Машиностроение 
23.04.2018

Стив Маттин, главный дизайнер АвтоВАЗа: «Мы искали русскую ДНК. Ничего не нашли...»

Создатель облика Maybach рассказал в КАИ, как вдохновляется баней, борщом и водкой, а в XRay зашифровал двуглавого орла

Этот британец придумал поворотники в боковых зеркалах и «люксовый компакт-кар», дал второе дыхание Maybach и разработал новый скандинавский стиль для Volvo. А теперь он шеф-стилист АвтоВАЗа, определивший лицо XRay, Vesta и SW Cross, и заявляет, что русские будут гордиться LADA. В минувшую пятницу Стив Маттин прочитал вдохновляющую лекцию перед студентами КНИТУ-КАИ и ответил на пару вопросов «БИЗНЕС Online».

Стив Маттин Шеф-стилист АвтоВАЗа, определивший лицо XRay, Vesta и SW Cross, Стив Маттин заявляет, что русские будут гордиться LADA

АНГЛИЙСКИЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР

Жаль, что местных промышленно-экономических боссов на лекции директора по дизайну LADA Стива Маттина не было, а ведь, ей богу, есть чему у него поучиться, да хоть бы и манере общения. Впрочем, дизайнер приехал не ради внимания сильных мира сего – его интересуют молодые дарования для АвтоВАЗа. После лекции он рассказал «БИЗНЕС Online», что впечатление от казанских студентов у него прекрасное: «Была полная аудитория – значит, есть интерес к этой сфере. Видно, что компания им нравится, но пока они не знают всех нюансов. Именно так мы ищем молодые таланты». Насчет полной аудитории – всем нам известно, как студентов сгоняют на подобные лекции, но на этот раз точно был другой случай: слушали действительно с интересом, а после плотной толпой обступили лектора, задавая вопросы.

«Думаю, вы многого не знаете об АвтоВАЗе, а ведь компания переживает трансформацию и уже сильно изменилась с тех пор, как я присоединился к ней 6 лет назад», – без ложной скромности начал Маттин лекцию. Далее он коротко поведал о себе. В автомобилестроении – около 30 лет, карьеру начал в Mercedes-Benz и никогда не думал, что уйдет оттуда, но в 2005 году перешел в Volvo.

Это короткое вступление требует пояснения. В 1987 году Маттин (родился 29 октября 1964 года в английском Бедфорде), получив в университете Ковентри специальность «промышленный дизайн», отправился покорять Mercedes-Benz. И это удалось. Именно он разработал внешний вид автомобилей A-класса. Далее он руководил разработкой дизайна и редизайна S-Class, M-Class, SL, SLK, SLR McLaren, Mercedes Maybach, Grand Sports Tourer.

В 2004 году Маттин ушел в Volvo Car Corporation, которая задумалась о ребрендинге. Там он стал вице-президентом, директором по дизайну, членом правления компании и создал новый стиль шведских авто: из-под его «пера» вышли, к примеру, компактные Volvo S60/V60 и кроссоверы XC60, V40 и XC40. Далее, по слухам, Маттин повздорил с руководителем китайского концерна Geely, которому принадлежит контрольный пакет акций Volvo, которому не понравился дизайн S60, и Стив ушел на вольные консультантские хлеба, начал преподавать.

А в 2011 году Маттин ко всеобщему удивлению принял предложение стать главным дизайнером АвтоВАЗа (входит в альянс Renault – Nissan – Mitsubishi). «Почему я приехал на ВАЗ? – обратился к аудитории КАИ Маттин. — Все просто – это шанс многое изменить». Дело в том, что после вхождения в 2008 году в группу Renault ВАЗ, по сути, решил начать жизнь с чистого листа, соответственно, ему понадобился суперпродвинутый дизайнер, чтобы создать новый бренд. Маттин дал понять студентам КАИ, что такой шанс выпадает раз в жизни. В Mercedes и Volvo у него не было такой свободы действий – довлели сильные дизайнерские традиции этих компаний, а в России надо было совершить революцию. «Мне очень повезло – руководство дало мне белый лист», – рассказал он. И боссы ВАЗа не просчитались. На Московском автосалоне – 2012 публике хорошо прочистили мозги формами концепта XRay. Затем были XRay 2 и Vesta, утвердившие новый дизайн. Что важно, прототипы почти мгновенно превратились в серийную продукцию.

«АВТОМОБИЛИ БОЛЕЕ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СТОРОНУ»

Главный тезис, который Маттин продвигал на лекции, – это то, что сегодня при выборе автомобиля покупатели все больше руководствуются не рациональными соображениями, а дизайном: «Дизайн сейчас продает больше, чем что-либо другое. Поэтому автомобили более ориентированы на эмоциональную сторону, и мы тоже должны делать продукты более эмоциональными». Этого совершенно не было у продукции АвтоВАЗа.

«Когда в 2011 году мы начали думать о новом дизайне, то для начала решили определить, есть ли типичная русская дизайнерская ДНК, которую мы можем развивать, – рассказал Маттин. – На Volvo мы продвигали скандинавский дизайн, с его простотой и чистотой форм». Но в России таких традиций не оказалось. Что можно было положить в основу нового дизайна LADA? Равняться на прежние модели с их специфическим (мягко говоря) внешним видом было бы странным. Впрочем, тут Маттин с большим уважением напомнил, что был автомобиль-икона – внедорожник «Нива». Но все же это было слишком давно – 35 лет назад.

«Не хватало сильной ДНК – дерзости, эмоциональности, – вспоминает тяготы творческого поиска британец. – Мы постарались идентифицировать наш бренд, а потому для начала рассмотрели все другие. У кого самое сильное лицо? Audi, BMW мгновенно узнаваемы по решетке радиатора лица. А ведь у многих компаний такого нет. Почему это так важно? Это как человеческое лицо: сложно запомнить имя, но лицо запомнишь всегда, потому что оно индивидуально. Поэтому идея была создать всегда узнаваемое лицо».


Но как это сделать в автомобилестроительном мире, где, казалось бы, все уже придумано? И тут на помощь пришла специфика России. «Когда я приехал сюда, прежде всего обратил внимание на обилие контрастов: между летом и зимой, когда кажется, что нет ни весны, ни осени, а сразу становится холодно или тепло; между блестящими городами и отдаленными деревнями; между Тольятти и Москвой. И мы решили использовать тему контраста. Так родилось то, что сейчас принято называть Х-дизайном и Х-лицом, – баланс резких элементов и простых форм. Мы создали Х-лицо для всего семейства, но у каждого авто свой характер», – объясняет Маттин. По утверждению вазовца, его команде удалось совершить дизайн-революцию – изменить восприятие бренда LADA, а потому сделанным на ВАЗе он гордится больше, чем достигнутым на Mercedes-Benz.

Попутно Маттин не забыл прорекламировать новинку – SW Cross: «Эта машина разработана в связи со спецификой российских дорог. Вчера ехал из Тольятти в Казань. Это пример плохих дорог. Но это ничего, если у тебя колеса больше и клиренс выше. К тому же известно, что русские любят водить не только по улицам, но и вне их».

Естественно, топ АвтоВАЗа призвал студентов идти на его завод: «Горжусь командой – говорю про всю компанию. ВАЗ – отличное место для работы, сегодня это компания, которая устанавливает новые стандарты. Мы ищем творческих людей на всех факультетах. Вы изучаете аэродинамику, и нам это важно. Очень много работы в цифровом формате. Вся наша команда в московском дизайнерском центре – это вчерашние студенты».

Интересно в этой связи, что как раз на прошлой неделе «Шведское телевидение» опубликовало документальный фильм с откровениями другого иностранца – Бу Андерссона, изгнанного с поста президента АвтоВаза в 2016 году. «Каждый день кажется потраченным впустую. По сравнению с ГАЗом тут все в 10 раз сложнее. Все время словно продираешься через дерьмо», – приводится его цитата.  Что ж, хочется верить Маттину...


«БАНЯ, БОРЩ, ВОДКА...»

После лекции корреспондент «БИЗНЕС Online» задал зарубежному светилу пару вопросов.

– Стив, многие считают, что у машин ВАЗа непритязательный вид, как и во времена, когда на дорогах властвовали «девятки», «десятки», «99-е»...

– Это не так. Нужно понимать, что раньше не было столько брендов на рынке и, соответственно, не было проблемы продать автомобиль. Наша задача – показать миру новое лицо LADA. Меня многие журналисты спрашивают: «Вы не скопировали Mitsubishi?» (есть и обратная точка зрения, что Mitsubishi кое-что позаимствовал у LADA – прим. ред.).

Это хорошо! У меня друг недавно занял достаточно большой пост на одном из китайских автозаводов. Так вот, он своим коллегам сказал напрямую, что их продукция – копия того, что сейчас делает LADA (передняя часть хетчбэка Landwind X2 напоминает XRayприм. ред.). Это очень круто, что мы начали устанавливать тренды.

– Хотите сказать, сейчас LADA покупают из-за дизайна?

– 10 лет назад никто бы не сказал: «Я купил LADA, потому что мне понравился ее внешний вид». Вопрос был только в цене. Раньше не было конкуренции, и бренд не развивался. А теперь появился XRay. Люди поражались, когда видели его на дорогах. Владельцы BMW и Mercedes были счастливы видеть крутой российский автомобиль, из окон фотографировали. Меня ГАИ несколько раз останавливала – просто потому, что полицейские хотели посмотреть автомобиль. Vesta SW Cross, несмотря на то, что это самый дорогой автомобиль АвтоВАЗа, очень хорошо продается (очередь на выкуп авто расписана на 6 месяцев вперед – прим. ред.). Сейчас я езжу на XRay, а со следующей недели пересяду на SW Cross.

– Так все-таки существует ли такое понятие, как «русский дизайн»?

– Сложно понять, что собой представляет русский дизайн. В советское время дизайн никак не продвигали. «Жигули» – это «Фиат». То есть не было истории дизайна. Ничего не могли найти, чтобы получить вдохновение для его развития. Но чем больше ты проникаешься страной, тем больше вдохновения для дизайна. Если взять символ России, двуглавого орла, то вы увидите его в Х? Возможно, вы даже не замечали этого!

В России больше контрастов, чем в любой другой стране мира, и мы пытаемся привлечь эту идею сложных контрастов в дизайн. Очень много традиций: баня, борщ, водка... Выходные проведу в Казани – буду гулять, пойду в галереи, музеи, посмотрю исторические здания. Для меня это все собирание визуальной  информации, и, возможно, в будущем это как-то отразится на дизайне нового автомобиля.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.04.2018 08:25

Хорошо, что такие люди приезжают работать в Россию и дают движение вперед нашей стране

  • Анонимно
    23.04.2018 08:25

    Хорошо, что такие люди приезжают работать в Россию и дают движение вперед нашей стране

  • Анонимно
    23.04.2018 08:25

    Надо его срочно на КамАЗ. Пусть татарскую ДНК ищет. Покажет что это лучшая эволюция на Земле

    • Анонимно
      23.04.2018 10:08

      Стив Маттин - татарин. Но пока он об этом не знает. Его лозунг: "Без булдырабыз!"

    • Анонимно
      23.04.2018 14:33

      На Камазе техническую библиотеку тоже ликвидировали и уничтожили. Так что ничего он не найдёт.

  • Анонимно
    23.04.2018 08:40

    Молодец! Удачи ему!

  • Анонимно
    23.04.2018 10:03

    АвтоВАЗа (входит в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi)

    Японо французкий завод?

    • Анонимно
      23.04.2018 12:33

      Франко-российско-японский. «Renault s.a.s» — 50 % (-1 акция); госкорпорация «Ростех» — 32,87 %; «Nissan International Holdings B.V.» — 17,13 %.

  • Panda
    23.04.2018 11:38

    Дизайн это просто оболочка.

    Почему иномарки ценятся - потому что реже ломаются. И если купил запчасть так она точно лучше той, которую заменяешь, на тазиках же иногда новая купленная запчасть хужей той, что хотел менять

    Нам в певрую очередь нужны надежные машины... Не до дизайна

    • Анонимно
      23.04.2018 12:35

      Как вы тогда объясните ошеломительный успех в свое время Range Rover Evoque? Надежность на уровне Лады того времени, а за машиной очереди стояли? Или Mini, тоже особенной надежностью не отличается, размером со стиральную машину, а цена на уровне большого джипа.

      • Анонимно
        23.04.2018 14:20

        успех - понятие относительное, в абсолютном выражении продажи рейнджей капля в море, у их покупателей на первом месте престиж (или понты))) х5 поломучее будут, но хотя бы ездить умеют)))

    • Анонимно
      23.04.2018 16:30

      езжу на ВАЗ 2114 2007 года, ничего не менял кроме тормозных колодок.

  • Анонимно
    23.04.2018 11:59

    К сожалению,в силу сложившихся причин,страна отстает в машиностроении да и в других областях.Только приглашая иностранных специалистов можем двинуться вперед и чему то поучиться у них.На это нужно время.

    • Анонимно
      23.04.2018 13:16

      Знаете почему бразильцы лучшие футболисты в мире? У них везде футбольные поля и на них всегда играют. Надо воспитывать свои кадры, отсылать их на стажировки и стимулировать, чтобы они возвращались. И лет через 20 никаких "в силу причин" просто не будет.

  • Анонимно
    23.04.2018 12:09

    Как был убогий наш автопром так и остался.

  • Анонимно
    23.04.2018 13:11

    Х это не икс, это Хэ.
    Хэ как много в этом звуке, это и сил ДНК, в России все через Хэ, Хэ это начало жизни, а когда ничего не получается все идёт на Хэ.

    Удивительно, но только взгляд со стороны помог понять это.

  • Анонимно
    23.04.2018 13:31

    Лицо хорошее стало, а вот эти иксы по бокам просто ужас. У колес, где просятся мышцы и мясо - наоборот дистрофичные провалы

    Хотя не мне судить, мне мой квадратный wrangler эстетически нравится больше ауди

  • Анонимно
    23.04.2018 14:21

    Дело в качестве,если ВАЗ-ТАЗВЕДРО выпускал по качеству как КИА население предпочло бы родное.Ваз можно покупать,когда сдал на права учится,и поездка из дома на дачу,в исключительных случаях таксовать(пока ее не похорониш)Качество еще раз качество деталий.Если на отечественные кузова ставили детали и за бугра,я думаю тогда ЖИГУЛИ бы пошли в народ.Лично у меня шевроле 10лет меняю только расходники пробег260000.Сцеплением не повезло хватает на50000тыс.

  • Анонимно
    23.04.2018 14:32

    После того, как выкинули всю техническую библиотеку Автоваза, он заявляет, что ничего не нашли?
    От таких правды не дождешься.

  • Анонимно
    25.04.2018 09:54

    SW Cross- лучший автомобиль в своем классе и лучший автомобиль в ценовом диапазоне до 1 млн руб. Спасибо, Стив

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль