Общество 
26.05.2018

Иван Грачев: «Предприниматели, формируйте... шайки!»

В сырьевой стране малый бизнес просто не нужен. Хотя на самом-то деле он России нужен позарез

Сегодня, в День российского предпринимательства, «БИЗНЕС Online» предоставляет слово хорошо известному татарстанцам экономисту, экс-депутату Госдумы РФ Ивану Грачеву. Он напоминает, что России надо примерно 10 млн малых предпринимателей, а сейчас их — реальных — где-то около миллиона. Что большинство предпринимателей (а куда денешься!) держат половину оборота в теневой экономике. Что бизнесу нужна сильная партия, которая гарантирует экономическую свободу и бьется за снижение налогов.

Иван Грачев: «Спросите сегодня любого из своих друзей, которые занимаются бизнесом с 90-х годов: сейчас лучше или хуже? Они наверняка скажут: хуже, труднее»Фото: «БИЗНЕС Online»

ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ 26 МАЯ

Предприниматели, формируйте... шайки, условно говоря! Это мое главное пожелание в День российского предпринимательства.

К слову, у меня есть приятные предположения, что дату для этого праздника, 26 мая, выбрали не случайно и что связана она с принятием в первом чтении закона о господдержке малого предпринимательства – моего первого закона в первой российской Думе, если говорить о новейшей истории нашей страны. Он был принят именно 26 мая. Это был 1994 или 1995 год. Мы тогда пришли в Думу (я от «Яблока»), работали как одержимые и очень быстро сделали этот закон. Он получился хорошим, правильным и небольшой рывок в развитии малого предпринимательства обеспечил. В этом законе были прописаны прямые налоговые льготы малым предприятиям, например налоговые каникулы: в первый год работы малый бизнес никаких денег не платил. Закон запрещал ухудшать налоговые условия предпринимателям, и они активно этим пользовались, а при нарушениях даже судились – вплоть до 1999 года. К сожалению, потом депутаты Думы этот закон изуродовали – так же, как и мои ипотечные законы.

И вот потому, что тот закон о господдержке малого предпринимательства оказался сильным и хорошо поработал, я и предполагаю, что он способствовал выбору даты для Дня российского предпринимательства. А может, и нет. Но в любом случае приятно, что праздник отмечаем 26 мая. Как это бывает, орговики и профессиональные «поддерживатели» малого предпринимательства передали президенту России какие-то бумаги, обосновывающие принятие указа о новом празднике – и президент подписал (президент РФ Владимир Путин подписал указ о введении праздника 18 октября 2007прим. ред.).

«Ну а насчет «формируйте шайки»... На самом деле, если предпринимателям подумать «в долгую», на перспективу, тогда они наверняка поймут, что им нужно политические организации, защищающие их интересы, нужны партии» «Ну а насчет «формируйте шайки»... На самом деле, если предпринимателям подумать «в долгую», на перспективу, тогда они наверняка поймут, что им нужны политические организации, защищающие их интересы, нужны партии» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НИКОГДА ТАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ СМОГУТ ПРОТИВОСТОЯТЬ ПАРТИИ БЮРОКРАТИИ»

Ну а насчет «формируйте шайки»... На самом деле, если предпринимателям подумать «в долгую», на перспективу, тогда они наверняка поймут, что им нужны политические организации, защищающие их интересы, нужны партии. Ограничиваться клубами, «Опорой» какой-либо – это бесперспективно. Никогда такие организации не смогут противостоять партии бюрократии. Видим же, что «Единая Россия» отлично отстаивает интересы бюрократии. И пока у предпринимателей своей партии нет, бюрократия будет их зажимать.

Правильно устроенная система – это пирамида. В основании ее – те самые клубы предпринимателей, та же «Опора России», которую, кстати, создавал в том числе мой брат, когда наверху (внутренней политикой в АП) командовал Владислав Сурков. Но если не будет верхушки у этой пирамиды, политической надстройки, она эффективно работать не будет. Да, «Опора России» добивается каких-то локальных успехов, но системно и мощно на бизнес не работает.

Нужна двухпартийная система. Партия порядка в стране, чиновничья или не чиновничья (точки зрения тут разные), но она есть, это «Единая Россия». Но должна быть и сильная партия, которая гарантирует, условно говоря, экономическую свободу, бьется за снижение налогов, развивает рыночную составляющую. Как она будет называться, это абсолютно неважно.

У меня была попытка создать такую партию – Партию развития предпринимательства. Но не увенчалось успехом: я два раза пытался, и оба раза московский Кремль мне говорил: все, на этом останавливайся, нам это не надо. А малый бизнес, маленькие предприниматели не могли на большие сроки мыслить – они все время думали даже не о завтрашнем дне, а о сегодняшнем. А крупный бизнес всегда был уверен: мы с властью сами договоримся...

«Если говорить о том, в каком состоянии наш бизнес отмечает День российского предпринимательства, придется признать, что это праздник «со слезами на глазах» «Если говорить о том, в каком состоянии наш бизнес отмечает День российского предпринимательства, придется признать, что это праздник «со слезами на глазах» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сегодня на самом деле непонятно, как сделать партию предпринимателей без московского Кремля. То есть объективная картинка такая – снизу ее не сделаешь. Так уж устроена наша жизнь, что тут скрывать... Захочет это делать Сергей Кириенко (первый замруководителя администрации президента Россииприм. ред.) или нет, я этого не знаю. Но это, на мой взгляд, развилка. Потому что все равно такая двухпартийная машина нужна, в стационарном варианте только она обеспечивает долгосрочное развитие. И тот же Кириенко, к примеру, все равно должен этим заниматься.

Поэтому я сохраняю движение «Развитие предпринимательства», как бы заготовки такой партии, чтобы в любой момент можно было ее сделать.

Та же КПРФ партией предпринимателей быть никогда не сможет. Это левая партия. С моей точки зрения, она вообще должна встраиваться в «Единую Россию». И, наверное, так и будет при настоящей двухпартийной системе. КПРФ выступает за то, чтобы госсобственностью управлять по-настоящему. Именно это должна была бы и «Единая Россия» делать.

«БОЛЬШИНСТВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ДЕРЖАТ ПОЛОВИНУ ОБОРОТА В ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Если говорить о том, в каком состоянии наш бизнес отмечает День российского предпринимательства, придется признать, что это праздник «со слезами на глазах». На мой взгляд, это все вранье, что деловой климат улучшается, что число предпринимателей растет. Как в конце с 90-х мой закон о господдержке малого предпринимательства нивелировали, налоговые льготы выкинули и так далее, бизнес в нашей стране чуть-чуть опустился и живет в режиме застоя. И живет он за счет теневой экономики в значительной степени. Большинство предпринимателей держат половину оборота в теневой экономике.

И, конечно, никаких 25 миллионов работников в малом бизнесе нет. Откуда такая цифра? Опять же поспособствовала моя команда, мы разработали закон об упрощенке, о том, что индивидуальные предприниматели платят 6 процентов налогов либо от дохода, либо от оборота. Разработали мы это примерно в 1998–1999 годах, а уже при президенте Владимире Путине правительство этот закон провело через Думу. А дальше, поскольку индивидуальные предприниматели, «упрощенщики», платят меньше, то множество фирм, в том числе огромные сетевые комплексы, всех своих работников делают «индивидуальными предпринимателями». И они числятся как работники малых предприятий.

Прогнозы на будущее неутешительны. «Юрьев день», когда малому бизнесу опять включат зеленый свет, в ближайшей перспективе не просматривается «Прогнозы на будущее неутешительны. «Юрьев день», когда малому бизнесу опять включат зеленый свет, в ближайшей перспективе не просматривается» Фото: «БИЗНЕС Online»

Спросите сегодня любого из своих друзей, которые занимаются бизнесом с 90-х годов: сейчас лучше или хуже? Они наверняка скажут: хуже, труднее. И работников на их предприятиях, скорее всего, стало меньше. В этом смысле – застой. В сырьевой стране малый бизнес просто не нужен. Хотя на самом-то деле он стране нужен позарез! Динамическая страна, которая развивает рыночную составляющую, нуждается в огромном количестве малых предприятий. России надо примерно 10 миллионов малых предпринимателей, а сейчас их – реальных – где-то около миллиона.

Прогнозы на будущее неутешительны. «Юрьев день», когда малому бизнесу опять включат зеленый свет, в ближайшей перспективе не просматривается. Как раз поэтому я всегда объяснял предпринимателям – если у вас нет своей политической машины, которая бьется за ваши интересы, не будет и нормального делового климата в стране. Грубо говоря, в системе всегда выигрывают «шайки». А проигрывают те, у кого таких «шаек» нет. Повторю: если у предпринимателей нет своей сильной партии, то они никогда не смогут отлоббировать свои интересы. На мой взгляд, без партии предпринимателей нормального развития бизнеса в России не будет. И если сейчас часть деятелей в Кремле поймут, что никаких ни 4, ни 8 процентов стабильного роста экономики не будет без решения этой задачи, то, может быть, такая партия предпринимателей появится. Совместными усилиями – сверху и снизу.

В развитии экономики объективно заинтересован только малый бизнес. Все остальные могут преспокойно жить в режиме застоя: ну, какая разница, будет ли «Газпром» в госсобственности или под олигархическим управлением? Ничем он отличаться не будет.

Так что – с профессиональным праздником, уважаемые предприниматели!

Иван Грачев,
главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (68) Обновить комментарииОбновить комментарии

Не прав Грачев! Шайки и без него есть! Нужны партизанские отряды, чтобы отбивляться от бандитов,оборотней их крышующих и от чиновников ,кто на уничтожении МСБ и крестьян строит свой подпольный бизнес!

  • Не прав Грачев! Шайки и без него есть! Нужны партизанские отряды, чтобы отбивляться от бандитов,оборотней их крышующих и от чиновников ,кто на уничтожении МСБ и крестьян строит свой подпольный бизнес!

    • Анонимно
      26.05.2018 12:10

      А перед кем будет отчитываться и кому подчиняться командир партизанского отряда?

      • Анонимно
        26.05.2018 12:35

        Народу.

        • Я считаю как во времена Грознога отряды татарина Мавлюта Скуратова подчинялись самому царю! И командиры партизанских отрядов должны подчиняться народу и напрямую Путину и только тогда мы в стране победим бандитизм и коррупцию!

          • Анонимно
            26.05.2018 13:14

            Напрашивается вывод: народ и Путин хорошие. И сотни миллионов хороших людей и сильный президент (так пишут наши СМИ) не могут победить КОГО у себя в стране?
            Против кого вести партизанскую войну?
            И почему они такие сильные, что даже президент не может их осадить?
            Тогда зачем нам кто-то наподобие Мавлюта Скуратова.
            Пусть президент и будет предводителем этих отрядов.
            Он же за нас, так? Или...

            • Анонимно
              26.05.2018 21:37

              У президента уже есть команда, Миллер, Сечин, Чубайс, Ротенберг и т.д.

          • Анонимно
            26.05.2018 14:00

            Мурат! Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, он же Малюта Скуратов, по-вашему татарин? Не слишком ли вольно трактуете историю? Кого ещё запишите в татары?

        • Анонимно
          26.05.2018 12:46

          Это мы уже проходили. В СССР

      • Анонимно
        28.05.2018 17:23

        Атаман шайки ни кому не подчиняется!

    • 61АН
      26.05.2018 23:55

      к чему призываем ??

  • Анонимно
    26.05.2018 12:05

    Организуешься так в шайки, выберешь себе поводырей, они тебя облапошат, и по новой . Круто. Трудоустроишь грубо говоря новых чиновников, которые тебя потом иметь будут.

  • Анонимно
    26.05.2018 12:16

    Опять все шиворот на выворот. Для умной власти и в сырьевой экономике место для МСБ должно найтись. Хотя бы с точки зрения самозанятости населения. Умная власть даже от налогов бы ее освободила, как это делают в Китае, если оборот предприятия за год не превышает 3-5 млн. рублей. Тут больше денег потратят на их сбор, на всякие отчетности.
    И совершенно глупая мысль, чтобы в стране были две партии и одна из них та, которая тут озвучена - Партия развития предпринимательства. Это в каком мире абсурда надо жить, чтобы такое предлагать. Хотя понимаю, зато дело у человека есть, он вот "делом" занимается. Партии создает, только вот Кремль ему мешает в этом деле, а так все было бы прекрасно. Даже сам бы и партию возглавил, а она бы заменила и КПРФ и ЛДПР, и СправРоссов. И какие бы деньжища потекли бы из бюджета.
    А.Поц.

  • Анонимно
    26.05.2018 12:18

    Если есть 15-20 лямов рублей лучше уезжайте,на эти деньги пока еще можно очень хорошо,и вполне себе легально,устроиться в Европе с семьей.Россия не для жизни,она для испытаний духа и тела.

    • Анонимно
      26.05.2018 13:22

      Правильно, нечего уже делать в этой нищей стране с падшей неразвитой экономикой .

    • Анонимно
      26.05.2018 16:11

      Не маловато это - 200-300 тыс евро чтобы хорошо устроиться в европе?

  • Анонимно
    26.05.2018 12:19

    В Татарстане -малый бизнес это единицы. Остальные, маскирующиеся под малый бизнес ,коммерческие прокладки бывших и нынешних чинуш при власти,которые созданы по принципы бандитского рэкета. Эти прокладки постоянно меняют названия, а сущность всё та же -бандитский рэкет!!!!!!!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    26.05.2018 12:22

    Нет в России малого бизнеса, от слова совсем. Магазины, кафе - почти все сетевые. Нет уютных частных кафешек, как в Турции или Греции, нет частных узкоспециализированных магазинчиков. Вместо этого обезличенные огромные ТЦ с сетевым бизнесом.

    • I'm CEO
      26.05.2018 12:48

      Кафешек и магазинчиков нет не из за климата в первую очередь, а из-за подхода самих предпринимателей. В Европе хозяин сам стоит за прилавком или выносит еду гостям. А у нас - открыл кафе, набрал бездарного персонала и само как то пусть работает. А ещё одна наша особенность, то только при открытии в кафе все хорошо, а спустя месяц другой и продукты становятся похуже и обслуживание падает и т.д.

      • Вы правы,но куда деваться! У кого есть деньги они как правило бандиты,чиновники,депутаты и силовики оборотни и им стоять за прилавком не стремно и нельзя и поэтому вынуждены набирать кого попало,а те разве на хозяина будут работать как на себя,а те кто мог бы работать хорошо у них нет первоначльного капиталла открыть свою кафэшку и поэтому замкнутый круг и также у нас крестьян и поэтому одни агрохолдинги и нет крестьян!

      • Анонимно
        26.05.2018 15:05

        Татарин Злой
        Вы идеализируете европейских предпринимателей. Хозяин стоит за стойкой не из любви в работе бармена, а из-за тог, что наемный бармен стоит 1-1,5 тысячи евро.
        За такие деньги хозяин и сам постоять может. Плюс жена вместо официанта. А у нас комплект «бармен +официант» стоит 700-800 евро. Потому и нанимают у нас, что рабсила дешевле...

        • Анонимно
          26.05.2018 17:26

          Я не идеализирую, а вижу мировую практику. Даже в Турции хозяин всегда в магазине. Хотя может нанять продавца за 500 евро легко.
          Просто в Европе, если кафе не битком, то оно не выживет. И бизнес там строят на 30-40 лет вперёд. А не как у нас, 3 года и ООО-нку закрыли, лишь бы налоги не платить.

          • Вот в Казань приезжал Потапенко знаменитый и в Сбербанке проводил встречу с бизнесменами Татарстана! И девушка одна спрашивает я организовываю праздники,свадьбы,сама тамада,сама снимаю,но считаю что могу создать агенство,нанять управляющего и фотографов и Потапенко говорит ей: Как вы наймете управляющего ,так вы ему не нафиг будете нужны и вся ваша фирма накроется медным тазом через месяц,так как если бы наемник мог бы сам бы организовал свою фыирму,а так он идет только воровать! У меня был друг классный фотограф и дома открыл студию и к нему на фотосессии приходил весь бомонд! Так вот к нему пришли бандиты и говорят давай откроем фотостудию,мы посадим девочку на кассу,наша аренда,расходы на бумагу,а доход делим пополам! Студия открылась повалили все и те кому нужно фото на паспорт и весь бомонд! Бандит приходит и говорит не правильно мы поделили доход, не справедливо! Давай тебе 25 % и мой друг ушел,туда приняли фотографа ,а через 3 месяца точка закрылась из за отсутствия посетителей! Сегодня найти человека кто бы работал на хозяина как на себя практически невозможно,и поэтому бизнес должен быть либо семейный ,либо хозяин должен быть и директором,и барменом,и грузчиком и электриком и вышибалой сам!Вот я в селе на 500 дворов не могу найти помощника себе на ферму! Почему? Половина как посмотрят и говорят Мэнда бедь шлярга Киряк! Тут ведь работать надо,а кто не приходит говорят у Мурата пить нельзя,воровать нельзя,прогуливать нельзя и поэтому мы все автоматизировали и работаем с женой,а отдыхаем возле комп,а телек за спиной и на кухне другой,а книги читаем когда пасем,доим и тоже по айпаду! Поэтому я против агрохолдингов и пока хозяин на Бали или в Думе,а в это управляющий тырит,а скотники лежат в проходе между коровами пьяные в обнимку с доярками!

            • Уважаемый МУРАТ. Одну умную вещь скажу-но ты не обижайся пожалуйста, помните, как в фильме Мимино?
              При всех Ваших достоинствах, мне кажется, у Вас неуживчивый характер (мягко так скажу). Умение общения с людьми - это 90% мотивации людей, чтобы на Вас они работали. И дело не в желании и возможности, что-то украсть у хозяина. Иногда, работники это делают даже на зло, если работодатель вредный (открою небольшую военную тайну).
              Может я не прав, но лично я за любые деньги бы не стал у Вас работать. Вы очень сложный человек - мне думается.

              • Уважаемый Габдель! С чего Вы взяли что я таких как вы приглашал бы на работу? Я руководил коллективами где работали 600 человек и все со мной уживались,а идиотов,воров я конечно выгонял и меня на альтернативной основе и против воли райкома избирали депутатом 93% населения три раза подряд! Да я не простой человек как сибирский валенок ,хотя родом из Сибири и не вам меня судить! Вы комменты пишите больше меня и я что то не разу не видел что бы вы были в топе и первым! А народ ведь не дурак,хотя нацисты,исламисты,бандиты,оборотни и такие как вы меня ненавидят и я этим горжусь!

              • Анонимно
                28.05.2018 08:41

                Мурат все правильно говорит.А ты попробуй сам открой дело и поработай

            • Анонимно
              28.05.2018 09:51

              а сколько платишь за труд?

      • Анонимно
        26.05.2018 19:52

        Так в чем проблема, открывай кафе, покажи всем как работать надо! Комнату дома освободи, а то куда прибыль складывать будешь? Не в банк же понесешь!

        • I'm CEO
          26.05.2018 23:23

          У меня другие два бизнеса и там я работаю сам и учредителем и директором. Плюс 10 сотрудников.

  • Политическая партия есть у МСБ, как же нет-то. Это " Партия роста" Бориса Титова.
    МСБ зачастую сам недобросовестный.
    - Жестокая эксплуатация наёмных работников,
    - Иногда вместо производства качественных товаров и услуг предпочитают просто откупаться. То есть плодят коррупцию. Кстати коррупция больше от МСБ, чем от представителей крупного бизнеса.
    - Хозяева МСБ зачастую сами не работают, а сидят "на ренте".
    - До ладно бы сами. Ещё на "тёплые место" в своих бизнесах пристраивают своих родственников. Откуда будет рентабельность-то.
    - Практически всегда идут на всё ради прибыли: " Боярышник", массовые пищевые отравления в системе питания и в частности в системе школького питания,"Хромая лошадь", теплоход Булгария, Адмирал и Зимняя Вишня - разве это не результат деятельности МСБ?

    Партии Роста Бориса Титова нужно вначале определится, что такое бизнес в России вообще и МСБ в частности. ДАЙТЕ В КОНЦЕ КОНЦОВ ОПРЕДЕЛЕНИЕ - ЭТО РАБОТА, в конце концов, ИЛИ ПРОСТО ХАПОК?
    Выработать принципы, которые должны пройти обсуждение и одобрение в обществе.
    Выставить "красные буйки" для МСБ: что можно, а что категорически нельзя.

    • Анонимно
      26.05.2018 12:54

      "- Практически всегда идут на всё ради прибыли: " Боярышник", массовые пищевые отравления в системе питания и в частности в системе школького питания,"Хромая лошадь", теплоход Булгария, Адмирал и Зимняя Вишня - разве это не результат деятельности МСБ?"
      Все это как раз только от коррумпированности проверяющих органов...

      • 12.54. А кто их коррумпирует-то?
        Я ведь тоже не с луны свалился.
        Я понимаю, когда, допустим, дают взятку для того, чтобы "замять дело". Но ведь МСБ не сегодня только родился. Так называемая "спонсорская помощь" кем придумана не МСБ ли? Как в одном анекдоте: умирает пожилой человек. Вокруг собрались дети. Вдруг умирающий учуял запах рыбы, которую жена готовила на кухне. Он справедливо возмутился - как же так, в такое грустное для всех время и заниматься домашними хлопотами? Дети стали его успокаивать и оправдывать свою мать: ну, это она на потом готовит.

    • Анонимно
      26.05.2018 13:56

      Адмирал, зимняя вишня, хромая лошадь, булгария это крупный бизнес не надо путать. Вот не люблю не компетентных комментаторов! То что зимняя вишня признана мсб это взятки крупного что бы стать мелким

      • 13.56. Какой крупный бизнес. Вы сами не компетентны. Вы величину бизнеса определяете очевидно этажностью зданий.
        У нас помимо МСБ ещё и ИП есть. Тоже мне знаток нашёлся.

    • Анонимно
      26.05.2018 21:41

      Партия роста- это декларации, а не МСБ. Вы пишете о том, в чем не разбираетесь, это не ваше.

  • Анонимно
    26.05.2018 12:54

    Как деградировал Грачев.
    Чем хуже Яблоко предлаемой партии предпринимателей?
    И что -Яблоко слопали, остался камуфляж.

    • Какое яблоко пария предпринимателей? Явлинский трех куриц в жизни не пас,а все туда же и Грачев тоже как ушел из Татарстана тоже хренью занимается и партии все создает!

      • Анонимно
        28.05.2018 09:55

        сегодня у нас и министры сельского хозяйства корову видели только по телевизору.

  • Анонимно
    26.05.2018 13:00

    Сфера услуг и торговли всё. Народ нищий.

  • Анонимно
    26.05.2018 13:19

    Сетевики олигархи дожимают остатки малого бизнеса. Пора закрывать ИП и ООО. Налогов и отчислений в ПФ платишь больше, чем сами доходы. Ну и плюс покупательная способность населения на уровне африканских стран уже.

    • Анонимно
      26.05.2018 13:54

      Полгода не ездили в Мегу, как-то не доводилось.
      Съездили в прошлые выходные.
      Народ вроде шастает туда-сюда, не спеша.
      Но в магазины заглядывают просто так, как в музеи))
      Продавцы скучают, смотрят с надеждой на людей, взгляды у них обречённые какие-то...

      • Анонимно
        26.05.2018 14:34

        В Мегу народ ходит просто бесплатно гулять с многочисленными своими детьми и всё. Максимум купят сосиски и пончики в Икее, и это у них праздник развлечение. Ну может ради развлечения еще в отдел какой зайдут просто померить что нибудь. А так у нищего народа нет денег на что то иное.

  • Анонимно
    26.05.2018 13:33

    насчёт "шаек" он прав, ведь создал же Греф одну такую привилегированную для крупнейших банков России!...а насчет мелочи-надо "уплотняться"...хотя и такое давно в ходу, например, в виде дробления крупных фирм...


  • Анонимно
    26.05.2018 13:50

    Отряды Путина пусть МСБ создают

  • Иван Грачёв прав. И МСБ правящему классу не нужен, и народ вообще не нужен. Кто как может и хочет выживает. Живём не по демократическим принципам и законам, а по законам джунглей.
    Для развития МСБ нужно хотя бы сделать доступность энергоносителей. Бог с ним, как говорится с нефтью и с газом, но на электроэнергию можно же сделать нормальную цену.
    Как так. В Китай продают по 80 коп. за квт. (значит всё таки такая цена приемлемая), а на внутреннем рынке по 5 рублей. А китайцы давно уже побогаче нас будут.
    Сделать доступным арендное жильё. Как заниматься бизнесом, если жить негде? Не говоря уже о доступности аренды помещений по доступным ценам.
    Только так можно привлечь людей в армию МСБ.
    Народ говорит правящему классу - вы же просто нас физически и морально уничтожаете!
    Нет, ведь, не хотят слышать. Хотят только дифирамбы в свой адрес - критиковать-то опасно.

    • Анонимно
      26.05.2018 15:09

      Татарин Злой
      Открою Вам секрет- цена продажи с Нижнекамской ГЭС около 1 рубля. А потом идут накрутки сетевой компании и энергосбыта. У себя на КТП я покупаю за 5-90.

    • Анонимно
      26.05.2018 15:11

      У нас же демократия, аж, как в самой Америке, нет?
      Американец хвастает: У нас демократия.
      Могу выйти к Белому дому и прокричать: Обама дурак!
      Русский:
      У нас тоже демократия.
      Я тоже могу выйти на Красную Площадь и прокричать: Обама дурак...

      • Анонимно
        26.05.2018 15:28

        Да у них тоже такое при Обаме можно было.
        При Трампе там не забалуешь((

      • Анонимно
        26.05.2018 17:00

        Пересказ анекдота про Рейгана, и возможно более ранний.
        Баян.

        • Анонимно
          26.05.2018 17:52

          Суть не про Рейгана, Трампа, Обаму, а про нашу НАСТОЯЩУЮ демократию.

  • Анонимно
    26.05.2018 14:00

    Правообладатели подают к мсб сотни тысяч исков. Покупают вещь за пятьдесят рублей и требуют в пользу иностранных компаний по сто тысяч. Разоряю ип подчистую. скоро одни сетевики будут и тогда все будет очень дорого. Куклу дочерям по пять- 10 т будете покупать зато типа лицензия. Кстати вот эти банды и можно признать поддерживающими санкции!

  • Анонимно
    26.05.2018 14:05

    Кремль сказал: «Не надо!», Грачёв ответил: «Не будет!». Голова!

  • Анонимно
    26.05.2018 14:09

    Если курятником заведует лиса то сколько партий из цыплят не создавай поголовье в курятнике будет контролировать лиса.И даже обычные перепела поняли что в неволе нет смысла высиживать яйца и бросили этим заниматься.

    • Анонимно
      26.05.2018 18:33

      Поголовье курей надо жестко ограничивать.
      Если их будет 10 млн, то среди них могут появиться орлы, которые призовут лиса к ответу.

  • Анонимно
    26.05.2018 14:10

    Мутный какой-то призыв «шайки создавать». Неужели в экономико-математическом занялись круговой порукой? «Власть народу, а не обкому!» звучало более содержательно.

    • Анонимно
      26.05.2018 16:46

      Согласен. организованная группа лиц, живущая на доходы, добытые незаконным путём... это Шарапов из кино сказал

  • Анонимно
    26.05.2018 14:47

    С праздником Вас уважаемые предприниматели! На мой взгляд развитие бизнеса это дело рук самого бизнеса,главное ,чтобы не мешали работать те,кто сидит в кабинетах. Общаясь со многими чиновниками понимаю,что им до фени проблемы развития частного капитала. Формула бюрократа проста ( создавай проблемы и далее решай за интерес). Власть и МСП должны быть партнерами!

  • Анонимно
    26.05.2018 15:29

    Предлагаю переименовать день предпринимателя в день памяти предпринимателя. Так оно вернее будет.

  • Анонимно
    26.05.2018 16:02

    Шайки не нужны.Нужны,формирования Класса мелких и средних Собственников,и Рабочего класса.Создание Политической организации.Мелкие и средние Собственники будут разорены,Крупным капиталом,или пойдёте в Союз с Рабочим классом.Такова,Логика классовой Борьбы.Другого не было,и не будет.

  • Анонимно
    26.05.2018 17:56

    Сейчас один класс-класс удащливых

  • Анонимно
    26.05.2018 19:27

    С Днём предпринимателя, уважаемые коллеги! Прорвёмся!

  • Анонимно
    26.05.2018 21:39

    Интересно, а как можно объединить мсб? Под каким форматом, да ещё с правом голоса?

  • Анонимно
    26.05.2018 21:40

    Госсоветник тоже создал суверенитет, а что получилось, большая разница.

  • Анонимно
    26.05.2018 21:57

    В день предпринимателя хочу пожелать коллегам успеха. Сила предпринимательства в независимости и свободе. Всегда это было. Нас хотят объединить в шайки для контроля. У каждой шайки есть главарь. Это слабое звено. Сейчас принцип не верь не бойся не проси актуален как никогда. Ну и совести немного ВСЕМ пожелаю.

  • Анонимно
    26.05.2018 22:16

    Один за всех, и каждый за себя.

  • Анонимно
    27.05.2018 06:14

    Рабочий класс всегда будет ненавидеть собственников, бизнесменов, власть и чиновников. Нужны народные предприятия в которых работники являются сами собственниками и вся прибыль от доходов распределяется среди работников.

    • Анонимно
      27.05.2018 10:21

      так то колхоз, то есть ни чье. попробуйте что то подобное создать в своей семье хотя бы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen