к чему приведет.

    • Анонимно
      16.04.2018 12:03

      Фишка только в том, что фраза ваша последняя тоже устарела, как и говорит автор статьи. Кроме книг и телевизора появился интернет, самртфоны и соцсети, информация распространяется стремительно и неудержимо. Сейчас управлять людьми будут те, кто знает, где информацию искать, и как ее фильтровать. И книги тут будут уступать, также как и телевизор, так как показывают и печатают продукт, который готовится определенной группой людей в течение определенного времени. Он устаревает иногда еще до выхода и практически не дает узнать альтернативные точки зрения.

  • Анонимно
    15.04.2018 16:48

    все, что написано, конечно верно, но работает это только в других странах, но не в России. Чтобы зарабатывать и иметь нормальные условия, у нас необходимы именно знания, специальность и должность, а не какая-нибудь креативность, коммуникация и кооперация

  • Анонимно
    15.04.2018 18:05

    Как в пятом элементе - в окружении многочисленных роботов и технологических чудес нужен человек, который выбьет из тебя застрявшую вишенку. Автор транслирует всем свой личный успех и учит всех также жить. То есть ничего не делать - авось повезёт! Я таких авторов с их многочисленными бизнес кейсами и псевдо лайф хаками перестал понимать лет 10 назад. Это бездельники по своей сути.

    • Анонимно
      15.04.2018 19:17

      "То есть ничего не делать - авось повезёт! "

      Осовременный пересказ русских народных сказок про Иванушку -дурачка, золотую рыбку. по щучьему велению.
      Безнен баларга шундый тярбия кирякми. Безнен балалар Алина Загитова га карап ойрянсенняр.

    • Анонимно
      16.04.2018 12:06

      А знаете, вишенку-то выбивает человек разумный и простой, уверенный в себе, а с детства замученный излишним образованием человек еще будет думать, надо ли ударить по спине, стоит ли оно того, денег заранее за спасенную жизнь попросить или нет; а вдруг вам этого и не надо, а он стукнет; а вдруг вы его в ответ стукнете и т.д. :))

  • Анонимно
    15.04.2018 18:48

    УСЫ ГРУДИНИНА
    Хочу добавить. Уважаемый Андрей Ильич Фурсов говорил: "Что нужно оставить и обеспечить ребенку? Хорошее образование, хорошее здоровье, нужные знакомства и социальные связи, фамильную библиотеку".
    Правда, он добавляет, что хорошее образование сегодня можно получить только вопреки системе (сегодняшней "реформированной школе"), только в семье. Как модернизировать (а не "реформировать") школу - вот в чём вопрос. Сколько живу - столько слышу про "выбор учащимся образовательной траектории". Сначала пусть сопли научится вытирать. Если бы шаманы и вожди наших предков спрашивали: "Чему ты хочешь научиться, мальчик?", некому бы сегодня было умничать подобно Грефу о "цифровой экономике".
    Хотя, прочитал биографию автора: институт психоанализа - институт лженауки, придуманной величайшим аферистом Фрейдом. Люди, будьте бдительны!

  • Анонимно
    15.04.2018 18:55

    УСЫ ГРУДИНИНА
    "На заводе будущего весь персонал будет состоять из человека и собаки. Задача человека - кормить собаку. Задача собаки - не позволять человеку прикасаться к оборудованию"
    Уоррен Беннис

    Коммуникация и кооперация.

  • Галеев Зуфар
    15.04.2018 19:52

    Самая Современная (Со-временная) личность - это благородная личность. Она живёт сопрягая прошлое,настоящее и будущее. Её у нас школе не разрешают готовить. Школе дана формировать компетентную личность.
    Тем временем благородная личность могла бы стать (и порй это происходит) надёжной стартовой площадкой и для Т-специалиста, которого могла бы подготавливать высшее и среднее профессиональное образование.
    В целом, за статью спасибо.

  • Анонимно
    15.04.2018 23:11

    Статья компиляция, сумбур мыслей. Родителям нужно прочитать критически и не следовать ей, иначе вырастут тупые, ленивые, созерцательные дети.
    В Германии стараются получить высшее образование, потому что зарплата будет выше, тем более оно почти бесплатное, образовательный кредит можно погасить в течение года работы, без профессионального образования просто не возьмут на работу.
    Учителя начальных классов практикуют, конечно не часто, работу в команде, работа в парах регулярно. Странно что психолог не в курсе
    Детей нужно нагружать в разумных пределах кружками, обычно такие дети хорошо учатся, умеют распределять время
    Мастер своего дела ВСЕГДА ценится в любой сфере
    Живое общение Гугл-переводчик не заменит
    Профессии исчезают постоянно
    Работу надо делать качественно для поддержания репутации, но по принципу разумной достаточности
    И так далее, странная статья

  • Анонимно
    16.04.2018 07:51

    Отношение сначала не однозначное. Но если применять ее советы сложенной в традициях семье, где заложены основные и правильные фундаменты вера, смирение, трудолюбие, уважение к с таршим и послушание, то для внешнего мира будет хорошая форма защиты психики. Но если нравственные приоритеты не заложены, а заложены приоритеты материальные, то следования ее советам приведут к провалу

  • Анонимно
    16.04.2018 10:11

    У меня такое ощущение, что она сама отстала от жизни)

  • Анонимно
    16.04.2018 11:29

    4К - это чего не хватает в школах.
    Согласен и с тем, что детей мы перегружаем кружками всякими и не даем им просто погулять и пообщаться с природой.
    НО в статье неоднозначно написано про все остальное. Мне кажется БО нужно опубликовать еще одну статью автора с реальными и практическими примерами из школьной жизни в формате "ошибка школы и родителей" - как правильно реагировать!

  • Анонимно
    16.04.2018 11:35

    То что дети "впервые" стали разбираться в чем-то лучше родителей - это касается только одного поколения. Когда резко появились компьютеры, телефоны и планшеты, да - дети освоили их быстрее взрослых. А вот теперь эти дети выросли, стали родителями, и они уже во всем этом отлично разбираются, и могут спокойно учить своих детей.

  • Анонимно
    16.04.2018 17:04

    Есть интересная книга про то, что создатели гаджетов своих детей НЕ УЧАТ общаться с компьютером с малых лет. Наоборот, развивают его исследовательскую и познавательную деятельность в школах Мотессори. А все остальное - для лохов!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль