Культура 
13.05.2018

«Подошел охранник Ельцина и сказал: «С завтрашнего дня вы народная артистка России»

Зиля Сунгатуллина о том, кто на самом деле придумал Шаляпинский фестиваль, что Кагиров создан для татар и как морально убивали Бигичева

«Вам задание — найти любые пути для того, чтобы лучшие кадры оставлять у себя. Они не должны уезжать от нас!» — напутствовала недавно Зиля Сунгатуллина членов комитета Госсовета РТ по культуре. В интервью «БИЗНЕС Online» легендарная оперная прима и педагог рассказала, почему ее ученики из Казанской консерватории оказались на ролях «кушать подано» в театре им. Джалиля, как Нияз Даутов лично гримировал певиц, а президент России пел с ней дуэтом «Рябину кудрявую» и звал в Большой театр.

Зиля Сунгатуллина Зиля Сунгатуллина: «Мы все время говорим о Европе и смотрим на Европу. А почему? Почему не смотрим на себя и не делаем нас же лучше?» Фото: Сергей Елагин

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАДР ЭТО НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ УЧЕНИК, ОКОНЧИВШИЙ ЗДЕСЬ КОНСЕРВАТОРИЮ»

Зиля Даяновна, многим запомнилось ваше эмоциональное выступление на выездном заседании комитета по культуре Госсовета РТ. Действительно, выпускникам нашей консерватории не находится места в нашем же оперном театре, проблемы настолько серьезны?

Все проблемы мы сегодня с вами не решим. Сколько я работаю в искусстве? С 1973 года в оперном театре, через 10 лет стала параллельно работать в консерватории, вот считайте... С января 2010-го в оперном больше не работаю. Получается, почти 37 лет в театре имени Джалиля, и 35 лет преподаю в Казанской консерватории, еще Назиб Жиганов был ректором. Он тогда меня просто заставил работать. Мне было чуть больше 30 лет, и у меня была большая нагрузка в театре  – 15 спектаклей в месяц. Сейчас такого нет, могут в год пять спектаклей спеть, к сожалению. А молодые певцы должны расти именно в этих спектаклях! Если артист пришел в театр, то он должен развиваться, а как иначе?

Что делали с нашим поколением? Нияз Даутов (1975–1986 – главный режиссер театра им. Джалиля  прим. ред.) – величайший режиссер, сам бывший солист оперы, очень интересный музыкант, можно сказать, ходячая энциклопедия, с ним можно было разговаривать на любую тему. И нас он, уже состоявшихся певцов, продолжал воспитывать, собирал, рассказывал о Рихтере, как они дружили, о больших музыкантах. Он общался в больших московских кругах. Нам было очень интересно, и я думаю, что такая работа должна вестись с молодыми певцами. Когда мы работали в театре, у нас даже сценическое движение было. Мы уже не студенты, а Даутов собирал, ставил перед нами задачи, чтобы была пластика и т. д. Были дирижерские уроки, мы очень готовились к ним, потому что этот урок определяет, поешь ты конкретную партию или не поешь. Например, на партию Виолетты в «Травиате» у нас было 7 кандидатов. Вот так нас вырастили. И это непростая задача – воспитать молодого оперного певца.

На сайте казанской оперы сейчас ваше имя значится в разделе «Выдающиеся артисты прошлого».

(смеется) Я бенефис там проводила, когда у меня был юбилей. Дирижер приезжий был поражен и удивлен, почему я там не пою. А потому что театр у нас, к сожалению, гастрольный. Мы все время говорим о Европе и смотрим на Европу. А почему? Почему не смотрим на себя и не делаем нас же лучше?


Но ведь нельзя сказать, что в театре имени Джалиля совсем не работают ваши выпускники, они там есть.

Да, там работает моя очень талантливая студентка Гульнора Гатина, Венеру Протасову взяли. В последнее время много учеников набирали в стажерскую группу, но они не приживались, потому что им не дают петь основные партии. А если человек очень долго (мы это называем «сидеть на морже») на ролях типа «кушать подано», он деградирует. Даже могу привести пример, но не буду называть фамилию. У меня есть ученик, прекрасный тенор, а тенора всегда в дефиците, у него чудесный голос, под два метра ростом, окончил консерваторию очень хорошо, и его взяли в наш театр. Взяли, и... «кушать подано», «кушать подано». И вот уже больше 10 лет так и поет. Мне очень больно за него. Мне даже не нравится теперь, как он поет в маленьких партиях. Почему? Потому что ему самому неинтересно, человек не работает над собой. Оперный певец должен каждый день трудиться, как в спорте. Один день не позанимался – дискомфорт себе, два дня – дискомфорт публике.  

И наша самая главная головная боль  певцов наших разбирают. Я рассказывала в Госсовете, как везу их в Петербург на смотр выпускников консерваторий, а там их разбирают. Сейчас у меня бас Сервер Кадиров заканчивает в мае обучение, ему уже было 6 предложений. Его в Мариинский театр, в молодежную группу Большого театра, в Пермь зовут, во Владивосток, в Нижний Новгород. Вот и в наш оперный позвали, на какую-то роль в «Сююмбике», которую Резеда Ахиярова написала. Надо определяться. Это наши лучшие татарские кадры. Но я не националистка и очень емко отношусь к национальному искусству. Раньше унижали, мол, это нацкадр, значит, может только татарское что-то петь, песни или концерты, а в опере он третий сорт. А я считаю, что национальный кадр  это независимо от национальности ученик, окончивший здесь консерваторию, с любой фамилией. Потому что мы его воспитали, и он должен петь все на высоком уровне. И татары тоже, они должны петь на всех языках на профессиональном уровне. Вот это и будет национальный кадр, который держит планку.


Так вот повторю, что наши кадры разбирают не только по всей России, но и по всему миру. Был у меня такой ученик  тенор Максим Аксенов, красавец, просто Аполлон, он сейчас в Европе, у него множество контрактов. Он у меня на курсе учился. Вдруг наш театр  теноры же нужны  пригласили его на главную роль в постановку «Искатели жемчуга», а потом сразу на гастроли. Я сказала: езжай, но следи за своим голосом, чтобы не перегружать его. А там в Голландии около 20 спектаклей подряд, каждый день. Разве столько можно петь молодому певцу? Когда пело наше поколение, то третий спектакль подряд расценивался как геройство, платили дополнительные деньги. А оперному певцу положено петь через день, нельзя так напрягать связки, иначе можно сорвать, потерять голос. А его молодого, неокрепшего... Он там дня три блистал, потом тускнел, тускнел, затем вообще срываться начал, и его с позором убрали, прислав замену из Москвы. Разве так можно? Так возможно человека полностью убить. Нет ни охраны здоровья, ни педагогического подхода к молодому певцу. Он приехал, я его еле-еле восстановила, потом он пришел в себя, и его взяли на пятом курсе в Петербург на смотр студентов консерваторий. Он там показал класс, и его стали разрывать на части. Сразу Мариинский театр позвал, он там долго проработал, пел все главные партии. А в Казани его унизили просто. Даже Ахмед Агади потом говорил про Аксенова, с которым вместе работал в Мариинке: «Не удержать такого? Как же так, на 20 лет обеспечили бы себя отличным тенором».


Знаете, вокал – это психофизический процесс, и иногда певца можно морально убить – тогда он не сможет петь никогда. Был такой Ижболдин, который один раз дал петуха в «Кармен» и, подходя потом к этому же месту, срывался. А дальше вообще голос терял именно в этом месте, потому что испытывал психологический стресс. Здесь нужен был психолог. Это очень тонкое дело, а не так, что голос есть – айда пой. Оперный певец должен сочетать в себе множество качеств актерское, сценическое, даже спортсменом надо быть, иметь железобетонное здоровье и железные нервы.

Просто в нашем оперном театре всегда могут возразить: дескать, у нас каждый спектакль фестивального уровня. А в Казани нет баритонов уровня Ладюка или Головатенко, чтобы спеть Онегина. А времени ждать нет, когда вы тут нам воспитаете, нам нужен Ладюк сейчас. Мы его можем купить и привезти на один вечер.

 Мы, плеяда артистов моего поколения, делали этот театр, нас в нем растили. Сейчас театр ленится это делать. Человек становится настоящим оперным певцом, крепким, надежным, поработав лет 7, спев несколько ведущих партий, и не надо торопить события. Но никто не работает, сейчас нет главного режиссера, главного дирижера, который бы работал с вокалистами. 

Формально главный дирижер есть – Ренат Салаватов.

Ну должность если только есть, они, по-моему, не выполняют своей миссии. Я не видела, чтобы дирижер нянчился, возился с певцами, как с нами, например, работал Фуат Мансуров. Над партией трудились от корки до корки.

«Мы, плеяда артистов моего поколения, мы делали этот театр, нас в нем растили. Сейчас театр ленится это делать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ МУХАМЕТЗЯНОВ СОБРАЛ ПУБЛИКУ, А МЫ, НАША ТРУППА, – ТЕ, КОГО ВЫРАСТИЛ НИЯЗ ДАУТОВ»

А почему все так поменялось, ведь директор и в 80-е годы у казанской оперы был тот же самый – Рауфаль Мухаметзянов?

Рауфаль Сабирович сейчас полностью смотрит на Запад. Это неправильно. Извините, но, чтобы на Запад смотреть, сделайте тогда зарплаты западные. Он на гастролях в Европе даже суточные не платит, я сама ездила и знаю. Люди с голоду грибы там собирали, чтобы не умереть. Был такой солист Юрий Галявинский, ему не дали спектакли, а у него кончились деньги. Так он пошел собирать грибы, а это запрещено, там охрана природы, мол, это еда белок. Чуть не арестовали. А он их собирал, жарил и ел. Вот такой случай был.

У нас своей труппы нет. Для того чтобы был академический театр, должно быть ведущих солистов не менее 40 человек  крепких ведущих солистов. А сейчас этот пробел восполняют приезжими, оформляя солистами нашей оперы, хотя они таковыми не являются и работают в других театрах. А театр является Татарским государственным академическим театром оперы и балета. Тут надо подчеркнуть, что театр – государственный, а не частный.

Почему на руководство театра не могут повлиять ни министерство культуры, ни другие госучреждения?

А много у нас людей, которые разбираются в оперном искусстве?

Есть еще такой момент. Насколько нам известно, госзадание для театра имени Джалиля это 105115 спектаклей в год, а, например, в Екатеринбурге эта цифра  230. Поэтому в Казани в месяц может быть всего 68 спектаклей.

За время работы в театре я спела 40 ведущих партий. И потом они же прокатывались активно. «Травиата», «Севильский цирюльник», «Царская невеста» постоянно присутствовали в репертуаре, да и много других опер. Очень интересно было работать, в год могли и три премьеры сделать. А здесь для галочки делают, на Резеду [Ахиярову] нажимают, чтобы она весь национальный репертуар закрывала. Но не надо здесь заблуждаться. У нас есть татарская классика, а ведь даже «Шурале» сейчас не видно, нашу гордость  два-три показа за сезон. Это музыка всемирного достояния, которую можно за границу повезти и похвалиться. Татарских опер нет  почему театр тогда татарский?


У вас ведь непростые отношения с Мухаметзяновым уже давно.

Есть такой момент. В 1996 году я даже с ним судилась, об этом тогда вся Казань говорила, газеты писали. Он мне поставил прогулы без уважительной причины и сделал строгий выговор за те дни, когда я ездила и выступала в Давосе в составе делегации Татарстана и России. Конечно, я тот суд выиграла.

В то же время у нынешнего руководства оперного театра есть железный аргумент: когда мы приходили, то были пустые залы, а теперь смотрите  одни аншлаги.

Пустые залы были давно и недолго, и то во время смены руководства театра. И не Мухаметзянов собрал публику, а мы, наша труппа, – те, кого вырастил Нияз Даутов. И Шаляпинский фестиваль придумал не Рауфаль Сабирович, его придумал Виталий Данилович Куценко, который тогда у нас работал главным дирижером. Он украинец, тогда сказал, мол, чего это вы, здесь у вас Шаляпин родился, почему вы этим фактом не пользуетесь? Тогда, конечно, все эту идею поддержали. Я могу подтвердить, поскольку присутствовала при том разговоре. Так что фестиваль придумал Куценко.

Конечно, хорошие идеи всегда кто-то присваивает, теперь вот Мухаметзянов герой этого фестиваля. И благодаря этому Шаляпинскому он начал привлекать зрителей, хотя пели там только мы, мы его поднимали, приглашенных певцов были единицы. А сейчас? Более 40 приглашенных артистов, причем даже на роли «кушать подано». Куда уходят деньги Татарстана? Разве можно так не по-государственному транжирить наши деньги? И те гранты, которые выдаются оперному театру... Ведь наших солистов там нет, кому эти блага дают? Средства идут на приезжих певцов. Вот они приехали, огромные деньги получили и уехали. А бюджет какой у театра? Можно было бы и без грантов жить хорошо.

«И Шаляпинский фестиваль придумал не Рауфаль Сабирович. Его придумал Виталий Данилович Куценко, который тогда у нас работал главным дирижером» Фото: «БИЗНЕС Online»

А репертуар театр как бы вы оценили?

Одни и те же спектакли. «Травиата»  5 раз, «Богема» 100 раз. Особо ничего в них не меняется, только в худшую сторону. Они иногда даже представляют премьеры, не затрачивая ни копейки. Чтобы сделать новую постановку, действительно нужны большие траты на декорации, костюмы и т. д. Не вижу я улучшений, не вижу. Иногда без декораций какие-то спектакли идут... Уму непостижимо, очень простые, дешевые постановки. «Это в Европе так выгодно», Рауфаль Мухаметзянов говорит.

А при Даутове, когда занавес открывался, публика аплодировала декорациям, потому что были талантливые художники, а сейчас даже нет должности главного художника. Еще Нияз Курамшевич для каждой солистки делал свои эскизы нарядов: были полные солистки, их формы надо было прятать, были тоненькие, как я, — скелеты, им нужны какие-то костюмы с рюшами, чтобы прибавить форм. Он нас, кстати, даже гримировал сам. Перед четвертым актом оперы «Богема», а я там умираю от чахотки, он пришел и нарисовал мне синюшные впадины на лице. Я чуть не плачу, ну как же так, а он отвечал: «Зилечка, в зале это будет изумительно смотреться». И все в зале плакали, сопереживали моей героине.  

Фуат Мансуров «Я не видела, чтобы дирижер нянчился, возился с певцами, как с нами, например, работал Фуат Мансуров. Над партией трудились от корки до корки» Фото: tatarstan-symphony.com

«МЕНЯ ФУАТ МАНСУРОВ ПРИГЛАШАЛ ДВАЖДЫ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР»

Вам не кажется, что осенью состоится, хотя бы на время, примирение руководства татарского оперного театра и национальной интеллигенции, когда состоится премьера оперы «Сююмбике» Ахияровой?

На время, да. Но я не думаю, что «Сююмбике» будет  прокатываться так, как когда-то «Евгений Онегин», «Летучая мышь», «Травиата», «Царская невеста», «Фауст». Кстати, русской классики тоже практически нет в театре, зарубежная только, для зарубежной публики...

«Царская невеста» вроде бы будет к следующему Шаляпинскому.

Дай бог. Но сейчас-то я вижу, что нет русской классики. Фестиваль превратили не знаю во что, это совершенно не шаляпинский репертуар. Где «Фауст», Мефистофель  коронная партия Шаляпина? Великолепная музыка. А «Фауста» он [Мухаметзянов] из-за меня снял. Столько хороших спектаклей было снято из-за меня, каждый год убавлял по одному спектаклю, с 1996 года по 2009-й. Убирал спектакль и делал новую постановку уже без меня... Сколько лет уничтожали меня, посчитайте. 

То есть в 2009 году вы готовы были продолжать карьеру оперной певицы?

Я пела, да. Свой бенефис без проблем спела, голос звучал.


А сейчас готовы в какой-нибудь партии выйти, если позовут?

Зачем? Никогда в жизни. Если я была примой, я должна ею оставаться. Ни в коем случае не надо опускать планку, никогда. Сейчас, даже если меня позовут в Метрополитен опера или в Ла Скала, и тогда не соглашусь, даже не на самую маленькую роль. Меня, кстати, Фуат Мансуров приглашал дважды в Большой театр. Первый раз петь Чио-Чио-Сан в «Мадам Баттерфляй». У меня ума хватило отказаться.

Почему?

Потому что я была очень молода, а эта партия... Я лирико-колоратурное сопрано, у меня очень широкий репертуар. Я пела лирические партии, такие, как Мими в «Богеме», Маргарита в «Фаусте», Тамара в «Демоне», Татьяна в «Евгении Онегине», Иоланта. Потом был татарский спектакль «Самат» и партия Альфии, крепкое лирическое сопрано. И все нормально, пела своим голосом, голову не теряла. Потому что бывает так, что певец, взявшись за драматическую партию, выжимает 200 процентов своего голоса, доказывая, что голос крепкий. Я же, наоборот, этого не делала, использовала тонкий нюанс, где возможна оркестровка, а в кульминационных моментах, где нужно 200 процентов, давала 200, все, что нужно, а потом уходила в мягкое звучание, в пианиссимо. А во втором акте Чио-Чио-Сан росто смертельно-кровавый драматизм, мне это было не по голосу. «Я уберу оркестр, у меня японка пела с тоненьким голосом, а у тебя какой»,  Мансуров мне говорил. Я отказывалась, отвечая, что раньше времени голос терять не хочу. Он обиделся на меня тогда, мол, ему не доверяю. А во второй раз сорвался в Большом спектакль «Фауст», меня тогда ревнивый муж не пустил. Я подумала, что для спокойствия семьи не поеду. Мне здесь, в Казани, было комфортно, я нужна здесь, работы много, интересно  зачем рваться и метаться?

Кстати, в третий раз в Большой театр меня звал Борис Ельцин. «Ты будешь работать в Большом театре»,  сказал он мне, когда приезжал в Казань к Минтимеру Шаймиеву с семьей, с Наиной Иосифовной.

///Фото: http://shaimiev.tatarstan.ru «Когда Ельцин уезжал, сказал: «Я забираю ее с собой, Наина, здесь остаешься»
Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Борис Ельцин тогда еще был президентом?

Был. Помню, в небе вертолеты летали, а в воде водолазы плавали. Тогда на берегу Волги специально построили дебаркадер, была обозначена граница, за которую нельзя было заходить. Подойдешь ближе  стреляют на поражение. Когда заходила в шатер, где они отдыхали, меня всю общупали, даже помаду нельзя было брать. Вот в такой обстановке я работала, провела целый день. Пела разные песни, включая любимые песни Бориса Николаевича. Сакина Шаймиева все удивлялась: «Как же это, микрофона нет, а так громко поет?!» Жена Ельцина там сидела, умная женщина, она мне очень понравилась. 

Сначала я пела не в шатре, а у меня платье было с разрезиком, когда ветра не было, то все нормально, но когда ветер дул, мне приходилось платье придерживать. Шаймиев тогда сказал: «Зайди». Я только переступила порог шатра, вся охрана Ельцина встала, я хотела руки вверх поднять. Потом Борис Николаевич на всех посмотрел, и все сели. Так я пела целый день, меня и бояться перестали, Ельцин со мной в обнимку уже дуэт пел, свою «Рябину кудрявую». Сели прощаться, и тут он говорит: «Ты будешь петь в Большом театре». А я, дурочка, коммунистическое воспитание, отвечаю: «У нас есть свой большой театр, приезжайте, у нас Шаляпинский фестиваль проходит, очень интересный, русские оперы исполняем». Он побагровел от моего отказа. Потом, когда уже совсем уезжал, сказал: «Я забираю ее с собой, Наина, здесь остаешься». Наина Иосифовна, замечательная женщина, ответила на шутку шуткой, что ей очень здесь понравилось и она с удовольствием останется. Потом подошел ко мне охранник Ельцина и сказал: «С завтрашнего дня вы народная артистка России». Шаймиеву об этом уже сообщили. Вот так я получила это звание, до этого была только заслуженной артисткой России.

Нияз Даутов «Нияз Даутов – величайший режиссер, сам бывший солист оперы, очень интересный музыкант, можно сказать, ходячая энциклопедия, с ним можно было разговаривать на любую тему» Фото: millattashlФЧar.ru

«Я ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА ПРЕЗИДЕНТУ, ЧТО ОН ХОЧЕТ ПОДНЯТЬ ТАТАРСКОЕ ИСКУССТВО, НО РЕАЛИЗОВАТЬ ЭТО НАДО ДОСТОЙНО»

Давайте поговорим о ваших партнерах по сцене. Конечно, сразу вспоминаем Хайдара Бигичева.

Когда Хайдар умер, Мухаметзянов боялся выйти из кабинета. Он Хайдара годами морально убивал. Все говорил, что он не тот уровень, не европейский уровень. А теперь рассказывает, что Бигичев – это достояние нации, великий певец. Лицемерие.

Кстати, еще по поводу того, как наш оперный театр стал успешным. У нас были гастроли в Москве, которые Даутов подготовил, там мы получили звание академического (театр получил его в 1988 году прим. ред.). И это мы, артисты, заработали этот статус!  Мы пели и итальянские, и русские оперы, и три национальные – «Джалиля», «Башмачки» и «Кара йозлэр». И собрали на них полный Дворец съездов! Декорации были скудные, деревенские, мы думали, как это будет смотреться, но публика нас с Хайдаром чуть ли не на руках носила, народ плакал, там такой трагичный сюжет. Смешной случай: на первых рядах сидели африканцы, чернокожие, но после первого акта они ушли. Кто-то у них спросил: почему уходите? А они ответили, что подумали, будто опера про них – «Черноликие» (смеется).

Так вот на этих гастролях у Рауфаля Сабировича с Хайдаром случился конфликт на бытовой почве, после чего Мухаметзянов на него затаился...


Кого бы еще выделили из партнеров по сцене? О ком воспоминания самые приятные?

Первый партнер у меня был тенор Геннадий Васько, он приехал из Харькова. Стабильный, хлесткий, внешне яркий. Он мне помогал, был постарше. Красавец, хорошо поющий, а это очень важно для молодой певицы  иметь такого партнера. Я пела в «Дон Жуане» партию Церлины. Потом у меня был дебют в «Любовном напитке» благодатный материал для начинающей певицы, а не сразу «Травиату» петь. Извините, чтобы партию Виолетты исполнять, надо несколько лет работать.

Должен голос созреть или ты должен вырасти как артист?

И вокально, и артистически созреть. Эта партия – вершина мастерства вокального, актерского для певиц. Даутов мне сразу сказал, а он строил для каждого певца план на годы вперед: «Зилечка, вот через 7 лет ты споешь „Травиату“». А если бы меня сразу ее дали, где-то бы неудачно спела, где-то закомплексовала, возможно, дальше бы вообще не пела. А так я и до «Травиаты» исполнила множество главных партий: Розину в «Севильском цирюльнике», Марфу в «Царской невесте». Еще «Фиалка Монмартра» Кальмана шла тогда очень долго – вот вроде это и оперетта, но там почти оперное пение, не вредит голосу, говорит героиня мало. И опять же мы там пели с Васько.

Потом внешне скромного певца из Воронежа пригласили Володю Ефимова, но настолько у него был яркий. Кстати, мы ему обязаны первыми гастролями в Америке, через его знакомых это было осуществлено. До этого у нас были связи с Чехословакией, там мы пели спектакль «Богема», отменные были постановки. К нам они тоже приезжали. После Чехословакии была дружба с немецким городом Брауншвейгом  городом-побратимом, у нас был спектакль «Романсы». И мы решили, что не только русские песни надо петь, вышел Хайдар, исполнил татарскую народную песню «Тэфтилэу», там стены чуть не обрушились от такого необычного звука. За границей вообще любят все необычное.

«Ну, вот эти „ветры“ [„Узгэреш жиле“], ну что это такое? Мне кажется, это вообще уничтожение татарского искусства» «Ну вот эти «Ветры» [«Үзгәреш җиле»], ну что это такое? Мне кажется, это вообще уничтожение татарского искусства» Фото: «БИЗНЕС Online»

Но Рауфаль Сабирович считает, что за границей нужно петь то, что там хорошо знают.

Нет, наоборот. Я была в Англии, у нас была там концертная программа – татарские старинные танцы и народные татарские песни. Публика не дышала. Они не знали, кто такие татары, конечно. А мы пели с мелизмами, но оперными голосами. Я всегда говорю, что для исполнения татарских народных песен должно быть европейское звукообразование в хорошем смысле и сохранение всей мелизматики.

Вот эти «Ветры» [«Үзгәреш җиле»], ну что это такое? Мне кажется, это вообще уничтожение татарского искусства. Там слова коверкают, не те ноты поют, коверкают Джаудата Файзи, Яхина, Жиганова. Да, осовременьте эти произведения, сделайте хороший аккомпанемент, но мелодия должна сохраниться. Народные мелодии мы сохраняли столетиями, почему мы сейчас их должны изменить? Никогда не надо этого делать. Иначе мы не донесем их в первозданном виде до следующего поколения. Поэтому их изменение – это вред.

Я очень благодарна президенту, что он хочет поднять татарское искусство, но реализовать это надо достойно. Организаторы же не выполняют желание главы республики... Я всегда говорила: вот Альфия Авзалова  эстрадная певица, и до нее им еще так далеко. Она пела с оркестром, пела произведения Монасыпова, Яхина, народные песни, сохраняя татарские мелизмы. Даже Ильхам Шакиров пел эстраду, не теряя нашего национального духа, моң – это самое главное. Даже в операх, если моң нет, это не татарская опера. Душа обязательно должна быть, что и было в Хайдаре Бигичеве.

Вы из партнеров только теноров вспоминаете...

 С баритоном Ренатом Ибрагимовым я очень короткое время с ним работала, мы пели в «Любовном напитке», он исполнял партию Белькоре... Мой педагог Лазько Валентина Андреевна с ним поработала уже в более зрелом возрасте  у него голос не летел, потому что в микрофон привык петь.

Ренат Ибрагимов «У Рената Ибрагимова мягкий тембр, красивейший, около него невозможно стоять, только вокруг, а вперед полета нет. И мы с ним спели в «Евгении Онегине»... Все говорили: какая пара!» Фото: «БИЗНЕС Online»

Он бы не стал выдающимся оперным баритоном?

Оперным бы не стал, потому что когда параллельно человек сочетает... Как вам сказать, у мужчин должно быть очень глубокое дыхание, опора звука, от чего зависит его сила и полетность. Если дыхание правильное, то голос увеличивается в два раза. А у него мягкий тембр, красивейший, около него невозможно стоять, только вокруг, а вперед полета нет. Лазько с ним поработала над партией Онегина, у меня даже запись есть. И мы с ним спели в «Евгении Онегине», я пела Татьяну... Все говорили: какая пара!

То есть он к этому времени уже был известным эстрадным певцом?

Да-да. И тогда же он спел в этой опере, всего один спектакль. Ни одной записи у него не было, я ему подарила на юбилей, он был так счастлив. Вот действительно один раз он очень хорошо спел в оперном спектакле, замечательным был и в актерском плане.

А из тех, кто и сейчас активно работает в оперных театрах? Николай Путилин по-прежнему поет в Мариинке.

Да. Главный мой партнер – Путилин: и в «Снегурочке», и в «Риголетто», в «Демоне», в «Царской невесте». Он изумительный партнер.


«Я ВИНОВНИЦА ТОГО, ЧТО У НАС ПОЯВИЛАСЬ ФОНОГРАММА»

О татарской эстраде. В вашей творческой жизни насколько важную роль она играла и играет?

Ну мы эстраду тоже пели. И, кстати, я виновница того, что у нас появилась фонограмма, первой исполнила «Күңелем яшәргә ашкына» Шамиля Тимербулатова на стихи Равиля Файзуллина, там были электронные инструменты. Я заразила этим всех. Но я-то дальше пошла  все-таки оперная певица. А многие так и остались с синтезаторами.

И каково нынешнее состояние национальной эстрады?

Нормальным вокалом нужно петь эстраду, и считаю, что для этого необходимо хорошее базовое образование.

Такие есть. Филюс Кагиров, например, ваш ученик.

Да, а что, Филюс вам не нравится? Он поет нормальным звуком, нашел свою нишу, исполняет эстраду и народные песни академическим вокалом. Туда он включает и классику. Даже для татарской публики в филармонии спел арию Ленского. Вы представить себе не можете, в каком восторге были 80-летние татарские бабушки в платочках. Все равно доходит до народа искусство.

Не жалеете, что он не поет в театре имени Джалиля?

Дело в том, что у нас в оперной студии консерватории он много и успешно пел – и Ленского, и даже Ромео в «Ромео и Джульетте» Гуно, а такое далеко не каждый тенор сможет. Но он все равно еще цыпленок, в театре необкатанный. Ему нужно дать срок, с ним поработать. А что сделал Мухаметзянов? Он дал ему всего месяц, чтобы выучить партию Неморино из «Любовного напитка», и никакая работа – ни дирижерская, ни режиссерская – с ним не велась. А это все-таки итальянский язык, любой неопытный певец плюхнется. Думаю, это потому что он мой ученик, корни идут отсюда. И я ему посоветовала: уходи оттуда!

Сейчас он на своем месте. Филюс создан для татар, он владеет моң. Кроме того, Кагиров теперь у нас и преподает, я его взяла в консерваторию, и у него очень неплохо получается. Уже работает здесь два года, думаю, что скоро появятся и свои ученики – один уже есть на втором или третьем курсе.

Альбина Шагимуратова «Альбина Шагимуратова стала выдающейся певицей, и мы все этому очень рады – все равно же моя база. Прихожу на концерты, когда Шагимуратова в Казани выступает, восхищаюсь ее мастерством» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я НЕ ЗЛОПАМЯТНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Альбина Шагимуратова – ваша, наверное, самая знаменитая ученица. Ей ведь тоже пришлось нелегко, в Казани не сразу оценили.

На самом деле тут есть некоторое заблуждение. Когда Альбина приехала из Узбекистана, ей было 14 лет. Так как меня знает весь татарский народ, родители привели ее ко мне – показать, познакомиться. В итоге она параллельно поступила в музыкальное училище на дирижерско-хоровое и вокальное отделения. Я дала добро, и меня наняли в училище, чтобы я там давала Альбине уроки вокала. А отец ее говорил сначала: опера – это не нужно. Он хотел из нее сделать популярную татарскую певицу. Я отвечала: «То, что природа дала, необходимо развивать». А татарские песни она и так сможет исполнять, но нельзя вокалисту развиваться однобоко.

Все хорошо шло, она окончила музыкальное училище, и ее за руку отвели показаться Владиславу Георгиевичу Лукьянову – завкафедрой хорового дирижирования консерватории, ее взяли на дирижерское отделение консерватории. Год она ходила ко мне как вольнослушатель, а потом говорит: «Я хочу поступить на вокальный». Шагимуратова тогда исполняла и Баха, и русских композиторов, и татарских. И мы ее взяли сразу на второй курс. Альбина со мной занималась на втором, третьем, четвертом курсах. Я повезла ее на конкурс имени Сайдашева, она там блеснулаи заняла первое место. У нее появилось верхняя нота до, которой раньше в ее диапазоне не было. Причем спорило жюри, хотело дать первое место Ренате Талиповой, а я говорила: пройдет время, не знаю, кем станет Талипова, а Шагимуратова будет очень известной оперной певицей.

Прекрасно идет голос, здесь оперный класс. Я дала ей выучить второй акт «Травиаты». И вдруг в середине четвертого курса меня ставят перед фактом, что Альбина уезжает в Москву. А я уже договорилась с дирижером Васильевым, который предложил ей прослушаться в нашем театре оперы и балета. А оказывается, отец ее все пытался куда-то в Москву пристроить. Конкурс имени Глинки был в 1999 году, он старался Альбину то Архиповой, то Соткилаве показать. И когда она заняла первое место, то ее тайно от меня и ректора везут в Москву.

Голос уже у нее уже был раскрытый, материал прекрасный. Если бы она поехала в Москву в том состоянии, в каком ко мне пришла, то вряд ли там кому-то была интересна. Поэтому не нужно говорить, что ее здесь не замечали. Она стала выдающейся певицей, и мы все этому очень рады все равно же моя база. Прихожу на концерты, когда Шагимуратова в Казани выступает, восхищаюсь ее мастерством, также пригласила работать в консерваторию.

А есть кто-то из учеников, у которых карьера сложилась не так хорошо, как вы того ожидали?

Все наши выпускники хорошо состоялись. Дамир и Татьяна Закировы в Италии, Лариса Васюхина в Мюнхене, Лилия Губайдуллина в Вильнюсе, Екатерина Воронцова – в Большом театре, Наталья Мокеева – ведущая солистка в Екатеринбурге. Сейчас могу кого-то и забыть, столько было у нас выпускников, только я одна выпустила, наверное, человек 50.


От Влады Боровко ждали, что она будет петь в «Ковент-гарден»? Чья она ученица?

Она ученица Галины Ластовки. Вполне ожидала, она очень образованная, знает несколько языков, а это очень важно для работы за границей. И Боровко за несколько лет очень сильно выросла.

В Казани ведь ей тоже не особо сильно интересовались.

Вы знаете, все, что ни делается, все к лучшему  это мой девиз. И у меня на пути часто интриганы стояли. Иногда получалось, что они сделали что-то  и вроде бы тебе плохо. А потом оказывается, что, нет, хорошо, что так сделали, я только выиграла от этого.

Не обидно, что некоторые наши певцы сразу после Казанского музучилища предпочитали консерваторию в Москве или в Питере – Венера Гимадиева, Ильсеяр Хайруллова, Юлия Мазурова.

А Хайруллова у нас училась, у нее такой роскошный голос, ее переманила Ирина Богачева в Санкт-Петербург, по-моему, на четвертом курсе. Ну бывают такие вещи. Я рада, что Ильсеяр так состоялась и поет сейчас в Венской опере. А тут, может быть, в театр имени Джалиля и не взяли, а если бы и взяли, то не дали развиваться. И Мазурова у нас училась, у Ластовки, очень хорошая была. А вообще, рыба ищет где лучше.

Знаете, на месте Рауфаля Сабировича я бы всех татар здесь собрала – и Альбину Шагимуратову, и Аиду Гарифуллину, и Венеру Гимадиеву, и Ильсеяр, чтобы все здесь пели, ведь их, лучших кадров, не так много. Я об этом и говорила тогда на заседании комитета Госсовета. Мы в год выпускаем 8 человек, это же мало. Неужели казанская опера хотя бы одного человека в год не может брать к себе? Какая бы у нас тогда была труппа, в 4050 человек. Вот тогда бы был настоящий Татарский государственный академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.


Как вам нынешние студенты лучше или хуже стали?

 За миллионы ты голос не купишь – он или есть, или его нет. Нужно брать лучших, и нам с талантами работать легче, чем с серенькими. Раньше ведь всех брали – и без голоса, и без знания нотной грамоты, когда было только татарское отделение. Но теперь мы их всех развиваем. А еще технологии: сейчас нажал и любого певца послушал. А мы же сидели в душных фонотеках по 30 человек, и Ренат Ибрагимов, и все, слушали там музыку. Сейчас такой проблемы нет. А еще можно записать себя на видео и посмотреть со стороны  и улучшать, улучшать...

Сейчас студенты больше читают, все знают. Раньше скромнее как-то было. А еще в те времена у нас ни одного лауреата не было, а сейчас каждые 15 минут в Казанской консерватории появляется лауреат международного конкурса. И фортепьянная школа у нас хорошая, и струнная, и дирижерская, и вокальная. Один Михаил Казаков чего стоит – это же наша гордость! А Алексей Тихомиров? Это же превосходный певец! Почему он не поет в Казани?! Рузиль Гатин поет в Ла Скала графа Альмавиву. Петр Скусниченко – декан вокального факультета Московской консерватории – про него говорил: «Это редкий голос». Рузиль три раза прослушивался в театре имени Джалиля, но оказался не нужен, зато теперь поет в итальянских театрах. У нас в оперной студии по три премьеры в год, есть госэкзамены – пусть приходят из оперного театра, смотрят, выбирают. Но не приходит же никто, это им не нужно.

Сунгатуллина Зиля Даяновна заведующая кафедрой вокального искусства Казанской консерватории, народная артистка России.

Родилась в селе Верхние Киги Кигинского района Башкирской АССР. Окончила Казанскую государственную консерваторию (1973).

19732009 — солистка Татарского театра оперы и балета.

С 1983-го — преподаватель в Казанской консерватории.

С 1998-го — профессор, заведующая кафедрой вокального искусства Казанской консерватории.

20062013 — член Общественной палаты РТ.

Народная артистка ТАССР (1980).

Народная артистка ККАССР (1980).

Заслуженная артистка РСФСР (1986).

Народная артистка России (1995).

Награждена почетной грамотой президента Татарстана (1999), медалью к 300-летию Санкт-Петербурга (2003), благодарственным письмом президента Татарстана (2004), медалью министерства культуры (2004).

Лауреат государственной премии РТ им. Тукая.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (110) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.05.2018 09:26

Честная женщина, большое спасибо за интервью!

  • Анонимно
    13.05.2018 09:12

    А Народную артистку РФ часто показывают федеральные каналы?

    • Анонимно
      13.05.2018 13:35

      откуда столько злобы?

      • Анонимно
        13.05.2018 16:46

        это просто зависть обычная, не удивляйтесь

        • Анонимно
          13.05.2018 17:08

          16.46.
          О чем Вы, какая "зависть"?Зависть к кому?
          Почему талантливую татарку, Народную артистку РФ не показывают федеральные каналы?Вы мой вопрос то поняли?

    • Анонимно
      13.05.2018 14:56

      Гораздо чаще показывают балаган с Басковым и Киркоровым

      • Анонимно
        13.05.2018 15:09

        Именно, чаще показывают балаган. К сожалению, талантливым "нацменам" на федеральных каналах места нет. А еще "федерация"... ((

    • Анонимно
      13.05.2018 15:38

      На фелеральных каналах самые талантливые - это жени медведевы. Там нет места алинам загитовым... Потом жени бегут за бугор, бросая "любимую Родину", а пашут здесь и поднимают страну ивановы и загитовы...

      • Анонимно
        13.05.2018 19:43

        Женю оставьте уже в покое.

        • Анонимно
          13.05.2018 21:09

          Зачем? Евгения любит пиариться за чужой счёт. После ОИ, после победы Загитовой все центральные каналы говорили только о Медведевой.

    • Анонимно
      13.05.2018 18:02

      "Но я не националистка и очень емко отношусь к национальному искусству". Зиля. я очень уважаю Вас за эти слова. Вы. правы, талант не имеет национальности, и именно поэтому Вы в равной мере заступаетесь и за татарских, и за русских певцов, закончивших Казанскую консерваторию - они талантливы и могли бы составить славу Республики Татарстан. Почему это не происходит, кто это тормозит? Думаю, вновь назначенному министру культуры РТ ипташ Аюповой надо бы этим вопросом заняться.

    • Анонимно
      13.05.2018 21:34

      Да как Вы смеете задавать такие вопросы!

    • Анонимно
      13.05.2018 22:47

      Если бы приняла предложение Ельцина и переехала в Москву, может быть показывали бы, кто знает

      • Анонимно
        14.05.2018 10:43

        А в чем разница? Важнее место проживания чем профессионализм и талант чтоли?

    • Анонимно
      14.05.2018 02:49

      Вот если бы ей выдали кучу денег от министерства или правительства республики и дали полный карт-бланш - оплачивать критикам публикации в московских журналах, приглашать за баснословные гонорары москвичей, входящих в совет по культуре, то тогда они ее в ответ пригласили бы на федеральный канал. Даже в час ночи по "Культуре" показали бы.

  • Анонимно
    13.05.2018 09:26

    Честная женщина, большое спасибо за интервью!

    • Будучи студентом университета, некоторое время работал мебельщиком (реквизиты и др) в оперном театре, участвовал в массовке. Никогда не забуду как пел Хайдар абый в опере "Джалиль" . Я стоял рядом в массовке. Мощный монлы тенор!
      Уже позднее , меня с Хайдаром абый , познакомил мой друг профессор консерватории Сагит Мулланурович Хабибуллин. Никогда не забуду этот вечер дома у Сагита Муллануровича с Хайдаром абый и Зухрой апа. Хайдар абый обладал сильным чувством сопереживания и сердечностью.
      Опера обычно снижает Мон. Хайдар Бигичеву это никогда не грозило.

      • Анонимно
        13.05.2018 21:36

        Настоящему деревенскому Мону никакая Опера не страшна.

  • Анонимно
    13.05.2018 09:32

    Великая певица и гордость нашего народа!

  • Анонимно
    13.05.2018 09:42

    К сожалению ,Ваш Кагиров, несмотря на интересные природные данные, не растёт , так как не работает над собой, а поставил задачу - зарабатывания лёгких денег на сцене . И Вы , как педагог, уважаемая Зиля Даяновна , должны были это видеть . Может быть причина именно в этом, что он прошёл испытание в оперном театре ?!

    • Анонимно
      13.05.2018 09:59

      Не прошёл , наверное

    • Анонимно
      13.05.2018 16:06

      Да, жаль смотреть на то, как Филюс становится эстрадным певцом с концертами, похожим на тысячи других популярных певцов. Вспоминается его сольный концерт в театре оперы несколько лет тому назад (наверное, лет пять прошло уже). Тогда казалось, что это смена Ильхаму Шакирову пришла. Видимо, жизнь принуждает зарабатывать. Трудно судить. На старте подавал надежды нашему народу.

      • Анонимно
        14.05.2018 06:58

        Просто с Филюсом надо заключить контракт и требовать от него, стобы он был Ильхсмом Шакировым и надо платить ему за это, как футболисту Рубина, вот он и не будет думать о хлебе насущном и шабашках в ресторанах.

      • Анонимно
        14.05.2018 12:39

        Это были золотые горы Филюса Кагирова - годы работы с продюсером Рифатом Фаттаховым . Но их уже не вернешь - время упущено безвозвратно

        • Анонимно
          14.05.2018 13:12

          Наверное, годы

        • Анонимно
          23.05.2018 13:03

          Рифат Фаттахов на артистах ищет только как заработать на них денег. А профессиональный рост его мало волнует

  • Анонимно
    13.05.2018 09:43

    Интересное интервью, приятно читать умных и трудолюбивых людей.

  • Анонимно
    13.05.2018 09:44

    Охранники, водители и уборщицы самые важные люди... :D

    • Анонимно
      13.05.2018 21:38

      А мне очень понравилось Сервер слушать - очень душевно звучит!

  • Анонимно
    13.05.2018 09:46

    В нашем театре уже 2 года не могу посмотреть оперу "Любовь поэта". Показывают один раз в год, ко дню рождения Тукая. Билетов никаких в кассе не бывает, даже в первый день продаж. Заявляют, что купила организация (гороно).Так каждый год. Неужели этот спектакль нельзя показать 2 раза, чтобы могли попасть и обычные зрители. Думаю. что желающих послушать эту оперу много , в том числе и гостей города.Считаю, что такое отношение к татарской культуре недопустимо в национальном театре.

    • Анонимно
      13.05.2018 10:19

      Почему театр национальный?

      • Анонимно
        13.05.2018 10:32

        займитесь своими делами. не задавайте т..х вопросов.

        • Анонимно
          13.05.2018 11:54

          "Национализм - признак слабого ума и отсутствия нравственности" - цитата взята на исламском сайте.

          • Анонимно
            13.05.2018 14:05

            на заборе тоже пишут. все принимаете за чистую монету? Ваша беда, горе, в том что вы не способны ни через разум, ни через сердце, понимать и принимать инфу, здравый смысл у вас тю -тю. фанат, - это всегда не полный человек, точнее человекне наполненный любовью.

            • Анонимно
              13.05.2018 16:21

              Ваша беда - ваше хамство.

              • Анонимно
                13.05.2018 20:07

                увы, констатация
                моей беды (?), не поможет вам в понимании сути вещей, жизни. приводя пример из сайта, вы забываете (или просто не знаете - тогда зачем умничаете? ) другую сторону дела. изучайте больше исламских сайтов, может вы и преуспеете. желаю мира и успехов, и рассуждений без крайностей. если пойдете свой путь без любви и с крацностями даже в трех соснах заблудитесь.

    • Анонимно
      13.05.2018 20:27

      Спектакль замечательный. И правда жаль, что так редко бывает.

  • Анонимно
    13.05.2018 09:54

    От интервью осталось двоякое впечатление. С одной стороны искусство- возвышенное, с другой скандалы, интриги...

    • Анонимно
      13.05.2018 10:57

      Среда Мельпомены всегда была пронизана внутри скандалами, склоками, интригами. Так было, так будет.

  • Анонимно
    13.05.2018 10:09

    Справедливости ради отмечу, что "Богема" идет не 100 раз в сезон, а в последние годы вообще отсутствует в репертуаре.

  • Анонимно
    13.05.2018 10:19

    "Вот эти „Ветры“ [„Үзгәреш җиле“], ну что это такое? Мне кажется, это вообще уничтожение татарского искусства. Там слова коверкают, не те ноты поют, коверкают Джаудата Файзи, Яхина, Жиганова. Да, осовременьте эти произведения, сделайте хороший аккомпанемент, но мелодия должна сохраниться. Народные мелодии мы сохраняли столетиями, почему мы сейчас их должны изменить? Никогда не надо этого делать. Иначе мы не донесем их в первозданном виде до следующего поколения. Поэтому их изменение – это вред."

    Мне кажется, что основная причина ошибок молодых певцов слабое музыкальное образование и её полное отсутствие.
    К примеру в Институте культуры РТ виды музыки преподают на первом курсе, студенты слушают курс лекции о том, что татарская музыка должна быть в пентатонике и на этом всё забывают.
    А надо колорит и стержень татарской музыки в пентатонике акцентировать на последних курсах, последние два года. Поэтому начать надо с образования музыкантов, оно требует более системного и детального подхода.

    • Анонимно
      13.05.2018 11:25

      Певица Эльвина поет татарские стихи в красивых платьях на семь нот не в пентатонике, поэтому за душу не цепляет. Ильназ Бах татарские частушки на мотив русско-народных песен, ЗоЛэйЛе- аналогично.
      Предлагаю всем им пройти переквалификацию у Зили Сунгатуллиной.

      • Анонимно
        13.05.2018 12:25

        зачем? они для дешевых свадеб и концертов, всеравно не переделаешь!

        • Анонимно
          14.05.2018 07:10

          Фирдус Тямаеву тоже надо напомнить, что татарская музыка- это пентатоника, а не русско-мишарские мотивы.

      • Анонимно
        13.05.2018 16:07

        Оно ей надо? Да и им - тоже.

      • Анонимно
        13.05.2018 16:27

        Действительно, Эльвина потерялась на сцене.

      • Анонимно
        13.05.2018 16:50

        ой, как им всем далеко до Зили Сунгатуллиной
        Сейчас на сцене дети, жены, любовницы чиновников, которые показывают свои наряды. Вспомните эти конкурсы песенные последние и там полуголые "певички"

      • mad big
        14.05.2018 08:07

        Пипл хавает, кушать хочется.

  • Анонимно
    13.05.2018 10:39

    Весьма интерересный рассказ,выдающегося мастера, о том, что происходит за кулисами , а не на сцене. Как и всякий мемуарист, она не может быть обьективной, немного коробит, что по любому поводу пытается принизить роль Р.Мухаметзянова, выдающегося менеджера ,выведшего оперный в Европу, рассказывая байки, что артисты там грибы собирали для пропитания,ибо гонорары им этот злодей не платил. Весьма интересны и правдивы воспоминаия о пребывании Ельцина в Казани и его загогулинах.Но дирижировать оркестром, он в Казани не пытался, отдадим ему должное.Что касается охранных мер, вертолетов и водолазов, так оно и было, конечно с перехлестами, но первых лиц всегда тщательно охраняют,тем более сейчас, когда террор стал обычным явлением, почти во всех странах. Это плата за ликвидацию супердержавы СССР,большой привет за это Горбачеву и особенно Ельцину.

    • Прочитал очередной комментарий про «выдающегося менеджера, который вывел оперный театр в Европу» и задумался, а называют ли «великими менеджерами» директоров оперных театров Красноярска, Челябинска, Чебоксар, Петрозаводска, Самары, Краснодара, Ростова-на-Дону и т.д., чьи труппы точно также месяцами колесят на гастролях по Европе? Или тамошние ремесленники от искусства просто скромно делают свою работу, зарабатывают на жизнь и не вешают лапшу на уши землякам о всемирном признании? Надо выяснить.

      И еще. Вот, представьте, приезжает в Татарстан с гастролями театр, например, из Бангладеш. Одно выступление дает в Казани, но не в оперном или в камаловском, а, скажем, в ДК Саид-Галеева в Дербышках. А потом показывает спектакли в Заинске, Бугульме, Чистополе, Агрызе. Аншлагов нет, но зрители есть, в целом, довольны, хлопают. Справедливо ли будет, если по итогам гастролей бангладешские газеты напишут, что их театр «покорил Россию», а директора театра назовут «выдающимся менеджером»?

      • 1. Истинный успех в душе народа и уже потом идут показатели, связанные с аншлагами, кассой, количеством просмотров на you tube и т.д.
        2. Упущена весьма важная профессия, уникальнейшим образом , соединяющая в себе знание искусства, психологии зрителя , менеджера и экономиста- инвестора , это профессия продюсера искусства. В Татарстане, например, нет высокопрофессиональных продюсеров кинематографа. О театре я и не говорю.

      • Анонимно
        13.05.2018 14:00

        Это низкий класс - аргументировать свою позицию путем принижения уровня культурных запросов жителей Дербышек, Заинска, Бугульмы, Чистополя, Агрыза. А почему Сорбонну в этот список не включили?

        • Анонимно
          13.05.2018 15:18

          Нормально сказал, никакого "низкого класса", главное суть уловить, а "ДербышкиЗаинскБугульма..." это не чтобы обидеть, а чтобы понятней было.

      • Анонимно
        13.05.2018 16:52

        Вы совершенно правы!

    • Анонимно
      13.05.2018 16:51

      Вы просто не знаете что за человек Мухаметзянов,
      да, может он менеджер, но....

    • Анонимно
      14.05.2018 00:07

      Что значит великий менеджер вывел театр в Европу? Это разве не обыкновенный гастрольный чёс по малым городам Европы?

  • Анонимно
    13.05.2018 10:45

    В статье есть ОДНА фотография с "Узгереш жиле".

    Почему на ней нет ни одного артиста в костюме, хотя бы издали напоминающем татарские национальные костюмы?

  • Галеев Зуфар
    13.05.2018 11:26

    Хайдар Бигичев - Великий Татарский певец..Один из немногих чей голос либо завораживает, либо вызывает слёзы умиления, либо то и другое одновременно. Он навсегда !

  • Анонимно
    13.05.2018 12:13

    Господин Нигматуллин , добавьте к вашей негаиивной характеписиике Мухаметзянова, что подтверждаете байку, что голодные актеры в Европе собирали грибы для пропитания. Знаю некоторых оркестрантов театра, которые счиают все это фейком. Что касается, сравнения оперного театра с бангладешским, и прочие кюнстштютуки , то они просто некоррректны.

    • Господин аноним!

      История про грибы рассказана Зилей Даяновной, у нее и спросите, байка это или нет. Не знаю, что говорят ваши "оркестранты", но мои знакомые говорят, что живут они на этих гастролях, действительно, непросто, а суточные очень маленькие. Сами готовят себе в летних домиках, мало похожих на жилище сотрудников театра, добившегося успеха в Европе. Макароны привозят с собой из России. В общем, скорее похоже на цыганский табор. Оно и понятно, эти гастроли - это не про успехи, а про набивание карманов нескольких руководящих сотрудников театра им. Джалиля.

      https://img2.business-gazeta.ru/articles/e0/1520139876_fejsbukIvina.jpg
      Вот полюбуйтесь, если не видели, так и живут "оперные звезды" из Казани в Голландии два раза по месяцу в год.

    • Анонимно
      13.05.2018 15:52

      Есть еще случай, когда артисты во Франции мылись в Сене, потому что их поселили в самых дешевых хостелах без душа.

  • Анонимно
    13.05.2018 12:23

    Айрат с разных сторон пытается обличать Мухаметзянова. Не выйдет ничего,потому что этот человек мастер своего дела мирового уровня. Спасибо ему за прекрасный театр и за радость,которую дарит театр,под его руковолством нам,простым зрителям. Браво,маэстро Мухаметзянов!

    • "Святая простота", - так, кажется, говорил Ян Гус старушке, которая подкладывала дровишки в костер, на котором того жгли. Вы - та самая старушка.

    • Анонимно
      13.05.2018 15:27

      Мухаметзянов непрофессионально себя ведет - оперы и балета татарских композиторов в театре ничтожно мало, талантливым выпускникам нашей консерватории не может найти достойного применения, а за этот пресловутый зарубежный чёс театра с выжиманием из артистов всех соков уже наказывать пора, считаю.

    • Анонимно
      13.05.2018 20:32

      Радость?! Я уже перестать ходить на спектакль, потому на фестиваль ещё как-то могут собраться, а в текущих многие партии звучат ужасно. Приходится ездить в Москву ради встреч с прекрасной оперой

  • Анонимно
    13.05.2018 13:58

    Здорово-прездорово, правда-преправда ... но ежели даже Она как ьы риторически спрашиваит "Куда уходят деньги Татарстана?", то дело ощень плохо, однако ...

  • Анонимно
    13.05.2018 14:32

    Нигматуллин. А вы ,по своей осведомленности о всех слухах и сплентнях в мире икусства, напоминаете персонажа поэта сказавшего об одном и таких освеломленных обо всем и вся -У него герцогиня знакомая, он у графа, был недавно в гостях.... Концовку надеюсь помните и не берите пример с этого типа.

    • Аноним. Уровень моей осведомленности и качество моих материалов - это все-таки не ваша забота, оценку ей дает руководство газеты. И уж точно не анонимам, у которых нет даже имени, давать мне советы. А оперирую я фактами, цифрами и здравым смыслом, а не отрывками из сборника пошлых анекдотов.

  • Анонимно
    13.05.2018 14:33

    Хайдар Бегичев и Зиля Даяновна- наше национальное достояние.

  • Анонимно
    13.05.2018 14:41

    А у меня есть знакомые артисты, которые, как и Зиля Даяновна, с болью и гордостью вспоминают великого Нияза Даутова- создавшего в своё время нашу оперную труппу. И считающих, что Мухамтзянова нужно отправить на пенсию.

    • Анонимно
      13.05.2018 16:56

      к нашей семь тоже есть такие артисты друзья. которые про Мухаметзянова многое могут рассказать и показать

  • Анонимно
    13.05.2018 16:15

    Очень интересное интервью! Спасибо БО) Великая певица, наша гордость! Давно о ней ничего не читала. Жаль, что с ней так поступили..наконец, она всю правду рассказала. Молодец наша Зиля!

  • Анонимно
    13.05.2018 16:19

    Читаю пост и комменты.Сунгатуллина великая актриса и педагог,что не часто совпадает, и это не преувеличение или комплимент. Но мир искусства не благостен и нередко конфликтен, и возможно ей не надо было так уничижительно писать о Мухаметзянове очень много сделавшем для театра , да тут еще журналист встрял, с нелепыми сравнениями нашего театра с бангладешским и т.п. глупыми фейками.Насчет Бегичева могу сказать, что это не только великолепный голос и фактура, но и образованность, давно уже ,был с ним в составе зарубежной делегации ,где он и Сунгатуллина представляли искусство республики и меня приятно удивио его знание истории, литературы, интерес к политике.Ушел конечно очень рано, и место его в искусстве , до сих пор вакантно.

    • Анонимно
      13.05.2018 16:46

      Из интервью Сунгатуллиной для БО:

      – Когда Хайдар умер, Мухаметзянов боялся выйти из кабинета. Он Хайдара годами морально убивал. Все говорил, что он не тот уровень, не европейский уровень. А теперь рассказывает, что Бигичев – это достояние нации, великий певец. Лицемерие.

  • Анонимно
    13.05.2018 16:23

    Великая певица! Дар от Бога! Гордитесь, что такие преподаватели есть ещё у вас! Жаль, что такая ситуация с оперным театром.....

  • Анонимно
    13.05.2018 16:26

    Счастливы, что поёт Филюс Кагиров на наших сценах и на радио! Действительно, появился наш талант!!!! На века!!!! Родить бы ещё таких как Бигичев!!!!!!!!

  • Анонимно
    13.05.2018 16:26

    Нам не хватает Хайдара Бигичева!!!!!!

  • Анонимно
    13.05.2018 16:37

    Огромное спасибо автору статьи. Прочла с большим удовольствием, и конечно же с горечью за наш оперный театр. Когда же "ветер перемен" коснётся самого оперного театра ??? Точнее его забронзовевшее руководство? Ну ведь просто до слез обидно за наш театр. А Зиля Даяновна это легенда. Живая легенда. Состоявшаяся сама, и вырастившая много достойных учеников. Низкий ей поклон. Мы выросли на ее музыке. С замиранием сердца слушали её вокальные партии в операх. И если в нашем оперном театре так низко поступали с такими карифеями как Зиля Даяновна? О чем уж тут дальше говорить...

  • Анонимно
    13.05.2018 17:23

    Не понял фразы ханум 16.37, что в театре низко поступали с кАрифеем Зилей Сунгатуллиной. Может ханум скажет, что она имела в виду? Кстати, она действительно корифей, но не карифей.

  • Анонимно
    13.05.2018 17:26

    Айрат с разных сторон пытается обличать Мухаметзянова. Не выйдет ничего,потому что этот человек мастер своего дела мирового уровня. Спасибо ему за прекрасный театр и за радость,которую дарит театр,под его руковолством нам,простым зрителям. Браво,маэстро Мухаметзянов!
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/381953

    Ваш маэстро- просто легендарная личность!

    Существует такая легенда, что он единственный выпускник КХТИ в Казани, который руководит ОПЕРНЫМ ТЕАТРОМ!

    Неужели это правда?

  • Анонимно
    13.05.2018 17:59

    Повтор.Ханум 16.37, поясните, в чем вы увидели низкий поступок по отношению к кАрифею Сунгатуллиной. На мой взгляд она в чести, и действительно Корифей, но никак не карифей, как ее именуете.Единственно, не стоило в интервью выносить конфликты и рссказывать байки о сборе грибов, для пропитания артистами за рубежом, мелко это.Хочу отметить умные вопросы которые задавали ей ,бравшие интервью два журналиста.

  • Анонимно
    13.05.2018 18:25

    УСЫ ГРУДИНИА
    Очень хорошо. Прослушал все видеофрагменты. На улицу Хайдара Бигичева несколько раз ездил в частную клинику, по мелочи. И это всё что я должен знать?
    А по "крупности" - вопрос к мэрии, когда в Казани появятся таблички на улицах, в честь кого названа эта улица?
    Ведь буквально единицы "поименованы". На улице Адоратского я ОДИН знаю, кто такой Адоратский.

    Ой, не вовремя написал. Сегодня не тот админ дежурит. Извините, обращусь завтра (если сочту нужным)

  • Анонимно
    13.05.2018 19:52

    В ноябре будет 20 лет как ушел от нас Хайдар абый..

  • Анонимно
    13.05.2018 23:19

    А про КХТИ - это правда, что ли?

  • Анонимно
    13.05.2018 23:48

    Как к члену жюри детского конкурса Созвездие Йолдызлык у меня к ней большие претензии. Как можно неоднократно высоко оценивать и давать призовые места за вокальные номера с откровенной фальшью, отсутствием артистизма, ритма и при этом низко оценивать и отклонять номера высокого качества, но в которых не участвуют дети высокопоставленных лиц? Уважение к ней резко упало.

  • Анонимно
    13.05.2018 23:49

    Ситуация с театром странная. Видно, что администрация увлечена этими бесконечными гастролями. Выходит, что на своих зрителей и артистов наплевать, а Европе реверансик делаем

    • Анонимно
      14.05.2018 10:55

      Согласен. Странно что этим вопросом власти не занимаются, ведь давно люди жалуются на руководство театра.

  • Анонимно
    14.05.2018 00:31

    Браво Зиля Даяновна!

  • Анонимно
    14.05.2018 01:14

    Хорошее инервью, всё честно рассказала. Умная , красивая , с хорошим голосом Зиля.

  • Анонимно
    14.05.2018 03:17

    СПАСИБО АВТОРУ СТАТЬИ МОЖЕТ НЕМНОГО СТЫДНО СТАНЕРТ НАШИМ ЧИНУШАМ А ЗИЛЕ ДАЯНОВНЕ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА БЛАГОРО ДНЫЙ ТРУД

  • Анонимно
    14.05.2018 04:55

    К сожалению ничего нового не услышал, кроме обиды талантливой певицы, увы, вышедшей в тираж. Уходить надо достойно, но, к сожалению ,не получается! Хочется блистать, хочется внимания и обожания. Это понятно, но время неумолимо. ЗИЛя Ханум вся в прошлом, где все было лучше, и мёд слаще, и дерижеры круче. Но время неумолимо, и надо находить новые смыслы , в тех же учениках, в мемуарах...
    Здесь нет предметного профессионального разговора о путях развития оперного искусства и татарской эстрады, больше уязвлённого «Я», мелких обид, и желания напоследок уколоть «недругов» по-больнее , для творческой среды это характерно.

  • Анонимно
    14.05.2018 05:13

    Господи, прочитал этот ком уязвлённого самолюбия, печальное зрелище. Как мучительно гаснут звёзды.

  • Анонимно
    14.05.2018 10:21

    Шах-Али

    1-ый пРФ "наградил" красавицу. За то что красавица.

  • Анонимно
    14.05.2018 10:53

    Вообще не понимаю Зачем оперный держим. Если для населения Казани, то театра постоянно нет, одни гастроли.

  • Анонимно
    14.05.2018 11:06

    Какая умная женщина оказывается Зиля Даяновна! Восхищена ею. А голос - очень сильный. Вспомнила рассказ очевидца , который рассказывал, что когда запела Зиля Сунгатуллина, стекла в окнах помещения задрожали так, люди подумали, что стекла сейчас лопнут.

  • Анонимно
    14.05.2018 11:26

    Она во многом права- театр им.М.Джалиля сегодня не вызывает особой гордости и интереса как хоккей и футбол.

  • Анонимно
    14.05.2018 12:09

    Рауфаль Мухаметзянов старый комсомольский вожак без музыкального образования который может только прилипать и эксплуатировать артистов. Такое и в 80- годы было, так же и сейчас в 2000-е.

  • Анонимно
    15.05.2018 12:36

    Да, друзья! К сожалению, так будет всегда пока во главе стоят люди не понимающие в том деле которое вершат ровным счетом ничего. Министр культуры - не имеющий ничего общего с культурой и творчеством, директор оперного театра не имеющий музыкального образования, ректор университета по сути своей являющийся бизнесменом и не имеющим ничего общего с образованием и профессурой. Очень печально. Каждый должен заниматься своим делом в котором разбирается. А если ты руководитель то профессионалом своего дела быть обязан - это важно.
    Зиля Даяновна - добилась в своей жизни высшего статуса и всеобщего признания народа! Величины, до которой только может мечтать дорасти певец в профессиональном смысле! Таких - единицы! Я преклоняюсь перед Вами! Спасибо Вам за прекрасные годы театральной деятельности, за великолепные и виртуозные исполнения величайших и тяжелейших произведений мировых классиков! Спасибо за воспитание стольких певцов мирового уровня! За детей, которым даете возможность в рамках "Созвездия" показать себя и открываете для них мир искусства и даете толчок в будущее. Будущее -
    в творческом развитии. Дай бог Вам здоровья!
    И сам лично, считаю, в искусстве, чтобы жить достойно, нужно быть лучшим! Середнячков много - а у нас, как известно, искусство недооценено. Сколько талантливых музыкантов, художников, и пр. влачат свое горькое существование... В Европе ценят искусство. Ценят на уровне государства. Заработные платы достойны! А у нас... самым лучшим и выдающимся дарят никчемные благодарственные письма, медали, грамоты и ордена... Такова действительность. Добавили б к пенсии хоть рубль пользы больше было бы... Простите за цинизм. Если чтите и уважаете, если оцениваете высоко и благодарны за вклад в развитие культуры, обеспечьте безбедную достойную старость пенсионерам которые всю свою жизнь отдали на благо развития и процветания республики. Далеко ходить не нужно, вспомните как жили в старости выдающиеся деятели не имеющие коммерческой жилки. Как жил величайший татарский композитор Рустем Яхин! Вспомните историю Хайдара Бегичева. Как вынужден был эмигрировать Эдуард Трескин, великолепному голосу которого нет равных до сих пор...
    Почему же нельзя ценить их при жизни? Почему после смерти лишь остаются напоминания в виде табличек на домах в которых жили великие люди, названия улиц... и архивы Гостелерадиофонда...

    Зиля Даяновна, спасибо Вам, еще раз! И большой поклон!

  • Анонимно
    16.05.2018 09:15

    Мухметзянов не прилтпал, а вывел из крзиса , сначала тюз, потом решил сложнейшую задачу, вернеть зрителя в оперный,причем коллектив до него погряз в конфликатах, кто лучше и голосистее, и далеко не лучшую роль в этом играла и Сунгатуллина.Певица выдающаяся , но были и лучще ее, но по тем или другим причинам,не имеющим отношения к искусству, не получившие столько наград и преми .Правильно написали в комменте ,что уходить надо достойно,а не сплетничая журналистам и рассказывая небылицы.

  • Анонимно
    16.05.2018 13:38

    Наверное профессору Сунгатуллиной не следовало так субективно давать негативные оценки другим деятелям театра и тем более распиисывать ужасы и страшилки во время гастролей. Она выдающийся вокалист и педагог, но согласен с комментом, что были и есть в нашем театре, женские голоса не уступающие ей.Не говорю уж о тех, из татарских примадонн, работающих на других площадках, известных сейчас всему миру. Сунгатуллина жила и творила в другое время, когда любая поездка за рубеж, хотя бы в составе делегации, с исполением наскольких арий ,не на главеых сценах, вокалиста из провинции, была уникальным событием. Не будучи специалистом,не берусь судить, сумела ли бы она,когда была в рсцвете, спеть в Метрополитен опера или в Милане. А вдруг!

    • Б.Ф.С., вам не надоело писать однотипные хамские комментарии в отношении Зили Даяновны? Уже добрый десяток накалябали. Сунгатуллина, в отличии от вас - труса, своей позиции не скрывает и высказывает ее от своего имени.

  • Анонимно
    23.05.2018 16:35

    Зиля Сунгатуллина наша великая певица. Именно ее концерты по местному телевидению привили мне с детства любовь к опере. Она знающий и разбирающийся в музыке специалист, с тонким слухом и знанием тонкостей профессии. Для тех кто осмелится поспорить - просто наберите на youtube ее имя и послушайте записи ее выступлений и концертов. Это профессионал высокого ранга. В жизни же она не кичится ни своими званиями, ни статусом народной, всегда готова пообщаться с теми, кто ее узнал на улице и подошел к ней. Всегда доброжелательная и улыбчивая. В контакте есть сообщество про нее, там много видеозаписей и музыки с ней, часто захожу и прослушиваю, поднимает настроение и дух.

  • Анонимно
    23.05.2018 16:42

    Айрат Нигматуллин, вы молодец что взяли интервью у такой великой певицы. Оно очень правдивое и честное. И многие кто знает ситуацию вокруг театра и внутри театра в курсе как уничтожали в нем великих исполнителей, не давали им ролей и партий, как буквально принижали при жизни талант Бигичева, как строили козни и копошились вокруг самой Зили Сунгатуллиной, строя ей мелкие пакости, как вынуждены были уехать в другие города талантливые исполнители театра. Например Разия Узбекова вынуждена была переехать еще в 90-е на Украину попросту из-за отсутствия партий. И таких примеров не раз и не два. А нынешний менеджмент театра возможно и разбирается в бизнесе и зарабатывании денег, но мало разбирается в искусстве, особенно национальном. Заместитель директора театра Ларионов вообще откровенный хам, даже противно слушать его пресс-конференции, где открыто хамит журналистам, на Западе такое посчитали бы невероятным и такой человек не умеющий общаться с прессой не задержался бы на своем посту. К сожалению видимо это заразительно и даже Сладковский, которого я уважаю на последней пресс-конференции взял такую же манеру общения с журналистами.

  • Анонимно
    9.09.2018 23:21

    молодец зиля-непобоялась рассказать правду!уважаю. рамиль гарифуллин спасибо за комментарий.вы в молодости ходили в дк кирова с другом ринатом на вокал к певице л. хасановой!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen