Общество 
25.05.2018

«Еще раз сюда придете, битами руки-ноги переломаем»

Азат Гайнутдинов о том, что тормозит процесс ресоциализации оказавшихся в беде наших сограждан

«Нас многие осудят за то, что мы селим людей из деклассированного числа на съемные квартиры», — считает руководитель центра социальной реабилитации и адаптации Азат Гайнутдинов. Его организация, известная помощью экс-заключенным, теперь занимается и бездомными. О том, что не так с реабилитационными центрами, занимающимися этой темой, как бомжи становятся бичом криминальных сводок и чего нам не хватает для создания гражданского общества, — в материале члена Общественной палаты РТ для «БИЗНЕС Online».

«В КАЗАНИ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА С ТАК НАЗЫВАЕМЫМИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫМИ ЦЕНТРАМИ»

Если вы творите добро, то поступаете во благо себе, и неважно, кому вы оказываете помощь — своей семье, брату по вере или совсем незнакомому человеку. Этим лозунгом руководствуется АНО «ЦРА», реализуя различные социально направленные проекты. Основной нашей целевой группой являются ранее осужденные лица, освободившиеся из мест лишения свободы. Но с конца прошлого года мы запустили экспериментальный проект по оказанию помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Так или иначе, у данной категории граждан очень непростая участь — ежедневно бороться за свою жизнь. Несколько раз мы уже проводили благотворительные акции вблизи проспекта Победы, согласованные с администрацией Приволжского района Казани, в рамках которых бездомные получали одежду и горячую еду. Но в ходе нашей последней акции мы столкнулись с тем, что ни один бездомный к нам не пришел. Это было странно, учитывая ажиотаж, царивший вокруг предыдущих мероприятий. В итоге нам все же удалось выяснить у одного из них, что представители неких групп людей запретили бездомным приходить на наши акции, попутно пообещав «битами руки-ноги переломать».

Углубившись в ситуацию, нам стало известно, что в Казани большая проблема с так называемыми реабилитационными центрами, в которых используют труд бездомных людей как бесплатную рабочую силу. В таких организациях люди живут в очень суровых условиях. Первым делом руководство центров забирает у них документы, если они есть; если их нет, то никто не заморачивается с их восстановлением. Людей трудоустраивают на самую невостребованную, дешевую работу, выплачивая зарплату едой. Кормят их преимущественно дешевыми снеками, за любое нарушение распорядка дня штрафуют — к примеру, после 20:00 они не могут выйти из квартиры. При этом условия проживания людей зачастую бывают катастрофическими. По их словам, в Казани порядка 80 квартир и коттеджей, в каждой из которых содержатся от 15–20 человек. Более того, самим руководителям выгодно держать людей в таком «зависшем» состоянии. Деятельность подобных организаций контролируется не государственными органами, а приезжими из близлежащих областей и городов. Зачастую они сами являются воспитанниками аналогичных реабилитационных центров в прошлом. Проанализировав ситуацию, мы поняли, что за этим стоит целая «мафия».

«НА ДАННЫЙ МОМЕНТ БОЛЕЕ 40 ЧЕЛОВЕК ЖИВУТ НЕ НА УЛИЦЕ, РАБОТАЮТ...»

При всей совокупности фактов я не выступаю против подобных организаций. На мой взгляд, если сейчас МВД возьмется и разбомбит существующую систему реабилитационных центров, масса бездомных окажется на улице, которых наше общество, несомненно, не готово принять. Таким образом, свобода для них самих может оказаться вовсе не желанной, а смертельной. Я выступаю против действий руководства центров по отношению к людям: когда они отбирают документы, телефоны, бомбят их физически. Для этого должно быть организовано сотрудничество с правоохранительными органами, система должна быть подконтрольна и прозрачна.

Несмотря на преграды, мы не стали забрасывать нашу идею поддержки бездомных людей, особо не афишируя данный вид деятельности. Мы продолжили оказывать помощь людям, в том числе и выходцам из вышеобозначенных реабилитационных центров: для этого мы сняли квартиры, начали их трудоустраивать, кормить горячей едой, а также при необходимости восстанавливать документы. И уже сегодня можем утверждать, что наш эксперимент удался: на данный момент более 40 человек живут не на улице, работают, они сытые, обутые. Более того, их число постоянно растет. Они могли остаться на улице, воровать, чтобы выжить, но мы им дали возможность вернуться к нормальной жизни. Это ли не профилактика уличной преступности?

Бесчисленное количество абсолютно нормальных людей оказывается на улице, лишается жилья, свободы, здоровья, семьи, работы, теряет положение в обществе и социальные связи. В первую очередь этому способствует их собственные алкоголизм и наркомания, а также действия черных риэлторов, финансовых мошенников, а то и алчных родственников. Как правило, все они трудоспособного возраста и при более благополучном исходе могли бы стать полезными членами общества. Таким образом, на улице оказывается очень много людей, которые действительно попали в беду, которым необходимо помочь оттуда выбраться. Безусловно, есть какой-то процент людей, которые ведут такой образ жизни сознательно, но он очень небольшой. Это отдельная тема. Ведь для человека, в принципе, это не то чтобы невозможно, но крайне проблематично — выжить на улице.

Вместо решения социальных вопросов, ликвидации причин появления бродяг, власти в лучшем случае создают условия для сносного их существования. То есть предоставляют относительную, а иногда и абсолютную свободу: живи, как хочешь, замерзай на улице, но на вашу свободу никто не покусится. Да, возможно, нас многие осудят за то, что мы селим людей из деклассированного числа на съемные квартиры, и скажут, что они сами виновники того, что оказались на улице. В какой-то мере я согласен: каждый человек — сам кузнец собственного счастья. Но если мы так будем рассуждать и не подавать руку помощи, то вокруг будет царить преступность и хаос.


«ПРЕСТУПНИК НАЧИНАЕТ СВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ МАРШРУТУ»

К примеру, человек на вахте заработал денег, в поезде по пути домой решил отметить — и не рассчитал. В итоге его обокрали и на ближайшей станции из поезда выкинули. Он без документов и без денег, вроде бы не бомж, но уже бездомный. Куда он пойдет? Он не может снять даже койко-место в самом дешевом хостеле. Более того, элементарно найти шабашку у добросовестного работодателя — целая проблема грязному и дурно пахнущему человеку без идентификации личности. Сколько времени он проведет на улице? Это уже приобретение и распространение социально опасных заболеваний (туберкулез и др.) и потенциальная преступность. И таких историй — море. Если мы будем говорить, что они сами во всем виноваты, то куда они пойдут и что будут делать? И так ли безвинно государство, что его гражданин оказался в подобной ситуации?

По нашим данным, в настоящее время бичом криминальных сводок являются такие преступления, как кражи из продуктовых сетевых магазинов и других торговых точек. Как правило, данные преступления совершаются определенной группой лиц из числа нетрудоустроенных, ранее осужденных, имеющих алкогольную или наркотическую зависимости. Местами сбыта похищенного нередко являются ломбарды, которые переформировались в форматы пункта приема украденных товаров (продуктов, парфюмерии, одежды), в которых их принимают за 15% от ценника, и, сбывая в последующем их по более выгодной цене, создавая свои каналы сбыта. Основной проблемой данного факта является то, что в большинстве случаев ОВД не могут привлечь к уголовной ответственности лицо в связи с тем, что преступник знает про пороги материального ущерба для возбуждения уголовного дела. Совершают кражу товара стоимостью не более 2,5 тыс. рублей, чтобы в случае задержания был вынесен отказной материал. Преступник начинает свой рабочий день по определенному маршруту. Таким образом, он обходит до 10 магазинов в день, причинив, в общем, крупный материальный ущерб, который ложится на плечи персонала магазинов. Зачастую в ряде случаев, когда преступника задерживают на месте сами продавцы, лицо оказывает сопротивление, таким образом, кража перерастает в более тяжкое преступление — грабеж (наказание более строгое).

Идти на мелкие кражи и сбывать награбленное — это та необходимость, с которой часто сталкиваются бездомные. По разным оценкам, на улицах российских городов и сел живут от 3 до 5 млн бездомных людей.

«РЕАЛЬНЫЙ ПУТЬ К СТАНОВЛЕНИЮ ПОЛНОЦЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Удивительно, но официальная статистика дает совершенно иные данные. В докладах Росстата зафиксирована цифра в 64 тыс. человек. Хочется понять: проводя политику в отношении этого самого незащищенного слоя общества, на какие цифры опирается государство? И кто в итоге должен играть ключевую роль в решении проблем лиц без определенного места жительства — государство или общество?

Ответ на вопрос, как именно государство должно помогать бездомным людям, нам видится следующим образом. Функцию оказания помощи таким людям должны выполнять общественные организации при поддержке государства. Решение сложнейших человеческих проблем лучше всего удается тем, кто в свое время с ними столкнулся, это известный факт. Я говорю про общественные организации, потому что в них, как правило, не бывает «случайных» людей. Сподвигнуть их на работу может только боль и горечь, которые в свое время пришлось прочувствовать на собственной шкуре.

Именно так и рождаются настоящие общественники. В России есть позитивный опыт санкт-петербургской благотворительной организации «Ночлежка», который необходимо внедрять и в нашем регионе. Конечно, в Казани есть организация «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства», силами которой предоставляется ночлег бездомным людям. Однако у них есть предельное количество людей, которым они могут оказать помощь, — 86 человек. Это хорошо, что в столице Татарстана есть такой центр, но одним только обеспечением ночлега невозможно решить проблему глобально. Этих людей нужно трудоустраивать, ими нужно непрерывно заниматься, буквально за руки вести для того, чтобы помочь им подняться. Именно поэтому к работе необходимо подключать общественников, например таких, как партнер АНО «ЦРА» Сергей Чухров, в свое время лично прошедший через реабилитационный центр, работающий в направлении по работе с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Необходимо открывать ночлежки, приюты, обеспечивать работой, организовать пункты питания, предоставлять временное жилье, обеспечивать медицинским обслуживанием. При этом обеспечение должно быть по минимуму по каждому пункту, включая «предоставление временного жилья». Если осуществлять все это в комплексе, это и будет социальная реабилитация, столь необходимая незащищенным группам. Это реальный путь к становлению полноценного гражданского общества в нашей стране. Встречаясь с себе подобными людьми в регионах России, приходит понимание, что эта проблема не одного Татарстана, а всей страны в целом. Отсутствие федерального закона, регулирующего эти вопросы, тормозит процесс ресоциализации оказавшихся в беде наших сограждан.

Азат Гайнутдинов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.05.2018 08:25

Молодец Азат!

  • Анонимно
    25.05.2018 08:25

    Молодец Азат!

    • Анонимно
      25.05.2018 08:55

      Так он же тукаевский

      • Анонимно
        25.05.2018 09:21

        человек делом занят молодец ! а так у нас половина госструктур откуда то ))) времена меняются живите будущим.

        • Анонимно
          25.05.2018 10:47

          Двойные стандарты, господа! Деятельность должна быть направлена не только на обустройство жильем, но и на правовое воспитание подопечных. К сожалению тот, кто не вносит вклад в укрепление законности не может этому научить окружающих.

    • Анонимно
      25.05.2018 13:55

      Молодец Азат.

      • Согласен Азат молодец! Не спится ему и думает о людях падших! Я в начале 80 тоже столкнулся с такой шарашкой работая начальником окса в Татколхозстрое! " Директором реабилитационного центра" был Армянин из Армении и он на лето как тогда было принято приезжал в Татарстан на шабашку,прорабом у него был татарин Айнур ,который ходил всегда с палкой из трубы с резиновым шлангом! Так вот Армянин каждую неделю из ЛОВД привозил бомжей мужиков,где
        их собирали по вокзалам и поездам,обговаривал объемы работ,писал наряды и процентовки,а Айнур при помощи слов,палки и за счет еды заставлял их работать! В Субботу им давали перед выходным выпить вечером еще и курить покупали приму и беломор! Но дисциплина была круче чем в зоне и Айнура на мякине провести было нельзя и все он знал и видел! Деньги им вообще не платили и все минус разницу на содержание брали себе!Такая же мафия есть и сейчас,но что лучше когда они воруют или клянчат в переходах и живут в подвалах или в теплотрассах или живут в общагах и работают,а не воруют думаю второе! Организовать как предлагает Азат я думаю не получится ! В театр на Баядерку они не пойдут,книг или Бизнес онлайн читать не будут,а работу без палки они тоже не признают! Я помню практику проходил на жбк 70 студентом и меня поставили в бригаду ,где бригадир был химик убийца,а вся бригада бывшие наркоманы и тунеядцы,таких раньше сажали тоже и
        они все химики! И помню Бригадир повел меня к начальнику цеха и просил меня сделать бригадиром,так как у него руки болят заставлять их работать! Им ничего не надо и только как то отбыть срок,и незаметно после отбоя тихо выпить или уколоться! Помню мы с бригадиром нашли общий язык и я тогда боксом занимался и на второй день они нехотя , но уже бегали эти тунеядцы куда бригадир посылал! Думаю нужно в начале создавать фильтрационные лагеря для бывших зеков и делить по масти во первых и из "мужиков" ломом опоясанных ,кто хочет работать,создавать семью,и возвращаться в нашу жизнь вот их отдавать Азату,а остальных пусть мафия воспитывает ,но это тоже должно быть под контролем МВД как минимум,а иначе просто их закапывать будут или продавать на органы или на Кавказ в рабство!

  • Анонимно
    25.05.2018 08:47

    уже сегодня можем утверждать, что наш эксперимент удался, на данный момент более 40 человек живут не на улице, работают, они сытые, обутые. Более того, их число постоянно растет.

    эксперимент удался - число их постоянно растёт

    • Анонимно
      25.05.2018 13:39

      Не обращай внимания на минусы. Вы эту работу тащите не для благодарности праздношатающейся по интернету публики.

      Молодцы

  • Анонимно
    25.05.2018 08:54

    добавить нечего. все по делу.

  • Анонимно
    25.05.2018 08:58

    жуть нарывает...

  • Анонимно
    25.05.2018 09:10

    Дай Бог всем самого наилучшего в благих начинаниях

  • Анонимно
    25.05.2018 09:25

    Да много историй, ведь бомжами большинство не по собственной воле стали, им помощь также нужна. Пусть будет во благо эта работа

    • Анонимно
      25.05.2018 12:13

      Тем не менее, большинство бродяг не стремится обратно интегрироваться в общество.

  • Анонимно
    25.05.2018 10:06

    да поможет ему Всевышний !

  • Анонимно
    25.05.2018 10:38

    надо взять 40 га земли как православные и работать на ней. Тогда никто с битами приходить не будет. И численность уверовавших вырастит и искушений меньше и тишина и умиротворение. Берите пример с православных -меньше орут, за то больше делают. И за меть те никакой конфронтации . Каму этот пафос нужен? В живом квартале среди нормальных людей собираете бомжей и не адекват? Если хотите правильный результат - то и начинайте правильно. Возьмите территорию, а у вас ее предостаточно в сакурах например и там работайте и в мечети молитесь и никто поверьте вам, мешать не будет. Или с какой нибудь мечетью в городе заключите договор, что бы на ее территории проводить все ваши благотворительные акции. А так молодцы, делаете нужное дело.

    • Анонимно
      26.05.2018 10:22

      Наверняка в сёлах и деревнях Татарстана есть полузаброшенные деревни. Можно ведь там поселить бомжей и организовать работу.

      • Анонимно
        27.05.2018 17:27

        На этих центрах зарабатывают деньги,это грузчики,чернорабочие.от 1300 до 2500 в сутки зарабатывает каждый кто живет в центре,у них есть повара свои,руководители,замы руководителей,региональные,собирают семинары.в деревне что они будут делать,где они работу возьмут?

  • Анонимно
    25.05.2018 10:45

    Актуально перед чемпионатом мира по футболу.

  • Анонимно
    25.05.2018 11:31

    Проблема очень острая и актуальная. Только человек с сильной гражданской позицией решиться Ее раскрыват. Молодец Азат Галтмзянович. Ни шагу назад!

  • Анонимно
    25.05.2018 11:53

    в россии были дома призрения.

    для бездомных.
    их было очень много.
    а у нас всего один. на 4-\0 человек. почему бы не обязать крупные предприятия создать такие дома и обеспечить их работой на своих предприятиях. пусть на низкоквалифицированной и невысокооплачиваемой работе. все равно у людей будет стимул улучшить свое положение.

    • Анонимно
      25.05.2018 13:44

      Пока это не станет «выгодно» предприятиям - обязывать бесполезно.
      Предприятия не виноваты, что государство и муниципалитеты бездельничают. Социальную помощь должны давать именно официальные структуры, а не бизнес. Бизнес нужен чтоб зарабатывать, а потом платить налоги. А вот на налоги должны существовать государственные ЭФФЕКТИВНЫЕ учреждения.

      То что делает команда ЦРА от безысходности и неспособности пройти мимо чужого горя.

      Пусть Всевышний по достоинству оценит ваши намерения

  • Галеев Зуфар
    25.05.2018 14:33

    Без положительного отношения к человеку, к личности, без взаимного доверия и жизненной опеки ресоциализация либо невозможна, либо зависит от многих случайностей, в том числе, от встречи с настоящими людьми.

  • Анонимно
    25.05.2018 15:29

    Молодцы, работу делаете во благо всем.

  • Анонимно
    25.05.2018 17:04

    Россия своеобычная страна, частенько идет свои непроторенным путем, но есть европейская практика ресоциализации бывших заключенных. Судя по тому, как организовали свою работу ребята из АНО ЦРА, по оценкам специалистов правозащитных организаций Москвы, они наиболее близки к прообразу службы пробации. Что особо хотелось бы подчеркнуть, эту задачу они выполняют практически на одном энтузиазме. К сожалению институты гражданского общества , как России, так и Татарстана, пока находятся на стадии обсуждения этой злободневной темы. Меня больше удивляет настойчивость с которой Гайнутдинов идет этой многотрудной и затратной работой. Хотя в целом по стране, появились энтузиасты, взявшие за пример наработки АНО ЦРА. Это говорит, что проблема носит системный характер. Пора бы государству протянуть руку помощи данной организации. Не забывайте, в Татарстане в местах лишения свободы почти 12 тысяч человек. И почти 5 тысяч из них каждый год выходят на волю. И не всегда они выходят на волю с благостным настроением. Да, эта тема отличается от привычной заботы об инвалидах, малоимущих, многодетных и прочая, прочая. Но надо усвоить, что закрывая глаза на освободившихся из тюрем молодых мужчин, которые нуждаются как и все люди и в пропитании, и в жилье, и в поддержке. Последствия отсутствия невнимания к ним, известны. Новые преступления, новые жертвы, страдания детей и семей. Прагматики Европы, понимают, что экономя на заботе о такой категории своих граждан, они получают больше убытков. Хотя судя по решениям наших судов о возмещении ущерба за гибель людей, цена жизни человека, весьма мизерна.
    Татарстан, в общем то много раз демонстрировал свое видение и пути решения задач и посложней. Хочется надеется, что затронутая тема заденет власть придержащих.
    На днях услышал по радио, что наиболее динамичное развитие в Российской Федерации, отмечает отрасль охраны собственности граждан, произошел резкий рост продаж данной продукции и достиг 600 миллиардов рублей.
    К чему бы это...

  • Анонимно
    25.05.2018 17:31

    Когда-нибудь, я на это очень надеюсь, в нашем обществе произойдут кардинальные перемены, и государственные деятели начнут реально работать на благо общества, а не пиариться и убеждать граждан, что проблем не существует. Вот тогда вспомнят Азата, и его НАСТОЯЩУЮ РАБОТУ. Настоящую, потому что он не "думает о судьбах народа" в высоком кабинете, а ДЕЛАЕТ РЕАЛЬНЫЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА! Он уже спас многих людей, дав им второй шанс вернуться к нормальной жизни, а не было бы Азата, эти люди снова кого-нибудь ограбили, убили. Выходит, Азат уберег и кого-то из нас... Задумайтесь об этом.

  • Анонимно
    25.05.2018 21:15

    Огромное спасибо БО, даёте возможность поднять проблемы, о которых чаще молчат

  • Анонимно
    25.05.2018 22:39

    неодназначная статья, для меня во всяком случае. Азат молодец, решает проблему адаптации заблудших людей.в таком ключе на этих людей не обращал раньше внимания, информации мало. вроде бы в жизни много чего повидал, а вот она преподносит сюрпризы. а БО молодцы, что освещаете все аспекты жизни современного общества.

  • Анонимно
    27.05.2018 07:23

    Тема очень актуальна.

  • Анонимно
    27.05.2018 23:04

    Имею газель и когда нужны грузчики,обращаюсь в реаб.центр.Там наркоманы,алкаши.Силом никто не держит,если хочешь едь домой дальше бухать.Пить,курить у них(цента которые я знаю) запрещено,в основном все с других регионов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen