Общество 
24.05.2018

«Если вы сейчас изображаете Брежнева или Сталина, то ведь не снимаете с их пиджаков ордена»

Back in the U.S.S.R. от минкульта РТ: лестница в Ленинском садике предстала в образе совавангарда с «Марксом» и «Лениным» над «звездами»

Призрак коммунизма сегодня вернулся на лестницу в Ленинский садик — с нее сняли строительные леса, обнажив святые для сердец советских граждан имена, а также символы, рожденные революцией, — серп и молот. Рания Раимова, реставратор сооружения, включенного в список памятников советского авангарда, говорит, что ни на шаг не отступила от оригинала. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что не стоит вкладывать в культурные символы политическое содержание.

Сегодня вместе со строительными лесами и защитной пленкой спала «пелена» с лестницы казанского Ленинского садика, обнажив самое раннее из сохранившихся произведений архитектуры советского времени в новом прочтении Сегодня вместе со строительными лесами и защитной пленкой спала «пелена» с лестницы казанского Ленинского садика, обнажив самое раннее из сохранившихся произведений архитектуры Казани советского времени в новом прочтении Фото: Максим Тимофеев

ТОРЖЕСТВО МИНКУЛЬТА РТ В СТИЛЕ СОВЕТСКОГО АМПИРА

Сегодня вместе со строительными лесами и защитной пленкой спала «пелена» с лестницы казанского Ленинского садика, обнажив самое раннее из сохранившихся произведений архитектуры Казани советского времени в новом прочтении. На архитектурный объект 1924 года вернулась советская символика в виде серпа с молотом и пятиконечными звездами, а также надписи «Маркс», «Ленин» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». У «подножия» лестницы также вновь разместились и другие символы, которыми она запомнилась старожилам Казани. Прежде всего это оригинальный «медальон», установленный в самом ее основании, напоминающий эмблему международного Ротари-клуба. «Шестеренку», или своеобразный штурвал, окружали слова «система», «время», «энергия» и аббревиатура «НОТ» — научная организация труда. Время и ремонтные работы не щадили облик лестницы — символы замазывали цементом или известкой, а back in the U.S.S.R. для них пришел только с последней реставрацией.

Заместитель министра культуры РТ Светлана Персова напомнила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что лестница архитектора Федора Гаврилова связывает два общественных пространства — сам Ленинский сад и верхнюю террасу, которая сейчас является территорией университета. «Терраса была творческой частью Ленинского сада, которая располагалась наверху, и основная задача этой лестницы — осуществлять пешеходную связь между ними, — пояснила Персова. — Мы не преследовали цель приурочить открытие лестницы к какому-то определенному событию (например, старту чемпионата мира по футболуприм. ред.), была задача в целом оформить общественное пространство, придать ему законченный вид, тем более что недавно эта лестница стала объектом культурного наследия республиканского значения».

По словам собеседницы нашего издания, советские символы и лозунг, нанесенный на архитектурный памятник, являются его неотъемлемой частью. «Архитектура советского авангарда — это наряду с уникальным деревянным зодчеством одна из двух составляющих наиболее ценного российского архитектурного наследия, — заметила Персова. — Советский авангард также уникален, он оказал огромное влияние на развитие всей мировой архитектуры. Эта лестница — образец советского авангарда, и это очень важно знать».

По словам Светланы Персовой, советские символы и лозунг, нанесенный на архитектурный памятник, являются его неотъемлемой частью По словам Светланы Персовой, советские символы и лозунг, нанесенный на архитектурный памятник, являются его неотъемлемой частью Фото: Максим Тимофеев

«ЭТО НЕ МОНУМЕНТ ВОЖДЮ, А ПАМЯТНИК ПОКОЛЕНИЯМ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫРОСЛИ НА ПРИНЦИПАХ РАВЕНСТВА»

Реставрацией лестницы занималась главный архитектор Татарского специализированного научно-реставрационного управления Рания Раимова. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она пояснила, что реставрация предполагает возвращение сооружения в первоначальный вид, без отступлений от проекта Гаврилова. «Этот объект является памятником архитектуры советского времени, 20-х годов, один из первых памятников Советского Союза, посвященный вождю пролетариата, поэтому и вся символика объекта была связана с этим, это неотъемлемая часть памятника, — рассказала Раимова. — Объект культурного наследия должен иметь всю культурную нагрузку, которая была заложена автором. У нас сохранился проект архитектора Гаврилова, и мы восстановили его, основываясь на ранних и более поздних фотографиях. К сожалению, до нас лестница дошла в довольно плачевном состоянии, штукатурка висела, все было испачкано, ступени были опасны для жизни, и мы подняли все исторические документы, проанализировали их и вернули памятнику первоначальный вид».

Архитектор рассказала, что в работе над столь «возрастными» сооружениями ее больше всего интересуют строительные технологии того времени. «Лестница была построена на рубеже XIX и XX веков, тогда только появился цемент, и архитектор использовал технологии мозаичного покрытия с добавлением мрамора, которые плавно перетекли в советскую Россию из дореволюционной. Для меня было важно показать и вернуть дух времени, дух революционных перемен», — пояснила Раимова. По словам собеседницы, сейчас лестница представляет собой не монумент вождю, а памятник нескольким поколениям людей, которые, может быть, «не столь свято верили в советскую идеологию, но жили и выросли на принципах всеобщего равенства и социального единения».


«Мое принципиальное решение — надо возвращать историю и чтить ее, а эта лестница — история нескольких поколений людей, нельзя ее так просто отметать, сейчас этот памятник рассчитан в том числе и на детей и внуков тех, кто вырос в Советской России, пусть они знают свою историю, не все так было плохо», — заключила архитектор. Отметим, Раимова также занималась реставрацией старинного особняка Михаила Оконишникова, что нао улице Муштари, 14, известного до последнего времени как здание союза писателей Республики Татарстан. Кроме того, на сайте проекта «Храмы России» Раимова указана как архитектор-реставратор Успенского Свияжского мужского монастыря и расположенной на его территории церкви Вознесения Господня.

Советник ректора, руководитель общественно-информационного центра КФУ Юрий Алаев убежден, что характерные для расцвета Советского Союза надписи на лестнице следует рассматривать как исторические артефакты, а не живые символы, чье предназначение — влиять на неокрепшие умы студентов. «Это часть нашей истории, которая проявляется в культурных символах, и я бы не стал вкладывать в них политическое содержание, — полагает Алаев. — Хорошо, что они появились, в том числе хорошо и для туристов — пусть скажут: „Ого, смотри как у них, что-то они умудрились сохранить, не один новодел“. А что касается серпа и молота, то он до сих пор красуется на государственном гербе Австрии, и небо на землю у них не упало».

Лестница в Ленинском садике появилась в 1924 году одновременно с переименованием Николаевского сквера в сад «имени товарища Ленина» и была построена на добровольные пожертвования жителей силами красноармейцев и молодежи Лестница в Ленинском садике появилась в 1924 году одновременно с переименованием Николаевского сквера в сад «имени товарища Ленина» и была построена на добровольные пожертвования жителей силами красноармейцев и молодежи

ИСТОРИЯ ВСХОДА ОТ ЧЕРНОГО ОЗЕРА К ПАМЯТНИКУ ЛЕНИНУ

Лестница в Ленинском садике всегда была востребована, поскольку по ней можно было в два раза короче, чем по улице Нужина, добраться из «второго» высотного корпуса КГУ в Ленинский садик, а из него — в парк Черное озеро. 

Как пишет в своей книге «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» известный казанский архитектор Сергей Саначин, лестница в Ленинском садике появилась в 1924 году одновременно с переименованием Николаевского сквера в сад «имени товарища Ленина» и была построена на добровольные пожертвования жителей силами красноармейцев и молодежи. Лестница вела из нижней части сада в верхнюю, где открылся один из первых в Казани памятников Ленину.

Спроектировал ее казанский архитектор, ректор Казанских художественных мастерских и главный по художественному оформлению Казани Федор Гаврилов, на счету которого, помимо прочего, особняк промышленника на Бутлерова (сейчас там размещается республиканская офтальмологическая больница). Хотя особняк явно создан под влиянием архитектуры модерна, лестницу Гаврилов создал в стиле конструктивизма — монолитное сооружение имеет геометричные и строгие формы. Его украсили рельефы с надписями «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», «Маркс», «Ленин», пятиконечные звезды, серп и молот, а также эмблема научной организации труда (НОТ) — наполовину штурвал, наполовину шестеренка, окруженная словами «время», «система», «энергия», «НОТ».

К концу XX века барельефы уступили место граффити, а сама лестница начала приходить в запустение. Частичная реконструкция Ленинского сада в 2003–2005 годах не затронула сооружение — там только подлатали асфальт, выровняли тротуары, увеличили количество цветников и положили брусчатку. Проект более глобальной реставрации представили летом 2016 года, его разработал казанский архитектор Николай Новиков, который подчеркнул, что лестница сама по себе имеет потенциал объекта туристического посещения и ее нужно реставрировать, восстанавливая исходные изображения. В 2017 году ГИСУ РТ раскрыло стоимость реставрации объекта — 29 млн рублей. В феврале этого года минкульт РТ включил лестницу в список объектов культурного значения регионального значения.

Отметим, что возвращение советской символики на архитектурные сооружения нередко сопровождается спорами и протестами, однако Казань этого смогла избежать. Например, в 2008 году на станции «Курская» московского метро заменили строчки из гимна СССР про Ленина на те, что выложили при открытии станции в 1950 году, про Сталина: «Нас вырастил Сталин — на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил!» Общественность начала возмущаться, увидев в этом решении реабилитацию сталинизма. В итоге в 2009 году в метро объединили обе цитаты.

В 2017 году ГИСУ РТ раскрыло стоимость реставрации объекта — 29 млн рублей В 2017 году ГИСУ РТ раскрыло стоимость реставрации объекта — 29 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«У СЕРПА И МОЛОТА РУЧКИ НУЖНО ДЕЛАТЬ С ПРАВИЛЬНОЙ СТОРОНЫ, А НЕ ЗЕРКАЛЬНО, КАК ЭТО БЫЛО ПРЕДСТАВЛЕНО»

По просьбе «БИЗНЕС Online», эксперты выразили свое мнение об архитектурном памятнике, который один в один повторяет оригинал.

Сергей Саначин  архитектор:

— Нынешние реставраторы — не знаю, по каким причинам, — скрывают некоторые подробности по этой лестницы. Одна из них в том, что в 1983 году, если не ошибаюсь, по заказу городского управления благоустройства уже была произведена реставрация. И не кем-нибудь, а именно мною и моим помощником и коллегой Рашидом Султановым. Это произошло потому, что в 1980 году был проведен конкурс на разработку проекта реконструкции верхней и нижней частей Ленинского сада. Я в этом конкурсе тогда победил, и нам тогда достался этот проект. Мы это сделали. Мною были найдены архивные иллюстративные материалы, и реставрация была произведена один в один с первоначальным проектом. То есть все эти надписи не придуманы, в том числе и буквы «НОТ», «научная организация труда», это все, как было тогда. На научно-методическом совете в министерстве культуры РТ нынешние реставраторы подтвердили, что реконструкция в 80-е годы была сделана качественно. А что сейчас сделано – я под пленку не заглядывал и не видел. Вот сегодня буду в центре — посмотрю. Но на научно-методическом совете (а я член этого совета), когда обсуждался проект новых реставраторов этой лестницы, у меня было замечание, что надо бы знать советскую символику. И, в частности, у серпа и молота ручки нужно делать с правильной стороны, а не зеркально, как это было у них представлено.

А насколько уместно сейчас воспроизводить символы советской эпохи... При чем тут символика? Это архитектурное решение, которое было заложено в ее первоначальный проект. Значит, ее нужно сейчас воспроизводить в том виде, в каком она и была. Если вы сейчас изображаете Брежнева или Сталина, то вы ведь не снимаете с их пиджаков и гимнастерок ордена. Так ведь? Так и тут. Тут дело не в политике, это архитектурное решение. И если мы делаем реставрацию, то мы должны делать именно так, как это выглядело первоначально. То, что мы реставрируем, должно быть аутентичным.

Владимир Беляев  доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Если снять всю известку на этой лестнице, то там еще должна проявиться надпись «Е=МС2». Энергия, масса, скорость... Так что Маркс там, соответственно, приравнен к массе, а Ленин — к энергии. И в этом плане все эти надписи довольно символичны. Действительно, Ленин это практика, а Маркс — база, масса, которая позволяет на своей основе строить любое здание. И в этом плане мы возвращаемся к истокам. Нам надо помнить каждый период нашей истории, и с этой точки зрения Советский Союз — не самое плохое детище, задуманное еще Марксом. В 1913 году мы были на шестом месте в мире по промышленному производству. У нас в Казани на многих зданиях видны цифры 1913: оба здания пединститута или физкультурный факультет того же института у «слияния» улиц Карла Маркса и Горького. Там тоже видна эта дата, знаменующая 300-летие династии Романовых. И если мы до сих пор храним такие символические образы, связанные с царской империей, то надо помнить и о следующем: к 1940 году мы вышли на второе место в мире по промышленному производству, что позволило освободить нашу страну от гитлеровского нашествия, победить в великой войне. Конечно же, эта реставрация — дело неплохое, интересное. Нам нужно помнить о каждом периоде нашей истории, а в надписях этих гораздо больше символов и смысла, чем нам кажется на первый взгляд.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (123) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.05.2018 11:28

Вот зачем так говорить,а??? Всю жизнь этой лестницей пользовались! В 80-е гг., лично, постоянно поднимался по ней, в 90-е регулярно можно было увидеть на ней людей! Лишь бы похаять всё советское!

  • Азат Д
    24.05.2018 07:14


    Дорого.

    • Анонимно
      24.05.2018 08:36

      Ну это же лестница.

    • Опричнин
      24.05.2018 09:06

      Дорого, если бы она была позолоченная и в каменьях, а так просто привели в благородный вид. Выглядит неплохо.

      • Анонимно
        24.05.2018 10:28

        Азат Д

        За 29 млн. отштукатурить и покрасить, дорого.

        • Анонимно
          24.05.2018 11:17

          Азат, не брюзжите, а подойдите и посмотрите. Там полноценная реконструкция, и не только самой лестницы.

          • Анонимно
            24.05.2018 11:47

            какая штукатурка? там восстановление было полноценное

            • Анонимно
              24.05.2018 12:01

              Азат Д

              Ладно, цемент с песком ещё.
              Вообще, из чего такая дорогая лестницы сделана?

        • Анонимно
          24.05.2018 16:22

          Лучше уж пусть будет будет лестница которая дорога нам памятью поколений (с1923г), и также как и раньше востребована людьми. А ведь могли наши управители и в современном стиле поступить,например: поставить платный лифэт. А так даже дышится легче!

          • Азат Д
            24.05.2018 21:57


            За эти деньги, 29 млн. могли бы и бесплатный лифт поставить, и еще осталось.
            Вы терпила, извините, совок в вас вытравил, самостоятельное мышление, и высказывать собственное мнение, всё "божья роса", даже кусок кирпича за 29 млн.




          • Анонимно
            25.05.2018 10:28

            А 25 мая 2018 года лестница еще закрыта!!

    • Анонимно
      24.05.2018 13:34

      Странная практика делать коммерческие проекты преподавателями .. Студенты не для этого существуют.. И надо разделять свои коммерческие предприятия и возможности использовать труд студентов..

      • Анонимно
        26.05.2018 00:53

        Студенты Вам напроектируют, даа!))
        Вон в Москве несколько лет назад двое таких взялись за проект, в итоге здание развалилось в процессе стройки

  • Анонимно
    24.05.2018 08:06

    Спасибо Минниханову зс выделенные деньги из бюджета. все красиво и супер . Спасибо рабочим. Спасибо что все сохранили как есть.

    • Анонимно
      24.05.2018 11:02

      ...пришло лето...спасибо партии за это...

    • Анонимно
      24.05.2018 11:49

      08:06.спасибо конечно, ведь на эти деньги они могли купить очередные форды эксплореры. но с другой стороны, разве это не прямые обязанности любого менеджера, расходовать средства по целевому назначению?!

  • Анонимно
    24.05.2018 08:07

    Цена неадекватная, могли бы и в более короткие сроки выполнить.

    • Анонимно
      24.05.2018 08:21

      тогда и цену не накрутишь, если быстро делать.

    • Анонимно
      24.05.2018 10:33

      Вы лестницы такие рекнстриуировали, чтоб говорить что цена не адекватная? стоимость материалов считали? зарплаты рабочим платили? Налоги с этой цены платили? Одни диванные строители.

      • Анонимно
        24.05.2018 11:47

        мне казалось, ворчания хотя бы по этой теме не будет. конечно...

    • Анонимно
      24.05.2018 14:29

      В короткие сроки да ещё дёшево что бы сделали? А потом такие, как вы, брюзжали бы, что денег пожалели и сделали кое-как. Скоро только котята рождаются. Сделали все здорово - это я как коренной казанец говорю.

  • Анонимно
    24.05.2018 08:12

    рациональный СССРовский ампир.

    • Анонимно
      24.05.2018 09:50

      Вообще то конструктивизм. Но он - точно рациональный.

  • Анонимно
    24.05.2018 08:24

    Молодцы! Спасибо архитектору и приемной комиссии, утвердившей эскиз восстановления лестницы. Все классно получилось. Фото туристов разлетятся по всему миру. Мне очень нравится такой вид.

  • Анонимно
    24.05.2018 08:30

    29))) да за эти мрамором можно обложить было! В Баку переходы подземные в мраморе и хрустале!

    • Анонимно
      24.05.2018 08:37

      Мрамор не изнашивается, а это не приемлимо.

    • Анонимно
      24.05.2018 08:39

      Белый цвет неудачный. Различные граффити и надписи "Здесь был Вова" будут видны из далека.

    • Анонимно
      24.05.2018 10:55

      Отсталые страны СНГ.
      Отделились от России и бедствуют, бедненькие))

    • Анонимно
      24.05.2018 10:59

      08:30. если лестница из мрамора, то 29 это дешево. У поставщиков мрамор дорогой. Плюс обработка в готовое изделие. Я заказал две плиты толщиной 30 мм около 1,5 кв метров вышло 15 тысяч рублей! вот и считайте материал, обработка, проект, работы и т.д.

      • Анонимно
        24.05.2018 11:42

        Дороговато. За такие деньги натуральный камень заказать.

        • Анонимно
          24.05.2018 12:02

          а мрамор - это "плюшевый" камень?

          • Анонимно
            24.05.2018 12:31

            Если он из Флоренции, то может 500 лет простоять. Потом его надо будет почистить, и ещё 500 лет простит.

  • Анонимно
    24.05.2018 08:33

    дорогая лестница..... на эти же деньги можно было бы построить 10 частных домов и обеспечить жильем молодых семей....и не только.

    • Анонимно
      24.05.2018 08:57

      29 млн это конечно дорого. Но почему вы считаете что молодые семьи чем то лучше других, работать не пробовали?

    • Анонимно
      24.05.2018 09:07

      Да с чего вы взяли, что если вы молодая семья, на вас должны тратить все деньги? Все деньги мира нужно потратить на молодые семьи?

      • Анонимно
        24.05.2018 09:29

        Лучше на молодые семьи, чем в карман чиновников. Но это несбыточная мечта

      • Анонимно
        24.05.2018 10:57

        Вот именно!
        Подвиг тоже мне: семьёй обзавелись!!
        Для кого?? Для нас. Нам по фиг семейный вы или холостой.
        Вам нужна была ваша семья,а не нам, и вы должны заботиться о ней.
        А лучше заранее позаботиться.

  • Анонимно
    24.05.2018 08:39

    тоже мне критики

  • Анонимно
    24.05.2018 08:43

    Реставрация по-казански. Историческую лестницу снесли и поставили новодел.

    • Анонимно
      24.05.2018 09:37

      ее не сносили! это реставрация.

      • Анонимно
        24.05.2018 10:58

        Ему главное вставить слово "по-казански" и дальше по привычке хаять!!

    • Анонимно
      24.05.2018 09:58

      Я учился в КГУ в начале 1980-х, уже тогда эта лестница была разваленной, зимой вообще не пройдешь, летом можно, но с трудом, перешагивая через разрушенные ступеньки. Студенты по ней не ходили, традиционные пути лежали мимо нее. Так что во-первых, никакая она не историческая, и тогда невостребованной была, во-вторых, ее не сносили, она сама разрушилась.

      • Анонимно
        24.05.2018 10:55

        Вот это верно. Учился 1995-2001. Никто по ней не ходил. Вся в мусоре была и в кустах.

        • Анонимно
          24.05.2018 11:28

          Вот зачем так говорить,а??? Всю жизнь этой лестницей пользовались! В 80-е гг., лично, постоянно поднимался по ней, в 90-е регулярно можно было увидеть на ней людей! Лишь бы похаять всё советское!

          • Анонимно
            24.05.2018 12:02

            Согласен. Ходили. Хотя разруха и грязь были страшные.

            • Анонимно
              24.05.2018 16:49

              у нас через овраг лестница была в лучшем состоянии, это да. но не значит что не нужно восстанавливать часть исторического лица Казани.

    • Анонимно
      24.05.2018 12:03

      Москвастанские размеры отьема бабла,Татарам и не снились.29 млн.руб,это только пощёлкать двумя пальцами.

  • Анонимно
    24.05.2018 08:50

    Помню, на верху были еще павильоны , в одном был буфет, в другом лекторий, лекции читали и профессоры КГУ , и представители других ВУЗов, также ветвей власти. Народ с удовольствием слушал, никого не нагоняли, лекции читали доступным языком. Вот бы возродить традицию!

  • Анонимно
    24.05.2018 09:01

    а зачем молодым семьям помогать. что разве семьи создают в старости. просто работать надо и все будет. халява прошла. СССР нет уже давно.

    • Анонимно
      24.05.2018 14:34

      Молодые семьи постоянно помощи просят. И зачем надо семью создавать, если не в состоянии её обеспечить? Ну чисто дети. Верно, наверное, хотят увеличить время детства до 30 лет - это как раз для тех, кто к 30 годам всё ещё никак повзрослеть не может.

  • Анонимно
    24.05.2018 09:09

    гарантию дают на выполнение своих работ ?

  • Анонимно
    24.05.2018 09:17

    Сталинский ампир или социалистический ар-деко! по моему мнению наиболее интересное направление в строительстве на советском и пост советском пространстве. Строгость линий одновременно сочетается с шиком и помпезностью. К сожалению в наше время идет архитектурная мысль идет в сторону упрощения, массовой застройки и зарабатывания денег. Отличная лестница.

    • Анонимно
      24.05.2018 09:34

      Все началось с Хрущева и его знаменитого указа "Об излишествах в архитектуре" - сначала исчезли всякие рюшечки на сталинках, потом сами сталинки, ну дальше вы знаете...

      • Анонимно
        24.05.2018 16:54

        но в 62-ом создали институт технической эстетики. Всё не просто в истории...

    • Анонимно
      24.05.2018 10:04

      Это еще конструктивизмом считается вроде бы. Хотя его в Казани не так много. Сталинский ампир пришел попозже.

      • Анонимно
        24.05.2018 10:24

        в принципе, как основа, да. Но обратите внимание на наличие капителей и баз, а также на выделенные символы. Эти элементы уже из ар-деко. Это пришло позднее 30-40 годах прошлого века.

        • Анонимно
          24.05.2018 12:03

          Ну у нас попадаются такие переходные формы в Казани. Тот же "А" корпус КХТИ.

      • Анонимно
        24.05.2018 11:33

        Да, конструктивизма в Казани немного, есть еще мергасовский дом, тоже часть казанской истории, но он рушится. Очень грустно, история уходит, на смену ей безликий новодел.

  • Анонимно
    24.05.2018 09:17

    Прорыв года!

  • Анонимно
    24.05.2018 09:40

    а коммунистическую символику никак нельзя убрать?

    • Анонимно
      24.05.2018 09:54

      а чем вас смущает серп и молот? или вы приверженец новомодной теории о равнозначности фашизма и коммунизма? вообще-то, весь прибавочный продукт в стране производят именно колхозники и рабочие. кроме того, это архитектурное направление, а из песни слов не выкинешь.

    • Анонимно
      24.05.2018 11:01

      Ну ты ващееее!!
      Это самая изюминка!

    • Анонимно
      24.05.2018 14:35

      А зачем? Это, между прочим, наша история, которую надо помнить. Или вы считаете, что после революции к власти сразу пришёл Путин с командой?)))

  • Анонимно
    24.05.2018 09:53

    «имеет потенциал объекта туристического посещения» и реставрировать ее нужно, восстанавливая исходные изображения.

    О, как. Что же тогда памятники царям и т.п. не восстанавливаете, обычное двуличие большевиков.

    • Анонимно
      24.05.2018 10:10

      архитектурное наследие и памятники конкретным лицам - это разные вещи... разве можно быть настолько элементарным, чтобы не понимать совсем простых вещей?

    • Анонимно
      24.05.2018 15:55

      Большевики были за народ, а цари только за себя и дворянство.

      • Анонимно
        24.05.2018 16:08

        судя по комменту, вам либо 90, либо 10 лет

        • Анонимно
          24.05.2018 16:55

          а вы не путайте большивиков и падонков перевертышей с коммунистическими билетами.

    • Пpохожий
      25.05.2018 13:41

      державину памятник восстановили же.

  • Анонимно
    24.05.2018 10:23

    Молодцы!!!
    Около этой лестницы,в летнем кафе под зонтиками,я в детстве лакомился кругляшами хрустального пломбира в нержавеющих вазочках.
    Сасибо строителям и инициаторам ресставрации Светлого Прошлого!!!

    • Анонимно
      24.05.2018 11:39

      Не совсем около, правее, в глубь сада, там стояла зеленая будочка и летние , мраморные столики. Восхитительные кругляши пломбира, к сожалению в 70-х все исчезло. А вот тир в начале сада оставался долго, газетные стенды по утрам собирали толпы народа, а в самом конце, при выходе на Лобоческого, стоял пятистенок сторожа (такой был и в Ляцком саду), все "ушли", а с ними и гений города.

  • Анонимно
    24.05.2018 10:24

    А где эта лестница? Я ее не помню совсем.

    • Анонимно
      24.05.2018 10:48

      Это в Казани. У вас её нет.

    • Анонимно
      24.05.2018 11:03

      Опять ты со своим склерозом!!
      То чемпионов не помнишь, то лестницы...
      Совсем тебе плохо, я смотрю((

  • Анонимно
    24.05.2018 10:47

    Казань, опять на себя одеяло тащит. Совесть имейте!

  • Галеев Зуфар
    24.05.2018 10:54

    Знаменитая лестница ! Пусть стоит и радует горожан и гостей.

  • Анонимно
    24.05.2018 12:02

    Азат Д

    Что за удащливый подрящик?

  • Анонимно
    24.05.2018 12:06

    Опять распилили, дешево сделали, понятно .

  • Анонимно
    24.05.2018 12:42

    Совершенно неадекватная цена. Вот, что сделали на этом объекте (это согласно документам, которые находятся в открытом доступе) - "В ходе ремонта планируется провести земляные работы, восстановить кирпичную кладку лестничных площадок и маршей" - и на это 29 млн руб??? Цена абсолютно завышена. И, к слову, вы видели там эту кирпичную кладку? Я имел удовольствие любоваться этим "детищем", ибо учусь в КФУ и прихожу мимо нее каждый день. Там кладку кладкой не назовешь, сделана на тяп-ляп, быстро-быстро. Где-то между кирпичами цементный раствор есть, а где-то нет, сами кирпичи стояли косо и это уже в завершенном виде было в октябре месяце, когда ее еще не покрывали лесами. Уверен, что через год ее снова закроют на , как у нас любят говорить, "косметический ремонт", а потом еще и еще...
    Что касается сроков, то в мае 17 года глава комитета внешнего благоустройства пропел следующее: "С уверенностью на 90% могу сказать, что в текущем году лестницу приведем в порядок". И где спрашивается? Ну, конечно, чем дольше строится, тем больше можно будет положить в карман. К этому сроку ее конечно же не сделали, но вместо этого на табличке, где указаны всякие подрядчики, сроки и т.п, закрасили срок завершения работы. Старательно и усиленно заляпали краской)) Потом, в апреле этого уже года, минкульт наш родной сказал следующее : "В ближайшее время, как позволят температурные условия, возобновятся отделочные работы, сейчас ночью пока морозно" - ну это же смешно))) А что, для них только сейчас стало известно, что у нас зимой холодно?)) Еще ведь какие-то проектные работы составляют, рассчитывают все...)) "Морозно" блин, о как...)) Я-то думал, что у них есть спец. растворы, позволяющие работать при отрицательных температурах, а тут оказывается "морозно"... Нафига тогда говорили, что к концу года успеют? Реально ведь получается, что они, умные головы, видимо не знали, что зимой у нас холодно...
    И что касается исторической ценности, то ее практически нет. В 80-х годах эту лестницу полностью отстроили заново, ибо она сильно обветшала, и те кирпичи, которые сохранились до сегодняшнего дня, это кирпичи 80-х годов, а не 1923. А теперь ее еще раз полностью заново отстроили, со своей "уникальной" кладкой. Так что подлинных и исторических элементов там почти нет.

    • Анонимно
      24.05.2018 13:05

      историческая ценность определяется годом выпуска кирпича?

    • Анонимно
      24.05.2018 14:38

      Стоимость намдаковских скульптур у Чаши за 290 млн вас устраивает? Ну так "цена" лестницы в 10 раз дешевле.

    • Анонимно
      24.05.2018 16:31

      Участвовал бы в тендере и выиграл бы, выиграл бы за 10 млн, остальное осталось в бюджете, в чем проблема то? Строить не языком молоть.

  • Анонимно
    24.05.2018 12:59

    Спокойно господа)))
    Ну потратили...и ладно...если даже не потратили и не сделали...бабки эти вам не достались бы)
    Бла бла в инете...а в открытую все молчать...терпеливый вы наш народ)

  • Анонимно
    24.05.2018 13:10

    исходные изображения можно было и на реставрировать! мало ли что он сказал...Татарстан должен котироваться в новом свете: Земли булгарской, а не "родины" большевизма и татаро-монгольского ига!...

  • Анонимно
    24.05.2018 13:12

    так это "ленинский сад" или кара куль?

    • Анонимно
      24.05.2018 15:57

      Татарское название этого озера совсем другое- Черек куль.

  • Анонимно
    24.05.2018 14:14

    По моему за 29 лямов, там лифт можно было поставить. А так похоже за пару лямов восстановили, остальное как всегда, ну вы знаете.

    • Анонимно
      24.05.2018 20:58

      У нас бы эти лифты работали так же, как в надземных переходах)))

  • Анонимно
    24.05.2018 14:17

    молодцы. спасибо что сохранили. тогда народ был намного счастливее.

  • Анонимно
    24.05.2018 14:31

    за 29 миллионов 7 коттеджей можно было построить

  • Анонимно
    24.05.2018 14:47

    Точно «Е=МС2» там было, помню, а сейчас будет?

  • Анонимно
    24.05.2018 14:51

    Правильно сделали, что сохранили наше советское прошлое!

  • Анонимно
    24.05.2018 15:22

    Для старшего поколения, это знаковое место, где шли беседы, завязывались знакомства, нередко кончавшиеся браком.Что касаптся цены, то всомните, сколько мы плати , за второразрядных, импортных футболистов,еле передвигающихся по полю,и быстро исчежающих , но с туго набитым кошельком.Карадениз, это ,все же редчайшее исключение из правил.

  • Анонимно
    24.05.2018 15:27

    Господи, как вас жалко всех, критически настроенные и "неудащливые". Ну, покричали 30 лет назад: "Партия, дай порулить". Так ведь и порулить не дали, и жизнь не удалась. Теперь пишите про цены на бензин и про назначение Медведева. Вот лестница ещё вам... А наше прошлое - великое, настоящее оптимистично, а будущее наших внуков - совсем невообразимо. К тому же там нытиков "не поруливших", уже не будет.

  • Анонимно
    24.05.2018 15:50

    Если не ошибаюсь, то эту лестницу показали в эпизоде художественного фильма с участием Толубеева. И все!!! Больше Казань в советском кинематографе не снимали.

  • Анонимно
    24.05.2018 16:00

    Как красиво то.

  • Анонимно
    24.05.2018 18:28

    За 10 млн можно построить вполне себе хороший коттедж. Стоимость возведения этой лестницы от силы 3 млн. Считайте сами сколько украли. И так у нас во всем.

    • Анонимно
      24.05.2018 20:50

      Чтобы построить хороший коттедж, над на "бумаге" провести реставрацию лестницы.

    • Анонимно
      24.05.2018 20:59

      А вы считайте не сколько украли, а на сколько нам дали)))

  • Анонимно
    24.05.2018 21:04

    А куда делся первый в истории Казани памятник Ленину?

  • Анонимно
    24.05.2018 21:12

    Вы спорите цена неадекватная? не забывайте у некоторых архитекторов-реставраторов проект и экспертиза дороже самих работ. Эти самые архитекторши-реставраторши теперь каждую лестницу будут вносить в списки памятников, чтобы обеспечить себе хлебное будущее, потому как памятников практически не осталось, как не осталось и исторического центра нашей любимой Казани

  • Анонимно
    24.05.2018 21:18

    А куда делся первый в истории Казани памятник Ленину, воздвигнутый у лестницы? Ведь он был неотъемлемой частью Ленинской лестницы!

  • Анонимно
    24.05.2018 21:42

    "И если мы делаем реставрацию, то мы должны делать именно так, как это выглядело первоначально. То, что мы реставрируем, должно быть аутентичным".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/383330

    Какая РЕСТАВРАЦИЯ???!!!

    На фотографиях видно, что еще в 1980 году Саначин сделал обычный НОВОДЕЛ из кирпича того времени (1980 г.), в чём сам и признался.

    Первая Лестница 1924 года была полностью деревянная.

    Эта лестница не Памятник, а обычный новодел.
    Не уж-то стоит 29 миллионов?
    Помогли бы лучше сиротам и старикам.

    Очень похоже на аферу - строительство новодела выдают за реставрацию Памятника.

  • Анонимно
    24.05.2018 21:46

    "На научно-методическом совете в министерстве культуры РТ нынешние реставраторы подтвердили, что реконструкция в 80-е годы была сделана качественно".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/383330

    КАЧЕСТВЕННО???!!!

    Через десять лет - в 1990-е годы - вместо лестницы уже стояли развалины...
    И это "качественно"?

    То "реконструкция", то "реставрация"...

    Совсем заврались - определитесь уж, пожалуйста что за "шедевр" построен за 29 миллионов бюджетных денег, денег налогоплательщиков.

    • Анонимно
      25.05.2018 06:31

      Саначинский новодел был построен в 1987 году , и лет через 5-7 - к середине 1990-х - лестница уже разрушилась, штукатурка и кирпичи осыпалась.

      После этого лестницу еще несколько раз "восстанавливали" за бюджетные деньги.

      "Никогда такого не было и вот опять еще 29 миллионов...".

      На пропаганду марксизма.

  • Анонимно
    24.05.2018 21:48

    Комунистическая символика здесь лишняя! Нужно было построить (восстановить) лестницу в классическом стиле.

    • Анонимно
      24.05.2018 21:53

      Просто построить новую - но видать даже на лестницу "пороха" у архитекторов не хватает.

    • Азат Д
      24.05.2018 22:13


      Если лестница 23 года, то тогда уже были коммунисты.

      • Анонимно
        25.05.2018 06:21

        Не просто "коммунисты", а коммунисты мечтающие о мировом господстве.
        И непросто мечтающие, а готовящиеся к захвату власти на всем Земном шаре.
        Вспомните коммунистическую символику (хотя бы на монетах) - серп и молот изображен на всем Земном шаре.

        А тут какая-то лестница...

        Очень похоже на провокацию "тайных" коммунистов-террористов.
        Да и символики масонов хватает...

  • Анонимно
    25.05.2018 14:11

    А вас надписи не смущают? Такой легкий оттенок авторитаризма...

    • Анонимно
      25.05.2018 18:58

      Какой "легкий оттенок"???!!!

      Это обычные лозунги мирового терроризма-марксизма.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль