Общество 
26.04.2018

«Рустам Нургалиевич, и вы недорабатываете, и мы все недорабатываем»

День Тукая: что президент РТ ответил Валееву и почему главную татарскую премию в области культуры получил глава «Таттелекома»

Четырьмя новыми лауреатами пополнилась сегодня премия им. Тукая, которой в этом году исполняется 60 лет. На торжественной церемонии в казанской опере побывал и «БИЗНЕС Online». О том, как потратит лауреатские 500 тыс. гендиректор «Таттелекома», что думают о вчерашнем заседании Госсовета татарские литераторы, как обстоит дело с родным языком в Якутии, — в нашем материале.

Лутфулла Шафигуллин Лутфулла Шафигуллин: «Премия — это большое дело, половину планируем передать строящемуся дому-музею Тукая в Казани, а другую половину — в детский дом, потому что Тукай тоже был сиротой»

«ТАТАР АКЫЛЫ ТӨШТӘН СОҢ»

Лутфулла Шафигуллин сегодня стал лауреатом премии им. Тукая. Пожалуй, новость о присуждении престижной награды в области культуры известному бизнесмену могла подхлестнуть интерес к сегодняшней церемонии, все-таки в последние годы часто Тукаевскую премию получали не самые известные публике деятели искусства, однако вчерашнее заседание Госсовета РТ, где неожиданно смело и остро был поставлен вопрос о судьбе родного языка в качестве школьного предмета, перебило привычную повестку в День родного языка. Поэтому того же Шафигуллина сегодня встречали в театре им. Джалиля и как республиканского парламентария. «Нет, не опоздали, ведь в Госдуме проект нового закона еще не прошел, я думаю, наши голоса там услышат. Если мы вчера на сессии принимали обращение, то наш президент решал этот вопрос в Москве. Думаю, все будет нормально», — так гендиректор «Таттелекома» отреагировал на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, не запоздал ли местный парламент с реакций на внесение в Государственную Думу законопроекта о факультативности изучения родного языка.

Сообщил Шафигуллин и о том, как потратит положенные лауреату 500 тыс. рублей: «Премия — это большое дело, ее половину мы планируем передать  строящемуся дому-музею Тукая в Казани, а другую половину — в детский дом, потому что Габдулла Тукай тоже был сиротой. Эта премия толкает вперед, еще что-то сделать, и есть кое-какие планы, думаю, мы справимся, даст Аллах». Напомним, что меценат — руководитель «Таттелекома» номинировался вместе с пресс-секретарем организации, писателем Рустамом Закуаном за большой вклад в развитие культуры, возрождение духовности, сохранение национальных ценностей и исторического наследия народов, проживающих в Татарстане. «Творческая группа ПАО „Таттелеком“», к примеру, создала литературно-скульптурный парк в селе Новый Кырлай, где провел детство маленький Тукай, — и это только один из проектов, реализованных Шафигуллиным.


Тут же, в фойе казанской оперы, мы встретили другого депутата Госсовета РТ, Разиля Валеева, и вновь вернулись к главной теме вчерашнего дня. Именно Валеев на вчерашнем заседании позволил себе невиданное — критику президента Татарстана за «недоработку» в языковом вопросе. Оказалось, что поэт-депутат уже успел обсудить этот вопрос с Рустамом Миннихановым. «Я не мягко покритиковал президента, а достаточно крепко, — сказал Валеев „БИЗНЕС Online“. — Только что с ним общался, президент не обиделся на мои слова, говорит, дескать, ты сказал, что я недорабатываю. А я ему: „Рустам Нургалиевич, и вы недорабатываете, и мы все недорабатываем“».

Считает, что нынешних мер по защите татарского языка недостаточно, и муфтий РТ Камиль Самигуллин. «Вчера к нам приехала делегация из Казахстана, они говорили на казахском, мы — на татарском, получилась хорошая беседа. Они очень удивились, что в Казани мало говорят на татарском языке. Это показатель того, что у нас дела обстоят не так хорошо. Что мы делаем для улучшения ситуации? Мы завершили в 10 мечетях курсы татарского языка, в пятницу будем вручать сертификаты. Собираемся их продолжить», — рассказал нашему корреспонденту Камиль хазрат.

Рабит Батулла «Татар акылы төштән соң», — сказал Рабит Батулла, вспомнив, что в ноябре 2017 года Госсовет РТ единодушно проголосовал за отмену обязательного изучения в школах татарского языка

А вот известные татарские литераторы и вовсе не увидели особого героизма во вчерашнем обращении местных депутатов к спикеру Госдумы Вячеславу Володину. «Все это было взято не с воздуха, международная организация по защите языков коренных народов сказала свое слово, тогда и наши депутаты оживились, зная, что обращение ляжет на стол Путина», — считает писатель, главный редактор газеты «Мәдәни җомга» Вахит Имамов. «Татар акылы төштән соң (татарин задним умом крепок — прим. ред.)», — вспомнил известную поговорку литератор Рабит Батулла, добавив, что в ноябре 2017 года Госсовет РТ единодушно проголосовал за отмену обязательного изучения татарского языка в школах.


МИННИХАНОВ: «ВЧЕРА БЫЛА СЕССИЯ ГОССОВЕТА РТ, И ОБСУЖДЕНИЯ В ТАКОМ НАПРАВЛЕНИИ НУЖНЫ»

Сама церемония вручения премии началась после того, как в зал вошел президент Татарстана в сопровождении председателя Госсовета Фарида Мухаметшина. Ведущие праздника через некоторое время пригласили на сцену главу республики объявить имена лауреатов и поздравить их. Минниханов после традиционных поздравлений в День родного языка уже не в первый раз напомнил о важности его изучения.

«В творчестве Тукая важное место занимает родной язык. Вопрос родного языка — и сегодня вопрос, который нас волнует. Каждый год в мире многие национальности теряют свой родной язык. К сожалению, и в нашей стране есть люди, которые в „языковом вопросе“ мыслят иначе», — сказал Рустам Нургалиевич и вспомнил о заседании республиканского парламента. «Вчера была сессия Госсовета РТ, и обсуждения в таком направлении нужны. Если не мы сами сохраним наш язык, кому он нужен? Он нужен нам. Мы должны сохранить родной язык, культуру, наследие, которое бы передавалось из поколения в поколение. Разумеется, для этого нам нужно быть едиными. Чтобы сохранить наш язык, необходимо приложить много усилий», — заключил президент Татарстана.

Камиль Каримов Камилю Каримову премию присудили за книги «Карурманда кара песи: повестьлар һәм хикәяләр», «Игезәкләр йолдызлыгы: романнар»

Помимо Шафигуллина и Закуана, в этом году было еще два лауреата главной награды республики в области культуры и искусства. Первым на сцену позвали лауреата Тукаевской премии – 2018 Камиля Каримова: писателю присудили ее за книги «Карурманда кара песи: повестьлар һәм хикәяләр», «Игезәкләр йолдызлыгы: романнар». Еще до начала церемонии Каримов признался «БИЗНЕС Online», что давно стремился стать обладателем престижной премии: «Я не скрываю, что выдвигался на Тукаевскую премию в четвертый раз, — это нормальное явление, нормальное произведение рождается в борьбе. Если бы мне дали ее с первого раза, то я бы засомневался: а почему так легко досталась?» Художник Михаил Кузнецов, удостоившийся премии за серию работ «Белые холсты. Народы Поволжья», поблагодарил татарстанцев за оказанное доверие, а Шафигуллин  прочел четверостишие из «Тормыш» Тукая.

Михаил Кузнецов Михаил Кузнецов удостоился премии за серию работ «Белые холсты. Народы Поволжья»

Напомним, что премии, носящей имя великого татарского поэта, в этом году исполняется 60 лет. Впервые ее вручили в 1958-м: тогда первых лауреатов поделили на три группы. Первой премией решили наградить посмертно не вернувшегося с войны композитора Фарида Яруллина за балет «Шурале». Вторую получил Назиб Жиганов за оперу «Джалиль», а также Ахмед Файзи за роман «Тукай» и активную работу по популяризации творчества поэта. Третья премия досталась театральному коллективу Камаловского театра (режиссер Шариаздан Сарымсаков, художник Анас Тумашев, артисты Халил Абжалилов, Фатых Кулбарисов и Асия Хайруллина) за спектакль «Без ветрил».

Во время сегодняшней церемонии, кстати, был показан отрывок из спектакля «Без ветрил», который сейчас идет в Камаловском театре в постановке Григория Цхвиравы. Выступили Венера Ганеева, Алина Шарипжанова, арию из оперы «Алтынчәч» исполнила молодая прима казанской оперы Гульнора Гатина. Завершилось мероприятие коллективным исполнением «Туган тел» («Родной язык») Тукая, к которому стоя присоединился зал. В следующем году у неофициального гимна татарского народа будет юбилей — 110 лет со дня написания.

... Возле оперного театра состоялся традиционный для 26 апреля праздник поэзии

«В РУМЫНИИ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ ОБЩАЮТСЯ 70–80-ЛЕТНИЕ СТАРИКИ»

Через час после окончания церемонии здесь же, возле оперного театра, начался традиционный для 26 апреля праздник поэзии. Накануне ходили упорные слухи, что сегодня литературное мероприятие якобы должно превратиться в настоящий митинг в защиту родного языка, но этого не произошло.

Но вопрос о том, не исчезнут ли татары в современную эпоху глобализации, витал в воздухе и звучал из уст выступающих представителей татарской интеллигенции. Самым высокопоставленным гостем праздника была, пожалуй, заместитель председателя Гоосовета Римма Ратникова. Она рассказала «БИЗНЕС Online» о том, почему вчера татарстанский парламент так жестко отреагировал на новую федеральную законодательную инициативу. «В принципе, мы уже почти было договорились, почти было уже согласовали, приняли соответствующие меры там, где нас упрекали, все уже было расставлено по местам... А тут началась новая атака со стороны федерального центра, именно этому и был посвящен данный разговор. Мы считаем, что статус языков, родных языков должен сохраниться, их изучение должно быть обязательным в тех республиках, которые имеют второй государственный язык».

А пока на поэтическом празднике выступали гости Татарстана. Так, председатель союза писателей Якутии Наталья Харлампьева прочитала стихи Тукая на татарском, после чего рассказала нашему корреспонденту о том, что беспокоит якутов, чей родной язык является государственным в Республике Саха: «У нас этот вопрос стоит достаточно остро, но не в том плане, что наши не хотят изучать свой родной язык. Родители всеми фибрами души за то, чтобы их дети его знали. Но дело в том, что проверки прокуратуры вносят сумятицу в эти дела и начинается такое раздумье о том, что, возможно, изучение родного языка помешает быть конкурентоспособным нашему ребенку и так далее». Интересно, но проблема татарского языка волнует не только россиян, но и румынских татар, чей язык ближе к крымско-татарскому. Переводчик Танер Мурат рассказал, как отсутствие на родине у них в стране национальных школ привело к сегодняшнему грустному состоянию: «На татарском языке общаются 70–80-летние старики, 50–60-летние знают, правда, не в совершенстве, 30–40-летние понимают, но не говорят, потому что негде разговаривать, везде румынская среда, а молодежь не понимает и не говорит».


А что же татарская интеллигенция? «Обращение в Госдуму — правильный шаг, позитивный шаг», — считает директор Института татарской энциклопедии Искандер Гилязов. А вот доктор исторических наук Дамир Исхаков с такой позицией не согласен: «Это был запоздалый ответ на вызов, польза будет, если все остальные республики поддержат, а поддержат ли — в этом есть сомнения». Есть сомнения и у председателя ВТОЦ Фарида Закиева: «Еще неизвестно, что из этого получится, во-первых, пока надо письмо направить, во-вторых, должна быть реакция Госдумы. Мужество депутатов Госсовета? Какое тут мужество, вот у нас было мужество, мы вышли и получили штраф... Вот это мужество». Главный редактор газеты «Тюркский взгляд» Наиль Набиуллин и вовсе усмотрел в решении депутатов экономический и политический интерес: «Они понимают, что за тем законом может последовать ликвидация республики, слияние „Татнефти“ с „Роснефтью“, например, и фактически передел собственности, а у нас депутаты достаточно небедные люди и четко понимают, что никто не хочет терять свои богатства».

Ближе к экватору праздника благодаря дождю люди стали потихоньку расходиться, финального исполнения «Туган тел» дождались самые стойкие, покидающие мероприятие уже под вальс Сайдашева.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (121) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.04.2018 18:39

Дело не в языке.а в том,что они теряют власть и большой кусок пирога мимо кармана
Пытаются укрепить позиции
Но поздно

  • ПанАлекс
    26.04.2018 18:18

    Вот и объявился автор заявлений ВКТ, ВТОЦ и Госсовета РТ...

  • Анонимно
    26.04.2018 18:30

    Меня вот удивляет эта ситуация. Почему вопрос об изучении или не изучении татарского языка русскими, чувашскими, марийскими, украинскими детьми решается и обсуждается татарскими националистами?? Какое они имеют на это право и почему хотят навязать свои интересы моей русско-чувашской семье?

    • Анонимно
      26.04.2018 18:39

      Дело не в языке.а в том,что они теряют власть и большой кусок пирога мимо кармана
      Пытаются укрепить позиции
      Но поздно

      • Анонимно
        26.04.2018 20:32

        Правильно!!!!

      • Анонимно
        26.04.2018 21:25

        И каким это образом теряют??

        • Анонимно
          27.04.2018 10:43

          Бюджет на нац.образование могут урезать, а оттуда всякие конгрессы и ассамблей татар, да и не только они кормятся. Вот верхи и возбудились

    • Анонимно
      26.04.2018 18:40

      Ага, и моей русско-татаро- мордовской и польской крови)

      • Анонимно
        27.04.2018 10:45

        Даешь семейный интернационал! "Я за то, чтобы жить единым человечьим общежитием" (Маяковский)

    • Анонимно
      26.04.2018 18:40

      Потому что русский обязательный для татар. 1:1.

      • Анонимно
        26.04.2018 19:06

        Переезжайте в Китай или США, будете там Русский добровольно изучать!

        • Анонимно
          26.04.2018 21:26

          С какой стати?
          Тут моя родина!

          • Анонимно
            26.04.2018 21:39

            Ну тогда знай язык своей родины России

            • Анонимно
              26.04.2018 21:48

              Надо делить понятие язык Родины и язык страны. Язык моей Родины это татарский, язык страны - русский. Родина - это концепция вечности, страна нет

            • Анонимно
              26.04.2018 22:18

              Так я его и так знаю. Все вокруг на русском.

          • Анонимно
            29.04.2018 16:58

            Апеллируя к термину родина, понимаете ли вы что он означает? Прошу без пропаганды.

      • Анонимно
        26.04.2018 19:32

        Да говорите и учитесь на татарском
        Никто вам не запрещает
        И живите и учитест работайте там где хотите.

        Но вот Сами то гдобровольно детишек в Англии обучать английскому.

        • Анонимно
          26.04.2018 21:43

          Ну сколько раз можно говорить, что вы лукавите. Знаете сами, что лукавите. Звенья одной цепи, не будем перечислять, тут все это знают. Отменили ЕГЭ на родном языке, что является жёстким методом заставления отказаться от обучения на родном языке. А теперь и само обучение по желанию. Конечно в таких условиях мало кто будет учится на родном языке. Иначе эти дети будут не конкурентные, не поступят в вузы. Но это очень обижает нерусские народы. Они слабее сегодня и нет противовеса, чтобы сопротивляться и этим бесцеремонно пользуются. Это очень глубокая обида. У них не равные условия, нарушается конституция и права нерусских народов. Вот о чем речь.

        • Анонимно
          27.04.2018 19:03

          19.32. Сплошные запреты, устали ужеперечислять. А вы дурака включаете.

        • Анонимно
          27.04.2018 19:03

          Добровольность - это запрет.

    • Политико-правовая ситуация такая, что решает все организованная сила и воля.

      Русская община так и не смогла соорганизоваться (совместные радения во вконтакитике не в счет).
      Ахиллесова пята всякого вогосударствленного (читай - цивилизованного, окультуренного) народа в том, что в ситуации паралича государственных институтов они делаются рыхлой толпой.

      Татары же (активная их часть, по крайней мере) в ситуации давления явили, во-первых, свой упрямый дух, а, во-вторых, то, что какая-никакая, но политическая элита у них есть.

      • Анонимно
        26.04.2018 19:48

        Русскую общину вполне устраивает нынешнее положение дел, обязаловку убрали, в школах спокойствие, вокруг чего объединяться-то? А на счёт татарской "элиты" - тоже мне новость, кто ж сомневался последние 27 лет, что местные власти представляют интересы не всех проживающих на территории РТ, а только одной этнической группы? Это ж очевидно даже для детей. И периодически административный ресурс включается.

        • Анонимно
          26.04.2018 21:22

          Прекратите паясничать.

        • Анонимно
          26.04.2018 21:27

          А разве не для вас все делается?
          Парки, школы, больницы...

          • Анонимно
            26.04.2018 22:08

            Да, еще забыли про стадионы, бадминтоны и футбольные клубы с бюджетом равным годовому Набережных Челнов. Все только и думают, не спят, как говорила бывшая чиновница, как еще что бы таково сделать для нас.

        • Анонимно
          26.04.2018 21:47

          В истории полно примеров, когда думали, что после определённых действий проблема казалась решенной. Но вы же видите, что татары не довольны и очень сильно. Да, русская община наверное довольна, но недовольна татарская. Значит проблема не решилась. Значит нужно его решать и нельзя делать вид, что все в порядке. Потому что ничего не в порядке.

          • Анонимно
            26.04.2018 22:19

            Хорошо, не довольны и проблему надо решать. Но вопрос в том, какую проблему и чем не довольны? Если проблема с вашей точки зрения в том, чтобы снова заставить русскоязычных детей учить татарский язык в обязательном порядке - то это невозможно и будет очень активное сопротивление. Если проблема в том, чтобы создать дополнительные у ловит для развития образования на татарском языке для желающих - то в этом готов поддержать.

            • Анонимно
              26.04.2018 22:52

              Вопрос в том, чтобы все, кто живёт в республике обязательно учили второй государственный в данной республике. Это принципиальный момент. Это так по конституции и это то, что даёт мир. Добровольность сразу приводит к отмене, в школе не могут быть добровольные предметы, тем более языки. Это всегда будет восприниматься болезненно. Но методика преподавания должна быть обязательно дифференцированной. Русские должны учиться по очень лёгким программам с уклоном изучения тем дружбы между народами, культуры, традиций татарского народа и с элементами изучения языка. Это сблизит народы, в этом есть интерес всех. А татары по обычной программе должны учиться. Это лично моё мнение.

              • Анонимно
                27.04.2018 00:31

                Русские дети никому ничего не должны. И не надо заставлять их учить неродной язык даже поо-очень " легким" программам, которых , кстати, в республике нет и не будет. Здесть слишком привыкли к диктату, и учителя татарского языка по-другому учить просто не умеют. И не хотят. Проще ведь заставить

              • Анонимно
                27.04.2018 07:57

                Я бы не стал тут упоминать Конституцию РТ. Кто её писал и пинимал? Народ Татарстана? Нет. Её написали и приняли кучка чиновников -татар.

          • Анонимно
            27.04.2018 00:28

            Недовольна кучка националистов. Большинство татар за добровольность. Это не означает, что они не будут учит свой язык. - будут, но ДОБРОВОЛЬНО.

        • Анонимно
          29.04.2018 17:02

          По меньшей мере ваше утверждение - слепое заблуждение. По большей мере - это клевета. Ни разу не представляли мои интересы, по сему точно не "этнические".

      • Азат Д
        26.04.2018 21:16


        Упрямый дух?
        Проголосовали, агитировали, за Путина уже после Йошкаролинских указов. И Госсовет единогласно за добровольный татарский проголосовал, и уже после, начал языком махать.

    • Анонимно
      26.04.2018 20:38

      потому что если татарский язык станет добровольным для всех, его даже многие татары не захотят учить.

      • Анонимно
        26.04.2018 21:49

        На это и расчёт тех, кто принимает такие решения. Но лукаво прикрываются.

      • Анонимно
        26.04.2018 22:31

        Если русский станет добровольным, то и русские не все будут его учить

    • Анонимно
      26.04.2018 21:35

      Дело не в татарском языке и татарских националистах. Дело касается всех нерусских народов. И как одна из самых многочисленных, татары возглавляют это движение. Чуваши поддерживают кстати. Как и остальные народы.

      • Анонимно
        27.04.2018 10:55

        21.35 Движение против чего и за что? Против свободного выбора детьми и их родителями родного языка обучения? За то, чтобы снова заставлять русских детей против их воли учить неродной татарский язык? Так нам с таким движением не по пути, может завести в яму, что и произошло в 2017 г. Забавное совпадение, через 100 лет после Октябрьской революции в Татарстане подняли восстание русскоязычные родители, причем тоже против рабства и насилия, только языкового. А если история повторяется, так зачем нам повторять старые ошибки?

    • Анонимно
      26.04.2018 22:17

      А какое право имеет кучка депутатов, решая что национальные языки должны изучаться факультативно.

      • Анонимно
        26.04.2018 22:36

        А какое право они имеют лишать нас РОДНЫХ НЕТАТАРСКИХ языков?
        Пиши заявление и учи обязательно

        • Анонимно
          26.04.2018 22:54

          Все должно быть обязательно, добровольно учиться никто не будет, ни одному предмету.

          • Анонимно
            26.04.2018 23:36

            Ну конечно,не будет
            Скажи это всем нормальным детям,кто хочет успешное будущее
            С 7 класса начинаются усиленные предметы и подготовка

        • Анонимно
          27.04.2018 00:36

          22.36. А кто Вас лишает-то языка? Пишите заявление, и Вашего ребенка будут учить 3 часа в неделю татарскому языку. С оценками в четверти.

        • Анонимно
          27.04.2018 11:00

          22.36 А что Вам не нравится. Пишите заявление и учите татарский как обязательный предмет.

      • Анонимно
        27.04.2018 00:35

        22.17 Не повторяйте вранье про факультатив. Добровольность означает свободу выбора родного языка, а не "необязательность" предмета. Выбранный язык автоматически становится обязательным предметом. Именно так сейчас учат татарский язык во всех школах Татарстана. Законопроект всего лишь подводит правовую основу под эту практику.

      • Анонимно
        27.04.2018 10:59

        22.17 А с чего Вы решили, что татарский язык станет факультативом? Законопроект подразумевает свободный добровольный выбор родного языка, а уж выбранный язык сразу становится таким же обязательным предметом , как математика, химия и др. предметы. Именно так организовано изучение тат.языка в школах республики. Поправки к ФЗ "Об образовании" просто узаконят сложившуюся школьную практику.

        • Анонимно
          29.04.2018 17:00

          Давайте тогда и химию сделаем наподобии татарскому свободно-обязательным предметом. И все другие предметы...

    • Анонимно
      27.04.2018 00:40

      В Чебоксарах не навязывают, если что!

    • Анонимно
      29.04.2018 16:56

      На мой взгляд, это дань уваҗения к коренному народу. :)

  • Анонимно
    26.04.2018 18:56

    За что ратуют инициаторы изучения татарского языка? За его изучение по никудышной методике? Сколько времени прошло, а мер действително реальных и эффективных по изучению языка, его пропаганде особенно, из этих людей элитных никто не предпринял. Что это, очередной виток уязвленного самолюбоавания?

    • Анонимно
      26.04.2018 21:51

      Вот и нужно работать над методикой преподавания. А запретами в таком вопросе точно не решить проблему. У татар нет цели, чтобы замучить русских изучением татарского языка. Выход в том, что ввести облегчённые методики обучения, а не в запрете.

      • Анонимно
        27.04.2018 00:38

        21.51 Когда разработаете эти меоблегченные методики, тогда поговорим. За 25 лет не смогли, так сейчас кто поверит вашим обещаниям7

      • Анонимно
        27.04.2018 04:36

        Так что же 25 лет не вводили нормальные методики преподавания?! Кто не давал? 3 полных поколения не изучили тат язык по методикам что насаждал механизатор и его друзья. Три поколения, потеряли. Эти молодые люди не хотят учить татарский, и детей отдавать его учить, то же не будут! Татары, что так ратуют за сохранение языка ( что справедливо я считаю) , ответьте честно на вопрос, кто виноват? Кто создал в не татарскоязычном сегменте нашего общества негатив к изучению языка? Может с них спросите ?

  • Анонимно
    26.04.2018 19:01

    Считаю, что Тукаевская премия должна присуждаться один раз в пять лет, не чаще, чтобы оценивать вклад номинантов более объективно. И вручать премию одному и тому же кандидату было бы более справедливо не более одного раза. Все избыточное, к сожалению, нивелируется.

  • Азат Д
    26.04.2018 19:02


    Почему глава Тателекома депутат? Сам законы пишет, сам исполняет. Где разделение властей, согласно Конституции?

  • Анонимно
    26.04.2018 19:35

    Кто знает, за что дают эту премию? Причем здесь чиновники и бизнесмены

  • Анонимно
    26.04.2018 19:45

    Эххх,отдал бы,половину своей Жизни Бабаю,чтобы Он помолодел на 40-50 лет.Он Гений Татар,плоть от плоти.

    • Анонимно
      26.04.2018 20:48

      Во как,Я то готов отдать свою Жизнь Бабаю,а минусуют,чтобы не отдал.Это моё Право.Вам бы,за своих детей постоять.Посмотрел бы на вас.

    • Чегеваркин
      27.04.2018 07:05

      Товарищ, вы погорячились, если уж отдать так много---есть более достойные кандидатуры, откройте глвза

  • Анонимно
    26.04.2018 19:59

    Мне не совсем понятно получение премии чиновником, контракты от государства это тоже подарок для ПАО и премия!

  • Анонимно
    26.04.2018 20:30

    восток- дело тонкое,Петруха.

  • Анонимно
    26.04.2018 22:35

    Лотфулла хоть стишок что ли написал бы для приличия. А мы бы его послушали.

    • Анонимно
      27.04.2018 19:08

      Как можно считать благотворительностью Шафигуллина то, что Он раздает деньги гос. компании?

  • Анонимно
    26.04.2018 22:45

    Совершенно правильные слова говорятся о необходимости изучения и сохранения татарского языка.Только при этом никто не оговаривает, что речь идет только о самих татарах. И что же получается,что коренные, да и приехавшие в Республику русские и других национальностей люди, также обязаны изучать по полной программе татарский язык,?
    Если мы создаем новые производства и даже города, если у нас в стране единое экономическое пространство, а не" удельнные княжества", то все люди и их дети, независимо от национальности должны чуствовать себя комфортно в Республике. И нельзя забывать, что людям всех национальностей в России нужно знать в совершенстве единый государственный язык, язык межнационального общения- русский. Часто бывает , что для новостей на русском языке люди
    говорят на татарском, потом это переводится на русский. Мне это не понятно- то ли люди не знают русского языка, то ли не хотят на нем разговаривать. И то, и другое- печально.

    • Анонимно
      27.04.2018 06:21

      к 22.45. Вам, уважаемый, надо объяснить свою печаль всем тем, кто выступает на трибуне ООН или на худой конец, цивильным и элитным скиперам Европарламента.....

  • Анонимно
    26.04.2018 23:23

    язык надо учить,если собираетесь на нем думать,работать.в остальных случаях он не нужен,есть музыка,и другие искусства сообщающие нам всю суть и мировые языки.татарский язык не нужен самим татарам,говорю как татарин,имею право.уже 70-80% говорим между собой на русском.это факты.как вы собираетесь интегрировать молодежь?вот например талантливый парень из деревни,не знает русского,чуть английского школьной программы и все.считайте человек не нашел себе занятия в жизни.другой пример,татарин,работает в одной известнейшей биофарм компании в Великобритании,парень наш,ни словечка про него не пишут,а там он гений,у него уже лаборатории свои и штат.и что бы он делал на татарском?безответственное националистическое поведение,лозунги,хамство по отношению к соседям,русским,чувашам,мордва,армяне и другие нации.татары,именно мы должны прекратить эту совершенно безответственную истерику!

    • Анонимно
      27.04.2018 00:11

      Вы не правы. Вы ищете оправдание того, что растеряли родной язык. Но написанное вас не оправдывает. У вас личная история. Таких историй много, но это не говорит о том, что это правило и так должно быть со всеми.

    • Анонимно
      27.04.2018 00:12

      Очень много обратных примеров, когда татары татароговорящие также достигают успехов.

      • Анонимно
        27.04.2018 19:11

        Двуязычный татарин (тат., рус.) - успешнее татарина без татарского. Это аксиома.

        • Анонимно
          29.04.2018 17:04

          Я тоже больше уважаю двуязычных(тат. и рус.), чем одноязычных. Одноязычные люди в национальной республике мне кажутся немного ущербными.

    • Анонимно
      27.04.2018 07:48

      Судя по реакции оппонирующей стороны, истерика
      присутствует не со стороны татар (советую, - "оглянуться и
      оглядеться"), - нация татар и защищается и отстаивает
      исконно-природное право быть самодостаточной нацией.
      И это право защищено ныне действующими международными положениями.
      Федерация должна быть полноценной, т.к. в этом заключается и сила и будущее России.
      Иного пути у нашей великой страны нет!
      Фома

      • Анонимно
        27.04.2018 11:05

        97.48 А что, для самодостаточности нации обязательно угнетать другие народы, навязывая им очень плохую и неэффективную систему принудительного языкового обучения?

        • Анонимно
          27.04.2018 15:38

          У каждого живущего в РТ, кроме прав, есть
          и обязанности. Так вот, знание (через обучение) государственных языков РТ и есть обязанность.
          Обязанность не предусматривает принцип
          добровольности.
          Конечно, всё это действительно для
          цивилизованного государства.
          Тезисно, но как-то так! Фома

          • Анонимно
            27.04.2018 20:16

            В нашем государстве у всех граждан Российской Федерации один государственный язык , и это не татарский.

            • Анонимно
              27.04.2018 20:52

              Можно констатировать, что вы даже в руках не держали
              Конституцию РФ, а также и РТ.
              Неинтересно "разговаривать" с ... со стеной!

  • Анонимно
    26.04.2018 23:26

    Не недоработают, а просто мышь не ловят.

  • Анонимно
    27.04.2018 00:22

    Меня вот удивляет эта ситуация. Почему вопрос об изучении или не изучении татарского языка русскими, чувашскими, марийскими, украинскими детьми решается и обсуждается татарскими националистами?? Какое они имеют на это право и почему хотят навязать свои интересы моей русско-чувашской семье?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/380384


    Меня вот удивляет эта ситуация. Почему вопрос об изучении или не изучении русского языка татарскими, чувашскими, марийскими, украинскими детьми решается и обсуждается русскими шовинистами?? Какое они имеют на это право и почему хотят навязать свои интересы моей татарско-чувашской семье?

    • Анонимно
      27.04.2018 09:41

      Вот если бы РТ было бы отдельным государством, как Литва, Украина и проч, тогда без вопросов все поголовно учили бы то, что власти решат. А пока РТ входит в состав России , поэтому по закону в едином государстве россия главный и обязательный язык - русский.

      • Анонимно
        27.04.2018 12:32

        Россия к вашему сведению по своей Конституции - федерация, то есть гос.образование, состоящее из образований, в том числе и государственных, которые в него входят. То есть Татарстан входит не в какое-то русское государство, как вам видимо хочется или мерещится, а фактически в объединение государств и иных субъектов федерации, не только русских, и русский язык - не главный, а просто государственный на всей территории федерации, а государственные языки республик, входящих в федерацию - на территории этих республик!

    • Анонимно
      27.04.2018 11:35

      00.22. Эти так называемые "русские шовинисты" на самом деле слезно молят только об одном:" Не трогайте наши семьи, не заставляйте моих детей учить неродной татарский язык, дайте нам возможность самим решать, какой язык нам изучать. "" Ну нет, - отвечали им в течение 25 лет неумолимые националы, - учи татарский или уезжай из Татарстана". Теперь, правда, зазвучали другие песни: "Раз не хочешь учить татарский, я не буду учить русский". "Ладно, - покладисто отвечают русские Иваны в точном соответствии со своим национальным характером, - не учи, брат, на все нужна добрая воля". "Нет, ты меня притесняешь, ущемляешь, в семью мою со своим русским лезешь," - рассердились националы. "Да что ты?- удивились Иваны. - Ни боже мой, и в мыслях нет твою семью обижать , ты со своими детишками хоть всю жизнь на татарском говори, я ж тебе не мешаю". "Мешаешь, потому что мой татарский учить не хочешь" ..(продолжение этой бесконечной сказочки, увы, следует)

  • Анонимно
    27.04.2018 00:39

    Не унижайте свой язык,
    Его «внедряя» из-под палки:
    Он быть обузой не привык
    И не привык быть приживалкой!
    Когда б великий наш Тукай,
    Что Пушкина считал предтечей,
    Услышал ваш позорный грай,
    Досталось бы родной вам речи!
    Не вы ли, «инженеры душ»,
    В ответе пред своим народом
    За ту безграмотную чушь,
    Что слышит он все эти годы?
    Нельзя насильно обучить
    Тому, что сам на «тройку» знаешь,
    Себя заставить полюбить
    Нельзя, когда всех презираешь.
    «Отца и матери язык»
    Не станет мачехи ворчаньем:
    Он быть «нагрузкой» не привык
    И не привык быть наказаньем

  • Анонимно
    27.04.2018 01:43

    И нельзя забывать, что людям всех национальностей в России нужно знать в совершенстве единый государственный язык, язык межнационального общения- русский. Часто бывает , что для новостей на русском языке люди
    говорят на татарском, потом это переводится на русский.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/380384

    Все казанские татары знают русский язык с детства, вы о чем вообще?
    Помню, в детстве очень смешило, когда учительница русского языка и литературы посылала на городские олимпиады по русскому языку и литературе школьника- татарина, хотя в классе было очень много русских детей, и он всегда брал призовые места .

    А что касается новостей, на каком языке спросили, на таком татары и отвечают, что в этом плохого , тем более, что это же все-таки татарское телевидение, должно же оно чем-то отличаться от русского и что разве татарский язык уже запретили?
    Очень удивляет ваше удивление, вы что, уважаемый, никогда Евроньюс не смотрели, там же все говорят на своих языках (немецком, итальянском, испанском), и и потом все переводится на русский.

  • Анонимно
    27.04.2018 04:59

    Читайте в и ленина по языковым вопросам.
    Там уже все написано и описано. И к чему приведет этот вопрос.
    Будьте поаккуратнее.

  • Анонимно
    27.04.2018 06:48

    Наиль Набиулин правильно рассказал о причинах вчерашнего "бунта" пенсионеров в Госсовете)) боязнь "тат.элиты" потерять власть ,активы и деньги , а не утрата тат.языка, которым их дети и внуки уже не владеют)

    • Анонимно
      27.04.2018 11:37

      Наиль Набиуллин - это экс-лидер "Азатлыка", судимый за лжесвидетельство?

  • Анонимно
    27.04.2018 07:17

    23.23. Вы уж говорите между собой и всех татар к себе не перечисляйте. Вам не понять, как дорог для многих татар свой родной язык, как они всей душой любят его, родной язык дает им жизненные силы и вдохновение.

    • Анонимно
      27.04.2018 11:38

      97.17 Мы тоже любим. Я на курсы изучения татарского хожу, но ДОБРОВОЛЬНО

  • Анонимно
    27.04.2018 07:59

    Перевились стихотворцы. Одни менеджеры.

  • Анонимно
    27.04.2018 08:03

    Татарский был ,есть и будет разговорным языком общения, языком театра ,искусства в целом.Сами татары, в подавляющем большинстве думают, пишут, читают и общаются на русском языке, а сечас и английский все употребительнее. Весь этот, пользуюсь метким еврейским выражением, кипиш, затевают амбицизные люди , дети, внуки,а у некоторых и правнуки, ко орых, татарского не знают.Помню в 90 х билась в истерике ,кликушествовала на площади, имитируя и симулируя, то голодовку, то несуществующие хвори, малограмотная тетка, которую дважды судили за возбуждение межнациональных конфликтов, но своих детей она обучала за рубежом, да и вся ее жизнь, этой, теперь уже старушки, пример лицемерия и двойных стандартов .Интересно узать, где, в какой татарской шоле , обучаются дети и внуки теперешних татаролюбов?

    • Анонимно
      27.04.2018 08:11

      На Федосеевской в Международной школе. Образовательная программа Международной школы Казани, принятая на 2017-2022 учебные годы, опубликована на сайте минобра РТ. Согласно тексту документа, в начальных классах преподается 5 часов английского, 4 час русского и 1 час татарского языка в неделю. В старших классах изучение национального языка не предусмотрено.

      • Анонимно
        27.04.2018 09:45

        Вот, это и весь ответ на всю истерию с изучением языков. Как всегда в татарстане, одним можно, другим нельзя. И дело не в русском или татарине, дело - кто в клане, а кто -нет. Деньги решают.

        • Анонимно
          27.04.2018 10:57

          Хватит переводить стрелки на "Илиту". Татары не отождествляют себя с нынешними правителями. И это именно простые татары возмущаются вытеснением татарского языка из числа обязательных предметов, а не кучка привластных.

          • Анонимно
            27.04.2018 13:10

            10.57 Ой ли? Я вот ,простая татарка, не только не возмущаюсь, - радуюсь отмене обязаловки. Теперь мой родной татарский язык дети будут учить с желанием, ведь над ними больше никто с палкой стоять не будет. Глядишь, полюбят мой чудесный, певучий татарский язык, но уж проклинать, как раньше опостылевшие уроки татарского, точно не будут.

  • Анонимно
    27.04.2018 08:04

    День родного языка нужно переименовать в день татарского языка, это будет правильно!

  • Анонимно
    27.04.2018 08:13

    Как только возникают массовые социальные катастрофы , обьединяющие население по масштабу потерь: Татфондбанк, дольщки , строительство МСЗ, сразу вытаскивается надуманная проблема запрета татарского языка.Для чего?Чтобы разделить протестующих по национальной принадлежности,и протесты перевести в выхлоп.Депутаты,ответьте,где живут Ваши дети ? Где они учаться?Помниться у бывшего министра образования дочь в Англии.

  • Друзья мои !
    Вообще то вопрос насильного изучения Татарского языка НАДУМАН!!
    Кто учился в ШКОЛЕ понимает.
    Если ты не желаешь учить ,не учи.
    Сдавай по минимуму экзамены и контрольные.
    Эту тему подняли с ТИХОГО УКАЗАНИЯ из структур курирующих
    Русский язык из Москвы.
    Дааа вся эта проблема возникла из ЦЕНТРА.
    Татарский народ ТОЛЕРАНТЕН по сравнению с Украинским или Армянским или Грузинским или Прибалтами.
    Почему Вы спросите??
    Потому что народ ЖИЛ и БЫТОВАЛ в России как бы сам по себе.
    В Царское время на развития культуры и языка Татарского народа почти не тратилось из БЮДЖЕТА ИМПЕРИИ кроме как на ЖАНДАРМОВ или работу ПОЛИЦИИ.
    Да ещё поощрялось УСИЛЕННО смена конфессии для жителей проживающих в деревнях,то есть на строительство Церквей.
    И всё ТАТАРЫ как бы не существовали.
    Я пишу в частности только про Татарское население.
    Про них почти не пишут РУССКИЕ классики в своих ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, ни Бунин,ни Пушкин,ни Гоголь, ни Достоевский,
    ни Чехов, ни Карамзин ни Тургенев ни Куприн хотя последние три Великих писателя и Гоголь в том числе это НАСТОЯЩИЕ КРЕЩЁНЫЕ ТАТАРЫ.
    А великий Советский писатель "Максим Горький" вообще
    с ТАТАРАМИ жил и жил среди них и даже немного знал Татарский язык.
    Однако идя на поводу Сталина в своих произведениях ни слова не описал быт и жизнь Татарского населения Поволжья.
    Это я ещё не всех перечислил.
    Только про Татар писал Украинский великий писатель
    Тарас Шевченко.
    И то только как ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ и БРОДЯГ грабителей.
    Хотя ТАТАРЫ до революции были преобладающей НАЦИЕЙ в РОССИИ.
    Татары были и жили в Сибири и в центральной части России и особенно на ПОВОЛЖЬЕ.
    ПРОПАГАНДА СССР предала забвению почти 100% всех писателей и поэтов ЦЕЛОГО НАРОДА и других народов Поволжья.
    А во время и начало войны с фашистами всех подряд ПИСАТЕЛЕЙ и ПОЭТОВ Татарского происхождения отправляли на ФРОНТ.
    А вот Советских КЛАССИКОВ таких как
    Новиков-Прибой,Мамин-Сибиряк,Кончаловский,Михалков, Фурман
    и прочие прочие прочие были освобождены от ФРОНТА специальным постановлением Сталина.
    Только Аркадий Гайдар поехал как ЖУРНАЛИСТ в тыл фронта к ПАРТИЗАНАМ и как то по ГЛУПОСТИ и предательству Украинских НАЦИОНАЛИСТОВ погиб НЕЛЕПО.
    Этот ФАКТ ФАКТ ЗАЩИТЫ Советских писателей от ФРОНТА,
    ФАКТ НЕОСПОРИМЫЙ.
    То есть получалось что ЦЕЛЫЕ СЛОИ работников КУЛЬТУРЫ прославляющих жизнь КОРЕННЫХ народов России были обречены
    на ГИБЕЛЬ а СОВЕТСКИЕ писатели ПИШУЩИЕ на Русском языке ПИСАТЕЛИ ПОЭТЫ были защищены от уничтожения.
    Слава богу новые времена, новая Россия принесла изменения по отношению к коренным народам России.
    Ельцин Борис Николаевич!!
    Противоречивая фигура в истории России.
    России он принёс и ОСВОБОЖДЕНИЕ от ПУТ
    УКРАИНСКО-СОВЕТСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА дав свободу КОРЕННЫМ НАРОДАМ России и в то же время он нанёс большой УЩЕРБ ИНТЕРЕСАМ Русского и Украинского народа.
    И конечно вся эта неразбериха на территории бывшего СССР
    это тоже в первую очередь ВИНА Горбачёва а потом Ельцина.
    Но Ельцин принёс и минус и плюс.
    А Горбачёв только минус.
    Так и живёт ВЕКАМИ Россия с опорой на ВЛАСТИТЕЛЕЙ которые
    приносят величие России своими МИНУСАМИ и ПЛЮСАМИ.
    А народы России страдают, однако идут потихоньку к лучшей жизни.
    Просветитель Татарского народа.





    • Анонимно
      27.04.2018 09:00

      Извините, но многословный и невежественный бред, который несет неадекват - 8.25,нагло именующий себя просветителем татарского народа, комментировать не нужно.Это, либо платный провокатор, или скорее всего пациент лечебницы на ул.Волкова, по ошибе выпущенный оттуда.

      • Дорогой мой и ЛЮБИМЫЙ АДЕКВАТ 09 00!
        Мы живём в свободной стране России.
        Вы можете читать и не читать.
        Вам ФЛАГ в руки.
        Ну зачем же унижать СЕБЯ своим невежеством и хамством.
        Вы точно по своему размышлению НАЦИОНАЛИСТ.
        А это уже ПАТАЛОГИЯ.
        Надо Батенька срочно вам к ВРАЧУ!!
        к ВРАЧУ Вам дорогой мой СПЕШИТЕ.
        Просветитель Татарского народа.

        • Анонимно
          27.04.2018 12:40

          Просветитель татнарода. Прежде чем брать такой ник, учитывая, твое невежество, надо, к врачу сходить, ибо ,пользуюсь твоей же лексикой, пАталогия коммента, говорит о мании величия

    • Анонимно
      28.04.2018 12:46

      Обьяснять этому невеже, а скорее сумашедшему , что Мамин -сибиряк не мог быть советским классиком,ибо умер до революции, а Фурманов,на его жаргоне фурман, до войны ,бесполезно.Отсюда и его ник, говорящий о мании величия.

      • Анонимно
        29.04.2018 16:22

        Для справки интересующимся историей, а не занимающихся невежестенными фейками, как этот тип - Мамин Сибиряк умер в 1912 г.,а Фурманов в 1926 . Так, что Сталин не мог их спасти от мобилизации на фронт ,как этот невежа утверждает.

  • Анонимно
    27.04.2018 08:31

    Премия "Тукая" стала полным абсурдом. За что ??? За какие заслуги получил премию гендиректор «Таттелекома»???
    Разиля гнать в шею!!! Сидит права за татарский язык отстаивает, а сам отдает премию бизнесменам!!!

    • Анонимно
      29.04.2018 17:20

      Шафигуллин уже сколько лет самоотверженно занимается возрождением духовного наследия татарского и русского народов,за что и достойно получил Тукаевскую премию.
      А вы не трогайте грязными руками Разиля Валеева! Он прекрасный писатель,активный депутат и гордость татарского народа!

  • Анонимно
    27.04.2018 09:04

    На нас татар и на наш язык этим депутанам мелиораторам и механизаторам по гамбургскому счёту плевать, вот их основная идея - «Они понимают, что за тем законом может последовать ликвидация республики, слияние „Татнефти“ с „Роснефтью“, например, и фактически передел собственности, а у нас депутаты достаточно не бедные люди и четко понимают, что никто не хочет терять свои богатства».

    • Анонимно
      27.04.2018 11:01

      9.04.Еще раз. Татарский язык им не нужен, они уже это доказали осенью. А вот простые татары, как раз и встали на защиту своего языка. А вы все пытаетесь своим враньем стрелки перевести.

      • Анонимно
        27.04.2018 13:16

        11.01 Куча националистов из 15 человек - это не татарский народ. Простые татары вас в упор не видят и слышать не хотят. Пришлось как -то с бабушкой-татарочкой (говорит по -русски с акцентом) вместе детей из кружка дожидаться. Слышали бы вы, что она говорит о Байрамовой! Посадить - это было самое корректное выражение. Понять можно. У татарской бабушки., как и у меня, смешанные семьи. Нам эти национальные разборки не нужны.

        • Анонимно
          27.04.2018 17:53

          Простые татары, как вы пишите, не существуют в природе. Каждый из нас - "сам себе на уме" - так же, как и в других нациях. Нас родной язык не только объединяет, но и,как заботливая мама, защищает от всех невзгод и дает душевную теплоту. И вообще, хлопотное дело - баловаться на чувствах нации, наделяя язык "добровольным" статусом.
          И ещё. Откройте страшную тайну: причем
          здесь Байрамова?
          Фома

          • Анонимно
            27.04.2018 18:30

            Фома .Товарищ просто напомнил,что эта Байрамова в далекние 90 была человеком, который под предлогом национального движения и борьбы за язык,была провокатором, сеющим национальную рознь , за, что дважды осудили, жалко, что только условно.

  • Анонимно
    27.04.2018 12:20

    Центр уже не верит нашим руководителям вы смотрите что творят с военными объектами.а это в то время когда Вооруженные силы нуждаются в поддершке народа Авиационный завод уже делят.зеленодольский судостроительный уничтожат.Арт училище нет госпиталь продан.домов офицеров нет они превратились в депутатские ратуши и различные театры. Центральный сборный пункт а айти парк .В армию забирают теперь возле очисных соржениях.А вы хотите язык сохранить посмотрите сначала кому премии даются что не было учительницы татарского языка на всю Татарию .

  • Анонимно
    27.04.2018 15:09

    Мы в основном все тут обыватели, и с точки зрения среднестатистического жителя нам всем фиолетово, кто что учит. Лишь бы нас не трогали. И русские и татары в основном живут и будут жить дружно. А язык , так уж мироздание устроено, живет, если он нужен людям. Татарский язык живет и будет жить в районах рт. Но Казань- город, претендует на звание 3 столицы. Молодежь приежает в Казань и неизбежно русеет. Ничего с этим не сделаешь. А наши дети стремятся к знаниям, ну многие во всяком случае)) смотрят ролики ввс, читают книги, энциклопедии, знакомятся с новейшими интересными разработкми, им интересен космос, возможности в мире. И все это в основном на английском. Где мы можем увидеть все это на татарском? По тв и радио пляски одни. Много для разития языка за 25 лет сделали?

  • Анонимно
    27.04.2018 19:13

    Татарский язык был до Руси, будет и после России.

    • Анонимно
      27.04.2018 20:34

      Конечно будет, никуда он не денется. говорил на нем весь Татарстан и будет говорить, и при СССР так было (кстати в СССР татарский язык был по желанию), и при РФ так будет. Русские как не знали татарский язык (с принуждением) , так и не будут знать с принуждением или без. А татарам желаю , чтобы им наконец -то построили (вернули) татарские школы, дет сады, гимназии и проч ВУЗы. Пусть каждый выберет себе образование по вкусу и желанию.

  • Анонимно
    27.04.2018 20:25

    Мы тоже так думаем. И отмена обязаловки не только снимет негатив, накопившийся за 25 лет принуждения, но и поднимет интерес школьников к предмету "татарский язык" , а значит, язык будут знать, он будет развиваться.

  • Анонимно
    27.04.2018 20:43

    23:23.Заявить , что твой родной язык никому не нужен и тебе в том числе-признак рабской психологии и тупости.Где Ваша национальная гордость, память предков, чья кровь течет в Ваших жилах? Если не хватает ума даже соблюдать орфографию, свои мысли правильнее было бы держать при себе.

  • Анонимно
    27.04.2018 22:55

    20.43 Язык нужен. Татарский, как и русский- богатые, перспективные языки и для общения, и для культуры, и для образования. Разница между ними только в географии применения. Татарский - в регионе, русский - по всей стране, на то он и язык межнационального общения. Но этот факт нисколько не умаляет значение татарского языка. Татарам , безусловно, надо знать, ценить и сохранять свой язык. Одна лишь просьба - без навязывания другим, и все у вас будет отлично.

    • Анонимно
      28.04.2018 00:16

      Правильно. И руководству нашему не злобой надо исходить, а успокоить людей и найти решение и составить программу реальных действий по популяризации языка, по развитию сми на татарском языке, чтобы это было в ногу со временем. Все условия для этого есть. Не нужно цепляться за старое, это тупик для всех.

  • Анонимно
    28.04.2018 00:57

    В Татарстане все по закону республики обязаны изучать татарский язык, татары- 4часа в неделю, а русские и др. 2 часа в неделю татарский и 2 часа история и культура родного края. Тогда будет всё в порядке. ТАТАРЫ, учите своих детей, внуков своему родному языку, дома разговаривайте на татарском языке.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen