Бизнес 
24.05.2018

КАМАЗ поставил дивидендный рекорд: 750 миллионов раздадут акционерам

Сколько по итогам работы автогиганта за 2017 год получат Daimler AG, «Ростех», Сергей Когогин и Рубен Варданян, подсчитал «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ сообщил о рекомендациях совета директоров по предстоящим дивидендным выплатам. Как и ожидал «БИЗНЕС Online», по сравнению с прошлым годом доход на акцию должен вырасти в 2,5 раза, в общей сложности акционеров одарят 750 млн рублей. На Московской бирже сообщение пока что не произвело большого эффекта — акции дорожают в пределах 1,7%. Эксперты говорят, что решение не стало сюрпризом для рынка, а в среднесрочной перспективе акции автогиганта могут подрасти в пределах 20%.

КАМАЗ сообщил о рекомендациях совета директоров по предстоящим дивидендным выплатам: в общей сложности акционеров одарят 750 млн рублей Фото: prav.tatarstan.ru

ПРОСТЫЕ АКЦИОНЕРЫ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ НА 27 МЛН ОТ ПРИБЫЛИ 2017 ГОДА

Чуть меньше четверти от заработанного за прошлый год решил отдать своим акционерам совет директоров КАМАЗа на заседании, итоги которого автогигант озвучил сегодня после двухдневной паузы. Если точнее, на выплату дивидендов пойдут 24,85% от 3,017 млрд рублей чистой прибыли, а именно — 749,7 миллиона. Таковы рекомендации СД, которые, несомненно, будут утверждены без изменений 29 июня на общем собрании акционеров, как это случается ежегодно. Еще 5%, или 150,9 млн рублей, будет отложено в резервный фонд общества, основная же часть прибыли 2017 года в размере 2,11 млрд рублей (70,15%) предназначена для финансирования инвестпроектов.

Недавно, напомним, КАМАЗу и его СП с немцами «Даймлер КАМАЗ Рус» одобрили заключение специального инвестиционного контракта «Развитие модельного ряда автомобилей „КАМАЗ“ и Mercedes-Benz и модернизация мощностей для их производства» с минпромторгом РФ и муниципалитетом Набережных Челнов. По этому контракту, инвестпроект которого оценивается сторонами в 46,4 млрд рублей, партнеры получат от государства целый ряд уникальных преференций, включая вывод из-под российских санкций любой целевой продукции и госпоставки вне конкурса. Кроме того, КАМАЗ уже несколько лет движется по пути модернизации и собственных мощностей, так что структура распределения прибыли в целом логична.

Внимание КАМАЗа к своим владельцам в абсолютных суммах со временем растет, это факт. Руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подчеркнул, что таких денег завод не отдавал своим владельцам еще никогда. «Это исторически самая высокая сумма за всю историю КАМАЗа», — отметил Афанасьев. Впрочем, в процентном отношении роста нет — ту же четверть прибыли завод раздал и год назад, хотя самой прибыли было меньше, и на дивиденды тогда пришлось всего 297 млн, по 42 копейки на одну акцию. В этом же году на одну акцию будет выплачено 1 рубль 6 копеек.

Нынешняя выплата станет четвертой в истории КАМАЗа: традиция стартовала уже при Сергее Когогине в 2012 году. Тогда камский автозавод раскошелился на полмиллиарда рублей, год спустя снизив сумму до 206 миллионов. Последующие два года выплат не было. По итогам 2016-го акционеров снова порадовали символическим доходом, и вот теперь увеличили его в 2,5 раза.

Нынешняя выплата станет четвертой в истории КАМАЗа: традиция стартовала уже при Сергее Когогине в 2012 годуФото: «БИЗНЕС Online»

КТО ЗАРАБОТАЛ НА ГРУЗОВИКАХ

Напомним об основных получателях этих денег. Половина суммы предназначается главному акционеру КАМАЗа — госкорпорации «Ростех», возглавляемой Сергеем Чемезовым. Вторая по объему доля (23,54%) — это пакет ООО «Автоинвест», в прошлом году выведенный Когогиным из офшора, где он лежал на хранении Avtoinvest Limited. Сейчас компания пребывает в стадии реорганизации, но пока 30% ее уставного капитала принадлежит Когогину лично, поэтому из общей суммы дивидендов ему причитается как минимум 52,9 млн рублей. Пятую часть пакета «Автоинвеста» держит Рубен Варданян — бывший председатель совета директоров инвесткомпании «Тройка Диалог», под руководством которого в свое время эти акции и были выведены на Кипр. Его гонорар через «Автоинвест» составит 35,3 млн рублей. Половина этой компании остается в руках еще одного человека, близкого к Чемезову — Виталия Мащицкого — через свой пакет он претендует на 11,77% дивидендов КАМАЗа, или 88,2 млн рублей.

Еще 15%, или 112,5 млн рублей, отойдет партнеру КАМАЗа — концерну Daimler AG. Американский инвестфонд KKR, с которым аффилирован держатель 4,25% акций KAMAZ International Management CO, получит 31,9 млн рублей. ООО «Финансово-лизинговая компания „КАМАЗ“», «дочка» автогиганта, за свои 3,72% акций имеет виды на 27,9 млн рублей. И лишь дивиденды на 3,59% КАМАЗа, или 26,9 млн рублей, остаются в распоряжении прочих миноритариев.

Отметим, что на фондовом рынке сообщение о предстоящих дивидендных выплатах большого впечатления пока не произвело. Несмотря на существенное увеличение выплат на акцию, торги бумагами челнинского автогиганта на Московской бирже проходили в спокойном режиме. К обеду акции выросли в цене на 1,7% и стоят 53 рубля 50 копеек за штуку. В этом году максимальные цены на камазовские акции не превышали 54,7 рубля, и в целом эти ценные бумаги торговались в спокойном режиме, никоим образом не напоминая ралли, которое они пережили в 2008 году, когда их цена за несколько месяцев выросла в разы и превысила 180 рублей за штуку.

Половина суммы предназначается главному акционеру КАМАЗа — госкорпорации «Ростех», возглавляемой Сергеем ЧемезовымФото: president.tatarstan.ru

ТАТАРСТАНСКАЯ ЩЕДРОСТЬ

Таким образом, КАМАЗ присоединился к ряду татарстанских компаний, проявивших невиданную дивидендную щедрость в 2018 году. Так, о рекордных в своей истории выплатах ранее объявила «Татнефть»: в качестве вознаграждения своим акционерам компания выплатит 75% от чистой прибыли за 2017 год по МСФО, или 93 миллиарда рублей. Еще несколько лет назад нефтяники платили акционерам скромные 30% от чистой прибыли, в 2017 году подняли планку до 50% и теперь — до 75%. Примерно треть суммы, даже чуть больше, уйдет Татарстану как крупному акционеру, из нее бóльшая часть, а конкретно 33,5 млрд рублей, — «Связьинвестнефтехиму». Остальных акционеров, кроме двух миноритариев — дочерней компании «Татнефти» Vamolero Holdings Co и «нежданного гостя» Михаила Гуцериева, — нефтяная компания традиционно не раскрывает. Легко предположить, что немаленькие суммы дивидендов достанутся и топ-менеджерам «Татнефти».

Следом за «Татнефтью» республику удивил «Татнефтехиминвест-холдинг», который на днях впервые в истории объявил о дивидендных выплатах — за 2017 год. Холдинг заплатит акционерам 30% чистой прибыли — 162,7 млн рублей, то есть по 387 рублей на одну акцию. «Хорошая новость! Впервые! — приветствовал новость о дивидендах председатель совета директоров холдинга Рустам Минниханов. — Шафагат Фахразович [Тахаутдинов], насколько я помню, 20 лет об этом говорил, и вот свершилось!» Денежки получат крупные татарстанские предприятия: 48,97 процента акций ТНХИ-Х принадлежит тому же СИНХу, 12,49 процента — «Татнефти», 6,97 процента — «Нижнекамскнефтехиму», 6,97 процента — «Казаньоргсинтезу», 6,23 процента — ООО «Эра» и 4,12 процента — «Нижнекамскшине». Доля в 30%, конечно, скромная, но на фоне многолетней консервативной политики холдинга весьма и весьма впечатляет.

Что стоит за одновременным обогащением акционеров компаний Татарстана, близких государству? То ли экономика хорошо развивается и предприятия радуют республику рекордными прибылями, чему способствует вновь растущая цена на нефть, то ли крупным акционерам так нужны деньги на новые инвестпроекты...

Вторая по объему доля (23,54%) — это пакет ООО «Автоинвест», пятую часть которого держит Рубен Варданян Фото: kremlin.ru

«ПОКУПАТЬ АКЦИИ ТАКОЙ КОМПАНИИ «В ДОЛГУЮ», В ТОМ ЧИСЛЕ РАДИ ДИВИДЕНДОВ, ИМЕЕТ СМЫСЛ»

«БИЗНЕС Online» опросил экспертов фондового рынка, рационально ли выглядит решение совета директоров «КАМАЗа» о рекордных выплатах и как это повлияет на привлекательность акций предприятия.

Наталья Мильчакова — заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:

— КАМАЗ – не стартап, а зрелое предприятие, существующее еще с советских времен, да и автомобильная промышленность — зрелый бизнес. С этой точки зрения для крупного и зрелого предприятия со зрелым бизнесом, в отличие от молодого предприятия и тем более стартапа, не стоит вопрос о выборе между направлением прибыли на инвестиции и дивиденды. А вот какой вопрос стоит точно, особенно когда компания публичная, — это вопрос об открытости, прозрачности и обеспечения хотя бы небольшого, но безрискового дохода своим акционерам. Ведь акции сами по себе являются инструментом повышенного риска, а вот получение дивидендов, особенно если предприятие имеет официально утвержденную органами управления дивидендную политику, для акционера никакого риска не несет. Так что менеджмент КАМАЗа делает все правильно. Кроме того, выплаты дивидендов могут быть одним из средств для повышения капитализации, хотя бы в краткосрочном аспекте.

Сегодня акции КАМАЗа повышаются на 1,7 процента, в то время как индекс Московской биржи растет только на 0,29 процента. Новость о дивидендах, по всей видимости, воодушевила инвесторов. Мы полагаем, что интерес в будущем к акциям КАМАЗа сохранится, так как это предприятие является одной из «голубых фишек» Татарстана, демонстрирует хорошие результаты, выплачивает дивиденды. Покупать акции такой компании «в долгую», в том числе ради дивидендов, имеет смысл. Однако, если есть интерес к более краткосрочным прибылям, можно обратить внимание на акции «Татнефти», в том числе на привилегированные, ведь эта компания — бенифициар растущей цены на нефть, и дивиденды по «префам» у нее одни из самых высоких в отрасли. На мой взгляд, такая ситуация говорит о том, что ведущие предприятия Татарстана преодолели кризис, а также о том, что все больше татарстанских компаний стали придавать большое значение лучшей мировой практике корпоративного управления, и инвесторы не могут не отнестись к такой ситуации положительно.

Алексей Калачев — аналитик ГК «Финам»:

— Возможность направлять на выплату дивидендов до 25 процентов от чистой прибыли оговорена в положении о дивидендной политике КАМАЗа. При прочих равных выплата дивидендов позитивно отражается на имидже компании и положительно воспринимается миноритарными акционерами. Автомобильное производство относится к низкорентабельным видам бизнеса, поэтому для миноритариев может оказаться выгоднее, когда компания платит дивиденды, чем инвестирует в развитие. Поскольку отчетность предприятия по РСБУ была опубликована еще в марте, а дивидендная политика не является секретом, многие прогнозировали выплату примерно на таком уровне, что рекомендовал совет директоров. В общем, решение не стало большим сюрпризом, и рынок воспринял его спокойно: котировки акций КАМАЗа по состоянию на 14:00 МСК прибавляют чуть более 1 процента. В перспективе на этой новости они могут подрасти еще немного.

Чисто технически по акциям компании имеется среднесрочная перспектива для роста в пределах 20 процентов, и дивиденды могут сыграть в этом некоторую роль, но не самую главную, конечно: дивидендная доходность исходя из объявленных дивидендов составляет около 2 процентов к текущей цене. Это не так много, в пределах обычных рыночных колебаний, тем более что бумаги не слишком ликвидны на бирже — средний объем торгов ими составляет 1,5–2 миллиона рублей в день. Для продолжения роста будет важно увидеть промежуточную отчетность, подтверждающую прибыльную деятельность компании. Продажи выпускаемой техники растут, но в отчете по РСБУ за первый квартал КАМАЗ вновь показал убыток. Чистый убыток составил 214,9 миллиона рублей против прибыли в размере 34,4 миллиона рублей за аналогичный период прошлого года. Впрочем, по одному кварталу сложно судить, и ситуация еще может выправиться. Подождем выхода следующих отчетов. Я не думаю, что это (политика высоких дивидендов — прим. ред.) целенаправленная кампания среди предприятий Татарстана, каждое из которых исходит из своих возможностей. Возможно, по «Татнефтехиминвест-холдингу» принималось особое решение. «Татнефть» действительно резко увеличила дивидендные выплаты, причем это заметно уже второй год. Одну из лучших дивидендных доходностей обеспечил «Таттелеком»  впрочем, этим компания известна уже несколько лет. А «Нижнекамскнефтехим», несмотря на хорошую прибыль, не платит дивиденды уже второй год.


«АВТОМОБИЛИ «КАМАЗ» БЫЛИ ХОРОШО ОТРЕКЛАМИРОВАНЫ НА ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ КРЫМСКОГО МОСТА»

Владимир Рожанковский — инвестиционный аналитик Global FX:

— Повышенные дивиденды КАМАЗа — следствие его принадлежности к компаниям с существенным госучастием через материнский холдинг «Ростехнологии». Согласно постановлению Дмитрия Медведева от 2016 года, в целях балансировки федерального бюджета таким компаниям предписано в качестве дивидендов направлять не менее 25 процентов от чистой прибыли (сейчас эта цифра была повышена до 50 процентов, однако речь идет только о компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит государству). Решение это было в достаточной мере ожидаемым, поэтому, действительно, взрывного роста акций не произошло, однако по состоянию на 13:00 мск повышение котировок составило около 1,6 процента, что тоже неплохо. Очевидно, что определенная реакция рынка именно на эту новость присутствует.

Автомобили «КАМАЗ» были хорошо отрекламированы на церемонии открытия Крымского моста, поэтому повышенный интерес разнообразных инвесторов к российскому автопроизводителю практически обеспечен — как следствие, интерес к акциям также будет расти. Акции КАМАЗа существенно недооценены по отношению к зарубежным компаниям-аналогам. Единственное препятствие — их принадлежность к так называемому второму эшелону, где ликвидность бумаг (количество совершаемых сделок в день) оставляет желать лучшего.

Марк Гойхман — ведущий аналитик ГК TeleTrade:

— Выплаты высоких дивидендов за 2017 год для КАМАЗа выступают как следствие хороших итогов за прошедший год. Выручка повысилась на 21,3 процента, чистая прибыль поднялась сразу в 2,5 раза и превысила 3 миллиарда рублей. Направление на дивиденды 25 процентов прибыли, что предлагает совет директоров, — нормальный уровень для практики фондового рынка. И стоит только приветствовать то, что компания, в отличие от предыдущих лет, имеет возможность так порадовать своих акционеров. Кроме того, есть и чисто практические соображения в данном случае. Автогигант заинтересован в поддержании котировок акций на будущее, увеличении капитализации.

В 2018 году продолжится выполнение принципиальных для предприятия инвестпроектов. Основной из них — подготовка к выпуску совершенно новой линейки грузовиков К5. Первая модель из нее — «КАМАЗ-54901» — будет выпущена в 2019 году. С ней компания предполагает выйти на внешние рынки, прежде всего европейские. Поэтому при достаточном плановом финансировании деятельности и высокой прибыли есть смысл увеличить дивиденды с прицелом на будущую привлекательность акций и возможное привлечение новых акционеров. Новость о высоких дивидендах вызвала некоторое оживление на биржевых торгах акциями КАМАЗа. Котировки 24 мая поднялись  с 52,6 до 53,3 рубля на 1,3 процента. В целом акции компании торгуются ровно в течение последних месяцев, с 2017 года в диапазоне 50–60 рублей. В случае успешной реализации новых проектов котировки могут подняться вновь к 60 рублям , то есть примерно на 12 процентов и более за год. В сочетании с высокими дивидендами это делает акции действительно привлекательным вложением с ориентиром на период свыше года.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.05.2018 16:16

Это феерично конечно, завод в убытках, постоянно клянчат у государства т.е. у нас с вами поддержку и в это же время на раз раздают 750 миллионов. Остановите Землю, я сойду.

  • Анонимно
    24.05.2018 16:10

    Все-таки Камаз прибыльное предприятие? Почему тогда рабочие часы сокращали в течение годна? Японская система Канбан: «Точно-во-время»? Сейчас спрос на сколько заполнил производственные мощности и какие перспективы, помимо езды без водителя?

  • Оптимист
    24.05.2018 16:14

    А работники Камаза сколько получат?

    • Анонимно
      24.05.2018 16:19

      ничего

    • Анонимно
      24.05.2018 16:45

      В среднем 22-25тыс чистыми

    • Анонимно
      24.05.2018 18:59

      Первая российская зона в северной части Суэцкого канала. Эта территория будет застроена скорее как город, чем просто как промышленная зона. Там будут и жилье, и места для отдыха, и производственные объекты. Это принесет Египту $7 млрд. инвестиций. Когда зона будет закончена — она даст работу 350 тыс. людей. А Россия сможет использовать Египет, чтобы войти со своей техникой на рынок Африки. Там будет и КАМАЗ !

      • Анонимно
        24.05.2018 19:09

        отлично!

      • Анонимно
        24.05.2018 20:05

        Только в начале Россия вложит в перспективный Египет 7 млрд долларов. Надо поддержать арабов. Это перспективное направление, построим там ещё что-нибудь. Да в общем то и неважно что. Это будет не промзона, а город-сад, который построит Россия в пустынях Египта.

  • Анонимно
    24.05.2018 16:16

    Это феерично конечно, завод в убытках, постоянно клянчат у государства т.е. у нас с вами поддержку и в это же время на раз раздают 750 миллионов. Остановите Землю, я сойду.

    • Анонимно
      24.05.2018 17:23

      Так и клянчит на дивиденды элите, что тут непонятного

    • Анонимно
      24.05.2018 20:43

      Дивиденды, по закону,платят с чистой прибыли

    • Анонимно
      25.05.2018 10:43

      Я думал мне показалось что несколько дней назад на БО читал статью об убытках Камаза... Почитал комментарии понял что не показалось. Точно, мы же в России на дворе 2018. Бизнес по русски.

  • Анонимно
    24.05.2018 16:50

    30 млрд субсидий дает страна из денег налогоплательщиков.
    Как собственники могут получать дивиденды?

  • Анонимно
    24.05.2018 17:19

    Возместите лучше убытки тем, кто купил ваши Машины, по месяцу на гарантийном стоят, нам, что на этот период тоже бизнес останавливать?

    • Анонимно
      24.05.2018 20:46

      Расторгайте договор купли- продажи через суд, взыскивайте неустойку за простой.

  • Анонимно
    24.05.2018 17:26

    Сама система создаёт убыточные предприятия.

  • Анонимно
    24.05.2018 17:42

    Я правильно понимаю, что эта схема гениальна в своей простоте: вкачать государственные деньги в завод и раздать их в виде дивидендов группе товарищей?

  • Анонимно
    24.05.2018 17:46

    Для справедливости надо бы вычесть из прибыли все субсидии, различные послабления,глядишь и справедливее будет. Ато, как бы для себя создали завод

  • Галеев Зуфар
    24.05.2018 19:08

    Так под эгидой дивидендов происходит присвоение прибавочной стоимости.

  • Анонимно
    24.05.2018 22:15

    Ну чо?
    Капитализм во всей своей красе!

    • Анонимно
      25.05.2018 08:08

      Капитализм - слово какое-то не русское. Есть более точный термин - казнокрадство )

  • Анонимно
    25.05.2018 08:18

    Так уже и писали несколько лет назад - когда львиная доля акций будет у Когогина, тогда и начнет он выплачивать дивиденды.

    • Анонимно
      25.05.2018 09:48

      Простые камазовцы продали акции скупщикам ещё в 9о-тые годы, когда на камазе денег не давали , а детей спасать надо было...(((

  • Анонимно
    25.05.2018 08:19

    Так и не написали сколько будет на 1 акцию.

  • Анонимно
    25.05.2018 09:50

    При таком раскладе наверное скоро придет конец Фондированию - Фондовые рынки, Фонды Знаменитостей, Фонды Акций, Фонды помощи обманутым дольщикам, вкладчикам. Это просто Центрифугирование Денежной массы Государства -Народа вверх.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen