Общество 
2.05.2018

Ильдус Янышев: «Китай как старший брат России»

Поднебесная глазами велосипедиста: как там строят не дома, а города, не пускают в страну иностранные грузовики и решают проблему мусора

Продолжается уникальная кругосветка известного предпринимателя, экс-депутата Казгордумы Ильдуса Янышева. Он уже проехал на велосипеде по Европе, по США, а в эти дни наматывает километры по Китаю. В своем блоге путешественник рассказывает об удивительной стране, где нет импортных продуктов — все 1,5 млрд китайцев питаются местными; где буквально в любой луже или плавает птица, или разводят рыбу; где повсюду серпы и молоты на красных флагах...

Продолжается уникальная кругосветка известного предпринимателя, экс-депутата Казгордумы Ильдуса Янышева. Он уже проехал на велосипеде по Европе, по США, а в эти дни наматывает километры по Китаю Продолжается уникальная кругосветка известного предпринимателя, экс-депутата Казгордумы Ильдуса Янышева. Он уже проехал на велосипеде по Европе, по США, а в эти дни наматывает километры по Китаю

КИТАЙ СТРОИТ НЕ ПРОСТО ДОМА, А ГОРОДА ПОД КЛЮЧ

О Китае много говорят, пишут. Действительно, это страна, достойная внимания, — с ее полуторамиллиардным населением, с огромным экономическим потенциалом. Есть, наверное, три традиционных способа получения информации о любой стране. Это туризм — поездка в места отдыха; деловой туризм — посещение различного рода выставок, встречи с деловыми кругами; ну и третий традиционный способ — когда мы черпаем информацию из СМИ. Я же предлагаю взгляд на эту страну глазами путешественника, глазами велосипедиста.

Вот уже целый месяц я еду по Китаю — сначала от Шанхая в сторону Харбина, теперь от Харбина в сторону российской границы. Пройдено более 3 тыс. км, сотни разных городов, поселков. Прошли десятки встреч, причем не запланированных, не организованных кем-либо специально, а спонтанных. Я посещаю самые разные города, поселки, всевозможные другие места — и эти визиты именно по пути, программа заранее не прорабатывалась. У такого способа познания страны существует некая претензия на бо́льшую объективность, неангажированность. Прочувствовать страну через дороги, через посещение городов, домов, квартир, где живут люди, быть их гостем — это дает несколько другую информацию, нежели гостиница, выставка или завод...

Какие впечатления? Во-первых, конечно, хочется отметить огромные масштабы строительства — страна возводит не просто дома, она строит сразу же под ключ города! Возводится город на 50–100 тыс. жителей, где абсолютно все подготовлено для комфортного проживания, начиная от больниц, роддомов, школ, магазинов и заканчивая, наверное, моргом. В один прекрасный день в этот город заезжают 100 тыс. людей. Без всяких длительных процессов ремонта, продолжения строительства дорог, ожидания инфраструктуры. Просто взяли, въехали — и город ожил.

Второе — это, конечно, дороги, которые очень серьезно отличаются от российских и, я бы даже сказал, в чем-то лучше американских. Здесь дороги строят основательно, достаточно дорого, причем параллельно строится полоса для вело- и мототехники, отдельно отгороженная. Дороги (в четыре ряда, причем я видел даже в шесть рядов) сразу облагораживаются зелеными насаждениями, кустарниками, деревьями, газонной травой. И такие дороги не только в городах, они соединяют населенные пункты на десятки, а может быть, даже и на сотни километров.

«Китайцы получили экономическую свободу. Она в чем-то мне напомнила новую экономическую политику, нэп времен СССР, когда советская экономика развивалась тоже по 7-10% в год» «Хочется отметить огромные масштабы строительства — страна возводит не просто дома, она строит сразу же под ключ города!»

ЛЮДИ ЗДЕСЬ ФАНТАСТИЧЕСКИ ТРУДОЛЮБИВЫ

Китайцы получили экономическую свободу. Она в чем-то мне напомнила новую экономическую политику (НЭП) времен СССР, когда советская экономика развивалась тоже по 7–10% в год. Но НЭП свернули. А вот китайцы не стали этого делать, и реформы Дэн Сяопина дали большой эффект — в настоящее время Китай стал мировой державой, буквально поднявшись из руин. Вместо политических свобод и информационной свободы китайцы получили экономическую свободу, свободу предпринимательства — и, видимо, это всех устраивает, по крайней мере, бо́льшую часть населения.

Люди здесь фантастически трудолюбивы. Я обратил внимание, что в стране практически нет выходных — в субботу, в воскресенье действуют заводы, более того, я видел, что они работают в две-три смены, некоторые — в ночную. И практически нет праздношатающихся людей, все что-то делают, все — от маленького до самого престарелого человека.

«В Китае, в отличие от других стран, практически нет религиозных учреждений. Я встречал единицы церквей, мечетей...» «В Китае, в отличие от других стран, практически нет религиозных учреждений. Я встречал единицы церквей, мечетей...»

Я не раз видел, как на полях даже маленькие дети работают вместе с родителями. Думаю, одна из причин экономического чуда и предприимчивости китайцев в том, что у них дети — то ли в силу дороговизны детских садов, то ли из-за их нехватки — бо́льшую часть времени проводят вместе с матерями и с отцами на их рабочих местах. Не в детских садах, не в этих инкубаторских условиях, а в суровых жизненных реалиях. Дети чуть ли не с грудного возраста видят деловую активность родителей, учатся этому. А в юном возрасте, уже в 5–6 лет, в важнейший период жизни, у детей как раз и происходит программирование человеческого сознания, становление мировоззрения и характера. Видимо, эта система приобщения к труду даже малышей и принесла Китаю такой экономический и социальный эффект.

К слову, в Китае, в отличие от других стран, практически нет религиозных учреждений. Я встречал единицы церквей, мечетей... Но тем не менее преступность в этой стране невысокая, опасности на дорогах я особо не наблюдал. Люди, невзирая на то что отсутствуют религиозные скрепы, везде ведут себя пристойно, активно трудятся.

«Любой участок земли здесь востребован, буквально в любой луже или плавает птица, или разводят какую-то рыбу» «Любой участок земли здесь востребован, буквально в любой луже или плавает птица, или разводят какую-то рыбу»

НА ДОРОГАХ 100% ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ — КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Еще в Китае очень развито сельское хозяйство. Люди ходят с древнейшим орудием — мотыгой, их здесь миллионы, они мотыгами вспахивают поля, что-то там сажают. Любой участок земли здесь востребован, буквально в любой луже или плавает птица, или разводят какую-то рыбу. В этом отношении Китай, конечно, фантастически загружает свои земельные ресурсы. Я обратил внимание, что здесь нет импортных продуктов, китайцы кормят себя полностью, все 1,5 млрд населения питается местными, собственными продуктами.

На дорогах 100% грузовых автомобилей — китайского производства. Я здесь не встречал ни Volvo, ни MAN, ни Scania — того, что сейчас доминирует на российских дорогах. Каким-то образом китайское правительство смогло остановить нашествие иностранной автомобильной техники, как и сельскохозяйственной, и создало условия для того, чтобы китайский автопром развивался. Здесь производство автомобилей — 30 млн единиц в год, это в 20 раз больше, чем в России. А все мы прекрасно понимаем, что производство автомобилей — это локомотив экономики, он создает огромное количество рабочих мест и способствует развитию сырьевой, обрабатывающей промышленности. И китайское руководство в этом отношении оказалось намного мудрее нашего.

«Каким-то образом китайское правительство, руководство, смогло остановить нашествие иностранной автомобильной техники, как и сельскохозяйственной техники» «Каким-то образом китайское правительство смогло остановить нашествие иностранной автомобильной техники, как и сельскохозяйственной»

Интересно все-таки развивается история. В 1892 году Российская империя помогала отсталому Китаю в строительстве железной дороги (КВЖД) и основала город Харбин. СССР помог КНР в 1958 году построить первый автозавод. Сейчас в Китае более 6 тыс. (!) автозаводов, которые ежегодно производят, еще раз подчеркну, 30 млн автомобилей (в РФ — около 1,5 млн штук). Теперь уже Китай будет строить нам скоростные железные дороги и поставлять скоростные поезда.

Как могло так случиться, что мы потеряли лидерство? Может быть, еще догоним с нашими-то природными ресурсами? В Китае, и в Харбине особенно, помнят и благодарны СССР и России за помощь в развитии, в победе во Второй мировой войне, за настоящее экономическое сотрудничество. Но есть какое-то ощущение, что китайцы от этого выигрывают больше и смотрят как-то дальше нас...

«Большая проблема Китая – перенаселенность и связанная с этим проблема мусора» «Большая проблема Китая — перенаселенность и связанная с этим проблема мусора»

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОГИБНЕТ НЕ ОТ АТОМНОЙ БОМБЫ, А ИЗ-ЗА МУСОРА

Большая проблема Китая — перенаселенность и связанная с этим проблема мусора. Еще изобретатель атомной бомбы, великий физик Нильс Бор, предрекал, что человечество погибнет не от атомной бомбы и бесконечных войн, а похоронит себя под горами собственных отходов.

И Китай, по-моему, в последнее время это очень серьезно осознал. Он сильно контрастирует — от идеально чистых городов, которые недавно построены, до городов, утопающих в грязи и мусоре. Но здесь тоже включились какие-то интересные механизмы. В итоге, наверное, половину грузоперевозок, которые я наблюдаю в ходе своих перемещений по этой стране, составляет мусор или уже отсортированные его части — стекло, пластик, металл, картон... Борьбой с мусором занимаются здесь пенсионеры, которые вносят большой вклад в решение этой сложной проблемы: они разделяют отходы, грузят на свои велосипеды или мопеды, приспособленные под грузоперевозки, развозят на маленькие мусороперерабатывающие заводики. Такие в Китае я видел буквально через каждые 5–6 километров. На них сортируют, упаковывают и потом развозят отходы по большим заводам.

«Если для России основными источниками богатства являются нефть и газ, то для Китая нефтью и газом являются его люди, полтора миллиарда китайцев, которые смогли вместо природных ресурсов сделать свою страну богатейшей» «Если для России основными источниками богатства являются нефть и газ, то для Китая нефтью и газом являются его люди, полтора миллиарда китайцев, которые смогли вместо природных ресурсов сделать свою страну богатейшей»

ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ КИТАЙЦЫ НАЧИНАЮТ ПРЕВОСХОДИТЬ РОССИЯН

Хочу привести одну очень интересную метафору: если для России основными источниками богатства являются нефть и газ, то для Китая нефтью и газом являются его люди, полтора миллиарда китайцев, которые смогли вместо природных ресурсов сделать свою страну богатейшей.

О людях в Китае хочется сказать особо. Невзирая на то что у них практически нулевое знание английского языка, китайцы, в отличие от европейцев и американцев, демонстрируют удивительное гостеприимство, доброжелательность. По характеру китайцы мне очень напоминают наших сограждан времен СССР — открытых, доброжелательных, искренних, которые рады любым иностранцам, дорожат отношениями далеко не материального характера.

Когда говоришь, что ты из России, тебе в самом деле рады — наша страна для китайцев как бы «старший брат». Китайцы продолжают нас воспринимать как старших собратьев, которые дали им коммунистическую идею. Здесь чтят Ленина, кругом серпы и молоты на красных полотнищах. Иногда мне даже бывает неудобно — сейчас я скорее считаю уже их нашими старшими братьями, Китай — старший брат России, потому что мы потребляем большей частью товары, произведенные в КНР, привлекаем их специалистов. И масштабы их экономики, скорее всего, тоже говорят о том, что мы уже превратились в маленьких братишек Поднебесной. Но они все-таки хотят с нами дружить.

Я был гостем в нескольких семьях, видел их быт. Не сказать, что это бедные люди, они уже по уровню жизни начинают превосходить россиян, хотя, конечно, уровень автомобилизации в Китае пока еще низок. Он регулируется — купить автомобиль в Китае, особенно в больших городах, можно только по специальному разрешению.

«В Китае, конечно же, действует информационное регулирование – в стране практически не демонстрируются иностранные телевизионные каналы, нет доступа к Гуглу, к Фейсбуку, к Инстаграмму» Ильдус Янышев выступает перед студентами Хайбейского университета с лекцией «Велосипед и счастье»

МОНИТОРИТЬ ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ И МНОГО ДРУГИХ ПАРАМЕТРОВ

В Китае, конечно же, действует информационное регулирование — в стране практически не демонстрируются иностранные телевизионные каналы, нет доступа к Google, «Фейсбуку», «Инстаграму». Информационное поле Китая централизованно. Они пользуются мессенджером WeChat, который выполняет и множество других функций. Маленький пример: я обратил внимание, что в Китае практически нет кассовых аппаратов и наличного денежного обращения, здесь люди с помощью своего мессенджера заводят аккаунт, при покупке товаров и услуг просто считывают QR-код, который есть у продавца, и подтверждают оплату. Поневоле вспоминается затратная статья в российском предпринимательстве, когда мы покупаем каждые пять лет новую модификацию кассового аппарата. Здесь этой проблемы нет, все решает простой телефон. И это выгодно предпринимателям, удобно человеку — и выгодно государству, потому что данные деньги учитываются и облагаются налогами.

Китай, на мой взгляд, поступил очень технологически и мудро, когда вовремя смог создать систему информационного общения между людьми в рамках одного мессенджера WeChat, который здесь присутствует практически монопольно. У него миллиард подписчиков, преимущественно китайцев. Они с помощью WeChat проводят огромное количество операций, расчетов за все услуги и покупки.

При этом мудрость китайского руководства заключается в том, что страна смогла сохранить важнейший ресурс современного общества — так называемую big data. То есть все данные о гражданах, об их покупках, пристрастиях, поведении концентрируются в рамках одной информационной системы, что позволяет делать анализ большого количества параметров. В настоящее время китайские информационные технологии позволяют мониторить законопослушность человека, его кредитоспособность и много других параметров, которые облегчают жизнь как государству, так и физическим лицам. Для законопослушных граждан это, в общем-то, благо, а для людей, которые не хотят платить налогов или совершают какие-то правонарушения, это, конечно, становится препятствием и при обращении за кредитом, и при трудоустройстве, и при получении каких-то социальных льгот и преимуществ. Это огромный и мощный маркетинговый инструмент, ресурс, который позволит правильно планировать экономику, производство. Я уверен, что в недалеком будущем править миром будут не те, кто владеет углеводородами или иной собственностью, а те, кто будет владеть и умело управлять big data. Боюсь, что даже владельцам «ядерных кнопок» придется с этим согласиться!..

У нас в России под либеральными лозунгами получилось так, что мы свою big data раздали, рассредоточили между владельцами разных государств, разных компаний. И теперь общество не имеет возможности представлять гражданам анализ и правильно планировать экономику и социальную жизнь. В будущем это очень мощный ресурс, которым Китай уже начинает обладать. Нам же это придется собирать по крохам, из «ВКонтакте», «Фейсбука», «Инстаграма» и других мессенджеров, поисковиков... Я думаю, выиграет то общество, которое будет владеть информационным ресурсом своих сограждан в целях их экономического процветания, благополучия и безопасности.

У Китая можно много чему поучиться. Не только, как мы поняли, в масштабах индустриализации, строительства, но и в технологиях ведения бизнеса, государственного администрирования.

«У меня сложилось впечатление, что, несмотря на начавшуюся массовую автомобилизацию, китайское руководство и бизнес придают велосипедному вопросу важнейшее значение» «У меня сложилось впечатление, что, несмотря на начавшуюся массовую автомобилизацию, китайское руководство и бизнес придают велосипедному вопросу важнейшее значение»

КАПИТАЛИЗАЦИЯ КОМПАНИИ ПО ВЕЛОПРОКАТУ OFO — $5 МИЛЛИАРДОВ

Моя любимая тема — велосипедизация. Мне удалось встретиться с руководством крупнейшей компании по прокату велосипедов Ofo. Эта фирма, которая буквально три года тому назад стартовала, была основана студентом Дай Вэй, ныне выпускником Пекинского университета. Поначалу это был байкшеринг, или прокат велосипедов в масштабах университета, потом система стала городской. А в настоящее время Ofo представлена в самых разных странах, включая Россию, и имеет велопарк в 20 млн единиц, капитализация этой компании составляет уже $5 миллиардов.

В Китае сейчас данная система бизнеса очень активно развивается, есть компания Mobike, которая также имеет огромные масштабы и экспансию во все крупнейшие города мира — Лондон, Париж, Нью-Йорк, Сан-Диего... Где бы я ни путешествовал, везде видел систему бесстанционного велопроката, когда велосипеды просто оставляют на улице и с помощью GPS-блокиратора они разблокируются и приводятся в действие. Сейчас это считается очень быстрорастущим видом бизнеса. Китайские города завалены такими велосипедами. Они, видимо, приносят неплохой доход инвесторам, которые вкладывают деньги в данные стартапы.

У меня сложилось впечатление, что, несмотря на начавшуюся массовую автомобилизацию, китайское руководство и бизнес придают велосипедному вопросу важнейшее значение. Новые города вообще не строятся без велосипедной инфраструктуры. Очень много социальной рекламы по этой теме. Огромное количество населения использует скутеры и велосипеды не только для перемещения на работу или учебу, но и для занятия различными бизнесами для миллионов китайцев. Это мини-кафе на колесах, продажа продуктов, промтоваров, доставка грузов, почты, еды, уборка улиц, мото-велотакси, сервис, не говоря уж и о самом многомиллионном производстве различной электро- и велотехники. В каждом крупном городе существует от 10 до 500 велоклубов, которые объединены в ассоциации. А ассоциации во всех столицах провинций КНР даже финансируются государством, чтобы они массово развивали велоспорт и велокультуру среди населения. При этом мини-фермерство, велосипеды и скутеры создают в Китае миллионы самозанятых людей, преимущественно пенсионного возраста. Они не сидят на шее у государства или своих детей и обеспечивают продуктами и услугами китайское общество. Их даже поддерживать не надо, просто им не мешают выживать. И никто не требует от бабушек сертификатов, кассовых аппаратов и не мешает ставить велосипед на улице для продажи печеной картошки или блинов.

...Конечно, в Китае не все идеально. Например, со здоровым питанием в их культуре абсолютно не вяжется либерализм в отношении производства и торговли алкоголем. Различного рода самодельные настойки можно купить в любое время и в любом месте, так же как и табачные изделия. И население эту «свободу» активно использует. Хотя, естественно, закрадывается мысль: а не компенсация ли это за отсутствие той самой информационной и политической свободы?..

Ильдус Янышев

Фото предоставлено автором

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (67) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.05.2018 09:44

Я улыбаюсь от Ассоциации малого бизнеса РТ.))) Они с такой детской восторженной непосредственностью рассказывают о вещах, которым уже сто лет в понедельник. Помню, как года три назад они так же рассказывали, как ВПЕРВЫЕ , за 25 лет новой России и начала Российского бизнеса побывали в Челябинске, Екатеринбурге, Перми.))))
И хотелось бы поправить Янышева: Россия не "помогала" строить Китаю ЖД через Харбин. Россия строила ЖД для себя - во Владивосток. Маньчжурия - это в то время практически был не Китай. Не зря Япония основала в 30-х годах там страну - Маньчжоу го . И , кстати, Сталину предлагали после войны создать на базе бывшей Маньчжоу го - буферное государство Маньчжурию, отделив территорию Китая от советской границы. Как и на западе - Уйгурстан- отделив Советскую Среднюю Азию от Китая буфером.

  • Анонимно
    2.05.2018 08:58

    Китай наш сосед - никак не брат. С братьями не ведут внешне- экономические отношения. Все больше по-родственному.
    История у нас похожая- были частью Монгольской империи.

    • Анонимно
      2.05.2018 09:29

      Если уж проводить исторические параллели, то нужно знать историю, вы не знаете.

    • Анонимно
      2.05.2018 09:44

      Я улыбаюсь от Ассоциации малого бизнеса РТ.))) Они с такой детской восторженной непосредственностью рассказывают о вещах, которым уже сто лет в понедельник. Помню, как года три назад они так же рассказывали, как ВПЕРВЫЕ , за 25 лет новой России и начала Российского бизнеса побывали в Челябинске, Екатеринбурге, Перми.))))
      И хотелось бы поправить Янышева: Россия не "помогала" строить Китаю ЖД через Харбин. Россия строила ЖД для себя - во Владивосток. Маньчжурия - это в то время практически был не Китай. Не зря Япония основала в 30-х годах там страну - Маньчжоу го . И , кстати, Сталину предлагали после войны создать на базе бывшей Маньчжоу го - буферное государство Маньчжурию, отделив территорию Китая от советской границы. Как и на западе - Уйгурстан- отделив Советскую Среднюю Азию от Китая буфером.

      • Анонимно
        2.05.2018 10:28

        Татарин Злой
        Много веселых вещей можно почитать от бывшего депутата)). Удивительный сумбур в голове: умиляется, что китайцы добрые и непосредственные, как в СССР, а в статье про Кубу ехидно проезжался по кубинцам, сравнивая их с теми же гражданами СССР. Ну а рост 7-10% в год был не во времена НЭПа, а во время индустриализации Сталина.
        За описание Китая-4, за комментарии к описанию- твёрдая 2.

        • Анонимно
          2.05.2018 11:16

          Кстати статданные по Китаю очень интересные. Никто в мире не знает конкретных цифр. Как и численности населения Китая.

          • Анонимно
            2.05.2018 14:22

            Как и то, сколько авто делают они в год- мотоблоки и мопеды включают в эту статистику

    • Анонимно
      2.05.2018 10:58

      Один наш чиновник на самолётах летает, другой на велосипеде... сплошной туризм... за чей счёт?

  • Анонимно
    2.05.2018 09:26

    У России есть только братишки.

  • Анонимно
    2.05.2018 09:38

    Большой вопрос как будет наше государство использовать биг дата - для улучшения жизни граждан или для контроля за инкомыслящими. Да и в Китае не все так просто мне кажется.

  • Анонимно
    2.05.2018 09:48

    Прям не статья, а сплошная реклама. При этом я уверен, что если бы автору в России запретили пользоваться инстаграмом, прочими мессенджерами, машину он смог бы покупать ТОЛЬКО по спец разрешению, если бы государство поставило бы под тотальный контроль все его расходы, наверное можно сказать контролировало личную жизнь. А как на счёт того что вроде у них нет понятия пенсии. Да и работать как они - по многу часов и без выходных. Вот он писал бы в своих статьях, что" всё пропало " и сравнивал бы Россию с отсталыми африканскими государствами.
    Конечно наше насквозь вредительское государство в лице правящей верхушки и не верхушки я не опрвдываю и не люблю, мягко говоря. Но жить в Китае я бы не хотел.

    • Анонимно
      2.05.2018 16:19

      Выходных и праздничных дней у граждан КНР больше чем у россиян и это факт.

    • Анонимно
      2.05.2018 17:12

      Спасибо Янышеву за материал. Получилось очень интересно.

  • Анонимно
    2.05.2018 10:05

    Ильдус проверил себя, что он из себя представляет, молодец.
    Китай наш сосед, будем с соседями вежливыми, не завидуя.

  • Анонимно
    2.05.2018 10:15

    Ильдус Янышев, Вы действительно так считаете? На мой взгляд, Китай только и ждет удобного момента чтобы отхапать территорию России как минимум до Урала. Не видеть этого - значит заниматься самообманом.

    • Анонимно
      2.05.2018 10:26

      Он в первый раз китайца увидел в жизни. А вы ему про территории рассказываете.)))

    • Анонимно
      2.05.2018 14:37

      У нас есть ядерная кнопка, но нет дорог и собственного производства. На этом долго не протянем.

      • Анонимно
        2.05.2018 21:28

        а зачЭм кнопке да ешё ядерной-дороги и собственное производство?

    • Анонимно
      2.05.2018 15:23

      С Китаем нужно дружить,но ухо держать в остро.

  • Анонимно
    2.05.2018 11:08

    //Я встречал единицы церквей, мечетей... Но тем не менее преступность в этой стране невысокая//

    Какая связь? Автор считает, что более религиозные люди менее склонны к преступлениям? Наивно.

    Самый религиозный регион у нас в стране - Дагестан. Он же у нас и самый преступный.
    Или как там в религии - отрубать руку за воровство? Поверьте, что если в том же суперрелигизном Дагестане придерживались бы этого правила - весь Дагестан ходил бы без рук.

    • Анонимно
      2.05.2018 12:47

      Да и странно что в буддистской стране он пытается увидеть много мечетей и церквей.

      • Анонимно
        2.05.2018 13:36

        Татарин Злой
        Уровень наших депутатов...
        Если не ошибаюсь, там не столько буддизм, сколько конфуцианство, которое вроде не предполагает наличие храма...

  • Анонимно
    2.05.2018 11:52

    Это же личные впечатления! Что Вы накинулись то?) Надо расширять взгляды. В истории мы все много в чем заблуждаемся)
    Больше фотографий хочется! А еще, было бы замечательно получить контакты китайцев, которые хотели бы сотрудничать с Россией. Нынче товарооборот с Китаем - самое прибыльное дело)

  • Анонимно
    2.05.2018 11:53

    Нам повезло иметь такого соседа, как Китай. Мы идеально дополняем друг друга. Сейчас через нашу общую границу строится два моста - железнодорожный и автомобильный.

    Мы, как два бойца, которые встали спиной друг к другу находясь в кольце врагов.

    • Анонимно
      2.05.2018 12:26

      Ну-ну. Мы им нефть и газ, они нам товары. Помимо европейского стаем еще и китайским сырьевым придатком.

    • Анонимно
      2.05.2018 15:30

      Только вот один боец на корню вырубает и вывозит миллионами кубов древесину из Сибири, а взамен поставляет отравленные химией продукты питания и спирт из отходов. Китайцы мудрая и умеющая ждать нация. В свое время захватили Восточный Туркестан, Внутреннюю Монголию, Тибет и ряд других территорий. На очереди следующие. Об этом автор не сказал не слова. Мэнге Тау

  • Анонимно
    2.05.2018 12:53

    Молодцы Китай,производят для всего мира и сами развиваются.а у нас в РФ только газ/нефть и другие природные ресурсы.вся проблема в руководителях,у них и у их детей все хорошо,а на остальное по фигь

  • Анонимно
    2.05.2018 14:02

    "Я здесь не встречал ни Volvo, ни MAN, ни Scania" - это не совсем так. Вернее, совсем не так. Грузовые евробренды очень хорошо представлены в Китае через механизмы СП и узловой сборки предыдущих поколений техники. Shackman - MAN, Geely и Jinan huawo- Volvo, Higer-Scania. Объемы продаж сотни тысяч единиц ежегодно.

  • Анонимно
    2.05.2018 14:35

    Пусть у нас так собирали бы авто. А то просто покупаем иномарки и загубили свой автопром. С1991 года построили только сборочные производства,ни одного автозавода.

  • Анонимно
    2.05.2018 14:40

    А еще мы профукали производство собственных велосипедов. Все возим из Китая или собираем из их комплектующих. В СССР были " Урал", " Турист", " Школьник", сейчас "Стелсы" .даже это не смогли поднять.

  • Анонимно
    2.05.2018 15:20

    Ну нельзя так все время работать и работать.Тупиковый путь приводящий к деградации человека и к старости к инвалидности.

    • Анонимно
      2.05.2018 16:23

      А кто сказал, что работают китайцы больше? Это Абсолютно не так.

  • Анонимно
    2.05.2018 16:02

    Проблемы с интернетом решаются vpn,в месяц 50-100 юаней,это примерно рублей от 500 и выше,и работает все ютуб,гугл,инстаграмм,причем скорость vpn такая,что можно спокойно 4K видео смотреть на ютубе в мобильном,а я дома смотреть не могу у меня оптоволокно от ростелекома)))а так автор во многом прав,там такая странная централизованная децентрализация,общество балансирует и развивается на совершенно иных механизмах и принципах,ментальных,экономических и т.д.,у меня дети учат китайский,есть знакомые достигшие успеха в Китае,именно финансового благополучия,уже долларовые миллионеры,и они наши местные двое из Казани,один из Екатеринбурга.Страну конечно сложно воспринять если вам восточная культура не близка,есть миллионы нюансов,но будущее конечно за ними,за Азией.

  • Анонимно
    2.05.2018 16:37

    Великие диванные критики, кто пишет такие негативные отзывы об авторе статьи.
    Хотя, если есть такие полярные точки зрения, значит статья удалась! Тема актуальна!

    Спасибо, Ильдус Ахтямович за Ваши обзорыные статьи! Вас всегда интересно читать. Добавляете пищу для раздумий на тему "А как же там за бугром?.." Счастливого пути и легкой дороги на Родину.

    • Анонимно
      2.05.2018 16:49

      а что здесь актуального? низкополкноство и верхоглядство,автор преклоняется перед отсталой нищей страной

      • Анонимно
        3.05.2018 01:29

        А ты там сам лично был? Китай одевает и кормит не только себя ,но и остальной мир. Я ездил на их скоростных поездах, видел их новые города. Их туристы сейчвс самые первые в мире. А ты -" отсталая и нищая страна" . Купи путевку вначале и своими глазами посмотри а не зомбоящик.

        • Анонимно
          3.05.2018 16:10

          китай отсталая страна, нищая а телевизор в отличии отва с янесморю там стоят фабрики котрые им запад построил но эти фабрики не делают китай передовой страной и жизнь китайцев лучше,нищая отсталая страна нам непример

  • Анонимно
    2.05.2018 16:41

    Экстенсивный путь развития всегда завершается, так как коечается энтузиазм людей.Люди устают всем обществом, как у нас сейчас.Не зря Бог дал нам в 90 годы время для моральной передышки.Отдохнем на генном уровне и пойдем вперед.Законы природы еще никто не смог обмануть.Монада всегда переворачивается.Там тоже люди поймут что они не рабочие скотины и лощадки.Немного уровень материальной жизни возрастет и люди перестанут утруждаться на работе.Придут пороки лени и т.д.

  • Анонимно
    2.05.2018 16:45

    "Китайские города завалены такими велосипедами" Именно так и их активно перемещают на меаллолом. Этот бизнес уже малоактуален.

  • Анонимно
    2.05.2018 17:03

    А я слышал что Алибаба корпорация с этого года тоже начала заниматься прокатом велосипедов. Они то не дураки и знают куда инвестировать.

  • Анонимно
    2.05.2018 17:05

    Почему Ильдус, затронув тему религии, не обмолвился даже словом о 30 миллионах мусульман в Китае?

    • Анонимно
      2.05.2018 17:24

      Потому что он путешествовал скорее всего на Востоке КНР. А мусульмане, в первую очередь тюркоязычные - уйгуры и казахи , а также дунгане (ханьцы-мусульмане) живут на Западе КНР. Мэнге Тау

  • Анонимно
    2.05.2018 17:29

    Те, кто пишет злобные отзывы в адрес автора неправы. Думаю, что автор хотел сказать, что Китай- страна контрастов. Мы эту страну и народ не знаем и не понимаем. Для нас Китай- то место, где делают дешёвый ширпотреб. Но это только для нас, России и то, как заказывали и сколько заплатили. Для себя и для других стран китайцы производят очень качественный товар.
    В китае огромное количество людей,но невероятно низкая аварийность. Это признано во всем мире. Китайцы самые многочисленные путешественники. Их можно увидеть везде.
    А ещё , китайцы- не все поголовно низкого роста. Они разные. А самый высокий человек на земле тоже китаец. И Китай давно уже не отсталая страна. Автор прав, что нам кое в чем нужно брать пример.
    Мне статья понравилась, это не взгляд со стороны, а испытанное и прожитое за короткий промежуток времени. Спасибо.

    • Анонимно
      2.05.2018 17:58

      Фильмов насмотрелись что ли? О бриллиантовой руке? И о городах-контрастах за Чёрным морем? ))))

  • Анонимно
    2.05.2018 18:14

    Интересный и свежий взгляд на Китай изнутри! Эта информация о Китае чем то возможно не привычна, обидная для "старшего брата", ломающая старые представления и стереотипы о Китае! Любая критика этой статьи в комментариях, как известно, есть скрытый комплимент автору! А то, что Китай догнал Америку, говорит факт запоздалой попытки американцев закрыть доступ китайской ниокр к их технологиям... но уже наверное поздно) Спасибо Ильдус за статью! Ждем новых свежих сюжетов с велосипедных колес уже по Родной Стране!

  • Анонимно
    2.05.2018 18:59

    хорошо быть рантье и разъезжать по миру на велосе

    • Анонимно
      2.05.2018 21:02

      ... когда мани есть, не хочется работать... (из репертуара Mr. Credo). Мэнге Тау

      • Анонимно
        3.05.2018 01:24

        Молодец. Заработал. И делает то,что хочет. Вы видимо завидуете ему. И если бы были мани, то вы видимо поступили иначе или раздали бы всё бедным?

        • Анонимно
          3.05.2018 22:09

          Депутат Казгордумы. Член фракции «Справедливая Россия» в Казгордуме. Заместитель председателя постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению. Является членом постоянной комиссии по делам молодежи, физкультуре и спорту.
          вывод - популяризирую спорт как могу

        • Анонимно
          3.05.2018 22:27

          завидовать нечему, я очень рад что в таком возрасте такая активность, я только за, он молодца, но время то уже ушло. тело уже не заменишь. Высокие нагрузки в таком возрасте противопоказаны. надо уже беречь себя. лучше изучать теорию и практики дао, например. да таблетку от старости еще не изобрели. интереснее было бы вкладываться в это направление. но у нынешнего поколение нет шансов, у следующих может что-то получится.

        • Анонимно
          3.05.2018 23:20

          от предпринимателей прошлого (Демидовы, Морозовы) что-то осталось - дома, больницы, заводы, а что оставят после себя нынешнее племя - вопрос. Раскулачить могут любого - Ходорковский, Дерипаска, Гусинский, Черный (это бизнесмены первой руки). кто о них вспомнит. Только пожалеют. кроме жалости теперь они не вызывают других чувств. Но в то же время обычные люди, в основном бедные, собирают всем миром больным детям. кто при этом "моральный урод". согласен - государство, которое не может решить проблему больных. но по моему лучше быть бедным - но делать что действительно стоящее, а можно предпочесть жизнь рантье. да и необязательно раздавать что-то, кроме материальных благ, есть и иные. Считаю Янышев кроме истрепанного велоса ничего после себя не оставит.

        • Анонимно
          4.05.2018 07:05

          Я рад за него. Привел цитату из песенки, и не более. Мэнге Тау

    • Анонимно
      3.05.2018 04:21

      А кто вам мешает за 20 лет построить бизнес,а потом часть его продать за приличные деньги и стать рантье?

  • Анонимно
    2.05.2018 22:04

    Китай все равно не готов к 6 технологическому укладу.Нет фундаментальной науки.Например они застолбили сварку без сварки.Скоро выстрелят.

  • Анонимно
    3.05.2018 08:01

    Ильдус молодец эфэрин так держать Победа будет за нами на таких энтузиастах держится страна Хэерле юллар Совет Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ

  • Анонимно
    3.05.2018 08:58

    "ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ КИТАЙЦЫ НАЧИНАЮТ ПРЕВОСХОДИТЬ РОССИЯН" Официальные данные декабрь 2016, КНР средняя заработная плата 56000 руб (по курсу ЦБ РФ), РФ 33000 руб. НАЧИНАЮТ....:)

    • Анонимно
      3.05.2018 09:21

      Так китайцы котороые открывают производства в рт, ставят з.п от 50 000 руб. А наши щиновники говорят не ставить так как много наши и за 15000 готовы работать

  • Анонимно
    3.05.2018 15:49

    Ильдус Ахтямович, огромное спасибо за Ваше экспертное мнение, очень интересно читать о Ваших приключениях!
    Действительно, легко писать негативные комментарии, сложно извлечь полезное и нужное для размышлений.
    Хаерле юл, успешно завершить кругосветку!:)

  • Анонимно
    4.05.2018 17:21

    Ильдус ещё совсем не старый, он ещё огого какой молодой. И телом тоже.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen