Культура 
29.04.2018

«Тормышмы бу?..»: в театре им. Камала премьера про судьбу-злодейку и жизнь-копейку

Произведение Гаяза Исхаки 1909 года актуализировал 26-летний режиссер Айдар Заббаров

Премьеру по мотивам повести, написанной в форме дневников одного студента татарским классиком Гаязом Исхаки век с хвостиком назад, осуществил молодой режиссер, студент ГИТИСа, ученик новоиспеченного худрука МХТ Сергея Женовача, Айдар Заббаров. Соблазнив мастеров камаловской труппы форматом актерских этюдов, режиссер сделал на редкость подвижный и темпераментный спектакль о татарском Обломове в подозрительно современном обличье. На одном из первых премьерных показов побывала Елена Черемных.

Айдар Заббаров Айдар Заббаров

ЧУТЬ НЕ СНЕГУРОЧКОЙ ОСТРОВСКОГО ЖИВЕТ ХАЛИМ В СТРАНЕ ШУСТРЫХ И ЖЕСТОКИХ КАЗАНСКИХ БЕРЕНДЕЕВ

В сценографический минимализм постановки (художник Булат Ибрагимов) актерские работы вписались роскошной серией бенефисов, не навредивших цельности спектакля и довольно печальному его выводу, который соответствует названию. Скажите вслух, повесив нос: «И это жизнь?» — поймете, о чем речь. Слова эти произносит состарившийся, так ничего и не добившийся в жизни герой по имени Халим (Искандер Хайруллин). Произносит перед тем, как закроется занавес. Сокрушенный вопрос звучит в том самом месте, которому законы Голливуда предписывают хеппи-энд.

Камаловский театр — не Голливуд? А вот не скажите! Айдар Заббаров — почти что Вуди Аллен, для которого самоирония — самая соблазнительная из игл, чтобы подсадиться самому (режиссерски) и подсадить актеров. И что только не вытворяют камаловцы, следуя вудиалленовским рецептам 26-летнего режиссера! Глядя на пришибленного, закомплексованного, о чем только с самим собой не рассуждающего вслух — и о девушках, и о книжных романах, и о модном пальто, и о кадимистах, интеллектуально проигрывающих джадидам, — молодого Халима, прибывшего на учебу в казанское медресе, нет-нет да и вспомнишь самого очкасто-дурацко-несчастливого Аллена из его фильмов, где он строит из себя героя, ни в какие герои не годящийся.

Невероятно, но такого же героя в 1909 году в Казани «нашел» Гаяз Исхаки, — нашел в себе самом. Он и есть чумеющий от города сын дубоватого деревенского муллы (Олег Фазылзянов), который ищет себя во всем, но решительно ни в чем себя не обретает (говоря по совести, как и все мы). Отличная, до сих пор актуальная история.   

На фоне современной дискуссии о татарском языке эта история даже кажется противоречивой: в тексте Исхаки неожиданно высветились времена, когда татарам больше хотелось изучать русский, чтобы не быть чужими на казанском празднике жизни (нынешняя молодежь примерно так же мотивирована изучением английского). И вот деревенский парень, приехавший учиться в казанское медресе, существует «в столице» с ее «дынями-арбузами» во всей полноте закомплексованного вдрызг идиота. Он болезненно стесняется девушек (и татарских, но особенно русских), он трусовато-робок со сверстниками и глуповато восторжен к обстоятельствам городской жизни, которые, прямо скажем, не то чтобы очень.

Чуть не Снегурочкой Островского живет Халим в стране шустрых и жестоких, распутных и сомневающихся казанских берендеев, наблюдая за которыми (при этом не забывая наблюдать за собой) он по капле выдавливает из себя «внутреннего раба». Раб не выдавливается. И это гомерически смешно.

Бóльшую часть спектакля публика именно что хохочет. Режиссер лукаво «работает» с радостью узнавания сегодняшними людьми в персонажах пьесы себя самих. Накачанные казанские бруталы буквально закрывают ладонями лицо, продолжая сквозь пальцы смотреть, как у переростка Халима трясутся ноги, когда он подглядывает за соседской красавицей (Гульчачак Гайфетдинова), колющей — вразлет налево-направо — дрова. Или когда грубоватая служанка (Миляуша Шайхетдинова), изучаемая Халимом в «субъективную камеру» в виде обломка доски с щелью посередине, внезапным рапидом (эффект замедленной съемки) преображается в кратковременно воображаемую Мессалину. Да и нормально. Пубертат же все проходили!


КОНФЛИКТУ «БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ» СПЕКТАКЛЬ ПРЕДПОЧИТАЕТ ЦЕЛЬНОСТЬ НЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ГЕРОЮ-СЛАБАКУ

Проходили и много чего еще, чем с соблюдением приличий, и в то же время безо всякого ханжества фонтанирует режиссер. Строптивая Сорур (еще одна роль Гайфутдиновой) — жена шакирда Галиакбера (Фаннур Мухаметянов), бывшего Халимова однокашника, изнемогая от дефицита супружеского интима и подглядывая за парящимся в бане работником, с разбегу отчаянно седлает вертикальное бревно условной декорации (наш ответ эстетике стрип-клубов). И вот уже ее кружит на санях избранник-жеребец. Таков итог женитьбы, накануне которой мать Сорур (Миляуша Шайхетдинова) десятиминутной скороговоркой диктует мужу, что привезти с рынка. Скоростному рэпу словесной свадьбозаготовки позавидовала бы Тина Канделаки, самая говорливая ведущая российского телевидения.

Придуманный Заббаровым язык клоунады и эксцентрики отлично растворяет дидактику и социальный пафос текста Исхаки, построенного по образу и подобию классического «романа воспитания» (или «романа взросления»). В героя своего времени татарский писатель, вне сомнения, спроецировал гончаровского Обломова — прекраснодушного увальня, маменькиного баловня — и, конечно, спроецировал себя самого.


В отличие от Обломова, Исхаки — явление посложнее: состоит из «единства и борьбы противоположностей», таких, что мама не горюй! В спектакле сюжетным двойником Халима выступает этакий гончаровский Штольц по прозвищу Чаевник (Алмаз Сабирзянов). Он и привносит идею человека прогрессирующего, верного самому себе и духу времени. И это, признаться, спектакль портит. Нравоучительность в финале зашкаливает, а театральная искрометность сразу же куда-то улетучивается: роскошному материалу дидактика мешает. Увы, финал спектакля «завален». Но сколько всего до этого финала происходит!

Если почитать биографию Исхаки, станет очевидно, что и этот татарский Штольц — уравновешивающая Халимову половина самого писателя. Да и мог бы Исхаки, эмигрировавший в Берлин после неприятия сразу двумя противоборствующими силами — большевиками и Колчаком — быть манной кашей по имени Халим, а не кем-то посложнее? Конечно, не мог. Но дело не в этом.

Конфликту «борьбы противоположностей» спектакль предпочитает цельность нежного отношения к герою-слабаку — в сущности, к антигерою. Так социально-оценочной коллизии литературного первоисточника предложена коллизия сочувственная, сострадательная. И это очень важно.


КТО ПЕРВЫЙ СКАЖЕТ, СВЕСИВ НОС: «И ЭТО ЖИЗНЬ?!» — БУДЕТ НЕ ПРАВ

Декорации и реквизит постановки минималистичны. Брикеты утеплителя, имитирующие охапки сена, работают в режиме трансформера. То расставляются в регулярном порядке, и по ним палкой лупит свирепый наставник молодежи в медресе. То собраны в круг, образуя дружеский кубрик с хулиганствами, драками и мирными чаепитиями шакирдов. Составленные в квадрат и накрытые белым, они превращаются в супружеский альков. Диагональ сцены, организованная тремя бревенчатыми столбами, скорее дизайнерски продолжает зрительный зал, нежели создает самодостаточную «картинку». Но в сценической пустоте внезапно возникают метафоры удушающего мирка школьной муштры, безрадостной семейной предсказуемости и бескрайности внешнего мира, в отчаянную бесприютность которого с колосников сыплет белый снег.

Не исключено, такой же снег сыпал в 1920-е в Берлине, куда эмигрировал Исхаки, и где, не ведая того, он, возможно, пересекался с другим выдающимся писателем из России – Владимиром Набоковым. Есть чувство, Исхаки был его стихийным татарским двойником.

Белизна женских национальных нарядов в спектакле в сочетании с современными мужскими костюмами, на которые иногда накидываются тулупы, складывается в условный стиль черно-белой картины жизни, предначертанность которой лишь однажды «взрывает» красный цвет. Это цвет платья бордельной проститутки (Айгуль Абашева). Яркости единственной цветовой «вспышки» режиссер придумывает замечательный гэг: Халим с проституткой буквально утопают в кровати, проваливаясь под сцену, как в преисподнюю. Как тут не вспомнить знаменитую ленту немецкого режиссера Пабста «Ящик Пандоры» с актрисой Луизой Брукс (немой фильм 1927 года)! Легкость этой даже не цитаты, а аллюзии невероятна, хотя, скорее всего, и не считывается зрительским большинством. Публика простодушно хохочет над трюковой точностью того, что наконец-то расставшемуся с девственностью герою трехчасового спектакля далось ценой мучительных разборок с реальностью.


Вот это и восхищает. Путь студента, начатый еще при татарском царе Горохе в 1909 году, которому режиссер будто фоном «подставил» конспект берлинской биографии Исхаки. Обо всем этом думать — невероятное удовольствие. Про флешбеки — кинематографический метод (когда в реальность вторгаются воспоминания); про музыкальный ряд (когда как в цирке Полунина пульсация Халимова сердца становится звуком вселенной и актеру можно не шевелиться: его ситуацию идеально комментирует звук); про сумасшедшие бенефисы всех участников постановки — кто танцует, кто рэппует, у кого «этюд-волнение», у кого «этюд-оргазм» — благоразумнее смолчать.

Идите и смотрите сами. Кто первый скажет, свесив нос: «И это жизнь?!» — будет не прав. Потому что такие умные, живые, современные и свежие спектакли в театре — именно что жизнь. Причем самая настоящая, поскольку свидетельствует о рождении чего-то нового. В данном случае — о рождении прекрасного режиссера – лирика и исследователя, эксцентрика и психолога по имени Айдар Заббаров.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.04.2018 14:48

Была на премьере. Спектакль просто ошеломил. Все очень гармонично и режиссура , и игра актёров , и декорациии и музыка . Безусловно Искандер Хайруллин прекрасно играет свою роль . И остальные персонажи очень яркие и запоминающиеся . Такой актерский ансамбль получился - как оркестр , где каждый музыкант исполняет свою партию
И все это сливается в прекрасную музыку . Поразил возраст режиссёра и глубина прочтения такого писателя как Гаяз Исааки . Рада от души за камаловцев !!! Респект Бикчантаеву за талантливую молодёжь , особенно за режиссёра !!!

  • Анонимно
    29.04.2018 09:52

    Возвращаемся к истокам. Жизнь развивается по спирали.

  • Анонимно
    29.04.2018 14:48

    Была на премьере. Спектакль просто ошеломил. Все очень гармонично и режиссура , и игра актёров , и декорациии и музыка . Безусловно Искандер Хайруллин прекрасно играет свою роль . И остальные персонажи очень яркие и запоминающиеся . Такой актерский ансамбль получился - как оркестр , где каждый музыкант исполняет свою партию
    И все это сливается в прекрасную музыку . Поразил возраст режиссёра и глубина прочтения такого писателя как Гаяз Исааки . Рада от души за камаловцев !!! Респект Бикчантаеву за талантливую молодёжь , особенно за режиссёра !!!

    • NIYAZ
      29.04.2018 16:22

      Не согласен с оценкой режессуры: некоторые сцены можно было убрать, которые без смысловой нагрузки лишь затянули продолжительность спектакля. И "откровенные" сцены не характерны нашему театру, их тоже лучше упростить (в зале были дети).

      • Анонимно
        29.04.2018 20:23

        Да некоторые сцены были переиграв, но то что дети в зале, родителям надо билет читать иногда там указан запрет по возрасту.

        • Анонимно
          29.04.2018 21:47

          На этом спектале вопрос стоял 12+, я бы в свою очередь приписала 18+. И перед бабушками в зале было как то стыдно

  • Анонимно
    29.04.2018 16:35

    Спектакль просто шедевр! Айдару дальнейших успехов! До сих пор под впечатлением! Хочется ещё раз увидеть!

  • Анонимно
    29.04.2018 19:50

    Спектакль получился. Молодой режиссер - красавчик. То что он разобрался в таком сложном материале и сам сделал инсценировку делает ему большую часть. Хорошая альтернатива застывшему в своем величии Бекчентаеву подростает.

  • Анонимно
    29.04.2018 21:12

    опять раздеванием решили собрать народ - по другому не получается у них

  • Анонимно
    30.04.2018 00:50

    Все что казалось раздевания было логично. И потом кто что помнит зависит от самого зрителя . Я например не раздевание помню а последние монологи главного героя . И я как раз наверно бабушка (63 года) стыдно мне не было так как все было очень целомудренно . Например в Москве на спектакле актёр полностью обнажившись ходил по сцене . А здесь мы видели что актриса раздевается лёжа . Возможно с балкона и было видно . Но в спектакле это не самая центральная сцена .

    • Анонимно
      30.04.2018 13:42

      Гульчачак Гайфетдинова в этой сцене в белье телесного цвета

  • Анонимно
    30.04.2018 19:00

    Я была на премьере меня не впечатлило, я вышла и забыла, Хайруллин повторяется, музыка тоже не очень, раздевание не к месту, в зале сидели женщины в платке, в антракте ушли человек 15.

    • Анонимно
      1.05.2018 13:30

      15 человек из 840 - это меньше 2%, очень хороший показатель, значит спектакль удался.

  • Анонимно
    1.05.2018 14:35

    Уходить со спектакля люди могли по причинам, от спектакля не зависящим. Например, далеко добираться домой. И не надо ханжески ссылаться на пожилую публику, перед которой якобы стыдно.))) Публика очень адекватно реагировала на всё.

  • Анонимно
    1.05.2018 15:24

    Спасибо Женовачу за такого режиссера.

  • Анонимно
    2.05.2018 19:32

    Спектакль чудесный.

  • Анонимно
    5.05.2018 18:27

    ..А кто режиссер спектакля?

  • Анонимно
    12.05.2018 19:16

    Слишком пошло. Этой пошлятины и по телевизору хватает. Приходишь в театр за духовной пищей, а тут голые мужики... Жалею, что сходила. Лучше б не видела этого позора нашего национального театра. Если бы меня заранее предупредили, не пошла бы. Вы в следующий раз в аннотации спектакля пишите, что спектакль с элементами эротики. Это настоящий позор для татарского АКАДЕМИЧЕСКОГО театра! Акцент на академический любит делать ваша работница зала, когда люди заходят в зал в кожаных куртках. А голышом значит можно ходить?? Смысл хороший, но зачем так опошлять?? режиссер озабоченный. Других объяснений у меня нет. Привез из Москвы новшество... А наши и рады! фу! Хотя бы в малом зале поставили как эксперимент. Зачем так шокировать публику? Разочарована! Теперь буду внимательнее изучать аннотации к спектаклям, прежде чем пойти.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen