Общество 
22.05.2018

«Когда ребенок чувствует себя на уроке «глупым», желания ходить на такие занятия нет»

Как работает линейный подход в российской системе образования и какими методиками его стоит дополнить, чтобы сдать ЕГЭ и ОГЭ?

«Стрессы перед каждым экзаменом — закономерность для нашей системы образования», — уверен психолог, автор 30 книг и пособий по развитию интеллекта детей (17 из которых — бестселлеры), разработчик более 43 методик эффективного обучения Шамиль Ахмадуллин. В интервью нашему изданию он рассказал, какие есть наиболее эффективные методики овладения новыми знаниями, а также пояснил, почему стремление решить как можно больше задачек в канун экзамена — тупиковый путь.

Шамиль Ахмадуллин — основатель школы скорочтения, автор книг-бестселлеров по эффективному обучению

ПОЧЕМУ ЗНАНИЯ «ПРОПАДАЮТ»?

— Шамиль Тагирович, что не так в знаниях современных школьников?

— Для того чтобы понять, что не так, спросите своего ребенка рассказать про какой-нибудь предмет, что он узнал за учебный год, например, по биологии. Не нужно просить вспоминать термины, определения или законы — просто общую информацию. И если вы получите пятиминутный целостный рассказ, из которого для себя поймете хотя бы какие основные темы ребенок проходил и о чем примерно был предмет, то я вас поздравляю: вы воспитываете гения. В большинстве случаев ответа либо не будет, либо будет набор несвязных фактов. Как правило, ребенок рассказывает последние темы, которые проходил. Появляется закономерный вопрос: как мы хотим, чтобы ребенок успешно сдал ЕГЭ через несколько лет, если к концу учебного года ребенок уже ничего не помнит?

«Появляется закономерный вопрос: как мы хотим, чтобы ребенок успешно сдал ЕГЭ через несколько лет, если к концу учебного года ребенок уже ничего не помнит?»Фото: pixabay.com

Почему так происходит и как должно быть в идеальном варианте?

— В идеальном случае у ребенка должно быть сформировано общее понимание предмета. Я физик по первому образованию, поэтому расскажу на примере школьной физики.

У меня есть примерно вот такое представление о школьном курсе физики, хотя проходил я ее много лет назад: у меня в голове физика состоит из 5 основных разделов: механика, молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика. В последнем разделе Основы СТО (специальная теория относительности) и физика атома. Заранее прошу прощения за неточности, но в целом примерно так.

Теперь разложим механику: она состоит из кинематики, динамики, статики, законов сохранения, колебаний и волн. Если разбирать уже кинематику — это раздел про движение. Виды движения, которые проходят в школе: равномерное прямолинейное, равноускоренное и движение по окружности.

На следующем уровне у нас уже пойдут формулы, сейчас не будем ими заниматься. И так, в принципе, я могу разложить весь предмет до уровня формул.

Визуально, то, что я сказал, будет выглядеть примерно так:

Нажмите, чтобы увеличить

Такое представление информации называется «интеллект-карта». В итоге я могу минут за 20 рассказать вам о школьном курсе физики так, чтобы у вас сложилось общее понимание того, о чем этот предмет и из чего он состоит. Заметьте, я даже формул не назвал. Все, что я сейчас говорю, звучит очень просто и понятно, такую схему легко запомнить, не так ли? Вот примерно также должно быть и в голове у ребенка по каждому предмету. Структурирование информации таким методом я называю «база». 

«ПОПРОБОВАТЬ РЕШИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЗАДАНИЙ — ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ!»

— Почему же практически никто из современных детей не умеет такого делать? В чем причина? В системе образования?

— В российской системе образований принят линейный подход прохождения материала. То есть учитель на уроке последовательно и очень подробно разбирает параграф за параграфом, при этом не давая общего целостного представления о предмете. Если даже ребенок исправно делает домашние задания, понимает и запоминает отдельно взятый параграф, это не значит, что он понимает весь материал в целом. Скорее всего, данный параграф он забудет буквально через пару недель. Наш мозг легко запоминает связи и очень тяжело — отдельную несвязную информацию.

Поэтому и стрессы перед экзаменом. Если рассматривать ту же физику как набор отдельно взятых параграфов и маленьких тем, которых несколько сотен, то это выглядит как ужасающий объем, который невозможно освоить. Естественно, у любого ребенка опустятся руки, чтобы все это изучить и запомнить перед экзаменом. И даже сотни часов с репетиторами не всегда приводят к нужным результатам.

«У любого ребенка опустятся руки, чтобы все изучить и запомнить перед экзаменом. И даже сотни часов с репетиторами не всегда приводят к нужным результатам»Фото: pixabay.com

— Вы затронули интересную тематику подготовки к экзаменам. Как подготовить ребенка к экзамену максимально эффективно?

— Есть стандартная ошибка, которую совершают почти все при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, пытаясь решить как можно больше заданий. Это тупиковый путь. поскольку заданий настолько много, что решить их все даже теоретически невозможно, тем более что составители придумывают каждый год новые.

Расскажу, как готовилась к ОГЭ по биологии одна из наших учениц, которая участвовала в тестировании нашего курса «Скорочтение 2.0». В итоге она сдала ОГЭ на максимальный бал. Сначала мы создали у нее в голове «базу», общую структуру знаний, далее проработали все определения и классификации.

К самому ОГЭ она начала готовиться только за несколько недель: брала большой сборник с заданиями и быстро просматривала его, ставила галочки напротив всех заданий, которые могла решить с ходу, а таких заданий было около 95 процентов. На такой просмотр огромного задачника у нее уходило часа три-четыре. Далее она разбирала те задания, которые не знает, как выполнить, а методы их решения легко встраивались в ее структуру знаний и без труда запоминались.

«СЛОЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ЕМУ НЕ НРАВИТСЯ»

Сегодня многие родители не знают, как лучше замотивировать ребенка на обучение. Есть ли какие-то рекомендации?

— Тут я склоняюсь к тому, что сложно научить ребенка делать то, что ему не нравится. А не нравится ему учиться, потому что у него это плохо получается. Когда ребенок чувствует себя на уроке, мягко говоря, «глупым», то желания ходить на такие вот занятия особого нет.

Другое дело, когда у ребенка в голове есть понимание структуры предмета и все, что говорит учитель, легко встраивается в систему его знаний. Причем эту информацию ребенок осмысляет, проводит через призму собственного восприятия предмета, сравнивает с тем, что уже знает, и только потом встраивает в общую структуру своих знаний.

Такому ребенку учеба в удовольствие, ведь он себя чувствует «умным», разбирающимся в предмете.

«Другое дело, когда у ребенка  в голове есть понимание структуры предмета и все, что говорит учитель, легко встраивается в систему его знаний»

Как помочь ребенку обрести этот полезный навык?

— Разработкой и тестированием методики, позволяющей ребенку научиться самостоятельно строить у себя в голове такую структуру, я занимался последние полгода.

Принцип достаточно простой: в России сейчас достаточно хорошие школьные учебники, которых более чем достаточно, чтобы ребенок выстроил у себя в голове подробную структуру предмета, понял и запомнил ее. Именно с учебниками мы и учим ребенка работать, то есть знаем и умеем обучать ребенка навыку самостоятельного разбора любого учебника до уровня глубокого и целостного понимания.

Тренинг я назвал «Скорочтение 2.0». Фактически мы помогаем обрести ребенку способность проработки любого учебника. То есть если взять двух детей, один из которых будет обучен по нашей методике, а другой — хорошист из школы и дать им один незнакомый учебник, то через пару часов получим следующий результат: не обученный данной методике ребенок, скорее всего, даже не успеет до конца прочитать пособие и вряд ли сможет более или менее подробно пересказать информацию.

Наш же ученик достаточно подробно расскажет основные темы и даже даст базовые определения. А теперь представьте: как он будет воспринимать информацию на уроке, если уже сейчас неплохо знает структуру предмета? Правильно, новая информация будет легко связываться с тем, что он уже знает, и в голове у ребенка сформируется целостная картина. И я уже не говорю о том, какие преимущества даст этот навык в вузе и дальнейшей карьере.

Тренинг «Скорочтение 2.0» фактически помогает обрести ребенку способность проработки любого учебника

Как попасть к вам на обучение?

— Тренинг «Скорочтение 2.0» стартует с 4 июня. Обучение будет в игровой форме, занятия проходят в мини-группах. Для развития навыка быстрого усвоения информации достаточно 10 занятий.  По возрасту группы делятся на 7–8, 9–11 и 12 и старше лет. Методики достаточно принципиально отличаются. Младших ребят мы учим на простых сказках, чуть позже переходим к учебникам. Средняя и старшая группа уже учатся прорабатывать учебники. К концу тренинга ребенок тренируется создавать и вытаскивать «базу» из любого учебника.

Кстати, именно лето — отличное время для развития этого навыка: уроков нет, ребенок расслаблен, и у него будет возможность проработать все учебники на следующий год.

Представьте, насколько ему будет легко ходить на занятия в школу, когда многое из того, что говорит учитель, он уже изучил, а новую информацию без труда будет фиксировать по отработанной структуре.

К слову, на тренинг мы берем только после прохождения собеседования и только тех, кто действительно хочет заниматься. При этом, как и всегда, даем гарантию результата и возвращаем деньги в случае его отсутствия.

Записаться на тренинг можно по телефону 239 22 07, либо оставив заявку.

73415.jpg

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.05.2018 08:41

    Действительно очень полезно и важно, спасибо за статью. В нашей школе превратили подготовку к Огэ в полный кошмар, за который отвечают родители,а знаний не дают

  • Анонимно
    22.05.2018 08:43

    Такой образом с любым предметом можно работать? Впечатляет пример с физикой. Все просто, наглядно.

    • Анонимно
      22.05.2018 13:27

      Для тех у кого зрительная память да, легко представить таблицу и "считать". Это не всем подходит.

  • Анонимно
    22.05.2018 09:33

    ЕСТЬ ли МЕСТО в
    ЗаВАЛах

    МинОБРа
    Ему
    Среди очковых змей
    И кобр?

    3 в 1 - Вопрос:
    А) моему ребёнку
    Б)хорошим практикам
    В)Шамилю Тагировичу.

    Заранее спасибо за ответ.
    Пойдёте, если пригласят?
    Алина Казан

  • Анонимно
    22.05.2018 09:42

    В июле в можно пройти обучение? В июне не можем.

  • Анонимно
    22.05.2018 09:55

    Приходилось сталкиваться с тем, что некоторые дети совершенно не умеют применять те знания, которыми владеют. Определения от зубов отлетают, а с задачами полный швах - не могут перейти от текста к формулам. Налицо отсутствие понимания, знания не структурированы, материал не обдуман, а просто механически заучен. Особые затруднения вызывают задачи, где необходимо применить знания из разных предметов, например из химии и геометрии. Для учеников эти предметы абсолютно не связаны.

    • Анонимно
      22.05.2018 10:33

      09:55, дело не в том, что материал просто механически заучен. Проблема в массовом клиповом мышлении большинства (не всех!) современных детей и молодёжи. Именно поэтому, порой удивляешься - материал понятен, формулы и правила выучены и поняты, а применить их на практике (в решении задач, в написании текста) не могут! Нет "в мозгу" логических связей!!! Именно поэтому многие не могут читать классическую литературу - не могут уловить смысл предложения (растянувшегося на несколько строк) с множеством разных знаков препинания.
      Лет 10 назад я основательно занимался проблемой клипового мышления детей и молодёжи (эта проблема не только российская). Изучение механизма клипового мышления помогло мне в воспитании/обучении своих внуков. Положительный результат уже начал проявляться - чему я несказанно рад!

      • Анонимно
        23.05.2018 10:57

        интересно, поделитесь опытом

  • Анонимно
    22.05.2018 10:05

    ЕСТЬ ли МЕСТО в

    РФ МИНобре
    Ему
    Среди очковых змей, черепах, кобр?

    Вопрос - 3 в 1 :
    а) ребёнку
    б) хорошему практику
    в) Шамилю Тагировичу Ахмадуллину.
    Спасибо за ответ заранее. как видно из статьи, все задачи решаемы.
    Алина Казан

  • Анонимно
    22.05.2018 10:25

    Действительно, где практики в наших школах?

    • Анонимно
      22.05.2018 11:28

      Практическа зачастую подменяется различными мультимедийными технологиями, типа демонстрации фильма с записью эксперимента, а это далеко не одно и то же.

  • Oldman
    22.05.2018 10:32

    еще в 90-е мы учились по интеллект-картам.

  • Анонимно
    22.05.2018 11:15

    Ничего нового, просто обучение чтению.
    Сколько видов чтения существует?

  • Анонимно
    22.05.2018 11:16

    Подход очень правильный. Научить ребенка, да и вообще любого ученика видеть предмет сверху, шаг за шагом выделяя какие те крупные блоки в нем для более детального изучения, а не копаться, открутив в нем винтик и рассматривая его со всех сторон. Но проблема в том, что сама система образования в России к этому не приспособлена. Все эти ЕГЭ выстроены не для такого подхода. Вообще, вся система образования находится на переломном этапе, да и не только в России. Многое тянется еще со старых подходов, когда пытались забить голову ученика неким набором знаний, которые он или не понимал, так как казались ему лишними, или очень быстро забывал, когда в жизни они реально не пригождались. Это было не критично тогда, когда таких знаний было не так много.

    Вот в качестве того же примера, совершенно другой подход к понимаю той же физики. Делить следует на на разделы (механика и т.д.), которые возникли по мере развития предмета, так исторически сложились, а из самой сути самой физики. Первый занятия посвятить разъяснению таких понятий как поля и частицы. Это и есть объединяющая часть всей физики. Затем уравнения движения частиц в существующих полях. Пример, самый простой - второй закон Ньютона в механике. И т.д. Попутно о пространство-временном континууме, о размерностях пространства, попутно о напомнить о неких математических понятиях, облегчающих описание движение частиц в соответствующих полях. Конечно, с таким подходом многие не согласятся. Это ведь требует и от учителей реального знания физики, а не просто некоторого знания того, что написано в элементарных учебниках.
    А.Б.Гефакт.

    • Анонимно
      22.05.2018 13:35

      Проблема в том, что дети на первых уроках физики не владеют математическим аппаратом, которым описывается микромир и составителям учебной программы придется очень сильно все упрощать и загрублять. Учитывайте, что дети уже знакомы с явлениями, которые описываются в рамках классической механики, а значит порог вхождения в механику ниже.

      • Анонимно
        22.05.2018 14:32

        Дело не в математике. Можно все эти понятия на пальцах объяснить, причем очень занимательно. Вы же понимаете, что не математика лежит в основе физики, а физические представления, которые только более четко можно выразить математическим языком, и опираясь на математику как инструмент, можно делать новые открытия и подтверждать старые. Но в любом случае мы ориентируемся на наше воображение, на нашу логику, на интуицию. А это как раз можно развивать и на уровне понятийного аппарата. Но да, математика нужна, и вот тут как раз и возникает понимание у учеников необходимость введения и дифференциалов и интегралов. А не просто с потолка, дав им определение и заставив выучить таблицу интегралов и правил взятия дифференциалов.
        А.Б.Гефакт

        • Анонимно
          22.05.2018 15:04

          Кстати, и сами понятия математики зачастую вытекают из физики. То же дифференциальное и интегральное исчисление. Потому еще проще и математику привязать к физике. Так часто, кстати, и делали некоторые лекторы. У ученика одновременно развивается и физическое и математическое мышление. Не раздельно, а именно совместно.
          А.Б.Гефакт.

      • Анонимно
        22.05.2018 14:43

        И как продолжение. Многие еще не очень отдают себе отчет, но дети стали другими. Они уже растут в новом информационном обществе, где и поток информации выше, и средства усвоения информации другие и более эффективны. Потому они уже готовы к восприятию новых знаний через другие уроки, и через иные представления знаний.
        А.Б.Гефакт

  • Анонимно
    22.05.2018 12:06

    Очень интересно, спасибо!!!

  • Анонимно
    22.05.2018 13:24

    на тренинг мы берем только после прохождения собеседования и только тех, кто действительно хочет заниматься.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/382946
    Вроде бы как тренинг для тех кто хочет привить ребенку мотивацию к учебе, нет?

    • Анонимно
      22.05.2018 17:10

      Видимо не всем их метод подходит, а только особо одаренным.

    • Анонимно
      23.05.2018 10:59

      Нет, тренинг для детей же

  • Анонимно
    22.05.2018 16:02

    Выходит, что изучение предмета надо начинать с изучения и твердого усвоения оглавления учебника по этому предмету.

  • Анонимно
    27.05.2018 17:13

    Отличная статья! Успехов Вам Шамиль!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль