Общество 
13.05.2018

«Есть вузы, где зарплата профессора – 30 тысяч, в 10 раз меньше, чем у депутата Госдумы!»

Академик Роберт Нигматулин о том, как просил у Путина «полфутболиста», в чем выражается ренессанс татар и за что Билл Гейтс ценил его дочь

Президент РФ подписал на этой неделе указ о праздновании в 2024 году 300-летия Российской академии наук. И, как считает недавний кандидат в президенты РАН, научный руководитель Института океанологии им. Ширшова Роберт Нигматулин, пора функцию управления институтами отобрать у «бухгалтеров» и вернуть ученым. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, как перераспределить национальный доход, выращивать нобелевских лауреатов и грамотно изучать госязыки республик РФ.

Роберт Нигматулин Роберт Нигматулин: «Общее состояние современной российской науки не соответствует нуждам общества и страны» Фото: ©Алексей Куденко, РИА «Новости»

«СОКРАЩАТЬ ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ НЕЛЬЗЯ. МОЖНО СОКРАЩАТЬ СРЕДСТВА НА ЧИНОВНИЧЕСТВО, НА РАЗДУТЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ АППАРАТ»

— Роберт Искандерович, что представляет собой Российская академия наук сегодня? Это по-прежнему клуб академиков и членкоров, средний возраст которых достигает 80 лет?

— Да, после 2013 года мы стали клубом ученых, поддерживаемым государством. Средний возраст академиков за 70. А все потому, что в 90-е годы молодежь не шла в науку. Она шла в другие сферы, уезжала за рубеж. В результате количество научных исследований сократилось в три раза. Мы уже лет 20 выбираем академиков и членкоров по так называемым молодежным вакансиям. Это ненормально. 

— Как все это отражается на состоянии современной российской науки?

— Состояние неудовлетворительное. Конечно, каждый из руководителей институтов скажет, что у них есть те или иные успехи, иначе не бывает. Но общее состояние не соответствует нуждам общества и страны. Я еще работаю на мехмате МГУ. Раньше по моей специальности (механика жидкости, газа и плазмы) каждые две недели было заседание диссертационного совета, на котором рассматривались две кандидатские диссертации или одна докторская. Сейчас же у нас месяцами нет защит диссертаций. И это на мехмате МГУ! Упал уровень аспирантов. А в науке, если ты не работаешь очень активно, если не гребешь веслами достаточно интенсивно, как гребец в лодке, то тебя очень быстро снесет течением. Конечно, выдающиеся молодые ребята есть всегда, но сегодня их очень мало. Уровень профессоров тоже надо поднимать. Мы сейчас в Академии наук мучаемся от того, что не можем порой найти руководителей институтов и лабораторий. 

— Сколько средств сегодня выделяется на науку и сколько необходимо для ее нормального функционирования?

— На всю науку выделяется 1 процент ВВП, из этого академическая наука получает где-то 0,15–0,16 процента. А для нормального функционирования всей науки должно быть 3 процента, а академической — около 0,5 процента ВВП. Кстати, у нас часто говорят, что гражданскую экономику надо развивать за счет сокращения военных расходов. Но на содержание армии уходит 3,6 процента. При этом наша страна имеет протяженные границы с десятками стран, у нас есть геополитические интересы и противоречия с другими государствами. Сокращать военные расходы нельзя — можно сокращать средства на внутренние войска, на чиновничество, на раздутый полицейский аппарат. 

— Конкретно в вашем Институте океанологии ведутся исследования мирового уровня?

— Конечно. В основном мы занимаемся гражданскими исследованиями. Океан — это не только военно-морской флот, это также транспорт, пищевые ресурсы, безопасность, климат, катастрофы. Цунами и ураганы формируются в океане. Сейчас актуальна проблема Арктики, где уже добывается нефть. Роль минеральных ресурсов, связанных с океаном, будет расти. Без океана невозможно представить развитие нашей страны. Мы океанская держава. Кстати, в 80-е годы прошлого века наш институт более чем на половину финансировался из военных ведомств. Сейчас эта доля упала многократно. 

«КОГДА Я ПОДУМАЛ О ТОМ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ ЗА РУБЕЖОМ, МНЕ СТАЛО ГРУСТНО»

— Единственный из проживающих сейчас в России лауреатов Нобелевской премии — Жорес Алферов — был награжден еще в 2000 году (Андрей Гейм и Константин Новоселов революционные исследования графена провели уже в Великобритании). С тех пор у нас пусто...

— Нобелевский лауреат — это как самородок, который встречается очень редко. Но чтобы такой самородок найти, необходимо нанять сотни старателей. Надо учитывать также, что сегодня Нобелевский комитет ориентирован в основном на людей из Америки и Европы.

— И здесь предубеждения? 

— Да, и существенные. Авторитет нашей науки, конечно, высокий. И когда мы едем за границу, мы чувствуем благоприятное отношение к нам со стороны коллег. Лично я никогда не испытывал к себе неприязни. Если мы хотим, чтобы у нас были свои Нобелевские лауреаты, значит, на науку надо выделять не 1 процент из бюджета, а 3. Тогда увеличится и количество молодежи, идущей в науку. В правительстве говорят, что на науку тратятся большие ресурсы. Я же считаю, что средств недостаточно. Помимо зарплат, которые надо увеличивать, мы отстаем и в приборном оснащении. По некоторым разделам нас не публикуют за рубежом, потому что мы проводим измерения на старых приборах, а это ненадежно. Ученый, который работает в зарубежной лаборатории, анализы проводит быстро, а нашим приходится работать месяцами. Эти проблемы не должны обсуждаться дежурно, надо говорить по существу.

Вот недавно был совет по науке в Новосибирске. Что говорили ученые? Давайте построим три синхротрона по 40 миллиардов рублей каждый — на Дальнем Востоке, в Сибири и в Москве. Но это сейчас не главное, хотя тоже важно. Надо поднимать вопрос, почему у нас аспирант получает 6 тысяч рублей. Как можно жить на такие деньги? Усложнилась проблема с жильем и, в частности, с общежитиями. Основная проблема в науке — это подготовка молодых ученых. Сколько сейчас аспирантов, как они защищаются, как публикуются? Речь не об академиках. Но остальным работникам науки нужна поддержка. Об этом должно заботиться государство. Организация спроса на знания — одна из важнейших функций государства. А у нас этого спроса нет из-за несбалансированной экономики, за что несут ответственность правительство и околонаучные круги, которые поддерживают ошибочную экономическую политику. И правительство ответственно за плачевное состояние аспирантуры, за сокращение исследователей, за старую приборную базу, за изношенные здания.

— Как добиться того, чтобы молодым ученым было интересно и престижно работать в России? 

— Главное, чтобы человек, который идет в науку, не чувствовал себя ущербным. Нельзя сказать, что у нас все плохо. Есть отдельные успехи, но надо смотреть по всему фронту развития науки, образования, здравоохранения и культуры. Вот у нас говорят, что здравоохранение бесплатно. Но даже в кино показывают, что когда человек заболел, то ему говорят: «Если бесплатно, ждите несколько месяцев, а иначе — платите». По телевизору непрерывно показывают, что тому или иному ребенку необходимо собрать деньги на лечение. Что это такое? Надо увеличивать численность народа, у нас ведь есть почти пустые регионы — в Сибири, на Дальнем Востоке. А за границей, в Китае огромная плотность населения. Долго держать такой перепад невозможно. На нашу территорию неизбежно будет проникать другая культура, язык, образ жизни. Мы можем потерять русскую цивилизацию в Сибири и на Дальнем Востоке. 

Об этом должно беспокоиться правительство. Нельзя ограничиваться материнским капиталом. Вот две мои бабушки остались вдовами в 40-летнем возрасте. Оба деда умерли в 48 лет. Одна бабушка осталась с 6 детьми, а вторая — с 8, и как-то выжили, все дети получили высшее образование. А сейчас разве можно такое представить? Конечно, родители, которые воспитывают двоих-троих детей, должны получать всяческую поддержку. Например, в Финляндии, если на члена семьи выходит менее 850 евро, то выделяется социальная помощь. Там беспокоятся о том, чтобы росла численность народа. Мы же привыкли шуметь по поводу наших побед в хоккее, в футболе. Но болеть истерично за свою команду — это примитивный патриотизм. Нужно думать о народе, о своем Отечестве, о том, что молодые люди уезжают за рубеж. Они видят, что там лучше. Это не значит, что там можно легко зарабатывать на достойную жизнь, но возможностей там больше. Хотя один из элементов счастья — жить в своей родной стране и пользоваться родным языком. Я вот 10 лет работал за рубежом, в том числе в США. Мне дали право на постоянное место жительства. Но когда я подумал о том, чтобы там остаться, мне грустно стало. Мои сын и дочь тоже вернулись, хотя были успешны за рубежом. 

— А где они учились? 

— Сын окончил МГУ, а аспирантуру — в Ренселлаировском политехническом институте в Америке. Потом 10 лет работал в фирме General Electric. Разрабатывал рекордную газовую турбину на 350 мегаватт, был одним из активных лидеров этой разработки. Газовые турбины сделали революцию в энергетике. Это супертехнология, которая стала внедряться на Западе в 1990-е годы. Но в России мы практически самостоятельно сделать газовую турбину не можем, а без них нет будущего в машиностроении. Если мы потеряем все высокотехнологичные производства, то превратимся в нацию, которая торгует достижениями других стран — IPhone, Samsung, иномарки и так далее. 

— А где училась ваша дочь? 

— Она училась в американской школе, когда я там работал, но летом возвращалась в Уфу и там догоняла русское и башкирское образование. Окончила американскую школу с золотой медалью, но получила и аттестат зрелости в уфимской школе. Поступила в Принстонский университет, за три года вместо четырех окончила его по специальности «прикладная математика», потом поступила в аспирантуру знаменитого MIT, вместо пяти лет за четыре года написала докторскую (PhD) диссертацию. Затем ее взял на работу Билл Гейтс. Она проработала с ним три года, он ее очень ценил. Но ее пригласило на ответственную работу московское правительство, и она вернулась. 

— Судя по тому, что вы преподавали за рубежом и ваши дети там учились и работали, вы лояльно относитесь к научной миграции. 

— Ну что значит лояльно? Нельзя держать людей насильно. Но я смотрю с сожалением, когда уезжают талантливые люди. 

«У нас сегодня аспирант в Академии наук получает 6 тысяч рублей. Как может взрослый человек жить на такие деньги?»Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАК МОЖЕТ ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК ЖИТЬ НА ТАКИЕ ДЕНЬГИ?»

— Вы говорите об ошибочности экономической политики в стране — а с чего бы начали исправление ситуации?

— Начинать надо с налога на сверхбогатство. У нас супербогатых людей менее полпроцента, но их доходы составляют сумму, сопоставимую с доходами федерального госбюджета. Это некоторые министры, губернаторы, депутаты, руководители госбанков, госкорпораций и другие начальники. Они все известны. 

— Олигархи... 

— Вы имеете в виду руководителей крупных частных корпораций? Да и они тоже. Но у нас есть госслужащие, которые вместе со своими женами имеют гигантские доходы. И они должны платить налоги, больше, чем 13 процентов. У сверхбогатых, составляющих долю процента населения, сосредотачиваются огромные ресурсы. Постоянно звучит мантра, что если у богатых будет больше денег, они будут инвестировать их в экономику. Но так не получается. Средства вкладываются в финансовые операции, выводятся за границу, на них покупаются дворцы и квартиры в Лондоне, Франции, Швейцарии и др. Это нужно остановить. Законодательство должно быть таким, чтобы ресурсы, которые уходят супербогатым, нельзя было уводить за границу. Они должны использоваться в интересах нашей страны и вкладываться в нашу экономику. А с той части личного дохода, который превышает, например, 25 миллионов рублей в год, надо брать подоходный налог не 13 процентов, а 25–30 процентов. Это очень умеренно. В европейских странах это составляет более 50 процентов. Но даже такая мера добавит в госбюджет около триллиона рублей в год, что не мало, если учесть что доход федеральной части бюджета составляет 13 триллионов рублей в год. А региональные бюджеты можно укрепить налогами на сверхдорогую недвижимость, например, превышающую 50 миллионов рублей. В США такой налог в разных муниципалитетах составляет до 4 процентов кадастровой стоимости и называется «школьным» налогом. И эти добавленные в разные бюджеты средства надо направить на социальные расходы на развитие человека. Часть этих средств пойдет на повышение зарплат учителей, медицинских работников и др., что, помимо всего, повысит покупательский спрос и создаст стимулы экономического роста.

— А хватит ли этих ресурсов?

— Это поможет обеспечить рост на 2–3 процента ВВП. Для начала хотя бы это. Кроме того, это только часть необходимых для роста экономики мер. Все должно происходить решительно и постепенно. Надо снижать налоги с бизнеса, с тех, кто создает рабочие места, и перекладывать их на сверхбольшие доходы физических лиц. Мы не можем допустить, чтобы госбюджет сократился. А для людей, которые получают зарплату на уровне 20 тысяч рублей, налоги надо отменить. Эти меры одновременно повысят и покупательский спрос. Потому что главный инвестор — это народ, который должен получать сбалансированную зарплату и покупать товары, производимые внутри страны. А зарплата сегодня ничтожна. Люди ничего не могут купить. Никто не дает неразорительных кредитов. Из-за этого нет экономического роста. После 2008 года у нас нет реального экономического роста. 

Да, новая социально-экономическая программа Путина по первому впечатлению замечательная. Но как она будет реализована? Я же предлагаю начать с мобилизации умеренной части сверхбогатых, составляющих доли процента всего населения. Тогда можно будет поднять и уровень среднего класса, который будет инвестировать в экономику. У нас же средний класс бедный! У нас профессор бедный! 

— А сколько сейчас профессор получает?

— В разных вузах по-разному. В Московском университете – 50–60 тысяч. А есть вузы, где зарплата профессора, — 30 тысяч. Ну что это за зарплата такая? Это в 10 раз меньше, чем получает депутат Госдумы! Нет таких стран, где бы профессор получал в 10 раз меньше, чем член парламента. Я не призываю сокращать оклады депутатов. Но зарплаты профессоров, учителей, врачей нужно поднимать за счет умеренного сокращения доходов сверхбогатых. У нас сегодня аспирант в Академии наук получает 6 тысяч рублей. Как может взрослый человек жить на такие деньги? Есть, конечно, институты, которые своим аспирантам доплачивают. Мы, например, доплачиваем до 20 тысяч, но это тоже очень мало. Руководство страны должно понимать, что такими зарплатами мы перекрываем путь в будущее молодежи. Молодые люди идут в торговлю, чиновничьи структуры, но не в науку и технику, где учиться гораздо тяжелее. 

«Проведя реформу Академии наук и усовершенствовав ее работу, следует поставить перед главой государства формулу: ФАНО выполнило свою задачу, и функцию управления институтами надо опять передать Академии наук»Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

«УПРАВЛЯТЬ АКАДЕМИЕЙ НАУК ДОЛЖЕН НЕ БУХГАЛТЕР, А УЧЕНЫЙ»

— В конце марта состоялось общее собрание академиков и членов-корреспондентов. Высший орган власти Академии наук собрался на фоне рассмотрения Госдумой президентских поправок в закон о РАН. Кроме того, ученые открыто высказывают недовольство новой системой управления отечественной наукой (вспомним «Письмо-200» и «Письмо-400», в которых они обращались к Владимиру Путину). Схема с управлением и финансированием через федеральное агентство научных организаций оказалась настолько неудачной?

— К сожалению, уровень управленческого аппарата ФАНО невысок. Я сочувствую Михаилу Михайловичу Котюкову. Он крупный руководитель, очень способный человек, его заместитель Алексей Михайлович Медведев тоже. Они стараются, но они очень далеки от науки. А когда Академией наук руководят условно бухгалтеры, это неэффективно. Управлять должен не бухгалтер, а ученый, а бухгалтер и юрист должны ему помогать. Я еще на встрече Путина с кандидатами, которые баллотировались на пост президента академии, говорил, что, проведя ее реформу и усовершенствовав ее работу, следует поставить перед главой государства формулу: ФАНО выполнило свою задачу, и функцию управления институтами надо опять передать Академии наук. Конечно, она тоже показала свои слабости. Но в этом вина и руководства страны. Президент страны, глава правительства должны руководить не только обороной, но и обеспечивать работу науки. Организация нашей академической науки отличается от западной. У нас есть свои преимущества, свои исторические традиции, обеспечивавшие большую свободу выбора направлений исследований. Не надо все ломать и переделывать, как в Европе и Америке. За последние 30 лет только сейчас руководители страны стали уделять серьезное внимание  выборам президента Академии наук.

Я считаю, что президент академии должен назначаться руководителем страны, как это было в царские времена и при советской власти после 1940-х годов. Тогда академики голосованием выражали согласие, а выдвигали их Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев. И все руководители Академии наук были выдающимися личностями. Сергей Иванович Вавилов — выдающийся физик, творческая личность, он руководил Академией в ущерб своих научных интересов и очень из-за этого переживал. Когда читаешь его воспоминания, понимаешь, что никакой радости ему эта должность не приносила. Он должен был быть Нобелевским лауреатом, но не дожил до этого. А его ученик Черенков, который сделал свою работу под руководством Вавилова, Нобелевскую премию получил. Потом был Александр Николаевич Несмеянов, недооцененный в общественном мнении. Он поднял значимость химии, был ректором Московского университета, принял решение строить Московский университет на Ленинских горах далеко от центра Москвы. Потом вокруг Московского университета образовался новый городской центр. Далее Мстислав Всеволодович Келдыш руководил становлением прикладной математики и механики, вместе с Курчатовым, Королевым руководил созданием нашего ракетно-ядерного комплекса. Анатолий Петрович Александров тоже был крупной личностью. Выступая на съездах партии, он мог докладывать о достижениях науки, даже нарушая регламент. И высшие лица государства не смели его прервать. Гурий Иванович Марчук — выдающийся математик, активно участвовал в создании Сибирского отделения. Это все выдающиеся ученые и государственные деятели. 

— Что меняет закон, внесенный Путиным в парламент в феврале 2018 года (27 марта Госдума приняла в первом чтении законопроект, расширяющий полномочия РАН — прим. ред.)?

— Немного. Повторю, несмотря на слабость академического сообщества и возраст академиков, надо восстановить влияние Академии наук на свои институты. Я вижу, как тяжело работать руководству ФАНО. В их подчинении около 700 институтов. И все разные, в том числе сельскохозяйственные и медицинские. И у всех свои проблемы. Например, в моем институте актуальна проблема флота. Вроде деньги от государства мы пробили, но распределение, организация экспедиций упирается в кучу бюрократических, псевдодемократических процедур. 

Кстати, расскажу историю пробивания финансирования научно-исследовательского флота РАН. Помог нам Владимир Путин, тогда председатель правительства, после того как в 2010 году посетил нашу экспедицию на Байкале. Тогда, когда на несколько минут мы с ним остались один на один, я сказал: «Владимир Владимирович, не мое дело заниматься сдачей в аренду помещений, судов. Дайте мне полфутболиста, я решу проблемы». Вот эта фраза — «полфутболиста» — ему запомнилась. «Хорошо, давайте вернемся к этому вопросу через полтора-два года», — ответил он. Я тогда подумал: «Как я ему напомню через полтора-два года?» А Владимир Владимирович не забыл. Поразительно! Ведь рядом никого не было! Он не забыл, и через два года выходит его резолюция уже президента России: «Правительству и РАН рассмотреть вопросы материально-финансового обеспечения научного флота». Думаю: ну все, дело сделано! Нет, оказывается. Еще два года проходит, министерство образования и науки ничего не делает. И тут нам помог помощник президента Фурсенко, который подписал письмо Путину, что правительство ничего не сделало, что ученые оптимизировали свои потребности, готовы объединить все суда в центре коллективного пользования, тогда минимальная сумма для обеспечения флота РАН составит 1 миллиард рублей в год. Президент написал: «Согласен». Т. е. мы получили подтверждение. Это было в конце 2012  года. А через полтора года к управлению институтами РАН пришло ФАНО во главе с Котюковым. В присутствии Фурсенко я объяснил ему, как должен быть устроен академический флот, что содержание судов не научная, а хозяйственная проблема, что суда нужно объединить в центре коллективного пользования, ненужные — списать. И тогда Котюков как бывший замминистра финансов к 2016 году пробил в минфине этот миллиард в год. Если бы не это, не знаю, как бы мы содержали научно-исследовательские суда на 170 миллионов рублей в год.

— Вы, кстати, много писали о том, что и сама интеллигенция виновна в многих проблемах страны.

— Это так. У нас очень сильно упал уровень народа — интеллектуальный, моральный. Что сегодня транслируют по телевизору, по федеральным каналам? Крутят бесконечные сериалы, где кого-то убивают, где делают друг другу подлости. Или бесконечные концерты, где все громко поют песни с примитивными текстами и глупо шутят. Все время показывают каких-то артистов с бывшими мужьями-женами, с изуродованной жизнью и этим развлекают обывателей. Почему мало показывают нормальных людей? 

Думаю, что Путин это понимает. Мне приходилось с ним несколько раз общаться — и в узком кругу, и один на один. Я видел, что он быстро и правильно на все реагирует и обосновывает свои идеи. Один мой знакомый в США как-то сказал: «Нам бы такого президента». Но мне всегда был непонятен его подбор кадров. Непонятно и то, почему президент терпит такое безобразие в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Ведь везде уровень определяется уровнем руководителя. Надо поднимать уровень народа: его квалификацию, культуру, образованность. Это в первую очередь касается нашей молодежи. 

— В прошлом году, выдвигаясь на должность президента РАН, вы говорили о том, что общество ждет от ученых участия в решении государственных задач. Но есть ли запрос на их знания?

— Вот потому я и выдвигался на должность президента Академии наук, что чувствовал в себе достаточно сил, чтобы повлиять на положение дел в стране. Президент РАН — единственный из академиков, кто принимает участие в работе правительства и регулярно встречается с президентом страны. Сейчас разрабатывается стратегия социально-экономического развития страны. И голос ученых, которые знают эту проблематику, должен быть услышан. 

Ректор Московского университета академик Виктор Антонович Садовничий каждый год собирает академиков, которые сотрудничают с Московским университетом. На этой встрече, на которой был новый президент РАН Александр Михайлович Сергеев, я сказал, что, несмотря на свой физико-математический «шовинизм», должен признать, что главные проблемы развития нашей страны лежат в социально-экономической сфере. Президент Академии обязан вникнуть в эти сферы, выработать свою позицию, доложить ее правительству и отстаивать на встречах с президентом России. Мы не должны только сидеть и слушать пожелания руководителей страны. Мы должны предлагать и отстаивать свою социально-экономическую концепцию. Иначе руководство страны останется недостаточно вооруженными для решения проблем страны. 

— И все-таки сегодня власть слышит голос ученых? 

— Что-то, может быть, и слышит. Но я не президент Академии наук. Избранный президент — крупный ученый, и я верю, что он освоит методы позитивного влияния науки на власть. Сама жизнь заставит это делать, а я в любом случае готов ему помогать. Я критикую власть не для того, чтобы ее свергнуть, а для того, чтобы ей помочь справиться проблемами нашего Отечества.  

— Огорчились, что на выборах президента РАН заняли второе место?

— Конечно, огорчился. Но я надеюсь, что меня услышали. Кстати, правительство меня допустило к выборам, несмотря на то, что я был самым старшим среди семерых кандидатов. Двоих, более молодых, отвели, а меня оставили. Значит, руководители страны мне доверяют.  

«ТАТАРАМ НАДО ВЛАДЕТЬ ТРЕМЯ ЯЗЫКАМИ: РОДНЫМИ — РУССКИМ И ТАТАРСКИМ, А ТАКЖЕ АНГЛИЙСКИМ»

— В прошлом году Владимир Путин затронул болезненную тему изучения родных языков в национальных республиках. Как вы считаете, эти языки надо изучать в обязательном порядке или на добровольной основе?

— Президент правильно сказал, что язык надо изучать добровольно, заставлять нельзя. Я с этим согласен, но есть серьезная проблема. Как нам сохранить нерусские языки народов России? Для этого татарским, башкирским и детям других национальностей, которые дома, в семье получили азы родного языка, надо давать возможность развивать и укреплять родной язык в средней школе. Надо создавать условия, чтобы при поступлении в вузы они не уступали по показателям тем, кто изучал только русский язык. Я уже неоднократно высказывал свое предложение о том, что молодежи, которая оканчивает национальную школу, где преподают и русский, и родной язык, надо давать возможность сдавать ЕГЭ на двух языках. Потому что если ты часть времени, которая предназначена на русский, тратишь, допустим, на татарский, то к окончанию 11-го класса в знаниях по русскому, конечно, будешь уступать тем, кто учил только русский. Если же, например, 60 процентов ЕГЭ сдавать на русском, а 40 — на татарском, то баллы ЕГЭ будут выравниваться. Вот об этом Путин не сказал, а нужно было ему подсказать. Я убежден, что он бы понял. Путин неоднократно подчеркивал позитивное отношение ко всем народам России и особое отношение к татарскому народу, его заслугам в истории России. Думаю, что ему пожаловались, что в Татарстане русских силком заставляют учить татарский язык. 

— В итоге эта тема вызвала очень бурную дискуссию в Татарстане...

— Потому что стали сокращать учителей татарского языка, а надо создавать условия, чтобы дети, которые получили дома языковую практику, развивали ее в школе. Уверяю вас, их русский язык не пострадает, а даже лучше будет. Я в этом абсолютно убежден. Второй язык укрепляет знание русского.

Мой учитель говорил, что каждый человек должен владеть двумя языками: один — для дела, другой — для того, чтобы писать стихи. Это глубокая мысль. А нам, татарам, надо владеть тремя языками: родными — русским и татарским, а также английским, чтобы быть гражданами не только татарского народа, всей великой России, но и всего мира. 

Сила России в том, что у нас много языков, и Россия должна беречь свое многоязычие. Нельзя, чтобы какой-то язык потерялся. Если есть возможность изучать дополнительный язык, надо помогать. Конечно, молодежь надо заставлять учиться. Я вот в детстве время от времени испытывал на себе давление, когда ленился. Но грамматику татарскую изучал самостоятельно, когда был студентом. 

— Вас же татарскому бабушка научила, как следует из вашей автобиографии. 

— Бабушка со мной занималась до трех лет, потом мама и папа. Они дома на татарском разговаривали, но не заставляли учить. Побаивались, а вдруг русский будем плохо знать. Я же вырос в Москве, на Арбате, как обычный русский парень. Иногда я говорю, что вырос с московской шпаной — это в шутку. А в действительности я учился в хороших московских школах. Но родной татарский язык, его грамматику я совершенствовал самостоятельно. Не скажу, что мой татарский совершенен, но он часть моей сущности и мое преимущество. Я богаче, чем те, у кого один язык, а у меня их три. Два родных — русский и татарский. А третий, английский, для дела. 

— А вы себя больше кем ощущаете — татарином, русским, а может быть, башкиром, ведь вы и в Башкирии жили и работали...

— Сущность у меня татарско-башкирская и русская. Я носитель трех наций и старался, чтобы и дети мои владели языками. У моей дочери три родных — русский, татарский и английский, потому что она училась в Америке. Хотя я знаю массу людей, которых не волнуют такие вопросы. Я чувствую красоту как русского, так и татарского языков.  Речь некоторых татар, учившихся в татарских школах и имеющих татарский талант, порой звучит для меня как опера. Такая речь присуща некоторым татарским артистам. Такая красивая и умная речь у Минтимера Шариповича Шаймиева. Кстати, мне нравится и его русская речь, тоже умная и красивая.  

«Я уже неоднократно высказывал свое предложение о том, что молодежи, которая оканчивает национальную школу, где преподают и русский, и родной язык, надо давать возможность сдавать ЕГЭ на двух языках» Фото: mon.tatarstan.ru

«ВСЕ ЯЗЫКИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС»

— Многие татары, башкиры, представители других этносов, выросшие в городах своих же республик, не владеют родным языком. Почему?

— Это так, и это меня настраивает на грустный лад. Вот в Америке есть татарская диаспора, многие из них в России не жили. Но их дети говорят на татарском языке, с американским акцентом, но говорят. А у нас в Казани, в Уфе многие не знают родного языка. Чтобы пристыдить современников в России, я иногда говорю, что первосортные русские и татары уехали после революции из России, а остались второсортные. Надо перевоспитывать современных россиян, чтобы они были первым сортом. К тому же среди тех людей, которые получили русско-татарское, русско-башкирское воспитание, гораздо меньше ущербных националистов, они гораздо шире по сравнению с одноязычным воспитанием. 

— Как вы думаете, наше общество научилось говорить о межнациональных противоречиях без взаимных обвинений в разжигании розни и сепаратизма?

— За последние 50 лет межнациональная напряженность существенно упала. В моем детстве, как только мы с ребятишками поругаемся, так мне тут же кричали «татарская морда» или кому-то «еврейская морда», «армяшка», ведь этому их научили тогдашние родители. А когда рос мой сын, такого уже не было. Сегодня татары входят в правительство. Есть выдающиеся ученые, деятели культуры, спортсмены. Центральный банк возглавляет татарка. Ренессанс татар.

— Как бы вы оценили проведение национальной политики в России сегодня?

— Мне как-то довелось выступать по поводу государственности башкирского языка в Госсобрании Башкортостана. Тогда у определенной части татар и русских было мнение, что государственным должен быть только русский язык. Но я говорил, что нужно понять болевые стороны каждого народа. А в России многие малые народы подвергались давлению, унижению. Это наша история. Многие лучшие люди переходили в русскую культуру и внесли свой огромный вклад. Кутузовы, Державины, Тургеневы, Куприн — у всех у них татарские корни. 

Сегодня нам нужно думать о сохранении национальной идентичности всех народов, и все языки должны иметь государственный статус. Нужно, чтобы татарский язык, как и другие языки республик России, развивался не только в Татарстане, а башкирский — в Башкирии, но и в других частях страны. Потому что, например, две трети татар живут вне Татарстана. Значит, соответствующее министерство должно быть озабочено тем, как этим людям дать основы татарской культуры, языка. В Америке, например, существуют воскресные школы. Конечно, это требует определенных ресурсов, но этим нужно заниматься. 

— Не так давно на Первом канале показали фильм «Золотая Орда». В Татарстане многие почувствовали себя оскорбленными,  хотя создатели фильма говорят, что не хотели никого обидеть и вообще делали не исторический фильм, а фэнтези. Как вы относитесь к подобным сериалам?

— Я не видел этот фильм. Но могу сказать, как отношусь к Золотоордынскому периоду нашей истории. В нем было много и хорошего, и плохого, как в царский и советский периоды, но если мы будем представлять это время как татаро-монгольское иго, то тогда и Казахстан, и многие республики Советского Союза тоже могут говорить о русском иге, которое было 70 лет при советской власти. Не надо все представлять только так, что ужасные татары всех убивали. Да, столица России тогда была в Золотой Орде, много чего было. В то время русские братья-князья воевали друг с другом и друг друга даже убивали. А цари? Были разные. При советской власти тоже были и плюсы, и минусы. Такая была история.

Роберт Искандерович Нигматулин

Академик РАН, член президиума РАН, научный руководитель Института океанологии им. Ширшова РАН, заведующий кафедрой волновой и газовой динамики, профессор механико-математического факультета МГУ им. Ломоносова,

Лауреат премии Ленинского комсомола (1973), Государственной премии СССР (1983) и премии правительства РФ (2012).

Указами президента РФ награжден орденами «Почета» и «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Указом президента РТ присвоено звание «Заслуженный деятель науки РТ».  

Академик АН Республики Башкортостан, почетный член АН Республики Татарстан, почетный профессор Казанского государственного университета, награжден золотой медалью АН Республики Татарстан.

Родился в 1940 году в Москве.

Окончил с отличием  МВТУ имени Баумана в 1963 году и с отличием механико-математический факультет МГУ имени Ломоносова в 1965 году. 

С 1965 по 1986 год работал в Институте механики МГУ, преподавал на механико-математическом факультете МГУ. Доктор физико-математических наук (1971), профессор (1978).

С 1986 по 1995 год работал в Тюменском научном центре СО АН СССР, организовал Институт механики многофазных систем.

В 1987 году был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1991 году — академиком РАН.

С 1993 по 2006 годы — председатель президиума уфимского научного центра РАН и президент Академии наук Республики Башкортостан (1995-2004), 

Депутат Госдумы РФ третьего созыва (1999-2003).  

С 2006-го по 2016 годы — директор Института океанологии им. Ширшова РАН, с 2017 года — его научный руководитель.

С 2006 года по настоящее время член президиума РАН

С 2010 года — заведующий кафедрой волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. 

В 2013 году подписал заявление ряда академиков и членов-корреспондентов РАН об отказе вступить в новую «РАН» в случае ее реорганизации.

В июне 2017 года заявил о намерении баллотироваться на пост президента РАН. Его кандидатура наряду с еще четырьмя прошла согласование в правительстве РФ. В первом туре голосования занял второе место  и вышел во второй тур выборов вместе с Александром Сергеевым. По результатам второго тура проиграл своему сопернику, но был переизбран в состав президиума академии. 

Член комиссий РАН по Уставу РАН, научной этике и популяризации науки.

Член Академии наук исламского мира.

Был приглашенным профессором, вел научную работу и читал курсы лекций в Ренсселаировском политехническом университете (Трой, Нью-Йорк, США), Университете Пьера и Марии Кюри (Париж, Франция), Институте им. Исаака Ньютона (Кембридж, Великобритания), Университете Пурду (Вест-Лафайет, Индиана, США).

Автор более 200 научных статей и нескольких книг.

Среди учеников Нигматулина 27 докторов и 50 кандидатов наук, 3 директора академических институтов, 1 член-корреспондент РАН. 

Увлечения: русская и татарская поэзия, автомобильные прогулки.

Семья: 

Отец — Искандер Нигматулович Нигматулин (Терегулов) (1908–1980), советский ученый-теплофизик, доктор технических наук, профессор, автор трудов по тепловым и атомным электростанциям. В 1938–1964 годах работал в МВТУ имени Баумана, в 1964—1980 годах заведовал кафедрой теплоэнергетических установок всесоюзного заочного политехнического института. Дед по отцу — Гениатулла Терегулов (1891–1984), советский врач-терапевт. В 1931 году основал Башкирский медицинский институт. 

Мать — Газизова Галия Лутфулловна (1914–2005), врач. Дед по матери, Лутфулла Абдулгазизов (1865–1913), был директором школы в башкирской деревне Серменево и городе Троицке, написал учебник русского языка для башкирских и татарских школ.

Жена — Нигматулина (Галлямова) Венера Абдрахмановна, кандидат технических наук, доцент.

Сын Тагир (р. 1969) и дочь Карима (р. 1984). Оба избраны профессорами РАН.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.05.2018 09:19

этим депутатам и сенаторам 50 т р то много. за что платят этим миллиардерам. ничего не делают ни за что не отвечают.

  • Азат Д
    13.05.2018 09:12


    У нас столько профессоров. Профессор, это тот кто совершил научное открытие. И где они?

    • Анонимно
      13.05.2018 10:03

      Азат Д! Профессор- это должность, которую занимает доктор наук! Доктор наук- это тот, который защитил докторскую диссертацию. Где профессора? В высших учебных и научно-исследовательских институтах. Я специально вам так подробно отвечаю, чтоб вы знали. Хотя вам то это зачем, скажите честно?

      • Анонимно
        13.05.2018 10:40

        Азат Д

        За что докторское звание дается? Не формально за докторскую, а по смыслу?

        • Анонимно
          13.05.2018 11:11

          Из Википедии:

          "Согласно Положению о порядке присуждения учёных степеней, «диссертация на соискание учёной степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение её обороноспособности».

          Все "крупное" и "значительное" - а уж конкретно решает конкретный диссертационный совет.

          Один и тот же текст диссертации для одного совета "крупное", для другого "мелкое", если не сказать наноразмеров.

          И так во всём учёном мире.

        • Анонимно
          14.05.2018 13:08

          Азат Д! Вы ученый?, какая у вас степень и должность? Где вы прочитали про научное открытие - как квалификацию даете?
          Ответ в вашем комментарии имеется, вы не отличаете ученую степень, от ученного знания, а беретесь судить.

          • Анонимно
            15.05.2018 02:57

            все правильно Азат Д написал
            писал про степни, а не про звания

      • Анонимно
        13.05.2018 17:00

        Да все ПРОФЕССОРА-все же подпитку получают и от пенсий...чего об этом говорить и сравнивать-сейчас всех хуже ПЕНСИОНЕРАМ-постоянно обещают прибавку-а когда подходит этот день прибавление-находят множество оправданий.......

        • Анонимно
          13.05.2018 19:39

          какой вы странный. сейчас очень много профессоров, которым по 45. причем здесь пенсия?

          • Анонимно
            14.05.2018 14:42

            Что толку что ПРОФЕССОРОВ так много-а никого прогресса не в чем и не видно-все топчемся на месте....где суперновшества-для самой жизни-как топчется РОССИЯ на месте-так и продолжает......

            • Анонимно
              14.05.2018 18:16

              Чтобы стоять на месте надо довольно быстро бежать. А чтобы продвигаться вперед надо бежать еще быстрее. Спасибо нашим профессорам за то, что Россия топчется на месте, а не лежит на обочине.
              Хотите чтобы был прогресс - измените отношение к профессорам.
              Профессор КФУ.

          • Анонимно
            15.05.2018 02:57

            дочери сабжа 32 - и она не профессор, но академик РАН

      • Анонимно
        15.05.2018 02:55

        "...защитила докторскую (PhD) диссертацию."
        PhD - не докторская по математике.

        российской степени - нет
        но - "дочь - академик РАН"
        это прям иллюстрирует

    • Анонимно
      13.05.2018 10:11

      открытия системе не нужны, как и профессора, как и инженеры, как и врачи. Всё продали. Не заметили?

      • Анонимно
        13.05.2018 13:15

        Открытия нужны стране.
        Если системе не нужны открытия, то надо выбирать - страна или система.
        Избиратели большинством голосов выбрали систему.

        • Анонимно
          13.05.2018 17:53

          вы - капитан очевидность)

          • Анонимно
            13.05.2018 19:06

            Самому противно говорить банальности. Но это факт. Россияне, пусть не выбрали, но смирились с этим положением дел.
            И я тоже, к своему стыду, среди молчаливого большинства.
            Преподаю в вузе за смешные деньги вместо того, чтобы последовать совету Медведева и уйти, хоть в бизнес.

          • Анонимно
            14.05.2018 11:58

            есть подозрение что очевидность это только для 14% населения

        • Анонимно
          13.05.2018 18:13

          13.15.Избиратели не выбрали большинством систему. Система сама нарисовала себе большинство.

  • Анонимно
    13.05.2018 09:19

    этим депутатам и сенаторам 50 т р то много. за что платят этим миллиардерам. ничего не делают ни за что не отвечают.

  • Низами
    13.05.2018 09:28

    В 1946 году на большинстве предприятий и строек зарплату рабочим подняли на 20%. На столько же были повышены должностные оклады граждан со средним и высшим специальным образованием.
    Зарплаты профессора и доктора наук повысились с 1600 до 5000 рублей, доцента и кандидата наук — с 1200 до 3200 рублей, ректора вуза - с 2500 до 8000 рублей.
    В 1946 году!!!
    При этом Сталин, как председатель Совета министров СССР, имел оклад 10 000 рублей!

    • Анонимно
      13.05.2018 11:41

      Зачем Сталину большая зарплата? Было бы у вас 200 млн крепостных и вы бы могли нарисовать себе зарплату в 1000 руб. Дураков из людей не делайте.

    • Усы Пескова
      13.05.2018 18:28

      Вы жили в то время? Хорош байки травить. Сталинская экономика представляла из себя экономику принудительного труда. Вам просто повезло, что ваша трудовая деятельность не пришлась на период красного фашизма.

      • Низами
        14.05.2018 16:49

        Извините, дедуля, не признал... Здоровья вам и еще столько же лет...
        Удивительно, как вы в таком преклонном возрасте еще и комментарии писать в состоянии!

  • Анонимно
    13.05.2018 09:29

    Мудрый человек.
    Спасибо БО за интервью.
    Много мудрых мыслей.

    • Анонимно
      13.05.2018 09:50

      Мысли мудрые, но представлены в таком виде, чтобы всем угодить.
      От действующего директора института и академика не стоило другого ожидать.

      • Анонимно
        13.05.2018 11:02

        Такие как он подстраиваются к власти, поэтому и не слышно голоса науки. Это возмутительно.

        • Анонимно
          13.05.2018 14:48

          Особенно тронули слова о том, как красиво говорит М.Ш.Шаймиев на русском и на татарском языках.

          • Анонимно
            13.05.2018 15:28

            Хороших ученых много и даже академиков много, но на верху академической пирамиды единицы.
            Путину польстил и Шаймиеву, между делом.
            Мог бы про них и не упоминать, не совсем по теме.
            Но сделал то, что сделал.

  • Роберт Нигматуллин один из не многих татар ученых ,кто честно на выборах поддерживал Грудинина,а остальным было плевать и поддерживали кого приказывали!

  • Анонимно
    13.05.2018 10:01

    "функцию управления институтами отобрать у «бухгалтеров» и вернуть ученым" - так сказал академик. Я продолжу - а функцию управления доярками - дояркам. Функцию управления артистами - артистам. Слово - менеджер мы не знаем. И функций его тоже не знаем?

    • Анонимно
      13.05.2018 12:57

      Да, он это и говорит, менеджеры должны быть выходцы из среды, а не чистые менеджеры

      • Анонимно
        14.05.2018 07:38

        Спорный факт. На Западе с его более эффективной системой управления с вами бы не согласились.

  • Анонимно
    13.05.2018 10:01

    За что депутатам такие большие зарплаты? За какой вклад? КПД у многих на нуле, а оплата с нулями))) Их надо перевести на сдельную оплату труда.

  • Анонимно
    13.05.2018 10:04

    Очень интересное интервью с интересным человеком. И насчёт языка верно сказал. Я русская, но мне как-то неприятно, когда некоторые татары говорят, что не знают татарского. Как не знать язык своих предков?

  • Анонимно
    13.05.2018 10:13

    После окончания школы в Татарстане не все (90%) выпускники знают формулы сокращенного умножения и теорему Пифагора. О науке сложно говорить...
    Обычно в классе способных (отличников) 1-2 человека. Остальные посредственность.
    Отличники 1958-1962 года в Казани классе где я учился все спились. Многие ушли из жизни. Своим способностям и таланту они не нашли применение.

  • Анонимно
    13.05.2018 10:30

    Это гордость нашей нации!

    • Анонимно
      13.05.2018 11:07

      Он татарский знает?

      • Анонимно
        13.05.2018 11:46

        Читай статью, там все написано.

        • Анонимно
          13.05.2018 12:15

          В статье можно что угодно написать. Ни одного Видео, где он говорил бы на татарском - нет. Как и его детей. Но все уверяют, что прекрасно говорят на татарском...
          Сегодня выгодны такие мифы.
          Про себя он тоже не сказал, что вместо исследовательских работ его институт просто сдаёт научные суда в аренду. Поэтому он и проводит бОльшую часть времени в США, и дети его там жили и учились.
          Это как казанские рантье: Сдают площади торговые в аренду и прекрасно живут в Испании. Тоже , наверное, рассказывая, как их дети прекрасно учат татарский язык в Барселоне...

          • Анонимно
            13.05.2018 13:24

            Где ему лучше, там и живет. Как и любой другой гражданин России.
            Если бы условия жизни в России были как в Америке или Барселоне, то американцы и испанцы к нам бы приехали жить.
            Давайте заботиться об этом.

          • Анонимно
            16.05.2018 19:50

            12.15. На последнем Всемирном конгрессе татар Р. И. Нигматуллин выступил на татрском языке. Видео, наверное, имеется.

      • Анонимно
        13.05.2018 11:58

        Принципиально?

      • Анонимно
        13.05.2018 12:04

        Какая разница?
        Он ценен другим.

      • Анонимно
        13.05.2018 20:50

        Знает, я слышал его татарскую речь, не плохо.

    • идущий
      13.05.2018 17:10

      Про таких Ленин верно указал "они не мозг нации, они го..но нации". Человек предавший интересы родного татарского народа, во имя личных интересов не может быть гордостью нации. Про его неоднократные предательства широко известно в Уфе, здесь в Казани про это мало кто знает и поэтому носятся с ним как с писаной торбой. Слава Богу он не уфимский татарин, а всего лишь гастролер, но это не умаляет его вины перед татарами Башкортостана

  • Анонимно
    13.05.2018 11:05

    Отличная статья! Спасибо автору!

  • Анонимно
    13.05.2018 11:31

    Спасибо за интервью. У меня поменялось мнение о изучении языков. Как он прав.

  • Анонимно
    13.05.2018 11:36

    Профессор 30 раз меньше получает зарплату, чем депутат, а механизатор или скотник Красного Востока получает з/п 7-8 тысячи рублей ежемесячно и считайте на сколько раз меньше, примерно 50-60 раз меньше чем депутат.

    • Анонимно
      13.05.2018 13:18

      Так это вы добровольно к Хайруллину пошли в холопы,чего жаловаться то?Не порет,уже хорошо))))

    • Анонимно
      13.05.2018 13:19

      Зарплата и должна быть разная, без уравниловки.
      Но не такой же размах. Максимум 3-5 раз.

  • Галеев Зуфар
    13.05.2018 11:37

    Пока не изменится отношение к творцам наша страна не будет иметь подлинного Успеха и Процветания. Поскольку Россия держалась и всё ещё держится на трёх столпах: Культура, Образование, Наука.

    • Анонимно
      13.05.2018 12:37

      Россия издревле держится только на Вере и на человеческом ресурсе! А Культура, Образование, Наука- вторичны!

    • Анонимно
      13.05.2018 13:12

      Нет, батенька, Россия во все времена держалась на других трех столпах: Вера, Армия и Флот!

      • Анонимно
        13.05.2018 14:21

        Армия и Флот- это как раз и есть человеческие ресурсы, любезный!

        • Анонимно
          14.05.2018 15:20

          Человеческий ресурс,-всегда был Крепостным.Отличие,одной эпохи от другого в смене методов закабаления.То помещик,то отработка на барщине,то колхоз,то Кредит.Последняя,современна,но по жестокости процентной ставки,не уступает Рабовладению.

    • Анонимно
      13.05.2018 13:24

      Отношение никогда не менялось,начиная с до петровских времен.Холопы,бояре,царь.Попал в немилость,добро пожаловать в острог,или шубу с плеча за успехи.Все изменилось визуально,суть та же,надо признать,что Россия неспособна к реальным изменениям,и жить дальше,кто в курсе,те уехали.

  • Анонимно
    13.05.2018 12:14

    30т. очень хорошие деньги. нельзя сравнивать препода вуза с Истинным Патриотом депутатом. Депутат профессионально путем пространных разглагольствований защищает нашу Великую Родину-сверхдержаву от происков вражьего элемента,напр.американцев. За это народ благодарит депутата и платит ему хорошее вознаграждение. авто слов о з/п депутата, Вы хотите чтобы нас поработала западенская демократия, хотите как в Америке?!? У нас Духовность и Особый Путь. з/п депутата это Духовная скрепа, не трожьте её. а профессор работает за идею: объясняет юным политически несознательным студентам суть борьбы нашей Духовности против прогнивших низких зап.ценностей(толерантность,демократия,бездуховность,гуманизм)

    • Анонимно
      13.05.2018 18:18

      у нас один татарин депутатов - уже даже дошел до того, что славян приравнял к рабам,
      а полицейских - к шпингалетам... Кстати, это чудо - еще докторскую защитило!

  • идущий
    13.05.2018 14:04

    заголовок вообщем правильный. но интервью даже читать не хочется, т.к. сомнительная личность Роберта Нигматуллина как предателя интересов родного ему татарского народа широко известная в Уфе, где он долгие годы возглавлял Уфимский научный центр РАН. Читать и пиарить предателей, этих новоявленных Шах-Али нашего времени это себя не уважать

  • Анонимно
    13.05.2018 15:49

    Если бы не было развитой Культуры, Образования, Науки, то не было бы и Веры, Армии и Флота. Только они позволяют производить и воспроизводить развитые, высококвалифицированные человеческие ресурсы и интегрировать множество факторов развития страны.
    Как только начинают деградировать Культура, Образование, Наука, так столько же начинают деградировать Человеческие ресурсы, в том числе Вера, Армия и Флот.

  • Анонимно
    13.05.2018 17:50

    Зарплата Депутата Польского Сейма,-3500 Евро.Охайте,ахайте.

    • Анонимно
      14.05.2018 19:25

      А польского профессора?

      • Анонимно
        14.05.2018 19:43

        Доходы педагогов в Польше и Беларуси: кто и сколько зарабатывает

        Главная страница >Статьи >Доходы педагогов в Польше и Беларуси: кто и сколько зарабатывает
        Доходы педагогов в Польше и Беларуси: кто и сколько зарабатывает

        2017-02-06 5853



        Всего несколько десятилетий назад профессия педагога считалась одной из самых престижных и уважаемых. Сегодня многие выпускники педагогических ВУЗов Беларуси реализовывают себя совершенно в других сферах деятельности либо подтверждают свой диплом в другой стране и трудятся там. В числе таких стран в первую очередь – соседняя Польша. Почему же так происходит? Одной из причин многие белорусские педагоги называют низкую зарплату у учителей в родной стране. Предлагаем сравнить доходы в сфере образования в Польше и в Беларуси и убедиться, правы ли белорусские педагоги, предпочитающие учить граждан другой страны.

        Учителя - вторая самая массовая категория бюджетников в Беларуси. Министерство образования страны еще несколько лет назад заявляло, что на зарплату учителей уходит каждый шестой рубль из бюджета. В 2016 году средняя зарплата работников сферы образования составила 250 у.е. Самые высокие доходы – 350 у.е. - у педагогов, которые трудятся на полную ставку, при этом имеют высокую категорию и стаж работы не менее 10 лет. Кроме того, ведут дополнительные занятия и кружки. Это значит, что такой педагог проводит в школе порядка 10-12 часов в день.

        Сложнее всего приходится молодым выпускникам высших учебных заведений: без стажа и категории их зарплата – примерно 150 у.е. Примерно столько же зарабатывают воспитатели детских дошкольных учреждений. Чуть выше доходы, примерно 250 у.е., у педагогов, занимающихся репетиторством. Правда, здесь зарплата напрямую зависит от востребованности предмета и уровня учителя.

        Что касается конкретных примеров, то согласно сайту по поиску работы, учитель физики в столичной школе может рассчитывать на зарплату в 170 у.е. А вот репетитору по этому же предмету в частном учебном заведении обещают ежемесячный доход не менее 400 у.е. Преподавателю по ИЗО в Гродненской школе готовы платить всего 110 у.е. Учитель математики в Гомеле может заработать 160 у.е., а преподаватель физической культуры в Борисове – не более 180 у.е. Зарплату в 200 у.е. обещают в столичном лицее дефектологу. А воспитателю детского сада в Клецком районе готовы платить не более 100 у.е. Если же вы найдете вакансию в частном детском саду, то сможете рассчитывать на доход в 250-300 у.е. в месяц.

        В соответствии с правилами Министерства образования Польши, учителю в рамках рабочего дня можно иметь только 18 уроков в неделю, плюс два часа на занятия компенсационные - это так называемая учительская ставка. Остальные 40-часового рабочего времени в месяц учителя могут потратить на подготовку к занятиям, на проверку ученических работ и повышение квалификации. Никто им не запрещает в это время подрабатывать - это законно.

        Ежемесячные доходы польских педагогов также зависят от стажа, опыта работы и квалификации. Самый высоких доход – порядка 2000 у.е. – у учителя физики в Варшаве, например, со стажем работы от 10 лет и полной педагогической нагрузкой. Средний доход польских педагогов – примерно 800-1000 у.е. Меньше всего зарабатывают в сельской местности – примерно 400-500 у.е.

        Так, согласно сайту с предложениями по работе, лектор по немецкому языку в Варшаве может заработать 3000-4000 злотых или 750-1000 у.е. в месяц. Репетитор по английскому в Сувалках может рассчитывать на ежемесячный доход в 500-5000 злотых или 125-1250 у.е. в зависимости от количества рабочих часов и учеников в группе. Воспитателю в детском саду в Варшаве наниматель обещает заработную плату в 2700 злотых или 675 у.е. Среди требований – внимательность, терпеливость и умение обращаться с детьми.

        Логопед в небольшой частной школе Мазовецкгого воеводства заработает 1500-2000 злотых или 375-500 у.е. Правда, занятость не полная, так что можно будет спокойно найти подработку. А вот во Вроцлаве воспитателю в частном детском саду обещают 3000 злотых или 750 у.е. В городе Острув-Велькопольский учителю математики готовы платить 4000 злотых или 1000 у.е. в месяц, а в Гданьске за обучение на дому дошкольника – не менее 1200 у.е. в месяц.

        Конечно, должность педагогов не самая высокооплачиваемая в Польше, но тем не менее, доходы представителей сферы образования в этой стране явно выше, чем в Беларуси.

        https://polsha24.com/statji/dokhody-pedagogov-v-polshe-i-belarusi-kto-i-skolko-zarabatyvaet-1451/

  • Анонимно
    13.05.2018 19:24

    Рядовой деп Госдумы, получает 450 тысяч рублей, эо еще без разных добавок и льгот, в переводе на еврики это сколько ? ПОНЕВОЛЕ И АХНЕШЬ И ОХНЕШЬ.

    • Анонимно
      14.05.2018 10:14

      плюс к з/п - командировки, бизнес классы и залы. Много и зря проедают народных денег!

  • Анонимно
    13.05.2018 21:29

    Правильно сказано про необходимость налога на сверхприбыль. Но про необходимость национализации природных богатств -ни слова

  • Опять двадцать пять - опять добровольно изучать татарский язык, заставлять нельзя.
    1. Да кто кого заставлял, а-а? Если в расписаниях школы выставлен предмет: татарский язык - это заставлять что ли?
    2. У людей всегда есть выбор - не нравится, может ведь и уехать с Татарстана, если считает, что для него условия образования неприемлемы.
    3. Национальный, государственный язык по определению не может состоять в статусе добровольности. Это абсурд и нонсенс.
    4. Национальный язык не может быть отдан на откуп обывателя, он должен находится в сфере государственных интересов и государственной политики.
    5. Статус добровольности национального языка ПРОСТО ОСКОРБИТЕЛЕН для татарского народа. Неужели нет этого понимания у людей.
    6. Национальный язык не может развиваться и сохранится, если основной груз ответственности за сохранение и развитие возложить на плечи только обывателей (семьи), сняв бремя ответственности с самого государства.
    7. Добровольность национального языка и ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ изучения, к тому же, это разные ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ.
    8. Уже сейчас государство практически отказывается закупать учебники для школ по предмету, выделять им средства на учебно-методическую деятельность. Язык и культура в современных условиях просто не может существовать без соответствующей экономической подпитки. Это ведёт к прямой деградации. Это так же, когда человек в питании не может себе позволить разнообразия из-за нехватки денег. Он не жилец тогда.
    9. Профессор Нигматуллин с таким недопониманием сильно разочаровал меня.
    10. К тому же хочу заметить про Шаймиева, которого Нигматуллин хвалит. Минтимер Шарипович, к сожалению, к окончанию своего профессионального этапа ПО-ТАТАРСКИ РАЗУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ ТОЛКОМ, А ПО-РУССКИ ТОЛКОМ ТАК И НЕ НАУЧИЛСЯ.
    11. Вот вам наглядный пример, когда государство индифферентно начинает относится к собственной же национальной и языковой политике.

    • Анонимно
      15.05.2018 18:55

      С чем-то можно спорить, с чем-то соглашаться!
      Однако, советую зайти в ближайшую библиотеку. Там книг на татарском - море! Но их никто не читает.
      Можно продолжать тратить бюджетные деньги, если не смешно.

  • Анонимно
    14.05.2018 10:16

    Герою давно пора отдыхать! 80 лет - это солидно! Все имеет. Дочь при зам-мэра устроилась... она не пропадет, энергичная.

  • Анонимно
    14.05.2018 13:23

    Салават в институте культуры тоже профессор! И уровень студентов такой же.

  • Анонимно
    14.05.2018 13:49

    «Ум не есть высшая в нас способность. Ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке, и стоит без движенья и даже идет назад, когда не возвышаются нравственные силы». Гоголь.

  • Анонимно
    14.05.2018 18:55

    Закон денег: количество денег равняется количеству уважения к себе.Нужно поднимать уважение к себе.Еще во времена позднего СССР деградировала наука и дисциплины.Стагнировали на уровне 60 годов.Ни один профессор не знает, что такое по смыслу профессор или академик в начале как слово, потом как смысловое поле.

  • Анонимно
    15.05.2018 15:13

    Интересно избрали бы детей уважаемого ученого и академика профессорами РАН если бы их отец не имел веса и связей в этой академии будучи одним из старейших и высокопоставленных её членов.

  • Анонимно
    15.05.2018 18:50

    А что, в РФ есть ВУЗы, где зарплата выше, чем у депутатов Госдумы?

  • Анонимно
    16.05.2018 20:05

    Нигматуллины (из рода мурз Терегуловых) - знаменитая во всём мире и стране династия учёных-татар: отец и трое сыновей. Роберт Искандерович - старший сын, академик РАН. Их дети продолжают дело отцов.

    Мондый бөек кешеләребез татар-башкорт халкын күтәрәләр.
    Назиф М.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль