Общество 
26.04.2018

В Китай зашли, а в Татарстан не получается: переработчик шин завис между двумя ТОСЭРами

Амбициозные калужане хотят открыть 25 мини-заводов по выпуску вторичного каучука по всему миру, один из первых — в Нижнекамске

Поставщик сырья для шинников, который планирует полностью заместить своим продуктом импорт в Россию вторичного каучука, стал показательной иллюстрацией тех сложностей, с которыми сталкивается малый бизнес в попытках разделить с крупными инвесторами льготы ТОСЭРов. Проект, поддержанный президентом республики, не проходит в ТОСЭР «Челны» по инвестпорогу, а в Нижнекамске препятствием могут стать поставки на «Нижнекамскшину» как на градообразующее предприятие.

Вытеснить китайцев и индийцев с отечественного рынка вторичного каучука для шинной промышленности намерен представитель Машиностроительного кластера РТ, производственное предприятие «Бонус» Вытеснить китайцев и индийцев с отечественного рынка вторичного каучука для шинной промышленности намерен представитель машиностроительного кластера РТ, производственное предприятие «Бонус» Фото: ©Кирилл Брага, РИА «Новости»

ДВЕРИ ОТКРЫТЫ, ДА ПОРОГ ВЫСОКОВАТ

Вытеснить китайцев и индийцев с отечественного рынка вторичного каучука для шинной промышленности намерен представитель машиностроительного кластера РТ, производственное предприятие «Бонус». В настоящее время компания, материнская площадка которой располагается в Малоярославце Калужской области, нацелена на нижнекамский ТОСЭР с его якорным потребителем — «Нижнекамскшиной», под эти задачи уже создается отдельное юрлицо «Бонус-Кама». Всего же калужане в сотрудничестве с кластером, который базируется в Набережных Челнах, намерены за несколько лет организовать 25 производств по всему миру и сейчас ведут переговоры с потенциальными партнерами по совместным предприятиям.

Будущий татарстанский завод «Бонус-Кама» на сегодняшний день представляет только его будущий директор Рустем Галиев — челнинский предприниматель и владелец турфирмы «Саяр», который предпочел нижнекамский ТОСЭР аналогичной территории в автограде. Интересно, что поставки на «Нижнекамскшину», ради которых и затевается местный проект, сами по себе могут стать препятствием для получения статуса резидента именно в городе нефтехимиков.

«Нижнекамскшина» относится к градообразующему промышленному комплексу, а регламент ТОСЭРа позволяет резидентам поставлять на такие предприятия не более половины своей продукции. Тем не менее разместиться в Челнах для компании еще более проблематично, так что выбор площадки вынужденный. Это ясно из обозначенных Галиевым параметров будущего производства: каждая из 25 площадок предполагает на первом этапе инвестиции порядка 20 млн рублей и 12–16 человек штата. Таким образом, через нижнекамский инвестиционный и кадровый порог, который составляет, соответственно, 20 млн рублей и 15 рабочих мест, «Бонус-Кама» перепрыгивает, а челнинский — 50 млн рублей и 30 рабочих мест — преодолеть не может.

Ситуация «Бонус-Камы» показательно иллюстрирует затруднения малого бизнеса по вхождению в ТОСЭР «Набережные Челны» и механизмы его миграции в более демократичные льготные зоны с лояльными требованиями. Речь об этом, напомним, заходила на недавней интернет-конференции «БИЗНЕС Online» с куратором челнинского ТОСЭРа Ильдаром Тимергалиевым, который рассказывал, как компании с небольшими кадровыми потребностями вынуждены, условно говоря, нанимать по «20 дворников», чтобы соответствовать требованиям особой территории. В настоящее время МСБ присутствует в челнинском ТОСЭРе, но весьма ограниченно — практически половину списка действующих резидентов занимают крупняки уровня Haier, «Татэлектромаша», АПК «Камский». Проблема не только известна на уровне республики, но и положительно рассмотрена — минэкономики РТ уже дало свое согласие на снижение порогов для Челнов до нижнекамских показателей, однако окончательное решение будет принимать минэкономразвития РФ.

Эльдар Тимергалиев рассказал, как компании с небольшими кадровыми потребностями вынуждены нанимать по «20 дворников», чтобы соответствовать требованиям особой территории Эльдар Тимергалиев рассказал, как компании с небольшими кадровыми потребностями вынуждены нанимать по «20 дворников», чтобы соответствовать требованиям особой территории Фото: prav.tatarstan.ru

ПРОСТАЯ СХЕМА НА 50% РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Проект «Бонуса» рассчитан на то, чтобы сыграть на изменениях в федеральном законе «Об отходах производства и потребления», в котором с 1 января этого года появился запрет на захоронение отработанной резины — шин, покрышек и всего остального, что поддается вторичному использованию. Регенерат, или вторичный каучук, новое оборудование для производства которого придумали и собрали еще в 2014 году калужане, изготавливается из резиновой крошки и идет дальше на производство резиновых смесей и новых шин. В производстве скоростных шин, к примеру, используется до 14% регенерата, сельскохозяйственных — до 50%, а резиновые автомобильные коврики или покрытия для спортплощадок делаются из него целиком. В настоящее время российские шинники потребляют в год порядка 50 тыс. т. регенерата, из которого только 10 тыс. производятся в стране, причем не самым экологически чистым методом. Остальные 40 тыс. т завозятся из Индии и Китая, где также эксплуатируется «грязное» производство.

Запатентованное калужанами оборудование позволяет выбросить из технологии умягчители и прочие химические добавки, доведя производство до современного уровня безопасности. Китайцы уже оценили преимущества — вторым заводом «Бонуса» после собственной площадки стало производство в китайском городе Мааньшань, на базе корпорации Red Sun. СП с китайцами работает уже около трех лет, а сейчас в стадии реализации еще три проекта: в Ростове-на-Дону партнером компании стал индивидуальный предприниматель, в Москве — ООО «Экошина», в Петрозаводске — ООО «Экорегенерат». Модель бизнеса довольно проста: поскольку всякое производство шин или РТИ подразумевает наличие под боком переработчика резины в крошку, а промежуточного звена — переработки крошки в регенерат — ни у кого нет, «Бонус» намерен занять эту нишу, предлагая машины одному из участников цепочки.

«Размещать все машины на одном заводе невыгодно по себестоимости, проще поставить по одному заводику возле потребителя или возле поставщика сырья, — рассказал „БИЗНЕС Online“ руководитель проекта в Татарстане Галиев, — В Татарстане, например, якорные потребители — это „Нижнекамскшина“ и казанский „Кварт“. Потенциал по поставкам резиновой крошки в республике большой — производства есть в Набережных Челнах, Камских Полянах, Менделеевске, Тюлячах... Мы со всеми ведем переговоры, на первых парах будем закупать сырье у нескольких предприятий и закроем всю потребность по региональной части проекта. Тиражирование производства за рубежом и в других регионах означает совместные инвестиции: мы вкладываемся в СП машинами, а производитель крошки или конечных РТИ использует их на своей площадке. Сырьевое производство таким образом сможет отгружать шинникам готовый к применению продукт, а если партнером выступает основной заказчик, он сможет сам обеспечивать себя сырьем, отказавшись от закупок из-за рубежа».

Таким образом, 25 заводов покроют весь объем импортозамещения регенерата — 40 тыс. тонн в год. Каждый завод при реализации всех этапов проекта обойдется соинвесторам в 50 млн рублей, из которых 20 млн рублей стоят собственно машины — по 2 штуки на каждой площадке, еще 20 миллионов — это капитальные затраты на здание и инженерные сети, а также 10 млн рублей — стоимость линии по производству резиновой крошки. Впоследствии компания намерена отказаться от закупок сырья и самостоятельно принимать резиновые отходы на утилизацию. Отметим, при полных вложениях и при нынешнем инвестиционном пороге «Бонус» прошла бы в челнинский ТОСЭР, но ставить линию для измельчения резины пока бессмысленно, поскольку утилизация — это лицензируемая деятельность, а на получение лицензии нужно не менее полугода. Кроме того, сразу строиться «Бонус-Кама» тоже не планирует — по словам Галиева, который сам возглавит завод в Нижнекамске, для начала они зайдут на аренду и уже присмотрели помещение в промзоне города. Следовательно, первоначальные инвестиции ограничатся 20 миллионами. Все реализованные проекты и те, которые еще остаются в процессе подготовки, включая нижнекамский, профинансированы калужанами за свой счет.

Согласно презентации проекта, чистый доход от двух машин должен составлять 1,05 млн рублей в месяц; от линий резиновой крошки, когда до них дойдет очередь, — еще 1,6 млн рублей в месяц. Рентабельность проекта заявлена на уровне 50%, а предельный срок окупаемости — 1,5–2 года. Сейчас рыночная стоимость регенерата в России держится на уровне 40 тыс. рублей за тонну. Когда заводы «Бонуса» начнут собирать отжившие покрышки на утилизацию, то с каждой тонны отходов они будут получать еще по 7–9 тыс. рублей за услугу.

НА «НИЖНЕКАМСКШИНУ» И «КВАРТ» ЗАШЛИ ЧЕРЕЗ ПРЕЗИДЕНТА

Калужская группа «Бонус» невелика, но вполне респектабельна. Ее основным собственником является Михаил Макаров (85% в головной компании). За 2016 год материнское ООО отчиталось о 90,5 млн рублей выручки и 4,6 млн чистой прибыли. Для компании производство регенерата — проект диверсификации. Основным ее продуктом на сегодня являются испытательные стенды и оборудование для тестирования топливной аппаратуры, в том числе камазовской, так как «Бонус», несмотря на скромные масштабы, остается монополистом на российском рынке — предприятие берет технологиями и опытом. Компания была основана в 1993 году, пережила 1990-е и осталась единственным производителем испытательных стендов. Машина для регенерата оказалась итогом посткризисных поисков новых ниш на рынке в начале 2010-х годов. Она собирается в Малоярославце с нуля, за исключением поставок мелких комплектующих, которые в основном производятся в Челнах. Именно благодаря этим поставкам «Бонус» стал хорошо известен участникам машиностроительного кластера и в конце концов сам вошел в его состав.

«Через кластер мы нашли многих партнеров для проекта, в частности сырьевых, — рассказал Галиев. — Кроме того, кластер полностью консультирует по господдержке — по получению статуса ТОСЭР и участию в различных программах финансирования по линии Камского центра кластерного развития, ИННОКАМа и региональных министерств — минпрома и минэкономики. Финансовой помощи мы пока не получали, потому что „Бонус-Кама“ еще только регистрируется, но, к примеру, чтобы зайти на „Нижнекамскшину“ с поставками, необходимо иметь сертификаты систем менеджмента качества — те же стандарты ISO, ГОСТы и прочее. Сопровождение этих процессов субсидируется в РТ по линии центра кластерного развития».

«Бонус-Кама» провела переговоры с «Квартом» и нижнекамскими шинниками, к которым, учитывая обилие желающих зайти на предприятие с поставками, на кривой козе не подъедешь «Бонус-Кама» провела переговоры с «Квартом» и нижнекамскими шинниками, к которым, учитывая обилие желающих зайти на предприятие с поставками, на кривой козе не подъедешь Фото: prav.tatarstan.ru

Кроме регламентных тосэровских барьеров, иных сложностей перед компанией не стоит, проект поддерживает руководство республики. Президент РТ Рустам Минниханов уже дважды ознакомился с бизнес-планом — на форуме в Сочи и на инвестиционном совете в Казани. Итогом стал протокол, позволивший «Бонус-Каме» вести переговоры с «Квартом» и нижнекамскими шинниками, к которым, учитывая обилие желающих зайти на предприятие с поставками, на кривой козе не подъедешь. Нижнекамск тоже принял проект с распростертыми объятиями: по словам Галиева, исполком сопровождает их от и до — помогает выбрать площадку, не настаивая на промпарках, которые надо продвигать, помогает даже в оформлении юрлица.

«Единственное, что нам сейчас требуется, — это время, — говорит Галиев. — Испытания и сертификация — это всегда долго, но нас слышат, выставляют требования по характеристикам регенерата, мы их отрабатываем, процесс идет. Первые образцы регенерата, полученного на новом оборудовании, уже испытаны и одобрены, в конце апреля – начале мая будут протестированы предпромышленные партии».

«Бонус-Кама» видят первыми потенциальными клиентами или партнерами ближайших к Татарстану производителей автошин — ульяновский завод Bridgestone, кировский Pirelli. Буквально в эти дни в немецком Ганновере на выставке инноваций Hannover Messe 2018 первый зампредправления машиностроительного кластера РТ Альмира Хафизова представляет оборудование «Бонуса», рассчитывая найти партнера в Германии для выхода на европейские рынки под маркером «сделано в ЕС». Одновременно кластер ведет переговоры с чехами и финнами.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Вот это радует!

  • Анонимно
    26.04.2018 08:27

    Занимались когда-то утилизацией шин и в ТАССР.

  • ПанАлекс
    26.04.2018 09:22

    Гладко было на бумаге да забыли про овраги. Не получается у меня в цифрах такие радужные перспективы! Бизнес-план студенты что ли писали? Вот и в 2012 мне такие же перспективы 50% рентабельности рисовали от "новейших заводов" по резке шин в крошку и изготовления резинового покрытия, к чему был скептически настроен: не видел конечного платежеспособного покупателя. К сожалению оказался прав. Не слишком это прибыльное дело. Да и заводиков, "производящих крошку" развелось немало. Хотя может там и будет фишкой ноу-хау по получению регенерата. Да и сведения про утилизацию шин и изготовления покрытий из крошки у меня уже устарели. Влас может поинтересоваться процессом утилизации шин и использованию крошки у своих арендодателей...

  • Анонимно
    26.04.2018 09:44

    ну ждите рейдера))))

  • Анонимно
    26.04.2018 10:41

    Бред какой-то. Если бизнес рентабельный на кой черт им этот тосэр? Как остальные-то работают без этих тосэров? Давайте весь бизнес тогда переведём в эти льготы!

  • Анонимно
    26.04.2018 11:50

    Нельзя шинный завод сажать под этих проходимцев. В стране их очень много развелось, так называемых " импортозамещателей". Откуда слова только придумывают , спаси господи .

  • Анонимно
    26.04.2018 11:52

    На одном из сайтов бесплатных объявлений продается аналогичный завод - непонятно тогда почему, это же так выгодно?

  • Анонимно
    26.04.2018 12:47

    Неспроста регенерат подмешивают только к шинам низкоскоростной сельскохозяйственной техники.
    На высокоскоростных для легковых автомобилей по всей видимости есть засада связанная с безопасностью вызванная особенностями ранее вулканизированного каучука.
    Иначе бы мировые производители давно Калужских гениев выкупили с потрохами, дали высокие должности и много денег.
    По моему мнению, это классическая крошка, просто мелко накрошенная и девулканизированная дешевым реагентом.
    Ничего прорывного и уникального нет.
    Такие установки, считаю, надо ставить одну штуку на 3...4 города для утилизации старых шин.

  • Анонимно
    26.04.2018 12:59

    бизнес стоит в том чтоб продать оборудование. все это для красивого словца переботка резины закрыта в Камских Полянах, Менделеевске, Тюлячах при том уже давно.

  • Анонимно
    26.04.2018 17:16

    Здорово, что машиностроительный кластер РТ, финансируемый из бюджета РТ, продвигает в ЕС продукции предприятия из Калужской области.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль