Общество 
9.05.2018

«Авиация – это то, что не надоедает никогда!»

Как летчики-испытатели «вербовали» казанскую молодежь в пилоты

Сразу трое испытателей легендарного Летно-исследовательского института им. Громова — Александр Крутов, Венер Мухаметгареев и Марат Алыков — побывали на днях в Казани. В свое время за героизм, проявленный во время испытаний новой техники, каждому из них было присвоено звание Героя России. Что привело их в Казань, есть ли смысл современным мальчишкам идти в авиацию и почему в ней не место женщинам, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online».

Сразу трое испытателей легендарного Лётно-исследовательского института им. Громова — Александр Крутов, Венер Мухаметгареев и Марат Алыков – побывали на днях в Казани Сразу трое испытателей легендарного Летно-исследовательского института им. Громова — Александр Крутов, Венер Мухаметгареев и Марат Алыков — побывали на днях в Казани Фото: Ирина Ерохина

ЗВЕЗДЫ С НЕБА

Гости из Жуковского приехали в Казань по приглашению председателя совета директоров «Тулпар Аэро Групп» и самого в прошлом испытателя Азата Хакима. Александр Крутов, стоявший у истоков отечественной палубной авиации, возглавляет летно-испытательный центр и в свои 67 за штурвалом. Летает и его заместитель Венер Мухаметгареев. Он и Марат Алыков участвовали в боевых действиях в Афганистане.

Хаким уже много лет поддерживает с ними рабочие и дружеские отношения, но привезти в Казань всех сразу до сих пор не получалось. Однако в начале мая звезды сошлись, и герои решили не просто посмотреть Казань и окрестности, но и встретиться с будущими авиаторами и авиастроителями.

«Для пробуждения любви к небу ведь и надо-то всего ничего – достаточно одного яркого впечатления, одной запоминающейся встречи, и готово: ребенок сделал свой выбор» «Для пробуждения любви к небу ведь и надо-то всего ничего — достаточно одного яркого впечатления, одной запоминающейся встречи — и готово: ребенок сделал свой выбор» Фото предоставлено «Тулпар Аэро Групп»

«У Казани есть для воспитания авиаторов, здесь работают профильные конструкторские бюро, заводы, авиакомпании, и именно поэтому я помог с организацией в лицеях №35 и №83 авиационных образовательных центров, — рассказывает Хаким. — А для пробуждения любви к небу ведь и надо-то всего ничего — достаточно одного яркого впечатления, одной запоминающейся встречи — и готово: ребенок сделал свой выбор. Очень надеюсь, что эта встреча с испытателями зажжет искорку в глазах ребят и они захотят связать свою судьбу с авиацией. Многие думают, что герои где-то далеко, а мы показываем, что это не так и что в каждом есть потенциал стать одним из них».

У самого Хакима примерно так все и начиналось: «Когда мне было 6 лет, у нас в Заинске приземлилась капсула с Чернушкой. А посадка космического аппарата — это всегда куча самолетов, вертолетов. У меня такое воспоминание осталось, что все небо в самолетах было. Ан-12 огромный прямо над нашим домом прошел. Видимо, это у меня в подсознании отложилось и проявилось в интересе к небу. И стал я из журналов все о самолетах собирать. Когда был в 5-м классе, мы с отцом полетели на Ил-14 из Заинска в Казань. Пилотом оказался знакомый, и отец попросил, чтобы меня пустили в кабину: парень хочет посмотреть, болен авиацией. Для меня это было нечто: куча приборов — как летчики с ними справляются? Герои, великаны! А в 14 лет я посмотрел фильм „Неподсуден“ и сказал: „Буду только летчиком“».

Лицей № 35 можно смело называть особенным – там действует республиканский методический центр аэрокосмического образования Лицей №35 можно смело называть особенным — там действует республиканский методический центр аэрокосмического образования Фото: Ирина Ерохина

В НЕБО – С 14 ЛЕТ

Лицей № 35 можно смело называть особенным — там действует республиканский методический центр аэрокосмического образования. Основам космонавтики и летного дела тут обучают с 1-го класса, и родители, отдавая чадо сюда, понимают, что с высокой долей вероятности будущее ребенка будет связано с небом, а то и с космосом. Сначала лицеисты учатся управлять самолетом на тренажере, а с 14 лет допускаются к реальным полетам в экипажах малой авиации. Тут же и техническое творчество. Например, недавно мальчишки и девчонки напечатали на 3D-принтере телескоп (линзы заказали в Китае) и теперь могут наблюдать за «звездным небом надо мной» при помощи своими руками (а это важно!) сделанного прибора.

Отметим, что работой методического центра заинтересовались и за пределами республики. По словам разработчика и идейного вдохновителя здешней учебной программы Ивана Лямина, работу казанских ребят поддерживает мэр Звездного городка, есть интерес министерства обороны. «На нас вышли с предложением о сотрудничестве: хотят сделать нашу программу базовой для подготовки абитуриентов авиационных вузов. Кроме того, в министерстве образования РФ согласовывается идея о том, чтобы нашу программу можно было применять чуть ли не в каждой школе. Открытие такого центра стоит всего лишь 2,5 миллиона рублей, а в бюджете надо заложить только зарплату преподавателя. Это позволит готовить мотивированные кадры для аэрокосмической отрасли уже со школьной скамьи».

Лицеисты с нескрываемым обожанием смотрели на летчиков, и ответы на свои по-хорошему наивные вопросы Лицеисты с нескрываемым обожанием смотрели на летчиков и ответы на свои по-хорошему наивные вопросы слушали, затаив дыхание Фото предоставлено «Тулпар Аэро Групп»

ЛЕТЧИКИ ЗАВИДУЮТ ШКОЛЬНИКАМ

Лицеисты с нескрываемым обожанием смотрели на летчиков и ответы на свои по-хорошему наивные вопросы («Что почувствовали в первом полете?», «Сколько надо учиться на пилота?», «Тяжело ли работать испытателем?») слушали, затаив дыхание. А вопросов было столько, что время, увы, не позволило ответить на все.

«Дорогие наши будущие авиаторы! — обратился к детишкам Крутов. — Я посмотрел, какое у вас прекрасное оборудование, и мне стало завидно! Мы в вашем возрасте не могли о таком даже мечтать!.. Каждый из вас может стать летчиком — если только очень сильно захочет, но знайте: учиться придется всю жизнь. Может через лет 40, вы, как мы сегодня, будете встречаться с мальчишками и девчонками, которые только мечтают в небе... Что я чувствовал, когда получал Звезду Героя? Гордость за то, что причастен к такой работе. И эта звезда не только моя, она заработана командой: конструкторами, инженерами, техниками, летчиками — полет зависит не от одного человека».

Испытатели поздравили победителей олимпиады, которая проходила во время празднования недавнего Дня космонавтики Испытатели поздравили победителей олимпиады, которая проходила во время празднования недавнего Дня космонавтики Фото: Ирина Ерохина

Испытатели поздравили победителей олимпиады, которая проходила во время празднования недавнего Дня космонавтики. Малыши с трепетом принимали подарочные книги о космосе. А занявшему 1-е место 9-му А вручили особый приз — подарочный сертификат на... настоящую звезду. Теперь ребята могут назвать ее по своему желанию.

Феерический концерт для гостей  устроили в лицее №83: бальные танцы, художественная гимнастика, выступление певческого коллектива «Смайл». В этом лицее аэрокосмический центр посещают почти 300 человек, а летный тренажер сделан из кабины настоящего Як-40 — подарок Хакима.

Подчеркнем, что после того, как в двух лицеях появились аэрокосмические центры, количество выпускников, решивших поступить в специализированные вузы, резко возросло: в 2014 году таких было всего четыре человека, а в 2017-м — 240!

Будущие авиаконструкторы, в основном, задавали вопросы о специфике эксплуатации воздушных судов. Интересовались и трудоустройством Будущие авиаконструкторы, в основном, задавали вопросы о специфике эксплуатации воздушных судов. Интересовались и трудоустройством Фото: Ирина Ерохина

ЖЕНЩИНАМ В НЕБЕ НЕ МЕСТО

Общение с молодежью продолжилось в КНИТУ-КАИ. Будущие авиаконструкторы в основном задавали вопросы о специфике эксплуатации воздушных судов, интересовались и трудоустройством. Как заверил Хаким, настоящие инженеры и летчики на вес золота во всем мире. «Но вам обязательно надо в совершенстве владеть техническим и разговорным английским языком, — пояснил он. — А если еще и китайский будете знать — цены вам не будет! Так что учитесь! Например, у нас зарплата инженера — от 70 до 180 тысяч рублей, а летчики и вовсе получают до 800 тысяч в месяц. А если вдруг решите сменить специализацию, то смежных профессий в авиации очень много, без работы никогда не останетесь!»

Российский авиапром, как известно, переживает не самые лучшие времена, и корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у испытателей, что хорошего они видят в отрасли. В ответ пилоты дружно заявили, что это завершение одного из этапов испытаний истребителя пятого поколения Су-57 и первый полет лайнера МС-21. «Что касается боевой авиации и вертолетов, у нас все хорошо, — пояснил Марат Алыков. — А вот в гражданской надо еще очень-очень много работать — со времен Советского Союза мы свои позиции здесь утеряли».

Не могла корреспондент «БИЗНЕС Online» не поинтересоваться и мнением заслуженных пилотов относительно того, что в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков в прошлом году зачислили (впервые) 16 девушек. «Женщинам нет места в боевой авиации!» — были единодушны летчики. «Ну взяли девчонок, и что?! — горячился Крутов. — Через 5–10 лет никого из них не будет в авиации! В худшем случае уйдут в гражданскую авиацию, в лучшем — выйдут замуж и будут жить нормальной жизнью. Ну не созданы женщины для боевой авиации!»

Но завершился визит на оптимистичной ноте. «У нас возраст уже немаленький, но нам до сих пор интересно летать! — провозгласил Мухаметгареев. — Авиация — это то, что не надоедает никогда!»

Марина Новикова

Александр Крутов — руководитель летно-испытательного центра ФГУП «Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова». Участвовал в испытаниях корабельных Су-27К, МиГ-29К, Су-25УТГ, а также Як-28, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29.

Венер Мухаметгареев — заместитель руководителя летно-испытательного центра ФГУП «Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова». В 1986–1987 годах  участвовал в боевых действиях в Афганистане — был командиром экипажа Ми-24, совершил 143 боевых вылета, награжден орденом Красной Звезды. Участвовал в испытаниях вертолётов гражданского и военного назначения: Ми-8МТВ, Ми-19, Ми-24, Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-34, Ми-171, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50 «Черная акула», Ка-126, Ка-226, «Ансат».

Марат Алыков — летчик-испытатель. В 1983–1984 годах участвовал в боях в Афганистане, совершил 214 боевых вылетов. В 1987 году окончил Школу летчиков-испытателей, после чего был направлен в ОКБ Микояна. Участвовал в испытаниях МиГ-29СМ, МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ, МиГ-31, МиГ-АТ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.05.2018 08:50

    Забыли посетить Дом детского творчества им. В.Чкалова. Вот где реальная работа с детьми в т.ч. у реальных самолётов. Сейчас лагерь начнется . Это не тренажёры.

  • Анонимно
    9.05.2018 11:40

    хорошее дело

  • Анонимно
    9.05.2018 13:22

    Забыли сказать, что пилотов в РФ перепроизводство, множество безработных летчиков стоят годами в очередях на работу в авиакомпаниях. При этом тот же Аэрофлот пачками приглашает на работу иностранных пилотов.

    • Анонимно
      9.05.2018 22:50

      Сначала думай- потом пиши. Безработных пилотов нет. Есть невостребованные недоучки.

    • Анонимно
      10.05.2018 06:59

      Аэрофлот с удовольствием берет молодежь. И платит неплохо

  • Анонимно
    9.05.2018 14:20

    УСЫ ГРУДИНИНА
    А многократно рекламируемый инженерный лицей КАИ не посетили?
    Забыли написать, что нехватка боевых пилотов уровня лейтенантов в ВКС Росии - 1300 человек.

    • Анонимно
      9.05.2018 21:44

      Посмотреть освоение денежных средств в особо крупном размере?

  • Анонимно
    9.05.2018 14:56

    Молодец Азат Муртазович! Единственный авиационный патриот республики

    • Анонимно
      9.05.2018 15:59

      Нет никаких "авиационных патриотов" республики и Хаким таковым не является!
      А у остальных коленки трясутся от самарского мту и росавиации.
      Ринат М.

  • Анонимно
    11.05.2018 18:11

    Успехов в работе , Азат Муртазович. Пусть Тулпар Аэро Групп развивается и дальше. Вы пример для многих. Удачи Вам и Вашей команде в новых начинаниях!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль